Какова нравственная проблематика рассказа солженицына матренин двор. Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор. Проблема нравственной красоты человека

Сергий Радонежский относится к святым вождям земли Русской, по словам историка В.О. Ключевского, имя его "блестит ярким созвездием в XIV веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения русской земли. Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем не все еще добро погасло и замерло... Он открыл им глаза на самих себя". "Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее".

В.О. Ключевский говорит о преклонении перед личностью Сергия в течение пяти веков 1 и характеризует помыслы и чувства паломников, возвращающихся из Сергиевой Лавры во все концы Русской земли. "Еще при жизни Преподобного многое множество приходило к нему из различных стран и городов, в числе приходящих были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, “на селе живущие”". К нему приходили со своими думами, чувствами, в трудные переломы народной жизни государственные деятели и простые люди в печальные или радостные минуты своей жизни. "И этот приток не изменялся в течение веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены в строе и настроении русского общества: старые понятия иссякали, новые пробивались или наплывали, а чувства и верования, которые влекли сюда людей со всех концов русской земли бьют до сих пор тем же свежим ключом, как били в XIV веке". Эти чувства представляют собой выражение нравственной жизни народа. С образом Сергия они срастаются; они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава. "Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим строителем нашего нравственного порядка". Нравственное влияние его велико, в душу народа запали светлые и сильные впечатления, произведенные Сергием. Великий русский подвижник восхищал и удивлял иностранцев. Царьградский епископ, приехав в Москву, восклицал: "Како может в сих странах таков светильник явиться?"

Русские люди XIV века признали такое проявление духовного влияния Сергия чудесным творческим актом. Оно "пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным, нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа" 2 .

"Политическая крепость" прочна только тогда, когда держится на силе нравственной — это самый драгоценный вклад преподобного Сергия в живую душу народа, его нравственное самосознание. Это современно и в наши дни.

Нравственный подвиг и нравственные уроки Сергия Радонежского

"Житие Сергия Радонежского" было написано на рубеже XIV-XV веков талантливым писателем Епифанием Премудрым.

Епифаний стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, служащего прежде всего общему делу — делу укрепления Русского государства. Он родился в Ростове в первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовских монастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно знал греческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифаний был прозван "Премудрым". Он отлично знал произведения современной ему и древней литературы, в составленные им жития обильно включены самые разнообразные сведения: географические названия, имена богословов, исторических лиц, ученых, писателей.

"Житие Сергия Радонежского" носит повествовательный характер, оно насыщено богатым фактическим материалом. Целый ряд эпизодов отличает своеобразный лирический оттенок (например, рассказ о детстве Сергия). В этом произведении Епифаний выступает мастером сюжетного повествования.

В "Житии" предстает идеальный герой древней литературы, "светоч", "божий сосуд", подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа. Произведение построено в соответствии со спецификой жанра жития. С одной стороны, Сергий Радонежский — это историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря, наделенный достоверными, реальными чертами, а с другой стороны, — это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра.

Житие открывается авторским вступлением: Епифаний благодарит Бога, который даровал святого старца преподобного Сергия русской земле. Автор сожалеет, что никто не написал еще о старце "пречудном и предобром", и с Божьей помощью обращается к написанию "Жития". Называя жизнь Сергия "тихим, дивным и добродетельным" житием, сам он воодушевляется и одержим желанием писать, ссылаясь на слова Василия Великого: "Будь последователем праведных и их житие и деяния запечатлей в сердце своем" 3 .

Центральная часть "Жития" повествует о деяниях Сергия и о божественном предназначении ребенка, о чуде, произошедшем до рождения его: когда его мать пришла в церковь, он трижды прокричал в ее утробе. Мать же носила его "как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный".

Силой божественного промысла Сергию суждено стать служителем Святой Троицы. От божественного откровения он овладел грамотой, после смерти родителей отправился в места пустынные и вместе с братом Стефаном "начал лес валить, на плечах бревна носить, келью построили и заложили церковь небольшую". Уделом отшельника стал "труд пустынный", "жилье скорбное, суровое", полное лишений: ни яств, ни питья, ни прочих припасов. "Не было вокруг пустыни той ни сел, ни дворов, ни людей, ни проезжих дорог, не было там ни прохожего, ни посещающего, но со всех сторон все лес да пустыня" 4 .

Увидев это, огорчился Стефан и оставил пустыню и брата своего "пустыннолюбца и пустыннослужителя". В 23 года Варфоломей (так называли его в миру), приняв иноческий образ, был наречен в память о святых мучениках Сергии и Вакхе — Сергием.

Далее автор повествует о его делах и подвижническом труде и задает вопрос: кто может рассказать о трудах его, о подвигах его, что претерпел он один в пустыне? Невозможно рассказать, какого труда духовного, каких забот стоило ему начало всего, когда жил он столько лет в лесу пустынником, несмотря на козни демонов, угрозы зверей, "ибо много тогда было зверей в пустынном лесу том".

Он учил пришедших к нему монахов, желающих жить рядом с ним: "если служить Богу пришли, приготовьтесь терпеть скорби, беды, печали, всякую нужду и недостатки и бескорыстие и бдение" 5 .

Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: "если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!"

Он мог пребывать по три-четыре дня без пищи и есть гнилой хлеб. Чтобы заработать еду, брал в руки топор и плотничал, тесал доски с утра до вечера, изготовлял столбы.

Непритязателен был Сергий и в одежде. Одежды новой никогда не надевал, "то, что из волос и шерсти овечьей спрядено и соткано, носил". И кто не видел и не знал его, тот не подумал бы, что это игумен Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, всякую работу делающего. Так воспринял его и пришедший в монастырь поселянин, не поверив, что перед ним сам игумен, настолько он был прост и невзрачен на вид. В сознании простолюдина преподобный Сергий был пророком, а на нем ни одежды красивой, ни отроков, ни слуг поспешных вокруг, ни рабов, служащих ему и честь воздающих. Все рваное, все нищее, все сирое. "Я думаю, что это не тот", — воскликнул крестьянин. Сергий же проявил чистоту душевную, любовь к ближнему: "О ком печалишься и кого ищешь, сейчас Бог даст тебе того".

Великий князь Дмитрий Донской кланяется Сергию до земли, принимая благословение преподобного на битву с Мамаевой ордой. Сергий произносит: "Подобает тебе, господин, заботиться о врученном от Бога христоименитом стаде. Иди против безбожных, и, так как Бог помогать тебе будет, победишь и в здравии в свое отечество с великими похвалами возвратишься".

И когда заколебался князь Дмитрий перед боем, увидев великое войско Мамаево, от святого пришел скороход с посланием: "“Без всякого сомнения, господин, с дерзновением иди против свирепства их, не ужасайся, всяко тебе поможет Бог”. И тотчас князь великий Дмитрий и все воинство его от этого большую храбрость восприняло и выступило против поганых. И сразились, и многие тела пали, и Бог помог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары..." 5 .

Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию. Он отказался от архиерейского чина, считая себя недостойным: "Кто я такой — грешный и худший из всех человек?" И был непреклонен.

Автор подчеркивает "светлость и святость", величие Сергия, описывая его кончину. "Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение — и не только при жизни, но и при смерти..." 6 .

Так Сергий Радонежский "просиял" добродетелями жития и мудростью. Такие люди, как Сергий, из исторических лиц превращаются в сознании поколений в идеал, они становятся вечными спутниками, и "целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почитать их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания" 7 .

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте статью В.О. Ключевского "Год Сергия" и постарайтесь осмыслить: почему Сергий является "светочем", гордостью народа русского, и почему выражает его чувства и верования? Как с образом Сергия связаны нравственные чувства народа?
  2. Каковы истоки нравственности Сергия? Вспомните очерк Б. Зайцева о Сергии Радонежском.
  3. Чем восхищает и удивляет личность Сергия?
  4. Прочитайте житие, написанное Епифанием Премудрым. Что вам известно об авторе?
  5. Как построено произведение, учтена ли в нем каноническая традиция житийной литературы?
  6. Почему Епифаний Премудрый в своем произведении обращается к описанию жизни Сергия Радонежского?
  7. Какие чувства автора выражены в житии?
  8. Перескажите текст, повествующий о жизни Сергия (от рождения до кончины святого).
  9. Что говорится о родителях Сергия?
  10. Какое чудо случилось до рождения преподобного во время церковной службы и как это свидетельствует об особом предназначении Сергия?
  11. Расскажите об учении Сергия. О каком эпизоде, повлиявшем на успешное овладение преподобным грамотой, рассказывает автор?
  12. Какую жизнь вел Сергий в юности?
  13. Как сложилась жизнь преподобного после смерти его родителей?
  14. Расскажите о жизни и трудах Сергия в пустыне.
  15. Перечислите добродетели святого.
  16. В каких условиях Сергий и братия строили Сергиевский монастырь?
  17. Расскажите о подвижническом труде Сергия, оцените его нравственные качества.
  18. Как проявляется святость Сергия: внешний вид, одежда, занятия, труд, отношения с братией?
  19. Как в разных ситуациях, описанных Епифанием, раскрывается духовное богатство Сергия, его нравственные качества (авторитетность и роль в решении народных судеб: встреча с простолюдином и князем Дмитрием Донским перед Мамаевым побоищем, отказ от архиерейства и др.)?
  20. Что пишет автор о кончине Сергия, о его значении для развития самосознания народа?
  21. Какие чудеса происходят после смерти Сергия?
  22. Почему, по словам В.О. Ключевского, такие люди, как Сергий, превращаются в сознании поколений в идеал?

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Сначала обучение давалось мальчику очень плохо, однако постепенно он изучил Святое писание, заинтересовался церковью. С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился.

Основание монастыря

Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынные места. В лесу на холме Маковец они построили небольшой храм Троице.

В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, на месте церкви образовалась обитель. Сергий становится вторым игуменом и пресвитером обители.

Религиозная деятельность

Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского – Троице-Сергиев монастырь. Узнав о возникновении обители, вселенский патриарх Филофей прислал игумену грамоту, в которой отдавал должное его деятельности. Преподобный Сергий был высокоуважаемой личностью в княжеских кругах: он благословлял правителей перед битвами, примерял их между собой.

Кроме Троице-Сергиевого за свою краткую биографию Радонежский основал еще несколько монастырей – Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Почитание памяти

Сергий Радонежский был причислен к лику святых в 1452 году. В произведении «Житие Сергия», основном первоисточнике жизнеописания иеромонаха, Епифаний Премудрый писал, что за свою жизнь святой Радонежский множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении. 25 сентября, в день смерти святого, верующие празднуют день его памяти.

Другие варианты биографии

  • В «Житие Сергия» рассказывается, что Варфоломей научился читать и писать благодаря благословению святого старца.
  • Среди учеников Сергия Радонежского были такие известные религиозные деятели, как Авраам Галицкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, преподобный Андроник, Пахомий Нерехтский и многие другие.
  • Жизнь святого вдохновила многих писателей (Н. Зернова, Н. Костомарова, Л. Чарскую, Г. Федотова, К. Случевского и др.) на создание художественных произведений о его судьбе и деяниях, в том числе ряда книг для детей. Биография Сергия Радонежского изучается школьниками в 7-8 классах.

Тест по биографии

Небольшой тест по краткой биографии Радонежского поможет вам лучше усвоить материал.

3 мая 1314 года у Кирилла и Марии в Ростовской области появился на свет сын. Первое чудо произошло до рождения мальчика. В один из дней Мария, будучи беременной, пошла в храм. Во время богослужения, малыш, находящийся в животе матери три раза закричал. Через сорок дней после рождения, его окрестили и назвали Варфоломеем. Мать с отцом поведали священнослужителю о крике сына из утробы. На что духовник ответил, что отрок в будущем станет служить Святой Троице.

Когда мальчик вырос, он стал учиться грамоте, но обучение ему давалось с трудом. В один из дней Варфоломей повстречал священника и поведал духовнику о трудностях с обучением и попросил его помощи. Священник дал ему кусок просфоры и сказал, что теперь Варфоломей будет читать хорошо. Священник пошёл в храм и стал молиться, а Варфоломею сказал читать песнопение. Чудом он стал читать на много лучше, чем раньше. Спустя время Варфоломей стал поститься и читать молитвы.

Спустя некоторое время семья Варфоломея переехала в город Радонеж. Отрок изъявил желание стать монахом, но родители попросили его, чтобы он дождался, когда они умрут. Кирилл и Мария ушли в монастыри и там умерли. Наследство, доставшееся от отца, Варфоломей передал младшему брату Петру, а старший брат Стефан ушел в монахи. Варфоломей принял решение уйти в лес и построить там церковь и позвал с собой своего брата Стефана. Они нашли в чаще безлюдное место, возвели не большую хижину и построили там храм, который был освящен митрополитом Киевским во имя Святой Троицы. Игумен Митрофан постриг Варфоломея в монахи и назвал его Сергием. В это время ему было около 20 лет.

Однажды во время молитвы произошло чудо, стены в церкви разошлись, и в нее ступил сам сатана, он велел Сергию покинуть храм и пугал его. Но Сергий изгнал его своей молитвой. Спустя время другие монахи поселились рядом с Сергием. Каждый возвел хижину. Когда монахов стало 12, вокруг хижин построили ограду. Когда игумен Митрофан скончался Сергий с монахами пошёл к епископу, за новым наставником. Епископ наказал самому Сергию быть игуменом. Сергий дал свое согласие.

Первое время к церкви не было хорошей дороги. Спустя время люди стали строить свои дома по близости, которые разрослись в села. Монахи проявляли недовольство, что рядом нет воды. Святой Сергий долго молился и вблизи появился источник, вода которого исцеляла. Возле реки Волги проживал сановник, которого мучил бес. Преподобный Сергий прогнал дьявола. С того времени большое количество мирян стали посещать святого. Перед битвой с ордынским князем Мамаем, князь Дмитрий попросил благословения у Сергия и победил. Впоследствии в честь этого был возведен Успенский монастырь.

Свою кончину святой Сергий предсказал за 6 месяцев и передал игуменство ученику Никону. Сергий Радонежский отошел в мир иной 25 сентября 1392 года, прожив 78 лет. Сергий хотел, чтобы его похоронили за пределами церкви, рядом с остальными монахами. Но митрополит Киприан дал свое благословение, чтобы Сергия положили с правой стороны в церкви. Огромное количество людей в день похорон пришло попрощаться со святым Сергием Радонежским.

Биография и житие Сергия Радонежского кратко для детей 2, 4 класса

Родители Сергия, Кирилл и Мария, были людьми благочестивыми. Жили они в Твери. Там и был рожден будущий святой, приблизительно в 1314 году, во время правления князя Дмитрия. Митрополитом русской земли был Петр.

Мария, нося ребенка в утробе, вела праведный образ жизни. Она строго соблюдала все посты и молилась. Еще тогда она решила, что если на свет появится мальчик, то посвятит его службе господней. И, как предзнаменование будущего ребенка, произошло, однажды, чудо в храме во время молитвы Марии. Ребенок трижды прокричал из чрева матери. Священником было это истолковано так, что он вырастет служителем Святой Троицы.

После рождения, на сороковой день от роду, младенец был крещен. Имя дали ему Варфоломей. Были у него и еще два брата – Петр и Стефан.

Мальчик рос. Пришло ему время обучаться грамоте. Братьям его эта наука давалась легко, а Варфоломею с большим трудом. Он очень сильно переживал из-за этого.

Однажды, по просьбе отца, отправился Варфоломей на поиски лошадей. И по дороге встретил мальчик в поле святого старца. Рассказал он ему о своих трудностях в обучении и попросил помолиться за него. В ответ на это старец дал юнцу кусочек просфоры и сказал, что будет знать он отныне грамоту очень хорошо.

Варфоломей пригласил старца в дом к своим родителям. Он не отказался. А мальчику с тех пор все науки стали легко даваться.

Прошло несколько лет и Варфоломей стал строго соблюдать все посты и читать молитвы, готовя себя к службе Всевышнему. Перечитал он не мало книг святых.

Вскоре, он вместе со всей семьей переселился в земли Ростовские, в Радонеж. Переезд был связан с бесчинствами в Твери московского воеводы. Поселилось семейство подле местной церкви.

Братья Варфоломея нашли себе жен. А он стремился к богослужению. Попросил он отца с матерью благословить его на это. На что родители попросили его дождаться, покуда они закончат свой земной путь, а после уже и посвящать себя Господу.

Через какое-то время ушли они в монастыри. И там настигла их смерть. К этому времени, у Стефана умерла жена и он тоже нашел себе приют в монастырской келье. Наследство родителей отдал Варфоломей все другому своему брату – Петру.

Позвал он Стефана на поиски подходящего места для строения обители. И выстроили они с ним на пустыре небольшую церквушку, освятив ее во имя Святой Троицы. Через какое-то время брат покинул Варфоломея. Тяжелой оказалась для него жизнь на лоне природы. Ушел он в московский монастырь. Там стал он игуменом.

А Варфоломей попросил старца Митрофана постричь его в монахи. При постриге и принял он имя Сергий. Был он на то время чуть старше 20 лет.

И стал жить он в своей хижинке, усердно молясь. Искушали его бесы всячески, но Сергий был стоек. Не поддался на их соблазны, а изгонял их. Как-то раз посетил его сам сатана, но святой и его изгнал.

Навещали иногда Сергия монахи. А со временем, некоторые стали и селиться там вместе с ним. Церквушка стала расстраиваться.

После смерти игумена, по настоянию епископа Афанасия, Сергий принял этот святой сан.

Творил святой много чудес разных. По молитве Сергия возник родник неподалеку от основанной им церкви. Мог он и больного исцелить, и умершего воскресить. И стали приходить к нему за помощью люди страждущие.

Однажды, было Сергию видение, что будет его церковь приютом для нищих и странников и будет полна она народа.

Вернулся в церковь и брат Стефан. Но, как-то раз, Сергий, обидевшись на него, покинул обитель. Построили он себе келью на реке Киржач. Но пришли туда к нему иноки из церкви Святой Троицы.

Через какое-то время святой вернулся назад, оставив в новой обители игуменом одного из своих учеников.

Продолжил жизнь свою там Сергий. Продолжал творить он чудеса, исцелять больных. Приходили к нему за советами и благословением. Сам великий князь московский Дмитрий посетил святого, прежде чем пойти на битву с Ордой, произошедшей на Куликовом поле. Получив на нее благословение Сергия, князь спокойно повел свое войско в бой.

Сергий не только молился и исцелял людей. Много он работал на благо своего монастыря. Постепенно, стала его обитель и приютом для страждущих, что было ему предсказано в видении.

25 сентября 1392 года Сергий Радонежский скончался. Оставил он после себя игуменом ученика своего Никона. Сергий положил начало пустынной монашеской жизни.

Биография Сергия Радонежского

Сергий Радонежский родился в селе Варницы недалеко от Ростова 3 мая 1319 года, Его называют - Варфоломей. Кирилл и Мария, родители будущего святого, принадлежали к боярам. Кроме Варфоломея у них родились еще двое мальчиков Петр и Стефан.

По легенде Мария пошла в церковь и во время исполнения молитвы ее ребенок из чрева издает громкий крик. Будучи во младенческом возрасте он удивляет всех, тем что в среду и пятницу не пьет молоко матери, а если Мария в другие дни кушала мясо, то он также не употреблял в этот день молоко от ее груди. И матери Варфоломея впоследствии пришлось не употреблять мясную пищу.

В семилетнем возрасте вместе с братьями его отправляют на учебу, но грамота ему тяжело дается. Варфоломей очень желал научиться писать и читать. После его непрестанных молитв об даровании ему понимания грамоты, он встречает старца, которого просит помочь в его беде. Старец благославляет отрока и говорит, что отныне ты будешь все разуметь, даже лучше чем твои братья. И с этого дня Варфоломей удивительным способом стал понимать грамоту.

Мальчику были интересны книги о жизни святых. Прочтя их Варфоломею приходит вдохновение в установленные дни держать строжайший пост с отказом от пищи, а в оставшиеся дни употреблять в пищу исключительно хлеб и воду, а также все ночи посвящает усердной молитве.

В 1328 года Варфоломей с семьей переезжает в Радонеж. И в возрасте 12 лет он решает принять обет монашества, но родители ставят условие, что это произойдет только после того как они умрут, так как Петр и Стефан обзавелись семьями, а он остается их оставшейся опорой. Этого ждать долго не пришлось Кирилл и Мария умерают, а перед кончиной, по традиции, принимают постриг в иноки и схимничество.

После их смерти Варфоломей направляется в Хотьково-Покровский монастырь, где брат Стефан, после кончины своей жены принял постриг. Желая осуществить строжайший монашеский подвиг, братья у реки Кончуры основывают обитель. И Варфоломей прямо в Радонежском бору возводит церквушку в честь Святой Троицы. Его брат не смог выдержать строжайшей отшельнической дисциплины и уходит.

В 1337 году Варфоломей получает посвящение в монахи от игумена отца Митрофана и нарекается в честь великомученика Сергия. Прошло время и к нему начали приезжать другие монахи и иноки, образовывая обитель в последствии ставшей Троице-Сергеевой Лаврой. Община росла - и вокруг нее начали обосновываться труженики и крестьяне.

Отец Сергий отличался особой любовью к труду и возвел своими руками некоторые кельи, а также выполнял всю хозяйственную работу в обители. Труд он соединял с непрестанною молитвою и постом. Монахи часто удивлялись, как их преподобный все время тяжело работает и постится, но здоровье не ухудшается, а на оборот.

В 1354 годы преподнобного Сергия возводят в сан иегумена. Слава о нем распространяется и Филофей, будучи патриархом, передает ему некоторые дары с пожеланием дальнейших духовных подвигов. По патриаршему наставлению в монастыре вводится общинно-жительный строй. Он предполагал равенство в имуществе, носить такую же одежду и обувь как у всех, питаться из общего котла и повиноваться иегумену и признанным старцам.

Кроме Троицко - Сергиевой обители преподобный основывает и другие монастыри, где вводит общинно-жительный устав. Вот некоторые из них:

  • Высоцкий монастырь в Серпухове
  • Благовещенский монастырь в городе Кержач
  • Георгиевский монастырь, расположенный на реке Клязьме
  • Старо-Голутвин близ Коломны

А последователи Сергия преподобного основывают в дальнейшем приблизительно 40 монастырей на родной земле.

Сергий Радонежский приобрел и славу миротворца, что имело важное значение в Куликовской битве. Дмитрий Донской перед баталиями получает благословение старца. Сергий предрекает небывалый разгром войска татар. И нарушая принятые каноны, напрявляет вместе с князем двух иноков. И в святой день рождества Богородицы русское войско побеждает.

На протяжении всего своего жизненного пути преподобный Сергий видел различные мистические видения.

И близко к своей смерти он передает иегуменство и наставления близкому ученику Никону и отрекается от земного. Скончался святой Сергий Радонежский осенью 1392 года.

4 класс для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Аркадий Гайдар
  • Есенин Сергей Александрович

    Сергей Александрович Есенин прожил очень короткую, но плодотворную жизнь. Его произведения актуальны сегодня. Учат любви, побуждают к размышлениям о духовной жизни.

  • Васильев Борис Львович

    Писателем Борис Львович Васильев стал, когда ему уже было больше 30 лет. Но это уже полностью духовно состоявшийся человек, прошедший ад войны. На фронте был контужен. Из армии ушел в 1954 году, пожелав развиваться на писательском поприще.

  • Ленин Владимир Ильич

    Владимир Ильич Ленин – политический деятель и революционер. Был рожден в 1870 году, в Симбирске. За всю свою жизнь основал много партий Советского Союза. Он окончил Симбирскую гимназию, и поступил в Казанский университет

  • Архимед

    Пожалуй, при слове изобретатель или каком-то подобном довольно часто в уме появляется имя Архимеда. Этот древний мыслитель действительно был выдающимся изобретателем и оставил существенное количество открытий

Большинству из нас известно, кто такой Сергий Радонежский. Биография его интересна многим людям, даже тем, кто далек от церкви. Он основал под Москвой Троицкий монастырь (в настоящее время это много сделал для Русской церкви. Святой горячо любил свою Отчизну и немало сил положил на то, чтобы помочь своему народу пережить все бедствия. Нам стало известно о жизни преподобного благодаря рукописям его сподвижников и учеников. Работа Епифания Мудрого под названием «Житие Сергия Радонежского», написанная им в начале XV века, является ценнейшим источником информации о жизни святого. Все остальные рукописи, появившиеся позднее, представляют собой, в основной своей массе, переработки его материалов.

Место и время рождения

Доподлинно не известно, когда и где появился на свет будущий святой. Его ученик Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного говорит об этом в очень затейливой форме. Историки сталкиваются со сложной проблемой интерпретации данной информации. В результате изучения церковных сочинений XIX века и словарей было установлено, что день рождения Сергия Радонежского, скорее всего, - это 3 мая 1319 года. Правда, некоторые ученые склоняются к другим датам. Точное место появления на свет отрока Варфоломея (так звали святого в миру) также неизвестно. Епифаний Премудрый указывает, что отца будущего монаха звали Кирилл, а мать - Марией. До переселения в Радонеж семья жила в Ростовском княжестве. Считается, что родился преподобный Сергий Радонежский в селе Варницы в Ростовской области. При было дано имя Варфоломей. Родители назвали его в честь апостола Варфоломея.

Детство и первые чудеса

В семье родителей Варфоломея было трое сыновей. Наш герой был вторым ребенком. Двое братьев его, Стефан и Петр, были Они быстро освоили грамоту, научились писать и читать. А вот Варфоломею учеба никак не давалась. Сколько ни бранили его родители, ни старался образумить учитель, отрок не мог научиться читать, и святые книги были недоступны для его понимания. А затем произошло чудо: вдруг познал грамоту Варфоломей, будущий святой Сергий Радонежский. Биография его показательна тем, как вера в Господа помогает преодолеть любые жизненные трудности. О чудесном научении отрока грамоте рассказал в своем «Житии» Епифаний Премудрый. Он говорит о том, что Варфоломей долго и усердно молился, прося Бога помочь ему научиться писать и читать, чтобы познать Священное писание. И однажды, когда отец Кирилл отправил сына искать пасущихся лошадей, Варфоломей увидел под деревом старца в черной ризе. Мальчик со слезами на глазах рассказал святому о своей неспособности к учению и попросил помолиться за него перед Господом.

Старец сказал ему, что с сего дня отрок будет разуметь грамоту лучше своих братьев. Варфоломей пригласил святого в дом своих родителей. Перед их посещением они зашли в часовню, где отрок без запинки прочел псалом. Затем он поспешил со своим гостем к родителям, чтобы обрадовать их. Кирилл и Мария, узнав о чуде, стали восхвалять Господа. На вопрос к старцу о том, что означает сие удивительное явление, они узнали от гостя, что их сын Варфоломей был отмечен Богом еще в утробе матери. Так, когда Мария незадолго до родов пришла в церковь, ребенок в чреве матери прокричал три раза, когда святые пели литургию. Этот рассказ Епифания Мудрого нашел отражение в картине художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Первые подвиги

Чем еще отмечен в детстве преподобный Сергий Радонежский в рассказах Епифания Премудрого? Ученик святого сообщает о том, что еще до 12-ти летнего возраста Варфоломей соблюдал строгие посты. В среду и пятницу он не ел ничего, а в другие дни питался только водой и хлебом. По ночам же отрок часто не спал, посвящая время молитве. Все это послужило предметом спора между родителями мальчика. Марию смущали эти первые подвиги сына.

Переселение в Радонеж

Вскоре семья Кирилла и Марии обеднела. Они вынуждены были перебраться на жилье в Радонеж. Произошло это примерно в 1328-1330 годах. Известна и причина, по которой произошло обнищание семьи. Это было тяжелейшее время на Руси, которая была под властью Золотой орды. Но не только татары тогда грабили народ нашей многострадальной родины, облагая его непосильной данью и совершая регулярные набеги на поселения. Ханы татаро-монгольские сами выбирали, кому из русских князей править в том или ином княжестве. И это было не менее тяжким испытанием для всего народа, чем нашествие Золотой Орды. Ведь такие «выборы» сопровождались насилием по отношению к населению. Об этом нередко рассказывал сам Сергий Радонежский. Биография его - яркий пример беззакония, творившегося в то время на Руси. Княжество Ростовское отошло великому князю московскому Ивану Даниловичу. Отец будущего святого собрался и переехал с семьей из Ростова в Радонеж, желая оградить себя и близких от разбоев и нужды.

Монашеская жизнь

Когда доподлинно произошло рождение Сергия Радонежского, неизвестно. Зато до нас дошли точные исторические сведения о его детской и юношеской жизни. Известно, что, еще будучи ребенком, он усердно молился. Когда ему исполнилось 12 лет, он решил принять Кирилл и Мария против этого не возражали. Однако они поставили сыну условие: монахом он должен стать только после их смерти. Ведь Варфоломей со временем стал единственной опорой и поддержкой стариков. К тому времени братья Петр и Стефан уже обзавелись своими семьями и жили отдельно от престарелых родителей. Недолго пришлось ждать отроку: вскоре Кирилл и Мария скончались. Перед смертью они, по обычаю того времени на Руси, приняли сначала иноческий постриг, а затем схиму. После кончины родителей Варфоломей отправился в Там принял иноческий постриг его брат Стефан, к тому времени уже овдовевший. Недолго здесь находились братья. Стремясь к «строжайшему монашеству», они на берегу реки Кончуры основали пустынь. Там, посреди глухого Радонежского бора, в 1335 году Варфоломей возвел небольшую деревянную церковь, названную в честь Святой Троицы. Теперь на ее месте стоит соборный храм во имя Святой Троицы. Брат Стефан вскоре перебрался в Богоявленский монастырь, не выдержав аскетичного и слишком сурового образа жизни в лесу. На новом месте он затем станет игуменом.

А Варфоломей, оставшись совершенно один, призвал игумена Митрофана и принял постриг. Теперь он был известен, как монах Сергий. В тот момент жизни ему было 23 года. Вскоре к Сергию стали стекаться иноки. На месте церкви образовалась обитель, которая в наши дни называется Троице-Сергиева лавра. Отец Сергий стал здесь вторым игуменом (первым был Митрофан). Настоятели являли своим ученикам пример большого трудолюбия и смирения. Монах Сергий Радонежский сам никогда не брал подаяния от прихожан и запретил инокам делать это, призывая жить лишь плодами труда рук своих. Слава обители и его настоятеля росла и дошла до города Царьграда. Патриарх вселенский Филофей с особым посольством прислал преподобному Сергию крест, схиму, параман и грамоту, в которой отдал должное настоятелю за добродетельное житие и посоветовал ввести в монастыре киновию. Внемля этим рекомендациям, радонежский игумен ввел в своей обители общинножительный устав. Позднее он был принят во многих монастырях Руси.

Служение Отечеству

Очень много полезного и доброго для своей Родины сделал Сергий Радонежский. 700-летие со дня его рождения празднуется в этом году. Д. А. Медведев, будучи президентом РФ, подписал указ о праздновании этой памятной и значимой для всей России даты. Почему придается такое значение житию святого на государственном уровне? Главное условие непобедимости и нерушимости любой страны - в единении ее народа. Это очень хорошо понимал в свое время отец Сергий. Это также является очевидным для наших политиков сегодня. Хорошо известно о миротворческой деятельности святого. Так, очевидцы утверждали, что Сергий кроткими, тихими словами мог найти дорогу к сердцу любого человека, воздействовать на самые ожесточенные и грубые сердца, призывая людей к миру и послушанию. Нередко святому приходилось примирять враждующие стороны. Так, он призвал князей русских объединиться, отбросив в сторону все разногласия, и покориться власти князя московского. Это впоследствии стало главным условием освобождения от татаро-монгольского ига. Немалый вклад в победу русских в внес Сергий Радонежский. Кратко рассказать об этом невозможно. Великий князь Дмитрий, получивший позднее прозвище Донской, перед боем пришел к святому, чтобы помолиться и спросить у него совета, можно ли войску русскому выступить против безбожных. Ордынский хан Мамай собрал несусветную рать, чтобы раз и навсегда поработить народ Руси.

Люди нашей Отчизны были страхом великим охвачены. Ведь никому еще не удавалось побить вражеское войско. Преподобный Сергий на вопрос князя ответил, что защищать Родину - дело богоугодное, и благословил его на великую битву. Обладая даром предвидения, предрек Дмитрию победу над татарским ханом и возвращение целым и невредимым домой со славой освободителя. Даже тогда, когда Великий князь увидел несметную вражескую рать, ничто не дрогнуло в нем. Он был уверен в будущей победе, на которую его благословил сам преподобный Сергий.

Монастыри святого

Год Сергия Радонежского празднуется в 2014 году. Особенно больших торжеств по этому случаю стоит ожидать в основанных им храмах и обителях. Кроме Троице-Сергиевой Лавры, святой воздвиг следующие монастыри:

Благовещенский в городе Киржач во Владимирской области;

Высоцкий монастырь в городе Серпухове;

Старо-Голутвин близ города Коломны в Московской области;

Георгиевский монастырь на реке Клязьме.

Во всех этих обителях настоятелями стали ученики святого отца Сергия. В свою очередь, последователи его учений основали более 40 монастырей.

Чудотворения

Житие Сергия Радонежского, написанное его учеником Епифанием Премудрым, повествует о том, что в свое время настоятель Троице-Сергиевой Лавры совершил много чудес. Необычные явления сопровождали святого на протяжении всего его бытия. Первое из них было связано с его чудесным рождением. Это рассказ премудрого о том, как ребенок в чреве Марии, матери святого, во время литургии в храме прокричал три раза. И это слышали все люди, находящиеся в нем. Второе чудо - научение отрока Варфоломея грамоте. О нем подробно было рассказано выше. Еще известно о таком диве, связанном с жизнью святого: воскрешение отрока молитвами отца Сергия. Вблизи монастыря жил один праведный человек, который имел сильную веру в святого. Единственный сын его, малолетний мальчик, был смертельно болен. Отец на руках принес ребенка в святую обитель к Сергию, чтобы тот помолился за его выздоровление. Но отрок скончался, пока родитель его излагал свою просьбу настоятелю. Безутешный отец пошел готовить гроб, чтобы положить в него тело сына своего. А святой Сергий начал усердно молиться. И произошло чудо: мальчик вдруг ожил. Когда убитый горем отец нашел своего ребенка живым, он припал к ногам преподобного, вознося похвалы.

А настоятель велел подняться ему с колен, объяснив, что чуда здесь нет: просто отрок озяб и ослабел, когда отец нес его в монастырь, а в теплой келье согрелся и начал двигаться. Но мужчину было не переубедить. Он уверовал в то, что святой Сергий явил диво. В наши дни находится немало скептиков, сомневающихся в том, что преподобный творил чудеса. Их интерпретация зависит от мировоззренческой позиции истолкователя. Вероятно, что человек, далекий от веры в Бога, предпочтет не заострять внимания на подобной информации о чудесах святого, найдя им иное, более логичное объяснение. Но для многих верующих повествование о жизни и всех событиях, связанных с Сергием, имеет особое, духовное значение. Так, например, многие прихожане молятся о том, чтобы их дети постигли грамоту, благополучно сдали переводные и вступительные экзамены. Ведь отрок Варфоломей, будущий святой Сергий, поначалу также никак не мог одолеть даже азы учебы. И лишь усердное моление Богу привело к тому, что свершилось чудо, когда мальчик дивным образом научился грамоте.

Старость и смерь преподобного

Жизнь Сергия Радонежского являет для нас беспримерный подвиг служения Богу и Отечеству. Известно, что дожил он до глубокой старости. Когда лежал он на смертном одре, предчувствуя, что скоро явится на суд Божий, в последний раз призвал он братию для наставления. Своих учеников он призвал прежде всего «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную». Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен он в Троицком соборе.

Почитание преподобного

Нет никаких документально подтвержденных данных о том, когда и при каких обстоятельствах люди начали воспринимать Сергия как праведника. Некоторые ученые склоняются к мнению, что настоятель Троицкой обители был причислен к лику святых в 1449-1450 годах. Тогда в грамоте к Дмитрию Шемяке предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным, причисляя его к чудотворцам и святителям. Но есть и другие версии его канонизации. День Сергия Радонежского празднуется 5 (18) июля. Об этой дате говорится в трудах Пахомия Логофета. В них он повествует о том, что в этот день были обретены мощи великого святого.

За всю историю Троицкого собора эта святыня покидала его стены только в случае серьезной угрозы извне. Так, два пожара, случившиеся в 1709 и 1746 году, послужили причиной выноса мощей святого из обители. Когда русские войска оставили столицу во время нашествия французов во главе с Наполеоном, останки Сергия были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1919 году атеистически настроенное правительство СССР издало постановление о вскрытии мощей святого. После того как это не богоугодное дело было совершено, останки были переданы Сергиевскому историко-художественному музею в качестве экспоната. В настоящее время мощи святого хранятся в Троицком соборе. Есть и другие даты памяти его настоятеля. 25 сентября (8 октября) - день Сергия Радонежского. Это дата его преставления. Также поминают Сергия 6 (19) июля, когда прославляются все святые иноки Троице-Сергиевой Лавры.

Храмы в честь преподобного

Одним из самых почитаемых святых на Руси издревле считается Сергий Радонежский. Биография его изобилует фактами самоотверженного служения Богу. Ему посвящено множество храмов. Только в Москве их насчитывается 67. Среди них такие, как храм Сергия Радонежского в Бибиреве, собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре, храм Сергия Радонежского в Крапивниках и другие. Многие из них построены еще в XVII-XVIII веках. Существует множество церквей и соборов в различных областях нашей Родины: Владимирской, Тульской, Рязанской, Ярославской, Смоленской и так далее. Есть даже за рубежом обители и святилища, основанные в честь этого святого. Среди них храм преподобного Сергия Радонежского в городе Йоханнесбурге в ЮАР и монастырь Сергия Радонежского в городе Румия, в Черногории.

Изображения преподобного

Стоит вспомнить также множество икон, созданных в честь святого. Самое древнее его изображение - это шитый покров, выполненный в XV веке. Сейчас он находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.

Одна из самых известных работ Андрея Рублева - «Икона преподобного Сергия Радонежского», на которой также присутствуют 17 клейм о житии святого. Писали о событиях, связанных с настоятелем Троицкого монастыря не только иконы, но и картины. Среди советских художников здесь можно выделить М. В. Нестерова. Известны следующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Юность Сергия», «Видение отроку Варфоломею».

Сергий Радонежский. Краткая биография его вряд ли сможет рассказать о том, каким незаурядным человеком он был, как много сделал для своей Отчизны. Поэтому мы подробно остановились на жизнеописании святого, сведения о котором взяты преимущественно из работ его ученика Епифания Премудрого.

Сергий Радонежский (при крещении Варфоломей) – выдающийся монах-подвижник, аскет, подчинивший свою жизнь божьим заповедям любви и согласия, символ единства Руси, способствовавший ее объединению после раздробленности и межусобиц, духовный лидер, убеждавший в необходимости укрепления государственности для свержения золотоордынского ига.

Он был создателем Свято-Троицкой обители, приверженцем монастырской общежительской традиции, зачинателем практики старчества, мыслителем, не только подражавшим византийским богословским идеям, но и творчески из развивавшим. Он обладал чудесными мистическими знаниями, оберегал страждущих от болезней и всякого зла, воскрешал из мертвых.

Истовая молитва праведнику оберегает в сложных жизненных ситуациях, помогает сиротам и вдовам, покровительствует людям, носящим его имя, монахам и военным, способствует ученикам в получении знаний, ученым в успешности экспериментов, подозреваемым в справедливом исходе судебных производств, избавляет от зависти и гордыни, исцеляет болезни.

Детство и юношество

Будущий видный церковный деятель появился на свет более семисот лет назад в скромной и благочестивой семье из ростовского села Варницы. Точная дата его рождения неизвестна, хотя в некоторых источниках указано 14 мая 1314 г. Еще во время беременности матери, по церковному преданию, открылось особенное предназначение ребенка – он троекратно громко вскрикнул в материнском чреве во время Божественной литургии. Родители, знатный боярин Кирилл и его супруга Мария, назвали новорожденного Варфоломеем. Он был их средним сыном; старшего звали Стефаном, младшего – Петром.


Отец состоял на службе у ростовских князей, происходил от варяга Шимона, строителя Киево-Печерского монастыря. Мать, по мнению краеведов, могла происходить либо от простых русских, либо от знатных татар, прямых потомков Чингисхана, чингизидов. Родные владели имением в четырех километрах от Ростова и были убежденными приверженцами церковных уставов, помогали странникам, нищим и бедным. Своих сыновей с раннего возраста они приучали к труду.


Средний сынок рос отзывчивым, серьезным, спокойным и задумчивым ребенком, всегда жаждал новых знаний, однако учеба давалась ему с большим трудом. Он слезно и искренне просил создателя о помощи в учебе. Всевышний его услышал и послал таинственного святого гостя в облике старика. После беседы с ним проблемы ребенка в освоении грамоты были быстро преодолены. Данный факт из жития праведника и чарующая атмосфера сверхъестественного нашли отражение в картине «Видение отроку Варфоломею» кисти М.В. Нестерова, хранящейся в Третьяковской галерее.


В 1328 их семейство, разорившись и спасаясь от набегов, массовых грабежей и насилия слуг Ивана Калиты, перебралось в поселение Радонеж, входившее в Московское княжество. Будущий знаменитый игумен с интересом изучал Святое писание и с детской чистотой вдохновлялся христианскими идеалами. Еще не достигнув 12 лет, он соблюдал телесный и духовный пост, старался всемерно помогать людям и твердо решил посвятить себя богу.

В 1330-х родители, а затем и брат Стефан, потерявший супругу, приняли схиму (высшую монашескую степень) в стенах Хотьковской обители, находившейся в 3 километрах от Радонежа. В 1337 отец и мать Варфоломея скончались.

Монашество и уединение

После ухода из жизни родителей Варфоломей оставил свою часть наследства младшему брату и отправился в Хотьково. Там в стремлении к единению с богом он убедил старшего брата попросить благословение на удаление в пустынное место (то есть, на подвиг пустынножительства, заимствованный Русью из византийской традиции), где они могли бы безраздельно посвятить себя богу.

Братья обосновались в дремучем лесу в десяти километрах от обители, срубили там келию, затем – церковь. Она положила начало появлению крупнейшего в стране монастыря, Троице-Сергиевой лавры, датой основания которой принято считать год их поселения в пустыне – 1337.


Брат не выдержал слишком суровых условий отшельничества, ушел в Московскую Богоявленскую обитель и позже стал ее настоятелем, иереем. А Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, продолжил закалять свой дух и с молитвой сносил все ниспосланные богом тяжкие испытания. Вскоре он призвал одного из игуменов по имени Митрофан и принял от него в 23 года монашеский постриг в день памяти святых Сергия и Вакха, 7 октября, получив имя одного из этих мучеников – Сергий.


Уединение молодого инока продлилось около двух лет. Он неустанно трудился, ревностно молился и читал божественные книги, сверяя каждый шаг с путем первых подвижников русского монашества Антония и Феодосия Печерских, многих других христианских святых.

Зарождение монастыря

Однажды поздно вечером всевышний послал поборнику истинной веры видение в виде прекрасных птиц, круживших в небе над его кельей. При этом голос сообщил, что скоро у него появятся ученики. Так и случилось – к Сергию стали стекаться иноки, которые также мечтали о достижении идеала святости и о спасении души. Первое время их было 12 человек. Вместе братья-монахи срубили новые кельи вокруг церквушки, обнесли свое жилье общим забором, чтобы к ним не забегали дикие звери.

В 1342 (по другим данным, в 1345) году пустынь сформировалась в монастырь, где Сергий стал вторым настоятелем, игуменом, являвшим всем пример трудолюбия и смирения (звание первого получил Митрофан). В 1354 епископ Волыни возвел Сергия в сан пресвитера (священника), то есть, согласно церковному протоколу, иеромонаха.


Вокруг обители начали селиться новые послушники и крестьяне, превратив постепенно глухомань в обжитое место. Несмотря на крайнюю нужду, стойкий и терпеливый монах-священник запретил братьям-инокам принимать подаяние. Они жили исключительно плодами своего смиренного труда. По рекомендации патриарха Филарета и митрополита Алексия Сергий внедрил в монастыре новый для Руси уклад, принятый в Византии, когда вся собственность монастыря признавалась общей. По преданию, сама Богоматерь явилась праведнику и одобрила это начинание, пообещав, что они не будут больше испытывать никаких лишений.


Общественное служение

Мудрый подвижник способствовал объединению князей в борьбе за избавление страны от ига татар, напутствовал войско перед Куликовским сражением, поднимал боевой дух русских воинов.


Согласно житию Сергия Радонежского, добрым словом он примерял враждующих между собой князей, находил время для организации новых обителей. С его помощью в 1385 был предупрежден один из Московско-Новгородских военных конфликтов. Благодаря его подвижнической деятельности на Киржаче появилась Благовещенская обитель, на окраине Коломны – Старо-Голутвин, в Серпухове – Высоцкий монастырь, на Клязьме – Юрьевский. А его воспитанники стали впоследствии устроителями еще порядка сорока десятков обителей.

Сергий Радонежский. Заступник Руси

Святой старец излечивал страждущих, вершил чудеса, даровал свои наставления. Как гласит предание, он не только исцелил, но и вернул к жизни мальчика, умершего на руках у несчастного отца, который нес больного ребенка к нему на лечение.

Смерть

Преподобного, остававшегося примером кротости, благочестия и чистоты, чтили наравне с известными издревле святыми. Во время одной из литургий ему служил ангел господень, а однажды появилась озаренная божественным светом пресвятая дева Мария вместе с апостолами Петром и Иоанном Богословом и сообщила, что будет всегда опекать его монастырь.


Момент своей смерти выдающийся подвижник предвидел заранее и велел своему достойнейшему воспитаннику Никону занять место игумена. Перед уходом Сергий причастился и даровал последние напутствия. Умер он в 1392 г. Радонежский просил, чтобы его тело похоронили на монастырском кладбище, среди обычных монахов, но обитатели лавры рассудили иначе и погребли его в правой части церкви.

Память

Спустя 30 лет после смерти Сергий Радонежский явился во сне к одному из своих последователей и сообщил, что его останки теснит вода. Монахи откопали домовину и увидели, что ее залило грунтовыми водами. Тем не менее, останки Сергия были сухими.


А 5 июля (или 18 по старому стилю) гроб с мощами Сергия подняли на поверхность. Их перевезли в Троицкий собор, и поток желающих прикоснуться к святыне не иссякал несколько веков. В 1452 году Сергий Радонежский был канонизирован.

После Революции останки святого наравне с другими религиозными реликвиями были переданы в ведение государства как музейная ценность. В 20-х годах останки Радонежского хотели отправить в один из крупных московских музеев. Искусствовед Юрий Олсуфьев по благословлению патриарха Тихона выкрал голову святого и перезахоронил ее в саду. В 1945 году мощи воссоединились.

Акафист святому преподобному Сергию Радонежскому

В современном православии Сергий Радонежского чтят как покровителя России. Также считается, что он опекает учащихся, вдов и сирот, больным и незаслуженно представшим пред судом.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...