Конструктивизм в творчестве александра родченко. Русский конструктивизм в творчестве А. Родченко. Новый вид искусства

Александр Михалович Родченко, конструктивист и дизайнер, провел всю сознательную жизнь в творческих исканиях. Он не всегда находил понимание у государства, и тогда в работе наступал застой, а в душе - тоска. Особенно этим отмечены последние годы жизни.

Детство и юность

В семье театрального бутафора и прачки в 1891 году родился сын Александр. Через одиннадцать лет они переехали в Казань. Там Родченко в 1905 году окончил начальное приходское училище. Родители мечтали, что сын выучится и станет зубным техником - специальность обеспеченного человека, а подростку хочется рисовать. С 20 лет и до начала Первой мировой войны он четыре года занимается в Казани, в художественной школе, где и познакомится с Варей Степановой, которая станет потом подругой и соратником на всю жизнь.

Но в 1914 году его забирают в армию и направляют в Московское земство, где он заведует хозяйством санитарного поезда.

Москва

С 1916 года Александр Родченко начинает проводить эксперименты с живописью и участвовать в выставках В. Татлина, на которых он выставляет свои авангардистские картины. Можно по-разному относиться к авангарду. В этих произведениях кто-то найдет глубокий смысл в изобретенных новых формах, ведь о чем-то думал художник, создавая картины. Александр Родченко рассматривал свои творческие поиски как метод исследования.

Ведь он писал программы, в которых фиксировал свои убеждения. А в картинах, составленных из геометрических форм, пытался выявить глубину пространства и форму элементов.

Организаторская деятельность в Москве

В 1917 году художники создают профессиональный союз. Александр Родченко - вполнесформировавшийся человек, ему 26 лет, он полон энергии и, будучи секретарем профсоюза, берется за организацию быта молодых художников. Помимо этого он участвует в оформлении кафе «Питтореск», а также служит в Наркомпросе.

Творчество

В 1923 году вышла книга Маяковского «Про это». К ней Родченко создал блестящие иллюстрации. Фотоколлажи включали портреты самого создателя и его возлюбленной Лили Брик. Книга была неоднозначно воспринята современниками. Оформление усилило откровенность драмы. Например, Луначарский был в восторге от поэмы, но к ее оформлению отнесся скептически, слишком новаторской была работа Родченко. Эта книга явилась продолжением их совместной дизайнерской работы над плакатами. В 20-х годах язык плаката резко изменился - стал крайне броским, лаконичным, информативным. От западноевропейского он резко отличался своими новаторскими формами. Маяковский и Родченко в тандеме создавали в 23-25 годах в рамках конструктивизма политические

За этот короткий период были созданы несколько призывов обращаться в Моссельпром, среди которых наиболее яркими являются «Дешевый хлеб» и «Нигде кроме…», а также сóски Резинотреста, реклама ГУМа. Кроме броских текстов они выделяются визуальными способами воздействия: простые контрастные яркие цвета, странные ракурсы. А также использовались наклонные, вертикальные и горизонтальные линии, шрифт разного размера. Все вместе взятое не могло не привлечь внимания и не убедить.

Новый вид искусства

Случайно раскрылась следующая грань таланта этого необыкновенного человека - фотоискусство. Александр Родченко был поставлен перед необходимостью фотографировать свои театральные работы. Что поразительно, идеи просто фонтанируют в 20-е годы. Возникает вопрос: когда он успевал их все реализовывать? Работал, что ли, по 24 часа? Открыв для себя новый вид искусства, он со всем пылом отдавался ему. Он ловил моменты жизни везде и создавал шедевры.

Он снимал людей и предметы с необычных точек, брал ракурсы под углом, фотографировал снизу и сверху, создавал портреты. Это были и павильонные съемки, и на улицах города, и на природе.

В 30-х годах Родченко обвинили в буржуазности за съемку пионера, который трубит в трубу. Но он продолжал работать, не подстраиваясь под требования власти. Дело закончилось тем, что в 51 году его исключили из Союза художников. Это был мрачный период в его жизни и в жизни его жены Варвары Степановой. Но все утряслось после смерти Сталина, и в 54 году Родченко был восстановлен в рядах художников. Спустя два года, в 1956-м, Родченко ушел из жизни. Ему было 64 года.

Но он сделал столько, что его архивы надо продолжать исследовать и делать фотовыставки его работ, поскольку они отражают время и не потеряли художественной выразительности.

А.Лаврентьев

Галерея работ Александра Михайловича Родченко

В этой галерее нет фотографий, которые могли бы быть показаны.

Кем был Александр Михайлович Родченко? Художником книги, мастером плаката и рекламы, изобретателем небывалых пространственных конструкций и архитектором-утопистом, агитатором, экспериментатором в живописи, промышленном искусстве? Все эти грани его творчества как-то не спорили друг с другом, не были обособлены друг от друга и возникли в результате потребности художника участвовать в самом процессе строительства нового.

Как писал сам Родченко в одном из стихотворений: «сдвигаем тишину с упрямством ярости... Искатели! смелые бунтари! Прочь гоните отживших мумий, влюбленных в романтические сумерки исписанных старух со сгнившим разва­лившимся великолепием... Дерзание дерзостных настоящее наше «вперед»!» И в одной из своих статей, заявляя о том, что лично он видит призвание художника в том, чтобы новое, не бывшее прежде вносить в жизнь, писал: «Христофор Колумб был открывателем новых материков и только. Художник не пассивно отражает эпоху, а рядом со всеми строит ее. Отсюда самые широкие сферы приложения творческих сил».

В живописи Родченко отражает мир динамичных, острых контрастов. В ней ощущается ясное, мажорное восприятие самого искусства как радостного активного действия. От его проектов конструкций тянутся нити к новым архитектурным решениям, к широко вошедшим в практику приемам оформления городских пространств и опытам по изучению движения в искусстве, исследованиям роли фактора времени. В полиграфии Родченко ясная устойчивость геометрических элементов составляет, как в здании, каркас книги. Он вводит в ее структуру фотографию как самый подлинный, реальный документ. Плакатная агитационная направленность, свойственная монтажу его книг, была особенно уместна в книге массовой, политической, в оформлении книг Маяковского. Родченко оформил 13 книг поэта, в том числе поэму «Про это» (1923).

Проекты мебели, разрабатываемые с учениками во Вхутемасе. Проект оформления рабочего клуба для Всемирной выставки деко­ративных искусств в Париже в 1925 году. Работа для театра и кино...

Что все это - самоуничижительное растворение в утилитарности? Иные стулья и обложки устаревают (неизбежно!), но остается ценной сама демонстрация возможностей искусства в решении про­стых житейских задач. В луч­ших проектах Родченко мы чувствуем не только четкость функ­ционального решения (удобно сидеть, читать). В них есть пафос, эмоциональность пластики, стро­го рассчитанной в своем действии. Например, сила воздействия оформления рабочего клуба определялась, в частности, продуманной артистической «аранжировкой» цвета. Сочетание белого, красного и серого создавало ощущение спокойствия и ясности. В фотомонтажных обложках, книгах, плакатах мы часто видим неожиданные сопоставления различных мотивов, контрасты мас­штабов, создающие впечатление увлекательной фантастической композиции. Было логично, что именно Родченко, художник, на­стойчиво искавший в своем искусстве наиболее активные мето­ды воздействия на зрителя, так решительно преобразовал фото­графию, сделав ее ветвью изобразительного искусства. Его ра­бота в этой области приучала фо­тографов к особому динамичному взгляду на действительность и смелым композиционным сопоставлениям, вскрывающим самую суть явления, отучала от подражания живописи, картине в построении кадра.

Художник, агитировавший своим творчеством за новые формы жизни, не упускавший для этого никогда никаких возможностей, Родченко особое значение придавал точности пластики вещи. Сталкивая рациональное и фантастическое, статичное и динамичное, изысканное и «грубое», он всегда давал себе ясный отчет о цели каждой практической и экспериментальной работы. Интуи­ция не исключала контроля, и в этом эстетика Родченко сродни Брехту. Без Родченко двадцатых годов нельзя представить художественную культуру эпохи. Он среди тех, кто формировал ее, талантливо ошибался и талантливо находил. Простое, энергичное искусство Родченко могло показаться почти схематическим в сравнении со сложно выстроенными художественными мирами иных его современников. Или даже в сравнении с его собствен­ной виртуозной динамикой живописных холстов. Он доводил форму своих работ до «сгущенности» и выразительности знака, знака пространства, знака социального понятия. Это сознательный аске­тизм, вобравший в себя богатство и энергию пластической культу­ры. Искусство должно действовать сразу и эффективно, как изобразительный фольклор, обращаться к массе, понятой не как сумма индивидуальных восприя­тий, а как некое единство чувств, мыслей, восприятий. Это созна­тельная концентрация художественной воли - закономерный, почти запрограммированный вывод из личного понимания ак­тивности социальной функции искусства и напряженных аналитических исканий,

В 1930 и 1940-е годы внимание Родченко все больше сосредоточивалось на фотографии в книге. Вместе с В. Степановой он оформляет журналы и проекти­рует интереснейшие документальные альбомы. И снова в его жизни важное место занимает живопись. Таковы небольшие, артистичные вариации на темы цирка, поразительные, фантасти­чески напряженные по ощущению холсты 1942-1943 годов. Он и теперь не повторял в новых вещах старых опытов. Во всем, что ни делал Родченко, чувствуешь единство отношения к миру, единство пластики. Это не мане­ра, а метод решения пластических задач, философия творчест­ва. Он не был настолько универсален, как это представлялось са­мому мастеру, но, пожалуй, в наш век ни один метод и не мо­жет претендовать на всеобщ­ность. Во всяком случае, вклад Родченко в развитие художест­венной культуры значителен и бесспорен. ­

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

А. М. Родченко – В. Ф. Степановой

Милый Котька! Сегодня получил жалованье, последний раз, с 5-го я свободный человек. 4-го открытие в з часа дня. 5-го буду спать до 11 ч. и совсем никуда не пойду. Клуб вышел такой простой, и чистый, и очень опрятный. Сегодня заплатил, как всегда, за комнату в отеле за 1/2 месяца и сказал, что 15-го уеду.

Деньги почтой не получил и папиросы тоже, если до отъезда не получу, то Вертову ничего не куплю…

Пусть он не печалится, Поляков купит и так же вышлет, как я хотел.

Завтра, наверно, не буду писать.

Целую всех, Анти.

Милый Котька! Все дело теперь за визами, которые завтра отдам, и за попутчиками.

Володька меня не задержит, я от всего отказался, т. к. устал. Все же, видимо, выеду не раньше 15-го. Все деньги получил.

Дзиге аппарат завтра покупаю, ибо только сегодня получил по почте его деньги.

Посылаю в этом письме снимки, которые снимал Эренбург и мне подарил.

Что – Алешка кино бросил? Значит, буду работать с Вертовым. Сегодня я свободный человек, спал до 12 ч.

Вчера видел знаменитого киноартиста Тома Микса (ковбоя), очень хорош!

В цирках всех был по 2 раза.

Целую говорящую Мульку.

Жара адская. Сегодня получил посылку, папиросы. И купил летний костюм. Дзиге аппарат будет послан в понедельник.

В понедельник иду к консулу за паспортом и буду собирать вещи. Не так легко выбраться, как и въехать в Париж.

Заказал фотобумаги и пленки.

Сижу и курю «Герцеговину» 35 .

Тебе покупать пойду с женой Морица.

Нет попутчиков, все хотят побыть побольше в Париже: Дурново до 18-го, Аркина еще не видел. Ну, пока, целую всех. Анти.

Милая Мулька!

Воскресенье, ходил купаться в Сене, такая жара.

Сижу, курю. Аркин, кажется, поедет 15-го. Но он хочет прямо из Франции в Кенигсберг, а из Кенигсберга морем в Ленинград. Можно из Франции прямо в Ригу.

Одному не хочется ехать, вдруг отберут аппараты.

Теперь и делать нечего, а уехать нельзя… Завтра получу документы.

Привет всем, ничего писать не хочется.

Ваш Мулька.

Посылаю Дзиге Вертову аппарат СЕПТ № 0905 с объективом Цейса 1:3,5 см, в кожаном футляре с шестью бобинами.

Не знаю, когда уеду, все зависит от попутчиков, которым не хочется ехать, как мне. Право, сейчас интересно еще побыть в Париже, так как я сегодня получил билет на право производить съемку на выставке от Генерального комиссара и буду каждый день снимать.

Боюсь, что раньше 20-го не уеду, т. к. всем хочется отдохнуть. А я уже отдохнул, скучаю по тебе, как никто из них.

Сегодня консульство закрыто, хотел получить паспорт.

Завтра увижу брата Кауфмана. Володьку давно не вижу.

Жалко, что ты не пишешь, я все еще буду писать, а ты пишешь, это последнее…

Привет дочурке Муле, Жемчужному, Жене.

Целую. Анти.

Милая Мум!

Дня через 2–3 пойду собирать визы стран, через которые проеду, завтра узнаю маршрут. Хочу ехать морем, через Голландию в Питер, или иначе.

Выеду, наверно, числа 17-го или 18-го; если морем, то 9 дней, если поездом, то 4 дня.

Море-то я хочу видеть, очень люблю его. 12-го отправлю Дзиге аппарат.

Сам купил печатную машинку к «Септу», набралось чемодана три.

Получил разрешение снимать на выставке, чем и увлекаюсь, сам проявляю, а печатать буду дома.

Был Кауфман… Парень он славный и настроен советски, но при чем тут я…

Дзига спрашивал у тебя, зачем я купил с «Септом» треножник. Ну и дурак же он. Я купил, конечно, к фото. Я купил еще один – снимать архитектуру, в комнате, с выдержкой, ведь здесь треножники чудные и дешевые.

На открытии собралась огромная толпа французских рабочих, которые встретили Красина криками «Да здравствуют Советы» и запели «Интернационал». Полиция попросила Красина войти в здание и рассеяла толпу, а де-Монзи, сказав: «Я извиняюсь, но я не уполномочен своим правительством присутствовать на демонстрации», – быстро ушел.

Когда Красин в речи сказал, что в искусстве всюду есть Ленин, так как для нас его память велика, де-Монзи ответил: «Мне очень приятно, что вы тоже чтите великие могилы»…

Все почти газеты пишут о русском павильоне, ни об одном так много не писали и не пишут, это – определенный успех.

Ряд предпринимателей предлагают за деньги везти выставку в Голландию и др. страны.

Ну, не скучай, целую и хочу целовать.

Милый Хомик!

Коган завтра выезжает в Москву, но я с ним не поеду…

Сейчас жара, сижу в пижаме, буду проявлять и попробую печатать.

Скорей хочу получить разрешение на вывоз и уехать. Ходил в посольство, подал заявление о провозе вещей, вычеркнули духи, за них нужно все равно платить пошлину.

Сегодня новость, Бельгия не дает визу русским, придется ехать через Страсбург.

У Володьки несчастье. Вытащили из кармана все его деньги для Америки, 130 долларов, он теперь без копейки. Но ему одолжат в посольстве, мне он был тоже должен 280 фр., наверно, уже не отдаст.

Либерману привезу ручку, а Копыловой еще не знаю что. А тебе самого себя, одетого в ю рубашек, три костюма и с чемоданом аппаратов. Веселого, здорового и радостного.

Пришлю телеграмму о выезде и где нахожусь.

Целую. Анти.

Получил разрешение на провоз вещей.

Купил чемодан, во вторник укладываюсь.

Получил повестку о деньгах – 15 фр. Это, вероятно, Эдди. Взять их смогу, а купить – нет. Женщин нет. Не могу без них купить… Мориц уехал на неделю на море вместе с женой.

Еду с Аркиным, завтра получаем визы, если их не задержат. Выедем 18-го, поездом.

Счастлив, что все идет к отъезду.

Картины оставлю, Мориц пришлет с экспонатами.

Целую и скоро буду целовать.

Писем нет от тебя. Твой Хомик.

1 Эрдман Борис Робертович (1899–1960), художник театра.

2 Алексей Ган (1893–1942), художник-конструктивист, режиссер, дизайнер, член «Общества современных архитекторов» и группы «Октябрь», оформлял журналы «Кинофот» и «Современная архитектура».

Снял несохранившийся фильм «Остров юных пионеров» (1924), который демонстрировался в советском павильоне на парижской выставке. Был женат на режиссере-документалисте Эсфири Шуб (1894–1959).

3 В своем багаже Родченко вез более 200 номеров (судя по таможенной описи) различных работ для выставки: проекты мебели и оборудования, фотомонтажи и плакаты, архитектурные проекты, проекты театральных костюмов, рисунки для ткани, книги и журналы, как свои, так и Степановой. Все это потом вошло в состав экспозиции по разным разделам: Искусство книги, Искусство улицы, Искусство мебели, Театр, Искусство текстиля и т. д.

4 В. Мориц, искусствовед, отвечал за подбор экспонатов в целом и за развеску театрального раздела на выставке.

5 Георг Гросс (1893–1959), немецкий художник, график и карикатурист. Дадаист, член компартии Германии, которую покинул после посещения Москвы. В серии своих журнальных статей и карикатур создал портрет Берлина 1920–1930-х годов. С приходом Гитлера к власти эмигрировал в Нью-Йорк.

6 Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка в Москве (1923) явилась первым смотром новой советской архитектуры. Основные павильоны были построены по проектам И. Жолтовского и его учеников, среди других новаторских архитектурных произведений – павильон «Махорка» К. Мельникова, павильон Дальнего Востока И. Голосова, ряд построек Иностранного отдела В. Щуко, павильон «Известий ЦИК» А. Экстер и Б. Гладкова, киоск А. Лавинского и др.

7 Фидлер Иван Иванович (1890–1977), архитектор.

8 Александр Львович Поляков (1889–1924), архитектор, отвечал за окончательное оформление всех фрагментов экспозиции советского раздела.

9 Речь идет об интерьере показательного Рабочего клуба, который Родченко должен был построить по своим проектам в натуре. Как и в настоящем клубе, там должны были висеть плакаты и какие-то злободневные лозунги, а также стенная газета. Поэтому Родченко и просил режиссера Виталия Жемчужного, который занимался в те годы постановкой клубных вечеров, сочинить какие-нибудь текстовки для Рабочего клуба в Париже.

10 Фактически Родченко и Степанова расписались только в Молотове, в 1942 году во время эвакуации.

11 В. Ф. Степанова как художник-производственник делала в этот период рисунки для тканей на Трехгорной мануфактуре.

12 Изба-читальня – второй крупный экспонат выставки. Была сделана по проекту студентов ВХУТЕМАСа под руководством Антона Лавинского. Родченко, видимо, имеет в виду расстановку вещей и оформление комнаты избы-читальни.

13 Живописец Давид Петрович Штеренберг входил в это время в выставочный комитет по подготовке советского раздела для Международной выставки Декоративных искусств и художественной промышленности в Париже в 1925 году, был художественным руководителем экспозиции.

14 Речь идет об архитекторе Дмитрии Федорове. Степанова в то время еще продолжала носить его фамилию.

15 В Париже Родченко купил себе фотоаппарат «Ика» 4 ? 6,5, снимал виды выставки и Рабочий клуб на специальные кассеты с пленкой, видимо, отдавал их в проявку и печать в магазине, а затем посылал отпечатки в Москву жене.

16 Рабинович Исаак Моисеевич (1894–1961), театральный художник, живописец, педагог. В Париже оформлял раздел Госиздата, помещавшийся на первом этаже павильона Мельникова. Тео ван Дусбург (1883–1931), голландский архитектор, живописец, график, член группы «Де Стиль».

17 Дзига Вертов (Кауфман Давид Абрамович) (1897–1954), кинорежиссер-документалист, автор фильмов «Кино-глаз» и «Шестая часть мира», для которых Родченко делал киноплакаты.

18 Эльза Юрьевна Триоле (1896–1970), писательница. Сестра Лили Брик, супруга Луи Арагона, жила в Париже.

19 Родченко очень приглянулся небольшой киноаппарат «Септ» для съемки кинохроники. После долгих раздумий он все-таки купил его, а также и приставку для просмотра кинолент. Киноаппаратом он иногда пользовался и как узкоформатной фотокамерой – снимая фотохронику.

20 На выставку также должна была приехать и делегация студентов ВХУТЕМАСа, но они были в Париже уже позже, когда Родченко вернулся в Москву.

21 На втором этаже построенного по проекту Мельникова отдельного советского павильона располагалась экспозиция Госторга. Родченко проектировал витрины и оформление для этого раздела.

22 Кулешов Лев Владимирович (1899–1970), кинорежиссер, педагог. Анна Коноплева, дочь Эсфири Шуб.

23 А. Дурново – художник-прикладник. Отвечал на выставке за раздел кустарного творчества.

24 Скорее всего, это знаменитый бал «Большая Медведица», который устраивали в честь русских художников их бывшие соотечественники, жившие в Париже.

25 Аркин Давид Ефимович (1899–1957), художественный и литературный критик, искусствовед.

26 В. В. Кандинскому.

27 Оборудование рабочего клуба не было привезено в Москву. По окончании выставки оно было подарено французской компартии.

28 Алексей Ган.

29 Красин Леонид Борисович (1870–1926), советский государственный деятель, дипломат.

30 Имеются в виду эскизы декораций и «геометрические» костюмы Варвары Степановой к пьесе «Смерть Тарелкина»

31 Киноки – творческая группа деятелей хроникального кино, созданная Дзигой Вертовым, куда входили и операторы М. Кауфман и А. Лемберг. ЛЕФ – Левый фронт искусств. Литературно-художественная группа, издавала журнал «ЛЕФ» и позднее «Новый ЛЕФ», ответственный редактор – В. Маяковский.

Чужак (Насимович) Николай Федорович (1876–1937), литературный и художественный критик. Работал в те годы в московском Пролеткульте (1917–1932) – культурно-просветительной и литературно-художественной организации пролетарской самодеятельности в разных областях искусства.

32 Советский раздел на выставке в Париже помещался в нескольких зданиях: павильоне Мельникова, в галерее на эспланаде Дома Инвалидов (Рабочий клуб) и в Гран-пале (разделы: архитектура, театр, текстиль, кино, фотография, полиграфия и реклама).

33 Очевидно, кроме проектов, обложек и графики, Родченко возил с собой в Париж и некоторые работы маслом – беспредметные композиции 1919–1920 годов. Видимо, он собирался устроить выставку или издать книгу.

34 Добровольное общество содействия Военно-морскому флоту.

35 Папиросы «Герцеговина Флор», которые прислала из Москвы Степанова.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

Е. П. Заливухиной-Степановой («Позвольте мне, поэту Николаю…») Позвольте мне, поэту Николаю Минаеву, в день Ваших именин Сказать в стихах чего я Вам желаю Как друг, как человек, как гражданин. Я Вам желаю выиграть сто тысяч И вообще обилия деньжат, И шалых кошек хорошенько

Из книги В Париже. Из писем домой автора Родченко Александр Михайлович

А. М. Родченко – В. Ф. Степановой 19 марта 1925 г. РигаМилые Мульки, старые, средние и молодые! Сижу в Риге, в гостинице, сегодня вечером или завтра утром еду в Берлин.Чувствую себя хорошо и здоров. Только в Берлине увижу заграницу.Эрдман1 здесь, кланяется. Он живет здесь

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

В. Ф. Степанова – А. М. Родченко 12 апреля 1925 г. МоскваМулька, стараюсь писать тебе повеселее. Много дней еще придется писать тебе письма. Напиши, как ты там ходишь и как обедаешь, на каком же ты языке говоришь.Я начну тебе писать печальное письмо, изорву, а мать смеется –

Из книги автора

А. М. Родченко – В. Ф. Степановой 15 апреля 1925 г. ПарижЯ купил две фуфайки очень хороших, которые здесь носят рабочие, одна коричневая, другая ярко-синяя за 12 р. Очень они мне нравятся. Даже Полякова соблазнил, и он купил себе такую. А есть фуфайки-жилеты, что у Брика. Но эти

Из книги автора

В. Ф. Степанова – А. М. Родченко 1 мая 1925 г. МоскваСлушаю радио… Весенние мотивы. Сумерки… Нахожусь в состоянии лирическом. Во сне была с тобой, хочу быть наяву. Передают по радио Интернационал, целым оркестром, давно не передавали.Никак не могу написать то, что мне

Из книги автора

А. М. Родченко – В. Ф. Степановой 2 мая 1925 г. ПарижКупил «Септ» с часовым заводом, с Тессаром Цейса 3,5 на 6 метров, с 18 кассетами, с треножником, пленкой, печатной штукой и пр. Сижу и верчу… Он маленький, меньше моего фотоаппарата 9 х 12. Но беда – объектив с царапиной, завтра

Из книги автора

В. Ф. Степанова – А. М. Родченко 9 мая 1925 г. МоскваДорогой Муличка, нашла еще способ пересылки писем – воздушной почтой. Так тебе и пересылаю это письмо.Твои все письма получены, начиная с № 2, первого письма не получила.Покупай, милый, аппараты. Дзига просит написать цены

Из книги автора

А. М. Родченко – В. Ф. Степановой 10 мая 1925 г. ПарижЯ опять повторяю, что из тех десяти текстильных рисунков, что сдали в Академию на выставку, они в Москве приняли только четыре. Шесть штук ты можешь взять в Академии обратно домой.Клуб готов, начинаем красить, хороши шахматы

Из книги автора

В. Ф. Степанова – А. М. Родченко 16 мая 1925 г. МоскваМилый, дорогой мой, сердитый, любимый и всякий еще Мулька!Напиши, познакомился ли ты, наконец, с Пикассо и Леже.Вчера была у нас опять тяжелая сцена с Алешкой28, подробно трудно описать, но общий смысл такой, что мы его забыли и

Из книги автора

А. М. Родченко – В. Ф. Степановой 19 мая 1925 г. ПарижМилая Мулька!Получил стенную газету, но не знаю, пойдет ли она.Милая, ты нервничаешь ужасно. Нужно же вести себя спокойно, не могу же я все бросить здесь.Ведь я должен все разложить и развесить, а пока ни одна из 8 комнат не

Из книги автора

В. Ф. Степанова – А. М. Родченко 27 мая 1925 г. МоскваДорогой Родченко, получила письмо от 19 мая № 25, где ты меня успокаиваешь и говоришь о затяжке в отъезде. Я серьезно и не думала, что ты можешь приехать раньше 15 июня, это были только приятные мечтания. Я прошу тебя не

Из книги автора

А. М. Родченко – В. Ф. Степановой 29 мая 1925 г. ПарижМилая Котя! Получил через Полякова 102 доллара.Скажи Дзиге, что никакого «Септа» 15-метрового нет в Париже, есть в Германии, но дрянь.Я уже заказал ему аппарат, как получу первые деньги по почте, сейчас же вышлю.Володя приехал

Из книги автора

В. Ф. Степанова – А. М. Родченко 1 июня 1925 г. МоскваДорогой Родченок, получили твое письмо № 28 от 24.05, где ты пишешь, что хочешь купить Вертову аппарат. Он очень доволен, особенно просит добавочный телеобъектив.Как только ты получишь аппарат, пошли Дзиге письмо, что купил

Из книги автора

РОДЧЕНКО Александр Михайлович 23.11(5.12).1891 – 3.12.1956Живописец, скульптор, график, фотограф. Один из организаторов Института художественной культуры. Серии работ «Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей» (1918), «Концентрация цвета и форм» (1918), «Плотность и

Родченко называли в середине XX века гением советской пропаганды. Он был талантливым, креативным мастером. Александр Родченко стоял у истоков авангарда в СССР. Именно он задал новейшие стандарты рекламы и дизайна, разрушил старые представления о графике, плакатах, создал в этом направлении новый курс. За всеми сторонами этой творческой личности стоит такая грань, как фотография, и не все об этом знают. Родченко умел ловить интересные моменты и создавать неповторимые шедевры.

Больше чем фотограф

В 20-е годы начал создавать свои первые работы-фотографии Александр Родченко. Фотографом он был уникальным. В то время работал в театре художником-дизайнером. У него появилась необходимость фиксировать работы на пленку, так он и открыл для себя новое искусство, которое полностью его увлекло и очаровало. Главным вкладом Александра Родченко в развитие фоторепортажного жанра были первые многократные съемки человека в действии. Так он собирал документально-образные представления о моделях. Его необычные фоторепортажи публиковались во всех популярных центральных изданиях: в журналах "Огонек", "Пионер", "Радиослушатель", "30 дней", в газете "Вечерняя Москва".

Александр Родченко. Фотография - искусство

Визитной карточкой фотографа Родченко стали снимки, выполненные с разных ракурсов (ракурсные). С этими снимками мастер вошел в историю. Сделаны изображения под непривычным восприятию углом, зачастую с неповторимой необычной точки. Ракурс в определенной степени искажает, изменяет восприятие обычного предмета. К примеру, фото, сделанные художником с крыш, динамичны настолько, что кажется, будто изображение начнет вот-вот шевелиться. Неудивительно, что такая серия снимков впервые была опубликована именно в журнале "Советское кино".

Родченко задал такие каноны в фотоискусстве, которые заняли почетное место в современных учебниках по фотографии. Так, например, выполняя серию портретов Маяковского, фотограф полностью отошел от стандартов обычной павильонной съемки. Но в 30-х годах некоторые его эксперименты показались властям слишком смелыми. Фотография с нижней точки знаменитого "Пионера-трубача" некоторым показалась буржуазной. Мальчик в этом ракурсе был похож на этакого "откормленного" мальчиша-плохиша. Художник здесь не вошел в рамки пролетарской фотографии.

Александр Родченко, биография

В 1891 году в Санкт-Петербурге в простой, незнатной семье родился Александр Родченко. Отца звали Михаилом Михайловичем (1852-1907), он служил театральным бутафором. Мать, Ольга Евдокимовна (1865-1933), работала прачкой. По сложившимся обстоятельствам семья в 1902 году перебирается на постоянное место жительства в город Казань. Здесь и получил свое первое образование Александр в Казанском приходском начальном училище.

Александр Родченко (СССР, 1891-1956) был членом общества "Живскульптарх" с 1919 года. В 1920-м являлся участником группы по разработке Рабиса. В 1920-1930-е годы был преподавателем в должности профессора на металлообрабатывающем и деревообделочном факультетах. Учил он студентов проектировать многофункциональные предметы, добиваться выразительных форм за счет выявления особенностей конструкции.

Фотодеятельность

В 20-е годы Родченко активно занимается фотографией. Для иллюстрирования в 1923 г. книг Маяковского "Про это" он применил фотомонтаж. С 1924 года стал известен своими психологическими портретами друзей, близких и знакомых ("Портрет матери", Маяковского, Третьякова, Брика). В 1925-1926 годах опубликовал ракурсные снимки из серии "Дом Моссельпрома", "Дом на Мясницкой". Публиковал статьи про фотоискусство, где пропагандировал документальный взгляд на окружающий мир, отстаивал необходимость использовать новые методы, освоение различных точек зрения (нижние, верхние) на фото. Участвовал в выставке в 1928 году "Советская фотография".

Знаменитым мастером фотографии Александр Родченко стал благодаря применению различных ракурсов в фотосъемке. В 1926-1928 годы работал художником-постановщиком в кинематографе ("Москва в Октябре", "Журналистка", "Альбидум"). В 1929 г. по пьесе Глебова он оформил спектакль "Инга" в Театре Революции.

30-е годы

Александр Родченко, творчество которого словно раздваивается в 30-е годы, с одной стороны, занимается агитпропагандой соцреализма, с другой - старается сохранить собственную свободу. Символом ее становятся фоторепортажи о цирке, созданные в конце 30-х годов. Возвращается он в этот период и к станковой живописи. В 40-е годы Родченко пишет декоративные композиции, выполненные в абстрактном экспрессионизме.

30-е годы знаменуются переходом от ранних всесторонних работ к конкретному творчеству советского пропагандизма, которые полностью проникнуты революционным энтузиазмом. В 1933 году фотохудожника командировали на стройку Беломорканала, где он сделал множество репортажных снимков (около двух тысяч), но известно сейчас только тридцать.

Позже совместно с супругой Степановой были оформлены альбомы "Первая конная", "15 лет Казахстану", "Советская авиация", "Красная Армия". С 1932 года Родченко был членом Союза художников. В 1936-м принимал участие в выставке мастеров советского фотоискусства. Регулярно с 1928 года отсылал свои работы на выставки в салоны Франции, США, Великобритании, Испании и других стран.

Александр Родченко, вспоминая свое детство, рассказывает, что когда ему было 14 лет, он с грустью писал в своем дневнике о неопределенности в жизни. Его направили учиться медицине, а он с тоской мечтал стать настоящим художником. В конце концов в 20 лет Александр бросил медицину и поступил учиться в художественную школу. В 1916 году он будет призван в армию, и все-таки занятия медициной пойдут ему на пользу. Он будет назначен заведующим хозяйства санитарного поезда вместо отправки на фронт.

В 20-е годы Родченко совместно с супругой организовал творческий союз. Разрабатывали они "новый быт", совмещали множество художественных техник и искусств. Вместе спроектировали новую модель одежды - сейчас это комбинезон. Он предназначался для того, чтобы скрывать гендерные различия между поколениями будущего, восхвалять трудовую активность советского человека. В 1925 году в жизни мастера состоялась первая и последняя поездка за границу, его отправили в Париж. Там он оформлял отдел СССР при проведении Международной выставки.

Последние годы жизни

После войны Александр Родченко впал в депрессию, записи в его дневнике носят только пессимистический характер. В 1947 году он жалуется, что жизнь с каждым днем становится скучнее. Работу им с Варварой перестали предоставлять. Началась полоса безденежья. Как сказал сам автор, остается только молиться Богу. В 1951 году Родченко исключили даже из Союза художников, правда, через четыре года восстановили, но было уже поздно, художник перестал творить. Умер он в 1956 году, 3 декабря. Похоронили Александра Родченко на Донском кладбище.

Он пережил радикальные изменения в родной стране и закончил тем, что запустил решительные изменения в выбранной им форме искусства. «Мы обязаны экспериментировать», – провозглашал Родченко, отказавшийся от «созерцательной» фотографии.

Александр Михайлович Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году, застал конец царской империи, встретил приход Ленина, и был свидетелем сталинских репрессий. Как сын турбулентного поколения, он и сам был неспокойным. Хотя его первые художественные работы, появившиеся в течение 1910-х и 1920-х годов, были частью бурно развивающегося российского авангарда, Родченко стал одним из многих художников, чьи творческие инстинкты обуздали строгие принципы художественного выражения, действующие при советской власти. С 1930-х до самой смерти в 1956 году, его работы фокусировались на спортивных мероприятиях, парадах и других традиционных пропагандистских темах.

С 7 марта по 28 июня 2015 года в Вилла Манин , коммуна Кодройпо в северной Италии, проходит выставка, на которой представлены сто работ художника. Его произведения демонстрируют тематику, технические приёмы и изобретательность Родченко. Коллекция охватывает работы для журналов, кино и рекламы, а также прекрасные композиции, созданные вместе с женой и соратницей Варварой Степановой.

Ранние работы Родченко выдают одарённого и смелого художника, вливающего, казалось бы, в мирские картины новую жизнь. Эта выставка лишена диктата соцреализма, чтобы показать яркие, продуманные и запоминающиеся образы, которыми известен Александр Родченко.

Портрет Лилии Брик на плакате «Книги», 1924

Эскиз плаката для документального фильма Дзиги Вертова «Киноглаз», 1924

Утренняя гимнастика на крыше студенческого общежития в Лефортово, 1932

Пионер-трубач, 1930

Шуховская башня, 1929

Портрет матери, 1924

Варвара Степанова, 1928

Радиослушатель, 1929

Лестница, 1930

Здание Моссельпрома, 1926

Укладка асфальта, Ленинградское шоссе, 1929

Лодки, 1926

Автобус, 1932

Обед в механизированной столовой, 1932

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме