Египетские мумии. Проклятие фараонов и мумии: как возникла египетская готика Древнеегипетские мумии

Джордж Герберт, 5-й граф Карнарвон, читает на веранде в доме Говарда Картера. Около 1923 года Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

5 апреля 1923 года в каирском «Континенталь-Савое» умер Джордж Карнарвон — британский аристократ и любитель-египтолог, финансировавший раскопки археолога Говарда Картера в Долине царей. Говорили о несчастливом стечении обстоятельств: укус комара и последовавший за ним неаккуратный жест бритвой, а дальше заражение крови, пневмония и смерть, вызвавшая настоящую панику каирского бомонда. Еще бы: едва все мировые газеты успели отрапортовать об уникальном открытии в Долине царей — сохранившейся почти в первозданном виде гробнице фараона Тутанхамона, — как один из главных героев события погибает в самом расцвете сил, в возрасте 56 лет. В отличие от многих других гробниц, разграбленных уже в XIX веке, в усыпальнице Тутанхамона побывали только древнеегипетские воры, оставившие после себя немало ценного. Корреспонденты фамильярно называли фараона XVIII династии Мальчиком-фараоном или просто Тутом. История открытия сама по себе была удивительной: семь лет Говард Картер, финансируемый Карнарвоном, перекапывал Долину царей в поисках неразграбленной гробницы — и только в ноябре 1922 года, когда Карнарвон уже собирался прекратить финансирование, обнаружил таковую.

После этого началась чертовщина: египтолог и корреспондент Daily Mail Артур Вейгалл, освещавший историю с самого начала, написал о том, что птичку Картера вскоре после открытия гробницы съела кобра — символ власти фараона. Еще рассказывали, что собака Карнарвона умерла в это же время в его родовом поместье Хайклер (сегодня более известном по сериалу «Аббатство Даунтон»). Узнав о кончине Карнарвона, читатели быстро соотнесли одно с другим — и проклятие гробницы стало реальностью. Вейгалл, всячески отрицавший его существование, умер в 1934 году в 54 года и был охотно занесен в число жертв гробницы.

Погребальная маска Тутанхамона. Фотография 1925 года

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин в погребальной камере гробницы Тутанхамона. 1924 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Объекты, найденные в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер и Артур Каллендер заворачивают статую перед транспортировкой. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Бюст богини Мехурт и сундуки в сокровищнице гробницы Тутанхамона. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает внутренний гроб, сделанный из чистого золота. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Церемониальная кровать в форме Небесной Коровы и другие предметы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает крышку второго (среднего) гроба в погребальной камере гробницы. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Артур Мейс и Альфред Лукас изучают одну из колесниц, найденных в гробнице. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Алебастровые вазы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Ковчег со статуей бога Анубиса на пороге сокровищницы. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие в погребальной камере. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Медиаистерия вокруг Тутанхамона объяснялась еще и тем, что у репортеров в тот год было не так много громких тем для обсуждения. Лето выдалось настолько скупым на новости, что история о фермере, вырастившем крыжовник размером с яблоню, попала на первые полосы ведущих изданий. Кроме того, Карнарвон продал эксклюзивные права на освещение открытия гробницы газете The Times, что вызвало бурю протестов со стороны других репортеров и только усугубило гонку за сенсациями. Одна из американских пароходных компаний даже ввела дополнительные рейсы в Египет, чтобы все желающие туристы могли побыстрее попасть в Луксор. В результате Картер был настолько замучен прессой и зеваками, осаждавшими раскопки, что однажды даже в сердцах выпалил: «Лучше бы я вообще не находил эту гробницу!»

Несмотря на то что ни на входе в гробницу, ни в погребальной комнате так и не нашли никаких посланий с проклятиями, легенда продолжала курсировать и только набирала обороты, когда умирал кто-нибудь хоть как-то связанный с гробницей. Количество предполагаемых «жертв проклятия» варьируется от 22 до 36 человек; при этом, согласно данным, опубликованным в The British Medical Journal, средний возраст умерших составлял 70 лет. «Тутмания», как тогда говорили, охватила и киноиндустрию — в 1932 году вышел фильм «Мумия» с главным актером фильмов ужасов Борисом Карлоффом.

Согласно популярным представлениям, именно открытие гробницы Тутанхамона положило начало легендам о проклятиях, которые позже капитализировали писатели-фантасты и Голливуд. Однако при таком объяснении удивляет готовность, с которой образованные европейцы на протяжении всей первой половины XX века распространяли невероятные истории о мумиях и фараонах. В действительности это было обусловлено тем, что к 1923 году страшные сказки о мстительных мумиях и древних египетских проклятиях были частью популярного ориенталистского фольклора уже больше века.


Кадр из сериала «Пуаро Агаты Кристи». 1993 год В рассказе Агаты Кристи «Тайна египетской гробницы», обыгрывающем историю Тутанхамона, единственный человек, не воспринимающий всерьез проклятие, — опытный и циничный сыщик Эркюль Пуаро. ITV

21 июля 1798 года французские боевые отряды встретились с армией мамлюков в тени великих пирамид Гизы — свидетельства величия Древнего царства. Прологом к Битве у пирамид считается ставший крылатым монолог Наполеона Бонапарта:

«Солдаты! Вы прибыли в эти края, чтобы вырвать их из варварства, принести цивилизацию на Восток и уберечь эту прекрасную часть мира от английского ига. Мы будем воевать. Знайте, что сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид».

Несмотря на то что египетская кампания закончилась для Бонапарта поражением при Абукире, торжеством британского флота и лично адмирала Нельсона, авантюра Наполеона имела успех — но не военный, а научный. На берега Нила вместе с ним отправились не только солдаты, но и целая армия ученых — 167 человек: лучшие французские математики, химики, физики, геологи, историки, художники, биологи и инженеры. На месте они основали главную научную институцию тех времен по изучению Египта — Institut d’Égypte. Под его эгидой была выпущена серия публикаций «Description de l’Égypte», из которой многие европейцы впервые узнали о великой истории древней цивилизации. Вкус к египетским древностям проснулся и у англичан, которые после победы в Абукире получили немало французских трофеев, в том числе знаменитый Розеттский камень Каменная плита, найденная капитаном французских войск в 1799-м году в Египте, близ города Розетта. На плите выбиты три идентичных по смыслу текста: один записан древнеегипетскими иероглифами, другой — на древнегреческом, и третий — демотическим письмом, скорописью Древнего Египта. Сопоставив их, лингвисты смогли впервые расшифровать иероглифы. . Обелиски, изящные статуи богов и фараонов, погребальные и ритуальные предметы покидали Египет на французских и британских кораблях. Не регулируемые никакими властями раскопки, граничащие с вандализмом, создали обширный рынок торговли древностями — не успев появиться на рынке, лучшие экспонаты сразу же оказывались в частных коллекциях богатых аристократов Лондона и Парижа.

В 1821 году в театре неподалеку от Пиккадилли была воссоздана гробница фараона Сети I, более известная как гробница Бельцони — в честь археолога и путешественника Джованни Бельцони, ответственного за находку в 1817 году. За время показа аттракцион посетили тысячи лондонцев. Английский поэт Гораций Смит, состязавшийся с поэтом Шелли в написании сонетов, посвященных Нилу, сочинил «Обращение к мумии » — оно было публично зачитано на выставке.

Разворачивание мумий, привезенных из Египта, в 1820-е годы стало популярным светским развлечением. Приглашения на подобные события выглядели так: «Lord Londesborough at Home: A Mummy from Thebes to be unrolled at half-past Two» («Лорд Лондсборо приглашает: мумию из Фив будут разворачивать в половине третьего»).


Приглашение на разворачивание мумии. 1850 год UCL Institute of Archaeology

За техническую часть представления отвечали настоящие хирурги. Главным специалистом в области mummy unwrapping считался Томас Петтигрю по кличке Мумия. За всю свою яркую карьеру Петтигрю публично развернул более 30 мумий.

В 1824 году архитектор Английского банка сэр Джон Соун в обход Британского музея выкупил за 2000 фунтов изящный алебастровый саркофаг Сети I (мумия была найдена только в 1881 году).


Саркофаг Сети I в Доме-музее сэра Джона Соуна Sir John Soane’s Museum, London

По случаю покупки Соун закатил масштабное суаре: на протяжении трех вечеров в комнате, обставленной для пущего эффекта масляными лампами, представители лондонского истеблишмента поднимали бокалы за Сети I. Дошло до того, что целые аллеи на кладбищах оформлялись в стиле луксорской Долины царей. На парижском кладбище Пер-Лашез, открытом по указу Наполеона в 1804 году, и сегодня можно увидеть несколько выдающихся экземпляров египтомании, в частности могилы участников наполеоновской экспедиции — математиков Жозефа Фурье и Гаспара Монжа. Неподалеку от них возвышается обелиск Жана Франсуа Шампольона — молодого французского гения, расшифровавшего в 1822 году Розеттский камень и положившего начало египтологии.

Могила Гаспара Монжа на кладбище Пер-Лашез. Гравюра из книги «Manuel et itinéraire du curieux dans le cimetière du Père la Chaise». 1828 год Wikimedia Commons

В Англии погребальная мода на Древний Египет лучше всего видна на Хайгейтском кладбище, открытом в 1839 году. Египетская авеню Хайгета насчитывает 16 склепов — по восемь с каждой стороны. Вход на авеню украшает массивная арка в обрамлении крупных колонн в духе Карнакского храма и двух египетских обелисков. В 1820-30-е годы обелиски начали появляться на могилах людей, не имевших к Египту никакого отношения, — и быстро стали неотъемлемой частью викторианского кладбищенского пейзажа.


Египетская аллея на Хайгейтском кладбище. Гравюра XIX века Friends of Highgate Cemetery

В появлении египетской символики на европейских кладбищах нет ничего удивительного — практически все знания о Древнем Египте, которыми располагали ученые и обыватели, были связаны с темой смерти: из устройства усыпальниц и пирамид они узнавали о загробном мире египтян, храмы рассказывали о богах и мифологии. О жизни и быте обычных людей было известно очень мало. Получалось, что Древний Египет был цивилизацией великих фараонов и их жрецов. Отсюда и мистификация, ощущение тайны и сакральности, окружающей Древний Египет и все, что с ним связано.

Несмотря на то что горожане толпами и без всякой опаски ходили смотреть на мумифицированные тела древних египтян, уже в 1820-е стали появляться первые страхи и опасения. Они нашли отражение в литературных произведе-ниях, которые историки позже назовут египетской готикой. Первым автором в этом жанре была Джейн Уэбб-Лудон. Под впечатлением от лондонской египтомании и романа Мэри Шелли «Франкенштейн» она написала в 1827 году готический хоррор «Мумия! ».

Кроме того, что Лудон была одной из первых писательниц-фантастов (действие книги происходит в XXII веке в мире, наполненном невероятными технологиями, одна из которых подозрительно напоминает интернет), она еще и придумала образ мстительной мумии. Правда, в книге Лудон месть мумии по имени Хеопс принимает форму скорее личного реванша, нежели страшного проклятия, которое может постигнуть каждого.

Имперская паранойя только подпитывала суеверный ужас перед древнеегипетскими тайнами. Одновременно происходил любопытный процесс адаптации экзотического жанра к классической викторианской готике: ожившие мумии разгуливали по мрачным старинным особнякам со скрипящими половицами. Впрочем, само появление мумии в контексте английского особняка выглядело вполне правдоподобно: англичане, побывавшие в Египте, часто привозили подобные артефакты к себе домой — в домашние музеи. В 1860-е годы появляется еще один гибридный жанр — рассказы о привидениях в египетском антураже, вроде «Египетской истории о привидениях» («An Egyptian Ghost Story») о призраках в коптском монастыре. В коротком рассказе «История поместья Бэлброу », опубликованном в 1898 году, английское привидение-вампир завладевает телом мумии, привезенной хозяином дома из Египта, и начинает терроризировать домочадцев.

К концу XIX века политическая и экономическая ситуация в Египте заметно ухудшилась. Непомерные траты хедива Исмаила, а также неоправданное доверие, которое хедив оказывал своим европейским «советникам», постепенно привели страну на грань банкротства. Сначала британский премьер-министр Дизраэли в 1875 году совершает на деньги лондонских Ротшильдов «покупку века» — 47 % акций Суэцкого канала, — а через год англичане с французами устанавливают финансовый контроль над Египтом и создают Кассу египетского долга. В 1882 году Великобритания, подавив мощное восстание египетского офицерства, оккупирует страну фараонов.

Иллюстрация к роману «Фарос-египтянин» из журнала The Windsor Magazine. 1898 год Project Gutenberg

Одновременно археологи совершают потрясающие находки в Фиванском некрополе. Египет становится еще ближе к обывателю, читающему ежедневные газеты и посещающему публичные лекции и салоны. Именно в этот период египетская готика переживает настоящий расцвет. В 1898-1899 годах выходит роман «Фарос-египтянин » Гая Бутби, близкого друга Редьярда Киплинга. По сюжету Фарос — это мстящий осквернившим его землю англичанам Птахмес, верховный жрец фараона XIX династии Мернептаха, сына Рамзеса II. Антиколониальный мотив (вернее, страх перед ним) чувствуется на протяжении всего рассказа. В частности, в эпизоде про мумию, которую отец главного героя вывез в свое время из Египта, встречаются такие слова: «О, мой друг из XIX века, твой отец украл меня из моей родной земли и из могилы, которая была предписана мне богами. Но остерегайся, так как наказание преследует тебя и уже скоро настигнет».

Коварный (и, вероятно, бессмертный) жрец, одетый как обычный лондонец, заманивает добродушного англичанина в Египет, где заражает того чумой. Ничего не подозревающий европеец плывет обратно в Англию — в итоге миллионы погибают от эпидемии. Но до этого Фарос устраивает своей жертве экскурсию по английскому парламенту и закрытым клубам, демонстрируя ему коррумпированность элиты. Удивительный сюжет соединил в себе все потаенные страхи жителя империи, в том числе и боязнь подхватить на Востоке страшную болезнь — не случайно в Порт-Саиде был установлен карантин для выезжающих в Британию судов. По удивительному стечению обстоятельств мумия настоящего Мернептаха была найдена археологами в 1898 году, когда автор романа Бутби был на отдыхе в Египте.

Первое издание книги Ричарда Марша «Скарабей». 1897 год

Из сочинений египетской готики создается ощущение, что мести восставших мумий и фараонов больше всего боялись элиты: в книге Ричарда Марша «Скарабей » древнеегипетское создание, не имеющее определенной формы, нападает именно на члена британского парламента. Собственно, ответственность политических элит за установление оккупации, а позже и протектората, была бесспорна — отсюда и страх возмездия, которое настигнет их первыми.

Книга была опубликована в один год с романом «Дракула» Брэма Стокера и значительно опередила его по продажам. Возможно, именно успех конкурента вдохновил Брэма Стокера на его другой роман «Проклятие мумии, или Камень семи звезд », рассказывающий историю о том, как молодой адвокат пытается оживить мумию египетской царицы Теры (в 1971 году по нему сняли фильм «Blood from the Mummy’s Tomb»).

Рассказы о смертоносных мумиях египетских цариц и жриц из литературного жанра постепенно переходили в разряд народных суеверий — и, наоборот, суеверия подпитывали литературу. Так, на протяжении нескольких лет в Британском музее разворачивалась настоящая драма с саркофагом под непримечательным серийным номером ЕА 22542.

Обложка журнала Pearson’s Magazine с историей «несчастливой мумии». 1909 год Wikimedia Commons

История, обросшая слухами и выдумками, берет свое начало в 1889 году, когда Британский музей получил от частного коллекционера саркофаг. При его осмотре стало понятно, что он принадлежал состоятельной женщине. Египтолог Уоллис Бадж, работавший тогда в департаменте египетских и ассирийских древностей, обозначил ее в музейном каталоге как жрицу Амона-Ра, предположительно XXI или XXII династии. Несмотря на то что саркофаг был пустым, все упорно говорили о мумии и распространяли странные истории: мол, купивший ее в Египте британец прострелил себе руку, после чего подарил мумию своей знакомой — от той в скором времени ушел жених, потом у нее заболела и умерла мать, а вскоре и сама она слегла. После чего «несчастливая мумия», как ее прозвали, попала в Британский музей. В музее козни мумии не прекратились — рассказывали, что со снимавшими ее фотографами случались разные неприятные инциденты. Написавший о ней журналист Бертрам Флетчер Робинсон умер через три года после публикации — ему было 36 лет. Близкий друг Робинсона Артур Конан Дойл сразу же заявил, что тот стал жертвой проклятия мумии. Разошлись даже слухи о том, что музей решил избавиться от мумии и послал ее в дар Метрополитену на лайнере «Титаник» в 1912 году — хотя саркофаг все эти годы не покидал здание на Грейт-Расселл-стрит, и на него и сегодня можно посмотреть в зале № 62 (так как «несчастливая мумия» до сих пор пользуется популярностью у публики, иногда саркофаг увозят на временные выставки). Кстати, создатель Шерлока Холмса внес свой посильный вклад не только в становление легенды о «несчастливой мумии», но и в жанр египетской готики: в 1890 году он выпустил короткий рассказ «Кольцо Тота », в котором египтолог, заснувший за работой в Лувре, обнаруживает себя взаперти с мумиями и почти бессмертным жрецом Осириса Сосрой. Еще в одном рассказе Дойла «Лот номер 249 », вышедшем двумя годами позже, мумия нападает на студентов Оксфорда: оказывается, что она действует по указке одного из учащихся.

Таким образом, к 1920-м годам среди прочих популярных представлений европейцев о Египте прочно укоренились легенды о смертоносных мумиях и проклятиях пирамид. Поэтому когда в 1923 году репортеры начали сообщать о том, что участники экспедиции Картера и причастные к раскопкам гробницы Тутанхамона один за другим умирают, быстро нашлось объяснение, которое понравилось бы читателям Daily Mail. Публика, знакомая с рассказами Конан Дойла и Брэма Стокера, если и не верила в проклятие, то охотно его обсуждала — оживали не мумии, а знакомые с детства сюжеты.

Историки пытались посчитать, сколько рассказов и романов о мумиях и проклятиях вышло за весь колониальный период до начала Первой мировой войны — получилось что-то около сотни. Однако египетская готика не ограничивалась литературой — она создала целый набор довольно сомнительных представлений о Древнем Египте, которые до сих пор продолжают транслироваться в поп-культуре.

Источники

  • Beynon M. London’s Curse: Murder, Black Magic and Tutankhamun in the 1920s West End.
  • Brier B. Egyptomania: Our Three Thousand Year Obsession with the Land of the Pharaohs.
  • Bulfin A. The Fiction of Gothic Egypt and British Imperial Paranoia: The Curse of the Suez Canal.

    English Literature in Transition, 1880–1920. Vol. 54. № 4. 2011.

  • Day J. The Mummy’s Curse: Mummymania in the English-speaking World.
  • Hankey J. A Passion for Egypt: Arthur Weigall, Tutankhamun and the «Curse of the Pharaohs».

    L., N. Y., 2007.

  • Luckhurst R. The Mummy’s Curse: The True History of a Dark Fantasy.
  • Riggs C. Unwrapping Ancient Egypt.

Когда речь заходит о мумиях, то многие в первую очередь вспоминают древний Египет, фараонов, тела которых сохранились до сегодняшнего дня, и голливудский блокбастер «Мумия». Но на самом деле мумии – это не только Древний Египет и Голливуд. В нашем обзоре малоизвестные, а порой и просто невероятные факты о мумиях.

1. Что такое мумия



Мумия - это тело человека или животного, которое предохранено от разложения путем удаления внутренних органов, обработки содой (декагидратом карбоната натрия) и смолой, после чего было завернуто в бинты.

2. Mum - значит воск


Слово "мумия" происходит от средневекового латинского слова "mumia", заимствованного от средневекового арабского "mūmiya" и от персидского "mum" (воск), что означало забальзамированное тело, а также бальзамирующее вещество на основе битума.

3. Разнообразие мумий

Археологи обнаружили множество мумий животных, включая шакалов, кошек, бабуинов, лошадей, птиц, песчанок, рыб, змей, крокодилов, бегемотов и даже льва.

4. Анубис


Некоторые люди задаются вопросом, почему было найдено так много мумий шакалов. Объяснение этому довольно простое - богом мумификации был Анубис, египетский бог с головой шакала.

5. Искусство мумификации


Древние египтяне начали делать мумии около 3400 г. до н.э., но им потребовалось почти восемьсот лет, чтобы понять, что если вынуть внутренние органы, мумия будет сохраняться, а не гнить. Со временем мумификация стала очень сложным и длительным процессом, который длился до семидесяти дней.

6. Геродот - первый человек, описавший мумификацию



Первым человеком, который очень подробно написал о процессе мумификации, был греческий историк Геродот. Случилось это после того, как он посетил Египет около 450 до н.э.

7. Племя чинчорро


Несмотря на то, что мумии почти исключительно связывают только с Египтом, южноамериканское племя чинчорро было первым, которое начало делать мумии. Согласно последним археологическим свидетельствам, самые старые мумии чинчорро датируются седьмым тысячелетием до н.э., что в два раза старше первых египетских мумий.

8. Рентгеновский снимок мумии


Первые современные научные экспертизы мумий начали проводить в 1901 году, проведенное профессорами английского языка при правительственной школе медицины в Каире. Первый рентгеновский снимок мумии был сделан в 1903 году, когда профессора Графтон Эллиот Смит и Говард Картер использовали единственный рентгеновский аппарат в Каире на то время, чтобы изучить мумию Тутмоса IV.

9. Классика


Не все мумии были завернуты в одном и том же положении. Например, подавляющее большинство фараонов были расположены в положении лежа с руками, скрещенными на груди. Именно это положение чаще всего показывается в фильмах и популярных средствах массовой информации.

10. Осирис


Согласно египетской мифологии, бог Осирис был первой мумией в истории. Однако, его останков не было найдено.

11. Загробное гостеприимство


Именно по этой причине, после того, как мумия была вся закутанная в бинты, ее покрывали специальной тканью с нарисованным изображением Осириса. Это делалось для того, чтобы египетский бог подземного мира был добрым и гостеприимным к умершим.

12. Были-бы деньги


Многие люди ошибочно полагают, что мумифицировали только фараонов. В действительности же мумифицировали тех, кто мог себе это позволить.

13. Все свое возьму с собой


Древние египтяне верили, что вещи, которые были захоронены в гробнице вместе с мумией, помогут покойнику в жизни после смерти. Таким образом, все ценное для покойных хоронили вместе с ними. Это были предметы искусства, артефакты, сокровища и драгоценности.

14. Защита от воров


Была также предусмотрена защита от воров - древнеегипетские мифы предупреждали, что на гробницы и их содержание было наложено проклятие, которое поразит всех, кто войдет в них. Утверждалось, что ряд археологов, которые обнаружили некоторые из этих захоронений, быть поражены тотальным невезением, а некоторые даже умерли при необычных обстоятельствах.

Тем не менее, эти проклятия не смогли предотвратить разграбление множества могил и воровства драгоценных украшений и других дорогих предметов, которые "сопровождали" мумий в загробную жизнь.

15. Сомнительное развлечение


Кроме того, в викторианскую эпоху, разворачивание мумий стало популярным занятием на вечеринках. Хозяева, которые проводили званый ужин, покупали мумию, а гости могли во время вечеринки развернуть ее.

16. Незаменимый лекарственный компонент


В викторианские времена, мумии считались незаменимым компонентом во многих лекарствах. Большинство именитых врачей уверяли своих пациентов, что порошок из мумий или растертые мумии обладают удивительными целебными свойствами.

17. Рамсес III боялся рептилий


Рамсес III боялся рептилий. Именно по этой причине его мумия была найдена с одетым амулетом, который должен был защищать его от змей в загробном мире.

18. Вместилище интеллекта и эмоций


Единственный органом, который древние египтяне оставляли внутри мумии, было сердце. В то время сердце считалось центром средоточий интеллекта и эмоций - качеств, которые нужны были мертвым и в загробной жизни.

19. Прибыльный бизнес


Мумии были очень прибыльным бизнесом в древнем Египте. В процессе подготовки мумии использовались много рабочих: от бальзамировщиков и хирургов до священников и книжников.

20. Средний вес мумии

Современные спальные мешки сделаны широкими в плечах и узкими в ногах, что делает человека, лежащего внутри, похожим на мумию. Это не просто совпадение, так как их дизайн был вдохновлен тем, как мумий заворачивали для сохранения на тысячелетия.

В продолжение темы мы решили вспомнить и про .

Мумии Египта - это одна из загадок человечества. И несмотря на то, что многие секреты уже раскрыты, остается немало вопросов по этой теме.

Мумии начали привлекать к себе внимание мировой общественности, ученых, туристов сравнительно недавно.

Время всплеска приходится примерно на времена открытия гробницы Тутанхамона.

Сегодня известно, что мумии древним египтянам нужны были не для того, чтобы оставить на планете место, в котором будет жить душа, а, скорее, для связи с духовным миром, загробным миром, в который души попадали после смерти.

Тело, мумифицированное, по мнению жителей древнего Египта, связывало душу и землю, служило своеобразным проводником.

Правда, далеко не каждый мог позволить себе заказать мумификацию, а только богатые и известные люди.

Исключением была . Для них создавался специальный склеп еще при жизни, подготавливалась посуда, разные предметы быта, нужные для жизни обычного человека.

Все это после смерти человека складывалось в склепе, а его тело подготавливалось соответствующим образом.

Из кого делали мумии

Кого мумифицировали:

  • фараонов. Во-первых, они были известными и богатыми, а во-вторых, им предписывались внеземные способности и божественное происхождение. Фараоны были не просто своеобразными вождями, правителями и лидерами, но и теми, кому поклонялись;
  • египетские мумии создавались и для животных, которые были отнесены к священным. Обычно это были кошки и быки;
  • птиц. Соколы и ястребы тоже считались священными. Люди старались подражать им, перенимая таким образом, по их мнению, важные способности этих уникальных живых существ. Из этих соображений создавались мумии.

Кто создавал мумии в Египте

Первый этап в развитии мумификации - бальзамирование. Считается, что первым, кто начал практиковать подобное, был Анубис. Он был проводником душ с мира живых в мир мертвых.

В последующем Анубис научил людей делать то же, что и он, тем самым передав мастерство.

На данный момент никто не может точно сказать, как именно способности Анубиса были переданы людям. Но с тех пор египетские мумии создавались просто совершенными, они сохранились по сегодняшний день в том же первозданном состоянии.

Кроме того, археологические раскопки, изучения склепов и прочие мероприятия по исследованию всего, что связано с мумификацией, привели к тому, что были найдены сосуды с содержимым, применяемым для создания мумий.

Удивительно, но свойства эликсиров остались неизменными, несмотря на тысячелетний возраст.

В целом уникальная, она может быть рассмотрена как в общем смысле, так и в контексте отдельного племени. И сложно в Африке встретить человека, который не верил бы в то, что египетские мумии - результат работы сверхчеловека, имеющего в ранние времена уникальные способности.

Как именно делали мумии в Египте

По сути мумия - это тело человека или животного, пропитанное бальзамирующим составом. Тело обматывалось бинтами, причем достаточно обильно и плотно, чтобы консервирующие вещества сохранились там, где их воздействие необходимо.

Примечательно и то, что мумификацией были заняты только специально избранные жрецы.

Из чего делали бальзамы и как их наносили, не знал больше никто. Известно было одно - на мумификацию нужно немало времени, примерно два месяца.

Бальзамирование начиналось с того, что органы умершего удалялись с его тела. Их не выбрасывали, но старались сохранить в целостности.

Это делалось для того, чтобы после смерти, в загробном мире, существо могло воспользоваться всем, что ему может потребоваться. Тело же освобождали от всего, кроме сердца.

Что касается мозга, здесь был особый подход. Мозг, по мнению египтян, был не нужен, точнее, люди попросту не знали, каково его предназначение.

Чтобы удалить мозг полностью, использовали специальные средства для растворения. Основной была цель - сохранение внешнего вида тела в неизменном виде.

Следующий этап - заполнение почти пустого тела тканью с составом, не позволяющим остаткам тела разлагаться. То, как делали мумии, сегодня понятно досконально.

Последнее, что делалось - это перевязка внешней части тела бинтами, пропитанными тем же составом.

Такой была мумификация изначально, но в последующем некоторые методики были усовершенствованы.

Так, разрабатывались ароматические средства, которые несли аналогичное предназначение, но сокращали время, необходимое на полную подготовку к созданию мумии.

Суть процедуры создания мумии в Египте сократилась до таких действий:

  • сначала тело освобождали от органов;
  • далее его наполняли маслами;
  • через несколько дней масла удаляли;
  • тело сушили;
  • через 40 дней тело обрабатывалось снаружи.

Позже был создан , который предполагал более тщательную внешнюю подготовку мумии. Ее красили, оформляя щеки и губы в яркие цвета, делали прическу.

Египет - загадочная и прекрасная страна, которая манит и удивляет, влюбляет и пугает одновременно. О ней составляют легенды, снимают кино, пишут песни и поэмы. Cамой величественной загадкой до наших дней остаются мумии.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Все мы знаем о проклятии Тутанхамона или мумии Имхотепа (который был большим ученым, архитектором и врачом) благодаря культовым фильмам и публикациям в СМИ. Но что такое мумия? Чем отличается мумифицирование от бальзамирования? Что так пугает и впечатляет исследователей древних захоронений? Зачем усопших в Египте подвергали этой процедуре? На все эти вопросы мы попытаемся найти ответ.

Мумия — это труп человека, обработанный специальными средствами, составами и маслами с применением древних техник и методов, для сохранения оптимальных условий, чтобы остановить у трупа развитие разложения. Само слово «мумия», как утверждают ученые, обозначает специальную смолу, разновидность битума, которую, по мнению большинства исследователей, использовали для обработки тела усопшего.

Мумификация имеет ряд отличий от бальзамирования. Если в первом случае тело умершего обрабатывали специальными снадобьями и высушивали, то во втором варианте основной задаче было приостановить процессы разложения тканей и оставить тело в максимально приближенном виде к тому, которое имел человек при жизни.

Изучением подобного явления в мировой культуре занимаются многие специалисты из разных областей. Особенную ценность эти знания несут для:

  • археологов;
  • историков;
  • медиков;
  • антропологов;
  • химиков.

Все они исследуют разные стороны одного и т ого же явления (условия жизни, социальные и политические процессы, химические составы веществ, анализ ДНК умерших, какие процессы лежат в основе кремирования трупа) пытаясь прояснить темные стороны и заполнить белые пятна в вопросе, как кремировали и погребали в те времена усопших.

Как и зачем это делали в Древнем Египте

Мумификация в Древнем Египте имеет религиозный аспект, который основывается на вере в то, что фараон имеет божественное происхождение и его тело нужно сохранить, чтобы душа могла возродиться после смерти, найти свое тело и узнать его.

А началось все с того с легенды о богине Исиде и ее возлюбленном Осирисе, который был убит Сетом, а части его тела были разбросаны по всему миру. Но бог Анубис (по легенде) с помощью Исиды нашел их, сложил вместе, обработал маслами, обмотал длинной тканью и вдохнул в умершее тело жизнь.

Именно вера в божественность, бессмертие, высокий социальный статус и богатство давали возможность мумифицировать свои тела только богатым сословиям в Египте того времени. К ним принадлежали:

  • фараоны и их родные;
  • приближенные фараонов (охранники, советники и помощники);
  • жрецы.

Что касается простых людей, то долгое время существовало мнение, что у них в принципе нет души, поэтому эта процедура им и не нужна вовсе. Однако со временем простое население также могло мумифицировать своих усопших родных, если у них на это было достаточно средств и возможностей.

Исследователи захоронений и саркофагов в Древнем Египте говорят о том, что кроме мумии самого умершего в погребении находят также тела девушек и жен (которых, согласно некоторым обрядам, могли похоронить заживо), запасы еды и питья, деньги, украшения, оружие. Это все только подтверждает религиозную основу мумифицирования, ведь душе давали то, что ей нужно для комфортного пребывания в потустороннем мире.

Кроме этого, в захоронениях также находят мумии животных. Особенно часто это кошки, которые особенно чтились в те времена, считались неприкосновенными и жили при храмах и дворцах.

Мумификация: этапы и процессы

Мумификация как физическое явление — достаточно сложный и долгий процесс, тайны которого было известны только определенному количеству людей в Древнем Египте. Чтобы правильно мумифицировать умершего человека, нужны были знания строения человеческого тела, химии, физики и климатических условий определенной территории, а также условия, необходимые для приведения трупа в нужное состояние.

Существует два вида мумификации:

  • естественный (когда человеческое тело высушивается, а не разлагается под действием определенных климатических факторов);
  • искусственная мумификация (подразумевает применение специальных средств для достижения нужного эффекта).

Первый вариант имел место, когда после смерти труп человека погребали в песке. Именно песок впитывал всю влагу из тела человека и не надавал ему возможности разложиться. А постоянные высокие температуры и ветра высушивали останки естественным путем.

Что касается второго варианта, то здесь нужно более основательно разобраться во всех процессах и нюансах, чтобы понять смысл того, как происходит весь процесс. После смерти тело усопшего забирали в специальное помещение, где и происходил весь обряд, который длился 70 дней. Эта цифра связана с переплетением религии и астрономии в сознании того времени: именно такое количество дней звезда Осириса находится за горизонтом и ее не видно на небосводе.

Наиболее полное и достоверное описание процесса кремирования умершего можно найти в трудах Геродота. Он рассказывает обо всех этапах и методах.

Первое, что делали с телом — специальным приспособлением (скорее всего это была эбонитовая палочка — прототип современно скальпеля, делали надрез в паховой зоне для того, чтобы вынуть внутренности). Изымали из человека все, кроме сердца, ведь именно в нем, согласно верованиям египтян, жила душа. Вынутые части тела промывали водой и специальными составами, маслами и благовониями (скорее всего это делали для того, чтобы убрать неприятный запах и уничтожить вредные организмы, которые могут начать процесс гниения).

Каждый орган (легкие, желудок, печень, кишечник) очищали, обрабатывали определенными маслами и настоями, а потом погружали в сосуды — канопы, где эти части тела и содержались. Крышка каждого сосуда была выполнена в форме определенного божества, который и отвечал за ту или иную внутренность.

Что касается мозга, то он добывался особым методом. С помощью длинного крючка через ноздри или специальное отверстие в носовой части, проникали в черепную коробку и по частям извлекали содержимое. Другой вариант — с помощью того же крючка разжижали (разбалтывали) мозг, а потом тело переворачивали и через ноздри выливали его.

Когда внутренние органы были извлечены, труп обмазывали солью, соединениями масел и соды и оставляли на 40 дней для высыхания. Сода и соль забирали влагу с тела, масла имели бактерицидное действие, а соединения некоторых специй использовали для того, чтобы убрать неприятный запах.

После того, как миновал отведенный срок, с тела удаляли остатки используемых средств, его обмазывали специальными соединениями на основе масел и битумной смолы. Чтобы придать высушенным останкам форму и объем, в полость укладывали опилки, песок, соль и зашивали отверстия. Чтобы придать мумии схожести с умершим человеком, ей могли надевать подготовленную маску или гримировать, делать имитацию глазных яблок и зубов.

Последним этапом было обматывание тела бинтами или длинными полосками ткани. Их пропитывали в смоле, которая была вместо клея, благовониях и маслах. Чтобы дух человека смог успешно перевоплотиться, между шарами ткани укладывали золотые украшения, монеты, куски папируса с молитвой о воскрешении. Закончив все эти этапы, готовая мумия передавалась родственникам, которые укладывали ее в саркофаг (подобие современного гроба), выполненного в виде человека, который помещался в родовую усыпальницу.

Как видим, процесс мумификации в Древнем Египте был очень длинным и сложным процессом, который занимал много времени и усилий, требовал определенных знаний и умений. Наиболее известными мумиями, которые дошли до наших дней считаются останки жреца Па ДиИста, Тутанхамона, Рамзеса II, Сети I. Все они тщательно изучались для того, чтобы понять все нюансы жизни, социальный строй.

Сколько бы тайн и ужасных историй не окружали мумии Древнего Египта, они будут притягивать взоры и внимание ученых, путешественников и охотников за добычей.

Невероятные факты

В современном обществе к смерти относятся не так, как в далеком прошлом.

В отличие от нас, считающих похороны событием грустным, наши предки устраивали целые праздники с выполнением сложных мистических ритуалов.

Эти жуткие, но увлекательные ритуалы были обязательными в древнем обществе, когда речь шла о погребении человека.

Иногда даже у мертвых есть свои увлекательные истории.

Рамсес

1. Рамсес III



О древних египтянах нам известно следующее: они искусно строили пирамиды, а также бальзамировали особым составом тела покойников. Прекрасно сохранившиеся мумии - это своеобразное окно, которое позволяет нам заглянуть в далекое прошлое.

Несколько мумий того периода сохранились и дошли до нас, однако мумифицированные останки Рамсеса III представляют особый интерес для археологов. Это одна из наиболее загадочных фигур древнего Египта.

Загадка в музее: древняя египетская статуя стала сама поворачиваться

Рамсес III был фараоном, который послушно служил Египту во время правления 20 династии. На протяжении более тысячи лет ученые активно обсуждают события, приведшие к его смерти. К счастью для ученых, его тело было обработано комплексом сложных веществ, благодаря которым даже спустя века останки сохранились.

На многие вопросы были даны ответы, после того, как археологами была обнаружена могила Рамсеса. Специалисты обнаружили на шее глубокий порез длиною в 7 см.

По мнению ученых, именно этот порез стал причиной разрыва крупных кровеносных сосудов, пищевода и трахеи, что привело к смерти одного из самых великих египетских фараонов. Предположительно, Рамсес был убит своими сыновьями.

2. Человек из Граубалле



В середине прошлого столетия в торфяных болотах Дании археологи обнаружили несколько мумий, которые, несмотря на свой возраст, удивительно хорошо сохранились.

Среди всех найденных тел ученых особенно поразила мумифицированное тело молодого человека.

Удивительно, но черты лица мумии сохранены, а копна огненно -рыжих волос обрамляет череп покойника. А вся мумия в целом представляет собой зрелище не для слабонервных.

Благодаря радиоуглеродному анализу, проведенному специалистами по останкам печени, была установлена точная дата времени жизни парня. Специалисты полагают, что молодой человек жил в самых первых годах нашей эры.

Предположительно, парень был убит в результате ритуального жертвоприношения богам. Он умер в возрасте немногим менее 30 лет. На шее был найден глубокий порез, доказывающий, что молодой умер насильственной смертью.

3. Принцесса Укока



Если вам нужно лишнее подтверждение того, что татуировки вечны, принцесса Укока может с легкостью доказать, что это так.

В то время, как само тело сохранилось не особенно хорошо, на мумифицированной коже принцессы можно отследить сложно очерченные татуировки, несмотря на то, что принцесса умерла более 2500 лет назад.

Как показала экспертиза, Укока скончалась в возрасте 25 лет. Цифровое сканирование позволило лучше рассмотреть татуировки, включающие в себя изображения животных. Можно четко различить очертание оленя, но не обычного, а мифического, с рогами козерога и клювом грифона.

Исследователи полагают, что принцесса Укока была членом Пазырыкского племени, жившего в горах Сибири. Представители этого кочующего племени были глубоко убеждены в том, что именно татуировки помогают людям находить друг друга в загробной жизни.

В те времена считалось, что чем сложнее был рисунок на теле, тем больше шансов было у его обладателя отыскать родственников после смерти.

Рядом с телом принцессы, найденным в 1993 году, были обнаружены останки шести лошадей. Как полагали древние люди, лошади играли важную роль в сопровождении людей в загробную жизнь.

4. "Мокрая мумия"



В 2011 году в ходе строительных работ новой дороги в Китае была найдена мумия женщины, жившей 600 лет назад во времена правления династии Мин.

Несмотря на то, что мертвое тело пролежало в мокрой земле несколько сотен лет, оно на удивление хорошо сохранилось. От разложения уцелела кожа мумии, волосы и брови также остались нетронутыми временем.

Время пощадило и украшения, в числе которых было найдено кольцо с нефритом и серебряная заколка, поддерживающая волосы покойницы. Лицо обрамляло несколько сложных ювелирных украшений, которые женщина, по всей видимости, носила при жизни.

Эта мумия является величайшей загадкой века. Один из редчайших случаев, когда в Китае было найдено мумифицированное тело.

Как утверждает археолог Виктор Маир (Victor Mair), существует очень мало свидетельств о том, что в Китае применялась практика мумифицирования тел покойников. Как правило, таким образом бальзамировались тела высокопоставленных членов общин.

Мумия женщины пролежала в сырой земле, но практически не была разрушена временем. Специалисты настаивают на версии о том, что почва в этой местности содержит малое количество кислорода. Именно этот факт не позволил бактериям подвергнуть тело обычному процессу разложения.

5. Тутанхамон Торки



Мумифицирование собственного тела после смерти в наши дни выбор весьма непопулярный. Однако, как показала практика, в жизни всегда есть редкие исключения.

Аллан Биллис (Allan Billis)не только добровольно выбрал процедуру мумифицирования своего тела, но и дал согласие на трансляцию самого процесса по телевидению.

61-летнего таксиста, скончавшегося в 2011 году от рака легких, журналисты прозвали не иначе как “Тутанхамоном Торки”. Перед самой смертью мужчина завещал своё тело науке.

Странные микробы позволили мумиям идеально сохраниться

Благодаря работе доктора Стефана Бакли (Stephen Buckley), труп Биллиса стал первым телом более чем за 1000 лет, которое было мумифицировано с помощью той же самой древнеегипетской методики, которая была применена для бальзамирования Тутанхамона, умершего более 3000 лет тому назад в 1323 году до нашей эры.

Семья умершего таксиста согласилась с желанием мужчины предать своё тело науке. Жена умершего таксиста грустно шутит о том, что она является единственной женщиной в стране, у которой есть мумия собственного мужа.

6. Даши – Доржо Итигэлов



При жизни Даши - Доржо Итигэлов был монахом. Однажды ночью в 1927 году он заявил своим студентам и братьям по вере, что его время настало. Он был готов перейти в мир иной, но прежде он попросил всех присоединиться к нему в медитации.

Легенда гласит, что Даши- Доржо тихо умер во время медитации. Вскоре после смерти он был похоронен сидящим в позе лотоса в сосновом гробу, который был специально вырезан для такой не совсем привычной позы покойника.

Несколько лет спустя тело монаха извлекли из гроба. На удивление всем, труп сохранился идеально и оставался сидеть всё в той же позе лотоса. Он был вновь предан земле, гроб поместили в соленую среду.

И вот совсем недавно, тело монаха было эксгумировано во второй раз. Ученые и судебно-медицинские эксперты были поражены тем, что тело сохранилось в почти идеальном состоянии. Время не властно над мумией.

Анализ кожи и образцов волос показал, что клетки его тела по состоянию напоминают покойника, который умер в течение 36 часов, а не скончавшегося почти 100 лет тому назад.

Экспедиция Франклина

7. Мумии экспедиции Франклина



В 1845 году экспедиция по руководством Джона Франклина (John Franklin), состоявшая из более 100 человек, отправилась в Новый Свет в надежде найти северо – западный проход, легендарный торговый путь в Азию. Два судна, перевозившие всех участников этой экспедиции, не достигнув цели, пропали без вести.

Поиски пропавшей экспедиции начались только в 1848 году. В 1850 году на острове Бичи были найдены могилы троих членов пропавшего экипажа.

Более века спустя в 1984 году для проведения судебно - медицинской экспертизы в регион отправилась группа антропологов. После эксгумации тел стало понятно, что все три тела отлично сохранились. Как утверждают специалисты, в этом немало заслуги вечной мерзлоты в тундре.

Благодаря тому, что найденные трупы были в отличном состоянии, можно было установить вероятную причину смерти мужчины, скончавшегося 138 лет назад.

Специалисты обнаружили признаки пневмонии и туберкулёза, а также огромное количество свинца, которое могло бы стать причиной смерти моряков. Возможно, свинец попал в организм путешественников через воду.

Литопедион

8. Женщина, родившая мумию



В 1955 году у Захры Абуталиб (Zahra Abutalib) начались родовые схватки. Женщина пошла в больницу, чтобы родить ребенка. Однако после долгих мучений Захра так и не смогла разродиться, и доктор настоятельно рекомендовал провести кесарево сечение.

Но испугавшись операции, роженица покинула больницу. Некоторое время спустя ребенок умер в утробе. Захра отказалась удалять его тельце из утробы. Мертвый ребенок так и остался внутри матери.

Через 46 лет женщину стали беспокоить мучительные боли в животе. Врачи сделали рентгеновский снимок, который показал, что внутри женщины сохранились останки её погибшего почти пол века назад ребенка.

У 2000-летней мумии найден рак

Подобный феномен мумифицирования плода в утробе матери называется литопедион. Такое случается не часто. История насчитывает около 300 подобных случаев. Причиной такого процесса является неспособность организма изгнать мёртвый плод.

Для того, чтобы защитить себя от всевозможных инфекций, вызванных разложением тканей, организм начинает усиленно вырабатывать кальцинированный материал вокруг плода, превращая его, тем самым, в нечто камневидное. Таким образом, тело в утробе матери в редких случаях мумифицируется.

9. Донселла



Донселла или юная дева, представляет собой хорошо сохранившееся тело 15-летней девушки из племени инков.

По всей видимости, она была принесена в жертву богам более 500 лет назад. Церемония жертвоприношения происходила на вершине аргентинского вулкана Ллуллайллако, находящегося на высоте 6700 м над уровнем моря.

Её останки вместе с останками двух маленьких детей были обнаружены в 1999 году. Благодаря особой экспертизе, специалисты выяснили, что при жизни девушка страдала от болезни, похожей на туберкулез или хроническую инфекцию легких.

Детей инков приносили в жертву, накачивая их алкоголем и листьями коки

В те времена такие недуги вполне могли привести к смерти. Считается, что девушка умерла от переохлаждения.

Очевидно, что перед смертью девушки к ней относились с особой заботой. Во рту у неё были обнаружены листочки кокаина. Инки использовали их для противодействия эффектам высотной болезни.

Стоит заметить, что если кого-то приносили в жертву богам, это считалось великой честью у инков.

Эвита Перон

10. Жена аргентинского президента Эвита Перон



При жизни Эва Перон (Eva Peron) была женой Хуана Перон, занимавшего пост президента Аргентины с 1946 по 1955 гг. Она была первой леди страны, которую любил народ.

26 июля 1952 года в возрасте 33 лет Эвита скончалась от рака. Тело молодой женщины было забальзамировано с использованием коктейля из различных компонентов. Это было сделано с целью того, чтобы тысячи людей имели возможность видеть свою любимицу красивой, какой она и была при жизни.

Затем в 1955 году тело Эвиты было похищено антиперонистами, противниками её мужа. Понадобилось почти 15 лет, прежде чем специалисты отыскали мумифицированный труп бывшей первой леди Аргентины.

В конце концов, тело Эвы вернули её мужу, который уже успел жениться во второй раз. Его новой избранницей стала женщина по имени Изабель.

К сожалению, выяснилось, что за эти годы труп Эвиты пострадал от нескольких ударов. На лице женщины были обнаружены следы, нанесенные тупым предметом, а на руке отсутствовал палец.

Тело своей покойной жены Перон и его новая супруга решили хранить дома. Это может даже шокировать, но известно, что вторая супруга президента ежедневно причесывала Эве волосы и усаживала труп за обеденный стол.

Ходили слухи о том, что женщина даже ложилась в гроб рядом с покойницей, "надеясь, впитать часть магической энергии Эвиты".

Сегодня тело первой жены аргентинского диктатора, наконец-то упокоено. Эвита погребена в семейном склепе. И спустя много лет после своей смерти мумифицированный труп находится именно там, где ему положено.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме