Биография даниэль дэфо. Даниель дефо краткая биография. Даниель Дефо краткая биография

Имя: Даниэль Дефо (Daniel Defoe)

Возраст: 70 лет

Место рождения: Лондон

Место смерти: Лондон

Деятельность: Английский писатель

Семейное положение: холост

Даниель Дефо - биография

Современники редко называли его писателем, чаще -негодяем, или, как презрительно бросил другой гений, Джонатан Свифт: «Запамятовал я его имя».

Энергичный, предприимчивый, смелый, с лицом некрасивым, но выразительным и сильным. Среднего роста, худой, смуглый, с крючковатым носом и выдающимся («бараньим», как писали враги)подбородком. Вдобавок в углу рта у него расположилось большое родимое пятно («как раздавленный таракан»).

Судьба Даниеля Дефо, автора всем известного «Робинзона Крузо» и не только его, не была гладкой: «Тринадцать раз становился богат и снова беден», - писал он о себе. Большая семья, большие долги, множество врагов, зависимость от покровителей. И - жизнь, полная загадок.

Детство, семья

Родился Даниель Дефо около 1660 года недалеко от Лондона в местечке Криплгейт. Его отец, лондонский мясник Джеймс Фо, был потомком фламандских протестантов, бежавших в Англию от испанцев. Он отправил сына в частную протестантскую семинарию. Но в 19 лет юноша решил, что его стезя - не проповедь, а практическая деятельность.

Даниель стал работать на оптового торговца галантереей. Вел дела в Англии, Испании, Португалии и Франции.Тогда же впервые вышел в море. Юный Даниель мучился от морской болезни -так же, как впоследствии его Робинзин: «Голова у меня закружилась, ноги задрожали, меня затошнило, я чуть не упал. Всякий раз, когда на корабль налетала большая волна, мне казалось, что мы сию минуту утонем. Всякий раз, когда корабль падал с высокого гребня волны, я был уверен, что ему уже никогда не подняться...»

В этом путешествии Даниелю грозила опасность и пострашнее: алжирский капер преследовал его корабль. И если бы не появление судна береговой охраны, мир, скорее всего, лишился бы романов Дефо. Но и после того, как военные моряки отогнали пиратов, опасность не миновала. Стоило властям найти на борту груз контрабандного вина - и Даниель, да и весь экипаж, поплатились бы за это. Пришлось выкатить бочку и напоить спасителей.

Дальнейшая судьба Дефо тоже была связана с виноторговлей - ею занимался его тесть, с дочерью которого, Мэри Тафли, Даниель проживет до своей смерти и которая родит ему 8 детей. А пока брак принес ему огромное приданое в 3700 фунтов, которые он вложил в дело. Казалось, негоциант пошел в гору. Но тут в его биографии появляется тайна.

Даниель Дефо и политика

На это намекает история его участия в восстании имевшего виды на трон герцога Монмута. Власти выступление подавили и начали против причастных к нему жестокий террор. Даниеля видели среди восставших - верхом и при оружии. Этого было вполне достаточно, чтобы отправить его на виселицу. Но он был амнистирован. Чудо! Или... он уже тогда выполнял тайные поручения правительства.

В 1688 году переворот все же произошел: голландский принц Вильгельм Оранский стал королем. И в его армии был вновь замечен Даниель Дефо... По словам писателя, он стал одним из ближайших советников нового короля. Можно было бы выдвинуть версию, что он был двойным агентом, работавшим и на свергнутого Якова, и на дом Оранских.

Но вскоре его настигла деловая катастрофа, заставляющая заподозрить, что от слишком осведомленного человека хотят попросту избавиться. Хотя, на первый взгляд, бизнесмен банально прогорел: занялся производством кирпичей, заняв крупные суммы, а кредиторы неожиданно стали требовать деньги обратно. Итог -банкротство. Никто из влиятельных покровителей за него не заступился. Правда, тогда в долговую тюрьму Дефо не посадили. Уже хорошо - на свободе он, по крайней мере, не даст погибнуть в нищете своей к тому времени уже многодетной семье. Но с этого момента его жизнь стала еще более загадочной.

Даниель Дефо - мастер вранья

Лондонский издатель Джон Дантон придумал газету, состоящую из ответов на вопросы читателей. «Афинский Меркурий» был популярен в самых широких кругах. Вопросы были актуальные, например: «Можно ли королеву называть "мада"?», «Восстанут ли чернокожие из мертвых в день Страшного суда?» Работая там, Дефо изобрел метод, который сам называл «правдоподобное вранье». Он уделял в тексте самое пристальное внимание мелким деталям, создавая безупречно реалистичную картину. А вот сколько правды в его публицистике и прозе - установить сложно.

Также он основал жанры экономической, криминальной и политической публицистики. И первым стал делать настоящие интервью. Однако один Бог знает, насколько они были подлинными. Поговаривали, что Дефо приходил к интервьюируемым с уже написанным текстом и убеждал тех подтвердить подлинность своих слов. Проделывал и более сомнительные вещи. К примеру, писал под разными псевдонимами статьи за и против короля, вигов, тори, католиков, англикан, пуритан и даже... самого себя.

Два памфлета Дефо -сатира в стихах «Чистопородный англичанин» и «Простейший способ разделаться с диссидентами» - взорвали общество. В первом развенчивался миф о чистоте английской крови. Второй притворно обличал пуритан, а на самом деле высмеивал их противников. Эти памфлеты читали все. Но тут совсем некстати умер покровитель Дефо король Вильгельм III, и дерзкий памфлетист остался без защиты. Он скрывался, был пойман и приговорен к тюрьме, большому штрафу и позорному столбу.


Три длинных, жарких июльских дня 1703 года провел Дефо на улицах Лондона с зажатыми в колодки головой и руками. От грязного пота невыносимо щипало глаза, страшно ныло все тело, особенно руки и шея.

В осужденных разрешалось швырять все, что угодно, и бывало, их забивали до смерти. Однако в Дефо полетели не только камни и грязь, но и... цветы. Среди горожан оказалось немало его почитателей.

Вызволил его Роберт Харли, будущий госсекретарь и лорд-казначей. За это писатель стал информационным оружием властей. На их деньги он начал издавать газету «Обозрение», продолжив то, что делал в «Афинском Меркурии»: задавал от имени читателей вопросы, и сам писал на них пространные ответы. Подспудно формируя желательное для властей общественное мнение.

Впрочем, госсекретарь давал ему и более опасные поручения. Есть письмо, написанное Дефо к Харли еще из тюрьмы. Это развернутый меморандум по организации разведывательной и контрразведывательной службы. Но в шпионаже Дефо был не только теоретиком. Одна из известных его миссий -поездка в Шотландию.

Он должен был подготовить почву для окончательного объединения ее с Англией. Дефо исколесил всю страну под видом торговца, рыбака, священника, ученого, пользовался оперативными псевдонимами. Задание выполнил блестяще. Были и миссии на континенте. «Во время моих инспекционных поездок за пределы Англии я всей грудью вдыхаю аромат шпионажа», - писал он. Похоже, это ему нравилось...

Даниель Дефо - книги

Но когда Дефо успевал столь плодотворно писать?.. Биографы сравнивают время, затраченное им на поездки, и объем написанного в то же время и отказываются верить, что это делал один человек. Но именно тогда были созданы его самые выдающиеся произведения, в том числе и «Робинзон Крузо». Всего Дефо написал более 500 книг, журналов и памфлетов на самую разную тематику.

Даниель Дефо еще несколько раз сидел в тюрьме, так и не смог полностью расплатиться с долгами. Годам к 60 отошел от шпионских дел. Продолжал скрываться от кредиторов, а может, и от более грозных врагов...

Последний год его жизни был ужасен. Постоянные угрозы и преследования доконали старика -он тронулся рассудком. Ушел из дома, назвался чужим именем, часто переезжал с места на место, пытаясь замести следы. Лишь в 1731 году Дефо вернулся в Лондон. Поселился в самом отдаленном районе города, где вскоре и умер в одиночестве. О его смерти не знали даже близкие - похоронами занималась квартирная хозяйка.

Писателем он стал только под старость. Ему было 59 лет, когда вышел в свет его первый роман - знаменитый «Робинзон Крузо», Об этом человеке слагались легенды. Он занимался многим и в каждом деле оставил свой след.

Родился Даниель Дефо зоо лет назад, в Лондоне, в семье купца. С детства Даниель жил в обстановке, которая больше всего напоминала рынок. Продавалось все; ради личного обогащения люди шли на крайности. Дефо знал, что такое расчет и что такое риск.

Видимо, такая бурная (как казалось ему в молодости) жизнь понравилась Даниелю. Он увлекся торговлей, а затем стал промышленником. Но не надолго. Бочки соленой сельди ему надоели так же, как и тюки вонючей шерсти. Однажды он не вышел к прилавку, а остался дома сидеть у камина. Впрочем, он не сидел сложа руки. Перед ним лежали лист бумаги и перо. Так он написал первую в своей жизни газетную заметку. Ее напечатали. Утром вчерашний промышленник, как мальчишка, носился по улицам Лондона, выкрикивая название газеты, в которой его напечатали; под мышкой у него была целая пачка таких же газет.

С того дня Даниель Дефо - журналист. Его жанр - публицистика. Он напечатал свыше 300 различных статей и сочинений по вопросам текущей политики, экономики, морали, религии, истории. О чем только он не писал! Известна даже «Достоверная история жизни Петра Алексеевича, нынешнего царя Московии».

Его журналистская карьера не раз прерывалась. Так, на него набросились церковники. За свой памфлет «Кратчайший способ расправиться с сектантами» Дефо был приговорен к тюремному заключению и троекратному выставлению у позорного столба.

Человек страстной души, он прожил полную приключений и превратностей жизнь. Романы Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» и «Молль Флендерс» вошли в сокровищницу мировой литературы.

Цитаты, мысли и высказывания Даниеля Дефо

  • В каждом положении отыщется что-нибудь утешительное, если хорошо поискать.
  • Человеку не хватает мудрости успокоиться на достигнутом.
  • Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам.
  • У кого есть кошка, тот может не бояться одиночества.
  • Человек - создание по меньшей мере недальновидное, особенно когда сам берется утверждать, что счастлив, или полагает, что может жить своим умом.
  • Нередко тоска по одной утраченной радости может омрачить все прочие услады мира.
  • Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем.
  • Уныние есть самое безрассудное чувство, ибо оно направлено на прошлое, которого невозможно ни вернуть, ни поправить, и пренебрегает будущим, убивает искать охоту улучшения нашей участи.
  • Беседуйте время от времени с учеными, но советуйтесь с человеком мягким и чувствительным.
  • Бойся гнева терпеливого человека.
  • В минуты колебания смело следуй внушению внутреннего голоса, если услышишь его, хотя бы кроме этого голоса ничто не побуждало тебя поступить так, как он тебе советует.
  • Добрый советчик может вернуть человека к жизни, он вселяет отвагу в слабодушного и пробуждает в разуме человеческом способность поступать нужным образом.
  • Душа, помещенная в тело, подобна неограненному алмазу, и она должна быть отполирована, иначе она никогда не сможет засиять; и очевидно, что если разум отличает нас от животных, то образованность делает это отличие еще большим и помогает нам уйти от животных дальше, чем другие.
  • К каким только нелепым решениям не приходит человек под влиянием страха! Страх отнимает способность распоряжаться теми средствами, какие разум предлагает нам в помощь.
  • Как только Бог возводит молитвенный дом, дьявол всегда там же строит часовню.
  • Мы никогда не видим своего положения в истинном свете, пока не изведаем на опыте положения еще худшего.
  • Несчастные не имеют друзей.
  • Обмануть дьявола - не грех.
  • Остаться без друзей - самое горшее после нищеты несчастье.
  • Страх - болезнь, расслабляющая душу, как расслабляет тело физический недуг.
  • Страх опасности всегда страшнее опасности, уже наступившей, и ожидание зла в десять тысяч раз хуже самого зла.
  • Такова уж человеческая натура: мы никогда не видим своего положения в истинном свете, пока не изведаем на опыте положения еще худшего, и никогда не ценим тех благ, какими обладаем, покуда не лишимся их.
  • Хорошо выраженная мысль звучит умно на всех языках.
  • Что является спасением для одного, губит другого.
  • Какое игралище судьбы человеческая жизнь! И как странно меняются с переменой обстоятельств тайные пружины, управляющие нашими влечениями! Сегодня мы любим то, что завтра будем ненавидеть; сегодня ищем то, чего завтрабудем избегать. Завтра нас будет приводить в трепет одна мысль о том, чего мы жаждем сегодня.
  • Дурное употребление материальных благ часто является вернейшим путём к величайшим невзгодам.
  • Голод укрощает даже львов.
  • Женщине разумной и хорошо воспитанной столь же противно посягать на права мужчины, сколько разумному мужчине противно злоупотреблять слабостью женщины.
  • Никогда не поздно поумнеть.
  • Когда я был ребенком, мой отец любил говорить: «Ни один человек не заслуживает того, о чем не может заботиться». Сейчас эта фраза со мной всегда.

Даниэль Дефо (1660 – 1731гг), английский писатель и публицист.

Родился в семье торговца. Учился в школе Дж. Фишера в Доркинге, затем в Академии Ч. Мортона в Стоук-Ньюингтоне, готовившей пасторов для пресвитерианской церкви. Начал сочинять религиозные стихи, но вскоре занялся коммерческой деятельностью. Некоторое время торговал в Испании, много ездил по Западной Европе. Известночто до 1685 г. на пути между Хариджем и Голландией он попал в плен к алжирским пиратам, но вскоре его якобы выкупили. Дефо женился на Мэри Таффли, которая родила ему восьмерых детей. В 1692 г. большое приданое жены и его собственные сбережения поглотило банкротство. От этого коммерческого провала он так и не сумел оправиться.

В 1701 г Дефо написал стихотворение «Чистокровный англичанин», высмеивавшее выдумки о расовом превосходстве, и король Вильгельм III счел это сочинение ценной услугой. Однако через год монарх умер, и на Дефо посыпались нападки со всех сторон. Тори ставили ему в вину совет королю распустить профранцузский парламент, рьяные приверженцы высокой церкви были уязвлены насмешками в его едком сочинении «Как окоротить инаковерующих», а лондонских судей, перед которыми Дефо предстал по обвинению в политических прегрешениях, он восстановил против себя разоблачением их личных пороков.

По приговору он должен был трижды выстоять у позорного столба, заплатить огромный штраф и найти поручителей в своем примерном поведении в течение семи лет, причем до исполнения приговора ему надлежало оставаться в тюрьме.

Хотя выставление Дефо у позорного столба превратилось в демонстрацию восторженной поддержки, репутация его пострадала, и процветавшее дело по производству черепицы за время, пока хозяин находимся в тюрьме, пришло в совершенное расстройство. Он мог бы остаться в заключении до конца дней, если бы не вмешательство спикера Палаты общин Р. Харли, знавшего цену Дефо-журналисту.

В 1703 г Харли добился освобождения Дефо, а затем устроил его на государственную службу. Дефо стал редактировать «Ривью», периодическое издание, выходившее с 1704 по 1713 гг. Из всех политических сочинений Дефо его комментарии в «Ривью» известны лучше всего. В 1691-1730 гг. почти непрерывным потоком выходили книги, памфлеты, стихи Дефо.

В 1719 г., не прекращая активной журналистской работы, Дефо начинает заниматься прозой. Вслед за «Жизнью и удивительными приключениями Робинзона Крузо» выходят «Записки кавалера», «Капитан Синглтон», «Удачи и несчастья Молль Флендерс», «Дневник чумного года», «История капитана Джека» и «Роксана». Им были написаны и такие важные труды, как «Путешествие по всему острову Великобритания», «Всеобщая история пиратства», «Совершенный английский торговец» и «Морской торговый атлас».

Роман «Робинзон Крузо» впервые вышел в свет в 1719 г., а затем появились два его продолжения. В «Дальнейших приключениях» Крузо возвращается на свой остров и совершает путешествие вокруг Африки и Азии. «Серьезные размышления» написаны ради ознакомления публики с раздумьями Крузо, которым он предавался в одиночестве. Описание жизни Крузо на необитаемом острове, уникальное для всей мировой художественной литературы, частично основывалось на случае с А. Селкирком, высаженным на один из необитаемых островов архипелага Хуан-Фернандес (1704-1709 гг.), частично -на рассказах о пленении Р. Нокса на Цейлоне (1660-1680 гг.), однако, прежде всего, это яркое повествование о человеческой воле к жизни.

ДЕФО, Даниель (Defoe, Daniel - 1660 или 1661, Лондон - 26.04. 1731, там же) - английский писатель и публицист.

Дефо - основоположник европейского реалистического романа нового времени. Будучи первым звеном в истории просветительского романа XVIII века, он подготовил и социальный реалистический роман XIX в. Традиции Дефо продолжили Г. Філдінґ, Т. Д. Смоллет, Ч. Диккенс. Творчество Дефо составила целую эпоху в развитии английской прозы. Его главное произведение - роман «Робинзон Крузо» - получил мировое признание.

Дефо стал зачинателем таких раВНОвидностей жанра романа, как приключенческий, биографический, психологический, криминальный романы, роман воспитания и роман-путешествие. В его творчестве эти раВНОвидности предстают еще в недостаточно расчлененном виде, но именно Дефо с присущей ему широтой и удалью начал их разрабатывать, наметив важнейшие линии в развитии романному жанру.

В своей концепции человека Дефо выходит из просветительского представления о ее добрую природу, которая подвергается воздействию окружающей среды и жизненных обстоятельств. Роман Дефо развивается как роман социальный.

Важную роль Дефо сыграл и в развитии английской журналистики. Сын своего бурного и напряженного времени - эпохе становления буржуаВНОго общества, - Д. находился в центре политической, идейной и религиоВНОй борьбы. Его энергичная и многогранная натура сочетала черты дельца и политика, яркого публициста и талантливого писателя.

Д. родился в семье торговца мясом и свечного фабриканта Джеймса Фо, который жил в Лондоне. К отцовскую фамилию Фо долю «Где» присоединил сам Даниэль в 1703 г., когда он уже стал известным как автор памфлетов и мог рассчитывать на свои силы в литературной деятельности. Семья Дефо была пуританской и разделяла взгляды дисинтерів (противников господствующей англиканской церкви). Даниэль учился в пуританской духовной академии, но религиозным проповедником он не стал. Его влекло жизнь со всеми ее превратностями, риском в коммерции, бурной предприимчивостью в самых раВНОобразных сферах. Несколько раз он вынужден был объявлять себя банкротом, скрываться от кредиторов и полиции. Однако интерес Дефо не ограничивались предпринимательством, его бурная энергия проявлялась в политической и публицистической деятельности. В 1685 г. он принял участие в возглавленном герцогом Монмаутом восстании против короля Якова II, который пытался восстановить католичество и абсолютную монархию. После поражения восстания Д. вынужден был долго скрываться, чтобы избежать суровой кары. Революцию 1688 г. он встретил сочувственно и поддерживал политику Вильгельма III Оранского.

Дефо постоянно размышлял над способами лучшей организации жизни общества, выступал с различными проектами совершенствования и изменения существующих порядков. Об этом он и писал в своих трактатах и памфлетах. Его беспокоили просвещение соотечественников и особенно вопросы женского образования, проблема сословных привилегий и судьба обделенных природой людей - слепых, глухих, умалишенных; он писал о возможных путях обогащения и занимался вопросами этики коммерсанта, выступал против англиканской церкви, отрицая ее догматы. Народ благосклонно относился к произведениям Дефо, а самого автора неоднократно арестовывали и сажали в тюрьму.

Начало литературной деятельности Дефо приходится на 1697 г., когда вышел его первый памфлет «Опыт о проектах» («An Essau upon Projects»).

Дефо выступил здесь с предложением об организации банковского кредита и страховых компаний, об улучшении путей сообщения; он писал о создании академии, которая могла бы заниматься вопросами норм литературного языка, говорил о необходимости женского образования. Через год появился памфлет «Ходатайство бедняка» («A Poor man"s Plea», 1698), где говорится о несправедливости законов, карающих бедняков и защищают богачей: «Паутина наших законов такова, что попадают в нее маленькие мухи, а большие пробиваются сквозь нее».

Демократический характер имела и стихотворная сатира «Чистокровный англичанин» (The True-born Englishman. A Satyr», 1701), где утверждается право человека гордиться не своим происхождением, а личной доблестью, не избранными предками, а благородными поступками и деяниями. Дефо осуждает и высмеивает аристократическую спесь дворян. Этот памфлет написан в защиту Вильгельма III (голландца по происхождению), которому сторонники правящих в 1688 г. Стюартов упрекали за то, что, не будучи «чистокровным англичанином», он захватил престол. Дефо считает, что само понятие «чистокровный англичанин» не имеет права на существование, поскольку история английской нации - это история смешения разных народов. Обращаясь к генеалогии, он доказывает неправомерность притязаний британской знати называться «чистокровными англичанами». Сатира Дефо была популярной среди народа.

После смерти Вильгельма III (1702) английская церковь сняла новую волну преследований дисинтерів. В этой обстановке Дефо анонимно опубликовал памфлет «Кратчайший путь расправы с дисинтерами». («The Shortest Way with the Dissenters», 1702). В нем он выступил в защиту веротерпимости, прибегнув к приему мистификации: призывая к расправе с дисинтерами, автор, по сути, выступил их приверженцем. Раскрытие сути авторского замысла повлекло преследование Дефо. Его присудили к заключению и стояния у позорного столба. Еще до свершения этой гражданской казни среди людей распространился «Гимн позорному столбу» («A Hymn to the Pillory», 1703), Дефо написал в Ньюгейтській тюрьмы. «Гимн» создан в форме народной песни, и того дня, когда Дефо стоял у позорного столба, толпа, сошелся на площадь, пел эту песню, приветствуя ее автора.

Тематика памфлетов и трактатов Дефо раВНОобразна: он писал о событиях и фактах общественно-политической и повседневной жизни англичан, дает советы дельцам и коммерсантам, делится собственным опытом ведения раВНОобразных дел и одновременно фантазирует, придумывает, привлекая внимание необычностью, сенсационностью «новостей». Но о явно вымышленные события он пишет так же деловито, как и о явлениях вполне достоверные и реальные. О появлении призрака он сообщает с использованием таких будничных подробностей, все кажется вполне привычным, а о путешествии на Луну пишет так, как будто лично принимал в ней участие. Творческое воображение писателя подкрепляет смелость его мысли. Реальность и вымысел сливаются воедино и подаются как жизненный факт.

Дефо освободили из тюрьмы, когда он дал согласие стать тайным агентом правительства. Жизненный опыт убедил его в лицемерии политиков, и теперь он уже не делал разницы между тори и вігами, служа и тем, и другим.

Нескрываемое выражение демократических симпатий изменилось стойкой умеренностью взглядов. В период с 1704 по 1713 гг. Дефо регулярно выступал со статьями на страницах газеты «Ревью» («The Review»), обращаясь к самым разным проблемам: коммерция, мораль, образование, политика. Он сделал существенный вклад в развитие журналистики и становление жанра эссе. Однако в историю мировой литературы он вошел как романист, и прежде всего как создатель знаменитого «Робинзона Крузо».

Дефо было пятьдесят девять лет, когда появилась первая часть романа о Робинзоне Крузо. Его полное название - «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, морехода иВНОрка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж погиб, с переводом его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» («The Life and Strange Surprising Adventures of Robinson Crusoe...», 1719). Создавая эту книжку, Дефо не думал продолжать ее. Однако успех первой части побудил его написать вторую, а вслед за ней и третью: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» («The Батьки Adventures of Robinson», 1719) и «Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, с его видением ангельского мира»(1720). Мировое признание получила первая часть, которая осталась жить в веках. После «Робинзона Крузо» Дефо написал: приключенческие романы «Молль Флендерс» (The Fortunes and Misfortunes of the Famous Moll Flandres», 1722), «Роксана» («Lady Roxana», 1724), «Полковник Джек»(«Colonel Jacque», 1722); морской роман «Капитан Сінґлтон» («Captain Single-ton», 1720); исторические романы «Дневник чумного года» («A. Journal of the Plague Year», 1722) и «Мемуары кавалера» («Memoirs of a Cavalier», 1720). Все эти жанровые модификации представлены в творчестве Дефо на ранней стадии их развития.

С присущей ему склонностью к мистификации Дефо издал свой первый роман за мемуары самого Робинзона, тем самым репрезентувавши своего героя читателям как личность вполне реальную.

Именно так сначала Робинзона и воспринимали современники. Впрочем, для этого были определенные основания, поскольку толчком, а во многом и основой для создания романа стал очерк «История Александра Селькирка», опубликованный в 1713 г. в журнале «Англичанин». В нем говорилось о реальный случай: матрос Селькирк поссорился с капитаном корабля и его высадили на острове Хуан Фернандес, где тот провел в полном одиночестве четыре месяца. Он имел при себе запас продуктов на один день, несколько фунтов табака, кременеву ружье, фунт пороху, кремень и огниво, топор, нож, котелок, носильний костюм и постель, несколько книг духовного содержания, книги про навигацию и некоторые математические приборы. Сначала Селькирк удался в отчаяние и тяжело переживал одиночество, но со временем, обжившись на острове, он окреп духом и жизнь «стало для него настолько удивительно приятным, что никакие минуты не считал он за груз». Он ел мясо черепах, казатину; когда одежда его иВНОсилась, он одевался в одежду из козьих шкур. Он молился Богу, вполне смирился со своей судьбой, и «жизнь для него стало таким же радостным, как раньше было печальным». Возвращение на большую землю не сделало Селькирка счастливее. Очерк заканчивается поучительным выводом: «Счастливый тот, кто ограничивает свои желания лишь естественными потребностями; у того же, кто підохочує свои прихоти, потребности растут вместе с богатством».

Представленный в очерке Стила факт трансформировался в творчестве Дефо в развернутое повествование, что привлекала не только интересной фабулой, но и философским смыслом. История Робинзона перерастает в аллегорическое изображение человеческой жизни как такового. В определенном смысле герой Дефо близок каждому. И очевидно, именно поэтому, заканчивая свой роман, и сам Дефо приходит к мысли о том, что все, изображенное в его книге, он пережил лично. Об этом он рассказывает в заключительной части «Робинзона Крузо», сопоставляя свою жизнь с судьбой Робинзона: «Приключения Робинзона Крузо - схема истинного жизни двадцати восьми лет, проведенных в наиболее блукацьких, одиноких и печальных обстоятельствах, которые когда-либо выпадали человеку. За это время я прожил долгую и удивительную жизнь - в постоянных бурях, в борьбе с наихудшим видом дикарей и каннибалов... Я потерпел всяческих насилий и пригноблень, несправедливых упреков, человеческого пренебрежения, нападения дьяволов, небесных кар и земной вражды; изведай бесчисленные превратности фортуны, побывал в рабстве хуже, чем турецкое, спасся с помощью такого же удачного плана, как тот, что изображен в истории Ксурі.., попадал в море бедствий, снова вирятовувався и снова погибал... Одно слово, нет в воображаемой истории ни одного обстоятельства, которое не было бы законным намеком на настоящую историю». Роман Дефо - это история человеческой личности. Просветительская концепция человека, вера в его возможности, обращение к теме труда, увлекательность и простота рассказа, удивительная сила воздействия всей атмосферы произведения - все это привлекает к нему людей разных эпох, раВНОго возраста и разных интересов.

Рассказ в романе ведется от имени Робинзона. Его простота и бесхитростность, доверчивость тона создают иллюзию абсолютной достоверности того, что происходит. Классически простой зачин произведения: «Я родился в 1632 году в городе Йорке в зажиточной семье...» В этом стиле рассказ продлится до самого конца. Сила воздействия романа - в правдоподобности.

Робинзон воплощает просветительские представления о «естественном человеке» в его взаимоотношениях с природой. Впервые в литературе развивается тема творческого труда. Именно труд помог Робинзону остаться человеком. Оказавшись в полном одиночестве, герой Дефо с присущей ему неутомимостью и деловитостью работает над изготовлением предметов домашнего обихода, выдалбливает лодка, выращивает и собирает свой первый урожай. Преодолевая множество трудностей, он осваивает различные ремесла. В мельчайших подробностях описано изготовление каждой вещи, каждый этап трудового процесса. Дефо побуждает читателя наблюдать с неослабным вниманием за напряженной работой мысли и ловких рук Робинзона. Во всем проявляется деловитость и здравый смысл героя. Его религиоВНОсть и набожность сочетается с практицизмом дельца. Любое дело он начинает с чтения молитвы, не расстается с Библией, но всегда и во всем руководствуется интересами выгоды. Он «с полной безсторонністю, словно кредитор», все сопоставляет и оценивает, а в своем дневнике, который ведет с присущей ему аккуратностью, он уделяет специальное внимание подведению «баланса» позитивных и негативных сторон своего положения:

«...словно кредитор и должник, я разделил страницу пополам и написал слева «плохо», а справа «хорошо», и вот что у меня получилось: Плохо

Меня забросило на ужасный, необитаемый остров, и у меня нет никакой надежды освободиться.

Я изолирован от всего человечества; я отшельник, изгнанный из человеческого общества.

Но я остался жив, хотя мог бы утонуть, как все мои спутники.

Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте...»

Характер Робинзона раскрывается и в его общении с Пятницей. В этом молодом дикуні, которого он спас от смерти, Робинзон хочет видеть своего преданного слугу. Недаром первое слово, которое он учит его проиВНОсить, - «господин». Робинзону необходим послушный помощник, ему приятно от «смиренной благодарности», «безграничной преданности и покорности» Пятницы. Но, узнав его ближе, Робинзон понимает, что Пятница ни в чем не уступает ему.

Дефо - мастер описаний. Он создает яркие картины южной природы, передает своеобразие каждого времени года, его замечательные описания моря. И навсегда в памяти остается портрет Робинзона, вдягнутого в камзол и штаны до колен, высокую меховую шапку и со сделанной из козьей кожи зонтиком над головой; навсегда сохраняется в душе пережитое вместе с Робинзоном чувство страха и надежды, когда на прибрежном песке он увидел след ноги человека.

Вторая и третья части «Робинзона Крузо» и по глубине содержания, и за художественными достоинствами уступают первой. В них говорится о жизни и делах Робинзона после того, как он покинул остров, - о его торговые путешествия в Индию, Китай и Сибирь, об организации им колоний поселенцев на том острове, где когда-то он жил в одиночестве. Робинзону приходится преодолевать много препятствий, однако теперь это уже не столько приключения, сколько деловые авантюры, торговые сделки и спекуляции, да и сам Робинзон изображен как ловкий предприниматель и делец. Третья часть романа содержит дидактические размышления о жизни Робинзона.

«Робинзон Крузо «повлиял на развитие литературы, философии и политической экономии XVIII в. Его идеи и образы отразились в творчестве писателей и мыслителей многих поколений. Они нашли отклик в «Кандіді» Вольтера, в трудах о воспитании Же. Ж. Руссо, в «Фаусте» И. В. Гете. Известно, как восхищался романом Дефо юный Л. Толстой. Существует много подражаний и переделок романа Дефо. Самые раВНОобразные «Новые Робинзоны» стали появляться во многих странах сразу после публикации «Робинзона Крузо» Дефо в Англии, в частности и на украинском языке - Бы. Гринченко (1891), А. Павецького (1900), В. Отамановского (1917), Г. Орловны (1927) и др. Т. Шевченко вспомнил это произведение в автобиографической повести «Художник» и создал рисунок «Робинзон Крузо» (1856). «Робинзонада» быстро разрасталась, а сам термин утвердился и распространился в литературоведении он означает произведения, в которых описываются жизнь и приключения человека, оказавшегося вне общества; вне литературным контекстом термин «робинзонада» используется во многих случаях, связанных с ситуацией - человек в единоборстве с природой, во взаимоотношениях с природой.

За свою жизнь Дефо написал более трехсот пятидесяти произведений самых разных жанров. Помимо знаменитого «Робинзона Крузо», в историю литературы вошли романы «Молль Флендерс», «Полковник Джек», «Роксана», а также некоторые другие произведения, которые стали прообразом исторического романа нового времени («Дневник чумного года», «Мемуары кавалера» и др.). Традиции европейского плутовского романа связан роман Дефо «Радости и тяготы знаменитой Молль Флендерс, которая родилась в Ньюгейтській тюрьме и в течение шести десятков лет своей раВНОобраВНОм жизни (не считая детского возраста) была двенадцать раз содержанкой, пять раз замужем (из них один раз за своим братом), двенадцать раз воровкой, восемь лет сосланной в Вирджинию, но в конце концов разбогатела, стала честную жизнь и умерла в раскаянии. Написано по ее собственными заметками». События этого романа происходят в Англии. Героиня - дочь каторжанина, которая родилась в тюрьме и воспитывалась в приюте. Она знает жизнь трущоб и ежедневную борьбу за существование. Молль Флендерс умная, энергичная, красивая, но жизненные обстоятельства вынуждают ее стать воровкой и авантюристкой. В «Робінзоні Крузо» Дефо рассказал историю борьбы человека с природой. В «Молль Флендерс» он рассказал о судьбе одинокой женщины в обществе. На путь греха ее толкают нищета, голод, жестокость людей. Молль хотела бы другой судьбы, она пытается побороть свою собственную «жестокость и бесчеловечность», но ей это не удается. «Нищета... - настоящий яд добродетели».

Романы Дефо написаны в форме мемуаров или биографий. В них передана история жизни героя и становление его личности. Дефо раскрывает влияние условий и обстоятельств жизни на формирование человека. Его герои сталкиваются с жестоким и бездушным миром. Обычно, это люди без прочных общественных связей, - сироты, подкидыши, пираты, вынуждены действовать согласно жестоких законов и общественных установок. Каждый борется в одиночку, рассчитывая на свои собственные силы, изобретательность и ловкость. Люди не гнушаются никакими средствами ради достижения благополучия. «Истинно благородный» полковник Джек, который в детстве был беспризорным бродяжкою и воришкой, потерпев всевозможных жизненных невзгод, становится работорговцем. Принятая при дворе очаровательная Роксана имеет за плечами темное прошлое: ради карьеры она становится негласной сообщницей убийства собственной дочери.

В историю литературы Дефо вошел как автор «Робинзона Крузо», как создатель просветительского реалистического романа. Он писал для широких кругов читателей. Его бессмертный «Робинзон Крузо» стоит в одном ряду с величайшими произведениями мировой литературы.

Даниель Дефо(Defoe) – английский политик и знаменитый писатель. Он родился в 1660 или 1661 в Лондоне и умер там же 26 апреля 1731. Сын мясника Фо, он, как и его отец, был ревностным диссидентом-пресвитерианином .

В молодости Даниэль отказался от духовной карьеры, к которой его предназначали, и занялся торговлей в Лондоне, путешествовал по делам во Франции и Испании, но вследствие увлечения политикой и литературой потерпел банкротство (ок. 1692). Свой опыт он применил в «Опыте о прожектерстве» (напечатанном только 1698). В этом сочинении исследуются экономические и политические недуги того времени, и вместе с тем представлен подробный план улучшения социального порядка. Тут присутствуют рассуждения и проекты о финансовых вопросах, о пауперизме, начавшем возникать именно в ту пору, о необходимости умножения элементарных школ, о недостатках женского воспитания в Англии – вкупе с энергичным призывом в пользу умственной эмансипации. «Это сочинение, полное светлых мыслей и новых и справедливых взглядов, – писал Бенджамин Франклин , – сильно повлияло на мой ум; вся моя система философий и морали изменилась. Главные события моей жизни и участие, которое я принял в революции моей страны , были в очень значительной степени результатами этого чтения».

Портрет Даниэля Дефо

Другое эссе Дефо: «Милостыня не есть благотворительность, а обеспечение работой неимущих – пагуба для нации» – политико-экономический трактат с глубоким смыслом, где автор старается понять социальные причины нищеты. Вообще сочинениями этого рода Дефо в области реформ предшествовал всему, что имела Англия XVIII века блистательного между своими реформаторами. Он бросил свет на многие вопросы политической экономии, высшей администрации, религиозные, исторические, эстетические.

В 1701 он написал для короля Вильгельма III , к которому примкнул волонтером тотчас по его высадке (см. Славная революция), сатирическое стихотворение «Чистокровный англичанин» (1701), где отражал нападки на короля, как на иностранца, доказывая, что англичане сами смешанная раса и обязаны этому обстоятельству многими преимуществами.

Когда после смерти Вильгельма возобновились преследования диссидентов, Дефо написал иронический памфлет на приверженцев «высокой церкви» «Кратчайший путь расправы с диссентерами» (1702), где издевательски «рекомендовал» им, как самое удобное разрешение вопроса, истребить диссидентов поголовно, как французский король истребил протестантов . Автор едкой сатиры был скоро узнан и приговорен к позорному столбу и заключению в тюрьму. Но позорное наказание обратилось в триумф (Дефо забросали цветами), а заключение было коротким.

В тюрьме Дефо начал писать «Review», составлявшийся якобы из материалов «клуба скандалов». Успех этого журнала вызвал вскоре появление других еженедельных изданий с моралистической направленностью. Лишившись из-за тюремного заключения заработка, которым он содержал себя и многочисленное семейство, Дефо был вынужден в своих политических сочинениях лавировать между своей совестью и поддержкой министерства. Во время переговоров об унии между Англией и Шотландией, правительство воспользовалось услугами Дефо, как посредника, и он разрешил свою задачу весьма умело.

Жизнь и Удивительные Приключения Робинзона Крузо. Фильм 1972 г.

Бессмертным Дефо сделало сочинение «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка » (1719). Эта книга, которую поборник «естественного человека» Руссо хвалил как первоклассное и увлекательное произведения для юношества, есть род «философии истории», представляющей собою картину перехода из первобытного грубого состояния к цивилизованному. Главное значение этого сочинения заключается в основной мысли его, которая однако вполне объективно подкрепляется фактами: человек, перенесенный на пустынный остров, должен как бы сам собою снова воссоздать всю культуру со всеми ступенями её развития. Что до чисто литературного достоинства «Робинзона», то здесь автор с блестящим успехом применил на деле тот «реализм фантазии», умеющий сделать правдоподобным самое невероятное, который составляет его отличительное качество, как беллетриста, являющегося в Англии новатором на этом пути.

Странные приключения своего героя он излагает как истинный художник. «Под его рукой романическое перестает быть романом; оно становится действительной, несомненно истинной историей, за которой мы следим шаг за шагом с полным участием. Удивительное искусство, с которым автор достиг этой неотразимой вероятности рассказа, заключается в тонкости и естественности психологического изображения характеров и в крайне одушевленной живописи подробностей». Хотя по сюжету «Робинзон» воспроизводит действительную историю А. Селькирка на острове Хуан Фернандес, в идее его лежит и автобиографический элемент: будучи тайным агентом того правительства, на которое он недавно нападал, Дефо чувствовал себя в глубоком одиночестве и в постоянной опасности. «Робинзон» был переведен на все европейские и многие невропейские языки и еще в XIX веке вызывал много подражаний (Робинзонад ).

Другие романы Даниэля Дефо, с ужасами и приключениями, написанные частью после невероятного успеха «Робинзона» (например, «Капитан Синглтон»), почти совершенно забыты. Свою публицистическую деятельность Дефо продолжал до 1726 под собственным именем, прекрасно описывая жизнь тогдашних средних и низших классов. Позже он прибег к псевдониму и впал в странную боязнь, по-видимому, в манию преследования. Последние дни жизни Дефо провел в жалкой избе на постоялом дворе, вследствие того, что сын обманул его доверие и дотла разорил его самого и всю семью.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме