Любовь или сумасшествие в рассказе гранатовый. А. И. Куприн. Гранатовый браслет. Текст произведения. XI. Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры

Шабурова Д.Х., учитель русского языка и литературы лицея № 2 для одарённых детей г. Душанбе

ЛЮБОВЬ ИЛИ СУМАСШЕСТВИЕ?

Открытый урок литературы в 11 классе по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

В статье представлена разработка урока по литературе в 11 классе. Инсценировки по рассказу помогают лучше разобраться в вечной теме любви, раскрывают творческие возможности учащихся и их отношение к теме урока.

Ключевые слова: любовь, сумасшествие, браслет, всепрощающая, смерть

Ход урока:

    Орг. момент

Слово учителя : Любовь или сумасшествие? Странно, не правда ли? Можно ли любовь считать сумасшедшей? А что такое любовь? Для одних это «божество и вдохновенье» , для других – химический процесс в организме. Но, пожалуй, не найти ни одного поэта, ни одного писателя, который не посвящал бы любви хотя бы несколько строк.

« У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание», говорил когда-то К.Г.Паустовский.

Омар Хайям:

Словно солнце горит, не сгорая, любовь.

Словно птица небесного рая – любовь.

Но ещё не любовь – соловьиные стоны,

Не стонать, от любви умирая, - любовь!

Учитель : Сегодня мы прикоснёмся к этой вечной теме и попробуем разобраться, любовь или сумасшествие описал А.И.Куприн в рассказе «Гранатовый браслет»

Куприн : На днях я пошлю издателю небольшой рассказ под названием «Гранатовый браслет». Это печальная история маленького телеграфного чиновника П.П.Желтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (теперь губернатора в Вильне). «Браслет» плохо даётся, главная причина – моё невежество в музыке».

Ведущий : Горький, прочитав рассказ, отзывался о нём так: «А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна! Чудесно! И я – рад, я – с праздником! Начинается хорошая литература!»

Куприн : В середине августа вдруг наступили отвратительные погоды, но к началу сентября устоялись тихие безоблачные дни. Княгиня Вера Николаевна Шеина радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению. Кроме того, сегодня был день её именин – 17 сентября. Ждали гостей.

Горничная : Ваше сиятельство, пришёл посыльный и положил это на стол. Сказал, чтобы передали барыне в собственные руки.

Вера Николаевна : Догоните его!

Горничная : Он приходил полчаса назад, никак не догонишь!

Вера Николаевна : Ну хорошо, идите.

Рассматривает браслет. «Точно кровь!»

Читает письмо:

Желтков : Ваше сиятельство, глубокоуважаемая Княгиня Вера Николаевна! Браслет принадлежал ещё моей прабабке. Вы можете сейчас же выбросить эту смешную игрушку, но я буду счастлив и тем, что к ней прикасались Ваши руки. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, прислуге, с которой Вы говорите.

Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г.С.Ж.»

Василий Львович Шеин : Господа, новая повесть «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист»

Вера Николаевна: Лучше не надо.

Куприн : Любовь – чувство, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкования. Истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу… Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Аносов : Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты не должны её касаться. Разве каждая женщина не мечтает о такой любви – единой, всепрощающей,на всё готовой?

Вера Николаевна . : О, конечно, дедушка!

Аносов: Может, твой телеграфист ненормальный малый, маньяк, а может быть, твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины.

Ж.Б.Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно что не жил…

А.С.Пушкин:

Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В её сиянье исчезает.

встретясь с ней, смущённый, ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

Николай Николаевич : Я нахожу эту переписку дерзкой и пошлой. Пора положить этому конец.

Василий Львович : Я сам пойду к этому …юноше, вручу ему браслет и прочитаю хорошую нотацию.

Н.Н. и В.Л. приходят к Желткову.

Николай Николаевич : Мы до сих пор не принимали против вас никаких мер, хотя могли бы обратиться к помощи власти…

Желтков: Как вы сказали? К помощи власти? Василий Львович, я люблю вашу жену. Что бы вы сделали, чтобы оборвать это чувство? Выслать меня в другой город? Заключить меня в тюрьму? Но и там я буду любить её .Остаётся только одно – смерть. Я готов, и завтра вы обо мне ничего не услышите. Позвольте мне поговорить с вашей женой, всё, что она скажет, будет известно вам.

Вера Николаевна :Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история! Пожалуйста, прекратите её как можно скорее».

Желтков : Княгиня совсем не хотела говорить со мной, просила как можно скорее прекратить эту историю. И вот я прекращаю эту историю.

Куприн : На следующий день Вера Николаевна прочитала в газете заметку «Загадочная смерть».

Вера Николаевна: Почему я это предчувствовала? Именно этот трагический исход? И что это было: любовь или сумасшествие?

Василий Львович : Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Для него не существовало жизни без тебя.

Желтков : Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Уходя, я в восторге говорю: «ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЁ!»

Учитель : Так что же это? Любовь или сумасшествие? Можете ли вы привести примеры такой всепоглощающей любви?

Ученик : История Ромео и Джульетты. Ромео покончил жизнь самоубийством, думая, что его возлюбленная умерла.

Ученица : А мне кажется, что такой была любовь Аси из одноимённой повести И.С.Тургенева, бескорыстная, самоотверженная.

Ученик : Тогда надо вспомнить и историю любви И.С.Тургенева к Полине Виардо. Мало людей, способных всю жизнь любить одного человека, зная, что любимая замужем, никогда не ответит взаимностью, не надеясь ни на что, быть счастливым находясь просто рядом.

Ученица : Мне кажется, что настоящая любовь меняет человека, его мысли, его стремления. Пример тому – Базаров из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Любовь к Одинцовой заставила его изменить своим взглядам и убеждениям.

Ученик : Любовь Онегина к Татьяне не была сумасшествием. Думаю, он полюбил Татьяну потому, что она отказала ему. Чем меньше женщину мы любим… А может, чем меньше мы мужчину любим?

Ученица : Можно вспомнить о любви Петра и Февронии, умерших в один день и час.

Н.А.Некрасов:

О сердце бедное моё!

Боюсь: ты скоро изнеможешь…

Простить не можешь ты её

И не любить её не мложешь…

М.Ю Лермонтов:

Страшись любви: она пройдёт,

Она мечтой твой ум встревожит,

Тоска по ней тебя убьёт,

Ничто воскреснуть не поможет.

Без друга лучше дни влачить

И к смерти радостней клониться,

Чем два удара выносить

И сердцем о двоих крушиться!...

Учитель : Сколько людей, столько и мнений. Так было и будет всегда. И если я спрошу вас, существует ли настоящая любовь в наши дни, уверена, что услышу самые разные суждения. Надеюсь, что вы в своей жизни встретите настоящую, единственную, взаимную любовь.

Отношения Желткова к Вере Николаевне всегда вызывали множество споров и толков у людей и критиков. Что это было? Сумасшествие или настоящая любовь, которая приходит не ко всем и встречается только у некоторых счастливчиков. Многие считают, что это чувство, которое вызывала Вера Николаевна у молодого человека похоже на сумасшествие, что он маньяк и его нужно опасаться. Многие считают ненормальным его поведение, его письма, его подарок, то, что он столько лет не изменял своей любви, и даже умер, чтобы­ его идеалу стало лучше. Очень часто это называют помешательством, и если бы такое случилось сейчас, то, скорее всего, все бы покрутили пальцем и виска и сказали, что у парня «были не все дома».

Но отношение к этому не было другим и в том время, потому что окружающие тоже не понимали этот страсти почти незнакомого человека к девушке, а потом замужней женщине, которая даже никогда не видела того, кто присылал ей письма. Невозможно было поверить­ в то, что такие эмоции еще существуют, и они способны выжить в современном мире.

Но на протяжении всего произведения постепенно автор приводит нас к мысли, что это было настоящее глубокое уважительное чувство любви, которая случается раз в тысячу лет, не со всеми и не всегда. Автор дает нам понять, что это было совсем не сумасшествие, это была всепоглощающая­ любовь. Это понимают и сами герои, которые сталкиваются с Желтковым лицом к­ лицу после стольких лет, когда он был только невидимым образом, когда он существовал только в их мыслях и воображении. Но вот Василий Львович приезжает к нему на квартиру после подарка и видит человека, глубоко несчастного, но совсем не сумасшедшего. Он видит человека, который любит и уважает его жену, и который понимает, что не может ее любить, потому что она уже принадлежит другому.

Он видит человека, который счастлив только от того, что счастлива Вера Николаевна, и он благодарен Богу за то чувство, которое он ему послал, хотя оно и принесло ему только страдания. Его посетила любовь настоящая, бескорыстная, которая не ищет себе выгоды, которая радуется, если объект ее любви в порядке и в покое. Желтков понимает, что так не может дальше продолжаться, потому что он не сможет прекратить свою любовь, но она не приносит счастья никому. Он не может обещать, что он перестанет любить Веру Николаевну, поэтому он совершает поступок, от которого всем должно было стать легче, он уходит.

Но легче не становится, потому что никто не ожидал такого. Когда герои хотели разобраться, они не представляли, насколько глубоко и правдиво желтков влюблен и насколько он, на самом деле, не сумасшедший.

Каждый, кто видит его, понимает, что перед ним трагедия любви, трагедия настоящей любви, вполне адекватного человека,­­ которому выпала доля любить безответно. Несмотря на это, его пример – это именно то, о чем говорил генерал Аносов . Он рассказывал о том, что мужчины обмельчали уже и не способны на чувства. Но иногда случается любовь, которая стразу становится заметной. Которую многие ждут годами, и не могут найти, и которую часто просто не замечают.

Желтков стал жертвой любви, которая пришла к нему неожиданно. И он сполна за это поплатился. Кроме того, учитывая все рассказы, который мы услышали от Аносова, ни разу за его жизнь настоящая любовь не принесла влюбленному счастья. Его полковой товарищ, который бескорыстно любил свою жену, мальчишка прапорщик, влюбленный во взрослую женщину, а потом – Желтков. Отсюда возникает резонный вопрос, а может настоящая любовь она и не может быть взаимной, когда люди выходят замуж или женятся. Настоящая любовь бескорыстна и самоотверженна, она жертвует, может для того, чтобы понять, что это настоящее чувство, им обязательно нужно пожертвовать, показать, что для влюбленного главное – это не его счастье, а счастье возлюбленного человека.

Всегда вызывали множество споров и толков у людей и критиков. Что это было? Сумасшествие или настоящая любовь, которая приходит не ко всем и встречается только у некоторых счастливчиков. Многие считают, что это чувство, которое вызывала Вера Николаевна у молодого человека похоже на сумасшествие, что он маньяк и его нужно опасаться. Многие считают ненормальным его поведение, его письма, его подарок, то, что он столько лет не изменял своей любви, и даже умер, чтобы­ его идеалу стало лучше. Очень часто это называют помешательством, и если бы такое случилось сейчас, то, скорее всего, все бы покрутили пальцем и виска и сказали, что у парня «были не все дома».

Но на протяжении всего произведения постепенно автор приводит нас к мысли, что это было настоящее глубокое уважительное чувство любви, которая случается раз в тысячу лет, не со всеми и не всегда. Автор дает нам понять, что это было совсем не сумасшествие, это была всепоглощающая­ любовь. Это понимают и сами герои, которые сталкиваются с Желтковым лицом к­ лицу после стольких лет, когда он был только невидимым образом, когда он существовал только в их мыслях и воображении. Но вот Василий Львович приезжает к нему на квартиру после подарка и видит человека, глубоко несчастного, но совсем не сумасшедшего. Он видит человека, который любит и уважает его жену, и который понимает, что не может ее любить, потому что она уже принадлежит другому.

Каждый, кто видит его, понимает, что перед ним трагедия любви, трагедия настоящей любви, вполне адекватного человека,­­ которому выпала доля любить безответно. Несмотря на это, его пример – это именно то, о чем говорил генерал Аносов. Он рассказывал о том, что мужчины обмельчали уже и не способны на чувства. Но иногда случается любовь, которая стразу становится заметной. Которую многие ждут годами, и не могут найти, и которую часто просто не замечают.

Что это было любовь или сумасшествие?

Отношения Желткова к Вере Николаевне всегда вызывали множество споров и толков у людей и критиков. Что это было? Сумасшествие или настоящая любовь, которая приходит не ко всем и встречается только у некоторых счастливчиков. Многие считают, что это чувство, которое вызывала Вера Николаевна у молодого человека похоже на сумасшествие, что он маньяк и его нужно опасаться. Многие считают ненормальным его поведение, его письма, его подарок, то, что он столько лет не изменял своей любви, и даже умер, чтобы­ его

идеалу стало лучше. Очень часто это называют помешательством, и если бы такое случилось сейчас, то, скорее всего, все бы покрутили пальцем и виска и сказали, что у парня “были не все дома”.

Но отношение к этому не было другим и в том время, потому что окружающие тоже не понимали этот страсти почти незнакомого человека к девушке, а потом замужней женщине, которая даже никогда не видела того, кто присылал ей письма. Невозможно было поверить­ в то, что такие эмоции еще существуют, и они способны выжить в современном мире.

Но на протяжении всего произведения постепенно автор приводит нас к мысли, что это было настоящее

глубокое уважительное чувство любви, которая случается раз в тысячу лет, не со всеми и не всегда. Автор дает нам понять, что это было совсем не сумасшествие, это была всепоглощающая­ любовь. Это понимают и сами герои, которые сталкиваются с Желтковым лицом к­ лицу после стольких лет, когда он был только невидимым образом, когда он существовал только в их мыслях и воображении. Но вот Василий Львович приезжает к нему на квартиру после подарка и видит человека, глубоко несчастного, но совсем не сумасшедшего. Он видит человека, который любит и уважает его жену, и который понимает, что не может ее любить, потому что она уже принадлежит другому.

Он видит человека, который счастлив только от того, что счастлива Вера Николаевна, и он благодарен Богу за то чувство, которое он ему послал, хотя оно и принесло ему только страдания. Его посетила любовь настоящая, бескорыстная, которая не ищет себе выгоды, которая радуется, если объект ее любви в порядке и в покое. Желтков понимает, что так не может дальше продолжаться, потому что он не сможет прекратить свою любовь, но она не приносит счастья никому. Он не может обещать, что он перестанет любить Веру Николаевну, поэтому он совершает поступок, от которого всем должно было стать легче, он уходит.

Но легче не становится, потому что никто не ожидал такого. Когда герои хотели разобраться, они не представляли, насколько глубоко и правдиво желтков влюблен и насколько он, на самом деле, не сумасшедший.

Каждый, кто видит его, понимает, что перед ним трагедия любви, трагедия настоящей любви, вполне адекватного человека,­­ которому выпала доля любить безответно. Не смотря на это, его пример – это именно то, о чем говорил генерал Аносов. Он рассказывал о том, что мужчины обмельчали уже и не способны на чувства. Но иногда случается любовь, которая стразу становится заметной. Которую многие ждут годами, и не могут найти, и которую часто просто не замечают.

Желтков стал жертвой любви, которая пришла к нему неожиданно. И он сполна за это поплатился. Кроме того, учитывая все рассказы, который мы услышали от Аносова, ни разу за его жизнь настоящая любовь не принесла влюбленному счастья. Его полковой товарищ, который бескорыстно любил свою жену, мальчишка прапорщик, влюбленный во взрослую женщину, а потом – Желтков. Отсюда возникает резонный вопрос, а может настоящая любовь она и не может быть взаимной, когда люди выходят замуж или женятся. Настоящая любовь бескорыстна и самоотверженна, она жертвует, может для того, чтобы понять, что это настоящее чувство, им обязательно нужно пожертвовать, показать, что для влюбленного главное – это не его счастье, а счастье возлюбленного человека.

Другие работы по этой теме:

  1. ­Что важнее – любить или быть любимым? Когда-то великий русский классик И. А. Бунин сказал: “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”.­...
  2. Главная героиня повести – Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства – приятно проводила время в компании сестры Анны у себя на приморской даче, ожи­дая скорого...
  3. Тема любви волнует и будоражит многих представителей искусства и литературных деятелей. Писатели всех времен воспевали это чувство, его красоту, величие и трагизм. А. И. Куприн...
  4. В творчестве А. Куприна тема любви затрагивается неоднократно, но в рассказе “Гранатовый браслет” это чувство показано особенно ярко, красочно и трагично. Яркими красками писатель показывает...

Что такое любовь? Многие философы и литературные деятели давали своё объяснение этому понятию. К примеру, Бердяев Николай Александрович говорил, что «Любовь – не только благодать, но и активность самого человека». А вот китайский философ Омар Хайям ассоциирует любовь с вином: по его мнению, человеческий организм как сосуд, а любовь как вино наполняет сосуд духовной составляющей. Фихте Иоганн давал такую характеристику этому всепоглощающему чувству – «Только в любви - жизнь, без неё - смерть и уничтожение». Вот и А.И.Куприн не оставил без внимания этот вечный вопрос и раскрыл его в своём рассказе «Гранатовый браслет».

Является ли любовь Желткова к Вере «единой, всепрощающей, на всё готовой, скромной и самоотверженной» или же она сумасшедшая и маниакальная? Это главная проблема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна.

С одной стороны, любовь Желткова – это та любовь, о которой, пожалуй, мечтает каждая женщина, в том числе и Вера, – любовь истинная и самоотверженная. Об этом можно судить по письмам Желткова: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне как громадное счастье любовь к Вам. Для меня вся жизнь заключается в Вас». Но если посмотреть с другой стороны, любовь – это действительно сумасшествие. Желтков влюбился в Веру, однажды увидев её в цирке, то есть он полюбил не столько её саму, сколько её внешность, что означает простое физическое влечение. Но ведь настоящие искренние чувства всегда основаны на духовных составляющих человека.

Несмотря на то, что Куприн, скорее всего, считает такое положение вещей любовью, а не сумасшествием («Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. И для него не существовало жизни без тебя». «Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь»), я убеждена: то чувство, которое испытывал Желтков к Вере, – это не любовь, а настоящее сумасшествие, это психическое расстройство, которое в конечном итоге привело главного героя произведения к самоубийству.

Вместе со статьёй «Сочинение «Что это было – любовь или сумасшествие?» (Гранатовый браслет)» читают:

Цель урока:

определить понятия любовь, сумасшествие.

Задачи:


  • показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе;

  • расширить представления учащихся о Куприне – мастере художественного слова;

  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку изобразительное искусство;

  • вызвать чувство восхищения прекрасной и бескорыстной любовью.
Ход урока:

Орг. момент

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим…(читает ученик)

«Я встретил вас…» (романс в исп. Сультеевой Ландыш и Юнусовой Динары)

Слово учителя

Добрый день, ребята. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы учащихся)

Правильно. О любви. Во все века и времена любовь считалась чувством, которое не нашло себе истолкователя. Ответ на вопрос «Что такое любовь?» искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники, композиторы… Сегодня мы с вами тоже попытаемся понять это чувство. Что же это такое любовь?

11. Повторение изученного.

Какие произведения о любви вы знаете? (Ответы учащихся) Вы читали и анализировали повесть Куприна «Олеся». Вспомним сюжет повести. В глуши леса, в Полесье, жила бабка Мануйлиха со своей внучкой Олесей. Жители деревни считали Мануйлиху ведьмой, да и Олесю называли колдуньей. Мать Олеси сожгли, думая, что колдунья. Бабка чудом спасла Олесю и скрылась с ней далеко в лесу. Однажды в полеские леса приезжает на охоту Иван Тимофеевич, молодой барин. Произошла неожиданная встреча его и Олеси. Иван Тимофеевич искренне полюбил Олесю. Девушка тоже отвечала взаимностью. Но у этой любви нет продолжения. Почему?

- Олеся дитя природы, неразрывно связана с ней. Доброта, деликатность, понимание, мудрость – вот качества ее характера. Она очаровала, околдовала И. Т. (песня «Очарована, околдована») Искренне ли она любила? (Да, искренне)

- Но почему она рассталась с ИТ.? (потому что она хочет, чтобы ее любимый был счастлив)

-Какая главная деталь символизирует несгорающую любовь Олеси? (Коралловые бусы. Каждая бусинка как огонек этой любви)

111. Переход к основной части урока.

- Сегодня мы пройдемся по страницам следующего произведения Куприна- рассказа «Гранатовый браслет». Запишите тему урока. Сюжет произведения: мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в светскую даму. Восемь лет длится безответная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных писем.

- Готовимся к ЕГЭ. Вспомните пароним слова АДРЕСАТ (АДРЕСАНТ)

- Любовь « маленького человека» заканчивается трагически, он погибает, не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших людей. В этом рассказе показана бескорыстная и самоотверженная любовь. Попробуем дать свою характеристику любви.(Составление синквейна.)

- Любовь – загадочное чувство.

1У. Проверка домашнего задания. Символика любви.

У. Основная часть.

а) Прототипы рассказа. (В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова. О дальнейшей судьбе Желтова ничего неизвестно)

б)Беседа по рассказу.

- Как художественно преобразил автор реальную историю? (Воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, как «маленький человек» способен на большое чувство. Закончил гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее)

- Какие социальные преграды отодвигают любовь героя в сферу недоступной любви? (различное социальное положение- княгиня- мелкий чиновник; Вера Н. замужем, поэтому не может ответить взаимностью; Вера Н. выросла в другом мире – светском обществе, которое порой лишает человека искренности, красоты чувств и мыслей)

Физминутка

У1. Работа в группах.

Задание.

1группа. Лексическое поле Веры Николаевны.

2 группа. Лексические поле Желткова.

3 группа. Характеристика общества через образ Булата-Тугановского.

- Вопросы:

-Надо ли бороться за любовь?

- Самоубийство – это выход? (Жизнь – одна, надо ценить ее, воспринимать такой, какая она есть, преодолевать трудности)

У11. Именины Веры Николаевны.

- С чего начинается рассказ? (описание природы)

- Какое настроение создает природа? (грусть, тоска, печаль, ожидание чего-то трагического)

- Как Куприн рисует главную героиню? (неприступность, внешняя недоступность, имеет титул княгини, царственно спокойна и равнодушна, нежно любит сестру, преданный друг мужа)

- Сколько было гостей? (13, Вера Н. была суеверной, ожидание трагедии)

- Какой эпизод произвел на вас неприятное впечатление? (как князь Шеин демонстрировал рукописный альбом, где воспроизводится любовная история княгини Веры и телеграфиста Желткова)

- Высший свет какой? (высший свет безнравственен, ему чужды возвышенные любовные чувства)

- Какие подарки получила Вера Н.? (от мужа – серьги, от сестры- записную книжку в удивительном переплете, от Желткова – браслет)

- Браслет Желткова на фоне других подарков выглядит «безвкусной безделушкой».

- Цвет? (красный) Вспомните коралловые бусы Олеси. Красный цвет -цвет любви. Гранаты горят как пылающее сердце Желткова. Это самое дорогое, что у него есть. Он хотел принести ей радость (Песня «Радовать»- Как был воспринят Верой и ее семьей подарок Желткова? (Вера – встревожилась, заволновалась; Для мужа – предмет насмешек; брат Веры проявляет презрение к человеку низшего круга)

- Именно Аносов размышляет о настоящей любви. Кто такой Аносов? (друг покойного отца Веры, она называет его дедушкой) Аносов – мудрый, благородный, простой.

- Как Аносов относится к любви? («любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет присыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью»

- Любовь, как у Желткова, бывает раз в тысячу лет. Сильная, страстная, вечная. Любовь Желткова – любовь на расстоянии. Как вы думаете, если бы Желтков стал мужем Веры Н., любовь превратилась бы в быт? Существует ли настоящая любовь? Что это такое? Есть примеры? (учащиеся могут рассказать о родителях, знакомых)

Эпизод из фильма. Письмо Желткова.

- Развязка наступила быстро. Трагический финал. Желтков не знал, что любовь сыграет с ним жестокую шутку, что будет жестокой, но чувству не прикажешь. (Песня «Я не знал, что любовь может быть жестокой»)

- Когда Вера Николаевна узнала о смерти Желткова, она идет попрощаться с умершим, она чувствует свою вину. Нужно ли было уходить из жизни?

- Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за нее? (Она поняла, что Желтков – великий человек.)

- Каким настроением проникнут финал рассказа? (настроением светлой грусти, умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна, ей открылось нечто недоступное ранее. В пробуждении души Веры Николаевны большое значение имеет музыка. (Соната Бетховена)

- После смерти Желткова пианистка Жени Рейтер играет для Веры Николаевны бессмертную бетховенскую сонату, ту самую, о которой он писал ей в последнем письме. Видимо, эта музыка раскрыла Вере красоту его любви и помогла ей все понять и почувствовать себя прощенной.

- Выводы: Желтков – отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. В чем, по-вашему, состоит любовь? (Любовь возвышает человека, преображает его душу, любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему огромное счастье. Только он ограничил жизнь лишь этим чувством, вот это плохо. («Любовь не только возвышает…»)

У111. Рефлексия.

-Что вам дал этот урок? Какие выводы мы сделаем для себя? Все-таки что же это было: любовь или сумасшествие?

1Х. Домашнее задание. «Мои размышления» Что есть любовь?

Урок литературы 11 класс

«... Что это было: любовь или сумасшествие?»

По рассказу А.И. Куприна “Гранатовый браслет”

Коломийцева Ольга Михайловна учитель русского языка и литературы

Цели урока:

    Показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком.

    Показать, как писатель изображает процесс пробуждения че­ловека.

    Развивать филологическое мышление учащихся.

    Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, искусство.

Ход урока.

    Слово учителя.

вучит соната №2 Бетховена. Под звуки музыки учитель литературы читает строки о любви.)

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил...

Эти слова о любви принадлежат Ж.Б. Мольеру. Что же это такое лю­бовь? По мнению Александра Ивановича Куприна, любовь - это чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». Ответ на этот во­прос искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники, композиторы, и мы с вами тоже пытаемся понять это чувство

Любовь, любовь - загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе у трата Или обогащеиье без конца?

Горячий день, какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет?

С природою, с беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот?

Так размышляет о любви Всеволод Рождественский. И еще несколько мыслей о любви. Прочтите их и запишите в тетрадь.

(Учащиеся выразительно читают и записывают в тетрадь высказыва­ния о любви, помещенные на доске)

«Первый признак любви - благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не срав­нится для нас с предметом нашей страсти».

(Блез Паскаль)

«Словно солнце горит, не сгорая, любовь. Словно птица небесного рая - любовь. Но еще не любовь - соловьиные стоны, Не стонать, от любви умирая, - любовь!»

(Омар Хайям)

«Любовь огонь не свети: все темно, А светит так сгореть не мудрено» (Восточная мудрость)

«Любовь - как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубокие корни во все паше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах нашего сердца».

(Виктор Гюго)

«Раны от любви если не убивают, то никогда не заживают».

(Джордж Н.Г. Байрон)

«У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».

(К. Г. Паустовский)

    Один из таких «сюжетов» и станет предметом нашего внимания сегодня.

Сразу запишем вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока: какое из высказываний о любви, услышанных в самом начале занятия, вы бы использовали в качестве эпиграфа к уроку? Обоснуйте свой выбор.

Сначала проведем викторину - вспомним подробности, детали рас­сказа, имена и фамилии героев. Проверим, насколько внимательно вы чи­тали произведение.

    Викторина

    Где и когда происходит действие рассказа? (Черноморский ку­рорт, осень, сентябрь.)

    Фамилия сестры Веры? (Фриессе.)

    Кто был предок княгини Веры? (Тамерлан.)

    Что подарила Анна сестре? (Записную книжку.)

    Что подарил Вере муж? (Серьги из грушевидных жемчужин.)

    Чей это портрет: «... пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очарова­тельной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных ми­ниатюрах»? (Вера.)

    Чей это портрет: «Она была на полголовы ниже, несколько широ­кая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами... однако, пленяло какой-то неуловимой и не­понятной прелестью...»? (Анна.)

    Имя знаменитой пианистки, подруги Веры по Смольному инсти­туту? (Женни Рейтер.)

    Имя мужа Веры? (Князь Василий Львович.)

    Чей это портрет: «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки... У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть пре­зрительным выражением в прищуренных глазах... какое свойст­венно мужественным и простым людям...»? (Генерал Аносов.)

    Фамилия Веры до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)

    Кто «... хохотал громко и восторженно, и худое, гладко обтянутое блестящей кожей лицо, с прилизанными жидкими, светлыми во­лосами, с ввалившимися глазными орбитами, походило на череп, обнаживший в смехе прескверные зубы»? (муж Анны - Густав Иванович.)

    Имя Желткова? (Георгий.)

15. Чей это портрет: «... очень бледный, с нежным девичьим ли­цом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»? (Желтков.)

    Кто эта женщина, которая «... обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала»? (Вера.)

    Кому принадлежат слова: «А где же любовь-то? Любовь бескоры­стная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на муче­ние - вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»? (Генералу Аносову.)

    Беседа.

    О чем произведение Куприна? Почему оно названо «Гранато­вый браслет»?

(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается бескорыстное святое чувство «маленького человека», телеграфиста Желткова к аристократке, княгине Вере Николаевне Шейной Восстановим в памяти основные события, описанные в произ­ведении.

Мы определили место, где происходит действие рассказа (Черномор­ский курорт). Наступила осень. Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. (Ученик читает фрагмент-текста.)

    Какую роль играет в произведении первая г лава?

    Какое настроение создает пейзаж?

(Первая глава является вступлением. Содержание ее готобит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядаю­щего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дгч с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб».

Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: «Деревья ус­покоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». Такое же спо­койное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа - княгини Веры Николаевны Шейной, женьг предводителя дво­рянства.)

(Он проводит параллель между внутренним состоянием Веры и опи­санием осеннего сада.)

    Найдите и прочитайте описание (вторая глава).

    Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к му­жу. Прочитайте со слов: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу...»

    Что объединяет эти описания: чувств Веры и сада?

(Показать, что душа Веры пребывает и состоянии дремы. «И Вера была строго проста, со всеми холодна... любезна, независима и царствен­но, спокойна».)

-- Завязка действия происходит в день именин княгини Веры, 17 сен­тября. Куприн пишет: «Вера Николаевна Шейна всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Что же «счастливо-чудесное» произошло в этот день?

(Вера получила подарки: от мужа, от сестры Анны и от человека с инициалами Г.С.Ж, а еще у Веры появилось предчувствие чего- то непри­ятного. Желтков разрушил «царское спокойствие» Веры)

    В четвертой главе Куприн знакомит читателей с гостями дома Шейных. В пятой главе во время праздничного обеда в душу Веры закра­лась тревога: «Она была суеверна». Оказалось, что гостей былй 13-. «Вот это нехорошо!» - подумала Вера про себя.

    Читатель ждет чего-то необычного. Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности, тревоги. Что же происходит далее?

(Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)

    Прочитайте описание подарка. Сравните его с подарками кня­зя и Анны.

(О серьгах. «Прекрасные серьги, какая прекрасная вещь! Прелесть! Где ты достала такое сокровище?»; о браслете: золотой, низкопробный, очень толстый. «Точно кровь!» - подумала с тревогой Вера.)

    Что мы узнали о браслете из письма Желткова?

(«По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он име­ет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смер­ти...»)

    - Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную цен­ность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова?

    Остановимся на письме Желткова Вере. Читаем его. Какую характеристику мы можем дать Желткову, прочитав это письмо?

    Сравним его письмо с письмом - признанием в любви, поме­щенным в юмористическом семейном альбоме Шейных; Как воспри­нимает муж Веры письма Желткова? (слова брата Веры, девятая глава).

    Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? Как он описывает историю любви Желткова к Вере?

    Как относятся к любви эти два человека? А Вера?

    Способен ли князь Шейн глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа? (Аносов о Васе.)

    Как относится князь Василий к своей жене? (Эпизод с юмористическим альбомом.)

    Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову?

    Как он рассуждает о любви?

    Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры?

    Какую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова?

(«Безумец; может быть, это просто ненормальный малый, маниак, по­чем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»)

    Далее все происходящее обостряет осознание Верой исключитель­ности прошедшей мимо нее любви, вплоть до предчувствия близкой смер­ти Желткова. Обратимся к эпизоду встречи князя Шенка и Николая Нико­лаевича с Желтковым. Найдите и прочитайте портретную зарисовку Желткова.

    Прочитайте вслух слова признания в любви Желткова в десятой главе и последнее письмо Желткова к Вере.

    Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? * «Что это: любовь или сумасшествие?»

(Для доказательств приводим слова князя Шейна (десятая глава): «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо...» и т. д. до слов: «я чувствую, что присутствую при какой-то громадной траге­дии души, и я не могу здесь паясничать» (одиннадцатая глава). «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».)

    Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым (двенадцатая глава). Обратимся к этому эпизоду. Прочитаем вслух со слов: «В комнате пахло ладаном...» до конца главы.

    Почему Вера неожиданно заплакала? Неужели причиной слез стало «впечатление смерти» или есть другая причина?

(Она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повто­ряется только один раз в тысячу лет».)

    Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты номер два, как бы донесшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры все суетное, мелкое, все­ляет ответное облагораживающее страдание.

    Музыкальное оформление.

Послушаем музыку. (Звучит бетховенская Largo Appassionato .)

    Почему Желтков «заставил» Веру слушать именно это бетховенское произведение?

    Почему слова, которые слагались в ее уме, оказались столь со­звучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

    (Учитель читает фрагмент текста под звуки музыки.)

    Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры?

(Да. Ответное чувство Веры состоялось, пусть на мгновение, но наве­ки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)

    В чем, по-вашему, состоит сила любви? (В преображении души)

    Показал ли это Куприн в рассказе? Докажите свое мнение.

(Восприятие Верой музыки: «Княгиня Вера обняла ствол акации,

прижалась к нему и плакала...».)

    О чем говорят слезы Веры?

(Это слезы, очищающие, возвышающие душу.)

    Почему Куприн дал рассказу название «Гранатовый браслет»?

    Понравилось ли вам это произведение? Обоснуйте свой ответ.

Постарайтесь высказать свои мысли, чувства, впечатления по поводу прочитанного. Какое высказывание вы выбрали бы в качестве эпиграфа к нашему уроку? (Заслушиваются мнения ребят.)

Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению на одну из предложенных тем.

    «... что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет».)

Он освещает тот момент жизни, когда Желтков писал его жене Вере о своей любви. “…В конце скромная подпись: “По роду оружия я бедный телеграфист, но чувства мои достойны милорда Георга. Не смею открывать моей полной фамилии - она слишком неприлична. Подписываюсь только начальными буквами: П. П. Ж. Прошу отвечать мне в почтамт, посте рестанте”…”. Сразу же можно отметить то, что слово “скромно” с остальным сказанным входит в диссонанс. В целом это шутливое изображение романтической фигуры, но вызывает оно не только смех, но и жалость. Не стоит сомневаться в том, что инициалы Желткова изменены не спроста. ППЖ – это походно-полевая жена, а такие “жёны” или “мужья” хранили верность лишь на войне, причём очень крепкие, но в мирное время в них не было никакого смысла. Так же невостребованны отношения Желткова и Веры. Конец этой “забавной” истории требует особого внимания: “…Вот он в сумасшедшем доме.

А вот постригся в монахи. Но каждый день неуклонно посылает он Вере страстные письма…Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов - наполненный его слезами…”, – всё это словно искривлённое отражение будущих событий. В первых двух предложениях Шеин помещает телеграфиста в сумасшедший дом и монашескую келью. Два этих места объединяет то, что человек, прибывающий в них, полностью отрезан от внешнего мира. Такой человек становится девиантом, уходящим от нормы. Символ любви Желткова – гранатовый браслет, который Вера получает вместе с письмом. Этот браслет низкопробный и толстый, имеющий ценность только для того, кто его дарит. Он совершенно безвкусный. Зелёный гранат, маленький камушек, находящийся в середине, согласно уральским легендам действует как приворотное зелье. Остальные гранаты, как описывается в тексте, большие и прекрасные, они символизируют верность. Это может говорить о том, что Желтков за своей верностью и преданностью скрывает безумное желание завладеть своей возлюбленной. Но он, как человек невменяемый, не может ничего сделать, он не предпринимает никаких разумных действий. В своём письме он выражается безобразно, каждое его слово взывает к жалости или подчёркивает то, как он “добр” и “мил”. Но это уже не та карикатура, которая была в начале, и поэтому письмо воспринимается читателем совершенно по-другому. В письме нашего героя изложена та правда, в которую он верит. (значение браслета, пожелание счастья).

То, о чём говорит Желтков, заставляет убедиться нас в его невменяемости: “Я мысленно кланяюсь до Земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите.”. Желтков помешан на Вере, он заполняет всю свою жизнь ей, в чём мы ещё убедимся. В конце повести главный герой совершает самоубийство, а графиня получает новое письмо. “Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас…”, – говорит Желтков. Он заменил все истинные ценности жизни тем, что связанно с Верой:”…сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл…Вашу записку, - о, как я ее целовал, - ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе…”. Это ли не настоящее сумасшествие? Любовь – это желание отдать всё то, что есть у тебя, на благо человеку, желание сделать его счастливым. Желтков же врывается в жизнь главной героини, доставляет неудобство её семье, но самое главное – вызывает у неё жалость, заставляет её плакать и жалеть об упущенном. И. А. Куприн – не писатель-романтик, он реалист, что уже говорит о многом. Пресловутому глазу читателя попадается отлично сложенный сентиментальный сюжет, но подтекст кроет в себе его истинную суть. Любовь Желткова – это желание получить Веру, которое терзает его, медленно убивает. “Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек.”

Сочинение на тему “Что это было?…Любовь или сумасшествие?” (по повести “Гранатовый браслет” И. А. Куприна)” обновлено: 12 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Нет, наверное, на свете ни одного поэта и писателя, кого не волновала бы тема любви – самого глубокого и возвышенного чувства. Порой, трагического, но всегда самозабвенно преданного и нежного.

И если Пушкин и Лермонтов говорили «языком любви», а Маленький принц Экзюпери восклицал, что был молод и не умел любить, то наш современник Денис Майданов в силе любви не сомневается: даже «если друзья продадут за пятак» - «я буду знать, что ты любишь меня».

Но любовь, по мнению большинства поэтов и писателей, это труд души, некий талант, дарованный не каждому. Она мимолётна. Её легко не заметить, не почувствовать и упустить. Она бескорыстна.

Именно о такой любви повествуется в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Сюжет рассказа прост. «Мелкий» служащий почтового отделения влюбляется в княгиню Шейнину. Он не докучает ей своей любовью, лишь однажды позволяет себе преподнести ей подарок – гранатовый браслет.

Но с самого начала эта трагическая история неразделённой любви наполнена каким-то мистическим настроением. Вначале – это погода, её изменчивость. Затем - подарок мужа: жемчужные серёжки. И, наконец, подарок Желткова. По словам самого влюблённого, зелёный гранат наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от смерти.

Знаменательны и слова Аносова о силе всепоглощающей любви, которая, отдавая, взамен ничего не требует. Выслушав рассказ Веры о письмах некоего Г.С.Ж., Аносов предполагает, что, возможно, это и была та самая любовь, о которой грезит большинство женщин мира.

Выяснив по городским журналам адрес Желткова, князь Шеин и брат Веры отправляются на переговоры с этим человеком.

Во время встречи с Желтковым, его пытаются и запугать, и даже понять.

Желтков же достаточно спокоен. Признавшись в любви к княгине, он лишь просит разрешения написать ей последнее письмо.

Чувство собственного достоинства, по мнению Куприна, этому небогатому молодому человеку придаёт его искренняя любовь, которая возвышается и над нежной любовью-дружбой Шеиных, и над «удобной» любовью сестры Веры.

Но здесь хочется сказать вот ещё о чём. Любовь – это прекрасно. Но любовь-поклонение – это нечто другое. Вряд ли можно считать человека правым, если кроме своего безответного чувства, его ничего больше в жизни не интересует.

Тем не менее для большинства поклонников творчества Куприна, гранатовый браслет – это символ любви, способной пробудить человека от внутренней спячки. А последнее и единственное свидание Веры и Желткова – это поворотный момент именно в её внутреннем состоянии. Недаром ведь рассказ заканчивается словами: «В эту секунду она поняла, что… любовь прошла мимо неё».

Так что каждый должен сам для себя найти ответ на вопрос, поставленный в начале произведения: «Что это было: любовь или сумасшествие?»

Помните, как Маленький принц сказал о своей розе: «Она дарила мне аромат, озаряла мою жизнь», но тогда «я ещё не умел любить».

Вариант 2

«Гранатовый браслет» - повесть А.И.Куприна, написанная в 1910 году и основанная на реальных событиях. Стоит сказать, что сам автор считал своё произведение рассказом. Он начинается с эпиграфа, связанного с «Сонатой 2» Бетховена. Эта музыкальная композиция идёт красной нитью через весь роман и в финале является символом.

Главной темой повести является тема любви. В произведении автор старается показать, что истинная любовь может преобразить человека, изменить его к лучшему, но в то же время довести до сумасшедших и отчаянных поступков. Тогда встаёт вопрос: Желтков действительно любил Веру или это была одержимость и сумасшествие?

С одной стороны, это было маниакальное преследование. Герой писал письма Вере, переодевался в трубочиста с целью попасть в её дом, украл платок девушки с бала и хранил выставку, которую она когда-то держала в руках. Всё это похоже на одержимость. Вера с каждым днём становилась всё важнее для Желткова, любовь была для него кислородом, а возлюбленная – смыслом жизни. У него не зарождались чувства к другим девушкам, хотя он знал, что брак Шеиных неразрушим. Любовь супругов «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы».

Гранатовый браслет стал апогеем чувств Г.С.Ж. Это реликвия, передающаяся из поколения в поколение в семье героя, а он дарит его Вере. Это говорит читателю о том, что он действительно опьянён чувствами и не сможет полюбить другую.

После этого муж и брат Веры решают найти влюблённого Желткова и сказать о том, что он ставит героиню в неловкое положение. Герой обещает прекратить преследования и выполняет просьбу. Но это стало возможным только через самоубийство. Герой понял, что иначе не смог бы разлюбить девушку, но и жить переполненным чувствами ему будет сложно, истинную любовь нельзя подавить.

В конце девушка понимает, что она упустила любовь, о которой мечтает каждая женщина. Желтков оставил ей записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если она вспомнит о нём. Просьба была исполнена и только после этого Шеина почувствовала, что покойный простил её. Муж Веры говорит, что видел лицо Желткова, как оно менялось рядом с возлюбленной, для него не существовало жизни без неё. Таким образом, можно сделать вывод, что Г.С.Ж. действительно любил веру, был одержим чувствами, но это было не сумасшествием, а «громадной трагедией души».

Любовь или сумасшествие? в рассказе Куприна Гранатовый браслет

Любовь это всегда немного сумасшествие. Она толкает людей на подвиги и безрассудства. От неё рождаются шедевры и прелестные дети. А ещё любовь бывает неразделённая и запретная. Вот прямо как в «Гранатовом браслете». В основе рассказа лежат реальные события одной богатой княжеской семьи.

Куприн пишет, что люди высшего общества разучились любить. Любовь воспринимается как банальное удобство или маленькое развлечение. И вот в этой серой убогости любовь Желткова к княгине Вере подобна «лучу света в тёмном царстве» лжи и обмана.

Мужчина беден и любит женщину, стоящую намного выше него на социальной лестнице. Она - княгиня. Да к тому же, ещё и замужем, но мужа не любит. Положение безнадёжное, никакой надежды на взаимность. Мужчина ничего не требует, ничего не добивается. Родные княгини отнеслись к этому, как к неудачной шутке.

Желтков - обычный чиновник. Сделав растрату казённых денег, ему ничего не оставалось, как покончить жизнь самоубийством. И делает он это сознательно. В своём прощальном письме он пишет, что его любовь- это «вечное преклонение и рабская преданность». Он любил тайно, старался бывать в тех местах, где бывал объект его страсти. Говоря современными словами «… готов целовать песок, по которому ты ходила…».

У обывателей на языке так и крутился вопрос, а в здравом ли уме Желтков? Он в прощальном письме пишет, что он здоров. Для него любовь к Вере - это дар, посланный ему с неба. Он просто любит, и счастлив от того, что любимая женщина просто существует.

Желтков дарит Вере единственную ценную вещь - фамильный гранатовый браслет. Пусть не дорогой и не очень красивый. И ей ничего не остаётся, как принять этот подарок. Такая бескорыстная, неземная любовь всё-таки затронула какие-то струны в душе княгини. Слушая сонату Бетховена, она плачет. Возможно, тоскует и грустит о настоящей любви, которую раскрыл в ней этот маленький человек.

Про таких людей, чьё поведение не похоже на других, люди часто говорят, что они ненормальные. Знаменитая песня Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз» тоже повествует о странном бедном художнике. Он продал всё, что у него было, и купил миллион красных роз, которые разложил на площади перед домом любимой женщины. Сам пожелал остаться неизвестным.

Так всё же, что такое любовь - нормальное человеческое чувство или болезнь, требующая врачебного вмешательства? Нет однозначного ответа на этот вопрос.

Образец 4

Главной темой произведения «Гранатовый браслет» является тема самоотверженной любви. Эта любовь граничит с сумасшествием, приобретая удивительно нелогичные формы. Начинается она в рассказах дедушки о полковых товарищах и заканчивается трагической историей чиновника Желткова. Из-за любви, герои рассказа соглашаются жить втроем, бросаются под поезд или с маниакальным упорством преследуют объект своей страсти. Кажется, что непреодолимые обстоятельства заставляют чувства разгораться еще больше.

Если же любовь Желткова, равно как и любовь других героев рассказов дедушки - это сумасшествие, то разве есть лекарство или метод способный вылечить человека от нее? Куприн не дает ответа на этот вопрос.

Любовь Желткова по-разному воспринимается людьми: брат Веры Николай, не склонный к сантиментам, стремится поскорее разделаться с неугомонным поклонником, не принимая близко к сердцу его чувства. В то время как супруг Веры Василий проникся истинными чувствами несчастного и разрешает ему позвонить своей жене и даже написать ей последнее письмо. В разговоре с Верой Василий подчеркивает, что чиновник не было сумасшедшим, он прекрасно осознавал свои поступки. Любовь преобразила мелкого служащего, подняла его на несколько ступеней выше и в то же время она принесла ему гибель.

Муж Веры Шеиной описан автором как человек положительный, но все же между супругами была скорее дружба, чем любовь. Даже полковник Аносов подтверждает – в брак люди могут вступить, не испытывая любви. В те времена люди высшего общества не признавали любовь представителей низших сословий. При этом они сами оказались слишком далеки от настоящей любви, закрывшись от нее правилами приличий. Искреннюю любовь Желткова называют сумасшествием, потому что она далека от образа светлой любви принятого в обществе.

Гранатовый браслет становится символом, кульминацией чувств – Желтков дарит фамильную драгоценность женщине, которая никогда не будет любить его в ответ. Любовь Желткова не требует ничего взамен – хотя, казалось бы, без взаимности она давно должна была погаснуть. Она захватила героя целиком, настолько, что, лишившись ее, он лишился смысла существования.

В конце рассказа Вера с ужасом осознает, что прожила все это время, так и не познав настоящей любви.

Куприн не дает однозначного ответа на вопрос любовь это или сумасшествие, оставляя каждого читателя при своем мнении.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Поручик в рассказе Солнечный удар Бунина сочинение

    В небольшой по объему рассказ «Солнечный удар» И. А. Бунин вводит лишь двух героев. Благодаря их отношениям автор рассматривает их любовную историю знакомства с печальным концом как одно их проявлений этого высокого чувства.

  • Мне повезло, мой лучший друг – это еще и член моей семьи. Его зовут Нафаня, он маленькая дворовая собачка. Когда я был еще совсем маленький, папа принес его домой.

  • Сочинение по картине Васнецова Ковер-самолет 5, 6 класс

    Васнецов очень любил писать свои картины по мотивам русских народных сказок. Одним из таких полотен и было полотно «Ковер самолет». Оно было написано известным русским художником в конце ХIХ века.

  • В чем счастье в понимании Матрены Тимофеевны в поэме Кому Некрасова сочинение

    Поэма А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была написана во второй половине ХIХ века. Произведение создано в период, совпадающий с отменой крепостного права в России.

  • Подарки феи - анализ сказки Перро

    В сказке Шарля Перро «Подарки феи» рассказывается о двух сёстрах. Одна из них была злой и грубой, другая же скромной и доброй. Однажды волшебница решила проверить девушек. Она обернулась нищенкой

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...