Каким предстает перед нами Печорин? Урок. М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" - роман о незаурядной личности. Загадки образа Печорина в повести "Бэла" Положительные качества печорина в главе бэла

Образ Григория Александровича Печорина в романе «Герой нашего времени», написанном Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838-1840 годах, представляет собой совершенно новый типаж главного героя.

Кто такой Печорин

Главный герой романа является молодым человеком, представителем высшего общества.

Григорий Александрович образован и умён, смел, решителен, умеет производить впечатление, особенно на дам, и… утомлён жизнью.

Богатый и не самый счастливый жизненный опыт приводит его к разочарованию и потере интереса к чему-либо.

Всё в жизни герою приедается: земные удовольствия, высший свет, любовь красавиц, наука – всё, по его мнению, происходит по одним и тем же схемам, однообразно и пусто.

Герой определенно является скептиком, однако нельзя сказать, что ему чужды чувства. Григорий Александрович обладает высокомерием и самолюбием (хотя самокритичен), питает привязанность к своему единственному товарищу, доктору Вернеру, также ему доставляет удовольствие манипуляция людьми и их страдания как следствие.

Для всех окружающих герой непонятен, а потому его часто называют странным. Печорин неоднократно подтверждает противоречивость своего характера.

Эта противоречивость рождена борьбой разума и чувств внутри него, наиболее ярким её примером является его любовь к Вере, которую Григорий осознает слишком поздно. Итак, рассмотрим этого героя в действии через краткую характеристику по главам.

Характеристика Печорина по главам в романе

В первой главе «Бэла» повествование ведётся от имени старого знакомого Печорина, офицера Максима Максимыча.

В этой части герой проявляет себя как безнравственный человек, играющий с судьбами других. Печорин соблазняет и похищает дочь местного князя, попутно своровав у влюблённого в неё Казбича коня.

Спустя некоторое время, Бэла наскучивает Печорину, молодой человек разбивает девушке сердце. В конце главы её убивает из мести Казбич, а помогающий в преступлениях Печорину Азамат навсегда изгоняется из семьи. Сам Григорий Александрович лишь продолжает своё странствие, не чувствуя вины за произошедшее.

Повествование последующей главы «Максим Максимыч» ведёт некий штабс-капитан. Будучи знакомым с Максимом Максимычем, рассказчик случайно становится свидетелем его встречи с Печориным. И снова герой проявляет своё равнодушие: совершенно холоден юноша к своему старому товарищу, с которым не виделся многие годы.

«Тамань» — третья повесть в романе, представляющая собой уже записки в дневнике самого Печорина. В ней по воле судьбы молодой человек становится свидетелем контрабандистской деятельности. Девушка, участвующая в преступлении, заигрывала с Печориным, чтобы «убрать» его.

В эпизоде попытки утопления Печорина мы видим его отчаянную борьбу за жизнь, которая всё-таки ему дорога. Однако и в этой главе герой по-прежнему равнодушен к людям и их судьбам, которые в этот раз испорчены его невольным вмешательством.

В главе «Княжна Мери» главный герой раскрывается более подробно и разносторонне. Мы видим такие качества, как коварство и расчетливость в построении планов по соблазнению княжны Мери и дуэли с Грушницким.

Печорин играет с их жизнями в своё удовольствие, ломая их: Мэри остаётся несчастной девушкой с разбитым сердцем, а Грушницкий погибает в дуэли.

Григорий холоден в отношении всех людей в этом светском обществе, кроме своей давней знакомой Веры.

Некогда у них был мимолётный роман, но при новой встрече их чувства обретают вторую жизнь. Григорий и Вера тайно встречаются, однако её муж, узнав о наличии любовника, решает увезти её из города. Это событие заставляет молодого человека осознать, что Вера – любовь его жизни.

Григорий бросается вдогонку, но оказывается слишком поздно. В этом эпизоде главный герой раскрывается с совершенно новой стороны: как бы юноша ни был холоден и циничен, он тоже человек, даже его не может обойти стороной это сильнейшее чувство.

В последней части «Фаталист» герой показывается потерявшим малейший интерес к жизни и даже ищущим собственной смерти. В эпизоде спора с казаками за картами читатель видит некую мистическую связь Печорина с фатумом: Григорий и раньше предвидел события в жизни людей, а в этот рез предугадал смерть поручика Вулича.

Создаётся некое впечатление, будто молодой человек всё уже познал в этой жизни, которой ему теперь не жалко. Григорий произносит о себе следующие слова: «И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно».

Описание внешности Печорина

Григорий Александрович обладает достаточно привлекательной внешностью. У героя стройное крепкое телосложение при среднем росте.

Григорий обладает белокурыми волосами, нежной бледно-аристократической кожей, но тёмными усами и бровями. Одевался молодой человек по моде, выглядел ухоженно, однако ходил небрежно и лениво.

Из множества цитат, описывающих его внешность, наиболее выразительна о его глазах, которые «не смеялись, когда он смеялся! <…> Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Его взгляд всегда оставался спокойным, лишь иногда выражая некий вызов, наглость.

Сколько лет Печорину

На момент действий в главе «Княжна Мэри» ему около двадцати пяти лет. Погибает Григорий в возрасте около тридцати лет, то есть ещё молодым.

Происхождение и общественное положение Печорина

Главный персонаж романа имеет дворянское происхождение, родился и вырос в Санкт-Петербурге.

Всю свою жизнь Григорий относился к высшим слоям общества, поскольку являлся потомственным богатым помещиком.

На протяжении всего произведения читатель может наблюдать, что герой является военнослужащим и носит военное звание прапорщика.

Детство Печорина

Узнав о детстве главного героя, его жизненный путь становится понятным. Будучи маленьким мальчиком, в нём пресекались лучшие стремления его души: во-первых, того требовало аристократическое воспитание, во-вторых, его не понимали, герой с детства был одинок.

Подробнее о том, как происходила эволюция доброго мальчика в безнравственную социальную единицу, показано в таблице с цитатой самого Печорина:

Воспитание Печорина

Григорий Александрович получил исключительно светское воспитание.

Юноша умело говорит по-французски, танцует, умеет держаться в обществе, однако книг много не читал, да и свет ему скоро надоедает.

Большой роли родители в его жизни не играли.

По молодости герой пустился во все тяжкие: спускал большие деньги на развлечения и удовольствия, однако и это разочаровало его.

Образование Печорина

Об образовании главного героя романа мало, что известно. Читателю даётся понять, что он увлекался науками некоторое время, но и к ним потерял интерес, счастья они не приносят. После этого Григорий занялся имеющим популярность в обществе военным делом, которое также скоро ему наскучило.

Смерть Печорина в романе «Герой нашего времени»

О смерти героя читатель узнаёт из предисловия к его дневнику. Причина смерти остаётся нераскрытой. Известно лишь, что это произошло с ним по пути из Персии, когда ему было около тридцати лет.

Заключение

В данной работе мы кратко рассмотрели образ главного персонажа романа «Герой нашего времени». Характер и отношение к жизни героя остаются непонятными для читателя вплоть до эпизода, когда Печорин рассказывает о своём детстве.

Виной того, что герой стал «нравственным калекой» является воспитание, ущерб от которого сказался не только на его жизни, но и на судьбах людей, которым тот причинил боль.

Однако, каким бы жестокосердным ни был человек, ему не избежать настоящей любви. К сожалению, Печорин слишком поздно осознаёт её. Это разочарование оборачивается потерей последней надежды на нормальную жизнь и счастье героя.

Образ был создан М. Ю. Лермонтовым, чтобы показать потерю нравственных ориентиров поколения 30-х годов девятнадцатого века.

Тема: М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - роман о незаурядной личности. Загадки образа Печорина в повести «Бэла»

Цели:

    Образовательные:

1.1.Выявить особенности характера Печорина в ходе анализа повести и наблюдения над поведением героя, показать оценку образа героя рассказчиком, роль пейзажа в создании характера;

1.2. добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;

1.3. развивать умение учащихся работать с текстом;

    1. проверить осознание прочитанного;

      развивать умение учащихся самим задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

      развивать умение давать сравнительную характеристику действующим лицам;

      ввести термины: нравственность, проблема, легкомысленный, безответственный

    Развивающие:

    1. развитие логического мышления;

      развитие речевой деятельности- самостоятельных связанных высказываний в устной форме;

      следить за произношением учащихся;

      развивать навык чтения с губ;

      развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

    Воспитательные:

3.1. воспитать умение обдумывать действия, высказывать свое мнение, опираясь на межпредметные связи, формировать эстетическое восприятие.

3.2. воспитание честности, доброты, чувства долга и порядочности, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.

Оборудование : портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к повести «Бэла», отрывки из к/ф «Бэла».

Методические приемы: анализ текста, комментарий учителя, комментированное чтение.

Ход урока:

    Актуализация знаний.

Учитель: На предыдущем уроке мы начали разговор о романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

??? Давайте вспомним, что нового мы узнали?

(- историю создания;

- жанр;

- композицию).

    Формулирование темы урока и целей:

??? О чем на сегодняшнем уроке пойдет речь?

(- анализ повести «Бэла»;

- рассказ о личности главного героя романа Григория Александровича Печорина)

??? Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?

Тема: «Герой нашего времени» - роман о незаурядной личности. Загадки образа Печорина в повести «Бэла»

??? Какие цели можно поставить перед собой?

- выявить особенности характера Печорина

- получить первое представление о Печорине, разобраться в его поступках;

- составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла».

А также ответить на проблемный вопрос: ?Печорин. Кто ОН?

    Работа с эпиграфами:

К уроку я предложу вам несколько эпиграфов: это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума», слова Печорина из романа «Герой нашего времени», слова известного критика В.Г. Белинского, зачитайте их.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

«Дума» М.Ю. Лермонтов

Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение….

«Герой нашего времени» «Княжна Мери» М.Ю. Лермонтов

Этот человек несет свое страдание: бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.

В.Г. Белинский

Это эпиграфы к образу Печорина.

??? Какой из них больше подходит к образу героя, выберете для себя. В конце урока мы вернемся к ним.

    Работа по повести «Бэла».

    Продолжите фразу: «Я прочитал(а) повесть «Бэла» и …»

Учитель : Я вижу, что у вас возникло много вопросов, но пока нет на них ответов. Некоторые страницы вызвали у вас недоумение, сомнение.

Но главное - в центре нашего внимания Печорин (на доску вывешивается имя ПЕЧОРИН).

ПЕЧОРИН

Анализировать образ Печорина мы будем, используя необычный способ: СКВОЗЬ ПРИЗМУ.

??? А что такое призма?

Призма- геометрическая фигура. Устройство для преломления лучей.

Так же и мы поведение и поступки Печорина пропустим через сердце и душу героев как через призму.

Чтобы помочь вам лучше разобраться в содержании повести, лучше понять образ главного героя, мы с вами отправимся в путешествие на Кавказ, а нашим помощником будет М.Ю.Лермонтов. Наше путешествие начинается.

Кадры из худ. фильма № 1

Итак, 1837 год, Кавказ, Военно – Грузинская дорога.

??? По дороге мы знакомимся с кем?

(офицером, штабс – капитаном Максим Максимычем (На доску вывешивается имя МАКСИМ МАКСИМЫЧ)

МАКСИМ МАКСИМЫЧ

Что же мы о нём узнали? Кто хочет рассказать о Максиме Максимыче?

(Максим Максимыч казался лет пятидесяти: смуглый цвет лица показывал, что он давно знаком с кавказским солнцем; преждевременно поседевшие усы, не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду.

На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка; курил он из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро).

??? Посмотрим на Печорина глазами Максима Максимовича. Так каким же видит Печорина Максим Максимыч?

Характеристика Г.А.Печорина

Внешность

Офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был тоненький, беленький, на нём был мундир новенький.

Максим Максимыч о Печорине

«Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет...»

Печорин о себе

«Мне стало скучно: удовольствия – опротивели, общество – надоело, любовь – раздражала, сердце оказалось пусто, науки – тоже надоели»

«Жизнь пустее день ото дня».

«Во мне душа испорчена светом».

«Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...»

Вывод

Г.А.Печорин – виновник и жертва трагедии.

Он достоин сожаления (жалости, сострадания).

??? Поясните, в чём заключается странность Печорина?

Странность – необычность в поступках, привычках, взглядах

???? О какой черте характера Г.Печорина говорят эти строки?

1. «В дождик, в холод, целый день на охоте; все озябнут, устанут – а ему ничего…»

(сильный, выносливый).

    «В другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнями стукнет, он вздрогнет и побледнеет». (слабый, беззащитный; смятение, испуг)

    «…ходил на кабана один на один». (смелость, бесстрашие)

    «…бывало, по целым часам слова не добъёшься…» (молчаливый, неразговорчивый)

    «…зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха»

(весёлый, общительный)

ВЫВОД:

С одной стороны - сильный, выносливый, смелый, бесстрашный, общительный, весёлый

С другой стороны – слабый, беззащитный, смятение, испуг, молчаливый, одиночество

???? О чём это говорит? (О противоречивом характере)

??? А как проходила жизнь Печорина в крепости, как Максим Максимыч решил развлечь Григория Александровича? (решил пригласить на свадьбу к знакомому князю, где Печорину понравилась дочь князя Бэла).

Кадры из худ. фильма № 2

5.Работа в группах

Для дальнейшей работы вам надо выбрать цветные листочки (листочки следующих цветов: белый, черный, желтый, красный)

Обучающиеся выбирают цветные листочки.

????? А теперь объединитесь по цвету, т. о. у нас получились группы.

Задание: рассказать, как развивались взаимоотношения Печорина и Бэлы. Но каждая группа рассказывает со своей точки зрения.

1 группа – БЕЛЫЙ

Вы выбрали белый цвет. Белый цвет наводит на мысль о бумаге, о белом чистом листе бумаге. В этом режиме мышления нас интересуют только факты, т. е. на всё мы смотрим только с точки зрения фактов и цифр. Вы рисуете картину взаимоотношений героев БЕСПРИСТРАСТНО.

Примерный ответ: Итак, Печорин, увидев на свадьбе, куда они были приглашены с Максимом Максимычем, Бэлу, был пленён её необычной красотой и той таинственностью, которая заставила его задуматься над возможностью покорить сердце Бэлы.

Найдя подход к Азамату, брату Бэлы, пообещав ему в обмен на сестру коня Казбича Карагёза, о котором давно мечтал Азамат, Печорин без особых усилий получает Бэлу.

Чтобы расположить к себе Бэлу, Печорин употребляет все средства: задаривает её подарками, предлагает отпустить домой, если она любит другого, умоляет полюбить его, угрожает, наконец, что уедет навсегда и будет искать смерти под пулями.

Печорин добился своего: Бэла полюбила его, но сам Печорин очень скоро охладел к ней (прошло всего 4 месяца). Грусть и упрёки Бэлы вызывали в нём только раздражение.

Бэла узнаёт, что Казбич убил её отца. Однажды, когда Бэла вышла из крепости прогуляться до речки, её подкараулил Казбич, увёз, а когда увидел, что его настигают Печорин и Максим Максимыч, нанёс Бэле смертельный удар кинжалом. Через два дня Бэла умерла.

Максим Максимыч и Печорин похоронили Бэлу. Казбича и Азамата больше не видели. После этого Печорин уезжает, а Максим Максимыч остаётся. Вот и вся несложная и довольно обычная история горянки и русского офицера. Только так она и могла закончиться.

2 группа – КРАСНЫЙ

Красный цвет позволяет нам взглянуть на всё произошедшее только на ЭМОЦИОНАЛЬНОМ уровне.

Примерный ответ: Любовь – самое прекрасное чувство, её нельзя одобрить или осудить. Ведь это замечательно, что Печорин полюбил Бэлу. В неё невозможно было не влюбиться: «высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу», – говорит Максим Максимыч. «Как она пляшет! Как поёт! А вышивает золотом – чудо!» – расхваливает её Азамат.

Печорин – молодец! Он знает, как подойти к женщине, как добиться её расположения. Им можно только восхищаться. Щедрость его не знает границ – он завалил Бэлу подарками. Он красноречив, тонок в обращении, умён, находчив, он из тех мужчин, которые всегда нравятся женщинам.

Бэла, действительно, удивительная: она плачет и смеётся, грустит и пляшет, в страхе за жизнь Печорина вскакивает и бросается ему на шею. Упрекает Печорина, что он разлюбил свою «джанечку», но в то же время «так похорошела, что чудо».

Разлюбил ли Печорин Бэлу, нет, но любит спокойнее, холоднее, ему уже мало любви Бэлы, чтобы заполнить жизнь. Но это и понятно: любовь не бывает всегда одинаковой, она развивается, меняется.

Любовь Печорина к Бэле закончилась трагически. Но любовь и смерть всегда очень близко находятся друг от друга. Ах, как переживал Печорин: побледнел, похудел, но нельзя же вечно страдать – жизнь есть жизнь. Нам кажется: такой человек, как Печорин, обязательно встретит на своём пути другую любовь и будет счастлив. В жизни всё слито воедино: и радости, и страдания. Человек эмоционален по своей природе, следовательно, всевозможные движения души ему свойственны.

3 группа – ЧЕРНЫЙ

Посмотрим на события сквозь чёрные очки и увидим, что всё очень ПЛОХО и ТРАГИЧНО. Нет ни одного светлого момента в отношениях Печорина и Бэлы.

Примерный ответ :

Конечно, Печорин Бэлу не любил и не мог полюбить. Из этих отношений никогда бы ничего не получилось: слишком они разные, многое их разделяет. Печорин тяготится их отношениями сразу же после похищения Бэлы. Слишком много энергии он затратил, чтобы завоевать её расположение. Любовь – всегда страдание, трагедия.

Печорин страдает сначала от любви к Бэле, потом от разочарования в любви, потом от навязчивости Бэлы, потом о том, что потерял свободу. Нам кажется, что он был рад, когда освободился из плена отношений с Бэлой.

Бэла во всей этой истории тоже выглядит недостойно: кокетничает с русским офицером, нарушая обычаи своего народа, уж слишком быстро уступает Печорину, униженно говорит: «Я твоя пленница… твоя раба… ты меня можешь принудить…». А Печорина привлекает не раба, а гордая женщина.

Слишком быстро Бэла забывает брата, недолго плачет об отце, жалеет, что она не христианка, т.е. желает отказаться от своей веры.

Печорин не очень грустил о Бэле. «Его лицо ничего не выражало особенного», а на утешения Максима Максимыча отреагировал в духе его характера: «поднял голову и засмеялся»Он уезжает и забывает эту историю. Так оно и должно было быть.

4 группа – ЖЕЛТЫЙ

Как страшно было бы жить на свете, если бы все люди носили всегда только чёрное, были пессимистами. Но, к счастью, в жизни, кроме тени, есть ещё и солнце, и кроме злобы, есть добро. И в самой мрачной ситуации можно увидеть что-то ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ. Посмотрим на желтый цвет, цвет солнца, а солнце бывает даже там, где когда-то была тень.

Примерный ответ:

Что же положительного в отношениях Печорина и Бэлы. Во-первых, появление в его жизни Бэлы создало хоть какую-то цель. Мы верим, что Бэла, пусть на время, но составила его счастье. А человек должен когда-то ощущать себя счастливым.

Печорин нуждается в любви молодого чистого существа, это чувство обогатит его внутренний мир, очистит душу, заставит думать не только о себе. «Да, они были счастливы», – говорит Максим Максимыч. Четыре месяца всё шло хорошо: Печорин даже на охоту не ходил, сидел возле Бэлы.

В Печорине проснулись чувства, о которых он, может быть, раньше и не знал: сострадание, жалость, нежность; болезнь и смерть Бэлы наполнили всё его существо заботой и любовью.

Его горе искренно, хоть и не похоже на обычное проявление человеческих чувств. Мы думаем, что у него появилось и чувство раскаяния: он долго был болен, похудел и побледнел. Эта история раскрыла лучшие качества души Печорина.

Любовь Бэлы к Печорину тоже демонстрирует её лучшие человеческие и женские черты. Её поведение во всей этой истории заставляет Максима Максимыча, который был невысокого мнения о горянках, «уважать себя, а вместе с собой и женщин своего народа». Бэла умеет любить горячо и навечно: Печорин один составляет смысл её жизни. Так любить может не каждая девушка. Бэла смогла победить Печорина: неграмотная дикарка, жившая одной любовью, подчиняющаяся повелителю-возлюбленному, перед смертью оказывается гордой женщиной, полной человеческого достоинства.

??? Такой метод наблюдений над одной и той же ситуацией ЧТО дает нам? Сделайте вывод?

ВЫВОД: Мы посмотрели на одну и ту же ситуацию со всех сторон. Все мы разные и это важно учитывать мнение каждого, выслушать каждого.

Вернемся к главному герою - Григорию Александровичу Печорину.

??? Стикерами обозначьте по одной главной черте героя. Обоснуйте свой выбор (На доску с именем ПЕЧОРИН клеим стикеры).

Задание: Составьте таблицу противоречий характера Печорина, в которой отразите, какие черты героя импонируют вам, а какие отталкивают.

Бесстрашие

Способность на пылкое, глубокое чувство

Доброта, внимательное отношение (при желании) к другому человеку

Авантюризм

Непостоянство

Быстрая смена настроения

Эгоизм

Равнодушие

Кадры из худ. фильма № 3 (Включить на 2 мин. 34 сек.)

ВЫВОД: Вот у нас получился портрет Печорина с противоречиями в характере. Кто же Печорин?

На этот вопрос вы найдете ответ, прочитав весь роман.

Учитель: В конце урока я хотела бы зачитать стихотворение Маргариты Мысляковой «Читая «героя нашего времени»

Как может человек быть чёрен
и отвратителен до боли!
Нет, мне не нравится Печорин,
чей образ проходили в школе.

Хочу, чтоб люди были белы,
мужчины чтоб, по крайней мере,
не покидали бедной Бэлы,
не унижали нежной Мэри.

И так мечтается порою
свой тезис утвердить реально:
плохого Лермонтов героя
нарисовал, пусть гениально.

Но мир моей оценки тесен,
подход мой не совсем привычен.
Печорин, скажут, интересен,
Печорин, скажут, симпатичен!

Ответьте прямо, без обмана:
тип положительный в ходу ли?
Герои добрые в романах
скучны порою и ходульны.

И взгляд читательский зашорен,
весь подчинённый острым темам.
И многим нравится Печорин –
непросветлённый этот демон.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ. РЕФЛЕКСИЯ.

    Вот такой портрет Печорина у нас получился. Какой эпиграф вы выбрали бы к нашему уроку? Изменился ли он после того, как прошел урок?

    Итак, мы рассмотрели образ Печорина через призму других героев и нас читателей, кому-то он нравится, кто-то понимает его, а кто-то относится к нему отрицательно, обвиняя во всех преступлениях. Однако мы не можем судить о Печорине только по одной главе. Может быть, анализируя следующие главы романа «Герой нашего времени», вы поменяете свое отношение к герою, а может и нет.

Выставление оценок.

Домашнее задание: прочитать повести «Максим Максимыч», «Тамань». Ответить на вопрос: что нового из этих повестей мы узнаем о Печорине?

"Бэла" - Портрет Печёрина глазами Максима Максимыча: "Молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький" "Славный был малый, только немножко странный" Мог непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от сквозняка; в одиночку ходил на кабана, но "ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет"; мог молчать часами, а мог и быть душой компании Умеет играть на слабостях людей. Использует любовь Азамата к деньгам и желание иметь коня Казбича для достижения своей цели (похищение Бэлы) Упрям, эгоистичен, идет на поводу своих желаний. Пытается завоевать любовь Бэлы во что бы то ни стало, заключает с Максимом Максимычем пари. На упрек о Бэле от-вечает: "А коли она мне нравится?

" "Видно, в детстве был маменькой избалован" (Максим Максимыч о Печорине) Имеет переменчивую натуру, не может найти свое место в жизни. "Невежество и простосердечие" Бэлы надоели Печорину, как ранее «кокетство светских дам". Ему "скучно" Ипод "чеченскими пулями" . Считает выходом для себя путешествия в экзотические страны - Америку, Индию, Аравию.

"Авось где-нибудь умру на дороге" Остаётся загадочной фигурой для Максима Максимыча. Максиму Максимычу непонятна реакция Печорина на смерть Бэлы - в ответ на утешения Печорин смеется.

"Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи" "Максим Максимыч" Портрет Печорина глазами автора-повествователя Привлекательная внешность, крепкое телосложение "Стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными" Аристократические черты. Тонкие бледные пальцы, нежная кожа, бледный, благородный лоб. "Несмотря па светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке" Неуловимость образа "С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать" Необыкновенные глаза. Глаза Печорина не смеялись, когда он смеялся - "признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти".

Блеск его глаз "ослепительный, но холодный". "Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе пеприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзкий, если б не был столь равнодушно спокоен» "Тамань" Трагичность личности Печорина - в разрыве между разумом и чувствами. Символична в этой связи в финале "Тамани" фигура брошенного всеми, плачущего слепого мальчика Янко.

В таком же положении оказывается и Печорин, когда живая жизнь, поманив, оставляет его ни с чем

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

Тест по произведению

«Герой нашего времени» - самое известное прозаическое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Во многом оно обязано своей популярностью своеобразию композиции и сюжету и противоречивости образа главного героя. Разобраться с тем, чем же так уникальна характеристика Печорина, мы и попробуем.

История создания

Роман был не первым прозаическим произведением писателя. Еще в 1836 году Лермонтов начинает роман о жизни петербургского высшего общества - «Княгиня Лиговская», где впервые возникает образ Печорина. Но из-за ссылки поэта произведение не было закончено. Уже на Кавказе Лермонтов вновь принимается за прозу, оставляя прежнего героя, но меняя место действия романа и название. Это произведение и получило название «Герой нашего времени».

Публикация романа начинается с 1839 года отдельными главами. Первыми в печать выходят «Бэла», «Фаталист», «Тамань». Произведение вызвало множество негативных откликов критиков. Связаны они в первую очередь были с образом Печорина, который воспринимался как клевета «на целое поколение». В ответ Лермонтовым выдвигается своя характеристика Печорина, в которой он называет героя собранием всех пороков современного автору общества.

Жанровое своеобразие

Жанр произведения - роман, раскрывающий психологические, философские и социальные проблемы николаевских времен. Этот период, наступивший сразу после разгрома декабристов, характеризуется отсутствием значимых социальных или философских идей, которые смогли бы воодушевить и сплотить передовое общество России. Отсюда и чувство ненужности и невозможности найти свое место в жизни, от которого страдало молодое поколение.

Социальная сторона романа звучит уже в названии, которое пропитано лермонтовской иронией. Печорин, несмотря на свою незаурядность, не соответствует роли героя, не зря его в критике часто называют антигероем.

Психологическая составляющая романа в том огромном внимании, которое автор уделяет внутренним переживаниям персонажа. При помощи различных художественных приемов авторская характеристика Печорина превращается в сложный психологический портрет, в котором отражается вся неоднозначность личности персонажа.

А философское в романе представлено рядом извечных человеческих вопросов: зачем существует человек, что он собой представляет, каков смысл его жизни и т. п.

Кто такой романтический герой?

Романтизм как литературное направление возник в XVIII веке. Его герой - в первую очередь неординарная и уникальная личность, которая всегда противопоставлена обществу. Романтический персонаж всегда одинок и не может быть понят окружающими. Ему нет места в обычном мире. Романтизм деятелен, он стремится к свершениям, приключениям и необычным декорациям. Именно поэтому характеристика Печорина изобилует описанием необычных историй и не менее необычными поступками героя.

Портрет Печорина

Изначально Григорий Александрович Печорин - это попытка типизировать молодых людей поколения Лермонтова. Каким же получился этот персонаж?

Краткая характеристика Печорина начинается с описания его социального положения. Итак, это офицер, который был разжалован и сослан на Кавказ из-за какой-то неприятной истории. Он из аристократической семьи, образован, холоден и расчетлив, ироничен, наделен незаурядным умом, склонен к философским рассуждениям. Но куда применить свои способности, он не знает и часто разменивается по мелочам. Печорин равнодушен к окружающим и себе, даже если его что-то захватывает, то он быстро остывает, как это было с Бэлой.

Но вина в том, что такая незаурядная личность не может найти себе места в мире, лежит не на Печорине, а на всем обществе, так как он типичный «герой своего времени». Социальная обстановка породила таких как он.

Цитатная характеристика Печорина

Высказываются о Печорине в романе два персонажа: Максим Максимович и сам автор. Также здесь можно упомянуть и самого героя, который пишет о своих мыслях и переживаниях в дневнике.

Максим Максимыч, простодушный и добрый человек, описывает Печорина так: «Славный малый… только немножко странен». В этой странности весь Печорин. Он совершает нелогичные поступки: охотится в непогоду и сидит в ясные дни дома; идет на кабана в одиночку, не дорожа своей жизнью; может быть молчаливым и хмурым, а может стать душой компании и рассказывать смешные и очень интересные истории. Максим Максимович сравнивает его поведение с поведением избалованного ребенка, который привык всегда получать желаемое. В этой характеристике отразились душевные метания, переживания, неспособность справиться со своими чувствами и эмоциями.

Авторская цитатная характеристика Печорина весьма критична и даже иронична: «Когда он опустился на скамью, то стан его согнулся... положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах... В его улыбке было что-то детское…» Лермонтов нисколько не идеализирует своего героя, видя его недостатки и пороки.

Отношение к любви

Бэлу, княжну Мэри, Веру, «ундину» сделал своими возлюбленными Печорин. Характеристика героя была бы неполной без описания его любовных историй.

Увидев Бэлу, Печорин считает, что наконец-то полюбил, и вот то, что поможет скрасить его одиночество и избавить от страданий. Однако проходит время, и герой понимает, что ошибся - девушка лишь на краткое время развлекла его. В безразличии Печорина к княжне проявился весь эгоизм этого героя, его неспособность думать о других и чем-то жертвовать ради них.

Следующей жертвой неспокойной души персонажа оказывается княжна Мэри. Эта гордая девушка решается переступить через социальное неравенство и первая признается в любви. Однако Печорин пугается семейной жизни, которая принесет покой. Герою этого не надо, он жаждет новых переживаний.

Краткая характеристика Печорина в связи с его отношением к любви может свестись к тому, что герой предстает жестоким человеком, неспособным на постоянные и глубокие чувства. Он причиняет только боль и страдания как девушкам, так и себе.

Дуэль Печорина и Грушницкого

Главный герой предстает противоречивой, неоднозначной и непредсказуемой личностью. Характеристика Печорина и Грушницкого указывает на еще одну яркую черту персонажа - желание развлечься, поиграть судьбами других людей.

Дуэль в романе стала попыткой Печорина не только посмеяться над Грушницким, но и провести своего рода психологический эксперимент. Главный герой дает возможность поступить своему оппоненту правильно, проявить лучшие качества.

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого в этой сцене не на стороне последнего. Так как к трагедии привела именно его подлость и желание унизить главного героя. Печорин же, зная о заговоре, пытается дать возможность Грушницкому оправдаться и отступить от своего замысла.

В чем трагедия лермонтовского героя

Историческая действительность обрекает на крах все попытки Печорина найти себе хоть какое-то полезное применение. Даже в любви он не смог найти себе место. Этот герой совершенно одинок, ему сложно сближаться с людьми, открываться им, впускать в свою жизнь. Сосущая тоска, одиночество и желание найти себе место в мире - вот характеристика Печорина. «Герой нашего времени» стал романом-олицетворением величайшей трагедии человека - невозможности найти себя.

Печорин наделен благородством и честью, что проявилось при дуэли с Грушницким, но в то же время в нем главенствуют эгоизм и безразличие. На протяжении всего повествования герой остается статичным - он не эволюционирует, его ничего не может изменить. Лермонтов словно стремится этим показать, что Печорин практически полутруп. Его судьба предрешена, он уже не жив, хотя до конца еще и не мертв. Именно поэтому главный герой не заботится о своей безопасности, он бесстрашно бросается вперед, потому что ему нечего терять.

Трагизм Печорина не только в социальной ситуации, которая не позволила ему найти себе применения, но и в неспособности просто жить. Самоанализ и постоянные попытки осмыслить происходящее вокруг привели к метаниям, постоянным сомнениям и неуверенности.

Вывод

Интересна, неоднозначна и весьма противоречива характеристика Печорина. «Герой нашего времени» стал знаковым произведением Лермонтова именно благодаря столь сложному герою. Вобрав в себя черты романтизма, социальных перемен николаевской поры и философских проблем, личность Печорина оказалась вне времени. Его метания и проблемы близки и сегодняшней молодежи.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме