Древняя Агора. Афины. Афинская античная агора Греческая агора

Древняя Агора в Афинах была коммерческим, социальным и политическим сердцем города во время античности. Это был центр повседневной деятельности, люди приходили сюда за покупками, развлечениями и общением.

Раскопки области, которы начались в начале ХХ века, выявили большое количество храмов, алтарей, стоа (длинные галереи, колоннады) и даже концертный зал. Справедливость вершилась в судах здесь и философы говорили с людьми, которые приходили сделать покупки или обсудить ежедневные новости. Школы и спортивные сооружения также были доступны.

На сегодня остались целые два большие здания: Храм Гефеста — лучше всего сохранившийся храм в Греции, и Стоа Аттала — крупный торговый центр, который был восстановлен в 1950-х годах, и в настоящее время содержит музей. Остальная часть Агоры выглядит как большой парк с развалинами древних зданий вокруг.

Храм Гефеста, или Гефестейо́н, был построен в пятом веке до нашей эры с видом на Древнюю Агору из холма. Храм был посвящен богам Гефесту и Афине. Похожий по стилю, но меньше, чем современный Парфенон, Храм Гефеста состоит из тридцати четырех дорических колонн, которые поддерживают еще частично нетронутую крышу. Большой фриз украшен рельефными изображениями подвигов Тесея и Геракла. В античности в селе стояли большие статуи Гефеста и Афины.

Гефестейо́н — это наиболее сохранившийся храм в Греции благодаря его превращению в церковь в седьмом веке. В 1834 году сооружение было объявлено национальным памятником и в течение некоторого времени использовалось в качестве археологического музея.

Стоа Аттала была построена в 150 году до нашей эры Пергамским царем Атталой II. Это здание высотой в два этажа, 116,5 метров в длину и 19,5 в ширину, функционировало как торговый центр. Каждый этаж имел 21 магазин, и посетители могли расслабиться в тени крытой колоннады перед ними. Стоа была разрушена в 267 году нашей эры германским племенем Герули.


С 1953 по 1956 г. стоа была восстановлена ​​на основании ценности американской школой археологии. Сегодня здесь находится музей, где хранятся предметы, найденные на археологических раскопках Древней Агоры.

Музей в Стоа Аттала отображает разнообразный спектр объектов, которые были найдены во время раскопок. Статуи и памятники, украшавшие многочисленные храмы на агоре выставлены в колоннаде. Здесь можно увидеть объекты, которые дают большое понимание повседневной жизни Афин.

Есть предметы домашнего обихода, такие как монеты, игрушки, мобильные печи, кухонные и письменные принадлежности. Есть также экспонаты, иллюстрирующие демократический процесс в древних Афинах, например, выдержка из закона против тирании из 337 г. до н.э., бронзовые фигуры, используемые для голосования и остраки — глиняные черепки с написанным именем человека, которого считали опасным для демократии. Человек, чье имя было написано на большинстве острак во время голосования, изгонялся из города на десять лет.

Другие интересные предметы включают в себя небольшую бронзовую голову статуи богини Ники, датированную около 425 г. до н.э., однажды покрытую золотом и серебром; и Арибаллос — небольшая статуэтка-посудина для хранения масла 530 г. до н.э.

Руины

Большинство зданий Древней Агоры были превращены в развалины. Одним из таких зданий был Одеон Агриппы, большой зал в центре Агоры, где проводились музыкальные спектакли. Крыша зала, с местами для тысячи зрителей, рухнула в 150 г. н.э., после чего он был перестроен в меньших масштабах, вмещая пятьсот человек. В 267 г. н.э. здание было уничтожено Герули. В пятом веке на его фундаменте был построен большой банный комплекс, известный как Дворец гигантов. Три из статуй тритона, украшавших вход в Одеон, а позже Дворец гигантов, сохранились до сих пор.

Еще одно здание древней Агоры, от которого можно видеть только основы, это Толон. Кольцевая структура, построена около 470 г. до н.э., которая была резиденцией администрации Афин. Рядом с Толон, у подножия холма был Боулеутерион — зал совета. В передней части этого здания был мраморный подиум с десятью бронзовыми статуями. На подиуме висели деревянные доски с объявлениями, информирующими людей об официальных решениях и другая информация. Рядом с Боулеутерионом был Метроон, святилище Реи, «матери богов». Официальные отчеты Афин хранились в этом здании.

С юга Агора была ограничена большим U-образным комплексом, в состав которого вошли Восточная, Средняя и Южная Стоа и Дикастерий (верховный суд). Комплекс более чем в два раза превышал размеры Стоа Аттала. Были и несколько других, в том числе Стоа Зевса и Королевская Стоа.

Сказочный город, в котором историей сочится каждый камень. Его сердцем называют Акрополь, а вот древняя Агора , расположенная на северо-западном склоне холма - подлинная душа греческой столицы. Именно тут почти четыре тысячелетия назад зародилась цивилизация эллинов (на это «намекают» результаты археологических изысканий). Что до сохранившихся исторических памятников, доступных осмотру современных туристов, то многие из них датируются третьим-четвертым веком до нашей эры.

Главный перекресток всех дорог

Вообще-то Агора в древней Греции была в первую очередь торжищем, а параллельно - местом развлечений, прогулок и важных встреч. Здесь совершали сделки, обговаривали брачные союзы, состязались в ораторском искусстве и обменивались сплетнями. В Афинах эта площадь приобрела особое политическое значение, став символом демократии. Одновременно она считалась царством закона, давая пристанище правительственным служащим высшего ранга и верховным судьям.

На каменных плитах древние мастера высекали родовые правила и нормативные акты, которыми предстояло руководствоваться чиновникам - каждый из них, вступая в должность, принародно приносил традиционные клятвы, поднимаясь на специальный постамент. До полудня на Агоре шумел оживленный базар, а затем лавочники покидали ряды - наступало время для культурной и светской жизни. Театральные постановки, научные диспуты, спортивные состязания и красочные обряды собирали рекордное количество зрителей.

Правители сменяли друг друга, но каждый последующий старался оставить о себе нестираемую память, увековеченную в местной архитектуре. Древняя Агора в Афинах столетие за столетием обрастала новыми сооружениями - фонтанами, алтарями, хозяйственными постройками и административными зданиями, скульптурными группами, колоннадами и храмами. Здесь нашлось место даже для библиотеки, которую любили посещать греческие философы.

Если верить историческим летописям, самым потрясающим действом, происходившим на площади, были Панафинеи - всенародные праздники с религиозным подтекстом. Из самого центра Агоры отбывала торжественная процессия, участники которой доставляли в Акрополь роскошные дары: наряды для богов, благовония и продукты, жертвенных животных, изысканные вина, драгоценности. Заканчивались гуляния музыкальными и спортивными конкурсами, в которых могли участвовать все обитатели столицы.

Грандиозное наследие предков

Достопримечательности афинской Агоры подробно перечислены в греческих путеводителях, но представить их подлинное величие по фотографиям невозможно. Необходимо провести на площади хотя бы один день, чтобы ощутить биение древнего пульса под яркими одеждами современной цивилизации.

В галерее царя Аттала двадцать столетий назад не стихали смех, споры и крики зазывал - сюда съезжались на торг купцы из разных уголков страны. Сегодня внутри отреставрированного двухэтажного строения царит тишина. Здесь разместился Античный Музей, в котором выставлены уникальные археологические находки, повествующие о прошлом легендарной афинской Агоры.

Над площадью по сей день возвышаются статуи каменных гигантов, некогда служивших украшением гимнасия. Свято охраняют свои секреты руины Булевтирия - места, где в далеком прошлом собирался высший законодательный совет Афин. Пятьсот самых знатных и уважаемых граждан неусыпно трудились над процветанием города - они придумывали правила, для утверждения которых на площади собиралось все население.

Время не пощадило многие религиозные сооружения, располагавшиеся по периметру Агоры. Персы стерли с лица земли величественный храм Зевса Освободителя. Вместе с павшими защитниками столицы погибло святилище Афины Фратрии. Были уничтожены алтарь Аполлона, статуи Гермеса и Диониса. И все-таки душа города никуда не исчезла. Она живет среди колонн храма Гефеста, хранится под округлыми сводами Фолоса - как некогда хранились эталоны веса и меры, необходимые для честной торговли.

Афинская Агора́ - городская площадь Афин, занимающая территорию приблизительно 5 гектаров и расположенная на пологом склоне к северо-западу от Акрополя. Греческое слово агора́ (др.-греч. ἀγορά) происходит от глагола со значением «собираться, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. С 1931 года Американской школой античных исследований под руководством Лесли Шира на всей территории Агоры были проведены археологические раскопки. Сегодня Агора стала излюбленным местом туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.

Возникновение Агоры в Афинах

В Афинах, как и во многих других древнегреческих полисах Агора, как рыночная площадь, возникла возле главного центра поклонения языческим божествам. В древних Афинах таким центром являлся Акрополь - монументальное храмовое сооружение, возвышающееся над всем городом. Афинская Агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон ограничивали её с юга и запада. Находки обломков керамики свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во II тысячелетии до н. э. По мнению многих исследователей, в VI веке до н. э. во времена афинского правителя и законодателя Солона решили, что здесь будет городская площадь. С установлением демократии в Афинах больше внимания стало уделяться общественной жизни. Поэтому в начале следующего столетия строительство быстро расширялось. Для Агоры началась новая жизнь и она стала играть более значительную роль.

Панафинейская улица

Главной, широкой, посыпанной гравием улицей, пересекающей по диагонали Агору была Панафинейская улица. Её название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся в Афинах регулярно. Во время праздника, одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с городскими воротами, к Акрополю. По пышности и грандиозности праздничной процессии можно судить по фризу на Парфеноне. Там можно разглядеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также то, как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей.

Храмы, алтари и боги-покровители

Всё было сделано для того, чтобы Агора стала главным местом поклонения, уступающим только Акрополю. В золотой век древних Афин религия затрагивала все стороны общественной жизни. Это означало, что в честь разных богов, считавшихся покровителями правительственных учреждений и исполнительных служб, на Агоре строились…

Афинская Агора (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Агора в Афинах, Греция (Richard Graves / flickr.com) Вид на афинскую Агору (AJ Alfieri-Crispin / flickr.com) Афинская Агора и Акрополь (Sharon Mollerus / flickr.com) Вид на Акрополь в Афинах с площади Агора (Arian Zwegers / flickr.com) Tilemahos Efthimiadis / flickr.com Стоя Аттала (Афинская Агора), Афины, Греция (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Агора в Афинах (icelight / flickr.com) Храм Гефеста (Sharon Mollerus / flickr.com) Храм Гефеста, Афины (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Храм Гефеста (Sharon Mollerus / flickr.com) Архитектура храма Гефеста, Древняя Агора (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Храм Гефеста в Афинах (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Стоя Аттала, Древняя Агора, Афины, Греция (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Скульптуры Древней Агоры (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

История Древней Греции захватывающая, и простыми словами ее не описать. Одним из памятных исторических мест родины Гомера, Аристотеля и Гиппократа, являющихся культурным наследием современности, стоит назвать агору в Афинах.

Агора, расположенная в Афинах, представляет собой гигантскую городскую площадь, которая занимает немыслимую для современных мегаполисов территорию в 5 гектар, и располагается на холме неподалеку от Акрополя, в северо-западном направлении.

В Афинской Агоре торговали, создавали разнообразные организации, сообщества и братства, назначали встречи, беседовали, обсуждали новости. Огромная площадь была местом рождения законодательных актов в далёких временах, еще до н.э.

Афинским архитекторам древности удалось создать уникальную конструкцию для своего времени, успешно реализовав один из первых важных экспериментов по строительству крытого сооружения.

Значение слова «агора» заключается в глаголе «собирать». Ещё одним значением данного слова является действие «созывать».

Афинская Агора и Акрополь (Sharon Mollerus / flickr.com)

Такое название в переводе с греческого, действительно, оправдывает себя полностью, ведь, таким образом, можно объяснить предназначение агоры как основного и самого популярного места для встреч в Древних Афинах.

В те далёкие времена площадь стала настоящим эпицентром общественной жизни, гражданского самоуправления и принятия судебных решений.

Помимо этого, она была и крупной торговой точкой, сценой для театральных постановок и спортивной ареной, а также зоной проведения интеллектуальных сражений.

В 30-х годах прошлого века американские исследователи античности провели археологические раскопки по всей территории афинской агоры, и сегодня это место стало одним из самых посещаемых в Греции благодаря неиссякаемому ежегодному потоку туристов, желающих ознакомиться с её историей.

Значение афинской Агоры в Древней Греции

В Древней Греции не только в Афинах, но и в других городах-государствах, так называемых полисах, важнейшие рыночные площади возникали неподалеку от религиозных языческих мест поклонения богам. В столице древней Эллады таким божественным центром был Акрополь. Он возвышался над городом, что позволяло обозревать весь город.

Вид на Акрополь в Афинах с площади Агора (Arian Zwegers / flickr.com)

Площадь Агора, ограничивающаяся холмами Ареопаг и Колон, располагалась по соседству с величественным Акрополем. Найденные керамические обломки в той местности говорят о том, что люди селились здесь около 4 тысячелетий назад.

Идея создания столь масштабной городской площади пришла к афинским правителям еще в VI столетии до н.э.

Данному стремлению способствовал установленный демократический режим на территории Древней Греции.

С момента принятия жизненно важных политических перемен намного больше внимания стало уделяться общественной жизни и спустя некоторое время запланированное строительство приобрело максимальные обороты и работы стремительно расширялись. Появившаяся древняя агора обозначила новый этап в общественной жизни эллинов.

Праздник на Агоре

Пересекала площадь Агору широкая улица под названием Панафинейская. Она располагалась по диагонали площади и была посыпана гравием. Именование центральной улицы связано с празднеством, которое отмечали в греческой столице в обязательном порядке.

Агора в Афинах, Греция (Richard Graves / flickr.com)

Во время этого праздника в жертву богам приносили домашний скот, от Дома процессий до Акрополя проходила праздничное шествие, участники которого несли одеяние для богини Афины к её статуе. Фриз Парфенона наглядно демонстрирует пышность данного праздника.

Архитекторы Древней Греции сумели предусмотреть и позаботиться также и о том, чтобы остальным гражданам Афин была предоставлена возможность наблюдать за торжественным шествием на площади Агоре.

Для этой цели были созданы специальные подмостки и ступени с выступами, благодаря умелому размещению которых можно было следить за проведением мероприятия. На самих же ступеньках фасадов могли разместиться сотни, а иногда и тысячи человек.

Наградив агору особой важностью, ей предоставили роль главного места верования и поклонения, и уступать своей значимостью она могла только Акрополю.

Храм Гефеста на территории Агоры

На протяжении так называемого Золотого века, все стороны социальной жизни в Афинах затрагивал религиозный вопрос. Строили множество святилищ в честь разных богов, которые, по мнению греков, покровительствовали различным государственным службам.

Храм Гефеста (Sharon Mollerus / flickr.com)

Среди подобных построек популярностью в наши дни пользуется храм Гефеста в Греции. Обнаруженные учёными во время одной из археологических экспедиций металлические и керамические изделия подтверждают факт того, что здесь поклонялись именно Гефесту. Он был греческим Богом кузнечного ремесла и огня. Однако спустя несколько столетий, благодаря хорошему состоянию храма его преобразовали в храм для православных христиан имени Святого Георгия.

Божественным покровителем агоры стал могущественный Зевс. Древние греки считали, что он вдохновлял величайших ораторов, даруя им уверенность в сказанном слове, твёрдость и харизму. Их выступления на агоре приносили успех, а многие слова и фразы, сказанные ими, стали крылатыми и пользуются известностью в наши дни.

Древний рынок Агоры

Как уже говорилось, одним из главных предназначений афинской Агоры было ведение торговли и организация первых в мире банковских дел. Уже в V веке до н.э. афинская Агора в Греции стала устойчивым торговым центром всего полиса, известная своей валютой и скрупулезными архонтами, задачей которых был контроль над справедливостью и честностью в торговом процессе.

Древняя статуя на главной площади Афин (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

По агоре ходили рыночные охранники, метрономы. Их миссией была защита отдельных участников торговли как покупателей, так и продавцов.

Рынок, который представляла собой древняя агора в то время, был разделен на несколько секторов, называвшиеся кругами. Их определяли по характеру продаваемого товара.

Как правило, торговый процесс продолжался около 3 часов, начиная с девяти утра. Продавцы выставляли свой товар на столах, камышовых перегородках, находясь под легкими солнцезащитными навесами.

После 12 часов дня всю продукцию убирали до наступления следующего торгового периода.

Основные товары, которые можно было встретить на агоре: вино, мед, оливковое масло, керамика, пшеница и различные обработанные металлы. Каждому предпринимателю, желающему торговать на агоре, нужно было обладать высокой конкурентоспособностью и соблюдать все строгие правила продаж тех времен.

Концертный зал и Библиотека Панеция

Стоит отметить и культурную составляющую предназначения Агоры. Афины стали пользоваться еще большим спросом среди древнегреческой интеллигенции.

На территории агоры в Афинах был сооружён Концертный зал, сцена которого была создана из разноцветного мрамора, а его ширина составляла 25 метров. Одновременно он мог принять до 1000 человек.

Стоя Аттала, Древняя Агора, Афины, Греция (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

Изначально зал напоминал шатер, в котором не было ни колонн, ни столбов, ни каких-либо опор. Наиболее любознательные граждане могли посетить созданную в тот же период библиотеку Панеция.

В ней было много отделов, в каждом из которых хранились рукописные манускрипты на папирусе, пергаментные записи, содержащие множество непонятных слов для современного человека, и наверняка, имеющие важность для эллинов того времени.

Главный читальный зал библиотеки выходит к западу, и, пройдя через огромный ряд колонн, можно увидеть внутренний двор, представляющий собой подходящее место для прогулки, беседы или размышления.

Сегодня зачастую считают, что афинская агора – это то, что находится прямо у подножия Акрополя. Еженедельные воскресные ярмарки - это уникальные мероприятия, организованные администрацией памятной площади, которые станут абсолютной неожиданностью для гостей города и позволят окунуться в колорит греческих фольклорных традиций, оставив массу приятных впечатлений.


В древних Афинах было много улиц, и каждая из них имела свое название. Агора, напротив, никакого названия не имела. Если афинянин назначал кому-либо встречу: «Увидимся на Агоре», каждый знал, куда идти.

Аббат Бартелеми, мысленно посетивший вместе со своим героем «юным Анахарсисом» Афины, описал «наиболее посещаемое место города» - Агору с ее рыночной суетой, мелочными лавками, цирюльниками, разносчиками новостей - глашатаями .

Потребовалось почти четверть тысячелетия, чтобы европеец мог пройти по этим местам. Археология же дает не моментальный снимок Агоры, а картину ее развития на протяжении целого тысячелетия, с различными сооружениями, строящимися, то разрушаемыми, с надписями, сначала греческими, а затем латинскими, с тысячами следов политической, культурной, бытовой жизни, сделавшими чтение знаменитого романа Бартелеми пустой тратой времени.

Раскопки на Агоре, предпринятые двумя английскими археологами, начались в 1832 г., сразу же после обретения греками независимости. Они были продолжены Греческим археологическим обществом в 1859-1862 гг., 1874 и 1912 гг. в восточной части Агоры. Однако в 1890-1891 гг. памятнику был нанесен значительный урон при строительстве железной дороги Афины-Пирей.

К 30-м гг. XX в. археология встала «с колен на ноги», успешно сотрудничая не только с гуманитарными, но и с естественными науками. Именно такую задачу поставила и осуществила американская археологическая экспедиция, приступившая в 1931 г. к раскопкам афинской Агоры. Отыскался, как теперь говорят, спонсор (Джон Рокфеллер-младший), и раскопки при участии целого легиона рабочих (пять тысяч) под эгидой Американской школы классических исследований начались.

Была поставлена задача - вскрыть все пространство Агоры, расположенной к северу от Акрополя. Собственно Агорою (рыночной площадью) она стала лишь с VI в. до н.э., во времена законодателя Солона. Первые обитатели на этой территории засвидетельствованы в раннем неолите, около 3000 г. до н.э. В позднем неолите здесь появилась керамика ручной работы, в позднеэлладскую эпоху (1550-1100 г. до н.э.) и, позднее, в геометрическую эпоху (1100-700 г. до н.э.) происходит ряд перемен этнического и экономического характера, засвидетельствованных археологическими памятниками.

ХРАМ ТРЕХ БОГОВ. Взору Павсания, посетившего Афины во II в., открылось много храмов как на Акрополе, так и в пределах городских стен. Один из них, находившийся к северу от Акрополя, был построен вскоре после битвы при Марафоне и находился, таким образом, в самом сердце Афин. Павсаний называет его храмом Тесея. Насколько же полнее и точнее наши знания об этом святилище благодаря археологии!

Это - храм с дорическим перистилем из пентеликонского мрамора, сооруженный по плану неизвестного архитектора в середине V в. до н.э. Структура целлы указывает, что в нем почитался не герой Тесей, а два божества - Гефест и Афина. Их бронзовые статуи работы скульптора Алкамена, ученика и соперника Фидия, не сохранились. Однако дошли рельефы, украшавшие восточную сторону храма. Они представляют труды Геракла. На северной стороне изображены деяния Тесея. Видимо, эта картина бросилась в глаза Павсанию, ошибочно отнесшего храм трех богов к временам Тесея.

Пережив катастрофу 267 г. н.э. (захват города германским племенем герулов), в конце IV в. храм был восстановлен, а в VII в. превращен в церковь Святого Георгия и в годы владычества византийцев и турок остался практически неповрежденным. При первых он был окружен множеством погребений. Для богослужения он перестал использоваться в 1834 г.

ТОЛОС. Весь Совет пятисот не мог работать в полном составе из-за многочисленности. Поэтому со времен Клисфена для занятия текущими делами были учреждены постоянные комиссии по пятьдесят советников каждая из одной филы, которая заведовала по очереди делами десятую часть года. Местом заседаний дежурных советников (пританов) было круглое здание (толос, круглое здание диаметром более 18 м) на Агоре. Здесь они проводили сутки, получая за дежурство добавочный обол. Из среды пританов по жребию на время дежурства избирался один председательствующий, которому вручалась государственная печать и ключи от храмов Акрополя, где помещались государственная казна и архив.

Толос пережил два строительных периода. На месте здания, разрушенного во время персидского нашествия в 480-479 гг. до н.э., появилась новая постройка с входным портиком из шести колонн. Она была сооружена в 465 г. до н.э.

САПОЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ. Частым посетителем Агоры был Сократ. Его здесь можно было видеть в окружении учеников. Нередко они заходили в мастерскую, где работал друг Сократа - сапожник Симон. В ходе раскопок в юго-западной части Агоры, рядом с развалинами здания, была найдена, покрытая черной глазурью чаша с вырезанным на ней именем «Симон». Пол соседнего здания был усыпан множеством бронзовых гвоздиков и костяных колечек для продевания шнурков.

Археологи собрали все эти мелкие предметы, словно бы они могли рассказать, был ли Сократ на самом деле ниспровергателем народных верований, каким считал его Аристофан, или же благочестивым мудрецом, в чем были уверены ученики Сократа Платон и Ксенофонт.

О сапожнике Симоне, друге Платона, известно нескольким древним авторам, но только один из них, «приземленный» Ксенофонт, сообщает некоторые подробности. Оказывается, в мастерской Симона Сократ вел беседу с владельцем библиотеки Евфидемом Красавцем.

ЦАРСКИЙ ПОРТИК. После отмены царской власти как эллины, так и римляне передавали сакральные полномочия царя выборным должностным лицам. В Афинах его называли «архонтом-басилеем» (царем), а местопребыванием его был Царский Портик, остатки которого обнаружены в ходе раскопок 1970 г.

Перед входом в Царский Портик находился пьедестал для большой статуи. Она была найдена в другом месте близ Портика Аттала. Эта мраморная фигура без головы IV в. до н.э., скорее всего, изображала Демократию (была и такая богиня в пантеоне демократических Афин). По-видимому, она напоминала архонту-царю о том, кому он должен служить верой и правдой. Это было нелишним: известно, что в 394 г. до н.э. архонт-царь был обвинен в нечестивстве, возможно, по политическим мотивам.

Вход в Царский Портик, по всей вероятности, был ограничен для посторонних лиц. У его дверей найдена массивная каменная плита, используемая как место, где ожидали решений, принимаемых царем- архонтом. Тут же найдено большое количество керамики второй и третьей четверти V в. до н.э. Можно полагать, что это свидетельства религиозных пиршеств, осуществлявшихся при участии архонта-царя. Одна из плит сохранила имя этого высшего должностного лица - Окесит. Он известен из других источников как организатор театральных представлений в 405-380 гг. до н.э.

Детали разбирательства дела «нечестивца» Сократа в Царском Портике неизвестны. Однако продолжение процесса - свидетельство того, что архонт-царь поддержал обвинителя. Вряд ли среди тех, кто ожидал выхода Сократа из Царского Портика, был сапожник Симон.

Но думается, что, покидая площадь, Сократ должен был бросить прощальный взгляд на его мастерскую. Афинская тюрьма, где философу предстояло выпить цикуту, была поблизости.

ПЕСТРЫЙ ПОРТИК. Наибольшее внимание привлекло открытие хорошо известной по литературным источникам «картинной галереи», - так можно перевести греческое название Пестрого Портика («Стоя Пойкиле»). Это здание из мрамора и известняка, длиной в 36 м и шириной 12 м, в самой высокой части агоры, у дороги к Акрополю. Картины, известные нам по описанию одного из его посетителей II в. н.э. Павсания и по другим источникам, конечно же, не сохранились. Но известно, что наряду с картинами здесь демонстрировались трофеи афинских побед. Был найден бронзовый декорированный орнаментом щит диаметром 91 см, принадлежавший какому-то спартанцу. На покрывшемся ржавчиной металле удалось прочитать надпись, указывающую, что этот трофей был захвачен в одной из первых битв Пелопоннесской войны (425 г. до н.э.).

МОНЕТНЫЙ ДВОР. На Агоре V в. до н.э., которая была центром деловой жизни Афин, нашлось место и для Монетного двора. На его фундаменте обнаружены остатки плавильных печей и приспособлений для нагревания и последующего охлаждения драгоценного металла, а также бронзовые диски, заготовки для чеканки монет. Несколько сотен монет, бывших продукцией этой «мастерской», найдены неподалеку, в портике времени Пелопонесской войны.

СВЯТИЛИЩЕ ГЕРОЕВ. Афиняне воздавали божеские почести героям-эпонимам, давшим свои имена отдельным племенным (а затем административным) общинам Аттики филам. Этот памятник впервые упоминает Аристофан в комедии «Мир» (421 г. до н.э.). Из труда Павсания (II в. н.э.) известно, что местом почитания герое-эпонимов был засаженный платанами участок на Агоре. По его словам, там стояли статуи Гиппофоонта, Антиоха, Аякса, Леоса, Эрехфея, Эгея, Ойнея, Акаманта, Кекропа и Пандиона. В эту компанию легендарных родоначальников «напросились» затем реальные исторические деятели - сначала македонские цари Антигон и Деметрий (впрочем, впоследствии удаленные с позором во время войны с Македонией). Их место заняли царь Египта Птолемей III Эвергет и царь Пергама Аттал I. В 125 г. к ним присоединился император Рима Адриан: его статуя сохранилась в поврежденном виде, без головы.

Архитектурный стиль и керамические остатки алтаря героям-эпонимам характеризуют его как памятник 350 г. до н.э., в дальнейшем неоднократно перестраивавшемся. Во времена императора Адриана он был реставрирован и удлинен.

ОСТРАКИЗМ. Точно определить на Агоре место, где проводился остракизм, невозможно, поскольку процедура эта осуществлялась под открытым небом. Впрочем, в северной части Агоры найдено 190 остраконов - черепков, на которые афинские граждане заносили имена лиц, угрожавших, по их мнению, демократическому строю. В ряде случаев писали не только имя кандидата в изгнанники, но и свое отношение к тем, кого считали врагами демократии. Такой текст сохранился на одном из остраконов. Он требовал изгнания из Афин Ксантиппа, отца великого вождя демократии Перикла. Из литературных источников известно, что Ксантипп был изгнан из Афин, но незадолго до битвы при Саламине получил амнистию.

Раскопки на Агоре показали, как далеко ушла археология от того младенческого возраста, в котором она находилась в начале XIX в. Мимо внимания археологов не проходили ни простая кухонная посуда, ни грубые терракотовые светильники, ни амфоры, служившие тарой для оливкового масла и вина. Для археологов больше не существовало «мелочей», ибо эти «мелочи» характеризовали повседневную жизнь во всех ее сторонах и проявлениях, а не только искусство, находившееся в поле зрения археологии в пору ее младенчества. Успехам современной археологии способствует опыт, накопленный в прежние годы. К числу таковых достижений относится труд по классификации керамики Джона Бизли (1925), где описаны десять тысяч греческих и этрусских ваз. В 1942 г. он добавил к ним еще пять тысяч. По стилю керамики было выявлено 600 мастеров.

ПОРТИК АТТАЛА. В 159-138 гг. до н.э. царем Пергама был Аттал II, называвший себя в надписи «сыном царя Аттала и царицы Аполлониды». В юности он обучался в Афинах и считал этот город своей второй родиной. Отмечая победу на состязании хоров в качестве хорега, он распорядился соорудить на Агоре портик («стою»), служивший, главным образом, местом собраний граждан.

Двухэтажный Портик Аттала образован двумя рядами колонн. В задней стене было несколько десятков помещений, которые могли использоваться для отдыха и торговых целей. Портик оставался нетронутым вплоть до катастрофы 267 г. н.э., когда он был разрушен. Рядом с ним в ходе раскопок были обнаружены следы фонтанов.

Остатки Портика Аттала, как это видно из акварели одного из европейских путешественников, продолжали стоять вплоть до XVIII в. Это позволило археологам реставрировать памятник . После завершения раскопок Агоры Портик был великолепным образом реконструирован Американской школой классических исследований при финансовой поддержке Дж. Рокфеллера-младшего (1953-1956) и превращен в музей, где представлены самые значительные из находок.

БИБЛИОТЕКА. Библиотеки в Афинах засвидетельствованы уже в V в. до н.э. Выше уже сообщалось о библиотеке Евфидема Красавца, собравшего много книг ученых и поэтов. Однако археологи обнаружили только библиотеку римского времени, принадлежавшую, согласно надписи, римлянину Титу Флавию Пантену . Судя по начертанию букв, библиотека была построена около 100 года н.э. Вскоре после этого Агору украсила статуя римского императора Адриана.

Кроме главного зала, обрамленного колоннами, в библиотеке было двенадцать небольших помещений, по-видимому, для хранения книг и служебных целей. Одно из них, в котором обнаружены незавершенные мраморные статуи, было мастерской скульптора. Сохранился обломок надписи с указанием времени работы библиотеки и правил получения книг.

Археология использовала все обогатившие человечество открытия, в том числе и фотографию, включая снимки из космоса. И в плане дальнейших перспектив для археологии не существует пределов. Но количество памятников ограничено. Ныне в Греции не осталось ни одного памятника, упомянутого Павсанием и другими греческими авторами, которого не коснулась бы лопата археолога. Так что уже поднимается вопрос о «тайм ауте» до новых открытий в области техники.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...