Исследовательская работа: пример оформления для школьников и студентов. Оформление научно-исследовательской работы Вывод научно исследовательской работы

Некоторым студентам, а также соискателям научной степени придется столкнуться с такой задачей, как НИР. А вот как написать эту научно-исследовательскую работу в вузе, никто толком и не знает. Ну, кроме нас, конечно же.

Для чего нужна научно-исследовательская работа в институте?

НИР – это такой же вид работ, как и все остальные ( , ). Как и все они, научно-исследовательская работа прецдназначена для тех, кто жаждет докопаться до сути вещей и явлений, хочет понять и проанализировать какие-то природные явления, а также намеревается сам сделать какое-то открытие.

НИР – это процесс постижения знаний, проведения исследований.

Остается только узнать, как составить научно-исследовательскую работу.

Давайте разбираться.

Если перед вами стоит такая нелегкая задача, а вы «ни бум-бум», не переживайте. Вот несколько рекомендаций, с помощью которых вы справитесь легко и непринужденно:

  1. Грамотно сформулируйте тему исследования . Не стоит брать слишком обширный вопрос для изучения. Например, если вы являетесь поклонником Гоголя, не стоит брать все его творчество. Остановитесь на определенном жизненном отрезке его жизни или займитесь изучением истории создания «Вий». Если застряли на этой задаче, попросите помочь научного руководителя.
  2. Обсудите объем работы . Как правило, на него повлияет уровень сложности. Например, школьник для выступления на научной конференции должен подготовить около 20-30 страниц печатного текста. В дипломном проекте НИР может достигать 100 листов.
  3. Изучите проведенные ранее исследования по этой теме . Сравните их с собственными данными и сделайте выводы.
  4. В самом начале сформулируйте цель работы и задачи . Это поможет с оформлением заключения. Да и в достижении задач гораздо лучше, когда их четко для себя сформулируешь.
  5. Определите актуальность . Наметьте возможные пути решения проблемы. Перед тем как писать введение в научно-исследовательской работе, следует выяснить для себя, зачем была выбрана именно эта тема.
  6. Проработайте основную часть . Здесь описывают промежуточные результаты исследования, наблюдения и опыты, делаются предварительные выводы.
  7. Проследите логичность работы . После ее написания необходимо обязательно просмотреть и определить, не нарушен ли логический порядок, последовательность хода исследования или мыслей.
  8. Проработайте заключение . Здесь нужно подвести итог проделанной работы, описать ее достоинства, а также определить дальнейшие пути в выбранной области.
  9. Составьте библиографический список . можно так же, как и в других научных работах.

А здесь вы можете увидеть общий структурный план-образец того, как правильно написать НИР:

Этот же план вам понадобится и перед тем, как написать отчет по НИР (если потребуется).

Как и любая студенческая работа, научно-исследовательский труд должен быть оформлен по строгим правилам:

  1. После написания проверьте работу на наличие стилистических, грамматических или орфографических ошибок. Основная часть не должна превышать по объему 30-35 страниц. Текст должен быть напечатан с полуторным интервалом 14-м шрифтом. Нумерация страниц должна быть выполнена арабскими цифрами в верхнем правом углу страницы.
  2. Используемые графики, диаграммы, схемы, таблицы следует использовать по ходу изложения материала. Дополнительные сведения лучше размещать в приложениях. Все таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах раздела.
  3. Стиль оформления ссылок на источники по всей работе должен совпадать. При использовании прямых цитат, их следует помещать в кавычки.
  4. При оформлении титульного листа сверху указывается название организации, для которой выполняется НИР. В центре листа указывается название научно-исследовательской работы, ее тип (курсовая, диплом и т.д.). Чуть ниже справа пишут ФИО учащегося, а также научного руководителя, его должность. В самом низу проставляется город и год выполнения работы. А вообще, перед тем как писать научно-исследовательскую работу, обязательно просмотрите примеры готовых работ или попросите образец предыдущих лет у своего научного руководителя.
  5. Приложения начинаются с нового листа. В верхнем правом углу пишется слово «приложение». Каждый такой лист должен иметь свой заголовок.
  6. Библиографический список должен быть оформлен по алфавиту фамилий авторов.

Не переживайте! Миллионы студентов писали в своей жизни научно-исследовательские работы. Никто от этого еще не умер. И у вас непременно получится. Впрочем, если вам и без того есть куда потратить свое драгоценное время, то рекомендуем обратиться с этой задачей к специальным студенческим сервисам . Они-то уж точно выполняли такое задание пару миллиардов раз. Так зачем насчет этого париться еще и вам?..

Кировское областное государственное образовательное бюджетное

учреждение дополнительного образования детей

«Эколого-биологический центр»

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Оформление результатов работы должно показать умение учащихся самостоятельно проводить исследования с примене­нием современных методик, анализировать полученные резуль­таты, сравнивать их с литературными данными, делать правиль­ные и обоснованные выводы.

    Структура исследовательской работы

Тема должна быть краткой, емкой, точной и соответствовать основному содержанию работы.

Структура исследовательской работы состоит из следующих разделов:

Раздел "Введение "

В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, её научное и практическое значение, формулируются це­ль и задачи, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза.

Обоснование актуальности выбранной темы должно быть немногословным и показывать своевременность и значимость темы, излагать суть проблемной ситуации, показать границу между знанием и незнанием о предмете исследования. Далее переходим к формулированию цели работы и конкретных задач, которые предстоит решить в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить и т.п.)

Цель одна; задач – несколько (оптимально 3-5). Цель формулируется кратко, одним предложением и указывает общее направление исследований. Цель должна быть связана с темой (соответствать теме) и зачастую бывает созвучна с ней.

Реализация задач направлена на достижение цели. Задачи уточняют цель. Формулировки задач должны соответствовать содержанию работы. Заголовки глав рождаются, как правило, из формулировок задач.

Обязательным элементом Введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования находится в границах объекта, является его частью. Предмет исследования определяет тему, которая обозначается на титульном листе как название.

Пример

Тема: Зообентос р. Вятка в условиях антропогенного влияния

Объект: сообщества донных беспозвоночных р. Вятка.

Предмет: структура бентосных сообществ и ее изменения под влиянием антропогенного фактора.

Если формулировка темы образная, то следует иметь второе, научное, название работы.

Важным элементом исследования является гипотеза – это положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений. Это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

Раздел "Обзор литературы "

Здесь автор должен показать знание основных работ по ис­следуемому вопросу, а также умение работать с литературой: подбирать необходимые источники, проводить их анализ и со­поставление. В обзоре литературы нужно показать, что автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу.

Обзор работ желательно делать по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. Не следует излагать все, что стало известно из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к работе.

В конце этого раздела желательно сделать краткий вывод о степени изученности и перспективах дальнейших исследовании по данной проблеме.

Иногда автор, не найдя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании того или иного явления, однако это в последствии не подтверждается.

Обзор литературы имеет большое значение при выполнении экспериментальной работы. Реферативная работа практически полностью состоит из обзора работ, поэтому разделы в ней выде­ляются в зависимости от конкретной темы.

Описанные ниже разделы имеются в экспериментальных ра­ботах и исследованиях материалов, собранных в полевых услови­ях.

Раздел" Материал и методика исследования "

В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты ис­следований (наблюдений). В экспериментальной работе отмеча­ется место проведения эксперимента.

Методы исследования , т.е. приемы и способы, которыми пользуется автор в работе, определяются задачами исследования, служат инструментом в добывании фактического материала. К ним относятся как общие методы научного познания (анализ, синтез, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование, тестирование, анкетирование, интервьюирование), так и те, которые применимы к узкому кругу задач.

Методика , в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов.

Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то даётся просто ссылка на соответствующую работу без подробного изложения. Если же в неё внесены изменения, то следует их подробно описать и обосновать необходимость такого шага. Это же касается и случая, когда применяется полностью оригинальная методика.

В разделе следует перечислить применяемые приборы и ин­струменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.

Раздел "Характеристика района исследования "

Этот раздел составляется с привлечением данных из литера­турных источников. Он особенно важен в таких, например, ис­следованиях, как геоботанические и подобные им. Тогда он дол­жен быть достаточно подробным.

Раздел "Результаты исследований "

Это основной раздел, который чаще всего делится на не­сколько подразделов, каждый из которых соответствует опреде­лённой задаче.

В нём подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисун­ков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п., и в котором делает­ся сопоставление со сведениями из литературы..

"В результате мы видим (рис. 3), что... ". Правила оформления иллюстрированного материала описаны ниже.

Работа с таблицами, графиками, диаграммами позволяет легко заметить определенные тенденции, уловить закономерности, сделать выводы.

В конце каждого подраздела делается краткий вывод, но слово «вывод» при этом не упоминается.

Если материал большой, тогда сравнительный анализ полученных данных выно­сится в отдельный раздел: "Обсуждение результатов". В данной главе автор должен продемонстрировать умение мыслить, делать выводы из полученных данных или фактов. Здесь автор вправе согласиться с мнением других исследователей или же возразить им, лишь бы это было мотивировано.

Окончательные материалы подвергаются статистической математической обработке. Это можно сделать как при помощи общераспространенных компьютерных программ типа Excel и Statistica, так и специально написанных под вашу работу (что может стать одной из задач работы).

Раздел "Выводы "

В этом разделе кратко (по пунктам) формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспек­тивы для дальнейших исследований. Если в ходе исследования чётких результатов получить не удалось (что случается сплошь и рядом и трагедией не является), тогда вместо выводов пишется Заключение , отличающиеся несколько более пространными рассуждениями.

Заключение выполняет роль концовки и включает логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами. Здесь необходимо оценить, достиг ли автор цели, в какой степени цель достигнута.

Раздел "Литература "

В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные работы. Если есть работы, изданные на иностранном языке, то они пишутся также в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке. Все работы нумеруются в сквозном порядке.

Раздел "Приложения "

Сюда помещают вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы. По содержанию они очень разнообразны (например, подлинники документов, протоколы анализов; по форме: текст, таблицы, графики, карты, иллюстрации, фотографии и т.д.).

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами (без знака №). Нумерация страниц приложения должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки (см. приложение 5).

Оформление исследовательской работы

Исследовательская работа выполняется на белых стандартных листах писчей бумаги (формат А4,) распо­ложенных вертикально.

На каждом листе оставляются поля: справа – 1см, слева - 3 см, сверху и снизу по 2 см. Поля не обводятся!

Общий объем работы не должен быть слишком большим. Оптимально –15-20 страниц.

Текст может быть напечатан на компьютере с межстрочным интервалом 1,5 знака. Текст на каждом листе пишется только с одной стороны. Выравнивание по ширине текста с переносом слов; в числах десятые и т.д. отделяются точкой; аббревиатура в тексте должна быть обязательно расшифрована; сокращения в случае необходимости их использования поясняются при первом упоминании.

Страницы нумеруются, начиная с 4-й, посередине листа на верхних полях. Первой страницей считается титульный лист.

При первом упоминании животного, растения или микроор­ганизма в скобках указывается видовое название на латинском языке и автор, впервые описавший вид. Например: "В качестве объекта исследования использовались меченосцы (Xiphophourus h ell eri Нeck.). В некоторых случаях фамилии авторов могут записываться в общепринятом сокращенном виде: L. - Линней, Pall. - Паллас и т.п. Видовые и родовые названия таксонов выделяются курсивом , авторы таксонов курсивом не выделяются.

Кботанической работе обязательно прилагается гербарий.

Строение работы

Первый л ист - титульный. Содержит полное юридическое название учреждения, в котором выполнялась работа, название работы (ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ ); ФИ автора, класс; ФИО руководителя и консультанта (если имеется) с указанием должности и ученой степени (если имеется), населенный пункт и год выполнения работы.

На втором листе размешается содержание работы (или оглавление).

В нем приводятся все заголовки и подзаголовки работы. Они должны точно повторять таковые в тексте. Указываются страницы, с которых они начинаются.

Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки в конце!

Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы. Нумерация рубрик делается по индексационной системе (1.1., 1.2, …1.6.).

На третьем листе - "Введение", объём которого в большин­стве случаев не превышает одного листа.

После введения с четвертого листа начинается основная часть (словосочетание «основная часть» в тексте не указывается!) , включающая разделы от "Обзора литературы" до "Результатов исследований" или "Обсуждения результатов" включительно.

Основная часть оформляется сплошным текстом с неболь­шими интервалами между разделами и подразделами. Каждый раздел основной части нумеруется. Нумерация подразделов двойная: сначала ставится номер раздела, затем - точка, а после неё - номер подраздела. Пример: 4.1, 4.2 и т.п.

Все подразделы должны иметь заглавие, которое отражается и в списке литературы.

После основной части на новом листе пишутся выводы (или заключение), затем, также с нового листа, литература .

Иллюстративный материал

Таблицы имеют сквозную нумерацию и мо­гут располагаться на листе вертикально или горизонтально.

Справа пишется: Таблица (Номер). Ниже посередине - на­звание таблицы. Если она взята из литературного источника, то после названия в скобках даётся ссылка. Если в таблицу сводятся полученные результаты и литературные данные, то ссылка ста­вится в соответствующей части таблицы. При необходимости ниже таблицы даются примечания.

Если таблица не вмещается на один лист, то она переносится на следующий (следующие). На новом листе справа пишется:

Таблица (Номер) и после номера - в скобках (Продолжение) или (Окончание). Заголовок в этом случае размещается только на первом листе.

Рисунки, графики, диаграммы, фотографии, схемы и т.п. - все они обозначаются как рисунки (Приложение 6), которые также имеют сквозную нумерацию. Рисунки выполняются черной пастой или тушью (не цветными). Все обозначения, которые автору необходимо сделать на рисунке, отмечаются только цифрами или значками.

Под рисунком с красной строки пишется: Рис. (номер). Название. Условные обозначения: 1 - ... , 2 - ... и т.д.

У рисунков, заимствованных из литературы, после названия дается ссылка. Если в воспроизводимом рисунке имеются изме­нения по сравнению с оригиналом, к ссылке добавляется "с изме­нениями".

Ссылки оформляются по-разному, в зависимости от источ­ника. Источниками могут быть: книги и статьи, имеющие одного или двух авторов; книги и статьи, имеющие больше двух авторов (в книгах все они указываются на титульном листе, не путать с редактором!); книги, авторы которых – большие коллективы, что обычно характерно для словарей, справочников, школьных учебников.

Существует два способа оформления ссылок.

В первом случае в скобках указываются фамилия (или две фамилии) без инициалов и, через запятую, год издания. Примеры:

«В работе использовалась общепринятая методика (Правдин, 1966)». «Этой проблеме посвящен подробный обзор (Фогель, Мотульский, 1989)».

В другом случае фамилия автора указывается в тексте рабо­ты. Тогда перед ней ставятся инициалы, а в скобках пишется только год. Пример можно записать таким образом: "В работе применялась методика, изложенная И.Ф. Правдиным (1966)."

Примеры: "В современном справочном пособии (Досон и

др., 1991) имеются сведения " или "В работе Ф. Блума с соав-

торами (1988) отмечено, что...".

книги (и год издания) . Здесь также применяются два способа: название книги без кавычек вместе с годом издания помещается в скобках или назва­ние с кавычками в тексте, а год - в скобках.

Пример: "Имеется следующее определение изученного явления (Биологический энциклопедический словарь, 1989): ... ", или "В "Биологическом энциклопедическом словаре" (1989) это явление определено следующим образом: ... ".

Длинное название книги можно привести только один раз, а в дальнейшем сократить его. Так, "Руководство по изучению пи­тания рыб в естественных условиях"(1961), будет обозначаться:

"Руководство... "(1961) или (Руководство... , 1961).

Если в тексте приводится дословная цитата, то после года че­рез запятую необходимо указать страницу, на которой распола­гается цитируемый фрагмент.

При использовании нескольких работ одного автора в ссылке после фамилии через запятые ставятся годы изданий от самых ранних к более поздним. Например: (Дубинин, 1966, 1985) или " ... Н.П. Дубинин, 1966, 1985 ... ". Если публикации вышли в свет в один год, тогда после года издания ставятся буквы: (Шмальгаузен, 1968 а, 6).

"Большинство исследователей (Шмальгаузен, 1968 а, б, 1969, 1982; Майр, 1974; Грант, 1980; Солбриг и Солбриг, 1982; Яб­локов и Юсуфов, 1987; Северцов, 1990)" считает, что... ".

При упоминании работ, изданных за рубежом и не перево­дившихся на русский язык, в тексте пишутся фамилии в русской транскрипции, а в скобках - на языке оригинала плюс год изда­ния через запятую: "В статье Ф.Бридена и Г.Стоунера (Вгееdеп, Stoner, 1987) ... " или проще - только ссылка в скобках: "Проведенные американскими учёными (Bгeeden, Stопег, 1987) исследования показали... ".

Оформление списка литературы

Существуют определенные библиографические правила для различных источников, которых следует придерживаться. Каждая книга или статья записывается с красной строки в алфавитном порядке в виде списка: вначале работы на русском языке, затем - на иностранных.

Для разных видов источников существуют свои правила, но все они включают несколько расположенных в определенной последовательности обязательных элементов:

    Заглавие;

    Выходные данные;

    Количественные характеристика.

Сведения об авторах – это их фамилия и инициалы после нее. Далее пишется полностью точное название книги, без кавычек. Выходные данные отделяются точкой и тире и включают сведения о месте издания, названии издательства и года издания. В книге они часто приводятся на обороте титульного листа.

Место издания – это город, в котором была издана книга. Почти все названия городов приводятся полностью. Исключение составляют Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), которые даются в сокращении.

Название издательства указывается в именительном падеже, с заглавной буквы и без кавычек. От названия города оно отделяется двоеточием. Если на титуле или его обороте издательство не указывается, то этот элемент описания может быть опущен.

Год издания отделяется от издательства запятой. После него ставится точка.

Количественная характеристика отделяется тире и содержит указание на количество страниц. После цифр, обозначающих количество страниц, ставится строчная буква «с» с точкой.

Количественная характеристика статьи в журнале или сборнике представляет собой указание страниц, на которых она опубликована. Эти сведения отделяются тире и далее идет заглавная буква «С» и указывается через тире первая и последняя страницы статьи в издании. Закрываются сведения точкой.

Основные примеры оформления списка литературы:

Для книг указывают фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название книги (отделяется точкой и тире), место издания (отделяется двоеточием), издательство (отделяется запятой), год издания (отделяется точкой и тире), количество страниц в книге (точка).

Гланц С.А. Медико-биологическая статистика. – М.: Практика, 1998. – 439 с.

Для статей в сборниках - фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название статьи (отделяется двойной наклонной чертой), название сборника (отделяется точкой и тире), место издания (отделяется двоеточием), издательство или издатель (отделяется запятой), год издания (отделяется точкой и тире), страницы статьи.

Балушкина Е.В. Хирономиды как индикаторы степени загрязнения вод // Методы биологического анализа пресных вод. – Л.: Зоол. ин-т АН СССР, 1976. – С. 106–118 (точка).

Для статей в журналах - фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название статьи (отделяется двойной наклонной чертой), название журнала (отделяется точкой и тире), год издания (отделяется точкой и тире), том, номер или выпуск (отделяется точкой и тире), страницы статьи (точка).

Щербина Г.Х. Структура макрозообентоса некоторых озер Монголии // Биология внутр. вод. – 2007. – № 2. – С. 62–70.

В случае тематического сборника трудов описание источника начинается с заглавия (отделяется наклонной чертой), далее после косой черты указывается редактор (отделяется точкой и тире), затем описание выходных данных (отделяются точкой и тире), количественной характеристики (точка).

Методика изучения биогеоценозов внутренних водоемов / Под ред. Ф.Д. Мордухай-Болтовской. – М.: Наука, 1975. – 240 с.

Шалаев, И.К. Диагностика субъективной позиции младшего школьника // http://www /asuimp/ru.

Как и введение, заключение курсовой работы является важнейшей частью данного практического задания и одним из ключевых элементов исследования. В большинстве случаев преподаватели читают именно эти два раздела, составляя по ним мнение обо всей курсовой. Первоочередная задача каждого учащегося ВУЗа — составить заключение и введение таким образом, чтобы изучать остальной материал преподавателю просто не хотелось.

Даже беглый взгляд на эти части материала должны дарить полную уверенность в том, что вся остальная курсовая ничуть не хуже, и над ее написанием студент трудился долго и упорно.

Пример того, как писать заключение в курсовой

Если в первом разделе курсовой, то есть во введении, обозначаются задачи и цели данной работы, то ее заключение необходимо составить следующим образом:

  1. Дать ответы на все вопросы, которые были поставлены в первом разделе.
  2. Прописать методы исследования, благодаря которым удалось достичь имеющихся результатов.
  3. Написать личное мнение по исследуемой проблеме.
  4. Выделить все умозаключения.
  5. Обозначить, в чем именно заключается уникальность проделанной работы.
Грамотно составленная заключительная часть вполне может принести студенту дополнительный балл за курсовую.

Начинать любое заключение можно стандартной фразой: “проведенное исследование позволяет заключить, что...”, либо “исходя из данного материала...”. Такое предложение сразу же заостряет внимание на том, что студент подводит итог всего своего исследования.

После вступительных слов необходимо дать ответы на сформулированные еще в вводной части вопросы. Чтобы преподаватель лучше ориентировался в тексте, все тезисы можно изложить в виде пронумерованного списка. Главная задача заключения — дать ясно понять, что все поставленные в исследовании задачи были выполнены, а все цели достигнуты.

Как лучше писать заключение в курсовой

Чтобы составить заключительную часть быстро и грамотно, можно просто использовать при ее написании промежуточные выводы, которые прописывались в конце каждого раздела курсовой. Не стоит их полностью копировать, лучше каждый такой тезис немного перефразировать и скомпоновать по-другому — после этого заключение будет практически готовым.

Очень важно, чтобы в заключительной части были грамотно прописаны самые основные выводы. Если в работе имелись расчеты и конкретные цифры, можно написать их здесь еще раз. В заключении исследования прикладного характера должны быть расписаны практические возможности применения таких исследований. Главное, чтобы каждый итог был четко обоснован и доказан в материале курсовой работы.

Важен также стиль написания заключительной части. Приветствуется использование специальных научных терминов, язык должен быть четким и «сухим», а все предложения — удобочитаемыми и не слишком длинными. Приветствуются также ссылки на других авторов. Имеет значение и то, как выглядит текст визуально: предпочтительно наличие большого количества абзацев и выделенных выводов, текст должен быть структурированным и не растянутым.

Что стоит писать в заключении

Преподаватель, проверяющий курсовую, именно по заключительной части будет судить о том, насколько оригинально автор сумел провести исследование и построить умозаключения. Это значит, что при написании заключения стоит избегать общепонятных и общеизвестных фактов — приветствуются только уникальные выводы, сформулированные после тщательного изучения доступной информации. Преподаватель должен понять, что студенту удалось провести серьезную исследовательскую работу.

В финальной части заключения рекомендуется упомянуть о том, каковы дальнейшие перспективы развития и изучения представленной темы. Здесь можно написать собственное видение того, в какую сторону можно продолжать данное исследование, обозначить его дальнейшие перспективы и возможные результаты.

Что касается объема заключительной части, то ее следует уместить на двух-трех страницах курсовой. Чтобы на растягивать текст, стоит использовать короткие тезисы — лаконичные и понятные. Итог должен быть максимально емким, тогда преподаватель по достоинству оценит исследовательский талант студента.

Данный материал содержит рекомендации по оформлению исследовательских работ для учащихся начальной школы - дан образец титульного листа, оглавления, введения, заключения, а также указано, что необходимо отразить в главе 1 и главе 2, в приложении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение стр.3

Глава 1. Разнообразие пород морских свинок стр.4

Глава 2. Правила ухода за морскими свинками стр.5

Заключение стр.6

Список литературы стр.7

Приложение

Введение

Вступление. Например:

Для исследовательской работы мы выбрали тему «Морские свинки», так как этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей и других людей, которые интересуются миром животных. В нашей работе собраны и описаны различные сведения о морских свинках, даны рекомендации по уходу за ними.

Актуальность (значимость) данной темы в настоящее время и для кого она имеет значение.

Проблема исследования – каким образом систематический уход будет способствовать правильному развитию животного.

Объект исследования – морские свинки.

Предмет исследования – условия, при которых будут жить и развиваться морские свинки.

Цель исследования – обосновать необходимость и эффективность своевременного и необходимого ухода за данными декоративными домашними животными.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Найти и описать разнообразие пород морских свинок.

3. Составить правила ухода за морскими свинками.

4. Проверить на практике эффективность правильного ухода для жизни и развития морских свинок.

Гипотеза – если систематически ухаживать за морскими свинками, то они будут жить и развиваться правильно.

Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы.

2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.

3. Наблюдение и фиксация наблюдений.

Глава 1. Разнообразие пород морских свинок

В данной главе ребенок составляет описание пород морских свинок, их разнообразие, историю появления

Глава 2. Правила ухода за морскими свинками

В этой главе составляется описание правил ухода за морскими свинками, даются рекомендации ветеринаров

Заключение

В начале нашей исследовательской работы мы поставили проблему – выяснить, каким образом систематический уход будет способствовать правильному развитию морских свинок. В ходе изучения литературы мы выяснили основные условия, которые необходимо создавать для их жизни. Мы узнали, какие существуют в мире в настоящее время породы морских свинок и как они появились.

В ходе изучения специальной литературы, проведения наблюдений мы выяснили, что необходимо систематически ухаживать за морскими свинками в домашних условиях.

Проведенные нами наблюдения помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: если систематически ухаживать за морскими свинками, то они будут жить и развиваться правильно.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для дополнительных занятий по окружающему миру.

Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена.

Список литературы

Список использованной литературы в алфавитном порядке

Приложение

Начиная со следующей страницы в «Приложение» помещаются все необходимые для данной работы фотографии, рисунки, таблицы и т.д.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Катайская средняя общеобразовательная школа №1

Исследовательская работа

по окружающему миру

Морские свинки

Фамилия Имя

Ученика/ученицы

4 «В» класс

Руководитель:

Кокшарова Надежда

Владимировна

Катайск 2013


Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4(210x297). Выполнение работы осуществляется машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через 1,5 интервала. Высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм. (Обычно шрифт 14пт Times New Roman с полуторным интервалом). На странице около 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, т. е. 57–60 знаков в строке, 28–30 строк на странице.

Текст исследовательской работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 25 мм.

При выполнении исследовательской работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, одинаково черными по всему тексту.

Заголовки структурных элементов исследовательской работы и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать жирным шрифтом, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются двумя интервалами сверху. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Общие требования к выполнению исследовательской работы

Исследовательская работа является первой работой студента, требующей от него освоения элементов научно-исследовательской работы . Тема исследовательской работы не может носить описательного характера, в формулировке теме должна быть заложена исследовательская проблема.

Исследовательская работа подготавливает школьника к выполнению более сложной задачи - исследовательской работы в ВУЗе. Рекомендуем тщательно ознакомиться с данной темой, так как здесь изложены основные требования к любой научной работе.

Темы работ предлагаются и утверждаются учителями-предметниками. Основные руководящие данные и методические указания для выполнения исследовательской работы по конкретной дисциплине готовятся школьными методическими объединениями. Школьники самостоятельно выбирают дисциплину и тему работы, но в рамках учебного плана. Учащийся также может предложить свою тему исследовательской работы, но обосновав при этом целесообразность ее разработки.

Рационально темы исследовательских работ, выполняемых школьниками за весь период обучения, подбирать таким образом, чтобы они составляли единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных работ. Желательно публичное проведение процедуры защиты исследовательской работы. При защите работы студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и аргументировано отстаивать, защищать выдвигаемые выводы и решения.

Тема должна быть указана без кавычек и без слова «тема». Формулировка тема должна быть по возможности краткой и соответствовать содержанию работы. Объем исследовательской работы от 10 до 30 страниц машинописного текста.

Введение - очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Поэтому основные части введения к научной работе рассмотрим подробно.

Актуальность - обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-3 предложений показать главные факторы актуальности темы.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако это позднее не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи (2–3 задачи), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, вывести формулу, разработать методику и т. п.).

Проблема проекта

«Почему?»
(это важно для меня лично)

Актуальность проблемы – мотивация

Цель проекта

«Зачем?»
(мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?»
(для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?»
(мы можем это делать)

Выбор способов и методов планирования

Результат

«Что получится?»
(как решение проблемы)

Ожидаемый результат

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект - это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет - это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Введение
Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена работа , ее практическая часть. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Объем введения в исследовательской работе обычно не более 1-2 страниц машинописного текста.

Основная часть
Основная часть исследовательской работы может состоять из 2–3 глав (1 глава теоретическая, описательная, 2-я, 3-я практическая, что было сделано для достижения цели) которые можно, в свою очередь, разделить на параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы исследовательской работы. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

В основной части исследовательской работы обобщаются сведения из разных литературных источников по данной теме, излагается аргументированный авторский подход к рассмотренным концепциям, точкам зрения. В работах практической направленности обязательно должна быть глава, описывающая методики и техники конкретного авторского исследования, и, собственно, само эмпирическое исследование. Методики практического исследования зависят от дисциплины, по которой пишется работа. Специальные методические рекомендации и указания студенту предоставляются кафедрой и научным руководителем. В исследовательской работе практическая часть не обязательно должна носить обширный характер, но вместе с тем должна быть такой, чтобы студент мог освоить практические, эмпирические, статистические, математические, диагностические и т. п. методы конкретной науки.

Заключение
Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы. Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Список использованной литературы
Список использованных источников и литературы содержит наименование работ, источников, которые были непосредственно использованы автором при работе над исследовательской работой. Количество использованных источников и литературы в исследовательской работе, как правило, должно быть не менее 5 и до 15.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в Приложении .

 
Статьи по теме:
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме
Гадание на кофейной гуще: Женщина (Дама) — Значение
Беременность является абсолютно не похожим на другие состояния, в котором женщина, ввиду гормональных и других серьезных изменений, становится чувствительной, поддается сомнениям и переживаниям. На фоне таких процессов вопрос: можно ли гадать беременным