Музей анатолийских цивилизаций. Краеведение по-имперски. История Музея Анатолийских цивилизаций

М узей Анатолийских Цивилизаций в Анкаре расположен в сооружениях XV в. - караван-сарае и крытом рынке, созданных во время правления Мехмета Завоевателя. Музей содержит памятники материальной культуры, относящиеся ко всем цивилизациям, которые были распространены на территории Анатолии, начиная с пещерного человека. По предложению президента Турции Кемаля Артатюка, в Анкаре был создан хеттский музей, посвященный периоду хеттского царства (XVIII-XII в в. до н. э.) и предшествующим ему культурам, который после реставрации и ремонта (1938 -1968 гг. ) был открыт широкой публике как археологический музей Анкары.

В помещении караван-сарая сегодня располагаются рабочие кабинеты, библиотека, конференц-зал, лаборатория и мастерская. Экспозиции размещены в здании старого крытого рынка времен оттоманской империи. В музее представлено большое количество экспонатов, относящихся к анатолийской цивилизации, начиная с эпохи палеолита. Далее в хронологическом порядке освещены эпохи неолита, ранней бронзовой эры, ассирийских торговых колоний, хеттского и фригийского царств, а также государства Урарту. Здесь находится обширное собрание предметов, обнаруженных при раскопках в Чатал-Хёюк (каменный век), Аладжа-Хёюк (бронзовый век), Кюльтепе (колонии ассирийских купцов), Богазкей и Каркемиш (хеттские древности), Гордион (Фригия).
К самым впечатляющим находкам эпохи неолита относятся стена, которой 8000 лет, глиняные и керамические изображения бычьих голов и настенные росписи, а также большая коллекция каменных и металлических инструментов и украшений. Племена хеттов времен бронзового века оставили потомкам статуэтки в форме солнечных дисков, оленей и быков, а также золотые украшения. К находкам эпохи ассирийских торговых колоний принадлежат глиняные таблички с изображением ассирийских клинообразных знаков, которые открыли много бесценной информации об этом периоде. Среди экспонатов времен Великого Хеттского Царства вы увидите знаменитый рельеф Бога Войны, статуи богов плодородия, быков, оленей, чаши для фруктов и вазы в форме животных. На смену хеттской цивилизации, исчезнувшей около 1200 г. до н.э., пришла цивилизация фригийская. Большая часть экспонатов этого периода была найдена в королевском могильном холме Гордиона, столицы фригийского царства. Копия этого холма диаметром 300 м и высотой 50 м находится в музее. В этой секции также представлены резная деревянная мебель, ритуальные сосуды из керамики и металла, изображения могущественных животных – львов, баранов и орлов. В 1997 г . Музей Анатолийских Цивилизаций был признан Европейским Музеем Года.

Источник: http://www.destinations.ru

В Музее Анатолийских цивилизаций в Анкаре собрана уникальная коллекция предметов, относящихся к разным историческим эпохам, начиная с XII тысячелетия до н.э. (Гобекле-Тепе). Она прекрасно систематизирована. При обходе внешних помещений Музея по периметру посетитель как бы переходит от одной, более ранней, эпохи к другой, более поздней. Каждую новую эпоху открывают стенды с названием и описанием эпох. Ниже представлен фотоотчет о посещении внешних залов Музея.

***

Музей Анатолийских цивилизаций (как и другие Музеи Турции) включает огромное количество экспонатов, которые можно воочию увидеть при его посещении или в каталогах Музея. На данной странице представлены фотографии лишь незначительной части экспонатов Музея

Музей Анатолийских цивилизаций в Анкаре (Anadolu Medeniyetleri Müzesi) – один из знаменитых музеев не только Анкары, но и всей Турции. Здесь собрана богатейшая коллекция находок, которая расскажет о жизни в Анатолийском регионе, начиная с Каменного века.

Музей Анатолийских цивилизаций на карте Анкары

Музей Анатолийских цивилизаций находится в историческом центре Анкары недалеко от района Улус, рядом с крепостью.

Обозначения на карте

1. Станция метро Ulus

2. Крепость (Kale)

Как добраться до Музея Анатолийских цивилизаций в Анкаре

Чтобы добраться до музея Анатолийских цивилизаций, надо выйти на . Далее пешком в старую часть Анкары к Кале (крепости).

История Музея Анатолийских цивилизаций

Музей Анатолийских цивилизаций был основан в 1921 г. при прямой поддержке Ататюрка. Первоначально музей начинался с находок хеттского периода. Сейчас экспозиция Музея Анатолийских цивилизаций представляет ценнейшие находки, обнаруженные на территории Турции в Центральной Анатолии. Они охватывают период, начиная от доисторических времен. Здесь имеются экспонаты, оставшиеся от многих цивилизаций и государств, которые в те или иные времена обитали на территории современной Центральной Турции – Хеттское царство, Урарту, Фригия, Ассирия, Древние Греция и Рим.

Первоначально экспозиция разместилась в Аккуле. Но через некоторое время пришлось задумать об расширении. С 1940 г. начинается реставрация в бывшем крытом рынке и каравансарае Махмута Паши, которые были построены в 1464-1471 гг.

После пожара 1881 г. здания находились в заброшенном состоянии. Планировалось, что здесь будут не только залы экспозиций, но и будут проводиться исследования, а также располагаться реставрационные мастерские, конференц-зал, библиотека. К 1968 г. Музей Анатолийских цивилизаций открыт полностью.

В 1997 г. Музей Анатолийских цивилизаций получил награду «Европейский музей года» .

Экспозиция Музея Анатолийских цивилизаций, фото

Сайт Музея Анатолийских цивилизаций http://www.anadolumedeniyetlerimuzesi.gov.tr

Часы работы Музей Анатолийских цивилизаций – с 8.30 до 19.00

Экспозиция Музея Анатолийских цивилизаций разбита на залы, которые идут в хронологическом порядке, начиная со времен палеолита.

В Зале палеолита собраны находки из пещеры Караин. Это примитивные орудия труда, кости, фрагменты настенных рисунков

>

В Зале неолита в основном выставлены находки из Чатал Хёюка и Хаджылара. Помимо артефактов, здесь воссоздана обстановка жилища того времени. А так же можно увидеть воссоздана могила. Покойников в Чатал Хёйюке хоронили под под полом дома.

Одна из жемчужин коллекции- статуэтка богини Кибелы (6000 лет до н.э). Ее большие копии в украшении интерьеров до маленьких сувениров можно встретить во многих местах Центральной Турции, в т.ч. в Каппадокии.

В зале бронзового века располагаются находки из Аладжа Хёйюк. Помимо посуды, украшений, интересны бронзовые статуэтки.

Фигурка женщины. Тело изготовлено из сплава золота и серебра. Голова – из золота.

Предполагают, что эта бронзовая фигурка женщины, кормящая ребенка, возможно, это символизирует “Богоматерь” Бронзового века. Подобные фигурки из золота, серебра, камня часто находили в могилах того периода.

В Зал ассирийцев основан на раскопках в Кюльтепе. Здесь можно увидеть многочисленные глиняные таблички с надписями, фигурки божеств, украшения, похоронные маски. Эта эпоха считается началом появления письменности в Анатолии.

Хеттский зал собрал находки из Хаттуши (Богазкале). Оригинал ворот из Богазкале

Каменные рельефы

Сосуд для совершения религиозных церемоний из Богазкале

Продолжение рассказа о главном археологическом музее Анкары, начинал я его еще в далеком 2013 году. Тогда музей был частично закрыт на реконструкцию, и половина коллекции его была недоступна, при этом обобщающий пост по нему я сделал в свое время. Теперь, после вторичного посещения музея, хочу более детально осветить тамошние экспонаты.
Артефакты из музея Анатолийской цивилизаций важны не только для лучшего понимания истории Малой Азии, но человеческой культуры в целом, особенно европейской цивилизации, чей исток находится именно на территории современной Турции. Ибо здесь сложилась первая письменная и бесписьменная культура индоевропейских народов.

Знаменитая Богиня Мать из Чатал-Хююка (5750 г. до н.э.), ставшая прототипом всех главных женских богинь Греции и Малой Азии - хеттской богини Арины, фригийской Кибелы, греческих Артемиды и Афины.


С 2013 многое изменилось, тогда вокруг здания музея бродило множество туристов, хоть он и был частично закрыт. В июне этого года я осматривал музей почти в полном одиночестве, кроме меня был только один посетитель похожий на туриста из Европы, несколько местных турчанок и школьная группа из Анкары. И это все. На входе меня встречали два турецких полицейских, которые досматривали мои вещи - рюкзак, камеру.

В музее, действительно, сделали ремонт, само историческое здание хорошо отреставрировали, но с сожалению, мне не очень понравилось освещение в музее, он откровенно стал темноват. Раньше освещение было проще и обильнее, сейчас оно стало каким-то более таинственно-стильным - в целом, красиво, но на мой взгляд не очень функционально, многим мелким предметам света явно не хватает.

На входе нас встречают два важнейших артефакта - каменные стелы из Гебекли-тепе - самого древнего в мире храмового комплекса из юго-восточной Турции 10-9 тыс. до н.э. По внешнему виду эти столпы скорее копии, подлинники наверно остались в музее Шанлыурфы, где их и обнаружили.

Вверху одного их столпов видны изображения каких-то сумок-гирек-утюгов подозрительно похожих на подобные предметы из Джирофта, древнейшей развитой цивилизации на территории Ирана, я делал как-то о ней отдельный пост.

Какое-то парнокопытное похожее на злого кабана терзает некое существо, лежащее внизу. Это настоящий прототип для всех скифских терзающих зверей, правда, в последующие времена чаще терзали именно парнокопытных, а не наоборот.

Фото храмового комплекса Гебекли-тепе.

Реконструкция одной из комнат Чатал-Хююка (6000 до н.э.) Комната возможно имела ритуальное значение, так как была обильно украшена изображениями бычьих голов.

Под полом комнат (особенно лежанок) жители хоронили своих умерших. Видимо предварительно тела мертвецов "обрабатывались" хищными птицами. Этот обряд впоследствии широко распространился, возможно, что и люди трипольской культуры из современных Украины и Румынии (5000-3000 тыс. до н.э.), родственной культуре Чатал-Хююка, также скармливали своих мертвых хищным животным.
Особенно стал известен этот похоронный обряд благодаря иранскому зороастризму. Не зря Чатал-Хююк считается прародиной всей индоевропейской культуры.

Прорисовка настенного изображения из Чатал-хююка - хищная птица поедает человека.

Надо сказать, что оригиналы настенной живописи Чатал-хююка выглядят не очень фотогенично, разобрать там что-то порой очень тяжело, например, вот здесь изображена птица из предыдущего сюжета.

Красный бык из Чатал-хююка. Внизу, прорисовка этого изображения.

На прорисовке видно, что изображена отнюдь не сцена охоты, как это часто бывало в живописи каменного века, люди бегут к красному быку без оружия и как бы счастливы) Считается, что это скорее сцена поклонения быку и некоего религиозного праздника.

Деталь орнамента из Чатал-хююка.

Это оригинал знаменитой картины, где изображено само поселение Чатал-хююк на фоне местного вулкана.

Прорисовка поселения и вулкана, квадратиками схематично изображены дома Чатал-хююка.

Рельефы леопардов из Чатал-хююка, наверно, это самые выразительные настенные изображения этой культуры.

Ваза в виде головы из Хаджилара - другого важнейшего поселения неолита из Малой Азии (6 тыс. до н.э.)

Стоящая богиня и другие находки из Хаджилара (6 тыс. до н.э.)

Сидящая богиня из Хаджилара, терракота.

Просто безголовая красавица из Хаджилара.

Это, кстати, тоже женщина из Хаджилара.

Богини из Чатал-Хююка, терракота.

Какая-то групповая сцена из Чатал-Хююка.

В Чатал-хююке статуэтки делали не только из глины, но из камня. Сидящая каменная богиня из Чатал-хююка.

Близнецы и Чатал-хююка, камень.

Две каменные фаллические фигурки, Чатал-хююк.

Главная богиня из Чатал-Хююка, этот образ сидящей женщины с животными затем эксплуатировался тысячелетиями. Можно сказать, это главная богиня всей Малой Азии. Обилие женских персонажей впоследствии сказалось на появлении здесь в Анатолии такого явления как амазонки , ибо все ранние упоминания об амазонках были связаны исключительно с территорией нынешней Турции.

Сзади богиня Мать хороша еще больше чем спереди.

Загадочные знаки-печати из Чатал-Хююка.

"Мальтийский крест" из Чатал-Хююка.

Кремневые ножи с костяными рукоятками из Чатал-хююка.

Серпы из оленьего рога. Хаджилар (6 тыс. до н.э.)

Изделия из кости. Чатал-Хююк.

Рыболовные крючки из кости. Чатал-хююк.

Антропоморфный сосуд. Чатал-хююк.

Сосуд в виде свиньи. Хаджилар.

Сосуд из Хаджилара.

Керамика из Хаджилара.

Керамические фигуры из Джанхасана (5500-4000 до н.э.) Это поселение находилось недалеко от Чатал-Хююка рядом с современным городом Караман.

Каменная статуэтка богини из Джанхасана.

Терракотовая голова из Джанхасана.

Сидящая богиня из Джанхасана.

Называли Анатолией, что в переводе с греческого означает «восток», «восход». Неудивительно, что Музей анатолийских цивилизаций – главный исторический музей страны – был открыт в Анкаре.

Его основателем стал национальный герой Турции и первый президент Турецкой Республики Кемаль Ататюрк, возглавивший в начале прошлого века национально-революционное движение в стране.

Сначала предполагалось, что музей будет посвящен только древнему Хеттскому царству, основанному хеттами в Малой Азии во 2 тысячелетии до н. э. Историей этого могущественного народа ученые заинтересовались в XIX столетии, после того как на севере Центральной Анатолии, неподалеку от деревни Богазкале в 145 км от Анкары, было обнаружено городище Хаттуса – столица Хеттского царства.

В ходе раскопок, начавшихся лишь в 1906 году, было найдено свыше 14 тысяч глиняных табличек с клинописными текстами. Как оказалось, это был древнейший царский архив, благодаря которому стало возможно узнать, каким было Хеттское царство и его жители.

В музей, основанный в 1921 г., стали поступать и другие экспонаты, которые принадлежали древним цивилизациям, существовавшим на территории Турции начиная с каменного века: Ассирии, Урарту, Фригии, Древней Греции и Древнему Риму, Византийской и Османской империям.

Помещение, в котором первоначально разместился музей, оказалось слишком мало, чтобы в нем могли разместиться все экспозиции. И для него было решено отреставрировать крытый рынок и караван-сарай – здание, где во время долгого пути могли отдохнуть торговые караваны. Рынок и караван-сарай были построены еще в XV в., но после пожара в конце XIX в. заброшены. Новый музей в этих двух исторических зданиях открылся в 1968 г., а уже в 1997 г. его назвали лучшим европейским музеем года.

В музее, кроме залов с экспозициями, есть зал для конференций, библиотека, мастерские и лаборатории, где работают реставраторы и проводятся исследования.

Маршрут посетителей начинается с зала, посвященного эпохе палеолита, и далее следует в хронологическом порядке. В числе экспонатов – находки из пещеры Караин, где несколько тысячелетий назад жили первобытные люди: кости, каменные орудия труда, фрагменты настенных рисунков.

В зале эпохи неолита представлены артефакты из древних поселений в Юго-Западной части Турции – Хаджилар и Чатал-Хююк. В зале, посвященном бронзовому веку, можно видеть посуду, ювелирные изделия, оружие, статуэтки из бронзы, золота и серебра и их сплава электрума, найденные на месте бывшего города Аладжа-Хююк, существовавшего вплоть до времен Хеттского царства.

Далее следуют Ассирийский, Хеттский, Фригийский залы, залы Урарту, Древней Греции и Древнего Рима и др. Многие экспонаты датируются 10 – 7 вв. до н. э. Часть экспонатов выставлена во дворе музея, среди них – 8-метровый хеттский обелиск, керамические горшки – возможно, погребальные.

Полезная информация

Где находится музей анатолийских цивилизаций

Адрес музея анатолийских цивилизаций (оригинальное название - Anadolu Medeniyetleri Müzesi) следующий: Kale Mh., 06250 Altındağ, Анкара , Турция .

Как добраться до музея анатолийских цивилизаций

Музей находится в старой части Анкары. Выходим на станции метро Ulus и направляемся к крепости Кале, рядом с которой находится Музей анатолийских цивилизаций.

Режим работы музея анатолийских цивилизаций

Музей открыт ежедневно с 8:30 до 17:30. Однако время закрытия стоит уточнять на сайте музея.

Стоимость входного билета

Стоимость билета – 15 лир.

Официальный сайт

Узнать актуальный телефон или купить билет можно на сайте

Так получилось, что, попав в Анкару, добраться до Музея анатолийской цивилизации я смог только в конце рабочего дня. Директор музея доктор Хикмет Денизли убедил меня в том, что все дела нужно отложить на завтра, а сегодня побродить по анкарской цитадели, к которой прилепился музей, и зайти в один из национальных ресторанчиков, расположенных прямо в крепостных стенах и на улицах старого города, который и есть цитадель. Что я и сделал…

Отец турок

С высоты холма, на котором стоят и музей, и цитадель, открывался потрясающий вид на огромный и странный город, возраст которого определить решительно невозможно. Крепость древняя — кольца стен строились в VI и IX веках, иногда в качестве строительного материала использовались античные статуи. Сам холм облеплен глинобитными хижинами с черепичными крышами — живописными, но очень бедными. Такое строили на Востоке во все времена. А вокруг — современный город, возведенный в основном после второй мировой войны. Когда солнце зашло, вспыхнуло множество огней, среди которых выделялись два ярких пятна — самая большая в Турции мечеть Коджатепе, построенная в 1987 году, и мавзолей Кемаля Ататюрка («Отца турок») — первого президента Турецкой Республики, человека, который в 20—30-е годы ХХ века совершенно изменил облик страны. Именно он в начале ХХ века превратил маленький городок с населением 16 тысяч человек, известный только козами и ангорской шерстью, в столицу огромной страны, наследницы величия Османской империи. Впрочем, Мавзолей Ататюрка виден в Анкаре отовсюду в любое время суток и при любой погоде. На следующий день я узнал, что самый знаменитый в мире и самый обожаемый своим народом турок сыграл решающую роль и в судьбе Музея анатолийской цивилизации. В конце 1920-х Ататюрк предложил создать в Анкаре хеттский музей. И тогда в столицу из других музеев начали свозить объекты, относящиеся и к периоду хеттского царства (XVIII—XII века до н. э.), и к тем культурам, которые предшествовали хеттской. Их собирали на базе археологического музея, открытого в башне Аккале в 1921 году — в разгар национально-освободительной войны, призванной вернуть туркам помимо утраченных территорий, оккупированных Грецией, еще и национальное достоинство: помочь стране преодолеть комплекс поражения в Первой мировой войне. Именно музей обозначил преемственность новой Турции по отношению к древнейшим, почти мифологическим цивилизациям — прежде всего хеттской. Не случайно выставка в Японии, на которой сейчас находятся многие его экспонаты, называется «Три великие империи: Хеттская, Византийская и Османская».

Кемаль Ататюрк мечтал сделать Турцию европейской страной. И, надо сказать, следовал по этому пути, не считаясь с потерями. Хотя вряд ли он мог себе представить, что такое скромное и мирное учреждение, как музей, идею создания которого он подал, а тем более краеведческий, позволит сделать Турции еще один важный шаг по дороге в Европу.

И тем не менее это произошло — в 1997 году, когда Музей анатолийской цивилизации выиграл самый престижный конкурс, проходящий под эгидой Совета Европы, и стал «Европейским музеем года». После этого там целый год экспонировалось «Яйцо» — произведение классика современного искусства английского скульптора Генри Мура и одновременно переходящий приз конкурса (кстати, сегодня оно экспонируется в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, чемпионе 2003 года, о котором «Вокруг света» писал в № 3 за 2003 год).

Теперь у Анкары два символа и две главные достопримечательности — Музей анатолийской цивилизации и Мавзолей Ататюрка, умершего в 1938 году.

Дети империй

…Но и на следующий день осмотреть музей мне удалось не сразу. Когда я пришел, мне прежде всего предложили выпить чаю. Ароматный и вкусный чай в маленьких стеклянных стаканчиках подают в Турции повсюду. Чай — это непременный атрибут дружеских встреч и деловых переговоров. В музейном кафе, расположенном прямо у входа, на пути в залы музея, можно спокойно посидеть, приходя в себя после долгого подъема в гору. Именно это сочетание некоторой восточной расслабленности и гедонизма (попить чайку, никуда не торопясь) с европейской экспозиционной элегантностью, мировым качеством предъявляемого материала и абсолютно европейским подходом к музейному развитию и есть одна из самых обаятельных черт Музея анатолийской цивилизации. Именно она, а также внимательное отношение к тем, кто живет вокруг, дали музею возможность обогнать в европейском музейном конкурсе более 60 конкурентов из 20 стран мира.

Не случайно первым делом меня повели в мастерские и лаборатории, где занимаются дети. Дорога туда ведет через обширный двор-сад, где организовано своеобразное музейное хранение на открытом воздухе: вдоль стен — античные рельефы, на склоне холма — ряды огромных древнеримских глиняных сосудов для вина и масла. Используя технологии древних, дети ткут ковры, делают глиняную посуду и реплики музейных объектов, чеканят древнеримские монеты, рисуют — то есть моделируют жизнь людей, оставивших после себя то, что впоследствии стало музейным экспонатом. Так музей множит число людей, которые через изготовленные ими самими объекты идентифицируют себя с великими цивилизациями древности — Хеттским и Фригийским царствами, Римской и Византийской империями. Музей гордится лабораторией реставрации и консервации и размахом археологических раскопок, которые проводятся по всей Турции. В реставрационных проектах принимают участие японские, американские и канадские специалисты. Раскопки — почти всенародное дело.

Кроме того, музей организует новые лаборатории, проводит концерты и лекции по всей стране. Не так давно его филиал открылся в расположенной недалеко от Анкары древней столице Фригии — городе Гордионе. Именно здесь в IX—VIII веках до н. э. царствовали Гордий и Мидас. Первый прославился тем, что придумал узел, соединявший ярмо и дышло его повозки, распутать который, по преданию, мог только будущий повелитель всей Азии. Александр Македонский разрешил проблему радикально: разрубил узел мечом (очень похоже на то, что сделал с Турцией Кемаль Ататюрк). Царь Мидас — тот самый легендарный несчастный богач, прикосновение которого все обращало в золото, и обладатель ослиных ушей, которыми его наградил бог Аполлон. Музей анатолийской цивилизации активно осваивает мифологическое пространство, прибирая к рукам и тем самым включая в реальную историю самые знаменитые мировые легенды.

Рынок

Основная экспозиция музея располагается в двух бережно отреставрированных и при этом радикально перестроенных исторических зданиях. Одно из них связано с именем еще одного культового персонажа турецкой истории. В 1464—1471 годах Махмут-паша, визирь великого Мехмета II Завоевателя, основавшего в 1453 году в поверженном Константинополе столицу Османской империи, построил форт, в котором сейчас находятся реставрационные лаборатории и администрация музея. А экспозиционные пространства разместились в здании огромного крытого рынка, также появившегося здесь в ХV веке. В живописной крепостной башне Аккале, над которой реет турецкий флаг и где до 1940-х годов прошлого века функционировал музей, теперь находится только его хранилище.

Рынок предоставил музею совершенно уникальные возможности. По его периметру располагались 102 лавки. Перегородки сломали, чуть-чуть расширили стены, обнажили кладку, и получилась очень удобная галерея, окружающая огромный зал под десятью куполами. Эта уникальная архитектура формирует очень емкое и эффектное пространство.

А вот реальный рынок, а точнее, несколько торговых улиц, увешанных и уставленных привычными нам недорогими товарами, бурлит совсем рядом — у подножия крепостного холма.

Царства

Вступая в опоясывающую музей галерею, начинаешь путешествие во времени — по архаическим культурам и древним полулегендарным царствам. Все самые эффектные предметы выставлены так, что можно подойти к ним очень близко. Благодаря этому у посетителя возникает ощущение, что перед ним не просто древности, которые следует уважать в силу их преклонных лет, но и дизайнерские объекты, произведения современного искусства. Хотя, конечно, никакого отношения к искусству они не имеют. У этих вещей были совсем другие функции (да и искусства в сегодняшнем и даже вчерашнем понимании этого слова тогда не было). Например, большое впечатление производит бронзовая табличка XIII века до н. э., покрытая аккадской клинописью и снабженная какими-то креплениями.

А ведь это — просто соглашение о границах между хеттским царем и властителем одной из соседних земель. Музей умудрился не только показать, сколь красивы и эффектны находки археологов, но еще и выявить их предназначение. В сущности, все, что здесь выставлено, — это единственные и главные свидетельства существования огромных и могущественных государств. Именно по этим предметам, а иногда только по ним, можно составить представление о том, как была устроена жизнь в эпоху палеолита и неолита, как хоронили покойников в раннем бронзовом веке (3000—2000 до н. э.), как выглядели, какой утварью пользовались и как воевали в Хеттском царстве (1800—1200 до н. э.), во Фригии (VIII—IV века до н. э.), в Лидии (тогда же), в Урарту (IX—VI века до н. э.).

Всем, кто интересуется историей и культурой Древнего Востока, известны названия анатолийских холмов и городов, где происходили самые сенсационные раскопки. Это — Чатал-Хююк (каменный век), Аладжа-Хююк (бронзовый век), Кюльтепе (колонии ассирийских купцов), Богазкей и Карчемиш (хеттские древности), Гордион (Фригия). Все это многообразие культур вмещала в себя Малая Азия — точнее, Центральная Анатолия.

Именно здесь в первой половине ХХ века Кемаль Ататюрк основал столицу страны, которая так стремится стать европейской. Наверняка им руководили не только военно-стратегические или геополитические соображения. Он должен был ощущать огромный культурный потенциал этого места, который мог помочь туркам заново ощутить себя великим народом.

Докопаться до корней

В подвальном этаже музея расположены самые, простите за вольность, неинтересные, «дежурные» разделы экспозиции: античные древности (монеты, керамика, мелкая пластика, золото) и все, что касается истории того места, на котором стоит город Анкара. Но действительно складывается впечатление, что их создали «для галочки» — ну как не показать золотой лавровый венок, если римляне его оставили на этой земле. Но подобных экспонатов предостаточно во многих музеях мира, и тайны здесь нет. Самое интересное в этом музее то, о чем цивилизованное человечество узнало совсем недавно.

Например, хетты, о которых кратко упоминалось в Библии, в египетских и ассирийских надписях. Раскопки, начавшиеся в Центральной Анатолии в самом конце XIX века, дали сенсационные результаты. Оказалось, что именно здесь располагалась столица Хеттского царства — город Хаттуса. Были найдены глиняные плитки, покрытые аккадской клинописью, расшифровать которую удалось только в 1915 году чешскому лингвисту Берджиху Грозному. Произошла еще одна сенсация: выяснилось, что хеттский язык родствен индоевропейским (славянским, романским, германским). До этого считалось, что все народы Древнего Востока говорили на языках, близких афро-азиатской языковой семье (арабский, иврит). Ну чем не подарок Ататюрку, стремившемуся любой ценой отыскать европейские корни новой Турции? К тому же хеттские цари одерживали великие победы — в 1595 году до н. э. царь Мурсилис I разрушил Вавилон, а в 1312 (или 1286) году до н. э. царь Муваталлу разбил войско и едва не захватил в плен египетского фараона Рамзеса II.

Большая галерея

Главная галерея Музея анатолийской цивилизации — это вереница настоящих «музейных хитов», от которых невозможно оторваться. Так и бродишь от одного к другому почти в сомнамбулическом состоянии. Вот фреска VI тысячелетия до н. э. — один из первых планов города. А вот небольшая по размеру, но удивительно монументальная терракотовая Богиня-мать, изображенная в момент родов (около 5750 года до н. э.). Или, например, затейливые бронзовые навершия погребальных штандартов (вторая половина III тысячелетия до н. э.), которые вообще не предназначались для глаз живых, поскольку после похорон их клали в могилы знатных людей. А дальше — строгие и совершенные по форме золотые сосуды того же времени, найденные у холма Аладжа-Хююк, глиняная табличка-письмо, покрытое аккадской клинописью, в глиняном же «конверте», из ассирийской колонии (около XIX века до н. э.), причудливая хеттская керамика, таблички с клинописью… И наконец — гордость музея, один из его символов: пара бодрых и уверенно стоящих на широких ногах буйволов, которые оказываются хеттскими терракотовыми кубками для ритуальных возлияний (XVI век до н. э.).

Я долго не мог оторваться от фригийских инкрустированных деревянных столиков VIII века до н. э., являющихся, на мой взгляд, примером образцовой реставрации. Понятно, что археологи нашли только деревянные фрагменты. Реставраторы не стали «достраивать» их новыми деталями, а прикрепили фрагменты к прозрачному плексигласовому каркасу, повторяющему историческую форму. Конструкция как бы висит в воздухе, а посетитель может представить себе недостающие звенья. Среди фригийских древностей выделяется терракотовый бюст царя Мидаса. Его большие уши, напоминающие ослиные, бесстыдно обнажены, а не прикрыты традиционным колпаком, форма которого стала всемирно известной благодаря Великой французской революции.

В этом многообразии есть общие мотивы, позволяющие говорить об анатолийской цивилизации как о цельном явлении. В разных культурах и эпохах присутствует буйвол с мощными изогнутыми рогами. Буйволиные головы — на стенах реконструкции неолитического храма в Чатал-Хююке, буйволы защищают рогами солнечный диск на навершиях ритуальных штандартов раннего бронзового века. Буйволы — любимый мотив хеттской керамики. Они же обрамляют края огромного бронзового котла на треножнике— шедевре мастеров Урарту (VIII—VII века до н. э.).

Знать своих героев

И все же — самое сильное впечатление производит центральный зал экспозиции (туда можно попасть через четыре входа, практически из любого отсека галереи). Здесь, под сводами и куполами старого рынка, в полутьме выстроились эффектно подсвеченные рельефы из базальта и песчаника (все они относятся к поздним хеттским и фригийским временам — X—IX века до н. э.). Сцены боев и трапез, охоты и погребений… Ровные ряды воинов в пешем строю и на колесницах, сфинксы и жрецы — все они мерно шествуют к какой-то неведомой нам цели. И к ним, и к огромным базальтовым львам можно подойти совсем близко, чтобы рассмотреть детали одежд и колесниц, стрелы, копья и бороды воинов, морды зверей, саму фактуру камня.

Кстати, мотивы этих рельефов использовали архитекторы, сооружавшие Анит Кабир — Мавзолей Ататюрка. Там на плитах из песчаника шагают в светлое будущее не менее мифологические солдаты турецкой армии, крестьяне и представители интеллигенции…

В центре зала, в окружении каменных богов и героев, установлен невысокий постамент. На нем под прозрачным колпаком глиняная реплика бронзового навершия ритуального штандарта в виде уже знакомого нам буйвола (оригинал относится к 2300—2100 годам до н. э.). Там же разложены рисунки — «портреты экспонатов». Это работы детей, которые занимаются в мастерских при музее. И надо сказать, что для музея они важны не менее, чем хеттские раритеты. Иначе почему для скромной инсталляции отвели такое почетное место — в самом центре музея. В этом экспозиционном жесте читается простая мысль — анатолийская цивилизация продолжается.

Город

От музея рукой подать до цитадели — настоящего старого города, главного анкарского музея под открытым небом. Здесь, как и на склонах холма, на котором стоит крепость, кипит жизнь — люди ткут ковры, плетут кружева, пекут хлеб (для себя, а не для туристов), тачают сапоги — делают все, вплоть до жестяных маковок минаретов. В антикварных лавках продается всякий хлам.

В Анкаре есть и другие древности, и все они вросли в городскую среду. Такое впечатление, что город отстроился вокруг них, оставив нетронутыми руины храма, посвященного императору Августу и возведенного в 10 году, остатки терм, сооруженных в III веке, в период правления императора Каракаллы, в честь бога врачевания Эскулапа. На городской площади у автобусной станции возвышается настоящий шедевр — совершенная по пропорциям ребристая колонна, воздвигнутая, как написано на мемориальной табличке, «в 362 году по случаю визита императора Юлиана в Анкару».

Один из экспонатов музея стал символом Анкары — три буйвола, защищающих своими рогами солнце, отлитых современным скульптором, обосновались на разделительной полосе главной городской магистрали — бульвара Ататюрка.

Так анатолийская цивилизация закрепила свою монополию на историческое самоопределение столицы Турции. Не верьте тем жителям Анкары, которые скажут, что самое ее красивое место — это дорога на Стамбул. Сюда стоит приехать, даже сделав солидный крюк по стране.

Музеи Анкары:


Открыт ежедневно, кроме понедельника — с 9.00 до 17.00.
Цена билета — 10 млн. турецких лир (около 7,5 доллара США)
Вход для студентов и школьников — бесплатный

Мавзолей Ататюрка (Анит Кабир)
— гробница Ататюрка, его личные вещи, письма, библиотека, картинная галерея, посвященная событиям войны за независимость 1919—1923 годов

Этнографический музей
— ковры, национальная одежда, ткани, фаянс, музыкальные инструменты

Музей естественной истории
— окаменелости, минералы, доисторические животные

Государственный музей искусств
— турецкое искусство с ХIX века до наших дней

Музей почты
— почтовое дело и марки Турции

Музей республики
— события раннего республиканского периода истории Турции

Музей войны за независимость
— события 20-х годов ХХ века

Музей локомотивов
— выставка паровозов под открытым небом

Фото Александра Сорина

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме