Финские художники и их картины. Современная живопись в финляндии. Картина рассказывает о контактах Эдельфельта с царской семьёй

Культура и искусство является наследием и достоянием каждого государства. «Страна тысячи озёр» не только горнолыжный и рыболовный рай для путешественников и туристов, но и место для различных искусствоведов и просто ценителей творчества. В Финляндии очень развито искусство, в частности живопись. Множество арт-галерей, музеев и выставок порадуют даже самых искушённых ценителей изобразительного искусства.

Художники из страны-Суоми, которые в девятнадцатом веке получили европейское образование, стали тем основным и движимым фактором, который дал толчок к развитию изобразительного искусства в Финляндии. Перед тем как начать знакомиться с представителями финской живописи, познакомимся с творчеством «отца финского искусства и живописи» Робертом Экманом.

Роберт Вильгельм Экман (Robert Wilhelm Ekman)

Рождённый в 1808 году художник в своих картинах изображал быт простых финских крестьян, все тягости их жизни, акцентировал внимание общества на социальную политику финского государства в отношении простолюдинов. Когда Роберту исполнилось 16 лет, он уехал в Стокгольм учиться в Шведскую академию искусств. Как юное и гениальное дарование, Экман за свой талант получил шведскую стипендию, и в дальнейшем его призвание художника способствовал тому, что он уехал учиться в Италию и Францию, а потом и в Голландию. В этих странах мастер кисти провёл целых семь лет с 1837 по 1844 гг.

Возвратившись назад в страну-Суоми, Роберт Вильгельм осел в городе Турку, где начал расписывать местный собор своими настенными фресками и рисунками. После чего он основал в городе школу рисования, которую возглавлял до 1873 года. Он очень чётко обрисовывал ту пропасть, которая была между знатью и крестьянами. Картины живописца потрясали всех своим уникальным и не придуманным реализмом. Умер «отец финской живописи и искусства» в 1873 году.

Аксели Вальдемар Галлен Каллела (Gallen-Kallela Akseli)

Аксели Галлен Каллела родился в небольшом финском городе Бьорнеборге (современное название - Пори) в апреле 1863 года. Борец за независимость Финляндии, художник в своём творчестве всячески старался изобразить призыв к нации бороться за независимость своей страны. Модернизм, присущий живописцу, позволял создавать Акселю Галлен Каллела очень реалистичные картины. После окончания Финской гражданской войны (1918 год), художник стал заниматься геральдикой и созданием дизайна флагов. В средине двадцатого века художник некоторое время жил и работал в Соединённых штатах Америки, где успешно проводил выставки своих работ. Скончался живописец в 1931 году в Стокгольме, он умер от воспаления лёгких.

Оскар Клейнех (Conrad Oskar Kleineh)

Известнейший финский художник маринист-пейзажист родился в сентябре 1846 года в столице Финляндии. Немецкие корни Оскара «пришли на помощь», что позволило пройти обучение в Германии, а именно в Дюссельдорфе. Позднее Клейнех продолжил своё обучение в Санкт-Петербурге и Карлсруэ. Наибольшую популярность художнику-маринисту принесли картины с изображением морских натюрмортов и пейзажей, одна авторская работа даже выставлена в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Умер художник в родном для себя городе Хельсинки в 1919 году.

Hugo Simberg
Haavoittunut enkeli - Раненый ангел
(1903)
Сюжет картины разворачивается на узнаваемом историческом фоне: это парк Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухта Тёёлё в Хельсинки. В начале 20 века парк был популярным местом отдыха для представителей рабочих профессий, в нём располагались также благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия движется по ней в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.
На картине изображены два мальчика, несущие на носилках женоподобного ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя, его взгляд выражает то ли сочувствие к раненому ангелу, то ли презрение. Фоновый пейзаж намеренно суров и скуп, однако производит впечатление спокойствия. Нетривиальный сюжет открывает пространство для широкого спектра интерпретаций. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставляются хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела, что наводит на мысль о противостоянии жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах - знак уязвимости и эфемерности существования, однако в руке ангел держит букет подснежников - символ возрождения и выздоровления. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины, тем самым давая понять, что вопросы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение. Сам Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы.
Картина оказала огромное влияние на финскую культуру. Ссылки на неё встречаются во многих произведениях высокого и массового искусства. Клип финской метал-группы Nightwish к песне «Amaranth» обыгрывает мотив «Раненого ангела».

2.


Albert Edelfelt
Pariisin Luxembourgin puistossa - В Люксембургском саду Парижа.
(1887)

3.

Akseli Gallen-Kallela
Akka ja kissa - Бабка и кошка
(1885)
У Галлен-Каллелы в общем-то все картины шедевры, это действительно художник мирового уровня.
Данная картина написана в подчеркнуто натуралистической манере, однако она, несмотря на всю ее неприукрашенность, полна сочувствие и любви к самым простым и бедным людям.
Картина была приобретена Художественным музеем Турку в 1895 году и там до сих пор и находится.
Слово akka я всегда с трудом перевожу - и «баба», и «бабка».

4.

Тут я немного проявлю вкусовщину и добавлю еще одну картину Helene Schjerfbeck - по-русски мы читаем ее имя Хелена Шерфбек.
Есть и более известные картины финских авторов, но уж больно они иногда мрачные.
А здесь именно лучик света и тепла.
Картина 1882 года, Tanssiaiskengät - Танцевальные туфельки.


Фото: Sani Kontula-Webb

Портрет племянников Александра III, принадлежащий кисти одного из самых известных финских художников Альберта Эдельфельта и в Финляндии считавшийся утерянным, неожиданно обнаружился в художественном музее города Рыбинска.

Финский искусствовед Сани Контула-Вебб, уже более 10 лет изучающая финско-российские художественные связи, нашла картину случайно в Интернете, на сайте музея-заповедника Рыбинска, но под другим названием. Запрос с именем художника, вбитый в поисковике на кириллице, наверное, в сотый раз, вдруг дал неожиданный результат - глаз исследователя зацепился за изображение, не встречавшееся ранее, но показавшееся очень знакомым.

"В Финляндии картина считалась пропавшей. В российских источниках я тоже не сталкивалась с информацией о её местонахождении. Нигде раньше не печатали её репродукции. Но в Атенеуме хранятся эскизы, сделанные Эдельфельтом, и я имела примерное представление, как должен выглядеть портрет", - рассказала "Фонтанке.fi" Сани Контула-Вебб.

Фото: Sani Kontula-Webb
Сани Контула-Вебб пишет диссертацию о влиянии Академии на искусство Финляндии в период её автономии (с 1809 по 1917 г.).

Речь идёт о портрете двух племянников императора Александра III - Бориса и Кирилла, сыновей его брата, князя Владимира. Работа Эдельфельта под названием "Дети" хранится в музее Рыбинска, в техпаспорте картины, составленном ещё в 80-е годы, говорится, что на ней изображены девочки, - дети одеты в платья, а волосы у них длинные и кудрявые, в соответствии с модой тех времён. Но описание устарело.

Фото: Sani Kontula-Webb
На картине "Дети" изображены племянники императора Александра III, сыновья князя Владимира Александровича Кирилл и Борис.
Портрет был написан в 1881 году по заказу князя Владимира, который возглавлял Академию художеств, и изначально хранился в его дворце в Царском Селе. Что произошло после революции, оставалось для финских искусствоведов неизвестным. Согласно техпаспорту, она поступила в хранилище музея Рыбинска в 1921 году.

Фото: Sani Kontula-Webb
Инвентарный номер на заднике картины указывает на то, что она хранилась во дворце князя Владимира.
Стоимость картины не оценена. На аукционе Bukovskis работы Альберта Эдельфельта были проданы за суммы от 18 до 120 тысяч евро.

"Альберт Эдельфельт для Финляндии - как Репин для России, - говорит Контула-Вебб. - Он национальный, всеми любимый и почитаемый художник, который сделал блестестящую карьеру, его картины выставлялись в Академии художеств, ему предлагали профессуру". Именно портрет детей князя Владимира открыл для художника путь в фавориты российского императорского двора. После этого Эдельфельт был представлен супруге императора Александра III Марии Федоровне (Дагмар), и она заказала ему портреты своих детей - Ксении и Михаила. Затем художнику уже позировал лично Николай Второй, что считалось большим знаком уважения - официальные портреты обычно копировали либо с уже существующего, либо с фотографии.

В музее Рыбинска благосклонно отнеслись к идее финнов организовать выставку, но сначала картину предстоит отреставрировать.

На вопрос "Фонтанки.fi" о том, есть ли шанс обнаружить какие-то другие пропавшие работы финского живописца, Сани Контула-Вебб ответила с сомнением и надеждой. По её словам, существовал камерный портрет Николая Второго, который предназначался для его супруги Александры. На нём император изображён в халате в домашней обстановке: "Если он, конечно, дошел до наших дней после революции..."

Альберт Густав Аристид Эдельфельт (швед. Albert Gustaf Aristides Edelfelt, 1854-1905) — финский живописец, график шведского происхождения. Писал картины на исторические и бытовые сюжеты, портреты, пейзажи. Работал в монументальной живописи. Использовал технику пастели и акварели. Часть его работ хранится в Эрмитаже.

Альберт Густав Аристид Эдельфельт (1854 –1905)

Альберт Эдельфельт родился в 1854 году в Финляндии вблизи Порво. Его отец был архитектором. От отца он перенял любовь к музыке и рисованию. Однако мать была самым близким человеком для будущего художника. Альберт Эдельфельт был во многом творением своей честолюбивой матери.

Портрет матери художника. 1883

Первые уроки живописи мальчик получил в школе Финского художественного общества в Хельсинки. Решив посвятить себя живописи, он поступает в Академию художеств в Антверпене, но через год переезжает в Париж, где берёт уроки у Л. Жерома.

Представитель реалистического направления. Испытал влияние импрессионизма. Автор исторических полотен, картин из народной жизни, пейзажей, портретов, отмеченных свободой и выразительностью художественной формы, тонкой передачей свето-воздушной среды, праздничной яркостью колорита.

Уже в двадцатитрёхлетнем возрасте Эдельфельт стал наиболее заметной фигурой финской живописи и возглавил борьбу молодого поколения художников за реализм и работу с натуры. Первоначально Альберт намеревался стать историческим художником. От него ждали патриотических полотен. Наиболее известной картиной этого плана стало "Надругательство герцога Карла над останками К. Флеминга"(1878). Этот сюжет освещает борьбу за власть в Финляндии, развернувшуюся в конце ХVI века.

Надругательство герцога Карла над останками К. Флеминга. 1878

Чудесной игрой красок и свежестью молодости притягивает картина "Королева Бланка с ребёнком" (1877).

Но постепенно живая жизнь родной земли привлекает его больше и больше. Следующие работы живописца были созданы уже в стиле реалистического изображения народного быта. На родине Альберт не раз выезжал с рыбаками в открытое море, а затем в студии в Хайко специально поставил распиленную рыбацкую лодку для точного выполнения деталей. Успех картины "Похороны ребёнка" (1879), а также настоящая удача картины "На море" (1883) сделали Эдельфельта признанным на родине мастером.

Похороны ребёнка. 1879

На море. 1883

Весомее всего подтвердили репутацию А.Эдельфельта как национального художника его картины из жизни простых людей Финляндии: "Мальчики у воды" (1884), "Девушка с граблями" (1886), "Бабы из Руохолахти" (1887).

Русский критик В.В. Стасов писал: "Лучше всех их финляндцев, конечно, Эдельфельт, а у него замечательнее всего картина "Прачки" (1889), полная здорового, свежего реализма и жизни". Эта картина осталась в России, а с 1930 г она - в Эрмитаже.

Прачки. 1889

Внимание зрителей всегда притягивает проникнутая истинно "парижским духом" картина "В Люксембургском саду" (1887). В пленэрных работах этих лет А.Эдельфельт уделяет много внимания проблемам света и красок.

В Люксембургском саду. 1887

Совершив поездку по Европе, Эдельфельт надолго остановился в Петербурге. Впервые он приехал в Санкт-Петербург в 1881 году. Российские художники и общество с восторгом встретили А.Эдельфельта, В 1881 г молодой финский живописец представил свои работы на суд Санкт-Петербургской Академии. Он имел большой успех: ему было присвоено звание академика и организована персональная выставка в Царском селе. Эдельфельт был представлен царской фамилии. По желанию государя Александра III он выполнил копию картины "На море", и сделал ряд заказных работ. В этот же период художник создаёт несколько жанровых портретов, из которых самым популярным стал портрет сестры художника Берты с собачкой на даче в Хайко.

Добрые друзья. 1881

Под названием "Добрые друзья" (1881), повторы этой картины хранятся в Атенеуме и в Гётеборге. Близкая по характеру картина "В детской" (1885) была куплена Александром III для Гатчинского дворца. В Атениуме выставлен также созданный в эти годы портрет Софи Манзей.

Портрет Софи Манзей.

Благодаря популярности и авторитету А. Эдельфельта, искусство Финляндии получило признание в России. В Петербурге Эдельфельт познакомился с молодыми деятелями нового русского искусства Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа: "Мы буквально висели на Эдельфельте, в наших глазах его голова была окружена ореолом парижского признания", - писал позже Бенуа. Близость финских и русских художников ознаменовалась несколькими совместными выставками. Крупнейшая из них была в 1898 году в музее при училище барона Штиглица. Там были представлены работы в то время молодых художников: Серова, Репина, Врубеля - из российских; и М. Энкеля, Галлен-Каллела, Ярнефельда - с финской стороны. Выставка возбудила большой интерес к финской культуре и самой Финляндии среди русской публики.

Но главной формой творчества для А. Эдельфельта в зрелые годы была портретная живопись. Эдельфельт много и успешно работал в жанре портрета. П о заказу правительства Франции он написал п ортрет Луи Пастера (1885). В 1880 и 1890х гг Эдельфельт много работал по заказам русского царского двора. Но кроме официальных портретов он создавал прекрасные творения: "Портрет матери", "Сказительница Ларин Параске", портреты великих финских актрис Айне Акте и Иды Аалберг.

Пейзаж занимает сравнительно немного места в творчестве Эдельфельта. Однако, в Эрмитаже есть его работы: "Вид на Порво", акварель "Вид на озеро в Каукола", офорт "Сосна в снегу". В Эрмитаже представлен также ряд рисунков и иллюстраций замечательного финского мастера.

Очерк творчества Эдельфельта будет неполным, если не упомянуть об его последней работе: В 1900-1904 гг художник был занят созданием монументального панно в актовом зале Хельсинкского университета на тему: "Торжественное открытие университета в Турку в 1640 г". Композиция была выполнена в виде парадного шествия в костюмах ХVII века.

Торжественное открытие университета в Турку в 1640 г. 1902 (Кликабельно)

Альберт Эдельфельт скончался скоропостижно на даче вблизи Порво в августе 1905 года. Это был удар для финского искусства. Но его картины также интересны и понятны нам, как были близки его современникам.

Владимир Лосев

Молодая женщина в будуаре. 1879

На Елисейских полях. 1886

Портрет сестры художника Берты Эдельфельт. 1884

Портрет матери художника. 1902

Женщина под зонтиком. 1886

Дети царя Александра III

Парижская модель. 1885

Мария Магдалина. 1891

Горе. 1894

Финские рыбаки. 1898

Христос и Мария Магдалина. 1890

Портрет Луи Пастера. 1885

Мальчики, играющие на берегу. 1884

Маленькая лодочка. 1884

Женщина в лодке. 1886

Соседки, сидящие у церкви после обедни. 1887

Карельские женщины. 1887

Девочка, вяжущая носок. 1886

Земляника.

Задумчивая женщина у церкви. 1893

Сольвейг

Богослужение на архипелаге Уусимаа.

Возвращение с крестин.

Портрет молодой женщины. 1891

Читающая парижанка. 1880

Портрет мадам Валери-Радо. 1888

Основано в 1933 в Хельсинки. Первоначально объединяло 23 художника разных специальностей, к концу 1930-х – около 45. Первым председателем общества стал архитектор и художник по интерьеру Л. Е. Курпатов, с 1934 этот пост занимала Е. А. Буман-Коломийцева, с 1935 – барон Р. А. Штакельберг (в 1936 избран почетным членом), с 1936 – В. П. Щепанский. Общество устраивало ежегодные выставки работ своих членов (с присуждением денежных премий) и ежегодные благотворительные балы (обычно в Hotel Grand); действовала касса взаимопомощи, проводились товарищеские вечера, читались публичные доклады по искусству. Среди прочитанных в разные годы докладов: «Русский театр за последние 25 лет» С. М. Веселова (1935), «Русские пейзажисты» В. П. Щепанского (1936; посвящен памяти художницы М. А. Федоровой), «Культура дома» Л. Е. Курпатова (1936) и др. Общество участвовало в устройстве ежегодного Дня русской культуры, отмечаемого в день рождения А. С. Пушкина, а в 1937 – в мероприятиях, связанных со столетием со дня гибели поэта. В 1934 было решено организовать художественную мастерскую, а летом сообща снять дачное помещение для работы на этюдах.

В выставках общества участвовали: М. Акутина-Шувалова, Н. П. Белый, А. П. Блазнов, Н. Блинов, Е. А. Буман-Коломийцева, П. Варлачев, В. А. Вейнер, С. М. Веселов, В. И. Воутилайнен, Э. В. Детерс, Х. Диппель-Шмаков, С. Добровольский, П. С. Захаров, С. Г. Ирманова, И. М. Карпинский, И. Красностовский, Л. Кратц, Л. Л. Кузьмин, Н. Г. Кузьмина, И. Куркиранта, Л. Е. Курпатов, О. Курпатова, Т. Курто, А. Линденберг, П. Ломакин, баронесса М. Б. Майдель, М. Милова, М. М. фон Мингин, В. Митинин, М.Н. Немилова, М. Пец-Блазнова, Л. Платан, Г. Пресас, Ю. И. Репин, В. И. Репина, М. Романов, С. Румбин, В. П. Семенов-Тян-Шанский, М. А. Федорова, Т. Шванк, В. Шерманова-Браун, М. Н. Шилкин, А. Л. фон Шульц, Г. Шумахер, М. Н. Щепанская, В. П. Щепанский.

С началом в 1939 боевых действий СССР против Финляндии деятельность общества прекратилась и вновь активизировалась только после войны. В 1945 общество было преобразовано в Союз русских художников в Финляндии, председателем которого стал И. М. Карпинский. В следующем году эта организация стала коллективным членом Русского культурно-демократического союза, а в 1947 в художественном салоне Хэрхаммера состоялась ее первая выставка.

Библиография:

Хроника литературной жизни русского зарубежья: Финляндия (1918–1938) / Составители: Э. Хямяляйнен, Ю. А. Азаров // Литературоведческий журнал. Секция языка и литературы РАН. Институт научной информации по общественным наукам РАН. – 2006. № 20. С. 271–319.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:
 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...