К социальным функциям культуры относятся нормативная функция. Основные функции культуры. Подсистемы социологии культуры

Совсем коротенький параграф. Не буду его даже на отдельные посты разбивать. Итак:

Функции культуры:
1. Человеко-творческая (гуманистическая)
2. Трансляционная (функция передачи социального опыта)
3. Познавательная (гносеологическая)
4. Регулятивная (нормативная)
5. Семиотическая (знаковая)
6. Ценностная (аксиологическая)


1. Человеко-творческая (гуманистическая) функция культуры - главная функция. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
- А почему тогда не написали так: "главная функция культуры - человекотворческая. Она подразделятся на..."
- Ми не знаем. Но получается, иными словами можно сказать: "Главная функция культуры - сделать из обезьяны человека"))
- А вот и нет, из обезьяны человека не сделать, никакая культура не поможет!
- ...Но если новорожденного человечка подсунуть обезьянам, то из него обезьяна и получится. А чтобы из него получился человек, его должны люди воспитывать.
- Получается, главная функция культуры - воспитательная? О_о А чего ж так сразу и не сказать?
- ...Воспитательная - как-то слишком узко. Воспитательно-образовательная... и то "маловато будет". Потому и сказали "человеко-творческая"))) Правда, это какое-то слово-монстр. Зато влезло всё.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта (функция исторической преемственности, информационная функция) - "социальная память человечества", которая опредмечена в знаковых системах:
- устных преданиях,
- памятниках литературы и искусства,
- "языках" науки, философии, религии и пр.
Это не просто склад запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов.
Поэтому всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями.
Разрыв культурной преемственности приводит к аномии (-???) , обрекает новое поколение на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма).
- Стоп, аномия - это что? О_о
- "Безназвательность" какая-то)) Давай погуглим! ...Мы неправы: "номос" не "название", а "закон" :) Так что это "отрицание закона" получается, а вообще см. комменты, я туда запишу.

3. Познавательная (гносеологическая) функция культуры - способность культуры накапливать богатейшие знания о мире, создавая возможности для его познания и освоения. Это связано со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей:

"Она (культура) осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах; добро - в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту - в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях..." (Бердяев Н.А. Смысл истории. - М, 1990, - С.164)

Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку.

- Что это за ересь: "культурный генофонд"?
- В биологических генах записывается программа развития организма, в "культурном генофонде" - программа (потенции) развития человеческого общества, я так это поняла. Это они так образно выражаются.

4. Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Она опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
- А еврейский Талмуд на что опирается - на мораль или право?
- Он на свою религию опирается... Как и Коран, и Библия...
- А почему тогда религию не включили в список систем, на которые опирается регулятивная функция культуры?
- В США и в России церковь отделена от государства..
- И что? Церковные уставы к культуре не относятся?
- Ну кагбэ относятся, но не должны)))
- ...Сама поняла, что чушь сказала)))
- А может, религиозные предписания сами опираются на "мораль" и "право".
- Ну, "религиозная мораль" - это я вполне могу себе представить, а вот "религиозное право"... Право - это что-то такое государственное))
- Да? А как agacan писал про суд в Иране над мусульманками, которые решили религию сменить на христианскую? Это и значит, что право там РЕЛИГИОЗНОЕ.
- Ну так то ж Иран... Вообще не понимаю, что тут обсуждать. Религия - часть культуры, у нее тоже регулятивная функция есть, да еще ого-го какая, побольше чем у прочих... Но и нормативная функция религии тоже опирается на "мораль" и "право". Как-то так.
- ...Спасибо тебе, Боженька, за просветление в мозгах))) Продолжим:

В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.
- Реклама - это часть культуры?
- Это часть "массовой культуры", мы это в прошлый раз проходили))
- А когда не было реклами, что регулировало выбор материальных и духовных ценностей?
- ...Традиции. Устные предания)) Королевские указы (например, простолюдинам запрещали носить одежду из материалов, использующихся для одежды богатеньких буратин, это я еще из школы помню)) ..То есть все то же самое - "мораль и право".
- А этика - это мораль?
- ...Википедия сказала, что этика - это "философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности".
- А этикет? Это ж не мораль и не право, но поведение регулирует...
- Этикет - "свод правил поведения", но не "право", конечно. И у каждой культуры/субкультуры он свой. Но вот почему-то про него в этом разделе не вспоминают. Не знаю, почему. Может, посчитали несущественным...

5. Семиотическая (знаковая) функция культуры - знаковая система культуры, которой надо овладеть. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры.
Язык (устный или письменный) является средством общения людей.
Литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой.
Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра.
Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки (физика, химия, математика, биология).
- Просто набор общих фраз каких-то. ..Язык жестов, кстати, забыли упомянуть)) ...Что-то мне в этом куске не нравится, а что - не могу понять. Не складывается картинка...
- То, что они назвали "языком науки" - просто список терминов, который у каждой науки свой?
- И терминов, и символов... Не мешай. Я не могу понять, что мне не нравится тут!
- Не нравится, что нет нормального определения: "семиотическая функция - это.".. Не нравится, что в их "определение" входит действие, которое кто-то должен совершить: "знаковая система, которой надо овладеть". Функция не может быть "знаковой системой". Функция сама что-то ДЕЛАЕТ, иначе это не функция.
..Нет, не доходит. Я потом на эту тему подумаю))
- Врешь, забудешь!.. :))

6. Ценностная (аксиологическая) функция культуры - функция, которая отражает важнейшее качественное состояние культуры.
Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.
Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
- Боже, что за хрень.
- О, мы продемонстрировали свой уровень культуры)))
- Да мы его давно тут продемонстрировали, чего теперь стесняться... Я не про это хочу сказать. Функция не сформулирована. Написан бред какой-то непонятный.
- Не дальше как на прошлой недели мы сами
говорили одной девочке , что если ей что-то непонятно, то это еще не значит, что написан бред)))
- ...Да нет, в принципе тут все понятно, только нечетко сформулировано. Я бы сказала так: ценностная функция культуры - это ее способность формировать у человека определенные ценностные предпочтения (ну или ориентации).
А "которая отражает" можно было бы и потом сказать. В общем, с определениями дело сложное, тут нам знания логики не хватает.
...И потом, я бы не сказала: "судят о степени культурности"... Судят о принадлежности к какой-то культуре/субкультуре, а не о "степени культурности". Это какое-то обывательское и снобское противопоставление - "культурный/некультурный". Ученому культурологу так выражаться не пристало))
- Так он и сказал же: ЛЮДИ судят. То есть не культурологи, а самые обычные обыватели.
- Ну тогда я вообще не понимаю: обыватели-то тут причем...

И кстати: сама сказала, что "функция" отвечает на вопрос "что делает", то есть ее определение должно быть выражено отглагольным существительным. "Способность" - это качество, а не функция! Надо так формулировать:
Ценностная функция культуры - формирование у человека определенных ценностных предпочтений (ориентаций).

- Раз уж мы родили такую ценную мысль, может, вернемся к предыдущей функции? Что делает "знаковая функция культуры"?
- Она выражает культуру в знаках:)) ...которыми надо овладеть. Она "кодирует" культуру, сохраняя ее для передачи из поколения в поколение. ...Нет, у меня сегодня уже мозгушки больше не работают, я извиняюсь)) Я ж сказала - подумаю об этом завтра... А на сегодня - всё.

Социальные функции культуры

1. Образовательная и воспитательная функция культуры. Культура формирует человека. Индивид становится членом общества по мере социализации, то есть освоения знаний языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа и всœего человечества.

2. Интегративная и дезинтегративная функция культуры. Освоение культуры создает у людей - членов того или иного общества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, культура обеспечивает целостность общества. Но, сплачивая одних на базе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие общества и общности. Внутри этих более широких обществ и общностей могут возникать конфликты. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, культура может (и нередко выполняет) дезинтегрирующую функцию.

3. Регулирующая функция культуры. В процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Οʜᴎ формируют и регулируют ее поведение. Культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов (девиантное поведение) приводит к определœенным санкциям, которые установлены сообществом и поддерживаются общественным мнением и различными формами институционального принуждения.

Взаимоотношение социума и культуры выражается в их противоречивом единстве, в котором каждая сторона – и цель, и средство, и условие, и результат для другой. Т.е., с одной стороны, культура есть способ существования социума (общества), а с другой, социум является для культуры источником энергии и остальных средств ее существования.

Цивилизацией принято называть: 1) культурно-исторический тип развития общества; 2) устойчивое культурно-историческое сообщество людей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отличается общностью духовно-нравственных ценностей, культурных традиций; экономическим и технологическим базисом; общими этническими признаками, географическими рамками.

Противопоставление культуры и цивилизации связано с теорией замкнутых культурных циклов и, прежде всœего, с именем Освальда Шпенглера (ʼʼЗакат Европыʼʼ), который предсказывал неминуемую гибель западноевропейской цивилизации. По Шпенглеру, человеческая история является историей замкнутых культурных циклов. Каждая культура в своем развитии проходит следующие фазы: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. На базе этой биологической ритмики в пределах общего цикла эволюции каждой из культур выделяются два главных этапа: этап восхождения (собственно культура) и этап нисхождения (цивилизация). Первый из них характеризуется органическим типом эволюции во всœех сферах человеческой жизни, второй – механическим типом эволюции, представляющим собой окостенение органической жизни культуры и ее распад. Эпоха закостеневания творческих начал культуры и является эпохой ее распада. Эпоха закостеневания творческих начал культуры в механически-безжизненных формах цивилизации сопровождается, по Шпенглеру, процессами омассовления, проникающими во всœе сферы человеческой жизни. Символами этого омассовления являются огромные города. Процесс омассовления, означающий развитие цивилизации на базе количественного принципа, заменившего принцип культуры, находит свое дополнение в глобализации форм и способов человеческого существования – хозяйства, политики, техники, науки и т.д.; а это, в свою очередь, свидетельствует о господстве в жизни человека принципа пространства над принципом времени

В противоположность этой теории марксистская социология, подчеркивает прогресс и преемственность во взаимоотношении культур, усматривает цивилизации одну из фаз развития культуры, один из необходимых этапов исторического процесса, который связан с воплощением достигнутого уровня духовной культуры в системе материального производства и в социальных отношениях. Причем переход духовной культуры на ступень цивилизации представляет собой необходимую характеристику каждой из обществено-экономических формаций.

Социальные функции культуры - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальные функции культуры" 2017, 2018.

  • - Социальные функции культуры. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры

    Для понимания места и роли культуры в жизни общества большое значение имеет уяснение взаимодействия культуры с различным сферами общественной жизни, прежде всего, взаимодействия культуры и экономики. В понимании этого взаимоотношения выделяются две противоположные... .


  • - Вопрос 2. Культура и общество. Социальные функции культуры

    Проблема культуры и общества связана с соотношением культуры и цивилизации. Понятие «цивилизация» появилось в XVIII в., в эпоху Просвещения. Оно рассматривалось в то время как идеал справедливости, разумности, граж­данственности, противопоставленный варварству,... .


  • - Социальные функции культуры. Понятие субкультуры и контркультуры.

    Культура современного общества представляет собой упорядоченную совокупность элементов и субкультур. Рассмотрим эти составляющие по существу. Первым, наиболее важным элементом духовной культуры является знаково - символический. Это - знания, сформулированные в... .


  • - Философское понятие культуры. Культура и природа. Социальные функции культуры. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное общечеловеческое в культуре.

    Понятие общественно-экономической формации. Теории формаций и реальный социальный процесс. Современные дискуссии по проблеме формационного и цивилизационного подходов ко всеобщей истории. Общество - система, саморазвивающаяся, она находится в изменении и развитии. ... .


  • Культура - это процесс развития человеч-х сил и способностей, показатель меры человеч-го в человеке, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве создаваемой людьми действительности. Функции культуры - совокупность ролей, к-рые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных истор. опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. Многоплановая, разноуровневая структура позволяет ей осуществить ряд функций :

    1. Аккумуляция (накопление) родового опыта.

    2. Функция гносеологическая, познавательная. (Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей).

    3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта. Эту функцию называют информационной . Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества.

    4. Коммуникативная функция. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.

    5. Регулятивная и нормативная функции. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

    6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность ее; вать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятепь философские и поэтические миры. Для этого культура вырабагъо запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -особым образом организованные знаковые системы, призванные с р ных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленнъ близким человеку.

    Преобразующая функция культуры. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку "сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу".

    Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

    Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической зашиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств культурной защиты - не только совершенствование техники безопасности - очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы.

    Коммуникативная функция культуры. Коммуникация - это процесс обмена информацией междулюдьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

    Познавательная функция культуры. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

    Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокулыурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация "информационного взрыва" потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий.

    Нормативная функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтам отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.

    Кроме этого другими учеными выделяются также следующие функции культуры:

    Сигнификативная (знаковая) функция культуры , буквально - функция приписывания значений и ценностей. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление - в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории. Ведь именно с помощью знаков, символов, метафор, формул, цифр, имен человек определяет для себя окружающий мир, и тем самым строит картину мира. У каждого народа, страны существует своя знаковая система, которая состоит из вербальных и невербальных образов и символов.

    Ценностная (аксиологическая) функция культуры. Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, а в другой таковым не является.

    Духовно-нравственная функция культуры Культура прививает и воспитывает в человеке морально-нравственные ценности.

    Потребительская (релаксационная) функция культуры. Функция снятия стресса, напряжения. Из естественных способов разрядки - смех, плач, приступы гнева, крик, исповедь. Однако они относятся к разряду индивидуальных и недостаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подобных целей служат стилизованные формы снятия напряжения - увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.

    Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

    социальная интеграция - обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

    организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

    обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.); регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

    В XX века в Росси под словом цивилизация стало пониматься общее состояние общества или даже уровень воспитания или конкретных персон, противопоставляемое дикости или варварству. Подведем итог лингвистического развития слова культура в современных языках:

    • 1) абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
    • 2) обозначение состояния общества, основанного на праве и порядке, мягкости нравов и т.д. в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация;
    • 3) абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;
    • 4) абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и, прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино.

    Понятие "культура" означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

    Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная функция феномена культуры человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

    Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она определена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, "языках" науки, философии, религии и других. Однако это не просто "склад" запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к анемии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти.

    Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения.

    Можно утверждать, что общество интеллектуально на столько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются, прежде всего, по этому признаку.

    Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

    Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры.

    Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет собой важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки.

    Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

    Функции культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом все функции культуры социальны, то есть обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивид, активности человека в силу его связанности с социальным окружением. Число такого рода функций весьма велико. Они могут быть выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих функции более высокого уровня.

    Наиболее общей и универсальной функцией культуры следует признать обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.

    Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести функции, обеспечивающие основные формы интегрированного существования сообществ людей:

    • 1) организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы: социально-территориальные соседские общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные (производств, военные, учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, проф. констелляции, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалектам, языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты, деноминации, конфессии) и т.п.;
    • 2) регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством исторической селекции, нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта в этой области и реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет и пр.) или институционального (право, политика, идеология, церемониал и т.п.) свойства;
    • 3) консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством выработки общих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и потребностей, чувства солидарности личности с коллективом и защищенности им, удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия, формирования системы образов групповой идентичности (этнических, социальных, конфессиональных, государственных и иных маркеров) и оснований личной самоидентификации человека в коллективе и самоотождествления с ним, заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивид, и групповым интересам.

    Третий уровень - функции культуры, обеспечивающие основные средства совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести:

    • 1. культуру демографического и социального воспроизводства членов сообщества, функционирующую посредством выработки норм сексуальных отношений, брачно-семейных и родственных обязательств, норм соседского общежития, стандартов физического развития индивида и охраны его репродуктивных возможностей, а также системы форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки норм и стандартов социализации и ин-культурации личности, ее социальной и культурной адекватности обществу проживания, стимулирования ее заинтересованности в приемлемых для общества формах социальной самореализации, в т.ч. в творческой и инновативной деятельности, в превращении индивида из "продукта и потребителя" культуры в ее "производителя";
    • 2. культуру адаптации сообщества к природным и историческим условиям его обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей), обеспечении коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивид, безопасности членов сообщества, их имущества и легитимных прав, интересов (правоохранительная система);
    • 3. культуру развития искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами, выраженную в формировании принципов, норм, правил и стандартов построения территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов и их внутреннюю структуры, транспортных коммуникаций, размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон и пр.), развития системы энергообеспечения и производства средств производства (инструментария), обеспечения производства и распределения товаров потребления и услуг и т.п.;
    • 4. культуру собственности, власти и социальной престижности, связанную с развитием приемлемых для сообщества технологий и форм властно-собственнических претензий и отношений, способах обретения богатства, формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и его символической маркировки (титулатура, регалии, престижные образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.);
    • 5. культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в ситуации неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физическим недостаткам, пострадавшим от войны или стихийного бедствия и т.п.), благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифологии социальной справедливости, "уравниловки", патронажа коллектива над личностью и т.п.;
    • 6. культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия), логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость), образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения и пр.);
    • 7. культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между людьми, реализуемую в виде процессов: символизации объектов и явлений (формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.), сложение языков обмена информацией ("естественных" устных и письменных вербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символических и церемониальных действий, искусств, специализированных языков служебных и технических символов - математических, компьютерных, топографических, чертежных, нотных и пр., разнообразных систем знаков, звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.),
    • 8 сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и иной форме), ее тиражирования и трансляции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, банки данных, картотеки и пр.);
    • 9. культуру физической и психической реабилитации и релаксации человека, включающую принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья и личной гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы развлекательного, игрового и интеллект, досуга, систему институтов организованного досуга и т.п.

    Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях речь идет не о практических технологиях по достижению утилитарного результата (созданию продукта потребления), а о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.

    Четвертый и последующие уровни функций культуры связаны уже с дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты ("экономическая культура", "военная культура", "культура торговли", "религиозная культура", "педагогическая культура" и т.п.) и системы критериев качества осуществления тех или иных социальных функций ("культура труда и потребления", "культура быта", "культура языка", "культура научного мышления", "культура художественного творчества" и пр.). В обоих случаях здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых технологий (а отсюда и качественные параметры результатов) в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым технологическим нормам в соответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекции такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с точки зрения социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепились в ценностных комплексах специфического свойства, называемых обычно "проф. культурой" и "культурой образа жизни".

    Таким образом, во всем многообразии функций культуры можно выделить такие "профильные" направления, как социально-интегративное, организационно-регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационное и оценочное.

    Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

    Предначертанная культуре задача - связывать людей в единое человечество - находит выражение в целом ряде ее конкретных общественных функций.

    Перечень функций культуры с некоторыми пояснениями:
    а) функция приспособления к среде,
    б) познавательная,
    в) информативная,
    г) коммуникативная,
    д) регулятивная,
    е) оценочная,
    ж) разграничения и интеграции человеческих групп,
    з) социализации (или человекотворческая).
    Рассмотрим их более подробно.

    Функция приспособления к среде может считаться самой древней и едва ли не единственно общей для человека и животных, хотя в отличие от животных человек вынужден приспосабливаться к двум видам обстоятельств - природным и социальным. Если для ископаемых людей, например, первыми проявлениями культуры, прямо указывавшими на приспособление, были предметы одежды из звериной шкуры и огонь, то для нашего современника это или космический скафандр, или глубоководный батискаф, или сложнейшие конструкции и приборы. Все, что помогает первобытной, а позднее и цивилизованной человеческой особи выжить и благоденствовать в окружающей ее естественной среде, будучи порождением культуры, выполняет функцию приспособления. Однако, как уже сказано, человек «вписан» не только в мир природы, но и в общество, где, к сожалению, достаточно часто, несмотря на успехи цивилизации, а иногда и прямо по их вине, то и дело дает о себе знать звериный закон: «человек человеку - волк». И здесь тоже в рамках культуры (или антикультуры!) в течение тысячелетий вырабатываются средства приспособляемости: от государственных структур и законов, удерживающих людей от взаимного истребления, до оружия, изготовляемого в целях обороны или нападения. Именно на абсолютизации функции приспособляемости в обществе построена небезызвестная доктрина «социального дарвинизма».

    Познавательная функция

    Познавательная (или гносеологическая) функция находит свое выражение прежде всего в науке, в научном поиске. Наиболее ярко это проявилось в современной научно-технической революции. У познаватель-ной функции культуры двойная направленность: с одной стороны, на систематизацию знаний и раскрытие законов развития природы и общества; с другой - на познание человеком самого себя. Как это ни парадоксально, на нынешнем этапе развития цивилизации первое направление неизмеримо преобладает над вторым. Человек постиг окружающий мир гораздо лучше, чем глубины собственной души, собственного интеллекта. Свидетельства нашего незнания самих себя окружают нас повседневно.

    Информативная функция

    Информативная функция обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта. У человечества нет иного пути сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных духовных богатств, как через культуру. Культура не наследуется или почти не наследуется генетическим и биологическим путем. Иными словами, человек приходит в этот мир как в той или иной степени чистый лист бумаги, на котором старшие поколения - носители предшествующей культуры - пишут свои письмена. Считается, что биология в этом процессе не участвует, хотя темперамент, способности и таланты могут передаваться по наследству. Так происходит во времени. А в пространстве?
    Представим себе, что какой-нибудь утонченный носитель культуры, скажем, современный французский интеллектуал переезжает на жительство из Парижа в Африку и находит себе супругу из племени зулу. Естественно, их физическая близость и их ребенок сами по себе не станут фактором распространения культуры, а вот взаимный обмен информацией в семье о жизни во Франции и о жизни негров в ЮАР прямо приведет их к общему духовному обогащению. Об этом когда-то очень хорошо сказал Бернард Шоу: «Если у Вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то у каждого остается по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идее, и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу же становится богаче, а именно - обладателем двух идей». И даже трех или нескольких, ибо каждое сопоставление идей активизирует человеческую мысль.
    Каналом передачи информации во времени и пространстве является не только духовная, но и материальная культура. Любое орудие производства или предмет потребления, как указывал еще Э.Б. Тайлор, представляя собой лишь очередное звено в неразрывной цепи родственных изделий или явлений, по законам семиотики, несет на себе определенную информацию о человеке, об общественных отношениях своей эпохи и своей страны. По отдельным черепкам и обломкам опытный археолог может воссоздать живую картину прошлого, так же как этнограф - быт и верования какого-нибудь далекого племени.

    Коммуникативная функция

    Коммуникативная функция культуры неразрывно связана с информативной, подобно семиотике, неотделимой от информатики. Носителями коммуникативной функции выступают главным образом словесный язык, специфические «языки» искусства (музыки, театра, живописи, кино и т.п.), а также язык науки с ее математическими, физическими, химическими и другими символами и формулами. Если первоначальные знаковые системы в течение длительного времени существовали и передавались из поколения в поколение, от человека к человеку, лишь устно и графически, на сравнительно небольшие дистанции во времени и пространстве, то с развитием техники, новейших транспортных средств и средств массовой информации (печати, радио, телевидения, кино, аудио- и видеозаписи) коммуникативные возможности культуры, т.е. ее способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности, неизмеримо возросли. Люди, которых уже нет в живых, продолжают существовать среди нас духовно, как это показывает судьба многих выдающихся личностей. Со второй половины ХХ века после физической смерти многим из них фактически удалось обеспечить и свое аудиовизуальное бессмертие. Усиление коммуникативных возможностей культуры приводит к известному стиранию ее национальных особенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации.

    Регулятивная функция

    Регулятивная (или нормативная) функция проявляется прежде всего как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности - труде, быте, межгрупповых, межклассовых, межнациональных, межличностных отношениях. Т. Парсонс наряду с символичностью и волюнтаристичностью считал нормативность одним из важнейших признаков культуры. Главная задача регулятивной функции - поддерживать социальное равновесие в том или ином обществе, а также между отдельными группами людей в интересах выживания человеческого рода или любой его части.
    Регулятивная функция культуры осуществляется ею на целом ряде уровней: высшим из них являются нормы морали. Конечно, они изменяются в ходе истории и от народа к народу. Однако по мере роста духовной культуры, развития средств массовой коммуникации, сокращения расстояний и неизмеримого усиления контактов и взаимообменов между народами, растет осознание каждым жителем Земли своей индивидуальности и одновременно своей принадлежности ко всему человечеству. Взаимо-обогащаются и становятся все более общечеловеческими и нормы морали. Люди все более сознают, что все они - пассажиры одного корабля, начиненного атомной смертью, и только единство, питаемое общей нравственностью, способно спасти их от гибели. Древнейшим социальным институтом, формулировавшим и поддерживавшим нормы морали, была церковь, ее различные религии и конфессии. Показательно, что, несмотря на определенные расхождения, основные заповеди всех крупнейших религий мира во многом совпадают, т.е. носят общечеловеческий характер. Этим они резко отличаются от норм так называемой «классовой морали», согласно которым заповеди «Не убий!» противопоставляется призыв «Если враг не сдастся, его уничтожают!», а заповеди «Не укради!» - призыв к «экспроприации экспроприаторов» или еще более выразительный - «Грабь награбленное!».
    Следующим уровнем, на котором осуществляется регулятивная функция культуры, являются нормы права. Если нормы морали содержатся главным образом в религиозных текстах и документах, а также в светской морализаторской литературе, то нормы права, неизменно основываясь на нормах морали и конкретизируя их, подробно излагаются в конституциях и законах. При этом они приобретают не только нравственную, но уже и юридическую силу. Различия в нормах права у разных народов гораздо более заметны, чем в нормах морали. Это объясняется конкретной историей каждой нации, ее темпераментом, достигнутым уровнем культуры и другими факторами. Например, представляется весьма показательным в разных государствах отношение к смертной казни: чем выше культура того или иного общества и его благосостояние, тем оно гуманнее к своим преступникам и выступает за ее отмену. И наоборот, чем менее культурна, а следовательно, и беднее нация, тем ее граждане более озлоблены и безжалостны к правонарушителям.
    Неотъемлемой частью культуры, еще одним уровнем, где проявляется ее нормативная сторона наряду с моралью и правом, выступают обычаи и обряды. Обычай - устойчивая система поведения человека в разных сферах жизни и в разных ситуациях, ставшая нормой и передающаяся из поколения в поколение. Приняв форму определенного образца, обычаи весьма устойчивы и консервативны, сопровождая народы в течение веков, несмотря ни на какие общественные потрясения. По сравнению с нормами права обычаи изменить гораздо труднее, почти невозможно, ибо «простой» народ, несмотря ни на что, живет не так, как указывает ему тот или иной режим, а как завещано предками. Обычаи в гораздо большей степени, чем нормы морали или юридические нормы, национально окрашены, сохраняют неповторимую самобытность и, больше того, как бы выражают душу народа. Их своеобразие во многом объясняется спецификой природной среды и сельскохозяйственной деятельностью, - причина, по которой они более характерны для деревни, чем для города. Что касается обрядов, то в отличие от обычаев, они носят чисто религиозный характер и тесно связаны с определенными конфессиями или видами веры.
    Помимо норм морали, права, обычаев и обрядов, регулятивная функция культуры проявляется и в нормах поведения на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе. Этот уровень нормативности включает широкий круг требований, начиная с элементарной опрятности и соблюдения принятых в данном обществе или в данной социальной группе правил «хорошего тона» и кончая общими требованиями к духовному миру человека и качеству его труда. Это, так сказать, повседневно-бытовой, «цивилизационный» уровень культуры. К этому же уровню относятся пра-вила воспитания, этикета, личной гигиены, культура общения с людьми и т.п.

    Оценочная функция

    Оценочная (аксиологическая) функция культуры выражается в том, что представляющие ее люди в теории и на практике стремятся ответить на вопрос, поставленный еще Сократом: «Что есть благо?». На протяжении всей истории человечества его наиболее светлые умы как бы классифицируют все предметы и явления окружающего мира с точки зрения их «полезности» или «вредности» для выживания грядущих поколений. В ходе практической деятельности происходит естественный отбор ценностей, производимых человеческим интеллектом как основной движущей силой культуры. По мере накопления опыта многие ценности пересматриваются и «отпадают», появляются новые, обогащающие уже сложившуюся традицию. У разных народов на разных этапах развития понятия о «добре» и «зле» и выработанные системы ценностей различны, однако все они имеют в некое общечеловеческое «ядро», которое постепенно расширяется.
    Чем примитивнее отдельно взятый индивидуум или общество, тем круг его ценностей ограниченнее и проще. В этом смысле существует огромная разница между первобытным человеком и современным мыслителем, между племенами «дикарей» и правовым государством.

    Функция разграничения и интеграции человеческих групп сводится к следующему: как нельзя себе представить языка «вообще», ибо он существует лишь в виде множества конкретных языков, так и культура всегда предстает перед нами в какой-то определенной национально-исторической форме. Больше того, именно в этом многообразии и состоит богатство мировой цивилизации. Вот почему, как писал Н.А. Бердяев, «невозможно и бессмысленно противоположение национальностей и человечества, национальной множественности и всечеловеческого единства». И далее: «Чувствовать себя гражданином вселенной совсем не означает потери национального чувства и национального гражданства. К космической, вселенской жизни человек приобщается через жизнь национальную». А культура и является чаще всего выражением национального духа.
    В действительной жизни этносы, нации и страны разделены не столько географией и политическими границами, которые легко преодолимы и изменяемы, сколько своими культурно-психологическими особенностями, имеющими многовековую историю и огромную сопротивляемость к ассимиляции и чужеродным влияниям. Это искомая, целомудренная «душа» народа, по которой проходят последние рубежи его индивидуальности и суверенитета. Весь ход мировой истории учит: несмотря на утрату и экономической, и политической независимости, несмотря на попытки создания огромных «империй», малые этносы и народы сохранялись и возрождались как таковые именно благодаря верности своей культуре, психологическому складу, образу жизни, нравам и обычаям, вере и т.д. Не об этом ли говорит неудержимый взлет национального чувства у больших и малых народов распавшегося Советского Союза или культурное возрождение многочисленных национальных государств Азии, Африки и Латинской Америки, в разное время сбросивших имперское ярмо колониализма? Таким образом, культура выступает как могучий фактор дифференциации и разграничения между сравнительно небольшими, а порой и весьма значительными человеческими группами, что не исключает, однако, и процессов их взаимного обогащения. Больше того, именно они, эти процессы межнационального обмена, по диалектическому закону отрицания отрицания, обеспечивают взаимосвязь между культурами разных эпох и народов, способствуя их «симфоническому» слиянию в многоголосую мировую цивилизацию. Свидетельство тому - появление всемогущего научно-технического слоя современной культуры, который не имеет национальной специфики, постепенно охватывал все страны и нейтрализуя тенденцию к размежеванию человечества по признаку рас и национальностей.

    Функция социализации

    Функция социализации (или человекотворческая), по существу, связана с выполнением одной-единственной и важнейшей задачи: сделать из первобытной биологической особи разумного общественного человека. Иными словами, все перечисленные выше функции культуры - от функции приспособления до функции разграничения и интеграции человеческих групп - объединяются в этой одной синтетической функции и подчиняются ей. Процесс социализации заключается в усвоении человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. При этом речь идет не только о том, что каждого из нас формирует и воспитывает окружающая общественная среда, но и о необходимости активной внутренней работы самого человека, стремящегося в любых условиях сохранить и усовершенствовать свою неповторимость. Если социализация по тем или иным причинам не сопровождается формированием полноценных личностей, то возникает общество «винтиков», безгласных обывателей, не способных к дальнейшему развитию, как это, например, имело место в период «диктатуры пролетариата». И наоборот, господство индивидуализма ослабляет социальные связи, общепринятые нормы и ценности перестают приниматься во внимание, народ теряет свое органическое единство, и наступает период нестабильности. Идеальным для общественного развития является равновесие между коллективным и личностным. В послереволюционной России главным провозглашалось первое; в наши дни стрелка национального барометра качнулась в обратную сторону, предвещая новые проблемы. Их можно преодолеть, лишь всемерно повышая политическую культуру, добиваясь подлинной гармонии между обществом и отдельно взятой личностью, между процессом социализации и процессом становления личности каждого гражданина.
    Приведенное выше раздельное рассмотрение основных функций культуры в обществе, конечно, весьма условно. В реальной жизни разграничить их так, как это сделали мы, невозможно. Они тесно сплетены, переходят одна в другую и практически представляют собой единый процесс, в целом обеспечивая движение человечества по извилистым и часто непредсказуемым путям прогресса.

    В процессе накопления исторического опыта, знаний, навыков, многообразных ценностей, культура начала выполнять (и выполняет) следующие функции.

    1. Функция социализации (или человекотворения, гуманистическая) . Процесс социализации заключается в усвоении человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать, творить в качестве полноправного члена общества. Благодаря средствам культуры, как отмечалось, происходит и социализация, и индивидуализация личности.
    2. Познавательная (или гносеологическая) функция . Эта функция находит свое выражение, прежде всего, в науке, научном поиске. У познавательной функции культуры двойная направленность. С одной стороны, она направлена на систематизацию знаний и раскрытие природы и общества, с другой - на познание человеком самого себя.
    3. Социальная функция . Данная функция обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта новым поколениям. У человечества нет иного пути сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных духовных богатств (языка, книг, техники, эстетических ценностей...), как только через культуру.
    4. Функция приспособления к среде . Эта функция может считаться самой древней и едва ли не единственной общей для человека и животных, хотя в отличие от последних, у которых нет никакой культуры, человек в деле защиты от стихийных сил пошел неизмеримо дальше. Он научился и вынужден приспосабливаться к двум видам обстоятельств - природным и социальным.
    5. Знаковая (семиотическая) функция . Культура представляет собой определенную знаковую систему. Овладение культурой невозможно без изучения ее знаковых систем. Знаковая функция нераздельно связана с нормативной функцией. Носителями этой функции выступают, главным образом, словесный язык, специфические "языки" искусства (музыки, театра, живописи, кино и т.п.), а также языки науки с ее математическими, физическими, химическими и другими символами и формулами. Знаковая функция культуры называется также сигнификативной (означающей, приписывающей значения). Важнейшие условные знаки человеческой культуры -слова. Предметы и явления отнюдь не всегда подчиняются воле человека, манипулированию ими. А слова - знаки, которыми мы их обозначаем, - подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки - фразы. Со знаками, со значениями, которые им придаются, манипулировать гораздо легче, чем с самими явлениями.
    6. Регулятивная (или нормативная) функция . Проявляется в существовании систем норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их общественной и личной жизни и деятельности - труде, быте, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях. Регулятивная функция культуры осуществляется на целом ряде уровней: нравственном, правовом, бытовом и пр. Высшими нормами регуляции поведения людей являются нормы морали. Следующим уровнем, на котором осуществляется регулятивная функция культуры, являются нормы права. Уровнем, где проявляется нормативная сторона культуры преимущественно на бытовом уровне, являются обычаи и обряды. Регулятивная функция культуры проявляется и в нормах поведения на работе, в быту, в общении с другими людьми. в отношении к природе.
    7. Социально-интегративная функция . Эта функция состоит в объединении людей в социальные общности, социальные группы, слои, сословия, касты, этносы и т.д.
    8. Оценочная (аксиологичсская) функция . Она выражается в том, что представляющие ее люди в теории и на практике стремятся ответить на вопрос, поставленный еще Сократом: "Что есть благо?". На протяжении всей истории человечества его наиболее светлые умы как бы классифицируют все предметы и явления окружающего мира с точки зрения их "полезности" или "вредности" для выживания грядущих поколений.
    9. Функция разграничения и интеграции человеческих групп . В реальной жизни этносы, нации и страны разделены не столько географией и политическими границами, сколько своими культурно-психологическими особенностями. Поэтому культура выступает как фактор разграничения между сравнительно небольшими, а порой и весьма значительными человеческими группами.
    10. Коммуникативная функция . Благодаря культуре люди вступают в общение друг с другом, находят общие интересы и взаимопонимание.
    11. Критериальная функция . Она состоит в сравнении развитости, степени совершенства социальных институтов, отдельных индивидов и общества в целом.
    12. Этническая (этноинтегрирующая) функция . Если лишить этнос внутренних культурных связей, он неизбежно разрушиться.

    Таким образом, культура как многофакторное, полифункциональное социальное явление выступает показателем духовности человека, его внутренней свободы, самостоятельности его взглядов, оценок, суждений.

     
    Статьи по теме:
    Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
    Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
    Значение птицы при гадании
    Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
    Рыба, тушенная в майонезе
    Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
    Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
    Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...