Написать отзыв брейгель младший зимний пейзаж. Брейгель Питер младший: биография и картины. Почему будет просто понять Брейгелей

Искусство Нидерландов 16-го века
Картина Питера Брейгеля «Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц». Утонувшая в сугробах фламандская деревушка. Зимняя графика деревьев – ярких и ажурных на фоне неба. На льду замерзшей реки беззаботные человечки катаются на коньках, прогуливаются, играют во что-то, оживленно беседуют. За домами открываются заснеженные просторы, то тут, то там торчат из снега невысокие деревца, и далеко-далеко на горизонте едва видны высокие крыши города. Умиротворением и беззаботностью веет от всей картины – словно это какое-нибудь фламандское «воскресенье», долгожданный отдых от недельных трудов. Питер Брейгель Старший, как никто другой из фламандских художников, сочетал в себе талант пейзажиста и талант миниатюриста. Страсть к пейзажу пробудила в нем Италия, путешествуя по которой и постигая идеи и эстетику Высокого Возрождения, Питер Брейгель был очарован ее пронизанной светом природой; страсть к детали воспитала родная Фландрия, и каждый квадратный сантиметр каждой его работы живет как самостоятельная, выписанная с невероятной тщательностью миниатюра. Ландшафтное величие мироздания – и пестрая мозаика человеческих фигур.

«Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» – так называется эта маленькая, выдержанная в изысканной жемчужной гамме картина, написанная Питером Брейгелем незадолго до смерти, в 1565 году. Она пользовалась особенной популярностью, и сегодня известно 127 ее копий, 45 из которых принадлежат кисти Брейгеля Младшего, сына художника. Пейзаж с ловушкой для птиц. Где же ловушка? Признаться, не сразу узнаешь ее в этой тяжелой двери, чуть поднятой над землей, – под ней щедро рассыпано зерно, а вокруг суетятся такие же, как люди, беззаботные птицы. А где же птицелов? Вряд ли среди этих человечков в ярких одеждах: почти все они отвернулись от нас, каждый увлечен чем-то своим, погружен в свое занятие. В безмятежную музыку зимнего дня вливается нотка тревоги. А может быть, он ждет своего момента за этими деревьями на переднем плане? Там, где находимся мы, зрители, наблюдатели? А если теперь перевести взгляд с птиц вновь на реку? Не за этими ли человечками мы на самом деле наблюдаем?

Ведь Питер Шутник (так прозвали Брейгеля современники) запечатлел пейзаж с высокой точки зрения, зачем-то поднял нас над происходящим, и мы не можем «войти» в картину, шагнуть на лед, словно знаем, заметили что-то такое, чего не хотят видеть конькобежцы. Брейгель не раз писал реку, по которой люди – кто скользит, кто идет, кто падает и встает, а кто и остановился. Не раз писал реку человеческой жизни. Однако в каждой картине этот символ обретает новый смысл. Здесь река – западня, ловушка: в любой миг лед может треснуть, и легкомысленные фигурки не успеют спастись. Жизнь человека хрупка и эфемерна. Как и жизнь птиц, не подозревающих о ловушке. Еще одно подтверждение этой мысли находят в изображении птиц и людей на первом плане: они почти не отличаются своими размерами.

На некоторых копиях картины «Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» у одного из домиков можно разглядеть Иосифа, запрягающего ослика. Никто не замечает его. К священной истории, творящейся здесь и сейчас, обыватели остаются равнодушны. Живопись Питера Брейгеля противоречива – средневековый скептицизм и ренессансная вера в человека, фантастика и реалистическая подробность, нравоучение и любовь к жизни тесно сплелись в его творчестве, но кажется, что где-то там, за первыми понятными смысловыми пластами, все противоположности сходятся...

Именно эта работа стала прототипом «Зимнего пейзажа с конькобежцами» Хенрика Аверкампа из «Картины недели» и вдохновила ещё сотни. Узнаваемость Брейгеля Старшего феноменальна. Даже далекие от искусства люди обладают знанием на уровне прошивки: если на картине зима, микро-трубы голландских печек торчат из сугробов, и микро-население города высыпало на улицу, значит это «голландцы», «фламандцы», XVI век, Северное Возрождение.

Почему будет просто понять Брейгелей?

