История вмф ссср. Лучший корабль вмф ссср Вмф союза

В течение 1990-х годов второй в мире по величине Военно-Морской Флот СССР фактически был сокращен в несколько раз по количеству и тоннажу кораблей. На примере крупнейших кораблей ВМФ СССР - авианесущих крейсеров - мы подтвердим или опровергнем вину руководства Новой России в развале ВМФ СССР. Без интерпретаций. Только факты. В первой части нашего "разбора полетов" мы говорили о том наследстве, которое осталось от ВМФ СССР на момент развала Союза. Теперь поговорим о том, что было дальше...

Напомню, что в остатке по авианесущем на момент распада Союза мы имели 4 боевых корабля, 2 корабля в строительстве на Николаевском судостроительном заводе и 2 корабля в ожидании серьезного ремонта. Плюс вертолетоносец "Ленинград" уже списанный из состава ВМФ. Для начала предлагаю посмотреть что стало со строящимися тяжелым авианесущим крейсером "Варяг" и первым отечественным настоящим авианосцем - атомным "Ульяновском". К слову, на "Ульяновске" планировалась установка первых паровых катапульт в отечественном ВМФ. Еще из нюансов - на "Ульяновске" оставался боекомплект противокорабельных "Гранитов" (не путать с "Гранатами") - такой же как на "Адмирале Кузнецове" и "Варяге". Итак... 1 ноября 1991 г. строительство авианосца остановлено. В течение ноября стало ясно, что ВМФ России не планирует вести платежи Черноморскому судостроительному заводу в г.Николаев. Без оплаты вести необходимые для строительства ТАКР "Варяг" (готовность 65-75% по разным оценкам) и АТАКР "Ульяновск" (готовность 18-20% по разным оценкам, освоено 29000 тонн корпусной стали) стало невозможно. Заводу нужно было жить и недостроенный АТАКР пр.11437 "Ульяновск" по решению Совмина Украины №69-р утилизирован заводом начиная с 4 февраля 1992 г. (демонтаж корпуса завершен до конца 1992 г.). Могла ли Россия спасти первый отечественный атомный авианосец? Сложный вопрос. Я думаю нет. Это фантастика. Почему? Последние несколько лет нефть стоит в несколько раз дороже, чем тогда. Сколько современная Россия строит крупных кораблей в год? Ответ - ни одного... В несколько раз нефть дороже.. Ни одного... Давайте будем реалистами...

Недостроенный корпус АТАКР пр.11437 "Ульяновск", 6 декабря 1990 г., ССЗ в г.Николаев, стапель "0" (фото - Владимир Пучков).

Идем дальше. "Варяг". Готовность 68-75%. Еще немного и корабль можно было бы выводить на швартовые, а следом и на ходовые испытания и выводить с Черного моря на Север. Так же в ноябре 1991 г. прекращено строительство корабля из-за неплатежей ВМФ России. Достройка корабля и передача отечественному ВМФ была вполне возможна - с украинской стороны неразрешимых препятствий тому не было. Только финансовые проблемы. В 1995 г. "Варяг" исключен из состава ВМФ России и передан заводу-строителю в счет долгов министерства обороны России. После длительных переговоров корабль продан в Макао. Случилось это в апреле 1998 г., покупатель - компания из Макао Chong Lot Travel Agency Ltd, цена $20 млн. Цель покупки - парк аттракционов. Корабль в итоге оказался в Китае , где достраивается как первый китайский авианосец начиная с 2002 г. Летом этого 2011 г. китайский авианосец Shi Lang должен приступить к испытаниям. Могли ли мы спасти "Варяг"? Я считаю, что да, могли. Что для этого было нужно?
- во-первых, понимание необходимости такого корабля для ВМФ России - было оно или нет - мы не знаем - возможно, что было понимание ненужности - это так же нельзя не учитывать, и это вопрос прежде всего к руководству ВМФ страны.
-а во-вторых, финансовые возможности - и они были! В конце концов был газ и была нефть... в которых кровно заинтересована Украина и через зачеты по которым чуть позже мы получили оттуда несколько стратегических бомбардировщиков из наследства СССР.

Авианосец «Shi Lang» ВМС Китая в достройке, 6 апреля 2011 г. (фото - Polar lean camel, http://www.fyjs.cn).

Противолодочный крейсер-вертолетоносец "Москва" - он же тогдашний флагман Черноморского флота России - старейший отечественный авианесущий корабль. 18 ноября 1972 г. летчик испытатель Дексбах именно на авианесущий крейсер "Москва" совершил первую в СССР посадку самолета на палубу корабля - это был вертикально взлетающий Як-36М - прототип "штурмовика" Як-38. В 1975 г. корабль серьезно горел, потом больше года стоял в ремонте. В ноябре 1993 г. крейсер "Москва", основным авиационным вооружением которого были противолодочные вертолеты Ка-25, совершил последний выход в море. В 1995 г. по возрасту (28 лет) корабль выведен в резерв и переклассифицирован в плавказарму ПКЗ-108. 7 ноября 1998 г. бывший крейсер выведен из состава ВМФ России и в 1997 г. продан на лом в Индию (как и крейсер "Ленинград" в 1995 г.). Тут вот вопрос неоднозначный - боевая ценность корабля и ранее вызывала сомнения - например, основное противолодочное вооружение корабля - ракетный комплекс "Вихрь" мог стрелять ракетами только с ядерными боевыми частями. Были и другие особенности. Без серьезной модернизации, скорее всего, корабль был не нужен в современном ВМФ СССР и России. К тому же решение о судьбе крейсеров этого типа принималось до 1991 г.

Крейсер "Ленинград" пр.1123 в ожидании разделки на корабельном кладбище в г.Аланг, Индия, конец 1990-х годов.

Вот мы и приблизились к самым скандальным авианесущим - трем крейсерам проекта 1143 и крейсеру проекта 11434 "Адмирал Горшков" (бывший "Баку" и он же будущий Vikramaditya). давайте начнем с последнего. Корабль вошел в состав Северного флота ВМФ СССР в конце 1987 г. и являлся последним кораблем проекта 1143 с сохранением элементов первоначальной "неавианосной" компоновки. Т.е. это был последний именно "авианесущий ракетный крейсер". На корабле предполагалось базирование самолетов вертикального взлета и посадки Як-141. Як-38 не устраивали ВМФ СССР и самолеты этого типа планировалось в ближайшее время списать в утиль (выполнено в 1992 г.), заменив новыми сверхзвуковыми Як-141. Но один Як-141 разбился осенью 1991 г. как раз на ТАКР "Адмирал Горшков". Продолжение испытаний Як-141 руководство ВМФ посчитало разорительно-расточительным и свернуло программу. Бог им судья. К слову, часть технологий Як-141 много позже использована при создании новейшего F-35... ну это скорее о метаморфозах отечественного ВПК, чем о ВМФ... А наш "Адмирал..." продолжал службу на Северном флоте. В 1993 г. корабль поставили в ремонт в поселке Роста под Мурманском. Там 2 февраля 1994 г. на корабле случился пожар, который полностью вывел из строя одно из двух машинных отделений. Но несмотря ни на что корабль был отремонтирован! В те годы в том хаосе! И в июле 1995 г. участвовал в параде в Североморске и даже совершал некие учебные эволюции. Но чудес не бывает - в том же году в связи с истечением срока гарантии безопасной эксплуатации основных механизмов, выход в море был запрещен и корабль поставлен в пос.Роста на долговременное хранение. А в июле 1999 г. ТАКР переведен в Северодвинск и поставлен к причалу ПО "Севмаш" в ожидании переоборудования по пр.11430 в легкий авианосец для ВМС Индии - Vikramaditya. Кто виноват и можно и нужно ли было? Руководство ВМФ или руководство страны? Были ли деньги на серьезный ремонт и модернизацию? Вот тут можно спорить долго - и до недавнего времени курсировали слухи о том, что Инлия будет "кинута" и "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пополнит ряды ВМФ России. Правды ради отмечу, что это лишь слухи инспирированные для решения финансовых вопросов с всё-таки кинутой (но только на деньги и сроки) Индией.

Бывший ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.11434 - будущий авианосец INS Vikramaditya ВМС Индии на ПО "Севмаш" в Северодвинске, фото осени 2009 - март-апрель 2010 г. (http://chhindits.blogspot.com).

"Киев", "Минск" и "Новороссийск"... криминальное трио. Все три корабля в 1994-1996 годах проданы на металл и по цене металолома южнокорейским и китайским компаниям. При каких обстоятельствах и как и почему? В августе 1991 г. была решена судьба "Киева" - корабль был выведен из боевого состава флота в резерв. Сколько у нас случаев возврата из резерва в боевой состав в период расцвета могущества ВМФ СССР в 1970-1980-е годы? По кораблям такого класса ни одного. Т.е. списали фактически. К тому же помним, что основное вооружение ТАКР такого типа - "штурмовики" Як-38 в 1992 г. сняты с вооружения и по износу и по плохим ТТХ. И не было никаких планов в могучем еще ВМФ СССР на модернизацию ТАКР пр.1143 типа "Киев". Один готов в общем... фактически при СССР. Хронология дальнейших событий:
- 26 октября 1992 г. на ТАКР "Киев" поднят Андреевский флаг ВМФ России;
- 28 августа 1993 г. - флаг ВМФ России спущен - корабль разоружен и передан для продажи или разделки отделу фондового имущества ВМФ.
- 28 августа 1994 г. - ТАКР "Киев" продан китайской частной фирме и 20.05.2000 г. уведён буксиром «Дэу» в Шанхай, где прошёл переоборудование под плавучий туристический развлекательный центр, коим до сих пор и является на радость китайской детворе и туристам. Китайский монумент НАШЕМУ ФЛОТУ!!!

ТАКР "Киев" пр.1143, 1985 г.

"Минск" и "Новороссийск" базировались на Тихом океане. Напомню, что в 1991 г. "Минск" начали готовить к переходу на судостроительных завод в Николаев для ремонта (не работало 50% двигательной установки крейсера). 31 августа 1992 г. на "Минске" спустили флаг ВМФ и уже в октябре крейсер прибыл к месту консервации (в отстой) в бухту Постовая в Советской Гавани. 20 октября 1995 г. "Минск" уведен буксиром в Южную Корею для разделки на метал. А в 1998 г. ТАКР "Минск" перепродан китайской компании и после проведения комплекса работ с 27.09.2000 г. используется в качестве музея и развлекательного центра в порту Шэньчжэнь (район Гонконга). Второй китайский музей ВМФ СССР! Помните реплику одного из ведущих в "Дне радио", обращенную в коридор?

ТАКР "Минск" - развлекательно-туристический центр в Шэньчжэнь, Китай

Из песни слов не выкинешь: "Малая земля, товарищи, друзья...". ТАКР "Новороссийск" :
- по 1990 г. проходил двухгодичный ремонт;
- 28 января 1991 г. - проходил испытания после ремонта, сдела некоторые задачи, но полностью возвратить корабль в строй после ремонта не удалось...
- май 1991 г. - корабль выведен в отстой решением Главкома ВМФ СССР . Точка.
- январь 1993 г. - при нахождении в отстое на корабле в машинном отделении случился пожар.
- 30 июня 1993 г. - ТАКР "Новороссийск" разоружен и исключен из состава ВМФ России.
- январь 1996 г. - ТАКР "Новороссийск" продан южнокорейской компании на слом, уведён в порт Пусан и впоследствии разобран на металл...

ТАКР "Новороссийск" пр.11433, 1982-1983 г.г.

Прервемся... В третьей части мы расскажем как сложилась судьба единственного боевого авианесущего корабля современного ВМФ России - ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" и подведем итоги и по кораблям и по персоналиям, занимавшим посты и принимавшим решения... Это будет завтра.

Потери и приобретения флота после второй мировой войны, Развитие ВМФ СССР после второй мировой войны, Состояние ВМФ СССР на конец 1980-х годов

Человек и советский ледокол (фото второй половины XX века).

ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ ФЛОТА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Потери Военно-Морского Флота СССР за годы войны составили 154 771 человек, в том числе 10 729 офицеров. Флот потерял 150 крупных кораблей и подводных лодок, около 700 других кораблей, катеров и вспомогательных судов, около 5 тыс. самолетов.

Однако эти потери восполнялись построенными в стране кораблями (корабли также поставлялись по ленд-лизу и достались в качестве трофеев) и новым обученным офицерским составом.
Так, к концу Второй мировой войны корабельный состав советского флота по численности кораблей был уже вдвое больше, чем в начале войны.
Всего на 3 сентября 1945 года в ВМФ СССР числился 361 надводный корабль специальной постройки.

По итогам Второй мировой войны Советский Союз получил итальянские, немецкие и японские корабли, а также большое количество технической документации.

РАЗВИТИЕ ВМФ СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Сразу же после окончания войны Советским правительством был взят курс на ускоренное развитие и обновление военно-морского флота. В период конца сороковых-начала пятидесятых годов в состав флота вошло большое количество новых и современных кораблей и подлодок всех типов. Устаревшие корабли довоенной постройки проходили модернизацию.

Большое внимание было уделено подготовке личного состава флота: совершенствовалась организация и повышался уровень боевой подготовки. Был принят во внимание опыт Великой Отечественной войны. Учебные пособия и уставы были переработаны и разработаны новые. Ко всему прочему, была расширена сеть военно-морских учебных заведений.

Во всем мире продолжали совершенствовать ракеты различных классов для поражения целей в любой среде и на любом расстоянии. СССР не оставался в стороне. Так противолодочные корабли получили ракеты-торпеды и реактивные бомбометы.

Развитие ядерных технологий привело к тому, что в советском подводном кораблестроении определились два главных направления: создание подводных дальнобойных ракетоносцев и многоцелевых атомных подлодок для выполнения комбинированных задач. Также было признано необходимым создание авианосцев для выполнения боевых задач в Мировом океане.


Всплытие подводной лодки

В середине пятидесятых годов был принят курс на строительство мощного ракетно-ядерного флота, который смог бы действовать в Мировом океане. Так, 12 августа 1957 года был спущен со стапелей первый советский подводный атомоход «Ленинский комсомол».

Позже были спроектированы и построены различные противолодочные корабли, началось внедрение палубной авиации. Так, в шестидесятые годы был построен первый советский крейсер-вертолетоносец. Активно велись исследования в области создания кораблей с динамическими принцами поддержания: на подводных крыльях и на воздушной подушке, — а также различных кораблей, используемых в десантных целях.

В дальнейшем корабли постоянно совершенствовались, создавались новые ракетоносцы, также вступали в строй многоцелевые подводные лодки. Проблема с внедрением на палубы авиации была решена: создано большое количество авианесущих кораблей, с возможностью вертикального взлёта и посадки самолетов. Также строились надводные корабли с атомной энергетикой.
Флот получил современные десантные корабли и тральщики.

Основой ударной мощи флота стали атомные подводные лодки с дальнобойными баллистическими ракетами.

Морская авиация заняла важное место в ВМФ, так как резко возросло значение противолодочной авиации, способной вести эффективный поиск и уничтожать подводные лодки врага в Мировом океане. Главной задачей морской авиации стала борьба с атомными подводными ракетоносцами вероятных противников.

Конечно, и надводные корабли не утратили своей важности: их мобильность, огневая мощь и способность вести боевые действия в Мировом океане увеличились. Поиск и уничтожение подлодок могли выполнять также и противолодочные крейсеры, и некоторые большие противолодочные корабли.

На вооружении стояли такие авианесущие крейсеры, как «Москва», «Баку»,«Ленинград», «Минск», «Киев», «Новороссийск»; быстроходные противолодочные корабли типа «Комсомолец Украины», «Адмирал Виноградов», «Красный Кавказ», «Николаев» и др., а также сторожевые корабли типа «Бодрый».

Подлодка К-22 «Золотая рыбка»
Самая быстрая в мире подлодка, достигавшая в подводном положении скорости свыше 80 км/ч (42 узла). За дороговизну постройки эту титановую лодку прозвали «Золотая рыбка».

Другую большую группу надводных кораблей постепенно стали формировать ракетные крейсеры и катера —вследствие развития ракетного оружия и радиоэлектроники, что расширило возможности этого рода сил, придав им новые качества и функции.

Одним из ярких примеров мощи советского флота могли служить атомные ракетные крейсера «Киров» и «Фрунзе». Эти крейсеры имели превосходные условия для экипажа, что позволяло им месяцами не заходить в базы.

Неатомные ракетоносные корабли с ракетами различного назначения также стали важной частью флота. Наиболее примечательными из ракетных крейсеров были «Варяг», «Грозный», «Адмирал Головко», «Адмирал Фокин», «Слава», а также несколько других.

Малые ракетные корабли типа «Зарница» и ракетные катера типа «Кировский комсомолец» могли осуществлять задачи по уничтожению надводных судов противника не только в закрытых морских театрах, но и в прибрежных районах океанов.

В семидесятые годы флотеполучил десантные корабли на воздушной подушке. Они были предназначены в основном для перевозки десантных подразделений сухопутных войск, морской пехоты и их боевой технике.

Появились большие десантные корабли, оснащенные специальными помещениями для личного состава, а также трюмами и площадками для размещения различной военной техники. Часть малых десантных кораблей были вооружены скорострельной десантной артиллерией, которая позволяла отражать атаки с воздуха.

Также большие изменения произошли в береговой артиллерии. Из нее были сформированы ракетно-артиллерийские войска, способные поражать цели на расстоянии 300-400 километров.
Морская пехота, в свою очередь, была изменена коренным образом: она стала располагать плавающей и высокопроходимой бронетехникой различных типов (танки, бронетранспортеры, разведывательные и инженерные машины и т.д.).

Также различные новые качества приобрели суда вспомогательных типов. Почти все типы вспомогательных судов прошли модернизацию и перевооружение.


Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» и ракетный крейсер проекта 1164.

СОСТОЯНИЕ ВМФ СССР НА КОНЕЦ 1980-Х ГОДОВ

Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков: «Гонка вооружений в целом, и в частности военно-морских, начата и взвинчивается не нами. Наш могучий океанский ракетно-ядерный флот был создан по решению ЦК КПСС и Советского правительства в ответ на развертывание флотами США и НАТО ракетно-ядерного оружия, нацеленного на нашу страну.
...Сегодня, когда мы уже имеем флот, являющийся одним из сильнейших в мире, оглядываясь назад, отчетливо видишь, какой же колоссальный труд вложен в него нашими замечательными учеными и конструкторами, инженерами и рабочими. Можно сказать, что наш флот создан трудом всего советского народа».

На конец восьмидесятых годов в состав ВМФ СССР входило свыше сотни эскадр и дивизий, численность личного состава которых составляла более 450 тыс. человек. Морская пехота насчитывала почти 13 тыс. пехотинцев.

Расходы на военно-морской флот в СССР по состоянию на 1989 год достигли 12,08 млрд рублей, из которых 3 млрд было затрачено на закупку кораблей и катеров и более 6,5 млрд — на техническое оснащение.

В боеготовом состоянии находилось 160 надводных кораблей, способных выполнять продолжительные операции в Мировом океане и дальних морских зонах, а также 83 стратегических атомных подводных ракетоносца, 113 многоцелевых атомных подлодок и свыше 250 дизель-электрических.

Из книги Павлова А.С. «Советский ВМФ 1990-1991»:
«СССР на конец 1980-х годов: 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок (все данные по ПЛ на 1 января 1989 года), четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта (все данные по надводным кораблям на 1 июля 1988 года).»

В 1991 году на судостроительных предприятия в СССР строились два авианосца (из них один атомный), одиннадцать подлодок с баллистическими ракетами, а также 18 многоцелевых атомных и семь дизельных подлодок. Ко всему прочему, было заложено десять эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей и большое количество менее крупных кораблей всех типов.

Своего пика ВМФ СССР достиг в 1985 году, тогда состав флота насчитывал в сумме 1561 кораблей и по своему боевому потенциалу уступал лишь ВМФ США.


Пункты базирования ВМФ СССР, 1984 год

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ПРОЕКТ В PDF

Это статья из проекта "История Российского флота". |

Военно-Морской Флот СССР (ВМФ СССР) - существовавший с 1918 по 1992 год военно-морской флот Союза Советских Социалистических Республик, созданный на основе после Октябрьской революции. В 1918-1924 и 1937-1946 годах носил название Рабоче-крестьянский Красный флот (РККФ) ; в 1924-1937 и 1950-1953 годы - Военно-Морские Силы Рабоче-крестьянской Красной армии (ВМС РККА) .

Создание флота

Военно-Морской Флот СССР был создан из остатков Российского императорского флота , который был почти полностью уничтожен в результате Октябрьской революции и Гражданской войны.

В период революции моряки массово покидали свои корабли, а офицеры были частично репрессированы или убиты, частично присоединились к Белому движению или ушли в отставку. Работы по постройке кораблей были остановлены.

Основой военно-морской мощи Советского флота должны были стать линкоры типа «Советский Союз», и строительство современного флота являлось одной из приоритетных задач СССР, но начало Великой Отечественной войны помешало реализации этих планов.

Рабоче-крестьянский Красный флот принял участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов , которое свелось в основном к артиллерийским дуэлям между советскими кораблями и финскими береговыми укреплениями.

Вторая мировая война

В 1941 году в результате нападения армии нацистской Германии на Советский Союз, армия Советского Союза понесла огромные потери, множество моряков были переведены в сухопутные войска, а морские орудия сняты с кораблей и превращены в береговые. Особенно важную роль на суше моряки сыграли в боях за Одессу, Севастополь, Сталинград, Новороссийск, Туапсе и Ленинград.

Подводная лодка типа М.

Cостав Красного флота в 1941 году

ВМФ СССР в канун Великой Отечественной войны

К 1941 году ВМФ Советского Союза включал в себя Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флот.

Кроме того, в его состав входили Дунайская, Пинская, Каспийская и Амурская флотилии. Боевую мощь флота определяли 3 линкора, 7 крейсеров, 44 лидера и эскадренных миноносца, 24 сторожевых корабля, 130 подводных лодок и более 200 кораблей различных классов – канонерки, мониторы, торпедные катера, вспомогательные суда….. 1433 самолета насчитывала морская авиация….

Силы Краснознаменного Балтийского флота составляли 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера, 17 эсминцев, 4 минных заградителя, 71 подводная лодка и более 100 кораблей класса поменьше – сторожевики, тральщики, торпедные катера и другие. Приданная флоту авиация насчитывала 656 самолетов.

Северный флот, образованный в 1933 году к 1941 году имел 8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 14 охотников за подводными лодками, всего 15 подлодок. ВВС флота имел в своем распоряжении 116 самолетов, но половину из них составляли устаревшие гидросамолеты. На кораблях и в частях флота насчитывалось 28 тысяч 381 человек личного состава.

К началу Великой Отечественной войны на Чёрном море был создан хорошо оснащенный по тому времени флот в составе 1 линкора, 5 крейсеров, 3 лидеров и 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров, нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (св. 600 самолётов) и сильной береговой обороны. В состав Черноморского флота входили Дунайская (до ноября 1941) и созданная в июле 1941 Азовская военная флотилии.

В состав ТОФа входили: 2 лидера эскадренных миноносцев - "Баку" и "Тбилиси", 5 эскадренных миноносцев, 145 торпедных катеров, 6 сторожевых кораблей, 5 минных заградителей, 18 тральщиков, 19 охотников за ПЛ, 86 ПЛ, около 500 самолетов.

С такими силами флот встретил известие о начале ВОВ.

В августе 41-го, после нападения гитлеровцев, в распоряжение ВМФ были «откомандированы», пройдя соответствующее переоборудование и вооружение, 791 гражданское судно и 251 корабль пограничной охраны. Для нужд «краснознаменного флота» было сформировано 228 батарей береговой обороны, 218 зенитных батарей и три бронепоезда.

В состав Красного флота в 1941 году входили:

  • 7 крейсеров (включая 4 легких крейсера типа «Киров»)
  • 59 эсминцев (включая 46 кораблей типа «Гневный» и «Сторожевой»)
  • 22 патрульных корабля
  • некоторое количество более мелких кораблей и судов

В постройке в различной степени готовности находились еще 219 кораблей, включая 3 линкора , 2 тяжёлых и 7 лёгких крейсеров , 45 эсминцев и 91 подводная лодка .

За годы Второй мировой войны США и Великобритания передали СССР по программе ленд-лиза корабли, катера и суда суммарным водоизмещением 810000 тонн.

Боевые действия флота

После захвата немецкой армией Таллина Балтийский флот оказался заблокированным минными полями в Ленинграде и Кронштадте. Однако надводные корабли продолжали играть важную роль в обороне Ленинграда - активно участвовали в противовоздушной обороне города и обстреливали немецкие позиции из орудий главного калибра. Один из примеров героизма моряков - действия линкора «Марат» , который продолжал сражаться и вести огонь из орудий главного калибра до конца войны несмотря на то, что еще 23 сентября 1941 года в результате атаки немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87, корабль был фактически разломлен на две части и находился в полузатопленном состоянии.

Подводным лодкам Балтийского флота удавалось прорывать морскую блокаду и, несмотря на потери, они внесли большой вклад в разрушение морских коммуникаций противника на Восточноевропейском театре военных действий.

Холодная война

Военный потенциал США уже к середине 1940-х годов был огромным. В составе их вооруженных сил было 150 тыс. различных самолетов и самый большой в мире флот, имевший свыше 100 единиц одних только авианосцев . В апреле 1949 года по инициативе США был создан военно-политический блок Организация Североатлантического договора (НАТО), вслед за которым были организованы еще два блока - СЕНТО и СЕАТО. Цели всех этих организаций были направлены против социалистических стран.

Международная обстановка диктовала необходимость противопоставить объединенным силам капиталистических стран объединенную мощь социалистических государств. С этой целью 14 мая 1955 года в Варшаве главами правительств соц. стран был подписан коллективный союзнический Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который вошел в историю как Варшавский Договор.

Развитие ВМФ СССР после Второй мировой войны

В первые же послевоенные годы Советское правительство поставило задачу ускоренного развития и обновления Военно-Морского Флота. В конце 40-х - начале 50-х годов на флот поступило значительное количество новых и современных крейсеров, эскадренных миноносцев, подводных лодок, сторожевых кораблей, тральщиков, охотников за подводными лодками, торпедных катеров, а корабли предвоенной постройки проходили модернизацию.

В то же время большое внимание уделялось совершенствованию организации и повышению уровня боевой подготовки с учётом опыта Великой Отечественной войны. Были переработаны существовавшие и разработаны новые уставы и учебные пособия, а для удовлетворения возросших кадровых потребностей флота была расширена сеть военно-морских учебных заведений.

Техника и вооружение ВМФ СССР на конец 1980-х годов

Авианосцы Рига и Тбилиси.

А. С. Павлов приводит следующие данные по составу ВМФ СССР на конец 1980-х годов: 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок (все данные по ПЛ на 1 января 1989 года), четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта (все данные по надводным кораблям на 1 июля 1988 года).

На 1991 год на судостроительных предприятиях СССР строилось: два авианосца (в том числе один атомный), 11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 18 многоцелевых атомных подводных лодок, семь дизельных подводных лодок, два ракетных крейсера (в том числе один атомный), 10 эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей и др.

Организация

По состоянию на конец 1980-х годов Военно-Морской Флот СССР организационно состоял из родов сил:

  • подводных
  • надводных
  • морской авиации
  • береговых ракетно-артиллерийских войск
  • морской пехоты

В состав флота также входили подразделения и части специального назначения, корабли и суда вспомогательного флота, а также различные службы. Главный штаб ВМФ СССР находился в Москве.

В состав ВМФ СССР входили следующие флотские объединения:

  • Краснознаменный Северный флот

    После распада СССР и окончания Холодной войны ВМФ СССР был разделён между бывшими советскими республиками. Основная часть флота перешла к России и на её основе был создан Военно-Морской Флот Российской Федерации .

    По причине последовавшего экономического кризиса, значительная часть флота была утилизована.

    Пункты базирования

    В разные годы ВМФ СССР зарубежными пунктами материально-технического обеспечения (ПМТО ВМФ СССР):

    • Порккала Удд, Финляндия (1944–1956);
    • Влера, Албания (1955-1962);
    • Сурабая, Индонезия (1962);
    • Бербера, Сомали (1964–1977);
    • Нокра, Эфиопия (1977–1991);
    • Виктория, Сейшельские острова. (1984-1990);
    • Камрань, Вьетнам (1979-2002)

    И это лишь малая часть системы базирования советского флота – ВМФ СССР успел «засветиться» во множестве других мест:

    • Военно-морская база (ВМБ) Сьенфуэгос и узел связи ВМФ «Прибой» в местечке Эль-Габриэль, Куба);
    • Росток, ГДР;
    • Сплит и Тиват, Югославия;
    • Свиноустье, Польша;
    • Ходейда, Йемен;
    • Александрия и Марса-Матрух, Египет;
    • Триполи и Тобрук, Ливия;
    • Луанда, Ангола;
    • Конакри, Гвинея;
    • Бизерта и Сфакс, Тунис;
    • Тартус и Латакия, Сирия;
    • Учебный полигон морской пехоты на о. Сокотра в Аравийском море, Йемен.

    Кроме этого ВМФ СССР использовал станции прослушивания в Польше (Свиноустье), Германии (Росток), Финляндии (Порккала-Удд), Сомали (Бербера), Вьетнаме (Камрань), Сирии (Тартус), Йемене (Ходейда), Эфиопии (Нокра), Египте и Ливии.

    Префикс кораблей и судов

    Корабли и суда, принадлежавшие ВМФ СССР, не имели префиксов в своих названиях.

    Флаги кораблей и судов

    Военно-морской флаг СССР представлял собой прямоугольное полотнище белого цвета с соотношением сторон 2:3, с узкой полосой синего цвета вдоль нижней кромки. Над синей полосой в левой части флага изображалась красная звезда, а в правой - красные серп и молот. Флаг был принят 27 мая 1935 года постановлением ЦИК и СНК СССР № 1982/341 «О военно-морских флагах Союза ССР».

    Знаки различия

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Ладинский Ю. В. На фарватерах Балтики . - Военные Мемуары. - Москва: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1973. - 160 с.
    • Ачкасов В. И., Басов А. В., Сумин А. И. и др. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота . - Москва: Воениздат, 1988. - 607 с. - ISBN 5–203–00527–3
    • Монаков М. С. Главком (Жизнь и деятельность Адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова) . - М.: Кучково поле, 2008. - 704 с. - (Библиотека клуба адмиралов). - 3500 экз. -

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Агрессия ряда западных стран в Ливии не может не вызвать возмущения любого порядочного человека, однако одновременно она вызывает ряд вопросов. В первую очередь – почему так быстро?

Агрессия ряда западных стран в Ливии не может не вызвать возмущения любого порядочного человека, однако одновременно она вызывает ряд вопросов. В первую очередь – почему так быстро? Подготовка к оккупации Ирака или Афганистана длилась много месяцев, здесь же решение было принято буквально в течение нескольких недель (если считать за подготовку тот поток лжи о событиях в Ливии, который обрушили на своих слушателей основные западные информационные агентства с самого начала ливийских событий). Если же их не учитывать, то речь идет в прямом смысле этого слова о днях. Отметим, что скоротечность принятых решений о начале военных действий отмечают и некоторые западные источники, которые говорят о том, что операция, в общем, еще не подготовлена.

Соответственно, возникает вопрос: что же потребовало такой острой реакции? И некоторому предварительному обсуждению возможных ответов на этот вопрос посвящен этот текст.

Самая первая гипотеза, которая лезет в голову, – это связь агрессии в Ливии с главной новостью предыдущей недели – с аварией на атомной станции в Японии. Представим себе, что ситуация там сильно хуже, чем рассказывали японцы, что дело уже идет о масштабе Чернобыля. Тогда это может стать поводом для обвала мировых рынков и прочих крайне негативных последствий. И главной задачей мировой финансовой и политической элиты является сместить внимание на какой-либо другой объект. За это время, возможно, удастся как-то подготовиться, разнести неприятные новости по времени… в общем, сбить панику. Косвенные намеки на это есть: в частности, информация о том, что радиация проникла в грунтовые воды в провинции Фукусима, может означать, что основные конструкции одного или нескольких реакторов разрушены. Но может и не означать, поскольку какая-то часть радиоактивных частиц разнесена ветром.

Отметим, что если такая цель стоит, то ее во многом удалось добиться, поскольку новости из Японии явно отошли на второй план. Мы, разумеется, рано или поздно узнаем, что там происходит на самом деле, так что эта версия, так или иначе, получит свое подтверждение. Мы же лишний раз можем отметить, что для империалистов несколько тысяч (или даже десятков тысяч) человеческих жертв не являются препятствием, когда речь идет о собственных прибылях.

Вторая причина – бешенство Саркози, которому Каддафи пригрозил раскрытием коррупционных связей. Для нынешнего президента Франции это – не просто конец политической карьеры, но еще и много лет тюрьмы, от которой ему отвертеться не получится, поэтому его бешенство и неприкрытый ужас понятны. Тут, разумеется, есть серьезная проблема: пока Каддафи не предъявил свои аргументы, можно утверждать, что их и нет вовсе. Однако общая стилистика современной западной политики наводит на размышления о том, что, скорее всего, какие-то основания для своих слов у ливийского лидера есть. Вопрос скорее в другом: если Саркози чего-то там хочет, как это может повлиять на США? Они-то что так возбудились?

Тут возникает третья причина. Дело в том, что основная претензия Обамы к Бушу-младшему, когда он только шел к президентскому посту, заключалась в том, что Буш в международной политике ведет себя как слон в посудной лавке, изображая из себя пахана на провинциальном рынке. И сам Обама говорил о том, что он будет выстраивать коалиции и привлекать союзников: именно в рамках этой позиции он говорил о «перезагрузке» в отношениях с Россией. Сегодня уже ему, скорее всего, стало ясно, что такое поведение просто невозможно, поскольку экономических ресурсов (за счет которых, собственно, США всегда и привлекали союзников) становится все меньше и меньше, и «решать вопросы» можно только за счет привлечения голой силы. А значит, нужно возвращаться к политике времен Буша.

Беда только в том, что все время применять силу невозможно, это слишком дорого стоит. Основной практикой такой политики являются постоянные угрозы в расчете на то, что контрагент «сломается». Но если он вдруг начинает «упираться», то тут силу нужно применять немедленно, поскольку он может стать примером для остальных. Любой мальчишка, который учился в обычной школе, видел такую ситуацию на практике.

Каддафи явно «пошел на принцип». И потому, что западная пресса, нагло фальсифицируя репортажи из Ливии, нанесла ему личное оскорбление; и потому, что ситуация в этой стране принципиально отличается от той, что сложилась в Тунисе и Египте; и, наконец, потому, что у Каддафи были свои причины не верить США. Напомню, что Каддафи в рамках своих геополитических предпочтений явно склонялся к СССР, но в 1986 году, когда американцы нанесли удар по Ливии, Горбачев предпочел уклониться от ответа (одно из первых, но далеко не последнее предательство в его роли главы государства). В этот момент стало понятно, что Каддафи придется пойти на уступки Западу, что он и сделал, признав вину Ливии в крушении самолета над Локерби. Хотя есть серьезные основания считать, что он имеет к этому взрыву такое же отношение, как бен Ладен – к событиям 11 сентября 2001 года, и есть довольно много утечек о роли ЦРУ в организации этого взрыва. Впрочем, Каддафи, в отличие от бен Ладена, хотя бы точно существует на этом свете. Кроме того, после событий 1986 года в Ливию были вновь допущены некоторые западные нефтяные компании. И нынешнее поведение США и Франции Муаммар Каддафи не может не рассматривать как односторонний разрыв прежних договоренностей, который означает, что ни о каких новых договоренностях с западными политиками речи быть не может, поскольку их слово просто ничего не значит.

А США в этой ситуации оставалось только нанести удар, поскольку признать, что они сами виноваты, нарушив договоренности с Каддафи четвертьвековой давности, они не могут (поскольку, например, это снова вытащит из небытия вопрос о том, кто виноват в крушении пассажирского лайнера над Локерби), а значит, вынуждены действовать грубо силовым способом.

Но есть и еще одна версия, еще более запутанная и даже отчасти противоречащая одной из предыдущих. Речь идет о том, что экономическая ситуация в США сильно напоминает картину лета 2001 года. Резко возрастают негативные явления в экономике, в первую очередь растет потребительская инфляция и падают потребительские настроения и рынок недвижимости. Я уже много раз об этом писал, но повторю еще раз: при падающем (или, как минимум, не растущем) спросе розничные цены не должны расти! Это противоречит всем рыночным законам! Однако, кроме рынка, есть еще и реальная экономика, которая говорит, что предприятия-производители просто вынуждены повышать отпускные цены, потому что больше не могут принимать на себя рост издержек!

Постоянная эмиссия вызывает рост цен на ряд базовых товаров (нефть, металлы, энергия, продовольствие), а это приводит к росту издержек реального сектора. Он довольно долго компенсировал этот рост путем снижения альтернативных издержек (увольнял избыточный персонал, сокращал зарплаты и другие выплаты, сокращал непрофильные виды деятельности и т. д.), но, видимо, этот путь исчерпан. Официальные данные за февраль показывают рост в 0,5%; в реальности речь идет как минимум о 0,6-0,7%, и если мартовские данные, которые станут известны к середине апреля, будут еще хуже, то встанет вопрос о том, что инфляцию нужно жестко ограничивать.

С другой стороны, быстро падают потребительские настроения и рынок недвижимости. Это требует от денежных властей США стимулирования экономики, т. е. ослабления денежной политики, что на сегодня означает усиление эмиссии. И на заседании Комитета по открытым рынкам, которое должно состояться в конце апреля, ФРС должна дать определенный ответ, причем публично объяснить, почему решение именно такое, а не иное.

Как понятно, хорошего решения тут нет. Продолжить эмиссионные программы – значит раскрутить высокую инфляцию со всеми ее недостатками. Остановить эмиссию – получить повторение осени 2008 года с массовыми банкротствами финансовых институтов, на что ФРС точно пойти не может. Остается, что называется, совместить, т. е. продолжить эмиссию с одновременным повышением ставки. Иными словами, начать стагфляционный сценарий. Но и в первом, и во втором, и в третьем случаях возникает вопрос: кто виноват в том, что экономический спад продолжается? Причем если в 2009-10 гг. еще можно было массовой пропагандой изображать выход из кризиса, то тут-то все станет ясно: кризис продолжается, и будет развиваться еще долго.

И вот тут, как и в 2001 году, нужен какой-то внешний виновник, который и станет козлом отпущения. Разумеется, сама Ливия не тянет на такой масштаб, но представим себе, что через несколько дней или недель «ливийские террористы» взорвут, например, атомную станцию во Франции… Разумеется, если в Японии повторился Чернобыль, то этого можно не делать, но что, если там ситуация взята под контроль?

Обращаю внимание, что западные СМИ уже передали «слова Каддафи», что он начнет финансировать терроризм в Европе как ответ на агрессию. Можно ли им верить – вопрос, поскольку Каддафи – человек умный и не может не чувствовать, что его явно провоцируют. Но если не говорил – то тем более высказанная версия представляется еще убедительнее. В любом случае, европейские обыватели явно не понимают, что они объявили войну, а значит, и ответ может быть, как на войне. Другое дело, кто и как его организует. В конце концов, не в первый раз ЦРУ организовывает теракты в Европе…

Разумеется, все вышеприведенные рассуждения – это версии. Они могут быть дополнены, углублены, можно придумать много новых версий. Но, в любом случае, я рассматриваю этот текст как повод для обсуждений.

Главный штаб ВМФ СССР пронизывали скользкие щупальца ужаса: главкому везде мерещился атомный авианосец «Энтерпрайз», офицеры в панике выбрасывались из окон с криками «Авианосцы идут»! Щелкнул пистолетный выстрел – в своем кабинете застрелился замнач Главного штаба, из США поступают данные о закладке новых авианосцев типа «Нимиц»…

Если верить «журналистским расследованиям» последних лет, то Военно-морской флот СССР только и занимался тем, что гонялся за американскими авианосными группировками, для чего пачками строил «убийц авианосцев» — специальные надводные и подводные корабли, предназначенные для уничтожения «Энтерпрайзев», «Нимицев», «Китти Хоуков» и прочих плавучих аэродромов «вероятного противника».

Что и говорить, ударный авианосец «Энтерпрайз» — цель знатная. Крупная, с огромным боевым потенциалом. Но уж очень уязвимая – для «выхода из игры» авианосцу порой достаточно одной неразорвавшейся ракеты калибра 127 мм. Но что будет, если на полетную палубу «Энтерпрайза» обрушится огненный шквал из полсотни снарядов калибров 100 и 152 мм? – идущий в прямой видимости советский крейсер неустанно держит авианосец на прицеле.

Постоянное слежение за «вероятным противником» — непременный атрибут мирного времени. И уже не имеет значения, что боевой радиус палубных «Фантомов» в десятки раз больше, чем дальность стрельбы пушек старого крейсера — в случае начала войны первый ход будет за артиллеристами.

Веселый крейсер пр. 68-бис — это только разминка. В рукаве у советских главкомов спрятаны настоящие козыри – атомные подлодки проектов 949 и 949А, ракетоносцы Ту-22М, космические системы разведки и противокорабельные ракеты сверхбольшой дальности. Есть проблема – есть решение.

Но были у советского флота и Настоящие Проблемы. Ведь неслучайно большая часть надводных сил ВМФ СССР классифицировалась, как «Большие противолодочные корабли». Советское руководство отлично понимало, от кого исходит главная угроза – один «Джордж Вашингтон» с БРПЛ «Полярис» мог нанести больше вреда, чем тысяча авианосцев «Энтерпрайз».
Совершенно верно, уважаемый читатель, — ВМФ СССР был ориентирован в первую очередь на поиск и борьбу с атомными подлодками противника. Особенно с «убийцами городов», несшими баллистические ракеты большой дальности. Океанскую поверхность непрерывно сканировали противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142, в толще воды рыскали подводные киллеры пр. 705 и 671, а на противолодочных рубежах дежурили легендарные БПК – советские крейсера и эсминцы, ориентированные на выполнение противолодочных задач.

«Поющие» фрегаты

Большие противолодочные корабли проекта 61. Полное водоизмещение 4300 тонн. Экипаж 270 человек. Полный ход 35 узлов. Дальность плавания 3500 миль на 18 узлах.
Вооружение:
— 2 пусковые установки ЗРК М-1 «Волна» (боекомплект 32 зенитные ракеты);

— 2 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);
— 2 реактивные бомбометные установки РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
— пятитрубный торпедный аппарат калибра 533 мм;
— вертолетная площадка, хранилище авиатоплива (5 тонн), погреб для авиационных торпед и снаряжения.

Серия из двадцати советских сторожевых кораблей (еще 5 кораблей этого типа были впоследствии построены для ВМС Индии) начала 60-х годов, позднее отнесенных к классу БПК. Первые в мире боевые корабли с газотурбинной силовой установкой, предназначенной для всех режимов хода.
Проект 61 стал важным этапом в отечественном кораблестроении – впервые создавался корабль с алюминиевым корпусом и ГТУ. Два зенитных ракетных комплекса, универсальная артиллерия, реактивные глубинные бомбы и глубоководные торпеды – маленький славный корабль мог применять свое оружие даже в шторм: острые «курносые» обводы корпуса позволяли БПК легко идти против любой волны.

Были и недостатки: моряки жаловались на высокую шумность в кубриках – мощный рев газовых турбин проникал в каждое помещение, делая службу на БПК пр. 61 довольно малоприятным событием. Но гораздо более серьезным был вопрос с живучесть корабля – опасения подтвердились в 1974 году, когда на рейде Севастополя погиб БПК «Отважный» — после взрыва ракетного погреба огонь быстро распространился по кораблю, круша на своем пути хлипкие переборки из алюминиево-магниевого сплава АМГ.

Впрочем, некоторые обстоятельства позволяют не согласиться с утверждением о низкой живучести «поющих фрегатов» — в кормовом погребе «Отважного» сдетонировало 480 кг взрывчатки и шесть тонн пороха, но маленький корабль продолжал бороться с огнем в течение 5 часов.

До сих пор в составе Черноморского флота ВМФ России числится один корабль этого типа.

БПК «Сметливый» в Средиземном море. На заднем плане — Иджис-эсминец ВМС США «Мэхэн»

Большие противолодочные корабли проекта 1134А (шифр «Беркут-А»)

Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 380 человек. Полный ход 33 узла. Дальность плавания 5500 миль на 18 узлах.
Вооружение:

— 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (боезапас 48 ракет);
— 2 универсальные автоматические артсистемы АК-725 калибра 57 мм;

— 2 РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);


Серия из десяти БПК, построенных в период 1966 по 1977 гг. для ВМФ СССР. Просто хорошие корабли, без каких либо особых изысков. Обеспечивали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, регулярно несли службу в Атлантике, в Индийском и Тихом океанах. Оказывали военно-политическую поддержку «дружественным» режимам, патрулировали в зонах военных конфликтов, выводили на боевые позиции подводные стратегические ракетоносцы ВМФ СССР, обеспечивали боевую подготовку флота, принимали участие в стрельбах и военно-морских учениях. Словом, делали все то, что должен был делать военный корабль в годы Холодной войны.

Противолодочные крейсера проекта 1123 (шифр «Кондор»)

Полное водоизмещение 15 000 тонн. Экипаж 700 человек. Полный ход 28 узлов. Дальность плавания 6000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
— авиагруппа из 14 вертолетов: противолодочные Ка-25ПЛ, вертолеты дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания Ка-25ЦУ, поисково-спасательные машины Ка-25ПС.
— 4 вертолетные площадки, подпалубный ангар, малый ангар в кормовой части надстройки, два вертолетных подъемника;
— противолодочный ракетный комплекс «Вихрь» (1 ПУ, 8 спецбоеприпасов с ЯБЧ);
— 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет);

— 2 универсальные автоматические системы АК-725 калибра 57 мм.
— изначально на корабле имелось торпедное оружие и 30 мм скорострельные зенитки АК-230 (были сняты в ходе модернизации).

Противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград» стали первыми авианосцами (вертолетоносцами) Военно-морского флота СССР. Поводом для появления этих крупных кораблей стал выход на боевое дежурство американских стратегических ракетоносцев типа «Джордж Вашингтон» — 16 баллистических ракет «Полярис А-1» с дальностью полета 2200 км изрядно напугали руководство СССР.

В результате появился «гибрид» с мощным ракетным вооружением, вся кормовая часть которого представляла собой взлетно-посадочную полосу с протяженным подпалубным ангаром. Для обнаружения вражеских подлодок, кроме 14 вертолетов Ка-25 на борту имелся подкилевой гидролокатор «Орион» и буксируемая гидроакустическая станция «Вега».

Проект 1123 не является БПК, но исходя из назначения противолодочного крейсера и его вооружения, он имеет право занимать место среди таких же как он «больших противолодочных кораблей» — чрезвычайно размытого определения, охватывающего различные по размерам и характеристикам корабли ВМФ СССР.

Главный недостаток «Москвы» и «Ленинграда» выяснился уже в ходе первых боевых служб на противолодочных рубежах. Всего 4 вертолетные площадки (пространство полетной палубы, где могут проводиться взлетно-посадочные операции) и 14 вертолетов оказалось слишком мало, чтобы обеспечить круглосуточный противолодочный патруль над заданным районом океана.

Кроме того, ко времени вступления в строй головного крейсера-вертолетоносца «Москва» на вооружение ВМС США поступила новая баллистическая ракета «Полярис А-3» с дальностью стрельбы 4600 км – район боевого патрулирования «Вашингтонов» и «Этен Алленов» расширился, что сделало противодействие стратегическим ракетоносцам еще более сложной задачей.

Противолодочные крейсера прослужили почти тридцать лет в составе ВМФ СССР, совершили многочисленные визиты в порты дружественных государств… Куба, Ангола, Югославия, Йемен. Противолодочный крейсер «Ленинград» был флагманом отряда кораблей ВМФ СССР в ходе разминирования Суэцкого канала (1974 год). Оба крейсера входили в состав Черноморского флота. «Ленинград» после двух капитальных ремонтов закончил службу в 1991 году, а «Москва» был выведен в резерв в 1983 г., а списан – в 1997 г.

Сторожевые корабли проекта 1135 (шифр «Буревестник»)

Полное водоизмещение 3200 тонн. Экипаж 190 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 4000 миль на 14 узлах.
Вооружение:
— «пакетная» ПУ противолодочного комплекса «Метель» (4 ракетоторпеды);
— 2 пусковые установки ЗРК «Оса-М» малой дальности (боекомплект 40 ракет);
— 2 автоматизированные артустановки АК-726 калибра 76 мм;
— 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб);
— восемь торпед калибра 533 мм;
— морские мины – до 20 шт. на верхней палубе.

Серия из 32 сторожевых кораблей (до 1977 года классифицировались как БПК II ранга) для решения широкого круга задач по обеспечению противолодочной и противовоздушной обороны соединений кораблей в открытых морских районах и литоральной зоне, проводке конвоев в районах локальных вооружённых конфликтов и охране территориальных вод.

Проект 1135 отличался от предшественников не только изящным обликом, но и солидным вооружением, новейшими средствами обнаружения подлодок противника, высоким уровнем автоматизации – «Буревестники» вывели противолодочную оборону на качественно новый уровень. Удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех флотах Военно-морских сил СССР, а два из них до сих пор остаются в составе ВМФ России.

Объективно, из-за слабости ПВО и отсутствия вертолета, «Буревестник» проигрывал по возможностям своим знаменитым ровесникам – американским фрегатам «Нокс» и «Оливер Х. Перри». Но обстоятельства сложились таким образом, что ВМС США помнят «Буревестник» гораздо лучше своих «Ноксов» и «Перри» — в 1988 году сторожевой корабль «Беззаветный» в грубой форме вытеснил ракетный крейсер «Йорктаун» из советских территориальных вод. Сторожевик сломал американскому кораблю разъездной катер и пусковую установку ПКР «Гарпун», разорвал обшивку в районе надстройки, деформировал вертолетную площадку и снес все леерное ограждение по левому борту.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б (шифр «Беркут-Б»)

Полное водоизмещение 8500 тонн. Экипаж 430 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 7000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
— 8 ПУ противолодочного ракетного комплекса «Метель»;
— 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (боекомплект 80 ракет);
— 2 пусковые установки ЗРК «Оса-М» малой дальности (боекомплект 40 ракет)
— 2 универсальные автоматические артсистемы АК-726 калибра 76 мм;
— 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
— 2 РБУ-6000 (144 глубинные бомбы);
— 2 РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
— 2х5 торпедных аппарата калибра 533 мм;
— противолодочный вертолет Ка-25ПЛ, палубный ангар.

Созвездие из семи больших противолодочных кораблей ВМФ СССР. Крупные океанские БПК с потрясающим боевым потенциалом — противолодочные ракетоторпеды, четыре зенитных ракетных комплекса, универсальная и скорострельная артиллерия, глубинные бомбы и противолодочный вертолет. Выдающаяся мореходность, дальность плавания 6500 миль – достаточно на переход от Мурманска до Нью-Йорка и обратно. «Букари» (как ласково звали на флоте 1134-Б) действительно являлись лучшими БПК в составе советского военно-морского флота, наиболее сбалансированными по характеристикам и наиболее полно отвечающими задачам ВМФ.

Большинство БПК пр. 1134-Б несло службу на Тихом океане. Сведенные в несколько противолодочных групп, «Букари» непрерывно «прочесывали» Филиппинское море, где находился район боевого патрулирования американских стратегических подлодок, готовившихся нанести ракетный удар по Дальнему Востоку и Сибири.

Имелись большие планы по модернизации БПК пр. 1134-Б – модернизационный потенциал кораблей позволял смонтировать на их борту новый противолодочный ракетный комплекс «Раструб-Б» и даже зенитный комплекс С-300 большого радиуса действия! В порядке эксперимента один из БПК этого типа — «Азов» получил вместо кормового ЗРК «Шторм» две подпалубные пусковые установки и систему управления огнем ЗРК С-300Ф – получилось отлично. В перспективе, корабельный состав ВМФ СССР могли пополнить уникальные БПК, чьи зарубежные аналоги появились бы лишь спустя 10 лет. Но, увы…

Большие противолодочные корабли проекта 1155 (шифр «Удалой»)

Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 220 человек. Полный ход 29 узлов. Дальность плавания 5000 миль на 14 узлах.
Вооружение:
— 8 ПУ противолодочного ракетного комплекса «Раструб-Б»;
— 8 подпалубных ПУ барабанного типа ЗРК самообороны «Кинжал» (боекомплект 64 ракеты);
— 2 автоматизированных артиллерийских орудия калибра 100 мм;
— 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
— 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб)
— 2х4 торпедных аппарата калибра 533 мм
— 2 вертолета Ка-27ПЛ, 2 ангара.

«Удалой» был ошибкой руководства ВМФ СССР. Нет, с первого взгляда БПК пр. 1155 настоящий шедевр кораблестроения, оснащенный 700-тонным гидроакустическим комплексом «Полином», многоканальным ЗРК «Кинжал» для отражения массированных атак противокорабельных ракет, двумя вертолетами и целым набором морского оружия – от универсальной артиллерии до самонаводящихся торпед. «Удалой» стал бы несомненным шедевром…если бы не было его предшественника – 1134-Б. По сравнению с «Букарем», БПК пр. 1155 оказался шагом назад.

Из-за 30-метрового обтекателя ГАС «Полином» серьезно пострадали ходовые качества и мореходность нового корабля — комплекс оказался слишком тяжел для скромного БПК. Конечно, «Полином» давал большие возможности в плане обнаружения АПЛ противника, которых он засекал на дальности до 25 миль, что в какой-то степени компенсировало ухудшение мореходных качеств «Удалого». Но гораздо более серьезным недостатком стало полное отсутствие ЗРК средней или большой дальности – «Кинжал» имел дальность стрельбы всего 6,5 миль и мог бороться лишь с противокорабельными ракетами, но не с их носителями.



В остальном БПК пр. 1155 был замечательным кораблем с благородной линией полубака и мощным противолодочным вооружением. Всего до распада СССР флот успел получить 12 больших противолодочных кораблей этого типа. В 90-е годы был построен всего один БПК по измененному проекту 11551 – единственный представитель этого проекта «Адмирал Чабаненко» сохранил все достоинства пр. 1155, но дополнительно получил артиллерийскую систему АК-130, зенитные комплексы «Кортик» и противокорабельные ракеты «Москит».

Заключение

Вышеперечисленные 90 больших противолодочных кораблей и противолодочных крейсеров – лишь «вершина айсберга» системы противолодочной обороны ВМФ СССР. Имелась целая система базовой патрульной авиации с сотнями противолодочных самолетов и вертолетов. Просторы океана бороздили обычные траулеры с необычными тралами – замаскированные противолодочные патрули с тянущейся за кормой многокилометровой низкочастнотной антенной (попробуй докажи, что это не трал!) потрепали немало нервов американским морякам.

Разрабатывались фантастические проекты, такие как атомный БПК проекта 1199 «Анчар». Более того, все четыре тяжелых авианесущих крейсера проекта 1143 несли на своих палубах эскадрилью противолодочных вертолетов и имели на борту солидный комплекс противолодочного оружия (грандиозный ГАК «Полином» и противолодочные ракеты «Вихрь» с ядерными боевыми частями). Так что, вопреки известному мифу, во время прохода через Босфор, советские моряки ничуть не обманывали турецких представителей, называя свои авианесущие крейсера противолодочными кораблями.

К слову, Военно-морские силы США развивались по точно такому же сценарию – американцы до смерти боялись советских подлодок, оттого планировали корабельный состав своего флота из расчета «один фрегат на одну русскую лодку». Всемирная гидроакустическая система SOSUS для слежения за подводными лодками, программы FRAMM по превращению сотен устаревших эсминцев в противолодочные корабли, огромные серии противолодочных фрегатов «Нокс» и «Оливер Х. Перри», уникальные эсминцы типа «Спрюэнс» с гипертрофированным противолодочным вооружением, но без систем зональной ПВО – просто американские «близнецы» БПК пр. 1155 «Удалой».

Остается добавить, что идея «большого противолодочного корабля» умерла с появлением межконтинентальных баллистических ракет морского базирования с дальностью полета 10.000 км. Отныне стратегические ракетоносцы могли запускать ракеты из территориальных вод своего государства.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме