Архитектор роман кузьмин в греции 1833 года. Свиязев И.И. Роман Иванович Кузьмин Полный текст дореволюционной публикации

Роман Иванович родился в 1811 году в городе Николаеве в довольно бедной семье. Там же закончил артиллерийское училище, после окончания которого был принят в Императорскую академию художеств в С.-Петербурге за счет средств частично выделяемых ведомством Черноморского флота.

Во время обучения талантливый и трудолюбивый воспитанник Академии Художеств не раз удостаивался высоких наград. На выставке представлен его ученический проект храма Весты. А вот за выпускной «Проект зданиям для жительства богатого помещика в его имении» Кузьмин был награжден Обществом поощрения художников золотой медалью первого достоинства. За получение самой высокой награды ему была предоставлена возможность обучения за границей - «в чужих краях», как писали в официальных документах в то время. Так как Черноморское ведомство продолжало выделять средства на обучение, то настаивало на поезде в Голландию, желая потом получить для себя специалиста по сооружению шлюзов, каналов и прочего. Однако Академия Художеств предпочла отправить выпускника в Турцию, Грецию, Италию. Причем интересно, что половина расходов на стажировку Кузьмина за границей поступала также из Кабинета Его Императорского Величества, т.е деньги выделял император Николай I, который, вероятно, тоже рассчитывал на будущую работу молодого архитектора.

В Турции Константинополь и Софийский собор произвели огромное впечатление на Романа Ивановича, а последующий переезд в Грецию побудили его к глубокому изучению византийского искусства. Для того времени открытие эстетической и конструктивной ценности византийской архитектуры было важным, когда каноны классицизма уже стали себя изживать.

В Греции в афинском Акрополе Кузьмин выполнил обмеры и разработал проект реставрации замечательного храма Ники Аптерос. Храм тогда представлял собой буквально руины. Надо сказать, что понятие «реставрация» в ХIХ веке отличалось от современного, основанного на тщательном научном исследовании. В тот период каждый зодчий предлагал свое решение в зависимости от таланта и воображения.


Император Николай I внимательно следил за успехами Кузьмина и за проект реставрации храма Ники Аптерос подарил своему пенсионеру ценный подарок - бриллиантовый перстень.

Интересно, что вместо положенных 3-х лет Кузьмин пробыл за границей 6, из них в Италии - 4 года. Как и сейчас в Риме, этом Вечном городе, были сосредоточены памятники античной, романской, готической, барочной, классической архитектуры. Кузьмин впитывал и работал, работал. Одним из итогов его работы стала серия чертежей по реставрации античного форума Траяна. За данный проект архитектору было присвоено звание «академика», а на его обмерах памятника потом училось не одно поколение воспитанников Академии Художеств. На выставке представлены материалы проекта форума Траяна и, рассматривая их, можно мысленно побывать в Риме тем, кто еще не успел.

Как ни странно, но после возвращения в Россию Кузьмина не наказали за самовольную задержку в Италии, несмотря на то, что сам Николай I дал разрешение продлить ее только на 1 год. Роман Иванович был направлен в Московскую комиссию строений, а затем назначен архитектором Гоф-интенданской конторы и главным архитектором Министерства Императорского Двора.

В этот период в Петербурге по его проектам были построены Дом придворного духовенства на Шпалерной, Новый придворно-служительский дом на ул.Чайковского, роскошный дом Утина на Конногвардейском проспекте и другие. Многие из них сохранились до наших дней.

В 1844 году Кузьмин спроектировал новый футляр над Домиком Петра I. В должности архитектора Гофф-интенданской конторы он также отвечал за ремонтные работы в петербургских парках.

В Москве по его проектам были построены Ярославский и Рязанский вокзалы.

В Гатчине в те же 40-е годы ХIХ века Р.И.Кузьмин выполнил грандиозную работу: заказ Николай I на перестройку Большого дворца. Архитектору было необходимо решить труднейшую задачу: в рамках старого здания перестроить боковые корпуса и создать там новые парадные и жилые, нарядные и комфортабельные помещения для царской семьи. Благодаря Кузьмину в одном из боковых корпусов появился еще один дворец. Не случайно до Великой Отечественной войны в Гатчинском дворце существовало как бы два музея с отдельными входами, платой, экскурсиями и т.п.: музей ХVIII - в Главном корпусе и музей ХIХ века - в Арсенальном каре.

В Арсенальном каре Р.И.Кузьмин создал разнообразные помещения, которые были нарядными, удобными, тем самым, продемонстрировав эрудицию и большое мастерство. Интерьеры каре были оформлены с использованием приемов разных стилей эклектики или историзма: лжеготики, «второго» рококо, неоклассисицзма. На выставке оценить их красоту оформления и разнообразие убранства можно по серии акварелей, исполненных художником Эдуардом Гау в 70-80 годы XIX века.

Середина XIX века была ознаменована началом бурного развития науки и техники, поисков новых функциональных решений в еще старых архитектурных формах, а также новых строительных материалов, в том числе несгораемых. При перестройки Гатчинского дворца. Р.И.Кузьмин проявил новаторство. Так, кроме традиционного известняка, гранита, натурального и искусственного мрамора он в виде оригинального строительного материала использовал глиняные пустотелые кирпичи - «горшки», как их называли. В декоре фасадов внутреннего двора Арсенального каре также были использованы украшения из обожженной глины. В 90-е годы ХХ века в период возрождения музея чудом уцелевшие львиные головки, фрагменты пилястр, выполненные из такой глины, были сняты со стен хранителем дворца А.С.Елкиной. Их тоже экспонируют на данной выставке.

В Арсенальном каре архитектором были применены разные системы отопления: камины, печи голландские, по системе Свиязева, Цимара.

Также Р.И.Кузьмину перед ремонтом Главного корпуса было поручено сделать обмеры помещений, оформленных А.Ринальди и В.Бренной в предыдушщем веке. И эти бесценные документы легли в основу возрождения дворца уже в наши годы, также как многочисленные сметы, описания работ, рапорты и отчеты архитектора.

Опять же хочется отметить, что работа в Гатчине для архитектора усложнялась постоянным «прессингом» со стороны царственного заказчика. Николай I, который считал себя специалистом и в строительстве, лично утверждал все документы, а также сроки окончания работ, давал распоряжения о поставке и изготовлении предметов убранства, назначал соответствующие наказания и раздавал награждения. Например, в разгар работ 1851 года произошел очередной конфликт архитектора с императором. Государь повелел поднять полы в «собственных покоях», «дабы удобно было смотреть в окна». Кузьмину сделал строгий выговор и потребовал все исправить за его счет. В ответ архитектор доказал, что таким образом он хотел «дать большую высоту комнатам противу первого этажа Кухонного каре». Николай I с доводами архитектора вынужден был согласиться. Позже для смотрения из окон были сделаны специальные подушки.

Завершились работы по дворцу новым оформлением дворцовой площади и торжественным открытием памятника Павлу I. Р.И.Кузьмин занимался строительством главного православного храма во имя Св.Апостола Павла в Гатчине, который украшает одну из старейших улиц нашего города. Павловский собор был построен Романом Ивановичем в «русско-византийском» стиле, который он изучил за границей. Хотя государю был представлен не только проект Р.И.Кузьмина, Николай I выбрал именно его, но опять же внеся свои изменения.

В 1852 году высочайшим указом император повелел «за перестройку двух флигелей Гатчинского дворца и за сооружение в Гатчине Собора» наградить Р.И.Кузьмина «орденом Владимира 4 ст. и единовременно выдать 10 тысяч рублей серебром…».

Павловский собор в Гатчине был первым культовым сооружением в архитектурной практике Р.И.Кузьмина. Но на выставке показаны проекты и изображения и других храмов архитектора, построенных позже - это Греческая церковь во имя Св.Дмитрия Солунского в С-Петерберге, Армянская в Южной Армении, русская в Афинах, православная в Париже и другие.

К сожалению, Греческую церковь постигла трагическая судьба. Хотя замечательный храм уцелел во время Великой Отечественной войны, но был разобран в 1962 году, когда на его месте построили концертный зал «Октябрьский». На это советское варварство поэт Иосиф Бродский написал следующие строки «Теперь так мало греков в Ленинграде…» в своем стихотворении «Остановка в пустыне…», которое на выставку было передано Музеем Анны Ахматовой.

На выставке представлен и проект Р.И.Кузьмина собора во имя Св. А.Невского на улице Дарю в Париже. За его создание архитектор был выбран в члены Парижской Академии Искусств.

Роман Иванович искренне полюбил наш город и долго жил в нем. В районе Варшавского вокзала им были построены собственные дачи. В перестроенном виде последняя из них сохранилась до нашего времени на улице Чкалова.

В заключение надо сказать, что несмотря на то, что карьера Романа Ивановича Кузьмина складывалась удачно и он был высоко оценен современниками, в ХХ веке его имя было почти забыто. Хотелось бы напомнить о вкладе Кузьмина Р.И. в историю нашего города и его архитектурный облик.

КУЗЬМИН РОМАН ИВАНОВИЧ

Кузьмин, Роман Иванович - архитектор (1811 - 1867). Учился в Академии Художеств. Получил золотую медаль за исполнение программы: "Проект усадьбы богатого помещика". Изучал в Европе, Турции и в Греции памятники византийского церковного зодчества; в Риме занимался реставрацией форума Траяна. Построил несколько корпусов для Императорских конюшен, перестроил и расширил Гатчинский дворец, соорудил городской собор в Гатчине. Главные его создания: церковь при русском посольстве в Афинах, православная церковь на улице Дарю в Париже, греческая посольская церковь в Петербурге, дом Утина, выстроенный в стиле Возрождения, на Конногвардейском бульваре в Петербурге и мраморная часовня у Летнего сада.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КУЗЬМИН РОМАН ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КУЗЬМИН РОМАН ИВАНОВИЧ
    (1811-67) — талантливый архитектор, учился в имп. акд. художеств, в качестве пенсионера Черноморского войска, и окончил в ней курс в …
  • КУЗЬМИН РОМАН ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1811-67) ? талантливый архитектор, учился в имп. акд. художеств, в качестве пенсионера Черноморского войска, и окончил в ней курс в …
  • РОМАН в Словаре значений Цыганских имен:
    (заимств., муж.) - осмысливается по аналогии со словом «романо» - «цыганский, цыган», а также «римский, римлянин», что равнозначно с точки …
  • КУЗЬМИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • КУЗЬМИН в Энциклопедии фамилий:
    Многочисленны в русском языке варианты имени Кузьма (от греческого ‘мир, украшение’). В источниках XII в. оно пишется как Кузма. После …
  • РОМАН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    I ЛАКАПИН Византийский император в 920- 945 гг. 115 июня 948 г. Роман происходил из города Лакапы в феме Ликанд. …
  • РОМАН в Краткой биографической энциклопедии:
    Роман - преподобный, ученик св. Сергия Радонежского. Когда в пустыню преподобного Сергия проникли тревоги мирского самоволия и несогласия, Сергий …
  • РОМАН в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному …
  • РОМАН в Литературной энциклопедии:
    большая эпическая форма, самый типичный жанр буржуазного общества. ИСТОРИЯ ТЕРМИНА. — Название «Р.» возникло в эпоху средневековья и первоначально относилось …
  • КУЗЬМИН
    (Кузьмин-Караваев) Николай Николаевич (1919-94), педагог, историк профессионального образования, д-р педагогических наук (1972), профессор (1973). После демобилизации работал учителем и директором …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • РОМАН
    (франц. roman) литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • РОМАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - в настоящее время самая популярная и самая богатая содержанием форма литературных произведений, отражающая в себе современную жизнь со всем …
  • РОМАН
    [французское romans - первоначально литературное произведение, написанное на романском языке] 1) боль шое повествовательное произведение в прозе, иногда и в …
  • РОМАН в Энциклопедическом словарике:
    I а, м. Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом. Исторический р. Романы Льва Толстого. Романный (лит.) - относящийся к …
  • РОМАН в Энциклопедическом словаре:
    2, -а, м. Любовные отношения между мужчиной и женщиной. У нее с ним р. Р. крутить с кем-н. (находиться в …
  • РОМАН
    РОМ́АН СЛАДКОПЕВЕЦ (кон. 5 в.- ок. 560), визант. церк. гимнограф (мелод). Уроженец Сирии. Монах. Автор многострофных лирико-поэтических поэм, называемых кондаками …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "РОМ́АН О РOЗЕ" ("Roman dе la Rose"), памятник франц. лит-ры 13 в., аллегорич. поэма о любви поэта к Розе, олицетворяющей …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "РОМ́АН О ЛИСЕ" ("Roman de Renart"), стихотв. произв., памятник франц. лит-ры сер. 13 в. Рассказывает о борьбе хитрого Лиса-Ренара с …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН МСТИСЛАВИЧ (?-1205), князь новгородский (1168-69), владимиро-волынский (с 1170), галицкий (1188, 1199), сын Мстислава Изяславича. Укреплял княжескую власть в Галиче …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН IV Диоген (?-1072), визант. император c 1068. Разбит и пленён в авг. 1071 при Манцикерте султаном Алп-Арсланом, отпущен на …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН I Лакапин (?-948), визант. император в 920-944, из Македонской династии. Указы Р.I 934, 943 защищали крест. землевладение от захватов …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ОМАН (Roman), г. на В. Румынии. Св. 70 т.ж. Трубопрокатный з-д, маш-ние, хим., лёгкая, пищ. …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН (франц. roman), лит. жанр, эпич. произв. большой формы, в к-ром повествование сосредоточено на судьбах отд. личности в её отношении …
  • КУЗЬМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗЬМ́ИН Род. Осиевич (1891-1949), математик, ч.-к. АН СССР (1946). Тр. по теории чисел и матем. …
  • КУЗЬМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗЬМ́ИН Ник. Вас. (1890-1987), график, нар. худ. РСФСР (1972), ч.-к. АХ СССР (1967). Свободные по манере графич. илл., иногда подцвеченные …
  • КУЗЬМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗЬМ́ИН Мих. Ив. (р. 1938), геохимик, ч.-к. РАН (1991). Осн. тр. по геохимии и рудоносности магматич. пород. Гос. пр. Рос. …
  • КУЗЬМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗЬМ́ИН Вал. Петр. (1893-1973), селекционер, акад. ВАСХНИЛ (1964), акад. АН Казах. ССР (1962), Герой Соц. Труда (1962). Автор высокоурожайных сортов …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • РОМАН в Словаре Кольера:
    детализированное повествование, которое, как правило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самом деле таковыми не являющихся. Какого …
  • РОМАН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    рома"н, рома"ны, рома"на, рома"нов, рома"ну, рома"нам, рома"н, рома"ны, рома"ном, рома"нами, рома"не, …
  • РОМАН в Словаре великорусского языка делового общения:
    роман, детектив - только что поступившая на рассмотрение проектная документация, отчет консультанта и …
  • РОМАН в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, с большим числом действующих лиц, обычно в прозе. Исторический роман. …
  • РОМАН
    Любовные отношения или плод труда …
  • РОМАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Курортная …
  • КУЗЬМИН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Артист …
  • РОМАН в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • РОМАН в Новом словаре иностранных слов:
    (ст.-фр. romans повествование по-французски (а не по-латыни)) 1) большая эпическая форма художественного повествования (как правило прозаическая), обычно отличающаяся многообразием действующих …
  • РОМАН в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. большая эпическая форма художественного повествования (как правило прозаическая), обычно отличающаяся многообразием действующих лиц в раз-ветвленностью сюжета; 2. любовные …
  • РОМАН в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • РОМАН в Словаре русского языка Ожегова:
    1 повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма этической прозы Исторический р. Р.-эпопея. роман 2 любовные отношения …
  • РОМАН в Словаре Даля.
  • РОМАН
    (Roman) , город на востоке Румынии. 71 тыс. жителей (1985). Трубопрокатный завод, машиностроение, химическая, легкая, пищевая промышленность. - (франц. roman), …
  • КУЗЬМИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Валентин Петрович (1893-1973) , российский селекционер, академик ВАСХНИЛ (1964) и АН Казахской ССР (1962), Герой Социалистического Труда (1962). Автор высокоурожайных …
  • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
  • РОМАН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    романа, м. (фр. roman). 1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, с сложным и развитым сюжетом. Зачитываться романами. …
  • НИКОЛАЙ (КУЗЬМИН)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Кузьмин Николай Васильевич. ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | …
  • КУЗЬМИН НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кузьмин Николай Васильевич (1899 - 1937), мученик, певчий. Память 18 октября, в …

В самом центре Афин, неподалеку от бывшей королевской резиденции (ныне здание парламента), стоит великолепный храм в византийском стиле, богослужения в котором часто идут на церковнославянском языке. Он имеет давнюю и интересную историю.

Русско-турецкая война 1828–1829 гг. - поводом к ней стало очередное восстание греков - закончилась Адрианопольским миром, по которому Турция признала независимость Греции, вскоре провозглашенной монархией. Однако занявшая престол баварская католическая династия, неприязненно относившаяся к Православию (король Оттон I закрыл две трети монастырей), вносила разлад в жизнь Элладской Церкви и мало заботилась о ее благосостоянии.

В 1833 русское правительство предложило восстановить церковные отношения с Элладой, дабы «положить твердое основание духовному влиянию, исключительно принадлежащему России и которое, кроме нас, никакая другая Держава не может и не должна иметь». В связи с этим Синод в Петербурге постановил, чтобы в Афинах находилась «российская духовная особа в качестве священника нашей миссии», на которого возлагалась также обязанность распределять финансовую помощь бедным храмам и духовенству и противостоять подрыву Православия. На восстановление разрушенных турками храмов из российской казны было отпущено 50 тыс. руб.

Договор о восстановлении церквей предусматривал открытие церкви при русской миссии, на что было ассигновано 5800 руб. В ее штат входили священник, дьякон, два псаломщика и восемь певчих. Устройство ризницы и иконостаса взяло на себя Министерство иностранных дел. Первоначально посольской церковью стал Преображенский храм XIII века, именовавшийся, по имени ктитора, «Котаки», в квартале Плака, который был восстановлен в 1834–1837 на русские средства. В настоящее время в этом храме, в киоте, справа от алтаря, помещена богослужебная утварь - потиры, дискосы, рипиды, которые сохранились от «русского» периода, а на мраморной доске, укрепленной на наружной стене, на греческом и английском языках сообщается, что постройка «была возобновлена русскими в 1834 году».

Первым священником посольской церкви был назначен ранее служивший в Италии архим. Иринарх (Попов), замечательный проповедник, окончивший свою жизнь в сане архиепископа Рязанского. Он прибыл в Грецию в сентябре 1833, но через два года вынужден был вернуться на родину по состоянию здоровья. По возвращении на родину о. Иринарх представил в Синод необыкновенно ценный меморандум «Общее замечание о состоянии Церкви в греческом королевстве», по прочтении которого Николай I заметил: «Печальная истина». После Иринарха менее года провел в Афинах афонский иером. Аникита (кн. Сергей Александрович Ширинский-Шихматов), известный своей праведной жизнью. Он скончался в 1837 и погребен в греческом Архангельском монастыре (Мони-Петраки) под Афинами. После смерти Аникиты в русскую церковь приглашен был служить греческий священник иером. Анатолий. В те годы старостой (эпитропом) русской общины был Г. А. Катакафис, первый посланник России в Греции.

В 1843 настоятелем в Афины приехал архим. Поликарп, бывший ректор Смоленской Духовной семинарии, который решил устроить для небольшой русской колонии отдельный храм и добился в 1847 передачи российским дипломатам древнего византийского храма «Ликодим» (или «Никодим»). Это здание было, как полагали, воздвигнуто на месте лицея Аристотеля. От слова «лицей» (греч.: «ликей»), якобы, и возникло название «Ликодим». Предание утверждало, будто храм построила Императрица Евдокия, супруга Феодосия-младшего (401–450), родом из Афин, однако найденная на месте надпись указала на более позднее время. Здание, выстроенное неким Стефаном Ликосом, было в XI веке освящено во имя Пресв. Троицы. В XV–XVI веках оно принадлежало Спасо-Никодимовскому монастырю и незадолго до завоевания Афин турками было отреставрировано. Греки часто именовали этот храм «Панагия (т. е. Пресвятая) Ликодиму», и это название широко употребляется и в наши дни. В XIII веке, после завоевания части Византии крестоносцами, храм был обращен в католический. Известно, однако, что как православный он во время турецкого ига вновь действовал при мужском монастыре. При землетрясении 1701 обрушились часть стен и братский корпус. Когда разразилась война за независимость Греции, в здание в 1827 попали два ядра, и оно сильно пострадало (рухнул купол и северо-восточная часть), после чего стояло «в запустении и нечистоте». Как писал очевидец, «четырехугольник стен, ровных и плоских, как четыре доски гроба, с едва выходящею из него шеею купола наводил уныние на душу. Целой трети купола не существовало. Только восточная стена алтаря сохранялась во всей целостности». На этой стене уцелели большие фрагменты византийских фресок, напоминающие росписи киевской Софии.

Знаменитый иером. Антонин (Капустин), профессор Киевской Духовной академии, который позже с большим успехом подвизался на Святой Земле, приехав настоятелем в Афины, добился от греческих властей разрешения на восстановление и начатую в 1847 перестройку переданной церкви «Ликодим». Научную реставрацию вел придворный архитектор Р. И. Кузьмин; его помощником был И. В. Штром, тоже приехавший из Петербурга. Финансировало работы Министерство иностранных дел России. На месте ими занимался афинский инженер-поручик Тилемах Алассопуло. В 1849 работы приостановились из-за войны в Венгрии, но в следующем году возобновились. В подвалах храма Антонин провел археологические раскопки.

При восстановлении был сохранен первоначальный план здания, устранены позднейшие добавления и раскрыты заложенные проемы. Древние фрески были бережно отреставрированы и дополнены работами мюнхенского художника Генриха Тирша, знатока византийского искусства. Он «покрыл фресковыми иконами в золотом поле всю центральную часть церкви от полу до вершины купола, стараясь удержать везде древний византийский стиль, но с тем вместе и дать ему всю правильность, живость и естественность современной живописи». В новых фресках были изображены афинские святые «во имя и славу самих Афин». Во всех наружных стенах вделаны нарядные керамические вставки.

По словам очевидца, «общий цвет нижней половины церкви - коричневый, верхний - красный, своды покрыты голубою краскою со звездами, в нижней части - серебряными, в верхней - золотыми». Эти звезды, как и другие стилизованные орнаменты, исполнил итальянский живописец Винченцо Ланца. После реставрации древний крестово-купольный храм стал одним из лучших в греческой столице и поражал богомольцев гармоничным интерьером и богатым живописным убранством. Интерьер с куполом на восьми колоннах и двумя рядами арок часто сравнивали с царьградской Софией.

В том же стиле, что и церковь, по рисунку архим. Антонина, была возведена из желтого камня, красного кирпича и белого мрамора отдельно стоящая трехъярусная колокольня, подражавшая одной византийской колокольне в Спарте. Колокола были отлиты в Триесте на заводе Карла Миллера, самый большой - «Никодим» - весил 280 пудов. В 1999 колокольня была тщательно отреставрирована за счет греческого правительства. В начале XX века территория вокруг храма была отгорожена изготовленной в Петербурге красивой чугунной решеткой, но позже ее убрали.

Три невысоких иконостаса и престол французский мастер Флоримон Буланже сделал из светлого паросского и пентелийского мрамора, украсив «богатою рельефною и частично сквозною резьбою и позолотою». Царские врата были вырезаны из красного дерева по эскизу Кузьмина. Академик П. М. Шамшин написал в 1846 маслом на цинке 18 образов в главном иконостасе. Среди изображенных святых - шесть русских: трое из северной России и трое из южной. В боковых иконостасах помещены медальоны, где представлены небесные заступники семьи Императора Николая I. Из Петербурга были привезены богатая утварь и облачения. К освящению храма Синод прислал напрестольное Евангелие в дорогом окладе.

Из-за своего преклонного возраста митрополит Эллады и Аттики Неофит не смог освятить русскую церковь и вместо него, после долгих отсрочек, 6 декабря 1855 это сделал архиепископ Мантинейский и Кинурийский Феофан. Главный престол трехпридельного храма был посвящен Пресв. Троице, левый - прав. Никодиму, правый - свт. Николаю Чудотворцу. Собравшимся на освящение были розданы серебряные крестики, привезенные из России. За свои «труды и старание» архимандрит Антонин получил орден Анны 2-й степени, русские дипломаты - благодарность Синода, греческое духовенство - золотые наперсные кресты.

После освящения в подвале церкви появилась вода, которая - как установили раскопки - поступала из засыпанной римской цистерны. Пришлось осушить подвал, чтобы сырость не испортила отреставрированное здание. В 1885 в храме начались протечки, и немецкий архитектор В. Шиллер решил понизить древний купол на полметра. несмотря на протесты своего коллеги Людвига Тирша, брата художника, расписавшего интерьер. Лишь в 1954 вел. кн. Елена Владимировна, супруга греческого принца Николая, которая покровительствовала русской общине, добилась восстановления первоначального византийского купола.

Как правило, в приписанную к посольству церковь из России на три–четыре года присылали архимандритов. В 1890–1894 настоятелем церкви служил Михаил (Грибановский), родной брат известного впоследствии в эмиграции митрополита Анастасия. Вернувшись в Россию и став епископом Таврическим, он стяжал славу духовного писателя, благодаря своей книге «Над Евангелием». Михаила на три года сменил архим. Сергий (Страгородский), который в годы Второй мировой войны был избран Патриархом Московским и Всея Руси. Следующим настоятелем стал архим. Арсений (Тимофеев), будущий еп. Омский и Павлодарский. В 1906–1909 им был архим. Леонтий (Вимпфен), будущий новомученик, еп. Енотаевский. В то время число русских прихожан не превышало 20 человек. Это были дипломаты, сотрудники местного отделения Русского археологического института и несколько дам, живших в Афинах. В июле-августе служб из-за жары не было.

Когда в России разразилась революция, церковь в Афинах, подчинявшуюся непосредственно Синоду, окормлял архим. Сергий (Дабич), который основал русско-греческую гимназию, но в 1919 он уехал из Греции в Италию, где перешел в католичество. При нем общине, лишившейся помощи российской казны, пришлось перестраивать свою жизнь на беженских началах. Настоятелем стал прот. Сергей Снегирев, который возглавил «Союз русских православных христиан в Греции» с целью «поддержания в надлежащем состоянии русской православной церкви св. Троицы». С церковью был тесно связан Союз русских эмигрантов в Греции, во главе с графиней И. П. Шереметевой. Она же в 1940–1950-е руководила церковным сестричеством.

Когда Греция в 1924 признала СССР, община от посольства отделилась и присоединилась к Афинской архиепископии со статусом «параклиса», т. е. общины с ограниченной юридической ответственностью. Этому статусу безуспешно пытались воспротивиться русские иерархи-эмигранты, считавшие такое положение «обособлением», которое усугублялось переходом на новый стиль. В те годы, вплоть до своей смерти, общине помогал Е. П. Демидов кн. Сан-Донато (1868–1943), последний императорский посланник в Греции. В память о муже его вдова С. И. Демидова (урожд. гр. Воронцова-Дашкова, 1870–1953), благотворительница и уполномоченная Российского общества Красного креста, соорудила в церкви «Голгофу». Признавая заслуги князя и его супруги, их похоронили у стен храма.

С 1924 настоятелем служил прот. Георгий Карибов родом с Кавказа, после смерти которого в 1939 им стал архим. Николай (Пекаторос) из одесских греков. С 1952 по 1966 приход окормлял тоже русский грек - архим. Илия (Апостолидис), рукоположенный в 1922 в Советской России, где его четыре раза подвергали аресту. В 1927 он получил разрешение репатриироваться в Грецию. Закончил иерей свою жизнь как епископ Канадский и Монреальский Анатолий. С 1966 в храме служит архим. Тимофей (Саккас), также выходец из России. Он является одновременно игуменом монастыря Св. Духа (Параклиту) в местечке Оропос-Аттики и ведает делами русского кладбища в Пирее. Отец Тимофей наладил выпуск душеполезной литературы, распространяемой бесплатно в Греции и в России. В последние годы ему сослужит второй священник - о. Георгий Скутелис, знающий русский язык.

Кроме старинных, в храме есть и более поздние современные иконы. Например, в притворе стоят четыре резных киота с иконами вмч. Георгия Победоносца, прп. Серафима Саровского, прав. Иоанна Кронштадтского, новомученика Иоанна Русского. Помнят прихожане о реликвиях, связанных с Королевой эллинов Ольгой Константиновной, часто бывавшей в русском храме, хотя во дворце у нее была своя домовая церковь. Это - хрустальное паникадило и образ св. блг. кн. Ольги, а также иконы, преподнесенные Королеве русскими моряками.

В 1955 во время работ, в восточном углу храма, было обнаружено кладбище с костницей, где, согласно старым хроникам, были похоронены киевские горожане и монахи, захваченные в плен татарами и проданные на невольничьем рынке в Константинополе. Обнаруженные останки были бережно перенесены в крипту церкви.

Стараниями общины в конце 1950-х, на восточной окраине Афин, на ул. Илектрополеу 45, был выстроен прекрасно оборудованный четырехэтажный дом для престарелых эмигрантов из России. При доме собрана хорошая библиотека, в фонды которой попало книжное собрание закрытого в конце 1970-х «Союза русских эмигрантов Македонии-Фракии», и имеется небольшой музей, составленный из вещей умерших призреваемых. В саду этой богадельни в 1962 была возведена в русском стиле небольшая шатровая церковь прп. Серафима Саровского. Трехъярусный золоченый иконостас XIX века привезли из заброшенной русской обители на Афоне. В храме есть частица мощей преподобного, подаренная Московской Патриархией.

История церкви в Афинах неразрывно связана с русским кладбищем в порту Пирей, на ул. Платона, которое появилось в конце XIX столетия при военно-морском госпитале, основанным Королевой Ольгой (ее прах покоится на кладбище б. королевской резиденции Татой под Афинами). Во флигеле трехэтажного госпиталя с 1904 действовала домовая церковь св. равноап. кн. Ольги, убранство которой было создано на пожертвования офицеров стоявшей в Пирее русской эскадры. Иконы привезли из Кронштадта.

В начале 1960-х маленькая местная русская община прекратила свое существование, и сейчас в храме служат греческие капелланы. Церковное здание, сохранившее свое убранство, перешло к Морскому министерству Греции, которое еще раньше завладело госпиталем. С 1917 долгое время настоятелем этой церкви, подчинявшейся РПЦЗ, был энергичный прот. Павел Крахмалев, бывший благочинный Русского экспедиционного корпуса на Балканах.

На кладбище поначалу погребали только русских моряков и воинов (среди них генерал-лейтенант кн. М. А. Кантакузен), затем - эмигрантов, в числе которых были духовные лица: прот. Георгий Карибов, прот. Иоанн Турский, настоятель салоникской церкви (ум. 1956), прот. Константин Федотов, последний настоятель пирейской церкви (ум. 1959); офицеры царской армии - подполковник Г. А. Рудольф, генерал-майор Д. П. Енько, генерал-лейтенант В. А. Чагин и другие. Есть и казачьи могилы, о них напоминает большой памятник поставленный Афинской казачьей станицей.

В Санкт-Петербурге , дом Утина, выстроенный в стиле Возрождения на Конногвардейском бульваре в Санкт-Петербурге .

Реставрация памятников Награды

Биография

Самыми главными зданиями Кузьмина, в которых ярко выразились его художественный вкус и знание архитектурных стилей, признаются церковь при русском посольстве в Афинах , православный собор на улице Дарю в Париже , греческая посольская церковь в Санкт-Петербурге (при участии арх. Ф. Б. Нагеля ; не сохранилась) и роскошный дом, выстроенный в стиле Возрождения для Утина там же, на Конногвардейском бульваре . Последним его сооружением была мраморная часовня у Летнего сада .

На 1867 год - действительный статский советник (с 16 декабря 1861 года), член Учёного комитета Министерства путей сообщения и старший архитектор ведомства Придворной Его Величества конторы.

Награды

  • Орден Святого Владимира 4-й степени (1852 год)
  • Орден Святого Станислава 2-й степени (1858 год)
  • Орден Святой Анны 2-й степени (1861 год; императорская корона к этому ордену пожалована в 1865 году)

Постройки

Санкт-Петербург

  • Шпалерная улица , д.№ 52 - дом придворного духовенства. .
  • Улица Чайковского , д.№ 2, средний корпус - придворно-служительский дом. - .
  • Шпалерная улица , д.№ 35 - придворно-служительский дом. - . Включен существовавший дом.
  • Петровская набережная , д.№ 6 - футляр Домика Петра I . . (Расширен).
  • Улица Чайковского , д.№ 30 - особняк Л. В. Кочубея. - . Завершен Г. А. Боссе .
  • Стремянная улица , д.№ 5 - доходный дом. .
  • Набережная канала Грибоедова , д.№ 11 / Малая Конюшенная улица , д.№ 6 / Чебоксарский переулок , д.№ 1 - здание Придворного госпиталя. Перестройка. - . (Перестроено).
  • 1-я Красноармейская улица , д.№ 3 - 5 - доходный дом Т. Тарасовой. - . Совместно с К. К. Андерсоном и А. И. Ланге .
  • Конногвардейский бульвар , д.№ 17 / Галерная улица , д.№ 20, правая часть / Замятин переулок , д.№ 4 - доходный дом И. О. Утина. - .
  • Греческая площадь / Лиговский проспект , д.№ 6 - греческая посольская церковь Димитрия Солунского (при участии арх. Ф. Б. Нагеля ). - (снесена в 1962 году для постройки концертного зала «Октябрьский»).
  • Дворцовая набережная у Летнего сада ( -) - часовня Александра Невского в память о спасении Александра II при покушении. (Не сохранилась).

Гатчина

  • Перестройка и расширение Гатчинского дворца

Москва

  • Ярославский вокзал (1859-1862, перестроен)
  • Рязанский вокзал (1863, строительство осуществлял А. П. Попов ; не сохранился)

Напишите отзыв о статье "Кузьмин, Роман Иванович"

Примечания

Литература

  • Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова . - СПб. , 1896-1918. - Т. 9.
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / сост. В. Г. Исаченко ; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. - СПб. : Лениздат , 1998. - 1070 с. - ISBN 5-289-01586-8 .
  • Список гражданским чинам IV класса. Исправлен по 1 февраля 1867 года. - СПб., 1867. - С. 431.
  • Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. - М .: КРАБиК, 1998. - С. 151. - 320 с. - ISBN 5-900395-17-0 .

Ссылки

  • (2012)

Отрывок, характеризующий Кузьмин, Роман Иванович

– Что же меня спрашивать? Генерал Армфельд предложил прекрасную позицию с открытым тылом. Или атаку von diesem italienischen Herrn, sehr schon! [этого итальянского господина, очень хорошо! (нем.) ] Или отступление. Auch gut. [Тоже хорошо (нем.) ] Что ж меня спрашивать? – сказал он. – Ведь вы сами знаете все лучше меня. – Но когда Волконский, нахмурившись, сказал, что он спрашивает его мнение от имени государя, то Пфуль встал и, вдруг одушевившись, начал говорить:
– Все испортили, все спутали, все хотели знать лучше меня, а теперь пришли ко мне: как поправить? Нечего поправлять. Надо исполнять все в точности по основаниям, изложенным мною, – говорил он, стуча костлявыми пальцами по столу. – В чем затруднение? Вздор, Kinder spiel. [детские игрушки (нем.) ] – Он подошел к карте и стал быстро говорить, тыкая сухим пальцем по карте и доказывая, что никакая случайность не может изменить целесообразности Дрисского лагеря, что все предвидено и что ежели неприятель действительно пойдет в обход, то неприятель должен быть неминуемо уничтожен.
Паулучи, не знавший по немецки, стал спрашивать его по французски. Вольцоген подошел на помощь своему принципалу, плохо говорившему по французски, и стал переводить его слова, едва поспевая за Пфулем, который быстро доказывал, что все, все, не только то, что случилось, но все, что только могло случиться, все было предвидено в его плане, и что ежели теперь были затруднения, то вся вина была только в том, что не в точности все исполнено. Он беспрестанно иронически смеялся, доказывал и, наконец, презрительно бросил доказывать, как бросает математик поверять различными способами раз доказанную верность задачи. Вольцоген заменил его, продолжая излагать по французски его мысли и изредка говоря Пфулю: «Nicht wahr, Exellenz?» [Не правда ли, ваше превосходительство? (нем.) ] Пфуль, как в бою разгоряченный человек бьет по своим, сердито кричал на Вольцогена:
– Nun ja, was soll denn da noch expliziert werden? [Ну да, что еще тут толковать? (нем.) ] – Паулучи и Мишо в два голоса нападали на Вольцогена по французски. Армфельд по немецки обращался к Пфулю. Толь по русски объяснял князю Волконскому. Князь Андрей молча слушал и наблюдал.
Из всех этих лиц более всех возбуждал участие в князе Андрее озлобленный, решительный и бестолково самоуверенный Пфуль. Он один из всех здесь присутствовавших лиц, очевидно, ничего не желал для себя, ни к кому не питал вражды, а желал только одного – приведения в действие плана, составленного по теории, выведенной им годами трудов. Он был смешон, был неприятен своей ироничностью, но вместе с тем он внушал невольное уважение своей беспредельной преданностью идее. Кроме того, во всех речах всех говоривших была, за исключением Пфуля, одна общая черта, которой не было на военном совете в 1805 м году, – это был теперь хотя и скрываемый, но панический страх перед гением Наполеона, страх, который высказывался в каждом возражении. Предполагали для Наполеона всё возможным, ждали его со всех сторон и его страшным именем разрушали предположения один другого. Один Пфуль, казалось, и его, Наполеона, считал таким же варваром, как и всех оппонентов своей теории. Но, кроме чувства уважения, Пфуль внушал князю Андрею и чувство жалости. По тому тону, с которым с ним обращались придворные, по тому, что позволил себе сказать Паулучи императору, но главное по некоторой отчаянности выражении самого Пфуля, видно было, что другие знали и он сам чувствовал, что падение его близко. И, несмотря на свою самоуверенность и немецкую ворчливую ироничность, он был жалок с своими приглаженными волосами на височках и торчавшими на затылке кисточками. Он, видимо, хотя и скрывал это под видом раздражения и презрения, он был в отчаянии оттого, что единственный теперь случай проверить на огромном опыте и доказать всему миру верность своей теории ускользал от него.
Прения продолжались долго, и чем дольше они продолжались, тем больше разгорались споры, доходившие до криков и личностей, и тем менее было возможно вывести какое нибудь общее заключение из всего сказанного. Князь Андрей, слушая этот разноязычный говор и эти предположения, планы и опровержения и крики, только удивлялся тому, что они все говорили. Те, давно и часто приходившие ему во время его военной деятельности, мысли, что нет и не может быть никакой военной науки и поэтому не может быть никакого так называемого военного гения, теперь получили для него совершенную очевидность истины. «Какая же могла быть теория и наука в деле, которого условия и обстоятельства неизвестны и не могут быть определены, в котором сила деятелей войны еще менее может быть определена? Никто не мог и не может знать, в каком будет положении наша и неприятельская армия через день, и никто не может знать, какая сила этого или того отряда. Иногда, когда нет труса впереди, который закричит: „Мы отрезаны! – и побежит, а есть веселый, смелый человек впереди, который крикнет: «Ура! – отряд в пять тысяч стоит тридцати тысяч, как под Шепграбеном, а иногда пятьдесят тысяч бегут перед восемью, как под Аустерлицем. Какая же может быть наука в таком деле, в котором, как во всяком практическом деле, ничто не может быть определено и все зависит от бесчисленных условий, значение которых определяется в одну минуту, про которую никто не знает, когда она наступит. Армфельд говорит, что наша армия отрезана, а Паулучи говорит, что мы поставили французскую армию между двух огней; Мишо говорит, что негодность Дрисского лагеря состоит в том, что река позади, а Пфуль говорит, что в этом его сила. Толь предлагает один план, Армфельд предлагает другой; и все хороши, и все дурны, и выгоды всякого положения могут быть очевидны только в тот момент, когда совершится событие. И отчего все говорят: гений военный? Разве гений тот человек, который вовремя успеет велеть подвезти сухари и идти тому направо, тому налево? Оттого только, что военные люди облечены блеском и властью и массы подлецов льстят власти, придавая ей несвойственные качества гения, их называют гениями. Напротив, лучшие генералы, которых я знал, – глупые или рассеянные люди. Лучший Багратион, – сам Наполеон признал это. А сам Бонапарте! Я помню самодовольное и ограниченное его лицо на Аустерлицком поле. Не только гения и каких нибудь качеств особенных не нужно хорошему полководцу, но, напротив, ему нужно отсутствие самых лучших высших, человеческих качеств – любви, поэзии, нежности, философского пытливого сомнения. Он должен быть ограничен, твердо уверен в том, что то, что он делает, очень важно (иначе у него недостанет терпения), и тогда только он будет храбрый полководец. Избави бог, коли он человек, полюбит кого нибудь, пожалеет, подумает о том, что справедливо и что нет. Понятно, что исстари еще для них подделали теорию гениев, потому что они – власть. Заслуга в успехе военного дела зависит не от них, а от того человека, который в рядах закричит: пропали, или закричит: ура! И только в этих рядах можно служить с уверенностью, что ты полезен!“

Учился в Императорской академии художеств, в качестве пенсионера Черноморского войска, и закончил её в 1832, с званием классного художника и с малой золотой медалью, присужденной ему за «проект духовной семинарии». В следующем году, за исполнение другой программы: «Проект усадьбы богатого помещика», был удостоен большой золотой медали и вскоре после этого отправлен за границу.

В Европейской Турции и в Греции изучал памятники преимущественно византийского церковного зодчества, в Риме занимался реставрацией форума Траяна и, проведя вообще за границей шесть лет, вернулся в Санкт-Петербург в 1840. За работы, исполненные им во время этого путешествия, ему было присвоено звание академика, из которого он через год был повышен в профессоры, за проект здания для медико-хирургической академии с клиниками и другими строениями.

После этого Кузьмин служил старшим архитектором при гоф-интендантской конторе и, в этой должности, возвёл немало построек для дворцового ведомства, среди которых несколько корпусов для Императорских конюшен, перестроил и расширил Гатчинский дворец, участвовал в перестройке Певческой капеллы (1857) и соорудил городской собор в Гатчине.

Самыми главными зданиями Кузьмина, в которых ярко выразились его художественный вкус и знание архитектурных стилей, признаются церковь при русском посольстве в Афинах, православный собор на улице Дарю в Париже, греческая посольская церковь в Санкт-Петербурге (при участии арх. Ф. Б. Нагеля; не сохранилась) и роскошный дом, выстроенный в стиле Возрождения для Утина там же, на Конногвардейском бульваре. Последним его сооружением была мраморная часовня у Летнего сада.

Постройки

Санкт-Петербург

  • Шпалерная улица, д.№ 52 - дом придворного духовенства. 1842.
  • Улица Чайковского, д.№ 2, средний корпус - придворно-служительский дом. 1843-1844.
  • Шпалерная улица, д.№ 35 - придворно-служительский дом. 1843-1847. Включен существовавший дом.
  • Петровская набережная, д.№ 6 - футляр Домика Петра I. 1844. (Расширен).
  • Улица Чайковского, д.№ 30 - особняк Л. В. Кочубея. 1844-1846. Завершен Г. А. Боссе.
  • Стремянная улица, д.№ 5 - доходный дом. 1850.
  • Набережная канала Грибоедова, д.№ 11 - Малая Конюшенная улица, д.№ 6/Чебоксарский переулок, д.№ 1 - здание Придворного госпиталя. Перестройка. 1852-1857. (Перестроено).
  • 1-я Красноармейская улица, д.№ 3 - 5 - доходный дом Т. Тарасовой. 1858-1859. Совместно с К. К. Андерсоном и А. И. Ланге.
  • Конногвардейский бульвар, д.№ 17 - Галерная улица, д.№ 20, правая часть - переулок Леонова, д.№ 4 - доходный дом И. О. Утина. 1858-1860.
  • Греческая площадь - Лиговский проспект, д.№ 6 - греческая посольская церковь Димитрия Солунского (при участии арх. Ф. Б. Нагеля). 1861-1866 (снесена в 1962 году для постройки концертного зала «Октябрьский»).
  • Дворцовая набережная у Летнего сада (1866-1867) - часовня Александра Невского в память о спасении Александра II при покушении. (Не сохранилась).

Гатчина

  • Перестройка и расширение Гатчинского дворца
  • Собор Святого апостола Павла (Гатчина)
 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме