Начинающий диджей советы. Как сыграть диджей-сет первый раз в жизни. Определим направление работы и ее место

Мастерство каждого диджея определяется главным образом его умением подать материал и сделать свой сет интересным для людей на танц-площадке. Это достигается определенным опытом работы и требует для каждого индивидуального подхода. Но в данной статье речь пойдет о технической стороне диджейства, т.е. о том, что должен знать и уметь любой диджей - это умение правильно смиксовать трэки.

Если у вас уже есть две виниловые вертушки или CD-дабл с питчами, то вам повезло. Если же их у вас нет, но есть компьютер, то существует другой вариант - установить себе DJ-плеер и совершенствовать свое умение в миксах на нем. Я советую попробовать популярный player Digital DJ1200XL. Этот mp3-плеер является хорошим эмулятором CD-дабла: две вертушки с питчами, cue-поинты, кроссфейдер, мониторинг-система; в последнее время его начали широко использовать в клубах взамен старых CD-вертушек. Недостаток этого плеера: отсутствие эквалайзера.
Вам потребуется две звуковые платы в вашем компьютере, одна для вывода в "эфир", а другая для вывода в "уши" (мониторинг). Если у вас имеется диджейский микшер, то можно пустить выход одной платы на один канал, а выход другой - на другой канал. Тогда мониторы включаются уже непосредственно в сам микшер, и есть возможность накрутить эквалайзер по каждому из каналов (если конечно ваш это позволяет).
Самое главное, чему должен научиться диджей, играющий "ровную бочку", - это смиксовать два трэка таким образом, чтобы переход между ними был максимально плавным. Для этого нужно:
1) научиться подбирать питч, т.е. синхронизировать скорость двух трэков;
2) научиться "попадать в квадрат";
3) научиться делать непосредственно сам микс, орудуя кроссфейдером и эквалайзером.
Кроме этого необходимо хорошо знать материал, с которым работаешь. Обычно в начале каждого хаус-трэка, а также в конце, предусмотрено от 2 до 8 квадратов для промиксовки, когда остается в основном только хаус-бит при минимуме звуков.
Немного об основных терминах и понятиях. Под словом "квадрат" обычно понимают отрезок темы длиной 16 ударов ровной бочки. Существует еще понятие "двойка" - это два квадрата, или 32 бита. Питч (pitch) - это регулятор скорости проигрывания, обычно используется в диапазоне -8/+8%. Далее привожу парочку коротких уроков для начинающих диджеев на программе DJ1200XL или на CD-дабле.

Урок 1. Синхронизация двух трэков
Шаг 1. Запустите на первой вертушке любой трэк с "ровной бочкой". На вторую вертушку загрузите трэк, на который будет делаться переход. При этом вертушка-1 должна играться в "эфир", а вертушка-2 - в наушники.
Шаг 2. Далее, вам нужно будет впоймать первый удар в теме на вертушке-2, и нажать на паузу. Для этого, нажмите на Play на вертушке-2, и когда услышите первый удар бочки, сразу же нажимайте еще раз на Play. Проигрыватель войдет в режим паузы, циклически прокручивая текущий фрагмент трэка.
Шаг 3. Далее, кнопками "перемотка вперед" и "назад", найдите тот момент, когда первый удар бочки только-только начинается. После этого нажмите на красную кнопку Cue/stop, и ваша текущая cue-точка запомнена.
Теперь потренируйтесь с запусканием трэка с первого удара: нажимайте Play, потом Cue/stop, потом снова Play и т.д. Если первый удар не успевает играться, или играется не сразу, а с задержкой, то это значит что cue-точка выставлена не точно, и вам возможно прийдется ее перенастроить, снова проделав шаг 2 и шаг 3.
Далее, приступайте непосредственно к настройке питча. Одним ухом слушайте в наушниках трэк-2, другое ухо откройте и слушайте эфир - трэк-1.
Шаг 4. Дождитесь, когда трэк-1 подойдет к началу нового квадрата, и запустите вертушку-2 одновременно с первым ударом бочки нового квадрата на вертушке-1.
Шаг 5. Попытайтесь понять, быстрее или медленнее звучит трэк-2 по сравнению с трэком-1, и в соответственно замедляйте или ускоряйте питч трэка-2. Для мониторинга скорости можно смотреть на мигающие индикаторы бита, либо по слуху, ориентируясь по сэмплам, играющим в верхнем диапазоне. Если трэк-2 начинает сильно расходиться с трэком-1, используйте кнопки "+" и "-" возле ручки питча вертушки-2, которые позволят вам слегка "подбить" вперед или назад трэк-2. Если же трэки сильно разошлись, и кнопками +/- их сравнять не удается, то остановите трэк-2, нажав на cue/stop, и вернитесь к шагу 4.
Проделывая шаги 4 и 5, добивайтесь такой настройки питча, чтобы два трэка игрались достаточно синхронно в течении 2 - 4 квадратов. Вся процедура от шага 1 до шага 5 у профессиональных диджеев отнимает не более двух минут.

Урок 2. Как делать микс
Теперь, когда подобран pitch, можно приступать непосредственно к миксу.
Шаг 1. Нужно во время запустить трэк-2. Для этого нужно дождаться, когда трэк-1 доиграет текущую двойку квадратов и начнет новую, в первый удар которой и нужно запустить трэк-2, нажав на Play.
Шаг 2. Теперь кнопками "+" и "-" подбейте трэк-2 так, чтобы он "совпал" по рисунку с трэком-1.
Шаг 3. Теперь, когда два трэка играются синхронно, приступайте к работе с кроссфейдером, но начинайте делать это только с начала нового квадрата, а не посередине. Переводить кросс с одного трэка на другой начинайте не с нуля, а где-то с положения, где в эфире уже слышно 20% громкости трэка-2. Затем кроссфейдер двигайте очень плавно, где-то со скоростью 1 миллиметр в секунду. Резкие "врывания" бывают тоже полезными, но только в очень редких случаях. Не забывайте о скорости! Одновременно с миксингом постоянно контроллируйте, не начинают ли расходиться трэки, и при необходимости подбивайте слегка трэк-2 кнопками +/-. И помните, что для любого диджея нет ничего страшнее "гороха" в миксе, т.е. когда расходится скорость двух трэков и одна из бочек начинает спешить или отставать от второй, воспроизводя вместо одного удара бочки два.
Чтобы избежать ненужной "грязи" в миксе используйте эквалайзер, но об этом позже...

Комментарии (16)

Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь .

    Тургут - привет всем, давно слушаю миксы, даже есть любимые диджеи. мне 16, очень мечтаю сатть крутым диджеем, но нужна учеба, стараюсь искать уроки в интернете, пока еще ниче не получается, опыта 0. нужна помощь, буду стараться, надеюсь в будущем стану хорошим DJ:)

Раньше многие хотели быть космонавтами, а сейчас многие хотят быть диджеями. Кто такой диджей? Что нужно для того, чтобы стать диджеем? Согласно википедии, диджеей (англ. DJ от disc jockey — диск-жокей) — человек, играющий для аудитории, записанные на звуковых носителях музыкальные произведения. Диджеи бывают разные, поэтому для начала вам нужно определиться, каким именно диджеем вы хотели бы стать.

Диджеев можно условно разделить по месту работы:

  • диджеи в клубах ;
  • диджеи на радио ;
  • так называемые «мобильные диджеи » (mobile dj). Так во всём мире принято называть диджеев, работающих на различных праздниках (свадьбы, дни рождения, новогодние вечера, школьные дискотеки и любые другие мероприятия) преимущественно со своей аппаратурой. Такой диджей может привезти свою аппаратуру и провести дискотеку «с нуля» в любом месте, полагаясь только на свои силы. Во всём мире словосочетание «мобильный диджей» уже давно имеет своё особенное смысловое значение. К сожалению, в России это словосочетание встречается только по отношению к одноименной игре для мобильного телефона.

Можно было бы назвать и другие места, где работают диджеи, но эти три, по-моему, основные. И хотя работа диджея не слишком сильно отличается в каждом случае, но между этими диджеями есть большая разница. В то же время, один и тот же диджей может работать сразу в нескольких областях, что даёт ему преимущество.

Ещё диджеев можно условно поделить по типу музыкальных носителей. В таком случае, диджеев можно разделить на тех, кто играет:

  • на виниле;
  • на CD;
  • при помощи компьютера, ноутбука.

Опять же, сейчас доступно такое оборудование, которое позволяет использовать одновременно винил, CD и ресурсы компьютера. В таком случае диджей может управлять своими цифровыми треками при помощи винила или CD-проигрывателя, или сочетать разные носители как ему удобно. Поэтому такое разделение не всегда уместно.

Ещё можно разделить диджеев по тем музыкальным стилям, которые они играют. Но есть универсальные диджеи, которые играют, если не всё подряд, то множество разных стилей одновременно.

В общем, как я уже говорил, вам нужно определиться, каким именно диджеем вы хотите стать. Мне хотелось бы подробнее рассказать об особенностях работы разных диджеев.

Клубный диджей

В ночные клубы люди приходят танцевать и отрываться. Люди хотят поколбаситься в выходные, и нужно чтобы им было весело. У владельцев клубов есть два легальных вида дохода: платный вход и бар. Поскольку за вход не так просто получить много денег, нужно, чтобы посетители оставались в клубе как можно дольше и оставили как можно больше денег в баре (и чтобы они это делали с удовольствием!). Поэтому, работа диджея должна заключаться в следующем:

  • музыка должна колбасить всех;
  • музыка должна звучать без остановки;
  • диджей должен делать шоу, он не должен быть просто проигрывателем;
  • диджей должен быть модным, стильным, соответствовать клубной атмосфере;
  • «Секс, наркотики, рок-н-ролл» — то, что может характеризовать клубного диджея.

Поэтому, для того, чтобы получить работу в клубе, нужно уметь безошибочно сводить музыку определённых направлений. Музыка должна звучать громко и ошибки вам никто прощать не будет. Так же нужно уметь работать с диджейским оборудованием. Помните про то, что работа на деках Pioneer и Numark может отличаться. Чаще всего вам предложат работать именно на CD. У вас должно быть достаточно много дисков с собой, и у каждого диджея обычно есть свои наушники. О том, как получить работу в клубе, нужно рассказывать отдельно, потому что это может оказаться не так просто. В двух словах, у вас должен быть опыт и какой-то демо-материал, чтобы стать резидентом клуба.

Диджей на радио

Радио люди слушают, чтобы не было скучно. Можно слушать свою любимую радиостанцию почти везде и по желанию выключать. У вледельцев радиостанций есть один главный легальный источник дохода — реклама. Каждая секунда в эфире стоит денег. Весь радиоэфир разобран по частотам и расширяться там сейчас некуда. Именно поэтому информационный поток на радио всегда компактный и плотный. Существуют специальные короткие версии треков для ротации на радио. В этих треках обычно есть вступление, во время которого диджей говорит какие-то слова и перестаёт, когда в песне начинаются слова. Количество радиослушателей достаточно велико, чтобы возникла необходимость автоматизировать процесс подачи звука для избежание ошибок.

Поэтому, работа радио-диджея должна заключаться в следующем:

  • ставить музыку непрерывно и без ошибок, если за него это не делается автоматически;
  • быть внимательным и ответственным;
  • иметь приятный голос и уметь непрерывно и грамотно говорить неопределённо долгое время;
  • уметь обращаться с дорогостоящим студийным оборудованием.

Поэтому, чтобы получить работу на радио, нужно быть грамотным и ответственным специалистом, желательно иметь высшее образование и опыт работы. Не так важно, как выглядит диджей, зато имеет значение его ораторские способности. Сейчас на многих радиостанциях устраивают видео-трансляцию эфира в интернет, в таком случае требования к диджею ужесточаются. Вам нужно хорошо постараться, чтобы получить работу на радио. Но если вы не привыкли ждать и вам хочется попробовать себя в роли радио-диджея, вы можете уже сейчас начать работу на интернет-радио. Интернет радио не требует от вас больших усилий, зато вы сможете научиться всему, что делают другие диджеи в таких вполне реалистичных условиях. Интернет сейчас даёт вам бесконечную свободу, и только вы сами можете определить границы для своего творчества.

Мобильный диджей

Мобильный диджей (mobile dj)— наиболее близкая мне тема, которой можно посвятить множество статей. В рамках нашей темы я подчеркну только самое важное.

Мобильные диджеи работают на разных мероприятиях со своим оборудованием и этим их работа отличается от клубных и радио-диджеев. Чаще всего такие диджеи работают сами по себе, или на небольшую организацию.

Учитывая это, работу мобильного диджея можно охарактеризовать следующим образом:

  • работа со своим оборудованием на территории, предложенной заказчиком;
  • самостоятельная доставка, установка и использование оборудования (звук, свет и всё прочее);
  • возможность ставить разнообразную музыку на протяжении всего мероприятия;
  • самостоятельное ведение дел, начиная от поиска клиентов и рекламы, заканчивая собственно работой и ведением бухгалтерии.
  • мобильный диджей следит за своим оборудованием и принимает решения о её покупке, замене или ремонте.

В итоге, часто мобильный диджей действует как самостоятельный предприниматель. Он может брать на себя роль босса и подчинённого, может быть рекламным агентом, менеджером по продажам, дизайнером, копирайтером, кладовщиком, водителем, техником, диджеем, MC, охранником, бухгалтером. Такое совмещение обязанностей и большие нагрузки могут нанести вред здоровью, с другой стороны, все ваши старания будут оценены соответственно. Многие не готовы взять на себя сразу большую ответственность, но именно эта повышенная ответственность оправдывает себя точно так же, как и в любом другом деле. Можно сказать, что для того, чтобы стать мобильным диджеем, нужно только ваше собственное желание - ведь даже оборудование можно сначала взять в аренду. Но для того, чтобы уверенно работать в этой сфере, нужно приложить немало усилий. В конечном счете, тот, кто отваживается — побеждает!

Всем привет, на связи Александр Строганов. Разбирал тут буквально на днях свои записи в блокнотах и нашел небольшую коллекцию рекомендаций для начинающих диджеев. Со своей стороны могу сказать, что и по сей день многие вещи для меня актуальны. Поэтому для тех, кто уже давно варится в теме диджеинга, думаю тоже будет полезно.

Немного музыки в тему — жми play =)

И поехали, мои несколько советов начинающим диджеям:

— Не идите на поводу денег (ищите способы и методы своего воплощения в музыке, которая в первую очередь нравится вам! Иначе через какое то время вы разлюбите диджеинг в принципе и ничем не будете отличаться от офисного планктона делающего одну и ту же рутинную работу за определенную плату)

— Всегда смотрите на танцпол, забейте болт на недовольных (такие всегда и везде бывают) и старайтесь больше ловить одобряющие взгляды и фокусируйтесь на них, работайте с публикой, общайтесь!

— Слушайте разные стили (иногда пробуйте и играть разные стили) — вы получите отличный опыт и новые идеи. Это очень хорошо развивает и дает вдохновение на создание невероятных и часто удачных экспериментов в ваших любимых жанрах.

— Планируйте (миксы, чарты, записи в блог) — распределяйте свое время грамотно. Планирование работает и помогает всегда, помните, что время — это самая ценная валюта, которая у вас есть!

— Ставьте перед собой самые смелые цели, дробите их на промежуточные достижения, а тех в свою очередь на подзадачи, и далее еще на более мелкие сегменты. Когда цель большая — мозг не в состоянии воспринимать ее адекватно, но когда вы раздробите все на более мелкие шаги — вы сами будете поражены тем, что через какое то время цель станет для вас намного проще и ближе, да и часть поставленных шагов уже будет сделана! Еще один момент — пишите все на бумаге — это какая то мистика, но это реально срабатывает лучше — используйте ручку и блокнот.

— Перестаньте гонять воздух и сидеть в соцсетях и интернетах без дела. Поставьте себе ограничитель, выделите не более 30-50 минут в день на проверку почты, лазанию по соцсетям и т.п. занятиям! Ваша продуктивность повысится в разы, а количество откладываемых дел сильно уменьшиться — вы начнете больше успевать!

— Используйте популярные площадки для продвижения своего творчества в массы (но не спамьте при этом) — миксклауд, саундклауд, промодж, торренты (да! они прекрасно подходят для продвижения вашей музыки!), соцсети, ютуб (делайте или заказывайте видео на свои мэшапы, ремиксы, миксы и тд)

— Общайтесь с коллегами, с промоутерами и арт директорами (маленькая хитрость — не всегда нужно начинать общение с «привези меня к себе в клуб» — начните простое общение по теме интересной человеку, да о той же музыке например, сегодня в соцсети о человеке и его интересах можно узнать в разы больше, чем откуда бы то ни было, выстройте отношения, через недельку другую после хорошего общения наводящими вопросами узнайте что за клуб, в котором он работает, что слушают там, какая публика, кого они привозят и т.д. и т.д. — так вы постепенно выясните для себя — нужно ли вам вообще ваше выступление в этом клубе. продавайте себя красиво и преподносите так, чтобы вас запомнили и запомнили как интересную личность, человека, а не просто “еще одного диджея” или как «очередного напрашивающегося поиграть»…)

— Собирайте свою фан базу. Составьте собирающий образ, портрет своего слушателя, подумайте, где он может обитать и начинайте выстраивать отношения с ним. Создайте свой сайт (блог), делитесь личными впечатлениями, своей музыкой, создайте рассылку и всевозможные интересные предложения для своих слушателей — общайтесь! Чем выше количество человек в вашей фан базе, тем ценнее вы становитесь и для ваших потенциальных работодателей (клубов, арт директоров, промо команд и т.д.)

— Изучайте и знайте свое оборудование вдоль и поперек — горячие клавиши, что может вырубится, как быстро устранить, что случается чаще (на примерах коллег — ищите информацию и читайте в интернете об этом). Когда вы играете с контроллера с ноутбуком — всегда имейте с собой пару флэшек и дисков — на всякий непредвиденный случай. Помню, как пару раз меня самого это очень сильно спасло!

— Пишите свои треки, начните с простейшего — с тех же мэшапов например (воспользуйтесь моим ), главное не зацикливайтесь на них долго, развивайтесь дальше — ремиксы, свои треки, все постепенно и не сильно торопясь — берите качеством, а не количеством (лучше один запоминающийся трек, чем десяток шаблонных)

— Если вы играете постоянно в каком либо месте и так получается, что играете практически один и тот же сет и материал каждые выходные — готовьте на каждое выступление хотя бы по 5 — 10 новых треков. Так вы сами избежите застоя и прекратите относиться к этому, как к рутинной работе. Своя коллекция и проверенный временем материал это хорошо, а постоянно пополняемая и обновляемая коллекция — это еще лучше =)

Ну и в заключение =)

Помните — DJ, вставая за пульт, должен иметь цель. Зачем он встал за пульт и для чего он крутит музыку? Будет он просвещать, или колбасить, или вводить всех в состояние транса, а может быть развлекать, возможно напрягать или всем угождать (начальству, людям, себе, президенту, гринпису и любимой).

Помните — DJ работает для людей. Главная цель, чтобы люди достигли какого-либо состояния. Если «обрамление» безупречно (грамотный свет, дизайн, качественный и громкий звук, а звук это, кстати, главное), то DJ всесилен, и может, имея нужную музыку, делать с людьми все, что захочет. Нужно только смотреть на них, на их реакцию и быть вместе с ними (понимать их состояние).

Помните — люди входят в определенное состояние не от игры ди-джея, не от музыки, а от игры ди-джеем музыки. Каждая композиция — это состояние музыканта, написавшего ее. Человек, слушая музыку, может понять это состояние, или не понять, если это состояние кардинально отличается от его собственного. Искусство ди-джея состоит в том, чтобы понять состояние людей на танцполе, подхватить его и планомерно, в зависимости от цели, перевести в другое. А делается это с помощью композиций, которые он уже заранее должен знать, прочувствовать. И только так.

У ди-джея должна быть профессиональная чувствительность к состоянию в которое погружает музыка. Может показаться, что все это слишком очень заумно. Но что делать, это такая умная штука, что когда начинаешь думать об этом, то тупеешь. Чем больше думаешь, тем больше не понимаешь. Поэтому лучше быть проще.

Крутить надо то, что нравится тебе. Если крутишь то, что тебе самому не нравится — люди это почувствуют. Когда крутишь, просто поставь мысленно себя среди людей и делай все так, чтобы нравилось тебе. А подсознание вырулит все остальное.

Главное, не париться, а тащиться вместе со всеми.

Вот наверное как то так, в кратце =)

Если есть что добавить или есть желание высказаться по теме — пишите в комментариях — обсудим =) На этом на сегодня все — до новых встреч =)

Мысли Позитивно! Red Nuts / A. Stroganov

Итак, вы, наверное, уже имеете некоторое представление о том, что же делает DJ, но твердо поставили себе цель научиться играть сами. При этом вы не хотите выбрасывать деньги за обучение в DJ-школе у непонятных ди-джеев, которые сами-то нигде не играют, а обучение у мастеров, в диджейских школах более высокого уровня не позволяет кризис, и потому азы мастерства вы решили осваивать сами, лично.

И если вы сейчас читаете эту статью-самоучитель, то вы попали точно по назначению. Цель данного материала - максимально полно, качественно, но и в то же время доступно преподнести вам те знания и навыки, без которых вы вряд ли сможете назвать себя профессиональным клубным DJ. Заложить в основу прочный фундамент, научить не просто банально сводить пластинки, а пониманию правильной подачи музыки, тому, что вы преподносите, как, и для кого.

В первую очередь, задайте сами себе вопрос – для чего вы учитесь играть и как вы хотите это делать. Цели, как и результат, могут быть абсолютно разными, и все зависит исключительно от Вашей фантазии. Кто-то хочет научиться профессионально играть в клубах, и соответственно, всем многочисленным аспектам, связанным с работой в ночных клубах и клубной жизнью в целом; для кого-то роль ди-джея ограничивается, скажем, спокойными кафе и фэшен-показами, а кто-то хочет вообще играть для своих друзей на домашних вечеринках или сводить дома миксы. От вашей цели во многом будет зависеть и то, как будет проходить ваше обучение и те аспекты, на которые будет сделан больший упор, но скажу одно, - ди-джеинг занятие серьезное и подходить к обучению нужно со всей ответственностью, вне зависимости от цели которую вы преследуете в конечном итоге.

А посему, запасайтесь терпением и набирайтесь целеустремленности, ибо именно эти два фактора на первых стадиях обучения важны как ничто другое.

А что вообще делает ди-джей? - интересный вопрос, не правда ли? В чем же заключается работа ди-джея? Итак, в первую очередь ди-джей преподносит слушателям (танцполу) свое видение музыки, свою подборку музыкального материала и именно эта подборка в первую очередь отличает конкретно взятого ди-джея от всех остальных, отражая его музыкальный вкус.

Второй момент заключается в том, что треки в сете ди-джея плавно перетекают из одного в другой, сохраняя неизменным общий ритм, и образуя тем самым длинный непрерывный микс. И то, насколько красиво и гармонично будет звучать сет, зависит непосредственно от умения ди-джея красиво сводить пластинки - главного технического навыка, столь тщательно оттачиваемого по первому времени любым начинающим ди-джеем.

В свою очередь этот навык зависит также от многих факторов, например от знания того, как музыка вообще построена, и, конечно же, от умения пользоваться аппаратурой. Всему этому в течение некоторого времени можно научиться, чем мы собственно и займемся, начав с самых-самых азов. Итак, приступим! С самого начала.

Немного теории.

Как известно, вне зависимости от того, чем бы мы собирались заниматься, важно иметь прочные кирпичи в фундаменте, а, говоря иными словами, хорошо знать теоретический аспект проблемы. В полной степени это касается и диджейского мастерства, потому как просто невозможно качественно играть музыку, не зная простых правил ее построения. Для тех, кто уже напуган моими словами, не успев еще и приступить к теории, поспешу сказать, что абсолютно ничего страшного здесь нет, потому как 99% современной танцевальной электронной музыки, будь то House, Techno или Breaks, построено по нескольким довольно-таки простым правилам, которые и нужно будет четко знать. Музыку надо играть так, как она написана, не нарушая основной структуры и заложенной в нее гармонии. С этим, я думаю, согласятся все.

А как она написана?

Вот с этим-то мы сейчас и попытаемся разобраться, взяв в качестве примера Electro-House, как наиболее простой и распространенный пример клубной музыки.

Начинается все с бас-бочки, главного ударного инструмента, который, по сути, и является некой основой, скелетом на который нанизывается весь остальной рисунок трека

Она может быть глуше или же наоборот более резкой, но бочку слышно абсолютно отчетливо. Это первый и основной инструмент в фундаменте клубной музыки, на который «нанизывается» и накладывается всё остальное. С этим всё в принципе довольно просто и понятно.

Далее у нас имеется второй ударный инструмент, без которого тоже никогда ничего не обходится. Это тарелочки, иначе называемые Closed Hi-Hats (закрытые хэй-хэты или просто закрытые хэты). Закрытые хэты расположены аккурат посередине между ударами бочки.

Звучание хэтов, так мы в дальнейшем и будем называть этот инструмент, может слегка отличаться, они могут быть тоньше, или же напротив, жирнее в различных треках, но важно запомнить, что они всегда пронизывают трек между ударами бочек и выделить из общей массы звуков их довольно легко.

И, наконец завершающий элемент главной партии ударных - это малый (рабочий) барабан, иначе называемый Snare (снейр – так мы его и будем называть в дальнейшем), собственно, он в основном и подчеркивает общий ритм трека. Снейр – самый различимый элемент партии ударных, его выделить проще всего. Кладется он на каждый второй удар бочки и играет одновременно с ней. Таким образом, у нас уже есть три ударных инструмента.

Эти три ударных инструмента - вот она, наша основа трека. Инструментов в ударной партии может быть (и чаще всего бывает) намного больше: здесь могут присутствовать дополнительные хэты, разного рода трещетки, щелчки, пикалки и прочие повторяющиеся инструменты. Их называют перкуссией, они различны в различных треках.

Разобравшись с этим относительно простым моментом, переходим к более сложному. вы, наверное, уже давно заметили, что House, как в прочем и вся другая танцевальная электронная музыка, состоит, по сути, из небольших зацикленных кусочков, к которым постепенно добавляются или исчезают элементы, и добавляются/исчезают они не спонтанно. Если взять какой-нибудь определенный трек, то можно заметить, что происходит это через определенные промежутки времени, и эти промежутки всегда одинаковы.

Так вот. Предположим что наша линия бочки это своего рода линеечка, на которой мы будем отмечать деления и по которой будем считать. Минимальный кусочек, который образует какой-то рисунок называют тактом, и он укладывается в 4 удара бочки.

Например, для наглядности рассмотрим кусочек в один такт, в котором присутствуют уже знакомые нам ударнички и добавлен еще бас:

Непонятно как-то, да? Ничего страшного, потому как сейчас я постараюсь разжевать и разъяснить этот теоретичечский момент. Взяв этот один такт, его можно, скажем, зациклить, и звучать всё это безобразие будет уже намного более привычным и знакомым для нас образом.

Интересно, не правда ли? И вот здесь-то мы и приходим к самому главному. Такт – это у нас минимальная единица построения трека, всё равно, что маленький кусочек шкалы на линеечке. Но есть и главная единица, в которую укладывается уже не маленький кусочек ритма, а вполне законченный кусок. Называется эта единица квадратом и состоит квадрат всегда из 4 тактов, в которые и должен уложиться элемент рисунка.

Постепенно картина становится яснее, но чтобы было еще понятнее, послушаем продолжение трека, из которого был взят этот квадрат. Здесь квадрат повторяется дважды, после чего идет переход на другую часть трека, где уже появляется мелодия.

Далее могут добавляться или исчезать какие-то элементы трека, могут быть переходы, как после первых двух квадратов, может вступить еще какая-нибудь часть, но самое главное правило, которое нужно запомнить раз и навсегда заключается в том, что все изменения, которые происходят с треком, добавление или исчезновение его элементов или же какое-нибудь там изменение ритма, происходят четко по квадратам, и, научившись отсчитывать их в голове и слышать где один квадрат закончился, а другой начался, мы будем наперед знать, в какой момент что-то в треке поменяется.

Лично я считаю, что квадраты не надо отсчитывать в прямом понимании смысла этого слова, их надо просто научиться чувствовать. Согласитесь, глупо стоять в наушниках за пультом и считать про себя удары бочки, когда в это же самое время можно заняться чем-нибудь более полезным и приятным, например, добавить немного эффектов, или же подумать о выборе следующего трека в сете.

Но важно запомнить раз и навсегда,что бы вы не делали с треком, скажем, добавляли эффекты или начинали накладывать на него следующий трек, это надо делать четко по квадратам или в такт (в случае с некоторыми эффектами). В противном случае просто будет дисгармония.

А чем она чревата? Скажу!

На танцполе танцуют люди, они вошли в ритм и двигаются, следуя этому ритму. Если же ритм собьется, например положим мы какой-нибудь эффект не в попад или начнем сводить следующий трек не в квадрат, люди просто собьются. А когда люди сбиваются, они не знают, как им двигаться и начинают чувствовать себя неловко. Казус, не правда ли? Такого быть не должно. Соответственно, учимся отбивать ритм в голове и чувствовать квадраты.

В завершение, по многолетнему опыту многих ди-джеев дам один небольшой совет. Чтобы лучше чувствовать ритм, а соответственно и саму музыку, вы можете себе помогать, скажем, настукивая пальцем по столу или же потаптывая в ритм ногой (ну или головой можете кивать:)). Ритм, собственно, и создан для того, чтобы восприниматься на уровне тела, поэтому не стесняйтесь помогать себе лучше почувствовать музыку таким образом.

Запомните - музыку нужно не просто слушать, ее нужно чувствовать.

Как выстраиваются треки

Итак, мы уже немного разобрались с теми инструментами, которые неизменно лежат в основе любого трека и с теми простыми правилами ритмики, по которым эти треки построены. В общем виде мы уже имеем некоторое понимание того, как же она строится, эта музыка. Одним словом, картину в целом мы имеем. Но давайте же перейдем от совсем общей картины построения к более глубоким, но отнюдь не менее важным деталям. А именно к структуре построения самих треков.

Сами треки, логически, состоят из нескольких частей, которые включают его начальное развитие, раскрытие основной идеи трека, его главную часть, и, наконец завершающий эпизод. То, как будет построен трек логически, зависит в первую очередь от фантазии его автора, однако существует несколько основных частей, которые есть в 99% встречающихся нам клубных треков.

Начальное развитие. Этот этап идет собственно от самого начала трека до того момента как раскроется его основная мелодия или появиться линия баса. В большинстве своем клубные треки начинаются с пустой или почти пустой (может присутствовать, скажем, бас, дополнительные барабаны, или какие-нибудь минимальные звуки) партии ударных, к которой далее будут добавляться остальные элементы.

Окно, оно же зависало (иначе на диджейском сленге его также иногда называют «дырка»). Это эпизод трека, в котором исчезают ударные инструменты и остаются, или раскрываются другие его элементы (мелодия, вокал). Именно на окне зачастую раскрывается основная идея трека. Окно длится несколько квадратов, окон в треке может быть несколько, может быть одно. В самом распространенном варианте, окон в треке пара – первое идет после начального развития и предшествует основной части трека, второе – ближе к концу перед его завершающей частью. Однако бывают и другие случаи, например, есть треки, которые начинаются сразу с окна, но встречаются они не часто, и рассматривать их в качестве какого-то типичного примера мы не будем.

Основная часть (жара) – как правило, следует сразу же после первого в треке окна. Это наиболее насыщенная, плотная, и ритмически сильная часть трека. Она же наиболее длинная. После основной части как правило следует второе окно, после которого трек постепенно начнет идти на убывание.

Завершающая часть (концовка). В этой части трек начинается идти на спад, сбавляет свою силу и близится к завершению. Концовка, как правило – полная противоположность начальному развитию, если там элементы трека постепенно появлялись, то здесь они также постепенно будут исчезать, приводя нас в конечном итоге к той же самой пустой или почти пустой партии ударных.

Хотя, построение трека зависит в конечном итоге только от фантазии автора, есть все-таки некая негласно принятая стандартная схема, которой придерживается большинство музыкантов, пишущих клубную музыку. Заключается она в том, что клубные версии треков в большинстве своем имеют достаточно длинное начальное развитие и концовку, предназначенные для гармоничного сведения треков между собой, и сделано это собственно ни для чего иного как для удобства в работе ди-джея. Накладывая начало одного трека на завершающую часть другого, мы и получим плавный красивый переход от одной вещи к другой, а знание того, за какое время один трек разовьется, а другой полностью уйдет на спад поможет нам понять, как, и в какой момент, треки лучше переводить.

Упражнения для самоконтроля

Упражнения пока что довольно простые, но я прошу отнестись к ним со всей серьезностью, ибо от Вашей внимательности на данном этапе будет зависеть все дальнейшее понимание процесса, а впоследствии и Ваша диджейская карьера.

Слушайте музыку, слушайте ее внимательно. Научитесь четко делить ее в голове на квадраты, это должно происходить само собой, на уровне некого автоматизма. Научившись слушать и чувствовать музыку, мысленно разделяя ее по квадратам, вы уже наперед будете знать, в какой момент в треке произойдет какое-нибудь изменение.

Слушайте полные клубные версии треков, послушайте, как в них происходит развитие. Как в начале элементы добавляются, как трек раскрывается, развивается, и как после идет к концу. Почаще слушайте те треки, которые вы собираетесь в дальнейшем играть, потому как чем лучше вы будете знать содержание вашего собственного музыкального материала, тем проще вам будет его играть.

Как строится партия ударных в House музыке? Каковы ее основные инструменты?

По какой структуре построена House-музыка? Что такое такт, что такое квадрат? Сколько ударов бочки в такте и сколько тактов в квадрате?

Каковы основные логические части типичного трека?

Каким образом происходит развитие трека, что идет сначала, что в середине, и что замыкает трек?

Какова роль начального развития и завершающей части треков для ди-джея?

Ди-джей, как правильно сводить пластинки?

Общие понятия

Итак, как же правильно сводить пластинки? «Сначала по одной, потом по половинке!» - советует нам Чугунный Скороход. Но мы от подобных методик, конечно, воздержимся и попытаемся лучше понять, как же действительно красиво сводить пластинки (CD, треки)?

Со структурой треков мы разобрались. Все они построены по квадратам и элементы в них добавляются/исчезают именно с учетом этого правила. Как треки развиваются, раскрываются, и, наконец, заканчиваются, мы тоже разобрали. Однако позвольте раскрыть один момент вы наверняка уже переслушали массу треков, и некоторые из вас, возможно, заметили пикантный нюанс. Пусть разные треки и имеют одинаковое построение, но скорость (темп) у них разная. В одном треке ударные стучат чуть быстрее, в другом – чуть медленнее. Не слишком конечно сильно, но разница есть.

Итак, скорость, с которой играет трек. Измеряется она в ударах в минуту – BPM (би-пи-эм, от англ. Beat per minute). Ударом в данном случае считается ничто иное как, собственно, удар бочки.

Например, в одном треке бочка может бить со скоростью 126 ударов в минуту, а в другом, скажем 130. Для Хаус-музыки скорость обычно варьируется в районе 125-132 удара в минуту, однако, забегая чуть-чуть вперед, могу сказать что в клубах в музыку играют в среднем на скорости от 129 до 132 BPM, хотя никаких четких рамок конечно нет.

Что мы сейчас знаем и должны четко для себя уяснить? Вся house-музыка (как впрочем, и вся остальная клубная электронная музыка) имеет одинаковую структуру, но может быть записана с разной скоростью. Скорость мы можем менять, заставляя играть трек быстрее или же медленнее относительно того, как он был записан. Структура всегда остается неизменной.

Итак, задача ди-джея – подогнать треки друг под друга по темпу, после чего найти нужный момент в первом треке, с котрого мы начнем накладывать второй трек, и далее уже выводить второй трек и убирать первый.

Подкрепим рассказанное небольшой порцией практики, тем более, вы наверняка уже давно ждали того момента, когда же мы, наконец, подойдем к вертушкам. Подойдем. Мы разберем сведение на виниле и CD.

Как подключается аппаратура

В первую очередь необходимо знать коммутацию, как что, куда и к чему подключается. Итак, классических вариантов как правило два: две виниловые вертушки и микшерный пульт, либо два CD-проигрывателя и пульт.

Вертушки, либо «сидюки» являются источниками звука, пульт является основным коммутирующим звеном, куда мы все это подключаем. И те и другие подключаются к каналам пульта. Но какая собственно разница между подключением вертушек и CD-проигрывателей? – спросите Вы.Отвечу. Сигнал с вертушек имеет достаточно низкий уровень сигнала (Phono) и требует предварительного усиления перед попаданием на канал, в то время как CD-проигрыватели выдают сигнал более высокого уровня (Line), не требующий предусиления. И те и другие имеют выход в виде провода с двумя разъемами типа «тюльпан». Такая пара называется стереопарой.

Если вы посмотрите на заднюю панель пульта, куда все это и подключается, вы можете увидеть, что на каждом канале имеются две стереопары – подписанные Phono и Line соотвественно, а на лицевой панели пульта на соответствующих каналах имеются переключатели Phono/Line.Соответственно, если у Вас вертушки – их надо подключать к Phono-входам каналов пульта и на лицевой панели поставить переключатели в положение Phono, а если CD-проигрыватели – Line соответственно.

Как правильно организовать прослушивание в наушниках

Итак, мы подключили наушники в соответствующее гнездо пульта. С прослушиванием в наушниках все, казалось бы, очень просто, но есть несколько моментов, которые необходимо хорошо знать. Я буду рассматривать прослушивание в наушниках на примере пультов компании Pioneer серий DJM-300/400 и DJM-500/600/800 и выше.

Во всех пультах Pioneer на каждом канале есть кнопочка Cue и соответствующая лампочка-индикатор. Нажатие этой кнопки включает выбранный канал в прослушивание в наушниках.

Однако в режиме прослушивания двухканальных пультов, каковыми являются пульты DJM-300/400 и четырехканальными – DJM-500/600/800 и.т.д. имеется большая разница.

Пульты серии DJM-300/400 нам два варианта прослушивания: либо два канала одновременно (для этого должны быть нажаты кнопки Cue и гореть соответствующие лампочки индикаторов), либо в одном ухе выбранный канал, а в другом – мастер, то есть конечный микс, выходящий в зал.На первых порах предпочтительнее и проще первый вариант – включаете прослушивание на двух каналах одновременно и сводите.

На четырехканальных пультах Pioneer, таких как DJM-600, прослушивание мастер/канал устроено намного более удобно, здесь имеется ручка регулировки баланса между мастером и выбранным каналом, и вы можете легко отрегулировать, чего в наушниках будет слышно больше – звука с прослушиваемого канала или же звука с мастера.

Как правильно запускать пластинку (винил)

Если вы собрались играть на виниле и уже имеете в своем распоряжении пару вертушек, микшер, и несколько пластинок, то самое первое, что вам надо научиться делать – так это правильно стартовать пластинки.

Итак, виниловые пластинки считываются при помощи специальной иглы, которая проходит по дорожкам вращающейся пластинки. Это, я думаю, все и так знают.

Пластинки играют (вращаются) с определенной скоростью, которая составляет либо 33, либо 44 оборота в минуту, ну и плюс/минус 10% при подгонке пластинки по скорости. И Ваша первая задача – научиться запускать пластинку так, чтобы она сразу же набрала необходимую скорость, не быстрее и не медленнее.

Поставим пластинку на вертушку. Поставим иголку на самое начало, дождемся появления первого удара бочки. Остановим рукой пластинку, отмотаем ее чуть назад до того самого первого удара бочки, как бы поймаем его. Отмотаем ее еще чуть раньше, на четверть секунду и будем учиться отпускать ее на счет четыре таким образом, чтобы пластинка сразу набрала свою исходную скорость, не подтормаживала и не играла быстрее на первых битах, чем дальше. Одним словом, ее надо немного подтолкнуть при запуске и подтолкнуть с четко рассчитанным усилием.

Ловкость рук заключается в том, что вам нужно не просто отпустить пластинку, а слегка подтолкнуть ее, так, чтобы она сразу же набрала ту скорость, с которой будет вращаться. Если вы недостаточно подталкиваете пластинку на старте, то вам придется подогнать ее вперед после старта, если толкнули слишком сильно, придется чуть-чуть притормозить. В идеале ваша рука должна как бы сливаться с пластинкой, которую вы отпускаете, чувствовать скорость, с которой вращается пластинка. Помните, пластинка – вещь довольно нежная и довольно чувствительно реагирует даже на малейшее изменение скорости, поэтому от вас потребуется четкость и аккуратность в движениях.

Этот процесс является не чем иным, как нахождением стартовой точки, с которой мы будем запускать сводимую пластинку и непосредственно ровным ее запуском.

Это первый, но совершенно необходимый навык игры на виниле.

Как правильно поставить точку (CD)

Все нижесказанное применимо по отношению ко всем CD-проигрывателям компании Pioneer. Все дальнейшее изложение игры на CD будет вестись именно на них, потому как Pioneer – пожалуй, самые распространенные CD-вертушки, уже давно ставшие классикой жанра и стандартом де-факто для клубного оборудования.

Итак, первое, что мы должны четко уметь делать – это ставить точку (Cue) – стартовый момент, с которого мы и будем запускать треки при сведении.

Вставим диск, выберем нужный трек, нажмем на Play. Дождемся момента, когда мы услышим первый удар бочки, нажмем еще раз на Play. Воспроизведение остановится, и мы будем слышать нечто вроде «тык-тык-тык-тык». Не пугайтесь, аккуратно прокрутите джог до того момента, пока вы не услышите тишину, ну или то, что предшествовало нашей первой бочки, с которой мы и будем запускать трек. После, аккуратно прокрутите джог вперед до того момента, где тишина заканчивается и начинается первый «тык» (это начало удара бочки). Точка начала удара бочки найдена, теперь закрепим ее. Для этого нажмите кнопку Cue.

Теперь при нажатии кнопки Play, воспроизведение будет начинаться ровно с установленной нами точки. Для того чтобы остановить воспроизведение и вернуться к точке нажмите кнопку Cue. Если вдруг вы случайно нажали Play/Pause, ни в коем случае не нажимайте после этого Cue, так как точка установится в этом месте. Просто нажмите Play/Pause еще раз, воспроизведение продолжится, а точка останется там, где вы ее ставили первоначально.

Еще один момент: на самом деле, на всех проигрывателях компании Pioneer есть функция Auto Cue, включаемая одноименной кнопкой. Ее цель, как не сложно догадаться из названия, заключается в автоматической установке точки, и в большинстве случаев она работает очень даже хорошо. Но в большинстве случаев – не означает всегда, поэтому уметь ставить точку надо уметь, и знать это как свои пять пальцев.

Как треки выравниваются по скорости (CD и винил)

Взяли первую пластинку (или CD, в дальнейшем буду называть пластинкой или просто треком), поставили, слушаем. Можем подсчитать удары, посчитали, насчитали, скажем, 127 ударов в минуту. Взяли вторую пластинку, поставили ее на другую вертушку, послушали, тоже посчитали, играет быстрее, скажем, 130 в минуту. Чтобы грамотно свести их, нам надо для начала подогнать скорость одной пластинки к другой, чтобы они играли ровненько бочка в бочку, то есть синхронизовать их, или, выражаясь более общепринятым в диджейской среде лексиконом, подогнать.

Тут-то мы и приходим к одному из самых важных практических моментов, кирпичу, без которого мы ничего не построим.

Итак, для того чтобы выровнять пластинки, на любой вертушке или диджейском CD-проигрывателе есть два основных инструмента – подгонка и питч.

Питч – это вертикальный ползунок расположенный справа от диска подгонки или пластинки – позволяет нам менять постоянную скорость, с которой и играет трек или вращается пластинка (что в принципе – одно и то же). Опустив его ниже, мы заставляем пластинку вращаться быстрее, подняв же выше – медленнее. Питч измеряется в процентах от той скорости, на которой был записан трек. Соответственно опустив его на деление 2% вниз, мы заставим пластинку играть быстрее на 2% от ее оригинальной скорости, на то же деление вверх – медленнее.

Но если питч меняет скорость трека в целом, то подгонка – это перманентное изменение скорости, то есть, говоря простыми словами, мы можем подтолкнуть пластинку вперед, делая ее на миг чуть быстрее, или же притормозить, заставляя ее играть на тот же миг медленнее.

Теперь наша задача становится несколько яснее.Мы слушаем пластинку номер 1. потом в наушниках слушаем пластинку номер 2. На слух пытаемся понять, играет ли пластинка номер 2 быстрее или же медленнее чем первая. По началу, это может быть несколько тяжело, однако поверьте мне, в дальнейшем, натренировавшись, вы сможете за несколько секунд на слух определять, какая пластинка играет быстрее, а какая медленнее.Ну, предположим, поняли мы, что пластинка номер два играет быстрее, чем первая. Теперь нам надо подогнать ее к первой по скорости. Что мы должны для этого сделать? Для начала найти первый удар бочки (поставить точку в случае CD), потому как запускать пластинку мы должны именно с него. Нашли, держим. Теперь нам надо отпустить нашу вторую пластинку (ну или же нажать Play на CD) аккуратно в следующий начинающийся квадрат на первом треке (как правильно запускать пластинку я описывал чуть выше). Почему надо отпускать в квадрат, я думаю, объяснять не надо?Отпустили, слушаем. Даже если мы отпустили пластинку абсолютно точно, они у нас поиграют вместе практически ровно какое-то короткое время и дальше начнут расползаться, потому как скорость-то у них разная. Надо что-то делать. А именно подогнать нашу вторую пластинку. Мы уже определили, что играет она быстрее, чем первая, значит, нам надо слегка ее притормозить. Логично?

Как правильно ускорять и тормозить пластинку (винил)

Для того чтобы перманентно ускорить пластинку, аккуратно поставьте палец на яблоко пластинки (см. иллюстрацию) и подтолкните ее вперед. ваш палец должен следовать движению пластинки и немного ускорять ее до достижения нужного эффекта.

Для того чтобы перманентно притормозить пластинку легонько прикоснитесь к ободку вращающегося диска (см. иллюстрацию) до достижения нужного эффекта.

Как правильно ускорить или притормозить трек (CD)

Вращайте джог вперед для ускорения или назад для торможения до достижения нужного эффекта.Притормозим. Звучит уже лучше, бочки попадают друг в друга, но все равно вскоре начинают расходиться. Вот здесь вот нам и понадобится питч.

Скажу сразу, что питч – инструмент довольно чувствительный, и скорость пластинки меняется даже от малейшего изменения питча, которое мы даже и на слух то определить и не сможем. Поэтому питч надо менять потихоньку и очень аккуратно.Подогнали мы пластинку, теперь чуть-чуть поднимем ползунок питча вверх, делая ее чуть медленнее. Подогнали еще разок, чтобы они играли одна в другую. Слушаем. Вроде играют ровно, но через некоторое время опять начинают раходиться, Еще разок притормозим нашу злосчастную пластинку и еще чуть-чуть поднимем ползунок питча, совсем чуть-чуть. Лучше? Да, эффект безусловно есть. И таким вот образом нам надо подгонять пластинку и менять ее скорость до тех пор, пока они не будут играть точно одна в другую, и не перестанут расходиться с течением времени.

Распространенные ошибки и их решения

Вроде бы всё довольно просто. Однако существует масса довольно распространенных ошибок, которые весьма неплохо портят начинающему ди-джею жизнь. Не хотите биться головой об вертушку в попытках уже 55-й раз подогнать пластинку? Тогда давайте учиться на чужих ошибках, дабы самим их не повторять.

Первая ошибка - «Как подгонять скорость быстрее и проще»?

Вы не можете понять, играет вторая пластинка медленнее или быстрее первой. Такое бывает довольно часто, когда пластинки записаны примерно в одной скорости и разница составляет не больше 2%. В таком случае намного проще не напрягать себя, тщательно вслушиваясь в пластинку, а воспользоваться одним довольно простым приемом, которому когда-то давным-давно научили меня.

Выставьте питч второй пластинки таким образом, чтобы трек на ней был заведомо быстрее первой, и далее подгоняйте в сторону торможения. Таким образом, вы не будете тыркаться туда-сюда в поисках понимания, в какую же сторону подгонять.

Но почему лучше подгонять пластинки, тормозя их, а не наоборот, спросите вы? Дело в том, что с изменением скорости пластинки меняется и тональность трека, и если резко прибавить ей скорости будет слышан характерный не очень приятный звук (типа уууу-ть) а когда мы тормозим пластинку, такого явного звука нет. Почему это так важно вы поймете чуть позже, когда мы дойдем до более тонких моментов игры, а сейчас же вместо того чтобы забивать себе этим голову вам будет намного лучше принять это как явность и просто придерживаться этого простого правила.

Вторая ошибка – работайте с питчем аккуратнее

Вы подгоняете пластинку, ведете питч, ведете. В определенный момент мы можете просто чуть-чуть перебрать, и если пластинка, которую вы подгоняете, была, скажем, медленнее, может легко случиться, то, что вы переберете питч в моменте, когда пластинки играют практически ровно, и вторая пластинка будет играть уже быстрее первой. Однако вы этого не заметите и в очередной раз попытаетесь притормозить пластинку, от чего они разойдутся в разные стороны, чем вы и будете жестко шокированы, услышав сильное непопадание (косяк). Именно поэтому питч надо подводить очень аккуратно и всегда слушать полученный результат.

Как и в любом другом деле, в диджеинге важно набить руку, и подгонка пластинок по скорости, является, по сути, основным рутинным действием, которое вам придется совершать постоянно. То, сколько времени у вас будет занимать подгонка пластинки, напрямую зависит от вашей натренированности, от того насколько быстро вы улавливаете изменение скорости и насколько быстро подстраиваете скорость.

Здесь нужна практика. Никто еще не учился подгонять пластинки за пару часов, поэтому не переживайте, если у вас не получается быстро уловить скорость и подогнать ее, больше тренируйтесь, и я уверяю, всё получится.

Упражнения

Во-первых, выберите несколько хорошо знакомых вам пластинок с максимально четким ритмом и хорошо различимыми ударными. Также, желательно чтобы в треках, которые вы выберете, было поменьше расплывчатых звуков, забивающих ударные и главный ритм. Чем четче и различимее ударные и чем меньше в треках разных расплывчатых звуков, которые могут создать во время сведения «кашу» – тем проще и понятнее будет Вам. Так же я посоветовал бы вам выбрать треки с длинным начальным развитием, трек должен развиваться хотя бы с минуту – так на первых порах будет проще набивать руку.

Упражнение для винила и CD. Ловкость рук и никакого мошенничества. Научитесь отпускать вторую пластинку четко в квадрат и в такт, так чтобы ее первый удар бочки точно попадал в первый удар бочки начавшегося квадрата на первой пластинке (о том, как это правильно сделать было много написано выше). Если вы будете четко и ровно отпускать пластинку – вам не придется совершать лишнее движение в виде дополнительной подгонки пластинки после старта, которую необходимо выполнять, если вы отпустили пластинку чуть-чуть неровно и удары бочек не состыковались с самого начала.

Упражнение для винила.

Тоже ловкость рук и никакого мошенничества. Выберите две пластинки. Поставьте их на вертушки, подгоните друг к другу, а потом выставите скорость так, чтобы одна от другой отличалась максимум на пару процентов. Один словом, чтобы они не разбегались моментально, а играли вместе ровно хотя бы секунд 10. Когда пластинки начинают разбегаться, подгоняйте их, но не трогайте питч. Работайте только с подгонкой, и держите пластинки вместе до конца, только подгоняя их. Сначала ставьте вторую пластинку немного быстрее первой и подгоняйте ее к первой путем торможения. Поупражняйтесь. После выставьте питч на второй пластинке так, чтобы она наоборот, играла медленнее первой, и упражняйтесь подгонять пластинку вперед. Чередуйте эти упражнения, они помогут вам побыстрее приобрести тот необходимый навык, без которого вы просто не сможете научиться хорошо сводить. Эти упражнения помогут набить вам руку и научиться быстро и точно подгонять пластинки.

Опять-таки, внимательно отслуживайте свою музыку. Постарайтесь отметить для себя и запомнить какой трек более быстрый, а какой, напротив, более медленный. Знание своего материала – немаловажный залог хорошей игры.

Что надо знать как свои пять пальцев

Что называют скоростью трека? В чем она измеряется?

Что такое питч и что называют подгонкой?

В какой момент на первой пластинке нужно отпускать вторую?

Как правильно стартовать пластинку?

Как правильно подгонять одну пластинку к другой по скорости.

Начинаем миксовать!

Итак, мы пополнили свои теоретические знания о клубной музыке уже вполне практическими навыками. Теперь, когда вы не только четко знаете, как построена клубная музыка, но и умеете подгонять пластинки по скорости, мы можем перейти непосредственно к главному – сведению пластинок в микс (сет).

Что называется диджейским сетом? Сет – это последовательность пластинок, сведенных между собой в единое целое таким образом, чтобы треки плавно и незаметно для окружающих перетекали из одного в другой, сохраняя неизменным скорость и не нарушая ритма. Что же нужно для того, чтобы сыграть красивый и гармоничный сет?

В первую очередь, мы должны подобрать подходящие друг к другу пластинки. Например, чтобы сводимые между собой пластинки были в одной тональности, дабы переход из одной в другую был максимально мягким, гармоничным, и более того, незаметным.

Подбираем следующую, выравниваем ее по скорости под первую вам необходимо успеть четко подогнать вторую пластинку до того, как до конца первой остается хотя бы пара минут. Если учитывать, что в среднем один клубный трек длится от 5 до 7 минут, на подгонку пластинки у вас имеется не так уж и много времени – в среднем 3-4 минуты. Это уже требует от вас определенного навыка, который вы и нарабатывали во время предшествующих тренировок.

Также не будем забывать и другой важный момент. Помимо того, что разные треки записаны с разной скоростью, порой (редко, но бывает), они записаны с разным уровнем громкости. Его нам также надо будет уровнять, в противном случае в ваш сет вкрадется совершенно явная дисгармония – сет должен быть ровным не только по скорости, но и по уровню громкости. Смотреть уровень громкости надо на основной части трека, когда в нем уже раскрылись и играют все присутствующие звуки, в первую очередь бас. Уровень громкости регулируется при помощи ручки Gain на соответствующем канале пульта.

На большинстве микшерных пультов предусмотрены индикаторы уровня громкости, например все пульты Pioneer (стандарт де-факто для большинства клубов в мире) имеют индикаторы уровня на каждый канал. Однако если вам попадется какой-нибудь «левый» микшер, не паникуйте – просто послушайте в наушниках сначала первую пластинку, потом вторую, и выставьте уровень громкости, доверяясь исключительно своему слуху – уж он-то Вас не подведет!

После того как проделаны все подготовительные операции, а именно подгонка следующей пластинки по скорости и уровню громкости, нам нужно дождаться подходящего момента, чтобы начать сводить, или, говоря иными словами, постепенно переводить первую пластинку во вторую. Этот самый подходящий момент есть не что иное, как завершающая часть первой, играющей в зале пластинки, а точнее тот ее момент, где основной мотив трека закончился, и осталось уже минимум инструментов (обычно примерно минута – 1:20 до конца трека).

На старт, внимание, в такт! Отпустили! Чуть подогнали, в наушниках играют обе пластинки, ровно одна в другую. Что дальше? Дальше надо в первую очередь знать свой материал.

Собственно, расскажу зачем.Самый жирный и мясистый инструмент трека, не считая бочки, - это бас - инструмент, который и образует вместе с ударными общий ритм, ритм-секцию. Когда мы сводим пластинки, одновременно должен быть открыт бас только с одной из них, в противном случае нам грозит полная каша, так как басовые линии разных треков всегда отличаются. Чем чревата подобная каша, говорить, думаю не надо? Люди просто не смогут танцевать. Поэтому слегка подрезаем ручку низких частот (Low) на том треке, который мы готовимся выводить, и начинаем потихоньку поднимать фейдер. Когда фейдер полностью поднят, а поднять его вы должны успеть максимум за один квадрат, следующим этапом нужно, опять-таки, дождаться подходящего момента и открыть бас на сводимой пластинке, одновременно подрезав его на заканчивающейся первой пластинке. А чтобы правильно подловить этот самый очередной подходящий момент нам и нужно хорошо знать свой материал.

Обычно в начале трека басовая линия появляется не сразу, а через несколько квадратов (обычно 2 или 4) после начала первого квадрата. Именно в этот момент и нужно переводить бас, чтобы получить красивое и гармоничное сведение.

После того как мы перевели бас и вторая пластинка уже набрала свою основную силу, остается только постепенно убрать первый трек. Сделать это можно в самом простом случае плавно, по тактам, опуская фейдер.

Другие способы сведения

В предыдущей части самоучителя был описан один из самых простых и наиболее распространенных способов сведения. Однако, мастерству и фантазии, как известно, нет границ, и способов существует великая масса. Расскажу о некоторых способах, используемых другими диджеями.

Вырез баса на такт. Суть сведения точно такая же, как и в описанном выше основном варианте «бас к басу», с той лишь разницей, что перед вступлением басовой линии второго трека, на обоих треках полностью вырезается бас. Такой вариант сведения очень хорош, если в сводимых треках имеется существенная разница в звучании ударных, которую вы хотите замаскировать для слушателя.

Сведение до зависалова. Актуально в том случае, когда второй (сводимый трек) имеет в начальном развитии ударную партию (обычно 4 или 8 квадратов), после которой следует зависалово. В этом случае нужно просто отпустить сводимый трек за те самые 4 или 8 квадратов (это примерно 30 секунд и минута соответственно) до конца первого трека, при этом на втором треке бас лучше вырезать. Первый трек спокойно доиграет и вступит зависалово второго трека. Такой вид сведения – самый элементарный и не требует вообще никаких усилий кроме подгона по скорости и вывода фейдера.

Резкий переброс. Данный вид сведения вызывает довольно сильный эффект, в случае, если сводимые треки имеют похожие басовые линии в совместимой тональности, и примерно одинаковой силы ударные. Суть такого вида заключается в резком перебросе с одного трека на другой в конце квадрата первого трека на начало квадрата второго. Этим видом сведения надо пользоваться очень аккуратно и быть точно уверенным в совместимости треков и своих силах. Иначе может получиться косяк.

Сведение с реверсом.

Данный вид сведения подходит исключительно для игры на CD- проигрывателях Pioneer CDJ 800/1000. Суть сведения заключается в обычном выводе второго трека, где на последний такт первого трека включается реверс (т.е. трек играет в обратную сторону). Далее на начало квадрата второго трека первый трек резко уводится.

Сведение с закручиванием. Подходит как для винила, так и для CD с функцией имитации винила или скретча. Все то же самое, как и в предыдущем случае с той лишь разницей, что вместо реверса первая вертушка выкручивается резко назад скретчем после чего резко уводится фейдером.

Сведение с эффектом. Суть заключается в том, что перед окончательным выходом второго трека, конечные такты первого трека или же весь мастер обрабатываются каким-нибудь эффектом типа фильтра или эхо пультов Pioneer.

Вместо заключения

В этом самоучителе раскрыты все основные моменты, которые позволили бы вам самостоятельно начать играть и избежать многих распространенных ошибок.

Конечно, всем многочисленным аспектам мастерства научить в рамках одного курса невозможно, и самые лучшие трюки и умения – те, которые вы освоили сами.

А пока, я прощаюсь с Вами! Желаю красивых миксов и ровных ритмов!

Такой вид деятельности и даже можно сказать профессия как диджеинг становится все более популярным среди молодежи. Если еще пару десятков лет назад этот вид деятельности был новым и малоизвестным, то сегодня множество молодых людей мечтают видеть себя за диджейским пультом, и время от времени подумывают, как бы им стать ди-джеем.

Кто же такой диджей?

Термин заимствован из английского языка, где аббревиатура DJ расшифровывается, как диск-жокей, и указывает на человека, который проигрывает различные музыкальные композиции для определенной аудитории, придавая готовым трекам особенные оттенки звучания с помощью специальной аппаратуры.

Диджейский пульт может быть оснащен самой разной музыкальной техникой от обычных проигрывателей и виниловых установок до синтезаторов и ноутбуков со специальными программами обработки и создания звука. Конечно, человек, стоящий за этим пультом, должен не только отлично владеть всеми навыками работы такой аппаратуры, но и создать собственный уникальный стиль, привлекающий аудиторию и отличающий его от других.

Определим направление работы и ее место

Мало кто задумывается, что профессия ди-джея имеет несколько направлений, при этом у каждого есть особенности. Как стать диджеем? Прежде всего, необходимо определиться с местом дальнейшей работы. Это могут быть:

  • Клубы (клубный ди-джей).
  • Различные вечеринки, праздники и мероприятия (мобильный ди-джей).
  • Радиостанции (радио ди-джей).

Кроме того, ди-джеев разделяют и по типу музыкальных носителей, с которыми они работают, и необходимой для этого аппаратуры. Сегодня далеко не все умеют управлять виниловой установкой, кто-то предпочитает работать на профессиональном ноутбуке, добавляя в треки спецэффекты из разнообразных музыкальных программ, а кто-то проигрывает музыку с обычных CD.

Конечно, стиль музыки и особенности ее проигрывания, как и добавление спецэффектов и уникальных моментов, тоже способствует разделению и выработке собственного направления. Но все-таки большинство диджеев предпочитают быть универсалами, используя музыку разных стилей с созданием своей «фишки». Такой подход позволяет привлекать разные аудитории и увеличивать число поклонников.

Заглянем в клуб

Конечно, ни одно клубное заведение не может обойтись без своего диджея, являющегося его лицом, его особенностью. Объясняется это просто – люди приходят в клубы, чтобы отдохнуть, потанцевать или просто послушать музыку в определенном стиле и манере исполнения. Немало посетителей клубов приходят именно послушать диджея и посмотреть на его работу, получить определенное настроение и эмоции.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...