– Все картины основателя художественной династии Питера Брейгеля Старшего были распроданы при жизни. Его самым преданным копиистом стал старший сын Питер (по прозвищу Младший). Вопреки распространенному суждению, отец не учил детей писать Он вообще умер, когда Питеру было всего 4 года, а младшему, Яну, всего год. Брейгель Младший изобрел метод живого печатного станка и тем фактически положил начало массовому тиражному искусству из меркантильных соображений. Нужно было удовлетворять спрос публики на отцовские картины.

– Именно работы почвенника Брейгеля Старшего (aka Мужицкого), в основной массе укладывающиеся в формулу «вот моя деревня, вот мой дом родной», стали тем самым актуальным коммерческим искусством в современном смысле. В эпоху слабого распространения информации «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» стал просто «Отелем Калифорния» в 666-ой степени. Брейгель Младший скопировал его минимум 45 раз. Сейчас эти копии составляют коллекции ведущих мировых музеев и гостиных.

– Как и любой бесконечно видоизменяющийся мем, «Пейзаж» ценен тем, как вместе с отличиями перенастраивается восприятие зрителя. Правда, в силу того, что мем старинный, в отличиях и особенностях давно запутались. Даже специалисты не различают и не помнят всех копий и делают ошибки в каталогах и учебниках. Но мем прощает ошибки, ведь чтобы его считать достаточно в общих чертах помнить опорные точки сюжета. На каждой картине разная погода и время суток, даже горожане кое где одеты более тщательно, но главное неизменно: на плоскости замерзшего канала беззаботно резвятся одинаково округлые птицы и фламандцы, оборудованные коньками, а в углу лежит доска.

Поскольку память у искусствоведов не очень, они договорились, что порядок создания работ авторами таков:

«Ловушка-1565»

«Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», предполагаемый оригинал Брейгеля Старшего, 1656, Вена, Музей истории искусств

«Ловушка-1602»


Копия Питера Брейгеля Младшего, которую называют также «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц и бегство в Египет» 1602 год, Антверпен, Музей Майер ван дер Бер

«Ловушка-1620»


1620-е, копия Питера Брейгеля Младшего, Москва, ГМИИ им.Пушкина

«Ловушка-1620-2»


И ещё одна копия из 20-ых годов XVII века хранится в Пушкинском в Москве

Кто здесь?

Казалось бы, игра в «найди отличия» в случае брейгелевского пейзажа должна ограничиться сравнением колористики и ширины мазка. Остальные параметры почти неизменными от версии к версии. Никуда не исчезает саспенс, нагнетаемый зловещей доской, готовой обрушиться на птиц. На месте остаётся и знаменитая рифма людей и птиц, одинаково мелких и хлипких перед лицом неминуемой смерти. Во многом эта рифма и обеспечила картине потенциал мема.

Ощутимо, вместе с погодой, меняется разве что эмоциональная оценка перспективы протянуть ноги под деревянной крышкой. Здесь мы модем наблюдать спектр от флематичной обречённости оригинала до принятия и своеобразного северного дзена поздней, солнечной версии.

Но на одной из копий запечатлен большой рубеж и начало нового образного языка в искусстве абсолютно незаметный без лупы и знания, что и где нужно искать. И только дотошный зритель, потрудившийся перечитать название картины и пересчитать фигурки, заметил его – Иосифа, снаряжающего ослика. В названии версии 1602 года появляется таинственное дополнение: «… и бегство в Египет». Может показаться, что искусствовед ввел такое условное обозначение чтобы не потерять подшефную копию.

Но это не шифр, а обозначение конкретного сюжета, очень распространенного среди живописцев Ренессанса. Библейская сценка подготовки бегства в семьи Иисуса Христа в Египет от избиения младенцев помещена в нижнюю правую часть полотна, между лодкой и тройным деревом. Кажется, что она возникла из другого измерения, будто просочилась в брешь времени и пространства, образовавшуюся от множественного копирования одного и того же пейзажа. И при этом даже не выглядет заметной:


Фигурки семейства Иосифа и ослика выделены светлым кругом

С начала XVI века голландцы начали изображать мифические сюжеты в привычных для Нидерандов пейзажах. Современнику Брейгеля, даже самому набожному, было так же трудно соединиться с мифом, как трудно представить себе египетский зной. Поэтому на картине не Египет, а тот же заснеженный Антверпен, но евангельская ситуация повторяется с участием персонажей в одеждах антверпенских обывателей.

Представители итальянского и немецкого Возрождения уже делали это. Кранах, например, поместил ту же сцену бегства в тень альпийских ёлок. Но он придерживался рамок «одна картина - одна история», то свирепый авангардист под маской попсового ремесленника Брейгель прямо нарушал ткань произведения и делал сюжетные врезки. С их помощью герои мифа материализовались серди привычных кабаков и сараев, а миф становился таким же реальным, как сарай.

Брейгель Питер младший (1564/65-1636), живописец из Фламандии, имел прозвище Адский. Он известен по многочисленным копиям произведений своего отца, Питера Брейгеля-старшего, а также по оригинальным работам. Большое количество копий готовилось для продажи на родине, а также шло за границу. Это способствовало международному признанию картин его отца. На портрете ван Дейка предстает перед нами Брейгель Питер младший. Фото рисунка и показывает его красивый облик, и дает характеристику как умудренного жизнью человека.

Питер Брейгель-младший: биография

Сын Питера Брейгеля-старшего по прозвищу Крестьянский и его жены Майкен Альст родился в Брюсселе и лишился отца в возрасте пяти лет. Вместе с братом Яном (которого называли Бархатным, Райским или Цветущим) и сестрой Мари он стал жить у своей бабушки Мейке Верхюлст. Бабушка была вдовой плодовитого художника Питера Кука ван Альста. Она и сама была опытной художницей, известной своими миниатюрами. Возможно, Карел ван Мандер Майкен Верхюлст, фламандский живописец в стиле северного маньеризма, поэт, историк и теоретик искусства, был первым учителем ее двух внуков.

Через некоторое время после 1578 года семья Брейгелей переехала в Антверпен. Вероятно, Брейгель Питер младший пришел в мастерскую ландшафтного живописца Гиллиса ван Конингсло, который учился у Питера Кука ван Альста. Его учитель уехал из Антверпена в 1585-м, но к этому времени Брейгель уже был принят в гильдию святого Луки в качестве независимого, самостоятельного живописца.

5 ноября 1588 года Брейгель Питер младший женился на Элизабет Годделет. У них родилось семь детей, многие из которых умерли в раннем детстве. Один из сыновей, которого звали Питер Брейгель III, также станет художником. Сам Брейгель Питер младший держит большую мастерскую в Антверпене, в которой в основном изготавливаются недорогие копии работ его отца, которые хорошо продаются и в стране, и за рубежом. Однако несмотря на достаточное количество заказов художник часто испытывает материальные затруднения. Скорее всего это связано с чрезмерным употреблением алкоголя. У него было не менее девяти учеников, в том числе такие, как и Андриес Даниэлс. После того как они научились работать, изготавливая копии в мастерской Брейгеля, оба прославились как мастера натюрморта.

Художник Питер Брейгель-младший умер в Антверпене в возрасте 72 лет.

Самостоятельные работы

Живописец, как уже было сказано, в большей степени специализировался на создании многочисленных копий с наиболее известных работ своего отца. Сам же Питер Брейгель-младший писал пейзажи, картины на религиозные сюжеты и жанровые деревенские сцены. Его имя и работы были забыты в XVIII и XIX веках, пока он не был заново открыт в первой половине XX столетия.

Картины «Сборщик налогов» и «Невеста»

Питер Брейгель-младший создавал яркие, энергичные, смелые, своеобразные работы, построенные на идиомах, которые трудно буквально перевести для иностранца.

Они требуют пристального рассмотрения. Такой картиной стала, например, «Управление сборщика налогов». У нее есть еще несколько названий, говорящих о возможности различных толкований этого произведения. За столом стоит человек в шляпе адвоката. Но сбор налогов обычно не происходит в такой обстановке, как это изображено на полотне. И документы, и сумки на столе выглядят не такими, какими они были в реальной жизни того времени. Кроме того, обычно крестьяне приносили десятину зерном. Здесь же они выстраиваются в очередь с курами и яйцами. Картина показывает интерес городского жителя, каким являлся Брейгель, к деревенской жизни. Художник сделал не менее 25 копий с этой работы в разных форматах.

Еще одна оригинальная работа Брейгеля находится в музее Метрополитен. Это «Невеста». Известно по крайней мере пять ее авторских версий. Картина изображает старинный весенний фламандский обычай выбора королевы на Троицу и венчание ее венком из цветов, собранных в полях детьми. И по стилю, и по колориту картина явно отличается от работ отца. В картине используются такой яркий цвет, как киноварь, а также богатейшие сине-зеленые оттенки. На полотне видна цельность композиции и рисунка. В также можно найти его четыре работы, но поскольку на протяжении всей жизни его стиль не менялся, то бывает трудно достоверно сказать, является ли какая-либо работа оригинальной и самостоятельной или это одна из копий потерянной работы его отца.

Создатель копий

Брейгель Питер младший в Эрмитаже представлен пятью копиями с работ его отца. Это «Поклонение волхвов», «Ярмарка с театральным представлением», «Зимний пейзаж», «Проповедь св. Иоанна Крестителя» и «Нападение разбойников на крестьян». Копиист неизбежно вносил в эти полотна небольшие изменения, которые отличают его произведения от работ отца. Они разнятся и по колориту, и по прочтению темы деталями, которые могут несколько менять смысл вновь созданных картин.

Рождественская тема

Переписав отцовскую картину, затронул эту тему Питер Брейгель-младший. «Поклонение волхвов» - это картина авторства Брейгеля Старшего, изображающая маленькую деревушку, в которой под сумрачным зимним небом люди заняты своей обычной, не праздничной жизнью. Это будни фламандской деревни.

Но на площади появились мулы, покрытые разукрашенными попонами. Это заставляет народ обратить внимание на малозаметное здание, которое находится слева. На картине Брейгеля-сына Мария с младенцем почти незаметны. Волхвы одеты совершенно буднично. Главное - это повседневная жизнь, которая бурлит, суетится. Она полна необходимой деятельности и связывает в единое целое человека и мироздание.

Зима

Конечно, первоначально такое умиротворенное произведение создал отец. Ее копию написал Брейгель Питер младший. «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» изображает ясное утро вместо хмурого дня.

Светлая лазурь неба, отражаясь в белом снеге, плавно и гармонично отблесками переходит в зеленоватый лед на реке. Забава с коньками в картине - не главное. Важна ловушка, которая сделана из двери для глупых птах, которых поджидает ловец. Его, кстати, на картине нет. Что стоит за этим? Вопрос о бренности и хрупкости любой жизни. Птичьей, если ловушка захлопнется, человеческой, если лед на реке растрескается, и веселое развлечение превратится в трагедию.

«Избиение младенцев»

Как утверждает Евангелие от Матфея, узнав о рождении Иисуса, царь Ирод приказал убить всех детей в Вифлееме в возрасте до двух лет. Брейгель осовременил историю, и солдаты у него носят форму Испанской армии и их немецких наемников.

Эту работу отца повторил Питер Брейгель-младший. «Избиение младенцев» продана не менее чем в 14 копиях. Та версия, которая принадлежит сейчас Королевской коллекции Ее Величества королевы Елизаветы II, первоначально принадлежала императору Рудольфу II. Убитые младенцы были закрашены. Вместо них нарисовали продукты и животных. Таким образом, вместо резни получились грабеж и мародерство. В 1988 году она была отреставрирована, и был восстановлен ее первоначальный вид. Это произведение приобретено Карлом II в 1662 году.

Лето

Конец лета, отразил на картине Питер Брейгель младший. «Жатва», конечно, отличается в деталях от полотна отца. Более крупным планом даны жители деревни. Некоторые после трудов отдыхают не под деревом, как у отца, а там, где сморила их усталость.

На первый план выходит крестьянин, утоляющий жажду из огромного жбана. По колориту картина сына ярче, веселее, в ней больше киновари. Пейзаж на дальнем плане совершенно другой. Все внимание художника приковано к людям, которые много потрудились уже и собирают заслуженно большой урожай. Очень тепло живописец относится к изображаемым жителям маленькой деревеньки, к неутомимым труженикам.

Реферат по истории. Питер Брейгель-младший

Искусство развивалось по совсем иным законам, если сравнивать его с итальянским. Во-первых, оно отстало почти на столетие. Во-вторых, у художников не было великих образов греко-римской культуры. И последнее, оно развивалось на фоне борьбы за свободу против испанских захватчиков и реформирования Церкви. В целом все это выразилось на картинах нидерландских живописцев большей близостью к готике и более условными и архаичными формами. До какой-то степени в их творчестве присутствует языческое восприятие мира: Бог растворен в каждой его частице. Меж тем официальная доктрина это отрицает. Бог далеко и надзирает за деяниями людей.

Художники Нидерландов стремились украсить повседневный быт, поэтизировали повседневность. Поэтому пейзаж из фонового изображения на картине стал самостоятельным жанром, как и натюрморт.

В творчестве Брейгелей, в особенности младшего, очень сильны противостояние зла и добра, философские подтексты о бренности земного, насмешка, как, например, в картине «Алхимик» по гравюре отца.

Художник вслед за отцом всматривается в деятельность людей, но видит в их действиях смысл, в то время как отец его не усматривал, изображая жизнь как пустую суету. С любовью и вниманием художник изображает жизнь народа, переиначивая картины своего отца. Он читает их по-другому. Повседневная жизнь не представляется ему бессмыслицей. И кроме того, она полна той красоты и яркости, которых было мало на картинах Брейгеля-старшего. А пейзажная часть полотен продолжает развивать то, что начал отец, показывая красоту окружающего мира. Таким образом, делая копии и активно продавая их за границу, Брейгель-младший знакомит мир не только с произведениями своего великого предка, которые с триумфом шествуют по странам и континентам, но с собственным видением мира.

Дерево, масло

Происхождение: аукцион Christie"s, Лондон, 14 мая 1971 г., лот 107 как «Питер Брейгель Младший»; через галерею Boskovitch, Брюссель, 1973 аукцион Christies, Лондон, 15 апреля 2015 г., лот 413; частная коллекция К. Мауергауза

Танцем, или пляской, святого Вита (Витта) сегодня называют серьезное невротическое расстройство – хорею, разновидность гиперкинеза, «синдром, характеризующийся беспорядочными, отрывистыми, нерегулярными движениями, сходными с нормальными мимическими движениями и жестами, но различные с ними по амплитуде и интенсивности, то есть более вычурные и гротескные, часто напоминающие танец», как пишет Википедия. Но откуда взялось само название, и почему Брейгели обратились к такому странному сюжету в своем творчестве?

Ученые и сегодня продолжают спорить о генезисе явления, но, как бы то ни было, имеет место по крайней мере одно достоверно зафиксированное историческое событие, получившее название «эпидемия 1518 года». Некая госпожа Троффеа во французском городе Страсбурге несколько дней выделывала на улице судорожные движения, похожие на танец. Удивительно, но к ней примкнуло постепенно несколько сотен горожан. В результате – десятки погибших от инсультов, инфарктов или просто из-за истощения, ибо этот танцевальный марафон продолжался не один день и даже не одну неделю.

И это, как выясняется, не первый случай подобных психогенных эпидемий! Так из-за небывалого разлива Рейна в 1374 году погибли посевы у немецких крестьян, что превратило их и без того тяжелое существование в сущий ад на грани между жизнью и смертью. Верующие, собравшиеся в Аахене традиционно отпраздновать день своего покровителя Иоанна Крестителя, под воздействием стресса, в своем неистовом желании ублажить святого и вымолить у него помощь, оказались вовлеченными в танцевальную вакханалию – бились в конвульсиях, впадали в транс, их лица выражали страдание. Одновременно в подобных плясках принимали участие до полутра тысяч человек! Эпидемия постепенно распространилась на запад Европы и затихла уже на территории Нидерландов.

Еще одна причина подобных массовых психозов коренится в религиозных суевериях. Святой Вит, живший в четвертом веке и страдавший хореей, перед своей мучительной смертью в котле с кипящим маслом, куда его приказал бросить император Диоклетиан за отказ отречься от христианской веры, просил Бога излечить всех пораженных этим недугом. В Средневековье в Германии сложилось поверье, будто «танцы с бубном» перед статуей святого Вита в день его именин 15 июня способны дать заряд бодрости и здоровья на целый год. Кстати, сам медицинский термин «хорея», или «пляска святого Вита», ввел в употребление великий Парацельс. Неоднократная массовая танцевальная истерия в Европе по сути своей хореей не является – это не болезнь, а проявление религиозной экзальтации на грани помешательства.

Известна гравюра 1642 года, выполненная Хендриком Хондиусом (Hendrick Hondius) по рисунку Питера Брейгеля Старшего (1564) «Танцевальная мания в ходе паломничества к церкви в Моленбек-Сен-Жан». Питер Брейгель Младший пошел по стопам отца и тоже обратился к сюжету, как оказалось, достаточно обыденному, привычному для своего времени. Кстати, часто «в помощь» танцующим приглашались музыканты, что мы и наблюдаем в сценке, изображенной на картине. И – да! – обратите внимание на табличку, прикрепленную к раме: здесь вполне внятно написано, что картина принадлежит кисти Питера Брейгеля Старшего (the Elder). Что бы это значило?..

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (1564/65 – 1637/38). Пьющий король

Дерево, масло

Происхождение: аукцион Christie"s, Лондон, 06 декабря 2011 г., лот 15; приобретена в 2014 г. в Цюрихе в галерее Kunstberatung; частная коллекция К. Мауергауза

«Король пьёт!», или «Пьющий король», или «Бобовый король» – сюжет, весьма популярный в живописи Фландрии 17 века. Питер Брейгель Младший был далеко не единственным художником, кто обратился в своем творчестве к теме безудержно веселых и пьяных народных гуляний, сопровождавших празднование католического Богоявления.

Обязательным атрибутом праздника был пирог, перед выпечкой которого в тесто замешивался боб – символ Вифлеемской звезды. После подачи на стол пирог разрезали в соответствии с числом участников пиршества. Тот, кому посчастливилось заполучить заветный кусок пирога с бобом, оказывался в центре всеобщего внимания, становился Бобовым королем, а все прочие – его свитой. Королю все старались угодить, выполнить любое его желание. От короля требовалось немного – как можно чаще поднимать свой отнюдь не пустой бокал с восклицанием «Король пьёт!». И не надо изобретать тосты и произносить речи – достаточно просто дать своим «подданным» команду к очередному возлиянию.

Вот такую разудалую пьяную пирушку и показал Питер Брейгель Младший на следующей картине: здесь и дети, и собаки, и кошки, и куры – всем тепло и весело в этот холодный январский день у очага посреди жаркого застолья с обильной выпивкой и едой, с непритязательными танцами под звуки волынки…

Кстати, обратите внимание на невероятное сходство этой картины и полотна Мартена ван Клеве Старшего (1527 – 1581), последователя Питера Брейгеля Старшего, "Король пьёт!" . Очевидно, что пальма первенства здесь принадлежит именно ван Клеве, а Питер Брейгель Младший явно находился под влиянием работ и этого художника, в том числе.

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (1564/65 – 1637/38). Перепись в Вифлееме

Дерево, масло

Происхождение: частная коллекция, Европа; аукцион Piasa, Париж, 31 марта 2014 г., лот; частная коллекция К. Мауергауза

В творчестве Питера Брейгеля Младшего можно четко проследить два основных направления: жанровые сценки, рисующие жизнь простого народа, по которым можно изучать сегодня быт и нравы Фландрии 17 века – и здесь талантливый сын следует по стопам своего великого отца, продолжая его традиции, и христианские, библейские сюжеты, но изображенные всё в том же стиле: перед нами предстают портреты современников художника – вне всяких сомнений. Судите сами: «Перепись в Вифлееме» на первый взгляд ничем не напоминает нам о событиях более чем двухтысячелетней давности – настолько обыденно всё изображенное на полотне, так не соответствуют нашим представлениям и знаниям о древней Иудее костюмы, дома, лица, лежащий на улицах снег. Присмотритесь внимательнее! Что за деньги отдают граждане прибывшим чиновникам с их гроссбухами? Да перепись ли это? Скорее, речь идет о сборе налогов! И только женщина на осле, закутанная в плащ (скрывающая свою беременность?), следующая за мужчиной с неким инструментом, напоминающим пилу, намекают нам на фрагмент из Евангелия, что повествует о плотнике Иосифе и жене его Марии, прибывших в Вифлеем и направляющихся к постоялому двору. Забавно, но на переднем плане режут явно рождественских свиней, готовясь отпраздновать Рождество Христово! Вот так библейский сюжет и современность тесно переплелись на картине фламандца.

Сюжет евангельской переписи был, очевидно, весьма популярен среди заказчиков Питера Брейгеля Младшего, если эта работа – далеко не единственная и является, по сути, списком с картины отца . Вот только в отличие от «Переписи» Брейгеля Старшего здесь мы видим лишь нижнюю половину гораздо более масштабного полотна. Зато в Королевском музее изящных искусств Антверпена хранится полный вариант "Переписи" .

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (1564/65 – 1637/38). Крестьянская драка

Дерево, масло

Происхождение: распродажа коллекции Fursac, Галерея Fievez, Брюссель, 14 декабря 1923 г., № 33, как «Pierre II», проиллюстрирована PL. VII; частные коллекции, Европа; галерея de Jonckheere, Париж, 2014 г.; частная коллекция К. Мауергауза.

Жанровые сценки Питера Брейгеля Младшего – это не просто отражение жизни современных ему Нидерландов; как и работы отца, все они полны глубокого смысла, носят подчас назидательный характер, содержат в себе определенную мораль. Такова и картина «Крестьянская драка». Судя по деталям, перед нами конфликт, разгоревшийся в ходе карточной игры и перешедший в суровое побоище с применением подручных средств в качестве аргументов. А аргументы здесь нешуточные! Например, вилы, которые крестьянка прижала к груди и ни за что не желает отдавать не в меру распалившемуся спорщику, дабы избежать кровопролития, если не убийства. И эта яростная сцена происходит на фоне вполне мирного деревенского праздника.

Согласитесь, это так близко нам, россиянам! Ну, какая, скажите на милость, свадьба в русском селе без хорошей драки? «Потом поймали жениха и долго били», как пел Владимир Семенович Высоцкий. Человеческая натура не меняется с течением времени. Прошли века, а тема пустячной, неуместной, бессмысленной бытовой ссоры с криминальным исходом не теряет своей актуальности.

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (1564/65 – 1637/38). Волынщик, играющий на улице в окружении детей

Дерево, масло

Происхождение: коллекция de Blomaert; частная коллекция Швейцария; галерея de Jonckheere Париж, 2015; частная коллекция К. Мауергауза.

Пытаюсь понять замысел художника, главную мысль, выраженную на этом полотне, но вижу лишь толпу детей, восхищенно взирающих на волынщика. Мне кажется, он еще и не играет даже, а малыши уже замерли в ожидании музыки – для них она непостижимая тайна, чудо, исторгнутое из недр безобразного серого меха. И неважно, что неподалеку разыгрывается очередная драма, и один из ее участников уже замахнулся мотыгой на оппонента, и зеваки сбегаются то ли посмотреть, чем всё закончится, то ли поддержать спорящие стороны – всё-таки, какое ни есть, а развлечение в их примитивной, однообразной жизни, исполненной ежедневных тяжких трудов. И лишь дети, чистые и наивные, завороженно внимают убогим звукам волынки. «В стране слепых и кривой – король».

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (1564/65 – 1637/38), и мастерская. Ловушка для птиц

Дерево, масло

Происхождение: Grace Wilkes, Нью-Йорк, который завещал картину Музею Метрополитен, Нью-Йорк в 1922 г.; аукцион Christie`s, Лондон 6 июня 2012 г., лот 72; частная коллекция К. Мауергауза

Осмелюсь предположить, что «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц», или «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», или просто «Ловушка для птиц» – наверное, самый популярный сюжет не только у Брейгелей, но и у других нидерландских художников; возможно, он даже популярнее «Пьющего короля». Питер Брейгель Младший столь часто к нему обращался, что сегодня в мире насчитывается свыше сотни авторских копий, две из них можно увидеть и в России: в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. А теперь появилась и третья копия в собрании К. Мауергауза.

На первый взгляд, перед нами идиллическая картина заснеженного голландского городка. Жители – от мала до велика – катаются на коньках по замерзшей реке. И собственно ловушку для птиц мы воспринимаем поначалу не как ловушку, а скорее как кормушку. И только через некоторое время начинаем понимать, что кормушка эта какая-то странная: на ненадежной опоре лежит старая деревянная дверь, под ней рассыпан корм, птицы доверчиво клюют его, не подозревая о нависшей над ними угрозе. В любой момент деревянный колышек может выскользнуть из-под двери, и все находящиеся под ней птицы будут раздавлены. В чем смысл устанавливать такую смертельную для птиц конструкцию?..

По сравнению с птицами, сидящими на ветках на переднем плане, люди на реке выглядят ничуть не крупнее – и невольно напрашивается аналогия: люди и птицы на этой картине так похожи! Как птицы могут быть убиты в любой момент, так и люди могут провалиться под непрочный лед или в прорубь. Неявная угроза, смертельная опасность, нависшая над людьми и птицами, роднит их, делает равными перед неумолимостью рока. И возникает вопрос: оправдан ли риск? И не саму ли реку жизни с ее соблазнами, многочисленными вызовами и испытаниями изобразил автор на картине?

Фламандские (нидерландские) пословицы

Три небольшие тондо кисти Питера Брейгеля Младшего, представленные на выставке, иллюстрирующие нидерландские пословицы, являются самыми загадочными работами мастера и потому вызывают наибольший интерес. Для людей неподготовленных, плохо знающих историю Нидерландов, образ жизни, ментальные особенности населения этой страны и не владеющих языком, это скорее не пословицы, а настоящие загадки-головоломки, побуждающие к интенсивным поискам в стремлении понять, что хотел сказать нам художник. Вот и ваша покорная слуга пустилась во все тяжкие в намерении раскопать тайный смысл этих удивительных работ.

Знаменитое полотно "Фламандские (нидерландские) пословицы" Питера Брейгеля Старшего ничуть не уступает фантасмагориям Босха. Эта картина до сих пор является объектом пристального внимания искусствоведов. Отдельные сюжетные фрагменты, из которых сложена эта жуткая, причудливая мозаика, иллюстрируют многочисленные пословицы; специалистам удалось выявить таковых свыше сотни. Далеко не все удалось расшифровать, потому что некоторые пословицы подзабылись, устарели, вышли из обихода. Вот только расшифровать три тондо Питера Брейгеля Младшего по описаниям к картине его отца мне не удалось: сын пошел дальше отца. В серии его фламандских пословиц есть как списки с отцовских сюжетов, так и собственные иллюстрации к пословицам.

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (1564/65 – 1637/38). Пьяница на яйце

Дерево, масло. Диаметр 12,5 см

Происхождение: аукцион Hampel, Мюнхен 25 сентября 2014 г., лот 642; частная коллекция К. Мауергауза

Мне удалось найти в Интернете резцовую гравюру на меди Яна Вирикса из серии «Двенадцать фламандских пословиц», выполненную по рисунку Питера Брейгеля Старшего (1568) и дополненную им неким четверостишием, над переводом которого пришлось покорпеть. Название гравюры «Только глупец высиживает пустое яйцо» является, очевидно, последней строкой четверостишия. Вторую удалось перевести с помощью Google-переводчика почти полностью: «Всегда улыбаются и полны бодрости духа…». К сожалению, я не уверена, что правильно набрала текст с гравюры; вполне возможно, я неверно интерпретировала некоторые символы, и там есть умлауты. Но в любом случае, смысл четверостишия и название «Пьяница на яйце», под которым аналогичная работа Питера Брейгеля Младшего была выставлена в Нижнем, как-то не соответствуют друг другу: яйцо на картине явно не пустое, и сидит на нем не столько глупец, сколько любитель возлияний.

Кстати, в Королевском музее изящных искусств в Антверпене есть еще одна подобная работа Питера Брейгеля Младшего, только чуть большего размера. Если вам нравятся изыскания из серии "Найдите 10 (20,30...) отличий", извольте: Фламандские пословицы !

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (1564/65 – 1637/38). Мужчина обнимает даму, когда в ее руках игла

Происхождение:

Рискну высказать свое скромное мнение по поводу сюжета этой картины. Мне кажется, здесь идет речь о беспечности, неосторожности, необдуманности действий. Мужчина ведет себя явно опрометчиво! Не так ли?

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (1564/65 – 1637/38). Фламандская пословица

Дерево, масло. Диаметр 17,5 см

Происхождение: галерея Robert Finck, Брюссель, 1973; коллекция барона de Warnand; галерея de Jonckheree; частная коллекция К. Мауергауза

Даже не буду пытаться как-то интерпретировать сценку на этой картине. Заранее уверена, что ошибусь. Скажу лишь, что многие нидерландские пословицы имеют аналоги в русском языке. А мне почему-то пришла на память строчка из известной басни И.А. Крылова: "А Васька слушает, да ест".

Современникам, скорее всего, не составляло труда понять автора – гораздо труднее это сделать нам спустя столетия. Думаю, искусствоведам еще предстоит большая работа над расшифровкой смыслов и идейных посланий мастера, скрытых в этих картинах. Возможно, европейские исследователи творчества Брейгелей уже написали научные статьи и даже защитили диссертации, посвященные шедеврам, которые, благодаря удивительному стечению обстоятельств, оказались теперь в частной коллекции в России. Если вам эта тема интересна, если вы найдете соответствующие публикации – пожалуйста, поделитесь этой информацией в комментариях!

Татьяна Шепелева. Октябрь 2016 года

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме