Главная мысль сказки дикий помещик. Сочинение на тему: Основная мысль в сказке Дикий помещик, Салтыков-Щедрин. Анализ Дикий помещик

Анализ сказки "Дикий помещик" Салтыкова-Щедрина

Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков.

В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и пеобразованности: "был тот помещик глупый, читал газету "Весть"и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое". Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой сказке: "Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести". Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в кошмарах. Так в этой сказке помещик, который не имел никакого представления о труде, становится грязным и диким зверем. После того, как его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: "Да я уж и то сколько дней немытый хожу! ".

Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает нормальную человеческую жизнь.

Барин до того одичал, что"с головы до ног оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не приобрёл". Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: "податей никто не вносит, вино в кабаках никто не пьёт"."Нормальная"жизнь наступает в уезде только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России. И завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: "Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит."

Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных слов, а есть простые русские слова: "сказано-сделано", "мужицкие портки"и т.д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения крестьян не безконечны, и восторжествует свобода.

­Основная мысль

Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” является едкой сатирой на господствующее сословие. Все действо, описанной в ней, происходит будто в рамках одного имения, а на деле, распространяется далеко за пределы целой губернии. Автор занялся написанием подобных “сказок” в свой завершающий период творчества.

В них он со всей уверенностью поднимал темы, волнующие общество второй половины XIX века.

Основная проблема всех его “сказок” – это взаимоотношения между эксплуатируемыми и эксплуататорами.

Так и история о “Диком помещике” имела своей целью высмеять общественный строй, основанный на эксплуатации крестьян. Автор начинает свое произведение как обычную сказку со слов: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…” Такой прием использования традиционных сказочных терминов проявляется практически во всех его сказках.

С первых строк становится ясно, что речь пойдет о человеке глупом и ленивом. Помещик Салтыкова-Щедрина был настолько неблагодарным, что труд своих крестьян расценивал, как нечто обывательское. Ему казалось, что от “мужиков” одни заботы.­ Они слишком

Много едят, тратят много воды, жгут много свечей, засоряют земли. Одним словом, главный герой был всецело недоволен “духом мякинным”.

Как только он от них избавился, стало ему легче дышать и вольно жить.

Но вот незадача: без крестьян и хозяйства не стало. Некому было заниматься плодородными землями, скотиной и садом. Сам он тоже постепенно деградировал, питаясь одними леденцами да пряниками.

Перестал мыться, расчесываться, стал обрастать шерстью, ходить на четвереньках и в конец одичал. По мнению автора, именно благодаря народу у таких помещиков как он были моральные и материальные блага. С исчезновением народа он лишился и этих благ.

Неспроста автор придумал такое имя для своего “помещика” – князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Это истинный дворянин, который гордится своими корнями и ненавидит простых мужиков. Без “холопьего духу” воздух ему кажется чистым-пречистым.

Однако с исчезновением крестьян, исчезают и продукты питания на рынке, а потому ему приходится самому ходить на охоту в лес. К такому труду помещик не приучен. Он всю жизнь только и делал, что лежал себе в поместье и раскладывал гранпасьянс.

На самом деле, описывая все эти детали, Салтыков-Щедрин поэтапно раскрывает основную цель своей сказки. Он осуждает не только помещика за праздный образ жизни, но и долготерпение крестьян, их рабское мировоззрение. Возвращением “мужиков” в свои дома автор выражает веру в торжество свободы.


(No Ratings Yet)


Сочинение на тему: Основная мысль в сказке Дикий помещик, Салтыков-Щедрин

Салтыков-Щедрин М., сказка "Дикий помещик"

Жанр: сатирическая сказка

Главные герои сказки "Дикий помещик" и их характеристика

  1. Дикий помещик. Глупый, упертый, упрямый, недалекий, самодур
  2. Мужики. Простые, неказистые, работящие
  3. Капитан-исправник. Верный служака.
  4. Четыре генерала. Любят поиграть в карты и выпить.
  5. Актер Садовский. Разумный человек.
План пересказа сказки "Дикий помещик"
  1. Богатый помещик.
  2. Мольба помещика богу
  3. Штрафы
  4. Мольбы мужиков
  5. Мякинный вихрь
  6. Чистота и свежесть
  7. Актер Садовский
  8. Четыре генерала
  9. Мечты помещика
  10. Капитан-исправник
  11. Одичание помещика
  12. Дружба с медведем
  13. Решение начальства
  14. Рой мужиков
  15. Всеобщее благоденствие.
Кратчайшее содержание сказки "Дикий помещик" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жил в достатке и довольстве помещик, но не желал мужиков видеть и обложил их штрафами
  2. Помолились мужики богу и унесло их с мякинным вихрем.
  3. Гости помещика называли его глупым, но помещик лишь мечтал и упрямо стоял на своем.
  4. Помещик стал дичать, оброс и стал очень сильным, завел дружбу с медведем
  5. Начальство приказало вернуть мужика и сделать помещику внушение
  6. Поймали рой мужиков, поймали помещика и наступило благоденствие.
Главная мысль сказки "Дикий помещик"
Нет в государстве жизни без мужика.

Чему учит сказка "Дикий помещик"
Сказка учит не брать пример с глупых статей в газетах, а думать своей головой. Учит уважать чужой труд. Учит тому, что труд почетен, а безделье и лень вредны. Учит не быть упрямым, учит прислушиваться к чужому мнению. Учит иметь свою голову на плечах. Учит не быть эгоистом. Учит тому, что труд сделал обезьяну человеком.

Отзыв на сказку "Дикий помещик"
Мне очень нравится эта красивая сказка. Ее главный герой - не просто дикий, а очень глупый помещик, который считал, что все вокруг появляется само собой. Он презирал мужика, но оставшись один не мог себя прокормить, не мог за собой следить, стал дикарем, превратился в животное. Он был слишком упрям, чтобы признавать свои ошибки. Но как ни странно, дикая жизнь помещика вполне устраивала. Зато такое положение вещей не устроило государство, которое тоже без мужиков не могло существовать.

Пословицы к сказке "Дикий помещик"
Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
Глупость не порок, а несчастье.
Мужик работает плачучи, а собирает хлеб скачучи.
Мужицкими мозолями и бары сыто живут.
Дурака учить, что мертвого лечить.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Дикий помещик"
Жил был в некоем царстве помещик и всего у него было вдоволь. И крестьян, и земли, и хлеба и скота. Но помещик был глупый, потому что читал "Весть". И вот попросил помещик бога избавить его от мужиков, но бог его просьбе не внял, потому что знал про глупость помещика.
А помещик, видя что мужика все пребывает, прочитал в газете слово "Старайся" и принялся стараться.
Обложил помещик мужиков разными штрафами и поборами, так, что мужику и вздохнуть без штрафа нельзя было. И взмолились уже мужики, чтобы избавил их бог от такого помещика. И внял бог мужицкой молитве. Поднялся мякинный ветер и исчезли мужики.
Вышел помещик на балкон, а воздух вокруг чистый-пречистый. Обрадовался глупец.
Позвал в гости актера Садовского с актерками. А тот как узнал, что помещик мужиков извел, сказал, что он глупый. Ведь теперь ему и умываться никто не подаст. И со словами этими уехал.
Позвал тогда помещик четырех генералов в карты играть.
Приехали генералы, довольны, что мужика нет и что воздух чистый. В карты играют. Только время пришло водку пить, а помещик несет по леденцу, да по прянику.
Вытаращили глаза генералы, что это за угощение, им бы говядинки. Обозвали помещика глупым и разъехались в гневе.
Но помещик решил твердым быть до конца. Разложил пасьянс, он у него сошелся, значит надо продолжать гнуть свою линию. Стал он мечтать как машины из Англии выпишет, да какие сады разведет. Побродит по комнатам, крикнет Сеньку, да вспомнит, что нет того, да спать ляжет.
А во сне ему снится, как его за твердость министром сделали. Проснется, крикнет Сеньку,да опомнится.
А тут к помещику капитан-исправник пожаловал и допрос устроил, куда временнообязанные исчезли и кто теперь подати платить будет. Помещик предложил заплатить рюмкой водки, да печатными пряниками. Но исправник обозвал его глупым и уехал.
Задумался помещик, ведь уже третий человек его глупым назвал. Подумал, неужели из-за него теперь на базаре ни хлеба, ни мяса не стало. И струсил. Стал думать, чем же это пахнет и хорошо если только Чебоксарами. Страшно помещику, но секретная мысль у него мелькает, что может в Чебоксарах он мужика и встретит.
А мыши в это время уже карты его съели, тропинки в саду репейником заросли, в парке дикие звери воют.
Однажды даже медведь к дому пришел, в окно глядит, облизывается. Заплакал помещик, но от принципов отступать не захотел.
И вот пришла осень, ударили морозы. А помещик так одичал, что холода не чувствует. Оброс волосами, ногти у него железными стали, ходит все больше на четвереньках. Даже звуки членораздельные произносить разучился. Только хвостом еще не обзавелся. Выйдет помещик в парк, на дерево залезет, зайца подкараулит, разорвет и съест с потрохами.
И стал помещик очень силен, так что даже с медведем дружбу завел. Только и медведь помещика глупым величает.
А капитан-исправник донесение в губернию отправил и встревожилось губернское начальство. Спрашивает, кто подати будет вносить, да невинными занятиями заниматься. А капитан доносит, что невинные занятия упразднились, а вместо них разбой и грабеж процветает. Вот на днях его самого, какой-то человеко-медведь чуть не задрал.И решило начальство мужика вернуть, а помещику внушение сделать, чтобы он фанфаронство свое прекратил.
Как нарочно мимо рой мужиков пролетал, да на городскую площадь сел. Рой этот тотчас поймали и в уезд послали. И сразу появилось на базаре мука и мясо, податей поступило множество, а в уезде мужицкими портками запахло.
Помещика же изловили, вымыли и остригли. Отобрали газету "Весть" и Сеньку приставили. Жив он и поныне, пасьянс раскладывает, умывается по принуждению, тоскует о своей жизни в лесах и временами мычит.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Дикий помещик"

Сочинение

Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе шестидесятых-восьми-десятых годов девятнадцатого века больше, чем историки тех лет. Чернышевский утверждал: "Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто не карал наших собственных язв с большей беспощадностью".

Салтыков-Щедрин пишет "сказки" "для детей изрядного возраста", то есть для взрослого читателя, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для "верхов". Недаром цензор Лебедев доносил: "Намерение г. С. издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами более чем странно. То, что г. С. называет сказками, вовсе не соответствует своему названию; его сказки - это та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства".

Основная проблема сказок - взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. В сказках дана сатира на царскую Россию: на чиновничество, на бюрократов, на помещиков. Перед читателем проходят образы правителей России ("Медведь на воеводстве", "Орел-меценат"), эксплуататоров и эксплуатируемых ("Дикий помещик", "Как один мужик двух генералов прокормил"), обывателей ("Премудрый пескарь", "Вяленая вобла" и другие).

Сказка "Дикий помещик" направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, и антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Хотя действие происходит в "некотором царстве, некотором государстве", на страницах сказки изображен вполне конкретный образ русского помещика. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы "понежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое". Он живет за счет

своих мужиков, но ненавидит их, боится, не выносит их "холопьего духу". Себя он считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Он радуется, когда каким-то вихрем мякинным унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что в городе "...на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя". А сам помещик совсем одичал: "Весь он, с головы до ног, оброс волосами... а ноги у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки...". Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца - "словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест".

Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи "мужика" ему не прожить. Ведь недаром, как только "рой мужиков" отловили и водворили на место, "запахло в том уезде мякиной и овчиной; на базаре появились мука и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидев такую груду денег, только всплеснул руками от удивления..."

Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с "Диким помещиком", то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к народным сказкам. Но щедринские мужики отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в "Диком помещике" возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время мучеников-страдальцев, звучит их "слезная молитва сиротская": "Господи, легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!" Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает долготерпение народное, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.

Многие сказки Салтыкова-Щедрина посвящены разоблачению обывательщины. Одна из наиболее острых - "Премудрый пескарь". Пескарь был "умеренным и либеральным". Папенька научил его "мудрости жизни": ни во что не вмешиваться, беречь себя. Теперь сидит всю жизнь в своей норе и дрожит, как бы не угодить в уху или не оказаться в пасти щуки. Прожил он так более ста лет и все дрожал, а когда пришло время умирать, то и умирая - дрожал. И оказалось, что ничего хорошего он в жизни не сделал, и никто не помнит его и не знает.

Политическая направленность сатиры Салтыкова-Щедрина потребовала новых художественных форм. Чтобы обойти цензурные препятствия, сатирик должен был обратиться к иносказаниям, намекам, к "эзопову языку". Так, в сказке "Дикий помещик", повествуя о событиях "в некотором царстве, в некотором государстве", автор называет газету "Весть", упоминает актера Садовского, и читатель сразу узнает Россию середины XIX века. А в "Премудром пескаре" выведен образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой. Она как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что и человеку могут быть присущи "рыбьи" черты. Смысл этой аллегории раскрывается в словах автора: "Неправильно полагают те, кто думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норе и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари".

Салтыков-Щедрин до конца своей жизни остался верен идеям своих друзей по духу: Чернышевского, Добролюбова, Некрасова. Значение творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина тем более велико, что в годы тяжелейшей реакции он почти в одиночестве продолжал прогрессивные идейные традиции шестидесятых годов.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...