Федотов павел андреевич - русский офицер и художник. Презентация на тему "федотов павел андреевич" Презентация на тему федотов павел андреевич

Слайд 1

Павел Андреевич Федотов
1815–1852
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 2

П.А. Федотов продемонстрировал в своих полотнах глубину постижения социальных конфликтов повседневной жизни. Высвечивая различные грани личности, фиксируя типажи и «положения», этот мастер критического реализма создал энциклопедию нравов современного ему общества.
Автопортрет Конец 1840-х
Молодой человек с бутербродом. Этюд к картине «Завтрак аристократа». 1849

Слайд 3

Федотов родился в Москве в бедной семье. Обучался в Московском кадетском корпусе, где стал известен как портретист и карикатурист. Посещал вечерние рисовальные классы Императорской Академии художеств. Получил известность как полковой художник-рисовальщик (портреты, шаржи, романтические сюжеты). Окончив с отличием кадетский корпус, поступил в Финляндский полк в Петербурге. Полностью посвятить себя искусству художник смог лишь в 1844-м, когда оставил службу.
Прогулка (Автопортрет с отцом и сестрой). 1837
Портрет отца художника (А.И. Федотова). 1837
П.А. Федотов в бытность офицером л.-г. Финляндского полка и его товарищи по службе. 1840–1842

Слайд 4

Брань под Красным (селом). Сцена из лагерной жизни. 1840
Портрет поручика П.Е. Львова. 1846
Группа солдат. Этюд. 1849–1850
Бивуак л.- гв. гренадерского полка (Установка офицерской палатки). 1843
Брань под Смоленском. Сцена из лагерной жизни. 1840

Слайд 5

Передняя частного пристава накануне большого праздника. 1837
В ранних картинах обнаруживаются важные особенности произведений Федотова: ясность рассказа, сатирическая направленность, сценичность построения, любование предметами, фигурами, позами.
Встреча в лагере л.- гв. Финляндского полка вел. Кн. Михаила Павловича 8 июля 1837
Уличная сцена в Москве после дождя. 1837

Слайд 6

Главное событие в творческой биографии Федотова середины 1840-х – серия композиций, нарисованных сепией.
Кончина Фидельки. 1844

Слайд 7

Следствие кончины Фидельки. 1844
Художник внимателен к деталям, он тонко использует в своих работах гротескное преувеличение трактовки человеческих образов, мастерски разрабатывает «говорящие» детали.

Слайд 8

Крестины. 1847
Господа, женитесь – пригодится. 1840–1841

Слайд 9

В середине 1840-х Федотов впервые начал заниматься масляной живописью. Первая работа маслом, еще связанная с сепией, очень детальная – «Свежий кавалер».
«Свежий кавалер». Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846
Завтрак аристократа. 1849–1850

Слайд 10

В надежде на свой талант, женился без приданого. 1844–1846
Сватовство майора 1848
Разборчивая невеста. 1847
Театрализованный дизайн подчеркивает сценичность композиций Федотова.

Слайд 11

Федотов обладал острой наблюдательностью, которая проявилась и в портретах.
Портрет М.П. Дружининой. 1848
Портрет архитектора 1849
Портрет детей Жербиных. 1851
Автопортрет. 1848

Слайд 12

Портрет С.Д. Шишмарева на борту корабля. 1849
Портрет М.И. Варнек. 1849
Художник, пишущий портрет. 1849–1851
Групповой портрет Андрея, Григория и Александра Васильевичей Дружининых. 1840-е

Слайд 13

Павел Петрович Жданович – друг и сослуживец Федотова. Он познакомил художника со своей большой семьёй, в которой тот всегда находил тепло и поддержку.
Портрет Н.П. Жданович в детстве. 1846
«Портрет Н.П. Жданович за клавесином», живой, непосредственный, легкий, гибкий по живописи, в котором ощущается свободное владение ритмикой силуэтов.
Портрет Н.П. Жданович за клавесином. 1850
Портрет П.П. Ждановича. 1846

Слайд 14

Портрет Александры Петровны Жданович. 1847
Портрет П.В. Ждановича. 1846
Портрет Ольги Петровны Жданович, урожденной Чернышевой. 1845–1847

Слайд 15

Работы позднего периода рождают алогичную, призрачную, миражную атмосферу. Кажется, что персонажи утрачивают человеческие качества, жизненные цели. В сюжетах прослеживается близость к Гоголю, Достоевскому.
Вдовушка (вариант с лиловыми обоями). 1851–1852
Вдовушка. 1852
Если в первом варианте «Вдовушки» в характеристике персонажа ощущается бытовое начало, то в последних художник добивается удивительной простоты и глубины: фигуру героини приблизил к зрителю, сократил число аксессуаров.

Слайд 16

1852-й, последний год жизни мастера, был особенно плодотворным и напряженным, когда Федотов много работал, копировал и улучшал оригиналы картин. «Анкор, еще анкор» – самая трагическая работа мастера.
Анкор, еще анкор! 1851–1852
Игроки. 1852
Обыденную картину – проигрыш хозяина дома – Федотов превращает в страшное зрелище человеческого разрушения. Фигуры корчатся в судорогах, застывают как манекены, странная силуэтная бесплотность ощущается в персонажах.

Слайд 17

Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу В. Хан-Магомедовой Журнал «Искусство» № 05-06/2015
Зимний день. Начало 1850-х

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Урок- презентация
«Художник Павел Андреевич Федотов»

Учитель: Бакулина Галина Алексеевна,

Цель урока:


  • В контексте развития русского изобразительного искусства 1-ой половины XIX века познакомить учащихся с творчеством П. А. Федотова, петербургский период жизни которого связан с Васильевским островом.
Задачи урока:

  • Дать основные сведения о биографии П. Федотова, а также адреса его пребывания на Васильевском острове;

  • Познакомить с особенностями творческого метода художника на примере картины «Сватовство майора»;

  • Формировать навыки основ анализа художественного произведения;

  • Формировать потребность общения с подлинными произведениями искусства в залах музеев.
Оснащение урока : ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, доска (с эпиграфом и проблемным вопросом).
Ход урока:

  1. Организационное начало.

  2. Основная часть.

  1. Повторение ранее пройденных тем.
Вопрос : Какие художественные стили и направления существовали в русской живописи

1-ой половины XIX века?

1 слайд . Картина Ф.А. Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».

Ответ: классицизм.

2 слайд . Картины О.А. Кипренского: портрет Е.Давыдова, портрет Пушкина А.С..

Ответ: романтизм.

3 слайд . Картина А.Г. Венецианова «На жатве. Лето».

Ответ: сентиментализм.

4 слайд . Картины П.А. Федотова «Сватовство майора», «Завтрак аристократа».

Обратите внимание, что эти картины отличаются по стилистике и по тематике от ранее представленных произведений. Автор этих картин – П.А. Федотов, который отразил в своих произведениях оригинальное видение современной ему жизни.

Сегодня мы познакомимся с творчеством этого художника, одним из основоположников реализма в русском изобразительном искусстве 1-ой половины XIX века, жизнь которого связана с Васильевским островом.


  1. Новая тема.
На доске:

Эпиграф – «Федотов … затронул такие глубокие ноты, каких до него еще никто не брал в русском искусстве» (В. В. Стасов).

Проблемный вопрос : Чем отличалось творчество П.Федотова? Кто главный герой его произведений?

Начало презентации.

1 слайд . Тема: «Художник Павел Андреевич Федотов»

2 слайд . Автопортрет П.А. Федотова.

Коротко биографию до жизни в Петербурге.

3 слайд . Казармы Императорского лейб-гвардии Финляндского полка (Набережная

Лейтенанта Шмидта, дом 43).

«Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1838 года».

«Игра в карты (П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку)». 1840 год.

Здесь в одной из офицерских квартир жил П.Федотов во время службы в Императорском лейб - гвардии Финляндском полку.

Коротко о службе. Начало творчества. Федотов – полковой художник. Он рисует события полковой жизни, портреты друзей и товарищей по службе. (Сообщение одного из учеников).

4 слайд . Здание Академии художеств (Университетская набережная, дом 17).

Необычным путем пришел в искусство офицер Финляндского полка П. Федотов.

В свободное от службы время он посещал рисовальные классы Академии художеств, которая находилась недалеко от казарм полка. Здесь он впервые получил профессиональные навыки художника.

5 слайд . Картины «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест». 1846 год.

Вопрос: Кто главный герой этих картин?

В центре внимания художника жизнь маленького человека.

Федотов привнес в искусство не только новые темы и сюжеты, но и своеобразную их интерпретацию. Его работы носят камерный характер. Сюжет представлен как «окно» в мир реальной жизни этих людей. Взгляд художника полон внимания и сочувствия.


  • Федотов решает сцену таким образом, что зритель становится ее участником;

  • При реалистической трактовке сцены он очень внимателен к деталям, которые раскрывают более глубоко контекст сюжета;

  • Добротность и основательность рисунка;

  • Сдержанность колорита, построенного на тонких нюансах цвета;

  • Сдержанная светотень, которая позволяет не только выявить форму и пространство, но и расставляет смысловые акценты.
6 слайд . «Сватовство майора». 1848 год.

Самая популярная картина художника. В 1849 году она была выставлена на выставке в Петербурге. За нее Федотов получил звание академика бытовой живописи.

Анализ картины.

Художник вводит нас в дом купца, в котором все готовятся к приему жениха. Обычный, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества, приобретает в этом произведении обобщающее значение. Федотов не просто высмеивал тщеславие купца, корысть майора, жеманство невесты или грубость матери. Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий. «Сватовство майора» - это сатира, сатирическое обличение нравов того времени, превративших брак в сделку. Но художник мудро воспринимает жизнь, видя в ней как темные, так и светлые стороны. Он бичует эти темные стороны, но в тоже время насмешка его соединена с откровенным сочувствием и грустью. Рассказывая свою историю, художник любуется каждой мелочью в картине, мастерски выписывая все детали.

7 слайд . «Портрет Н.П.Жданович за клавесином».1850 год.

Портрет называют жемчужиной русского портретного искусства.

Федотов не замкнулся в рамках бытового жанра. Обращение к портрету – показатель многогранности его творчества.

Поздний период творчества связан с состоянием собственного опустошения, что вносит трагические нотки в его произведения.

8 слайд . Картина «Анкор, еще анкор!», «Игроки».

Эти картины, написанные в год смерти художника, не вызвали интереса у современников, остались не замеченными.


  1. Ответы учеников на проблемный вопрос.
Выводы. Мы познакомились с творчеством художника Павла Федотова. Он первым среди русских художников обратился к жизни и проблемам обычных людей. Своим творчеством он проложил дорогу реализму. Особо следует еще раз отметить, что петербургский период жизни этого замечательного художника связан с Васильевским островом.

  1. Закрепление материала в форме игры «Сегодня на уроке я узнал, что …»

  2. Подведение итогов.

  3. Домашнее задание :

  • Подготовить рассказ о любой понравившейся картине П. Федотова.

  • Где на Васильевском острове находится мемориальная доска, посвященная Федотову? Какие еще адреса В.О. связаны с именем художника?

  1. Список литературы:

  • Г. Гор, В. Петров «Художник Федотов», Москва, 1951 г.

  • Г.А.Загянская « Павел Андреевич Федотов», Москва, Искусство, 1977 г.

  • МХК. Романтизм и реализм. Пособие под редакцией Л.В. Пешиковой, Владос, 2004

  • Д. В. Сарабьянов «П.А.Федотов», 1985г.

  • Э. Кузнецов «Павел Федотов», Ленинград, Искусство, 1990 г.

Слайд 2

Федотов Павел Андреевич - высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времен.

Автопортрет. П.А.Федотов

Слайд 3

Из биографии художника

Родился Павел Андреевич в Москве 22 июня 1815 г. на одной из окраинных улицах Москвы в Огородниках в семье титулярного советника. Отец художника, мечтал о военной карьере для сына. На всю жизнь запомнились Павлуше рассказы отца, в прошлом суворовского солдата, о походах и сражениях.

Главный фасад Кадетского корпуса Екатерининского дворца в Лефортове. Антонио Ринальди.

П.А.Федотов Портрет отца

Одиннадцати лет от родуПавел Федотов был определен в воспитанники Первого Москов-скогокадетского корпуса.

Слайд 4

Из истории кадетских корпусов России

При Николае I складывается

наиболее стройная и рациональная

система устройства кадетских

корпусов и управление ими.

В 1824 г. в Екатерининских казармах г. Москвы размещается прибывший из Ярославля Смоленский кадетский корпус. Тогда же корпус переименовывается в 1-й Московский кадетский корпус, который был отнесен к военным учебным заведениям первого класса.

Николай I

Слайд 5

В 1830 г. он был сделан унтер-офицером, в 1833 г. произведен в фельдфебели и в 1833 г. окончил курс первым учеником, при чем его имя, по заведенному

обычаю, внесено на почетную

мраморную доску в актовой зале корпуса.

П.А. Федотов окончил корпус в звании поручика и получил самое престижное назначение: в лейб-гвардии Финляндский полк, в Санкт-Петербург.

Кадет Федотов. портрет Стромилова. 1828

Слайд 6

Финляндский лейб-гвардии полк, был сформирован в декабре 1806г. в Стрельне и Петергофе как Батальон Императорской милиции, а уже в 1808г. причислен к гвардии. В октябре 1811г. его переформиро-вали в три батальона и назвали лейб-гвардейским полком. В России армия распадалась на армейские и гвардейские корпуса.

ИЗ ИСТОРИИ ФИНЛЯНДСКОГО ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ПОЛКА

Комплекс казарм ФИНЛЯНДСКОГО ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ПОЛКА

Гвардия – отборная часть войска, пользующаяся некоторыми служебными преимуществами перед армейскими полками.

Служба в гвардии могла обеспечить Федотову карьеру, успех и деньги на всю жизнь.

Слайд 7

Федотов - офицер

Началась полковая жизнь. В первые месяцы Федорова увлекла жизнь гвардейского офицерства – пирушки, карты, веселые песни. Но прошло немного времени, новизна утратила свою прелесть. Все чаще за внешним блеском парадов он видел пустую, бездумную жизнь гвардейского офицера.

Семейный портрет

Слайд 8

На акварельных и масляных портретах однополчан военные лишены обычного для той поры

романтического ореола героической личности. Товарищи по полку предстают перед зрителями буднично, без всякой позы, они скромны и интелли-гентны, художник относится с симпатией к своим героям, но трезво и объективно.

Много зарисовок Федотов делал из солдатской жизни. Он рисовал карикатуры и портреты друзей, сцены из полковой жизни.

«Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку»

Слайд 9

Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича

Слайд 10

Академия художеств. Санкт- Петербург.

Года через три - четыре службы в полку, молодой офицер начал посещать вечерние рисовальные классы Академии Художеств, на Набережной Невы. Там он старался строже изучить формы человеческого тела и сделать свою руку более свободной и послушной в передаче видимой природы.

Часто Федотов как ученик Академии посещал Эрмитаж.

Эрмитаж. Набережная Невы

Слайд 11

Крестьянский мир А.Г.Венецианова

Автопортрет

  • «На пашне. Весна».
  • «Пастушок с дудкой»
  • «Пастушок»
  • «На жатве.Лето»
  • «Гумно»
  • Слайд 12

    К. П. Брюллов

    Автопортрет

    Большое впечатление на Федотова произвела картина Брюллова «Последний день Помпеи». Она была выставлена в Академии Художеств. И в 1840 году Федотову разрешено было стать учеником Брюллова. Но учеником Брюллова Федотов так и не стал: он еще не верил в свой талант.

    «Последний день Помпеи»

    Слайд 13

    Федотов - живописец

    Свободного времени становилось все меньше, все чаще закрадывалось в душу сомнение: может быть, никогда не будет он настоящим художником?

    Испытывая неодолимое влечение к искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в 1844 г. в отставку.

    Сначала, учась у А. И. Зауервейда, Федотов думал посвятить себя батальной живописи.

    Гениальный старец, видевший некоторые из работ Федотова, убеждал его бросить солдатиков и лошадок и заняться исключительно бытовым жанром. Так Федотов и поступил.

    И. А. Крылов.

    Слайд 14

    Полотна Федотова

    Художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приемов живописи и к весне 1848 г. написал одну за другой, по имевшимся уже в его альбоме наброскам, две картины: «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии Художеств, они привели его в восхищение; благодаря ему, а еще больше своим достоинствам, они доставили Федотова от академии звание назначенного в академики.

    «Разборчивая невеста».

    Чтоб в одиночестве не кончить

    Красавица пока совсем

    не отцвела,

    За первого. кто к ней

    присватался, пошла:

    И рада, рада уж была, что вышла за калеку.

    И.А. Крылов

    «Разборчивая невеста»

    Слайд 15

    "Сватовство майора»

    Главное произведение Федотова - картина «Сватовство майора» (1848), изображающая сцену приема жениха -офицера купеческим семейством. Здесь подмечено одно из характернейших явлений русской жизни 40-х гг.- стремление части купечества подняться на общественной лестнице ступенью выше и с другой стороны, желание многих представителей разоряющегося дворянства поправить свои дела выгодной женитьбой.

    «Сватовство майора» (1848),

    Слайд 16

    «Завтрак аристократа»

    …Утро. В богато убранной комнате завтракает молодой барин. На завтрак у него – кусок черного хлеба, а рядом на стуле - объявление о продаже устриц. Конечно, он предпочел бы есть устрицы, но денег нет, и он набил рот черным хлебом. Вдруг почуял гостя пудель – «аристократическая собака», которую принято было держать в светских домах. Гость еще за дверью, но видна его рука в перчатке, взявшаяся за занавес. У молодого человека на лице испуг: глядя на дверь, он прикрывает хлеб книгой.

    Кто он, этот молодой человек? Пустой бездельник, для которого самое главное в жизни – слыть богатым барином, блистать в свете, быть одетым по последней французской моде. Живет он обычно в долг, за чужой счет.

    Слайд 17

    «Вдовушка»

    Работая над этой картиной, Федотов думал о младшей сестре Любочке. У нее умер муж-офицер и ничего кроме долгов, ей не оставил. Что ожидает ее в будущем? Голод, нищета, горькая судьба русской женщины – офицерской вдовы. Вот она стоит у комода, лицо у нее грустное, задумчивое и покорное. Может быть, вчера похоронила она мужа, а сегодня в дом пришли кредиторы. Как жить?

    Слайд 18

    «Анкор, еще анкор!»

    Маленькое, как и всегда у Федотова, полотно неоконченной картины «Анкор, еще анкор!» представляет зрителю будни офицера николаевской армии, отбывающего службу в каком-то глухом углу России. Бессмысленность и бесцельность существования этого человека, убивающая в нем всякое живое чувство,- вот тема картины, осуждающей губительное влияние, которое оказывала на человека система николаевской военщины, столь хорошо знакомая Федотову по собственному опыту.

    Расслабленная поза лежащего ничком на лавке офицера, красный, горячечный свет одинокой свечи создают ощущение безысходного одиночества и пустоты существования.

    Слайд 19

    «Свежий кавалер»

    Первой значительной работой Федотова была небольшая картина «Свежий кавалер» (1846; ГТГ) - сатирическое изображение полнейшего нравственного и духовного ничтожества чиновничьего мира Петербурга и Москвы 40-х гг. Здесь представлена оживленная перебранка между чиновником, только что поднявшимся с постели после пирушки, и его кухаркой, развязной молодой женщиной. Во всем облике этого заспанного, неряшливо одетого в рваный халат человека со свежеполученным орденком на груди - неописуемая смесь чванства и ограниченности.

    Слайд 20

    Есть на свете старая-престарая пословица: «Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу, кто ты таков».

    С неменьшим смыслом можно, пожалуй, сказать: «Покажи мне твоё жильё, а я определю твои привычки, твой характер».

    Александр Иванович Куприн

    Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    Слайд 24

    Художник очень часто пишет и рисует себя: вот он молодой блестящий гвардеец в парадной форме; вот он играет в карты с полковыми товарищами; вот он пишет портрет собачонки Фидельки; его портрет изображен на комоде рядом с вдовушкой… И каждый раз, изображая себя, он как будто смеется над собой, то добродушно, лукаво, то печально.

    Слайд 25

    Это последний автопортрет Федотова – мрачный и безнадежный, глаза художника беспокойные, настороженные, больные. «…Я увидел себя в страшной безнадежности, потерялся, чувствовал какой-то бред ежеминутный» - так писал он тогда в неотправленном письме Юленьке Тарновской.

    Постоянная нищета, многолетнее переутомление, нервное напряжение и крушение прекраснодушных иллюзий сказались роковым образом. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства.

    Последний автопортрет художника.

    Слайд 26

    Вывод:

    Имя этого художника хорошо известно любителям живописи. Его знают в основном по его юмористически-саркастичным картинам. Неслучайно, Федотова называли «Гоголем в русской живописи», а его творческое кредо «живописным анекдотом». Жизнь его, как и у большинства живописцев того времени, была тяжелой: бедность, болезни, постоянная борьба за существование и трагический ранний конец. Нам осталось его интересное творчество.

  • Слайд 32

    Библиография

    • Федотов: Альбом /Авт-сост. Э.Д. Кузнецов. – М.: Изобраз. искусство, 1990. - 64 с.
    • БЭКМ – большая компьютерная энциклопедия Кирилла и Мефодия
    • Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. Профильный уровень: учеб. Для 11 кл..- М.: Дрофа. 2006.
    • Карпова Т. Павел Федотов: сцены из обыкновенной жизни. // «Крестьянка».- 1997.-№4
    • Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. М.: Дет. Лит. – 1966.- С.7-52
    • Белошапкина Я. Анкор, ещё анкор! // Искусство.- №13.-2009.
    • Белошапкина Я. Завтрак аристократа // Искусство.- №13.-2009.
    • Белошапкина Я. Павел Федотов // Искусство.- №13.-2009.
    • Белошапкина Я. Свежий кавалер // Искусство.- №13.-2009.
    • Белошапкина Я. Сватовство майора // Искусство.- №13.-2009.
  • Посмотреть все слайды

    1 слайд

    ПОДБОРКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РЕАЛИСТОВ. П. А. ФЕДОТОВ (1815-1852) МОУ СОШ №36 Выполнила: Корельская Наталья, 11 класс

    2 слайд

    Подборка наиболее выдающихся произведений живописи художника-реалиста Павла Андреевича Федотова. Реализм - направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующих действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен. В рамках направления формируются новые жанры - бытовая картинка, пейзаж, натюрморт, портрет в жанре реализма. Термин «реализм» впервые употребил Ж.Шанфлери для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе(1819-1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма».

    3 слайд

    Павел Андреевич Федотов- выдающийся русский живописец и рисовальщик. Родился он в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. У отца его был маленький деревянный домик; человек он был бедный, семья была большая, и дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора. Одиннадцати лет его отдали в кадетский корпус. Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде. Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на товарищей, рисует на них карикатуры. Средств у него не было никаких, в свободное от службы время он занялся карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на себя внимание ценителей. После долгих убеждений он даже решился оставить службу и с пенсией в 28 рублей 60 копеек в месяц вышел в отставку. Он на эту пенсию не имел права: ему она была назначена только по особенной милости государя Николая Павловича, оценившего его талант и предполагавшего, что из него выйдет хороший батальный живописец. Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию. Большое влияние на него оказал К.Брюллов. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Дома он изображал самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора. Иван Андреевич Крылов, увидев эскизы Федотова, написал ему письмо, в котором советовал перестать работать в жанре баталий и перейти к изображению обыденной жизни. Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. В1847 году им была написана первая картина, которую он решился представить на суд профессоров. Картина эта называлась «Свежий кавалер». Другая картина "Разборчивая невеста", была написана на текст известной басни Крылова. В этих произведениях не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов, и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении. На выставке 1849 года впервые появились и эти две картины, и новая, гораздо более совершенная - "Сватовство майора". За последнюю картину художника удостоили званием академика. Публика с нескрываемым удивлением и восторгом стояла перед этими картинами: это было новое откровение, новый мир, открытый художником. До сих пор русская жизнь, как она есть, во всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи. Она принесла художнику и материальное благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком поздно пришла на помощь художнику. Он мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его здоровье. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни. Весной 1852 года им была задумана новая картина "Возвращение институтки в родительский дом". Но художник становился все более ненормален и нуждался в строгом надзоре. Его пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных, и там он окончил свое грустное существование. Хоронили его 18 ноября 1852 года. После Федотова картин осталось немного.

    4 слайд

    "Разборчивая невеста" 1847 г. П.А.Федотов взял известную басню Крылова «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась: «Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». Избран был тот решающий момент, который позволял все понять - и судьбы людей, объясняющихся друг с другом, и суть самого объяснения, и то, что вслед за этим последует. Персонажи на самом деле проживают столь важную для них ситуацию, всецело отдаваясь своим чувствам. Вещи вокруг строго отобраны, и ни одна из них не кажется лишней: и цилиндр с положенными в него перчатками, опрокинутый Женихом, когда он резво бросился к ногам Невесты, и предметы обстановки.

    5 слайд

    "Разборчивая невеста" 1847 г. Третьяковская галерея, Москва

    6 слайд

    "Свежий кавалер" 1848 г. Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена. Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой.

    7 слайд

    "Свежий кавалер" 1848 г. Третьяковская галерея, Москва

    8 слайд

    "Сватовство майора" 1848 г. Эта картина- высокохудожественный образ из московской купеческой жизни. Центр картины занимает невеста, одетая в широкое кисейное платье 1840-х годов, кинувшаяся из комнаты при известии, что приехал жених. Мать, одетая по-купечески, в шелковом повойнике, поймала ее за платье; старик отец наскоро запахивает свою сибирку; ключница, нянька и горничная суетятся у закусочного стола. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника. Равнодушным к общему переполоху остается только котенок, занимающий самый первый план картины и беззаботно умывающийся на паркете купеческой гостиной.

    9 слайд

    "Сватовство майора" 1848 г. Третьяковская галерея, Москва

    10 слайд

    «Все холера виновата!» 1848 г. Долго провозился Федотов с сюжетом «Все холера виновата», набросанным по горячим следам недавних печальных событий, все еще не потерявших некоторую остроту. Впрочем, этот сюжет задумывался в духе скорее ироническом. Небольшая домашняя пирушка, один гость свалился со стула, перебрав в напитках, а вокруг него суета: женщина растирает ему щеткой грудь, хозяин тянется со стаканом чаю, между двумя дамами идет жаркий, чуть ли не до драки, спор о необходимых средствах, а потерпевший меж тем лежит пластом, раскинув руки,- серьезное перемешано с комическим. «Как лукавого в грехах Наш брат укоряет Так, когда холеры страх В городе гуляет Все всему она виной Все холеры. Так иной Чуть до вкусного дорвется Не утерпит - так напрется, Что в здоровую-то пору Переварить желудку в пору. Так подчас забывши страх На приятельских пирах Выпьют одного вина По полдюжины на брата Смотришь худо кто ж вина Все холера виновата»

    11 слайд

    12 слайд

    «Жена-модница»(«Львица») 1849 г. На картине изображена светская дамочка, стоящая посреди гостиной в «модной» позе. Она нарядно одета, чего нельзя сказать о её муже. Во рту тонкая папироска, все мысли её заняты только одним- модой, одеждой, внешним лоском. Среди домашнего развала, грязи и серости все это смотрится весьма иронично. «Прежде барыней была И примерною слыла, В рынок с поваром ходила, Огурцы, грибы солила И огарки берегла. Погуляла за границей Да в Париже пожила - Возвратилась львицей».

    13 слайд

    14 слайд

    «Завтрак аристократа» 1851 г. После успеха картины «Сватовство майора», Федотов, перебирая свои наброски, решил остановиться на теме, подсказанной фельетоном. Представленная в картине ситуация сама по себе не уродлива, не безобразна. Сюжет, как всегда у Федотова, читается достаточно ясно: обедневший аристократ сидит в роскошном показном интерьере. Заслышав шаги гостя, он прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. Нам не виден гость, а лишь пола его сюртука и рука в перчатке, отодвигающая портьеру. Шум в прихожей застал «аристократа» врасплох и он второпях пытается книжкой прикрыть улику. Перед нами одна из любимых федотовских тем - ложь, надувательство, скрывающиеся за видимым благополучием. Великолепно написанный интерьер с устоявшейся красотой предметов, его населяющих, противопоставлен миру обмана, в который ввергнут герой. В этом сопоставлении и содержится нравоучительный смысл. Федотов придал ему оттенок комичности, недаром он вспомнил в связи с картиной мудрое народное изречение: «на брюхе шелк, а в брюхе щелк».

    15 слайд

    16 слайд

    «Вдовушка» 1851 г. "Вдовушка" отмечена особенной, намеренной простотой. В картине только одна фигура и нет никакого действия. В полутемной, незатейливо убранной комнате стоит, облокотившись на комод, молодая беременная женщина в черном траурном платье. На ее лице застыло выражение глубокой печали и задумчивости. На комоде, рядом с иконой, стоит портрет молодого офицера в гусарском мундире - покойного мужа вдовушки. В темном углу комнаты, возле кровати, горит забытая с ночи свеча; она освещает корзину, в которую кое-как сложены немногочисленные вещи, еще принадлежащие молодой женщине; мебель уже не ее - она описана, и к ней привешены казенные печати. Муж оставил в наследство одни долги, кредиторы описали имущество, и вдове предстоит покинуть тот уютный мирок, в котором еще недавно она была хозяйкой. Безрадостное будущее открывается перед ней. Сцена, написанная Федотовым, отмечена той же непринужденной естественностью, которая характеризует и его сатирические картины. В облике вдовушки нет ничего показного, ничего нарочитого, никакой позы; в ней та же неприкрашенная жизненная правда, которая составляет самое существо федотовской живописи.

    17 слайд

    18 слайд

    «Игроки» 1852 г. В картине Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. Несколько часов, проведенных во взаимном обмане, соперничестве и борьбе игроки были вместе. Но вот свершилось то, что должно было свершиться. Выигравшие со своими тяжелыми головами, затекшими поясницами и ноющими суставами оказались в одном мире, а проигравший с охватившим его чувством полной безысходности - в другом. Свет, пространство и движение разделили их в картине. Он спокоен и неподвижен. Они извиваются и шевелятся. Сокрушенный и низвергнутый, он застыл, одна рука его продолжает сжимать стакан с вином. Проигравший почти смешон: недокуренная сигарета глупо торчит изо рта, он похож на сумасшедшего и, видимо, близок к тому. Игроки безлики, безжизненны. В них нет никакого чувства, ничего человечного. Только низость и опустошенные души.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    1815, Москва - 1852, Петербург Федотов Павел Андреевич Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

    «Прошу садиться». 1846г.

    На ушко. 1846-1848гг.

    Смерть Фидельки 1840-е гг.

    Крестины. 1847г.

    Свежий кавалер 1847г.

    Разборчивая невеста 1847г.

    Завтрак аристократа («Не в пору гость»). 1849-50г

    Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме) 1851г.

    Вдовушка 1851г.

    «Анкор, ещё Анкор!». 1851-52г

    Портрет Н.П.Жданович за клавесином 1849г.

    Портрет детей Жербиных. 1850г Портрет М.П.Дружининой. 1848г.

    Портрет Анны Петровны Жданович 1848г. Портрет Александры Петровны Жданович. 1846-1847гг.

    Портрет П.П.Ждановича. 1846г. Портрет П.В.Ждановича. 1846г.

    Автопортреты. 1884 1848 1840

    Предварительный просмотр:

    Материал к презентации по МХК по теме:

    Жанр бытовой картины в России во второй половине XIX веке – Федотов П. А.

    1 слайд.

    П. А. Федотов, великий художник, "одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства" (А. Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой. Родился он в семье мелкого чиновника. В 1826 г . поступил в московский Кадетский корпус, где занимался настолько прилежно, что за успехи был при выпуске зачислен в гвардию. Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку (1834) , он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь.

    2 слайд.

    Летом 1837 г . великий князь, возвратившись в Петербург из поездки за границу для леченья, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией. Пораженный этой живописной сценой Федотов начал работу и всего за три месяца закончил большую акварельную картину “Встреча великого князя” , в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Картина была представлена великому князю, который пожаловал за нее художнику бриллиантовый перстень. Этою наградой, по словам Федотова, “окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие”.

    3 слайд.

    Вслед за этим он принялся за другую картину, “Освящение знамен в Зимнем Дворце, обновленном после пожара” . Испытывая большую нужду, художник решился представить эту еще неоконченную картину великому князю, который показал ее своему августейшему брату. Результатом стало высочайшее повеление: “предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц” .

    4-5 слайд.

    Федотов хотел заняться батальной живописью, в которой уже успешно пробовал свои силы и которая в Николаевскую эпоху сулила почет и материальное обеспечение. Однако живопись военных сцен не была истинным призванием художника. Ему были присущи: остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность схватывать характер человека. Рисунки Федотова являются своеобразным дневником художника. Убедительность и простота композиционного решения отличают рисунок “Как люди садятся” и другие.

    6-7 слайд.

    От альбомов разрозненных набросков и рисунков Федотов перешел к созданию крупных произведений. Так родилась серия “Нравственно-критических сцен из обыденной жизни” (1840-е гг.), которая была исполнена в технике сепии: “Болезнь и смерть Фидельки”, “Житие на чужой счет”, “Крестины”, “Модный магазин”, “Мышеловка”, “Первое утро обманутого молодого”, “Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант”. Эта серия по разнообразию тем, по широте охвата действительности, по остроте критической мысли и мастерству исполнения считается одной из самых значительных в творческом развитии художника. Работая над сепиями, художник обогатил свой жизненный и творческий опыт, накопил материал для создания новых произведений.

    8 слайд.

    Так продолжалось до тех пор, пока письмо известного баснописца И. А. Крылова, пораженного талантом молодого офицера, не открыло ему глаза. Гениальный старец, видевший некоторые из работ Федотова, убеждал его бросить военную службу, бросить “солдатиков и лошадок” и “отдаться своему настоящему призванию - изображению народного быта”. Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет, но наконец подал прошение об отставке и в 1844 г. был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир.

    К весне 1846 г. написал по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: “Свежий кавалер”, или “Утро чиновника, получившего первый крест” . В этой картине художник отразил явления, характерные николаевской России. Знаменитый русский критик В. В. Стасов писал о персонаже картины: “Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице не дрогнет. Злость, чванство, вконец опошлившаяся жизнь - все это присутствует в этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди ”.

    9 слайд.

    В 1847 году Федотов пишет картину на сюжет басни Крылова “Разборчивая невеста”, в которой ярко проявилось живописное мастерство Федотова, оттачиваемое годами. На этой картине, как наяву, мы видим и блеск красного дерева и мерцающее золото рам, переливы шелка на плате невесты и мягкий ворс ковров, к которому хочется прикоснуться. Художник с беспощадной сатирой изображает характеры персонажей: жеманную старую деву, ее жениха-горбуна и осчастливленных родителей .

    10 слайд.

    Композиция в картинах Федотова становится наиболее выразительной, выявляя основной смысл, концентрируясь на главных персонажах. В картине “Завтрак аристократа” (1849) художник раскрывает ничтожество светского хлыща, промотавшего состояние. Отношение художника к персонажу мы видим по тому, как он изобразил напряженную неуклюжую позу аристократа, пытающегося торопливо спрятать кусок хлеба от нежданного гостя.

    11 слайд.

    Благодаря К. Брюллову, а еще больше своим достоинствам, работы Федотова доставили ему от Академии звание кандидата в академики и позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину “Сватовство майора” (1848) и денежное пособие для ее исполнения. Эта картина, повествующая о жизни, обычаях и нравах купеческой семьи, принесла Федотову славу и известность.. Житейский, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества - женитьба бедного майора на богатой купеческой дочери - приобретает в этой картине обобщающее значение. Федотов своим произведением как бы объявляет приговор уродливым явлениям быта, которые были привычны в николаевской России.

    12 слайд.

    В 1851 - 52 гг. написал картину “Вдовушка”, на возникновение замысла которой повлияла судьба овдовевшей сестры Федотова, оставшейся после смерти мужа с двумя маленькими детьми. В этой картине художник с большим сочувствием рассказал о горькой судьбе одинокой привлекательной женщины, потерявшей любимого мужа и ожидающей ребенка.

    13 слайд.

    Почти одновременно с “Вдовушкой” Федотов написал: “Анкор, еще анкор!” (1850 - 1851) и “Игроки” (1852). Живописная манера художника становится более темпераментной, более активная роль отдается цветовой гамме, которая, в картине “Анкор, еще анкор!”, например, продиктована характером замысла. Холодное ярко-синее небо в окне в сочетании с красно-коричневыми тонами интерьера создает напряженную тревожную атмосферу. Эта картина считается вершиной творческого развития художника и признана одним из шедевров русской реалистической живописи XIX века.

    14 слайд.

    В последние годы жизни Федотов пишет портреты, лучшим из которых является портрет Н. П. Жданович (1849).


     
    Статьи по теме:
    Значение птицы при гадании
    Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
    Рыба, тушенная в майонезе
    Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
    Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
    Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
    Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
    * Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме