Гос язык крыма. Украинский язык в Крыму: статус изгоя. Русский и русские

В конце мая крымский парламент принял в первом чтении проект закона «О государственных языках Республики Крым и иных языках Республики Крым». В пояснительной записке к законопроекту его авторы - депутаты Госсовета Крыма Ремзи Ильясов, Ефим Фикс и Сергей Трофимов указывают: «конструктивная языковая политика предполагает стремление к балансу в языковой ситуации, созданию социальной базы, повышению значения родных языков для народов, проживающих в Республике Крым».

Новый закон, по мнению авторов документа, заложит правовую основу для использования и развития государственных языков республики и позволит создать необходимые условия для их изучения. Депутаты подчеркивают, что их законопроект основан на основополагающих нормах международного права, предусматривающих, что каждый этнос имеет право на сохранение своей национальной и культурной идентичности, и что все этнические группы имеют право пользоваться родным языком и культурой.

Рассмотрение крымским парламентом нового закона, регулирующего сферу языковой политики, вызвало живой интерес у крымскотатарской общественности. 15 июня по инициативе активистов национального движения Ильяса Билялова, Решата Аблязисова, председателя Совета крымскотатарских старейшин Алушты Шевкета Харакчиева в Крымском инженерно-педагогическом университете прошли общественные слушания, посвященные законопроекту.

Принявшие участие в обсуждении представители общественности и профессорско-преподавательского состава вуза были единодушны в том, что законопроект недостаточно обеспечивает возможности развития крымскотатарского языка.

Заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин КИПУ Рефик Куртсеитов напомнил, что на протяжении 20 лет в Крымской АССР крымскотатарский язык функционировал как государственный. После насильственного выселения крымских татар с родины в 1944 году их язык утратил свой статус. С 2014 года, согласно Конституции Республики Крым, он, наряду с русским и украинским языками, государственный на территории Крыма.

Ученый отметил, что самым важным вопросом сегодня является обязательность изучения крымскотатарского языка в системе образования. Характеризуя современное состояние системы обучения на крымскотатарском языке, ученый привел ряд любопытных цифр, полученных от республиканского министерства образования.

Так, к началу 2016/2017 учебного года в Крыму насчитывалось 463 дошкольных учебных заведения. Из них только одно учреждение - с крымскотатарским языком воспитания в селе Сарыбаш Первомайского района и еще одно - с украинским и крымскотатарским языками воспитания в Белогорске (Карасубазаре). В остальных детсадах - 38 групп с крымскотатарским языком. То есть на крымскотатарском языке воспитывались 915 детей (1,4% от общего числа воспитанников дошкольных учреждений).

«В 2012 году, по данным Медицинского центра по обслуживанию депортированных, родилось 5,5 тысячи детей крымскотатарской национальности. Всего в Крыму по данным статистики рождается около 20 тысяч детей в год. Таким образом, каждый четвертый ребенок, появляющийся на свет в Крыму, это крымскотатарский ребенок», - говорит Р. Куртсеитов.

В 2016/2017 учебном году в общеобразовательных школах Крыма насчитывалось 187,6 тысяч учащихся. Из них на крымскотатарском языке обучались 4835 детей (2,6% от всех учащихся). Как предмет крымскотатарский язык изучали 12 тыс. учащихся, еще 11,8 тыс. учеников изучали родной язык факультативно. При этом, по оценке Р. Куртсеитова, примерно половина крымскотатарских учащихся ни в какой форме родной язык не изучают.

Активист Р.Аблязисов призвал крымскотатарских ученых-языковедов выразить свое отношение к законопроекту и, сформулировав свои предложения, направить их в органы власти. По мнению преподавателя КИПУ Миляры Сеттаровой, государственные языки должны изучаться в обязательном порядке, паритетно. Декан факультета истории, искусств и крымскотатарского языка и литературы Эмине Ганиева отметила, что сегодня никто не запрещает крымским татарам говорить на родном языке, но для полноценного использования языка должны быть созданы соответствующие условия. Она посетовала на то, что сегодня в государственных учреждениях Крыма недостаточно людей, которые могли бы общаться с гражданами на крымскотатарском языке. Как полагает Э. Ганиева, проблему можно было решить, если бы в школах все учащиеся 1-2 часа в неделю изучали крымскотатарский язык. Иначе использование языка будет чисто декларативным, а языку будет грозить исчезновение.

Ведущий специалист ГКУ РК «Информационно-методический, аналитический центр» Кемал Мамбетов отметил, что 68-я статья Конституции РФ предоставляет республикам право устанавливать свои государственные языки, которые должны использоваться в госучреждениях наравне с государственным языком РФ - русским. С целью развития конституционных норм республика должна принять законы, определяющие статус ее государственных языков. К.Мамбетов привел в пример положительный опыт Татарстана, законодательство которого предусматривает изучение государственных языков республики (русского и татарского) в равном объеме. Он также напомнил о том, что существует федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», который описывает все функции государственного русского языка. Пункт 7 статьи 1-ой этого закона содержит важное положение - «Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации».

По итогам слушаний их участники утвердили резолюцию, в которой призвали законодателей закрепить в будущем законе положение об обязательном изучении крымскотатарского и украинского языков как государственных языков республики. «Без функционирования непрерывной системы образования на трех языках равноправный государственный статус крымскотатарского, русского, украинского языков останется лишь декларацией в Конституции Республики Крым», - говорится в документе.

По предложению директора НИИ крымскотатарского языка, литературы, истории и культуры Исмаила Керимова, участники слушаний дополнили резолюцию предложением: при рассмотрении законопроекта во втором чтении предоставить возможность выступить на сессии Госсовета Кемалу Мамбетову и Рефику Куртсеитову, с тем чтобы донести до депутатов позицию крымскотатарских ученых.

Несмотря на государственный статус украинского и крымскотатарского языков на территории Крыма, их функционирование на должном уровне, по мнению наблюдателей, остается под вопросом. В связи с этим вице-спикер Госсовета Крыма Ремзи Ильясов предложил принять закон, гарантирующий использование данных языков наравне с русским в различных сферах. Однако его законодательная инициатива была негативно воспринята представителями власти и отдельными экспертами. Политики считают, что перспективы принятия этого законопроекта маловероятны.

В конце февраля текущего года вице-спикер Госсовета Ремзи Ильясов зарегистрировал законопроект «О функционировании государственных языков и иных языков в Республике Крым». Документом, в частности, предусмотрено преподавание и изучение крымскотатарского, русского и украинского языков как госязыков Крыма, а также создание условий для изучения и преподавания других языков народов Российской Федерации, проживающих в Крыму. Все три языка, согласно проекту закона, преподаются и изучаются в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики.

Кроме того, законопроектом предполагается использование трех государственных языков Крыма в работе органов крымской власти и местного самоуправления. Гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Крыма, не владеющим госязыками, предоставляется право выступать на заседании, совещании, собрании в госорганах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют.

Также на территории Крыма граждане вправе обращаться в органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации с предложениями, заявлениями и жалобами на государственных языках или на иных языках.

«Должностные лица органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций обязаны владеть государственным языком Российской Федерации и одним из государственных языков Республики Крым в объеме, необходимом для исполнения ими служебных обязанностей, – говорится в одном из пунктов законопроекта. – Руководители органов госвласти и органов местного самоуправления создают условия для овладения работниками госязыками в объеме, необходимом для выполнения ими служебных обязанностей».

В проекте закона, предложенного Ильясовым, также прописана ответственность в случае нарушения законодательства Крыма о языках.

Как указано в пояснительной записке, законопроект, учитывая исторические особенности, закладывает «правовую основу для использования и развития государственных языков в Крыму, предусматривает создание необходимых условий для изучения госязыков, а также определяет основные принципы регулирования и функционирования иных языков в области государственной, экономической и культурной жизни, на базе двух основополагающих норм международного права: все этнические группы обладают правом пользоваться родным языком и культурой; право этноса на сохранение своей национальной и культурной идентичности».

По мнению автора законопроекта, его принятие позволит урегулировать вопросы, связанные с законодательным обеспечением функционирования госязыков Крыма, а также создаст дополнительные условия для реализации конституционных гарантий прав граждан на пользование родным языком, на свободный выбор языка воспитания и обучения с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей республики.

«Законопроект не соответствует реалиям Крыма»

Первые лица республики напрямую свое мнение по проекту закона, предложенному Ильясовым, пока не высказывали. Однако на встрече с преподавателями Крымского федерального университета (КФУ) глава Госсовета Владимир Константинов , обсуждая необходимость обязательного изучения крымскотатарского языка, заявил, что выступает против подобной инициативы. Так Константинов отреагировал на предложение профессора КФУ, доктора филологических наук Айдера Меметова о том, что крымскотатарский язык, как государственный, подлежит обязательному обучению.

«От того, что заставите меня учить крымскотатарский язык, я это буду учить так, как я английский учил – я ничего не помню с тех пор, что мне учили. Можно заставлять учить, но результат может быть совершенно обратным. Здесь надо найти какие-то совершенно другие формы», – заявил Константинов.

Позже доцент КФУ, член комиссии по вопросам образования и науки, делам молодежи и спорта Общественной палаты республики Виктор Харабуга заявил, что законопроект о функционировании госязыков не соответствует реалиям Крыма.

По его словам, документ, внесенный Ильясовым на рассмотрение Госсовета, «слепо копирует» законодательство Татарстана и Башкортостана. «Надо понимать разницу между ситуацией в этих двух республиках и в Крыму. Обе эти республики являются национальной государственностью башкир и татар. Республика Крым таковой не является. Крым – это территориальная автономия, субъектом государственности которой является весь его многонациональный народ. На полуострове нет коренного народа или этноса, который имел бы право на создание здесь своей национальной государственности», – сказал Харабуга в комментарии для «Крым Медиа» .

Доцент Крымского федерального университета считает, что, в соответствии с данными конституционными положениями, крымчанам нельзя навязывать обязательное изучение языков, объявляемых государственными в Крыму. «Эти языки, безусловно, должны функционировать, обеспечивать потребности своих этнических общин и иметь поддержку государства. Но они не могут навязываться государством тому или иному человеку как обязательные для изучения», – убежден он.

Приоритетом в данной ситуации, по мнению Харабуги, должен быть «принцип добровольности». «Если человек желает изучать какой-то определенный язык или обучаться на нем, такое право должно быть ему предоставлено, что на сегодняшний день успешно решается даже в отсутствие этого закона о языках», – полагает эксперт.

Л. Грач: Прежде чем идешь в судьи, сдай экзамены по трем языкам

Политики, опрошенные изданием Крым.Реалии , сомневаются в том, что законопроект, предложенный Ремзи Ильясовым, будет поддержан Госсоветом. При этом они сходятся во мнении, что принятие такого документа положительно отразилось бы на ситуации в Крыму.

Первый заместитель главы Меджлиса крымскотатарского народа Нариман Джелял считает, что идеи, которые заложены в законопроекте, должны были быть реализованы еще раньше. «Здесь нужно выделить два момента: во-первых, то, что крымскотатарский язык должны были изучать все школьники, и к сегодняшнему моменту мы имели бы целое поколение, а то и не одно, молодых людей, которые бы на элементарном уровне знали один из языков Крыма – в данном случае язык коренного народа. И то, что каждый крымский татарин имел право и возможность во всех официальных учреждениях и органах власти обращаться, получать ответы или производить какие-то иные действия, используя родной язык», – подчеркнул Джелял.

По его мнению, спекуляции о том, что кому-то трудно выучить язык, абсолютно неуместны, потому что никто не требует, чтобы дети других национальностей изучали язык на глубоком профессиональном уровне. «Я, как учитель в прошлом, знаю, что для детей с их открытым умом никаких трудностей нет. Они учат все, что угодно, что им преподают», – добавил первый замглавы Меджлиса.

Он также отметил, что для развития толерантности в Крыму изучение крымскотатарского языка было бы крайне важно. Что касается перспектив принятия законопроекта Ильясова, Джелял ответил следующим образом: «Учитывая заявление главы парламента и придворных политологов, у меня очень большие сомнения, что законопроект будет принят в том виде, в котором он нужен для Крыма и крымских татар».

Также не верит в принятие указанного проекта закона глава крымского республиканского отделения политической партии «Коммунисты России», экс-спикер парламента автономии Леонид Грач .

«Зная нынешнее руководство Крыма, его антитатарские настроения с точки зрения отношения ко всем СМИ, это маловероятно, это люди конъюнктуры », – сказал Л. Грач.

При этом, по мнению коммуниста, принятие такого законопроекта в Крыму необходимо: «То, что Ильясов предлагает, он как бы расшифровывает Конституцию Крыма, в которой прописан государственный статус трех языков».

«Любой – тот, кто хочет видеть себя чиновником, пусть готовится к тому, чтобы учить языки. Никаких проблем я в этом не вижу. Так тоже нельзя: провозгласить равенство трех языков, а потом приходить в суд, и судья, который не знает ни украинского, ни крымскотатарского, будет тебе рассказывать, что у него нет переводчика. Прежде чем идешь в судьи, сдай экзамены по трем языкам », – заметил Леонид Грач.

Его не удивляет реакция Константинова на инициативу по обязательному изучению государственных языков: «Это не удивительно, зная выражения, которые он применяет, его безграмотность в русском языке, уже не говоря о том, что он никогда не осилит ни крымскотатарский, ни украинский ».

В то же время в инициативе Ильясова Грач усмотрел желание вице-спикера заработать политические очки в борьбе со своими бывшими соратниками по Меджлису.

Крым. Реалии,

В марте 2014 года Верховный Совет Автономной республики Крым принял декларацию о независимости, а на состоявшемся чуть позже референдуме большинство его участников проголосовало за присоединение к России. После вхождения республики в состав России государственными языками Крыма были официально провозглашены русский, украинский и крымскотатарский.

Немного статистики и фактов

  • Заметную роль на территории полуострова в разные периоды истории играли греческий и итальянский, армянский и турецко-османский языки.
  • Почти 84% жителей Крыма во время переписи 2014 года родным языком назвали русский.
  • Крымскотатарский предпочитают в общении 7,9%, татарский – 3,7%, а украинский – лишь 3,3% жителей республики.
  • Опрос показал, что почти 80% украинцев, проживающих в Крыму, считают родным русский язык.

Русский и русские

Русский язык в Крыму является основным для значительного большинства жителей полуострова. Эта тенденция сложилась в середине XIX столетия, и с тех пор русский в Крыму имеет долгую и сложную историю. Он утратил позиции государственного в 1998 году, когда в Конституции Украины был закреплен в качестве единственного государственного языка Крыма лишь украинский. Языковая проблема явилась одной из многих, вызвавших у жителей республики желание провести референдум о вхождении в состав России.

Современные реалии

Сегодня в Крыму на равных правах существуют три языка, что гарантировано возможностью выбрать обучение в школе на одном из них. Для туристов из других регионов России в Крыму созданы благоприятные и комфортные условия для отдыха – меню в ресторанах, ценники в магазинах и уличные и дорожные указатели выполнены на русском языке.
Обслуживающий персонал отелей говорит на русском и украинском, экскурсии по достопримечательностям и памятным местам также можно заказать на любом из государственных языков Крыма.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ 10 причин, почему я ненавижу Крым

    ✪ Интересная территория: Крым (часть 1)

    ✪ 10 причин, почему я люблю Крым

    ✪ Английский лагерь Jey Camp c носителями языка: Сочи, Красная Поляна и Крым

Языковой состав населения

В собственно Республике Крым по переписи 2014 года родным языком назвали русский язык 81,68 % от населения региона или 1 502 972 человек из 1 840 174 указавших родной язык; крымскотатарский язык - 9,32 % или 171 517 человек; татарский язык - 4,33 % или 79 638 человек; украинский язык - 3,52 % или 64 808 человек; армянский язык - 0,29 % или 5376 человек; азербайджанский язык - 0,12 % или 2239 человек; белорусский язык - 0,09 % или 1700 человек; цыганский язык - 0,09 % или 1595 человек; турецкий язык - 0,06 % или 1192 человека; молдавский язык - 0,04 % или 703 человека; греческий язык - 0,02 % или 434 человека. По владению языками в республике по переписи 2014 года выделяются соответственно: русский язык - 99,79 % или 1 836 651 человек из 1 840 435 указавших владение языками, украинский язык - 22,36 % или 411 445 человек, английский язык - 6,13 % или 112 871 человек, крымскотатарский язык - 4,94 % или 90 869 человек, татарский язык - 2,75 % или 50 680 человек, узбекский язык - 1,66 % или 30 521 человек, немецкий язык - 1,09 % или 20 132 человека, турецкий язык - 0,45 % или 8305 человек, французский язык - 0,30 % или 5529 человек, армянский язык - 0,27 % или 4988 человек, белорусский язык - 0,25 % или 4620 человек, польский язык - 0,17 % или 3112 человек, азербайджанский язык - 0,13 % или 2320 человек, таджикский язык - 0,10 % или 1932 человека, итальянский язык - 0,10 % или 1831 человек, испанский язык - 0,09 % или 1726 человек, молдавский язык - 0,09 % или 1682 человека, греческий язык - 0,07 % или 1315 человек, грузинский язык - 0,07 % или 1225 человек, цыганский язык - 0,06 % или 1148 человек, арабский язык - 0,06 % или 1092 человека, казахский язык - 0,06 % или 1086 человек, болгарский язык - 0,05 % или 959 человек.

По переписи 2014 года среди русских в республике родным русский язык назвали 99,82 %, украинский - 0,14 %. Среди украинцев родным языком русский назвали 78,59 %, украинский - 21,35 %. Среди крымских татар родным языком крымскотатарский назвали 74,18 %, татарский - 20,27 %, русский - 5,46 %. Среди татар родным языком татарский назвали 74,18 %, русский - 23,08 %. Среди белорусов родным языком русский назвали 90,63 %, белорусский - 9,15 %, украинский - 0,20 %. Среди армян родным языком армянский назвали 55,21 %, русский - 44,38 %. Среди караимов родным языком русский назвали 93,17 %, караимский - 6,02 %, украинский - 0,60 %. Среди крымчаков родным языком русский назвали 95,48 %, крымчакский - 3,39 %, татарский - 0,56 %, крымскотатарский - 0,56 %.

По переписи 2014 года среди русских в республике русским владеют 99,89 %, украинским - 19,49 %, немецким - 1,15 %, польским - 0,12, татарским - 0,11 % и т.д. Среди украинцев русским владеют 99,78 %, украинским - 44,57 %, немецким - 1,22 %, польским - 0,37 % и т.д. Среди крымских татар русским владеют 99,55 %, крымскотатарским - 38,86 %, украинским - 13,63 %, татарским - 13,53 %, турецким - 2,14 %, немецким - 0,53 % и т.д. Среди татар русским владеют 99,69 %, татарским - 39,94 %, украинским - 9,17 %, турецким - 1,35 %, крымскотатарским - 1,01 %, немецким - 0,43 % и т.д. Среди белорусов русским владеют 99,91 %, украинским - 18,40 %, белорусским - 18,26 %, немецким - 1,33 %, польским - 0,58 % и т.д. Среди армян русским владеют 99,55 %, армянским - 46,08 %, украинским - 15,34 %, азербайджанским - 1,95 %, немецким - 1,14 %, турецким - 0,52 %, татарским - 0,47 %, крымскотатарским - 0,22 % и т.д.

Межпереписная динамика 1989-2014

Динамика языкового состава Крыма (с Севастополем) в 1989, 2001 и 2014 годах

Перепись 2001

Основные языки Крымского полуострова по переписи 2001 года

Родной язык всего Доля, %
Доля, %
всего 2401209 100,00%
русский 1890960 78,75% 79,11%
крымскотатарский 230237 9,59% 9,63%
украинский 228250 9,51% 9,55%
татарский 8880 0,37% 0,37%
белорусский 5864 0,24% 0,25%
армянский 5136 0,21% 0,21%
молдавский 1460 0,06% 0,06%
цыганский 1305 0,05% 0,05%
греческий 689 0,03% 0,03%
прочие 16061 0,67% 0,67%
указали 2390319 99,55% 100,00%
не указали 10890 0,45% 0,46%
Языки республики Крым в административно-территориальном разрезе по переписи 2001 года
Наименование
единицы АТД
Русский
язык
Украинский
язык
Крымско-
татарский
язык
Белорусский
язык
Армянский
язык
Симферопольский горсовет 85,82 6,35 6,47 0,12 0,32
Алуштинский горсовет 83,68 9,67 5,58 0,19 0,22
Армянский горсовет 78,52 16,90 2,91 0,18 0,12
город Джанкой 83,14 7,60 7,13 0,18 0,11
Евпаторийский горсовет 83,69 8,73 6,42 0,18 0,27
город Керчь 91,34 5,27 0,81 0,18 0,14
город Красноперекопск 79,62 16,48 2,63 0,20 0,13
город Саки 84,26 8,87 5,27 0,27 0,36
Судакский горсовет 71,45 8,42 17,31 0,23 0,33
Феодосийский горсовет 87,32 7,35 4,23 0,31 0,29
Ялтинский горсовет 86,79 10,12 1,12 0,20 0,28
Бахчисарайский район 69,30 8,21 20,11 0,26 0,10
Белогорский район 60,43 7,92 28,92 0,20 0,19
Джанкойский район 62,04 15,84 20,44 0,33 0,16
Кировский район 64,18 8,38 23,96 0,47 0,19
Красногвардейский район 69,42 11,94 15,43 0,40 0,22
Красноперекопский район 53,26 26,78 15,53 0,35 0,11
Ленинский район 79,39 10,57 14,80 0,39 0,24
Нижнегорский район 72,72 10,47 15,21 0,31 0,06
Первомайский район 58,44 19,27 19,87 0,45 0,13
Раздольненский район 63,97 20,84 12,64 0,35 0,49
Сакский район 64,48 16,91 16,48 0,54 0,28
Симферопольский район 66,95 9,62 21,42 0,27 0,29
Советский район 64,37 10,38 21,16 0,31 0,07
Черноморский район 70,94 14,81 11,93 0,27 0,25
республика Крым всего: 76,55 10,02 11,33 0,26 0,23

Перепись 1979

Перепись 1897

Родной язык Численность Доля
татарский 194 294 35,55 %
великорусский 180 963 33,11 %
малорусский 64 703 11,84 %
немецкий 31 590 5,78 %
еврейский 24 168 4,42 %
греческий 17 114 3,13 %
армянский 8 317 1,52 %
болгарский 7 450 1,36 %
польский 6 929 1,27 %
эстонский 2 176 0,40 %
белорусский 2 058 0,38 %
турецкий 1 787 0,33 %
чешский 1 174 0,21 %
итальянский 948 0,17 %
цыганский 944 0,17 %
другие 1977 0,36 %
Всего 546 592 100,00 %

История

В прошлом, в разные периоды истории Крыма, заметную роль на его территории играли и другие языки (греческий , итальянский , армянский , турецко-османский язык).

Предположительно, на территории Крыма самым древним из ныне известных языков, был киммерийский . Киммерийцев на полуостров оттеснили скифы . Однако между 280-260 гг. до н. э. и сами скифы вынуждены были укрыться в Крыму от нашествия сарматов. В этот период сложилось традиционное разделение Крыма на прибрежные грекоязычные регионы и внутренние степные зоны, которые в свой состав включила Тавроскифия и где до середины III в. н. э. господствовал скифский язык . Затем во внутренний степной крым вторглись готы, осевшие преимущественно в предгорьях Крымских гор, где крымско-готский язык сохранялся до XVIII века. Греческий язык при этом сохранялся в качестве родного языка греков, а также использовался как второй язык многими жителями полуострова до конца ХVII века. Постепенная тюркизация полуострова началась после монголо-татарских нашествий ХIII века. К концу ХV века тюркоязычие распространилось и в предгорном Крыму, включая княжество Феодоро . Лишь в южнобережных регионах продолжали использоваться преимущественно греческий, итальянский и армянский языки. К концу ХVIII века тюркская речь распространилась повсеместно: на крымскотатарский язык перешли даже остатки христианского населения полуострова. Впрочем, крымскотатарским языком разнородные тюркские диалекты полуострова в этот период можно было назвать очень условно, поскольку они принаделжали к разным типологическим подгруппам.

В составе Украины

В составе независимой Украины (1995-2014), основные три языка (русский, украинский, крымскотатарский) употреблялись в системе образования и делопроизводстве, хотя в неравных объёмах. К примеру, речь на крымскотатарском языке в Верховной Раде впервые прозвучала только в 2012 году , после принятия закона о региональных языках. В условиях независимой Украины наметилась тенденция к постепенному оттеснению русского языка из официальной письменной сферы в республике при параллельном командно-административном внедрении украинского языка в систему образования и делопроизводства .

Языковая политика в составе Украины

Украинизация системы школьного образования

Вопрос введения на полуострове украинского языка в советских учреждениях, школах, прессе, радио и т. д. был впервые поднят почти сразу после передачи Крыма УССР. Сделал это на Крымской областной партконференции 10 марта делегат Сущенко . Наибольших успехов украинизация 1995-2014 годов достигла именно в системе школьного образования республики Крым. Инициатором более интенсивной украинизации школ Крыма явился Иван Вакарчук . Учитывая почти тотальную украинизацию системы образования в Киеве , спрос на украиноязычное образование в АР возрастал, опережая предложение. Причиной этому было желание крымчан продолжать обучение в Киевских или других украинизированных или активно украинизирующихся вузах Украины. В 2010/11 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях АР Крым обучалось 167 677 учеников, из них преимущественно на русском языке - 148 452 (88,5 %), на украинском языке - 13 609 (8,1 %), на крымскотатарском образование получали 5 399 (3,2 %) человек . На пике украинизации, в 2011/12 учебном году 8,1 % школьников республики получали всю программу школьного образования на украинском языке, что примерно соответствовало доле считающих родным украинский (10 %). K 2012/2013 годах эта доля сократилась на 0,5 %. . При этом в формально русскоязычные школы активно внедрялись украиноязычные предметы, что фактически превратило их в двуязычные, с постепенно уменьшающимся преобладанием русского языка . Но форсированная украинизация конца 2000-х годов вызывала и протесты русскоязычного населения , а также сопротивление республиканских органов васти. В свою очередь, 13 декабря 2008 года министр образования Иван Вакарчук обрушился с критикой на вузы Крыма и министра образования Крыма Валерия Лаврова за то, что лишь 5 % дисциплин в крымских вузах преподавалось на украинском языке . Особенностью украинизации системы образования Крыма являлся её урбанизированный характер: в сельской местности Крымского полуострова не было ни одного учебного заведения с украинским языком преподавания .

Языки обучения в школе

В 2012/2013 учебном году в средних общеобразовательных школах АР Крым (без учеников специальных школ (школ-интернатов) и специальных классов, организованных при общеобразовательных школах) 89,32 % учащихся получали образование на русском языке, 7,41 % - на украинском языке, 3,11 % на крымскотатарском языке, кроме того 0,15 % получали образование на английском языке . В 2014/2015 учебном году, по данным министра образования и науки Республики Крым , произошло сокращение числа обучающихся на крымскотатарском языке с 5 406 до 4 740 человек, а численность обучающихся на украинском языке сократилась особенно резко - с 12 867 до 1 990 человек. В республике имеется 15 школ с крымскотатарским языком обучения (2 814 учащихся). Кроме этого в 62 школах республики имеются классы с крымскотатарским языком обучения, в них проходят обучение 1 926 учащихся. Украинский язык изучается как предмет в 142 классах; классы с образованием на украинском, на осень 2014 года, есть в 20 школах, а школ с образованием только на украинском нет .

Языки обучения в средних общеобразовательных школах республики Крым
(по данным на 2012/2013 учебный год )
Наименование
единицы АТД
Всего
учащихся
Русский
язык
Украинский
язык
Крымско-
татарский
язык
Английский
язык
Русский

язык,

Украинский

язык,

Крымско-

татарский

язык,

Английский

язык,

Симферопольский горсовет 35402 31141 3512 749 - 87,96 9,92 2,12 -
Алуштинский горсовет 4182 3933 239 10 - 94,05 5,71 0,24 -
Армянский горсовет 2347 2056 291 - - 87,60 12,40 - -
город Джанкой 4086 3796 280 10 - 92,90 6,85 0,25 -
Евпаторийский горсовет 9683 8760 597 326 - 90,47 6,17 3,36 -
город Керчь 9966 9541 425 - - 95,74 4,26 - -
город Красноперекопск 2829 2541 288 - - 89,82 10,18 - -
город Саки 2708 2420 288 - - 89,36 10,64 - -
Судакский горсовет 3174 2702 133 339 - 85,13 4,19 10,68 -
Феодосийский горсовет 8510 7954 445 111 - 93,47 5,23 1,30 -
Ялтинский горсовет 10018 9594 424 - - 95,77 4,23 - -
Бахчисарайский район 8309 7455 227 627 - 89,72 2,73 7,55 -
Белогорский район 6205 5008 468 729 - 80,71 7,54 11,75 -
Джанкойский район 6909 5599 891 419 - 81,04 12,90 6,06 -
Кировский район 5409 4538 379 492 - 83,90 7,01 9,09 -
Красногвардейский район 7903 6815 821 267 - 86,23 10,39 3,38 -
Красноперекопский район 2630 2274 350 6 - 86,46 13,31 0,23 -
Ленинский район 4997 4368 601 28 - 87,41 12,03 0,56 -
Нижнегорский район 4792 4352 345 95 - 90,82 7,20 1,98 -
Первомайский район 2940 2788 71 81 - 94,83 2,41 2,76 -
Раздольненский район 3131 2936 172 23 - 93,77 5,49 0,74 -
Сакский район 6471 5970 380 121 - 92,26 5,87 1,87 -
Симферопольский район 12252 10962 654 636 - 89,47 5,34 5,19 -
Советский район 3362 2901 124 337 - 86,29 3,69 10,02 -
Черноморский район 3197 2854 343 - - 89,27 10,73 - -
учебные заведения
республиканского подчинения
2197 1813 119 - 265 82,52 5,42 - 12,06
республика Крым всего: 173609 155071 12867 5406 265 89,32 7,41 3,11 0,15

Русский язык в Крыму

Языковая картина Крымского полуострова характеризуется преобладанием русскоязычия . По данным переписи населения 2001 года среди родных языков кроме русского (77,0 %), заметно также присутствовали крымскотатарский (11,4 %) и украинский (10,1 %) языки . В период нахождения в составе Украины, была характерна диспропорция между национальностью и языком употребления (родным языком), а также употреблением их в системе образования и делопроизводстве. В этот период была тенденция к постепенному оттеснению русского языка из официальной письменной сферы в республике при параллельном командно-административном внедрении украинского языка в систему образования и делопроизводства . Хотя, согласно данным опроса, проведённого в 2004 году Киевским международным институтом социологии (КМИС), русский язык использует для общения абсолютное большинство - 97 % всего населения Крыма .

После 2006 года ряд местных горсоветов провозгласили русский язык региональным. Однако эти решения часто носили декларативный характер и/или наталкивались на яростное сопротивление киевских властей, продолжающих проводить политику украинизации, особенно в сфере образования и кинопроката . Примечательно что Крымская Рада так и не рассмотрела применение закона о региональных языках 2012 года, заявив что он ничего нового к уже имеющимся положениям Конституции не добавил.

После вхождения Крыма в состав РФ, согласно принятой в апреле 2014 года Конституции Республики Крым , в новом субъекте РФ провозглашены 3 государственных языка: русский , украинский и крымскотатарский .

По итогам переписи населения в Крымском федеральном округе 2014 года , абсолютное большинство населения полуострова родным языком назвало

Современные геополитические процессы, связанные с Крымом, вызывают повышенный интерес исследователей, прежде всего, к политической и международно-правовой составляющей проблемы. Не менее актуальными в этом контексте остаются социогуманитарные вопросы, связанные с языковыми и образовательными процессами на полуострове. Крымская этноязыковая история, имевшая свои трагические страницы, на современном этапе в очередной раз обнажила сложные грани своей проблематики, которые невозможно рассматривать в отрыве от истории его коренного народа.

В отличие от других репрессированных народов, которые были организованно возвращены и восстановлены в своих правах советским государством в 1957–1958 гг., крымским татарам пришлось добиваться восстановления своих прав вплоть до распада СССР. Процесс самостоятельного возвращения крымтатарского народа и его обустройство на исторической Родине все еще продолжается (2017 г.). Остаются нерешенными сложные проблемы политико-правового и социально-экономического характера. Принятые государством (СССР и его правопреемниками) законодательные и нормативные акты не реализуются в полной мере.

Для определения путей решения существующих проблем необходим сравнительно-исторический, системный, количественно-качественный анализ процессов в сфере образования, протекавших на протяжении последних десятилетий, а также научное осмысление современного состояния. Исходя из вышеизложенного, функционирование государственных языков в системе образования Крыма, их законодательное обеспечение как предмет исследования представляет значительный интерес.

Незадолго до распада Советского Союза Верховным Советом СССР 14 ноября 1989 года была принята Декларация «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав». Созданная Верховным Советом СССР «Государственная комиссия по проблемам крымтатарского народа» выработала «Выводы и предложения Комиссии Верховного Совета СССР по проблемам крымтатарского народа». Выводы и предложения были приняты единогласно 28 ноября 1989 г. Постановлением ВС СССР «О выводах и предложениях Комиссий Верховного Совета СССР по проблемам советских немцев и крымтатарского народа». Четвертый пункт данного постановления гласил: «Восстановление прав крымтатарского народа не может быть осуществлено без восстановления автономии Крыма путем образования Крымской АССР в составе Украинской ССР. Это соответствовало бы интересам как крымских татар, так и представителей других национальностей, проживающих ныне в Крыму». Верховный Совет Украинской ССР 12 февраля 1991 г. принимает закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики», состоявший из двух статей. Первая статья восстанавливала Крымскую АССР в пределах территории Крымской области. Вторая статья преобразовывала областные органы власти в республиканские. Конституция Крымской АССР утвердила три государственных языка: крымтатарский, русский, украинский, но вскоре после ее отмены в 1995 году в новой редакции государственный статус крымтатарского языка был упразднен.

За короткое время к середине 90-х годов прошлого века на полуостров самостоятельно вернулось более 250000 крымских татар. Массовая репатриация актуализировала проблему восстановления системы образования на родном языке, полностью ликвидированную после тотального выселения по этническому признаку в мае 1944 г. Решение вопросов в этой сфере осложнялось тем, что на территории Крымской области все послевоенные десятилетия было запрещено упоминать о существовании крымтатарского народа, практиковалась жесткая система этнической сегрегации (запрет на проживание, работу, изучение родного языка, получение высшего образования и т.д.).

В наиболее сложной ситуации в этот период оказался крымтатарский язык, который не имел официального статуса, долгое время находившийся (с 1944 г.) в условиях лингвоцида, исключенный из реестра языков народов СССР, утерявший многие свои функции и сферы применения, фактически оказавшийся на грани исчезновения.

С 90-х годов прошлого века начинается процесс возрождения образования на крымтатарском языке, формируется сеть школ с родным языком обучения. Динамика численности классов и контингента учащихся с языками обучения за 2009–2013 гг. в Крыму выглядела следующим образом (таблица 1).

Динамика изменения количества учащихся (классов) в дневных ОУЗ, обучающихся на украинском, крымтатарском, русском языках за 2009–2013 гг.

Учебные годы Всего учащихся, обучающихся
на украинском языке на крымтатарском языке на русском

языке

2009/2010 13758 чел.

(943 класса)

5592 чел.

(412 классов)

156767 чел.

(7705 классов)

2010/2011 13609 чел.

(946 классов)

5399 чел.

(408 классов)

150010 чел.

(7508 классов)

2011/2012 13672 чел.

(938 классов)

5498 чел.

(403 класса)

156666 чел.

(7832 класса)

2012/2013 12867 чел.

(862 класса)

5406 чел.

(383 класса)

155336 чел.

(7627 классов)

2013/2014 12694 чел.

(829 классов)

5551 чел.

(384 класса)

158174 чел.

(7744 класса)

При этом увеличение численности обучающихся на родном языке не наблюдалось. Школ с крымтатарским языком обучения в Автономной Республике Крым было явно недостаточно. Утвержденная Постановлением Совета Министров АР Крым № 260 от 27 августа 1997 г. «Программа формирования и развития сети общеобразовательных учреждений с украинским, крымтатарским языками обучения, школ и классов с двумя языками обучения» осталась не выполненной. Учитывая этнодемографическую структуру учащихся Крыма, Программа предполагала открытие 60 школ с украинским языком обучения и 40 школ с крымтатарским языком обучения. В это время в школах АР Крым обучалось 314768 учащихся, из них русских – 183218 (58,21%), украинцев – 73843 (23,46%), крымских татар – 43661 (13,87%), греков – 669 (0,18%), армян – 1644 (0,52%), болгар – 268 (0,09%), немцев – 435 (0,14%), других национальностей – 11130 (3,53%). Осталась невыполненной и «Региональная программа развития общего среднего образования в АР Крым на 1999–2010 годы», которая предусматривала доведение количества школ с украинским языком обучения до 18 и крымтатарским – до 20.

Языковая политика в сфере образования современной Республики Крым. Современное состояние изучения и обучения на родных языках .

По официальным данным, к началу 2016–2017 учебного года в Крыму функционировало 463 дошкольных образовательных учреждения, в которых обучалось 69,9 тыс. детей. Из них только 1 детское учреждение с крымтатарским языком и еще 1 – с крымтатарским и украинским языками. Всего на полуострове функционирует 38 групп с крымтатарским языком обучения и воспитания (915 детей) или 1,4% от общего контингента и 5 групп с украинским языком обучения и воспитания (116 детей) 0,2% от общего контингента. Дети крымскотатарской национальности дошкольного возраста составляют более 26% от численности дошкольного контингента. По существу современная система дошкольного образования Крыма выполняет функции языковой ассимиляции детей крымтатарской и других национальностей.

По данным официальных источников (МОНМ РК), к началу 2016–2017 учебного года в Крыму функционирует 561 общеобразовательных школ, в которых обучается 187,6 учащихся. Численность учащихся, по сравнению с 2006–2007 учебным годом, сократилась на 40,4%. Из 561 школы 16 с крымтатарским языком обучения и 1 – с украинским языком обучения (к началу 2014 г. было 7 школ и 1 образцовая гимназия). На русском языке обучается 177183 учащихся (96,9%), на крымтатарском – 4835 (2,6%), на украинском – 894 (0,5%). Школы с крымтатарским языком обучения и единственная школа с украинским языком обучения не являются как таковыми в целом. Учебный процесс на родных языках, по новым требованиям, организовывается с 1 по 9 классы, а в 10–11 – на русском языке.

В 2015–2016 учебном году в общеобразовательных организациях с русским языком обучения изучали как предмет крымтатарский язык – 10402 человека, украинский – 9316, новогреческий – 62, немецкий – 50.

Официальная информация по факультативному изучению, в рамках кружковой деятельности, выглядит в следующем виде: крымтатарский изучают 11869 учащихся, украинский – 13661, армянский – 122, болгарский – 86, новогреческий – 73, немецкий – 18. В существующем законодательстве отсутствует факультативная форма изучения языка, есть внеурочная кружковая форма, проходящая после основных занятий. Кружковое изучение без оценивания знаний с минимальным количеством часов, как правило, не позволяет овладеть родным языком в должной мере и тем более выполнить учебную программу по языку.

Исходя из ежегодной рождаемости 4,5–5,5 тысяч (5,5 тысяч 2012 г.) детей крымских татар в год в среднем с 1 по 11 классы должно обучаться от 49,5 до 60,5 тысяч учащихся. Если взять минимальную численность 49,5 тысяч человек обучающихся, то она составит 26,3% от всей численности учащихся школ Крыма. Эта цифра вполне достаточна для комплектации классов с крымтатарским языком обучения, но на практике этого не происходит.

Всеми видами обучения и изучения крымтатарского языка охвачено 27106 (54,8%) учащихся, не изучают родной язык 22394 (45,2%) человек. Наиболее остро стоит эта проблема на Южном берегу, в городах Ялта, Феодосия, Керчь, Красноперекопск.

Куртсеитов Рефик Джаферович , кандидат социологических
наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных
дисциплин, Крымский инженерно-педагогический университет

Мамбетов Кемал Ягьяевич , ведущий специалист ГКУ РК
«Информационно-методический, аналитический центр»
г. Симферополь Республика Крым.

Источник : «Экономика и социум » № 2 (45) 2018

Продолжение следует …

 
Статьи по теме:
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме
Гадание на кофейной гуще: Женщина (Дама) — Значение
Беременность является абсолютно не похожим на другие состояния, в котором женщина, ввиду гормональных и других серьезных изменений, становится чувствительной, поддается сомнениям и переживаниям. На фоне таких процессов вопрос: можно ли гадать беременным