Мария лопес, мать пабло пикассо. Великая любовь пикассо Сын пикассо

Ольга бесконечно страдала от одиночества и отчаяния. Мало того, что муж бросил ее - он еще и невзлюбил их сына... В самом деле, Пикассо не смог простить Пауло того, что тот оказался человеком, напрочь лишенным какого-либо таланта.

Без всякого сомнения, Пауло причинял Пикассо много неприятностей, но к отцу он был привязан искренне, не в пример иным детям, расчетливо старающимся угодить своим богатым отцам.

Франсуаза Жило описывает его так:

«Впервые я увидела Пауло на большой фотографии, висевшей в длинной комнате на улице Великих Августинцев, где работал Сабартес. Мне нравился его прямой, открытый взгляд, представляющий его в ином свете, чем неприятности, в которые он иногда попадал, и гневные реакции на них Пабло. Всякий раз, когда я расспрашивала Пабло о сыне, он раздраженно отвечал, что Пауло лодырь, совершенно лишен честолюбия, не способен найти приличной работы, и осыпал его прочими упреками, которыми буржуа зачастую награждают неспешащих приняться за дело взрослых сыновей. Потом резко обрушивался на Ольгу, мать Пауло, давая мне понять, что с такой наследственностью из нею не может выйти толка».

Всю войну Пауло провел в Швейцарии и вернулся в Париж только после его освобождения. У него не было никакой работы, и часто приходилось унижаться перед отцом, выпрашивая деньги. А денег требовалось много.

Однажды (дело было в июне 1946 года) Пауло заглянул в мастерскую отца. Выглядел этот двадцатипятилетний молодой человек, по словам Франсуазы Жило, следующим образом:

«Он был ростом более шести футов, рыжеволосым, совершенно не похожим на испанца, и держался непринужденно, приветливо, подтверждая то впечатление, которое сложилось у меня о нем по фотографии».

Пикассо познакомил сына с Франсуазой и сказал, что она теперь здесь живет. Пауло, казалось, был этим доволен, разговаривал дружелюбно, а потом удалился с Пикассо. Они долго о чем-то разговаривали. После этого Пауло уехал так же внезапно, как и появился, умчавшись на своем любимом мотоцикле обратно в Швейцарию.

Потом он приезжал еще не раз и часто подолгу жил у отца.

Франсуаза Жило уверяет нас:

«Он доставлял отцу много забот в процессе взросления - иногда казалось, что этот процесс слишком уж затянулся - но во всем его поведении ясно просматривалась не скрытая корысть, а искренняя, непосредственная привязанность к Пабло».

Возможно, Пауло и был непосредственным. Но вот привязан к Пикассо он не был. Вернее, был, но его привязывала лишь постоянная материальная зависимость, искусственно поддерживавшаяся разбогатевшим художником. Во всяком случае, дочь Пауло характеризует его отношения с Пикассо совершенно иначе:

«Он царствует над отцом и низвел его до нищенского и рабского состояния. Он - причина психического расстройства моей матери. Мы с Паблито зависим от его капризов. Он подчинил всех нас своей неутолимой жажде повелевать. Он использует нас и обманывает. Ощущение собственной гениальности, в которой его убедили поклонники его искусства, заставило его всерьез поверить, будто его достоинства таковы, что позволяют ему встать выше человечности. Манипулятор, деспот, разрушитель, вампир».

А что касается непосредственности Пауло, то она проявлялась по-разному. Например, однажды вечером, обойдя все бары Жуан-ле-Пена, он и его приятель привели в ресторан «У Марселя» двух девиц «легкого поведения». В результате напугали обеих до полусмерти, девицы принялись кричать, и дело закончилось вмешательством местного комиссара полиции.

Тот, естественно, рассказал обо всем Пикассо, и отец стал мрачнее тучи.

Приведите сюда Пауло, - сказал он.

Когда молодой человек явился, Пикассо обрушился на него:

Никчемное создание! Вчера вечером ты вел себя как последняя тварь!

Но и этого ему показалось мало, и он продолжил:

Отродье белогвардейки! У меня самый отвратительный на свете сын! Анархист! К тому же ты тратишь слишком много денег! На что ты годен?!

Когда Пауло Пикассо стал постарше, он женился на Эмильенне Лотт. Об этом браке Марина Пикассо, дочь Пауло, рассказывает так:

«В один прекрасный день мои отец и мать в присутствии господина мэра изъявили желание навек соединить свои судьбы. Ответив «да», оба поклялись друг другу в любви и верности и дали обет окружить своих детей нежностью, поддержкой и покровительством.

Но ни мне, ни Паблито не было уготовано такой судьбы. Пауло Пикассо и Эмильенна Лотт, которая так гордилась тем, что получила право называться мадам Пикассо, расстались, когда мне было шесть месяцев, а моему брату неполных два года. Их разрыв был неизбежен. Ни мать, ни отец не обладали талантом быть счастливыми сами и дать счастье нам».

Напомним, что Паблито родился от этого брака 5 мая 1949 года, а Марина - 14 ноября 1950 года.

О своей матери Марина Пикассо рассказывает нам следующее:

«Моя мать всегда думала, что быть снохой Пикассо означало обладать божественным правом. Она никогда не думала о будущем, ибо нас, как и ее, удачное расположение звезд сделало Пикассо.

Пикассо превратился в особенного спутника всей ее жизни. Она смотрела только на него, думала с оглядкой на него, говорила только о нем: с торговцами, просто с прохожими на улицах, часто даже с незнакомыми. «Я сноха Пикассо».

Что-то вроде трофея, льгота в обход закона, повод для проявления любой эксцентричности.

Помню, как мне было стыдно, когда однажды летом она вышла на пляж в серебристом или золотистом бикини в обнимку с юнцом на четырнадцать лет моложе ее, помню чувство унижения, когда увидела ее на родительском собрании в школе в мини-юбке в компании с молокососом едва ли старше меня, помню усилия, которые мне пришлось приложить, чтобы заставить себя называть ее Мьенной - уменьшительное от Эмильенны, - потому что это было по-молодежному и в американском стиле, свой страх, стоило ей только раскрыть рот, и тягостную неловкость, когда она толковала кому-нибудь о живописи Пикассо, она, ни разу не заглянувшая не то что в каталог, а даже в маленькую брошюрку с репродукциями моего дедушки.

Ее речи варьировались в зависимости от того, кто ее слушал. Говоря с теми, кого едва знала, она возводила Пикассо на пьедестал: «Мой свекор гений. Я восхищаюсь им, да ведь и он меня очень ценит, это точно». Людям более близким она без церемоний рассказывала обо всех трудностях: «Вот представьте себе, что при всем своем богатстве этот паршивец оставляет нас без единого гроша».

Люди посмеивались. Люди всегда посмеиваются, когда неприятности у других.

Яне помню, чтобы мать хоть раз рассказывала нам сказки вроде «Красной Шапочки» или повела нас покататься на карусели. Но я знаю одно - несмотря на все свои патологии, она была единственной, на кого мы могли рассчитывать. Никому мы не были нужны в этой семье, кроме нее. Вопреки своей мании величия и психопатии она несла нам свое тепло, материнский запах, голос».

И все же в мае 1950 года Пауло Пикассо и Эмильенна Лотт развелись.

Потом Пауло был женат на Кристине Поплен, о которой Марина Пикассо отзывается так:

«Я помню ее очень смутно. Пожалуй, только то, что она очень беспокоилась, как бы не поссорить нас с папой. Она была тихоня, конечно, не испытывавшая к нам никаких чувств, но она позволяла нам играть с детьми с соседних ферм [...] Мы собирали яйца в курятнике, доили коров, пили их пенящееся молоко. Мне нравились теплые запахи хлева, свежескошенного сена. Мне можно было все потрогать руками: покопаться в грязи, в соломе, погладить круп телки или бычка. У меня было чувство, что для меня здесь нет ничего грязного. Жизнь была безмятежной, а отец преисполнен радости. Он смеялся, ему забавно было видеть нашу независимость, его радовало и то, что он может почувствовать себя самим собою. Здесь ведь не было дедушки с его капканом.

Кристине и в голову никогда не приходило идеализировать моего отца. Она принимала его таким, каков он был, с дурным и хорошим. У нее и в мыслях не было попытаться обольстить Пикассо. Конечно, хомут на шее моего отца не раз повергал ее в отчаяние, но она хорошо знала, что с этим ей ничего не поделать. Она была из тех женщин, которые, уж коли влюбились в мужчину, принимают в нем все».

От этого брака в сентябре 1959 года у них родился сын - Бернар Пикассо.

Жизнь Пауло Пикассо была полна унижений. Как рассказывает его дочь, однажды он забрал их с Паблито, чтобы отвезти к их дедушке в Валлорис. Это был «официальный визит к дедушке, который любезнейшим образом согласился принять сына и внуков», он был обговорен заранее, и опаздывать было никак нельзя. Но ворота виллы оказались наглухо заперты. Пауло принялся звонить. Долго никто не отвечал, а потом из переговорного устройства послышался недовольный голос:

Кто там?

Как будто там не знали, кто приехал и зачем...

Это Пауло! - вынужден объяснять сын Великого Пикассо. Он как будто оправдывается.

Злобно щелкнул электрический замок, сын и внуки медленно пошли по гравиевой дорожке, обсаженной великолепными кипарисами.

Марина Пикассо описывает свои впечатления от подобных визитов так:

«Наше присутствие нарушало покой Пикассо, мешало ему работать [...]

Были и такие визиты, когда мы с Паблито не смели пикнуть, боясь, что нас заметят. Обычно это случалось, когда отец вынужден был при нас сносить упреки дедушки: «Ты не способен их воспитать», «Им нужен отец с чувством ответственности...»

Эти проповеди самодура казались мне унизительными, а то, как держал себя отец перед своим мучителем, вызывало жалость к нему».

В этот раз они тихо вошли в комнату, где Пикассо принимал редких гостей. Он посмотрел на них поверх очков и едва заметно улыбнулся.

Ну, как твои успехи в школе? - спросил он у Паблито.

И сразу же, не потрудившись выслушать ответ, задал следующий вопрос:

Как твои дела, Марина?

Она и рта не успела открыть, как последовал следующий вопрос:

Вы уезжаете на каникулы?

Он «нанизывал» вопрос на вопрос, даже не глядя на внуков. Ему было наплевать на их успехи в школе, на их каникулы и на все прочее. Дела сына интересовали его ровно в такой же степени.

Пауло не был счастлив. Счастливые люди не принимают наркотики и не пьют. На самом деле он очень страдал из-за того, что отец совершенно не воспринимал его. Вернее, воспринимал, но как пустое место. В 1954 году, после тяжелого воспаления легких он оказался на грани смерти. Доктор послал Пикассо телеграмму с просьбой срочно приехать в Канны. Ответа не последовало.

Отвечая на бесконечные отцовские упреки, Пауло всегда говорил, что умеет отлично водить мотоцикл. Он даже принимал участие в мотогонке, стартовавшей из Монте-Карло, и в соперничестве с профессиональными гонщиками пришел к финишу вторым. Но на Пикассо это достижение сына не произвело никакого впечатления.

Франсуаза Жило пишет:

«Думаю, Пауло добился бы многого, не сдерживай его мать. У него было в достатке и ума, и чувства юмора».

Безусловно, говорила она это со слов Пикассо, а тот все проблемы сына валил на Ольгу. На самом же деле, отношения матери и сына были хорошими, и никто никого не сдерживал. Когда Пауло лежал в больнице, Ольге, уже к тому времени частично парализованной и лежавшей с раковым заболеванием в одной из каннских больниц, стало хуже. Пауло был не способен передвигаться и очень переживал, сознавая, что не может находиться рядом с матерью, и та умирает в одиночестве.

Сам он переживет Ольгу на двадцать лет, но умрет, будучи на десять лет моложе ее. Впрочем, об этом будет рассказано позже.

Пабло Пикассо

Настоящая фамилия Пабло Пикассо (1881–1973) – Руис-Пикассо. Испанец по происхождению, он провел большую часть жизни во Франции. За весь период творчества работал в нескольких жанрах. В 1930-е годы его работы включали металлические скульптуры, иллюстрации к книгам и панно «Герника».

Пабло Пикассо родился в испанском городе Малаге в семье искусствоведа Хосе Руиса Бласко. Уже в ранней юности стало ясно, что мальчик обладает незаурядным талантом. Отец Пабло, восхищенный дарованием сына, подарил ему свои краски и кисти. В 16 лет состоялась первая официальная выставка полотен Пикассо.

В 1900 году художник посетил Париж. Огромное впечатление на него произвели улочки Монмартра, работы Тулуз-Лотрека, Ван Гога и Сезанна. По испанскому обычаю, Пабло начал подписывать свои работы девичьей фамилией матери. В 1904 году он окончательно переехал в Париж. Здесь он начал работать в новом направлении в живописи – кубизме. Созданию одного из самых значительных произведений Пикассо – «Герники» – предшествовало нападение гитлеровских войск на небольшую баскскую деревушку.

Пикассо словно был создан для того, чтобы творить. Энергии его не было предела. Вставал он обычно довольно поздно, встречался днем с друзьями, а потом приступал к работе, которая заканчивалась иногда под утро. По мнению искусствоведов, список работ Пикассо насчитывает 14 000 полотен, 100 000 гравюр и эстампов и 34 000 книжных иллюстраций. Его состояние после смерти оценили в 1,1 миллиарда долларов.

Официально Пабло Пикассо женился только дважды: первый раз на русской балерине Ольге Хохловой, от которой имел сына Поля, а затем, овдовев, повторно вступил в брак с Жаклин Рок. Некоторые женщины имели большое значение для его творчества. Например, Мари-Терез Вальтер, с которой Пабло познакомился в 1927 году, ей было всего 17 лет. Связь с ней прервалась в 1937 году, когда Пикассо познакомился с Дорой Маар, одной из муз сюрреализма и единственной интеллектуалкой среди близких художнику женщин. На смену Доре пришла Франсуаза Жило, женщина редкой красоты, но довольно посредственная художница, которая родила ему сына Клода и дочь Палому.

Когда Пикассо в 1904 году перебрался в Париж, он познакомился с Фернандой Оливье. Молодые люди жили на Монмартре. По ее словам, Пикассо обладал магнетизмом, которому трудно было сопротивляться. Фернанда с удовольствием позировала и не возмущалась, если у нее не было туфель, чтобы выйти на улицу. Начинающий художник пока не мог предоставить девушке достойные условия существования: его скудных заработков едва хватало на пропитание.

Время от времени возникающие творческие кризисы требовали смены и натурщицы, и источника вдохновения. Марселла Амбер, в отличие от Фернанды, была маленькой, стройной и нежной. Пабло сравнивал ее с Евой, пытаясь, видимо, убедить, что она его первая женщина. Изображения девушки нет ни на одном полотне, и это, вероятно, связано с тем, что в этот период Пикассо серьезно увлекся кубизмом. Зато он увековечил имя Марселлы, написав на некоторых картинах: «Радость моя» и «Я люблю Еву». Марселла Амбер умерла в 1915 году от туберкулеза.

В 1917 году Пикассо отправился в Рим с труппой «Русский балет». В то время он занимался созданием занавеса для балета Дягилева «Парад». Внимание его привлекла русская балерина Хохлова, которую отличали от других девушек тонкий вкус и прекрасные манеры. Многие знакомые недоумевали, когда узнали о том, что Пикассо собирается жениться на Ольге. По их мнению, ее нельзя было назвать примечательной в каких-либо отношениях личностью. Скорее всего, Пикассо, которому тогда было 36 лет, устал от жизни, в частности от постоянно меняющихся партнерш. Ольга показалась ему оазисом спокойствия и человеческого тепла, с ней можно было легко найти выход из творческих кризисов, которые стали часто терзать прославленного живописца.

Решающим фактором, предопределившим эту женитьбу, возможно, являлось то, что Ольга была русской. В те годы Пикассо, великого революционера в искусстве, чрезвычайно интересовало все русское. Видимо, революционный дух, который царил в то время в России, придавал его избраннице романтический ореол.

Пикассо вскоре увлекся Ольгой со всем присущим ему темпераментом. «Осторожно, – предупреждал его с усмешкой Дягилев, – на русских девушках надо жениться». «Вы шутите», – отвечал художник, который утверждал, что он сможет поставить точку в любых отношениях. Последовали долгие прогулки при луне, но балерина не спешила отвечать на бурные чувства художника. Дягилев повез «Парад» в Мадрид и Барселону. Вслед за труппой поехал и Пикассо. Он много рисовал Ольгу, но по ее просьбе исключительно в реалистической манере.

Пикассо познакомил балерину со своей матерью, которая жила в Барселоне. Русская девушка очень понравилась ей, но, зная натуру сына, она сказала: «С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина». Тут же художник создал портрет Ольги в мантилье, который подарил матери. 12 июля 1918 года в мэрии 7-го парижского округа прошла церемония бракосочетания Пабло Пикассо и Ольги Хохловой.

Молодожены купили большую квартиру в самом центре Парижа, на улице Ля Бовси, неподалеку от галереи, где выставлялись работы именитого художника. Ольга энергично принялась обставлять квартиру согласно своему вкусу. Пикассо в свою очередь занялся наведением порядка в мастерской этажом ниже, где он поместил коллекцию разных предметов искусства и развесил по стенам свои работы и картины Ренуара, Матисса, Сезанна, Руссо.

Где бы ни оказывался Пикассо вместе с молодой женой, он везде был в центре внимания. Супруги с головой окунулись в водоворот светской жизни. Для многочисленных раутов Пикассо заказал себе безупречные костюмы, стал носить золотые часы в кармашке своего жилета. За короткое время он превратился в настоящего денди. Однако Пикассо ни на минуту не переставал работать и развивать свой творческий потенциал.

Со временем художник почувствовал, что не может обременять себя условностями, которые мешали его творчеству. Назревал творческий кризис, ради разрешения которого он был готов пожертвовать уже привычными устоями. 4 февраля 1921 года произошло счастливое событие, которое перевернуло все мировосприятие художника: родился сын Поль (Пауло). В 40 лет Пикассо впервые стал отцом. Он делал бесконечные рисунки своего сына и жены, помечая на них не только день, но и час.

Ольга, казалось, ощущала, что их отношения подходят к концу, и периодически устраивала сцены ревности без всяких на то оснований. В результате Пикассо отгородился от жены невидимой стеной. Она и ребенок уже перестали существовать. Он часто рассказывал о французском художнике Бернаре де Палиси, который для поддержания огня в печи во время обжига бросал туда свою мебель. Эта история, по мнению Пикассо, символизировала собой жертву во имя искусства. Сам он утверждал, что бросил бы в печь и жену, и детей – лишь бы не угас в ней огонь.

В январе 1927 года Пикассо заметил в толпе красивую девушку с серо-голубыми глазами. В страстном порыве он подбежал и схватил ее за руку. «Я Пикассо! Вы и я вместе совершим великие вещи», – воскликнул он. Мари-Терез Вальтер было тогда 17 лет. Она понятия не имела, кто такой Пикассо, так как все ее интересы сводились к плаванию, гимнастике и альпинизму.

Арианна Стасинопулос-Хаффингтон писала в своей монографии: «Началось самое большое сексуальное увлечение в жизни Пикассо, не знающее ни границ, ни табу. Это была страсть, возбуждаемая секретностью, окружавшей их отношения, а также тем, что Мари-Терез, имевшая вид ребенка, оказалась податливой и послушной ученицей, которая с готовностью шла на любые эксперименты, включая садистские, полностью повиновалась желаниям Пикассо».

По мнению самого художника, все женщины делятся на «богинь» и «половые коврики». С чисто животной радостью он превращал первых во вторых, причем женщины этому нисколько не противились. Для Пикассо первостепенными мотивами в сексе являлось желание соблазнить, подчинить и навязать свою волю. В его жизни с успехом сосуществовали инстинкты разрушения и созидания. «Я думаю, что умру, никогда никого не полюбив», – сказал однажды Пикассо. Это не мешало ему жаловаться, что он не находил в женщинах того ответного чувства, которого искал.

«Каждый раз, когда я меняю женщину, – признавался Пикассо, – я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет». Ненависть к Ольге как сдерживающему фактору в его жизни начала проявляться в живописи. В серии картин, посвященных корриде, он представлял ее в виде лошади или старой мегеры.

Однако, как ни странно, Пикассо не хотел развода. Полный разрыв, по мнению художника, был подобен смерти. К тому же развод означал потерю половины имущества и картин. Ольга не смогла выдержать ненависти мужа и присутствия его любовницы и в июле 1935 года вместе с сыном покинула их дом на улице Ля Бовси. Часть состояния перешла к Ольге, но она официально до самой своей кончины оставалась женой Пикассо.

Во время Второй мировой войны Пикассо жил в Швейцарии и вернулся в Париж только после его освобождения. Отсутствие средств к существованию привело к тому, что он начал принимать наркотики и сильно пить. В 1954 году, после тяжелого воспаления легких, он оказался на грани смерти. Доктор послал Пикассо телеграмму с просьбой срочно приехать в Канн. Ответа не последовало.

Несмотря на пошатнувшееся здоровье, сексуальная энергия била ключом. В это время художник увлекся Дорой Маар, с которой он познакомился в одном из парижских кафе. Дора, талантливая художница, слыла интеллектуалкой, причем говорила она на родном для Пикассо испанском языке. На полотнах художника она предстает в виде женщины с летящими распущенными волосами. Дора стала любовницей Пикассо. Однако непредсказуемый ее темперамент часто приводил к довольно длительным депрессиям, что явно отразилось на их отношениях.

В 60 лет Пикассо обратил внимание на молодую художницу Франсуазу Жило. Франсуаза представляла собой антипод всех предыдущих любовниц художника. Она пошла наперекор воле отца, против воспитания, полученного в благополучной мещанской семье. Несмотря на юный возраст, она была хорошо образованна, отличалась завидным упорством и уверенностью в себе.

Вначале молодая художница смотрела на светило искусства как на огромное счастье, выпавшее ей. Она старалась запомнить все разговоры и высказывания маэстро, которые, как ей казалось, помогли бы ей приобрести новые знания в живописи. Девушка не воспринимала серьезно ухаживания Пикассо, что заставило его использовать свой талант обольстителя, и вскоре он безраздельно владел ее душой и телом.

К концу жизни Пикассо доставляло особую радость издеваться над своими женщинами. Дора Маар чуть ли не ежедневно посылала ему страстные письма. Пикассо читал их новой избраннице, когда хотел досадить ей или отомстить за что-то. Летом того же года, когда любовники отдыхали на юге Франции, их преследовала Ольга Хохлова. Пикассо никак не отреагировал на ее появление. Таким же равнодушным он оставался, когда Хохлова устроила безобразную сцену. Как-то он сказал, что с интересом ждет того момента, когда его женщины подерутся. На этот раз его ожидания оправдались. Франсуаза вышла победительницей из этого поединка.

Пока художник постоянно жил в Париже, он по четвергам и пятницам посещал Мари-Терез и Майю. В том случае, если Пикассо уезжал куда-нибудь с Франсуазой из Парижа, к нему приходили письма почти каждый день, в которых Мари-Терез подробно рассказывала об успехах Майи, о заботах и трудностях, в особенности финансовых. Франсуаза приобрела статус одной из личных вещей Пикассо, например когда начались роды, ее отвезли в клинику лишь после того, как художника доставили на совещание Конгресса мира.

Неудивительно, что между Франсуазой Жило и Пикассо часто возникали ссоры: разница в возрасте была почти 40 лет. Когда ее несговорчивость стала просто невыносимой, Пикассо решил, что ей пора стать матерью. Франсуаза родила двоих детей: сына Клода и дочь Палому. Но и это не помогло Пикассо удержать любовницу. Позже она вспоминала: «Я пришла к выводу, что Пабло терпеть не мог присутствия женщины. Я поняла, что с самого начала его тяготили прежде всего интеллектуальная сторона наших отношений и мой несколько мальчишеский образ жизни. Ему не нравилось то, что во мне было мало женственности. Он хотел, чтобы я расцвела, настаивал на ребенке. Однако, когда у нас появились дети и я стала настоящей женщиной, матерью, женой, выяснилось, что эта перемена ему не по душе. Он сам произвел эту метаморфозу, но тут же сам и отверг ее». Франсуаза, как настоящая женщина современного мира, представляла собой яркую индивидуальность, но одновременно хотела простого женского счастья. Когда Франсуаза уходила, оскорбленный Пикассо в сердцах бросил: «Ничто не похоже так на пуделя, как другой пудель. То же самое можно сказать и о женщинах». Франсуаза позже вышла замуж за доктора Джонаса Салка и стала известной художницей.

В 1953 году Пикассо познакомился с Жаклин Рок. В то время ему было уже 72 года. Жаклин обладала незаурядной внешностью: египетский профиль, бледное лицо в веснушках. Впервые они встретились в лавке керамических изделий в Валлорисе, и Жаклин не скрывала своего восторга. Это вполне естественно: Жаклин выросла в бедной семье и не получила никакого образования. Признанный во всем мире гений искусства сдался не сразу. Одной из причин, по которой он не хотел связывать свою жизнь с Жаклин, являлось то, что до этого девушка уже была замужем и у нее была дочь по имени Кати. Он признавался как-то Женевьеве Лапорт (она тоже какое-то время была его любовницей), что «никогда бы не лег в постель с женщиной, у которой есть ребенок от другого мужчины».

Но для стареющего художника любовь Жаклин была открытием. Ее молодость, покорность, с которой она его принимала, постепенно заставили Пикассо отказаться от своих предрассудков. Сначала Жаклин называла великого художника не иначе, как «мой господин», и осыпала поцелуями его руки. Когда Пикассо сдался на милость победительнице, они поселились в окрестностях Канна в «Ла Калифорнии», доме, построенном в стиле «прекрасной эпохи».

Жаклин, как никто другой, сумела создать такие условия, в которых Пикассо мог в полной мере проявить свой талант созидателя. Он всецело погрузился в работу: друзья, бывшие любовницы, которые преследовали его, даже дети отошли на второй план, предоставив ему время работать в тишине.

Во всех женских образах данного периода творчества легко угадывается Жаклин. Все пространство в его мире занимала только она. Жаклин везде следовала за маэстро. Она помогала ему принимать ванну, сидела вместе с ним за трапезой, смотрела, как он работает. В одном из интервью она сказала: «Жить с ним было нетрудно. Он без меня не мог обходиться ни секунды. Все время спрашивал: „Ты здесь, Жаклин?“. И повторял эти слова так часто, что наш попугай выучил их, и я уже не знала, кто меня зовет, попугай или Пабло».

Образ Жаклин теперь постоянно присутствовал во всех работах Пикассо. Мария Тереса Оканья, директор Музея Пикассо в Барселоне, отмечала, что спокойствие и безмятежность, что исходили от Жаклин, хорошо ощущаются в женских образах, «в которых среди нагромождения планов и деформированной натуры всегда витает ее дух. Быть может, именно потому, что Пикассо впитывает в себя Жаклин и она поселяется в нем, его творческий процесс приобретает бурный характер, а личность Жаклин так легко согласуется с его новаторской манерой самовыражения. Образ Жаклин вбирает в себя все его предыдущие эксперименты с пластикой. Объемные, геометрические, примитивные формы и классические линии, к которым Пикассо обращался на протяжении всей своей эволюции, сочетаются с совершенно иными символами, кладущими начало новому восприятию действительности, в которой Жаклин принадлежит роль героини».

Глядя на портреты «Сидящая Жаклин» и «Жаклин с цветами», легко можно понять, какие чувства связывали любовников. За два месяца 1955 года он написал восемь полотен из серии «Женщины Алжира». Образ Жаклин стал основой для его творческих поисков, эталоном, с помощью которого он сделал переоценку прежних тем – таких, как «Мастерские» и «Арлезианки».

В замке Вовенарж, куда Пикассо и Жаклин переехали в 1959 году, его муза была возвеличена до статуса королевы. В замке они отгородились от суеты внешнего мира, и Пикассо с энтузиазмом принялся за работу. В серии рисунков и картин с изображением всадников, созданных в стиле Веласкеса, Пикассо неизменно называет свою возлюбленную «Жаклин, королева».

Образ Жаклин фигурирует не только в вариациях на тему «Завтрак на траве», которые художник прорабатывал до 1960 года, но и в керамических творениях и скульптуре. Центральной фигурой многочисленных бытовых сцен в интерьере, которые он писал в начале 1960-х годов, конечно же, служила Жаклин.

Совместное творчество настолько сблизило Пикассо и Жаклин, что у художника возникла мысль официально зарегистрировать их отношения, тем более что после смерти первой жены, Ольги, не осталось препятствий для заключения нового брака. Повод для беспокойства давала неугомонная Франсуаза Жило, которая пыталась через суд заставить Пикассо официально признать своими ее детей, Клода и Палому. Художник дал обещание, что женится на ней, если она в свою очередь разведется, и тогда дети будут официально носить его фамилию и станут наследниками состояния. В январе 1961 года дети получили право носить фамилию Руис-Пикассо, а сама Жило подала на развод со своим мужем. Ее негодованию не было предела, когда она узнала из газет, что 2 марта Пикассо тайно женился на Жаклин.

После регистрации супруги обосновались в Нотр-Дам-де-Ви, и Пикассо все свое время посвятил исключительно творчеству. Только в 1962 году он нарисовал 70 портретов жены, а в следующем – более 160.

Пабло Пикассо, великий реформатор искусства XX века, скончался 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года, оставив скорбящую вдову и враждующих между собой наследников. Ситуация с разделом завещания осложнялась ввиду того, что Пикассо намеренно не оставил письменного завещания. Борьба за наследство прекратилась только в 1977 году.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Для меня существует лишь два типа женщин - богини и тряпки для вытирания ног». Пабло Пикассо

«Мистерия», «Безумие», «Волшебство» - это первые слова, которые пришли меценатам на ум, когда они попробовали описать творение Пабло Пикассо. Особая аура художника была окрашена его взрывным, испанским темпераментом и гениальностью. Это сочетание, которому женщины не могли сопротивляться.

сайт публикует для вас историю любви великого живописца.

Пикассо в молодости и старшем возрасте

Пикассо был потрясающим мужчиной с тем самым, притягательным обаянием, которое сейчас называют харизмой. Однако многие женщины не могли смириться с характером художника и кончали с собой, либо сходили с ума. В 8 лет Пабло уже написал свою первую серьезную работу «Пикадор». В 16 лет Пикассо, будто шутя, поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Так же легко он бросил учебу. Вместо того, чтобы корпеть над книгами, Пабло с друзьями принялся куролесить по мадридским борделям.

В 19 лет художник отправился покорять Париж. Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Вверху картины он подписал черной краской: «Я король!». Однако в столице Франции «королю» пришлось непросто. Денег не было. В одну зиму, чтобы не замерзнуть, он топил камин из камня своими собственными работами.

На личном фронте дела складывались куда лучше.

Женщины всегда обожали Пикассо.

Первая возлюбленная Фернанда Оливье

Первой его возлюбленной стала Фернанда Оливье (ей было 18, ему 23 года). В Париже Пабло Пикассо обитает в бедном квартале на Монмартре, в общежитии, где селились начинающие художники, и где Фернанда Оливье иногда позирует им. Там она знакомится с Пикассо, становится его моделью и его девушкой. Жили влюбленные в нищете. По утрам они воровали круассаны и молоко. Постепенно картины Пикассо стали покупать.

Пабло Пикассо, Фернанда Оливье и Хакин Ревентос. Барселона, 1906

Они прожили вместе почти десятилетие, и от этого периода осталось большое количество как собственно портретов Фернанды, так и вообще женских образов, написанных с нее.

«Фернанда в черной мантилье», 1905

Как считают исследователи, она была моделью и для создания Авиньонских девиц, одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века.

Но было время, когда они жили врозь (лето и осень 1907 года). Это лето оставило по себе дурные воспоминания. И у него, и у нее были романы с другими. Но самым плохим было то, что он жил с женщиной, которая вовсе не понимала кубизма, он ей не нравился. Возможно, Пикассо переживал органическую депрессию; позже, когда он вернулся в Париж, на него обрушилось желудочное недомогание. Его предъязвенное состояние. Впредь взаимоотношения кисти и холста не пройдут художнику даром - кубизм, как комплекс, был так же прост, как игра в шахматы в трех измерениях. И они расстались - Пикассо и Фернанда.

Русская балерина Ольга Хохлова

Настоящая любовь пришла к художнику в 1917 году, когда он познакомился с одной из балерин Сергея Дягилева Ольгой Хохловой. История их отношений началась 18 мая 1917 года, когда Ольга танцевала на премьере балета «Парад» в театре Шатле. Балет был создан Сергеем Дягилевым, Эриком Сати и Жаном Кокто, а Пабло Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций.

Фотопортрет Ольги Хохловой.

Ольга Хохлова, Пикассо, Мария Шабельская и Жан Кокто в Париже, 1917.

После того, как они познакомились, труппа отправилась на гастроли в Южную Америку, а Ольга поехала с Пикассо в Барселону. Художник представил её своей семье. Матери она не понравилась. Ольга - иностранка, русская, не пара ее гениальному сыну! Жизнь покажет, что мать была права. Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года в православном соборе Александра Невского. Жан Кокто и Макс Жакоб были свидетелями на свадьбе.

«Портрет Ольги в кресле», 1917

После того, как они познакомились, труппа отправилась на гастроли в Южную Америку, а Ольга поехала с Пикассо в Барселону. Художник представил её своей семье. Матери она не понравилась. Ольга - иностранка, русская, не пара ее гениальному сыну! Жизнь покажет, что мать была права.

Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года в православном соборе Александра Невского. Жан Кокто и Макс Жакоб были свидетелями на свадьбе.

В июле 1919 года они отправились в Лондон на новую премьеру «Русского балета» - балет «Треуголка» (исп. «El Sombrero de tres Picos», фр. «Le Tricorne»), для которого Пикассо снова создавал костюмы и декорации.

Балет также был показан в Альгамбре в Испании и имел большой успех в Парижской опере в 1919 году. Это было время, когда они были счастливы в браке и часто участвовали в публичных мероприятиях.

4 февраля 1921 года у Ольги родился сын Пауло (Поль). С этого момента отношения супругов начали стремительно ухудшаться.

Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился. И еще важнейшей причиной разногласий была роль, навязанная Ольгой Пикассо. Она хотела видеть его салонным портретистом, коммерческим художником, крутящимся в высшем свете и получающем там же заказы.

«Обнаженная в красном кресле», 1929

Такая жизнь смертельно наскучила гению. Это тут же отразилось на его картинах: свою жену Пикассо изображал исключительно в виде злой старухи, чьей отличительной особенностью были угрожающие длинные острые зубы. Пикассо так видел свою жену всю последующую жизнь.

Мари-Тереза Вальтер

Фотопортрет Мари-Терезы Вальтер.

«Женщина в красном кресле», 1939

В 1927 году, когда Пикассо было 46 лет, он сбежал от Ольги к 17-летней Мари-Терезе Вальтер. Это был пожар, мистерия, безумие.

Время любви к Мари-Терез Вальтер, было особенным, и в жизни и в творчестве. Работы этого периода резко отличались от прежде созданных картин как по стилю, так и по колориту. Шедевры периода Мари Вальтер, особенно до рождения дочери, являются вершиной его творчества.

В 1935 году Ольга узнала от друга об этом романе мужа, а также о том, что Мария-Тереза беременна. Взяв с собой Пауло, она немедленно уехала на юг Франции и подала на развод. Пикассо отказался делить имущество поровну, как того требовали французские законы, и поэтому Ольга оставалась его законной женой до самой смерти. Она умерла от рака в 1955 году в Каннах. Пикассо не поехал на похороны. Он просто вздохнул с облегчением.

Дора Маар

Фотопортрет Доры Маар.

После рождения ребенка он охладевает к Мари и заводит себе еще одну любовницу - 29-летнюю художницу Дору Маар. Однажды Дора и Мари-Тереза случайно встретились в студии Пикассо, когда он работал над знаменитой «Герникой». Разгневанные женщины потребовали, чтобы он выбрал одну из них. Пабло ответил, что они должны за него бороться. И дамы набросились друг на друга с кулаками.
Потом художник говорил, что драка двух его любовниц стала самым ярким событием в его жизни. Мари-Тереза вскоре повесилась. А Дора Маар, которая навсегда останется на картине «Плачущая женщина».

«Плачущая женщина», 1937

Для страстной Доры разрыв с Пикассо стал катастрофой. Дора попала в парижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где ее лечили электрошоками. Вызволил ее оттуда и вывел из кризиса давний приятель, известный психоаналитик Жак Лакан. После этого Дора абсолютно замкнулась в себе, став для многих символом женщины, жизнь которой разбита любовью к жестокому гению Пикассо. Уединившись в своей квартире неподалеку от улицы Гран-Огюстен, она погрузилась в мистицизм и астрологию, приняла католичество. Ее жизнь остановилась, быть может в 1944 году, когда произошел разрыв с Пикассо.

Позже, когда Дора вернулась к живописи, ее стиль коренным образом изменился: теперь из-под ее кисти выходили лиричные виды берегов Сены и пейзажи Люберона. Друзья организовали в Лондоне выставку ее работ, но она прошла незамеченной. Впрочем, и сама Дора не пришла на вернисаж, объяснив позже, что была занята, так как рисовала в гостиничном номере розу... Пережив на четверть века того, кто, по словам Андре Бретона, был «безумной любовью» ее жизни, Дора Маар скончалась в июле 1997 года в 90-летнем возрасте в одиночестве и в бедности. А примерно через год ее портрет «Рыдающая женщина» был продан на аукционе за 37 миллионов франков.

Расцветшая во время войны любовь Пикассо и Доры Маар не выдержала испытания миром. Их роман продолжался семь лет, и это была история изломанной, надрывной любви. Могла ли она быть иной? Дора Маар была неистова в чувствах и в творчестве. Она обладала необузданным темпераментом и хрупкой психикой: взрывы энергии у нее сменялись периодами глубокой депрессии. Пикассо же принято называть «священным монстром», но похоже, что в человеческих отношениях он был просто чудовищем.

Франсуаза Жило

Художник быстро забыл покинутых им любовниц. Вскоре он уже стал встречаться с 21-летней Франсуазой Жило, которая годилась мэтру во внучки. Познакомился с ней в ресторане и тут же пригласил ее... принять ванну. В оккупированном Париже горячая вода была роскошью, и Пикассо был одним из немногих, кто мог себе ее позволить.

Франсуаза Жило с цветком, Валлорис, 1949

Любовь и отношения с женщинами занимали большое место в жизни Пабло Пикассо. Несомненное влияние на жизнь и творчество мэтра оказали семь женщин. Но ни одной из них он не принёс счастья. Он не только «калечил» их на полотнах, но и доводил до депрессии, психлечебницы, самоубийства.

Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость.

Пабло Пикассо

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге не юге Испании, в семье художника Хосе Руиса. В 1895 году семья переехала в Барселону, где юный Пабло без труда был зачислен в художественную школу Ла Лонха и стараниями отца обзавёлся собственной мастерской. Но большому кораблю - большое плаванье, и уже в 1897 году Пикассо отправляется в Мадрид, учиться в Королевской академии Сан-Фернандо, которая, впрочем, разочаровала его с первых же шагов (музей он посещал гораздо чаще, чем лекции). И уже в это время совсем ещё ребёнок Пабло лечится от «дурной болезни».

Пабло Пикассо и Фернанда Оливье

В 1900 году, убегая от печальных мыслей после самоубийства своего друга Карлоса Касагемаса, Пабло Пикассо оказывается в Париже, где вместе с другими бедынми художниками снимает комнаты в ветхом доме не площади Равиньян. Там Пикассо встречает Фернанду Оливье, или «Прекрасную Фернанду». Эта молодая женщина с тёмным прошлым (сбежала из дома со скульптором, который потом сошёл с ума) и шатким настоящим (позировала художникам) на несколько лет стала любовницей и музой Пикассо . С её появлением в жизни мастера завершается так называемый «голубой период» (сумрачные картины в сине-зелёных тонах) и начинается «розовый», с мотивами любования обнажённой натурой, тёплым колоритом.

Обращение к кубизму приносит Пабло Пикассо успех даже за океаном, и в 1910 году они с Фернандой переезжают в просторную квартиру, проводят лето на вилле в Пиренеях. Но роман их подходил к концу. Пикассо встретил другую женщину - Марсель Умбер, которую он называл Евой. С Фернандой Пикассо расстался дружески, без взаимных обид и проклятий, так как Фернанда в это время уже была любовницей польского живописца Луи Маркуссиса.

Фото: Фернанда Оливье и работа Пабло Пикассо , где она изображена «Лежащая обнажённая» (1906)

Пабло Пикассо и Марсель Умбер (Ева)

О Марсель Умбер известно мало, так как она рано умерла от туберкулёза. Но её влияние на творчество Пабло Пикассо неоспоримо. Она изображена на полотне «Моя красавица» (1911), ей посвящена серия работ «Я люблю Еву», где нельзя не заметить хрупкости, почти прозрачной красоты этой женщины.

В период отношений с Евой Пикассо рисовал фактурные, сочные полотна. Но продолжалось это недолго. В 1915 году Ева умерла. Пикассо не смог жить в той квартире, где жил вместе с ней, и переехал в маленький дом в предместье Парижа. Некоторое время он жил уединённой, затворнической жизнью.

Фото: Марсель Умбер (Ева) и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Женщина в сорочке, лежащая в кресле» (1913)

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

Спустя некоторое время после смерти Евы у Пикассо завязывается тесная дружба с писателем и художником Жаном Кокто. Именно он приглашает Пабло принять участие в создании декораций к балету «Парад». Так, в 1917 году труппа вместе с Пикассо отправляются в Рим, и эта работа возвращает художника к жизни. Именно там, в Риме, Пабло Пикассо знакомится с балериной, полковничьей дочерью Ольгой Хохловой (Пикассо называл её «Коклова»). Выдающейся балериной она не была, ей недоставало «высокого горения» и выступала она преимущественно в кордебалете.

Ей минуло уже 27 лет, не за горами был конец карьеры, и она достаточно легко согласилась оставить сцену ради брака с Пикассо . В 1918 году они обвенчались. Русская балерина делает жизнь Пикассо более буржуазной, пытаясь превратить его в дорогого салонного художника и примерного семьянина. Она не понимала и не признавала . А так как живопись Пикассо всегда была связана «с музой во плоти», что имелась у него на данный момент, он вынужден был отойти от кубистической стилистики.

В 1921 году у супругов родился сын Паоло (Поль). Стихия отцовства временно захлестнула 40-летнего Пикассо , и он без конца рисовал жену с сыном. Однако рождение сына уже не могло скрепить союз Пикассо и Хохловой, они всё более отдалялись друг от друга. Дом они поделили на две половины: Ольге было запрещено посещать мастерскую мужа, он же не наведывался в её спальни. Будучи женщиной исключительно порядочной, Ольга имела шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа, но с Пикассо она «не справилась». Остаток жизни она провела в одиночестве, страдая депрессиями, мучаясь ревностью и злобой, но оставалась законной женой Пикассо до своей смерти от рака в 1955 году.

Фото: Ольга Хохлова и работа Пабло Пикассо , где она изображена «Портрет женщины с горностаевым воротником» (1923)

Пабло Пикассо и Мари-Терез Вальтер

В январе 1927 года Пикассо повстречал 17-летнюю Мари-Терез Вальтер. На предложение поработать для него моделью девушка не отказалась, хотя о художнике Пабло Пикассо никогда не слыхала. Через три дня после знакомства она уже стала его любовницей. Пикассо снял для неё квартиру неподалёку от собственного дома.

Пикассо не афишировал свои отношения с несовершеннолетней Мари-Терез, но полотна его выдавали. Самая знаменитая работа этого периода - «Обнажённая, зелёные листья и бюст» - вошла в историю как первое полотно, проданное дороже, чем за 100 миллионов долларов.

В 1935 году Мари-Терез родила дочь Майю. Пикассо пробовал получить у жены развод, чтобы жениться на Мари-Терез, но эта попытка не увенчалась успехом. Отношения Мари-Терез и Пикассо продлились намного дольше, чем продолжалась их любовная связь. Даже после расставания, Пикассо продолжал поддерживать её и их дочь деньгами, а Мари-Терез надеялась, что он, любовь всей её жизни, в конце концов женится на ней. Этого не случилось. Спустя несколько лет после смерти художника Мари-Терез повесилась в гараже своего дома.

Фото: Мари-Терез Вальтер и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Обнажённая, зелёные листья и бюст» (1932)

Пабло Пикассо и Дора Маар

1936 год ознаменовался для Пикассо знакомством с новой женщиной - представительницей парижской богемы, фотографом Дорой Маар. Это произошло в кафе, где девушка в чёрных перчатках играла в опасную игру - стучала острием ножа между расставленными пальцами. Она поранилась, Пабло попросил её окровавленные перчатки и сохранил их на всю жизнь. Так, с крови и боли начались эти садомазохистские отношения.

Впоследствии Пикассо говорил, что запомнил Дору, как «плачущую женщину». Он находил, что слёзы чрезвычайно идут ей, делают её лицо особенно выразительным. Временами художник проявлял по отношению к ней феноменальную нечуткость. Так, однажды, Дора пришла в слезах к Пикассо сказать о смерти своей матери. Не дав ей договорить, он усадил её перед собой и начал писать с неё картину.

В период отношений Доры и Пикассо произошла бомбардировка фашистами города Герника - культурной столицы Басконии. В 1937 году появилось на свет монументальное (3х8 метров) полотно - обличающая нацизм знаменитая « ». Опытный фотограф Дора зафиксировала различные этапы работы Пикассо над картиной. И это помимо множества фотопортретов мастера.

В начале 1940-х годов «тонкая душевная организация» Доры перерастает в неврастению. В 1945 году, опасаясь нервного срыва или самоубийства, Пабло отправляет Дору в психиатрическую лечебницу.

Фото: Дора Маар и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Плачущая женщина» (1937)

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило

В начале 1940-х годов Пабло Пикассо познакомился с художницей Франсуазой Жило. В отличие от других женщин, ей удалось «держать оборону» целых три года, после чего следовал 10-летний роман, двое общих детей (Клод и Палома) и полная простых радостей жизнь на побережье.

Но Пикассо не мог предложить Франсуазе ничего большего, чем роль любовницы, матери его детей и модели. Франсуаза же хотела большего - самореализации в живописи. В 1953 году она забрала детей и уехала в Париж. Вскоре она выпустила книгу «Моя жизнь с Пикассо », по которой был снят фильм «Прожить жизнь с Пикассо ». Таким образом, Франсуаза Жило стала первой и единственной женщиной, которую Пикассо не раздавил, не сжёг.

Фото: Франсуаза Жило и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Женщина-цветок» (1946)

Пабло Пикассо и Жаклин Рок

После ухода Франсуазы у 70-летнего Пикассо появилась новая и последняя любовница и муза - Жаклин Рок. Поженились они только в 1961 году. Пикассо было 80 лет, Жаклин - 34. Жили более, чем уединённо, - во французской деревне Мужен. Бытует мнение, что именно Жаклин не жаловала посетителей. Даже дети не всегда допускались на порог его дома. Жаклин поклонялась Пабло , как богу, и превратила их дом в подобие личного храма.

Это было именно тем источником вдохновения, которого не хватало мастеру с предыдущей возлюбленной. 17 из 20-ти прожитых с Жаклин лет он не рисовал никаких других женщин, кроме неё. Каждая из последних картин Пикассо - это уникальный шедевр. И очевидно, что стимулировала гений Пикассо именно молодая жена, обеспечивая старость и последние годы художника теплом и самоотверженной заботой.

Умер Пикассо в 1973 году - на руках Жаклин Рок. В качестве памятника на могилу установили его скульптуру «Женщина с вазой».

Фото: Жаклин Рок и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Обнажённая Жаклин в турецком головном уборе» (1955)

По материалам:

«100 человек, изменивших ход истории. Пабло Пикассо ». Выпуск №29, 2008

А также, http://www.picasso-pablo.ru/

Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо (1881 -1973) — великий испанский художник и самый провокационный живописец ХХ века Пабло Пикассо прожил 91 год. Почти во всех направлениях современного искусства он оставил свой неизгладимый след.

БИОГРАФИЯ ПАБЛО ПИКАССО

Он родился в 1881 году. Пабло взял фамилию матери, поскольку фамилия отца – Руис – была очень обыденной, к тому же отец будущего художника и сам был художником, и Пабло было у кого учиться.

В детстве отец разрешал Пабло заканчивать за него работы – например, дорисовывать лапки голубей. Однажды, когда Пабло выпал случай выполнить более масштабную работу, Хосе Руис был поражён его техникой, причем, как гласит одна из легенд о Пикассо, поражён настолько, что с этого дня сам бросил заниматься живописью.

Уже в 16 лет Пабло отправился в Мадрид, в лучшую на то время художественную школу. Проучился он там недолго, хотя успел поразить и соучеников, и преподавателей своим мастерством. Значительно сильнее он заинтересовался различными сторонами жизни большого города, а также с головой погрузился в творчество интересных ему художников – Диего Веласкеса, Франсиско Гойи, а особенно Эль Греко.

Пикассо прожил очень долгую жизнь, никогда не переставая творить. За почти вековую жизнь он пережил множество творческих перемен, романтичных встреч с женщинами, сменил с десяток шикарных домов и умер мультимиллионером.

ТВОРЧЕСТВО ПАБЛО ПИКАССО

«Блестящий талант» — так охарактеризовали подростка в Мадридской Академии изящных искусств. Однако Пабло вскоре объявил родителям, что там царит сплошной консерватизм и ничему новому он не научится. В 15 лет молодой художник создал глубокое по содержанию произведение – «Знание и милосердие». Картина получила золотую медаль, а в кафе «Четыре кота» прошла первая персональная выставка Пабло.

В 1900 году Пикассо посетил Париж и заболел им. Через четыре года он перебрался туда жить. «Склонившийся Арлекин», «Любительница абсента». Художник убирает из композиций всё лишнее, великолепно передавая эмоциональное состояние героев.
Постепенно многоцветность уходит из картин Пикассо, уступая место пронзительному голубому цвету. Произведения наполняет чувство тоски и одиночества, которые сродни настроениям самого живописца.

Знание и милосердие Склонившийся Арлекин Любительница абсента

Изменения в жизни мастера последовали после его знакомства с русским меценатом и коллекционером Петром Щукиным. Он приобрёл несколько полотен молодого художника. Ну а затем жизнь Пабло осветила любовь к рыжеволосой красавице Фернанде Оливье, вдохновившей художника на создание знаменитого образа женщины-гитары. Девушка жила в том же доме, что и мастер. Ревнивец Пикассо поставил замок на дверь, оберегая своё сокровище. В его палитре появились прозрачные и лёгкие краски.

«Розовый» период отражает увлечение Пабло цирком. Арлекины и уличные гимнасты – его излюбленные персонажи. Миниатюрная гимнастка хочет удержать равновесие, стоя на крутящемся шаре; она впечатлена своими успехами, показывая сидящему рядом мужчине свою ловкость и грацию («Девочка на шаре»). Картина обладает поистине магическим свойством: из неё нельзя исключить ни одну деталь – иначе вся композиция рассыплется.

Соединение геометрических предметов и человеческих фигур. В 1906 году манера художника резко изменилась. В «Авиньонских девицах» мастер создал совершенно новую реальность, построив фигуры из геометрических объёмов, изломанных острыми углами. Публика и друзья Пикассо были шокированы. Однако именно эту работу назовут важным шагом на пути к кубизму. Изобразительное эсперанто, так называют этот жанр, развивалось поэтапно.

Для «сезанновского» этапа характерны серые, коричневые и зеленые тона («Женщина с веером»), а изображение построено на сопоставлении геометрических фигур. «Аналитический» кубизм буквально «дробит» образ на части. Полотно напоминает осколки разбитого стекла, хранящие отражение человека («Портрет Амбруаза Воллара»). Декоративностью и контрастностью отличается «синтетический» кубизм («Скрипка и гитара»). Несмотря на неприятие зрителями большинства идей Пикассо, его картины хорошо продавались.

Женщина с веером Портрет Амбруаза Воллара Скрипка и гитара

В 1917 году художник решил попробовать свои силы на новом поприще, создавая декорации и костюмы к спектаклям Дягилевского балета в Париже. Ольга Хохлова танцевала в кордебалете, имела гордую осанку, была аристократически утончённа и неприступна («Портрет Ольги в кресле»). Страстно влюблённый, Пабло венчался с любимой. Ольга стремилась сделать богемного супруга более изысканным. Однако вскоре оказалось, что они абсолютно разные люди. Гибнущие отношения не спасло даже рождение сына.

Ну а с 1927 года на полотнах художника стал появляться образ светловолосой женщины («Сон»). Увлечение Мари-Терез Вальтер совпало с попытками высказаться в сюрреалистической манере. Скандалы в семье и ссоры с Мари-Терез – этот гордиев узел Пикассо разрубил одним махом, оставив обеих женщин.

Интеллектуальной отдушиной для художника выступила авангардный фотограф Дора Маар. Она отсняла весь процесс создания знаменитого триптиха «Герника» — отклика мастера на события военного времени. Дора стала на долгие годы главной моделью Пикассо.
Настоящую радость жизни познал Пабло с юной художницей Франсуазой Жилло («Радость жизни»). Самостоятельная и свободолюбивая, она подарила художнику сына Клода и дочь Палому, но не смогла быть с ним вместе.

Последняя спутница и вторая официальная супруга мэтра – Жаклин Рок называла его «монсеньор» и целовала руки. Одно из лучших произведений позднего творчества Пикассо – «Поцелуй». В нём всё преувеличенно большое. Женщина прильнула к любимому мужчине с доверчивой преданностью, всматриваясь в дорогие для неё черты.

Портрет Ольги в кресле Сон Радость жизни Поцелуй

Можно долго спорить о том, любил ли Пикассо своих муз или принимал увлечение за любовь. Ясно одно: все они были нужны, чтобы осталось бесценное наследие гения, значение которого для мирового искусства сложно переоценить. Это 50 тысяч картин, скульптурных работ, изделий из керамики и рисунков. Такая творческая энергия полностью изменила ландшафт мировой живописи, ещё при жизни Пикассо был признан гением XX века.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ПАБЛО ПИКАССО

При рождении Пабло посчитали мертвым — настолько слабым родился ребенок. У матери были очень тяжелые роды, и это не могло не сказаться на наследнике. Акушерка даже пошла сообщать матери ребенка печальную новость о том, что младенец родился мертвым. Однако дядя Пикассо любил сигары, и даже в комнату, где лежал «мертвый» племянник, вошел, держа во рту дымящуюся сигару. Недолго думая, дядя выпустил струю дыма в лицо младенца, а тот отреагировал плачем. Естественно, после этого его перестали считать мертвым.

Первым словом, которое произнес мальчик, было «PIZ» — сокращение от «LAPIZ» («карандаш» по-испански). Отец Пабло, художник по профессии, начал воспитывать в сыне художника, начиная с 7 лет. Однако отец Пикассо поклялся отказаться от своего призвания, когда сыну исполнилось 13 лет — уже тода он превзошел своего отца (кстати, профессора искусств).

Первую картину художник нарисовал в девятилетнем возрасте, это был всадник, на лошади, который участвовал в корриде. Уже в 15 лет Пикассо создал свой первый шедевр — картину с изображением своих родных у алтаря.

Художник с детства был очень вспыльчив, и его постоянно наказывали. Темперамент художника с возрастом становился все эксцентричнее, но его талант не исчезал, а становился все ярче.

Первую серьезную работу Пикассо получил, заключив контракт с продавцом картин Pere Menach из Парижа. Это приносило ему 150 франков (на современные деньги примерно 750 долларов США — естественно, в пересчете).

В 1909 году молодой Пикассо и его друг изобрели кубизм — правда, название придумали не они, а французский критик, заметивший, что картины Пикассо полны кубиками.

Пикассо был необычайно богат, и оставил после себя только недвижимости на полтора миллиарда долларов. Его картины вообще неоценимы. Сейчас некоторые произведения Пабло Пикассо оценивают в сотни миллионов долларов.

БИБЛИОГРАФИЯ

Костеневич А. «Дриада». Генезис и смысл картины Пикассо // Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист.-филол. наук РАН. М.: Собрание; Наука. Т. 1. 2005. C. 118-131.

Пабло Пикассо. Стихотворения.

М., Марина Пикассо. Дедушка: воспоминания.

М., Надеждин Н. Я. Пабло Пикассо: «Пламя Герники»: Биографические рассказы. - 2-е изд. - М.: Майор, Осипенко, 2011. - 192 с. - (Серия «Неформальные биографии»). - 2000 экз.

Герман М. Ю. «Пикассо. Путь к триумфу» // М.: Искусство- 21 век. 2013

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org , .

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...