Грибоедов горе от ума по ролям. Идейная направленность комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума. Изображение характеров и нравов в комедии а. грибоедова «горе от ума»

ИЗОБРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРОВ И НРАВОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»


«Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений в русской литературе. Это блестящий пример тесной связи ли-
тературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль и сейчас, спустя столетия.
В комедии передана атмосфера смены исторических эпох. В высказываниях различных персонажей комедии возникает реалистический образ старой Москвы Екатерининских времен, нравы барского общества и вечный конфликт двух поколений.
Конфликт произведения раскрывается и с помощью внесценических персонажей. Благодаря этому фону расширяется картина жизни столичного дворянства. Все внесцени-ческие персонажи можно условно разделить на две большие группы: лагерь Фамусова и лагерь Чацкого. Большая часть их примыкает к фамусовскому кругу. Особенно запоминается дядюшка Фамусова. Максим Петрович - идеал для людей этого круга, он делал карьеру, не брезгуя никакими средствами, унижаясь перед всесильной Екатериной. Фамусов, восторженно рисуя его стремительный взлет, нравоучительно говорит: «Упал он больно - встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово?». Фамусов забывает о другом: время «дураков» проходит. Чацкий считает Фамусова недалеким, а подобные идеалы вызывают в нем только гнев. Он с горечью говорит: «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея». Все жизненные блага представители «века минувшего» получали за то, что унижали свое человеческое достоинство, забывая о дворянской чести.
Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который тоже является идеалом Фамусова. Он сумел не только свою жизнь устроить, но и о близких не забыл:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат...
Что за тузы в Москве живут и умирают!..
Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола. Дамы всесильны. Яркий пример - Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с «чиновными и должностными». Фамусов говорит:
А дамы? - сунъся кто, попробуй, овладей;
Судьи всему, везде, над ними нет судей...

Присутствовать пошлите их в Сенат!
Ирина Власъевна! Лукерья Алексеека?
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!
Очень большой вес в обществе имеет княгиня Марья Алексевна, мнения которой очень боится Фамусов. Чацкий высмеивает этих «властительниц», их пустоту, глупость и вздорный характер.
Кроме «тузов», в дворянском обществе есть люди и помельче. Их больше, и поэтому они являются типичными представителями среднего дворянства. Представители этого типа - Загорецкий и Репетилов, а из вне-сценических можно назвать «черномазенько-го, на ножках журавлиных», а также «троих из бульварных лиц»^ о которых упоминает Чацкий. Все они, сознавая свою ничтожность перед «столпами» московского дворянства, стараются им услужить, раболепствуют, завоевывая их благосклонность. Дух угодничества и лицемерия пронизывает все фамусов-ское общество.
Все внесценические персонажи необходимы для того, чтобы оттенить характеры главных действующих лиц, раскрыть их полнее. Восхищение Фамусова ничтожными людьми подчеркивает его ограниченность. Отсюда можно сделать вывод, что он добился положения в обществе и стал влиятельным «тузом» благодаря умению использовать любые средства для достижения своей цели. Когда он упрекает Софью, что она похожа на мать тем, что «чуть из постели прыг» - уже с молодыми людьми, то можно не сомневаться: он женился по расчету. Чванливый по отношению к тем, кто занимает более низкое положение, Фамусов откровенно заискивает и ищет расположения тупого Скалозуба, который «не нынче-завтра генерал». Чацкий с насмешкой говорит о родне Фамусова;
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В Ученый комитет который поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?
Этот персонаж, выведенный в комедии, помогает понять общественно-политическую обстановку в России, почувствовать атмосферу, царящую в обществе. Все боятся образованных людей типа Чацкого, потому что понимают, что недалеко то время, когда их сметет, как ненужный хлам, новая сила, то есть

Образованные передовые дворяне. Они боятся перемен, потому что без крепостных сами ничего в жизни не умеют, ни знаний, ни ума, ни способностей у них нет. Ярые крепостники готовы кого угодно объявить сумасшедшим, лишь бы держаться за свои привилегии.
Пушкин говорил, что цель комедии - это «изображение характеров и нравов». Безнравственность фамусовского общества и безнравственность тех идеалов «века минувшего», которым они поклоняются, напоминает о том, что пороки человеческой натуры неистребимы, поэтому современные Молчалины и Чацкие находятся в вечном противоборстве. Способность ради карьеры «отважно жертвовать затылком», беззастенчивость, с которой «торопятся попасть в полки шутов», - все это делает комедию Грибоедова бессмертной. Чацкий одной фразой дает меткую характеристику фамусовскому обществу:
Смешные, бритые, седые подбородки,
Как волосы, так и умы коротки!
Старуха Хлестова говорит: «И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев,..». Ей вторит Скалозуб, что вышел проект о том, что «там будут лишь учить по-нашему: раз, два; а книги сохранят так: для больших оказий». Он сожалеет о своем брате: «Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать». Казалось бы, он должен радоваться, что его брат умнее, дальновиднее, но ничего, кроме раздражения, Скалозуб не чувствует. Фамусов заявляет: «А чтобы зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь!». Сам Грибоедов писал: «Чем образованнее человек, тем он полезнее своему отечеству». Но фамусовское общество не желает быть полезным своему отечеству. Родины и своего народа они, по существу, не знают и не желают знать.
В комедии много внесценических персонажей из крепостного сословия. Все образы, даже самые незначительные, играют важную роль в развитии сюжета, что помогает осуществить основной идейный замысел комедии - дать широкую картину русской действительности того времени, показать борьбу двух лагерей, то есть «века нынешнего» с «веком минувшим». Внесценические персонажи помогают автору создать полную сатирическую картину общества, обобщая, типи-

Зируя конфликт. В этом новаторство Грибоедова. Консервативная масса дворянства проповедовала идеалы «минувшего века»: «И на-гражденья брать, и весело пожить» - вот их лозунг, их девиз. Чацкий же и ему подобные видят цель жизни в переустройстве общества, когда «рабов по духу» сменит гармонично развитая личность, способная к самопожертвованию во имя прогресса. Чацкий о «минувшем веке» говорит: «Прямой был век покорности и страха». Герой противопоставляет идеалам Фамусова высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека.

Прочитав комедию “Горе от ума”, я была в восторге от главного героя, его свободословия, поведения. Это произведение повествует о дворянском обществе. Их поступки все на лицо, и уже никто не сможет отрицать, что эти люди делают из себя тех, кем они не являются. Жизнь - вещь тяжелая, она всегда с трудностями и препятствиями.
Главный герой - Чацкий. Умный и честный человек оказывается в обществе глупых людей. А что привело к тому, чтобы он оказался в фамусовском обществе? Мы знаем - это неразделенная любовь к Софии. София совершенно неправильно поступила с Чацким. Она его совсем недооценивала, не понимала и не уважала. Чацкий осознавал это, но хотел на все закрыть глаза. Хорошо ли встретила София своего друга детства, которого уже давно не видела? Чацкий был поражен:
Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!
Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
Удивлены? и только? вот прием!
В доме Фамусова царят ложь, лицемерие. Главные занятия - “обеды, ужины и танцы”. Чацкий, не боясь никого, говорит то, что думает. Он противоречит высшим чинам, которые ценят только богатство и власть, боясь правды и просвещения. Не каждый мог бы так поступить в те времена. Основные взгляды на жизнь Чацкого проявляются через его диалоги. Он хочет служить делу, а не каким-то знатным людям:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Чацкий не терпит унижения и подхалимства. В чем же горе героя этой комедии? Беда в том, что таких людей, как Чацкий, было очень мало. Люди в то время много умалчивали, они становились жестокими, им приходилось много унижаться и всем прислуживаться. А, может, Грибоедов хотел высказать мысли, взгляды через образ Чацкого? Мы об этом можем только догадываться. А если представить мир без таких людей, как Чацкий? Страшно подумать, что вокруг нас все будут, как фамусовы, молчалины, скалозубы.
Комедия “Горе от ума” еще на много лет останется современной. Образ Чацкого никогда не состарится, потому что он человек “Века нынешнего”, который не мирится с несправедливостью, бесчестием, унижением. Вот с таких людей мы должны брать пример. Как жаль, что такие люди не все. Эта комедия останется у меня в сердце надолго.

Я думаю, смысл комедии в том, чтобы показать быт Москвы того времени, период русской жизни от Екатерины до императора Николая. Автор хотел показать, кто господствовал в ту эпоху, как люди получали чины и чем они помогли Родине. В этом произведении разыгрывается конфликт между старомодными, глупыми, бесполезными людьми и молодым поколением, желающим добиться того, чтобы Россия заняла ведущее место в своем развитии.
Сам Грибоедов приписал горе Чацкому от его ума. Чацкий - главный герой комедии. У него есть сердце, он честный, искренний. Им восхищается горничная Лиза, он “чувствителен, и весел, и остер”. Он “славно пишет, переводит”, говорит о нем Фамусов. Чацкий серьезно любит, видя в Софии будущую жену. Фамусов сразу почувствовал, что с приездом Чацкого нарушится привычный уклад жизни, хотя и не знал о его взглядах на жизнь. Фамусовское общество представляет собой сплошную ложь и лесть, мир, где царят деньги и безнравственность. Чацкий, очутившись в этом обществе, заскучал, потому что он понял, что эти люди льстецы и эгоисты, которые ничего не видят вокруг себя. София тоже не смогла противостоять окружению своего отца. В свои семнадцать лет девушка “расцвела прелестно”, как говорит о ней пораженный Чацкий. Может, это и привлекало в Софии Чацкого. Мне кажется, что он начал разочаровываться в любимой, потому что она видит мир испорченным, не понимает его истинного значения. София не смогла оценить честь и ум Чацкого. Чацкого терзает мысль, как такая девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима. Именно Молчалин противопоставлен Чацкому как иной тип поведения молодого человека: внешне благоприличный, скромный, но в сущности подлый, подхалимствующий карьерист и лакей. В конце, когда Чацкий все узнает, он понимает, что глубоко разочаровался в Софии, и уезжает из Москвы:
Зачем меня надеждой завлекали?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в прах?!
Комедия оканчивается видимым поражением Чацкого, бегством его из Москвы. Смысл комедии, я полагаю, и в том, что Чацкий, несмотря на свои поражения и душевные муки, не отступил от своей мечты и идеала.


«Горе от ума». Комедия в четырёх действиях в стихах.

Действие второе

Как и обещал Александр Алексеевич, вернулся он спустя час. И вновь разговор зашёл о Софии. Хозяин дома спросил его, желал бы он на его дочери жениться? Чацкий ответил, что хотел бы посвататься к ней, но что ответит на это сам Павел Афанасьевич? Тот ответил: «Сказал бы я, во-первых, не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, а, главное, поди-ка послужи».

Чацкий ответил: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Павел Афанасьевич упрекнул Александра Андреевича в гордыне и, как пример, рассказывает историю о своём дяде, который много добился именно тем, что служил при дворе императрицы, и падал специально перед нею, дабы её рассмешить. А молодой человек ответил, что раболепство он презирает и оно ему противно. Разразился горячий разговор, в котором Чацкий утверждал и отстаивал своё мнение, что служить надо не лицам, а делу; вольнее дышать, никуда не торопиться и не вписываться в полк шутов; так же не стоило бы «у покровителей зевать в потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать, поставить стул, подать платок». А в это время, Павел Афанасьевич думает о том, что этот молодой человек, весьма опасная личность, проповедующий вольность и не признающий властей. Фамусов подумал, что таким вот господам, как Чацкий, «строжайше запретить на выстрел подъезжать к столицам». Не выдержав этого спора, хозяин дома, крикнул Александру Андреевичу, что знать его не желает, не потерпит такого разврата, и что этот разговор, немедленно стоит прекратить.

И в этот момент в комнату вошёл Скалозуб. Фамусов очень обходительно его поприветствовал, услужливо предложил присесть, тогда как Чацкий, присел чуть поодаль. Разговор их был наполнен сплетнями и оговорами других людей, темы были недостойными: обсуждали своих родственников и чинов, кто какие звёзды получил и каковы были их перспективы, о светских условностях и об орденах … И вот Скалозуб сообщил, что хотел бы жениться. Фамусов сразу же вставил: «По отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых, - тот и жених». Разговор этот, для Александра стал и вовсе невыносимым. И он сказал, что предрассудки в обществе Москвы, судя по всему, неистребимы. Фамусов в раздражении потребовал, чтобы молодой человек смолк! Павел Афанасьевич представил Скалозубу Чацкого и рассказал гостю, что если бы Александр служил при дворе, то «малый с головой» и мог бы много добиться и чин заслужить. На что Александр Алексеевич ответил, чтобы о нём не переживали и не хвалили, так как ему эти речи неприятны. А Фамусов предупредил молодого человека, что такое рассуждение будет обществом осуждено.

И тут с гневом Чацкий спросил: «А судьи кто?» Лицемерные аристократы с чиновниками, которые враждебно относятся к свободной жизни? Те, кто постоянно пирует? Они расточители, совершают недостойные поступки, считаются образцами в обществе! Старики, которых ставили в пример, могут любого молодого человека высмеять, только потому, что он решил посвятить себя искусству, а не тратить жизнь на завоевание чина. Военные, их мундиры расшиты, а за ними, укрывается нищий рассудок и слабодушие!

Павел Афанасьевич скрылся быстро в кабинете, а вот Скалозуб - вообще не понял о чём ему говорят. В комнату с криками вбегают София и её служанка. София с тревогой смотри в окно. Как оказалось, Молчалин пытался сесть на лошадь и уже вставил в стремя ногу, но лошадь встала на дыбы и Алексей Степанович упал наземь. София так перепугалась за любимого, что ей стало плохо. Лиза с Александром ухаживают за ней: принесли воды и обмахивают опахалом. Но, оказалось, что Алексей упал и просто ушибся, с ним ничего страшного не произошло, и девушка тут же почувствовала себя лучше. Придя в себя, девушка обвинила Чацкого в хладнокровии и бездушии, ведь он не бросился на помощь к Молчалину. Получается, что беда человека для его, всего-то забава! Чацкий быстро понял, что Софии Молчалин нравится, более того - она влюблена!

В комнату вошёл Алексей Степанович, у него перевязана рука. Скалозуб это приметив, тут же стал рассказывать сплетню о неуклюжести княгини Ласовой, которая упала с лошади, потеряла одно ребро и теперь ищет себе мужа, для поддержки. А Чацкий, догадавшийся о любви Софии, не может поддерживать разговор ни с Молчалиным, ни со Скалозубом, он просто откланивается и уходит. Скалозуб, через секунду после ухода Чацкого, обещает зайти в гости вечерком, ушёл в кабинет к Фамусову.

В комнате остаются трое: София и служанка, а так же Молчалин. Лиза предрекает Андрею Степановичу, что Чацкий и Скалозуб поднимут его на смех. Софии всё-равно, что скажут другие, а вот Молчалин в ужасе: «Ах! Злые языки страшнее пистолета». Лиза Софии посоветовала зайти вкабинет к отцу, где сейчас находится Скалозуб с улыбкой и беззаботным лицом, дабы они не заподозрили ничего. Да и с Чацким надо бы быть повеселее, порой рассказывать о своих проказах, чтобы молодой человек был на всё готов, ради неё. София посмотрела на Андрея и поняла, что он согласен со служанкой. Она вытерла слёзы и ушла.

Только из комнаты вышла София, как Молчалин бросился к Лизе и стал говорить, как сильно любит её. А София? Её он любит по должности, ведь он служит у Фамусова. Но, Лиза попросила молодого человека, держать от неё руки подальше. И Андрей Степанович начинает девушку завлекать помадой и духами, перламутровым набором, состоящим из ножниц и игольницы. Но её это не прельщает. Поняв, что девушку подарками он не возьмёт, он уходит. Но перед тем как уйти, просит прийти её к нему в обед - он раскроет ей какую-то тайну.

«Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии, продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет. «Горе от ума» - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России, о путях обновления, переустройства ее жизни.

С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные и культурные проблемы эпохи. Содержание комедии раскрывается через столкновение и смену двух эпох русской жизни - «века нынешнего» и «века минувшего». Границей между ними, на мой взгляд, является война 1812 года - пожар в Москве, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря: это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба и других и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого. В комедии ясно показано, что столкновение «веков» было выражением борьбы этих двух лагерей.

В восторженных рассказах Фамусова и обличительных речах Чацкого автор создает образ XVIII, «минувшего века». «Век минувший» и является идеалом фамусовского общества, ведь - убежденный крепостник. Он готов из-за любого пустяка сослать в Сибирь своих крестьян, ненавидит просвещение, пресмыкается перед начальством, выслуживаясь как может для получения нового чина. Он преклоняется перед дядей, который «на золоте едал», служил при дворе самой Екатерины, ходил «весь в орденах». Разумеется, свои многочисленные чины и награды он получил не благодаря верной службе отечеству, а выслуживаясь перед императрицей.

Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб - «и золотой мешок и метит в генералы». Полковник Скалозуб - типичный представитель аракчеевской армейской среды. На первый взгляд его образ карикатурен. Но это не так: исторически он вполне правдив. Как и Фамусов, Скалозуб руководствуется в своей жизни философией и идеалами «века минувшего», но в более грубой форме. Цель своей жизни он видит не в службе отечеству, а в достижении чинов и наград, которые для военного, по его мнению, более доступны.

Люди Фамусовского круга - эгоисты и корыстолюбцы. Все свое время они проводят в светских развлечениях, пошлых интригах и глупых сплетнях. Это особое общество имеет свою идеологию, свой быт, взгляды на жизнь. Они уверены, что нет другого идеала, кроме богатства, власти и всеобщего уважения. «Ведь только здесь еще и дорожат дворянством», - говорит Фамусов о барской Москве. Грибоедов разоблачает реакционность крепостнического общества и этим показывает, куда ведет Россию господство Фамусовых.

Свои разоблачения он вкладывает в монологи Чацкого, который обладает острым умом. Для друзей и для врагов Чацкий был не просто умным, а «вольнодумцем», принадлежащим к передовому кругу людей. Идеи, волновавшие его, тревожили умы всей прогрессивной молодежи того времени. В Петербург Чацкий попадает тогда, когда там зарождается движение декабристов. В этой обстановке, по-моему, складываются взгляды и стремления Чацкого. Он хорошо знает литературу. До Фамусова дошли слухи, что Чацкий «славно пишет, переводит». Такое увлечение литературой было характерно для свободомыслящей дворянской молодежи.

Вместе с тем Чацкого увлекает и общественная деятельность: мы узнаем про его связь с министрами. Полагаю, он успел побывать даже в деревне, ведь Фамусов утверждает, что он там «наблажил». Можно предположить, что эта «блажь» означала хорошее отношение к крестьянам, возможно, кое-какие хозяйственные реформы. Эти высокие стремления Чацкого являются выражением его патриотических чувств, вражды к барским нравам и крепостному праву в целом. Думаю, не ошибусь, предположив, что Грибоедов впервые в русской литературе раскрыл национально-исторические истоки русского освободительного движения 20-х годов XIX века, обстоятельства формирования декабризма. Именно декабристское понимание чести и долга, общественной роли человека противопоставлено рабской морали Фамусовых. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - заявляет Чацкий. Так же как и Грибоедов, Чацкий является гуманистом, защищает свободу и независимость личности.

Крепостничество он резко разоблачает в гневной речи «А судьи кто?». В ней Чацкий обличает ненавистный ему крепостнический строй. Он высоко оценивает русский народ, говорит о его уме, свободолюбии, и это, на мой взгляд, тоже перекликается с идеологией декабристов. В комедии проводится идея «самостояния» русского народа. Низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное для дворянской среды, вызывает резкий протест Чацкого.

Очевидно, что Чацкий в комедии не одинок. Он выступает от имени всего поколения. Возникает закономерный вопрос: кого же имел в виду герой под словом «мы»? Вероятно, молодое поколение, идущее другим путем. Чацкий верит в наступление новой эры. Еще совсем недавно «прямой был век покорности и страха». Нынче пробуждается чувство личного достоинства. Не все хотят прислуживаться, не каждый ищет покровителей. Возникает общественное мнение. Чацкому кажется, что наступило время, когда можно изменить и исправить сложившиеся крепостнические порядки путем развития передового общественного мнения, с помощью новых гуманных идей.

Борьба против Фамусовых в комедии не завершилась, потому что и в реальной действительности она только началась. Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа русского освободительного движения.

«Век минувший» представляет в комедии московское дворянское общество, которое придерживается устоявшихся правил и норм жизни. Типичный представитель этого общества - Павел Афанасьевич Фамусов. Он живет по старинке, своим идеалом считает дядю Максима Петровича, который являлся ярким примером вельможи времен императрицы Екатерины. Вот что говорит о нем сам Фамусов:

Он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

Тогда не то, что ныне...

Чацкий считает тот век веком «покорности и страха». Он убежден, что те нравы ушли в прошлое и нынче охотников поподличать «смех страшит и держит стыд в узде».

Однако не так все просто. Традиции минувших дней слишком сильны. Сам Чацкий оказывается их жертвой. Он со своей прямотой, острословием, дерзостью становится возмутителем общественных правил и норм. И общество мстит ему. При первой же встрече с ним Фамусов называет его «карбонарием». Однако в беседе со Скалозубом отзывается о нем неплохо, говорит, что он «малый с головой», «славно пишет, переводит», при этом сожалеет, что Чацкий не служит. Но у Чацкого на этот счет свое мнение: он хочет служить делу, а не лицам. Пока же, видимо, в России это невозможно.

На первый взгляд, может показаться, что конфликт между Фамусовым и Чацким - это конфликт разных поколений, конфликт «отцов» и «детей», но это не так.

Ведь Софья и Молчалин - молодые люди, почти сверстники Чацкого, но они в полной мере принадлежат «веку минувшему». Софья не глупа. Доказательством тому может служить и любовь Чацкого к ней. Но она впитала философию отца и его общества. Ее избранник - Молчалин. Он тоже молод, но тоже дитя той, старой среды. Он полностью поддерживает мораль и нравы старой барской Москвы. И Софья, и Фамусов отзываются о Молчалине хорошо. Последний держит его на службе, «потому что деловой», а Софья резко отвергает нападки Чацкого на ее возлюбленного. Она говорит: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума...

Но для нее ум не главное. Главное же, что Молчалин тих, скромен, услужлив, обезоруживает батюшку молчанием, никого не обидит. В общем, идеальный муж. Можно сказать, качества чудесные, но они лживы. Это лишь маска, за которой скрывается его сущность. Ведь его девиз - умеренность и аккуратность», и он готов «угождать всем людям без изъятья», как учил его батюшка. Он идет настойчиво к своей цели - теплому и денежному местечку. Он играет роль влюбленного лишь потому, что это угодно самой Софье, дочери его хозяина. А Софья видит в нем идеал мужа и смело движется к своей цели, не боясь того, «что станет говорить княгиня Алексевна».

Чацкий, попадая в эту среду после долгого отсутствия, вначале настроен очень доброжелательно. Он стремится сюда, ведь «дым Отечества» ему «сладок и приятен», но этот дым оказывается для него угарным газом. Он встречает стену непонимания, отторжения. Его трагедия заключается в том, что на сцене он один противостоит фамусовскому обществу.

Но в комедии упоминается двоюродный брат Скалозуба, который тоже «чудит» - «службу вдруг оставил», заперся в деревне и книги стал читать, а ведь ему «следовал чин». Есть и племянник княгини Тугоуховской «химик и ботаник» князь Федор. Но есть и Репетилов, который гордится своей причастностью с некоему тайному обществу, вся деятельность которого сводится к «шумим, братец, шумим». Но Чацкий не может стать членом такого секретнейшего союза.

Но понять Чацкого можно. Он переживает трагедию личную, он не находит дружеского сочувствия, он не принят, он отвергнут, он изгнан, но и сам герой не мог бы существовать в таких условиях. «Век нынешний» и «век минувший» сталкиваются в комедии. Время минувшее еще слишком прочно и порождает себе подобных. Но время перемен в лице Чацкого уже настает, хотя еще слишком слабо. "«Век нынешний» сменяет «век минувший», ибо это непреложный закон жизни. Появление Чацких-карбонариев на рубеже исторических эпох естественно и закономерно.

«Горе от ума» Грибоедова занимает особое место. Живые образы этой , рассказывая о далеком Алл С о ч. Р У прошлом, волнуют и современного читателя. Основной конфликт комедии - борьба «века минувшего» с «веком нынешним» - близок нам до сих пор. В центре изображения - барская Москва, но в репликах, разговорах грибоедовских персонажей возникает перед нами и облик столичного Петербурга, и саратовская глушь, куда Фамусов грозит услать Софью, словом, необозримые просторы России. В комедии представлены все слои русского общества начала XIX века: от Фамусова и Хлестовой, представителей московской знати, до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучит голос будущих декабристов. В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух общественных лагерей, сложившихся в России после Отечественной 1812 года, - защитников крепостной старины и передовой дворянской молодежи.

В обличительных речах Чацкого и в восторженных рассказах Фамусова воссоздан облик века Екатерины. Это «век покорности и страха», с вельможами «в случае», с придворными льстецами, с безумным мотовством и пирами в великолепных палатах. Этот «минувший век» и является идеалом фамусов-ского общества. «И награжденья брать и весело пожить» - в этих словах Молчалина, как и в восхищении Фамусова вельможей Максимом Петровичем, выражены идеалы фамусовского общества. Мир Фамусовых состоит не только из крепостников - тузов, но и из прислуживающих им подхалимов - чиновников, таких, как Молчалин.

Молчалин стал символом и лакейства. Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Он совершенно искренне недоумевает, как это в маленьких чинах «можно сметь свое суждение иметь».

Разоблачая идеалы «века минувшего», Грибоедов хотел показать, куда ведет русское общество господство скалозубов, Фамусовых и им подобных. Непримиримая вражда защитников крепостнических устоев к культуре и просвещению вела к отсталости России, к процветанию невежества, взяточничества, добровольного холопства. Врагам свободомыслия и просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. В глазах современников и последующих поколений этот чаще всего связывается с декабристами.

Рабской морали Фамусовых и Молчалиных Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо преклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести, служение не лицам, а делу во имя блага Родины - таковы моральные принципы Чацкого. Он страстный защитник просвещения и верит в его силу, в силу слова.

Чацкий наносит страшный удар своими обличениями Фамусовым и Молчалиным. Их спокойное и беспечное существование нарушено, их разоблачили, их идеалы осудили. В ответ фамусов-ское общество мстит Чацкому, распуская сплетню о его сумасшествии. Основной смысл комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» заключается в том, что в ней изображается личная главного как общественная драма целого поколения людей эпохи декабризма. Чацкий представляет в московском обществе его лучшую, передовую часть, он высказывает идеи передовых людей своего времени.

Он борется со всем мерзким и бесчеловечным за хорошее, достойное, честное. Но в фамусовском обществе всякая независимая мысль, искреннее благородное чувство обречены на гонения. О дальнейшей судьбе гри-боедовского героя Герцен писал, что он шел прямой дорогой на каторгу, т. е. разделил судьбу декабристов. Изменилась эпоха, ушли в прошлое герои комедии, но многое из того, о чем они волновались и спорили, до сих пор волнует нас. Понимать

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме