Цвето-тональный план детского альбома чайковского. «Методический разбор пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского Музыкальное произведение шарманщик

3. «Детский альбом» П. И. Чайковского

Новизна и оригинальность «Альбома для юношества» Шумана пробудила фантазию многих композиторов.

В апреле 1878 года Пётр Ильич Чайковский писал своему другу и почитательнице :

Я давно уже подумываю о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению дет-ской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной лёгкости с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана.

Непосредственным толчком к созданию «Дет-ско-го альбома» послужило Чайковскому общение с маленьким племянником Володей Давыдовым, которому и посвящён этот сборник, состоящий из 24 лёгких пьес и появившийся в октябре 1878 года. Интересно, что на обложке первого издания в скобках помечено: «Подражание Шу-ману».

С пьесами из «Детского альбома» Чайковского вы уже много раз встречались на уроках му-зы-каль-ной литературы. А кто-то из вас по-зна-ко-мил-ся с ними и в классе фортепиано.

Пройдём по страницам «Детского альбома» и заодно вспомним пьесы, которые нам уже встречались.

WWW

Помимо ссылок на приведённые ранее примеры, каждую пьесу можно прослушать целиком по кнопке слева. Исполняет Я. Флиер.

  1. «Утренняя молитва». См. разбор и пример в теме 6 .
  2. «Зимнее утро». Музыкальная зарисовка с «колючей», «морозной» гармонией.
  3. «Игра в лошадки». Стремительная пьеса с безостановочным движением восьмых.
  4. «Мама». Лирический портрет.
  5. Марш деревянных солдатиков. Игрушечный марш (см. пример 53 в теме 2).
  6. «Болезнь куклы». Печальная музыка об очень искренних переживаниях девочки, которая принимает свою игру как бы всерьёз. А может быть, любимая кукла действительно безнадёжно сломалась.
  7. «Похороны куклы». Траурный марш.
  8. Вальс. См о нём в теме 5 и в теме 6 (раздел 3 и раздел 6).
  9. «Новая кукла». Звучащая в едином порыве пьеса выражает безудержную радость девочки.
  10. Мазурка. Танцевальная миниатюра в жанре мазурки.
  11. Русская песня. См. разбор и пример в теме 6 .
  12. «Мужик на гармонике играет».

На этой оригинальнейшей миниатюре остановимся подробнее. Возможно, Чайковский случайно услышал, как незадачливый гармонист пытается что-то подобрать, но это у него никак не выходит. С большим юмором композитор изобразил этот эпизод в крошечной пьесе.

Пример 102

Сначала четыре раза повторяется одна и та же маленькая фраза. Потом дважды гармонист снова затягивает её первый мотив, но останавливается, в каком-то недоумении перебирая два аккорда. Видимо, один из них (доминантсептаккорд) слишком поразил его воображение, и он завороженно разжимает и сжимает мехи, вцепившись пальцами в этот аккорд.

При нажатии одной клавиши на левой клавиатуре у многих гармошек звучит не одна нота, а целый аккорд: тоника, доминанта или субдоминанта. Поэтому, подражая неумелой игре на гармошке, Чайковский использует аккордовый склад. Не случайна и тональность си-бемоль мажор. Большинство гармошек настроены именно в этом звукоряде (в отличие от баяна и аккордеона, на гармошке нельзя сыграть ни хроматическую гамму, ни музыку в разных тональностях).

Здесь мы увидели ещё одну разновидность картинной программности — звукоподражательную . Такое подражание музыкальным инструментам встречается довольно редко. Чаще композиторы используют звукоподражание для изображения природных шумов или пения птиц. Подобный пример тоже встречается в «Детском альбоме», и мы до него скоро дойдём.

  1. «Камаринская». Фигурационные вариации на известную русскую плясовую мелодию.
  2. Полька. Танцевальная миниатюра в жанре польки (см. пример 150 в теме 5).
  3. Итальянская песенка. Воспоминание композитора об Италии. Мелодию, помещённую в припев этой песенки, Чайковский слышал в Милане в исполнении маленького уличного певца.
  4. Старинная французская песенка. См. разбор и пример в теме 6 .
  5. Немецкая песенка.

По общему характеру эта пьеса напоминает старинный немецкий танец лендлер (немного замедленный и грубоватый вальс). А некоторые характерные мелодические обороты заставляют вспомнить и другой жанр — йодль , своеобразную песню альпийских горцев. Обычное пение со словами перемежается в йодлях с вокализами, изображающими инструментальный наигрыш. Эти вокализы исполняются в своеобразной манере с частыми широкими скачками, разложенными по звукам аккордов. Мелодия первого раздела Немецкой песенки очень похожа на йодль:

Пример 103

Очень умеренно

WWW

А вот традиционный немецкий (тирольский) йодль в современном исполнении.

  1. Неаполитанская песенка. См. разбор и пример в теме 6 .
  2. «Нянина сказка».

Хотя Чайковский не сообщает нам, что за сказку рассказывает няня, и мы не знаем её сюжета, слышно, что музыка говорит о каких-то приключениях.

Начало звучит таинственно, «колючие» аккорды прерываются загадочными паузами. Второе предложение начинается затаённо, октавой ниже, потом все голоса стремительно взлетают вверх, а в самом кадансе вдруг происходит что-то новое, неожиданное.

Пример 104

Умеренно


А затем случилось что-то страшное. На протяжении всего среднего раздела в правой руке повторяется с нарастающим в две волны crescendo один и тот же звук — до , как бы говоря: «О-ой! О-ой!..» А в левой руке трепещут шорохи хроматических терций в «пугающем» низком регистре.

Пример 105

Когда перед самой репризой до переходит в ре , мы ощущаем это событие как кульминацию страшной сказки. Но тут же наступает успокоение: реприза совершенно точная, и, когда мы снова слышим знакомую музыку, она уже не кажется такой таинственной и «колючей», какой казалась сначала. У страшной сказки счастливый и добрый конец.

  1. «Баба Яга». Ещё одна добродушная «страшилка», картинка стремительного полёта злой колдуньи на помеле.
  2. «Сладкая грёза». Лирическая пьеса. Хотя у неё есть название, это не программная миниатюра. Образ светлой мечты, который дан в музыке, можно наполнить любым подходящим содержанием. А можно просто слушать и наслаждаться.
  3. Песня жаворонка.

Как и в пьесе «Мужик на гармонике играет», здесь есть звукоподражание. Но образ рождается совершенно другой. Не забавный, а лирический. В одном из писем Чайковский писал: Как я люблю, когда по улицам текут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зелёную травку, как радуешься прилёту грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!

Издавна пение птиц в музыкальном искусстве было связано с образами весны, ласкового солнца, пробуждения природы. Вспомните символические фигурки жаворонков в весенних народных обрядах.

А кроме того, певчие птицы с незапамятных времён поражали человека изобретательностью, разнообразием своих трелей. У них и музыкантам есть чему поучиться.

В Песне жаворонка мы слышим и солнечную, весеннюю радость, и не-обык-но-вен-ное разнообразие «птичьих» пассажей в высоком регистре.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. С первых же тактов можно почувствовать и «потоки тающего снега», и «что-то живительное и бодрящее», разлитое в весеннем воздухе. И над этой солнечной картиной где-то высоко-высоко заливается жаворонок.

Пример 106

Умеренно


В среднем разделе, который начинается затаённым рр , композитор словно прислушивается к пению жаворонка и даёт нам услышать всё новые и новые изгибы и повороты этой песни.

Пример 107

После точой репризы, в маленькой коде, мы слышим ещё одно «коленце» жаворонка

  1. «Шарманщик поёт». См. разбор и пример в теме 6 .
  2. «В церкви».

Молитвой начинался и заканчивался день ребёнка. И если «Утренняя молитва» — вступление к картинам, образам и впечатлениям, наполняющим ребячий день, то пьеса «В церкви» — это прощание с ещё одним прожитым днём. Строго и стройно поёт церковный хор на вечерней службе, в мягких «говорящих» интонациях первых фраз можно расслышать: «Господи, помилуй».

Пример 108

Умеренно


Эти четыре фразы, образующие период свободного строения, повторяются ещё раз, но всё громче и громче: пение ширится и нарастает.

Но вот последние, затихающие фразы хора и огромная кода, занимающая половину всей пьесы: долгое прощание, в котором слышится мерное и чуть грустное звучание тягучих вечерних церковных колоколов…

Пример 109

Если у Шумана пьесы были расположены по возрастающей сложности, то у Чайковского совсем лёгкие могут соседствовать с достаточно трудными. Располагая пьесы в альбоме, Чайковский руководствовался их образным содержанием.

Все жанровые игровые сценки — «Игра в лошадки», Марш деревянных солдатиков, «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» — сосредоточены в первой половине сборника.

В середине — маленькая русская «сюита»: Русская песня, «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская».

Затем идёт «сюита путешествий» — песенки разных стран, времён и городов: Итальянская, Старинная французская, Немецкая и Неаполитанская.

Потом раздел сказок: «Нянина сказка» и «Баба Яга».

Лирические пьесы и танцы создают необходимый контраст или снимают напряжение. «Мама» оттеняет «Игру в лошадки» и Марш деревянных солдатиков. Вальс смягчает переход от безутешного горя («Похороны куклы») к бурной радости («Новая кукла»). Мазурка и Полька — своеобразные «отбивки» между «русским» и «европейским» разделами. «Сладкая грёза» — «лирическое отступление» после страшных сказок. Ещё одно «лирическое отступление» перед самым прощанием — пьеса «Шарманщик поёт».

Две картины природы — «Зимнее утро» и Песня жаворонка — расположены одна почти в самом начале, а другая ближе к концу.

И наконец, вступление и заключение, связанные с церковной музыкой: «Утренняя молитва» и «В церкви».

Такая группировка пьес делает «Детский альбом» Чайковского удивительно стройным произведением — не просто сборником пьес, а большой сюитой, которую интересно и не утомительно слушать подряд от начала до конца.

Чайковский раздвигает рамки детской музыки. В пьесах Русская песня, «Камаринская», Итальянская песенка, Старинная французская песенка, Неаполитанская песенка, «Шарманщик поёт» он знакомит маленьких музыкантов с народными мелодиями разных стран. А музыку некоторых пьес можно услышать и во «взрослых» произведениях Чайковского. Так, Неаполитанская песенка пришла в альбом из балета «Лебединое озеро», Старинная французская песенка превратилась в Песнь менестрелей в опере «Орлеанская дева», мелодия пьесы «Шарманщик поёт» вновь зазвучала в фортепианной миниатюре «Прерванные грёзы», а интонации «Сладкой грёзы» неожиданно проступили в Сцене в еловом лесу из балета «Щелкунчик».



Музыкальная гостиная

«Волшебные звуки шарманки»

Калинина Ирина Петровна,
Брызгалова Елена Александровна,
музыкальные руководители МБДОУ № 4,
г. Мурманск

Задачи:
1) Формировать основы музыкальной и художественной культуры.
2) Продолжать знакомство с творчеством П.И. Чайковского.
3) Вызывать эмоциональный отклик на классическую музыку.
4) Развивать творческую инициативу при передаче танцевальными движениями различного характера музыки.
5) Воспитывать устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальное произведение.

Материал и оборудование:
Ширма, шарманка, сундук, 2 сабли. Музыкальные инструменты: механическая маленькая шарманка, 2 барабана, 2 треугольника, 8 бубнов, 2 ксилофона, 6 колокольчиков, тарелки. Кукла бибабо – Баба-Яга. Детские костюмы: кукол, солдатиков, цветка; взрослые: шарманщика, куклы.

Персонажи:
Шарманщик, большая кукла, 4 куколки, 4 солдатика, 2 девочки-цветка.

Сценарий музыкальной гостиной:

Дети-зрители заходят в зал и занимают свои места.
Ведущий: Сегодня мы услышим и увидим музыкальную сказку, а поможет нам музыка Петра Ильича Чайковского, садитесь поудобнее, сказка начинается …

Фрагмент пьесы «Апрель».

Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капля на снег, пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, расцвел голубой цветок (звучит музыка, поднимается цветок). Смотрит на снег и удивляется.
Цветок (девочка): А не рано ли я проснулся? (Звучит пение птиц). Нет, не рано, пора-пора, запели птицы, зажурчал ручей, зазвенел апрель!
Ведущий: Тихо. Утро раннее.
Чудо-песенка звенит на лесной проталине,
Чей-то нежный голосок еле-еле слышен –
И, расправив лепестки, из-под снега вышел?

Фрагмент пьесы «Апрель» . (Танец цветка).

Ведущий: (Цветок берёт в руки механическую шарманку, играет).
Динь-Дон, Динь-Дон, открываем мы альбом,
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят много лет тому назад.
Нарисованы картинки – не карандашами,
Музыкальные картинки встанут перед нами. (В. Берестов)

Ведущий: Жил-был Кукольник. Всю жизнь он ходил по дорогам со своей любимой шарманкой и большим сундуком, в котором лежали его куклы. Заиграет шарманка и начинается кукольное представление. Его куклы были как живые люди – умели, и плакать и смеяться…и вот однажды…

Фрагмент пьесы «Шарманщик поет» . (Входит шарманщик).

Шарманщик: Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! (Ответ детей).
Как же я рад, что моя любимая шарманка опять тихонько запела свою мелодию, она так соскучилась по прежней жизни, когда мои куклы давали представление и веселили народ.
Ведущий: Уважаемый шарманщик, мы бы тоже очень хотели увидеть Ваших кукол и послушать волшебные звуки шарманки.

Шарманщик: Моя шарманка тайнами и песнями полна
Секреты музыкальные откроет вам она!
Вновь колесо шарманки сейчас я закручу,
И представленье кукол для вас сейчас начну!

Меняется картинка, солдатики идут,
Все дружно маршируют и в барабаны бьют!

«Марш деревянных солдатиков» (4 мальчика, 2 барабана, 2 ружья).

Шарманщик: Бравые солдатики так громко били в свои барабаны, что разбудили всех остальных кукол, и даже злая Баба-Яга вылетела на своей метле и закружила в поисках избушки на курьих ножках и своих верных слуг: диких гусей-лебедей и старого ворона.

Звучит фрагмент пьесы «Баба-Яга».
(На ширме кукла бибабо Баба-Яга летает на метле, на последних аккордах забегает большая кукла, пугается и садится на кресло, опустив голову).

Шарманщик: Баба-Яга так напугала большую красивую куклу, что та заболела.

Звучит фрагмент пьесы «Болезнь куклы».
(На последних звуках в зал заходят маленькие куколки).

Шарманщик: И другие маленькие куколки собрались возле неё и тихо заплакали. (Куколки трут глазки кулачками).
Шарманщик: А потом, чтобы как-то развлечь большую куклу, они стали вспоминать, как хорошо им было, когда они каждый день давали представление, а люди смеялись! И все игрушки захлопали в ладоши и даже запрыгали.

Фрагмент пьесы «Новая кукла».

Шарманщик (крутит ручку механической шарманки):
Меняется картинка, и куклы не грустят
Все радостно танцуют и веселят ребят!

Пьеса «Вальс» и «Танец кукол».

Шарманщик: Неожиданно в комнату ворвался стремительный солнечный луч и напомнил куклам, как они путешествовали и побывали в прекрасной стране Италии.
Меняется картинка, вновь музыка слышна
И звуками Неаполя наполнена она.
(Крутит ручку механической шарманки).
Звенит весёлый бубен, труба зовёт вперёд,
Играет, веселиться, мой кукольный народ!

Пьеса «Неаполитанская песенка» в исполнении детского оркестра.

Шарманщик: Дорогие мои куклы, я приглашаю вас опять отправиться со мной в путь — дорогу, мы снова будем давать представления и веселить людей. Согласны?
Куклы: Да!
Шарманщик: Со старенькой шарманкой я не расстаюсь,
Она приносит радость, и отгоняет грусть.
Со старенькой шарманкой и нам уж в путь пора.
Мы славно веселились! До встречи, детвора.
(Звучит музыка, шарманщик и дети уходят из зала)

Ведущий: Вот и закончилась наша музыкальная сказка, она вам понравилась? Какая музыкальная пьеса Петра Ильича Чайковского запомнилась вам особенно? (Ответы детей).
Бим-бом, бим-бом, закрывается альбом,
Не простой, а музыкальный, сочиненный для ребят,
Много лет тому назад.

Романова Е.В.

Кандидат искусствоведения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»

О КОМПОЗИЦИОННОМ DIMINUENDO В ПЬЕСЕ ЧАЙКОВСКОГО «ШАРМАНЩИК ПОЕТ»

Аннотация

В процессе рассмотрения пьесы Чайковского к её композиции применены традиционные критерии отечественной теории простых форм с одной стороны и некоторые критерии теории смешанных форм с другой. Показано взаимодействие структурно-композиционного, мотивно-интонационного, гармонического, фактурного и динамического аспектов развития, подтверждена существенная роль композиционных особенностей в воплощении музыкального образа пьесы. Результаты могут быть использованы в практике преподавания анализа музыкальных произведений при реализации основных образовательных программ высшего образования.

Ключевые слова: простая двухчастная форма, контрастно-составная форма, запев, припев, форма второго плана.

Romanova E.V.

PhD in Arts, Federal State Institution of Higher Education

«Saint-Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory»

ABOUT COMPOSITE DIMINUENDO IN TCHAIKOVSKY’S PLAY “THE ORGAN-GRINDER SINGS”

Abstract

In the course of consideration of the play of Tchaikovsky traditional criteria of the domestic theory of simple forms on the one hand and some criteria of the theory of the mixed forms with another are applied to her composition. Interaction of structural and composite, motivno-intonational, harmonious, impressive and dynamic aspects of development is shown, the essential role of composite features in the embodiment of a musical image of the play is confirmed. Results can be used in practice of teaching the analysis of pieces of music at implementation of the main educational programs of the higher education.

Keywords: simple binary form, contrast and compound form, having started singing, a refrain, a form of the second plan.

Понятие формы второго плана преимущественно применяется при композиционном анализе сочинений, основанных на разновидностях вариационных форм, а также форм, определяемых обычно как смешанные. Вместе с тем анализ композиционного подтекста миниатюры зачастую выявляет такую степень индивидуализации претворения принципов той или иной простой формы, которая позволяет говорить и о скрытом действии формы второго плана. Установление этой формы, как правило, способствует уточнению результатов анализа музыкального материала не столько в структурном, сколько в содержательном аспекте. В качестве одного из ярких примеров обратимся к композиции пьесы «Шарманщик поёт» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Эта пьеса (наряду со многими другими миниатюрами сборника) представляет собой музыкальную зарисовку с натуры, воплощая тем самым идею «виртуального» путешествия. В ней, как и в «Неаполитанской песенке», Чайковский воспользовался напевом, услышанным в Венеции от уличных исполнителей. В рамках контрастно-составной простой двухчастной формы эта пьеса словно рисует сценку встречи с шарманщиком, передавая некоторые её нюансы и подробности.

Соотношение частей в пьесе подобно соотношению запева и припева в куплете и соответствует одному из типовых вариантов построения двухчастной формы. Экспозиционный раздел (такты 1-16 пьесы, пример 1) представляет собой квадратный период повторного строения и обладает при этом целым рядом выразительных особенностей. Наиболее яркой из них является ненормативное согласование кадансов, обусловленное совершающимся в конце первого предложения отклонением в тональность второй ступени – серединный каданс тем самым оказывается на субдоминантовой функции. Романсово-песенная жанровая природа этой мажорной темы, в целом весьма непритязательной, но вместе с тем не лишённой некоторой утончённости, выразительно оттенена отклонением в минор, что усиливает впечатление одухотворённого, открытого и непосредственного высказывания, начало которого словно отмечено эмоциональным выплеском. Тем самым первая часть композиции звучит особенно рельефно и выпукло.

Другими особенностями начального периода, вызванными упомянутым выше ладотональным отклонением, становятся начало второго предложения на другой высоте (мелодия на секунду выше) и на другой гармонической функции (II65). Они придают высказыванию динамичность, а периоду – большую слитность, основанную на функциональной разнородности предложений (первое – экспозиционное и развивающее, второе – развивающее и заключительное).

Рис. 1 – начальный экспозиционный период

Вторая часть пьесы тоже представляет собой период, но организованный (в ладотональном и функциональном аспектах) гораздо более традиционно, благодаря чему он вполне естественно воспринимается как припев. Этот квадратный период повторного строения (такты 17-32 пьесы, пример 2) отличается от нормативного лишь серединным кадансом на тонике. Благодаря отсутствию отклонений, строго соблюдаемой тонико-доминантовой функционально-гармонической схеме (без применения аккордов субдоминантовой функции), точной повторности предложений вторая часть пьесы звучит эмоциональным спадом – на смену «чувствительному романсовому откровению» приходит более спокойная и умиротворённая, подытоживающая интонация, отчётливо проступающая за повторяющимися фразами, подобными ласковому, мягкому прощанию.

Отметим некоторые весьма индивидуализированные особенности тематического материала второй части, существенно влияющие на восприятие формы пьесы в целом.

Во-первых, точную повторность предложений нарушает динамика: p – в первом предложении и pp – во втором. Идея diminuendo тем самым находит, прямое, непосредственное выражение, очевидно, способствующее эффекту пространственного удаления, воплощаемого в пьесе: наигрыш шарманщика становится всё менее и менее явственно слышен, менее различим – то ли слушатель миновал исполнителя, то ли наоборот.

Во-вторых, весьма яркой особенностью второй части является намеченный в мелодии диалог коротких мотивов (временами вызывающий ассоциации с приёмом скрытого двухголосия): в этом диалоге, с одной стороны, проявляется принцип рассеивания, снижения рельефности и характерности тематизма, а с другой – отражается идея регистровой переклички, характерная для заключительных разделов музыкальной формы, основанных на эффекте спада, торможения.

Наконец, определяющим признаком второй части становится выдержанный на всём её протяжении органный пункт на тонической квинте. Его применение явно акцентирует заключительную композиционную функцию в звучании второй части, что позволяет определить её не столько как контрастную, сколько как вторую часть типа коды.

Заметим также, что верхний тон квинты фигурирован – непрерывное чередование звуков d e подобно вибрации, создающей звукографический эффект нечёткости, размытости контуров и ещё более усиливающей упомянутый выше эффект пространственного удаления.

Существенным штрихом, подчёркивающим «нисходящую» композиционную направленность второй части и пьесы в целом, является применённое Чайковским в последнем такте (т. 32, пример 2) так называемое выписанное замедление: в этот момент прекращается ранее неизменно соблюдавшаяся в силу комплементарного ритма сквозная пульсация восьмыми. Сохранившиеся в среднем пласте фактуры синкопированные терции сопровождения пульсируют тем самым в два раза медленнее, что и создаёт эффект замедления без применения соответствующих словесных ремарок (ritardando , ritenuto и т.п.).

Рис. 2 – контрастная вторая часть (вторая часть типа коды).

Форма пьесы в целом может быть определена, таким образом, как простая двухчастная контрастно-составная с отчётливым проявлением на втором плане признаков простой двухчастной формы со второй частью типа коды. При этом индивидуальной её особенностью становится постепенно кристаллизующаяся идея diminuendo , поддержанного ритмо-динамическими средствами: окрашенному в субъективно-лирические тона, эмоционально яркому материалу начального периода противопоставлен более нейтральный, объективный и менее индивидуализированный, воплощающий эмоциональный спад материал второй части (снижением рельефности, яркости и индивидуальной характерности материала объясняется композиционное родство рассматриваемой двухчастной формы с формой периода с дополнением), выписанное в последнем такте замедление и убывающая динамическая нюансировка подчёркивают эффект угасания. Именно эта особенность способствует яркости воплощения основного образа пьесы, связанного с постепенным ускользанием из виду, словно растворением в пространстве её главного персонажа и со своеобразным исчезновением-истаиванием звуковых следов его присутствия.

Вспоминается название «О чужих странах и людях», данное Шуманом одной из пьес, вошедших в его «Детские сцены».

«В Венеции по вечерам к нашей гостинице подходил иногда какой-то уличный певец с маленькой дочкой, и одна из их песенок очень мне нравится» .

В классификации Ю.Н. Тюлина подобные формы предлагается выражать схемой А+B в силу тематической самостоятельности второй части и наличию в ней новых интонационных элементов .

При этом возникает точная повторность предложений, в силу которой период приобретает сходство со строфической структурой.

Композиционное родство рассматриваемой двухчастной формы с формой периода с дополнением позволяет говорить о явлении, родственном нисходящей композиционной модуляции в классификации В. Бобровского .

Аналогичное композиционное нисхождение (применение второй части типа коды) встречаем также в пьесе из «Детского альбома» «В церкви». Также отметим некоторые композиционные аналогии рассматриваемой пьесы с пьесой «Утренняя молитва»: обе они завершаются разделом, отчётливо выполняющим заключительную композиционную функцию, но при этом «Утренняя молитва» по форме представляет скорее период с дополнением.

Список литературы / References

  1. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. – М.: Музыка, 1978. – 332 с.
  2. Тюлин Ю. Музыкальная форма / Ю. Тюлин, Т. Бершадская, И. Пустыльник и др.; общая ред. проф. Ю.Н. Тюлина. – изд 2-е, испр. и доп. – М.: Музыка, 1974. – 361 с.
  3. П.И. Чайковский – Н.Ф. фон Мекк: переписка, 1876-1890: в 4 т. Т. 1. 1876-1877/ сост., научн.-текстолог. ред., комментарии П.Е. Вайдман. – Челябинск: MPI, 2007. – 704 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bobrovskij V. Funkcional’nye osnovy muzykal’noj formy. . – M.: Muzyka, 1978. – 332 p.
  2. Tjulin Ju. Muzykal’naja forma / Ju. Tjulin, T. Bershadskaja, I. Pustyl’nik and others;general edited by Yu. N. Tyulin. – 2nd edition, corrected and top. – M.: Muzyka, 1974. – 361 p.
  3. I. Chajkovskij – N.F. fon Mekk: perepiska, 1876-1890: v 4 t. T. 1. 1876-1877 . / drawing up., scientific and textual edition, comments P.E. Vaydman. – Cheljabinsk: MPI, 2007. – 704 p.

Шарманка

Многие из нас в детстве с увлечением читали произведение замечательного французского писателя Г. Мало «Без семьи». История, которая наверняка никого не могла оставить равнодушным. В этом трогательном повествовании героям, находящимся в нелегких жизненных ситуациях, помогал выживать один интересный предмет, механический музыкальный инструмент – шарманка. Чтобы играть на ней, не нужно было учиться и даже знать нот, крути ручку - мелодия звучит.

В настоящее время шарманка - это уже диковина. Мы слушаем музыку с цифровых носителей, которым предшествовали проигрыватели и магнитофоны, а еще раньше - граммофоны и патефоны. Прародительницей всей этой техники и являлась шарманка, в прежние времена бывшая настолько популярной, что многие великие поэты посвящали ей свои стихи.

Звук шарманки создается с помощью труб, размещающихся в акустическом корпусе. Очень важным элементом в инструменте является валик, со встроенными в него шпильками. Шпильки размещены в определенном порядке, соответствующем мелодии, которую мы хотим услышать. Если шпильки переставить, то музыка получается совсем иная. Инструмент начинает звучать при повороте ручки шарманки, которая приходит в движение довольно не простой механизм.

Фото :

Интересные факты

  • В каждой стране шарманка имеет свое название. В Германии - Leierkasten, в Англии - Barrel organ, во Франции - orgue de barbarie, в Испании – organillo, а Италии – organistro, в Болгарии – латерна, в Венгрии – kintorna.
  • Французский «король-солнце» Людовик XIV первым из монархов оценил шарманку и ввел моду на инструмент.
  • Многие великие русские поэты, среди которых А. Вертинский, А. Фет, П. Антокольский О. Мандельштам, И. Анненский, Л. Семенов, М. Цветаева, В. Брюсов, Б. Окуджава, посвящали шарманке свои стихи.


  • Музыкальный инструмент шарманка очень часто встречается в детской литературе, например в сказках Х.К. Андерсена «Свинопас», К. Коллоди «Пиноккио», А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», в произведениях А. Куприна «Белый пудель». О.Ф. Уолтон «Старая шарманка Кристи», Г. Мало «Без семьи».
  • Во всем мире к инструменту относятся с большим почтением. Во многих европейских странах, таких как Швейцария, Франция, Финляндия, Венгрия, Эстония, Германия, Чехия регулярно проходят международные фестивали шарманщиков. Наиболее массовое празднество, которое собирает не одну сотню исполнителей, проводится ежегодно обычно в июле в Берлине, столице Германии. Впечатляющее шествие шарманщиков одетых в старинные костюмы, проходит по знаменитому бульвару Курфюрстендамм привлекает внимание и вызывает живой интерес не только жителей столицы, но и гостей города.
  • В Бразилии под звуки шарманки даже танцевали танго.
  • В Дании до сих пор считается, если шарманщика пригласить на свадьбу, то молодожены всю жизнь будут счастливы.
  • В столице Австрии Вене звук шарманки всегда можно услышать на площади Святого Стефана около главного городского собора.
  • В Праге шарманщиков всегда можно встретить у главных исторических достопримечательностей города - Карлова моста и Староместской площади.
  • В Австралии ежегодно проводятся много самых разнообразных, иногда весьма эксцентричных и чудаковатых парадов и фестивалей. Они, как правило, яркие и интересные нередко сопровождаются звуками шарманок.
  • Памятники шарманке и шарманщикам можно встретить в разных городах по всему миру: Москве (Россия), Санкт - Петербурге (Россия), Киеве (Украина), Гомеле (Белоруссия), Берлине (Германия), Ньюпорт (США).
  • В русском языке бытует выражение «завести шарманку», означает надоедливо говорить об одном и том же.
  • В настоящее время шарманка пользуется большой популярностью в виде детской игрушки, развивающей мышцы и пальчиковую моторику ребенка, а также имеющий успокоительный эффект.
  • Шарманкой радиолюбителями называется радиопередающее устройство собственного изготовления.

Конструкция


Конструкция шарманки не так проста, как может показаться. Она состоит из рукоятки, которая называется воротом, меховой камеры, штырька, звукового валика, шпилек, рычагов, тростей, клапанов и труб.
Рукоятка шарманки заставляет двигаться штырек и звуковой валик. При помощи штырька воздух закачивается в меховую камеру, находящуюся в нижней части инструмента. На звуковом валике находятся шпильки, при соприкосновении с которыми рычаги поднимаются и опускаются. Рычаги в свой черед заставляют двигаться трости, открывающие и закрывающие клапаны, контролирующие воздушный поток в трубы, воспроизводящие звук.

История

Шарманка в свое время была настолько популярна, что несколько государств Европы: Франция, Голландия, Швейцария и Италия до сих пор спорят и ищут доказательства того, в какой стране шарманка впервые появилась на свет. Однако история инструмента теряется в древних веках. О применении кулачковых устройств, которые служат для образования звука в шарманке, было известно еще с античных времен. Уже тогда их использовали в конструкциях различного рода развлекательных механизмах. Например, в Древней Греции были театры, представляющие самодвижущиеся фигурки, которые назывались андроидами и передвигались под сопровождение звуков, извлекаемых механическим способом. А известный китайский философ Конфуций, живший в VI столетии до нашей эры, целую неделю, не прерываясь, слушал звучание мелодий, извлекаемых из устройства, называемого «ребрами тигра» и состоящего из пластин, издающих звуки разной высоты. Возможно, этот музыкальный механизм и был прародителем шарманки. И даже пневматический орган, изобретенный в III веке до рождества Христова знаменитым древнегреческим изобретателем Ктезибием, имел косвенное отношение к появлению шарманки.

В эпоху Возрождения механизмы для извлечения звука продолжали совершенствоваться и для утехи знати уже создавались механические музыкальные инструменты, воспроизводящие мелодии: шарманки, музыкальные шкатулки и табакерки.

Первым инструментом, сохранившимся и дошедшим до нас, был примитивный экземпляр, созданный во Франции в XVII веке. Он мог воспроизводить только одну мелодию и служил для обучения певчих птичек, поэтому и назывался «птичьим органчиком». Шарманку очень быстро взяли на вооружение бродячие артисты, ведь на ней можно было исполнять мелодии даже не зная ни одной ноты, просто нужно было крутить ручку инструмента. Например, жители Савойи, области, находящейся на юго–востоке Франции у подножья Альп, в голодные времена отпускали детей самостоятельно зарабатывать на пропитание. Дети, путешествуя по большим городам, под звуки шарманки с участием их четвероногих питомцем – сурков, устраивали различные уличные представления. Под впечатлением одного из таких выступлений появилась знаменитая во всем мире песня «Сурок» на стихи знаменитого немецкого поэта И.В. Гете и музыку Л.В. Бетховена .

Инструмент, очень полюбившийся народу, постоянно эволюционировал. Мастера из разных стран постоянно усовершенствовали его. Итальянец Д. Барбьери, француз Ж. Вакансон и швейцарец А. Фавр – это механики и изобретатели, которые внесли в конструкцию шарманки очень значительные изменения. Инструмент стал маленьким механическим органом без клавиатуры – ящиком, в котором рядами располагались звуковые трубки, мех и валик с небольшими выступами - шпильками. На шарманке можно было уже исполнять не одну мелодию как раньше, а шесть или восемь и даже больше, так как валик можно было снимать самостоятельно, тем самым изменять репертуар инструмента. Сфера применения шарманки значительно расширилась. Например, в английских церквях её использовали для озвучивания гимнов и псалмов.

В России инструмент появился из Польши в конце XVIII века и в короткий срок был освоен странствующими музыкантами, а также артистами цирка шапито. Мелодией, впервые услышанной россиянами в исполнении шарманки была мелодия песенки, которая по-французски называлась «Сharmant Katarina». Существует версия, что именно от этого названия в нашей стране инструмент и получил такое необычное имя – шарманка, иногда его также называли «катаринка». Рассматривается и другой вариант происхождения наименования инструмента. Возможно, изначально его называли ширманка, от слова ширма, так как исполнители на инструменте во время своих выступлений часто объединялись с кукольниками, которые во время представлений работали за ширмой.

Благодаря шарманщикам популярность инструмента в России росла очень быстро. Зарабатывая на пропитание, бродячие музыканты иногда в сопровождении детей - сирот, поющих жалостными голосами, ходили по дворам домов. Шарманщики в своих выступлениях задействовали также маленьких обезьянок, которые под звуки шарманки строили рожицы, кувыркались и даже кружились, танцуя, а также больших попугаев. Птицы вытаскивали из коробки свернутые бумажки, на которых были написаны предсказания будущего.

Шарманка, будучи очень востребованной, постоянно модифицировалась. На рубеже 19 и 20-х веков было создано несколько разных типов инструмента. Валики были заменены лентами с отверстиями, каждое из которых соответствовало определенному звуку. Это значительно увеличивало возможности инструмента и записи на нем не только популярных песен и танцев, но даже отрывков из опер. Такие инструменты получили название аристоны. Уже в таком в таком виде шарманки просуществовали до 30-х годов прошлого столетия, а после появления более совершенных средств воспроизведения звуков: патефонов, граммофонов, электропроигрывателей, магнитофонов, были совсем вытеснены и ушли в прошлое.

В нынешнее время шарманка является диковинкой, которую чаще можно увидеть в музее, чем услышать ее звучание на улице. Правда, жители Парижа, Вены, Берлина, Амстердама и некоторых других городов мира все еще помнят о ней, ведь там по-прежнему можно встретить одиноко играющих шарманщиков. И отдавая дань шарманке, которая прошла испытания временем, постоянно устраиваются различные праздники и фестивали с участием старинного инструмента, сегодня значительно усовершенствованного.

Видео: слушать шарманку

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме