Дети жертвы пороков взрослых скульптурная композиция описание. Памятник «Дети - жертвы пороков взрослых» на Болотной площади. Наркомания и Проституция

Памятник Михаила Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых». Установлена на Болотной площади 02 сентября 2001 года. Проект установки скульптурной композиции выполнен архитекторами Вячеславом Бухаевым и Андреем Ефимовым.
Скульптурная композиция включает в себя: фигуры детей – мальчика и девочки, которые застыли в движении с завязанными глазами, у их ног лежат книги: «Народные русские сказки» и А.С. Пушкин «Сказки», полукругом расположены фигуры, олицетворяющие пороки или зло современного мира - наркомания, проституция, воровство, алкоголизм, невежество, лженаучность, равнодушие, пропаганда насилия, садизм, орудие пытки с подписью «для беспамятных…», эксплуатация детского труда, нищета и война.

Вот что говорил сам Михаил Шемякин об истории создания памятника:
"Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: «Изобразите порок «детская проституция» или «садизм» (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей.
Получилась такая символическая композиция, где, допустим, пороки разврата изображает лягушка в платье, отсутствие образования - осел, танцующий с погремушкой. И так далее. Единственный порок, который мне пришлось заново облечь в символическую форму, - это наркомания. Потому что до нашего «благословенного времени» никогда дети от этого порока не страдали. Этот порок в виде страшного ангела смерти, протягивающего ампулу с героином, встал у меня в этом страшном сборище пороков".

Это одна из любимых моих скульптур в Москве. Можно сколько угодно спорить о том как Шемякин реализовал задуманное, многие даже говорят, что это памятник не детям – жертвам пороков, а самим порокам, было много споров о том, что нельзя устанавливать такой «ужас» в самом центре Москвы, недалеко от Кремля и т.д.
Но, я считаю, что эта скульптурная композиция несомненно - талантливое произведение, сила подачи идеи автором, откровенность и честность, с которыми не все хотят сталкиваться, отчасти и поэтому вызывающие отторжение. Кроме того, аллегорические фигуры, олицетворяющие пороки, с точностью передают те эмоции, которые данные пороки вызывают. Единственно в чем я не согласна с автором – дети не рождаются ангелами, они растут, обретают психику, социальные нормы и устои с возрастом и поэтому очень важно, чтобы рядом с детьми был по-настоящему взрослый значимый человек, а если этого нет, то дети растут, стареют, но не взрослеют, и появляется то самое зло, которое нас окружает, поэтому я бы уточнила название скульптуры: «Дети – жертвы пороков неповзрослевших взрослых».

Год установки: 2001
Скульптор: М. М. Шемякин
Архитекторы: В. Б. Бухаев, А. В. Ефимов
Материалы: бронза, металл, гранит

Скульптурная композиция "Дети - жертвы пороков взрослых" - довольно жёсткий, но пронзительный монумент, установленный в сквере на Болотной площади в 2001 году. С момента установки он стал одним из наиболее известных и популярных скульптурных объектов Москвы.

Композиция посвящена влиянию взрослых пороков на личность и жизнь детей, которые рождаются совершенно чистыми, но затем, попадая во взрослый мир и оказываясь беспомощными перед его опасностями, становятся их жертвой или вырастают такими же порочными, как и их родители. Сюжет доносится с помощью 15 скульптур, расположенных на большом полукруглом пьедестале.

В центре композиции изображены дети - маленькие мальчик и девочка с завязанными глазами; они крадутся на ощупь, выставив перед собой руки. Под их ногами лежат книги и мячик. Фигуры детей всем своим видом показывают, что им необходим толковый проводник, но его нет - вокруг их обступают лишь присущие взрослым человеческие пороки. Во главе пороков над детьми возвышается Равнодушие, которое изо всех сил старается не обращать внимания на происходящее.

В фигуры пороков вложено много символизма, они - живое воплощение подстерегающих детей бед и опасностей. Всего в скульптуре изображено 13 пороков:

1. Наркомания;
2. Проституция;
3. Воровство;
4. Алкоголизм;
5. Невежество;
6. Лжеучёность;
7. Равнодушие;
8. Пропаганда насилия;
9. Садизм;
10. "Для тех, кто без памяти" (позорный столб);
11. Эксплуатация детского труда;
12. Нищета;
13. Война.

Автор скульптур хорошо постарался, вложив в них много символизма: так, Наркомания и Война, которыми начинается и замыкается круг пороков, выполнены в виде ангелов смерти - первый, облачённый во фрак, учтивым жестом предлагает шприц, второй же закован в латы и готовится выпустить из рук авиабомбу. Проституция изображена в виде мерзкой жабы, распростёршей руки в приглашающем жесте, а Невежество представлено эдаким ослом-балагуром с шутовским жезлом, который, судя по часам в руке, не чувствует рамок и расходует время на незначительные мелочи. Лжеучёность показана в образе облачённого в мантию и закрытый капюшон "гуру", проповедующего ложные знания, Алкоголизм - омерзительного пузатого мужчины, восседающего на бочке, а Воровство выглядит как богато одетый свин, украдкой отходящий в сторону с небольшим мешочком. Садизм демонстрирует человека-носорога, одновременно мясника и палача, Нищета - иссушенную старуху, скульптура "Для тех, кто без памяти" выполнена в виде позорного столба. Фигура, посвящённая пропаганде насилия, со лживой улыбочкой предлагает детям широкий выбор оружия, а символизирующая эксплуатацию детского труда, выполнена в виде холёного ворона, с мнимой доброжелательностью приглашающего на свой завод.

Во главе пороков с закрытыми глазами стоит Равнодушие: ему даны целых 4 руки, двумя из которых оно закрывает уши, другие же сложило на груди, встав в характерную защитную позу. Фигура всеми силами старается отстраниться и ничего не замечать.

"Скульптурная композиция "Дети - жертвы пороков взрослых" задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений.

Долгие годы утверждалось и патетически воскликалось: "Дети - наше будущее!" Однако, для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте всё, чтобы сберечь будущее России."

Михаил Михайлович Шемякин;
с таблички при памятнике

Пространство вокруг композиции никогда не пустует: чтобы посмотреть на неё, часто собираются целые толпы. У одних "Дети - жертвы пороков взрослых" вызывает одобрение, другие, наоборот, говорят, что композиция излишне жёсткая, а скульптуры пороков попросту страшные, и их нужно убрать с глаз долой - так или иначе, равнодушным не остаётся никто. Наделав много шума в прошлом, композиция остаётся довольно неоднозначной и сейчас, благодаря чему не утрачивает своей популярности и вот уже второй десяток лет считается одной из наиболее значимых неформальных достопримечательностей Москвы.

Скульптура "Дети - жертвы пороков взрослых" находится в сквере на Болотной площади (Репинском сквере). Добраться до неё можно пешком от станций метро "Кропоткинская" Сокольнической линии, "Третьяковская" Калужско-Рижской и "Новокузнецкая" Замоскворецкой.

Памятник «Дети - жертвы пороков взрослых» (Москва, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Скульптурная композиция состоит из 15 скульптур. Мальчик и девочка окружены пороками взрослых: наркомания, проституция, воровство, алкоголизм, невежество, лжеученость, равнодушие, пропаганда насилия, садизм, для беспамятных..., эксплуатация детского труда, нищета, война. А дети, с завязанными глазами, играют в мяч.

Первый год после открытия к скульптурам можно было подойти вплотную. Однако, после покушения вандалов, власти приняли решение обнести её забором, выставить охрану и открывать её для посетителей в определённые часы. Решётка, за которой стоит памятник, открыта с 9 утра до 9 вечера.

По словам автора, скульптурная композиция задумывалась как призыв и символ к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений. Тем самым Михаил призывает оглянуться вокруг и наконец увидеть, что происходит в мире. И пока еще совсем не поздно задуматься и начать предпринимать меры для исправления нынешней ситуации.

Памятник вызывает неоднозначную реакцию. Не раз композиция подвергалась критике и обвинениям в том, что по сути - это памятник самим порокам. Тем не менее, этот памятник входит в число самых популярных современных достопримечательностей города.

Скульптурная композиция "Дети - жертвы пороков взрослых" - довольно жёсткий, но пронзительный монумент, установленный в сквере на Болотной площади в 2001 году. С момента установки он стал одним из наиболее известных и популярных скульптурных объектов Москвы.

Композиция посвящена влиянию взрослых пороков на личность и жизнь детей, которые рождаются совершенно чистыми, но затем, попадая во взрослый мир и оказываясь беспомощными перед его опасностями, становятся их жертвой или вырастают такими же порочными, как и их родители. Сюжет доносится с помощью 15 скульптур, расположенных на большом полукруглом пьедестале.

В центре композиции изображены дети - маленькие мальчик и девочка с завязанными глазами; они крадутся на ощупь, выставив перед собой руки. Под их ногами лежат книги и мячик. Фигуры детей всем своим видом показывают, что им необходим толковый проводник, но его нет - вокруг их обступают лишь присущие взрослым человеческие пороки. Во главе пороков над детьми возвышается Равнодушие, которое изо всех сил старается не обращать внимания на происходящее.

В фигуры пороков вложено много символизма, они - живое воплощение подстерегающих детей бед и опасностей. Всего в скульптуре изображено 13 пороков:

1. Наркомания;
2. Проституция;
3. Воровство;
4. Алкоголизм;
5. Невежество;
6. Лжеучёность;
7. Равнодушие;
8. Пропаганда насилия;
9. Садизм;
10. "Для тех, кто без памяти" (позорный столб);
11. Эксплуатация детского труда;
12. Нищета;
13. Война.

Автор скульптур хорошо постарался, вложив в них много символизма: так, Наркомания и Война, которыми начинается и замыкается круг пороков, выполнены в виде ангелов смерти - первый, облачённый во фрак, учтивым жестом предлагает шприц, второй же закован в латы и готовится выпустить из рук авиабомбу. Проституция изображена в виде мерзкой жабы, распростёршей руки в приглашающем жесте, а Невежество представлено эдаким ослом-балагуром с шутовским жезлом, который, судя по часам в руке, не чувствует рамок и расходует время на незначительные мелочи. Лжеучёность показана в образе облачённого в мантию и закрытый капюшон "гуру", проповедующего ложные знания, Алкоголизм - омерзительного пузатого мужчины, восседающего на бочке, а Воровство выглядит как богато одетый свин, украдкой отходящий в сторону с небольшим мешочком. Садизм демонстрирует человека-носорога, одновременно мясника и палача, Нищета - иссушенную старуху, скульптура "Для тех, кто без памяти" выполнена в виде позорного столба. Фигура, посвящённая пропаганде насилия, со лживой улыбочкой предлагает детям широкий выбор оружия, а символизирующая эксплуатацию детского труда, выполнена в виде холёного ворона, с мнимой доброжелательностью приглашающего на свой завод.

Во главе пороков с закрытыми глазами стоит Равнодушие: ему даны целых 4 руки, двумя из которых оно закрывает уши, другие же сложило на груди, встав в характерную защитную позу. Фигура всеми силами старается отстраниться и ничего не замечать.

"Скульптурная композиция "Дети - жертвы пороков взрослых" задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений.

Долгие годы утверждалось и патетически воскликалось: "Дети - наше будущее!" Однако, для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте всё, чтобы сберечь будущее России."

Михаил Михайлович Шемякин;
с таблички при памятнике

Пространство вокруг композиции никогда не пустует: чтобы посмотреть на неё, часто собираются целые толпы. У одних "Дети - жертвы пороков взрослых" вызывает одобрение, другие, наоборот, говорят, что композиция излишне жёсткая, а скульптуры пороков попросту страшные, и их нужно убрать с глаз долой - так или иначе, равнодушным не остаётся никто. Наделав много шума в прошлом, композиция остаётся довольно неоднозначной и сейчас, благодаря чему не утрачивает своей популярности и вот уже второй десяток лет считается одной из наиболее значимых неформальных достопримечательностей Москвы.

Скульптура "Дети - жертвы пороков взрослых" находится в сквере на Болотной площади (Репинском сквере). Добраться до неё можно пешком от станций метро "Кропоткинская" Сокольнической линии, "Третьяковская" Калужско-Рижской и "Новокузнецкая" Замоскворецкой.

Необычный памятник расположен на в городе Москве и выполнен скульптором Михаилом Михайловичем Шемякиным. В его названии заложена сама суть скульптурного ансамбля - «Дети - жертвы пороков взрослых».

Полностью монтажные работы по установке скульптур были завершены в 2001 году.

В центре приподнятого постамента-площадки расположены скульптуры мальчика и девочки, глаза которых закрыты повязкой. Пластика фигур выполнена так, что создается впечатления, что они будто продвигаются на ощупь вперед неуверенными шажками. Под ногами детей - книжка и импровизированный мяч.

Полукругом вокруг центра композиции расположены скульптуры человеческих взрослых пороков в зловещем количестве - 13:

  • Наркомания представлена в виде худощавого мужчины, одетого во фрак и щеголяющего в бабочке. В одной руке пакетик с дозой наркотика, а в другой зажат шприц.
  • Проституция предстает в образе этакой мерзкой жабы с вытянутым ртом, выпученными глазами и огромным бюстом. Ее дряхлое тело усеяно бородавками, а по талии вьются ядовитые змеи.
  • Воровство представляет обращенная спиной к детям хитрая свинья, прячущая в своей лапе мешочек со звонкой монеткой.
  • Алкоголизм ассоциируется с полуголым человечком со слащавой физиономией. Он восседает на бочке с веселящим вином, держа в руках закуску и пивной кубок.
  • Невежество предстает в виде осла - этакого весельчака и беззаботной личности. В его лапах большая погремушка.
  • Лженаучность представлена скульптурой женщины в балахоне и накинутой на глаза повязкой. В одной руке она держит свиток с некими псевдознаниями, а на другой покоится двухголовая собака - продукт ложного представления о науке и ее применении.
  • Равнодушие является центральной фигурой пороков взрослых от которой остальные размещены по обе стороны. У скульптуры четыре руки, пара которых закрывает уши, а вторая скрещена на груди.
  • Пропаганда насилия чем-то напоминает любимого многими детьми Буратино. Только это не добрый сказочный герой, а порок, который держит в руке щит с изображением оружия. Рядом с этой фигурой стопка книг, среди которых можно разглядеть гитлеровский «Майн Кампф».
  • Садизм представляет толстокожий носорог, облаченный в униформу мясника.
  • Беспамятство изваяли в виде позорного столба, не найдя, наверное, для него одушевленного образа.
  • Эксплуатация детского труда предстает в виде образа зловещей птицы с человеческим лицом, заманивающей детей на свой заводик.
  • Нищету представляет иссушенная старуха, в одной руке которой посох, а вторая протянута за милостью.
  • Война - это некий человек в противогазе, облаченный в доспехи. Он протягивает детям куклу Микки-Мауса, прикованного к бомбе.

Стоит отметить, что памятник «Дети - жертвы пороков взрослых» появился в Москве по инициативе тогдашнего московского мэра Юрия Михайловича Лужкова. Говорят, что он проявлял огромный интерес к этой работе Михаила Шемякина и даже стал соавтором образа «Садизма» (толстокожий носорог), приняв спонтанно и на эмоциях на одном из обсуждений проекта соответствующую позу, которую скульптор, в конце концов, и исполнил в металле.

Раньше доступ к этой необычной скульптурной экспозиции был открыт круглосуточно, но после повреждения его вандалами постамент обнесли забором с воротами, которые открывают в строго определенные часы.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...