Художественный анализ картины айвазовского чесменский бой. Картина Айвазовского "Чесменский бой": кратное описание полотна художника. Значение картины в творчестве художника

В истории российского флота Чесменское сражение является одним из славных героических событий. Сам Айвазовский, конечно же, не мог быть свидетелем этих событий, которые разворачивались в ночь на 26 июня 1770г. Но в то же время художник очень достоверно и убедительно смог воспроизвести картину морского сражения на своём полотне. Горят и взрываются корабли, обломки мачт взлетают к небу, поднимающиеся сизо-алые языки пламени смешиваются с облаками, луна невозмутимо созерцает сверху на происходящее. Её спокойный и холодный свет как будто подчёркивает адское смешение огня, моря и воды. Ощущение такое, будто и сам Айвазовский, создавая эту картину, переживал происходящее событие, в ходе которого русские моряки одержали победу. Несмотря на жестокость увиденного на картине, она оставляет впечатление грандиозного фейерверка и мажорности. Сюжетом картины явился один из эпизодов русско-турецкой войны, в которой Россия боролась за господство в Чёрном и Средиземном морях. Турецкий флот на тот исторический период считался самым сильным. Но после нескольких военных сражений он в панике скрылся в Чесменской бухте. Преследуя врага, российские корабли перекрыли выход из бухты, и за одну ночь полностью уничтожили и сожгли весь турецкий флот. Российский флот потерял в ту ночь всего 11 моряков, тогда как турки - 10тыс. человек. Такой победы в истории морских сражений Россия более не испытывала. Командовал событиями граф Алексей Орлов, а Екатерина II, будучи императрицей. Приказала возвести в Царском селе памятник героям, участвовавшим в Чесменской битве. Памятник был выполнен в виде колонны, которая и сегодня возвышается в центре большого пруда. Завершает аллегорическую скульптуру силуэт двуглавого орла, который ломает мраморный полумесяц. Айвазовский, желая ощутить масштаб морского боя, принимал участие в некоторых войнах, после чего создавал немало батальных потетических полотен. В картине Айвазовского «Чесменский бой» продемонстрировано блестящее мастерство живописца, его техника и смелость исполнения. В том же 1848г. Айвазовский написал картину «Сражение в Хеосском проливе», которая составила достойную пару Чесменскому бою, прославляя победу русского флота. Айвазовский являлся самым ярким из последних представителей в русской живописи романтического настроения. Особенно это проявлялось в его пафосных героических морских баталиях.

Картина Ивана Айвазовского «Чесменский бой» была создана в 1868 году. Является единственным полотном, описывающим события Чесменского Боя. За написание полотна художник был удостоен Екатерининского ордена. Картина включена в список «Топ 200 лучших картин» по мнению журнала Maxim.

История создания

Идея пришла в голову Айвазовскому после путешествия, сделанному им в 1866 году. Художник провел весь год в путешествиях вместе со своей женой, Анной. Впервые творец наткнулся на даты сражения, после решил изучить вопрос лично. По приказу императора художнику были предоставлены данные из архива. Был приставлен личный слуга, в чьи обязанности входило следить за работой художника.

Картину планировалось сдать ко дню морского флота. В стране начинались милитаристическая политика, и желание Айвазовского написать картину про Чесменский бой были приняты на ура. После ее сдачи, художник получил денежное вознаграждение, и был приставлен к популярному на тот момент ордену.

Особенности картины

Работа рисовалась в два этапа. Основным элементом выступило масло. Сначала были созданы очертания кораблей. Было важно сохранить их структуру, исторически верно изобразив вид. На данном этапе работа перерисовалась двенадцать раз. Айвазовский не мог точно запечатлеть состояние мачт, и крайне переживал по данному поводу. После формировался фон. Огонь, и поднимающееся к небу пламя художник сумел запечатлеть сразу.

Образ матросов, дрейфующих на обломках, художник рисовал пару месяцев. Картина была нарисована за год и три недели, после чего покрыта лаком, и сдана посланнику императора. Торжественное открытие состоялось в Петергофском дворце.

Стиль написания

Картина написана короткими мазками, кисть проворачивается на пару сантиметров влево. Используется основание наконечника, когда как средняя часть не идет в ход. Поэтому создается ощущение аккуратных мазков, без избыточного нанесения красок. Образ кораблей выравнен с помощью скребка, прямые линии проглаживались стапелем.

Лакировка происходила в два этапа. Сначала эмульсия наносилась на корабли, использовалась смесь с нулевым количеством оксида водорода. Остальная часть обрабатывалась жидкостью с трех процентной разбавкой, чтобы фон выглядел естественно, без наслоения мазков кисти.

22. К картине Айвазовского «Чесменский бой»

Http://www.stihi.ru/2015/08/03/6655

Талант от Бога в каждом вложен,
Сумей ты сам его встревожить...

Самые красивые картины Айвазовского можно перечислять и показывать, но я хочу ознакомить вас с последней картиной Айвазовского, которая вошла в семь замечательных картин художника-живописца. В 1848 году Айвазовский выдал ещё один шедевр маслом «Чесменский бой» (Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770) – размер картины 220 х 188. В настоящее время она находится в Феодосийской картинной галерее.
Художник показал на полотне одно из самых героических сражений в истории российского флота, происходившего в ночь с 25 на 26 июня 1770 года. Как точно он передаёт то, чего не видел сам, но пережили всё это моряки! Кругом горят и взрываются корабли, вспыхивают мачты, взлетают в воздух их обломки. Алый огонь смешивается с серой водой, как и наши, русские моряки с турецкими. Светлая луна глядит на сражение свысока, как бы предсказывая предстоящую победу над турецким флотом. Но на полотне наверху в облаках я заметила лицо старца, а может быть, самого Господа, призывающего к спокойствию, как бы смотрящего ещё дальше в небосвод, откуда, из-за тяжёлых туч, видно появление луны, предвещающее будущее спокойствие.
Чесменское сражение является героическим эпизодом в истории войны между турецким и русским морскими флотами, что велась на протяжении 1768–1774 гг. С 25 на 26 июня 1770 г., ночью, российским суднам удалось «запереть» турков и разгромить вражеский флот. Во время боя героически погибли 11 русских моряков, а врагов было убито примерно 10 000 человек. Эта победа считается беспримерной за всю истории сражений русского флота.
Художник Иван Айвазовский, естественно, не принимал участия в этой героической битве, но написал уникальное творение искусства, в котором очень хорошо показал гордость и радость моряков русского флота. Полотно было создано художником в 1848 году. Это зрелище батальное, пронизанное драматизмом и страстной патетикой. В этом произведении живописи художник показал блестящее мастерство, уникальную технику исполнения, чему на протяжении долгих лет учился у К. П. Брюллова. Когда впервые смотришь на картину, чувствуется радостное волнение от блестящего фейерверка. Вероятно, Айвазовский был последним художником, который смог настолько грамотно представить в русской живописи романтическое направление. Полотно «Чесменский бой» находится на самых славных страницах истории флота России.
Красота моря раскрывается художником и в батальных сюжетах с военными морскими кораблями. Очень примечательны картины 1840-х годов: Айвазовский написал картину крупного морского сражения эскадры объединённых русских кораблей в союзе с английскими и французскими кораблями с атаковавшими объединённую эскадру кораблями Турции и Египта, – «Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года», 1846 г.; морской бой и атаку русских кораблей, прогнавших сквозь строй шведские суда – «Морское сражение при Ревеле 9 мая 1790 г.»; 1846 г.; небольшое судно несколькими выстрелами решило исход победы над двумя сильными турецкими кораблями, «Бриг Меркурий» – после победы на двумя турецкими судами корабль встречается с русской эскадрой, 1892 г.

И.К. Айвазовский - выдающийся российский художник-маринист, коллекционер, меценат. Его полотна по праву считаются шедеврами, а сам автор пользуется славой не только в России, но и за рубежом. Художник был членом нескольких европейских академий, что является лучшим доказательством признания его творчества за рубежом.

Общая характеристика работы

В начале своей карьеры художника Айвазовский находился под сильным влиянием известного российского живописца романтического направления К. П. последнего оказали на молодого и начинающего мастера настолько сильное впечатление, что он поначалу ему просто подражал.

«Чесменский бой» - картина Айвазовского, история создания которой тесно связана с ранним этапом его творчества, является лучшим тому подтверждением. В этом монументальном и масштабном полотне живописец воплотил лучшие принципы своего учителя: смелость и грандиозность замысла, яркость и живость изображения, возвышенный стиль образов. Следуя принципам романтизма, автор не скупился на драматические краски.

Особенности полотна

Картина Айвазовского «Чесменский бой» демонстрирует лучшие достижения живописи в жанре романтизма. Дело в том, что в это время молодой и талантливый художник творил под влиянием эпохи. Для того чтобы подчеркнуть величественность победы русского флота, он пошёл даже на некоторые отступления от исторической действительности, несколько сместив положение кораблей. Художник в первую очередь сделал акцент на изображении пожара, который, несмотря на трагичность ситуации, придаёт полотну мажорный тон.

Картина Айвазовского «Чесменский бой» - одно из первых крупных произведений автора в жанре морской Художник не задавался целью воспроизвести картину боя с документальной точностью, потому что до него этот уже сделал немецкий живописец Я.Ф. Хаккерт по специальному заказу Екатерины II. Этот автор нарисовал расположение всех кораблей и флотов воюющих сторон в строгом порядке, основываясь на документальных свидетельствах, мемуарах, данных судовых журналов.

Поэтому Айвазовский решил несколько отойти от реалий события. Взяв за основу работу своего предшественника и тщательно поработав с документальными материалами, он создал собственное оригинальное полотно, которым прославил победу российского флота. Это было вполне в духе его времени, когда романтическое направление в отечественном искусстве являлось доминирующим.

Исторический сюжет

Одним из основных сражений русско-турецкой войны был Чесменский бой. Айвазовский, картина которого как раз посвящена этому важному событию XVIII века, выбрал объектом для своего полотна именно его по двум причинам. Во-первых, эта победа наглядно продемонстрировала возросшую мощь русского флота, а, во-вторых, имелось немало документов, воспоминаний, а главное - уже существовала аналогичная работа немецкого художника, что оказала влияние на автора.

Кроме того, это сражение произвело резонанс в российском обществе. Знаменита депеша графа Орлова, в которой он докладывал о победе, ходила по рукам. Разумеется, подобный исторический факт не мог не привлечь внимания такого известного мариниста, как Айвазовский, который был художником Главного морского штаба.

Описание

Картина Айвазовского «Чесменский бой» была написана в 1848 году. Как уже было сказано выше, это был ранний период в творчестве художника. Главный элемент работы - это пожар, который производит впечатление страшного, но в то же время эффектного фейерверка. Художник нарочно сделал очертания кораблей несколько расплывчатыми, чтобы зритель не отвлекался от основного замысла работы. Всё внимание должно было быть приковано именно к этому мощному огненному потоку, который взмывает вверх.

Как известно, представители романтизма очень часто играли на контрастах, чтобы тем самым ещё больше усилить впечатление от происходящего. Айвазовский не был исключением. В противовес пылающему морю, которое как будто сливается с ночным небом, из-за облаков выглядывает светло-жёлтая луна. Она бросает тусклые лучи вниз. Они немного оттеняют яркость страшного сражения. Картина Айвазовского «Чесменский бой» изображает на заднем плане фигуры людей, которых, очевидно, выбросило ударной волной за борт кораблей в море. Драматизм происходящего усиливается: зритель, глядя на картину, понимает, что без помощи им не обойтись, а между тем эту самую подмогу им будет очень трудно получить ввиду произошедшей катастрофы.

Значение картины в творчестве художника

«Чесменский бой» - картина Айвазовского, описание которой была посвящена эта статья, занимает видное место в галерее его полотен. Она является как бы промежуточным звеном между его романтическими увлечениями и переходом к монументальной батальной живописи. В ней были намечены принципы изображения красочное воспроизведение боя, особое внимание к изображению водной глади, которая сливается с небом, а также использование ярких, насыщенных красок.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...