Что такое этюд. Учебные этюды маслом Техника выполнения и живописные приемы

Де Буалье

Рисование с натуры – это всегда профессиональный творческий тренинг. В ходе этого тренинга активно развиваются наши глаза, мозг и рука. Глазами мы тренируем процесс восприятия. Мозг отвечает за процесс абстрагирования и визуального мышления – рисуя с натуры, мы способствуем его развитию в этой области. Рука же в этот момент развивает навык работы с материалом, учится более качественно и технично совершать изображение на картинной плоскости. Поэтому безусловен тот факт, что рисование природы с натуры резко повышает уровень творческого мастерства. В этой статье я хочу рассказать о том, чем полезны пленэры для художников, о выборе сюжета и основных технических приемах натурных зарисовок. Своими маленькими хитростями, позволяющими сделать живопись на открытом воздухе приятней и комфортней, я делюсь в другой своей статье:

Польза пленэрной практики

Рисование с натуры – это всегда профессиональный творческий тренинг. В этом процессе активно развиваются многие навыки, необходимые для художественной деятельности. Занятия на пленэре эффективно способствуют постановке глаза и руки, развивают визуальное мышление и образную память. О пользе рисования с натуры можно говорить бесконечно – обогащаются художественные знания, совершенствуется процесс работы с материалом, чувство цвета выходит на новый уровень. На пленэре художник не бездумно копирует увиденное, а осуществляет активную исследовательскую деятельность, внимательно изучает окружающий мир, подмечая самые тонкие изменения в нем. Благодаря этой практике происходит абсолютно новое видение цвета, форм, всего пространства вокруг. Перед взором открывается многообразие оттенков, и вот в привычном зеленом уже обнаруживается красный, фиолетовый, голубой… Задачей художника является грамотно рассказать об этом в своем произведении, изображая увиденное таким, какое оно было в данный момент.


Но среди этой бесценной практической пользы незримо существует ещё одна важная составляющая пленэрной практики – это тесный контакт с миром живой природы, который духовно обогащает человека. Такой диалог всегда оставляет внутри особенно вдохновенный отпечаток, являясь источником творческий сил. Рисуя на пленэре, необходимо перенести в этюд состояние природы, царившее в это время. Фотография может частично передать нужные цвета, воздушную перспективу, но что-то живое, чем был наполнен этот миг, будет отсутствовать. Рисуя по фотографии, нельзя полноценно ощутить настроение, дыхание момента, игру света и тени, движение жизни того самого запечатленного времени. Именно поэтому очень часто пленэрные этюды получаются особенно живые, с характером переданной атмосферы.


Я очень люблю пленэрную практику именно за то, что ты видишь пейзаж не только глазами. Ты слышишь шёпот листьев и шум воды, чувствуешь ещё что-то незримое, окутывающее все вокруг. И эти ощущения переносятся через кисть и краски на холст или бумагу.

Этюды

Одна из главных задач этюдов - передача состояния, концентрация первого впечатления от натуры. Ограничение времени определяет специфику этюда. Необходимо создать художественный образ, сформировать представление о натуре, используя минимум изобразительных и композиционных средств, не вдаваясь в излишнюю подробность, а направляя вектор внимания на главное. Этюды являются очень полезным упражнением. При их выполнении у художника активно формируется навык запоминания, воспроизведения цветового образа и развитие кратковременной зрительной памяти. Умение передавать цветовой образ-состояние очень важно для эмоциональной выразительности картины. Именно систематическое выполнение этюдов позволяет верно находить и передавать через краски колористический образ натуры.


Выбор сюжета

В качестве натуры для этюдов может быть использовано что угодно из всего многообразия окружающего мира: пейзажные мотивы, городские улицы, натюрморты на открытом воздухе и много другое. Самое главное, чтобы выбранный мотив откликался именно вам, не оставлял равнодушным, цепляя какой-то своей особенностью, которая для других на первый взгляд возможно не очевидна. Когда у вас при взгляде на натуру горят глаза и рукам не терпится взяться за краски – выбор сделан правильно. Необходимо лишь найти оптимальную точку зрения на выбранный сюжет, которая бы помогла увидеть самое главное и характерное в натуре. Верно подобранный формат, так же поможет вам подчеркнуть особенность мотива. Для кратковременных этюдов лучше выбирать простые сюжеты с небольшим количеством входящих в них объектов. Это поможет вам избежать ухода в излишнюю детализацию, которая не всегда положительно влияет на цельность этюда. Если ваша пленэрная практика еще не богата, то не следует сразу приниматься за городские панорамы, а лучше начать с простых природных мотивов. Даже отношения неба и чистого поля, уходящего до горизонта, могут быть крайне интересными, особенно для решения колористических задач. Такие сюжеты будут идеальными для выполнения кратковременных этюдов. Они помогут нарастить опыт и уверенность, необходимые для выполнения более сложных задач.


Техника выполнения и живописные приемы

Любой художественный материал может быть использован на пленэре - здесь нет ограничений. Самое главное, чтобы выбранный материал был вам хорошо знаком, потому что в полевых условиях не будет возможности детально изучать свойства и поведение материала. После выбора сюжета необходимо внимательно проанализировать цветовые и тональные отношения всех составляющих в нем. В ходе работы необходимо постоянно сравнивать результат по цветы и тону с натурой. Чтобы вернее уловить разницу в тоне, нужно чаще прищуриваться, глядя на натуру, затем на работу. Сравнивая цвета, нужно постоянно задавать себе вопросы о том, какой цвет холоднее, какой теплее и на сколько, какие оттенки присутствуют еще в этом цвете? Такой постоянный сравнительный анализ поможет вам создать нужную атмосферу на картине, правильно передать настроение окружающей среды. Каждому состоянию природы характерны свои цветовые и тональные отношения – если они найдены верно, то этюд будет передавать нужное состояние. Например, утреннее солнце будет освещать предметы розово-желтым оттенком, превращая тени в сине-лиловые.


Ход работы над этюдом необходимо выстраивать по принципу «от общего к частному». То есть сперва решаются основные массы, работа ведется крупными пятнами, используются широкие кисти. И лишь в конце уделяется время более детальной проработке. Долгое время на пленэре у меня была такая проблема, как «копание в деталях» - не успев проложить общие массы, я старательно вырисовывала травинки, удивляясь, почему за три часа я не успела сделать этюд. Эта проблема решилась тем, что на первом этапе я стала брать только крупные кисти, постоянно напоминая себе о том, что первостепенно. Детали же оставляю напоследок, отдавая им роль акцентов, обогащающих картину. Не нужно путать этюд и длительную, многосеансовую работу в мастерской, стараясь проработать этюд до степени совершенства, или абсолютно не нужной фотографической точности. Выполнение этюдов имеет свои задачи и логику. Главное здесь – передача впечатления, цветовой гаммы, настроения, которое пронизывало окружающий мир в данный момент. Каким именно техническим приемом выполнять этюд может подсказать вам сама натура при внимательном её изучении. Зачастую она может диктовать способ наложения краски, характер мазков - будет это гладкая заливка или густые мазки, оставляющие фактуру кисти, вы поймете, уловив характер того, что перед глазами. Очень живым и интересным выглядит этюд, в котором скомбинированы разные приемы письма, поэтому я советую в рамках одной работы экспериментировать, делая красочный слой разнообразным по фактуре и технике наложения краски. Для исполнения этой задачи вам также помогут разнообразные по форме и ворсу кисти, каждая из которых будет оставлять свой характерный след. Не пренебрегайте такими инструментами как тряпочки и пальцы, они могут создавать потрясающие эффекты, если вы работаете маслом или пастелью. Все эти технические моменты должны быть для вас помощниками в создании художественного образа.


Воспоминания, которые я увожу с собой с пленэра, спрятаны в мазках краски. Так они не исчезнут, не растворятся в глубине памяти. Рисуя, художник не механически переносит увиденное на холст или лист, а незримо соединяется с сюжетом, запоминая каждую подробность, на мгновение становясь тем самым, что вокруг него - то бурным течением реки, то трепещущим голубым небом или душистой былинкой. Проходит время, но увиденное и запечатлённое легко возникает перед внутренним взором во всех мельчайших подробностях. Можно даже вновь почувствовать восточный ветер и жужжание шмеля. Рисуйте то, на что радостно, волнующе, небезразлично откликается в сердце! Ведь настроение сюжета незримо останется у вас внутри.

Как написать этюд маслом

(на сайте в скором времени планируется бесплатный просмотр видео «Уроки живописи масляными красками»

Хотелось бы описать, как я применяю на практике вышеописанные материалы и методы работы. Для примера выбран пейзаж «Конец лета».

В конце лета - начале осени листья на деревьях желтеют, трава приобретает различные цвета. Тени от деревьев становятся более холодными, с фиолетовым оттенком. Ближе к горизонту,из-за голубого неба, деревья, растительность кажутся более холодными, чем в жаркое летнее время. Осень - это то время, когда нельзя пропускать ни дня без живописи на пленере. Два-три часа работы масляными красками в день для меня лично превращаются в минуты полного душевного равновесия, покоя и гармонии с природой.

Для написания этого этюда мне понадобился обработанный желатином и акриловым грунтом холст, предварительно наклеенный на планшет. Подмалевок решил сделать темперными красками, поэтому запасся необходимыми материалами для масляной и темперной живописи. Из черной бумаги по размерам заготовленного холста сделал видоискатель. Кроме этюдника, для полного комфорта, взял с собой раскладной стул и зонтик.

Выбрав с помощью видоискателя наиболее привлекательный вид пейзажа, оценив композицию и тональные отношения будущего этюда, я приступил к работе.

Чтобы написать портрет маслом по фото () понадобиться предварительный, точный рисунок карандашом. В моем случае построение композиции и предварительного рисунка на холсте можно выполнить тонкой колонковой кистью №2 и прозрачной, охристой темперной краской. При помощи видоискателя определил, что главной в этюде будет растительность. Исходя из этого, линию горизонта расположил выше середины холста. Для того чтобы подчеркнуть перспективу пейзажа, а также для сбалансированности композиции, наметил уходящую вдаль дорогу.

Перед тем, как приступить к подмалевку темперной краской, мысленно провёл подготовительную работу.

1.Внимательно рассмотрел тональные отношения пейзажа.

2. Установил самые светлые и насыщенные по тону места.

3. Определил, какие цвета будут преобладать в этюде на переднем, среднем и дальнем планах.

Во избежание ошибок в дальнейшем тональном построении работы, я начинаю подмалевок с самых насыщенных фрагментов картины в независимости натюрморт ли это, или человеческая фигура. Далее пишу от самого темного к светлому. Часто случается так, что белый грунт холста является наиболее минимальным по насыщенности местом в этюде. В таких случаях грунту придаю теплый или холодный оттенок, в зависимости от обстоятельств и места написания картины (в аудитории или на пленере).

В пейзаже «Конец лета» оптимальным решением стало выполнение подмалевка, начатое с деревьев дальнего плана. Дело в том, что растительность и поверхность земли дальнего плана отчетливо выделялись фиолетово-голубой полосой и имели светлый тон, приближенный к небу. Используемые краски: небесная голубая, кадмий фиолетовый, неаполитанская красно-фиолетовая, белила цинковые и титановые в пропорции 1:1.

Над деревьями у горизонта небо имело охристо-красноватый оттенок и стало самым светлым по тону элементом картины. Используемые краски: охра золотистая московская, кадмий красный светлый, белила. Такой контраст теплых и холодных оттенков на горизонте обозначил границу между деревьями и небом.

Приведу отрывки из заметок Д. Констебля о небе: «Пейзажист, у которого небо не является одной из важнейших частей композиции, пренебрегает лучшим своим помощником… Небо - очень трудная задача, как в смысле композиции, так и в смысле исполнения. При всем его блеске оно не должно выступать вперед, а должно лишь вызывать представление о бесконечной дали. Это не относится, конечно, к редким явлениям природы или случайным эффектам освещения, которые всегда привлекают особое внимание…»

Переходя к среднему плану, я использовал более контрастные и насыщенные тона для деревьев и другой растительности. Учитывая воздушную перспективу, написал тень и свет более теплыми красками. Используемые краски для тени: кадмий фиолетовый, небесная голубая, умбра жженая, кадмий красный светлый . Краски, используемые для света: охра желтая, охра золотистая московская, кадмий красный, кадмий желтый лимонный, белила титановые .

На ближнем к зрителю плане трава и дорога немного светлее и теплее, нежели тон деревьев. Здесь были использованы такие краски, как охра желтая , охра золотистая московская, кадмий красный, кадмий желтый лимонный, кармин, английская красная, белила.

Такой подмалевок уже придавал будущему этюду воздушную перспективу и определял колорит работы.

После того, как темперная краска подсохла, я приступил к живописи маслом.

На этой стадии работы мне предстояло:

1.«Подчеркнуть» объем листвы и стволов близстоящих деревьев.

2.Подготовить первый план как основу для следующего.

3.Детально прописать второй план этюда.

4.Добавить, при помощи лессировок, различные оттенки в нужных местах этюда.

Вслед за подмалевком темперными красками продолжил этюд маслом с деревьев дальнего плана. Тени деревьев придал размытый контур смесью красок. Используемые краски: виноградная черная, белила, небесно-голубая; свет показал с помощью лимонно- желтой, белил и небесно-голубой красок.

Щетинной кистью №16 написал небо, применяя, так называемую, растяжку от теплого (у горизонта) тона к холодному и от светлого к темному, с целью придания ему объема. Используемые краски: небесная голубая, голубая - «ФЦ», кадмий фиолетовый, виноградная черная, белила. Прописывая небо, наносил красочный слой в диагональном направлении.

Как описывалось выше, в картине не должно быть двух одинаковых мазков (см. методы масляной живописи). Поэтому мною использовались кисти различного размера (в соответствии с фрагментами работы).

Свет на первом и втором плане этюда был исполнен пастозными мазками, с использованием мастихина.

Придав объем стволам деревьев и растительности на втором плане, я приступил к деталям.

На заключительной стадии работы мне оставалось лишь прописать более тщательно тонкие ветви деревьев, траву и участки дороги тонкой колонковой кистью (№2).

Успех в творческой деятельности обеспечен, в первую очередь, тому художнику, который в упорном желании создать произведение искусства, преодолевает, несмотря на различные трудности, любые барьеры и препятствия на своем жизненном пути. Вспомните Винсента Ван Гога… Ведь этот художник (и не только он) доказал, что человек своим упорством и желанием достичь поставленной цели способен на очень многое.

Однажды известному скульптору Микеланджело задали вопрос: «Как получаются у вас такие замечательные скульптуры?», на что он ответил: - «Я беру камень и отсекаю всё в нём ненужное». В живописи приблизительно так же. По аналогии, следует всего лишь положить нужный тон краски на соответствующее ему место холста… Так художник сможет передать свои чувства и мысли, открывая зрителю новую реальность. Но для того, чтобы знать как, какой и куда положить тон краски, нужно много работать и развиваться, изучать и любить живопись.

Самый лучший учитель для живописца - это природа, и никто не сможет научить большему, чем она. Учителя, преподаватели только направляют, подсказывают и учат начинающего художника основам живописи, делятся собственными наблюдениями. Где бы вы ни находились, что бы ни чувствовали, и каким бы ни было ваше настроение, всегда старайтесь замечать в окружающей вас действительности то, что, на первый взгляд, кажется неинтересным для обычного человека. Наблюдайте и сравнивайте тональные отношения неба и земли, цвета дальнего плана и переднего. Делайте быстрые наброски с натуры каждый день и ни в коем случае не уничтожайте их впоследствии. Даже, в том случае, если некоторые из них не получились такими, какими Вы их видите в идеале.

Попробуйте представить себя в роли натуралиста, который исследует явления природы, повадки животных; физиономистом, изучающим особенности строения и мимики лица людей в попытки угадать, определить черты их характера.

Художник должен отображать на холсте свое время и при этом уметь самовыражаться, для чего необходима постоянная его открытость окружающему миру.

Больше обращайте свое внимание на людей, которые окружают Вас: пантомимика, мимика, стиль одежды (делайте быстрые наброски).

Для расширения собственного профессионального кругозора старайтесь посещать как можно больше выставок и музеев, изучайте репродукции великих живописцев, читайте различную литературу.

Говорилось преимущественно о длительном по времени исполнения этюде, предполагающем углубленную проработку формы предметов цветом, с учетом колористической гаммы натюрморта, условий среды — света, окружающего пространства, их взаимных влияний.

Но на курсах живописи в художественной школе New Art Intention мы учим начинающих художников быстрой записи рисунка, запечатлеть в этюде только главное, наиболее существенное, или только часть целого — фрагмент. Поэтому наряду с работами, длящимися весь урок живописи, существуют и другие формы этюда. Это этюды-наброски, этюды фрагментов, эскизы по памяти.

Все эти формы имеют право на существование. Вопрос заключается лишь в том, чтобы разумно их сочетать. Работая только над длительными по времени исполнения этюдами с углубленной и детальной прорисовкой предметов, мы не приобретем навыков быстрой работы и не сумеем сразу запечатлеть в этюде наиболее главные и существенные черты, не научимся сознательно жертвовать теми или другими деталями в угоду главного.

В таком этюде наряду с определением композиционного строя мы выясняем для себя цветовую гамму, запоминаем смешение красок, с помощью которых достигаем нужных сочетаний. Такой этюд выполняется в течение получаса - часа.

Ниже представлен ряд быстрых этюдов-набросков и этюдов отдельных фрагментарных решений натюрмортов из плодов, ягод и предметов быта. Проделайте ряд упражнений, чтобы приобрести некоторые навыки в рисовании коротких этюдов.

Учимся рисовать этюды.

Весной или летом составьте букет из однородных цветов, включите в него один или два цветка другого вида. Поставьте такой букет сначала на рассеянном свету в большой залитой светом комнате, на веранде или в саду и в течение полутора-двух часов напишите этюд. Этот же или другой букет попробуйте написать в условиях яркого освещения, в солнечный день, поставив цветы на окно или в саду. В каждом из этих заданий вы встретитесь с новыми для вас условиями. Под влиянием сильного прямого света (в данном случае солнечного) цвет предметов меняется по сравнению с комнатными условиями. Благодаря возникающим контрастам, обилию рефлексов, бликов, благодаря сочетанию и взаимодействию всех этих факторов предметы как бы утрачивают свою конкретность. И свет, и тень, и полутень не воспринимаются четко разграниченными между собой, а обогащают друг друга массой новых оттенков, нюансов, переходов. Одним словом, решение светотеневых задач приобретает в данном случае очень большое значение.

Для живописца освещение в такой же мере важно, как сам изображаемый мотив, вернее одно с другим находится в неразрывной связи. Таким образом, при работе над этюдом на воздухе, как говорят в пленере*, возникают особые, представляющие большой интерес задачи. *(От французского plein air— под открытым небом. Термин употребляется в изобразительном искусстве применительно к изображению на открытом воздухе) .

Этюд полевых колокольчиков выполнен на прямом солнечном свету. Легко, прозрачными красками намечена их общая масса. Но, тем не менее, она воспринимается объемной. По внешнему краю букета колокольчики, будто прозрачны и невесомы. Некоторые из них почти растворяются в фоне, иные читаются более четко, но не резко.

Этюд интересен для нас технической стороной исполнения. Чистота красок, общее впечатление свежести и сочности достигаются тем, что работа выполнена по сырой увлажненной бумаге, обильно насыщаемой красочным раствором. На курсах живописи в нашей школе мы более углубленно рассказываем об особенностях такого письма.

В отличие от предыдущего упражнения — букета из однородных цветов, составьте также небольшой букет из цветов, различных по окраске и формам. Поставьте его на рассеянном свету в комнате на фоне светлой без узора стены. Букет будет по отношению к фону составлять определенной силы силуэт.

В рисунке легко наметьте цветы, выступающие из общей массы букета. Они будут разными по своему абрису, форме и размерам. Затем, все время сравнивая силу тона, начинайте по частям покрывать нужным цветом отдельные группы цветов, стараясь передать их характер. Не нужно при этом краску брать в полную силу, с тем, чтобы иметь возможность впоследствии усилить некоторые части. При рисовании цветов избегайте резких очертаний в касаниях одних цветов с другими или с зеленью. Иначе они будут производить впечатление жесткости и покажутся скорее искусственными, а не живыми. Цветы, особенно полевые, всегда нежны, хрупки, трепетны, и в этюде нужно стремиться передать эти качества.

Посмотрите, с каким вниманием и любовью выполнены кисть бузины, желтые цветы льнянки, рядом с ними ромашка и листья папоротника. Следите за тем, чтобы изображение не производило впечатления плоского, как бы вырезанного и наклеенного на бумагу подобно аппликации. Во избежание этого нужно путем сравнения определить особенности касания букета с фоном. В каких-то частях цветы будут по светлоте с ним сливаться или даже окажутся светлее его, в других — образовывать различные по силе контура силуэты. Несмотря на разнообразие оттенков, слагающих букет цветов, он не должен казаться пестрым, а сохранять собранность, цельность единой тональности. При обучении рисованию в художественной школе мы рекомендуем начинающим иногда во время работы прищуривать глаза и смотреть то на букет, то на свой этюд. Это помогает увидеть ошибки, допущенные в тональном решении.

Следующее упражнение этого урока живописи призвано углубить навыки работы над быстрым этюдом. Упражнение ставит задачу, используя полученные ранее навыки в технике а-ля прима, добиться сочности и красочности в живописи. На каждое из таких упражнений полезно отвести один-два часа.

Для начала можно выполнить задание, аналогичное этюду с клубникой. Здесь, как и в предыдущем этюде, автор то использует возможности кисти, предельно насыщенной раствором краски, то кладет легкие, прозрачные мазки чистых красок, допуская минимум их смешения. В результате достигается передача сочности и мягкости крупных ягод, впечатление их пронизанности светом.

Этюд с кружкой также выполнен в форме быстрого наброска. Постановка интересна сочетанием разнообразных предметов. Перед художником возникает новая задача — показать блеск металла рядом с лоснящейся поверхностью кожицы помидора. Краски чисты, легки, прозрачны, общий колорит светлый. Поэтому работа производит впечатление свежести, непосредственности.

Следовательно, в быстрых по исполнению этюдах задача заключается в том, чтобы установить основные цветовые отношения, основные контрасты, передать освещение. В таких этюдах не требуется подробной детализации во всех частях. Например, в букете с колокольчиками, при обобщенном решении всей массы букета, мы видим ромашку и намеченные силуэтом характерные очертания самих колокольчиков.

Такие этюды могут иметь как подчиненное, так и самостоятельное значение. Подчиненное — при выполнении предварительного эскиза перед длительным этюдом; самостоятельное — при решении специальных живописных задач (передача условий света, цветовых сочетаний) и, наконец, когда требуется запечатлеть для себя какой-то мотив, но нет времени выполнить его более обстоятельно.

На курсе живописи New Art Intention мы предостерегаем от чрезмерного увлечения такими быстрыми этюдами. При обобщенности решения этюд не должен утрачивать предметных характеристик. Одним словом, обобщенность не должна стать самоцелью в рисовании для начинающих. Как раз, наоборот, с помощью ее мы стараемся выразить наиболее характерные и типичные для данного предмета или явления свойства.

Этюды акрилом, написанные учениками во время уроков живописи в Artintenstudio.

Этюд — произведение живописи вспомогательного характера и ограниченного размера, целиком выполненное с натуры.

Работая на пленэре над этюдом, художник ставит перед собой задачу правдивого и живого воплощения природы в живописи.

Этюды могут быть средством изучения природы, учебными упражнениями для художника, средством совершенствования его мастерства. Часто они служат материалом для подготовки картины, например этюды отдельных мест, участков, деревьев, листвы и других деталей, интересующих живописца. Постоянная работа над ними на натуре оказывает помощь в создании пейзажей.

Этюдная живопись дает возможность развивать глазомер, укреплять твердость руки, совершенствовать живописное мастерство.

Этюд требует тщательно проработанного рисунка, который должен быть точен и верен не только по масштабу, но и в отдельных деталях и отношениях между ними. Для него важны общий схематический рисунок с натуры без излишней детализации, верность и точность основных линий и очертаний предметов. В рисунке художник должен уметь передать то, что он наблюдает и изучает в природе. Однако не только увиденное, но и обобщенное — существенное, главное, без второстепенных подробностей.

Рисунок для этюда выполняется на бумаге, картоне или непосредственно на загрунтованной поверхности холста карандашом, углем, но лучше всего кистью, одной краской.

В творчестве наших мастеров пейзажа этюд занимал и занимает очень значительное место. Непревзойденными мастерами этюдной живописи были А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, М. В. Нестеров, К. А. Коровин. По законченности и живописному мастерству исполнения многие их этюды можно считать произведениями, имеющими самостоятельное значение.

Создавая этюды, художники обычно ставят перед собой определенные задачи, решая их различными методами, зависящими от индивидуальных особенностей самого живописца.

Знакомство с работой над этюдами отдельных пейзажистов, их методами выполнения этих произведений, техническими особенностями работы над ними представляет несомненный интерес для молодого, начинающего художника, поможет ему избежать многих ошибок.

Выдающийся мастер пейзажа Н. К. Рерих отводил этюдной живописи большое место в своем творчестве. Как уже отмечалось, творческий метод создания произведения Рерих основывал на пристальном, вдумчивом наблюдении и постоянном, проникновенном изучении природы. Начиная писать этюд, он прежде всего ставил перед собой совершенно определённую задачу, решения которой добивался. Идея композиции произведения, зародившаяся в душе художника в результате его наблюдений и изучения природы, продумывалась им до начала живописной работы. Когда композиционное построение этюда мысленно было решено, когда была определена завязка композиции и намечено в основном колористическое решение, Рерих приступал к рисункам-наброскам, а затем и к живописи.

В процессе длительного изучения натуры найденный художником и поразивший его момент являлся основой впечатлении о нем; творчески осознанное и мысленно переработанное впечатление и возникший на основе этого художественный образ постоянно сохранялся в памяти во время работы над этюдом.

Отлично зная, что однажды наблюденное на природе вновь не увидишь, Рерих писал свои этюды быстро, в течение нескольких часов. Иначе ведь нельзя передать во всей своей первоначальной свежести и непосредственности первого впечатления то или иное состояние природы, так как через день, а иногда и через несколько часов, оно уже будет совершенно иным.

Рерих считал, что, конечно, очень важно уметь изобразить то, что видишь в природе, но не менее важно уметь видеть то, что хочешь изобразить. Это, по мнению Рериха, — основное качество художника, заключающееся в том, что надо смотреть на природу не равнодушным взглядом наблюдателя, а влюбленным, проникновенным взором, мысленно отбирающим и отмечающим то, что по душе. Если не вкладываешь в изучение природы всю страсть своей души, всю любовь к ней, не надо и живописать ее.

В этюде следует уметь находить простые, кажущиеся зрителю несложными решения поставленных перед собой задач. Это решения, как композиционные, так и в части колорита и рисунка должны быть лаконичными. Однако для этого необходимы не только опыт, но и твердая уверенность в основной цели, поставленной в данной работе. Художник должен уметь сосредотачиваться на решении и достижении этой цели, на главном, а не на второстепенном, используя все свои возможности в композиции и живописи. Сосредоточенность, собранность, умение видеть и выделить главное, быстрота и точность в работе — вот залог успеха в создании этюда.

Писать его надо, рассчитав свои силы и возможности, определив с большей или меньшей точностью, в течении какого времени продлится состояние природы, которое интересует художника. Не сделав этого, легко впасть в ошибку — ведь освещение все время меняется. Может получиться и так: начинаешь писать этюд при одних условиях, например пишешь землю — солнце было слева, потом переходишь на живопись неба, а солнце уже перешло на другую сторону, чего ты не заметил и получилось неправдоподобно. Чрезмерно долго писать этюд нельзя — притупляется первое впечатление от натуры, художник утомляется, постепенно утрачивая свежесть и остроту восприятия.

Этюды Рериха всегда поражают оригинальной композицией, которая помогает с исключительной полнотой раскрыть неповторимое своеобразие природы.

Немаловажное значение для успешной работы художника имеет размер этюда. Поэтому очень важно с учетом своих сил и возможностей выбирать для этюдов тот размер холста, который наиболее легок и удобен для работы в сравнительно короткие сроки и в то же время дает возможность добиться законченности произведения. Обычно Рерих пользовался картоном, имеющим размер 35,5х45,8 см; для этюдов-набросков он применял картон еще меньшего формата.

В этюдах Рерих, как правило, брал тона красок не в полную силу, а несколько сдержаннее, чем они были на самом деле, и не полностью использовал весь диапазон своей палитры. Поступая так, художник учитывал: если сразу взять звучные, напряженные тона, то когда понадобиться нанести цветовой удар, окажется, что весь диапазон уже использован и сделать его будет нечем.

Работая над этюдом, Рерих ограничивал свою палитру, не загромождая ее излишними красками, справедливо считая, что излишество всегда приводит к большим трудностям в объединении цветовой гаммы в единое целое и лишает правдивости в передаче цветовых отношений, наблюдаемых в природе.

В этюдах Рериха с блестящим мастерством достигнуты эффект сопоставления, казалось бы, несовместимых друг с другом тонов, образующих внутреннее единство, и особая, присущая художнику простота и смелость в контрастах цвета. Эти талантливо найденные сопоставления светлых и темных тонов, ярких и глуховато звучащих придают его живописи исключительную светоносность. Его красочные тона как бы наполнены и пронизаны светом. Светоносность цвета — одно из удивительных качеств Рериха-живописца, идущее от проникновенного изучения и наблюдения природы.

Много внимания и времени уделял работе над этюдами В. Н. Бакшеев. Каждая его картина писалась по этюдам. Уже в них художник старался найти самое характерное для выбранной темы, добиваясь не только внешнего сходства с натурой, но и внутренней наполненности. Этюды, безусловно, помогали ему при создании больших полотен — он изучал форму, цвет, свет. Однако художник никогда не списывал бездумно с этюда, считая, что работа над картиной является творческим процессом, в котором передаешь внутреннюю жизнь, психологию.

Вот что говорил Бакшеев в одной из бесед с автором этой книги о требованиях, предъявляемых к этюду: «Прежде всего этюды должны быть строго нарисованы и правдивы по краскам. Нужно очень внимательно штудировать натуру. Важно предварительно выяснить все: пропорции, цветовые отношения, свет и тени, — и уж только после этого приступать к живописи. И потом, когда начнете работать красками, внушите себе, что это будет ваша лучшая вещь, что вы напишете ее хорошо; настройтесь так и тогда начинайте! Поленов советовал мне сначала положить на холст яркие, определенные тона, потом самые темные и светлые; полутона сравнивать как по отношению к светлому и темному, так и по отношению к теплому и холодному. Писать надо без подмалевка, частями и по возможности во всю силу цвета. Этюд должен быть хорошо, детально проработан... Нельзя также писать лучше, чем это есть в природе, иначе выйдет фальшиво » .

Бакшеев затрачивал на этюды различное время: одни ему удавалось написать до полной законченности в течение дня, другие он завершал в более длительный срок. Дома он никогда не вносил никаких поправок и исправлений, потому что, как правило, живопись от этого становилась фальшивой.

Серьезно занимался этюдной живописью С. В. Малютин. Этюды его можно разделить на два вида. Одни — длительные: они создавались на натуре, с тщательной проработкой форм за два-четыре часа и предназначались главным образом для жанровых произведений. Ко второму виду принадлежат 15—20 минутные этюды-нашлепки, выполненные художником на натуре во время его частых поездок в Подмосковье, на Север России, в Крым и другие места нашей страны. В этих этюдиках стандартных размеров (9х15 см), выполненных на пластинках трехслойной хорошо высушенной и выдержанной фанеры, Малютин преследовал двоякую цель. Для него это была, во-первых, постоянная тренировка глаза и руки на натуре, а во-вторых, в этюдах-нашлепках художник находил нужные ему цветовые и тональные отношения .

Очень внимательно относился к этюдной живописи М. В. Нестеров. В его этюдах мы можем наблюдать хорошо продуманную манеру исполнения, в полной мере отвечавшую его отношению к этому виду творчества. Нестеров говорил ученикам: «Этюд — вещь серьезная! Этюды надо писать очень внимательно. Они должны быть не случайными, а заранее хорошо продуманными, найденными и полностью отвечающими творческому замыслу художника. Если вы в этюде наврете, то в картине будет еще больше неправды » .

Слово «этюд» представляет собой точную русскую транскрипцию французского термина "étude", который в переводе с этого языка означает «обучение» или «исследование». Это слово в русском языке имеет несколько достаточно сильно отличающихся друг от друга значений, причем они сконцентрированы преимущественно в сфере искусства. Однако отпечаток первоначального значения французского оригинала заметен во всех смыслах этого слова.

Этюд в живописи

Одно из самых распространенных значений, которые имеют в виду, произнося слово «этюд», относится к области живописи. В этом смысле под ним подразумевают произведение, которое обыкновенно выполняется с натуры и может представлять собой пейзаж, натюрморт, портрет или другой жанр изобразительного искусства, основанный на отображении реальной действительности. Зачастую этюдом называют рисунок, степень проработанности которого не слишком высока, поскольку он служит одним из вариантов будущего законченного произведения. Поэтому серьезный художник, как правило, делает несколько этюдов к одному крупному произведению.

В области живописи слово «этюд» имеет также дополнительное значение, в большей степени связанное с первоначальным смыслом французского оригинала. Так, под этюдом иногда подразумевают обучающее занятие, целью которого является создание художественного наброска к будущей картине.

Этюд в музыке и театре

Слово «этюд» применяется также для обозначения музыкальных произведений, которые, в свою очередь, имеют ярко выраженные особенности. Так, это произведение чаще всего имеет небольшую продолжительность и написано для одного музыкального инструмента или голоса. Его основной целью, как правило, является развитие технических навыков исполнителя.

Похожее значение имеет слово «этюд» в театральной среде: оно представляет собой небольшую по объему постановку, в которой предполагается участие ограниченного количества актеров, и применяется для развития техники актерского исполнения. При этом этюд в театральной среде чаще всего включает в себя значительную часть, основанную на импровизации, что позволяет улучшить игру актеров.

Этюд в шахматах

Еще одно распространенное значение этого слова связано с игрой в шахматы. В этой сфере применение этого термина также имеет оттенок, отражающий обучающий характер данного понятия. Так, словом «этюд» среди принято обозначать специально составленную специалистом ситуацию на доске, которую обучающемуся необходимо решить в свою пользу либо добиться ничьей.
 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме