Иранская группа языков. Прикаспийские (гилянские, мазандеранские) диалекты. История и классификация

ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ, группа языков, относящихся к индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. Распространены сплошным массивом или с иноязычными вкраплениями на территории Ирана, Афганистана, Таджикистана, в северо-восточной части Ирака (Курдистан), восточной части Турции (вдоль границ с Ираном, Ираком и Сирией, в Российской Федерации (Республика Северная Осетия – Алания), в Грузии (Южная Осетия). Отдельные ираноязычные районы имеются в Туркмении, Азербайджане, Индии, Киргизии, Китае, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Пакистане, Сирии, Узбекистане. Группа иранских языков насчитывает более 50 языков, диалектов и диалектных групп. Число говорящих на иранских языках точно не установлено, по оценке 1999 их более 100 млн. История иранских языков делится на три основных периода: 1) древний (с начала II тыс. до н.э. по 4–3 вв. н.э.); 2) средний (с 4–3 вв. до н.э. по 8–9 вв. н.э.); 3) новый (с 8–9 вв. н.э. по настоящее время). На основе генетической классификации иранские языки делятся на две большие группы – западную (в которой четко выделяются северо-западная и юго-западная подгруппы) и восточную (в которой тоже есть деление на северо-восточную и юго-восточную подгруппы, но оно не такое четкое, как в западной группе). Западноиранская группа языков продолжает историческую линию развития языков и диалектов западной части Иранского нагорья, где они распространились к середине I тыс. до н.э. Восточноиранская группа языков восходит к иранским диалектам Средней Азии и сопредельных областей. К языкам юго-западной группы относятся: из языков древнего и среднего периодов – древнеперсидский и среднеперсидский (пехлеви); из современных языков совр. персидский, таджикский, дари, татский, хазара, лурская и бахтиярская группа диалектов, группа диалектов Ларистана, диалекты Фарса, кумзари, группа диалектов Башкарди, группа диалектов Чар-аймаков. К северо-западным языкам относятся: из древнего периода – мидийский; из среднего – парфянский; и современные – белуджский, курдский, гилянский, мазандеранский, талышский, семнанский, группа диалектов тати, парачи, ормури, группа диалектов Центрального Ирана. К северо-восточным иранским языкам относятся: из древнего периода – скифский; из среднего периода – аланский, согдийский, хорезмийский; современные – осетинский и ягнобский; к юго-восточным иранским языкам относятся: из среднего периода – сакские языки (или диалекты), бактрийский, хотанский, тумшукский и др.; из современных – пушту (афганский), памирские языки (шугнано-рушанская группа, ваханский, язгулямский, ишкашимский, мунджанский и йидга).

Типологически иранские языки неоднородны. Древнеиранские языки по своему морфологическому типу являются флективно-синтетическими с развитой системой форм склонения и спряжения. В среднеиранских языках флективно-синтетический тип уже с заметными следами разложения древней системы. В новоиранских языках флективно-аналитический тип сохранился в пушту, но тоже в сильно измененном виде по сравнению с древнеиранским. Большинство современных иранских языков – флективно-аналитические с элементами агглютинации. Соотношение флективных и аналитических форм в разных языках неодинаково. Большинство иранских языков (древнеперсидский, авестийский, хотаносакский, согдианский, персидский, таджикский, дари, татский, гилянский, мазандский, осетинский, ягнобский и др.) с типологической точки зрения относятся к языкам номинативного строя. Среднеперсидский, парфянский, курдский, заза, гурани, белуджский, талышский, семнанский, пушту, ормури, парачи являются языками смешанного типа (номинативная конструкция с переходными глаголами во всех временах и наклонениях и с непереходными в наст. вр. изъявит. и сослагат. наклонений; с переходными глаголами в прошедших временах построение предложения эргативное или эргативообразное). Иранские языки оказали большое влияние на языки и культуры соседних народов.

| | | | |
иранские народы россии, иранские народы дагестана
Всего: приблизительно до 200 млн.
Средний Восток, Средняя Азия, Малая Азия, Южная Азия, Закавказье и Северный Кавказ, Европа, Америка

Язык

Иранские языки

Религия

Преимущественно ислам, также зороастризм, христианство, бахаизм, езидизм, иудаизм.

Входит в

Индоевропейская семья

Родственные народы

Индоарийцы, Дарды, Нуристанцы, Индоевропейцы финно-угры Тюрки

Ира́нские наро́ды , Ира́нцы (перс. اقوام ایرانی‌تبار‎ aɣvâm-e irâni-tabâr, тадж. мардумхои эронӣ; ағвоми эронӣ-табор, осет. ирайнаг адæмтæ) - группа народов общего происхождения, разговаривающих на иранских языках арийской ветви индоевропейской семьи языков. настоящее время распространены на территории Ирана, Афганистана, Таджикистана; частично на территории Узбекистана, Пакистана, Турции, Крыма, Ирака, Сирии, Омана, Китая, Азербайджана, Грузии и южной России.

  • 1 Происхождение названия
  • 2 Этногенез
  • 3 Неоднозначность термина «иранцы»
  • 4 Иранские языки
  • 5 Древние иранцы
  • 6 Современные иранские народы
    • 6.1 История формирования
    • 6.2 Список современных иранских народов
  • 7 Культура и религия
    • 7.1 Большой Иран
      • 7.1.1 Иранская культура
      • 7.1.2 Внешнее влияние и народы с иранскими корнями
      • 7.1.3 Религии
    • 7.2 Осетия
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

Происхождение названия

Индоевропейцы

Индоевропейские языки
Анатолийские · Албанский
Армянский · Балтские · Венетский
Германские · Иллирийские
Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские, Дардские
Италийские (Романские)
Кельтские · Палеобалканские
Славянские · Тохарские

курсивом выделены мёртвые языковые группы

Индоевропейцы
Албанцы · Армяне · Балты
Венеты · Германцы · Греки
Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы
Италики (Романцы) · Кельты
Киммерийцы · Славяне · Тохары
Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности
Праиндоевропейцы
Язык · Прародина · Религия
Индоевропеистика
п·о·р

Этноним «иранцы» происходит от исторического названия «Иран» (пехл. ērān, перс. ايراﻥ‎), произошедшего от древнеиранского a(i)ryāna - арийская (земля), (земля) ариев. Ср. авест. airyana- «арийский», airyō.šayana «обиталище ариев», airyå daiŋʹhāwō - «стра́ны ариев», парф. и согд. aryān «Иран», алан. *alān «алан».

Этногенез

Происхождение ираноязычных народов связано с распадом индоиранского континуума, происходившим приблизительно в начале II тыс. до н. э. на бывшей территории древней, по всей видимости, доиндоиранской Бактриано-Маргианской культуры (Средняя Азия и Афганистан). результате появились изначально компактные общности индоариев, митаннийцев и собственно иранцев, оказавшиеся разделёнными географическими и лингвистическими барьерами. С конца II по конец I тыс. до н. э. происходит широкая экспансия ираноязычных племён из Среднеазиатского региона, в результате которой иранцы оказываются расселены на значительных территориях Евразии от запада Китая до Месопотамии и от Гиндукуша до Северного Причерноморья.

Неоднозначность термина «иранцы»

В современном употреблении словом «иранцы» чаще обозначают жителей современного Ирана, особенно персоязычных, что прежде всего связано с официальным переименованием в 1935 году этой страны из «Персии» в «Иран». Между тем сам термин «Иран» изначально употреблялся для куда более обширного региона, включающего также Афганистан и юг Средней Азии (Большой Хорасан). Для различения понятий «современное государство Иран» и «исторический Иран» для последнего употребляют выражение «Персия».

Кроме того, сам термин «Иран» связан прежде всего с персидским языком и персидской эпической традицией (см. Шахнаме). У других ираноязычных народов складывались свои обозначения на базе общего древнего этнонима, например, у предков осетин: alan < *aryāna.

Иранские языки

Основная статья: Иранские языки

Иранские языки - группа внутри арийской ветви индоевропейских языков, наиболее близки к ним языки индоарийские и дардские, происходящие с ними из одной индоиранской общности, которая распалась приблизительно в нач. II тыс. до н. э.

В результате миграций на значительные расстояния и усиливающейся изоляции иранское единство распадается в нач. I тыс. до н. э., поэтому иранская языковая группа сильно дифференцирована, и языки крайних её ветвей совершенно не взаимопонимаемы.

Для новоиранской общности характерно многовековое господство персидского разговорного и литературного языка (и его близкородственных ветвей в виде языка дари и таджикского) и подавление им остальных иранских языков, наследие чего наблюдается и по сию пору.

Древние иранцы

Скифы. Прорисовка сосуда из Куль-Обы Персидские воины. Рельеф в Персеполисе.

К концу I тыс. до н. э. иранские народы расселились на огромных территориях, включавших Иранское плато, Среднюю Азию, Гиндукушский регион вплоть до Инда, Синьцзян, Казахстан, степи к северу от Кавказа и Черного моря.

Вслед за иранскими языками древние иранские народы иногда принято делить на западных и восточных, хотя для самих древних иранцев такое деления вряд ли было актуальным, поскольку в I тыс. все иранские языки были ещё очень близки друг к другу и взаимопонятны. Гораздо актуальнее было различие по хозяйственному типу: одни иранские народы были оседлыми земледельцами или горными полуоседлыми пастухами, другие освоили кочевой образ жизни.

  • Оседлые и полуоседлые народы
    • древние персы
    • мидяне
    • парфяне
    • сагартии
    • сатагитии
    • зарангианы
    • арахозии
    • маргианцы
    • бактрийцы
    • согдийцы
    • хорезмийцы
  • Кочевые народы
    • саки
      • саки Хотана, ставшие оседлым народом.
    • массагеты
    • парны
    • скифы
    • сарматы
      • языги
      • роксоланы
      • аланы
    • эфталиты
    • хиониты

Современные иранские народы

История формирования

По сравнению с древней эпохой этническая карта современных иранских народов претерпела существенные изменения. Основными вехами здесь стали:

  • Дезинтеграция начиная с III в. н. э. мира ираноязычных кочевников в евразийских степях и постепенная ассимиляция его со стороны тюркских кочевников и славян. На Северном Кавказе и в Волго-Донских степях долго сохранялся полукочевой аланский этнос, окончательно утративший гегемонию в XIII-XIV вв. после нашествий монголов и Тамерлана. Остатком его, не подвергшимся языковой ассимиляции, являются нынешние осетины.
  • Экспансия сначала среднеперсидского, а потом и его потомка новоперсидского языка на всё пространство Большого Ирана и ассимиляция им многих местных иранских наречий. результате формируется обширная персо-таджикская общность от Хамадана до Ферганы, разговаривающая на близкородственных диалектах. Несколько обособлена оказалась только общность татов в северном Азербайджане.
  • Экспансия курдов из районов центрального Загроса в верхнюю Месопотамию и Армянское нагорье.
  • Экспансия дейлемитов из прикаспийского региона, в результате чего на запад распространяются племена зазаки и гурани, интегрированные впоследствии в курдскую общность.
  • Вытеснение языка азери в Азербайджане огузскими диалектами тюркской семьи. Остатками его являются говоры тати и талышский язык.
  • Миграция полукочевников Горгана и формирование белуджей в современном Белуджистане.
  • Экспансия пуштунов в Афганистане на запад и север.
  • Обширное, но далёкое от завершения вытеснение тюркскими наречиями таджикского языка в Средней Азии и северном Афганистане и формирование узбекской нации с сильными оседлыми иранскими традициями.

Список современных иранских народов

Дариуш Талаи, иранский музыкант с таром Пожилой таджик Пуштуны: губернаторы афганских провинций Хазарейский мальчик из Мазари-Шарифа Пашаийский юноша в национальной одежде. Белуджский крестьянин в Пакистане
  • Персы и Таджики (перс., дари فارسان، پارسان، ایرانی‌ها، تاجیک‌ها fårsån, pårsån, irånihå (īrånīhå), tåjikhå (tåjīkhå), тадж. форсон, порсон, эрониҳо, тоҷикҳо). Персы проживают в основном на территории Ирана, частично в Афганистане и Узбекистане. Таджики проживают в основном в Таджикистане, Афганистане, частично в Узбекистане. Проблема соотношения персов и таджиков, диалекты которых представляют континуум, далека от ясности, что особенно видно на примере Афганистана, в западных областях которого персоязычное население (парсиваны, фарсиваны) близко по языку, религии и традициям к персам иранских областей Хорасан и Систан, а в восточных областях персоязычное население называется «таджиками» и тяготеет к таджикам Таджикистана. При этом одним из государственных языков страны признаётся язык дари, общий для всех персо-таджиков Афганистана, но основанный на персо-таджикском диалекте Кабула. Сами персо-таджики Афганистана обычно различают себя по религии (шиизм/суннизм) и противопоставляют себя кочевникам и полукочевникам как дехкане (دهقان/دهغان), то есть оседлые земледельцы.
  • Пуштуны (пашто پښتون зап. paṣ̌tún, вост. paxˇtún мн.ч. پښتانه зап. paṣ̌tānə́, вост. paxˇtānə́), они же афганцы , восточноиранский народ, с традиционным кочевым и полукочевым бытом и разветвлённым племенным делением, проживающий в Афганистане и Пакистане.
  • Пашаи (перс. پشه‌ای‎) - (самоназвание лагманцы, пашаи) юго-восточный иранский народ, в Афганистане (в горных долинах притоков рек Кабул и Кунар) и в провинции Хайбер-Пахтунхва современного Пакистана. Численность 100 тыс. человек. Говорят на языке пашаи индоарийской ветви индоевропейской семьи. Распространены также языки дари и пушту. Пашаи большинство - мусульмане-сунниты незначительное меньшинство является мусульмане-исмаилиты.
  • Курды (курд. Kurd /کورد, курд. Kurmancî /کورمانجی) - западноиранский народ, основная территория проживания между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией. Обладают племенным (родовым) делением и разговаривают на многочисленных диалектах, группируемых в два больших наречия: курманджи (северокурдское) и сорани (южнокрудское). Последнее значительно более дробно, часто из него выделяют также леки, келхури, фейли и др. По этническим традициям к курдам примыкают также носители резко отличных языков зазаки (народность заза ) и горани.
  • Белуджи (белудж. بلوچ balōč) - кочевой и полукочевой этнос с племенным делением. Основной территорией которого являются пакистанская провинция Белуджистан и иранский остан Систан и Белуджистан.
  • Мазендеранцы и гилянцы (мазенд. مزرونی، تاپوری mazruni, topuri, гил. گیلک giläk) - довольно многочисленные народности южного Прикаспия, языки которых не обладают в Иране никаким статусом и обычно рассматриваются как диалекты персидского языка, хотя генетически довольно далеки от него.
  • Луры и бахтиары (لر، بختیاری lor, baxtiyårī) - традиционно кочевые и полукочевые племена Западного Ирана, проживающие в горах Загроса. Разговаривают на диалектах, родственных персидскому языку.
  • Памирские народы - совокупность разнородных высокогорных этносов, разговаривающих на различных восточноиранских языках (шугнанцы, рушанцы, бартангцы, орошорвцы, хуфцы, сарыкольцы, язгулямцы, ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы, йидга) Проживают в горных областях Таджикистана и Афганистана, а также Пакистана и Синьцзян-уйгурского автономного района Китая. Также к ним примыкают ягнобцы (ягноб. яғнобӣ), наречие которых представляет собой последний реликт согдийского языка.
  • Осетины (осет. ирон, дигорон) - в основном ираноязычный народ, ало-местно-кавказскими происхождения большинство осетин христиане. силу долгой изоляции значительно отличаются от всех остальных иранцев.
  • Хазарейцы (хазар. azōra) - потомки монгольских воинов, осевших в высокогорных областях Афганистана, смешавшихся с местным населением и усвоивших местный персо-таджикский диалект.
  • Чараймаки (тюрк. «четыре племени») - совокупность кочевых и полукочевых племён на западе Афганистана и востоке Хорасан, в основном тюркское происхождение.
  • Таты (тат. tat, parsi) - народ Закавказья персидского происхождения, язык которых в силу изоляции и архаичности выходит за рамки собственно персо-таджикской диалектной общности.
  • Талыши (талыш. толыш) - народ иранского происхождения, сформировавшийся на значительном кавказском субстрате с ареалом проживания на территории Ирана и Азербайджана.
  • Ясы (венг. Jászok, осет. Ястæ) - иранский народ в Венгрии. По вероисповеданию христиане-католики.

Существуют также другие локальные группы иранцев - носители отдельных «малых» языков, которые обычно этнически не отделяют себя от окружающего их иранского народа (персов, пуштунов, курдов) и часто двуязычны.

  • Носители говоров тати, распространённых островками среди иранских азербайджанцев («азербайджанские персы»).
  • Носители разнородных языков Семнана (см. Семнан)
  • Носители центральноиранских диалектов (раджи)
  • Конфессиональная общность зороастрийцев Йезда и Кермана, носители северо-западного иранского языка дари.
  • Носители диалектов Фарса и Ларестана.
  • Башкарди - народность на юго-востоке Ирана в провинции Хормозган на побережье Оманского залива (юго-западные иранские диалекты)
  • Кумзари - народность в ОАЭ, Омане и островах Ормузского пролива (юго-западные диалекты)
  • Заза и горани, носители языков прикаспийского происхождения, интегрированные в курдскую общность.
  • Ормуры и парачи - носители изолированных северо-западных диалектов, распространённых островками в Афганистане среди пуштунского и таджикского населения.
  • Ванеци - группа пуштунов с языком ванеци, сильно отличающимся от других диалектов пашто.

Кроме того, в арабских странах Персидского залива проживают персоязычные группы иранского происхождения: аджамы (Бахрейн) и хувала (ОАЭ, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн)

Проживающие в ираноязычных регионах иудеи являются носителями разнообразных еврейско-иранских языков

Культура и религия

Большой Иран

См. также: Паниранизм

Иранская культура

Большинство иранских народов принадлежат культурно-историческому региону Большого Ирана, культура которого складывалась с нач. II тыс. до н. э. и на протяжении I тыс. до н. э. на базе восходящих к праиндоевропейским традициях древних ариев и культуры доиндоевропейского населения Средней Азии (БМАК), Гиндукуша и Иранского плато (Элам, Манна). На протяжении всей истории значительное влияние на иранские народы оказывали межэтнические контакты с Ближним Востоком, особенно с цивилизациями Месопотамии, а в дальнейшем и греками, индоариями, тюрками и др.

Большое влияние на формирование общеиранской культуры оказал зороастризм (маздеизм) - пророческая религия, ставшая основной формой национальных верований древних иранцев. Пережитки зороастризма до сих пор заметны в традициях народов, населяющих Большой Иран, в том числе и тюркоязычных. Близкими к зороастризму были зурванистские верования. древнем ираноязычном мире также были распространены буддизм, манихейство и христианство.

Политическая культура иранцев формировалась под влиянием обширных империй, основываемых ираноязычными династиями: Ахеменидской, Аршакидской, Кушанской и прежде всего Сасанидской, в которой широко пропагандировался зороастризм и идея «Иранского царства» (пехл. Ērān-šahr).

Сасанидская держава была уничтожена непосредственно воинами арабских халифов (VII в.), что знаменовало собой начало распространения в Большом Иране ислама. Со времени завершения в целом исламизации иранцев (X в.) совпадает национальное возрождение иранской культуры и возвышения новоперсидского языка под эгидой Саманидов и последующих тюркских династий. Это время составления поэтического свода национального иранского эпоса Шахнаме, собранного из доисламских преданий, восходящих к Авесте и народным сказаниям об иранских царях и героях. Начиная с этой эпохи персидское культурное влияние распространяется на обширных пространствах мусульманского мира от Малой Азии и Румелии до Восточного Туркестана и Северной Индии. С классической персидской поэзией в иранском мире тесно связано широкое развитие суфийского движения.

Традиционная иранская культура основана на преимущественно земледельческом укладе. Земледелие в иранском регионе издавна носило интенсивный оазисный характер, с широким использованием орошения. Основной зерновой культурой является пшеница, в меньшей степени рис. Важным элементом иранской жизни также является сад. Города из административных центров (šahr(estān) - «место власти») разрастались в крупные торговые, ремесленные, религиозные и культурные поселения. Иранцев разных вероисповеданий объединяют многие общие верования и традиции, наиболее яркой из которых является встреча Нового года Новруз.

Несмотря на существование в древности различных по языку иранских народов, бо́льшая часть оседлого населения Большого Ирана (دهقان dehqɒn «крестьянин») перешла на персидский язык, распространившийся от Ферганы до Хузестана. Значительные ареалы других иранских языков сохранились только в регионах, обладающим существенным культурно-хозяйственным своеобразием. Прежде всего это высокогорные долины Памира и лесистая и увлажнённая Прикаспийская низменность, где хозяйство также основано на земледелии, а также области, где основу традиционной экономики составляет полукочевое или горное отгонное скотоводство - Курдистан, Лурестан, Белуджистан и земли пуштунов. Скотоводческие иранские народы обладают большим культурным своеобразием и часто подчиняют свою жизнь традиционным кодексам чести и общественных устоев, как Пуштунвалай у пуштунов или Марай у белуджей.

Внешнее влияние и народы с иранскими корнями

Иранская культура оказывала большое влияние на народы Ближнего Востока, Кавказа, Южной Азии, а также евразийских кочевников и их потомков в разных испостасях: в виде культуры ираноязычных кочевников, космополитичной империи Ахеменидов, национально-теократической державы Сасанидов или персо-мусульманской культуры. Взаимодействие с иными народами региона Большого Ирана и обширная ассимиляция ираноязычного населения в новых этноязыковых общностях привела к проникновению многих элементов иранской культуры в традиции неираноязычных народов. Этногенез многих тюркоязычных народов (азербайджанцы, оседлые туркмены, узбеки, уйгуры) происходил на значительном иранском субстрате. Также иранскими группами, перешедшими на индоарийские языки, считаются парсы и джаты.

Религии

Большинство современных иранских народов поделено между двумя направлениями ислама :

  • сунниты : таджики, пуштуны, белуджи, южные талыши (приверженцы суфийского ордена накшбанди), некоторая часть осетин, курды (в основном шафиитский мазхаб).
  • шииты-двунадесятники : персы, часть иранских курдов и большинство малых народов Исламской республики Иран (мазендеранцы, гилянцы, семнанцы и др.), северные талыши, таты, фарсиваны запада Афганистана (прежде всего гератцев), хазарейцы.

Другие шиитские течения представлены:

  • исмаилитами - среди памирских народов;
  • алевитами - среди народа заза
  • сектой Ахл-е Хакк - среди горани и части соседних курдов.

Некоторая часть курдов исповедует езидизм - синкретическое течение, сильно отошедшее от ислама и вобравшее в себя многие доисламские иранские верования. Зороастризм сохранился только в виде йездской и керманской общин, представители которых в Новое время расселились по другим крупным городам Ирана. настоящее время большинство зороастрийцев Ирана проживает в Тегеране. Иудаизм исповедуют ираноязычные группы персидских, горских и бухарских евреев.

  • Православное христианство - среди осетин (ираноязычный народ, проживающий на Кавказе)

Осетия

По-иному сложилась судьба другого исторического ираноязычного региона - Алании, являвшейся последним остатком мира скифо-сарматских кочевников. Интенсивные связи аланских и других сарматских племён с оазисами Средней Азии, прежде всего с Хорезмом и Согдом, населёнными родственными ираноязычными народами, не прекращались вплоть до конца I тыс. н. э., когда аланы стали всё больше сближаться с местными народами Северного Кавказа и втягиваться в орбиту влияния Византии. Остатки аланов в виде современных осетин сформировались на значительном северокавказском субстрате и фактически являются кавказским народом с традиционной северокавказской культурой, но с заметными иранскими корнями.

Отличительной особенностью осетин является исповедание православного христианства, проникавшего с византийскими проповедниками Аланской епархии начиная с VII-VIII в., но окончательно насажденного только с вхождением Осетии в состав Российской империи. Народное православие осетин насыщено элементами традиционных верований, восходящих как к кавказскому субстрату, так и к арийской религии аланов. Важную роль в культуре осетин играет общесеверокавказский Нартовский эпос, включивший значительные индоиранские элементы, восходящие к верованиям аланов и скифов.

В настоящее время идет активное сближение культур с родственными иранскими народами.

См. также

  • Большой Иран
  • Иранские языки
  • Таджики

Примечания

  1. «The Paleolithic Indo-Europeans» - Panshin.com . Retrieved 4 June 2006.
  2. Измайлова А.А Талыши (Этнокультурные процессы).
  3. E. Ehlers. AGRICULTURE in Iran
  4. M. Bazin. BĀḠ ii. General
  5. (people). Article from the Encyclopædia Britannica

    The Azerbaijani are of mixed ethnic origin, the oldest element deriving from the indigenous population of eastern Transcaucasia and possibly from the Medians of northern Persia. This population was Persianized during the period of the Sāsānian dynasty of Iran (3rd-7th century ce).

  6. Азербайджанцы в БСЭ
  7. B.S. Dhillon: History and Study of the Jats, ISBN 1-895603-02-1

Ссылки

  • Encyclopaedia Iranica

иранские народы дагестана, иранские народы мира, иранские народы россии, иранские народы севера

Иранские народы Информацию О

– многонациональное государство, на территории которого проживает почти 80 млн. человек. Среди них на государственном языке Ирана – персидском общается более 60%. Иначе персидский язык называют фарси относят его к иранской группе индоевропейской языковой семьи.

Немного статистики и фактов

  • Конституция страны закрепляет персидский язык и персидский алфавит в качестве средств официальной переписки и производства документов, издания учебников и преподавания в школах. Но и языки меньшинств в Иране свободно используются и в прессе, и в учебных заведениях.
  • Второе место по распространенности занимает азербайджанский язык. На нем общается не менее 15 млн. жителей республики.
  • Два языка меньшинств в Иране находятся под угрозой исчезновения. Это новоарамейский и брауи.
  • Кроме государственного языка Ирана и азербайджанского в стране можно услышать курдский и туркменский, арабский и пушту, армянский и гилянский.
  • Современный фарси имеет три близкородственных варианта, на которых говорят в Иране, и .

Фарси: история и современность

На протяжении многих столетий, начиная с Х века, персидский был языком международного общения на огромном пространстве восточной части исламского мира. Он оказывал немалое влияние на формирование и развитие языков различных народов и его влияние простиралось от до . Слова из фарси заимствовали многие тюркские и новоиндийские языки.
Персидская письменность создана на основе арабской, но в алфавит фарси привнесены некоторые знаки для звуков, отсутствующих в арабском.
Кроме Ирана фарси имеет широкое распространение в странах Персидского залива и его можно услышать в , и . На своем варианте персидского общаются в Афганистане, Таджикистане и прилегающих районах .
В современном фарси существуют стандартный или книжно-письменный, общенациональный разговорный и непринужденный ненормированный варианты, каждый из которых можно встретить, общаясь с жителями Ирана.

Туристу на заметку

Иран – государство, не слишком адаптированное к путешествиям, если вы не говорите на его государственном языке. Англоязычные иранцы – большая редкость и встретить их можно лишь в . Именно поэтому для поездки в Иран лучше воспользоваться услугами агентств, предлагающих туры с лицензированными гидами, владеющими, как минимум, английским.

ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ, группа индоиранских языков. Распространены в Иране, Таджикистане, Афганистане, Пакистане, России, Ираке, Турции, Сирии, Грузии, Азербайджане, Туркмении, Узбекистане, Израиле, а также в диаспоре в странах Европы и Америки. Прежде были представлены в Северном Причерноморье, Центральной Азии, Восточном Туркестане, на Восточном Памире и в Восточном Закавказье. Общее число говорящих около 135 миллионов человек (начало 21 века, оценка).

Историко-генетическая классификация делит иранские языки на западную подгруппу (с членением её на северные и южные языки) и восточную подгруппу. К северным западноиранским языкам относятся: мёртвые - мидийский язык, парфянский язык; живые - курдский язык, белуджский язык, талышский, гилянский, мазандеранский, ряд малых бесписьменных языков Ирана, Ирака, Турции и языки парачи и ормури; к южным: мёртвые - древнеперсидский язык, среднеперсидский язык; живые - персидский язык, таджикский язык, дари (фарси-кабули), татский язык, хазара, кумзари, ряд малых языков и диалектов Ирана. К восточноиранским языкам относятся: мёртвые - скифский язык, аланский, согдийский язык, хорезмийский язык, бактрийский, сакские языки (хотанский, тумшукский и др.); живые - осетинский язык, ягнобский язык, пушту (афганский язык) и ряд языков, составляющих ареальную группу, известную как памирские языки (шугнано-рушанская группа языков, язгулямский язык, ваханский язык, ишкашимский, сангличский, мунджанский и йидга). Авестийский язык, вымерший, но используемый как язык богослужения у зороастрийцев, имеет ряд признаков западной и восточной подгрупп.

Типологически иранские языки неоднородны. В вокализме древнеиранские языки - авестийский и древнеперсидский - сохраняют корреляцию длительности, которая в языках последующих периодов утрачивает позиции, удерживаясь лишь в части фонемных пар (в белуджском, ягнобском, языках шугнано-рушанской группы), переходя в корреляцию устойчивости (основная часть языков) или исчезая полностью (в мазандеранском). В консонантизме - 4 типа систем. 1-й тип - близкий к прасистеме (древние языки, а также персидский, таджикский, татский, гилянский, мазандеранский, часть курдских диалектов). Остальные типы - с позднейшими корреляциями: 2-й - аспирации (северные курдские диалекты, восточнобелуджские диалекты, парачи); 3-й - церебральности (пушту, мунджанский и йидга, ваханский, ишка-шимский, парачи, ормури, белуджский, хазара; следы также в язгулямском языке и шугнано-рушанской группе); 4-й - абруптивности (осетинский). В морфологии древнеиранские языки сохраняют флективное формообразование (смотри Флективность) и аблаут корня и аффикса; склонение и спряжение многотипные. Троичные системы числа (единственное, двойственное, множественное число), рода (мужской, женский, средний род). В имени - многопадежная флективная парадигма. В глаголе лицо и число выражены флексией, оппозиция «актив - медиалис» (версия) - тоже флексией, «актив - пассив» (собственно залог) - суффиксально. Видовые характеристики (длительность; однократность, завершённость; результативность, состояние) выражены типами основ (соответственно презентной, аористной, перфектной), категория времени - типом флексии и аугментом (особым префиксом при формах прошедшего времени, главным образом перфекта). Наклонения связаны с типами основ и флексии. Есть аналитические конструкции (смотри Аналитизм в языкознании).

В более поздних языках - унификация типов формообразования в имени и глаголе, отмирание аблаута. Двоичные системы числа (во всех языках), рода (реликты среднего рода только в сакских и согдийском); в ряде языков род отмирает (в персидском, таджикском и др.). Упрощение падежной системы с перестройкой во многих языках по агглютинативному принципу (в осетинском - под кавказским влиянием; в гилянском, мазандеранском, талышском, белуджском и др.; смотри Агглютинация). Отмирание падежей (персидский, таджикский, татский и др.) с агглютинацией аффикса числа. Постпозитивный (в персидском, таджикском, сангисари, гилянском, белуджском, парачи, курдском и др.) и препозитивный (в нескольких языках) неопределённый артикль. В глаголе - новые аналитические и вторичные флективные формы на базе причастий. Лицо и число выражены флексией (новой и старой), энклитиками (смотри Клитика), отделяемыми показателями, связками, вспомогательными глаголами; залог - наличием вторичных форм пассива; видовые характеристики - аналитическими формами, превербами, сложновербальными глаголами; категория времени - типами основ, окончаний, построением формы в целом, реже аугментом (ягнобский язык).

Для синтаксиса ряда языков характерна изафетная конструкция (смотри Изафет) с препозицией определяемого, оформленного особым показателем (персидский, таджикский, курдский, авромани и др.). Во многих языках - эргативное (или эргативнообразное; смотри Эргативный строй) построение предложения с переходными глаголами в прошедших временах с объектным (пушту, мунджанский, курдский и др.) или субъектным (язгулямский, рушанский и др.) согласованием глагола.

Деление иранских языков на древние, среднеиранские и новоиранские базируется на экстралингвистических данных (культурно-исторические и др.). По лингвистическим признакам вычленяется 2 периода: древний (древнеперсидский, авестийский, мидийский, скифский языки) и последующий (все остальные языки).

Первые памятники древнеперсидской письменности - клинописные надписи (начиная с 6 века до нашей эры; смотри Клинопись). Авестийские гимны, передававшиеся многие века изустно, записаны около 4 века нашей эры специальным алфавитом на основе среднеперсидского. Памятники среднеперсидского (со 2-3 века нашей эры), парфянского (с 1 века до нашей эры), согдийского (с 4 века нашей эры) и частично хорезмийского (с 3 века до нашей эры) языков написаны разновидностями арамейского письма (часть хорезмийских текстов дошла в арабоязычных сочинениях 12-13 века нашей эры на арабском алфавите). Для хотаносакского языка (с 7 века) использовалась разновидность брахми (смотри Индийское письмо), для бактрийского (около 2 века) - греческого алфавита (смотри Греческое письмо). Письменности для персидского, дари, афганского, белуджского языков представляют собой разновидности арабского алфавита (смотри Арабское письмо); алфавиты для таджикского, осетинского, татского языков созданы на основе русской графики. Курды бывшего СССР используют русскую графику, часть курдов Сирии и Ирака - латинскую, остальные - арабскую. Прочие языки практически бесписьменны.

Изучение живых иранских языков началось с конца 17 века, древних - с 18 века. На рубеже 19-20 веков сводным трудом «Grundriss der iranischen Philologie» подведён итог предшествующим исследованиям. В 20 веке открыты новые памятники мёртвых языков (в том числе неизвестных ранее), изучались (и открывались) живые языки. Обобщение материала с историко-генетических позиций - в трудах И. М. Оранского; с историко-типологических - в «Опыте историко-типологического исследования иранских языков» (тома 1-2, 1975). Описание иранских языков по единому типологическому принципу осуществлено в трёх томах в серии «Языки мира», по единому сравнительно-историческому принципу - в семи томах «Основ иранского языкознания».

Лит.: Grundriss der iranischen Philologie. Strasbourg, 1895-1904. Bd 1-2. В.; N. Y., 1974; Handbuch der Orientalistik. Leiden, 1958. Abt. 1. Bd 4. Abschrift 1: Linguistik; Очерки по истории изучения иранских языков. М., 1962; Оранский И. М. Иранские языки. М., 1963; он же. Иранские языки в историческом освещении. М., 1979; он же. Введение в иранскую филологию. 2-е изд. М., 1988; Иранские языки // Языки Азии и Африки. М., 1978. Т. 2; Основы иранского языкознания. М., 1979-2007. [Кн. 1-7]; Эдельман Д. И. Сравнительная грамматика восточноиранских языков. Фонология. М., 1986; она же. Сравнительная грамматика восточноиранских языков. Морфология. Элементы синтаксиса. М., 1990; Compendium Linguarum Iranicarum. Wiesbaden, 1989; Расторгуева В. С. Сравнительно-историческая грамматика западноиранских языков. Фонология. М., 1990; Языки мира. Иранские языки. М., 1997-2000. Т. 1: Юго-западные иранские языки. Т. 2: Северо-западные иранские языки. Т. 3: Восточноиранские языки.

ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ

Иранская группа

(более 10 языков; наибольшую близость обнаруживает с индийской группой, с которой объединяется в общую индоиранскую, или арийскую, группу; а р ь я - племенное самоназвание в древнейших памятниках, из него Иран, и алан- самоназвание скифов)

Персидский (фарси)

Официальный статус : Иран

Общее число носителей : более 60 млн

Письменность : арабский алфавит

Древнеперсидские памятники - наскальные клинописные надписи Ахеменидов VI-VI вв. до н. э.

Дари (фарси-кабули)

Официальный статус : Афганистан

Общее число носителей : 15 млн (оценка 2006)

Письменность: арабский алфавит

Большинством специалистов рассматривается как местный афганский вариант персидского языка. От иранского варианта персидского дари отличается в основном фонетикой (главным образом вокализмом), также имеются небольшие отличия в лексике и грамматике.

Существует точка зрения, согласно которой афганский персидский не является отдельным диалектом. Название дари используется некоторыми учёными Таджикистана и Ирана, в том числе, Махмуд Довлетебеди обозначает словом «дари» персидский язык. Также имеется мнение, что дари не должен назваться «афганским персидским», так как дари древнее Афганистана и названия «афганцы». Лингвисты предпочитают название «восточноперсидский язык» (фарси) для языка, используемого в Тегеране, и «западноперсидский» (дари) для языка Ирана и остального Афганистана. Название афганского языка было официально изменено на «дари» по политическим причинам в 1964.

Пушту (пашто, афганский)

Официальный статус : Афганистан

Общее число носителей : от 40 до 50 млн.

Письменность: арабский алфавит

Пашто, так же как и другие восточно-иранские языки (памирские), представляет более архаичную ступень развития языка, чем западный персидский, сохранив категорию рода и различие прямого и косвенного падежей. В фонетике и словаре заметно влияние соседних индийских языков.

Белуджский (балучи).

Официальный статус : Белуджистан (территория между Афганистаном, Ираном и Пакистаном)

Общее число носителей : 7,5 млн

Письменность: арабский алфавит, кириллица

Старейшие памятники относятся к XVIII в.

В начале 1930-х годов для белуджей СССР был создан алфавит на основе латиницы. На этом алфавите были изданы буквари, печаталась страница в местной газете, публиковались переводы идеологических произведений. Но в конце 1930-х годов книгоиздание на белуджском языке в СССР прекратилось.

Таджикский

Официальный статус : Таджикистан

Общее число носителей : более 6 млн чел.

Письменность: на основе кириллицы

Расхождения с западным (иранским) вариантом персидского языка фиксируются примерно в XV в. Таджикский язык сравнительно с персидским отличается бо́льшей архаичностью лексики и отдельных фонетических явлений, несколько лучше сохраняя наследие классического периода (IX-XV вв.) С другой стороны, он подвергся значительному лексическому и грамматическому влиянию тюркских (прежде всего узбекского), а с XX в. ещё и русского языков.

Диалекты: северные и южные

Курдский

Ареал распространения : Средний Восток, Закавказье, Малая Азия, Сирия, Ирак

Общее число носителей : 13-20 млн

Письменность:

В настоящее время под «курдскими языками» чаще всего подразумеваются четыре языка:

· курманджи, или севернокурдский (Турция, Сирия, Ирак, Иран, страны постсоветского пространства, ЕС);

· сорани, или центральнокурдский (восточный Ирак, Иран);

· южнокурдский язык;

В Средние века подверглись значительному влиянию персидского и арабского языков, имеются также заимствования из турецкого языка. Родство с персидским языком стало причиной многочисленных ка́лек из него (процесс их создания продолжается).

Исторически курды использовали арабский алфавит. В 1920-1930-е годы в Турции и СССР были созданы латинизированные курдские алфавиты. В 1946 году алфавит советских курдов был переведён на кириллическую основу. В Ираке и Иране до сих пор используется арабская письменность.

Осетинский

Официальный статус : Южная Осетия, Северная Осетия

Общее число носителей : 500 000

Наречия: иронское (восточное) и дигорское (западное).

Осетины - потомки аланов-скифов.

На основании большого количества памятников можно допустить, что предки осетин - кавказские аланы - имели письменность уже с III-IV вв. До второй половины XVIII века сведений об осетинской письменности нет. В целях распространения христианства среди осетин к концу XVIII века стали появляться осетинские переводы религиозных текстов. В 1798 году была издана первая осетинская печатная книга (катехизис), набранная кириллическим алфавитом. Другая попытка создания письменности произошла 20 лет спустя по другую сторону Кавказского хребта: Иван Ялгузидзе издал несколько церковных книг на осетинском языке, пользуясь грузинским алфавитом хуцури.

Современная осетинская письменность создана в 1844 г. на основе кириллицы.

Татский

Официальный статус : Дагестан

Число говорящих в России ок. 3 тыс. человек

Классифицируется как «язык в серьёзной опасности исчезновения» по критериям «Атласа языков мира в опасности», изданного UNESCO

Таты разделяются на татов-мусульман и “горских евреев”.

Имеются сведения, что в средние века Ширвани Хагани написал несколько стихотворений на татском, используя персидскую графику. До 1928 года татами-мусульманами она одна могла быть использована для записи татской речи.

Впоследствии же мусульманско-татский стал практически бесписьменным. До присоединения Закавказья к Российской Империи таты использовали в качестве письменного языка исключительно фарси, даже сам разговорный диалект татов-мусульман имел и имеет такое название до сих пор на Апшероне. Письменность на основе азербайджанской латиницы используется редко и спорадически. До 1928 года горские евреи пользовались древнееврейским алфавитом, приспособленным для татского языка. В 1928-1938 годах использовался латинский алфавит, а с 1938 года - алфавит на основе кириллицы.

Талышский

Официальный статус : Ленкорань (город в Азербайджане)

Общее число говорящих : 200 000

Из живых языков к талышскому наиболее близок татский язык. Некоторые лингвисты считают татский язык лишь диалектом талышского.

В 1929 году для талышей СССР была создана письменность на латинской основе. В 1938 году она была переведена на кириллическую основу, но не получила распространения по ряду причин (в том числе политическим - в результате сталинского укрупнения социалистических наций).

Прикаспийские (гилянские, мазандеранские) диалекты

Гилянский язык

Официальный статус : Гилян (провинция Ирана)

Общее число говорящих : 3,267 млн. (1993, родной), все носители двуязычны (второй - фарси)

Делится на 2 диалекта: рашти и горный гилянский («гиляши»).

Мазандеранский язык

Ариал распространения : Иран

Общее число говорящих : от 3 до 4,5 млн. (родной), все носители двуязычны (второй - фарси)

Письмо: арабско-персидское (персидский алфавит)

Среди живых иранских языков мазандеранский имеет одну из наиболее долгих письменных традиций, с 10 до 15 веков, когда Мазендеран пользовался относительной независимостью

На мазандеранском языке создана богатая литература, в частности, Марзбан-наме (позднее этот труд переведен на персидский язык), поэма Амир Пазевари. Однако с 15 в. наметился упадок в использовании мазандеранского языка, поскольку местная администрация начала переходить и в 17 в. окончательно перешла на персидский язык.

Мазандеранский язык - ближайший родственник гилянского (гиляки), со значительным сходством в лексике и грамматике. Оба указанных языка, в отличие от персидского, не подпали под влияние соседних арабского и тюркских языков.

11) Памирские языки (шугнанский, рушанский, бартантский, сарыкбльский, хуфский, орошорский, язгулямский, ишкашймский, ваханский) - бесписьменные языки Памира.

Ареал распространения : в Памире, разделённом между Таджикистаном, Пакистаном, Китаем, Афганистаном.

Ягнобский

Ариал распространения : Таджикистан

Общее число говорящих: 13,5 тыс. чел.

Письменность: на основе кириллицы

Мертвые:

13) Древнеперсидский - язык клинописных надписей эпохи Ахеменидов (Дария, Ксеркса и др.) VI - IV вв. до н. э.

14) Авестийский - другой древнеиранский язык, дошедший в среднеперсидских списках священной книги “Авес-та”, где собраны религиозные тексты культа зороастрийцев, последователей Заратуштры (по-гречески: Зороастра).

15) Пехлеви- среднеперсидский язык III - IX вв. н. э., сохранившийся в переводе “Авесты” (этот перевод называется “Зенд”, откуда долгое время сам авестийский язык неправильно называли зёндским).

16) Мидийский - род северо-западных иранских диалектов; письменных памятников не сохранилось.

17) Парфянский- один из среднеперсидских языков III в. до н. э. - III в. н. э., распространенный в Парфии на юго-восток от Каспийского моря.

18) Согдийский- язык Согдианы в долине Зеравшана, первое тысячелетие н. э.; предок ягнобского языка.

19) Хорезмййский - язык Хорезма по нижнему течению Аму-Дарьи; первое - начало второго тысячелетия н. э.

20) Скифский- язык скифов (аланов), живших в степях по северному берегу Черного моря и на восток до границ Китая в первом тысячелетии до н. э. и первом тысячелетии н. э.; сохранился в собственных именах в греческой передаче; предок осетинского языка.

21) Бактрййский (кушанский) - язык древней Бакт-РИИ по верхнему течению Аму-Дарьи, а также язык Кушанского Царства; начало первого тысячелетия н.э.

22) Сакскии (хотанский)-в Средней Азии и в Китайском Туркестане; от V - Х вв. н. э. остались тексты, написанные индийским письмом брахми.

Примечание. Большинство современных иранистов подразделяют живые и мертвые иранские языки на следующие группы:

А. Западные

1) Юго-западные: древне- и среднеперсидский, современный персид-ский, таджикский, татский и некоторые другие.

2) Северо-западные: мидийский, парфянский, белудж-ский (балучи), курдский, талышский и другие прикаспийские.

Б. Восточные

1) Юго-восточные: сакский (хотанский), пушту (паш-то), памирские.

2) Северо-восточные: скифский, согдийский, хорез-мийский, осетинский, ягнобский.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...