Франц легар и его знаменитые оперетты. Легар, франц- слушать онлайн, скачать, ноты Основные инструментальные произведения

24 октября 1948 года

Награды Франца Легара

Почетное кольцо города Вены

Корона Корвина

Медаль Гете

Творчество Франца Легара

Список оперетт

































Память о Франце Легаре

В честь Легара названы:




Семья Франца Легара


Мать - Христина Нойбрандт.

24.10.1948

Франц Легар
Franz Lehár

Венгерский и Австрийский Композитор

Франц Легар родился 30 апреля 1870 года в городе Коморн, Словакия. Мальчик появился на свет в семье военного капельмейстера и учительницы. Ребенок оказался очень одаренным. Уже в возрасте пяти лет прекрасно знал ноты и хорошо играл на фортепиано. В 1882 году юноша поступил в Пражскую консерваторию, где учился у замечательных учителей, таких как Антонина Бенневица, Йозефа Ферстера, Антонина Дворжака. Благодаря им учился с удовольствием. Оценив творческие способности Франца, Дворжак настоятельно советовал ему заняться композицией.

По окончании Пражской консерватории Легар некоторое время работал в театральном оркестре Бармен-Эльберфельда, а затем служил в австро-венгерской армии, капельмейстером. Музыкант много сочиняет, выпускает в свет свои первые композиции, пьесы для скрипки, марши, вальсы. Первая оперетта Легара: «Кукушка» появилась в 1895 году и высоко оценена публикой. Однако Франц ожидал большего, и поэтому создал новую редакцию этой оперетты «Татьяна».

После этого музыкант полтора года служил в оркестре 87-го полка. В 1898 году в Будапеште умер отец и Легар занял его место, став капельмейстером 3-го боснийско-герцеговинского пехотного полка австро-венгерской армии. В 1899 году Франц добился перевода в 26-й пехотный полк, расположенный в Вене, оговорив, что если полк покинет Вену, то Легар не будет обязан его сопровождать. В эти годы Легар продолжал сочинение вальсов, полек и маршей. Некоторые из них, например, «Золото и серебро», который написал для карнавала Паулины Меттерних, стали очень популярными и исполняются по сей день. Вскоре Вена оценила Легара и композитор становится известным.

С 1902 года Франц Легар являлся дирижером в венском театре «Ан дер Вин». В ноябре 1902 года успешно представил первую комическую оперетту «Венские женщины». В том же году, отдыхая в Бад-Ишле, встретил 25-летнюю Софи Пашкис, бывшую тогда замужем и носившую фамилию Мет. Вскоре они вступили в гражданский брак и больше не расставались. Бракоразводный процесс Софи продолжался еще много лет, так как до распада католической Австро-Венгрии оформить там развод было практически невозможно.

В 1905 году композитор написал и поставил новую оперетту «Веселая вдова», которую ожидал большой успех. Именно благодаря ей Легар прославился на весь мир. Далее появились успешные оперетты: «Граф Люксембург», «Ева», «Страна улыбок», «Джудитта», но успеха «Веселой вдовы» не достигла ни одна из них.

Легару было уже за пятьдесят, когда началось его сотрудничество с Рихардом Таубером, лучшим тенором Германии. В результате появились такие удачные оперетты, как «Паганини», «Царевич», «Фридерика», «Страна улыбок», «Как прекрасен мир!» и «Джудитта», поставленная в 1934 в Венской опере. Из четырех мастеров поздней венской оперетты, наряду с Оскаром Штраусом, Лео Фаллем и Имре Кальманом, Легар являлся самым ярким: его мелодическое дарование поистине неисчерпаемо, ритмический и гармонический язык отличается разнообразием, а оркестровое письмо: эффектностью.

Кроме венского и венгерского колорита Легар использует парижские, русские, испанские, польские и даже китайские элементы. Хотя его критиковали за подмену настоящей музыкальной комедии мелодрамой, то есть отходом от традиций основоположников жанра Жака Оффенбаха и Иоганна Штрауса, не вызывает сомнений, что именно творчество Легара принесло венской оперетте широкую международную известность.

Помимо музыки Легар занимался издательским делом и открыл музыкальное издательство. Во время Второй мировой войны жил в Австрии, затем переехал в Швейцарию.

Вернувшись в свой австрийский дом в Бад-Ишле великий композитор Франц Легар скончался 24 октября 1948 года . В этом доме располагается музей музыканта.

Награды Франца Легара

Почетное кольцо города Вены

Корона Корвина

Медаль Гете

Творчество Франца Легара

Отличительной чертой легаровской музыки является искренний, романтический лиризм, виртуозное мелодическое богатство оркестровки. Не все либретто легаровских оперетт достойны его музыки, хотя Легар немало экспериментировал в этом отношении, стремясь отойти от фарса в сторону реальной драмы и искренних чувств.

Список оперетт

Кукушка (Kukuschka) 27 ноября 1896, Stadtheater, Лейпциг
Венские женщины (Wiener Frauen), 21 ноября 1902, Театр Ан дер Вин, Вена
Решетник (Der Rastelbinder, название переводилось также как «Плетельщик корзин» или «Лудильщик»), 20 декабря 1902, Carltheater, Вена
Божественный супруг (Der Göttergatte), 20 января 1904, Carltheater. Вена
Шуточная свадьба (Die Juxheirat), 21 декабря 1904, Театр Ан дер Вин
Веселая вдова (Die lustige Witwe), 30 декабря 1905, Театр Ан дер Вин
Троеженец (Der Mann mit den drei Frauen), январь 1908, Театр Ан дер Вин
Княжеское дитя (Das Fürstenkind), 7 октября 1909, Театр Иоганна Штрауса, Вена
Граф Люксембург (Der Graf von Luxemburg), 12 ноября 1909, Театр Ан дер Вин, Вена
Цыганская любовь (Zigeunerliebe), 8 января 1910, Carltheater, Вена
Ева (Eva), 24 ноября 1911, Театр Ан дер Вин, Вена
Наконец одни (Endlich allein), 30 января 1914, Театр Ан дер Вин, Вена
Звездочет (Der sterngucker), 1916
Там, где жаворонок поет (Wo die Lerche singt), 1 февраля 1918, Королевская опера, Будапешт
Голубая мазурка (Die blaue Mazur), 28 мая 1920, Театр Ан дер Вин, Вена
Фраскита (Frasquita), 12 мая 1922, Театр Ан дер Вин, Вена
Танец стрекоз (Der Libellentanz), сентябрь 1922, Милан (переделка «Звездочета»)
Желтая кофта (Die gelbe Jacke), 9 февраля 1923, Театр Ан дер Вин, Вена
Кло-Кло (Clo-clo), 8 марта 1924, Bürgertheater, Вена
Паганини (Paganini), 30 октября 1925, Театр Иоганна Штрауса, Вена
Царевич (Der Zarewitsch), 26 февраля 1926, Deutsches Künstlertheater, Берлин
Жиголетта (Gigolette), 1926 (еще одна переделка «Звездочета»)
Фридерика (Friederike), 4 октября 1928, театр «Метрополь», Берлин
Страна улыбок (Das Land des Lächelns), 10 октября 1929, театр «Метрополь», Берлин (новая редакция «Желтой кофты»)
Как чуден мир (Schön ist die Welt), 3 декабря 1930, театр «Метрополь», Берлин (новая редакция оперетты «Наконец одни»)
Джудитта (Giuditta), 20 января 1934, Вена, Государственная опера

Основные инструментальные произведения

Фортепианные сонаты фа мажор и ре минор
Фантазия для фортепиано (1887-1888)
Концертино для скрипки с оркестром (1888)
Il Guado. Симфоническая поэма для фортепиано с оркестром (1894)
Вальс «Золото и серебро» (Gold und Silber). Opus. 79 (1902)
Eine Vision. Meine Jugendzeit. Увертюра для оркестра (1907)
Вальс «На сером Дунае» (An der grauen Donau) (1921)
Венгерская фантазия. Opus. 45 для скрипки с оркестром (1935)

Память о Франце Легаре

В честь Легара названы:

театр в Бад-Ишле (Kreuzplatz, дом 16);
улицы в Комарно и в других городах Австрии, Германии и Голландии;
ежегодный международный фестиваль оперетты в Комарно (англ. Lehar Days);
астероид 85317 Lehár (открыт в 1995 году).

Франц Легар почетный гражданин городов Вена, Шопрон и Бад-Ишль. В городском парке Вены (Stadtpark) поставлен памятник Легару. В Вене есть и его музей-квартира (Вена 19, Хакхофергассе 18).

Оперетты Легара стали мировой классикой и неоднократно экранизировались в разных странах. В Бад-Ишле регулярно проводятся памятные мероприятия, посвященные композитору - например, в 1978 году состоялся легаровский научный конгресс, в 1998 был организован гала-концерт с участием крупнейших оперных знаменитостей.

Легар изображен на венгерской почтовой марке 1970 года.

Семья Франца Легара

Отец - Франц Легар-старший, военный капельмейстер.
Мать - Христина Нойбрандт.

Братья и сестры - Анна-Мария (Маришка), Антон (1876-1962) и Эмми.

Жена - София Мет (брак с 1923).

Франц Легар-старший дирижировал военным оркестром в городке Комарно, когда его жена венгерка произвела на свет сына. Кочевая жизнь молодых родителей ни капельки не изменилась после появления наследника.

Франц-младший рос, как сорная трава, и впитывал знания, как губка. Уже к пяти годам он играл на слух. К шести годам он сочинил песню и посвятил ее обожаемой матери. Выдержав сложный экзамен, Легар поступил в чешскую консерваторию. Юный талант наставляли профессор Ферстер и директор консерватории Беневиц.

Благодаря директору консерватории состоялось удивительное знакомство Франца Легара с Антонином Дворжаком. 70-и летний мастер оценил работы Франца и посоветовал ему отложить скрипку и посвятить себя сочинению музыки.

Бросив консерваторию, Легар продолжил частные уроки композиции, которые брал в тайне ото всех у профессора Фибиха.

На помощь родителей в финансовом плане рассчитывать не приходилось, и Легар занял должность скрипача-концертмейстера в музыкальном театре Бармен-Эльберфельд. Работа отнимала много сил и времени, а денег катастрофически не хватало.

Легар уже был готов отчаяться, но его выручил отец, пригласивший сына в свой оркестр в качестве солиста-скрипача. Наконец, у Легара-младшего появилось время для сочинительства.

Вальс «Чары любви» и два марша, написанные за это время, были изданы.

Окрыленный успехом Франц стал претендовать на место военного капельмейстера в городе Лошонце и не получил отказа.

Стройный, усатый, элегантный юноша покорил сердца провинциальных дам. Жизнь завертелась: Франц не только репетировал и выступал с оркестром, но и успевал давать частные уроки и даже основал квартет.

Его воображением всецело завладела опера, во сне и наяву он мечтал сочинить нечто грандиозное.

Оперы «Кирасир» и «Родриго», идеи которых пришли ему в голову в 1893 году, все время буксовали на месте. И хотя они не были закончены, работа над операми стала отличной школой для юного Легара.

«Кукушка», первое солидное произведение, которое Легар отважился представить взыскательной публики, определило судьбу композитора. Постановка была обласкана вниманием. Удивительно, но «Кукушка», видевшая многие европейские города, не знала ни равнодушия, ни ненависти, ни большой любви.

Франц Легар, наспех упаковав в чемодан свои бумаги, переехал в Вену, куда его пригласили в качестве капельмейстера 26-го пехотного полка.

Вена захватила Франца Легара сразу и без остатка, он понял, что оказался в правильном месте. И 26 пехотный полк покинул столицу Австо-Венгрии уже без капельмейстера.

Легар нашел место дирижера в театре «Ан дер Вин», но он желал большего. Он отказался от стабильной военной службы ради своей мечты, которую во чтобы то ни стало нужно было осуществлять. Франц долго искал подходы к прославленным драматургам, пока однажды ему не улыбнулась удача, и он не познакомился с Виктором Леоном, автором либретто многих оперетт и опер.

Оперетта Легара «Венские женщины» была поставлена в театре «Ан дер Вин» в 1902 году. На следующее утро после премьеры он получил на завтрак черный кофе и блюдо, которое всегда нужно подавать горячим, славу. Венские газеты наперебой расточали похвалы новому автору.

«Венские женщины» без штурма взяли все европейские города. Франц Легар не думал почивать на лаврах, и уже скоро он предоставил на суд публики «Решетника», «Шуточную свадьбу» и «Божественного супруга», написанного в соавторстве с Леоном.

Казалось, популярность Франца Легара медленно пошла на спад, но не тут-то было. Эффект разорвавшего в небе заряда фейерверка вызвал показ «Веселой вдовы». Перед премьерой директор театра Карчаг был настроен скептически и зловеще пророчил провал. Репетиции проводились под покровом ночи, а декорации и костюмы позаимствовали из других постановок.

Первый же акт оперетты сорвал бурные аплодисменты, после финальной сцены овациям не было конца. Поддавшись магнетизму успеха, на поклон выскочил даже директор.

Своей музыкой Легар опрокинул прежние представления об оперетте. Выродившийся аристократизм он заменил могучими силами народного фольклора, культурную позолоту - народной мудростью, европейскую размеренность - славянской необузданностью.

Оперетта «Веселая вдова» помогла Легару обрести себя, свой неповторимый музыкальный стиль. Франц понял, что время изменилось, что оперетта не могла больше оставаться пошлой, глупой и вульгарной. Он окончательно уяснил, что оперетта должна вызывать вихрь чувств и мыслей. Зритель должен сопереживать героям, всеми силами своей души участвовать в происходящем на сцене, а не просто сидеть в зрительном зале и глумливо усмехаться. Да, Легар уважал своей зрителя, и зрители полюбили его за это.

Оперетты «Княжеское дитя», «Цыганская любовь», «Граф Люксембургский» были написаны Легаром в кратчайшие сроки, но это не помешало спектаклям снискать феноменальный успех. Легар оседлал волну удачи, и его мелодии завладели всем миром.

Последней постановкой перед войной стала «Ева» или «Фабричная девушка», она пленила слушателей глубоким лиризмом. После Первой мировой войны для Франца Легара наступили трудные времена. Все, что он написал за этот период, не шло ни в какое сравнение с «Веселой вдовой». Критики обвиняли Франца в том, что он перенес на сцену театра социалистические склоки, что его оперетты больше не смешат людей.

Про Франца Легара, попробовавшего свои силы в «легариадах», говорили, что он выдохся, что он окончательно сдулся.

Но Легара было не так просто выбить из седла, и он решил дать оперетте еще один шанс. Не давая никому отчета, кроме своей совести, он создал ряд музыкально-комедийных произведений: «Паганини», «Страна улыбок», «Царевич», «Фредерика», «Джудита», которые стали новым словом в опереточном жанре.

Легар так упрямо и напролом шел к успеху, что просто не мог с ним разминуться. Его ждала счастливая семейная жизнь, финансовое благосостояние и мировая слава, не гаснущая с годами. Чего только стоил день 17 ноября 1929 года, когда в Берлине нельзя было найти театра, где бы не крутили легаровский репертуар?

День рождения композитора - 30 апреля 1930 года - отмечала вся Австрия, его мелодии играли во всех уголках страны. 60-й юбилей великого композитора отпраздновали плясками, песнями и банкетами. Легар был на вершине славы. Франц закончил свой путь в венском дворце в 1948 году, и ему решительно не о чем было жалеть. В своей жизни он успел всё.

Музыкальные Сезоны

Франц (Ференц) Легар (нем. Franz Lehr, венг. Lehr Ferenc; 30 апреля 1870, Комарно, Австро-Венгрия - 24 октября 1948, Бад-Ишль, Австрия) - венгерский и австрийский композитор, дирижёр. Наряду с Иоганном Штраусом и Имре Кальманом - крупнейший композитор венской оперетты, основоположник её «неовенского» этапа в начале XX века.

Легар написал более 20 оперетт, насыщенных яркой, нешаблонной музыкой. Из них наиболее известны «Весёлая вдова» (1905), «Граф Люксембург» (1909), «Цыганская любовь» (1910), «Там, где жаворонок поёт» (1918), «Паганини» (1925), «Царевич» (1926). Арии из его оперетт занимают достойное место в репертуаре лучших певцов и певиц мира: Николая Гедды, Элизабет Шварцкопф, Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и многих других.

Оперетты Легара - это глубоко авторский музыкальный театр, отмеченный яркой индивидуальностью композитора, «неконтролируемой лирической силой» его музыки. Отличительной особенностью оперетт Легара (особенно поздних) является драматизм сюжета, впечатляющий мелодический лиризм, единство музыкально-драматического действия, глубокий, фактически оперный, психологизм музыкальных характеристик. Ещё одна особенность - широкое использование национальной мелодики, австрийской, венгерской и славянской.

Биография

Ранние годы

Франц Легар родился в австро-венгерском городе Коморн, в наши дни этот город разделён на две части - словацкое Комарно и венгерский Комаром. Будущий композитор был первенцем в семье военного капельмейстера Франца Легара-старшего и его жены Христины Нойбрандт. Среди предков Легара были немцы, венгры, возможно - славяне. В семье, кроме Франца, родились ещё трое младших детей - Анна-Мария (Маришка), Антон (1876-1962) и Эмми. Языком общения в семье был венгерский.

Население города было смешанным, и будущий композитор с детства был окружён многокрасочной музыкальной средой венгерской, австрийской и славянской мелодики; это обстоятельство во многом определило космополитическую широту, оригинальность и яркость его музыкальной палитры. Оркестр отца постоянно путешествовал по всей Австро-Венгрии, юный Легар изучал разные языки и культуры, и это также впоследствии оказало влияние на его творчество: «венцам он казался венцем. венграм - венгром, чехам - чехом, полякам и словакам - поляком и словаком». Сам Легар признавался: «Я заключил в себе столь интенсивно венгерскую, славянскую и венскую музыку, что неосознанно возвращаю эту смесь всем этим нациям в моей музыке. Это является именно моим отличием».

Уже в пять лет Франц-младший знал ноты, играл на скрипке и блестяще импровизировал на фортепиано. Начальное образование он получил в Будапештской гимназии, потом два года изучал немецкий язык в чешской Моравии. В 12 лет Легар поступил в Академию музыки Богемии (ныне Пражская консерватория) по классу скрипки, учителем его был Антонин Бенневиц. Закончил обучение в 18 лет (1888). Антонин Дворжак отметил богатые творческие способности Легара и рекомендовал ему оставить скрипку и заняться композицией. Уроки композиции Легар брал у Фибиха втайне от отца, который считал, что, став скрипачом, сын обеспечит себе настоящий заработок.

Несколько месяцев Легар работал скрипачом-концертмейстером в Бармен-Эльберфельде (1888 год), затем стал скрипачом и помощником дирижёра в отцовском военном оркестре, расквартированном тогда в Вене. Чтобы не платить театру неустойку при разрыве контракта, Легар попросил отца устроить ему призыв в армию. Одним из скрипачей в венском оркестре был молодой Лео Фалль, ставший другом Легара. В австрийской армии Легар числился 14 лет (1888-1902).

Начало творчества (1894-1902)

В 1890 году 20-летний Легар ушёл из отцовского оркестра и стал военным капельмейстером в Лошонце, самым молодым капельмейстером в истории страны. К этому времени относятся его первые композиции - марши, песни, вальсы (были изданы два марша и вальс «Чары любви»). Одновременно Легар пробовал свои силы в музыке для театра. Две первые оперы («Кирасир» и «Родриго») остались незаконченными.

Биография

Ранние годы и начало творчества

Уже в пять лет Легар знал ноты, играл на скрипке и блестяще импровизировал на фортепиано. В 12 лет поступил в Пражскую консерваторию по классу скрипки и в 18 лет закончил её (). Антонин Дворжак отметил богатые творческие способности Легара и рекомендовал ему заняться композицией.

Несколько месяцев Легар работал скрипачом-концертмейстером в театре Бармен-Эльберфельда, затем стал скрипачом и помощником дирижёра в отцовском военном оркестре, расквартированном тогда в Вене . Одним из скрипачей в оркестре был молодой Лео Фалль . В австрийской армии Легар числился 14 лет (1888-1902).

Прослушав только первые такты моей музыки, директора театра Карчаг и Вальнер заткнули уши и закричали:

Это ужасно! Это не музыка! Это призрак банкротства! Эти музыкальные новшества у нас успеха иметь не могут! Где тут Вена? Поющая, смеющаяся, чувствительная Вена, которую хотят увидеть и услышать наши зрители в каждой оперетте?

Я сидел, как на угольях. «Наверно, они правы, - думал я. - Они старые практики, а я неопытный дилетант».

Директора заявили, что нужно вернуть Хойбергера, у него трезвая голова, он не будет делать ненужных экспериментов, или пускай пригласят другого композитора, например, Рейнхардта или Хельмесбергера . Но Виктор Леон был твёрд.

Как вы не понимаете, - сказал он, - что оперетта с этой музыкой будет самой большой удачей в вашей антрепренёрской жизни?

Директора даже предложили Легару 5000 крон, если тот откажется от контракта. Но актёры театра, с увлечением репетировавшие спектакль, поддержали молодого автора.

Премьера оперетты состоялась в венском театре «Ан дер Вин » 30 декабря 1905 года , дирижировал сам Легар. Успех был грандиозным. Зрители вызывали на «бис» многие номера, а в финале устроили шумную нескончаемую овацию. Аншлаги спектакля имели место на протяжении всего 1906 года, оперетту спешно ставили по всему миру: Гамбург, Берлин, Париж, Лондон, Россия, США, даже Цейлон и Япония . Многие критики и ценители сравнивали музыку Легара начала 1900-х с лучшими творениями Пуччини , хвалили композитора за удачное сочетание венского стиля «со славянской меланхолией и французской пикантностью» . Сам Легар позднее пояснил:

С «Весёлой вдовой» я нашёл свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях… Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики… Автором музыкальных комедий я не мог бы быть никогда. Моя цель - облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости…

Реализация этой программы началась не сразу. Летом 1906 года в доме сына умерла мать Легара, Христина Нойбрандт. В этом и следующем году Легар написал два рядовых одноактных водевиля, а в 1908 году - оперетты «Троеженец» и «Княжеское дитя», имевшие небольшой успех. В этот период венская оперетта переживала возрождение, начали появляться работы таких мастеров, как Лео Фалль , Оскар Штраус и Имре Кальман .

12 ноября 1909 года появился ещё один шедевр Легара: оперетта «Граф Люксембург ». Сюжет либретто был вполне традиционным (взят из старой оперетты Иоганна Штрауса), но обаяние проникновенной музыки Легара, то искренне-драматичной, то жизнерадостно-озорной, позволило этой оперетте почти повторить успех «Весёлой вдовы» - как в Вене, так и за рубежом.

«Легариады» (1910-1934)

Первой попыткой соединить оперетту с драматическим сюжетом стала «Цыганская любовь » (), работа над которой шла одновременно с «Графом Люксембург». Она открыла серию произведений, которые критики шутливо назвали «легариадами», а сам Легар - романтическими опереттами . Здесь всё было вызывающе нешаблонно - и музыка, больше похожая на оперную, и (нередко) отсутствие традиционного счастливого финала. В этих опереттах нет героев и злодеев, каждый прав по-своему.

Далее Легар с переменным успехом продолжил эту линию. После «Цыганской любви» международную популярность завоевала оперетта «Ева» (1911) с «роскошной музыкой» . В следующем, 1912 году Легар посетил Россию, чтобы участвовать как дирижёр в петербургской премьере «Евы» (28-31 января, в «Пассаже»). Хорошо была принята и следующая оперетта «Наконец одни» (1914), позже переделанная и ныне известная под названием «Как чуден мир» (1930). Она известна своим вальсом, а её музыку сравнивали с симфонизмом Вагнера и называли «альпийской симфонией» .

Летом 1914 года в Вену (на премьеру своей оперы «Девушка с Запада») приехал Пуччини и потребовал познакомить его с Легаром, с которым его часто сравнивали. Их зародившаяся дружба была прервана началом войны . Легар, захваченный общим милитаристским подъёмом, написал несколько патриотических песен и маршей, устраивал концерты для раненых солдат. Театры оперетты, несмотря на войну, возобновили свою работу в 1915 году; ошеломляющий успех имела оперетта Кальмана «Княгиня чардаша» («Сильва »), которую ставили даже на другой стороне фронта, в России. У Легара в эти годы появилась лишь малоудачная оперетта «Звездочёт», которую позже дважды переделывал («Танец стрекоз» в 1922 году, «Жиголетта» в 1926 году), но безрезультатно. Лишь в 1918 году Легар добился нового успеха, создав свою «самую венгерскую» оперетту «Там, где жаворонок поёт ». Премьера, вопреки обыкновению, прошла сначала не в Вене, а в Будапеште. Несмотря на всё сказанное, по окончании войны, когда Венгрия обрела независимость, Легар решил остаться в Вене.

Восторженный отзыв о нежной и грустной музыке «Там, где жаворонок поёт» дал Пуччини, посетивший Легара в 1920 году. Он писал Легару из Италии :

Милый маэстро! Я не могу сказать, как я счастлив, что мог узнать Вас близко и восхищаться Вашей человеческой добротой так же, как мелодиями Вашей всемирно известной музыки… Почувствуйте дружеское рукопожатие Вашего друга - Пуччини.

Несколько следующих оперетт Легара - «Голубая мазурка», «Королева танго» (переделка «Божественного супруга») - не нашли отклика у зрителей. «Фраскита » (1922) была также принята прохладно, хотя знаменитый романс Армана из этой оперетты вошёл в репертуар ведущих теноров мира. Немного лучше была принята экзотическая «Желтая кофта» (1923) (будущая «Страна улыбок »), для которой Легар специально изучил и воплотил китайскую мелодику.

В 1927 году Легар вернулся к русской тематике и написал оперетту «Царевич » с трогательной историей несчастной любви. Премьера в Берлине вновь имела триумфальный успех. Хорошо была принята в 1928 году и следующая оперетта, «Фридерика», главный персонаж которой - молодой Гёте . Публика бисировала чуть ли не все номера, оперетта обошла сцены многих стран. В 1929 году появилась и также имела огромный успех «Страна улыбок», дополненная новая редакция «Жёлтой кофты». По опереттам Легара начали ставить кинофильмы, первоначально немые, а после 1929 года уже с музыкой.

Свой дом в Бад Ишле Легар завещал городу; там сейчас музей Франца Легара.

Увековечение памяти

В честь Легара названы:

Он - почётный гражданин городов Вена , Шопрон и Бад-Ишль. В парке у венской ратуши поставлен памятник Легару. В Вене есть и его музей-квартира (Вена 19, Хакхофергассе 18).

Оперетты Легара стали мировой классикой и неоднократно экранизировались в разных странах. Арии из его оперетт занимают достойное место в репертуаре лучших певцов и певиц мира: Николая Гедды , Элизабет Шварцкопф , Монтсеррат Кабалье , Лучано Паваротти , Пласидо Доминго и многих других.

Список оперетт

См. более подробно: Список оперетт и опер Легара .

Всего Легар написал более 20 оперетт, насыщенных яркой, нешаблонной музыкой. Отличительной чертой легаровской музыки является искренний, романтический лиризм, виртуозное мелодическое богатство оркестровки. Не все либретто легаровских оперетт достойны его музыки, хотя Легар немало экспериментировал в этом отношении, стремясь отойти от фарса в сторону реальной драмы и искренних чувств.

  • Кукушка (Kukuschka ) 27 ноября , Stadtheater, Лейпциг
  • Венские женщины (Wiener Frauen ), 21 ноября , Театр Ан дер Вин , Вена
  • Лудильщик (Der Rastelbinder , название переводилось также как «Плетельщик корзин » или «Решетник »),

Венгерский композитор и дирижёр. Сын композитора и капельмейстера военного оркестра. Легар гимназистом посещал (с 1880) Национальное музыкальное училище в Будапеште. В 1882-88 учился в Пражской консерватории игре на скрипке у А. Бенневица, теоретическим предметам - у Й. Б. Фёрстера. Начал писать музыку в студенческие годы. Ранние сочинения Легара заслужили одобрение А. Дворжака и И. Брамса. С 1888 работал скрипачом-концертмейстером оркестра объединённых театров в Бармен-Эльберфельде, затем в Вене. Вернувшись на родину, с 1890 работал капельмейстером в различных военных оркестрах. Написал много песен, танцев и маршей (в т.ч. популярный марш, посвященный боксу, и вальс «Золото и серебро»). Приобрёл известность после постановки в Лейпциге в 1896 оперы «Кукушка» (по имени героя; из русской жизни времён Николая I; во 2-й редакции - «Татьяна»). С 1899 был полковым капельмейстером в Вене, с 1902 - вторым дирижёром «Театра ан дер Вин». Постановкой в этом театре оперетты «Венские женщины» начался «венский» - основной период творчества Легара.

Он написал свыше 30 оперетт, среди которых наибольший успех имеют «Весёлая вдова », «Граф Люксембург », «Цыганская любовь ». Лучшие произведения Легара характеризуются искусным сплавом интонаций австрийских, сербских, словацких и других песен и танцев («Плетельщик корзин» - «Der Rastelbinder», 1902) с ритмами венгерских чардашей, венгерских и тирольских песен. В некоторых опереттах Легара сочетаются современные ему новейшие амермканские танцы, канканы и венские вальсы; в ряде оперетт мелодии построены на интонациях румынских, итальянских, французских, испанских народных песен, а также на польских танцевальных ритмах («Голубая мазурка»); встречаются и другие «славянизмы» (в опере «Кукушка», в «Танцах голубой маркизы», опереттах «Весёлая вдова» и «Царевич»).

Однако в основе творчества Легара - венгерские интонации и ритмы. Мелодии Легара легко запоминаются, отличаются проникновенностью, им свойственна «чувствительность», но они не выходят за рамки хорошего вкуса. Центральное место в опереттах Легара занимает вальс, однако, в отличие от светлой лирики вальсов классической венской оперетты, вальсы Легара характеризуются нервной пульсацией. Легар находил новые выразительные средства для своих оперетт, быстро осваивал новые танцы (по датам оперетт можно установить появление различных танцев в Европе). Многие оперетты Легар неоднократно переделывал, обновлял либретто и музыкальный язык, и они шли в разные годы в разных театрах под другими названиями.

Легар придавал большое значение оркестровке, часто вводил народные инструменты, в т.ч. балалайку, мандолину, цимбалы, тарогато, чтобы подчеркнуть национальный колорит музыки. Его инструментовка эффектна, насыщенна и красочна; часто сказывается влияние Дж. Пуччини, с которым Легара связывала большая дружба; черты, родственные веризму и др., проявляются также в сюжетах и характерах некоторых героинь (например, Ева из оперетты «Ева» - простая фабричная работница, в которую влюбляется хозяин стекольного завода).

Творчество Легара во многом определило стиль новой венской оперетты , в которой место гротесковых сатирических буффонад заняли бытовая музыкальная комедия и лирическая драма, с элементами сентиментальности. Стремясь приблизить оперетту к опере, Легар углубляет драматические коллизии, развивает музыкальные номера почти до оперных форм, широко применяет лейтмотивы («Наконец, одни!» и др.). Эти черты, наметившиеся еще в «Цыганской любви», особенно проявились в опереттах «Паганини» (1925, Вена; ее сам Легар считал романтической), «Царевич» (1925), «Фридерика» (1928), «Джудитта» (1934) Современные критики называли лирические оперетты Легара «легариадами». Сам Легар назвал свою «Фридерику» (из жизни Гёте, с музыкальнами номерами на его стихи) зингшпилем.

Ш. Каллош

Ференц (Франц) Легар родился 30 апреля 1870 года в вен­герском городке Комморне в семье военного капельмейстера. После окончания консерватории в Праге и нескольких лет работы театральным скрипачом и военным музыкантом он становится дирижером венского театра «Ан дер Вин» (1902). Со студенческих лет Легар не оставляет мысли о композиторском поприще. Он сочиняет вальсы, марши, песни, сонаты, скрипичные концерты, но более всего его влечет к себе музы­кальный театр. Его первым музыкально-драматическим про­изведением была опера «Кукушка» (1896) на сюжет из жизни русских ссыльных, разработанный в духе веристской драмы. Музыка «Кукушки» мелодическим своеобразием и меланхо­лическим славянским тоном привлекла внимание В. Леона - известного сценариста, режиссера венского «Карл-театра». Первая совместная работа Легара и Леона - оперетта «Решет­ник» (1902) в характере словацкой народной комедии и поставленная почти одновременно с ней оперетта «Венские женщи­ны» принесли композитору славу наследника Иоганна Штрауса.

По словам Легара, он пришел в новый для себя жанр, совер­шенно не ориентируясь в нем. Но незнание обернулось преиму­ществом: «Я смог создать свой собственный стиль оперет­ты», – говорил композитор. Этот стиль был найден в «Весе­лой вдове» (1905) на либретто В. Леона и Л. Штайна по пьесе А. Мельяка «Атташе посольства». Новизна «Веселой вдовы» связана с лирико-драматической трактовкой жанра, углублени­ем характеров, психологической мотивировкой действия. Легар заявляет: «Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики... <...> Моя цель - облаго­родить оперетту». Новую роль в музыкальной драматургии приобретает танец, который способен заместить собой сольное высказывание или дуэтную сцену. Наконец, обращают на себя внимание новые стилевые средства - чувственное обаяние мелоса, броские оркестровые эффекты (вроде глиссандо арфы, удваивающего в терцию линию флейт), свойственные, по отзы­вам критики, современному оперному и симфоническому, но никак не опереточному музыкальному языку.

Принципы, оформившиеся в «Веселой вдове», развиваются в последующих произведениях Легара. С 1909 по 1914 годы им были созданы сочинения, составившие классику жанра. Наибо­лее значительны «Княжеское дитя» (1909), «Граф Люксембург» (1909), «Цыганская любовь» (1910), «Ева» (1911), «Наконец одни!» (1914). В первых трех из них окончательно закрепляет­ся созданный Легаром тип неовенской оперетты. Начиная с «Графа Люксембурга» устанавливаются амплуа персонажей, складываются характерные приемы контрастного соотношения планов музыкально-сюжетной драматургии - лирико-драмати­ческого, каскадного и фарсового. Расширяется тематика, а вместе с ней обогащается интонационная палитра: «Княжеское дитя», где, в соответствии с сюжетом, намечается балканский колорит, включает и элементы американской музыки; венско-парижская атмосфера «Графа Люксембурга» вбирает в себя славянскую краску (среди персонажей – русские аристократы); «Цыганская любовь» является первой «венгерской» опереттой Легара.

В двух сочинениях этих лет намечаются тенденции, наиболее полно выразившиеся позже, в последнем периоде творчества Легара. «Цыганская любовь», при всей типичности ее музы­кальной драматургии, дает настолько неоднозначную трактовку характеров героев и сюжетных положений, что в определен­ной степени изменяется присущая оперетте мера условности. Легар подчеркивает это, давая своей партитуре особое жан­ровое обозначение – «романтическая оперетта». Сближение с эстетикой романтической оперы еще более ощутимо в оперет­те «Наконец одни!». Отклонения от жанровых канонов приводят здесь к беспрецедентному изменению формальной структу­ры: весь второй акт произведения представляет собой большую дуэтную сцену, лишенную событийности, замедленную по тем­пу развития, наполненную лирически-созерцательным чув­ством. Действие развертывается на фоне альпийского пейзажа, заснеженных горных вершин, и в композиции акта вокальные эпизоды чередуются с картинно-описательными симфонически­ми фрагментами. Современная Легару критика назвала это сочинение «"Тристаном" оперетты».

В середине 1920-х годов начинается последний период твор­чества композитора, завершившийся «Джудиттой», которая была поставлена в 1934 году. (Собственно, последней музыкально-сценической работой Легара стала опера «Бродячий певец» - переделка оперетты «Цыганская любовь», осуществленная в 1943 году по заказу Будапештского оперного театра.)

Поздние оперетты Легара уводят далеко в сторону от моде­ли, созданной некогда им самим. Нет уже счастливой развязки, почти устраняется комедийное начало. По своей жанровой сущности это не комедии, а романтизированные лирические драмы. И в музыкальном отношении они тяготеют к мелодике оперного плана. Своеобразие этих сочинений настолько вели­ко, что они получили в литературе специальное жанровое обо­значение - «легариады». К их числу относятся «Паганини» (1925), «Царевич» (1927) - оперетта, повествующая о несчас­тной судьбе сына Петра I царевича Алексея, «Фридерика» (1928) - в основе ее сюжета любовь молодого Гёте к дочери зезенгеймского пастора Фридерике Брион, «китайская» оперет­та «Страна улыбок» (1929) по мотивам более ранней легаров­ской «Желтой кофты», «испанская» «Джудитта», далеким про­образом которой могла послужить «Кармен». Но если драматургическая формула «Веселой вдовы» и последующих легаровских сочинений 1910-х годов стала, по выражению историка жанра Б. Груна, «рецептом успеха целой сценической культуры», то поздние опыты Легара не нашли продолжения. Они оказались своего рода экспериментом; им недостает того эстетического равновесия в соединении разнородных элемен­тов, которым наделены классические его творения.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме