Балалайка рассказ об инструменте. Большая балалайка-конрабас - русский народный музыкальный инструмент. Известные исполнители и коллективы

Cообщение про балалайку кратко поможет узнать много полезной информации об этом музыкальном инструменте.

Сообщение о балалайке

Балалайка - русский, белорусский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом треугольной формы.

История балалайки для детей

История этого музыкального инструмента корнями уходит далеко в глубину веков. Касательно места ее происхождения, то существует много документальных свидетельств на эту тему. Одни считают, что она была изобретена на Руси, другие, что балалайка произошла от домбры (народного инструмента киргиз–кайсаков), а третьи, что ее позаимствовали от татар. Неоднозначность вызывает и дата появления инструмента. Большинство музыковедов и историков придерживаются условной даты — 1715 год, хотя о ней упоминается в сведеньях 1688 года.

Предполагается, что балалайку изобрели крепостные, чтобы скрасить свою службу у помещика. Постепенно она распространилась среди скоморохов и крестьян, которые разъезжали по территории всейРоссии. Скоморохи выступали с балалайками на ярмарках, веселя народ, и зарабатывая тем самым себе на жизнь. Однажды великий князь Руси Алексей Михайлович издает указ, который повелевал собрать все музыкальные инструменты и сжечь их на костре, ибо нечего веселье распространять вместо работы. А тех, кто отказывался отдавать балалайки и прочие инструменты, было приказано отпороть и отправить в Малороссию в ссылку. Репрессии продолжались вплоть до смерти царя. Музыкальный инструмент оказался в забвении вплоть до середины XIX века. Редко в каких дворах звучала его мелодия.

Однажды Василий Васильевич Андреев, молодой дворянин, путешествуя по своему имению, услышал у своего дворового Антипа балалайку. Он поразился звучанием инструмента и решил сделать из него наипопулярнейший инструмент. Сначала Василий Васильевич сам научился играть на балалайке, а потом решил немного усовершенствовать звучание и отвез в Петербург к скрипичному мастеру Иванову. Работа была тяжелой и долгой. Новая балалайка превзошла все ожидания Андреева: внешний вид, звучание и мелодичность завораживали. Дворянин задумал вернуть инструменту былую народную славу. Так он вновь распространился по России.

Василий Васильевич на достигнутом не останавливался. Он создал семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого были приглашены известные мастера Налимов и Пасербский. Вместе они изготовили: дискант, прима, пикколо, секунда, альт, бас, контрабас. На этих инструментах основывался созданный Великорусский оркестр, объездивший не только Россию, но и другие страны.Вначале Андреев играл в оркестре, а после дирижировал им. Параллельно давал сольные концерты, которые получили название «вечер балалайки».На сегодняшний день инструмент вновь переживает тяжелые времена, даже в деревнях о нем забыли.

Как устроен инструмент?

После модернизации Василия Васильевича Андреева балалайка была укорочена до 600 – 700 мм, одно круглое резонаторное отверстие было заменено несколькими (расположенных звездообразно). Дека изготавливалась из ели, а задняя часть из бука. Так корпус приобрел улучшенные резонансные свойства. Балалайка состоит из таких частей:

  • Корпус. Он состоит из передней части и задней части, которая склеенная из деревянных сегментов.
  • Гриф. На нем расположились лады.
  • Головка. Это верхняя часть инструмента, где находятся колки и механика для настраивания балалайки.

Какой звук издает балалайка?

Инструмент обладает богатыми исполнительскими, акустическими и художественными достоинствами. Издает негромкий звук, но мягкий и звонкий. Тембр нежный, камерный. Источником звука выступают сильно натянутые струны, которые зажимаются пальцами левой руки на ладах. У балалайки всего 3 струны. Две нижние звучат одинаково: звук «ми» первой октавы. Первая струна: звук «ля» на кварту выше.

  • Балалайка для иностранцев является модным сувениром из России.
  • Возраст самой старой балалайки составляет 120 лет. Ее можно увидеть в ульяновском музее.
  • Мастер, который занимается изготовлением данного инструмента, называется балайкером.
  • На ней играют в оркестрах русских народных инструментах в Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии.
  • В XIX веке для поднятия боевого духа всем солдатам выдавали балалайку. После окончания службы они могли оставить ее себе.
  • Русская императорская семья инициировал поездку ансамбля Василия Васильевича Андреева на Парижскую выставку, где Европа впервые услышала и увидела балалайку. Они имели огромный успех.

Надеемся, что доклад про балалайку помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации об этом русском музыкальном инструменте. А свой краткий рассказ про балалайку Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Балалайка – самый известный и распространенный русский народный инструмент, который относят к щипковым; имеет 3 струны (в редких случаях 4, для басовых вариаций), при этом используются различные способы настройки. Корпус треугольный или округлый, реже другой формы. Изготавливается из деревянных массивов или из отдельных фрагментов.
Балалайка считается символом русского народного творчества, сейчас присутствует даже в иностранных музыкальных магазинах. В музыкальных школах, училищах, консерваториях есть класс балалайки, инструмент применяется в народных ансамблях. Есть возможность установки звукоснимателей, так можно превратить инструмент в электронный, что весьма востребовано.

История происхождения

Существует несколько версий возникновения балалайки. Однозначно можно сказать, что впервые инструмент стал упоминаться с конца XVII века. Наиболее популярной гипотезой является происхождение от домбры, которая пришла в европейские страны из Азии; имела всего лишь две струны и до сих пор используется в небольших восточных ансамблях национальной музыки. В конце XIX века ряд известных музыкантов и конструкторов решили переработать балалайку и усовершенствовать её. Первым предложением (его сделал В. Андреев ) было применить в изготовлении композитные древесные породы, то есть сделать переднюю деку из ели, а заднюю часть корпуса из бука, он же предложил изготовить укороченный вариант, который должен был выглядеть более компактно и практично.

Позже Ф. Пасербский занялся конструированием целого семейства балалаек с разными диапазонами и спецификой звучания, в итоге все эти модели вошли в русский оркестр и стали его основой. Конструктор получил патент на изобретение в Германии и занялся производством балалаек, которые стали называть народными или андреевскими. По другим сведениями балалайка в различных видах и модификациях встречалась ещё со времен «шутовства», когда ряженые заходили в избы и устраивали небольшие представление на потеху зрителям. Интересно, что в Украине и Белоруссии балалайка также считается народным инструментом и в разной степени распространена.

Виды балалаек

Семейство балалаек в полном составе входит в оркестр русских народных инструментов , при этом прима выполняет солирующую функцию, а остальные разновидности – аккомпанирующую, секунда и альт играют созвучиями, а бас и «отрабатывают» басы. Балалайки бас и контрабас звучат ниже на октаву, чем записано в нотах. Можно увидеть эти балалайки в различном сочетании – друг с другом, а также с другими инструментами, например популярны такие дуэты, как баян-балалайка, фортепиано-балалайка и др.

Перечислим все разновидности балалаек:

  1. Прима
  2. Секунда
  3. Контрабас

Конструкция

Длина современной балалайки (примы) колеблется в пределах 55-75 см, но существуют и модели с пониженным строем, которые могут иметь размер до 2 метров. При этом конструкция их схожа: корпус с закрепленным на нём грифом. Задняя часть корпуса составная, состоит из сегментов, а передняя, дека, плоская, делается из хвойных сортов дерева и служит в качестве резонатора, в ней проделано отверстие, куда попадает звук. К корпусу крепится гриф, который имеет 16 и более ладов – это набитые полоски из стали или другого крепкого материала (например из кости), в верхней части грифа размещаются колки для натяжения струн, применяется червячная передача – как и для многих струнных инструментов.

Головка грифа отогнута назад, эта специфика пришла к нам из древних времен. Струны бывают металлические, а могут быть из пластика, нейлона, жильные и др. В каждом случае существенно меняется звучание инструмента. Некоторые исследователи сообщают, что форма балалайки раньше была округлой, то есть в целом инструмент напоминал домру, но сейчас такие разновидности встречаются крайне редко. Высота струн регулируется специальной подставкой, которая может быть передвинута при надобности.

Звучание

Балалайки обладают превосходным и неповторимым звучанием : звонким, но в то же время мягким (если говорить о приме). На басовых балалайках применяются приемы, схожие с контрабасом, бас-гитарой и прочими низкими инструментами (щипки, «слэп» и др.), а на «высоких» балалайках следующие:

  • бряцание;
  • тремоло;
  • пиццикато;
  • двойное пиццикато;
  • вибрато;
  • дроби и др.

Уникальность балалайки заключается в том, что она – идеальный аккомпанирующий инструмент, но при этом на ней удобно солировать : верхние струны зажимаются большим пальцем левой руки, а остальные пальца левой руки играют мелодию, соло. Вот почему ансамбли балалаек так востребованы и популярны.

Возможны следующие варианты строя:

  • академический (ля-ми-ми);
  • народный (соль-ми-до);
  • квартовый (ре-ля-ми).
  • Вы можете

    Видео

    Слушать балалайку : Михаил Рожков : Евгений Блинов : Алексей Архиповский : Балалайка Контрабас : Осетинская балалайка : Чеченская балалайка : Балалайка Лезгинка :

П риветствую Вас, мои дорогие читатели! Если заглянули на эту страничку, значит Вы – люди любознательные, а я очень уважаю любознательных. Кто я? Я – Старик Граммофон. Я знаю много интересных историй. Мы, старики, любим поболтать! Вот и я хочу рассказать Вам одну историю…

О балалайке! Что это Вы нахмурились? Скучно, говорите… Ну тогда скажите-ка мне, почему вот уже почти 70 лет в США действует запрет на продажу русской балалайки? Почему, когда заморские туристы представляют себе Россию, в их воображении рисуется этакий бурый медведь с балалайкой? Почему непременно с балалайкой?! Скажете, это вроде национального колорита. Колорит-то он, конечно, колорит. Да только не все так просто, как кажется на первый взгляд. Что, мои друзья, уже интересно стало? Ну, тогда читайте и слушайте.

История балалайки насчитывает почти три столетия. Известно, что к концу XVIII века она была одним из самых любимых инструментов русского народа. Но существовала ли балалайка в России до XVIII века? Как, когда и откуда она появилась? Неизвестно. Многие ученые мужи сходятся на том, что балалайка произошла от домры, которую русские переняли от восточных племен, выходцев из Азии. На какое-то время домра сделалась любимым инструментом бродячих музыкантов-затейников скоморохов с их бытовым, народно-сатирическим репертуаром. Церковь очень враждебно относилась к домре, рассматривая все народные инструменты, а в особенности инструменты струнные, как "сосуд Диавола" и "бесовские игры" . Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине XVII века приняло характер их массового уничтожения. Эта многовековая борьба привела к тому, что к началу XVIII века домра была совершенно забыта. Но, в то же самое время, появилась балалайка и заняла прочное место в народном творчестве. Как же так? Откуда вдруг? На самом деле, домра народом не была брошена, она только замаскировалась под другим названием, несколько видоизменилась и упростилась. Инструменту, который был предан гонению церковью и властями, хитрюга-народ сначала переменил название, дав новое, обозначающее предмет для забавы и развлечения. Затем, так как приходилось это музыкальное орудие изготовлять домашними средствами и наскоро, то для упрощения работы корпус начали сколачивать не полукруглым как у домры, а обрезанным снизу, а потом и вовсе треугольным из простых дощечек. Кроме того, на балалайку перенесен был и старинный русский прием игры – бряцание по струнам кистью руки. Поэтому инструмент и стал называться "брунькой" , "балабайкой" , "балалайкой" . Так из азиатской домры получилась русская балалайка . Но некоторые ученые приписывают балалайке другое – татарское происхождение. Они считают, что балалайка была изобретена самими русскими во время татарского владычества или была заимствована от татар. Татарское слово "балалар" в переводе на русский язык означает "дети" . Если к нему приставить типично русское окончание "-ка" , то полученное слово "балаларка" уж очень становится похоже на "балалайку" . Однако если согласиться с этой версией о татарском происхождении инструмента, то получается, что балалайка появилась в России не в XVIII веке, а, по крайней мере, лет на 400 раньше!

В общем, вопрос о происхождении балалайки оказался сложным и запутанным. В начале XIX века по популярности балалайки был нанесен удар распространением в России семиструнной русской гитары. Начался процесс постепенного исчезновения балалайки из народного музыкального быта. Затем серьёзный ущерб популярности балалайки был нанесен "голосистой тальянкой" (разновидность гармони), тоже широко распространившейся в России в середине XIX века. Конечно, балалайка не исчезла совсем из музыкального обихода народа, но ее популярность продолжала падать.

Неизвестно, как бы сложилась судьба балалайки, не окажись на ее пути страстного любителя русской народной музыки Василия Васильевича Андреева. Именно с него начинается второе рождение балалайки и начало расцвета национальной инструментальной музыки.

Василий Васильевич Андреев (1861–1918) – выдающийся патриот России, реформатор русских народных инструментов, создатель и руководитель первого Великорусского оркестра, педагог, композитор, дирижер, исполнитель-виртуоз на балалайке и гармонике. Происходил из старинного дворянского рода. С ранних лет был увлечен фольклорной музыкой и самоучкой играл на многих инструментах. Услышав летом 1883 г. в своем имении Марьино в Тверской губернии игру балалечника-самородка Антипа, В.В. Андреев был поражен богатыми возможностями примитивного инструмента и загорелся идеей его усовершенствования. Уже в следующем году он отважился выступить в качестве солиста-балалаечника в благотворительном концерте в Самаре, а в 1886 г. с новой, улучшенной им балалайкой дебютировал в Петербурге в зале Благородного собрания. Незаурядная одаренность и обаяние в сочетании с аристократическим лоском быстро превратили В.В. Андреева в кумира великосветских салонов и законодателя мод. В 1887 г. им был организован «Кружок любителей игры на балалайках» . Выступление этого Кружка в зале Городского Кредитного общества в Петербурге 20 марта 1888 г. стало первым в истории Андреевского оркестра. В результате его неутомимой и бескорыстной педагогической деятельности в войсках, железнодорожных училищах, на курсах сельских учителей - балалайки и домры распространились по всей России, а вместе с инструментами возвращались и народные песни.

Благодаря триумфальным гастролям Кружка, а затем Великорусского оркестра в странах Европы и США, русские инструменты завоевали популярность далеко за пределами России. В 1892 г. во Франции В.В. Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки. В 1913 г. ему пожалован титул надворного советника, а в 1914 г. – звание . Делу возрождения народных инструментов В.В. Андреев отдал не только все свое состояние, но и всю жизнь. Умер В.В. Андреев в ночь на 26 декабря 1918 г. Последними его слушателями были бойцы Уральского фронта.

Одним из самых знаменитых исполнителей-балалаечников, слава о котором гремела по всему миру был Борис Сергеевич Трояновский (1883–1951) . Его называли "русским Паганини" , "королем балалайки" , "балалаечником Кубеликом" (в честь прославленного чешского скрипача-виртуоза и композитора Яна Кубелика). Он был основоположником современной школы виртуозного исполнительства на балалайке. С 1904 по 1911 гг. являлся солистом Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева. Много ездил по России, побывал за границей - в Германии, Англии, Франции, Америке... Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. В Англии осенью 1909 г. Б.С. Трояновский был приглашен в замок Виндзор играть на балалайке в присутствии двух королей - английского и португальского, и произвел настоящий фурор. В 1910 г. Б.С. Трояновский снова посетил Англию, где познакомился с выдающейся французской актрисой Сарой Бернар и по ее приглашению, прервав на время гастроли в Англии, выезжал в Париж, где дал несколько концертов в ее театре. С 4 по 6 июня 1909 г. музыкант общался с великим писателем Львом Николаевичем Толстым в Ясной Поляне, играл для него на балалайке. Лев Николаевич очень тепло отозвался об игре Б.С. Трояновского. В Петербурге в зале городской Думы 17 апреля 1913 г. состоялся концерт, в котором принял участие и Б.С. Трояновский. Сборы от концерта пошли на поддержку экспедиции русского полярного исследователя лейтенанта Г.Я. Седова на Северный полюс. В 1914–1915 гг. за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Б.С. Трояновскому было присвоено звание «Солиста Его Императорского Величества» . В годы Первой мировой войны он много выступал на фронте перед русскими солдатами.

Но Б.С. Трояновский был не только прекрасным исполнителем на балалайке. Он талантливо делал обработки не только народных песен, но и классических произведений, которые входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета, вызывая изумление и восторг публики. С огромным мастерством он сделал переложения «Пляски смерти» К. Сен-Санса, «Испанское каприччио» Н.А. Римского-Корсакова и др. После Октябрьской революции 1917 г. Б.С. Трояновский выступил одним из инициаторов создания в Москве первого профессионального ансамбля русских народных инструментов под управлением П.И. Алексеева. От этого коллектива ведет начало прославленный Государственный академический русский народный оркестр им. Н.П. Осипова. В годы Великой Отечественной войны Б.С. Трояновский жил в Ленинграде. В тяжелейших условиях блокады он не прерывал концертной деятельности, выступая на заводах, фабриках, в воинских частях. Концертная работа виртуоза-балалаечника продолжалась почти до самой его смерти в 1951 г.

Если Б.С. Трояновский вошёл в историю как мастер игры популярного народного репертуара, то Николай Петрович Осипов (1901 – 1945) с самого начала избрал другой путь – исполнение классического репертуара. Он был великолепным балалаечником. Полученное консерваторское образование по классу скрипки в Петербургской консерватории помогло ему, когда он окончательно оставил скрипку, найти свой особый почерк музыканта и внести в искусство игры на балалайке совершенно новое качество. Композитор М.М. Ипполитов-Иванов говорил, что «Осипов сделал в своих руках балалайку таким же совершенным инструментом, как скрипка» .

Возглавив оркестр русских народных инструментов в 1940 г., Н.П. Осипов стал руководителем – реформатором, смело выдвигал солирующие инструменты и активно вводил в состав оркестра совершенно новые инструменты, расширяя исполнительские возможности коллектива. Оркестр обрёл новое неповторимое лицо, засверкал новыми красками. Балалайка зазвучала не только в сопровождении русского народного, но и симфонического оркестра. Н.П. Осипов уделял особое внимание созданию для оркестра нового оригинального репертуара. В этот период появились композиторы, которые создали много интересных произведений "русского народного репертуара" . Среди них – Николай Павлович Будашкин (1910 – 1988) , который стал первым композитором, пишущим для народного оркестра. В 1945 г. Николая Петровича Осипова не стало. В 1946 г. оркестру было присвоено его имя.

Все эти замечательные люди не только возродили интерес к простому народному инструменту, – балалайке, – в России, но и прославили ее на весь мир, завоевав к ней любовь и уважение всего человечества! Поэтому удивителен тот факт, что уже почти 70 лет в США действует запрет на продажу балалаек.

История эта началась еще в 1940 г., когда тогдашний глава вашингтонской администрации Франклин Рузвельт подписал секретный указ о запрете балалаек на территории страны сроком на 10 лет. С тех пор декрет регулярно продлевается. В 2000 г. указом Президента Билла Клинтона запрет был распространен и на Аляску, которая являлась единственным штатом, где продажа была разрешена, т.к. балалайка на Аляске считается народным музыкальным инструментом. Во времена Ф. Рузвельта эти земли еще не имели статуса штата, поэтому запрет удалось обойти, благодаря лазейкам в законодательстве. Так что в США этот "экстремистский" инструмент до сих пор остается под запретом. Нынешний американский Президент Барак Обама 2 октября 2010 г. продлил табу до 2020 г. Правда, в наши дни запрет сохраняется в неполной форме. Играть на балалайке не запрещено, хотя для этого нужно иметь специальную лицензию. Не допускается массовая продажа этого инструмента и его промышленное изготовление. Поэтому книга Дж. Флинна «Как изготовить балалайку» , изданная в 1984 г. пользуется фантастической популярностью до сих пор и выдержала уже 9 переизданий! Простой американец, желающий насладиться звуками балалайки, может самостоятельно изготовить ее – купить балалайку в магазине будет невозможно, по крайней мере, еще десять лет.

Ох уж эти американские правители! Им бы еще запретить изготовление гитары, она ведь и размерами больше чем балалайка, и струн у нее целых шесть против трех… Смешно, право слово! Только ведь людей не обманешь. Хотят простые американцы слушать "русское банджо" – балалайку. И все тут! И ничего с этим не поделаешь, а запреты – они на то и запреты, чтобы их обойти. Вот и везут американцы из матушки-России под видом сувениров нашу балалайку! Ну и молодцы!

А балалайка, с ее древней историей, продолжает жить, всегда будет молодой и задорной, потому что она воплощает несгибаемый характер русского народа, ее хрустальный перезвон будит русские души от крепкого сна и забвения! Теперь, мои дорогие читатели, Вы поняли, почему именно балалайка у всех иностранцев является олицетворением русской культуры? А Вы говорите: «Медведи, балалайки…» . То-то же!

Материал подготовлен сотрудниками РГАФД

Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600-700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 20 марта 1888 года в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».

Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, - подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

Другая версия говорит о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать , балабонить , балаболить , балагурить , что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар ). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Конструкция

Длина балалайки составляет от 60-70 см (балалайка прима ) до 1,7 метров (балалайка-контрабас). Корпус треугольной (в XVIII-XIX веках также овальной), слегка изогнутой формы, состоящий из отдельных (6-7) сегментов. Головка грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (в XVIII веке две из них были жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука бряцание, пиццикато , двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби и гитарные приемы.

Строй

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй - первая струна Соль , вторая - Ми , третья - До (по мажорному трезвучию До ). При этом строе проще берутся трезвучия, однако недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков .

Квартово-унисонный

Звучание открытых струн балалайки прима образует её квартово-унисонный строй . Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ля , Ми , Ми (первой октавы) - это академический строй балалайки.

Балалайка секунда настраивается на квинту ниже примы , альт - ниже на октаву . Секунда и альт могут также иметь квартовый строй, в этом случае их строй будет совпадать со строем домры альт (d 1 , a, e) и тенор (a, e, H).

Музыкальный диапазон балалайки прима с 24-мя ладами на грифе составляет две полных октавы и пять полутонов (часть первой октавы, вторую и часть третьей): от Ми первой октавы до Ля третьей.

Квартовый

Струна Нота
1 D (Ре)
2 A (Ля)
3 E (Ми)

Балалайки размерами секунда, альт, бас и контрабас имеют квартовый строй, аналогичный строю трёхструнной домры . Последовательность тонов: Ре , Ля , Ми . Интервалы: D {ч.4} A {ч.4} E .

Музыкальный диапазон балалайки квартового строя с 15 ладами составляет две полных октавы и один полутон: от Ми большой октавы до Ми диез первой.

Настройка

Сначала проверяют правильность положения подставки на деке: одна и та же открытая струна и зажатая на XII ладу должна звучать с разницей в октаву . Если звук на XII ладу оказывается ниже, то подставку передвигают в сторону грифа (укорачивают рабочую часть струны), если выше - наоборот. Так проверяют все три струны.

Опорной струной, от которой начинают настройку, у балалайки примы является 1-я. Её настраивают по камертону Ля , фортепиано или баяну .

Вторую струну настраивают путём образования чистой кварты с 1-й струной. В этом интервале содержится V полутонов , следовательно, 2-ю струну зажимают на V ладу и настраивают её в унисон с 1-й, после чего между ними открытыми образуется необходимый интервал. Третью струну настраивают в унисон со 2-й.

Семейство балалаек

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас . Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас - функцию баса.

Балалайки альт и контрабас звучат на октаву ниже написанного на нотном стане .

Вид Строй Нотация Мензура Длина Лады
Прима a 1 , e 1 , e 1 435-450 675-685 19-24
Секунда d 1 , a, a

Но в минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, петь под неё, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: "Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит" (Голейзовский, Касьян Ярославич|Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии). О талантливом балалаечнике обычно говорили: "Наш Семён с балалаечкой рождён".

Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки :

В лесу выросло, из лесу вынесли, На руках плачет, а на полу скачут. В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп, На колени возьмёшь - заплачет.

Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре:

Цынцы-брынцы, балалайка, Цынцы-брынцы, заиграй-ка, Цынцы-брынцы, не хочу, Цынцы-брынцы, спать хочу.

Слова "цынцы-брынцы" имитируют звучание балалайки. Слово "брынцы" можно связать со глаголами "бряцать", "ударять", "бренчать" по струнам.

Но чаще всего балалайка упоминается в частушках , она способствовала кристаллизации частушечной мелодии закреплению песенной традиции как основа, от которой шли варианты. Исполнение частушки под аккомпанемент "трёхструнного бубенца", так любовно называл поэт И. Кобзев балалайку, всегда было одной из наиболее распространённых форм народного музицирования.

Трень-брень - балалайка. Души моей хозяйка. Поиграй повеселее В балалайку, дорогой! .

В песне немецкой группы Scorpions "Wind Of Change" есть такие строки:

Let your balalaika sing

What my guitar wants to say

(Пусть твоя балалайка пропоёт то,

Что хочет сказать моя гитара...)

Распространённость

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5-7 лет (в зависимости от возраста учащегося), в среднем учебном заведении 4 года, а в высшем - 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Исполнители

Напишите отзыв о статье "Балалайка"

Примечания

Литература

  • Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. - Л. : Музыка, 1975. - С. 83-89, 162. - 280 с.
  • Имханицкий М. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. - М .: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2008. - 320 с.
  • Новосельский А.А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов. - М .: Музгиз, 1931. - С. 37-39, 43-45. - 47 с.
  • Пересада А.И. Балалайка. - М .: Музыка, 1990. - 64 с. - ISBN 5-7140-0245-8 .
  • Пересада А.И. Балалаечных дел мастер. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1983. - 56 с.
  • Соколов В.Ф. Русская народная балалайка. - М .: Советский композитор, 1962. - 115 с.
Статьи
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Иванова С. В. // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение ». - 2009. - № 10 - Искусствоведение .
  • Иванова С. В. // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение ». - 2009. - № 10 - Искусствоведение .
  • Купфер М.А. Слово о балалайке // Наука и жизнь : журнал. - 1986. - № 8 . - С. 97-101 .

Радиопередачи

  • Ленинградское отделение КПП Музфонда СССР: Балалайка (1979).

Ссылки

  • (culture.ru)

Отрывок, характеризующий Балалайка

– Помощь дается токмо от Бога, – сказал он, – но ту меру помощи, которую во власти подать наш орден, он подаст вам, государь мой. Вы едете в Петербург, передайте это графу Вилларскому (он достал бумажник и на сложенном вчетверо большом листе бумаги написал несколько слов). Один совет позвольте подать вам. Приехав в столицу, посвятите первое время уединению, обсуждению самого себя, и не вступайте на прежние пути жизни. Затем желаю вам счастливого пути, государь мой, – сказал он, заметив, что слуга его вошел в комнату, – и успеха…
Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев, как узнал Пьер по книге смотрителя. Баздеев был одним из известнейших масонов и мартинистов еще Новиковского времени. Долго после его отъезда Пьер, не ложась спать и не спрашивая лошадей, ходил по станционной комнате, обдумывая свое порочное прошедшее и с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко. Он был, как ему казалось, порочным только потому, что он как то случайно запамятовал, как хорошо быть добродетельным. В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство.

Приехав в Петербург, Пьер никого не известил о своем приезде, никуда не выезжал, и стал целые дни проводить за чтением Фомы Кемпийского, книги, которая неизвестно кем была доставлена ему. Одно и всё одно понимал Пьер, читая эту книгу; он понимал неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми, открытую ему Осипом Алексеевичем. Через неделю после его приезда молодой польский граф Вилларский, которого Пьер поверхностно знал по петербургскому свету, вошел вечером в его комнату с тем официальным и торжественным видом, с которым входил к нему секундант Долохова и, затворив за собой дверь и убедившись, что в комнате никого кроме Пьера не было, обратился к нему:
– Я приехал к вам с поручением и предложением, граф, – сказал он ему, не садясь. – Особа, очень высоко поставленная в нашем братстве, ходатайствовала о том, чтобы вы были приняты в братство ранее срока, и предложила мне быть вашим поручителем. Я за священный долг почитаю исполнение воли этого лица. Желаете ли вы вступить за моим поручительством в братство свободных каменьщиков?
Холодный и строгий тон человека, которого Пьер видел почти всегда на балах с любезною улыбкою, в обществе самых блестящих женщин, поразил Пьера.
– Да, я желаю, – сказал Пьер.
Вилларский наклонил голову. – Еще один вопрос, граф, сказал он, на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога?
Пьер задумался. – Да… да, я верю в Бога, – сказал он.
– В таком случае… – начал Вилларский, но Пьер перебил его. – Да, я верю в Бога, – сказал он еще раз.
– В таком случае мы можем ехать, – сказал Вилларский. – Карета моя к вашим услугам.
Всю дорогу Вилларский молчал. На вопросы Пьера, что ему нужно делать и как отвечать, Вилларский сказал только, что братья, более его достойные, испытают его, и что Пьеру больше ничего не нужно, как говорить правду.
Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.
Проведя его шагов десять, Вилларский остановился.
– Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.
Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.
При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
– Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
– Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
– Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.
– Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.
– Какое понятие вы имеете о франк масонстве?
– Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienité [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю…
– Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии?
– Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер.
– Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания.
– Да, да, – подтвердил Пьер.
Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить:
– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты.
– Противоборствовать злу, царствующему в мире… – повторил Пьер, и ему представилась его будущая деятельность на этом поприще. Ему представлялись такие же люди, каким он был сам две недели тому назад, и он мысленно обращал к ним поучительно наставническую речь. Он представлял себе порочных и несчастных людей, которым он помогал словом и делом; представлял себе угнетателей, от которых он спасал их жертвы. Из трех поименованных ритором целей, эта последняя – исправление рода человеческого, особенно близка была Пьеру. Некое важное таинство, о котором упомянул ритор, хотя и подстрекало его любопытство, не представлялось ему существенным; а вторая цель, очищение и исправление себя, мало занимала его, потому что он в эту минуту с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно доброе.
Через полчаса вернулся ритор передать ищущему те семь добродетелей, соответствующие семи ступеням храма Соломона, которые должен был воспитывать в себе каждый масон. Добродетели эти были: 1) скромность, соблюдение тайны ордена, 2) повиновение высшим чинам ордена, 3) добронравие, 4) любовь к человечеству, 5) мужество, 6) щедрость и 7) любовь к смерти.
– В седьмых старайтесь, – сказал ритор, – частым помышлением о смерти довести себя до того, чтобы она не казалась вам более страшным врагом, но другом… который освобождает от бедственной сей жизни в трудах добродетели томившуюся душу, для введения ее в место награды и успокоения.
«Да, это должно быть так», – думал Пьер, когда после этих слов ритор снова ушел от него, оставляя его уединенному размышлению. «Это должно быть так, но я еще так слаб, что люблю свою жизнь, которой смысл только теперь по немногу открывается мне». Но остальные пять добродетелей, которые перебирая по пальцам вспомнил Пьер, он чувствовал в душе своей: и мужество, и щедрость, и добронравие, и любовь к человечеству, и в особенности повиновение, которое даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем. (Ему так радостно было теперь избавиться от своего произвола и подчинить свою волю тому и тем, которые знали несомненную истину.) Седьмую добродетель Пьер забыл и никак не мог вспомнить ее.
В третий раз ритор вернулся скорее и спросил Пьера, всё ли он тверд в своем намерении, и решается ли подвергнуть себя всему, что от него потребуется.
– Я готов на всё, – сказал Пьер.
– Еще должен вам сообщить, – сказал ритор, – что орден наш учение свое преподает не словами токмо, но иными средствами, которые на истинного искателя мудрости и добродетели действуют, может быть, сильнее, нежели словесные токмо объяснения. Сия храмина убранством своим, которое вы видите, уже должна была изъяснить вашему сердцу, ежели оно искренно, более нежели слова; вы увидите, может быть, и при дальнейшем вашем принятии подобный образ изъяснения. Орден наш подражает древним обществам, которые открывали свое учение иероглифами. Иероглиф, – сказал ритор, – есть наименование какой нибудь неподверженной чувствам вещи, которая содержит в себе качества, подобные изобразуемой.
Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья.
– Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи.
– Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет.
– То, что на вас есть: часы, деньги, кольца…
Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал:
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
– Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]

Сейчас невозможно точно определить, когда и где появился этот музыкальный инструмент, ставший одним из символов России. Согласно некоторым предположениям, русская балалайка существовала еще до крещения Руси. Тогда ее клали в могилу покойнику, чтобы он мог и после смерти наслаждаться игрой на любимом музыкальном инструменте.

По многим версиям, русская балалайка представляет собой потомок азиатской домбры. Просто с измененной формой, количеством струн и ладов. Все существующие сейчас предположения трудно доказать.

Однако, по самому широкому мнению, балалайка считается русским народным музыкальным инструментом. Даже ее название явно напоминает слова, происшедшие от русского корня: балакать, балаболить, балабонить, балагурить. Более того, один из вариантов ее названия так и звучал: балабайка.

Но и здесь есть различные мнения. Согласно одному из них, слово “балабайка” произошло от турецкого “балаба” – народный музыкальный инструмент, похожий на домбру, с округлой формой.

Так или иначе, наиболее полно этот инструмент сумел выразить все свои качества именно в России.

Первое известное письменное упоминание о балалайке появляется 13 июня 1688 года. Это «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в которой дается распоряжение двум крестьянам

«что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли».

Издавна не существовало никакого эталона для конструкции балалайки. В ней могло быть и две, и три струны. Даже настройка была самой разной, в зависимости от вкуса каждого отдельного исполнителя.

Так продолжалось до конца 19 века, когда помещик из Вышневолоцкого уезда Василий Васильевич Андреев, который всегда интересовался народной музыкой, впервые услышал игру на балалайке. Он сильно заинтересовался этим инструментом, и сам начал активно учиться играть на нем. Вскоре он пришел к выводу, что этот инструмент в том виде, в котором он существовал в те годы, не может раскрыть всех своих возможностей.

Андреев решил взяться за усовершенствование балалайки. Он изготовил чертежи для нового варианта инструмента и начал делать заказы на его изготовление у самых разных столичных мастеров, стремясь получить самое высокое качество звучания.

В 1886 году Андреев впервые выступил перед публикой с инструментом собственной конструкции. Но, продолжая работы по улучшению инструмента, он ищет все новых партнеров по изготовлению балалайки.

Очень успешным было его сотрудничество с петербургским мастером Францем Станиславовичем Пасербским, который сделал первую балалайку для Андреева в 1887 году. Вскоре он изготовил и другие разновидности инструмента: пикколо, альт, бас и контрабас. Все они были созданы специально для оркестра, собранного Андреевым.

Изначально балалайки оснащались жильными перетяжками – это всегда было одним из самых типичных признаков этого инструмента. Однако Андреев все же решает заменить перетяжки на лады, считая, что это значительно улучшит звучание. Первоначально ладов было 5, затем 12, а на последующих разновидностях их количество дошло до 17. Это позволило гораздо полнее и выразительнее использовать возможности балалайки.

Совместная работа Андреева с Пасербским продолжалась около 10 лет и была весьма плодотворной. Но гораздо больших успехов Андрееву удалось получить от сотрудничества с мастером-краснодеревщиком Семеном Ивановичем Налимовым.

Налимов родился в 1857 году в крестьянской семье. Будучи подростком, он получил профессию краснодеревщика, а потом по воинской повинности попал в действующую армию. После службы он работал у разных помещиков, и Андреев, услышав о его незаурядных способностях, приглашает Налимова к себе.

Сначала Андреев только хотел заказать мастеру партию мебели, но, поразившись качеством работы, сделал ему предложение заняться изготовлением балалаек. Их сотрудничество продолжалось 26 лет, вплоть до смерти Налимова. Изготовленные им инструменты можно без преувеличения считать образцом русской балалайки. Инструменты изготовлялись по чертежам Андреева, который постоянно стремился улучшить их конструкцию.

Первая же изготовленная Налимовым балалайка-прима представляла в полном смысле произведение искусства. Сам корпус он сделал из волнистой березы. Слегка выпуклая дека, составленная из четырех частей, была сделана из резонансной ели - она имела правильные параллельные радиальные слои. Сверху была прикрыта панцирем (фартуком), заподлицо с которым была врезана накладка из черного дерева. Гриф был сделан из граба. Дополнительно к 15 ладам на грифе было добавлено еще 2 лада на панцире.

По своим музыкальным качествам, тщательности изготовления и красоте балалайки Налимова ценились очень высоко. Они стоили на порядок дороже любых других.

Налимов с большим вниманием относился к каждому инструменту. На изготовление одной балалайки от начала и до конца иногда уходило до двух лет. Сейчас Семена Ивановича Налимова заслуженно называют «русским Страдивари».

Оркестр, собранный Андреевым, существует и поныне. Его теперешнее название – Оркестр народных инструментов имени В. В. Андреева. Основные инструменты этого оркестра – балалайки различного размера, от примы до контрабаса.

Сейчас русская балалайка получила широкую известность во всем мире. Специально для нее создаются музыкальные произведения. А игре на балалайке учат в музыкальных школах, училищах и консерваториях.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме