Какое настроение создает картина кустодиева масленица. “Масленицы” Кустодиева. Три картины на один сюжет. Что изобразил художник

Борис Михайлович Кустодиев – великий мастер, воспевающий русскую жизнь, русский быт, русскую душу. Более всего душа русского народа раскрывалась во время всеобщих гуляний. Особенно привлекала художника исконно-русская традиция празднования Масленицы. Именно в такие дни всеобщих всенародных гуляний происходит объединение столь многоликого народа русского. Здесь точно на ярмарке всё перемешивалось, кружилось точно яркая карусель.

Кустодиев в разное время своего творчества создавал целую серию картин, объединённых общей темой празднования Масленицы . В 1919 году Б.М. Кустодиев пишет очередное полотно под названием «Масленица (Масленичное катание)». Масленичные гулянья изображены в этой работе наиболее ярко, плотным, густым потоком радостной волны шумных разговоров, отрывистых взглядов, громкого смеха и сияющих, разгорячённых лиц. Для работы характерна атмосфера обилия снега, обилия народа. Своего рода, рождается эффект избыточности. Избыток красок, звуков, различных бакалейных увеселений. Всё это создаёт пёструю декоративную картинку, похожую на пышное очень редкое и очень красивое украшение. Празднование происходит на центральной площади одного из небольших провинциальных городов России. Об этом можно судить по тому множеству всевозможных лавок, которые развернулись вокруг. Есть тут и булочная, и фрукты, и бакалеи, торгующие сыром и икрой, а кроме того, театр. Пейзаж городской, весёлый, масленичный занесён снегом и инеем. Вокруг каждой лавчонки толпится народ, кто-то играет на гармони, покупает разноцветные воздушные шары, спорит, сплетничает, торгуется, словом отчаянно веселится, забыв обо всём. Центральным мотивом полотна можно назвать масленичное катание на лошадях, в котором заключён тонкий культурный символ сравнения Руси и тройки. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает…» — вопрошал ещё Н.В. Гоголь, имея в виду безудержность, дикую силу, мощь Руси. И над всем этим, как и во многих других работах Кустодиева возвышается образ собора и бледное, как будто светящееся изнутри небо. Крупные образы заиндевевших, покрытых плотной снежной шапкой деревьев рождают поэтическое ощущение «чудного града», образ которого сливается в единое общее состояние веселья, беззаботного смеха, песен, игр и сильного задора масленичных катаний.

Полотно «Масленица (Масленичное катание)» очень интересно рассматривать, изучать, столь детализировано и искусно выписана работа. Картина несёт в себе и возбуждает в нас своеобразный перехлёст эмоций, восторг, интерес, заражает нас волшебством праздника, пробуждая совсем детскую радость от прихода весны.

Таким образом, получилось довольно сложное, «перегруженное» деталями и образами сюжетное полотно, напоминающее сказочную иллюстрацию, для которой характерны гротеск, особый, слишком декоративный язык, обилие украшений, деталей, скрытых загадок, неявных аллегорических смыслов.

Картина «Масленица» написана в стиле , русским художником Кустодиевым Б.М. в 1916 г. Все действия на картине происходят на главной площади провинциального городка.

Сочинение по картине Кустодиева «Масленица» − 5 класс

Вариант 1

Темой картины Кустодиева «Масленица» стало изображение народного гулянья. На фоне зимнего пейзажа изображены спешащие на главную площадь городка люди. Они едут в санях, запряженных в лошадей. Веселая праздничная атмосфера царит кругом.

Центральное место занимает пара красивых статных коней, запряженных в красивые росписные сани. На одном из них хорошо видно золоченую узорчатую дугу. Сидящие в санях тоже спешат на праздник. Видно, что людей в них немало, есть и женщины. Мужчина управляет лошадьми.

Еще, на дальнем плане красуется в окружении деревьев церковь. Так же, видны на картине и дома, и другие городские строения. И, чем дальше их изображение, тем, кажется они все больше сливаются с виднеющимися вдалеке снежными просторами.

Интересен и сам пейзаж. Оттенки неба – золотистые с едва заметным бледно-голубым отливом и розовыми облаками в центре его. На этом фоне зимнего неба видны стайки птиц, взмывших вверх. Снежные сугробы на картине – белесо-голубоватого оттенка с небольшим бледно-розовым отблеском. На них видны следы лошадей.

Стоят, красуясь кругом серебристые от снега деревья. С левой стороны от центрального изображения саней с лошадьми и народом, крупным планом изображены березки. Они стоят на заснеженном холме, который ниже оцеплен в круг небольшими деревцами. За этой возвышенностью и видны карусель и толпящийся народ.

По правой стороне – еще несколько деревьев, которые художник выделил из общего фона, нарисовав их крупнее. Возле них – несколько человек. Остальные же деревья нарисованы небольшими. Но, видно, что их очень много. Из-за деревьев выезжают сани. Деревья есть и на площади, где веселится народ. И, по всему городку раскиданы они в своих зимних нарядах. Сливаются они с общим пейзажем.

Вариант 2

Масленица в творчестве художника - самая часто встречающаяся тема, одна из его любимых. В разные годы Кустодиевым было написано несколько картин, посвященных этому русскому празднику (в период с 1916 по 1920 годы).

Как известно, Масленица - традиционный праздник у славянских народов, предваряющий Пасху и знаменующий собой приход весны. Испокон веков Масленица отмечалась широко русским людом в течение целой недели, каждый день которой имел свои традиции и обычаи. На полотне Кустодиева изображен, надо полагать, самый ярко празднуемый день - четверг.

Художник ставит цель изобразить собирательный образ ликующей России, ибо праздник объединил всех горожан, какие-либо рамки и условности стираются - здесь и зажиточные купцы, и мелкие торговцы-бакалейщики, и галдящая ребятня, бегущая вслед резвым тройкам с бубенцами, и толпы зевак, собравшихся у театра в ожидании начинающегося представления. Только русская душа, отбросив все тяготы нелегкой жизни, может гулять и радоваться так широко и беззаботно.

В картине легко узнаются символы-атрибуты праздника. Если полотно мысленно разделить на три части, в каждой можно найти нечто многозначное. Слева изображено все то, что связано с трапезой: об этом говорят на зданиях таблички с манящими названиями - “Булочная”, “Сыр и икра”, трактир, где сквозь окна виднеются столы, ломящиеся от яств.

В литературе символика поедания и трапез-пиров “на весь мир” достаточно часто встречающееся явление. Подтекст такого авторского хода говорит сам за себя. Карнавалы и гуляния, где все только и занимаются, что поеданием пищи - не что иное, как отвлечение от окружающих событий, не всегда позитивных (картина написана в 1919 году - в послереволюционный период).

Следующий план - справа открывают ярко-красная вывеска “Театр” возле здания, крыша которого напоминает купол цирка, и объявление на стене с четко различимым словом “Борьба” в заглавии. Здесь уже автором дается отсылка к традиции на масленичную неделю устраивать бои и представления, считалось, что таким образом нужно выпустить “пар”, избавиться от всего негатива, накопившегося за зиму и открыть себя новой жизни. Кульминационным символом всего этого действа является церковь.

Церковь на Руси имела колоссальное значение, ни в одном населенном пункте не допускалось ее отсутствие. Это центростремительная сила, это все то, что сплачивает людей в непоколебимой вере. Церковь стоит на пригорке, как бы наблюдая, давая “добро” на празднование. Масленица все же - истинно христианский праздник. И даже нечто большее - это надежда на возрождение жизни, это чистота мыслей и устремлений, это очищение и духовное и физическое перед предстоящим празднованием Великой Пасхи.

Подобные праздники, посвященные проводам зимы, характерны не только для русских - и у других народов существуют аналоги. Но ту любовь и тот колорит, что в полной мере переданы Кустодиевым в “Масленице” нигде больше не встретишь.

Вариант 3

Передо мной картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица». Художник изобразил , когда отмечают Масленицу. Это народный праздник проводов зимы. В этот день люди гуляли, отдыхали, ели блины. Масленица – очень весёлый и красивый праздник.

На переднем плане картины я вижу людей, нарядно одетых, увлечённо о чём – то беседующих. Тут же едет тройка лошадей, которой управляет ямщик. Лошадки очень красиво смотрятся на белоснежном снегу. Они богато украшены: сбруя с бубенцами, дуга с колокольчиками, красные попоны. Вдали скачут белые лошади, они везут сани с двумя седоками. Вокруг много народа. Кто – то собрался в гости, другие идут за покупками. Большая толпа около здания театра: люди пришли посмотреть на выступление борцов. Работают магазины, продуктовые лавки, в которых идёт бойкая торговля.

На заднем плане изображено здание храма. Оно красиво смотрится на фоне снега и деревьев, покрытых инеем. Вообще на картине очень много снега. Он везде: на крышах домов, на деревьях, земле. Обилие снега делает это полотно таким зимним, нарядным, ярким. Кажется, сейчас подует ветер, и с деревьев посыплется колючий снежок.

Б.М. Кустодиев использовал яркие краски для написания картины. Это жёлтая, розовая, коричневая, белая краски. Они создают атмосферу праздника и веселья. Ведь впереди весна, и значит, скоро вся природа оживёт после зимнего сна. Потекут ручьи, деревья покроются листвой, будет ярко светить солнце. А пока люди прощаются с зимой, веселятся, мирно беседуют и ходят друг к другу в гости!

Мне картина «Масленица» очень понравилась. Глядя на неё, хочется оказаться на этой площади и окунуться в атмосферу народного гуляния.

Сочинение по картине Кустодиева «Масленица»

«Масленица» - сочинение по картине для 7 класса

Вариант 1

Масленица, проводы зимы – это исключительно русский праздник, который отражает национальный дух. Этот дух постарался передать в своей картине Кустодиев.

На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Рядом торгуют купцы и прохаживаются знатные горожане. Веселье проходит бурно и беззаботно, а на заднем фоне виднеются купола церквушки. Такое соседство не случайно, так как церковь является символом православия на Руси. Она охраняет страну и ее население от всяческих бед, наставляет на путь истинный. Наверное, из-за этого к церкви на картине идут люди, которые предпочли отдохнуть душой в этом чудесном месте.

Для изображения гуляний и торговых рядов художник выбрал яркие краски: зеленые и красные узоры на санях, на фасадах зданий. А вот церковь нарисована светлыми красками – и находится она в окружении белоснежных деревьев. Такие цвета выбраны не случайно, так как они передают отношение к вере и к справедливости. Фактически, белый цвет – это символ чистоты и доброты, которой славятся русские.

Картина Кустодиева «Масленица» - это отображение быта русского народа и погружение в его историю. Мне очень понравилось это полотно своей теплотой и неповторимостью, поэтому захотелось узнать больше о народных традициях. Надеюсь, это поможет лучше понять историю родной страны.

Вариант 2

Русский художник Борис Кустодиев написал несколько картин связанных с темой народного гулянья, праздником, проходящим перед Пасхой – Масленицей. Это одно из традиционных и любимых торжеств на Руси, предвещающий приход весны.

Масленицу отмечали целую неделю, каждый день имел свои особые правила и обычаи. В своих работах Кустодиев умело передает характер русской души: ее широту, умение веселиться и радоваться, а также колорит праздника, стирающего все сословия. Здесь можно увидеть зажиточных купцов, простой люд, конечно же детей. Погода тоже соответствует настроению людей. Выдался светлый солнечный денек.

Все деревья белые от инея. Небо в ярких голубых и бирюзовых тонах. По-видимому, выпал новый снежок, его белизна освежает картину. Слева расположились магазины, лавки и трактир. Об этом говорят вывески: «Сыр и икра», «Булочная». Через большие окна трактира просвечивают столы и стулья. Неподалеку, прямо на улице расположился мелкий торговец. Он предлагает леденцы для детей, глиняные свистульки. Справа весит яркая вывеска – «Театр». Его крыша выполнена в виде купола. Здание украсили гирляндой из разноцветных флажков. С торца на нем висит афиша, где выделено слово – «Борьба».

В традиции праздника входили кулачные бои. Еще с давних времен было принято показывать богатырскую удаль и силу мужчин. Рядом с театром карусель. На ней любили кататься взрослые и дети. На пригорке расположилась церковь, которую украшают купола. Вера объединяла всех людей. Тем более Масленица – это православный праздник. За ним будет следовать Великий Пост и праздник рождения новой жизни – Пасха.

Какое же гулянье без лошадей с бубенцами! Поэтому Кустодиев их расположил на передний план своей работы. Перед нами тройка лошадей, в санях которой много веселых и ликующих людей. Рядом ведут беседу два пожилых купца, неподалеку от них две женщины и мужчина. Художник правдиво передал колорит и настроение гулянья.

По-видимому, Масленица - это был его любимый праздник. Глядя на полотно можно в реальности представить то, что там изображено: услышать звон колокольчиков, звуки гармошки и радостные разговоры собравшихся горожан.

Вариант 3

Для многих зимний праздник – масленица, который предвещает наступление весенней поры, является одним из любимых. Проводить зиму люди приходят с радостью и веселым настроением. Вот такое ликование, веселость и задор показал нам в своей картине художник Кустодиев «Масленица».

Посмотрите на картину. Художник изобразил на ней дома, театр и народ, который забавляется и веселится на празднике. Если немного пофантазировать и на время мысленно переместиться на зимний праздник, то можно услышать звонкие голоса торговцев, предлагающие купить свои сувениры.

Любите участвовать в конкурсах? На масленичном гулянии их – на любое предпочтение. Ваше старание обязательно вознаградится сладкими леденцами в форме зверюшек. А вот и веселые шуточные песни под гармошку. Как здорово запевают и девушки, и юноши. А может, прокатимся в санях, которые запряжены в тройку лошадей?

Обратите внимание на людей, которых художник нарисовал на картине «Масленица». Все они одеты в яркие богатые костюмы. На женщинах – дорогие шали и полушубки, на мужчинах – меховые тулупы и шапки. Видно, что празднование пришлось на холодный денек, ведь на многих – рукавицы, а в воздухе чувствуется морозная свежесть. Но о том, что весна уже близко, говорят нам солнечные лучи, раскинутые по всей картине.

Краски, которые использует в полотне Кустодиев, отличаются яркостью и насыщенностью. Заметно виден контраст между снегом и узорными санями, выразительность картине придают и сочно окрашенные дома. Все это передает великолепную атмосферу зимнего торжества и прекрасное настроение, которым художник делится со зрителями.

Есть на картине еще один важный момент. Видите, на полотне нарисована церковь? Возможно, Кустодиев напоминаем нам о том, что вслед за масленицей наступает великий пост. Кроме того, церковь с золотыми сверкающими куполами – это знак защиты русского народа от разных невзгод.

В совокупности все детали на картине символизируют справедливость, чистоту и веру, которые во все времена были свойственны русской душе.

Описание картины «Масленица»

Вариант 1

Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев, написавший знаменитую картину “ ”, несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести. Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920. Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.

Это тяжелое время для России, вынужденной принять участие в Первой мировой войне. Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти. Но после операции, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни. Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.

Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.

Картина Кустодиева Масленица - значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма и неким примитивизмом живописных мазков, тем не менее восприятие его красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение.

Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне великого поста. Празднование встречи весны и проводов зимы проводили в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Заканчивались масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

Масленница 1916 г. Мини Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех.

Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. , который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала.

Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Веселье, русская удаль - все это изображено живописцем в собирательном образе - народного праздника. Размер полотна 89 на 190,5 см, 1916 г. Находится картина в Русском музее, в городе Петербурге.

Вариант 2

Один праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью.

Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса.

Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев: расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви - символ православия. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Это выражает его отношение к вере. Размер холста 71 на 98 см., находится в Петербурге, в музее квартире И. Бродского

Масленница 1920 г. КустодиевВ 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» - это быт народа России и его многовековая история. Художник разворачивает перед нами увлекательнейшие рассказы с мельчайшими подробностями, в многофигурных композициях, окрашенных восхищением и его неуловимой иронией.

В народе этот праздник очень славился народными забавами и красочными ярмарочными балаганами. Это похоже на карнавал, на фоне высокой церкви, где все так декоративно: неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, кто-то торгует только, что выпеченными пирожками, лихо мчатся кони, весело позвякивая золотистыми бубенцами.

На переднем плане дети катаются на санках. Кажется, даже природа принарядилась по такому случаю разукрасив инеем деревья, радуя горожан своей по весеннему солнечной, но еще морозной погодой. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка, перекликающееся с лубочным народным искусством. Размер картины составляет 69х90 см, нахождение картины неизвестно.

В картинах, которые посвящены массовому гулянью, художник стремился отметить бесшабашный и удалой вихрь эмоций. Чаще всего это выражалось в изображении мчащейся русской тройке. В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны, по композиции, напоминая уникальные русские шкатулочки.

Многие картины Кустодиева написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства. Возникает ощущение, что уклад патриархальной российской жизни ушел в прошлое. Сюжет таких картин часто связан с праздничными образами в российской живописи. Кустодиев передает наиболее яркую сторону жизни, в которой присутствует свет, веселье, счастье. А Масленица – массовый праздник, с участием людей независимо от их сословия и материального достатка.

Живопись Кустодиева с каждым новым произведением делается более красочной, становясь поистине национальной. Она несет в себе заряд удивительной энергии, лучезарного ощущения полноты жизни. Художник зорок и порой насмешливо наблюдателен, он умеет найти радость в любом проявлении жизни, такой разнообразной и разноцветной.

Вариант 3

На переднем плане картины видны люди, катающиеся в расписных санях, запряжённых парой празднично украшенных лошадей с бубенцами и дугой с колокольчиками.

На щеках людей, румяных от мороза, улыбки, радость, смех. Рядом расположились торгующие купцы и видны прохаживающие горожане. Возница еле сдерживает тройку лошадей. Видно как счастливые ребятишки катаются с горок, летят снежки с мальчишеского боя. Внизу суматошная карусель, шумная ярмарка и толпы народа, то прохаживающихся, то идущих за покупками, то смотрящих представление. Так же видны ещё несколько саней, передаётся массовость праздничного веселья.

Зимний красочный пейзаж служит отличным фоном картины. Художником использована изумительная палитра красок: бирюзового, голубого, золотого и красного оттенков. Парад ярких красок: розовые и золотые облака расположились на изумрудно-зелёном небе; снег переливается нежного – голубыми, розовыми и бледно-сиреневыми цветами. Для оттенков саней использованы красные и зелёные узоры.

Церковь, окружённая деревьями, нарисована светлыми красками. Данные цвета выбраны не случайно, они излучают передачу отношений к справедливости и вере, ведь белый цвет – признак доброты и чистоты. Яркое солнце оснащено контрастами вырисовывается на фоне снежной пелены. Снег искриться на солнце, а иней хлопьями падает с деревьев, а его количество на картине делает её по зимнему нарядной.

Смотря на картину, создаётся ощущение присутствия на этом праздничном гулянья. Она передаёт внушительную теплоту этого праздника. Она очень оптимистична и полностью передаёт моменты гуляний на масленицу.


Б. М. Кустодиев. Портрет художника.

Борис Михайлович Кустодиев (1878 - 1927).

Это, пожалуй, единственный случай в мире, когда обреченный на неподвижность и медленную смерть человек создавал самые что ни на есть праздничные, самые красочные и радостные творения. С тридца­ти трёх лет художник Борис Михайлович Кустодиев начал ощущать признаки тяжелой болезни, оказавшейся потом опухолью спинного мозга. Через пять лет, в 1916 году, несмотря на мучительные опера­ции, у него парализовало ноги. А он, иногда в кресле-каталке, иногда лёжа, превозмогая страшные боли, рисовал на холстах пышущих здо­ровьем, ярко одетых купчих, развесёлые масленицы, шумные тракти­ры... Даже зная, что смерть совсем близко, не изменил Борис Михай­лович своим излюбленным праздничным темам, не сделал палитру темнее и глуше; именно тогда он задумал большую серию произведе­ний, близких к народному лубку и новых для него по технике. Сюже­ты взял из современных народных частушек, которые тщательно за­писывал. Он успел сделать Только две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я обирала». Как не вяжутся названия этих линогравюр со словом «смерть», которая прервала работу художника!

С самого начала своего творческого пути Кустодиев заявил о себе не только как бытописатель, но не менее интересно как портретист. Ещё будучи студентом, в 1901 году он пишет портрет И. Я. Билибина. Красота живописи, смелый мазок, благородство образа привлекли общее внимание. На выставке в Мюнхене молодой художник получил за этот портрет золотую медаль.

Всем своим творчеством Кустодиев утверждает, что русский на­род - это не унылая, страдающая масса, что века бедности, лишений и тяжкого социального гнёта не смогли убить в русском народе мечты о счастливой жизни.

Борис Михайлович Кустодиев. Масленница.

В картине «Масленица» присутствует настроение праздника. Ху­дожник как бы говорит, что велик тот народ, который после тяжких трудов способен от всей души веселиться и радоваться жизни. Взры­вая сугробы, сытые лошади мчат сани. Ныряя среди белых холмов и заиндевевших кустов на высоком склоне оврага, владельцы саней стремятся перещеголять друг друга удалью, быстротой, красотой ло­шадей и убранства. Раскрашены дуги, нарядна конская сбруя, подби­ты цветной тканью спинки саней. Лихо правят кучера в ярко-синих кафтанах, в шапках с алым верхом, улыбаются сидящие в санях лю­ди, закутаннные в тёплые шубы, в меха, укрытые яркими пологами. На соседнем пригорке собрались парни и девушки, сидят на брёв­нышке, разговаривают, слушают гармонь, а на другом - мальчиш­ки сражаются в снежки, катаются на санках. Отчётливо на фоне сне­га сверху видны балаганы, толпящийся кругом народ, группы людей на перекрёстках. Над городскими крышами в морозной мгле клубит­ся дымок, красуются цветные купола и колокольни, яркие и пёстрые вблизи и прозрачно-воздушные издали; и город весь похож на зим­ний сказочный мираж, раскинувшийся в голубых снегах под небом в розовых, лимонно-жёлтых и зелёных переливах.

Движение в картине совершается как бы по огромной спирали, а центром является гигантская колокольня: словно вся Россия, весёлая, разрумяненная морозом, разукрашенная инеем, розово-голубыми сне­гами, смеясь и ликуя, мчится по огромной карусели вокруг розовой ко­локольни.

Русский художник - Борис Михайлович Кустодиев
По Т. Савицкой, В. Лебедевой

Праздниках

Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников
7 дел, которые нужно сделать на масленицу

В этом году Масленица выпала на вторую неделю марта, с 7-го по 13-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д. Ещё о


Б. Кустодиев. Масленица, 1916


Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад. Начинается масленичная неделя. Чтобы масленица была шире, нужно подойти к ее празднованию со всей широтой души. Главный смысл этого праздника – проводы зимы. Достойные проводы! Чтобы зима не имела возможности возвратиться. Для этого необходимо сделать 7 дел.


2. Г. Перов. Широкая масленица, 2005

3. В. Суриков. Взятие снежного городка, 1891

«Взятие снежного городка» – одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание – купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.


4. А. Брусилов. Масленица, 1999


1. Встретить масленицу

Первый день масленицы получил название - встреча. Первый блин в понедельник не ели, оставляли для душ усопших; его выносили на крыльцо со словами «Честные покойнички наши, вот для ваших душ блинок!» - или отдавали нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот день также нужно сделать из соломы чучело Масленицы, надеть на него старую женскую одежду, насадить на шест и с пением возить по улице на санях.




5. Б. Кустодиев. Масленица, 1916


Катание на тройках и санях – еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом – часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».


6. Ф. Сычков. Катание с гор, 1937


2. Скатиться с горки на санях

Спрашивается для чего? Для хорошего урожая! Согласно поверьям наших прадедов, чем дальше катятся сани и громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше и длиннее уродится лен. И не только лен. Поэтому ищем самые высокие горки и создаем шум.



7. Б. Кустодиев. Масленица, 1919

8. Б. Кустодиев. Масленица, 1920


Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели – неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи – постоянные участники праздника и персонажи его картин.



9. П. Балод. Масленица





10. Б. Кустодиев. Деревенская масленица (Гармонист), 1916


Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период – 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.



11. И. Шурихина. Масленица


4. Сходить к теще на блины

В среду отправляемся к теще на блины. Доподлинно не известно, с чем связана эта традиция. Есть версия, что теща – это персонализированная зима, которую нужно задобрить. Уважаемые зятья! Главное - помните, что необходимо, согласно традиции, съесть все блины: в противном случае с окончанием зимы могут возникнуть проблемы.



12. П. Грузинский. Масленица, 1889


13. В. Белых. Собор Александра Невского. Масленица, 1908


Тот же сюжет – катание на тройках по заснеженным деревенским улицам – изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.


14. А. Черкашина. Масленица, 2002


5. Подобрать костюм

В четверг, в Разгуляй, было принято обряжаться в самые немыслимые костюмы. Заморский гость, волею судеб оказавшийся свидетелем Разгуляя, мог получить нервное расстройство, столкнувшись нос к носу с русскими ряжеными. Хэллоуин мог показаться детской забавой… Кстати, в масленичной традиции существует несколько "образов" ряженых, так что выбирайте, что вам ближе по стилю:

Предки - "старцы", "покойник", "высокие старухи".
Чужаки - "нищие", "охотник", "черт" (весь черный с рогами).
Молодые - "жених с невестой", "беременная баба".
Животные - "Бык", "Корова", "Конь", "Козел", "Лось", "Медведь", "Собаки", "Волки".
Птицы - "Гусь", "Гусак", "Журавль", "Утка", "Курица".



15. А. Степанов. Катание на Масленицу, 1910

16. Л. Соломаткин. Масленица


Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, – рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу – перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними – коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге – на льду Невы и Фонтанки.


17. А. Мырочкина. Масленица, 1998


6. Взять «снежную крепость»

Главным же событием Разгуляя являлся штурм снежного городка, который и символизирует зиму. Наши предки предпочитали строить «городок» на реке или на площади города, селения. Обычно «крепость» состояла из двух стен с воротами между ними. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка, но вы можете и поэкспериментировать и с другими образами. Участники делились на две команды - осаждавших и осаждаемых. Защищать ворота должны "пешие", а атаковать "конные". Взять «городок» - значит разрушить его. Осаждаемым можно обороняться ветками, мётлами, а также с помощью лопат засыпать атакующих снегом. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. У наших предков, кстати, была традиция "мыть" победителя в снегу.




18. Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке, 1897


19. К. Маковский. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869


Теме народных гуляний на Масленицу посвящают свои работы и современные художники. С. Кожин изобразил проводы Масленицы, которые происходят в последний день праздничной недели и сопровождаются сжиганием соломенного чучела – символа зимы и смерти.


20. С. Кожин. Масленица. Проводы. Россия, XVII век, 2001


21. Е. Штыров. Масленица. Проводы зимы


7. Сжечь чучело Масленицы

В Прощеное воскресенье, по установленной русской традиции, поклонившись друг другу из глубины сердец, мы прощаем друг другу взаимные обиды и согрешения, чтобы приступить к посту с доброй душой. После этого можно переходить к кульминации праздника - сжиганию чучела Масленицы. Когда же Зима сгорит - финальная забава завершает праздник: прыжки через костер. Этим и завершается Масленица.



22. Т. Назаренко. Проводы зимы, 1973


 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...