Какой путь к спасению указывает раскольникову соня. «Я тебя выбрал». Пути раскаяния и спасения Раскольникова и Сони Мармеладовой


«Преступление и наказание» - роман, написанный Ф. М. Достоевским в 1866 году, затрагивающий ряд социальных, философских и психологических проблем. В основе произведения лежит реальное событие, о котором писатель прочитал в заметке из хроники происшествий в газете: «Сын одного купца Черткова убил старуху-процентщицу за её скупость и алчность». Ф. М. Достоевского волновала судьба простых людей и их нищенское существование, поэтому социальные вопросы стояли в центре его внимания. Автор обращался и к внутреннему миру героев. В романе его интересовало душевное состояние главного героя до преступления и после. Как писал сам Ф. М. Достоевский о своём романе, «это – психологический отчет одного преступления».

В центре романа – фигура Родиона Раскольникова, бывшего студента, захваченного новыми идеями, общественными теориями. Идеи эти отражают современное состояние петербургского общества. Как убежден герой романа, человечество можно разделить на два «разряда», один из которых «право имеет» и тем самым обеспечивает исторический процесс, а другой – это «твари дрожащие», расходный материал для первых. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Раскольникова неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни. Тем самым, важную часть романа составляет развенчание ложных, по мнению писателя, социалистических идей. Всё действие «Преступления и наказания» выстроено как опровержение теории Раскольникова и история его духовного выздоровления.

Началом душевного исцеления Раскольникова становится встреча с Соней Мармеладовой, авторским идеалом святости и благочестия. Свой нравственный грех же она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Вера в бога и нравственные принципы позволяют Соне пройти через жизненные испытания и подать руку помощи другим. Вопрос религии, веры занимает особое место в романе. Ф. М. Достоевский находит смысл человеческой жизни и спасение души в постижении христианских идеалов. Важным эпизодом романа является чтение «убийцей и блудницей» притчи о Лазаре из Евангелия. По мнению писателя, именно там Раскольников должен найти ответы на мучающие его вопросы и встать на путь исправления. Притча заканчивается тем, что Лазарь воскресает, пережив смерть и проведя в гробу четыре дня. Чтение этого эпизода связывает преступление и будущее «прозрение» Раскольникова. Воскресение Лазаря дает надежду на то, что и герой когда-нибудь обретет веру в бога, найдёт душевный покой. И именно Соня Мармеладова подводит главного героя к тому, что подлинное освобождение не в приговоре суда, а в искуплении греха через покаяние перед людьми, землей, миром и Богом.

Эпилог романа переносит нас в каторжную жизнь Раскольникова после его признания перед судом. Но раскаивается ли он в своём преступлении? Нет, и Достоевский прямо говорит об этом: «И хотя бы судьба послала ему раскаяние – жгучее раскаяние… О, он бы обрадовался ему!» Тяжелая физическая болезнь, олицетворяющая болезнь духовную, мучит Раскольникова. И даже каторжники, такие же преступники, презирают его: «Ты в бога не веруешь! – кричали ему.- Убить тебя надо». Но всё меняется. Раскольников осознает, как дорога ему Соня и в душе его происходит переворот. Теперь он понимает, что убеждения, чувства и стремления Сони должны быть и его убеждениями. Исцелился ли Раскольников? Ф. М. Достоевский не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако писатель заканчивает роман словами о постепенном обновлении и перерождении человека, и тем самым даёт надежду на возможное «воскресение» героя.

Таким образом, в роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достовеским заложена мысль о том, что только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путём к преобразованию общество. Это произведение становится ответом писателя на духовно-культурную ситуацию, сложившуюся в России в послереформенные годы. Только вера в бога может спасти человека и исцелить его.

Обновлено: 2018-03-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

есть сочинение по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога? и получил лучший ответ

Ответ от P@fnut`ya[мастер]
Объяснаю популярно: смысл эпилога в том, что Раскольников благодаря единению с природой и
беззаветной любви и заботе Сони спасается от своих бредовых идей о "право имеющих" и прочих
забавных товарищах. Одна из самых крутых фишек, что в конце эпилога автор упоминает о Евангелии, лежащем у г-на Раскольникова под подушкой, чем хотел подчеркнуть, что вера- один из путей спасения не только Родиона, но и всех нас.
Короче, Достоевский-первый медиапроповедник Всея Руси. Круче него только Джойс Майр! =)
Источник: шиза

Ответ от TriPS [эксперт]
Соня спасла Раскольникова в том смысле, что облегчила участь Раскольникова, облегчила его страдания


Ответ от Mona_Liza_Overdrive [эксперт]
в принципе, Достоевский - действительно один из самых наиболее религиозных писателей. он считал, что путь к человеческому спасению лежит через веру. через религию. в данном случае - через православие. а поскольку православие - это признание человека слабым, несовершенным и грешным в сравнении с Богом, то здесь очень важен мотив покаяния. Раскольников покаялся в содеянном - и спасся. фигурирует мысль о том, что Господь Бог всё простит, если искренне покаяться и обратиться к нему. Соня как символ непогрешимости и чистоты в грязных обстоятельствах, как символ бесконечной любви к ближнему (что в принципе тоже подразумевается под православием), приводит Раскольникова к этому самому покаянию, читай - к спасению. и последний сон Раскольникова - это его понимание того, насколько мало в мире Людей.. сколько в мире греховного, наносного, ненастоящего.. герой видит, понимает, осознаёт и раскаивается, чем и заслуживает свой путь к спасению.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

I. Образовательная

Обучающая:

  • Дать представление о понятии “тайна человека” в художественном мире писателя.
  • Анализируя эпизоды художественного произведения, дополнить, обобщить представление учащихся о психологическом портрете героя Достоевского.
  • Проанализировать путь обретения Раскольниковым человеческих ценностей через страдание.
  • Путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме.
  • Анализируя фрагменты текста и эпизод, создать у учащихся целостное представление о характере героя Достоевского.

Развивающая:

  • Продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений.

Аналитические умения:

  • аргументировать свою точку зрения;
  • делать выводы и участвовать в дискуссии;
  • выражать свое отношение к прочитанному.

Речевые умения:

  • создать устный ответ;
  • выразительно читать текст художественного произведения (в данном случае фрагменты).

II. Воспитательная:

  • создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека;
  • помочь учащимся сформировать понятие о гуманистических позициях современного человека.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.

Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагмента из фильма режиссера Л. Кулиджанова “Преступление и наказание”); раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. (Презентация, слайд № 1.)

Задача сегодняшнего урока - проследить путь воскрешения человека в Раскольникове, обобщить знания о психологическом портрете героя Достоевского и еще раз всмотреться в человека Достоевского, поразмышлять над великой тайной.

Обратите внимание на эпиграф к уроку: “Достоевский исследует и обнаруживает муки совести и покаяние на такой глубине, на какой они до сих пор не были видимы”. Это слова русского философа Н. Бердяева. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.

Действия учащихся: учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетради.

2. Учитель. Итак, мы начинаем исследовательскую деятельность. Что, по вашему мнению, помогает Раскольникову, вступить на путь раскаяния?

Примерные ответы учащихся: Раскольников не одинок, его окружают любящие люди, готовые поддержать его духовно.

3. Презентация, слайд № 2

Учитель. Перед вами на экране слова Раскольникова. Учитель читает вслух цитату: “О, если бы я был один и никто не любил меня и сам бы я никого не любил! Не было бы всего этого”. Вспомните, при каких обстоятельствах Раскольников произносит эти слова и что они означают для героя?

Примерные ответы учащихся: это внутренний монолог Раскольникова после прощания с матерью и разговора с сестрой. Разговор с Дуней приводит Раскольникова в смятение. Он не признает себя виновным, но в тоже время просит у сестры прощение.

Эти слова – условие, при которых преступник может не считать себя преступником. Если человек одинок – он отвечает только за себя, так думает Раскольников. Одинокий человек ни перед кем не отвечает за свои поступки. Это мнение героя.

4. Учитель. Мы должны воссоздать психологический портрет Раскольникова. Вопросы: (Презентация, слайд № 3.)

Каково же самое главное условие для Раскольникова, при котором преступник может не считать себя преступником?

Разорвал ли Раскольников все связи с внешним миром?

Обладает ли Раскольников чувством, которое мешает стать ему закоренелым преступником?

Действия учащихся: учащиеся записывают вывод в тетрадь, затем читают вслух.

Примерные ответы учащихся:

Раскольников считает, что свобода, одиночество – это те условия, которые позволяют преступнику идти на преступление. Никого не любить, ни от кого не зависеть, разорвать все личные и родственные связи.

Раскольников не разорвал все связи с внешним миром. Он пытается, но родственные связи и личные удерживают его. Иначе он не произнес бы слова: “О, если бы я был один…”.

Да, обладает. Ведь он просит прощение у матери и сестры, встает на колени перед Соней. Он не может вырваться от окружающих его людей, в этом, возможно, и есть залог его спасения.

5. Учитель. Сегодня в СМИ часто звучит такое слово как преступление . Но совсем забыто слово совесть . Вам, людям XXI века, предлагается сейчас подумать над значением этих слов. Какой смысл вы вкладываете в слова “преступление” и “совесть”?

Действия учащихся: устно отвечают на вопрос. Примерные ответы учащихся: преступление – зло, нанесенное другому человеку или обществу. Совесть – внутренний голос, чувство ответственности, осознание своей вины.

6. Учитель. Посмотрите внимательно на свои ответы и поразмышляйте над вопросами:

  • Можно назвать Раскольникова преступником?
  • Испытывает ли Раскольников муки совести?

Действия учащихся: ответы записывают в тетрадь, затем комментируют свою точку зрения. Примерные ответы.

Преступник – человек, нарушивший закон, порядок. Это тот, кто переступает через нравственный и юридический закон. Нарушает волю Бога. Живет только для себя.

  • Раскольников – преступник. Он совершает убийство, нарушает христианскую заповедь “не убий”. То, что он преступник, указывает не только само убийство старухи-процентщицы и Лизаветы, но и создание Раскольниковым теории о праве сильной личности на преступление, теории о двух разрядах людей. В своих поступках Раскольников руководствуется только своим желанием, забывая о высшей правде.
  • Кажется, на первый взгляд, что понятие совесть для него не существует. Он живет только по принципу “я хочу”, “моя воля”. Понятие совесть для Раскольникова появляется лишь в эпилоге романа. Хотя осознание своей причастности к матери, сестре, Соне мучает и тяготит его. Возможно, это залог его будущего раскаяния. Разговор с Дуней, прощание с матерью, признание Соне – это свидетельства присутствия в Раскольникове совести, загнанной внутрь.

7. Презентация, слайд № 4. Учитель. На экране вы можете увидеть значения слов преступление и совесть (значения взяты из МАС). Что же происходит в душе Раскольникова?

Действия учащихся. Один учащийся вслух читает значение слов преступление и совесть, затем учащиеся устно отвечают на вопрос. Примерный ответ: Смятение и суд совести.

8. Учитель. Достоевский показывает, насколько сложен путь Раскольникова к раскаянию. Он не может раскаяться даже перед самыми близкими ему людьми. Вспомните, кто направляет Раскольникова на путь раскаяния? Ответ: Соня Мармеладова.

9. Учитель. Один из героев Достоевского в романе “Братья Карамазовы” говорит: “Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей”. Кто из героев романа “Преступление и наказание” это состояние переживает с особой силой?

Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: в каждом человеке живет доброе и злое начало. Это состояние с особой силой переживает Родион Раскольников.

10. Презентация, слайд № 5

Учитель. Совершенно верно, но все же Бог его не оставил, иначе не было бы следующих эпизодов. Задание учащимся: разбейтесь на две группы. Прочитайте выразительно эпизоды и выполните задание (вопросы на экране).

Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами. (См. Приложение № 1 , эпизод № 1, 2.) В каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизоды. Эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней” (ч. IV, гл. 4), эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении” (ч. V, гл. 4).

Примерные ответы (эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней”): 1. Основная мысль эпизода заключается в возможности Раскольникова на спасение своей души. 2. Этому эпизоду предшествует уход Раскольникова от матери и сестры. Завершается разговор практически признанием Раскольникова в преступлении. 3. Соня испытывает сильнейшие переживания. Волнение перемешивается с чувством тревоги. А когда она читает эпизод о воскрешении Лазаря, то величайшее волнение охватывает ее, ведь она приближается к слову о великом чуде. 4. Раскольников испытывает чувство неприязни к Соне. В тоже время он пытается понять ее. Охватившее ее волнение и выбранный путь смирения Раскольников еще не воспринимает. Для него она юродивая. 5. В данном эпизоде между Раскольников и Соней лежит пропасть непонимания. Они говорят не просто на разных языках, они находятся на разных уровнях близости к истине. Сцена чтения Евангелия – залог будущего воскрешения в Раскольникове человека.

Примерные ответы (эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении”): 1. Это второе посещение Раскольниковым Сони. Именно в это посещение происходит признание Раскольникова в преступлении. Он готов сбросить с себя груз, он не в состоянии выдержать в одиночку тяжесть преступления. Но признание в преступлении – еще не раскаяние. 2. В первое посещение Сони Раскольников был почти готов признаться в содеянном. Этот эпизод – прямое продолжение предыдущей встречи героев. 3. Раскольников в первый момент испытывает чувство ненависти к Соне. Но потом понимает, что “он принял одно чувство за другое”. Чувство любви заполняет сердце Раскольникова, в этот момент становится возможным признание в преступлении. 4. Соня страдание от слов Раскольникова. Ведь его слова звучат как отказ принять Божий промысел. 5. В конце эпизода чувство ужаса охватывает Раскольникова и Соню. Для нее ужас в том, что он убил человека, осмелился взять на себя роль судьи. Для него ужас в понимании, что он не только другого убил, а убил в себе человека. В данном эпизоде герои испытывают страдание. Через боль и муку Раскольников признается Соне в преступлении, через ненависть к нему приходит чувство любви.

11. Учитель. Достоевский показывает, что в страдании заключена возможность будущего воскрешения человека. Для Достоевского путь Раскольникова к Богу – это попытка героя открыть в себе Христа. Ведь для самого Достоевского образ Христа станет самой высокой мерой человечности в ее чистоте и правде, в ее красоте и совершенстве.

12. Презентация, слайд № 6. Учитель. Обратимся к фрагменту фильма “Преступление и наказание” режиссера Льва Кулиджанова.

13. Приложение № 1 , эпизод № 3. Учитель . После просмотра эпизода из фильма обратимся к тексту романа.Следующий эпизод – Раскольников на Сенной площади – позволит нам разобраться, как Раскольников шел к раскаянию.

Прочитайте выразительно эпизод и выполните задание.

Перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами.

Вопросы к эпизоду:

1. Как можно назвать данный эпизод?

2. Происходит ли в этом эпизоде признание героя в преступлении? Почему не происходит?

3. Как этот эпизод связан с предшествующими событиями романа?

4. Что привело Раскольникова на Сенную площадь

5. Найдите в тексте слова, передающие эмоциональное состояние Раскольникова в начале эпизода? Подчеркните их одной чертой.

6. Найдите и прочитайте слова, характеризующие отношение окружающих к Раскольникову.

7. Как прохожие реагируют на его поведение?

8. Найдите в тексте слова, передающие внутреннее состояние героя после неудавшегося признания. Подчеркните их двумя чертами.

9. Как меняется внутреннее состояние Раскольникова после неудавшегося признания?

10. Почему сцена всенародного покаяния не получилась?

11. Используя подчеркнутые слова, ответьте на вопрос: какие переживания испытывает Раскольников на протяжении эпизода? Письменно 2-3 предложения. 5-6 эпитетов.

12. Вспомните, что для Раскольникова означает быть человеком?

13. Изменилось ли для Раскольникова понятие человек после сцены на Сенной площади? Что добавило это к его жизненному опыту?

14. Что означает для героя данная сцена?

Действия учащихся: в каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизод. Затем письменно отвечают на вопросы.

Начало эпизода: “Он вошел на Сенную…”. Конец эпизода: “Он спокойно, однако ж, вынес все эти крики и, не озираясь, пошел прямо чрез переулок по направлению к конторе”.

Примерные ответы.

1. Раскаяние Раскольникова, признание, покаяние, преклонение.

2. Нет, не происходит. Раскольников еще не готов к раскаянию.

3. Сцене на Сенной площади предшествует прощание Раскольникова с матерью, разговор с сестрой Дуней. “Преступление? Какое преступление? – вскричал он в бешенстве. – Не думаю я о нем и смывать его не думаю”.

Затем он идет к Соне. Происходит обмен крестами. И отправляется с повинной к Порфирию Петровичу.

4. Он шел в контору к следователю. Вспомнил слова Сони: “Пойди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: “Я убийца!”.

5. Учащиеся подчеркивают следующие слова: задрожал, тоска безвыходная задавила, ринулся, все разом в нем размягчилось, хлынули слезы, поцеловал землю с наслаждением и счастьем.

6. Учащиеся находят слова и читают их вслух: нахлестался, в Иерусалим идет, грунт лобызает, парнишка еще молодой, из благородных, ноне их не разберешь, кто благородный, а кто нет.

7. Прохожие проявляют иронию и насмешку. Происходит всенародное осмеяние Раскольникова. Народ смеется над ним.

8. Отклики и разговоры сдержали Раскольникова, слова замерли, спокойно вынес крики, не озираясь, пошел к конторе.

9. Раскольников закрылся от людей, ушел в подполье, не испытывает потребности раскаяться в содеянном.

10. Преклонение Раскольникова происходит больше от тоски, чем от раскаяния, оно от безысходности и от нечеловеческой усталости, хотя в преклонении и заложена возможность будущего раскаяния.

11. Раскольников испытывает желание освободиться от безысходной тоски, сбросить с себя тяжесть преступления, очиститься. Но этого не происходит. Толпа не принимает его преклонения. Да и сам герой не готов к раскаянию. Хочет ношу сбросить, но не понимает, что нельзя этого сделать без сострадания к людям. К людям он испытывает презрение, это “муравейник”, пред ним он встает на колени. Но муравейник не принимает его раскаяния. Он получает то, что заслужил – всенародное осмеяние.

12. Человек для Раскольникова – это власть над всей дрожащей тварью, над всем муравейников, все позволено, кровь по совести.

отвечают на листе с эпизодом.

13. Еще не изменилось. Он не осознает себя в неразрывной связи с людьми. Он пытается порвать эту связь. Ниточкой для него является Соня.

14. Это робкая попытка Раскольникова найти в себе нового человека, ведь он встал на колени перед “муравейником”. Он хочет себя спасти, ношу сбросить. Это шаг героя к раскаянию, поиск в себе человека, способного раскаяться в будущем. Осмеяние толпы – воздаяние по заслугам. Это начало пути Раскольникова к Богу.

14. Презентация, слайд № 7. Учитель. Обратимся еще раз к значению слова “совесть”. Сам Достоевский совесть рассматривал в единстве со словом Бог. Достоевский говорил, что “совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного”.

В христианской этике совесть рассматривается как окно, через которое проникает божественная воля. Совершив преступление, Раскольников как бы закрывает это окно, становится глух к божественной воле.

15. Презентация, слайд № 8. Учитель. Вспомним, что сказала Соня Раскольникову в последнюю их встречу после его признания в преступлении:

  • “Что вы, что вы над собой сделали!”
  • “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!”.
  • “От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”.

Как вы понимаете слова Сони?

Действия учащихся. После обсуждения отвечают на вопрос. Примерный ответ: не только убийство Раскольникова – преступление, но и рассуждение его, что человека можно убить – вот отречение от Бога.

16. Презентация, слайд № 9. Учитель. М. Дунаев, один из исследователей творчества Достоевского, сказал о Раскольникове: “Он как будто вмерз в свой грех, в свою гордыню, в свое преступление, в свое четверодневное небытие – и не может отмерзнуть”.

Но Достоевский дает своему герою возможность пройти путь от преступления к раскаянию.

17. Презентация, слайд № 10. Учитель. “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. Так писал Достоевский в 1839 г. в письме своему брату Михаилу. Достоевский на открытии памятника А. С. Пушкину сказал, что Пушкин умер и оставил нам тайну, которую мы пытаемся разгадать. Мне думается, что такую же тайну нам оставил Достоевский. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.

18. Презентация, слайд № 11. Учитель. На уроке мы проследили путь Раскольникова к раскаянию.

Домашнее задание: используя фрагменты текста, воссоздайте духовный путь Раскольникова к раскаянию.

Список литературы

  1. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. – Л. 1988. – Т. 5.
  2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: 1963.
  3. Дунаев М. М. Православие и русская литература. – М.: Духовная литература, 1997. – Ч. 3.
  4. Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. – М.: 1989.

1. В каких словах выражено отношение Чацкого к службе?
а) «Подписано, так с плеч долой»;
б) «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
в) «Ну как не порадеть родному человечку!»;
г) «Мне только бы досталось в генералы»;
д) «Ведь надобно ж зависеть от других».

2. За кого хочет Фамусов выдать дочь замуж?
а) За Скалозуба;
б) за Чацкого;
в) за Молчалина;
г) за Репетилова;
д) за Загорецкого.

3. Кому открывает свои истинные чувства Молчалин?
а) Чацкому;
б) Фамусову;
в) Хлёстовой;
г) Софье;
д) Лизе.

4. Куда приглашает Чацкого Репетилов?
а) В своё поместье;
б) на репетицию спектакля;
в) на заседание тайного общества;
г) на бал;
д) на именины.

5. Против чего восстаёт Чацкий в монологе «В той комнате незначащая встреча…»?
а) Против крепостного права;
б) против взяточничества;
в) против галломании;
г) против подхалимства;
д) против поколения «отцов».

6. Кого представляет Онегин в качестве своего секунданта?
а) Загорецкого;
б) лакея;
в) автора;
г) Петушкова;
д) мосье Трике.

7. Чем кончается сон Татьяны?
а) Онегин выводит Татьяну из леса;
б) Татьяна встречает медведя;
в) Ленский спасает Татьяну от чудовищ;
г) Татьяна видит Ольгу;
д) Онегин убивает Ленского.

8. В чём переменилась Татьяна к моменту встречи с Онегиным в Петербурге?
а) Стала великосветской дамой;
б) осталась прежней;
в) увлеклась театром;
г) разлюбила Онегина;
д) разочаровалась в жизни.

9. С чего начинался типичный день Онегина в Петербурге?
а) С завтрака в ресторане;
б) с чтения;
в) с разбора приглашений на вечер;
г) с посещения места своей службы;
д) с приёма посетителей.

10. Где находится А.С.Пушкин во время восстания декабристов?
а) В Москве;
б) за границей;
в) в Одессе;
г) в Михайловском;
д) в Петербурге.

11. Какое слово пропущено в строках из стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»: «Мой друг, < …> посвятим / Души прекрасные порывы» ?
а) «Отчизне»;
б) «свободе»;
в) «искусству»;
г) «науке»;
д) «России».

12. К какому произведению Пушкина взят эпиграф «Береги честь смолоду» ?
а) «Полтава»;
б) «Евгений Онегин»;
в) «Выстрел»;
г) «Капитанская дочка»;
д) «Станционный смотритель».

13. К кому обращается Пушкин в стихотворении «19 октября 1825 года»: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» ?
а) К лицеистам;
б) к декабристам;
в) к поэтам;
г) к дворянам;
д) к офицерам.

14. Каков жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
а) Психологический роман;
б) историческая повесть;
в) семейная хроника;
г) приключенческий роман;
д) поэма.

15. Какие вещи Печорина отдаёт повествователю Максим Максимыч?
а) Книги;
б) дневники;
в) письма;
г) рисунки;
д) оружие.

16. Каким образом Печорин испытывает судьбу в главе «Фаталист»?
а) Стреляет в себя, не зная, заряжен ли пистолет;
б) обезоруживает убийцу Вулича;
в) становится под выстрел Грушницкого;
г) следит за контрабандистами;
д) преследует Казбича.

17. Какой эпитет использует Лермонтов в первой строчке стихотворения «Родина»: «Люблю отчизну я, но < …> любовью» ?
а) «Хладною»;
б) «слабою»;
в) «тщетною»;
г) «странною»;
д) «тёмною».

18. О чём мечтает герой поэмы Лермонтова «Мцыри»?
а) Стать монахом;
б) о любви;
в) отомстить врагам;
г) о богатстве;
д) вернуться на родину.

19. Какое произведение посвящено теме «маленького человека»?
а) А.С.Пушкин. «Дубровский»;
б) М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»;
в) Н.В.Гоголь. «Шинель»;
г) И.С.Тургенев. «Рудин»;
д) И.А.Гончаров. «Обломов».

20. Кто из русских писателей совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»?
а) И.А.Гончаров;
б) А.С.Грибоедов;
в) Ф.И.Тютчев;
г) И.С.Тургенев;
д) Н.С.Лесков.

21. Кому из персонажей комедии «Ревизор» принадлежит фраза: «Чему смеётесь? – Над собой смеётесь!» ?
а) Хлестакову;
б) Городничему;
в) Ляпкину-Тяпкину;
г) Осипу;
д) Почтмейстеру.

22. Кто из героев «Мёртвых душ» сравнивается с медведем?
а) Плюшкин;
б) Ноздрёв;
в) Манилов;
г) Чичиков;
д) Собакевич.

23. Каким лирическим отступлением завершается поэма «Мёртвые души»?
а) О «метком русском слове»;
б) о «птице-тройке»;
в) о «толстых» и «тонких»;
г) о двух типах писателей;
д) о юности.

24. Кому из героев «Мёртвых душ» даётся следующая характеристика: «Дома он больше дня никак не мог усидеть. Чуткий нос его слышал за несколько десятков вёрст, где была ярмарка со всякими съездами и балами…» ?
а) Ноздрёву;
б) Селифану;
в) Копейкину;
г) Чичикову;
д) Манилову.

25. Кто из русских писателей погиб в Тегеране?
а) М.Ю.Лермонтов;
б) Ф.И.Тютчев;
в) А.А.Фет;
г) А.С.Грибоедов;
д) Н.А.Некрасов.

26. О чём мы узнаём из сна Обломова?
а) О любви Обломова к Ольге;
б) о детстве Обломова;
в) о службе Обломова;
г) о путешествии Обломова;
д) о болезни Обломова.

27. Кому из героев романа Гончарова «Обломов» даётся следующая характеристика: «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах, и людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были неважны их цели» ?
а) Волкову;
б) Судьбинскому;
в) Штольцу;
г) Обломову;
д) Захару.

28. Какое произведение начинается со строк: «Не мысля гордый свет забавить, / Вниманье дружбы возлюбя, / Хотел бы я тебе представить / Залог достойнее тебя…» ?
а) А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»;
б) Н.А.Некрасов. «Железная дорога»;
в) А.С.Грибоедов. «Горе от ума»;
г) М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»;
д) В.А.Жуковский. «Светлана».

29. Какая сцена является кульминацией драмы Островского «Гроза»?
а) Свидание Катерины и Бориса;
б) проводы Тихона;
в) самоубийство Катерины;
г) признание Катерины в неверности;
д) прощание Катерины и Бориса.

30. Кому в драме «Гроза» даётся следующая характеристика: «Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани не обходится»?
а) Дикому;
б) Кудряшу;
в) Борису;
г) Тихону;
д) Кулигину.

31. Какое высказывание принадлежит Базарову?
а) «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…» ;
б) «Да ведь надобно же и строить» ;
в) «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным… В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем» ;
г) «И в диком калмыке и в монголе есть сила – да на что нам она?» ;
д) «Я люблю комфорт жизни. Это не мешает мне быть либералом».

32. О чём просит Павел Петрович Кирсанов брата после дуэли?
а) Поехать с ним за границу;
б) простить Базарова;
в) почитать стихи Пушкина;
г) жениться на Фенечке;
д) отпустить на волю крестьян.

33. В каком году происходит действие в романе Тургенева «Отцы и дети»?
а) 1812;
б) 1825;
в) 1861;
г) 1881;
д) 1859.

34. Кем называет себя Ситников?
а) Аристократом;
б) учеником Базарова;
в) другом Павла Петровича;
г) поклонником Одинцовой;
д) «лишним человеком».

35. К кому из героев романа Тургенева «Отцы и дети» относится следующая характеристика: «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего» ?
а) К Фенечке;
б) к Кукшиной;
в) к А.С.Одинцовой;
г) к К.С.Одинцовой;
д) к княгине Р.

36. Почему странники в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» не могут увидеться с Ермилом Гириным?
а) Он отказывается от встречи;
б) он сидит в остроге;
в) его нет в живых;
г) он на заработках в столице;
д) его забрали в солдаты.

37. Чему мечтает посвятить жизнь Гриша Добросклонов?
а) Литературному творчеству;
б) борьбе за народное счастье;
в) научной деятельности;
г) крестьянскому труду;
д) семье.

38. Почему Матрёна Тимофеевна ищет заступничества у губернатора?
а) Её несправедливо обвиняют в смерти ребёнка;
б) её мужа не в очередь забирают в солдаты;
в) её сына хотят высечь за потерю в стаде;
г) её насильно выдали замуж;
д) её преследует барин.

39. Какую комедию разыгрывают крестьяне перед князем Утятиным?
а) Изображают бунт;
б) уходят искать счастливого человека;
в) притворяются нищими;
г) ухаживают за ним, как за младенцем;
д) делают вид, что крепостное право не отменили.

40. Какое слово пропущено в строке из стихотворения Ф.И.Тютчева «Silentium!» («Молчание!»): «Мысль изреченная есть < …>» ?
а) «Свет»;
б) «ложь»;
в) «сон»;
г) «быль»;
д) «пыль».

41. Кто из русских поэтов был вынужден из-за бедности служить в армии?
а) Ф.И.Тютчев;
б) М.Ю.Лермонтов;
в) А.А.Фет;
г) Н.А.Некрасов;
д) В.А.Жуковский.

42. За что был осуждён на годы каторги Ф.М.Достоевский?
а) За роман «Бедные люди»;
б) за написание и распространение революционных прокламаций;
в) за проигрыш казённых денег в рулетку;
г) за участие в революционном кружке;
д) за покушение на царя.

43. Что видит Раскольников в своём третьем сне, описанном в романе?
а) Гибель человечества;
б) убийство лошади;
в) убитую старуху;
г) гибель Петербурга;
д) деревенскую баню с пауками.

44. Что является главной причиной преступления Раскольникова?
а) Нищета;
б) желание помочь родным;
в) бунт против социальной несправедливости;
г) идея об избранности;
д) эгоизм.

45. Как Свидригайлов узнаёт о преступлении Раскольникова?
а) Раскольников сам признаётся ему в преступлении;
б) ему говорит об этом Соня;
в) от Дуни Раскольниковой;
г) из дневника Раскольникова;
д) подслушивает признание Раскольникова Соне.

46. Какой путь к спасению указывает Раскольникову Соня?
а) Уйти в монастырь;
б) покаяться и сознаться в преступлении;
в) скрыться за границу;
г) заняться благотворительностью;
д) пойти на войну.

47. От чего, по мнению Л.Н.Толстого, зависит исход сражения?
а) От талантливости полководца;
б) от строгой дисциплины;
в) от духа войска;
г) от выгодной позиции;
д) от численного перевеса.

48. Какую победу, по мнению Л.Н.Толстого, одержали русские в Бородинском сражении?
а) Пиррову;
б) нравственную;
в) бесспорную;
г) громкую;
д) славную.

49. Какой переворот происходит в душе Андрея Болконского во время Аустерлицкого сражения?
а) Он восхищается гением Наполеона;
б) он становится глубоко верующим человеком;
в) он перестаёт восхищаться царём;
г) он побеждает свой страх;
д) он разочаровывается в славе.

50. Какова причина дуэли Пьера Безухова и Долохова?
а) Слухи о связи Долохова и Элен;
б) спор о Наполеоне;
в) нечестная карточная игра Долохова;
г) насмешки Долохова над масонством;
д) отказ Сони Ростовой выйти замуж за Долохова.

51. Кто из героев «Войны и мира» не присутствует на Бородинском сражении?
а) Пьер;
б) Н.Ростов;
в) Кутузов;
г) А.Болконский;
д) Долохов.

52. На чём сосредоточены все интересы Наташи Ростовой после замужества?
а) На артистической карьере;
б) на политике;
в) на светской жизни;
г) на семье;
д) на сельском хозяйстве.

53. Что предсказывает монах главному герою повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»?
а) Он попадёт в плен к татарам;
б) он укротит дикую лошадь;
в) он будет много раз погибать, но не погибнет;
г
) он сбежит от своих господ и станет конэсером;
д) он полюбит цыганку.

54. Что толкает Катерину Измайлову, героиню очерка Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», на преступление?
а) Жадность;
б) любовь;
в) жажда власти;
г) безумие;
д) голод.

55. Для какого литературного направления характерен конфликт между мечтой и действительностью?
а) Романтизм;
б) символизм;
в) критический реализм;
г) сентиментализм;
д) классицизм.

56. Какое общее образно-выразительное средство использует М.Е.Салтыков-Щедрин в сказках про животных?
а) Метафору;
б) антитезу;
в) сравнение;
г) аллегорию;
д) метонимию.

57. Какой порок ярче всего выражен в Иудушке Головлёве?
а) Взяточничество;
б) лень;
в) пустословие;
г) сладострастие;
д) тщеславие.

58. Кто из русских писателей получил военно-инженерное образование?
а) А.П.Чехов;
б) И.А. Гончаров;
в) Ф.М.Достоевский;
г) Л.Н.Толстой;
д) М.Ю.Лермонтов.

59. Кому из чеховских героев даётся следующая характеристика: «Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперёд прямые, точно деревянные, руки, и кричит встречным «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог» ?
а) Беликову;
б) Дымову;
в) Рагину;
г) Астрову;
д) Старцеву.

60. Какому поступку своей невесты ужасается герой рассказа «Человек в футляре»?
а) Она едет верхом на лошади;
б) она катается на велосипеде;
в) она посещает женские курсы;
г) она хочет стать пианисткой;
д) она назначает ему свидание на кладбище.

61. В финале какого чеховского рассказа доктор оказывается среди своих пациентов?
а) «Палата № 6»;
б) «Случай из практики»;
в) «Ионыч»;
г) «Человек в футляре»;
д) «Хирургия».

62. Как определял А.П.Чехов жанр пьесы «Вишнёвый сад»?
а) Водевиль;
б) комедия;
в) трагедия;
г) драма;
д) феерия.

63. Кто произносит финальный монолог в пьесе «Вишнёвый сад»?
а) Раневская;
б) Аня;
в) Трофимов;
г) Фирс;
д) Гаев.

64. Кто из героев «Вишнёвого сада» обращён в будущее?
а) Лопахин и Варя;
б) Гаев и Раневская;
в) Трофимов и Аня;
г) Яша и Дуняша;
д) Епиходов и Шарлотта.

65. Какая фраза принадлежит Лопахину?
а) «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, жёлтых башмаках» ;
б) «Каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье» ;
в) «Моя собака и орехи кушает» ;
г) «Дорогой, многоуважаемый шкаф!» ;
д) «Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай! »

66. Для драматургии какого литературного направления является обязательным требование единства места, времени и действия?
а) Критического реализма;
б) романтизма;
в) классицизма;
г) социалистического реализма;
д) символизма.

67. Что происходит с героиней рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»?
а) она умирает;
б) она уходит в монастырь;
в) она выходит замуж;
г) она эмигрирует;
д) она берёт на воспитание ребёнка.

68. В каком рассказе Бунина обличается бездуховность буржуазной цивилизации?
а) «Господин из Сан-Франциско»;
б) «Холодная осень»;
в) «Антоновские яблоки»;
г) «Чистый понедельник»;
д) «Старуха».

69. Каков исход дуэли Ромашова и Николаева в повести Куприна «Поединок»?
а) Николаев погибает;
б) Ромашов ранен;
в) противники остаются невредимыми;
г) Ромашов погибает;
д) оба противника ранены.

70. Как узнаёт Вера, героиня рассказа Куприна «Гранатовый браслет», о смерти Желткова?
а) От мужа;
б) от генерала Аносова;
в) из газеты;
г) из письма Желткова;
д) от квартирной хозяйки Желткова.

71. Кто из русских писателей первым получил Нобелевскую премию?
а) М.А.Шолохов;
б) И.А.Бунин;
в) И.А.Бродский;
г) А.И.Солженицын;
д) Б.Л.Пастернак.

72. В каком произведении изображаются последние дни Иисуса Христа?
а) А.И.Куприн. «Суламифь»;
б) А.П.Чехов. «Страх»;
в) Л.Н.Андреев. «Иуда Искариот»;
г) М.Горький. «Исповедь»;
д) И.А.Бунин. «Окаянные дни».

73. Какая фраза из пьесы М.Горького «На дне» принадлежит Сатину?
а) «Правда – бог свободного человека!»;
б) «Человек – может добру научить… очень просто!»;
в) «За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она – правда!»;
г) «Без имени – нет человека»;
д) «Видно, враньё-то… приятнее правды».

74. Что предлагает Ваське Пеплу Василиса?
а) Начать новую жизнь;
б) жениться на ней;
в) уехать в Сибирь с Наташей;
г) убить её мужа;
д) лечиться от пьянства.

75. Какое зрелище предпочитает герой повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» Шариков?
а) Комедию;
б) кино;
в) оперу;
г) цирк;
д) балет.

76. Зачем Воланд устраивает сеанс в Варьете?
а) Чтобы вселить в людей ужас;
б) чтобы посмотреть, изменились ли люди;
в) чтобы вызвать панику среди населения;
г) чтобы прославиться;
д) чтобы разоблачить черную магию.

77. Какой эпизод является кульминацией второй части романа «Мастер и Маргарита»?
а) Арест Бегемота;
б) пожар в Грибоедове;
в) бал сатаны;
г) возвращение мастера;
д) полёт Маргариты.

78. Что должен был сделать Иешуа Га-Ноцри, чтобы спасти свою жизнь?
а) Отречься от своих слов;
б) убить Пилата;
в) сбежать от стражников;
г) сознаться во всём;
д) выдать Левия Матвея.

79. О чём объявляет мастер Пилату в финале романа?
а) О том, что тот свободен;
б) о том, что тот виновен;
в) о том, что тот обманут;
г) о том, что тот арестован;
д) о том, что тот неизлечимо болен.

80. В чьей квартире Маргарита устраивает разгром?
а) Алоизия Могарыча;
б) доктора Стравинского;
в) Михаила Берлиоза;
г) Тимофея Квасцова;
д) критика Латунского.

81. Что даруют мастеру высшие силы?
а) Покой;
б) свет;
в) силу;
г) свободу;
д) любовь.

82. Какое стихотворение А.А.Блока начинается со строк: «Опять, как в годы золотые, / Три стёртых треплются шлеи, / И вязнут спицы расписные / В расхлябанные колеи…» ?
а) «Скифы»;
б) «Россия»;
в) «Фабрика»;
г) «Незнакомка»;
д) «Поэты».

83. Кто идёт впереди патруля в поэме Блока «Двенадцать»?
а) Матрос;
б) дьявол;
в) Святой Пётр;
г) Христос;
д) Иван.

84. Кто был основателем акмеизма?
а) С.А.Есенин;
б) В.В.Маяковский;
в) Ф.К.Сологуб;
г) В.Я.Брюсов;
д) Н.С.Гумилёв.

85. К какому литературно-художественному направлению принадлежал Маяковский?
а) Символизму;
б) футуризму;
в) имажинизму;
г) акмеизму;
д) конструктивизму.

86. Какая тема является главной в творчестве Есенина?
а) Народа;
б) дружбы;
в) любви;
г) революции;
д) родины.

87. К какому жанру относится произведение Е.И.Замятина «Мы»?
а) Исторический роман;
б) фантастический роман;
в) роман-антиутопия;
г) семейная хроника;
д) роман воспитания.

88. Что обнаружил главный герой романа Замятина «Мы» за стенами Единого Государства?
а) Выжженную пустыню;
б) нетронутую природу;
в) брошенную военную технику;
г) море;
д) Древний Дом.

89. Для чего строители в повести А.Платонова «Котлован» отправляются в деревню?а) Проводить коллективизацию;
б) за продуктами;
в) на отдых;
г) набирать рабочую силу;
д) просвещать крестьян.

90. Кто не является героем повести «Котлован»?
а) Вощев;
б) Дванов;
в) Чиклин;
г) Пашкин;
д) Жачев.

91. Какое событие показывает бессмыслицу рытья котлована?
а) Смерть Козлова;
б) высылка кулаков;
в) увольнение Вощева;
г) смерть Насти;
д) обнаружение гробов.

92. Где происходит действие в романе А.Фадеева «Разгром»?
а) В Киеве;
б) на Дальнем Востоке;
в) на Дону;
г) на Западной Украине;
д) в Сибири.

93. Кому из литературных героев принадлежит фраза: «Я согласен на медаль» ?
а) Григорию Мелехову;
б) старшине Васкову;
в) Василию Тёркину;
г) Андрею Соколову;
д) Сотникову.

94. Герой какого произведения попадает в начале войны в плен к фашистам?
а) В.Астафьев. «Прокляты и убиты»;
б) В.Распутин. «Живи и помни»;
в) М.Шолохов. «Судьба человека»;
г) Б.Василев. «А зори здесь тихие…»;
д) К.Симонов. «Живые и мёртвые».

95. О чём жалеет Иван Денисович, герой рассказа А.Солженицына, услышав сигнал об окончании работы?
а) О том, что он попал в лагерь;
б) о том, что работа не закончена;
в) о том, что давно не писал писем жене;
г) о том, что не остался в лазарете;
д) о том, что отнёс обед Цезарю.

96. За что осуждён бригадир Тюрин в рассказе «Один день Ивана Денисовича»?
а) За принадлежность к семье кулака;
б) за религиозные убеждения;
в) за потерю оружия;
г) за шпионаж;
д) за дезертирство.

97. Что отдаёт Матрёна дочери Фаддея Кире?
а) Письма;
б) пальто;
в) деньги;
г) козу;
д) горницу.

98. В какой из книг С.Довлатова герой, оказавшись в эмиграции, вспоминает советский период своей жизни?
а) «Зона»;
б) «Чемодан»;
в) «Наши»;
г) «Иностранка»;
д) «Заповедник».

99. Кто из писателей принадлежит к направлению постмодернизма?
а) С.Довлатов;
б) В.Распутин;
в) В.Пелевин;
г) В.Аксёнов;
д) Б.Акунин.

100. Кто из поэтов вырос в доме Мурузи на Литейном проспекте?
а) А.Блок;
б) И.Бродский;
в) Б.Пастернак;
г) А.Кушнер;
д) А.Тарковский.

Б.Тихомиров. «Лазарь! Гряди вон» - лучшее, что есть о романе "Преступление и наказание".

Описание книги:
Роман Ф.М. Достоевского был опубликован более 140 лет назад. За время его полуторавекового изучения накоплено значительное количество ценных наблюдений, предложены различные прочтения и интерпретации.
Одна из главных задач, поставленных в книге - собрать всё наиболее ценное, плодотворное, необходимое современному читателю, что наработано несколькими поколениями исследователей романа. Это не просто конгломерат чужих наблюдений, соображений, цитат.
Сделанное предшественниками подвергнуто критическому анализу, осуществлённому с точки зрения современного научного видения творчества Достоевского, обобщено и выстроено с единых методологических позиций.

Отрывок для урока
«Я тебя выбрал». Пути раскаяния и спасения Раскольникова и Сони Мармеладовой


В мире Достоевского «легче» принести себя в жертву близким. Но возможно ли, если ты не «подлец-человек», такую жертву принять?! и продолжать считать себя человеком?! Великая жертва любви, которую проносит Сонечка близким, объективно подталкивает Мармеладова к самоубийству, Катерину Ивановну – к сумасшествию. Такова художественная логика романа-трагедии…

Раскольников и Сонечка потому и «сходятся» у Достоевского за чтением евангельского рассказа о «величайшем чуде» воскресения, воспринимая его (пусть и существенно по-разному) как непосредственно относящееся к их личности, их судьбе, - что, самоопределяясь в трагедийной ситуации диаметрально противоположно – один на путях преступления, другая на путях христианской жертвы, они оба равно мучительно переживают (пусть опять существенно по-разному) свое состояние как состояние смерти. И эта констатация, пожалуй, самое глубокое обнаружение принципиальной трагедийности мира романа. Логически неизбежно (хотя в романе это не показано) идет к гибели Соня, не слушая никаких доводов разума, и Раскольников, слушаясь только разума…
Роман Достоевского - это христианская трагедия, где смерть чревата воскресением. Больше того, смерть является необходимым условием воскресения, ибо христианская идея воскресения не есть идея возвращения старой жизни, идея «реанимации», но – идея нового рождения через смерть. И эта идея – сокровенная сердцевина художественной концепции «Преступления и наказания». «Достоевский свидетельствует о положительном смысле прохождения через зло, через бездонные испытания и последнюю свободу…Отпадение, раздвоение, отщепенство никогда не являлись для Достоевского просто грехом, это для него также – путь…зло должно быть преодолено и побежден, но оно дает обогащающий опыт возможность преодолеть его изнутри, а не внешне лишь бежать от него и отбрасывать его, оставаясь бессильным на его темной стихией». (Н.Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства».)
С раскольниковского поклона-поцелуя – «за великое страдание твое» и начинается в романе воскресение находящейся на грани отчаяния героини. Только через Раскольникова, его глазами смогла героиня взглянуть на себя со стороны – увидеть и оценить значение своего страдания как искупления. И это оказывается воистину спасительным для нее. Но необходим и такой герой, как Раскольников, который в себе несет бездну страдания, чтобы он мог оценить страдание Сонечки, увидеть в нем символ страдания всего человечества и преклониться перед ним. В чем сокровенный смысл Сонечкиного призыва? У Достоевского мораль – не только, с одной стороны, система ограничений и запретов («не убий», «не укради», «не прелюбодействуй»), и не только христианские сострадание и любовь – с другой. Мораль – это и великий всеобщий связующий закон. Герои писателя открывают это самой своей трагической судьбой. Раскольников, взрывая в своей идее моральный закон как преграду на пути преступления, утверждаясь в «праве на кровь», по существу, еще до убийства порывает духовные связи с миром, с Богом….
Сонечка же, вынужденная «переступить», но мучительно страдающая от осознания своей греховности, тем самым, страданием своим, свидетельствует, что и за чертой моральный закон для нее непреложен, свят, всецело сохраняя свое абсолютное значение. Страдание «до чудовищной боли» оказывается здесь единственно возможной формой сохранения героиней и «в грехе» духовного единства с людьми. Поэтому в романе именно Соня указывает измученному нравственной пыткой герою путь восстановления разрушенных преступлением связей с миром, с Богом, путь спасения…Герой мучительно страдает на протяжении всего романа, но такого страдания, к которому призывает его Соня, страдания – самоосуждения, страдания-раскаяния он не знает вплоть до финала…
В основе страдания-самоосуждения Сонечки лежит ее глубокое убеждение в абсолютности, божественном происхождении моральных норм. Раскольников же, по его собственным словам, «принцип убил», разрушил в своих теоретических построениях религиозно-нравственный абсолют, не только пришел к убеждению относительности моральных норм, но и к пониманию морали как «зла»… Теория в своих глубинных основаниях владеет героем и на каторге…Именно «мысль», философская теория Раскольникова и лишает героя возможности самоосуждения, которого он теперь так страстно взыскует. И здесь за Сонечкой преимущество наивного, не затронутого миропонимания…

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...