Народные одежды солнцев художник. Веневский уезд - федор григорьевич солнцев. «Лицевые Святцы» работы Ф.Г. Солнцева

Жизнь и труды художника Федора Солнцева
«Солнцев был одним из тех лучших и немногих,
которые учили нас всех ценить и любить
настоящую коренную Русь».
В.В. Стасов

В одном из залов Государственной Третьяковской галерея экспонируется небольшая картина «Крестьянское семейство», выполненная в 1824 г. выпускником Академии художеств в качестве программы на Малую (вторую) золотую медаль. Традиционное программное задание с незамысловатым сюжетом, несложное, но продуманное композиционное построение, теплый колорит – настоящая академическая работа.

Она заслужила признание и одобрение членов комиссии, ее автор получил золотую медаль, а молодой художник – право на пенсионерскую поездку, которым не воспользовался. Эту картину в конце XIX в. забрал в свою галерею П.М. Третьяков, с нее делали учебные копии студенты Академии художеств. И кто бы мог тогда, в 1824 г., представить, что с этой незамысловатой программной работы начнется великий путь выдающегося русского художника, без которого немыслим сегодня разговор о культуре XIX в. вообще, о русской архитектуре и русской книжности, в частности. Имя этого художника - Федор Григорьевич Солнцев (1801-1892).

Трудам Солнцева русская наука обязана собранием «Древностей Российского государства» и «Керченских и Фанагорийских древностей». По рисункам Солнцева восстановлены терема и церкви Московского Кремля, украшены залы Кремлевского Дворца. Ему принадлежит честь открытия и восстановления мозаик и фресок Софии Киевской, Успенского собора Киево-Печерской Лавры, Дмитровского собора во Владимире.

В 1876 г. во время празднования 50-летия художественно-археологической деятельности Ф.Г. Солнцева главный редактор известнейшего журнала «Русская старина» Михаил Иванович Семевский произнес: «Рисунки Солнцева, в научном и художественном отношениях - живописная летопись Древней Руси, источник возрождения отечественного стиля. И если Карамзин в летописях и других археографических памятниках нашего Отечества обрел живые краски для слога своей истории; если Пушкин в народных сказках нашел живую, свежую струю, которой он обновил язык Отечественной поэзии, то художник Солнцев произведениями своими пробудил в русских художниках чувство народного самосознания и уважения к образам, завещанным нам предками».

Федор Григорьевич Солнцев родился 14 апреля 1801 г. в с. Верхне-Никульском Мологского уезда Ярославской губернии в семье помещичьих (крепостных) крестьян графа Мусина-Пушкина. После рождения сына Федора его отец, Григорий Кондратьевич, уехал в Петербург и стал работать кассиром при императорских театрах. Вскоре в северную столицу переехал и старший брат, Денис. Федор и его мама Елизавета Фроловна остались в деревне. Благодаря стараниям матери, бывшей грамотной женщиной, он начал учиться читать. Но учеба в целом давалась с трудом. Гораздо интереснее было рисовать или копировать лубочные картинки, играть на берегу ручья, впадающего в знаменитую реку Сить.

Когда в 1815 г. отец, по обыкновению, навестил семью, ему пожаловались на нерадивого ребенка, интересовавшегося только рисованием различных деревенских и церковных предметов. Григорий Кондратьевич, по-видимому, обладая хорошим чутьем, забрал ребенка с собой в Петербург. Здесь, на Адмиралтейской площади в доме графа Кутайсова, живя с братом и отцом, Федор Григорьевич начал учиться арифметике, французскому и немецкому языкам, изучать целый ряд общеобразовательных предметов, а также рисованию.

Пока Федор Григорьевич потихоньку обучался у своего брата, отец хлопотал о его устройстве в Академию художеств. Это произошло в том же, 1815 г. Отправившись однажды по приказанию Григория Кондратьевича к инспектору академических классов, известному художнику К.И. Головачевскому, Федор Солнцев был немедленно зачислен в число своекоштных воспитанников. В 1815 г. его определили в первый рисовальный класс. Менее чем через полгода Солнцев оказался в натурном классе. Перейдя в третий возраст, Ф.Г. Солнцев выбрал своей специальностью историческую и портретную живопись, и стал работать под руководством известных русских живописцев, профессоров С.С. Щукина, А.А. Егорова и А.Г. Варнека. Работал Солнцев много и интересно, принял участие в росписи Казанского собора. Вскоре на картины начинающего художника обратил внимание директор Императорской публичной библиотеки А.Н. Оленин, ставший в 1817 г. Президентом Академии художеств. «Любитель и знаток древностей», широко эрудированный в вопросах литературы и искусства, историк, археолог и этнограф, он привлек юного художника для исполнения различных работ и заказов, нацеливая на художественно-археологические исследования. А.Н. Оленин способствовал становлению и формированию уникального исторического живописца, знатока археологии и истории России.

В 1829 г., почти пять лет спустя после окончания Солнцевым Академии художеств, Оленин привлек его к работе над изданием книги о Рязанских древностях. Ф.Г. Солнцев выполнил рисунки Рязанских древностей: драгоценные бляхи, бармы, перстни. Об этой работе он впоследствии вспоминал: «Алексей Николаевич предложил мне нарисовать «рязанские древности». Я принялся за работу. Рисовать надо было в кабинете Алексея Николаевича. Между прочим, у меня нарисована была бляха, рисунок этот и лежал на столе. Однажды приехал к Алексею Николаевичу профессор перспективы - М.Н. Воробьев. Заметив на столе бляху и приняв ее за настоящую, он хотел рукою сдвинуть ее, но, увидев свою ошибку, сказал: «Неужели это нарисовано!» По этому случаю Алексей Николаевич заметил: «Да, уж лучшей похвалы искусству нельзя сделать»».

Работа над Рязанскими древностями окончательно связала жизнь и творчество Федора Григорьевича с археологией.

Важнейшим этапом в творческой биографии Ф.Г. Солнцева стали 30-е годы XIX века. В это время он работал в Москве, снимая рисунки с древнейших вещей, хранившихся в Оружейной палате Московского Кремля и его соборах, делая акварельные зарисовки различных видов Москвы. Часть этих рисунков была выполнена для русского историка, действительного члена Императорского Общества истории и древностей Российских - Ивана Михайловича Снегирева. Во вступительной статье к одной из них издатель Август Семен отметил:

«Описание древностей первопрестольной, царственной столицы русской, достойное величия предмета и благоговейного внимания русских людей и русской земли к святыни и памятникам московским, давно было общим желанием всех просвещенных людей. Изучение памятников Отечественных есть обязанность каждого любящего свою Отчизну. Сохранение их в описаниях и изображениях от случайной гибели и разрушения времени должно быть почитаемо заветом нашего уважения к предкам и чести народной.

Счастливым случаем, давно желанное предприятие нашло себе ревностного покровителя в бывшем, незабвенном навсегда градоначальнике Москвы, князе Д.В. Голицыне. Описание памятников Московской древности препоручено было ученому знатоку русских древностей И.М. Снегиреву. Любопытные описания господина Снегирева обогатились рисунками превосходного изографа русских древностей, академика Ф.Г. Солнцева.

Изящество отделки рисунков и полнота и отчетливость описаний возбудили согласные похвалы всех наших не только русских, но и иностранных газет и журналов, которые единогласно признали Памятники московской древности первым великолепным изданием, из всех доныне вышедших в России».

Этот совместный труд выдающихся русских исследователей И.М. Снегирева и Ф.Г. Солнцева наряду с «Памятниками древнерусского зодчества» Ф.Ф. Рихтера и «Русской стариной» А.А. Мартынова и И.М. Снегирева положил начало делу образования русских зодчих по части национального наследия.

В мае 1830 года началась работа художника Ф.Г. Солнцева над «срисовыванием старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов, принадлежащих к историческим, археологическим и этнографическим сведениям», находившихся в Москве и хранившихся в Оружейной палате. Работе Солнцева в Кремле и в Оружейной палате помогали выдающиеся общественные и государственные деятели XIX века: митрополит московский Филарет (Дроздов), президент московской дворцовой конторы князь В.В. Юсупов, историк М.П. Погодин и, конечно же, А.Н. Оленин.

Созданное Ф.Г. Солнцевым собрание рисунков русской старины (а их было к концу 40-х гг. более трех тысяч) привлекло внимание императора Николая I , и он пожаловал на их издание около ста тысяч рублей серебром. Подобное пожертвование императора на публикацию вызвало живой отклик в общественных и научных кругах России. В журнале «Москвитянин» историк М.П. Погодин отметил, что «любители Отечественной древности и истории благословляют царскую щедрость» и «с нетерпением ожидают великолепного издания». А спустя 20 лет после выхода в свет «Древностей Российского государства» М.П. Погодин напишет: «Важнейшее и вместе великолепнейшее издание наших памятников, собственно археологических, заключается в «Древностях Российского государства». Богатое пособие получила археология в этом великолепном издании!»

В.В. Стасов, произнося речь памяти Ф.Г. Солнцева, высоко оценил именно «Древности Российского государства». Он сказал: «Книга пришлась по общему вкусу, она составила эпоху в русском историческом самосознании и имела громадное влияние на рост всех последних художественных поколений наших».

Трудам Ф.Г. Солнцева всячески содействовал император Николай I , который на первый план выдвинул национальные традиции. Среди них определенное внимание уделялось русским историческим реликвиям.

Огромная работа, проделанная Солнцевым по восстановлению Теремного дворца Московского Кремля, была высоко оценена императором. Его наградили бриллиантовым перстнем и пожаловали Кавалером ордена св. Владимира 4 степени.

Николай I отдал ряд распоряжений, связанных с отечественной стариной. В Киеве в 1832 г. были раскрыты остатки Золотых ворот, а с 1835 г. действовала специальная Комиссия изыскивания древностей. Собранные коллекции поступили в Киевский университет, где 17 марта 1837 г. открылся археологический музей. В 1847 г. было издано сочинение киевского гражданского губернатора И.И. Фундуклея «Обозрение Киева», а в 1848 г. – «Обозрение могил, валов и городищ Киевской губернии». Большая часть зданий и вещей были представлены в рисунках и чертежах. Гравюры к книге создавались по рисункам Ф.Г. Солнцева.

Именно Ф.Г. Солнцеву принадлежит честь открытия и реставрации знаменитых фресок и мозаик XI в. в Киевском Софийском соборе, о существовании которых до 1843 г. никто не подозревал. «Издавна приметны были в одном из боковых отделений Собора, на стороне южной, на своде, древние изображения ангелов, серафимов и херувимов, и можно было присмотревшись пристально, прочитать здесь греческие надписи», - запишет протоирей И.М. Скворцов в своей книге о реставрации собора, вышедшей в 1854 г. Но это была лишь часть 8-вековых фресок, которые необходимо было еще искать на всех стенах Собора. В 1843 году, «когда в алтаре предела преподобных Антония и Феодосия, после случайного опадения штукатурки, оказались следы фресковых изображений, бывший по некоторому делу в Киеве, академик Ф.Г. Солнцев возымел мысль о существовании подобных изображений по всему Ярославову храму. Мысль эта и подтвердилась, когда пробовали в разных местах очищать побелку и подкраску новейшую. Таким образом, дело это представилось заслуживающим внимания Высочайшего, доложено было Государю Императору, и Его Величество изволил указать священному Синоду изыскать средства, как для открытия, так и возобновления древних фресок на всех стенах и столпах Киево-Софийского собора. Вследствие того составлен Комитет о возобновлении сего собора по всем частям его; при чем, согласно с высочайшей волей, часть живописная вся поручена главному надзору академика Солнцева».

Реставрируя фрески и раскрывая мозаики Софийского собора, Ф.Г. Солнцев скопировал с ювелирной тщательностью его росписи. В марте 1853 г. он представил 80 рисунков в Императорское русское археологическое общество для издания. Археологическое общество согласилось взять на себя труд издания, приняв решение литохромировать и гравировать рисунки. При этом последовало распоряжение императора о том, чтобы издание новых рисунков Ф.Г. Солнцева явилось продолжением «Древностей Российского государства». Но из-за отсутствия средств процесс подготовки издания затянулся на долгие годы и начался только в 1866 г. В 1871 г. вышел первый выпуск «Древностей» - «Киевский Софийский собор».

С 1830 по 1853 гг. Ф.Г. Солнцев много ездил по древнерусским городам, занимаясь исследованием и срисовыванием предметов и памятников старины, делая этнографические зарисовки. «С того времени по настоящее с древностей Керченских, Московских, Троице-Сергиевой Лавры, Нового Иерусалима и окрестностей их, в Рязанских, Владимирских, Киевских, Новгородских, Псковских, Смоленских, Черниговских, Витебских, Могилевских и многих других уездных городах, а также в ризнице Императорского Зимнего дворца в Санкт-Петербурге сделано Солнцевым акварелью и представлено Государю Императору до 2000 рисунков. Сверх того он занимается рисованием акварелью и по другим Высочайшим поручениям, равно и для новостроящегося в Москве Кремлевского Дворца. Под его смотрением возобновлена старинная живопись в Киево-Успенском Лаврском и во Владимирском Дмитровском соборах, а в Киево-Софийском соборе возобновляются древние фрески.

Солнцев за свои труды Всемилостивейше пожалован орденами: св. Владимира 4-й степени, св. Станислава 2-й степени с короною и св. Анны 2-й степени, а за исполненную в программе от Императорской Академии художеств картину награжден Академиком.

В 1836 г. Ф.Г. Солнцев за свои труды был удостоен звания академика. С 1844 по 1867 г. он преподавал иконописание в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, за что в получил ордена св. Анны 2-й степени и орден св. Владимира 3-й степени. В 1858-1866 гг. под его наблюдением было изготовлено более 200 иконостасов для церквей западных российских губерний по заказу Министерства государственных имуществ. Он сам сделал эскизы образов, крестов, хоругвей и проч.

Работая с памятниками древнерусского искусства и бытовыми предметами, изучая памятники русской старины, Ф.Г. Солнцев постоянно соприкасался с русскими рукописными книгами, из которых черпал сведения, необходимые для датировки исследуемых предметов, для определения места их создания и предназначения.

Во время работы в Московском Кремле в 30-е гг. XIX в. с предметами русской старины Оружейной палаты внимание художника привлекли такие шедевры русской книжности как Изборник Святослава 1073 г., Царские грамоты. В Московской Синодальной типографии он обратил внимание на уникальное Юрьевское Евангелие, на старопечатные книги. Ф.Г. Солнцев скопировал наиболее интересные материалы: заставки, заглавные буквы, образцы письма различных эпох, т.е. все то, что могло пригодиться художнику для понимания, характеристики и воспроизведения той или иной эпохи. В коллекции рисунков и акварелей Ф.Г. Солнцева, хранящейся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, оказался целый ряд листов, представляющих древнерусское книжное искусство. Можно предположить, что Ф.Г. Солнцев мыслил о систематизации изобразительного материала, содержащегося в рукописных и старопечатных книгах, думал о создании альбома по истории русского книжного орнамента.

С конца 30-х гг., когда император Николай I принял Ф.Г. Солнцева под свое покровительство, для членов императорской фамилии художник создал молитвенники и другие книги духовного содержания. Одной из них стала книга «Праздники в Доме Православного Царя Русского».

Для членов императорской фамилии Ф.Г. Солнцев написал также: Молитвослов для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I ; Молитвослов для императрицы Марии Александровны, жены Александра II ; Молитвенники ангелам-хранителям для великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Марии Александровны; Жития избранных святых; «Праздники в Доме Православного Царя Русского»; Житие Сергия Радонежского; Служба святой Марии Магдалине; «Русские святые, предстатели перед Богом за царя и святую Русь»; «Знаменательные дни в Доме императора Александра III ».

В течение нескольких лет Ф.Г. Солнцев часто бывал в доме М.П. Волконской, невестки начальника Дворцовой канцелярии, обергофмаршала П.М. Волконского, опекавшего художника после смерти А.Н. Оленина. В доме Марии Петровны собирались художники, писатели, композиторы, среди них профессор Н.И. Похвиснев, Л. Кикина, Л. Львов, М.А. Межакова, П.В. Басин. В кружке М.П. Волконской в 50-е годы ХIX в. под руководством Солнцева и при его непосредственном участии создавалась рукописная книга «Молитвенник с Месяцесловом».

Об этой рукописной книге писали в журнале «Столица и усадьба», обратив внимание на лицевой Месяцеслов, расположенный в конце книги. Это изображения святых, а также господских и двунадесятых праздников. «Можно себе представить, сколько труда стоило, например, поместить на пространстве менее четырех вершков вышины и около трех ширины - изображение ежедневных святых, празднуемых в целом месяце. Чтобы выделить лики и облачения полувершковых фигур, надо было употреблять увеличительное стекло и иметь настоящий запас терпения, и, со всем возможным прилежанием, ближе двух или трех месяцев невозможно было окончить таблицу со всеми святыми тридцати дней и входившими в их состав изображениями двунадесяти праздников».

По заказу княгини Л.Н. Меншиковой Ф.Г. Солнцев создал уникальную, необыкновенной красоты рукописную книгу «Евангелие от Иоанна». Вместе с Солнцевым над книгой работали академики Г.Г. Гагарин и Премацци.

Логичным итогом обращения к русской рукописной традиции стало создание в начале 60-х гг. XIX в. по заданию Священного Синода больших лицевых Святцев. При подготовке Святцев художник использовал девять иконописных подлинников XIV — XV вв. и выполнил труд историка и этнографа. Им было использовано и множество изобразительных образов – икон, прорисей, собственных рисунков. В 1866 г. Святцы были напечатаны. Они состояли из 12 листов, по 48 недель в каждом, а в каждой неделе по 100 фигур святых. Нестор Кукольник, предваряя выход Святцев, писал, что «издание имело бы обширную пользу для художников при исполнении ими церковной живописи». Солнцевские Святцы «представляли собой целый справочный лексикон, археологический музей».

Вполне логичной стала для Ф.Г. Солнцева работа над оформлением и иллюстрированием различных печатных изданий – книг и журналов – с использованием принципов оформления русских рукописных книг.

В 40-е гг., во время работы в Киеве, художник познакомился с митрополитом Филаретом (Гумилевским). Это знакомство переросло в тесное сотрудничество. Для трудов, предпринятых Филаретом, Ф.Г. Солнцев выполнил более 400 рисунков. Труды митрополита Филарета неоднократно переиздавались во второй пол. XIX – нач. XX вв. и все время выходили с иллюстрациями Ф.Г. Солнцева. Многие из этих иллюстраций были использованы и для других изданий, осуществленных по распоряжению Святейшего Синода. Рисунки для различного рода изданий, посвященных святым, прославленным Русской Православной Церковью, Ф.Г. Солнцев выполнял многократно. Среди них есть иллюстрации, созданные по просьбе И.П. Хрущова для его книг о святых подвижниках выходивших в серии «Народные чтения». Рисунки Ф.Г. Солнцева были использованы при переиздании «Размышления о Божественной литургии» Н.В. Гоголя.

Любовь к русской истории, к «древностям российским» свела вместе и сдружила Ф.Г. Солнцева с М.И. Семевским – редактором журнала «Русская старина». Более 30 лет (до своей смерти) художник создавал заставки, виньетки и концовки для оформления этого журнала.

Чувство любви к древнерусской книжной традиции Ф.Г. Солнцев постарался привить и своим ученикам, среди которых был А.П. Рябушкин. Вместе они писали поздравительные адреса, оформляя их в русском стиле. А.П. Рябушкин самостоятельно создал несколько рукописных книг. Древнерусская рукописная традиция и рукописная книжная традиция, развитию которой в XIX в. содействовал Ф.Г. Солнцев, способствовали тому, что рукописные книги стали создавать русские художники, среди которых В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, Д.С. Стеллецкий.

В 1876 г. в Петербурге торжественно отметили пятидесятилетие художественно-археологической деятельности Ф.Г. Солнцева. От Императорского археологического общества Ф.Г. Солнцев получил выбитую, по случаю 50-летнего юбилея художественной и археологической деятельности, большую золотую медаль с его портретом. А в журнале «Русская старина» М.И. Семевский опубликовал мемуары художника «Моя жизнь и художественно-археологические труды». В ноябре 1886 г. в Академии художеств чествовали 50-летия получения Ф.Г. Солнцевым звания академика.

О последних 15 годах жизни и деятельности художника известно немного. А эти годы были насыщены повседневными кропотливыми трудами для Синода и Синодальной типографии, для журнала «Русская старина», для различных книгоиздательств, исполнением частных заказов. В эти годы Солнцев продолжал вести большую попечительскую работу за стипендиатами из государственных крестьян – учащимися в Императорской Академии художеств.

Работал Солнцев до самого последнего дня, до своей кончины. В «Формулярном списке о службе бывшего причисленного к Императорской Академии художеств для составления полного собрания археологических и этнографических рисунков профессора и почетного вольного общника Академии» последняя запись, сделанная в 1892 г. гласит: «Волею Божею скончался».

Похоронили художника с почестями на Волковом кладбище.

Солнцев Федор Григорьевич (1801-1892)

Ирина Богатская. Древности Российского государства в творчестве Федора Солнцева. «РИ» № 1/2005.

Федор Григорьевич Солнцев (1801-1892) – русский художник-график родился 14 апреля 1801 года в селе Верхненикульском Мологского уезда Ярославской губернии в семье крестьян графа Мусина-Пушкина. В 1815 году его определили в Академию художеств. На картины начинающего художника обратил внимание Президент Академии художеств, директор Императорской публичной библиотеки А.Н. Оленин, он стал привлекать Солнцева для исполнения различных работ и заказов, нацеливая на художественно-археологические исследования. В 1829 г. Ф.Г. Солнцев исполнил рисунки Рязанских древностей: драгоценные бляхи, бармы, перстни. Эта работа окончательно связала жизнь и творчество Федора Григорьевича с археологией: современники называли его исключительно художником-археологом, а впоследствии его полувековая художественно-археологическая деятельность была отмечена золотой медалью Императорского Русского Археологического общества. С конца 20-х гг. XIX в. Ф.Г. Солнцев стал главным помощником А.Н. Оленина в издании археологических трудов. В начале 1830 года он рисовал “Керченские” и “Фанагорийские древности”. В 20-е годы XIX в. А.Н. Оленин привлек Солнцева к работам по созданию проектов различной форменной одежды.

30-е годы XIX века стали новым этапом в творческой биографии Ф.Г. Солнцева. Он работал в Москве, снимая рисунки с древнейших вещей, хранившихся в Оружейной палате Московского Кремля и его соборах, делал акварельные зарисовки различных видов Москвы. Часть этих рисунков была выполнена для работ русского историка, действительного члена Императорского Общества истории и древностей Российских - Ивана Михайловича Снегирева, занимавшегося исследованием российских древностей. Созданное Ф.Г. Солнцевым собрание рисунков русской старины от VI до XVIII века было использовано при издании «Древностей Российского государства» (1849-1853 гг.) Издание состояло из 500 рисунков большого формата.

С 1830 по 1853 гг. Ф.Г. Солнцев много ездил по древнерусским городам, занимаясь исследованием и срисовыванием предметов и памятников старины, делал этнографические зарисовки. В 1847 г. было издано сочинение киевского гражданского губернатора И.И. Фундуклея «Обозрение Киева», Большая часть зданий и вещей, которые были описаны в «Обозрении Киева», представлены в рисунках и чертежах. Гравюры к книге создавались по рисункам Ф.Г. Солнцева. Ф.Г. Солнцев реставрировал фрески и раскрывал мозаики Киевского Софийского собора (Х1 век), с ювелирной тщательностью копировал его росписи. В марте 1853 г. он представил 80 рисунков в Императорское русское археологическое общество для издания. Из-за отсутствия средств процесс подготовки издания затянулся на долгие годы и начался только в 1866 г. В 1871 г. вышел первый выпуск «Древностей» - «Киевский Софийский собор».

В 1836 г. Ф.Г. Солнцев был удостоен звания академика. С 1844 по 1867 г. он преподавал иконописание в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, за что получил ордена св. Анны 2-й степени и орден св. Владимира 3-й степени. В 1858-1866 гг. под его наблюдением было изготовлено более 200 иконостасов для церквей западных российских губерний по заказу Министерства государственных имуществ. Он сам сделал эскизы образов, крестов, хоругвей и проч.

Плодотворным было сотрудничество художника с издательским отделом Священного Синода. К предпринятому в 1885 г. архиепископом черниговским Филаретом изданию «Жития святых, чтимых православной церковью» Ф.Г. Солнцев сделал 400 рисунков. По рисункам Солнцева был издан Антиминс. С его иллюстрациями вышли книги «Пояснения на литургию» Дмитриевского, «Пояснения на литургию» Н.В. Гоголя и др.

С конца 30-х годов, когда император Николай I принял Ф.Г. Солнцева под свое покровительство, для членов императорской фамилии художник создал целый ряд рукописных книг: Молитвослов для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I; Молитвослов для императрицы Марии Александровны, жены Александра II; Молитвенники ангелам-хранителям для великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Марии Александровны; Жития избранных святых; «Праздники в Доме Православного Царя Русского»; Житие Сергия Радонежского; Служба святой Марии Магдалине; «Русские святые, предстатели перед Богом за царя и святую Русь»; «Знаменательные дни в Доме императора Александра III». В 50-е годы ХIX в. создавался «Молитвенник с Месяцесловом» по заказу и при участии княгини М.П. Волконской. Анализ техники живописи показывает, что над оформлением работали два художника. Основная работа была выполнена Ф.Г. Солнцевым и лишь небольшая часть - П.В. Басиным. Примерно в те же годы, в 1854 г., по заказу княгини Леониллы Николаевны Меншиковой Ф.Г. Солнцев создал уникальную рукописную книгу «Евангелие от Иоанна», которая в 1887 году, согласно завещанию княгини, поступила в Отдел рукописей Императорской публичной библиотеки.

Вторая половина жизни художника была заполнена не менее важными и серьезными работами. С 50-х гг. XIX в. Ф.Г. Солнцев принимал участие в живописных работах по исправлению интерьера в соборе Александро-Невской Лавры. В 1861-1862 гг. он возобновлял Свято-Троицкий Александро-Невский собор, а в 1863-1864 гг. присматривал за обновлением лаврской церкви Святого Духа.

В 1860-е гг. крепкая дружба и сотрудничество связали Ф.Г. Солнцева с журналистом, издателем и писателем М.И. Семевским. В течение 30 лет журнал «Русская старина» выходил в оформлении художника Солнцева. В 1873 г. при Императорском Русском Археологическом обществе была образована особая комиссия из 5 членов, под председательством Н.И. Стояновского, для издания многочисленных трудов Оленина, скончавшегося в 1843 году. Часть из них опубликовали уже 1877 г. 100 иллюстраций, вошедших в «Археологические труды», принадлежали Ф.Г. Солнцеву. (Древности Босфора Киммерийского, хранящиеся в Императорском музее Эрмитажа. Рис. Ф.Г. Солнцева. СПб., 1854. 2 тт.; Оленин А.Н. Археологические труды в 4-х тт. под ред. Н.И. Стояновского со 100 снимками Ф.Г. Солнцева. СПб., 1877, 1881, 1882.)

Федор Григорьевич Солнцев прожил долгую жизнь - почти все XIX столетие. На его глазах одна историческая эпоха сменялась другой, а художественная деятельность этого скромного труженика искусства оказывала сильнейшее воздействие на всю эпоху, на творчество целых поколений, утверждая «русский стиль».

Солнцев Федор Григорьевич

Наш сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. сегодня не составит труда – можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
Этот раздел на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и , найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ Солнцев Федор Григорьевич (1801-1892)– археолог и художник, историк искусства, реставратор.

Отец его, крепостной человек гр. Мусина-Пушкина, поместил сына в своекоштные ученики Академии Художеств (в 1815 г.). Здесь, занимаясь под руководством С. Щукина и А. Егорова, С. быстро выказал успехи в живописи.

При окончании академического курса в 1824 г. за картину "Крестьянское семейство", он получил малую золотую медаль, а в 1827 г. за картину "Воздадите Кесарево Кесарю, а Божия Богови" – большую золотую медаль. После этого С. оставил Академию и некоторое время добывал средства к жизни уроками рисования, писанием портретов и т. п. Тогдашний президент Академии А. Оленин стал направлять С. на ту дорогу, на которой С. потом получил известность. Благодаря Оленину, молодой художник сделался археологом-рисовальщиком и на всю жизнь приковался к исследованию и изображению различных памятников старины.

В 1830 г. по Высочайшему повелению он был отправлен в Москву и другие места Империи "для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов". С. тщательно воспроизводил акварелью всякую старинную вещь, имеющую какое-либо историческое значение, и все свои рисунки пересылал Оленину, который постоянно руководил этими работами (особенно первые годы) и давал ему подробные инструкции.

За свои работы С. причислен в 1833 г. к Академии и к Кабинету Его Величества. С этой поры начинается целый ряд поездок С. по старинным городам России для срисовывания отечественных древностей. До 1836 г. он работал в Новгороде, Рязани, Москве, Торжке и других городах; в Москве занимался в Оружейной палате, в Успенском и Архангельском соборах и в других местах. Срисовывая и подробно исследуя царскую утварь в Оружейной палате, он сделал открытие, что так называемые венец и бармы Мономаха изготовлены при царе Михаиле Феодоровиче, в Греции. Кроме того, он делал наезды в Рязань, Юрьев-Польский, Смоленск и другие города.

В конце 1835 г. он получил от Академии программу для получения звания академика: написать картину "Встреча великого князя Святослава с Иоанном Цимисхием". Через год эта картина (находится в музее императора Александра III) была окончена, и С. сделан академиком. Почти одновременно с этим С. занимался восстановлением древних царских теремов в Кремле, сочинил проекты их реставрации и по ним терема к концу 1836 г. были возобновлены вполне. Император Николай, веривший безусловно в познания С., поручил ему срисовать многие из вещей, находящихся в Оружейной палате и в Благовещенском соборе.

Из громадного количества солнцевских рисунков, изображающих древности, – а их всего наберется более 3000 – ни один не миновал глаз Государя. Исполняя его поручение, С. определил, между прочим, что так называемая корона Астраханского царства сделана при Михаиле Феодоровиче, а корона Сибирская – при Алексее Михайловиче.

С 1837 по 1843 г. С. работал преимущественно в Москве, хотя и посещал другие старинные города. В то же время он принимал участие в устройстве московского Большого Дворца, построенного на месте прежнего, сгоревшего в 1812 г.

Когда, в 1843 г., Оленина не стало, Государь взялся сам руководить С. и отправил его в Киев для срисовывания и восстановления тамошних древностей. Отсюда начинается новая эпоха карьеры С., продолжавшаяся десять лет. Летом он трудился обыкновенно в Киеве, а на зиму перебирался в Санкт-Петербург, куда привозил с собой каждый раз от 80 до 100 рисунков, которые были представляемы им Государю.

Осматривая Киево-Софийский собор, он открыл там стенные фрески XI века. Не ограничиваясь этим открытием, которое можно считать одной из важнейших заслуг С., он приступил по Высочайшему повелению к восстановлению внутренности означенного собора по возможности в том виде, какой она имела, и окончил этот труд в 1851 г. Сверх того, С. снимал виды некоторых храмов, делал рисунки внутренности собора Киево-Печерской лавры, участвовал во временной комиссии для разбора древних актов Юго-Западной России, учрежденной в 1844 г., и был назначен в члены комитета для издания снятых им рисунков. Это издание продолжалось с 1846 по 1853 г. и составило шесть громадных томов "Древностей Российского Государства", в которых большая часть рисунков (до 700) принадлежит С. Крымская война, кончина императора Николая I и наступление эпохи реформ в царствование его преемника на престоле – все это отодвинуло С. на второй план. Тем не менее, с 1853 г. он работал для Санкт-Петербургского Исаакиевского собора, исполнял заказы Святейшего Синода, каковы, например, рисунки антиминсов, изображения святых для помещения в молитвенниках, святцы и т. п.; в течение восьми лет он заведовал работами по изготовлению иконостасов для церквей западных губерний.

С 1859 г. С. снова получает официальные командировки (например, во Владимир на Клязьме) и причисляется к императорской археологической комиссии. Ввиду его заслуг Академия Художеств в 1863 г. дала ему титул ее почетного вольного общника.

В 1876 г. было торжественно отпраздновано 50-летие деятельности С., причем поднесена ему выбитая в его честь золотая медаль и он возведен в звание профессора. Не обладая особенно ярким художественным талантом, С. занял весьма видное место в истории русского искусства своей неутомимой деятельностью на поприще изучения художественных памятников отечественной старины: им исполнено несчетное количество рисунков всякого рода древностей России, из которых многие были потом изданы и составили драгоценный вклад в нашу археологию. Очень любопытны также рисунки простонародных, теперь по большей части уже исчезнувших, костюмов разных местностей России, которые С. с любовью изучал и воспроизводил во время своих путешествий; наконец, ему многим обязаны как русское иконописание, так и орнаментистика построек и утвари, преимущественно церковной.

Ср. Н. Собко "Ф.Г. Солнцев и его художественно-археологическая деятельность" ("Вестник изящных искусств", т. I, стр. 471);
"Моя жизнь и художественно-археологические труды", рассказ Ф. Г. С. ("Русская Старина", 1876, № 1, 2, 3, 5 и 6);
Ф. Булгаков "Наши художники" (т. II, Санкт-Петербург, 1890).
Е. Тарасов
Энциклопедический словарь Брокгауза-Эфрона

* * *
Учился в Академии художеств у А.Г.Варнека. Поощряя склонность студента к этнографическим занятиям, президент Академии А.Н.Оленин организовал первые его экспедиции по русским городам (1830), привезённые оттуда обмеры и рисунки легли в основу "византийских проектов" архитектора К.А.Тона. В результате последующих экспедиций выпустил многотомный альбом "Древности Российского государства" (шесть томов в 1849-1853, четыре в 1871-1887) Преподавал иконопись в Петербургской духовной семинарии. Главный живописец при царских постройках, возводимых Тоном (Большой Кремлёвский дворец, 1837-1850; Оружейная палата, 1844-1850). Писал акварели на исторические сюжеты, украшавшиеся рамами с орнаментами и предметами старины. Любимый художник Николая I, Солнцев работал непосредственно на царскую семью: украшал акварелями домашние альбомы, расписывал фарфоровый сервиз "в древнерусском стиле" (т.н. Солнцевский)
"Русское искусство" Иллюстрированная энциклопедия. Трилистник, Москва. 2001

Федор Григорьевич Солнцев родился в 1801 году в с. Верхне-Никульском Мологского уезда Ярославской губернии в семье помещичьих крестьян графа Мусина-Пушкина. В 1815 году отец забрал сына с собой в С.-Петербург, где он работал в доме графа Кутайсова. Здесь Федор Григорьевич начал учиться арифметике, французскому и немецкому языкам, изучать целый ряд общеобразовательных предметов, а также рисованию. В том же году его определили в первый рисовальный класс. Менее чем через полгода Солнцев оказался в натурном классе. Перейдя в третий возраст, Ф.Г. Солнцев выбрал своей специальностью историческую и портретную живопись, и стал работать под руководством известных русских живописцев, профессоров С.С. Щукина, А.А. Егорова и А.Г. Варнека. Работал Солнцев много и интересно, принял участие в росписи Казанского собора.


Солнцев Ф.Г.

Вскоре на картины начинающего художника обратил внимание директор Императорской публичной библиотеки А.Н. Оленин, ставший в 1817 г. Президентом Академии художеств. В 1829 г., почти пять лет спустя после окончания Солнцевым Академии художеств, Оленин привлек его к работе над изданием книги о Рязанских древностях. В мае 1830 года началась работа художника Ф.Г. Солнцева над «срисовыванием старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов, принадлежащих к историческим, археологическим и этнографическим сведениям». Созданное Ф.Г. Солнцевым собрание рисунков русской старины (а их было к концу 40-х гг. более трех тысяч) привлекло внимание императора Николая I, и он пожаловал на их издание около ста тысяч рублей серебром. С 1830 по 1853 гг. Ф.Г. Солнцев много ездил по древнерусским городам, занимаясь исследованием и срисовыванием предметов и памятников старины, делая этнографические зарисовки.

Солнцев за свои труды Всемилостивейше пожалован орденами: св. Владимира 4-й степени, св. Станислава 2-й степени с короною и св. Анны 2-й степени, а за исполненную в программе от Императорской Академии художеств картину награжден Академиком.

Солнцев в Венёве?

Галина Владимировна Аксенова исследователь биографии Ф.Г. Солнцев считает, что художник не посещал Венёв, а сделал свой известный "веневский" рисунок где-то еще. Однако, не стоит отбрасывать тот факт, что главный наставник Федора Григорьевича - Алексей Николаевич Оленин, президент Академии художеств, был веневским помещиком. В 1842 году Солнцев предпринял поездку по Тульскому краю и создал серию рисунков жителей Тульской губернии без указания уездов, за одним исключением. Две работа подписаны "Каширского уезда Тульской губернии 1842г."


Родился в селе Верхне-Никульское недалеко от Рыбинска (ныне Веретейское сельское поселение Некоузского района Ярославской области), в семье крепостных крестьян, в имении графа И. А. Мусина-Пушкина.

Отец - Григорий Кондратьевич Солнцев, мать - Елизавета Фроловна. Всего у них было 4 сына и 1 дочь.

Младший брат Федора - Егор (1818-1865) - тоже стал известным художником.

Граф обнаружил одаренность Федора и освободил семью Солнцевых от крепостной зависимости, что позволило Григорию Кондратьевичу отдать сына в Академию художеств в 1815 году.

При окончании академического курса, в 1824 году, за картину «Крестьянское семейство», получил малую золотую медаль, а в 1827 году, за картину «Воздадите Кесарево Кесарю, а Божия Богови» - большую золотую медаль.

В 1830 году по высочайшему повелению и поручению Оленина направляется в Москву и другие места «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов».

За все время он нарисовал более 3000 высокоточных рисунков-эскизов, отличающихся большой детализацией.

На них были изображены исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т. д.

Около 700 из этих эскизов составили основную часть издания «Древности Российского государства», задуманного Олениным и осуществленного после его смерти императором Николаем I тиражом 600 экземпляров.

В 1836 году за картину «Встреча вел. кн. Святослава с Иоанном Цимисхием» Фёдор Григорьевич сделан академиком.

Помимо этого, Солнцев принимал участие в росписи и реставрации многих Храмов.

В 1876, в честь 50-летия его деятельности, возведен в звание профессора.

Умер в 1892 году, похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Музей художника-археолога Ф. Г. Солнцева находится в Борке (Ярославская обл.).

Работы:
«Рязанские древности»
«Памятники Московской древности»
«Древности Российского государства» (с 1846 по 1853 г.). Выпуск «Киевский Софийский собор» (1871)
«Одежды Русского Государства»
«Керченские и Фанагорийские древности»
«Мотивы орнаментов, снятые со старинных русских произведений»
«Обозрение Киева» киевского гражданского губернатора И. И. Фундуклея (1847)
«Обозрение могил, валов и городищ Киевской губернии» (1848)

Ряд рукописных книг для царской семьи: Молитвослов для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I; Молитвослов для императрицы Марии Александровны, жены Александра II; Молитвенники ангелам-хранителям для великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Марии Александровны; Жития избранных святых; «Праздники в Доме Православного Царя Русского»; Житие Сергия Радонежского; Служба святой Марии Магдалине; «Русские святые, предстатели перед Богом за царя и святую Русь»; «Знаменательные дни в Доме императора Александра III».
«Евангелие от Иоанна» по заказу княгини Леониллы Николаевны Меншиковой (1854)
Солневские «Святцы»
иллюстрации к трудам митрополита Филарета
Мемуары «Моя жизнь и художественно-археологические труды»


Федор Григорьевич Солнцев - русский живописец-археолог и реставратор, профессор Императорской Академии художеств, родился 14 апреля 1801 г. в селе Верхне-Никульском Мологского уезда Ярославской губернии в семье крепостных графа Мусина-Пушкина. Склонность к рисованию проявилась у него уже в детстве. На берегу реки Ильдь он собирал мелкие цветные камешки, растирал их с водой и получал красную, синюю и зелёную краски. Рисовал лубочные картинки и иконы, которые видел в церкви. Заметив природную одарённость мальчика, граф дал отцу семейства, Григорию Кондратьевичу, «вольную», что позволило ему определить сына в 1815 г. в Петербургскую Академию художеств. На картины начинающего художника обратил внимание президент Академии, директор Императорской публичной библиотеки А.Н. Оленин, который стал привлекать Солнцева для выполнения различных работ и заказов, нацеливая его в будущем на художественно-археологические исследования. По окончании академического курса в 1824 г. Солнцеву были вручены Малая золотая медаль и аттестат I степени на звание классного художника за дипломную картину «Село Верхне-Никульское. Крестьянское семейство за обедом». В 1827 г. он был удостоен Большой золотой медали за полотно на евангельскую тему «Воздадите кесарево кесарю, а Божия Богови». В 1829 г. Федор Григорьевич выполнил рисунки Рязанских древностей (драгоценных блях, барм, перстней) и с этого времени окончательно связал свою жизнь и творчество с археологией - современники стали называть мастера живописцем-археологом, а впоследствии его полувековая художественно-археологическая деятельность была отмечена золотой медалью Императорского Русского археологического общества. В 1830-е гг. начался новый этап в творческой биографии Солнцева. Он работал в Москве, делая эскизы с древнейших вещей, хранившихся в Оружейной палате Московского Кремля и его соборах, акварельные зарисовки города. Часть созданного им собрания рисунков русской старины VI - XVIII веков, отличавшихся высокой степенью детализации (исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т.д.), была использована позднее при издании шести монументальных томов «Древностей Российского государства» (1849-1853). Был также выпущен большой альбом из 325 рисунков «Типы и костюмы народностей России». Художник неуклонно совершенствовал своё мастерство. За написанную по заданию Академии программную картину «Встреча великого князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием» в 1836 г. он был удостоен почётного звания академика. По проектам Солнцева реставрировались храмы Московского Кремля. Все интерьеры Кремлевского дворца и Оружейной палаты были сделаны по его эскизам: обои, полы, ковры, портьеры, посуда. Солнцев много ездил по древнерусским городам и монастырям, исследуя и срисовывая предметы и памятники старины, делал этнографические зарисовки. Более пяти тысяч рисунков и акварелей, созданных его кистью, позволяют и сегодня составить представление о русской старине. С его помощью иллюстрированы десятки книг. Он преподавал иконопись в Петербургской духовной семинарии и обучал детей живописи в Академии художеств, за что получил ордена св. Анны 2-й степени (1848) и св. Владимира 3-й степени (1861). Реставрировал фрески и раскрывал мозаики Киевского Софийского собора (ХI век), с ювелирной точностью копируя его росписи. В 1876 г. в связи с 50-летием художественной деятельности Солнцеву было присвоено звание профессора и вручена специально выбитая в его честь золотая медаль.

Скончался Федор Григорьевич Солнцев в Петербурге 3 марта 1892 г. Похоронен на Волковском кладбище. Художник прожил долгую жизнь - почти все XIX столетие. Его произведения называли живописной летописью Древней Руси и считали источником возрождения «русского стиля». Именно ему отечественная наука обязана сохранением многих драгоценных материалов нашей истории, и до сих пор он остаётся самым выдающимся представителем в области художественной археологии и этнографии.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме