Искусство раннего возрождения. Живопись раннего возрождения в италии Живопись раннего итальянского возрождения

В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессансного реализма, существенно отличавшегося от того "реализма деталей", который был характерен для искусства позднего треченто. Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. Они возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности. В своей борьбе с традицией готики художники раннего Возрождения искали опору в античности и искусстве Проторенессанса. То, что только интуитивно, на ощупь искали мастера Проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях. Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой. Различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. Новое искусство, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. В то время как во Флоренции работали Брунелесски, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.

Кватроченто

С конца XIV в. власть во Флоренции переходит к дому банкиров Медичи. Его глава, Козимо Медичи, стал негласным правителем Флоренции. Ко двору Козимо Медичи (а затем и его внука Лоренцо, прозванного Великолепным) стекаются писатели, поэты, ученые, архитекторы и художники. Начинается век медицейской культуры. Первые признаки новой, буржуазной культуры и зарождение нового, буржуазного мировоззрения особенно ярко проявились в XV в., в период кватроченто. Но именно потому, что процесс сложения новой культуры и нового мировоззрения не был завершен в этот период (это произошло позже, в эпоху окончательного разложения и распада феодальных отношений), XV век полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Это поистине век гуманизма. Кроме того, это эпоха, полная веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Ренессанса. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение; именно тогда начинают тщательно изучать строение человека; в XV в. итальянские художники решили и проблему прямолинейной перспективы, которая уже назрела в искусстве треченто. В формировании светской культуры кватроченто огромную роль сыграла античность. XV столетие демонстрирует прямые связи с ней культуры Возрождения. С 1439 года, со времени состоявшегося во Флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения Византии в 1453 году, когда многие бежавшие с Востока ученые нашли прибежище во Флоренции, город этот становится одним из главных в Италии центров изучения греческого языка, а также литературы и философии Древней Греции. Во Флоренции основывается Платоновская академия, библиотека Лауренциана содержит богатейшее собрание античных рукописей. И все же ведущая роль в культурной жизни Флоренции первой половины и середины XV века, бесспорно, принадлежала искусству. Появляются первые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры, мраморами, монетами, керамикой. Восстанавливается античный Рим. Перед изумленной Европой предстает красота страдающего Лаокоона, прекрасных Аполлона (Бельведерского) и Венеры (Медицейской).

Скульптура

В XV в. итальянская скульптура переживала расцвет. Она приобрела самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились новые жанры. В практику художественной жизни начинали входить заказы богатых купеческих и ремесленных кругов на украшение общественных зданий; художественные конкурсы приобретали характер широких общественных мероприятий. Событием, которое открывает новый период в развитии итальянской ренессансной скульптуры, считается состоявшийся в 1401 г. конкурс на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия. Среди участников конкурса были молодые мастера - Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти (около 1381-1455). Победил на конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти. Один из самых образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства, Гиберти, в творчестве которого главным были равновесие и гармония всех элементов изображения, посвятил жизнь одному виду скульптуры - рельефу. Его искания достигли вершины в изготовлении восточных дверей флорентийского баптистерия (1425-1452 гг.), которые Микеланджело назвал «Вратами рая». Составляющие их десять квадратных композиций из позолоченной бронзы передают глубину пространства, в которой сливаются фигуры, природа, архитектура. Они напоминают выразительностью живописные картины. Мастерская Гиберти стала настоящей школой для целого поколения художников. В его мастерской в качестве помощника работал молодой Донателло, в будущем великий реформатор итальянской скульптуры. Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло (около 1386-1466), родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Он работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни. Рассказывали, что бескорыстный Донателло вешал кошелёк с деньгами у двери своей мастерской, и его друзья и ученики брали из кошелька столько, сколько им было нужно.

С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Эти качества проявились уже в ранних работах мастера - статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции, и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы. Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов. Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г.) - юноша-воин со щитом в руке. У него сосредоточенный, глубокий взгляд; он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, подчас грубоватые, неприкрашенные, даже уродливые, но живые и естественные. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум - цельные и духовно богатые натуры. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). В 1430 г. Донателло создал «Давида» - первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига. Поездка в Рим вместе с Брунеллески чрезвычайно расширила художественные возможности Донателло, его творчество обогатилось новыми образами и приёмами, в которых сказалось влияние античности. В творчестве мастера наступил новый период. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти - нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков, иногда крылатых, изображённых в движении. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв. Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, одном из центров гуманистической культуры, родине глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского. Для городского собора, посвящённого Святому Антонию, Донателло выполнил в 1446-1450 гг. огромный скульптурный алтарь со множеством статуй и рельефов. Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, но обеим сторонам которой располагалось шесть статуй святых. В конце XVI в. алтарь был разобран. До наших дней сохранилась только его часть, и сейчас трудно себе представить, как он выглядел первоначально. Четыре дошедших до нас алтарных рельефа, изображающие чудесные деяния Святого Антония, позволяют оценить необычные приёмы, использованные мастером. Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа. Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной жизненной обстановке. Фоном им служат огромные городские постройки и аркады. Благодаря передаче перспективы возникает впечатление глубины пространства, как в живописных произведениях. Одновременно Донателло выполнил в Падуе конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца Падуи, находившегося на службе у Венецианской республики. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Это один из первых ренессансных конных монументов. Спокойное достоинство разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи, с обнажённой на римский манер головой, которая является великолепным образцом портретного искусства. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Монумент поставлен параллельно фасаду собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными формами куполов.

В последние проведённые во Флоренции годы Донателло переживал душевный кризис, его образы становились всё более драматичными. Он создал сложную и выразительную группу «Юдифь и Олоферн» (1456-1457гг.); статую «Мария Магдалина» (1454-1455 гг.) в виде дряхлой старухи, измождённой отшельницы в звериной шкуре - трагические по настроению рельефы для церкви Сан-Лоренцо, завершенные уже его учениками. Среди крупнейших скульпторов первой половины XV в. нельзя обойти вниманием Якопо делла Кверча (1374-1438) - старшего современника Гиберти и Донателло. Его творчество, богатое многими открытиями, стояло как бы в стороне от общего пути, по которому развивалось искусство Ренессанса. Уроженец города Сиены, Кверча работал в Лукке. Там в городском соборе находится выполненное этим мастером редкое по красоте надгробие юной Иларии дель Карето. В 1408 - 1419 гг. Кверча создал скульптуры для монументального фонтана Фонте Гайя на площади Кампо в Сиене. Затем мастер жил в Болонье, где его главным произведением стали рельефы для портала церкви Сан-Петро- нио (1425-1438 гг.). Выполненные из тёмно-серого твёрдого местного камня, они отличаются мощной монументальностью, предвосхищая образы Микеланджело. Второе поколение флорентийских скульпторов тяготело к более лирическому, умиротворённому, светскому искусству. Ведущая роль в нём принадлежала семье скульпторов делла Роббиа. Глава семьи Лукка делла Роббиа (1399 или 1400- 1482), современник Брунеллески и Донателло, прославился применением глазурной техники в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой. Техника глазури (майолики), известная с глубокой древности народам Передней Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку, почему и получила своё название, а затем широко распространилась в Италии. Лукка делла Роббиа создавал медальоны с рельефами на густо-синем фоне для зданий и алтарей, гирлянды из цветов и плодов, майоликовые бюсты Мадонны, Христа, Иоанна Крестителя. Жизнерадостное, нарядное, доброе искусство этого мастера получило заслуженное признание современников. Большого совершенства в технике майолики достиг также его племянник Андреа делла Роббиа (1435-1525).

Живопись

Огромная роль, которую в архитектуре раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре - Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо. Брунеллески и Донателло переживали творческий расцвет, когда родился Мазаччо. По словам Вазари, «Мазаччо стремился изображать фигуры с большой живостью и величайшей непосредственностью наподобие действительности». Мазаччо умер молодым, не дожив до 27 лет, и всё же успел сделать в живописи столько нового, сколько иному мастеру не удавалось за всю жизнь. Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прозванный Мазаччо (1401 - 1428), родился в местечке Сан-Вальдарно близ Флоренции, куда он юношей уехал учиться живописи.Существовало предположение, что его учителем был Мазолино де Паникале, с которым он затем сотрудничал; сейчас оно отвергнуто исследователями. Мазаччо работал во Флоренции, Пизе и Риме. Классическим образцом алтарной композиции стала его «Троица» (1427-1428), созданная для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фреска выполнена на стене, уходящей в глубину капеллы, которая построена в форме ренессансной арочной ниши. На росписи представлены распятие, фигуры Марии и Иоанна Крестителя. Их осеняет образ Бога-Отца. На переднем плане фрески запечатлены коленопреклонённые заказчики, как бы находящиеся в самом помещении церкви. Расположенное в нижней части фрески изображение саркофага, на котором лежит скелетАдама. Надпись над саркофагом содержит традиционное средневековое изречение: «Я был таким когда-то, как вы, и вы будете такими, как я». До 50-х гг. XX в. это произведение Мазаччо в глазах любителей искусства и учёных отступало на второй план перед его знаменитым циклом росписей капеллы Бранкаччи. После того как в 1952 г. фреска была перенесена на прежнее место в храме, промыта, отреставрирована, когда была обнаружена её нижняя часть с саркофагом, «Троица» привлекла к себе пристальное внимание исследователей и любителей искусства. Творение Мазаччо замечательно во всех отношениях. Величавая отрешённость образов сочетается здесь с не виданной до тех пор реальностью пространства и архитектуры, с объёмностью фигур, выразительной портретной характеристикой лиц заказчиков и с удивительным по силе сдержанного чувства образом Богоматери. В те же годы Мазаччо (в содружестве с Мазолино) создал в церкви Санта- Мария дель Кармине росписи капеллы Бранкаччи, названные так по имени богатого флорентийского заказчика. Перед живописцем стояла задача средствами линейной и воздушной перспективы построить пространство, разместить в нём мощные фигуры персонажей, правдиво изобразить их движения, позы, жесты, а затем масштабы и цвет фигур связать с природным или архитектурным фоном. Мазаччо не только успешно справился с этой задачей, но и сумел передать внутреннее напряжение и психологическую глубину образов. Сюжеты росписей в основном посвящены истории апостола Петра. Самая известная композиция «Чудо со статиром» рассказывает, как у ворот города Капернаума Христа с учениками остановил сборщик налогов, требуя у них денег на поддержание храма. Христос повелел апостолу Петру выловить в Генисаретском озере рыбу и извлечь из неё статир. Слева на втором плане зритель видит эту сцену. Справа Пётр вручает деньги сборщику. Таким образом, композиция соединяет три разновременных эпизода, в которых трижды предстаёт апостол. В новаторской по существу живописи Мазаччо этот приём - запоздалая дань средневековой традиции изобразительного рассказа, от него в то время уже отказались многие мастера и более столетия назад сам Джотто. Но это не нарушает впечатления смелой новизны, которой отличаются весь образный строй росписи, её драматургия, жизненно убедительные, чуть грубоватые герои. Иногда в выражении силы и остроты чувства Мазаччо опережает своё время. Вот фреска «Изгнание Адама и Евы из рая» в той же капелле Бранкаччи. Зритель верит тому, что Адама и Еву, нарушивших Божественный запрет, ангел с мечом в руках действительно изгоняет из рая. Главное здесь - не библейский сюжет и внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и тёмным провалом искажённого криком рта. В августе 1428 г. Мазаччо уехал в Рим, не закончив росписи, и вскоре внезапно умер. Капелла Бранкаччи стала местом паломничества живописцев, перенимавших приёмы Мазаччо. Однако многое в творческом; наследии Мазаччо сумели оценить лишь следующие поколения. В творчестве его современника Паоло Уччелло (1397-1475), принадлежавшего к поколению мастеров, работавших после смерти Мазаччо, тяга к нарядной сказочности приобретала подчас наивный оттенок. Эта особенность творческого стиля художника стала его своеобразной визитной карточкой. Прелестна его ранняя маленькая картина «Святой Георгий». Решительно шагает на двух ногах зелёный дракон с винтообразным хвостом и узорчатыми крыльями, словно вырезанными из жести. Он не страшен, а забавен. Сам художник, вероятно, улыбался, создавая эту картину. Но в творчестве Уччелло своенравная фантазия сочеталась со страстью изучения перспективы. Эксперименты, чертежи, зарисовки, которым он посвящал бессонные ночи, Вазари описывал как чудачества. Между тем в историю живописи Паоло Уччелло вошёл как один из тех живописцев, кто впервые стал применять в своих полотнах приём линейной перспективы. В молодости Уччелло работал в мастерской Гиберти, затем выполнял мозаики для собора Сан-Марко в Венеции, а вернувшись во Флоренцию, познакомился с росписями Мазаччо в капелле Бранкаччи, оказавшими на него огромное влияние. Увлечение перспективой отразилось в первом произведении Уччелло - написанном им в 1436 г. портрете английского кондотьера Джона Хоквуда, известного итальянцам как Джованни Акуто. Огромная монохромная (одноцветная) фреска изображает не живого человека, а его конную статую, на которую зритель смотрит снизу вверх. Смелые искания Уччелло нашли выражение в трёх его известных картинах, заказанных Козимо Медичи и посвящённых битве двух флорентийских полководцев с войсками Сиены при Сан-Романо. В удивительных картинах Уччелло на фоне игрушечного пейзажа сошлись в ожесточённой схватке всадники и воины перемешались копья, щиты, древки знамён. И, тем не менее, сражение выглядит условной, застывшей на редкость красивой, поблёскивающей золотом декорацией с фигурами коней красного, розового и даже голубого цвета.

Эпохальному периоду в истории мировой культуры, который предшествовал Новому времени и сменил дали название Ренессанс, или Возрождение. История эпохи берет свое начало на заре в Италии. Несколько столетий можно охарактеризовать как время становления новой, людской и земной картины мира, имеющей по своей сути светский характер. Прогрессивные идеи нашли свое воплощение в гуманизме.

Годы эпохи Возрождения и понятие

Поставить конкретные временные рамки для данного феномена в истории мировой культуры достаточно сложно. Объясняется это тем, что в эпоху Возрождения все страны Европы вступили в разные сроки. Одни раньше, другие позже, в связи с отставанием в социально-экономическом развитии. Примерными датами можно назвать начало 14 и конец 16 века. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры, ее гуманизацией, расцветом интереса к античности. С последним, кстати говоря, и связано название этого периода. Происходит возрождение ее внедрение в европейский мир.

Общая характеристика эпохи Возрождения

Данный виток в развитии культуры человечества произошел в результате изменения европейского общества и отношений в нем. Важную роль играет падение Византии, когда ее граждане массово бежали в Европу, принося с собой библиотеки, различные античные источники, неизвестные ранее. Увеличение количества городов привело к усилению влияния простых сословий ремесленников, купцов, банкиров. Активно стали появляться различные центры искусства и науки, деятельность которых церковь уже не контролировала.

Первые годы эпохи Возрождения принято отсчитывать с ее наступлением в Италии, именно в этой стране началось данное движение. Начальные его признаки стали заметны в 13-14 веках, но твердые позиции оно заняло в 15 веке (20-е года), достигнув максимального расцвета к его окончанию. В эпохе Ренессанса (или Возрождения) выделяют четыре периода. Остановимся на них более подробно.

Проторенессанс

Данный период датируется приблизительно второй половиной 13-14 века. Стоит заметить, что все даты касаются Италии. По сути, данный период представляет собой подготовительный этап Возрождения. Его условно принято делить на два этапа: до и после смерти (1137 год) Джотто ди Бондоне (скульптура на фото), ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника.

Последние годы эпохи Возрождения данного периода связаны с эпидемией чумы, которая обрушилась на Италию и всю Европу в целом. Проторенессанс тесно связан со средневековьем, готическими, романскими, византийскими традициями. Центральной фигурой принято считать Джотто, который наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло ее развитие.

Период раннего Возрождения

По времени он занял восемьдесят лет. Ранний годы которого характеризуются весьма двояко, пришелся на 1420-1500 гг. Искусство еще не отреклось окончательно от средневековых традиций, но активно добавляет элементы, позаимствованные у классической древности. Словно по нарастающей, год за годом под влиянием меняющихся условий социальной среды, происходит полный отказ художниками от старого и переход к античному искусству в качестве основной концепции.

Период высокого Возрождения

Это вершина, пик Ренессанса. На данном этапе эпоха Возрождения (года 1500-1527) достигла своего апогея, и центр влияния всего итальянского искусства переместился в Рим из Флоренции. Произошло это в связи со вступлением на папский престол Юлия II, который имел весьма прогрессивные, смелые взгляды, был человеком предприимчивым и честолюбивым. Он привлек в вечный город самых лучших художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время настоящие титаны эпохи Возрождения создают свои шедевры, которыми весь мир восхищается и поныне.

Позднее Возрождение

Охватывает временной отрезок с 1530 по 1590-1620 годы. Развитие культуры и искусства в данный период настолько неоднородно и разнообразно, что даже историки не сводят его к одному знаменателю. По мнению британских ученых эпоха Возрождения окончательно угасла в тот момент, когда произошло падение Рима, а именно в 1527 году. погрузилась в Контрреформацию, которая поставила «крест» на всяком свободомыслии, в том числе и воскрешении античных традиций.

Кризис идей и противоречия в мировоззрении в итоге во Флоренции вылились в маньеризм. Стиль, который характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, свойственного эпохе ренессанса. К примеру, у Венеции была своя собственная дорога развития, там до конца 1570-х годов работали такие мастера, как Тициан и Палладио. Их творчество осталось в стороне от кризисных явлений, характерных для искусства Рима и Флоренции. На фото полотно Тициана «Изабелла Португальская».

Великие мастера эпохи Ренессанса

Три великих итальянца - это титаны эпохи Возрождения, ее достойный венец:


Все их произведения - это лучшие, отборные жемчужины мирового искусства, которые собрала эпоха Возрождения. Года идут, сменяются столетия, но творения великих мастеров - вне времени.

Характерные черты в искусстве эпохи Возрождения

Перспектива. Чтобы добавить трехмерную глубину и пространство в свои работы, художники эпохи Возрождения позаимствовали и значительно расширили понятия линейной перспективы, линии горизонта и точки схода.

§ Линейная перспектива. Картина с линейной перспективой - это как будто ты смотришь в окно и рисуешь именно то, что видишь на оконном стекле. Объекты на картине стали иметь свойственные им размеры в зависимости от удаленности. Те, что находились дальше от зрителя, уменьшались, и наоборот.

§ Линия горизонта. Это линия на расстоянии, при котором объекты уменьшаются до точки толщиной с эту линию.

§ Точка схода. Это точка, в которой параллельные линии как бы сходятся далеко на расстоянии, часто на линии горизонта. Этот эффект можно наблюдать, если стоять на железнодорожных путях и смотреть на рельсы, уходящие в да ль.

Тени и свет. Художники с интересом обыгрывали то, как свет падает на объекты и создает тени. Тени и свет можно было использовать для привлечения внимания к определенной точке на картине.

Эмоции. Художники эпохи Возрождения хотели, чтобы зритель, глядя на работу, что-нибудь почувствовал, испытал эмоциональное переживание. Это было формой визуальной риторики, где зритель чувствовал вдохновение, чтобы стать в чем-то лучше.

Реализм и натурализм. В дополнение к перспективе, художники стремились, чтобы объекты, особенно люди, выглядели более реалистично. Они изучали анатомию человека, измеряли пропорции и искали идеальную человеческую форму. Люди выглядели реально и проявляли подлинные эмоции, позволяя зрителю делать заключения о том, что изображенные люди думают и чувствуют.

Эпоху «Возрождения» делят на 4 этапа:

Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век)

Раннее Возрождение (начало XV - конец XV века)

Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века)

Позднее Возрождение (середина XVI - 1590-е годы)

Проторенессанс

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, собственно оно и появилось в Позднем средневековье, с византийскими, романскими и готическими традициями, этот период явился предтечей Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.


В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение - собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто.

Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию.

Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции и Сиены.

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии под влиянием всё сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится приблизительно до середины следующего века.

Художники Раннего Возрождения

Одним из первых и наиболее гениальных представителей этого периода по праву считается Мазаччо (Мазаччо Томмазо Ди Джованни Ди Симоне Кассаи) знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи Кватроченто.

Своим творчеством он способствовал переходу от готики к новому искусству, прославлявшему величие человека и его мира. Вклад Мазаччо в искусство было вновь в 1988, когда его главное творение - фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции - были восстановлены в первоначальном виде.

- Воскрешение сына Теофила, Мазаччо и Филиппино Липпи

- Поклонение волхвов

- Чудо со статиром

Другими важными представителями этого периода стали Сандро Боттичелли. великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.

- Рождение Венеры

- Венера и Марс

- Весна

- Поклонение Волхвов

Высокое Возрождение

Третий период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II - человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинамивремён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они с большой находчивостью и живостью фантазии свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это - Леонардо да Винчи (1452-1519)Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи. итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»

Тайная вечерия,

Мона Лиза,

-Вит­ру­ви­анс­кий человек ,

- Мадонна Литта

- Мадонна в скалах

-Мадонна с веретеном

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни. итальянский скульптор, художник, архитектор [ ⇨ ] , поэт [ ⇨ ] , мыслитель [ ⇨ ] . . Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения [ ⇨ ] и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера . Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских - он выполнял заказы для девяти из них.

СОтворение Адама

Страшный суд

и Рафаэль Санти (1483-1520). великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

- Афинская школа

-Сикстинская Мадонна

- Преображение

- Прекрасная садовница

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590-1620-е годы. В Южной Европе восторжествовала Контрреформация (Контрреформация (лат. Contrareformatio ; от contra - против и reformatio - преобразование, реформация) - католическоецерковно-политическое движение в Европе середины XVI-XVII вв., направленное против Реформации и имевшее своей целью восстановить позиции и престиж Римско-католической церкви.), которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий - маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х годов там работали Палладио (настоящее имя Андреа ди Пьетро). великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма.(Маньери́зм (от итальянского maniera , манера ) - западноевропейскийлитературно-художественный стиль XVI - первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком .) Основоположник палладианства (Палладианизм или Палладиева архитектура - ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508-1580). В основе стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима.) и классицизма. Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории .

Первые самостоятельные работы Андреа Палладио, как талантливого проектировщика и одаренного зодчего, - это Базилика в Виченце, в которой проявился его самобытный неподражаемый талант.

Среди загородных домов самое выдающееся творение мастера – вилла Ротонда. Андреа Палладио построил ее в Виченце для вышедшего в отставку ватиканского чиновника. Она примечательна тем, что является первой светско-бытовой постройкой эпохи Возрождения, возведенной в форме античного храма.

Другой пример – палаццо Кьерикати, необычность которого проявляется в том, что первый этаж здания был почти весь отдан на общественное использование, что согласовалось с требованиями городских властей тех времен.

Среди знаменитых градостроительных сооружений Палладио обязательно следует упомянуть о театре Олимпико, спроектированным в стиле амфитеатра.

Тициан (Тициа́н Вече́ллио ) итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре ; известен также как Тициан Божественный.

- Вознесение Девы Марии

- Вакх и Ариадна

- Диана и Актеон

- Венера Урбино

- Похищение Европы

чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

В XV в. итальянское Возрождение вступает в период кватроченто, когда основные принципы «нового стиля» становятся господствующими. Раннее Возрождение характеризуется возникновением и подъемом различных территориальных художественных школ, их активным взаимодействием и борьбой. В культуре того периода формируется культ красоты, прежде всего красоты человека. Живопись становится ведущим видом искусства, и художники стремятся изобразить прекрасных, совершенных людей. Поражают общий высокий уровень художественных произведений, обилие талантов, разнообразие творческих индивидуальностей.

Необычайный расцвет искусства кватроченто имел много причин. В первую очередь способствовало то обстоятельство, что аристократические слои итальянского общества, включая Папу, высоко ценили искусство, любили красоту. Они оспаривали другу друга возможность пригласить лучших художников работать у себя. Так, во Флоренции во время правления Медичи борьба за власть утихла и перешла в борьбу за обладание шедеврами искусства, в соперничество в роскоши. Но это было внешней причиной. Главное в том, что искусство играло в жизни общества важнейшую роль: оно выполняло функцию универсального познания, опередив в этом науку и философию. Новое отношение человека к миру, стремление освоить его как реальную арену своих действий обусловливало необходимость его изучения. Первым шагом в этом познании было ясное, трезвое видение мира, постигающее природу вещей. Изображение мира таким, каким его видел человек, было исходным принципом ренессансных художников — принципом, ставшим настоящим переворотом в культуре, выразившимся в полном отказе от прежних принципов. Знание перспективы, теории пропорций, строения человеческого тела и механизма его движений, умение передать объем на плоскости, а в движениях тела выразить движения души — все это становится и необходимым условием творчества, и истинной потребностью самих художников. Крупнейшими мастерами культуры раннего Возрождения являются архитектор Филиппо Брунеллески, скульптор Донатоде Николо ди Бетти Барди, прозванный Донателло, художники Томазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прозванный Мазаччо, и Алессандро Филипепи, прозванный Сандро Боттичелли.

Мазаччо

Мазаччо стал родоначальником нового направления в итальянской живописи XV в.; он возродил традиции Джотто, отказавшись от многословности, характерной для живописи конца XIV — начала XV в. Индивидуальный художественный стиль Мазаччо наиболее ярко выражен в его фреске «Троица». Композиция фрески включает триумфальную арку с уходящим в глубину сводом. На ней изображены Бог-отец, Святой дух в виде голубя и распятый Христос. Возле распятия стоят Мария и Иоанн, а перед аркой по обеим сторонам помешены коленопреклоненные заказчики. Христианский догмат о Святой Троице утверждал единство Отца, Сына и Святого духа как центра небесного мира. Мазаччо трактует эти образы как реальные исторические лица. Композиция выстроена на основе принципа линейной перспективы, которая соотносит и соединяет фигуры в единое целое. На фреске Мазаччо все фигуры, представляющие Бога и человека, объединяются в образ мира, созданный человеческим разумом. Главным произведением Мазаччо стали росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции, изображающие эпизоды из жизни св. Петра и два библейских сюжета «Грехопадение» и «Изгнание из рая». На фреске «Изгнание из рая» Адам и Ева идут, охваченные безысходным отчаянием, покорные судьбе, их преследует парящий ангел с мечом в руке. Эта фреска во многом стала новаторской: анатомически правильно изображены обнаженные тела; их объем моделирован с помощью светотени; фигуры представлены в естественном, свободном движении; выразительные, живые позы, жесты и мимика раскрывают душевное состояние персонажей. Адам и Ева, несмотря на грехопадение и страдания, не вызывают чувства осуждения у зрителей.

Дух раннего Возрождения проявился также в интересе к античности, к ее идеям и образам, к сюжетам языческой мифологии, обращение к которой в Средние века было запрещено.

Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли воплотил в своем творчестве языческие образы. Обычно этого любимца правителя Флоренции Лоренцо Медичи называют последним художником флорентийской культуры XV в. Отличительной чертой его является обращение к внутреннему миру персонажей, их настроениям и переживаниям. Наиболее известны его картины «Весна» и «Рождение Венеры». До сих пор загадкой остается сюжет картины «Весна», где на цветистой лужайке, огороженной деревьями с оранжевыми плодами на ветвях, расположились различные мифологические персонажи: Меркурий, три грации, Венера, над которой парит Амур, богиня весны и цветов Флора, лесная нимфа и бог легкого ветра Зефир. Персонажи не связаны между собой развитием действия, они погружены в себя, молчаливы, задумчивы, внутренне одиноки. Они даже не замечают друг друга. Эти красивые и утонченные образы рождают мечтательную грусть, тихую радость, неясную, смутную тоску и светлую надежду.

Близка по настроению картина «Рождение Венеры», где обнаженная языческая богиня любви медленно подплывает к берегу, стоя в раковине, гонимой легким дуновением зефиров. Венеру встречает нимфа, готовая укрыть ее легким покрывалом. Удивительно прекрасно лицо богини, полное затаенной печали. Как считают искусствоведы, «Рождение Венеры» — это не языческое воспевание женской красоты. В ней больше красоты духовной, а ее нагота означает естественность и чистоту.

Возрождение, или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).

Стиль эпохи возрождения

Зажиточным гражданам Европы больше не было необходимости укрываться за стенами замков. На смену им пришли городские дворцы (палаццо) и загородные виллы, радовавшие владельцев красотой и комфортом. Типичный палаццо обычно имеет 3-4 этажа. На нижнем этаже находились вестибюли, служебные помещения, конюшни и кладовые. На следующем уровне - пьяно нобиле - размещаются просторные богато украшенные парадные залы. Иногда на этом этаже устраивали спальни членов семьи хозяина дома. Личные покои - это спальня и «студио», комната, используемая как кабинет, мастерская или помещение для частных бесед. Рядом помещалась комната для умывания; воду брали из фонтана или колодца. Третий этаж часто имел такую же планировку, как и piano nobile, здесь были жилые комнаты с более низкими потолками. На верхнем этаже высота потолков была еще меньше, здесь находились помещения для слуг. Средневековые лестницы были винтовыми или напоминали узкие щели, прорубленные в толще стен, теперь они стали широкими и прямыми и доминируют в интерьере. Дополнительные лестницы часто были плохо освещены. Загородная вилла строилась не в таких стесненных условиях, и поэтому могла быть больше. При этом сохранялась та же схема: служебные помещения помещались внизу, парадные комнаты - на втором этаже, а комнаты слуг - на верхнем этаже или на чердаке.

Интерьеры эпохи Возрождения говорят об увлечении классикой. Во главу угла ставится симметрия, а детали заимствуются из древнеримских образцов. Стены часто нейтральных тонов или с узорами. В богатых домах стены часто украшены фресками. Потолки балочные или кессонированные. Потолочные балки и кессоны окрашены в яркие цвета. Полы украшены сложными геометрическими орнаментами. Камины, служившие единственным источником тепла, покрыты резьбой. Если судить по картинам художников того времени, драпировки и другие аксессуары были разноцветными.

В эпоху Вожрождения мебель была более широко распространена, чем в Средние века, но по современным меркам ее все же было немного. Резьба, инкрустация и интарсия присутствовали в интерьере в зависимости от финансовых возможностей и вкусов домовладельца.

Интерьеры церквей эпохи Ренессанса были окрашены в сдержанные цвета и богато декорированы архитектурными деталями, заимствованными из древнеримских памятников. Витражи уступили место прозрачному стеклу. Широко использовалась живопись - фрески, алтарные картины. Алтари обычно заказывали и дарили храмам богатые граждане, чьи портреты можно видеть на переднем плане. В интерьерах эпохи Возрождения прослеживается переход от простоты к пышности.

Раннее Возрождение

Палаццо Даванцати во Флоренции (конец XIV в.) - превосходно сохранившийся городской дом, построенный на рубеже двух эпох. Здание стоит на узком, неправильной формы участке земли, что типично для средневекового города. На нижнем этаже расположена выходящая на улицу лоджия, которая могла служить лавкой. Из внутреннего двора лестницы ведут на этажи, где размещаются жилые помещения - просторные и богато украшенные, но хаотично расположенные, как в средневековом замке. Снаружи здание симметрично. Фризы и консоли, которые служат опорой для балок потолка, заимствованы из классической архитектуры; но свинцовые переплеты окон и напоминающая узоры гобеленов роспись стен уходят корнями в Средневековье. Даже с мебелью комнаты кажутся пустыми, еще ощутим средневековый аскетизм.

Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV - последняя четверть XVI века и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин. Историки разделили эпоху Возрождения на три периода: раннее , высокое, позднее Историки старой школы выделяют триумфальный период «Высокого Возрождения», который заканчивается упадком. Современные ученые считают каждый период достойным изучения и восхищения: от смелого эксперимента через период расцвета к последнему этапу, отличающемуся большой свободой и сложностью.

Возрождение во Франции

В 1515 г. Франциск I (1515-1547) по приглашению папы провел четыре дня в Ватикане, где он мог любоваться искусством Высокого Возрождения. Франциск предложил Леонардо да Винчи приехать во Францию, что осуществилось в 1516 г. Леонардо поселился в окрестностях Амбуаза, где прожил вплоть до смерти в 1519 г. Крыло Франциска в замке Блуа (1515-1519) с его знаменитой лестницей имеет три этажа, которые оформлены пилястрами и декоративными элементами, заимствованными из внутренних дворов флорентийских дворцов. Крыша с трубами и слуховыми окнами выполнена в стиле, характерном для Франции.

Самый эффектный из раннеренессансных замков - огромный королевский дворец Шамбор (1519). Круглые средневековые башни, рвы, высокие крыши сочетаются с симметричной планировкой и ордерными элементами. Разнообразные печные трубы, башенки, купола и слуховые окна напоминают об итальянском ренессансе. В замке Шамбор вестибюль в плане представляет собой греческий крест. Двухмаршевая винтовая лестница в центре вестибюля - стержень всей композиции. Поскольку Леонардо да Винчи жил недалеко от Амбуаза, бытует мнение, что лестница была создана на основе набросков, найденных в его записных книжках. Жилые помещения сосредоточены в углах квадрата, дополнительные комнаты, лестницы и коридоры размещаются в угловых башнях, что делает здание похожим на огромный лабиринт. Комнаты выглядят голыми. В те времена мебель переезжала вместе с королевским двором в Париж и обратно. Считается, что план замка был разработан Доменико да Кортона (ум. 1549), учеником Джулиано да Сангалло, который посетил Францию в 1495 г. (Сангалло возвратился в Италию, а Доменико остался во Франции). Французский архитектор Пьер Иепво также сыграл важную роль, но был он автором проекта или простым каменщиком, работающим под началом других мастеров, неясно.

Небольшой замок Азе-ле-Ридо в долине Луары (1518-1527) - творение неизвестных архитекторов. Здание в форме латинской буквы Б, ров с водой и озеро образуют очаровательный ансамбль. Угловые башни и ров напоминают о Средневековье, но задний фасад, обращенный ко рву, абсолютно симметричен, а пилястры и фризы выполнены в ренессансном стиле. Главная лестница расположена в центре основного объема. Причудливый вход отмечает ее расположение снаружи. Фасад здания асимметричен. К счастью интерьеры Азеле-Ридо хорошо сохранились. От главной лестницы начинается анфилада комнат. Деревянные балки потолка открыты, стены затянуты тканью, большие камины, вероятно, - творение итальянского мастера. Окна утоплены в толщу каменных стен. Поскольку у комнат не было какого-то специального назначения, например, кровать могла стоять в любой из них. При этом каждая комната оформлялась в определенной цветовой гамме.

Брунеллески

Раннее Возрождение в Италии - период, начиная приблизительно с 1400 г. и до конца XV в. Первая значительная фигура - Филиппо Брунеллески (1377-1446), флорентийский ювелир, впоследствии ставший скульптором, геометром и архитектором. Он являет собой образец «человека эпохи Возрождения». Приняв участие в конкурсе проектов купола Флорентийского собора, Брунеллески предложил построить огромный купол без контрфорсов и без деревянных кружал (в последнем случае потребовалось бы возвести дорогостоящие строительные леса, которые сами по себе являются громадным инженерным сооружением). В 1420 г. Брунеллески приступил к строительству грандиозного купола, который до сих пор возвышается над Флоренцией.

Купол Брунеллески отличается от римских куполов своей стрельчатой формой, которая прекрасно сочетается с готическим собором. Сооружение купола без наружных контрфорсов потребовало принципиально новых технологических решений. Каменные нервюры расположены в углах восьмиугольника, плюс по две дополнительные нервюры в каждой грани купола. Все пространство собора было задействовано в процессе строительства. Не видны огромные связи из камня, железа и дерева, которые соединяют купол с «кольцами растяжения» и гасят распор, вполне достаточный для того, чтобы разрушить всю конструкцию. В вершине купола находится круглое окно. Фонарь купола, фактически маленькое здание на крыше, был сооружен уже после смерти Брунеллески, но выдержан в его стиле и является единственной частью купола, которая выдержана в строго классическом стиле.

Хотя громадный купол - самое эффектное сооружение Брунеллески, другие проекты отражают его концепцию интерьера более полно. Во флорентийских церквях Сан-Лоренцо (начата ок. 1420) и Санто-Спирито (начата в 1435) Брунеллески предпринял попытку превратить базилику с трансептом, хором и боковыми нефами в нечто новое. План каждой церкви разбит на квадраты, один такой квадрат является модулем для всего сооружения в целом. Центральный неф отделен от боковых нефов римскими арками, которые поддерживают коринфские колонны. Боковые нефы перекрыты сводами. В римских постройках арка опирается не непосредственно на колонну, а на антаблемент. У Брунеллески мы видим то же: колонны всегда заканчиваются фрагментом антаблемента, квадратной плитой, которую иногда называют импостом.

Самой первой работой Брунеллески в церкви Сан-Лоренцо стала маленькая Сакристия (известная как Старая сакристия, есть еще Новая сакристия работы Микеланджело, обычно называемая Капелла Медичи). Это квадратная в плане комната, увенчанная куполом на парусах. Она соединяется с помещением меньшего размера, где находится алтарь (т.н. скарселла).

Маленькая капелла Пацци во внутреннем дворе церкви Санта-Кроче во Флоренции (1429-1461) обычно считается творением Брунеллески, хотя точно не установлено, каким был его вклад в строительство капеллы, которое завершилось после смерти зодчего, но она во многом напоминает Сакристию в церкви Сан-Лоренцо. Ее часто считают первым сооружением Раннего Возрождения, для которого характерны симметрия и классические элементы наряду с утонченностью и новаторскими решениями. Квадратное пространство перекрыто куполом на парусах, по направлению север-юг от подкупольного квадрата отходят рукава креста с цилиндрическими сводами, превращающие квадратный план в прямоугольный. Квадратная скарселла со своим куполом уравновешивает план. Капелла строилась как монастырский зал капитула, внутри до сих пор сохранились скамьи, опоясывающие помещение по периметру, предназначенные для принимающих участие в собраниях монахов. Стены украшены пилястрами из серо-зеленого мрамора, в верхней части стен расположены круглые ниши с рельефами Луки делла Роббиа (1400-1482). Помещение кажется небольшим, тогда как на самом деле оно имеет внушительные размеры. Это может быть обусловлено не совсем правильным использованием классических элементов.

Микелоццо

Дворец Медичи-Риккарди во Флоренции (начат в 1444), построенный по проекту Микелоццо ди Бартоломмео (1396-1472), с рустованными стенами и маленькими окошками, напоминает средневековый замок, но симметричный план и ордерные эелементы указывают на стиль Раннего Возрождения. Центральный вход ведет в небольшой квадратный дворик с выходом в сад. Двенадцать колонн коринфског ордера поддерживают арки, образуя открытую галерею. Арки опираются непосредственно на капители колонн, некрасиво соединяясь в углах, что говорит о не достаточном знании архитектором законов классической архитектуры. Интерьеры отличаются простотой и отсутствием декора, за исключением великолепных кессонированных потолков, наличников дверей и каминных досок в классическом стиле. Возможно, в главных комнатах висели гобелены, одновременно служившие украшением. В капелле сохранились фрески Беноццо Гоццоли (1420-1497), на которых изображено «Поклонение волхвов» - вереница пышно одетых людей движется по холмистой местности. Фреска напоминает гобелен. При последующей перестройке (1680) симметрия была сохранена, хотя первоначальная симметрия сейчас осталась только в левой части. Внутренний двор палаццо служит примером архитектуры Раннего Возрождения: полуциркульные арки опираются на тонкие колонны коринфского ордера, план строго симметричен.

Альберти

Леон Баттиста Альберти (1404-1472) был ученым, музыкантом, художником, теоретиком искусства и писателем. Его книга «De Re Aedificatoria» («О строительстве»), опубликованная в 1485 г., стала первым значительным произведением, посвященным архитектуре, со времен Витрувия. Книга оказала большое влияние на итальянскую архитектуру. В тексте изложены правила классических ордеров. Как и в музыке, отношения простых чисел 2:3, 3:4 и 3:5 (частота колебаний, соответствующая музыкальным аккордам) могут быть с успехом применены в архитектуре.

Церковь Сант Андреа в Мантуе (начата в 1471) - самое важное произведение Альберти, оказавшее большое влияние на архитектуру XVI столетия. План церкви крестообразный, над средокрестием возвышается купол, центральный неф, трансепт и алтарная часть перекрыты цилиндрическими сводами с кессонами. Боковые нефы отсутствуют; вместо них устроены большие и маленькие капеллы. Отдельно стоящие колонны заменены мощными пилонами с пилястрами. Пышная отделка интерьера появилась уже после смерти Альберти, в целом простая и величественная архитектура свидетельствует о том влиянии, которое на зодчего оказала римская архитектура, в частности императорские термы.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...