Церковь на ордынке всех скорбящих радость расписание. Храм на ордынке. Скорбященская церковь на Ордынке, вот уже на протяжении нескольких столетий она привлекает многие тысячи людей иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»,
иначе называемая Преображенской церковью в Ордынцах, строилась в несколько этапов.
Наиболее старая - западная - часть, дошедшая до наших дней, была возведена архитектором В.И.Баженовым в 1783-1791гг. на месте колокольни и трапезной каменной церкви 1683-1685гг.
Восточная часть сохранялась еще 40 лет, после чего и она была перестроена в 1832-1836гг. под руководством О.И.Бове.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» кликабельна

Название Большой Ордынки (как и Малой, и переулков с тем же именем) произошло от бывшей здесь ранее Ордынской слободы. Версий происхождения этого названия несколько.
Храм в Ордынцах впервые был упомянут в документах как посвященный Варлааму Хутынскому в 1571г.
В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду.
Наиболее распространена была гипотеза, что здесь селили выкупленных в Орде русских, которых называли ордынцами.

Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.
Но относительно недавно были обнаружены документальные свидетельства, что ордынцами называли людей, возивших в Орду дань, а так как для сбора и транспортировки ее требовалось немало работников, то и слобода была достаточно большой - в начале XVII века в ней насчитывалось 107 дворов, а к 1653г. - целых 273 двора.

В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения.

Преображенским он именуется в 1625г., а как каменный обозначен уже в 1683-1685гг.
Это был четверик, увенчанный пятиглавием, с трапезной и шатровой колокольней, и с главным престолом Преображения Господня.
Каменный храм и был поэтапно перестроен в XVIII-XIX веках.

Свое наиболее известное ныне название храм получил, когда здесь в 1688г.
у иконы Божией Матери чудесно исцелилась вдова Евфимия Акинфиева, сестра патриарха Иоакима.
В 1711г. царевна Наталья Алексеевна (сестра Петра I) даже заказала с чудотворной иконы список, чтобы увезти с собой в новую столицу.


Уменьшенный точный список с московской иконы (1710 год)

Особенности иконографии

Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами.
Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей.
Особенностью является изображение над страждующими ряда святых:
слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота,
справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского.
Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского
(до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь).
Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.
Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В декабре 1713г. было дано разрешение на устроение особого - Скорбященского - придела в честь иконы.
Этот придел был перестроен в 1770г. на средства Г.Любовниковой.

Скорбященская церковь на Ордынке.

Напротив Скорбященской церкви на Ордынке находилась усадьба купца А.И.Долгова - брата Л.И.Долгова, тестя архитектора В.И.Баженова.
На средства хозяина усадьбы в 1783г. (по некоторым источникам - в 1782г.) была начата полная перестройка западной части церкви по проекту Баженова.
Закладка трапезной и колокольни состоялась 20 мая 1783г.; в 1791г. состоялась закладка Варлаамовского придела.
Узкая стройная колокольня в три яруса была нехарактерной для своего времени: ее ярусы практически не сужаются кверху, напоминая скорее высокую круглую башню, завершающуюся полусферой с маленькой шаровидной главкой и крестом.
Декор колокольни достаточно скромен: полуколонны, неширокие арочные проемы яруса звона, балюстрады.
В противовес строгому вертикализму колокольни трапезная - с портиками дорического ордера и декоративными круглыми оконцами - невысокая и ориентированная на горизонтальность.

Кликабельна

Во время войны 1812 года храм сильно пострадал от московского пожара, и в 1832г. началась полная перестройка восточной половины, средства на которую пожертвовали купцы братья Куманины и А.А.Долгов.
Проект был составлен архитектором Осипом Ивановичем Бове.
Новый храм представляет собой широкую ротонду с более разнообразным по сравнению с трапезной декором портиков и карнизов.
Верхняя световая ротонда увенчана большим куполом с маленькой главкой на тонкой «шейке».

В конце войны Сталин разрешил ослабить гонения на церковь. Изменение политического курса коммунистической партии приводит к возрождению духовной жизни народа. Из тюрем и лагерей освободились оставшиеся в живых священнослужители. Начинают функционировать храмы, не разрушенные большевиками в годы гонений православных христиан. В числе церквей, возобновивших богослужения, был храм «Всех скорбящих Радость».

История церкви

В начале тринадцатого века Золотая Орда активно вторгается в славянские земли. Рязань, Коломна, Москва становятся первыми городами, павшими под натиском захватчиков. Монголо-татарские завоеватели грабят и сжигают поселения, русских людей убивают или забирают в плен. Западный историк Алан Фишер подсчитал, что почти три миллиона человек было угнано в рабство.

Выкупали невольников государство, церковь и родственники. Посольский приказ по указу Ивана Грозного выделял средства царской казны на освобождение пленников, которых татары продавали. Митрополит Филипп за собственные деньги выкупил из Орды кузнечных дел мастера. За родственника приходилось отдавать от 40 до 600 рублей в зависимости от статусного положения. К примеру, в XVI веке корова или лошадь стоила 1 рубль.

Путь, по которому освобождённые рабы возвращались в Москву, назывался «ордынской дорогой», а место их поселения - Ордынкой. В этом районе возвели деревянную церковь в честь Варлаама Хутынского, которую перестраивают в середине семнадцатого века в каменный храм с главным престолом во имя Преображения Господня.

В 1688 году случилось первое чудо от иконы «Всех скорбящих Радость». Сестра Московского патриарха тяжелобольная Евфимия Папина в молитве к Богородице услышала голос, повелевший найти святой образ в церкви Преображения Спаса и отслужить молебен с водосвятием. Исполнив наказ Царицы Небесной, болящая женщина исцелилась.

Извод чудотворной иконы прославился в Санкт-Петербурге. В 1888 году молния попала в часовню, где сохранялся список. Святой образ не пострадал, но к нему прикипело 12 монеток из кружки для пожертвований. До 1932 года лик Богородицы располагался в Скорбященской церкви на берегу Невы. В пятидесятых годах прошлого века в церковь «Кулича и Пасхи» передана икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками, где находится и в настоящее время.

Придел в честь чудотворной иконы пристроен к храму в 1713 году, когда был выдан антиминс на алтарь. В 1770 году церковь обновилась и благоустроилась на пожертвования Г. Любовниковой.

В 1783 году московский купец первой гильдии Афанасий Иванович Долгов выделил крупную сумму на реконструкцию здания. Перестройкой занялся зять благотворителя Василий Иванович Баженов. По проекту архитектора возводится колокольня и трапезная с двумя приделами. Инок Саровского монастыря Вонифатий написал для церкви иконы.

Во время знаменитого пожара 1812 года храм пострадал настолько, что здание пришлось возводить практически заново. Зодчий О. И. Бове постарался сохранить части уцелевшей постройки Баженова. Обновлённый храм-ротонда освящён московским митрополитом Филаретом в 1836 году.

В тридцатых годах большевистские руководители закрыли церковь. Семьдесят семь килограммов золотой и серебряной церковной утвари изъяты в Гохран. Безбожники сняли и уничтожили колокола. От полного разрушения собор спасло хранение в его помещениях запасных фондов Третьяковской галереи.

В вербное воскресенье 1948 года Преображенский храм возобновил богослужения, и по сей день привлекает желающих приобщиться к духовным ценностям в историческом памятнике архитектуры уникальной конструкции.

Архитектурные особенности

Уникальность Скорбященского собора состоит в том, что он имеет форму ротонды. В Москве построено только четыре церкви такого типа. Двенадцать внутренних колонн поддерживают барабан с куполом, увенчанным золотой главкой.

Мраморные стены украшает лепной горельеф и картины на евангельские сюжеты. Лики архангелов и икона Николая Чудотворца в иконостасе принадлежат кисти знаменитого портретиста В. Л. Боровиковского.

По проекту зодчего Осипа Бове пол центральной части храма выложен из чугунных плит, поверхность которых украшает орнамент.

Реликвии храма

В церкви Спаса Преображение сохраняются святыни, почитаемые православными христианами:

Настоятель церкви

Григорий Валериевич Алфеев родился 24 июля 1966 года. Среднее образование мальчик получил в московской музыкальной школе им. Гнесиных по специальности скрипка и композиция. Здесь он познакомился со знаменным пением и крюковой записью мелодии.

В одиннадцать лет отрок прошёл обряд крещения. С 15 лет Григорий служил чтецом в церкви Воскресения Словущего, а затем иподиаконом при митрополите Волоколамском и Юрьевском Питириме.

После школы юноша поступает в Московскую консерваторию на композиторский факультет. Служба в Советской Армии на два года прерывает получение образования. В январе 1987 молодой человек оставляет учёбу и уходит на послушание в Виленский Свято-Духов монастырь. Через шесть месяцев состоялось пострижение в монашество.

С 1988 по 1990 год будущий митрополит служил священником в церквях Виленской и Литовской епархии. В 1990 году становится настоятелем каунасского кафедрального Благовещенского собора. В качестве избранного делегата принимал участие в Поместном Соборе Русской церкви, избравшей Алексия Второго на патриарший престол.

В январе 1991 года советские войска, введённые в Литву Горбачёвым , захватили вильнюсский телецентр, что повлекло за собой человеческие жертвы. Следующим объектом военных назначался Каунас. Иларион выступает по телевидению и призывает солдат не стрелять в безоружных людей. Преступное кровопролитие было предотвращено.

В 1989 году Иларион заочно окончил московскую духовную семинарию, а через два года духовную академию. А ещё через два года молодой священник окончил аспирантуру при академии. С этого момента много времени посвящено преподаванию церковных дисциплин:

  • Гомилетики - правилам составления проповеди.
  • Священного Писания.
  • Патрологии - учению об отцах церкви.
  • Мистического и догматического богословия.

С 1995 года работая в Отделе внешних церковных связей , в 2009 году епископ Иларион назначен председателем этого структурного подразделения Московского патриархата. На следующий год патриарх Кирилл возводит Илариона в сан митрополита.

14 апреля 2009 года Иларион назначается настоятелем храма «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Московский Синодальный хор

До XV века хор служил сначала при киевском, а затем при владимирском митрополите. В 1589 году на Руси учреждается патриаршество с кафедрой в Москве, и местом послушания певчих дьячков, объединённых в Патриарший хор, назначается Успенский собор в Кремле. После упразднения патриаршества и образования Синода в 1721 году, хор стал называться Синодальным.

В царствование Петра Первого в светских кругах приобретает популярность Придворная певческая капелла, и синодальный хор приходит в упадок. Указом императрицы Екатерины количество певцов снизилось до 26 человек.

Несмотря на трудности, хор оставался верным старинным традициям. Певчие дьячки изучают церковные и вокальные науки под руководством регента и священнослужителей. В 1886 году создано духовно-певческое училище, директором которого назначается С. В. Смоленский. Под началом талантливого руководителя, знатока древнего церковного пения получили образование будущие композиторы В. Калинников, А. Гречанинов, С. Рахманинов.

В конце девятнадцатого века Синодальный хор, состоявший из 25 мужчин и 45 мальчиков, исполнял духовную музыку русских композиторов и светские произведения иностранных авторов. В 1910 году коллектив с успехом гастролировал по Европе.

После 1917 года, когда Советская власть закрывала церкви , Синодальное певческое училище было упразднено. Хор распался. Певцам приходилось работать в немногочисленных московских храмах, продолжавших богослужения.

4 сентября 1943 года Сталин приглашает в Кремль трёх оставшихся на свободе митрополитов на беседу. После этой встречи начинается восстановление православной церкви под надзором органов госбезопасности. В 1948 году состоялась первая служба в открытом Скорбященском храме.

Из прихода подмосковного села Тарасовка в собор на Ордынке переводится регент Николай Васильевич Матвеев. Вместе с музыкантом приехали певцы, которые составили основу воссозданного Синодального хора. Коллектив возродил традиционное исполнение Литургии П. И. Чайковского в день смерти композитора.

Другим знаменательным событием стало воцерквление «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова. Произведение, написанное в стиле старинного знаменного пения, создавалось специально для Синодального хора и посвящено С. В. Смоленскому. Первое исполнение сочинения состоялось 10 марта 1915 года.

Матвеев отдал много сил на возрождение русской духовной музыки, что было непростым делом в обстановке жёсткого контроля со стороны КГБ. Труд церковного подвижника продолжил Алексей Пузаков, работавший под началом Матвеева с 80-х годов прошлого столетия.

А. Пузаков также руководит ещё двумя хорами, поющими в московских храмах. Объединённый коллектив, включающий 80 певцов, участвует в торжественных богослужениях и концертных выступлениях. Кандидаты на вакансии проходят тщательный отбор.

С приходом митрополита Илариона хор обретает второе дыхание. В день поминовения московского святителя Петра 3 января 2010 года Святейший патриарх благословил возрождение исторического имени московского Синодального хора.

Расписание богослужений и адрес храма

Благочестивые прихожане и паломники стремятся посетить храм «Скорбящих Радость» на Ордынке. Расписание богослужений с указанием имени служащего иерея находится на сайте храма.

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой - очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь - подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества - в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева - в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) - его «Литургия».

Более подробные сведения об истории храма вы можете подчерпнуть из книги Е. А. Мусориной и С. И. Выстрелкова, посвященной храму иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Московская иконописная мастерская во имя прп. Алипия Печерского работает при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке. С 2009 г. настоятелем храма является митрополит Волоколамский Иларион, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода настоятель храма митрополит Иларион ведет обширную и всестороннюю работу на благо Русской Православной Церкви. Это внешнеполитическая, просветительская, научная, богословско-литературная, музыкально- композиторская деятельность.

Его Высокопреосвященство митрополит Волоколамский Иларион, один из ярких богословов нашей Церкви, пишет также об иконописании и иконопочитании, с юных лет дружит с о. Зиноном, крупнейшим иконописцем современности.

Для мастерской является

большой честью

сотрудничество с Высокопреосвяшеннейшим Владыкой. Писать по его благословению очень ответственно. Но и радостно, потому что Владыка как богослов принимает активное участие в разработке новых, наиболее сложных и важных иконографических образов.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» - бесценный памятник русской православной культуры. В наше время деятельность духовенства, приходского совета и прихода храма вносит огромный вклад в развитие православного духовного искусства.

О храме

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь - подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества - в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева - в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) - его «Литургия».

Монументальная церковь жёлтого цвета на Большой Ордынке производит впечатление цельного произведения искусства, созданного одним человеком в одно время. Однако это впечатление обманчиво: на самом деле, она состоит из двух разновременных частей. Открытия на этом не заканчиваются: войдя внутрь, мы можем увидеть её интерьеры практически такими же, как и много лет назад.

Изначально в XVI веке на этом месте находилась деревянная церковь, имевшая совсем иное посвящение – в честь Варлаама Хутынского. В следующем столетии новый храм, выполненный тоже в дереве, был уже назван Спасо-Преображенским, при нём создан Варлаамовский придел. В 1683 – 1685 годах место деревянной церкви занял каменный храм с тем же наименованием. Но вскоре именно отсюда пойдёт слава нового чудотворного образа Пресвятой Богородицы, названного «Всех скорбящих Радость». Согласно преданию, после молитв у иконы получила исцеление страдавшая язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева – родная сестра патриарха Иоакима. Это чудо послужило началом прославления иконы, которое быстро распространилось в народе: в 1713 году в храме был освящён второй придел, названный в честь образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», по которому и весь храм стал называться Скорбященским.

В 1783 – 1791 годах трапезная часть церкви и её колокольня были выстроены заново на средства купца Афанасия Долгова, чья усадьба располагалась напротив (её главный дом сохранился до наших дней). Для проведения работ храмоздатель пригласил своего родственника – известного русского архитектора . По завершении работ в трапезной предполагалась и перестройка основной части храма, однако тогда этого сделано не было. Дело Долгова и Баженова было завершено через 40 лет, уже после пожара Москвы: на средства братьев Куманиных и сыновей Долгова архитектор в 1832 – 1836 годах вместо старого храма XVII века выстроил новую церковь в виде ротонды с полусферическим куполом. Достройка храма была проведена очень аккуратно: Бове специально старался, чтобы его творение выглядело гармонично с баженовским. В итоге обе части были выдержаны в общей стилистике и цветовой гамме – белые детали на жёлтом фоне. Классицистическая трапезная Баженова, с четырёхколонными портиками с севера и с юга и круглыми окнами второго света, и его же трёхъярусная колокольня не контрастируют с ампирной ротондой Бове, имеющей тонкий декор в виде медальонов с херувимами и растительными мотивами. Бове принадлежало и внутреннее убранство. В ротонде сохранился первоначальный иконостас в виде триумфальной арки и огромная розетка чугунного пола.

В 1933 году богослужения в Скорбященской церкви прекратились, но сама она сохранила свои интерьеры, перейдя в ведение Третьяковской галереи. После же войны, в 1948 году, храм был снова открыт и более уже не закрывался. Всё это позволяет нам и сегодня любоваться не только великолепной отделкой его фасадов, но и богатым внутренним убранством с иконостасом и чугунными полами. С 2010 года при церкви возрождён Синодальный хор, чьё прекрасное исполнение духовных песнопений можно услышать во время богослужений и на концертах.

С июня 2012 года по ноябрь 2013 года в храме параллельно с богослужением проходили ремонтно-реставрационные работы. Здание сильно пострадало от времени – почти полностью разрушена железная кровля, стены изъедены грибком, в аварийном состоянии находятся окна и двери.

В ходе реставрации усилиями настоятеля иеромонаха Георгия (Исакова), прихожан и благодетелей был возрожден первоначальный облик храма. На прихрамовой территории была восстановлена колокольня.

В 2014 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За лучшую организацию ремонтно- реставрационных работ".

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...