История преступления и наказания раскольникова. Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание. Внешние черты Раскольникова

2.Система образов

Создать трагедию - значит возвысить столкновение, изображенное в пьесе, до борьбы больших общественных сил. Персонажем трагедии должна быть крупная личность, свободная в свих действиях и поступках

Персонаж в трагедии воплощает большой общественный принцип, принцип целого мира. Поэтому трагедия и чуждается конкретных форм быта, она поднимает своих героев до олицетворения великих исторических сил.

Герои «Грозы», в отличие от героев старых трагедий, купцы и мещане. Из этого возникают многие особенности, своеобразие пьесы Островского.

Кроме участников семейной драмы, случившейся в доме Кабановых, в пьесе есть и персонажи, никак не связанные с ней, действующие вне семейной сферы. Это и обыватели, гуляющие в общественном саду, и Шапкин, и Феклуша, а в известном смысле даже Кулигин и Дикой.

Можно представить, что система образов драмы «Гроза» построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.

1. Образы хозяев жизни -- Дикого и Кабанихи: носители идей старого уклада (Домостроя), жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам, ощущение гибели старого уклада.

2. Образы смирившихся под властью самодуров -- Тихон и Борис(образы-двойники): безволие, слабость характера, любовь к Катерине, которая не придает героям силу, героиня сильнее тех, кто любит ее и кого она любит, отличие Бориса от Тихона во внешней образованности, отличие в выражении протеста: смерть Катерины приводит к протесту Тихона; Борис же безвольно подчиняется обстоятельства, практически бросает любимую женщину в трагической для нее ситуации.

3. Образы героев, выражающих протест против «темного царства» самодуров:

Варвара и Кудряш: внешнее смирение, ложь, противостояние силе силой -- Кудряш, бегство из-под власти самодуров, когда взаимное существование становится невозможным)

Кулигин - противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть «темного царства», пытается влиять на него силой убеждения, практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен

4. Образ Катерины - как самый решительный протест против власти самодуров, «протест, доведенный до конца»: отличие характера, воспитания, поведения Катерины от характера, воспитания, поведения других персонажей

5. Второстепенные образы, подчеркивающие сущность «темного царства»: Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины. Образ Грозы

Боленосный трагизм Ф.М. Достоевского

Начнем с "отца семейства" Федора Карамазова, главного представителя "карамазовщины" (сладострастники, стяжатели, юродивые), отчасти передавшего ее особенности, в разной степени и по-разному, своим сыновьям...

Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

В "Преступлении и наказании" перед нами целая галерея русских женщин: Соня Мармеладова, мать Родиона Пульхерия Александровна, сестра Дуня, убитые жизнью Катерина Ивановна и Алена Ивановна, убитая топором Лизавета Ивановна. Ф.М...

Новаторство Чехова-драматурга (на примере пьесы "Вишневый сад")

Мотив одиночества, непонимания, растерянности - ведущий мотив пьесы. Он определяет настроение, мироощущение всех персонажей, например, Шарлотты Ивановны, спрашивающей самое себя прежде всего: "Кто я, зачем я, неизвестно"...

Оппозиция "Дон Жуан - Сганарель" в "Дон Жуане" Мольера

Противоречивость образов Дон Жуана и Сганареля видна уже буквально с первой страницы комедии. Они всегда будто борятся, спорят, противоречат друг другу. В некоторых ситуациях, как я говорила ранее...

Потусторонний мир в произведениях Н.В. Гоголя. Его роль в выражении авторской позиции

Произведение Существо/ явление Описание внешности/ характеристика Способности Взаимодействие с главным героем Итог Портрет Портрет ростовщика Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось...

Проблема нравственного выбора в творчестве Ю. Бондарева 1970-х годов ("Берег", "Выбор")

«Берег» - произведение сложное по своему построению, главы о современной действительности чередуются в нем с обширными ретроспекциями, изображающими последние дни войны, но весь этот, казалось бы...

Расстановка образов в драме Жана Ануя "Антигона" по сравнению с одноимённой трагедией Софокла

Существует ряд оснований, по которым можно сравнивать пьесу Ж. Ануя и Софокла "Антигона". Уже в идентичности названий невольно проводится. Все действующие лица, которых некогда включил в свою трагедию Софокл...

Религиозно-философские поиски М.Ю. Лермонтова в романе "Герой нашего времени"

Система образов романа, как и вся его художественная структура, подчинена раскрытию главного персонажа, в чем есть определенный отзвук романтической поэтики...

Роман Владимира Богомолова "Момент истины (В августе сорок четвёртого)"

Роман этот - о людях, чьей профессией является борьба с вражеской агентурой, чей труд, кровавый и опасный, связан с насилием, борьбой, тайной. "Их было трое, тех, кто официально...

Система образов в пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Создать трагедию - значит возвысить столкновение, изображенное в пьесе, до борьбы больших общественных сил. Персонажем трагедии должна быть крупная личность...

Сказки А.С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения

В 1833 г. написана «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.И. Далем. В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы...

Сравнительный анализ рассказов В. Астафьева "Пастух и пастушка" и "Людочка"

Образ молодого лейтенанта романтичен, он выделяется своей исключительностью, деталями характера (начитанность, чувствительность), отношением к женщине. Его возлюбленная...

Творчество К.С. Льюиса

Аслан, Великий Лев, Сын Императора-За-Морем, Властитель Леса, Царь Царей - это создатель мира Нарнии, его обитателей и всего остального, что относится к Нарнии. Он приходит к нарнийцам во времена их бедствий...

Уникальность повести Чехова "Три года"

Главную задачу писателя Чехов видел в создании ярких образов. Лишь в том случае, когда автор выбирает героев, поступки, слова, исходя из их художественной ценности, он может достигнуть естественной правды художественного произведения. Духовная...

Художественная система образов в поэме Д. Мильтона "Потерянный рай"

мильтон жанр поэма эпический Подобно многим художникам своего времени, Мильтон обожествлял разум и отводил ему высшую ступень на иерархической лестнице духовных способностей человека. По его мнению, Гнездится в душах много низших сил...


История создания пьесы Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии. Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.


Значение названия пьесы «Гроза» Гроза в природе (действие 4) физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в природе (действие 4) физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в душе Катерины от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в душе Катерины от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в обществе ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем неповиновение. Гроза в обществе ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем неповиновение. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.




Положение женщин в России в 1 половине 19 века. Положение женщин в России в 1 половине 19 века. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий собой свод правил семейного быта. собой свод правил семейного быта.


Эпоха перемен Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы. В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы.


Система действующих лиц пьесы Говорящие фамилии Говорящие фамилии Возраст героев Возраст героев «Хозяева жизни» «Хозяева жизни» «Жертвы» «Жертвы» Какое место занимает Катерина в этой системе образов? Какое место занимает Катерина в этой системе образов?




Система действующих лиц пьесы «Жертвы» Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Кулигин: «Лучше уж стерпеть».




Особенности раскрытия характеров героев Катерина поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Катерина поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Кулигин речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Кулигин речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Дикой речь изобилует грубыми словами и ругательствами. Дикой речь изобилует грубыми словами и ругательствами.


Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя: Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!» Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!» Кудряш: «А что?» Кудряш: «А что?» Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» Борис: «Праздник; что дома-то делать!» Борис: «Праздник; что дома-то делать!» Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Варвара: «Не уважишь тебя, как же!» Варвара: «Не уважишь тебя, как же!» Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».


Использование приема контраста и сопоставления: монолог Феклуши монолог Кулигина, монолог Феклуши монолог Кулигина, жизнь в городе Калинове волжский пейзаж, жизнь в городе Калинове волжский пейзаж, Катерина Варвара, Катерина Варвара, Тихон Борис Тихон Борис


Домашнее задание Монологи Кулигина - действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3 Монологи Кулигина - действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3 Монологи Феклуши - действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1 Монологи Феклуши - действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1 Жители действие 3, явл. 1; действие 2, явл. 1; действие 4, явл. 4; действие 4, явл. 1. Жители действие 3, явл. 1; действие 2, явл. 1; действие 4, явл. 4; действие 4, явл. 1. Чем отличается от жителей города Кулигин? Чем отличается от жителей города Кулигин? Дикой и Кабаниха. Дикой и Кабаниха.

Урок 31. Драма "Гроза". Система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Цели:

определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.

Ход урока.

Группа 1. Смысл названия пьесы "Гроза". Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.

Дайте определение слову «гроза»?

Какое значение имеет в пьесе?

(Гроза для Катерины – божья кара; Тихон называет грозой брань своей матери; Кулигин видит в грозе «благодать»)

Композиционная роль грозы? (связывает воедино всю пьесу: в 1 действии гроза надвигается, в 4 – предвещает гибель, разражается в кульминационной сцене признания Катерины)

Группа 2. Система действующих лиц пьесы. Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.

– Давайте назовем действующих лиц «Грозы» (чтение афиши ). Что означают их имена и фамилии?

– Фамилии в пьесах Островского «говорят» не только о характере героя, но фактически дают информацию о нем. Тщательное отношение Островского к именам героев – одна из причин их реалистичности. Здесь же проявляется такое редкое качество как читательская интуиция.

Изучая список действующих лиц, следует отметить распределение героев по возрасту (молодые -- старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин -- механик-самоучка и Борис). Затем, в работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

"Хозяева жизни"

"Жертвы"

Дикой . Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кабаниха . Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Феклуша . И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Кулигин. Лучше уж стерпеть.

Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

Вопросы для обсуждения

Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша?

Как понять такое определение - "зеркальные" образы?

Группа 3 . Особенности раскрытия характеров героев. Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.

Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

Кулигин - речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.

Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

Кабаниха - речь лицемерная, "давящая".

Феклуша - речь показывает, что она была во многих местах.

Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:

Кулигин . Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

Кудряш. А что?

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Тихон . Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Варвара. Не уважишь тебя, как же!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Использование приема контраста и сопоставления:

монолог Феклуши - монолог Кулигина;

жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж;

Катерина - Варвара;

Тихон - Борис.

Итог урока . Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы - "хозяева жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

Домашнее задание:

  1. Ответить на проблемный вопрос: Можем ли мы осуждать Кабаниху за ее отношение к невестке, если, в конечном счете, свекровь оказалась права в своих опасениях, ведь Катерина изменила мужу.
  2. Проследить по развитию действия пьесы как развивается конфликт, какую роль при этом играет гроза?

В соответствии с точкой зрения, базирующей-ся на статье Добролюбова, существовала традиция усматривать в системе образов «Грозы» разделение героев на два противостоящие друг другу лагеря. Защитники старого уклада, «темного царства», Дикой и Кабаниха при этом противопоставлялись героям, несущим в себе недовольство существующими порядками. К ним относились Варвара, дочь Кабановой, Кудряш, Борис, местный чудак Кулигин и даже Тихон, покорный и забитый сын Марфы Игнатьевны. Катери-на при таком подходе воспринималась как героиня, стоящая в том же ряду, но способная на более сильный, деятельный протест. Она признавалась, таким образом, главным борцом с «темным царством».

Современные исследователи отстаивают иную точку зрения, учитывающую своеобразие авторской позиции и общей концепции.

Действительно, целая группа персонажей может быть охаракте-ризована как «темное царство». Прежде всего, оно включает в себя таких его активных защитников, как Дикой и Кабаниха. В отличие от примитивного самодура Дикого, Кабанова — последовательный ревнитель старых устоев, с их незыблемыми правилами и тради-циями. Она неуклонно тверда в отстаивании традиций. Ей кажет-ся, что мир рушится из-за того, что правила эти перестали соблю-даться, что молодежь забыла обычаи и норовит все делать по-своему. В этом своем рвении Кабанова переходит всякие границы, становясь символом крайнего догматизма.

К этому же лагерю относится целый ряд эпизодических и внефабульных (т.е. непосредственно не связанных с действием) персона-жей, помогающих создать «фон», передать общее настроение жите-лей города, его атмосферу. Это покорные жители города, обыватели, мещане, о которых говорит Кулигин в начале первого действия. Всего один-два раза появляются на сцене Феклуша, Шапкин, Глаша, городские обыватели, беседующие на бульваре об упавшей с неба Литве, но без них трудно было бы представить, чем живет, чем «дышит» это «темное царство».

Конечно, по сравнению с ними тот, кто в чем-то отходит от ста-рых норм, выглядит человеком новых взглядов, новых принципов. Но мастерство Островского-драматурга помогает выявить то, что эта разница оказывается мнимой, она не затрагивает глубинных основ жизни «темного царства». По сути к «темному царству» при-надлежат и те, кто, на первый взгляд, восстает против него. Кули-гин, «прогрессист» и просветитель, не приемлет жестокости нравов города, но он хочет лишь смягчить противоречия между хищника-ми и их жертвами. Протест Варвары — это лишь желание вырвать-ся из-под деспотической власти матери, а не законов «темного цар-ства» — их она в целом принимает. Ее брат Тихон и вовсе забит, покорен, бессилен, он безропотно подчиняется матери. Кудряш, на-тура широкая, одаренная чуткой и доброй душой, но и он миру «от-цов» может противопоставить лишь свою удаль и озорство, а не нравственную силу. В избраннике Катерины Борисе есть душевная мягкость, деликатность, даже определенная городская культура и образованность, что заметно и в манерах, и в речи, и во всем его об-лике. Но это человек безвольный, находящийся в рабской зависи-мости от своего дяди, подчиненный его капризам и сознательно терпящий самодурство. Таким образом, все эти внешне оппозици-онные «темному царству» персонажи живут и мыслят в его преде-лах, а их протест не идет дальше желания приспособиться и суще-ствовать спокойно в рамках той же системы, в лучшем случае — чуть-чуть подреставрировав ее.

Резко отличается от всех других персонажей пьесы лишь Кате-рина. Это человек, чуждый нравам и всем устоям города, как бы человек из другого мира: недаром Островский подчеркивает, что она попадает сюда «извне». Между «ее миром» и «темным царством» изначально существует огромное различие. В «Грозе» сталкивают-ся, порождая мощный, как грозовой, разряд две противостоящие друг другу культуры — сельская и городская, а противостояние между ними уходит в многовековую толщу российской истории. Близкий Островскому по взглядам на купеческое сословие славя-нофил К.С.Аксаков отмечал, что купечество и материально, и по образованию, и по привилегиям оторвалось от простого народа, из которого вышло. Но при этом аристократическая культура дворян осталась им чужда. Они несли в себе народную культуру, но если в простом народе она жила, то в купечестве — сохранялась в мерт-вом, как бы застывшем виде. Аксаков писал, что купеческий быт так же похож на быт народный, как замерзшая река на текущую (то есть сохраняя только форму).

Действительно, законы, по которым живет «темное царство» — рутина, они не насыщены внутренним содержанием. Недаром Ка-терине, воспитанной на истинно народных, «живых» традициях, жизнь в Калинове так тяжела. Выслушав рассказ Катерины о ее прежней жизни в родительском доме, Варвара недоумевает: «Так здесь же все то же». Катерина в ответ говорит, что здесь все «как будто из-под неволи». Кабаниха ходит в церковь, а живет не по- божески, домашних поедом ест. Вся ее религиозность — ханжеская, для проформы, видимости. То же касается и всего остального. Жена может не любить мужа, но ей надо вести себя так, как будто любит: кланяться в ноги, выслушивать наказы, выть, когда тот уезжает. Для Катерины грех состоит в самом факте любви к другому мужчи-не, ее не может устроить, как Варвару, мораль «темного царства»: «лишь бы все шито-крыто было». Чувствуя зарождение любви, она искренне просит мужа: «Тиша, голубчик, не уезжай!» Напротив, Кабаниху сам факт мало трогает: любить — не любить — это лич-ное дело, главное, чтоб выла, потому что так положено по прави-лам, нормам, пусть даже в них уже никто не верит. Материал с сайта

Получается, что Катерина, этот, по Добролюбову, борец с «тем-ным царством», по сути, борется за то, чтобы вдохнуть жизнь в это самое царство, дать содержание застывшей, закостеневшей жизни. Она борется за право личности чувствовать и переживать там, где по законам «темного царства» достаточно просто выполнять правила. Иными словами, Катерина борется за права личности, а Кабаниха — за права коллектива. Для Катерины главное — реализовать свою личную судьбу (вплоть до самоубийства), а для Кабанихи — вопло-тить себя как часть коллектива. Таким образом, можно сказать, что протест Катерины поднимается из самой глубины, исторического прошлого «темного царства», когда его мертвые законы были еще живыми, личными верованиями каждого члена коллектива. Полу-чается, что конфликт «Грозы» вбирает в себя тысячелетнюю исто-рию России, а в его трагическом разрешении сказываются едва ли не пророческие предчувствия национального драматурга.

При этом он отнюдь не хочет представлять Катерину как идейно-го борца с «темным царством». Она — воплощение того гармоничного и прекрасного древнего мира Руси, который исчезает в современной Островскому жизни, загоняющей в убогую форму поэзию древних верований. Катерина как будто «не от мира сего», — из той фанта-стической и прекрасной страны, где вовсе не странным кажется ее желание летать, где поют ангелы, цветут необыкновенные сады с запахом кипариса. Островский — человек глубоко религиозный — изображает Катерину так, что она предстает не только вполне ре-альным человеком (типическим характером), но и тем, что можно назвать душой в чистом виде, не отягощенной земными страстями и пороками. Любовь — земная, реальная — любовь к Борису вырывает ее из прежней жизни. Она хочет любить Бориса, но для этого ей надо быть земной женщиной, как Варвара, а Катерина к этому не приспо-соблена. Земная жизнь оказывается слишком тяжела для нее: Кате-рина уже не летает, а бросается с обрыва в Волгу и камнем падает вниз. Вот почему судьба ее поистине трагична, что позволяет гово-рить о жанровых особенностях трагедии, а не драмы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • система образов молодого поколения в пьесе гроза
  • система образов в драме островского гроза
  • две группы персонажей в пьесе гроза
  • островский гроза разделение героев
  • литература островский гроза тема,образы героев и т.д

Создать трагедию - значит возвысить столкновение, изображенное в пьесе, до борьбы больших общественных сил. Персонажем трагедии должна быть крупная личность, свободная в свих действиях и поступках

Персонаж в трагедии воплощает большой общественный принцип, принцип целого мира. Поэтому трагедия и чуждается конкретных форм быта, она поднимает своих героев до олицетворения великих исторических сил.

Герои "Грозы", в отличие от героев старых трагедий, купцы и мещане. Из этого возникают многие особенности, своеобразие пьесы Островского.

Кроме участников семейной драмы, случившейся в доме Кабановых, в пьесе есть и персонажи, никак не связанные с ней, действующие вне семейной сферы. Это и обыватели, гуляющие в общественном саду, и Шапкин, и Феклуша, а в известном смысле даже Кулигин и Дикой.

Можно представить, что система образов драмы "Гроза" построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.

1. Образы хозяев жизни -- Дикого и Кабанихи: носители идей старого уклада (Домостроя), жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам, ощущение гибели старого уклада.

2. Образы смирившихся под властью самодуров -- Тихон и Борис (образы-двойники): безволие, слабость характера, любовь к Катерине, которая не придает героям силу, героиня сильнее тех, кто любит ее и кого она любит, отличие Бориса от Тихона во внешней образованности, отличие в выражении протеста: смерть Катерины приводит к протесту Тихона; Борис же безвольно подчиняется обстоятельства, практически бросает любимую женщину в трагической для нее ситуации.

3. Образы героев, выражающих протест против "темного царства" самодуров:

Варвара и Кудряш: внешнее смирение, ложь, противостояние силе силой -- Кудряш, бегство из-под власти самодуров, когда взаимное существование становится невозможным)

Кулигин - противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть "темного царства", пытается влиять на него силой убеждения, практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен

4. Образ Катерины - как самый решительный протест против власти самодуров, "протест, доведенный до конца": отличие характера, воспитания, поведения Катерины от характера, воспитания, поведения других персонажей

5. Второстепенные образы, подчеркивающие сущность "темного царства": Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины. Образ Грозы

Образы хозяев жизни

Дикой Савел Прокофьич - богатый купец, один из самых уважаемых людей города Калинова.

Дикой - типичный самодур. Он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет. "Нет над тобой старших, вот ты и куражишься", -- объясняет Кабаниха поведение Дикого.

Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: "Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!" Но Дикого трудно не рассердить. Он и сам не знает, в какое расположение духа может прийти в следующую минуту.

Этот "жестокий ругатель" и "пронзительный мужик" не стесняется в выражениях. Его речь наполнена словами типа "дармоед", "езуит", "аспид"

Пьеса, как известно, начинается с разговора о Диком, который "как с цепи сорвался", не может жить без ругани. Но тут же из слов Кудряша становится ясно, что не так уж страшен Дикой: мало парней "на мою стать, а то бы мы его озорничать - то отучили… Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался". Кудряш уверенно говорит: "я его и не боюсь, а пущай же он меня боится"; "нет, уж я перед ним рабствовать не стану".

Дикой хочет с первого раза оборвать всякую попытку требовать от него отчета. Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого. Отсюда и развивается в нем вечное недовольство и раздражительность. Он сам объясняет свое положение, когда говорит о том, как ему тяжело деньги выдавать. "Что ты мне прикажешь делать, когда у меня сердце такое! Ведь я уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить -- обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека". Даже в сознании самого Дикого пробуждается некоторое размышление: он сознает, как он нелеп, и сваливает вину на то, что "сердце у него такое!"

Дикой только хочет больше, как можно больше прав для себя; когда же нужно признать их и за другими, он считает это посягательством на его личное достоинство, и сердится, и старается всячески оттянуть дело и воспрепятствовать ему. Даже когда он и знает, что уж непременно надо уступить, и уступит потом, а все-таки прежде постарается напакостить. "Я отдать - отдам, а обругаю!" И надо полагать, что чем значительнее выдача денег и чем настоятельнее необходимость её, тем сильнее ругается Дикой… Ясно что его никакие разумные убеждения не остановят до тех пор, пока с ними не соединится осязательная до него внешняя сила: Кулигина он ругает; а когда его самого однажды на перевозе гусар обругал, так он с гусаром не посмел связаться, а опять-таки выместил свою обиду дома: две недели прятались от него по чердакам и чуланам…

Такие отношения показывают, что положение Дикого и всех подобных ему самодуров далеко уж не так спокойно и твердо, как было некогда, во времена патриархальных нравов.

Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) -- "богатая купчиха, вдова", свекровь Катерины, мать Тихона и Варвары.

Семья Кабановых соблюдает традиционный порядок жизни. Во главе семьи представительница старшего поколения. Кабаниха живет "как принято", как жили отцы и дети в старину. Патриархальная жизнь типична своей неподвижностью. Устами Кабанихи говорит весь многовековой домостроевский уклад.

У Кабановой твердая убежденность в том, что она обязана, в этом её долг - наставлять молодых для их же блага. Это по-домостроевски, так веками было, так жили отцы и деды. Она говорит сыну и снохе: "Ведь от любви родители и строги _ то к вам бывают, от любви вас и бранят _ то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится". "Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать - то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете".

Кабанова очень серьёзно огорчатся будущностью старых порядков, с которыми она век изжила. Она предвидит конец их, старается поддержать их значение, но уже чувствует, что нет к ним прежнего почтения, что их сохраняют уже неохотно, только поневоле, и что при первой же возможности их бросят. Она уже и сама как-то потеряла часть своего рыцарского жара; уже не с прежней энергией заботится она о соблюдении старых обычаев, во многих случаях она уж махнула рукой, поникла перед невозможностью остановить поток и только с отчаянием смотрит, как он затопляет мало-помалу пестрые цветники её прихотливых суеверий. Кабанова только тем и утешается, что ещё как-нибудь, с её помощью, простоят старые порядки до её смерти; а там - пусть будет что угодно - она уже не увидит.

Провожая сына в дорогу, она замечает, что все делается не так, как нужно по её: сын ей в ноги не кланяется - надо этого именно потребовать от него, а сам не догадался; и жене своей он не "приказывает", как жить без него, да и не умеет приказывать, и при прощание не требует от неё земного поклона; и невестка, проводивши мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. По возможности Кабанова старается водворить порядок, но уже чувствует, что невозможно вести дело совершенно по старине. Зато проводы сына внушают ей такие грустные размышления: : "Молодость _ то что значит! Смешно смотреть _ то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего _ то не знают, никакого порядка. Проститься - то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом _ то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю - то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться _ то нельзя: гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так - то вот старина _ то и выводится. В другой дом и взойти _ то не хочется. А и взойдешь _ то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего".

Кабанихе нужно, чтобы всегда нерушимо сохранялись именно те порядки, которые она признает хорошими.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...