Ф шуберт музыкальный момент. Музыкальный момент шуберта

Франц Шуберт прожил всего 31 год. Между тем богатство и разнообразие его музыкального наследия кажутся поистине фантастическими: им написаны оперы, симфонии, крупные хоровые произведения, ансамблевые сочинения, около семисот песен, большое число фортепианных пьес… Велика и историческая роль его столь краткого творческого пути: впитав высокие традиции "венских классиков" - Гайдна, Моцарта, Бетховена, именно Шуберт открыл новую эпоху романтизма в музыкальном искусстве.

Какой-то особенной мудрости чувства исполнены творения великого композитора, в которых так часто улыбка неразлучна с печалью, а переливы мажора и минора как бы образуют непрерывную музыкальную "светотень" (невольно вспоминаются слова, написанные А. Блоком почти столетие спустя: "радость, страданье - одно").
Очень многообразно фортепианное наследие Шуберта - от развернутых сонат до крохотных миниатюр. Почетное место занимают в нем созданные композитором в конце жизни циклы "Экспромтов" (соч. 90 и 142) и "Музыкальных моментов" (соч. 94). По глубине и силе выражения, а также великолепному мастерству их можно сравнить с циклами бетховенских "Багателей".


Как и во многих других пьесах Шуберта, часто возникавших на основе его импровизаций, в "Экспромтах" и "Музыкальных моментах" нетрудно уловить связь с народно-бытовыми истоками. Черты песенности и танцевальности тесно сплетаются порою в одной и той же музыкальной теме. Обращает внимание и лирико-романтический характер этих пьес, и значительность воплощенных в них чувств и переживаний - то богатство творческой фантазии, что является, говоря словами самого автора, "высшим сокровищем человека". Особо следует отметить и неповторимые особенности шубертовского фортепианного стиля: лаконизм, прозрачность, отсутствие внешних эффектов, "блеска" и бравуры, наконец, связь с вокальной музыкой (прежде всего с песнями самого композитора), а порою с оркестровой или хоровой.


Четыре "Экспромта", соч. 90 отличаются по сравнению с музыкальными моментами бо льшим концертным размахом. Первый из них (до минор) оставляет впечатление вдохновенного лирического высказывания и, одновременно, глубоко значительного повествования. Вся пьеса целиком "произрастает" из исходной, главной музыкальной мысли. Однако единое дыхание, отсутствие резких тематических контрастов не мешает подлинно симфоническому развитию, проявлению особенностей сонатной формы.


Сопоставление и чередование экспромтов, соч. 90 вообще напоминают о четырехчастном сонатном цикле (существуют предположения, что название "Экспромты" было дано не автором, а издателем). Вслед за первой, наиболее развернутой и драматически напряженной пьесой следует быстрый, темпераментный экспромт ми бемоль мажор - своего рода блестящее "скерцо". Ритмическая ровность его крайних частей лишь подчеркивает прихотливость мелодических узоров, средняя же часть звучит взволнованно, драматично, настойчиво-вопрошающе. Впрочем, привносимый ею контраст включает и элементы общности: ритм басов, остающихся "в тени" по отношению к искрометным россыпям пассажей в крайних частях, в середине выступает на первый план, обретая упрямую, волевую упругость.


Своеобразной "песней без слов" можно назвать третий экспромт (соль бемоль мажор), столь близкий по характеру мелодии и сопровождения шедеврам шубертовской вокальной лирики. При условном сопоставлении всех четырех пьес с сонатным циклом - это как бы средняя часть, более плавная и спокойная, в сравнении с "финалом". Ему можно уподобить последний экспромт (ля бемоль мажор), крайним частям которого присущи ажурная легкость и стремительность движения, средняя же, кажется, концентрирует и "подытоживает" драматизм, прорывавшийся во всех предыдущих пьесах. Нечасто позволял себе Шуберт так горько скорбеть и жаловаться… Но недолго: вновь возникает музыка, полная легкого дыхания, нежного трепета жизни, где радость и печаль так быстротечны, переменчивы и порою так похожи друг на друга, а все вместе - так невыразимо прекрасно…


Цикл "Музыкальных моментов", соч. 94 открывается пьесой (до мажор), в которой чувства и впечатления рождаются легко и непринужденно, свободно льется музыкальная речь; звуки будто раздаются в утренне-свежем, прозрачном воздухе… И так же кристально-чисто на душе человека.


Сочетанием редкой глубины чувства и вместе - сдержанности его выражения отмечена вторая пьеса цикла (ля бемоль мажор). Лишь ненадолго (но с тем большей силой!) прерывает трагический минорный эпизод плавное колыхание мелодических фраз, завораживающих ритмическим единообразием, мягкостью "хорового" звучания. Необычайно выразительны в этой пьесе "дыхания" пауз и нежные угасания длящихся аккордов.


Поистине "чудному мгновению", "мимолетному видению" хочется уподобить третий музыкальный момент (фа минор), ставший одним из любимейших сочинений мировой фортепианной литературы. В нем как бы сконцентрировано самое сокровенное, что есть в шубертовском творчестве, прежде всего связанное с народной музыкой.
Во многих сочинениях Шуберта словно оживают голоса столь любимой им природы. Так, в четвертом музыкальном моменте (до диез минор) музыка крайних частей ассоциируется с журчанием ручья (один из самых типичных шубертовских образов). Пленительно сочетание песенности и танцевальности средней части, где, кажется, слышишь хор, поющий о доброте земли, о лесах, садах и цветах…


Образ дикой, неукротимой скачки возникает в пятой пьесе цикла (фа минор). Трудно сказать, что в ней преобладает - беспокойная порывистость или утверждающая сила. И это качество всякий раз напоминает о том, что ближайшим предшественником Шуберта был Бетховен, а последователем - Роберт Шуман.


Наконец, последний музыкальный момент (ля бемоль мажор) представляется взглядом в прошлое, давно минувшее. Столько прожито, пережито, найдено и вновь утрачено - а человек вновь мечтает, грустит, надеется. Этим размышлением о смысле жизни, ее извечных законах и завершается цикл "Музыкальных моментов"…


"Красота должна сопровождать человека всю жизнь", - записал в дневнике Франц Шуберт. Его "Экспромты" и "Музыкальные моменты" поистине олицетворяют одно из высших проявлений красоты музыкального искусства.

Дмитрий Благой


=

Дмитрий Благой (р. 1930) - пианист, композитор, педагог, музыковед.
"Его исполнительская индивидуальность интересна, он обладает тонким музыкальным интеллектом, - пишет в книге "Современные пианисты" доктор искусствоведения Н.Л. Фишман. - Пианист и композитор, он словно ведет слушателей по сочинению, помогая вслушиваться в звукосочетания, возникающие как бы непроизвольно, делясь эстетическим наслаждением, которое испытывает сам во время игры. В этом одна из причин его глубокого воздействия на аудиторию".


Как отмечал В. Пасхалов в журнале "Музыкальная жизнь" (1974 г., № 8), при исполнении Шуберта пианисту удается "найти и раскрыть общее настроение, единую авторскую мысль и чувство, превращающее циклы музыкальных моментов и экспромтов в глубоко своеобразные и цельные романтические поэмы"; он играет их "ясно, просто, а главное, с покоряющей искренностью, как единый монолог, сдержанный, мужественный и в то же время трепетный и взволнованный".

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Музыкальный момент

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с жанром музыки - музыкальный момент.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы знаете, что музыкальные произведения могут быть написаны в разных жанрах: прелюдия, ноктюрн, юмореска. Сегодня я познакомлю вас с ещё одним музыкальным жанром - музыкальный момент. Музыкальный момент - это небольшая инструментальная пьеса, в которой могут быть выражены разные переживания человека: лёгкая грусть и грусть-скорбь, взволнованность и тревога.

Впервые в музыке это название - музыкальный момент - появилось у крупнейшего австрийского композитора Франца Шуберта. Шуберт писал музыку, в которой разные чувства человека выражены с необыкновенной искренностью и простотой. Любимый жанр Ф. Шуберта - песня. В своих песнях композитор раскрывал все тонкости души человека, его огромный внутренний мир.

Одну из песен Ф. Шуберта вы уже знаете. Это знаменитая «Ave, Maria». (Звучит фрагмент.)

Ф. Шуберт создал и крупные произведения: симфонии, увертюры, сонаты, хоры, и небольшие пьесы для фортепиано: экспромты, вальсы, музыкальные моменты. Любовь композитора к песне проявилась и в том, что он умел в своих произведениях создавать очень красивые и разнообразные мелодии.

Ф. Шуберт учился музыке с восьми лет - пел в хоре, играл на органе. Позже он преподавал, сочинял свою замечательную музыку. Умер Ф. Шуберт очень рано, совсем молодым человеком, в 31 год. Он умер в бедности и нищете. Но музыка его за душевность, простоту и искренность любима людьми всего мира.

Послушайте «Музыкальный момент» Ф. Шуберта фа минор и скажите, какая музыка по характеру. (Пьеса исполняется педагогом или звучит в записи.)

Д е т и. Шутливая, нежная, добрая.

П е д а г о г. Вы услышали, какая в этой пьесе красивая мелодия - изящная, танцевальная, милая, обаятельная. Она звучит то с нежной грустью, то шутливо, то ярко, решительно, игриво, то очень хрупко и легко. В этой музыке много украшений (мелких, лёгких звуков), которые придают ей утончённость и изысканность, делают её очень красивой. (Исполняет фрагмент.) Этой пьесой любуешься как драгоценной, тонко и с мастерством сделанной вещью, хочется рассматривать в ней каждый узор и завиток, следить, как она искрится и переливается. (Звучит фрагмент, затем вся пьеса целиком.)

А сейчас послушайте другой «Музыкальный момент. Его написал русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Какая по настроению эта пьеса? (Звучит запись.)

Д е т и. Таинственная, жалобная, грустная.

П е д а г о г. Да, в этом «Музыкальном моменте» выражено чувство душевного смятения, порывистости, безысходной печали. (Пьеса звучит повторно.)

2-е занятие

Программное содержание . Учить детей сравнивать контрастные пьесы одного жанра, расширять представления детей о чувствах человека.

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали две пьесы «Музыкальный момент» разных авторов - австрийского композитора Франца Шуберта и русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова.

Рахманинов - знаменитый русский композитор был и великим пианистом-виртуозом. Слава о нём разносилась по всему миру. Он давал концерты как пианист и дирижёр в России и за рубежом. С. Рахманинов начал заниматься музыкой очень рано, в четыре года, сначала со своей матерью, потом с другими педагогами, он с увлечением и любовью сочинял музыку. С. Рахманинова считают продолжателем идей творчества П. Чайковского, как бы его «музыкальным наследником».

Его произведения, как и музыка П. Чайковского, искренни и лиричны, в них с открытостью, ярко выражены разные человеческие чувства. Поражает красота и разнообразие мелодий С. Рахманинова. Они славятся своей «бесконечностью», широтой, похожи на русские просторы. Большое значение в его музыке играет ритм - иногда чёткий, иногда суровый и властный. Когда мы слушаем музыку С. Рахманинова, перед глазами часто встают образы русской природы. Неслучайно композитора называли «Левитаном русской музыки». Его произведения также поэтичны, как картины замечательного русского художника И. Левитана. Но в них, пожалуй, больше трагического и драматичного, чем в лирических пейзажах художника.

С. Рахманинов написал много крупных произведений: оперы, симфонии, концерты, сонаты, кантаты для хора и оркестра. Он создал и множество фортепианных пьес, а также романсов. Послушайте «Музыкальный момент» № 2 ми-бемоль минор С. Рахманинова, с которым вы познакомились на прошлом занятии, и скажите, как меняется настроение музыки? (Звучит запись.)

Д е т и. Сначала музыка нежная, грустная, взволнованная, жалобная, а в середине - грозная, страшная, мрачная и жалобная.

П е д а г о г. Да, в пьесе три части. Она начинается и заканчивается порывисто, смятенно. На фоне таинственных, стремительно несущихся, мелькающих, беспокойных, мятущихся звуков мелодия жалуется, плачет, молит о чём-то. В средней части слышны грозные, бушующие интонации. Мощные аккорды - остановки прерывают движение, звучат зловеще, неумолимо, мятежно, гневно, как яростные порывы ветра, а мелодия жалобно разговаривает с ними. И снова слышится музыка первой части пьесы: на зыбком, ажурном, обволакивающем фоне (как будто сыплется и сыплется снег, и метель заносит всё вокруг) трепетно и жалобно звучит мелодия. Боль, чувство печали не утихают к концу пьесы, и мелодия по-прежнему звучит щемяще и пронзительно горестно, жалобно, с мольбой. В самом конце пьесы слышен отчаянный вопрос и мрачные, грустные аккорды - в ответ. (Исполняется фрагмент, затем вся пьеса целиком.)

А какого характера «Музыкальный момент» Ф. Шуберта? (Исполняется пьеса.)

Д е т и. Изящный, лёгкий, танцевальный.

П е д а г о г. Как меняется характер музыки?

Д е т и. В середине она звучит ярче, смелее.

П е д а г о г. Средняя часть пьесы похожа на вариации. В первой вариации мелодия звучит звонко, игриво, беспечно (играет 11-18-й такты), а во второй - ликующе, восторженно, жизнерадостно (играет 19-26-й такты). Но вот снова появляется начальная мелодия - нежная, грациозная, обаятельная, с оттенком светлой грусти, лучистая и трогательная, добрая, приветливая, ласкающая. Постепенно начинают многократно повторяться отдельные интонации мелодии, она как бы удаляется, прощается с нами, звучит всё мягче, нежнее, неувереннее, робко, затихает и исчезает в конце. (Звучит фрагмент.) Эта пьеса совсем небольшая, короткая. Музыка как бы промелькнула и исчезла.

Послушайте «Музыкальный момент» Ф. Шуберта и попробуйте движениями рук передать смену характера музыки. (Звучит пьеса.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей передавать характер музыки в двигательных импровизациях.

Ход занятия:

П е д а г о г. Мы сравнивали с вами два «Музыкальных момента» - Ф. Шуберта и С. Рахманинова. Эти произведения, хоть и носят одно название - «Музыкальный момент», очень разные по настроению. В «Музыкальном моменте» С. Рахманинова выражена целая буря чувств - смятение, порыв, отчаяние, мольба, а пьеса Ф. Шуберта - милая, тонкая, изящная, танцевальная. (Исполняются пьесы, дети высказываются о характере частей пьес.)

Пьеса Ф. Шуберта танцевальная и изящная. Давайте потанцуем под музыку, попробуем передать в движениях её характер. (Звучит пьеса.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 8 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шуберт. Аве Мария, mp3;
Шуберт. Музыкальный момент № 3 фа минор, mp3;
Рахманинов. Музыкальный момент № 2 ми-бемоль минор, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Музыкальный момент= Шуберта

(одна из музыкальных историй)

У великого Франца Шуберта есть небольшие инструментальные пьески, которые он назвал "музыкальными моментами". Обычно, это - легко исполняемые мелодичные произведения, доступные и непрофессионалам; некоторые из них имеют текст и исполняются вокалистами. Один из этих "музыкальных моментов", особенно известен и, вероятно, - вам тоже...
Я, врач, молодой специалист, только приехавший после окончания института в Казахстан, в Караганду, оказался тоже "причастным" к Шуберту и его "Музыкальному моменту"...
Тогда в моде была, так называемая, художественная самодеятельность, в каждом учреждении она была желанна и поощряема и мы, комсомольская молодёжь, конечно же, не могли быть в стороне! Я не был искушён в драматическом и иных артистических жанрах, а вот к музыке некоторое отношение имел, как музыкант-любитель. О своём маленьком трофейном немецком баяне я уже писал в одном из своих рассказов, он и сейчас со мной и, конечно, уезжая по путёвке института в Караганду, я взял его с собой.
... К праздничному вечеру, - не помню, к какому, наверное, к какому-то революционно-патриотическому, но, может быть, и ко Дню железнодорожника, который там отмечался с не меньшим размахом (это был Железнодорожный район Караганды, и все мы там были железнодорожниками), мы подготовили своё музыкальное выступление. Мы, как вы, наверное, поняли, были медиками-железнодорожниками, работали в железнодорожной больнице, и мне даже присвоили офицерское железнодорожное звание - "Инженер(!) - лейтенант административной службы" и серебряные погоны с двумя звёздочками, чем я ужасно гордился... Итак, мы подготовили свой музыкальный номер. Мы - это четыре врача: я, недавно прихавший молодой специалист-дерматолог, несколько позже приехавшая, тоже молодая, врач-терапевт Людмила Герасимовна (фамилию вот забыл...), врач-педиатр Асанова Валентина Петровна. А по национальностям мы, волею судьбы, распределены были так: Людмила Герасимовна - русская, Асанова - татарка, я - вообще, извините, еврей... А четвёртый, светлой памяти человек, был немцем, да!.. Наш музыкальный коллектив, квартет, если хотите, был бы неполным и, даже, неполноценным без Юрия Александровича Шульце, врача-отоларинголога, человека замечательного! Он и Асанова были постарше, но тоже не старые, среднего, скажем так, возраста... Немец по национальности, он был выслан, по прихоти Сталина, вместе со своим отцом, кажется, из Баку. Тогда, в пятидесятые годы, в Казахстане была масса высланных: чеченцы, ингуши, калмыки и много других, и немцы - тоже. Среди них мы жили и работали, они, в общем, были - люди, как люди! Но Шульце был необыкновенен - быстрый во всём, живчик, отличный оперирующий специалист, он всюду поспевал - умудрялся работать на три и, даже, на три с половиной (!) ставки в разных учреждениях, был прекрасным и заботливым семьянином и участвовал во всём, и был в курсе всего! Он оставался таким до конца, был у нас в гостях в Москве, а умер легко, внезапно, но рано, шестидесяти с небольшим лет. Через тридцать лет после отъезда из Казахстана я навестил Караганду-Сортировочную, место начала моего врачевания, и побывал на его могиле, она - там же, в "Сортировке"...
Итак, родился новый, оригинальный и многообещающий в дальнейшем (мы так думали!) ансамбль - четыре аккордеона, то есть - три аккордеона и мой звучный баянчик, и у нас, энергичных, дело пошло! В репертуар наш мы взяли, по моей рекомендации, какой-то лёгкий фокстрот (танцы тех лет!) и этот самый "Музыкальный момент" - очень мне понравилась игривая мелодия:
Трам та-ра, рам та, трам, трам! Та
Трам та-ра, рам та, трам, трам!
Трам тарарам, тарарам пам-пам,
Та-ра-ра-ра, ра-ра-ра-ра рам, пам!..
Один раз наскоро прорепетировали и решили, что достаточно сыгрались. И было утро, и был вечер, то есть - торжественный вечер... И мы вчетвером вышли на маленькую эстраду предоставленного нам клуба строителей, и были встречены щедрыми аплодисментами, которых ещё не заслужили, но они ободрили нас...
С фокстротом мы разделались довольно успешно, нам аплодировали, но сложнее было с "Музыкальным моментом" - конечно, нет нужды говорить о том, что это маленькое произведение великого классика мы исполняли отнюдь не по нотам, "на слух", и тем нанесли ему прямо-таки оскорбление,- хорошо, что он нас не слыхал, в гробу бы перевернулся, прости нас, Францхен!.. Но публика была невзыскательна, принимала нас тепло. Беру, однако, всю вину на себя: это я всех совратил... И вообще, после этого я так обнаглел, что на другом своём выступлении, уже - во Дворце культуры железнодорожников, я смело сыграл "Танец маленьких лебедей" из "Лебединого озера" и, даже, десятый вальс Шопена, только - в другой тональности, ввиду ограниченного диапазона моего баяна - вот что творит ненаказуемое зло!..
Я выступил на шаг вперёд и бодро произнёс: "Шуберт, - "Музыкальный момент", в том же исполнении!". Раздались приличные аплодсменты и мы, по моему кивку, что называется, «рванули» в четыре инструмента, взяли старт, причём мой маленький, но звучный HOHNER явно решил перекричать всех!..
Однако, не это было главным и определяющим в нашем выступлении, приблизившем и, несомненно, поднявшем(трудами нашими), уважительно внимавшую нам неизбалованную и, ещё не развращённую новейшими веяниями и приезжими гастролерами, публику, - к высотам великой музыки!..
В свои права вступила артистическая темпераментность, а, конкретнее, - темп, скорость нашего забега на короткую дистанцию (хорошо ещё - не стайерскую и не марафонскую...). Как я вам уже сообщил, побежали мы одновременно, каждый старался не отрываться от коллектива, но уже через несколько тактов я заметил, что Шульце (очевидно, не только в музыке невоздержанный!) вырвался на полголовы вперёд и побежал, не оглядываясь, пренебрегши так необходимым советским людям чувством локтя... Помнится, я, переходя на ходу (на бегу!) с "восьмушек" на "шестнадцатые" музыкального темпа, пытался догнать его, но - куда там! Всё убыстряя, он рвался вперёд - очевидно, привыкнув спешить на очередное совместительство... Я широко открывал глаза, глядя на него, я "делал" зверское лицо (руки-то у меня были заняты своим инструментом, а дирижёра у нас не было), я пытался телепатически внушить ему его ответственность и мое обещание мести за такую дисциплинарную невоздержанность - всё было напрасно, он уходил всё дальше…
Вскоре я стал замечать, что меня догоняют педиатр и терапевт; какое-то время мы шли "нос в нос", но потом они явно отстали, так как я "поднажал", стараясь не упустить Шульце, уже неясно таявшего впереди и упорно
стремившегося к финишу...
... Первым, усиленно дыша, прибежал Шульце, дав заключительный и эффектный аккорд. Вторым - я, и тоже подарил восхищённой публике свой красивый и звучный аккорд, не будучи, правда, уверен в его канонической принадлежности великому Францу, но желая, по крайней мере, выразить ему свой восторг и преклонение, а также - свою ярость и злость по поводу недисциплинированности и неуправляемости моего музыкального сподвижника...
И всего через секунду-другую, почти догнав нас, достигли финиша Валентина и Людмила, разделив третье и четвёртое места! Это оригинальное исполнение знаменитой музыкальной миниатюры было по достоинству оценено нашими добрыми слушателями: публика, что называется, "визжала и плакала" и не хотела отпускать нас, желая, может быть, от полноты чувств и немного поколотить, - не знаю, мы остались невредимы; Шуберт тоже много не пострадал... Это было недавно, это было давно...
Моя дорогая, далёкая, мгновенно промелькнувшая, весёлая и грустная, щемящая душу и сердце, но полная жизни и любви, молодость, где ты?!..

Август 2002 г. Ашкелон. Израиль.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...