Исследовательская работа «Тайны фокусов. История возникновения фокусов История возникновения фокусов

Андрусишина Светлана

Проект "Магия фокусов" выполнен ученицей 7 класса. В нем рассматривается история появления фокусов, приводятся примеры математических фокусов и их объяснение. Демонстрация фокусов привлекла к себе внимание всех зрителей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

В один прекрасный вечер по телеканалу ТВ-3, я увидала передачу

«УДИВИ МЕНЯ» в которой представляли разные трюки и фокусы.

Участники этой программы меня настолько удивили, что мне самой захотелось научиться показывать и удивлять других фокусами.

Цели:

  1. Раскрыть тайны фокусов

Задачи:

  1. Сбор материала по теме проекта и его обработка;
  2. Провести опрос учителей и учащихся 5-11х классов;
  1. Обобщение материала;
  2. Подготовка презентации;

Гипотеза:

Данный проект, может привлечь окружающих к искусству иллюзии.

Актуальность:

состоит в том, что магия фокуса способна разбудить сонных, растормошить ленивых, заставить думать тугодумов, а математические фокусы это «гимнастика ума», которая полезна в любом возрасте, она тренирует память, обостряет сообразительность, учит логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Что такое фокусы?

Одни люди считают фокусы настоящим волшебством, другие говорят, что фокусы это всего лишь ловкость рук и никакой магии. Чтобы разобраться в этом вопросе мы решили провести исследование. Мы предположили, что если мы раскроем тайны фокусов, то сможем сами показывать несложные фокусы. Мы изучили необходимую информацию в книгах и Интернете и вот, что узнали.

История возникновения фокусов

История возникновения фокусов зародилось в Древнем Египте примерно пять тысяч лет назад. Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности, обезглавливали гусей. Во время фокусов из-под земли вылезали огромные статуи богов. Эти статуи могли протянуть руки к народу, статуи могли даже заплакать. Подобные выступления считались либо божественной силой, либо силой тьмы.

В средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью.

В 18 веке в Германии и Голландии большой популярностью пользовались представления одного самозваного “волшебника”, называвшего себя Охес Бохес и использовавшего псевдоним “Фокус Покус”. он использовал путанное словосочетания “фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер» для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

Данное "заклятье" было тут же подхвачено другими фокусниками и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов.

В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают некоторое признание и положение в обществе. Благодаря этому к началу 19 века появляются сотни профессиональных фокусников.

И широкую популярность приобретают, «научные» фокусы, то есть фокусы, которые можно объяснить с научной точки зрения.

В 1873 году, в Лондоне, некий иллюзионист Джон Невил Масклин открывает первый постоянный Цирк фокусов, который существовал еще 40 лет.

В 20 веке в мире появляются великие иллюзионисты: Девид Девант, Гарри Гудини, Девид Копперфильд, Дэвид Блэйн, Братья Сафроновы.

Главной задачей современных фокусников и иллюзионистов показать зрителям самые удивительные и шокирующие трюки.

Изучив историю возникновения фокусов, мы поняли, что искусство иллюзий фокусов одно из самых древних искусств. Раньше фокусы использовали для того, чтобы обмануть или запугать людей, в наше время фокусы - это одно из любимых народных зрелищ.

Их можно показывать везде: на сценах театров, на аренах цирка и зрелищных площадках, на туристских привалах и даже дома, за столом среди друзей.

В чем же заключается главный принцип работы любого фокусника. Владимир Даль в своем словаре, верно подметил то, что «фокус» - это отвод глаз, отвлечение внимания.

Это главное правило в работе фокусника-иллюзиониста.

Люди устроены так, что следить одновременно за несколькими действиями они не могут. Мастерство фокусника и заключается в том, чтобы несколько его нескоординированных движений происходили одновременно. Вовремя представления, кажется, что все, что делает маг, публика видит, но на самом деле это не так.

Он просто умело отвлекает зрителя, концентрируя его внимание на том, что ему нужно. Я их называю неуловимые движения иллюзиониста.

Для того чтобы отвлечь аудиторию от главного, некоторые фокусники смотрят в глаза зрителю, как будто гипнотизируя, другие предпочитают с этой целью манипулировать предметами.

У каждого фокуса есть две стороны: одна - явная, её зрители видят, а вторая - тайная, и о ней можно только догадываться.

И задача фокусника заключается в том, чтобы показать фокус так, чтобы его секретная сторона была не видна.

Фокусы любят все - их интересно смотреть, потому что фокусник похож на волшебника. Но еще интереснее их показывать: чувствуешь себя чародеем, магом. психологи говорят, что фокусы учат людей работать при аудитории, быть внимательными, ловкими и, конечно же, подготовленными.

Теперь мне поскорей захотелось научиться показывать фокусы, но с каких фокусов лучше начинать обучение, ведь их великое множество.

Виды фокусов:

  1. МАНИПУЛЯЦИЯ
  2. ИЛЛЮЗИОНИЗМ (аппаратные иллюзии)
  3. МИКРОМАГИЯ
  4. МЕНТАЛЬНАЯ МАГИЯ
  5. МНЕМОТЕХНИКА
  6. ТРАНСФОРМАЦИЯ
  7. ФАКИРСКИЕ ТРЮКИ
  8. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ
  9. ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ -
  10. ФИЗИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ
  11. ХИМИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗ

В одних фокусах происходит исчезновение предметов, в других наоборот появление. Мелкие предметы в руках фокусника превращаются в крупные, а крупные - в мелкие.

Да и реквизитов для проведения фокусов великое множество: платки, веревки, стаканы, игральные карты, шарики, спички, монеты и много другое.

На страницах видео хо стинга YouTube мы нашли видео, на которых знаменитые фокусники Борис Арбузов (программа «Копилка фокусов») и Илья Ларионов (программа «Школа волшебства») обучают детей секретам фокусов.

Сначала я с удовольствием просмотрела обучающие видео, а потом попробовали сама показать понравившиеся фокусы. С первого раза показать фокусы, конечно же, не получилось. Но изрядно потренировавшись, я смогли добиться неплохих результатов.

показ

Особенно нам понравились математические фокусы:

В чем же особенность математических фокусов?

Математические игры и фокусы появились вместе с возникновением математики, как науки.

Еще в Древней Элладе без игр не мыслилось развитие личности. Наши предки знали шахматы и шашки, ребусы и загадки.

ученые, мыслители, педагоги. Они и создавали их. С древних времен известны головоломки Пифагора и Архимеда,

Все мы знаем великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, но не каждому известно, что он был большим любителем и математики, особенно его привлекали математические фокусы, которых он знал великое множество, причем некоторые из них он придумывал сам.

Математические фокусы интересны именно тем, что каждый фокус основан на свойствах чисел, действий, математических законах. Математических фокусов достаточно много, их можно найти в отдельных книгах для внеклассной работы по математике, можно придумать самостоятельно.

Основной темой арифметических фокусов являются угадывание задуманных чисел или результатов действий над ними. Весь секрет фокусов в том, что "отгадчик" знает и умеет использовать особые свойства чисел, а задумывающий этих свойств не знает.

Математический интерес каждого фокуса и заключается в разоблачении его теоретических основ, которые в большинстве случаев довольно просты, но иногда бывают хитро замаскированы.

Пять основных правил, которые нельзя нарушать начинающему фокуснику

Теперь мы знали, в чем заключается главная тайна любого фокуса, но что еще нужно обязательно знать любому начинающему фокуснику? На одном из сайтов мы нашли пять заповедей фокусника:

1.Никогда не говорите, что вы собираетесь делать.

Во-первых, это лишает зрителей сюрприза.

Во-вторых, предупреждает их о том, на что они должны обратить внимание.

В-третьих, не дает вам возможности выйти из неудачного положения, если фокус не получился.

2. Никогда не повторяйте фокус два раза подряд, так как во второй раз зрители следят не за фокусом, а за тем, как он исполняется.

3. Никогда не объясняйте секреты фокусов, даже традиционных.

4. Постоянно тренируйтесь, чтобы техника исполнения была доведена до

Автоматизма.

  1. Никогда не спорьте со зрителями. Будьте всегда вежливы и корректны.

Заключение

Проведенная работа над проектом, открыла для нас много нового:

  1. Узнали, что искусство фокусов - это одно из самых древних видов искусств, ему более пяти тысяч лет.
  2. Поняли, что главный секрет фокусов заключается не в волшебстве и магии, а в умении фокусника показать фокус так, чтобы его секретная сторона была не видна зрителю.
  3. Освоили основные правила фокусника и научились показывать несложные фокусы.
  4. математические фокусы это «гимнастика ума», которая полезна в любом возрасте, она тренирует память, обостряет сообразительность, учит логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Таким образом, мы сумели достичь цели и смогли раскрыть тайну фокусов.

Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась.

Данная работа помогла нам привлечь внимание окружающих к искусству фокусов.

www.micromagic.ru - Академия фокусов и трюков

www.micromagic.ru/forum - Форум Фокусников

umclidet.com - Тут собраны разнообразные фокусы со всего мира. Вы найдёте и старинные трюки, которым удивлялись зрители несколько сотен лет назад, и совсем новые фокусы с применением современных материалов.

fokusnik.ru - сайт Антона Красильникова: артист цирка, иллюзионист и конструктор иллюзионной аппаратуры. skorablev.ru - Иллюзионный Интернет - Холдинг Сергея Кораблев

МБОУ «Кирская СОШ»

1. Введение

Тема исследования: «Тайны фокусов»

Актуальность исследования: Мы считаем, необходимым проведение этого исследования, так как: 1) Мы хотим открыть тайны фокусов для того, чтобы научиться показывать фокусы; 2) Данное исследование помогло бы привлечь окружающих к искусству иллюзии (фокусов).

Цель нашего исследования: раскрыть тайны фокусов

Задачи исследования: изучить историю возникновения фокусов; обнаружить главный принцип работы фокусника; освоить основные правила фокусника; научиться показывать несложные фокусы.

Объект исследования: искусство иллюзий (фокусов)

Предмет исследования: история возникновения фокусов, способы показа несложных фокусов

Методы исследования: сбор информации из разных источников, сравнение, анализ, наблюдение, эксперимент

Характеристика источников, использованных для написания работы: в ходе исследования, мы посетили различные сайты о фокусах. На сайте elementrick. ru мы нашли информацию о возникновении фокусов. Основное направление этого сайта – обучение фокусам по видео. Раскрыть значение слова фокус помогла статья с сайта «Первый магазин фокусов и иллюзий». Данный сайт знакомит посетителей с интересными фокусами, а также предлагает купить необходимый реквизит для их проведения. С правилами начинающего фокусника мы ознакомились в статье «Фокусы» на сайте «Фабрика статей». Данный сайт предназначен для размещения статей на различную тематику.

Характеристика личного вклада авторов работы: на страницах Интернета нам не удалось встретить ни одной исследовательской работы учащихся о фокусах. Возможно, это связано с отсутствием интереса детей к искусству иллюзий. Думаем, что данная работа позволит привлечь внимание окружающих к искусству волшебства. А созданное нами видео с показом фокусов, безусловно, пригодится многим начинающим фокусникам, поэтому мы решили выложить его на YouTube.

2. Основная часть

2.1. Вступление

Что такое фокусы? Одни люди считают фокусы настоящим волшебством, другие говорят, что фокусы это всего лишь ловкость рук и никакой магии. Чтобы разобраться в этом вопросе мы решили провести исследование.

Мы предположили, что если мы раскроем тайны фокусов, то сможем сами показывать несложные фокусы.

Мы изучили необходимую информацию в книгах и Интернете и вот, что узнали.

2.2. История возникновения фокусов

Искусство иллюзий (фокусов) зародилось в Древнем Египте примерно пять тысяч лет назад. Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности, обезглавливали гусей. Во время фокусов из-под земли вылезали огромные статуи богов. Эти статуи могли протянуть руки к народу, статуи могли даже заплакать. Подобные выступления считались либо божественной силой, либо силой тьмы.

В средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью.

В 18 веке в Германии и Голландии большой популярностью пользовались представления одного самозванного “волшебника”, называвшего себя Охес Бохес и использовавшего псевдоним “Фокус Покус”. Во время « базарного колдовства» он использовал путанное словосочетания “фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер» для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

Данное "заклятье" было тут же подхвачено другими фокусниками и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов.

В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают некоторое признание и положение в обществе. Благодаря этому к концу 18 началу 19 веков появляются сотни профессиональных фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, «научные» фокусы, то есть фокусы, которые можно объяснить с научной точки зрения.

В 1873 году, в Лондоне, некий иллюзионист Джон Невил Масклин открывает первый постоянный Цирк фокусов, который существовал еще 40 лет.

В 20 веке в мире появляются великие иллюзионисты: Девид Девант, Гарри Гудини, Девид Копперфильд, Дэвид Блэйн, Братья Сафроновы. Главной задачей современных фокусников и иллюзионистов показать зрителям самые удивительные и шокирующие трюки. [ 1 ]

Вывод: Изучив историю возникновения фокусов, мы поняли, что искусство иллюзий фокусов одно из самых древних искусств. Раньше фокусы использовали для того, чтобы обмануть или запугать людей, в наше время фокусы – это одно из любимых народных зрелищ. Их можно показывать везде: на сценах театров, на аренах цирка и зрелищных площадках, на туристских привалах и даже дома, за столом среди друзей.

2.3. Главный принцип работы фокусника – отвод глаз

В чем же заключается главный принцип работы любого фокусника. Владимир Даль в своем словаре, верно подметил то, что «фокус» – это отвод глаз, отвлечение внимания. Это главное правило в работе фокусника-иллюзиониста. [ 2 ]

Люди устроены так, что следить одновременно за несколькими действиями они не могут. Мастерство фокусника и заключается в том, чтобы несколько его нескоординированных движений происходили одновременно. Во время представления, кажется, что все, что делает маг, публика видит, но на самом деле это не так. Он просто умело отвлекает зрителя, концентрируя его внимание на том, что ему нужно. Это так называемые неуловимые движения иллюзиониста.

Для того чтобы отвлечь аудиторию от главного, некоторые фокусники смотрят в глаза зрителю, как будто гипнотизируя, другие предпочитают с этой целью манипулировать предметами.

Вывод: У каждого фокуса есть две стороны: одна – явная, её зрители видят, а вторая – тайная, и о ней можно только догадываться. И задача фокусника заключается в том, чтобы показать фокус так, чтобы его секретная сторона была не видна.

2.4. Пять основных правил, которые нельзя нарушать начинающему фокуснику

Теперь мы знали, в чем заключается главная тайна любого фокуса, но что еще нужно обязательно знать любому начинающему фокуснику? На одном из сайтов мы нашли пять заповедей фокусника:
1. Никогда не говорите, что вы собираетесь делать. Во-первых, это лишает зрителей сюрприза. Во-вторых, предупреждает их о том, на что они должны обратить внимание. В-третьих, не дает вам возможности выйти из неудачного положения, если фокус не получился.
2. Никогда не повторяйте фокус два раза подряд, так как во второй раз зрители следят не за фокусом, а за тем, как он исполняется.

3. Никогда не объясняйте секреты фокусов, даже традиционных.
4. Постоянно тренируйтесь, чтобы техника исполнения была доведена до автоматизма.
5. Никогда не спорьте со зрителями. Будьте всегда вежливы и корректны. [ 3 ]

2.5. Учимся показывать несложные фокусы

Фокусы любят все – их интересно смотреть, потому что фокусник похож на волшебника. Но еще интереснее их показывать: чувствуешь себя чародеем, магом. А еще психологи говорят, что фокусы учат людей работать при аудитории, быть внимательными, ловкими и, конечно же, подготовленными.

Теперь мы горели желанием поскорей научиться показывать фокусы, но с каких фокусов лучше начинать обучение, ведь их великое множество. В одних фокусах происходит исчезновение предметов, в других наоборот появление. Мелкие предметы в руках фокусника превращаются в крупные, а крупные - в мелкие. Фокусники могут читать мысли зрителей, отгадывать их желания. Да и реквизитов для проведения фокусов великое множество: платки, веревки, стаканы, игральные карты, шарики, спички, монеты и много другое.

На страницах видеохостинга YouTube мы нашли видео, на которых знаменитые фокусники Борис Арбузов (программа «Копилка фокусов») и Илья Ларионов (программа «Школа волшебства») обучают детей секретам фокусов. Сначала мы с удовольствием просмотрели обучающие видео, а потом попробовали сами показать понравившиеся фокусы. С первого раза показать фокусы у нас, конечно же, не получилось. Но изрядно потренировавшись, мы смогли добиться неплохих результатов.

В результате упорных ежедневных репетиций мы освоили несколько фокусов.

В школе мы поделились результатами своего труда со своими одноклассниками, показали им изученные фокусы. Все ребята в классе тоже захотели стать фокусниками.

3. Заключение

Проведенное исследование открыло для нас много нового:

Узнали, что искусство фокусов – это одно из самых древних видов искусств, ему более пяти тысяч лет. Поняли, что главный секрет фокусов заключается не в волшебстве и магии, а в умении фокусника показать фокус так, чтобы его секретная сторона была не видна зрителю. Освоили основные правила фокусника и научились показывать несложные фокусы.

Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли раскрыть тайну фокусов. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам привлечь внимание окружающих к искусству фокусов.

Использованные ресурсы: http://elementrick. ru/istoria-fokysov-illyziy/
http://www. magic-shop. ru/?action=news_view&id=126
http://article-factory. ru/fokusy/obuchenie-fokusam/745-fokusy. html
http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%98%D0%B B%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Приложение 1

История возникновения фокусов

Искусство иллюзий (фокусов) зародилось в Древнем Египте примерно пять тысяч лет назад. Свидетельством этого является девнегреческий папирус, на котором изображен Деди из Дедснефу, демонстрирующий фокус фараону. Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности, обезглавливали гусей, а потом приращивали головы обратно, также с помощью этих «сил» в толпе у народа пропадало множество вещей и оказывалось в наличии у фокусника, при этом он все время был на виду. И, таким же образом, по «воле богов» распахивались огромные ворота, из-под земли вылезали огромные статуи этих богов, эти статуи могли протянуть руки к народу (благословляя народ), статуя могла даже заплакать. Но, как известно, подобные выступления считались либо божественной силой, либо силой тьмы. Таким образом, искусство фокусов тогда чаще всего использовалось для манипулирования народом.

В средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью. Но даже при таких обстоятельствах находились умельцы, которые быстро подчиняли своему влиянию богобоязненных людей.

В XVII веке в Германии и Голландии пользовались определенной популярностью представления одного самозванного “волшебника”, называвшего себя Охес Бохес (в действительности так именовался маг и демон из норвежских легенд) и использовавшего псевдоним “Фокус Покус” (Hocus Pocus) - путанное словосочетание, произносимое им во время базарного “колдовства” (полностью оно звучало, как “фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер юбео”) для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

Данное "заклятье" было тут же подхвачено другими фокусниками и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов. В русском языке это словосочетание было заимствовано в качестве основы для понятия, обозначающего хитрый трюк или уловку. Примечательно, что в германской группе языков слово "фокус" до сих пор используется лишь как оптический термин, позаимствованный из латыни (focus - очаг, огонь).

В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают некоторое признание и положение в обществе. В то время широкую известность и знаменитость имел иллюзионист Айзек Фоукс, заслужив её, выполняя трюки прямо на глазах у всех – в ярмарочных балаганах и на званых вечерах.

Так к концу 18 началу 19 веков появляются сотни профессиональных фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, «научные» фокусы, те фокусы, которые исполнитель (представлявший себя доктором или профессором) объяснял с научной точки зрения. Например, Жан-Эжен Робер-Удэн свой трюк с левитацией объяснял как свойства газа (эфира). На самом деле газ не имеет к трюку никакого отношения, но в то время народ был вполне уверен, что дело только в этом газе. И позже Робера Удэна называют «отцом современного фокуса», но самое интересное в его биографии то, что профессионалом он стал только в 60 лет. Робер Удэн являлся также прекрасным изобретателем, усовершенствовавшим как технику многих трюков, так и реквизит для них использующийся. Удэн стал легендарной фигурой и профессия иллюзиониста своей популярностью, во многом, обязана ему.

Так к началу 19 века в США и в Европе появляется множество групп фокусников и иллюзионистов, которые очень часто гастролировали, давая выступления в самых разных театрах. И в 1873 году, в Лондоне, некий иллюзионист Джон Невил Масклин открывает первый постоянный Цирк фокусов, который существовал еще 40 лет.

20 век в истории развития искусства фокусов и иллюзий становится самым «плодоносным», поскольку в мире появляются такие великие иллюзионисты как Дэвид Девант, который успешно прославился в трюках с левитацией и чтением мыслей, американцы Тюрстон и Даунс, прославившиеся в карточных фокусах, а также Серва ле Рой, Освальд Вильямс, Оуэн Кларк, Вальтер Хинс, Луис Нокола, Перси Шелбит и, конечно же, Гарри Гудини (настоящее имя Эрик Вейсс), являющийся одним из самых талантливых людей мира.

Но в середине 20 века у фокусников и «волшебников» появляется очень сильный соперник – телевидение, которое довольно сильно забилось в ряд любимых удовольствий человека. Но «реальный» контакт артиста зрителя так же остается довольно популярным, что заставляет людей не забывать про театры и цирки, куда стекается очень много фокусников и иллюзионистов.

К концу 20 началу 21 века в мире появляются такие великие звезды Пол Дэниельс, Дэвид Копперфильд и Ланс Бертон у которых по сей день много последователей.

В настоящее время миру, также, известно много великих имен, ничем не уступающим, а как раз наоборот, опережающим своих предшественников. Такие Звезды как Дэвид Блэйн, Крисс Энджел, Братья Сафроновы показали миру немало удивительных и шокирующих трюков.

Приложение 2

Классификация фокусов

Фокусы можно классифицировать:

По возрастным интересам:

1. Детские фокусы

2. Фокусы для взрослых

По способу иллюзионных эффектов (составил):

1.«Созидание»

    Появление Исчезновение Перемещение (транспозиция) Изменение вида (трансформация) Восстановление

2. «Управление»

    Оживление Левитация Липкость

3. «Нарушение законов природы»

    Неуязвимость Проницаемость Совпадения Неудачи зрителя Аномальные явления

4. «Ментализм»

    Мысленный контроль Розыск, идентификация Чтение мыслей Передача мыслей Предсказания Экстрасенсорика [ 4 ]

По используемому в них реквизиту:

    Фокусы с «волшебной» палочкой. Фокусы с бумагой, газетами, конфетти. Фокусы с деньгами. Фокусы с платками, материей, шнурами и веревками. Фокусы с шариками, яйцами, кубиками. Фокусы с игральными картами. Фокусы с цветами, букетами, цветочными горшками. Фокусы с аквариумами, клетками, рыбками и животными. Фокусы с жидкостями, бутылками, рюмками, стаканами. Фокусы с сигарами, папиросами, спичками. Фокусы с электролампами, стеклами. Фокусы с часами, кольцами, будильниками. Фокусы со столиками, досками, рамочками, фотографиями. Фокусы со шпагами. Фокусы с головными уборами . Фокусы с крупной аппаратурой.
Поделиться с друзьями: Известно: достаточно лишь зацепиться за интригу развивающегося действа, чтобы оказаться вовлеченным в хоровод новизны. Особенно если сюжет подразумевает некую парадоксальность. Свидетельствует английский писатель Сомерсет Моэм:
«- Любите карточные фокусы? - спросил мистер Макс Келада.
- Ненавижу, - ответил я.
- Я все же покажу вам один.
Он показал три».

Скорострельность текста не должна смущать - все изложено верно. Поистине дьявольская привлекательность карточных фокусов способна затянуть праздного зрителя на куда большее количество трюков.
В самом деле:
- колода игральных карт непостижимым образом меняет свой цвет в руках лауреата международного конкурса иллюзионистов Сергея Волкова;
- тузы, разложенные по столу, подчиняясь четким и уверенным движениям рук Александра Жабина, вдруг неожиданно оказываются собравшимися в одной пачке;
- карта, задуманная зрителями и затасованная ими в колоду, почти тотчас же обнаруживается внутри конверта, запечатанного сургучными печатями, - это демонстрирует Василий Руденко;
- шестилетняя Катенька Савицкая, дочь иллюзиониста, буквально из ничего молниеносно выстраивает огромный карточный дом.
И так далее. И тому подобное.
Какой магией пропитаны эти чудеса? Люди ли мастерски владеют картами, как рядовым сценическим реквизитом? Или карты столь очаровали людей, что притягивают их как магнит?
Напомню о коротком и островыразительном номере «Игрок» (постановка Михаила Харитонова). Исполнитель - народный артист России Владимир Данилин, удостоенный в 1991 году высшей мировой премии иллюзионизма - Гран-при международной Федерации магических обществ (ФИСМ).
На сцене появляется уверенный в себе маг. Невозмутимо и сосредоточенно он работает с колодой карт. Быстрые, но мягкие развороты. Безошибочные перебросы с легким налетом небрежности. Извлечения карт и вееров из воздуха. Графически четкая пластика. И зрители видят: да, перед ними мастер высшего класса. А тревожная музыка продолжает свой разбег, ритмы нагнетаются, и вдруг в движениях маэстро проступает смятенность. Если прежде он виртуозно управлял картами, то теперь уже они являют свое самостоятельное бытие, и магу поневоле приходится следовать тому, что диктует ему их стихия. А они затевают дьявольский хоровод, возникают в самых неожиданных местах, следуя своему собственному разумению. Одна из них, словно бесовское наваждение, даже вьется над головой изнемогающего повелителя. Итог трагичен - мастер погибает, не выдержав опустошающей динамики навязанного ему инобытия. Два невесть откуда извергающихся карточных потока завершают эту зрелищную притчу, и зал погружается в темноту...
Эту сценическую трактовку можно принять как вариант, а можно и отбросить. Но факт остается - простая колода карт обладает удивительной притягательностью. Почему?
Нам неизвестно доподлинно, когда и где они возникли. Лишь две легенды могут служить путеводными нитями в глубокую древность. Согласно первой, их создали индийские брамины около 800 года нашей эры. Другая же утверждает, будто карты появились в Китае примерно в 1120 году нашей эры - ими заинтересовался тогдашний правитель Сеун-Хо, чтобы развлечь своих наложниц. Зато исследователи зафиксировали момент появления игральных карт в Европе - 1376 год, Италия. Одни ученые полагают, что их завезли арабы-путешественники, другие считают, будто карты принесли с собой участники крестовых походов. Но никто не оспаривает, что индийские и китайские оригиналы были в Европе сильно переработаны. Следы итальянского и испанского влияния сохранились в наименовании колоды - Нейрис.

Трюк "Появление карточного домика". Исполняет Сергей Волков


Василий Руденко угадывает задуманные зрителями карты

«Обратите внимание, что игральны карты символизируют четыре великих особенности человеческой натуры, - писал в 1956 году американский исследователь Джесси Мюллер. - Любовь олицетворяется червовой мастью, страсть к знаниям отражают трефы, стремление к богатству может быть соотнесено с бубнами, а о смерти говорит пиковая масть». Интересное наблюдение, тем более что именно четыре карточных масти были изначально заявлены в Нейрис.
Европейская игра в карты, сложившаяся к 1480 году, в дальнейшем менялась незначительно. Правда, из исходной итальянской системы с ее мечами (аналог будущих пик), булавами (трефы), кубками (червы) и монетами (бубны) позже выделялись три:
- швейцарская - с желудями, розами, листьями и гербовыми щитами;
- немецкая - с желудями, листьями, сердцами и колоколами;
- французская - с трефами, пиками, червами и бубнами.
Наиболее устойчивыми оказались французские изображения мастей, которые после Тридцатилетней войны практически вытеснили остальную символику и теперь в ходу почти всюду. Однако привычная колода обрела любопытное многоголосие. Мелодию человеческих страстей дополнил мотив времени. В самом деле, красный и черный цвета созвучны представлениям о дне и ночи. 52 листа соответствуют числу недель в году, не всем понятный джокер напоминает о високосном годе. Я уж не говорю, что четыре масти вполне соотносятся с весной, летом, осенью и зимой. Если каждого валета оценить в 11 очков (он идет сразу после десятки), даму - в 12, короля - в 13, а туза принять за 1, то сумма очков в колоде составит 364. Добавив «единичного» джокера, придем к числу дней в году. Ну, а 13 лунных месяцев легко вывести из количества карт каждой масти. Чем не кодированный календарь?
Чрезвычайно трудно ответить на вопрос, когда был показан первый карточный фокус. Зато имя первого шулера в летописях сохранилось - Рикко де ла Молиньер. И год - 1495-й. С той далекой поры презрение к шулерам бросает свой недобрый отсвет и на труды волшебников развлекательного жанра. Конечно, использованное де ла Молиньером фальшивое снятие карт или наколки на их оборотной стороне входят в секретный арсенал тогдашних и нынешних фокусников. Однако мастера увеселений резко отделяют себя от карточных жуликов, всегда подчеркивая, что они всерьез чтут Уголовный кодекс.
«Фи, карты! Как это низко!» - говорили одни. И обосновывали: мол, неизвестно, какое сочетание карт складывается в лежащей на столе неразвернутои колоде, а потому исчезают преимущества глубокого стратегического мышления, остается упование на везение, риск, мгновенную тактическую перекрутку первоначального замысла. Оттого и становится возможным надувательство, ловкие выверты. Не то, что в шахматах, где позиции фигур открыты изначально, и величавость игры вызывает почтение. «Но ведь подлинная жизнь - это и есть риск, удачливость или банкротство!» - возражали другие. Что ж, понятно и это, людям часто приходится иметь дело с неизвестным. Карточная игра - не модель ли зигзагообразности, а зачастую и непредсказуемости жизненного пути?
Обрисованные мною две противоположные позиции общественного мнения были всегда. Отсюда - качание карточного «маятника». Например, английский король Генрих VIII в 1526 году объявил карты «дьявольской игрои» и поставил их вне закона, а в 1541 году этот запрет был снят. Так или иначе, но карты живы и по сей день, невзирая на некий присущий им оттенок сатанизма.
Если внешней стороной карточных действий оказываются азартная притягательность, гипнотизм чародейства и эффектность зрелищных аккордов, то каковы внутренние пружины этой захватывающей чертовщины? Первый, самый невысокий, уровень - использование особых, заранее подготовленных колод. Этакие ученические гаммы для начинающих. Шулера даже не удостаивают их своим вниманием. Ну что толку, если вся колода состоит, скажем, из семерки червей? Иное дело - фокусники. Для их загадочных священнодействий годится и такая примитивность. А знаменитейший австриискии чародей Йоханн Гофцинзер, сказавший однажды, что «любой фокус требует от начала до конца всего фокусника», даже разработал классификацию специальных карт, состоящую из пяти подразделений.
Гофцинзер - легендарная в карточном иллюзионизме личность. О нем рассказывают, что он изобрел более пяти тысяч карточных фокусов. Правда, сам он полагал, что ему принадлежит лишь около 60 оригинальных трюковых идей, остальное же - всего лишь композиционные находки. С именем этого уникального искусника связан второй класс потайных фокусных пружин, когда трюки выполняются с обычными картами, но без использования ловкости рук.

Один из немногих сохранившихся портретов Йоханна-Непомука Гофцинзера. Он похож на поэта или музыканта, не правда ли?

Вот пример. Заранее, еще до демонстрации трюка, сверху колоды кладутся четыре туза, а сама колода помещается на стол лицевой стороной вниз. Фокусник предлагает любому из зрителей поднять вверх около половины колоды (пачку А) и положить ее на стол рядом с оставшейся половиной - также лицом вниз. Далее следует снять верхнюю карту с А и не подсматривая ее, положить сверху оставшейся половины. Затем другой зритель должен проделать примерно то же самое с полу колодой А: снять с А верхнюю половину (это будет пачка Б) и положить ее на стол лицом вниз, после чего вернуть верхнюю карту, не подсматривая ее, с Б на А. Третий зритель обязан выполнить сходный прием с пачкой Б: верхнюю ее половину (пачку В) положить на стол лицом вниз, после чего вернуть, не подглядывая, верхнюю карту с В на Б. Фокус окончен. Когда же четвертый зритель переворачивает верхние карты каждой из четырех кучек, это оказываются тузы. Проделываемый в сравнительно быстром темпе фокус выглядит чрезвычайно эффектно, хотя почти не требует предварительного тренажа.
Наиболее распространено третье направление карточного волшебства - фокусы, включающие в себя предварительные раскладки и требующие известной ловкости рук. Именно в этом классе Гофцинзер явил свое величие, в нем чаще всего орудуют и шулера, и современные карточные чародеи.

Фрагмент выступления карточных фокусников в одном из скандинавских варьете

«Без некоторой ловкости pук, без этих увлекательных для самого исполнителя манипуляций, сообщающих его искусству пикантный азарт и известного рода спортивность, по которой, собственно говоря, коллеги оценивают фокусника куда строже, чем зрители - без этого трудно говорить о волшебнике, вышедшем на достойный уровень, - писал канадский исследователь иллюзионизма Сид Лоррэйн. - Ловкость рук здесь выступает подводной частью айсберга, а перекладки - всего лишь декоративная составляющая». Весьма точное и грамотное наблюдение, ибо, когда я побывал в одном из недавно открывшихся московских казино, где меня попросили продемонстрировать несколько фокусов с картами, один из руководителей шепнул: «Если можно - с ловкостью рук». Да, скрытая механика пальцев оттого и ценится специалистами, что ведет к захватывающим эффектам. Все незаметные подмешивания, особые укрывания карт в кистях, неуловимые подмены - вот арсенал такого рода трюков. А также известные многим фокусные сказки: «Шли четыре дамы, встретили четырех валетов, потом появились четыре туза...»
Через два десятилетия после смерти Гофцинзера его друг Георг Хойбек поведает Оттокару Фишеру о карточном чародействе замечательного мастера, и тот посвятит свою жизнь поискам материалов о нем. Но 18 фокусов карточного маэстро так и останутся загадкой. Например: из колоды вытаскиваются восемь любых карт, которые кладутся лицевой стороной на стол; зритель называет любую из мастей, и все восемь выбранных карт оказываются картами именно этой масти. Или: два туза кладутся на стол; из колоды достается одна карта, запоминается, снова вкладывается в колоду и затасовывается; один из тузов, лежащих на столе, вскрывается - оказывается, это вовсе не туз, а та самая извлеченная карта; потом в нее превращается и второй туз...
Наконец, последний, высший класс карточной магии - фокусы, основанные исключительно на ловкости рук.
По свидетельству иллюзиониста Э. Кио, русский фокусник Павел Соколов-Пассо «был настоящий самородок, пожалуй, единственный в своем роде. Он работал одновременно с двумя колодами карт, которые мгновенно появлялись и исчезали у него в руках. Карты «вытаскивались» из «носа», «уха», «рта» зрителей, они летали по воздуху, уменьшались и увеличивались в размерах. Известно, что карты все время находятся в руках у фокусника, но он так быстро перемещает их между своими пальцами, что они перестают быть видными зрителям. Попробуйте проделать это хотя бы с двумя-тремя картами - и вы тогда оцените мастерство Пассо, манипулировавшего с двумя колодами».

Павел Соколов-Пассо во время демонстрации трюка "Появление карточных вееров в обеих руках"

«Кто я? Откуда пришел? Куда иду?» - такие вопросы красовались на афише рядом с портретом человека в маске, уникального карточного мастера Хосе Антенора Гаго-и-Завала, маркиза д’Оригуэлы. В конце прошлого века он выступал в Мекке игорного бизнеса, знаменитом Монте-Карло, потрясая зрителей и удивляя специалистов. Обладая высочайшей техникой рук, он заставлял исчезать из колоды карты, только что выбранные зрителями, извлекая их затем из воздуха. Он бросал их до последнего ряда, и они, кружась в воздухе, возвращались к нему назад. Известные шулера, работавшие в игорных домах, приходили на его представления и придирчиво изучали бесподобную технику «человека в маске».

По внешнему виду Хосе Антенора Гаго-и-Завалы никогда не скажешь, что перед нами легендарный карточный фокусник "Человек в маске"

Но то было давно. А сейчас?
Макао - небольшое местечко вблизи Гонконга. Здесь, в казино, с наступлением темноты разворачивается игорный ад. Около полуночи набирает силу, раскручивается яростная, безжалостная игра. Огромные ставки, пачки нераспечатанных банкнот, ястребиное напряжение. «Главное лицо тут, видимо, молодая, очень молодая красивая китаянка, - рассказывает болгарский журналист Крум Босев. - Она тасует и раздает карты. Какое умение, какое изящество, какая красота! Когда она успела научиться этому искусству? Она берет нежными, тонкими пальцами, длинными, как у скрипачей-виртуозов, колоду карт, едва касается их, и они как будто сами двигаются, играют в ее руках, прилипают к ее пальцам. Она с молниеносной быстротой группирует их в идеальный полукруг, и так же молниеносно карты начинают вылетать из ее рук, как маленькие ракеты. Карты делают красивый правильный круг в воздухе и равномерно и точно падают в руки или перед руками игроков. И все это делается с необычайной элегантностью».
Хищность игры и изысканность пластики, денежная подоплека и свободная линия полета, презренные карты и чистые мелодии рук... На память приходит выступление Александра Попова, лауреата Всесоюзного конкурса иллюзионистов. Он продемонстрировал подлинную фантастику. Разделил колоду пополам - по половинке на каждую руку, началось наваждение. Карты на его ладонях поднимались вертикально, молниеносно смещались в стороны, выпуская снизу другие части колоды. Те, в свою очередь, раскрывались, подобно книге, и тотчас же захлопывались, пропуская внутрь себя новые пачки карт. При этом полуколоды вращались, разворачивались, перепадали и переносились то вверх, то вниз, так что глаз не успевал улавливать детали этого неимоверного быстродействия. Такое феерическое буйство длилось около 30-40 секунд - гигантское время для престидижитатора привыкшего мерить манипуляции долями секунды.
Когда же меня спрашивают о самом таинственном фокуснике, я всегда отвечаю: Шарлье! Он объявился тихо и неожиданно - в Лондоне. Замкнутый, молчаливый старик с пергаментной кожей и прядью седых волос. Когда? «Около 1874 года», - указывают отечественные историки иллюзионизма А. Вадимов и М. Тривас. «Около 1870 года», - отмечает немецкий исследователь Йохен Цмек. Старик этот поселился на окраине Лондона в маленькой мансарде и предложил называть себя Шарлье. Было ли имя настоящим? Это неизвестно и поныне. Откуда он взялся? И это по сей день остается загадкой.
Шарлье оказался карточным фокусником. Он не признавал никакого иного реквизита. «Величайший мастер в карточных манипуляциях», - отзывался о нем английский эксперт Анджело Льюис. Виднейшие чародеи того времени побывали у него в гостях, и он обучил их совершенно новым приемам работы с картами. Например, вольт (смена местами верхней и нижней полуколод) выполнялся только двумя руками. Шарлье предложил действовать одной, и этот прием вошел в историю карточного волшебства под названием «вольт Шарлье». Используя компьютерную терминологию, можно сказать, что он изобрел несколько пластических пальцевых программ для демонстрации своего рода супервозможностей. В частности, он разработал особую систему расположения карт в колоде - после перемешивания ее зрителями фокусник мог угадать, какую карту задумала аудитория. О публичных выступлениях Шарлье, увы, ничего неизвестно. На жизнь он зарабатывал, делая гравировальные надписи на часах и портсигарах...
В 1882 году Шарлье бесследно исчез, оставив после себя лишь изобретенные им карточные трюки и легенды. Вот одна из них. Видному иллюзионисту, посетившему Шарлье, он предложил перетасовать колоду, достать оттуда любую карту и положить ее на табурет лицом вниз, что тот и сделал. Из небольшого ящичка Шарлье извлек игральную карту с абсолютно чистой лицевой стороной. Держа ее в руках, принялся выполнять в воздухе какие-то «невероятно организованные жесты» над лежащей картой. Затем его руки замерли в пространстве, и на белой стороне карты проступило изображение той карты, что находилась на табурете! Потом Шарлье произвел несколько «разряжающих» пассов, и карта в его руках опять стала белой. И доныне этот трюк не разгадан. Иногда у меня закрадывается странная мысль: не тот ли принцип переноса карточного изображения использовал и Гофцинзер? А может, здесь не обошлось без парапсихологических эффектов?


Английские игральные карты с изображением театральных сцен (конец XVIII века)

В мае 1992 года в Москве побывал американский волшебник Тони Хассини. Он предлагал взять колоду, перетасовать ее, а затем произнести вслух названия двух любых карт. Например, выбрать шестерку и короля. Близкие карты, скажем, семерку и восьмерку, называть не рекомендуется, тогда фокус может не выйти. Назвали? Хорошо. Хассини щелкал по колоде, и карты, о которых вы упомянули, оказывались лежащими рядом - либо вплотную, либо (наихудший случай) разделенными какой-то одной картой. Мы проверяли Хассини, разворачивая колоду. Но все получалось именно так, как говорил маг.
Этот трюк практически не дает сбоев автоматически - можете проверить сами. Почему так получается, я не знаю. Тут проступает какая-то совершенно непонятная карточная мелодия. И авторы американских книг по искусству карточных фокусов тоже не знают. Может быть, вы сумеете разгадать загадку? Попробуйте...

Номинация «Первые шаги в науке»

Что такое фокусы? Одни люди считают фокусы настоящим волшебством, другие говорят, что фокусы это всего лишь ловкость рук и никакой магии. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили провести исследование. Мы предположили, что если мы раскроем тайны фокусов, то сможем сами показывать несложные фокусы. Мы изучили необходимую информацию в книгах и Интернете и вот, что узнали.

Цель нашего исследования: раскрыть тайны фокусов.

Задач и исследования: изучить историю возникновения фокусов; обнаружить главный принцип работы фокусника; освоить основные правила фокусника; научиться показывать несложные фокусы.

Объект исследования: искусство иллюзий (фокусов).

Предмет исследования: история возникновения фокусов, способы показа несложных фокусов.

Методы исследования: сбор информации из разных источников, сравнение, анализ, наблюдение, эксперимент.

Приложение № 1: Текст работы

Приложение №2: Презентация.

«Математическая викторина с ответами» - Награждение команд. Анаграммы. Жюри. Кто быстрее впишет в квадратики нужные цифры. Четверостишье. Посмотрите на рисунок. Расшифруй математические термины. Кроссорд. Отдохнуть уже пора. Математическая викторина. Промежуточные итоги. Повторение учебного материала. Ребус. Цифры по порядку. Кто же лучше вычисляет.

««Своя игра» математика 6 класс» - Какое из чисел: 45 , 3 или 8 –является делителем числа 9. Какое число обратно числу 5/3. Какое из чисел: 41 725, 39 216, 11 573 делится на 3. Какую цифру можно поставить вместо *, чтобы число 10*7 делилось на 3. Своя игра. Какое из чисел: 574 321, 13 008, 95 473 – делится на 2. Значение выражения. Какую цифру можно вставить в *7, чтобы число было составное.

«Занимательные игры на уроках математики» - Арифметическая мозаика. Игра «Светофор». Формирование вычислительных навыков на уроках математики. Репейник. Множитель. Игра «Три дорожки Ильи Муромца». Математические цепочки. Игровые упражнения. Игра « Русское лото». Билет «Русское лото». Игра «Куча мала».

«Математические игры» - Игра - исследование. В учебном процессе игра может быть использована. Игра – один из основных видов человеческой деятельности. Математические игры носят не только соревновательный характер. На разных сторонах Листа Мебиуса сидят паук и муха. Виды математических игр. Что получится, если разрезать ЛМ вдоль, отступив треть от края?

««Своя игра» математика 7 класс» - Двенадцать человек, работая во восемь часов в день, должны выкопать яму. Ломоносов. Крыша одного дома не симметрична. Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. Три бегемота. Софья Ковалевская. Петух откладывает яйцо на гребень крыши. Задачи – шутки. Сколько в доме животных. Нельзя быть математиком, не будучи в тоже время и поэтом в душе.

«Игры-задачи по математике» - Налей чай из графинов в чайники и чашки. Сколько на экране чашек чая. Мы будем измерять количество яблок. Помоги Буратино стать внимательным. Вы помогли справиться Буратино со всеми заданиями. Помоги Буратино нарисовать картинку. Нужно нажимать не на клетки, а на линии. Сколько чашек чая можно налить из графинов.

Всего в теме 47 презентаций

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...