Детские произведения о материнской любви. =Японская сказка= =О материнской любви=. Сказка о Гусыне

Давным-давно в деревне, неподалёку от города Кэсона, жила бедная крестьянская семья. Муж работал на поле у богатого соседа, а жена пекла на продажу рисовые хлебцы. Так и жили они, сводя кое-как концы с концами.
И был у них сын Хан Сек Бон, которого они любили больше жизни. Дружно жила семья бедняка, пока не нагрянула на них непоправимая беда: отец тяжело заболел и умер. Умирая же, сказал он своей жене:
- Пусть наш сын будет учёным, и тогда все его станут уважать.
И жена пообещала мужу выполнить его последнее желание.
Когда Хан Сек Бону исполнилось семь лет, мать сказала:
- Пора выполнить волю отца. Десять лет предстоит тебе провести в учении. Ты познаешь за это время тысячу иероглифов, выучишь лучшие стихи, научишься медицине и прочтёшь книги философов. После этого ты сможешь выдержать экзамен в Сеуле и станешь учёным, как хотел отец.

Хан Сек Бон ушёл учиться в Кэсон, и мать осталась одна в своём маленьком домике. Никто в деревне лучше неё не пёк рисовых хлебцев. Они были и вкусны, и красивы, всегда одинаковые, ровные, пышные. И поэтому все соседи покупали хлебцы только у неё.
Не было такого вечера, чтобы мать не думала о своём мальчике. Она скучала без него, горевала и плакала. По ночам мать высчитывала, сколько лет, месяцев и дней пройдёт, прежде чем она увидит дорогого сына.
Но дней до встречи оставалось ещё много.

И вот как-то вечером мать услышала близ чиби чьи-то шаги. Она открыла дверь и узнала своего сына.
Мать видела, что Хан Сек Бон измучен дальней дорогой, ей хотелось броситься к мальчику, прижать его к своей груди.
Но она не сделала этого. Она даже не улыбнулась своему сыну, только спросила:
- Почему ты вернулся раньше времени? Разве ты уже постиг все науки и можешь держать экзамен?
Хан Сек Бон не ожидал такого сурового приёма от матери. Он заплакал и сказал:
- Я очень устал. Много десятков ли прошёл я пешком и не ел со вчерашнего утра. Накормите меня, а утром я всё вам расскажу.
Ах, как хотелось матери обнять своего сына, поцеловать его, накормить лучшим, что было в доме, и уложить на циновку! Но она ничего этого не сделала, а спросила снова:
- Разве ты уже постиг все науки, которые должен был познать за десять лет?
Сын ответил:
- Я изучил все науки, которые полагается пройти за десять лет, и потому вернулся к вам раньше времени.
- Тогда возьми кисточку, тушь, бумагу и напиши первые десять иероглифов, - сказала мать.
Когда сын вынул из мешочка, что висел у него на поясе, тушь и кисточку, мать задула огонёк светильника и сказала:
- Ты будешь рисовать в темноте иероглифы, а я - печь хлебцы.
Через некоторое время мать воскликнула:
- Хлебцы готовы!
И с этими словами она вновь зажгла светильник. Хан Сек Бон показал матери свою работу. В темноте иероглифы вышли некрасивые, неровные, и в нескольких местах были даже кляксы.
Тогда мать сказала:
- Посмотри на мои хлебцы.
Хан Сек Бон посмотрел на хлебцы. Они были ровные, красивые, одинаковые, аккуратные, точно мать пекла их при ярком свете.
А мать положила на плечо сына руку и промолвила:
- Возвращайся в Кэсон и приходи домой, когда минует срок и ты будешь знать в совершенстве всё, что полагается тебе знать.
Взмолился Хан Сек Бон:
- О, позвольте мне остаться хотя бы до утра! Я шёл к вам не останавливаясь много дней и ночей, и нет у меня силы снова идти в такой далёкий путь.
- Нет у тебя времени для отдыха, - ответила сурово мать. - Вот тебе на дорогу хлебцы - и прощай!

Пошёл Хан Сек Бон в темноте по горным тропам. Тяжела была дорога в древний город Кэсон. Не раз преграждали ему путь горные потоки и завывали поблизости дикие звери.
Хан Сек Бон шёл и горько плакал. Ему казалось, что мать несправедлива и жестока к нему, что она разлюбила его за те годы, что прожил он в Кэсоне.
Утром он развязал платок, в котором лежали хлебцы, и снова увидел, что хлебцы, испечённые в темноте, были прекрасны - один к одному, один к одному!
И тогда Хан Сек Бон впервые подумал: «Мать смогла в темноте выполнить хорошо свою работу, а я не смог. Значит, она делает своё дело лучше, чем я!».

Подумав так, Хан Сек Бон поспешил в Кэсон.
Прошло ещё пять лет - и вновь мать услышала вечером шаги у своего домика. Она открыла дверь и снова увидела сына.
Хан Сек Бон протянул к матери руки, но мать сказала:
- Все ли науки ты постиг, что пришёл домой?
- Все, - ответил сын.
И, вынув из мешочка бумагу, тушь и кисточку, он задул светильник.
Через десять минут Хан Сек Бон сказал:
- Можете зажечь светильник!..
Мать осветила комнату и подошла к сыну. Перед ней лежал лист бумаги, заполненный иероглифами. Иероглифы были все чёткие, ровные, красивые, один к одному, один к одному!
И тогда мать воскликнула:
- Как я ждала тебя! Как я соскучилась! Дай мне насмотреться на тебя, дай мне прижать тебя к своей груди!

…Прошли годы, и Хан Сек Бон стал знаменитым учёным. Когда же ученики спрашивали его, как он стал таким учёным, Хан Сек Бон отвечал:
- Материнская любовь научила меня не щадить себя, делать всё хорошо и честно. А кто делает всё хорошо и честно, тот может стать всем, кем захочет.

«Жили-были мать и сын. Папку у них на войне убило. А времена послевоенные, голодные. Мама души не чаяла в сынуле, так его любила. Лучшее — ему! От себя оторвёт, а сына не обидит. Бывало, угостят её на работе конфеткой, а она сама-то не ест — Славику своему несёт. А тот ещё и капризует, мол, почему одна, а не две!?

Мама в нитку тянулась, лишь бы сыночку хорошо было. То обнову какую справит, то игрушку новую купит, то дефицит достанет.

Всё для него, всё!

Подрастало чадо, Слава Богу, здоровеньким, почитай, и не болел всерьёз.

Тяжело женщине одной дитя подымать. Без мужика-то в доме как?!

Замуж, конечно, могла выйти, и женихи были, да только сын ревновал настолько сильно, что до расстройства нервного доходило. Как же может мать любящая в ущерб дитю что-то сделать?

Так и осталась она вдовицей.

Ну, и ладно! Лишь бы сынку было хорошо!

Вот уже и звоночек последний в школе звякнул, а там и институт недалече.

Выпестовала она Славочку любимого, выучила, в люди выпустила молодым специалистом с высоким образованием. Пошла, попросила, уговорила, и взяли сыночка в один закрытый НИИ работать. Не в цех же его механический засовывать, железяки грязные всякие точить-пилить!?

Время шло.

Обрастали имуществом потихоньку — квартирка однокомнатная, дачка небольшая, мебелишка там, техника разная бытовая.

В общем, неплохо.

Сын в мужскую силу вошёл. Женихаться начал. А как же! За него любая, только свистни! Красавец! Кровь с молоком!

Подумала мама и вступила в ЖСК на квартиру для Славика.

И вовремя!

В общем, подарила она молодым на свадьбу ключи от новенькой квартиры.

Не успела на машину накопить, а уже внучке Алёнке третий годик пошёл. По этому случаю сын захотел серьёзно с мамой поговорить.

— Внучка-то большая уже, а квартирка маловата. Дело молодое, а тут она вертится. Неудобно, сама понимаешь…

— Я вот на машину копила. Раз уж так, возьми что есть. Квартиру-то можно с доплатой поменять, на бОльшую! А Алёнку я пока к себе возьму.

Сын спрятал деньги в карман и ответил так.

— Как же можно, мам!? Ребёнок с родителями должен быть. Мы что подумали. Давай наши квартиры поменяем на одну.

— Тоже хорошо. Глядишь, и я с внучкой поживу.

— Я ж говорю, и так тесно, ещё и тебя туда тащить!

— А куда ж я?! — удивилась мама.

— А дача на что?! Она тёплая. И воздух свежий! Тебе там хорошо будет!

И стала мама жить на даче.

Всё бы хорошо, да только грянули лихие «девяностые». Сын, когда работы лишился, в бизнес подался. Но то ли хватки у него деловой не было, то ли напарники бессовестные попались, только прогорел он до тла, ещё и должен остался!

Поехал к матери.

— Мам! Я машину продал, а долг всё равно висит.

— Бедный ты мой!? Чем я могу помочь?

— Надо дачу продать!

— Надо так надо! Я к вам перееду!

— Нет, мам! Я договорился, поедешь в дом престарелых. Я уже и плату внёс. На год вперёд пока. Всё так дорого, жуть!

— Хорошо, сынок! — сказала мам, но не удержалась, заплакала.

— Только не плачь! Вот подымусь, дом тебе куплю… с бассейном.

Тяжело вздохнула мама, сына жалеючи, вынула из-за пазухи ветхую тряпицу и протянула её сыну со словами.

— Возьми! Больше у меня ничего нет! Это досталось мне от мамы, а ей — от моей бабушки.

Сын развернул тряпицу и увидел платиновое кольцо с большим бриллиантом.

— И ты молчала?! — зло закричал он на мать.

Через три месяца приехал Славик в дом престарелых и сообщил матери, что опять он весь в долгах, как в шелках. Что жена ушла от него, забрав с собой Алёну, а заодно и квартиру.

Плюнул ей в ноги и уехал.

А мать к вечеру умерла».

— Какая грустная сказка! — сказал Ванятка.

— Не сказка это вовсе, а история жизни твоей прапрабабушки, — грустно улыбнувшись, ответила баба Алёна и погладила внука по голове.

— Как интересно! А что стало с сыном? Помогло ему то кольцо?

— Вот с этого момента начинается настоящая сказка.

— Как это?!

— Говорят, что материнская любовь слепа, но это заявляют поверхностные люди. Любовь матери к детям крепче любого бриллианта, поскольку она любит детей такими, какие они есть, независимо от того, хороши они или плохи. Не ожидает благодарности и ничего не требует взамен. Вот почему её любовь дороже любого драгоценного камня или металла, и потому — не имеет цены. Но, как у любого явления, у этой любви есть и обратная сторона.

— Какая?! — нетерпеливо перебил бабушку внук.

— Не торопись и подумай о том, что я сейчас скажу. Если любовь матери не находит взаимности у детей, они не будут счастливы. Никогда!

— Кажется, я понял! Поэтому вы с мамой часто ходите на могилу бабушек!

— Ты умница! — сказала баба Алёна и поцеловала Ванятку в тёплую макушку. — Память об ушедших — это одно из проявлений взаимной любви.

— Бабуль! А чудеса? Какая же сказка без чудес?

— Сынок отдал кольцо кредиторам за долги. Но когда те развернули тряпицу, то в ней кольца не оказалось, и они решили, что должник хотел их обмануть. В конце концов, избитый Славик оказался на городской свалке, где и закончил бесславно свою жизнь.

— А куда же оно делось?!

— Вот оно! — и баба Лена достала из комода чистую тряпицу, в ней лежало платиновое кольцо с большим бриллиантом.

— И правда, чудеса! Откуда!?

— Не знаю! Я его обнаружила у себя в детском шкафчике через день после похорон твоей прапрабабушки. Мне тогда было 8 лет. Но мне кажется, я знаю, почему оно оказалось именно у меня.

— Почему!?

— Видишь ли! Моя мама, твоя прабабушка, очень нехорошо поступила с твоей прапрабабушкой. Ведь частично и по её вине та оказалась в доме престарелых, поскольку не хотела, чтобы она жила с ними. А чудесность кольца заключается в том, что его нельзя продать, заложить или превратить каким-то образом в деньги. Его можно только беречь и хранить, как воплощение материнской любви. Твоя прапрабабушка и умерла от того, что отдала абсолютно всё, что имела, а без своей любви жить не смогла.

— А почему вы не спите! Поздно уже!? — сказала мама, входя в комнату. Она только что вернулась с работы.

— Мы говорили о любви! — ответила баба Лена.

— Не рановато!?

— В самый раз! — возразила бабуля, встала и пошла к комоду, на ходу заворачивая кольцо в тряпицу.

— Ааа! Вы об этом! — поняла мама, наблюдая за действиями своей матери. — Ой, забыла, меня ж яблочком угостили! Возьми, Ванюш, покушай.

Сын взял яблоко, задумчиво повертел его в пальцах, потом разрезал пополам и протянул половинки бабуле и матери со словами.

— На ночь детям есть вредно. Я лучше молочка попью.

Женщины тайком переглянулись и тихо улыбнулись друг другу.


В далекую старину, жили на самом краю одного маленького городка старик со старухой. Торговали они сладкими тянучками амэ. Однажды в темный зимний вечер постучалась в дверь их лавочки какая-то молодая женщина. Стоя за порогом, она робко протянула монету в три гроша.
- Вот, дайте мне, пожалуйста, немного ваших амэ...
- Что же вы стоите на холодном ветру, госпожа? Заходите, обогрейтесь, пока мы завернем вам покупку.
- Нет уж, я тут постою.
Взяла молодая женщина сверток с лакомством и пропала во мраке.
- Кто она такая и почему приходит в такую позднюю пору? Неужели у нее другого времени нет?
На вторую и на третью ночь женщина пришла снова. А на четвертую старики спохватились: не монетку она им оставила, а сухой листок.
- Ах, обманщица! - заголосила старуха.- Пойди, старик, за нею вслед, она еще не ушла далеко. Кабы у меня глаза были получше, она бы мне не подсунула листок вместо монеты..
-Смотри, у порога комья красной глины...- удивлялся старик, зажигая фонарь.- И откуда только пришла эта женщина? По соседству у нас один белый песок.
Побрел он в ту сторону, куда скрылась незнакомка. Смотрит: отпечатков ног на снегу не видно, только комки красной глины след показывают.
“Да ведь здесь и домов-то нет,- думает старик.- Неужто она на кладбище пошла? Кругом одни могильные памятники”.
Вдруг услышал он плач младенца...
“Верно, почудилось мне. Вот и стихло... Это ветер в ветвях свистит”.
Нет, опять послышался детский плач, жалобный и глухой, словно из-под земли. Подошел старик поближе. И верно, кто-то плачет под свежей насыпью могилы...
“Дивное дело! - думает старик. - Пойду-ка я разбужу настоятеля соседнего храма. Надо узнать, в чем тут тайна. Ужели в могиле живой похоронен?”
Разбудил он настоятеля. Пошли они к могиле с заступом.
- Вот эта, что ли? Здесь беременную женщину похоронили тому уж несколько дней,- воскликнул настоятель.- Умерла от какой-то болезни, не дождавшись родов. Да уж не почудилось ли тебе, старик?
Вдруг снова глухо-глухо послышался у них под ногами детский плач.
Стали они поспешно копать заступом. Вот показалась крышка нового гроба. Отвалили они крышку. Видят: лежит в гробу молодая женщина, будто спит, а на груди у мертвой матери живой младенец. И во рту у него сладкое амэ.
- Так вот чем она его кормила! Теперь я все понял! - воскликнул старик.- Велико чудо материнской любви! Нет на свете ее сильнее! Бедняжка сперва давала мне те монеты, что ей, по обычаю, в гроб положили, а как кончились они, принесла сухой листок... Ах, несчастная, она и за гробом берегла своего младенца.
Тут пролили оба старика слезы над открытой могилой. Разжали они руки мертвой женщины, вынули из ее объятий младенца и отнесли его в храм. Там он и вырос, там и остался, чтобы всю жизнь заботиться о могиле своей матери, которая так сильно его любила…

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

(Связь человека с мамой проходит крепкой, невидимой нитью через всю его жизнь. Начиная от тихой песни у колыбели, мама становится самым преданным другом и мудрым наставником.

Материнская забота заключается не только в стирке, уборке и приготовлении еды. Кто лучше матери пожалеет, приласкает и успокоит? Только нежные, родные руки своим прикосновением снимут боль и усталость. Только теплые материнские губы облегчат физические и моральные страдания.

Малыш побежал за летящей, пестрой бабочкой, споткнулся, упал навзничь, содрал ладошки, заревел от испуга и боли. Мама подхватила на руки, прижала к груди, подула на кровоточащие ранки, прикоснулась легким поцелуем к заплаканным глазкам, при этом утешая спокойным, ласковым голосом. Ребенок затих, изредка всхлипывая, обвил ручонками мамину шею, склонил на родное плечо головку и счастливо улыбнулся.

Поверьте, что содранные ладошки сына пекут в материнском сердце болью, превосходящей в разы любую, ее собственную, боль.

Мама, словно птица, заботливо прикрывает надежным крылом свое дитя от невзгод и опасности. Не спит ночами у кроватки больного малыша. Крепко держит за руку, когда ему страшно или одиноко. Помогает со школьными уроками. Советует в первых сложных ситуациях. Учит человеческой доброте, умению дружить и любить, помогать и сострадать. Быть открытым, честным и человечным. Беречь и охранять природу и животных, попавших в беду.

Мамы мудро ведут по жизни, и всегда стараются найти оправдание нашим оплошностям, потому что дня них мы всегда остаемся детьми – самыми любимыми и самыми лучшими.

Материнская любовь – это бездонная чаша ангельского терпения; житейской мудрости; душевной доброты; неиссякаемого сердечного тепла; неутомимой, бескорыстной заботы и бесконечной преданности.

Затем – пример из текста.

Пример из жизненного опыта или из худ-го произв.

Таким образом, могу сделать вывод, что дети должны ценить любовь, подаренную матерью, потому что нет ничего прекраснее ее.

Или ещё одно начало:

Хорошие родители могут отказаться от карьеры, рисковать жизнью, они всегда придут на помощь, обогреют лаской и добротой, поймут и простят.

Пример из литературы:

А в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» мы сталкиваемся с главным героем пьесы, Митрофаном. Его родители безумно любили, не давали в обиду, не заставляли ничего делать, именно поэтому мальчик вырос ленивым и невоспитанным. В данном случае читатель видит, что любовь матери пошла ребенку не во благо. . Пьеса направлена на высмеивание нравов и жизненных устоев семьи Простаковых, но несмотря на весь набор отрицательных качеств, в госпоже Простаковой все же живет светлое чувство. Она души не чает в своем сыне. С проявления заботы к Митрофанушке начинается пьеса, и эта забота и любовь живут в ней до последнего явления пьесы. Последняя реплика Простаковой заканчивается криком отчаяния: «Нет у меня сына!» Ей было больно и трудно перенести предательство сына, которому сама признавалась, что «только в нем и видит утешение». Сын для нее – все. В какое бешенство приходит она, когда узнает, что дядюшка чуть было не побил Митрофанушку! И уже здесь мы видим главные черты образа матери в русской литературе – это безотчетная любовь к своему ребенку и не за личностные качества, а потому что это её сын.

Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ:

Проблема материнства

Проблема слепой материнской любви

Материнство как подвиг

Возможные тезисы:

Любовь матери - самое сильное чувство на свете

Быть хорошей матерью - настоящий подвиг

Мать готова на все ради своих детей

Иногда материнская любовь ослепляет, и женщина видит в своем ребенке только хорошее

Д. И. Фонвизин комедия «Недоросль»

Ярким примером слепой материнской любви является комедия Фонвизина «Недоросль». Простакова настолько сильно любила своего сына, что видела в нем только хорошее. Митрофану все спускали с рук, любые его капризы исполнялись, мать всегда шла у него на поводу. Итог очевиден - герой вырос избалованным и эгоистичным юношей, который не любит никого, кроме себя, и не равнодушен даже к собственной матери.

Л. Улицкая рассказ «Дочь Бухары»

Настоящий материнский подвиг описывается в рассказе Улицкой «Дочь Бухары». Аля, главная героиня произведения, была очень красивой девушкой . Став женой Дмитрия, восточная красавица родила девочку, но вскоре выяснилось, что у ребенка синдром Дауна. Отец не смог принять неполноценного ребенка и ушел к другой женщине. А Бухара, любившая дочку всем сердцем, не сдалась и посвятила свою жизнь воспитанию девочки, сделав все возможное для ее счастья, пожертвовав собственным.

А. Н. Островский пьеса «Гроза»

Не всегда материнская любовь выражается в ласке. В пьесе островского «Гроза» Кабаниха, свекровь главное героини, очень любила «воспитывать» своих детей, давая им наказания и читая морали. Неудивительно, что сын Тихон проявлял себя как безвольный, несамостоятельный человек и мямля, который не может и шагу ступить без «маменьки». Постоянное вмешательство Кабанихи в жизнь сына негативно сказалось на его жизни.

Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

В романе Достоевского «Преступление и наказание» также прослеживается нескончаемая материнская любовь. Пульхерия Александровна больше всего беспокоилась о счастье сына Родиона и верила ему несмотря ни на что. Ради него женщина была готова жертвовать дочерью. Создается впечатление, что сын для Пульхерии был намного важнее Дуни.

А. Н. Толстой повесть «Русский характер»

В повести Толстого «Русский характер» подчеркивается сила материнской любви. Когда танкист Егор Дремов получил ожоги, обезобразившие его лицо до неузнаваемости, он побоялся, что семья отвернется от него. Герой навестил родных под видом своего друга. Но порой материнское сердце видит яснее чем глаза. Женщина, несмотря на чужой облик, узнала в госте своего родного сына.

В. Закруткин повесть «Матерь человеческая»

О том, насколько большим может оказаться сердце настоящей матери, рассказывается в повести Закруткина «Матерь человеческая». Во время войны главная героиня, потеряв мужа и сына, осталась одна со своим будущим ребенком на разграбленной фашистами земле. Ради него Мария продолжала жить, а вскоре приютила маленькую девочку Саню и полюбила ее как родную. Через некоторое время малышка умерла от болезни, героиня чуть не сошла с ума, но упорно продолжала свое дело - возрождать уничтоженное, для тех, кто, может быть, вернется. За все время беременная женщина успела приютить на своем хуторе еще семь сирот. Этот поступок можно считать настоящим материнским подвигом.

Тема материнской любви в русской литературе.

«Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого достоинства». (В.Г.Белинский.)

Говоря о теме материнской любви в русской литературе, хотелось бы сразу отметить, что в произведениях русских классиков образу матери главное место обычно не отводится, мать, как правило, занимает второстепенное положение, а чаще всего и вовсе отсутствует. Но, несмотря на то, что писатели мало уделяли внимание этой теме, образ матери у разных писателей в разное время, в разных произведениях наделен одними общими чертами. Их мы и рассмотрим.

Первое произведение, изучаемое в школе, где появляется образ матери – это комедия Фонвизина «Недоросль», написанная в 1782 году. Пьеса направлена на высмеивание нравов и жизненных устоев семьи Простаковых, но несмотря на весь набор отрицательных качеств, в госпоже Простаковой все же живет светлое чувство. Она души не чает в своем сыне. С проявления заботы к Митрофанушке начинается пьеса, и эта забота и любовь живут в ней до последнего явления пьесы. Последняя реплика Простаковой заканчивается криком отчаяния: «Нет у меня сына!» Ей было больно и трудно перенести предательство сына, которому сама признавалась, что «только в нем и видит утешение». Сын для нее – все. В какое бешенство приходит она, когда узнает, что дядюшка чуть было не побил Митрофанушку! И уже здесь мы видим главные черты образа матери в русской литературе – это безотчетная любовь к своему ребенку и не за личностные качества (мы помним, каким был Митрофан), а потому что это её сын.

В «Горе от ума» (1824г.) у Грибоедова мать появляется только в одном эпизоде. Суетливая княгиня Тугоуховская с не менее суетливыми шестью княгинями приехали к Фамусову. Суета эта связана с поисками жениха. Грибоедов рисует сцену их поисков ярко и смешно, и в русской литературе такое изображение матери впоследствии станет популярным, особенно в пьесах Островского. Это и Аграфена Кондратьевна в «Свои люди – сочтемся», и Огудалова в «Бесприданнице». В этом случае сложно говорить о любви матери к дочке, так как она оттесняется на второй план заботами о замужестве, поэтому мы снова вернемся к теме материнской любви к сыну.

В «Капитанской дочке» и «Тарасе Бульбе» и Пушкин, и Гоголь показывают мать в момент разлуки её со своими детьми. Пушкин одним предложением показал состояние матери в момент, когда она узнает о предстоящем отъезде сына: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила её, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по её лицу», а когда Петруша уезжает, она «в слезах наказывает» ему беречь здоровье. Точно такое же изображение матери и у Гоголя. В «Тарасе Бульбе» автор подробно описывает эмоциональное потрясение «старушки». Только встретив сыновей после долгой разлуки, она вновь вынуждена с ними расстаться. Всю ночь она проводит у их изголовья и чувствует своим материнским сердцем, что в эту ночь она последний раз их видит. Гоголь, описывая её состояние, дает верную характеристику любой матери: «…за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю». Благословляя их, она безудержно плачет, точно так же как и мать Петруши. Таким образом, на примере двух произведений мы видим, что значит для матери расставание со своими детьми и как непросто она его переносит.

В произведении Гончарова «Обломов» мы сталкиваемся с двумя противоположными по складу характера и образу жизни героями. Обломов ленивый, ничем не занимающийся, не приспобленный к деятельности человек, но, как сам говорит про него лучший друг , «это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало…», сам Штольц необыкновенно деятельный и энергичный человек, он все знает, все умеет, все время чему-то учится, но духовно неразвитый. И Гончаров в главе «Сон Обломова» дает нам ответ на вопрос, как же так вышло. Оказывается, что они воспитывались в разных семьях, и если в воспитании Обломова основное участие принимала мать, для которой в первую очередь важно, чтобы ребенку было хорошо и ничто ему не угрожало, то за воспитание Штольца взялся отец. Немец по происхождению, он в строгой дисциплине держал своего сына, мать Штольца ничем не отличалась от матери Обломова, она также переживала за своего сына и старалась принимть участие в его воспитании, но эту роль взял на себя отец, и мы получили чопорного, но живого Андрея Штольца и ленивого, но душевного Обломова.

Необыкновенно трогательно изображен образ матери и её любовь в романе Достоевского «Преступление и наказании». Мать Родиона и Дуни Раскольниковых, Пульхерия Александровна, на протяжении всего романа пытается устроить счастье своего сына, пытается помочь ему, жертвуя ради него даже Дуней. Она любит свою дочь, но сильнее любит Родиона, и просьбу сына никому не верить, чтобы о нем не говорили, она выполняет. Своим сердцем она чувствовала, что сын натворил что-то страшное, но она не упускала возможности, чтобы лишний раз не сказать даже прохожему, что Родион - прекрасный человек, и начинала рассказывать, как он спасал детей из пожара. Веру в сына она не теряла до последнего, и как тяжело давалась ей эта разлука, как страдала она не получая известия о сыне, читала его статью, ничего не понимала и гордилась своим сыном, ведь это его статья, его мысли, и они опубликованы, а это еще один повод, чтобы оправдать сына.

Говоря о материнской любви, хочется сказать и о ее отсутствии. Константин из «Чайки» Чехова пишет пьесы, «ищет новые формы», влюблен в девушку, и она отвечает ему взаимностью, но он страдает от недостатка материнской любви и гадает на мать: «любит, не любит». Он сожалеет, что его мать известная актриса, а не обычная женщина. И с грустью вспоминает свое детство. При этом нельзя сказать, что Константин безразличен матери. Аркадина приходит в ужас и волнуется за сына, когда узнает, что он пытался застрелиться, лично накладывает ему повязку и просит, чтобы он больше так не делал. Эта женщина предпочла карьеру воспитанию сына, а без материнской любви человеку тяжело, чему яркий пример Костя, который в итоге застрелился.

На примере вышеперечисленных произведений, образов и героев мы можем сделать вывод, что мать и материнская любовь в русской литературе - это прежде всего ласка, забота и безотчетная любовь к ребенку, не смотря ни на что. Это тот человек, который привязан к своему ребенку сердцем и способен чувствовать его на расстоянии, и если этот человек отсутствует, то герой уже не станет гармоничной личностью.

Используемая литература.

1. В.Г. Белинский «Гамлет, драма Шекспира»//Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т. 7.

2. Д.И. Фонвизин «Недоросль».// М., Правда, 1981.

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума».//М., ОГИЗ, 1948.

4. А.Н. Островский. Драматургия.//М., ОЛИМП, 2001.

5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».//Полн. Собр. соч.: В 10 т. М., Правда, 1981. Т.5.

6. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».//У-Фактория, Ект., 2002.

7. И.А. Гончаров «Обломов».//Собр. соч.: М., Правда, 1952.

8. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».//Худ. Лит., М., 1971.

9. А.П. Чехов «Чайка». Собр. соч.: В 6 т. М., 1955. Т. 1.

Цели урока:

  • проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери
  • воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет
  • развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров.

Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери.

С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.

По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку…

II . Определение цели занятия.

Проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображён образ женщины,- матери.

III . Образ м3атери в устном народном творчестве

Слово учителя. Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.

Выступления учащихся (инсценирование, пение) по народным сказкам и народным песням.

IV . Образ матери в печатной литературе

Слово учителя . В печатной литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счёте не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».

Мать в творчестве великого русского поэта Н.А. Некрасова

Мать… Самый дорогой и близкий человек . Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.

По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать»)

Вопрос классу:

Каким же образом «спасла душу» поэта его мать?

Выступления учащихся (чтение и анализ произведений).

Ученик 1 - Прежде всего, будучи женщиной высокообразованной, она приобщала своих детей к умственным, в частности литературным, интересам. В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным.

Ученик 2 - Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская»

Ученик 3 - Стихотворение «Внимая ужасам войны»

Ученик 4 - Поэма «Кому на Руси жить хорошо»…

Слово учителя. « Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений.

Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаменим, но велик!

Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери - крестьянки в лирике С.А. Есенина

(По ходу лекции учителя звучат стихи Есенина о матери в исполнении учащихся (наизусть))

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.

Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»

Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей».

Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Поэма «Реквием» А.А. Ахматовой.

Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!

17 месяцев (1938 – 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

(Звучат отрывки из поэмы в исполнении мастеров художественного слова. Фонохрестоматия. 11 класс)

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой…
Всё перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима, Сталинского режима, режима жестоких репрессий.

Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.

Мать проходит круги ада.

X глава поэмы – это кульминация – прямое обращение к евангельской проблематике. Появление религиозной образности подготовлено не только упоминанием спасительных обращений к молитве, но и всей атмосферой страдающей матери, отдающей сына на неизбежную, неотвратимую смерть. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы Девы Марии; страдания сына с муками Христа, распятого на кресте. Появляется образ «Небеса расплавились в огне». Это знак величайшей катастрофы, всемирно-исторической трагедии.

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Горе матери, оно беспредельно и невыразимо, её утрата – невосполнима, потому что это её единственный сын и потому, что этот сын – Бог, единственный на все времена спаситель. Распятие в «Реквиеме» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.

Трагедийность образа матери в произведениях о Великой Отечественной войне.

Слово учителя

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Об этом книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М, Исаковский).

Выступления учащихся

  1. по «Повести о сыне » Е. Кошевой
  2. по роману А.А. Фадеева «Молодая гвардия» (просмотр отрывков из фильма «Молодая гвардия»)
  3. по «Повести о Зое и Шуре» Космодемьянской

Ученик читает отрывок из стихотворения Я. Смелякова

Матери закрывают нас грудью, даже ценой собственного существования от всякого зла.

Но не могут матери защитить своих детей от войны, и, пожалуй, войны больше всего направлены против матерей.

Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.

Вопрос классу

Почему же люди, которым именно женщина-мать подарила жизнь, так жестоки к ней?

(Ответы-выступления, размышления учащихся)

Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни.

Ученица читает письмо матери физика Штрума Анны Семёновны, написанное ею накануне гибели обитателей еврейского гетто.

Впечатления учащихся от услышанного (примерные ответы)

Ученик 1 - Его нельзя читать без содрогания и слёз. Ужас, чувство страха охватывают меня. Как могли люди вынести эти нечеловеческие испытания, выпавшие на их долю. И особенно страшно, становится не по себе, когда плохо матери, самому святому существу на земле.

Ученик 2 - А мать – мученица, страдалица, она всегда думает о детях, даже в последние минуты жизни: «Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, твои волосы.

Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, её никто не в силах убить.

Живи, живи, живи вечно!»

Ученик 3 - Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви!

Слово учителя

Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей.

В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя.

«Когда я умру, ты будешь жить в книге, которую я посвятил тебе и судьба которой схожа с твоей судьбой» (В. Гроссман)

И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери и по еврейскому народу обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

«Матерь человеческая» Виталия Закруткина - героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери.

Рассказ о повседневной жизни, нечеловеческих тяготах и невзгодах молодой женщины в глубоком тылу у немцев вырастает в повествование о матери и материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, стойкости, долготерпении, вере в неизбежную победу добра над злом.

В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типичных черт характера женщины-матери. Рассказывая о злоключениях и переживаниях героини, писатель постоянно стремится выявить в частном общенародное. Мария понимала, что «её горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского, чёрной, озарённой пожарами в реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась всё шире и шире и всё быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет…

Последняя сцена повести – когда командир полка наступающей Советской Армии, узнав историю героини, при всём эскадроне «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жёсткой руке…» - придаёт почти символический смысл судьбе и подвигу героини.

Обобщение достигается введением в произведение символического образа материнства – образа Мадонны с младенцем на руках, воплощённого в мраморе безвестным художником.

«Я всматривался в её лицо, - пишет В. Закруткин, - вспоминая историю простой русской женщины Марии и думал: «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придёт время – люди воздадут им должное…

V . Заключительное слово учителя. Подведение итогов.

Да, такое время придёт. Исчезнут на земле войны… люди станут людьми-братьями… они обретут радость, счастье и мир.

Так будет. «И может, тогда не выдуманной Мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине-труженице земли. Соберут белые, чёрные и жёлтые люди-братья всё золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земных, и, сотворённый гением новых неведомых творцов, засияет над землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви».

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей. Настоящая мать человеку даётся однажды!

VI . Домашнее задание (дифференцированное):

  1. подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения или прозы о матери
  2. сочинение «Я хочу рассказать Вам о маме…»
  3. сочинение - эссе «Легко ли быть матерью?»
  4. монолог «Мать»
  5. киносценарий «Баллада о матери»
«Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого достоинства». (В.Г.Белинский.)

Говоря о теме материнской любви в русской литературе, хотелось бы сразу отметить, что в произведениях русских классиков образу матери главное место обычно не отводится, мать, как правило, занимает второстепенное положение, а чаще всего и вовсе отсутствует. Но, несмотря на то, что писатели мало уделяли внимание этой теме, образ матери у разных писателей в разное время, в разных произведениях наделен одними общими чертами. Их мы и рассмотрим.

Первое произведение, изучаемое в школе, где появляется образ матери – это комедия Фонвизина «Недоросль», написанная в 1782 году. Пьеса направлена на высмеивание нравов и жизненных устоев семьи Простаковых, но несмотря на весь набор отрицательных качеств, в госпоже Простаковой все же живет светлое чувство. Она души не чает в своем сыне. С проявления заботы к Митрофанушке начинается пьеса, и эта забота и любовь живут в ней до последнего явления пьесы. Последняя реплика Простаковой заканчивается криком отчаяния: «Нет у меня сына!» Ей было больно и трудно перенести предательство сына, которому сама признавалась, что «только в нем и видит утешение». Сын для нее – все. В какое бешенство приходит она, когда узнает, что дядюшка чуть было не побил Митрофанушку! И уже здесь мы видим главные черты образа матери в русской литературе – это безотчетная любовь к своему ребенку и не за личностные качества (мы помним, каким был Митрофан), а потому что это её сын.

В «Горе от ума» (1824г.) у Грибоедова мать появляется только в одном эпизоде. Суетливая княгиня Тугоуховская с не менее суетливыми шестью княгинями приехали к Фамусову. Суета эта связана с поисками жениха. Грибоедов рисует сцену их поисков ярко и смешно, и в русской литературе такое изображение матери впоследствии станет популярным, особенно в пьесах Островского. Это и Аграфена Кондратьевна в «Свои люди – сочтемся», и Огудалова в «Бесприданнице». В этом случае сложно говорить о любви матери к дочке, так как она оттесняется на второй план заботами о замужестве, поэтому мы снова вернемся к теме материнской любви к сыну.

В «Капитанской дочке» и «Тарасе Бульбе» и Пушкин, и Гоголь показывают мать в момент разлуки её со своими детьми. Пушкин одним предложением показал состояние матери в момент, когда она узнает о предстоящем отъезде сына: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила её, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по её лицу», а когда Петруша уезжает, она «в слезах наказывает» ему беречь здоровье. Точно такое же изображение матери и у Гоголя. В «Тарасе Бульбе» автор подробно описывает эмоциональное потрясение «старушки». Только встретив сыновей после долгой разлуки, она вновь вынуждена с ними расстаться. Всю ночь она проводит у их изголовья и чувствует своим материнским сердцем, что в эту ночь она последний раз их видит. Гоголь, описывая её состояние, дает верную характеристику любой матери: «…за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю». Благословляя их, она безудержно плачет, точно так же как и мать Петруши. Таким образом, на примере двух произведений мы видим, что значит для матери расставание со своими детьми и как непросто она его переносит.

В произведении Гончарова «Обломов» мы сталкиваемся с двумя противоположными по складу характера и образу жизни героями. Обломов ленивый, ничем не занимающийся, не приспобленный к деятельности человек, но, как сам говорит про него лучший друг, «это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало…», сам Штольц необыкновенно деятельный и энергичный человек, он все знает, все умеет, все время чему-то учится, но духовно неразвитый. И Гончаров в главе «Сон Обломова» дает нам ответ на вопрос, как же так вышло. Оказывается, что они воспитывались в разных семьях, и если в воспитании Обломова основное участие принимала мать, для которой в первую очередь важно, чтобы ребенку было хорошо и ничто ему не угрожало, то за воспитание Штольца взялся отец. Немец по происхождению, он в строгой дисциплине держал своего сына, мать Штольца ничем не отличалась от матери Обломова, она также переживала за своего сына и старалась принимть участие в его воспитании, но эту роль взял на себя отец, и мы получили чопорного, но живого Андрея Штольца и ленивого, но душевного Обломова.

Необыкновенно трогательно изображен образ матери и её любовь в романе Достоевского «Преступление и наказании». Мать Родиона и Дуни Раскольниковых, Пульхерия Александровна, на протяжении всего романа пытается устроить счастье своего сына, пытается помочь ему, жертвуя ради него даже Дуней. Она любит свою дочь, но сильнее любит Родиона, и просьбу сына никому не верить, чтобы о нем не говорили, она выполняет. Своим сердцем она чувствовала, что сын натворил что-то страшное, но она не упускала возможности, чтобы лишний раз не сказать даже прохожему, что Родион - прекрасный человек, и начинала рассказывать, как он спасал детей из пожара. Веру в сына она не теряла до последнего, и как тяжело давалась ей эта разлука, как страдала она не получая известия о сыне, читала его статью, ничего не понимала и гордилась своим сыном, ведь это его статья, его мысли, и они опубликованы, а это еще один повод, чтобы оправдать сына.

Говоря о материнской любви, хочется сказать и о ее отсутствии. Константин из «Чайки» Чехова пишет пьесы, «ищет новые формы», влюблен в девушку, и она отвечает ему взаимностью, но он страдает от недостатка материнской любви и гадает на мать: «любит, не любит». Он сожалеет, что его мать известная актриса, а не обычная женщина. И с грустью вспоминает свое детство. При этом нельзя сказать, что Константин безразличен матери. Аркадина приходит в ужас и волнуется за сына, когда узнает, что он пытался застрелиться, лично накладывает ему повязку и просит, чтобы он больше так не делал. Эта женщина предпочла карьеру воспитанию сына, а без материнской любви человеку тяжело, чему яркий пример Костя, который в итоге застрелился.

На примере вышеперечисленных произведений, образов и героев мы можем сделать вывод, что мать и материнская любовь в русской литературе - это прежде всего ласка, забота и безотчетная любовь к ребенку, не смотря ни на что. Это тот человек, который привязан к своему ребенку сердцем и способен чувствовать его на расстоянии, и если этот человек отсутствует, то герой уже не станет гармоничной личностью.

Используемая литература.

1. В.Г. Белинский «Гамлет, драма Шекспира»//Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т. 7.

2. Д.И. Фонвизин «Недоросль».// М., Правда, 1981.

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума».//М., ОГИЗ, 1948.

4. А.Н. Островский. Драматургия.//М., ОЛИМП, 2001.

5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».//Полн. Собр. соч.: В 10 т. М., Правда, 1981. Т.5.

6. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».//У-Фактория, Ект., 2002.

7. И.А. Гончаров «Обломов».//Собр. соч.: М., Правда, 1952.

8. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».//Худ. Лит., М., 1971.

9. А.П. Чехов «Чайка». Собр. соч.: В 6 т. М., 1955. Т. 1.

Распечатать

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме