«Лесные происшествия» - к юбилею К. Паустовского. Сценарий творческого урока-исследования на тему «Тайны сказки «Теплый хлеб День рождения паустовского мероприятия в библиотеке

В гостях у К. Г. ПАУСТОВСКОГО

(«радиопередача»)

литературный праздник для младших школьников по рассказам и сказкам

Константина Георгиевича Паустовского (к 125-летию со дня рождения писателя).

Цели: привлечь внимание учащихся к творчеству К. Г. Пау стовского; формировать навыки чтения по ролям; приобщать детей к культуре театра, развивать умение эмоционально вос принимать текст, выражать при чтении чувства действующих лиц; расширять игровой опыт детей.

Оборудование: ширма-«радио», портрет Паустовского, выставка книг.

Подготовка к занятию: учащиеся читают рассказы и сказки К. Г. Паустовского («Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Заячьи ла пы», «Последний черт», «Золотой линь», «Тёплый хлеб», «Растрёпанный и др.).

Учащиеся делятся на группы: первая группа готовит рассказ о жизни Паустовского, вторая - «радиоспектакль» по рассказу «Кот-ворюга», третья - викторину.

Ход занятия

I .

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас традиционный литературный праздник. На нашем празднике мы будем учиться смотреть на мир добрыми глазами, видеть необычное в обычном, как это умел делать замечательный русский писатель, вспомним его рассказы и сказки, адресованные детям. А о ком пойдёт сегодня речь, вам помогут догадаться его произведения.

Давайте вспомним их названия.

- Соедините левую и правую части фраз и прочитайте названия произведений.

«Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Корзина с еловыми шишками», «Жильцы старого дома», «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «Кот – ворюга», «Резиновая лодка».

Кто написал эти рассказы?

Какие из них вы уже читали и знаете?

А теперь давайте познакомимся поближе с самим писателем.

I . Вступительное слово воспитателя.

Ребята, сегодняшнее занятие необычное. Мы будем слу шать «радиопередачу» и принимать в ней участие.

II . Рассказ о жизни писателя.

Воспитатель «включает» радио (радио нарисовано на ширме).

Выступает первая группа учащихся.

1-й учащийся. Уважаемые радиослушатели! Мы начи наем передачу о жизни и творчестве известного русского писа теля, книги которого переведены на многие языки мира, о Константине Георгиевиче Паустовском (1892-1968).

2-й учащийся. Он родился в семье железнодорожного слу жащего, семья была большая, склонная, как говорил сам Пау стовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло в Украине - сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6 класса гимназии он уже репетиторствовал. По сле окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учебу, пошел работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста.

3-й учащийся. …Писательство соединяло в себе все привлекательные профессии мира… и стало моей единственной, всепоглощающей, порой мучительной, но всегда любимой работой» – вспоминал Паустовский.

За свою большую писательскую жизнь Паустовский побывал во многих уголках нашей страны, посетил многие страны Европы. «Почти каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», – говорил он.

4-й учащийся .

Самым плодотворным и счастливым для писателя оказалось знакомство со средней полосой России. "Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей» – вспоминал Паустовский.

Особенно горячо полюбил Паустовский Мещёру – сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью, – куда приехал впервые в 1930 году. Здесь, в селе Солотча, он подолгу жил один или с друзьями-писателями – Аркадием Гайдаром, Рувимом Фраерманом и другими.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский был военным корреспондентом, писал очерки и рассказы.

5-й учащийся. В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Он преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы, у него было немало учеников.

«... Места вокруг Тарусы поистине прелестны, они погружены в чистейший легкий воздух... Тарусу давно следовало бы объявить природным заповедником...» - напишет Паустовский.

6-й учащийся.

Похоронен писатель на крутом берегу над рекой Таруской на Авлуковском холме под большим дубом. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись "К.Г. Паустовский", а с другой "1892 - 1968".

В Тарусе с 1991 года ежегодно проводятся праздники К.Г. Паустовского в день его рождения 31 мая. Почитатели таланта писателя приносят на могилу цветы и корзину с еловыми шишками.

А почему, кто догадался?

Да, верно, потому что один из лучших лирических рассказов Паустовского так и называется "Корзина с еловыми шишками". Рассказ наполнен музыкой и красотой, и открывает перед нами «то прекрасное, чем должен жить человек».

III . Викторина по рассказам К. Г. Паустовского.

Выступает вторая группа учащихся.

- А сейчас, уважаемые радиослушатели, вы сможете принять
участие в викторине по рассказам К. Г. Паустовского, позвонив
нам по телефону.

Победителей нашей викторины ждут призы. Звоните.

Учащиеся подходят к телефону, «звонят».

- А вот и первый звонок. Представьтесь, пожалуйста...
Итак, вопрос...

Вопросы викторины:

    О ком это: «Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас толком его не видел»? (О коте; рассказ «Кот-ворюга».)

    Каким образом удалось приручить кота? Как из ворюги он превратился в сторожа? (Приручили кота, покормив его. Он ел больше часа. А сторожем стал, отучив кур воровать со стола кашу. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.)

    О ком это: «У костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел вы сокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей»? (О барсуке; рассказ «Барсучий нос».)

    Однажды барсук обжег нос, сунув его в сковородку, где жарилась картошка. Как он лечил свой нос? (Он расковырял старый пень, засунул нос в самую его середину, в холодную и мокрую труху.)

    Через какое время автор встретил барсука со шрамом на носу снова? Чем барсук занимался? (Через год; барсук сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз.)

    Одного из персонажей К. Паустовского называют «десять процентов». Почему его так прозвали? (Рассказ «Последний черт». На деда напала свинья, не свинья - прямо лев! Он попал в больницу, где доктор ему сказал, что от него осталось «десять процентов». Так деда и прозвали - «Десять процентов».)

    Кого дед «Десять процентов» принял за черта в рассказе «Последний черт»? (Пеликана. Пеликан кинулся на деда и долбанул его так, что тот упал в кусты малины.)

    Откуда на озере взялся пеликан? (Сбежал во время перевозки зверинца.)

    Дед поехал в город, нашел зверинец и рассказал о пеликане. Что дед получил в награду? (40 рублей, на которые купил новые штаны.)

    Кто может помочь человеку выбраться из лесного пожара? (Старые лесные жители знают, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь. Герой рассказа «Заячьи лапы» дед Ларион побежал за зайцем, и тот вывел его из огня.)

    Из чего деревенские мальчишки плетут лески для рыбной ловли? (Из конского волоса; рассказ «Сивый мерин».)

    Кого называют лучшим сборщиком шишек? (Белок; рассказ «Заботливый цветок».)

    Есть ли враги у рыбаков? Если есть, то какие? (Да. Это мальчишки, которые распугивают рыбу; подводные коряги, за которые запутывается леска; а также ряска, комары, грозы, ненастье и наводнение. Рассказ «Золотой линь».)

    Можно ли увидеть жару или холод? (Да, можно. В жару над лесом можно заметить желтый дымок. Кажется, что дрожит воздух. А в холод меняется цвет неба - оно становится зеленым, как мокрая трава. Рассказ «Квакша».)

    Что предсказывает древесная лягушка-квакша? (Кваканьем она предсказывает дождь. Рассказ «Квакша».)

    Если выкопать в лесу маленькое деревце, например березку, посадить его в кадку и держать в теплой комнате, пожелтеют ли листья осенью или останутся зелеными на всю зиму? (Они осенью пожелтеют и облетят. Рассказ «Подарок».)

    В стародавние времена красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина. Для чего они это делали? (Чтобы не увядала их красота. Рассказ «Прощанье с летом».)

    Существует высокое растение с красными цветами, собранными в большие кисти. Оно приносит большую пользу молодым лесным посадкам. Как называется это растение, и в чем его польза? (Это кипрей или иван-чай - очень «теплый» цветок, вокруг него всегда теплый воздух, и молодые деревца, стоящие рядом с ним, не замерзают в холода. Рассказ «Заботливый цветок».)

Подводятся итоги викторины. Объявляются победители.

IV . «Радиоспектакли» по рассказам К. Г. Паустовского.

Выступает третья группа учащихся.

И в заключение нашей передачи послушайте «радиоспектакли» по рассказам К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Заячьи лапы».

Слушание «радиоспектаклей».

«Заячьи лапы»

принес завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц

плакал и часто моргал красными от слёз глазами... (выходит мальчик со свёртком)

Ветеринар (кричит) Ты что, одурел? Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

Ваня (хриплым шёпотом) А вы не лайтесь, это заяц особенный. Его дед прислал, велел лечить.

Ветеринар От чего лечить-то?

Ваня Лапы у него пожжённые.

Ветеринар (поворачивает Ваню лицом к двери, толкает в спину и кричит вслед)

Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком - деду будет закуска.

уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под

засаленной курткой.

Бабка (жалостливо) Ты чего, малый? Чего вы, сердешные, вдвоём слёзы льёте?

Ай случилось что?

Ваня (тихо) Пожжённый он, дедушкин заяц. На лесном пожаре лапы себе пожёг,

бегать не может. Вот-вот, гляди, умрёть.

Бабка Не умрёть, малый. Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота

зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу.

«Растрёпанный воробей»

Милиционер Эх ты, беспризорник! (снимает варежку, кладёт в неё Пашку и прячет варежку в карман шинели) Невесёлой жизни ты воробей!

Автор Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Хоть бы склюнуть какую ни на есть крошку! Но у милиционера хлебных крошек в кармане не было, а валялись только бесполезные крошки табаку.

Милиционер Вам, гражданочка, воробей не требуется? На воспитание?

Маша Да, воробей мне требуется, и даже очень.

Милиционер (смеясь, вытаскивает варежку с Пашкой)

Берите! С варежкой. А то удерёт. Варежку мне потом принесёте. Я с поста сменяюсь не раньше чем в двенадцать часов.

«Стальное колечко»

(на сцене: девочка и два бойца сидят на скамейке)

Автор Паровоз с размаху налетел на станцию. Снег завертелся и залепил глаза. Потом пошли перестукиваться, догонять друг друга колёса. Варюша схватилась за фонарный столб и закрыла глаза: как бы и вправду её не подняло над землёй и не утащило за поездом. Поезд пронёсся, а снежная пыль еще вертелась в воздухе и садилась на землю.

Боец Это что у тебя в мешочке? Не махорка?

Варюша Махорка.

Боец Может, продашь? Курить большая охота.

Варюша (строго) Дед Кузьма не велит продавать. Это ему от кашля.

Боец Эх ты, цветок-лепесток в валенках! Больно серьёзная!

Варюша (протягивает бойцу мешочек) А ты так возьми сколько надо. Покури!

Боец (отсыпает в карман шинели махорки, скручивает цигарку, закуривает) (посмеиваясь)

Эх ты, анютины глазки с косичками! Чем же мне тебя отблагодарить?

Разве вот этим?

(достаёт из кармана колечко, сдувает с него крошки, трёт о рукав шинели и надевает Варюше на

средний палец)

Носи на здоровье! Этот перстенёк совершенно чудесный. Гляди, как горит!

Варюша А отчего он, дяденька, такой чудесный?

Боец А оттого, что ежели будешь носить его на среднем пальце, принесёт он здоровье.

И тебе и деду Кузьме. А наденешь его вот на этот, на безымянный, будет у тебя

большущая радость. Или, к примеру, захочется тебе посмотреть белый свет со

всеми его чудесами. Надень перстенек на указательный палец – непременно

увидишь!

Варюша Будто?

Другой боец А ты ему верь. Он колдун. Слыхала такое слово?

Варюша Слыхала.

Другой боец (смеясь) Ну то-то! Он старый сапёр. Его даже мина не брала!

Варюша Спасибо! (убегает)

V . Подведение итогов занятия.

    Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Чем?

    Какие рассказы К. Паустовского вы хотели бы прочитать?

    Обратимся к выставке книг.

Воспитатель и воспитанники работают с выставкой книг.

Константин Паустовский:

«Ожидание счастливых дней бывает

иногда гораздо лучше этих самых дней»

– Отлично помню, как в детстве, читая рассказы Константина Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос», не могла сдержать слёз, – делится воспоминаниями гл.библиотекарь Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Елена Коркина. – Уже теперь понимаю, что это своеобразный индикатор мастерства автора. Детские эмоции – самые правдивые, ведь открытым сердцем ребенок распознает фальшь мгновенно. Прошли годы, и теперь я с удовольствием читаю эти произведения своему сыну.

Символично, что 2017 год стал годом 125-летия известного автора. Мало кто знает, но Константин Георгиевич – человек очень непростой судьбы. Расскажу немного о семье русского классика. 31 мая 1892 года в семье служащего в управлении железной дороги и работницы сахарного завода родился мальчик. Семья Паустовского неоднократно переезжала с места на место, со временем обосновавшись в Киеве. Атмосфера в семье была творческой: здесь много пели, играли на рояле, не пропускали ни одной театральной премьеры. Первыми учителями писателя стали специалисты Киевской классической гимназии. Они и заронили в нем желание заниматься словесностью.



Когда мы сетуем на свою жизнь, то часто не задумываемся, какие лишения уготованы на долю прочих людей. Например, Константину Паустовскому пришлось очень рано повзрослеть. Когда мальчик учился в шестом классе, родители его развелись. Оставив учебу, будущий писатель занялся репетиторством.

Свой первый рассказ Паустовский написал, учась в последнем классе гимназии. После гимназии, Паустовский два года проучился в Киевском университете. В 1914 году, писатель переехал в Москву. Это совпало с началом Первой мировой войны . И здесь писатель не выбрал легкий путь – при формировании тыловых санитарных поездов Константин Паустовский стал работать там санитаром. Тогда-то, по его собственному признанию, он всем сердцем полюбил среднюю полосу России.


Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом на Южном фронте, одновременно продолжая писать. Уже в послевоенные годы к Паустовскому пришла мировая известность, что дало ему возможность много ездить по Европе. Писатель был в Болгарии, Польше, Чехословакии, Турции, Италии, Бельгии, Франции, Голландии, Англии, Швеции, жил на острове Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу множества его произведений.

В отделе научно-популярной литературы Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина к юбилею писателя оформлена книжная выставка из цикла «Певцы родной природы» . На открытие выставки пришли туристы-любители, а также именитые в уральских туристических кругах личности – Анатолий Николаевич Сычев и Ольга Анатольевна Чарыкова, известные как организаторы уникальных пеших маршрутов по заповедным местам Челябинской области.



Атмосфера встречи была неформальной: строили планы относительно предстоящего похода по тропам Приполярного Урала. Анатолий Николаевич, геолог по профессии, детально разъяснял правила туристических путешествий, а нам оставалось только восхищаться этими самоотверженными людьми. Ведь активный отдых требует самодисциплины, силы воли и, естественно, выдержки.

Презентация к уроку


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Современное российское общество нуждается в активной и инициативной личности, умеющей творчески мыслить, принимать нестандартные решения, быстро и адекватно реагировать на ситуацию. Это требует переориентации задач образования на необходимость не только сформировать ключевые компетенции учащихся, в том числе начальной школы, но и научить творчески пользоваться ими, формируя значимые личностные качества, необходимые для жизнедеятельности. Данная задача может быть решена с помощью активных инновационных технологических средств, при последовательном применении активных методов, позволяющих организовать уникальное творческое взаимодействие педагога и учащихся, создать оптимальные условия для интенсивного развития личности. В начальной школе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей к таким методам следует отнести игровые.

Достойное место в практике обучения младших школьников наряду с разнообразными современными средствами педагогики должна занять интеллектуально-познавательная игра , проводимая в нестандартных формах (викторина, путешествие, сказка и др.) на уроках или во внеурочное время с использованием занимательного дидактического материала, так как в отличие от многих традиционных приемов обучения позволяет осуществлять межпредметную связь, интегрировать материал, больше ориентируется на формирование интереса к изучаемому предмету, способствует повышению учебной мотивации, развитию кругозора, коммуникативных умений, учит работать в команде, придерживаясь установленных правил сотрудничества. Возможность использования средств мультимедиа в процессе проведения интеллектуально-познавательных игр способствует повышению эффективности уроков и внеклассных мероприятий по предметам, изучаемым в начальной школе. Младшие школьники в увлекательной форме могут закрепить, повторить и обобщить полученные на уроках знания.

В данной статье приведен один из возможных вариантов организации интеллектуально-познавательной игры с использованием средств мультимедиа; представлена методическая разработка по литературному чтению для учащихся третьего класса – «К.Г. Паустовский: Жизнь и творчество». Приложение к разработке содержит необходимый для проведения игры дидактический материал (презентация, содержащая игровое табло, вопросы и задания, фотографии, иллюстрации, аудио – и видеоматериалы; раздаточный материал, образцы дипломов).

Интеллектуально-познавательная игра «К.Г. Паустовский: Жизнь и творчество»

(3 класс, «Школа 2100», Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева «В одном счастливом детстве»)

Цель: повторить и обобщить изученный на уроках литературного чтения материал, посвященный жизни и творчеству К.Г. Паустовского, углубить свои знания о написанных им произведениях посредством самостоятельного чтения.

Задачи: формировать интерес к литературе, любовь к родному слову; развивать речь, мышление, память; воспитывать положительные качества личности.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (см. Приложение 2 ), дипломы (см. Приложение 3 ).

Подготовительная работа:

  1. заранее познакомить учащихся с перечнем произведений для самостоятельного чтения по теме мероприятия;
  2. подготовить презентацию (игровое табло, вопросы и задания), раздаточный дидактический материал, необходимый для проведения мероприятия, дипломы и призы;
  3. разделить класс на три команды (учащиеся в группах должны выбрать капитана, придумать название команде);
  4. организовать рабочие места для каждой команды.

Ход мероприятия
(с использованием презентации)

На уроках литературного чтения мы с вами познакомились с выдающимся писателем, жившем в XX веке, которого нередко называют «певцом русской природы».

<Слайд 1>

Этот человек очень любил тихую живопись Исаака Левитана… Литературоведы заметили, что его проза похожа на одну из картин упомянутого художника - "Над вечным покоем". Писатель во всем подражал природе, поэтому остался неподражаемым.

"В поисках точных слов" – фраза, метко характеризующая суть его творчества и серьезное к нему отношение.

<Слайд 2>

Догадались, о ком идет речь?

В своих произведениях он сердечно, просто, с большой теплотой изображал не только нашу природу, но и наш народ, нашу историю. Паустовского уже нет с нами, но его произведения по-прежнему интересны людям.

<Слайд 3>

Похоронен писатель на кладбище в городе Тарусе, городе, который находится между Москвой и Тулой, близ проселочной дороги, под зеленым дубом. На его могилу приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он оставил в дар людям. Всегда, от весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты полевых цветов. А зимой – зеленеют веточки елок…

<Слайд 4>

Сегодня мы проведем интеллектуально-познавательную игру, которая поможет нам вспомнить талантливого человека, его самые лучшие, любимые многими произведения, и определить имена знатоков его жизни и творчества.

<Слайд 5>

В игре будут принимать участие 3 команды. Представление команд.

Правила таковы. На экране игровое поле, разделенное на пять цветных секторов. В каждом секторе вопросы и задания, касающиеся истории жизни и творчества Паустовского. В зеленом собраны общие вопросы, отражающие биографию автора, в остальных - вопросы и задания частного характера. Так, оранжевый сектор посвящен произведению «Кот-ворюга», розовый называется «Жильцы старого дома», голубой - «Барсучий нос», и, наконец, сиреневый - «Заячьи лапы».

<Слайд 6>

Каждый вопрос или задание секторов оценивается в указанное на табло количество баллов в зависимости от уровня сложности: чем выше количество баллов, тем сложнее назвать ответ. Выбирать сектор и количество баллов команды будут по очереди. Капитаны руководят группами. Ответ на вопрос обсуждают все три команды, причем так, чтобы не передать свои знания соперникам. Результаты нужно фиксировать на соответствующих бланках (см. Приложение 2). Таким образом, все три команды имеют возможность заработать указанные на табло баллы. Ответ вслух называет та команда, которая выбирала сектор. Если у всех участников игры ответ правильный, баллы становятся достоянием команд. Если ответ частично верный, то и баллов начисляется меньше. Если у всех участников игры ответ неправильный, озвучить решение придется учителю. Команда, набравшая большее количество баллов, побеждает и получает диплом, призы.

СЕКТОР 1. «Жизнь и творчество К.Г. Паустовского»

10 баллов. Назовите основные темы произведений К.Г.Паустовского? Кто герои его произведений?

Ответ. Писал о природе, о животных, о детях, о Родине. Главные герои - животные, дети, выдающиеся люди (музыканты, писатели, композиторы).

<Слайд 7>

20 баллов. Какие профессии сменил К.Г.Паустовский, прежде чем стал писателем?

Ответ. Вожатый трамвая, санитар, учитель, журналист.

<Слайд 8>

30 баллов. Вам известно, что семья К.Г.Паустовского была большая и склонная, по словам самого автора, к занятиям искусством.

Какими видами искусства занималась семья К.Г.Паустовского? Какие еще увлечения были у писателя в детстве?

Ответ. Пение, игра на музыкальных инструментах (рояль), театр. Любовь к чтению, когда учился в старших классах гимназии, увлекся поэзией, изучение географических карт, заочные путешествия.

Названные увлечения и интересы писателя в значительной степени повлияли на его творчество.

<Слайд 9>

40 баллов. К.Г.Паустовский написал большое количество произведений для взрослых, но в особенности для детей. Для них он создал увлекательные сказки и рассказы. Произведения К.Г.Паустовского были переведены на многие языки мира и пришлись по сердцу не только русским детям, но и детям, живущим далеко за пределами России, за рубежом.

Назовите 6 известных вам произведений (сказок или рассказов), написанных К.Г.Паустовским. Не называйте произведения, указанные в секторах игрового поля.

Ответ. Рассказы: «Корзина с еловыми шишками», «Прощание с летом». Сказки: «Похождения жука-носорога», «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Растрепанный воробей». Другие: В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Н. Сладков «Песенки подо льдом», Г. Скребицкий «Лесной голосок»

<Слайд 10>

50 баллов. Назовите известные вам особенности авторской манеры письма К.Г.Паустовского. Каковы особенности языка произведений писателя? Чем интересен, необычен язык произведений?

Ответ. 1. В произведениях К.Г.Паустовского много доброго юмора. 2. Ироничное отношение к герою. 3. Автор вводит описания, в частности природы, они лиричны, наполнены поэзией. 4. Произведения музыкальны. 5. Употребляет большое количество эпитетов. Язык яркий, красочный, образный. Писатель рисует словами картины, как художник акварельными красками. 6. Пишет доступно, интересно. Язык привычен, понятен, легко можно представить то, о чем пишет автор. 7. Применяет литературные приемы – сравнение, олицетворение.

<Слайд 11>

СЕКТОР 2. «Кот-ворюга»

10 баллов. Назовите имя друга детства К.Г. Паустовского, о котором автор упоминает в рассказе. Этот человек впоследствии также стал писателем.

Ответ. Рувим Фраерман.

<Слайд 12>

20 баллов. Какова основная мысль рассказа «Кот-ворюга»? Постарайтесь сформулировать главную мысль как можно точнее.

Ответ. Человек должен любить животных и заботиться о них. «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей».

<Слайд 13>

30 баллов. Найдите в тексте 4 наиболее ярких описания внешнего облика кота.

Ответ. «… рыжего кота», «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста», «тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий… с белыми подпалинами на животе», с «зелеными … глазами»

<Слайд 14>

40 баллов. Каков главный герой рассказа – кот? Подберите 8 наиболее точных характеристик, из них 4 должны быть авторскими, остальные 4 вы должны определить сами, исходя из контекста произведения.

Ответ. Хитрый, ворюга, ловкий, нахальный, «кот, потерявший всякую совесть», «кот –

бродяга и бандит», «кот-беспризорник», «хозяин и сторож».

<Слайд 15>

50 баллов. Расположите данные иллюстрации к рассказу так, чтобы события, изображенные на них, соответствовали содержанию рассказа. К каким эпизодам рассказа иллюстрации отсутствуют? Расскажите.

<Слайд 16>

Ответ.

<Слайд 17>

СЕКТОР 3. «Жильцы старого дома»

10 баллов. Назовите имя таинственного мастера далекой северной страны Шотландии, чей хриплый кашель раздавался иногда в старом доме.

Ответ. Гальвестон.

<Слайд 18>

20 баллов. Назовите фамилию и имя английского писателя 19 века, автора исторических романов, чьи произведения читали в пасмурные дни хозяева старого дома.

Ответ. Вальтер Скотт.

<Слайд 19>

30 баллов. Какую мелодию заиграла музыкальная шкатулка, когда «проснулась» после многолетнего сна?

Ответ. «В милые горы ты возвратишься…»

<Слайд 20>

40 баллов. Как вы знаете героями рассказа «Жильцы старого дома» являются не только люди и животные, но и предметы.

Назовите все предметы, о которых упоминается в рассказе К.Г.Паустовского.

Ответ. Ходики, музыкальная шкатулка, колокольчик с надписью «Дар Валдая», барометр, всегда показывавший «великую сушь».

<Слайд 21>

50 баллов. По описаниям узнайте героев рассказа «Жильцы старого дома».

  1. Зеленая мечтательница, которая замирала, глядя на огонь керосиновой лампы. Она героически переносила «Страшную пытку Средневековья» и доверяла людям, позволяя себе увлечься сказкой «волшебного алмаза».
  2. Похожа на цыганку: и шаль пестра, и чернота. Взлетит на крышу спозаранку, кудахчет целых три часа. Задириста, криклива, упряма всем на диво. Гроза котов и псов.
  3. Сварливый, голенастый, с мозолистыми лапами.
  4. Черный, с «твердыми привычками» чистюля. Любил лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Глаза его белели от злости.
  5. Маленький, рыжий, кривоногий, очень похож на крысу.

Ответы. Лягушка, черная курица, петух Горлач, кот Степан, такса Фунтик.

<Слайд 22>

СЕКТОР 4. «Барсучий нос»

10 баллов. Какое блюдо хотел приготовить рассказчик?

Ответ. Картофель жареный на сале.

<Слайд 23>

20 баллов. К какому жанру относится произведение К.Г. Паустовского «Барсучий нос»? Докажите.

Ответ. Рассказ. Описан один эпизод из жизни героя, одно событие. Немного героев. Небольшое по объему.

<Слайд 24>

30 баллов. Расскажите, как барсук пытался залечить свой обожженный нос?

Ответ. «…расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос…, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос…»

<Слайд 25>

40 баллов. Опишите (как можно точнее) внешний облик барсука – главного героя рассказа.

Ответ. Маленький зверь, острая мордочка с черными пронзительными глазками, мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок, шершавый язык, полосатая шкурка, пушистые лапы.

<Слайд 26>

50 баллов. Найдите в тексте строки, описывающие страдания барсука. Выразите свое отношение к этому герою.

Ответ. «…Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли… Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь…». Жалко барсука, потому что он страдал от боли.

<Слайд 27>

СЕКТОР 5. «Заячьи лапы»

10 баллов. Кем по профессии был Карл Петрович Корш?

Ответ. «Специалист по детским болезням», детский врач.

<Слайд 28>

20 баллов. Всегда ли звери, которые, как известно, лучше человека чувствуют, откуда идет огонь, спасаются?

Ответ. В большинстве случаев спасаются, гибнут в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

<Слайд 29>

30 баллов. Паустовский в своих произведениях часто использует различные литературные приемы. Какие?

В предложения из рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы» вставьте вместо точек подходящие по смыслу сравнения. Прочитайте полученные предложения.

Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, …

Ленивый гром потягивался за горизонтом, … , и нехотя потряхивал землю.

Леса стояли сухие, …

Ответ.

<Слайд 30>

40 баллов. Внимательно послушайте фрагмент из рассказа «Заячьи лапы».

«…Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко! Заяц вывел деда из огня…»

Ответ. Когда дед и заяц выбежали из леса к озеру, то оба они упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Дед вылечил зайца и оставил у себя. Он считал себя виноватым перед своим спасителем… Левое ухо у зайца было рваное. Внук деда все понял…

<Слайд 31>

50 баллов. Вспомните, как в рассказе описана картина лесного пожара. Нарисуйте эту картину своими словами.

Ответ. «С юга… сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать… Начался лесной пожар… Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью… даже поезд не мог бы уйти от такого огня… во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час… дым выедал… глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени…»

<Слайд 32>

Цель: Привлечь внимание учащихся к творчеству К.Г. Паустовского.

Подготовка к уроку: дети читают и вспоминают рассказы и сказки К. Паустовского к уроку. Класс делится на три команды.

Ход игры

I. Оргмомент.

– Наш литературный ринг посвящен творчеству Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968 гг.).
Презентация.
Чуткий художник, тонкий наблюдатель, признанный мастер литературного пейзажа, он воссоздает в своих произведениях образы родной природы, помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий мир и почувствовать его чарующее великолепие.
В нашей игре принимают участие 3 команды. Жеребьёвка.
Объявляется первый раунд. В нем 3 задания.

II. 1-й раунд. «Лесные происшествия»

Задание 1. «Узнайте произведение по его началу»
1команда.
«Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули». («Барсучий нос».)
«Сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя-большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучёк, сын Пети-большого – Петя –маленький». («Дремучий медведь»)
2команда.
«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался у околицы и ранил вороного коня»» («Тёплый хлеб».)
«Жара стояла над землёй уже целый месяц. Взрослые говорили, что эту жару видно «невооружённым глазом». («Квакша»)
3команда.
«К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца». («Заячьи лапы».)
«Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось». («Подарок»)

Задание 2. «Отчего и почему?»

– Зная рассказы К. Паустовского, вы легко ответите на следующие вопросы.
1команда.
Можно ли увидеть жару или холод? (Рассказ «Квакша». Да можно. В жару над лугами и лесом можно заметить желтый дымок. Кажется, что дрожит воздух. А в холод меняется цвет неба – оно становится зеленым, как мокрая трава.)
Может ли такое сильное животное, как конь, плакать? (Рассказ «Тёплый хлеб». Когда Мальчик Филька накричал на коня и ударил его по губам»)
2команда.
Если выкопать в лесу маленькое деревце, например, березку, посадить его в кадку и держать в теплой комнате, пожелтеют ее листья осенью или останутся зелеными на всю зиму? (Они осенью пожелтеют и облетят. Рассказ «Подарок».)
Могут ли животные и растения прийти на помощь человеку (мальчику)? (Сказка «Дремучий медведь». Животные и растения пришли на помощь мальчику Пете, когда на телят хотел напасть медведь).
3команда.
Можно ли потерявшего всякую совесть кота- бродягу и бандита, приручить. (Да, можно. Лаской и хорошо накормив. «Кот-Ворюга»).
Может ли насекомое пройти с человеком войну и вернуться домой в родные края? (Сказка «Жук-носорог» . Жук воевал вместе с Петром Терентьевым до самой победы).

Задание 3. «Доскажите словечко»

1команда. Кот-… (Ворюга.) … воробей (Растрепанный.)
2команда. Стальное … (Колечко.) … - носорог (Жук)
3команда. … - медведь (Дремучий) … - лапы. (Заячьи)

III. 2-й раунд. «Детективный»

– Сейчас вы побываете в роли детектива. Вам нужно выполнить 3 задания.

Задание 1. «Кто это? Что это?»

1команда. Сидор (Воробей.) Жук (Носорог.)
2команда. Древесная лягушка (Квакша.) Подарок (Березка.)
3команда. Ворюга (кот) Чичкин (Воробей)

Задание 2. «Объяснялки»

1 команда.
Кто может помочь человеку выбраться из лесного пожара? (Старые лесные жители знают, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь. Герой рассказа «Заячьи лапы» дед Ларион побежал за зайцем, и тот вывел его из огня.)
Однажды барсук обжег нос, сунув его в сковородку, где жарилась картошка. Как он лечил свой нос? (Он расковырял старый пень, засунул нос в самую его середину, в холодную и мокрую труху.)
2 команда.
Что предсказывает древесная лягушка-квакша? (Кваканьем она предсказывает дождь. Рассказ «Квакша».)
Однажды ворона украла у мамы стеклянный букетик. Как он снова оказался у мамы? (Воробей Пашка утащил его у вороны и вернул маме в театре. «Растрёпанный воробей»)
3 команда.
Девочка Варя очень хотела, чтобы её дел Кузьма поправился. Что она для этого сделала? (Надела колечко на средний палец и весь день его носила, не снимая. «Стальное колечко»)
Как Ваня хотел сохранить дома лето? (Он посадил берёзку в ящик и поставил в самой светлой и тёплой комнате. «Подарок»)

Задание 3. «Картотека детективов»

– По описанию вы должны узнать героя рассказа К. Паустовского.
1 команда.
Жила она в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Она была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи. (Ворона. Сказка «Растрепанный воробей».)
Он был старый, спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму он жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук…» (Старый воробей Сидор. Сказка «Стальное колечко».)
2 команда.
Он был тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. У него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. (Кот-ворюга.)
Он жил за рекой, в большом лесу. Его шкура была вся в жёлтых сосновых иглах, в давленой бруснике и смоле. Глаза у него горели, как светляки – зелёные. («Дремучий медведь»)
3 команда.
Он был маленький, с опалёнными задними ногами и животом. Левое ухо у него было рваное. (Заяц. «Заячьи лапы»)
Маленький мальчик Стёпа поймал его и посадил в спичечную коробку. Он грыз травинки, но всё равно продолжал стучаться и браниться. Высовывал мохнатую лапу и старался ухватить Стёпу за палец.(«Жук-носорог»)

IV. 3-й раунд. Угадай-ка!

Задание 1.По героям произведения угадайте название произведения.

1команда. Пётр Терентьев, Стёпа, Акулина. (Жук-носорог)
Ваня Малявин, Карл Петрович, ветеринар. (Заячьи лапы)
2 команда. Маша, Петровна, мама. (Растрёпанный воробей)
Таня, дядя Глеб, работница Ариша. (Квакша)
3 команда. Дед Кузьма, Варюша, воробей Сидор. (Стальное колечко)
Рувим, Лёнька, петух Горлач. (Кот Ворюга)

Задание 2. По предмету угадай произведение.

1 команда. Коробок от спичек. (Похождения жука-носорога)
Сковородка. (Барсучий нос)
2 команда. Кольцо. (Стальное колечко)
Веточка в банке. (Квакша)
3 команда. Маленький стеклянный букетик. (Растрёпанный воробей)
Берёзка. (Подарок)

V. Подведение итогов литературного ринга.

Рассказы о природе К.Г. Паустовского знает каждый ученик. Но и жизнь самого писателя - захватывающая история, полная приключений, а всё потому, что ему было суждено начать карьеру до революции, пережить её и получить признание в советские годы.

С 21 марта в Детско-юношеском филиале «МАУК Библиотека городского поселения Селятино», в рамках празднования Недели детской книги проходил литературный круиз «Заповедники и сказки Паустовского», который был посвящен предстоящему юбилею писателя. Эта тема была выбрана неслучайно. У нас в стране объявлен «Год Экологии». Слайд-фильм «Наш Паустовский», подготовленный сотрудниками библиотеки, сопровождался интереснейшим рассказом ведущих. Из него ученики узнали наиболее важные этапы биографии писателя.
В годы Великой Отечественной войны, Паустовский работал военным корреспондентом ТАСС на Южном Фронте и публиковался во фронтовых газетах.
В послевоенные годы жизнь и творчество Паустовского были тесно связаны с Тарусой - городком на Оке, где он прожил более двадцати лет и завещал там себя похоронить.
«Я не променяю среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара, - писал Константин Паустовский. - Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу».
В середине 50-х гг. Константин Георгиевич становится писателем с мировым именем, признание его таланта выходит за границы родной страны.
Писатель получает возможность отправиться в путешествие по всему континенту, и он с удовольствием ею пользуется, побывав в Польше, Турции, Болгарии, Чехословакии, Швеции, Греции и др. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков.
В 1965 г. писатель был вероятным кандидатом на Нобелевскую Премию по литературе, которая досталась М. А. Шолохову.
Паустовский награжден орденом Ленина, двумя другими орденами и медалями.
Ведь «голос совести, вера в будущее, - говорил Паустовский, - не позволяют подлинному писателю жить на земле, как пустоцвет, и не передать с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого». А Константин Георгиевич был и остается подлинным писателем.
В 2010 году в Одессе был открыт первый памятник писателю, на котором он, по задумке скульптора, изображен в виде загадочного сфинкса.
А 24 августа 2012 года, к 120- летию писателя, в городском парке города Тарусы был открыт памятник К. Паустовскому.
Рассказ библиотекарей сопровождался музыкой Эдварда Грига «Утро в лесу» (Дагни Педерсен - дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет). На это обратили внимание библиотекари и рассказали, что же общего между этим произведением и рассказом К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и, как домашнее задание, предложили ребятам прочитать данный рассказ.
Далее началась викторина под общим названием «В мире животных». В ходе мероприятия участники сами, поочередно, читали со слайдов рассказ «Барсучий нос».
Оживление вызвал конкурс «Лукошко с листочками». Листочки были вырезаны из плотной бумаги с напечатанными на них отрывками из детских произведений Паустовского. Нужно было прочитать отрывок и назвать это произведение.
В следующем конкурсе «Угадай героя произведения». Отвечая на вопросы конкурса, ребята отгадывали героев произведений. Конкурс под названием «По предмету угадай произведение», заставил ребят вспомнить основные предметы из произведений писателя.
Завершилась встреча просмотром отрывка из мультфильма «Растрёпанный воробей». Этот мультфильм своего рода юбиляр, в этом году ему исполнилось 50 лет.
Викторина проводилась по сказкам и рассказам писателя: «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот Ворюга», «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «Барсучий нос», «Растрёпанный воробей». На мероприятии побывали учащиеся СОШ №2, 21 марта - 3«А» рук. Наумкина В.С., 23 марта - 3«Б» рук. Мягкова Т.М. и 23 марта - 3«В» (рук. Афанасьева Н.Г. (29 марта - 4 «В» рук. Быковская С.Н. запланировано).
В конце мероприятия был объявлен конкурс творческих работ по произведениям К.Г. Паустовского «В мире Паустовского».

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...