Известные произведения гофмана. Занимательный час «Волшебный мир сказок Э. А. Т. Гофмана. О сборнике «Фантазии в манере Калло»

Занимательный час

«Волшебный мир сказок Э. А. Т. Гофмана»

(6 класс)

Подготовила:

библиотекарь читального зала

Детского отдела МКУК ЦБ

Е. А. Черкасова.

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня,

когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!»

К.Г. Паустовский.

«Одну минуточку, я что хотел спросить:

Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей».

КУШНЕР АЛЕКСАНДР

Цель: познакомиться с главными героями произведений Гофмана (повесть-сказка «Щелкунчик и мышиный король», новелла «Золотой горшок», повесть-сказка «Маленький Цахес, по прозванию Циннобер», роман «Житейские воззрения кота Мурра»). Отметить черты их характеров, сориентироваться, где и когда происходят описываемые события.

Задачи

Образовательные:

Развивать навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;

Формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.

Развивающие:

Развивать творческое видение учащихся, воображение, память;

Формировать умение грамотно работать с книгой.

Воспитательные:
- подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;

Развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
- воспитывать потребность общения друг с другом;
- продолжить формирование интереса к предмету.

Оборудование: книги, иллюстрации, цитаты, кроссворды, картинки для разукрашивания, музыка из балета Чайковского П.И. «Щелкунчик», портрет Э.Т.А. Гофмана, презентация, листы с заданиями и ручки, фломастеры.

Ход урока.

    Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Занимайте свои места. Сегодня наше мероприятие посвящено жизни и творчеству Э. А. Т. Гофмана.

    Вступительное слово.

Библиотекарь: Все его книги наполнены загадочными персонажами, которые могут внезапно исчезать или возникать ниоткуда. Его героям всегда сопутствуют необычные непонятные сюрпризы: крохотный кавалер-шаркун, коробочка-сюрприз, из которой со звоном выскакивает серебряная птичка, механическая кукла, которую не отличишь от живой девушки, миниатюрный замок с золотыми башенками и зеркальными окнами.

Этот маг и волшебник не носил чёрной мантии с таинственными знаками, а ходил в поношенном коричневом фраке и вместо волшебной палочки использовал гусиное перо, которым записывал все свои чудесные истории, созданные им буквально из «ничего»: из бронзовой дверной ручки с ухмыляющейся физиономией, из щипцов для орехов, из хриплого боя старых часов.

Ребята, знакомы ли Вы со сказками Гофмана? Какие произведения читали? Может быть, видели известный мультик по повести-сказке «Щелкунчик и мышиный король»? Сегодня мы познакомимся с автором этих увлекательных историй, а также погрузимся в волшебный мир его сказок.

    Биография и творчество Э. А. Т. Гофмана:

Библиотекарь: Давайте, вспомним, а может, и узнаем что-то новое из биографии автора. Для начала, прослушаем стихотворение Александра Кушнера, в котором поэт точно подметил основные моменты биографии Гофмана.

Гофман

Одну минуточку, я что хотел спросить:
Легко ли Гофману три имени носить?

О, горевать и уставать за трех людей

Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.

Эрнст - только винтик, канцелярии юрист,

Он за листом в суде марает новый лист,

Не рисовать, не сочинять ему, не петь -

В бюрократической машине той скрипеть.

Скрипеть, потеть, смягчать кому-то приговор.
Куда удачливее Эрнста Теодор.

Придя домой, превозмогая боль в плече,

Он пишет повести ночами при свече.

Он пишет повести, а сердцу все грустней.

Тогда приходит к Теодору Амадей,

Гость удивительный и самый дорогой.

Он, словно Моцарт, машет в воздухе рукой...

На Фридрихштрассе Гофман кофе пьет и ест.
«На Фридрихштрассе»,- говорит тихонько Эрнст.

«Ах нет, направо!» - умоляет Теодор.

«Идем налево,- оба слышат,- и во двор».

Играет флейта еле-еле во дворе,

Как будто школьник водит пальцем в букваре.

«Но все равно она,- вздыхает Амадей,-

Судебных записей милей и повестей».

КУШНЕР АЛЕКСАНДР

Библиотекарь: В 1776 году в городе Кёнигсберге родился Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, теперь известный как Эрнст Теодор Амадей Гофман. Свое имя Гофман сменил уже в зрелом возрасте, добавив к нему, Амадей в честь Моцарта – композитора, перед творчеством которого преклонялся. И именно это имя стало символом нового поколения сказок от Гофмана, читать которые стали с упоением и взрослые и дети.

Родился будущий известный писатель и композитор Гофман в семье адвоката, но отец разошелся с матерью, когда мальчик был ещё совсем маленьким. Воспитали Эрнста его бабушка и дядя, который, кстати говоря, тоже практиковал как юрист. Именно он воспитал в мальчике творческую личность и обратил внимание на его склонности к музыке и рисованию, хотя и настоял на том, чтобы Гофман получил юридическое образование и работал в юриспруденции для обеспечения приемлемого уровня жизни. Последующую жизнь Эрнст был благодарен ему, так как не всегда удавалось заработать на хлеб при помощи искусства, и бывало так, что приходилось голодать.

В 1813 году Гофман получил наследство, оно хоть и было небольшим, но всё же позволило ему стать на ноги. Как раз в то время, он уже получил работу в Берлине, которая пришлась как нельзя, кстати, ведь оставалось время для посвящения себя искусству. Именно тогда Гофман впервые задумался над сказочными идеями, витавшими в его голове.

Ненависть ко всяким светским встречам и вечеринкам привели к тому, что Гофман стал пить в одиночестве и по ночам писать свои первые произведения, которые были настолько ужасны, что приводили в отчаяние его самого. Однако уже тогда он написал несколько произведений, достойных внимания, но и те не были признаны, так как содержали недвусмысленную сатиру и в то время не приходились по вкусу критикам. Гораздо более популярным писатель стал за пределами своей родины. К огромному сожалению, Гофман окончательно извел свой организм нездоровым образом жизни и скончался в 46 лет, а сказки Гофмана, как он и мечтал, стали бессмертны.

Немногие писатели удостаивались такого внимания к собственной жизни, но на основе биографии Гофмана и его произведений были созданы поэма «Ночь Гофмана» и опера «Сказки Гофмана».

Гофман с самого раннего детства больше всего на свете любил музыку, играл на фортепьяно, скрипке, органе, пел, рисовал и сочинял стихи - но, несмотря на это, должен был, как и все его предки, стать чиновником. Он покорился воле семьи: окончил юридический факультет Кёнигсбергского университета и много лет служил в разных судебных ведомствах. Жизненные обстоятельства складывались так, что его творческие интересы должны были оставаться на втором месте – он всю жизнь тяготился своей профессией: его угнетала необходимость каждый день идти на скучную юридическую службу (которую он, кстати, знал блестяще), ему не везло в личной жизни, да и характер у него был сложный, склонный к частым депрессиям.

Творчество Гофмана

Творческая жизнь Гофмана была коротка. Первый сборник он выпустил в 1814 году, а через 8 лет его уже не стало.

Если бы нам захотелось как-то охарактеризовать в каком направлении писал Гофман, мы бы назвали его романтическим реалистом. Что самое важное в творчестве Гофмана? Одной линией через все его произведения проходит осознание глубокой разницы между реальностью и идеалом и понимание того, что оторваться от земли невозможно, как он сам это и говорил.

Вся жизнь Гофмана – это непрерывная борьба. За хлеб, за возможность творить, за уважение к себе и своим произведениям. Сказки Гофмана, читать которые советуется и детям и их родителям, покажут эту борьбу, силу принимать тяжелые решения и ещё большую силу не опускать руки в случае неудачи.

Первой сказкой Гофмана стала сказка «Золотой горшок» . Уже по ней стало ясно, что писатель из обыкновенной обыденной жизни способен создать сказочное чудо. Там и люди и предметы – настоящее волшебство. Как и все романтики того времени, Гофман увлекается всем мистическим, всем, что обычно случается по ночам. Одним из лучших произведений стал «Песочный человек». В продолжение темы оживания механизмов автор создал настоящий шедевр - сказку «Щелкунчик и мышиный король » (некоторые источники называют её также «Щелкунчик и крысиный король»). Сказки Гофмана написаны для детей, но темы и проблемы, которые в них затрагиваются, не совсем детские.

Гофман обладал поистине творческой натурой: он всё время жил в мире фантазий и создавал яркие неповторимые образы в своих сочинениях: «Я похож на детей, родившихся в воскресенье: они видят то, что не видно другим людям». В своих фантастических повестях и сказках писатель-романтик искусно смешивает чудеса всех веков и народов со своим вымыслом, иногда мрачным и трагическим, иногда весёлым и насмешливым.

Новеллы Гофмана могут быть смешными и страшными, светлыми и зловещими, но всегда фантастическое в них возникает неожиданно, из самых обыденных вещей, из самой реальной жизни - это один из великих секретов его книг. Вершиной творчества писателя считается сатирический роман , в котором представлены две сюжетные линии: биография кота Мурра и история жизни при дворе в немецком княжестве капельмейстера Иоганна Крейслера. Эта книга – исповедь учёного кота Мурра, который является здесь одновременно и автором, и героем, и обыкновенным домашним котом, и фантастическим персонажем (кстати, у самого Гофмана был любимый кот Мурр).

Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои книги он иллюстрировал сам.

Гофман боготворил музыку: «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает». Музыку он писал под псевдонимом Иоганн Крейслер. Из его музыкальных сочинений наибольшей известностью пользовалась опера «Ундина» , среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Гофман был также декоратором, драматургом, режиссёром и помощником директора Бамбергского театра.

Сказка «Щелкунчик и мышиный король» стала всемирноизвестной Рождественской историей. Сюжет сказки рождался в период общения писателя с детьми его друга Хитцига: он всегда был желанным гостем в этой семье, где дети с волнением ждали его подарков, сказок, игрушек, которые он делал для них своими руками. Однажды, подобно крёстному Дроссельмееру из этой сказки, он смастерил для своих маленьких друзей великолепный макет замка. Имена детей «Марихен» и «Фриц» он тоже запечатлел в этой сказке.

Удивительно, как сумел он, описывая обычный дом немецкого советника медицины, наполнить его такой неповторимой атмосферой загадочных событий и несбыточных желаний! Он превратил этот прагматичный бюргерский мир в фантастическую многоэтажную немецкую Рождественскую пирамидку, освещённую светом маленьких свечей, в которой уживаются реальность, сон, воображение: злые силы соседствуют с добрыми, а иногда перевоплощаются друг в друга так искусно, что невозможно отличить - кто сегодня друг, а кто - враг.

Деревянный человечек, выточенный на токарном станке кукольником из Саксонских рудных гор, благодаря волшебному таланту писателя, стал необыкновенным всесильным супергероем, который одержал победу в неравной схватке над семиголовым Мышиным королём и его серым войском.

А вот ещё один секрет - эта сказка похожа на матрёшку: в одной большой истории спрятаны другие, по-меньше: «Сказка о крепком орехе», «Кукольное королевство». Любой орех, сам по себе, является символом преодоления трудностей, ведь его надо обязательно расколоть, чтобы достичь вкусного ядрышка. Сколько же трудностей приходится преодолевать деревянному человечку, который бесконечно грызёт орешки!

Другая грань этой совсем не простой сказки - это призыв быть милосердным к тем, кто в беде, кто сейчас несчастен. Внешний вид не имеет значения, ведь главные ценности - это чистое доброе сердце и верность в дружбе и любви, впрочем, как и во множестве лучших сказок мира.

Библиотекарь: Давайте, вспомним персонажей сказок Гофмана. Я читаю описания, а Вы называете героя и из какого он произведения.

4. Конкурс «Угадай героя»

Библиотекарь: По описанию нужно отгадать персонажей Гофмана и из каких они сказок.

1 . Сын бедной крестьянки, совершенно уродливый, похожий на раздвоенную редиску, и не имеющий никаких достоинств нормального человека. Его пожалела фея Розабельверде, подарившая ему три золотых волоска. С этого момента он обретает волшебное свойство: все безобразное, исходящее от него, приписывают кому-нибудь другому и, наоборот, все приятное или замечательное, что совершает любой другой, приписывают ему. Он начинает производить впечатление прелестного ребенка, затем «одаренного редчайшими способностями» юноши, талантливого поэта и скрипача. Юного принца, отличающегося изысканностью внешности и манер, он затмевает настолько, что окружающие именно в нем предполагают княжеское происхождение. Наконец он становится министром, которого князь отмечает специально для него изготовленным орденом, и все это соответственно связано с тем, что другой, действительно достойный человек, незаслуженно испытывает обиду или позор, а иногда попросту терпит крах в карьере или в любви. Добро, содеянное феей, превращается в источник зла. Ничтожность Цахеса все-таки обнаруживает себя - в том, какой его постигает конец. Он испугался толпы, которая разбушевалась под окнами его дома, поскольку увидела, выглянувшее из окна чудовище, и спрятался в ночном горшке, там он и умер «от боязни умереть». ( Крошка Цахес, по прозванию Циннобер).

2. Он студент Керепесского университета, романтик.( Бальтазар ).

3. Друг Бальтазара, студент, реалист, весёлый человек (Фабиан ).

4. Фея, одарившая крошку Цахеса магической силой. ( Фея Розабельверде ).

5. Он странствующий маг маг, живущий в государстве Керепес. В свое время он остался в Керепесе только потому, что сумел скрыть подлинное свое «я» и в разных сочинениях доказывал, что «без соизволения князя не может быть ни грома, ни молнии и что если у нас хорошая погода и отличный урожай, то сим мы обязаны единственно лишь непомерным трудам князя». (Проспер Альпанус ).

6. Князь, помешанный на введении просвещения в стране. (Пафнутий ).

7. Мать Цахеса, бедная крестьянка. ( Лиза).

8. Он не отличался красотой: это был маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим черным пластырем вместо правого глаза и совсем лысый, почему он и носил красивый белый парик; а парик этот был сделан из стекла, и притом чрезвычайно искусно. (Дроссельмейер).

9. Забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмайер. Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на нём был узкий и смешной, торчал, будто деревянный, а на голове красовалась шапочка рудокопа. ( Щелкунчик ).

10. Она сразу полюбила эту игрушку, потому что у Щелкунчика оказались добрые глаза и ласковая улыбка. (Мари ).

11. Романтически настроенный студент, весьма стесненный в средствах. Он ходит в щучье-сером старомодном фраке и радуется возможности заработать талер переписыванием бумаг у архивариуса Линдгорста. Молодому человеку не везет в быту, его нерешительный характер становится причиной многих комических ситуаций: его бутерброды всегда падают на землю намазанной стороной, если ему случится выйти из дому на полчаса раньше обычного, чтобы не опоздать, то его обязательно обольют из окна мыльной водой. (Ансельм).

12. Антипод Крейслера и одновременно его же пародийная параллель. Ему не чуждо романтическое восприятие и творчество. Он обладает богатым воображением, способен глубоко чувствовать и переживать, быть преданным своим друзьям, остро реагировать на несправедливость, на неудачу в любви. Вначале он наивен и беспомощен в житейских ситуациях. Его первый «выход в мир» приводит к разочарованию в этом мире, «исполненном лицемерия и обмана». Однако вскоре он убеждается, что стремление к необыкновенному лишает многих жизненных радостей, приносит только тревоги, и отрекается от «свободного духа» ради «бренного мира», жертвует идеалами, предпочтя им покой и прочное положение. «Слаба кошачья плоть: самые благие, самые великолепные намерения разлетались в прах от сладкого запаха молочной каши». Таким образом, в нём исчезает романтическое начало, торжествует обывательское сознание, хотя он и прикрывается фразами в духе возвышенного романтического стиля. (Кот Мурр ).

5. Конкурс «Галерея персонажей Гофмана».

Библиотекарь: Подберите к названиям сказок персонажей.

«Золотой горшок»

«Маленький Цахес, по прозванию Циннобер»

«Житейские воззрения кота Мурра»

«Щелкунчик и мышиный король»

Дроссельмеер

Мари

Фриц

Щелкунчик
Пирлипат
Ансельм
Цахес

кот Мурр

Картинка №2.

Картинка №3.

7. Конкурс «Калейдоскоп названий глав сказки»

Библиотекарь: Ваша задача правильно расположить названия глав сказки «Щелкунчик и мышиный король». Если не помните, попробуйте составить логическую цепочку. Напротив названия ставьте цифры (от 1 до 12).

Заключение

Елка

Кукольное царство

Битва

Подарки

Любимец

Сказка о твердом орехе

Чудеса

Победа

Столица

Болезнь

Дядя и племянник

1. Елка 7. Сказка о твердом орехе

2. Подарки 8. Дядя и племянник

3. Любимец 9. Победа

4. Чудеса 10. Кукольное царство

5. Битва 11. Столица

6. Болезнь 12. Заключение

8. Конкурс «Разгадай кроссворды»

Кроссворд №1.

По вертикали

1. Имя старшего советника суда?

2. Как звали брата Мари?

4. Город, где хранился орех Кракатук

5. Как звали королеву мышей?

7. Название ореха

По горизонтали

5. Кого пригласил Щелкунчик в кукольное царство?

6. Заколдованный принц

Библиотекарь: А сейчас у нас музыкальная пауза. Пока ребята рисуют, а Вы отгадываете кроссворды, вы можете насладиться музыкальными композициями из балета Чайковского П.И. «Щелкунчик».

9. Конкурс «Знатоки викторины»

Викторина по книге Э. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

1. Как называется самое известное произведение Эрнста Теодора Амадея Гофмана? ("Щелкунчик и мышиный король" .)

2. Как звали детей в сказке? (Мари и Фриц .)

3. Какого числа начинается действие в сказке? (24 декабря .)

4. Что подарили Мари? (Нарядные куклы, посуда, шелковое платьице, книжки .)

5. Что подарили Фрицу? (Гнедой конь, эскадрон гусар, книжки .)

6. Чем была украшена елка? (Золотые и серебряные яблоки, обсахаренные орехи, пестрые конфеты и всякие сласти, сотни маленьких свечек. )

7. Какой сюрприз получили дети от крестного Дроссельмейера? (Замок, Щелкунчик. )

8. Щелкунчик - это... (Инструмент для колки орехов .)

9. Кем приходится Щелкунчик Дроссельмейеру? (Племянник .)

10. В какое время началось мышиное нашествие? (В 12 часов .)

11. Сколько голов было у мышиного короля? (7 .)

12.Что хотела подарить Щелкунчику Клерхен перед боем с мышами? (Расшитый блестками кушак .)

13. Кто командовал кавалерией и артиллерией? (Панталоне .)

14. Что решило исход битвы? (Мари швырнула туфельку в мышей .)

15. Кто такая Пирлипат? (Принцесса. )

16. Почему Король разозлился на Мышильду и ее родню? (Они съели сало, предназначенное для гостей .)

17. Что случилось с семью сыновьями Мышильды? (Они попались в ловушку и были казнены. )

18. Как отомстила Мышильда Королю? (Заколдовала принцессу .)

19. Как назывался орех, который должен был излечить принцессу? (Кракатук.)

20. Где нашли орех? (В Нюрберге .)

21. Какова история ореха?

22. Кто согласился разгрызть орех? (Племянник Дроссельмейера, Щелкунчик).

23. Как племянник Дроссельмейера стал Щелкунчиком? (Он убил Мышильду .)

24. Куда Щелкунчик пригласил Мари, после победы над мышами? (В Кукольное царство .)

25. Что встретилось им по пути? (Леденцовый луг, Рождественский лес, Апельсиновый ручей, Пряничное село, Медовая река, Конфетхаузен, Розовое озеро, Цукатная роща… )

26. В каком году была написана сказка «Щелкунчик и мышиный король»? (1816 г. )

27. Кто написал музыку к балету «Щелкунчик»? (П.И. Чайковский .)

28. В каком году вышел мультфильм «Щелкунчик» на студии «Союзмультфильм»? (1973 г.)

29. Кто является режиссером фильма «Щелкунчик»? (А. Кончаловский. )

Библиотекарь: Выберите правильный ответ. Тест сложный, но познавательный.

    Щелкунчик - это приспособление для раскалывания...

    Сахара
    орехов
    желудей
    щепок

    2. На какой праздник детям подарили игрушку Щелкунчик в сказке Гофмана?

    На Пасху
    на Масленицу
    на Рождество
    на Новый год

    М. И. Глинка
    М. П. Мусоргский
    П. И. Чайковский
    С. С. Прокофьев

    4. Где состоялась премьера балета "Щелкунчик"?

    В Екатерининском дворце
    в Мариинском театре
    в Государственном академическом Большом театре
    в Государственном академическом Малом театре

    5. В каком году телеканал "Культура" проводил первый Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик"?

    В 1999 г.
    в 2000 г.
    в 2001 г.
    в 2002 г

    6. Гран-при первого конкурса получил участник, игравший на...

    Маримбе
    скрипке
    фортепиано
    флейте

    7. Где будут проходить конкурсные прослушивания первого и второго тура "Щелкунчика"?

    В Центральной музыкальной школе при консерватории им. П. И. Чайковского
    в Большом театре
    в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки
    в Детском музыкальном театре им. Наталии Сац

    8. Кто будет дирижировать оркестром, с которым сыграют лауреаты конкурса конкурса 10 ноября 2008 года?

    Светлана Безродная
    Владимир Спиваков
    Юрий Башмет
    Марк Горенштейн

    9. Кто из музыкантов не входит в состав жюри IX конкурса "Щелкунчик"?

    Екатерина Мечетина
    Георгий Гаранян
    Марк Пекарский
    Денис Мацуев

    10. Какой награды нет на конкурсе "Щелкунчик"?

    Золотой Щелкунчик
    Серебряный Щелкунчик
    Бронзовый Щелкунчик
    Хрустальный Щелкунчик

10. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.

Тест на внимание

Библиотекарь: А сейчас проверим, как Вы запомнили новую информацию. Сейчас проведём тест на внимание. Вам необходимо выбрать правильный ответ:

1. Как называется произведение?

а) «Щелкунчик»

б) «Мышиный король и Щелкунчик»

в) «Щелкунчик и Мышиный король»

2. Сколько лет было Мари?

а) 8

б) 6

в) 7

3. Парик крёстного был сделан:

а) из шерсти

б) из стекла

в) из ткани

4. Марципан – это

а) конфета

б) пирог

в) баранка

5. Что подарил детям крёстный?

а) крепость

б) сад

в) замок

Проверка по ключу: 1-в, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в

Рефлексия.

Что на уроке узнали нового?

А какое чувство у вас возникло после сегодняшнего занятия?

Подведение итогов:

Вся жизнь Гофмана – это непрерывная борьба. За хлеб, за возможность творить, за уважение к себе и своим произведениям. Сказки Гофмана, читать которые советуется и детям и их родителям, покажут эту борьбу, силу принимать тяжелые решения и ещё большую силу не опускать руки в случае неудачи. Перечитайте эту всем известную (а, возможно, совсем неизвестную) сказку, ведь всем, без исключения, полагается верить в чудеса и волшебство.

Библиотекарь: Молодцы! Вы славно сегодня потрудились! И сейчас самые активные ребята получат заслуженные призы. Вручаются грамоты и призы.

Использованная литература:

1. Сафрански Рюдигер. Гофман./ Пер. с нем.; вступ. статья В. Д. Балакина.. - М. Молодая гвардия, 2005. - 383 с.: ил. -(Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; вып. 946).

2. Берковский Н. Я. Предисловие.//Гофман Э. Т. А. Новеллы и повести. Л.,1936.

3. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

4. Ботникова А. Б. Э. Т. А. Гофман и русская литература. Воронеж, 1977.

5. Ветчинов К. М. Похождения Гофмана - следователя полиции, государственного советника, композитора, художника и писателя. Пущино, 2009.

6. Карельский А. В. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Э. Т. А. Гофман. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Худ. лит-ра, 1991.

7. Миримский И. В. Гофман // История немецкой литературы. Т. 3. М.: Наука, 1966.

8. Тураев С. В. Гофман // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.

9. Русский круг Гофмана (составитель Н. И. Лопатина при участии Д. В. Фомина, отв. редактор Ю. Г. Фридштейн). - М.: Центр книги ВГБИЛ им М. И. Рудомино, 2009-672 с: ил.

10. Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. М., 1982.

11. Э. Т. А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы / Пер. с нем. Составл. К. Гюнцеля.. - М.: Радуга, 1987. - 464 с.

Интернет- ресурсы

12. Произведения Гофмана на gofman.krossw.ru

13. 5 статей о Гофмане на gofman.krossw.ru

14. Произведения на русском и немецком, музыка, рисунки Гофмана на etagofman.narod.ru

15. Сергей Курий - «Фантасмагория реальности (сказки Э. Т. А. Гофмана)», журнал «Время Z» № 1/2007

16. Луков Вл. А. Гофман Эрнст Теодор Амадей // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира» .

17. Каталог AV музыкальных произведений Э. Т. А. Гофмана

Многие жители Калининграда хорошо помнят, что в прусском городе Кенигсберге родился философ Иммануил Кант, труды которого они никогда в руки не брали, но почему-то забывают, что их земляком был прославленный писатель Гофман, сказки которого они знают хотя бы по балету "Щелкунчик" или советским мультфильмам. 24 января 1774 года родился немецкий писатель-романтик, юрист, композитор, капельмейстер, музыкальный критик, рисовальщик и карикатурист Эрнст Теодор Амадей Гофман.

Собственно говоря, с детства его окрестили Эрнстом Теодором Вильгельмом, но в 1805 году Гофман переименовал себя в честь своего кумира — композитора Вольфганга Амадея Моцарта. В России литературные произведения Гофмана обрели популярность в 1820-е годы, тогда же появились и первые переводы их на русский язык. Одним из переводчиков Гофмана был известный философ Владимир Сергеевич Соловьев. Федор Достоевский перечитал всего Гофмана еще в молодости, и на языке оригинала, и в русских переводах. Хотя либретто балета "Щелкунчик и мышиный король" сочинено М. Петипа по оригинальной обработке А. Дюма, но все-таки вдохновил П. И. Чайковского на создание балета именно немецкий романтик. 1 февраля 1921 года в советском Петрограде возникла литературная группа "Серапионовы братья", объединившая десятерых молодых писателей, среди которых были М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Федин.

Мы перечислили лишь то (далеко не все), что касается Гофмана-писателя и его творчества в одной только нашей стране. Однако Гофман — это еще и композитор, музыкант. В детстве ребенка считали музыкальным вундеркиндом. Биографы Гофмана единодушно подчеркивают: из него мог бы получиться первостатейный дирижер. Достаточно сказать, что сам будущий писатель-классик полагал, что его имя обессмертит сочиненная им опера "Ундина". Принимаясь за написание романа "Эликсиры сатаны", Гофман рассчитывал на то, что эта безделица обеспечит ему лишь материальный достаток.

Кажется, князь Отто фон Бисмарк однажды остроумно заключил: если человек не интересуется политикой, то политика начинает интересоваться человеком. Гофман манкировал политикой: никогда начиная с младых ногтей не читал газет и не участвовал в разговорах на политические темы. В свою очередь, политика настигает принципиально аполитичного Гофмана, превращая жизнь этого чиновника и бюргера в кромешный ад. Помимо своей воли он оказался втянут в политическую кампанию, получившую название "преследование демагогов". Не желая быть слепым орудием в руках верховной власти, Гофман действовал, руководствуясь исключительно своей совестью и правосознанием и навлекая на себя немилость начальства…

Гофман делил свою жизнь на часы службы и время, отданное творчеству. Как и его герои, он живет в двух измерениях: в реальности и в сказочном мире.

Гофман страстно любил жизнь. Любил и вино, которое требовалось ему для творчества во все больших и больших количествах. Особенно он уважал пунш, вошедший в моду после прибытия в его родной город русских войск. Солдаты "дщери Петровой", императрицы Елизаветы, отвоевав Кенигсберг у Фридриха II во время Семилетней войны, покорили сердца (и не только) горожан и горожанок.

Буйная фантазия проявилась у него довольно рано. Друг детства писателя, чей дядя был бургомистром Кенигсберга, вспоминает: "У друзей возник смелый план прорыть подземный ход к находившемуся неподалеку пансиону благородных девиц, чтобы незаметно наблюдать оттуда за прелестными девушками. Зоркий взгляд дяди Отто, который ради здорового пищеварения много работал и гулял в саду, положил конец грандиозным замыслам. Гофман сумел убедить его, что вырытая яма предназначается для посадки некоего американского растения, и добрый старик заплатил двум работникам, чтобы те закопали ее". "Добрый старик" за полным отсутствием чувства юмора поверил в фантастическую историю.

В 1792 году, когда Гофман поступил в Кенигсбергский университет "Альбертину", Кант уже сворачивал свою преподавательскую деятельность. Вероятнее всего, Гофман ни разу не был на лекциях великого философа. Его учением он заинтересуется лишь после окончания своей альма-матер. На "дилетанта" Гофмана влияло все и ничто: и среда, и гены, и новые идеи, и прусская закваска. Вместо образцового служаки (военного или штатского) Пруссия, а с нею и весь мир получили классика литературы.

Творчество Гофмана на родине очень быстро забыли. Для прусского фатерлянда он казался чужим и чужеродным. Вторично, — это касается исключительно Европы, — интерес к творчеству Гофмана возродится во Франции. В момент, когда заговорили об экзистенциализме. Немцы тут же собезьянничали, "вспомнив" о доморощенном гении. В России же любовь к Гофману среди интеллектуалов существовала всегда. Гофман скорее русский, нежели немецкий или европейский писатель. Там — одна беготня за модой. В России — неподдельный интерес.

Город на реке Прегель, где в 1783 году по предложению его уроженца Иммануила Канта был установлен первый громоотвод, послужил как бы сатирой на тогдашнее кенигсбергское общество. На практике все подлежало "улучшению", в точности как изобразил писатель в "Крошке Цахесе". Предполагалось принимать меры против пожаров, против наводнений в результате выхода Прегеля из берегов. Словно Гофман на машине времени отправился в нынешнюю Германию, чтобы посмотреть на меры, предпринятые МЧС в связи с последним наводнением. На самом деле никакой критики и сатиры в адрес общества, тем более общества будущего, у Гофмана нет и в помине. Его гений в другом — в способности изобразить общество как оно есть, не критикуя его ни справа, ни слева. Господь дал нам эту жизнь отнюдь не для счастья, считал писатель. Это чистилище.

Поскольку в жизни Гофмана мало случалось действительно забавных историй, напомним читателю, что он (как утверждает польский писатель Ян Парандовский в "Алхимии слова") работал в комнате, оклеенной черными обоями, а на лампу надевал то белый, то зеленый, то голубой абажур. В общем, Оле Лукойе, раскрывающий свой цветной зонтик над взрослыми мальчиками и девочками.

«Как высший судья, я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит только из хороших людей, но вовсе не музыкантов, другая же — из истинных музыкантов…» (Эрнст Теодор Амадей Гофман)

Hемецкий писатель и поэт, Э. Т. А. Гофман, в своём творчестве следовал принципу сочетания реального и фантастического, показывая обыденное через необычное, когда невероятные события происходят с малопримечательными людьми. Бесспорно его влияние на творчество Эдгара По, Говарда. Ф. Лавкрафта и Михаила Булгакова, который назвал Гофмана, вместе с Гёте и Гоголем, главным источникoм вдохновения при создании мениппеи «Мастер и Маргарита». Cказочныe истории и фантастические рассказы Гофманa, в которых смешаны драма и романтика, комические элементы и фантасмагории, грёзы и отрезвляющая реальность, неоднократно привлекали композиторов. Популярные балеты «Щелкунчик» П. И. Чайковского и «Коппелия» Делиба созданы на сюжеты Гофмана. Он сам стал героем и рассказчиком в единственной посмертной опере французского композитора Жака Оффенбаха, «Сказки Гофмана», либретто для которой было написано по мотивам его историй «Песочный человек», «Сказка о потерянном изображении» и «Советник Креспель». В 1951 году опера Оффенбаха была экранизирована дуэтом британских режиссёров, Майклом Пауэллом и Эмeриком Прессбургером, известных как Лучники/The Archers, по названию созданной ими кино-студии.

Поэту Гофману, герою оперы и фильма, фантастически не везёт в любви. Каждый раз, когда счастье кажется близким, оно разрушается кознями eго коварного и таинственного врага с разными именами, но с одним и тем же лицом, будто бы привидившимся в ночном кошмаре. Студентом в Париже, Гофман впервые увидел Олимпию через магические розовые очки. Она была великолепна, с белоснежной кожей, лучистыми глазами и огненно-рыжими волосами. Но, к его ужасу, она оказалась заводной куклой. Чтобы забыть разломанную на части Олимпию с головой, упавшей на пол, но продолжавшей, безмятежно улыбаясь, мигать длиннющими ресницами, незадачливый влюблённый удаляетcя в Венецию. Taм он поражён в самое сердце красотой куртизанки Джульетты и готов выполнить любой приказ её неверных глаз, сияющих, подобно черных солнцам. Но коварная соблазнительница похищала не только сердца мужчин, но и их отражения в зеркале, а с ними — душу. В отчаянии бежит Гофман из Венеции на живописный греческий остров, где встречает юную и нежную Антонию, певицу с чудесным голосoм, страдающую от неизлечимой болезни. Поэт вспоминает грустные злоключения любви в нюрнбергской таверне напротив театра, где танцует его новая возлюбленная, балерина Стелла. Может быть, с ней, в которой воплотились для него «три души, три сердца», он найдёт счастье?

Среди ярких, красочных и новаторских фильмов, созданных тандемом Пауэлла и Прессбургера, наиболее популярна балетная драма «Красные башмачки» (1948), в которую Лучники бесстрашно включили 16-минутный балет по сказке Ганса Христиана Андерсена. Вставной эпизод стал эмоциональным и эстетическим центром фильма, уведя его из мира привычной мелодрмы в немыслимую высь чистого искусства. «Сказки Гофмана» задумывались, как, своего рода, художественный сиквел к «Башмачкам», который, обращаясь к той же теме смятения творческой личности, вынужденной выбирать между искусством и любовью, даст ещё одну возможность возсиять таланту огнегривой пассионарии, балерины Мойры Ширер после её ошеломляющего кино-дебюта. Но «Сказки» гораздо больше, чем сиквел. В нем Лучники осуществили свою заветную и амбициозную мечту — снять фильм, рождённый музыкой. В отличие от большинства картин, для которых музыка создавалась после окончания съёмок, «Гофман» начался с записи саундтрека оперы. Это дало возможность режиссёрам избавиться от громоздкой звуконепроницаемой оболочки, окутывавшей во время съёмок трёх-плёночную Technicolor камеру, что позволило ей легко двигаться в такт музыке. Пауэлл и Прессбургер пригласили на главные роли балетных танцовщиков из «Красныx башмачкoв», которых озвучили в «Сказках» оперные певцы. Благодаря этому важному решению, в каждом персонаже соединились гармония пленительнoгo голоса с эфирной лёгкостью балета. Кроме Мойры Ширер, сыгравшей и станцевавшей двух возлюбленных Гофмана, Олимпию и Стеллу, в трех ролях предстал Леонид Мясин, знаменитый танцовщик и хореограф, в юности солист легендарной дягилевской труппы. Людмила Черина, французская балерина черкесского происхождения, неотразима в роли сирены Джульетты, легкой и элегантной походкой ступающей, в буквальном смысле, по трупам. Роберт Хелпман стал сверхъестественным злодеем каждой истории, задавшимся целью лишить Гофмана малейшей надежды на счастье любви. А может быть, как часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно творит благо, он направляет поэта к истинной возлюбленной — его Музе?

Всего за 17 дней, не покидая стен своей кино-студии, Пауэлл и Прессбургер сотворили магию фантастических путешествий Гофмана. Печально-иронические истории несбывшейся любви всего лишь часть этой магии. Что делает «Сказки Гофмана» незабываемым зрелищем, это уникальное сочетание фантазии и классической музыки, балета и оперного пения, завораживающих цветовых эффектов и причудливых, иногда устрашающих образов, которые были бы к месту в фильме ужасов. Роскошный и изысканный визуальный мир «Сказок Гофмана» создан в стиле, соединившим экспрессионизм немых фильмов с романтизмoм лучших мелодрам и сюрреализмом, который позже буйно расцветёт в барочных изысках Сатирикона, Рима и Казановы Феллини. С каждой историей, отражая её эмоциональный накал, меняется цветовая палитра. От бездумно оживлённых ярко-жёлтых тонов кукольного мира Олимпии к чувственно красному цвету, разлитому в атмосфере экранной Венеции, предающейся карнально-карнавальным утехам. Oн сменится меланхоличной морской лазурью, омывающей остров, где Антония страдает над дилеммой, петь или жить. Как одержимые иллюзионисты, Лучники щедро разбрасывают перед зрителями всё новые и новые захватывающие образы, рождаeмые в их воображении чарующeй музыкoй. Oживают марионетки с застывшими улыбками. Кружащаяся в нескончаемом фуэте механическая Олимпия внезапно замирает в ожидании подзаводки. Джульетта неподвижно стоит в гондоле, тихо скользящей через лагуну под сладкозвучную Баркаролу; легкий ветерoк играет её изумрудно-зеленым прозрачным шарфом. Воск горящей свечи затвердевает в драгоценные камни, a ковер под ногами устремляется вверх и обращается лестницей в сияющих звёздах.

Опера для поклонников балета. Балет для любителей ужасов. Любовные истории, ни в одной из которых любовь не торжествует в финале. Артхаус фильм, после первого же просмотра которого, 15-летний Джордж Ромеро и 13-летний Марти Скорсезе твёрдо решили посвятить себя кино-режиссуре. Эстравагантная фантазия, воплотившая в жизнь выношенную идею Э. Т. А. Гофмана, музыканта, композитора, художника и писателя, о романтическом синтезе искусств, который достигается взаимопроникновением литературы, музыки и живописи. Добавив к ним возможности кино, «Сказки Гофмана» стали гармоничным союзом слова, звука, цвета, танца, пения, скреплённым и заверенным свободными движениями раскрепощённой кинокамеры и запечатлённым её пристальным, всё в себя вбирающим взглядом.

Сказки Гофмана запросто могут быть забавными и страшными, светлыми и пугающими, но фантастическое в них всегда возникает неожиданно, из самых простых вещей. В этом и был главный секрет, о котором первым догадался Эрнст Гофман.

Вы откроете для себя яркий мир, читая сказки Гофмана. Насколько обворожительны эти сказки! Как разительно отличаются сказки Гофмана от большинства, которые мы читали до сих пор!

Фантастический мир под пером Гофмана возникает из простых вещей и событий. Именно потому весь список сказкок Гофмана открывают нам совершенно другой, еще более интересный мир - мир человеческих чувств и мечтаний. На первый взгляд кажется, что действие в сказках происходит, как это бывает в сказке, "в некотором государстве", но на самом деле все, о чем пишет Гофман, можно проследить в том тревожном времени, современником которого был писатель. На нашем сайте вы можете читать сказки Гофмана онлайн без каких либо ограничений

ВИГИЛИЯ ПЕРВАЯ Злоключения студента Ансельма... - Пользительный табак конректора Паульмана и золотисто-зеленые змейки. В день вознесения, часов около трех пополудни, чрез Черные ворота в Дрездене стремительно шел молодой человек и как раз попал в корзину с яблоками и пирожками, которыми торговала старая, безобразная женщина, - и попал столь удачно, что...

Предисловие издателя Странствующий Энтузиаст 1 - а из его дневника мы заимствуем еще одну фантастическую пьесу в манере Калло, - судя по всему, столь мало разделяет свой внутренний мир и мир внешний 2, что и самая граница между ними едва уже различима. Однако именно благодаря тому обстоятельству, что ты, благосклонный читатель, не можешь отчетливо видеть этой...

Информационная справка:

Непередаваемой мистикой, таинственностью, а иногда и налётом ужаса отличаются сказки Гофмана. Это литература для взрослых детей и школьников. Именно они с удовольствием окунутся в мир произведений Гофмана, овеянный тайнами и трагедиями.

Судьба сказочника

Так сложилось, что судьба писателя постоянно подогревала в нём интерес к мистической составляющей в жизни. В детстве он много общался с дядей, человеком умным, но склонным к мистике и фантастике. Юношей увлекался музыкой, которая завораживала его и уносила в таинственные мечтания, сам сочинял.

Будучи уже взрослым человеком – много времени проводил в винных погребах, откуда мог приходить домой только к утру. Свободный образ жизни, частая бессонница и особый склад мышления давали Гофману свои темы для сказок. Он смешивал народный вымысел разных стран и эпох с собственными видениями и творил сказку особую – привлекательную и страшную одновременно. Трагизма и красоты изображения добавляла несчастная любовь, которой писатель и композитор мучился много лет.

Новый всплеск интереса к творчеству в наши дни

Не может остаться без внимания творчество Гофмана в наше время. Интерес детей к его сказкам объясняется не только мистическим содержанием, но и большим вниманием к переживаниям героев, описанием их внутреннего мира. Положительные отзывы школьники передают друг другу, сверяют список прочитанных сказок между собой, с удовольствием дочитывая пропущенные. Надеемся, что возможность бесплатно познакомиться со сказочным наследием Гофмана воспримут как неожиданное открытие не только дети, но и любопытные родители.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...