Николай Витальевич Лысенко: биография. Николай Лысенко (1842–1912) композитор, пианист, педагог, хоровой дирижер, основоположник украинской классической музыки Николай лысенко композитор

Украинский композитор, пианист, дирижёр, общественный деятель. Основоположник нац. композиторской школы. Род. в семье небогатого помещика. Музыку изучал с 5 лет (вначале под рук. матери). Учился в одном из киевских пансионов (1852-55), в Харьковской гимназии (1855-59); продолжал занятия по фп. (в Киеве под рук. А. Паночини, в Харькове - Н. Д. Дмитриева). В 1865 окончил естеств. ф-т Киевского ун-та. Проводил большую работу по собиранию укр. нар. песен, был одним из руководителей студенч. любительского т-ра в Киеве. Л. организовал студенч. хор, исполнявший в его аранжировках укр. нар. песни. В 1865-67 был мировым посредником в Таращанском уезде Киевской губ., что дало ему возможность глубже ознакомиться с жизнью укр. села. В 1867-69 обучался композиции (у К. Ф. Э. Рихтера и В. Р. Папперица) и фп. (у Э. Ф. Венцеля и К. Г. Рейнеке) в Лейпцигской консерватории. Здесь Л. начал работу над большим циклом сольных и хор. произв. "Музыка к "Кобзарю"" Т. Г. Шевченко (1-я серия, 13 номеров, напечатана в Лейпциге, 1868), опубликовал 1-й выпуск "Сборника украинских песен" в обр. для голоса и фп. (40 песен). С 1869 Л. жил в Киеве, выступал в концертах Киевского отделения РМО, был чл. его дирекции; преподавал фп. в муз. школе. Позже, не разделяя реакц. взглядов большинства руководства РМО на роль и задачи искусства, Л. порвал с этой организацией.

В 1872 Л. написал первое законченное сценич. произв. - нар. оперу "Черноморцы" (либр. М. П. Старицкого, по Я. Г. Кухаренко). В 1873 Л. создал оперу "Рождественская ночь" (по Н. В. Гоголю, пост. 1874, Киев; 2-я ред. 1882) и записал репертуар кобзаря О. Вересая, выпустив реферат "Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарём Вересаем". Эта работа наряду с др. теоретич. трудами композитора ("Дума о Хмельницком и Барабаше", 1888; "О торбане и музыке песен Видорта", 1892; "Народные музыкальные инструменты на Украине", 1894) сыграла большую роль в становлении и развитии укр. муз. фольклористики. Вместе с укр. фольклористом А. А. Русовым Л. совершил поездку по слав. странам, записал сербские, хорватские и македонские нар. песни.

В 1874-76 Л. был в Петербурге, совершенствовал своё мастерство под рук. Н. А. Римского-Корсакова, познакомился с М. П. Мусоргским, А. П. Бородиным, Ц. А. Кюи, В. В. Стасовым. Прогрессивная эстетика классиков рус. музыки оказала значит. влияние на формирование мировоззрения и творч. принципов Л. Во время пребывания в Петербурге композитор вместе с руководимым им хором любителей пропагандировал укр. и др. слав. нар. песни, выступал как пианист, организовал концерты кобзаря О. Вересая. В 1876 Л. возвратился в Киев, продолжал интенсивную творч. и муз.-обществ. деятельность, собирал и обрабатывал нар. песни (опубликовано 7 выпусков песен для голоса с фп., 12 хор. десятков, неск. обрядовых циклов, мн. песен). В 1883 появилась опера "Утопленница" (по Гоголю), в 1888 - детская опера "Коза-дереза" (по нар. сказке), в 1889 - одно из популярнейших произв. композитора - нар. опера "Наталка Полтавка" (текст И. П. Котляревского). В 1880-90 Л. работал над крупнейшим своим произв. - нар.-муз. драмой "Тарас Бульба" (по Гоголю), воссоздавшей в ярких художеств. образах картины борьбы укр. народа против иноземных поработителей. Для детей написаны оперы "Пан Коцкий" (1891), "Зима и Весна" (1892) (обе по народным сказками легендам). Важное место в укр. дореволюционной музыке заняла опера "Энеида" (по И. П. Котляревскому, 1910) - острая сатира на самодержавие. Последнее крупное соч. композитора - одноактная лирико-фантастич. опера "Ноктюрн".

Л. - один из выдающихся интерпретаторов "Кобзаря" Т. Г. Шевченко в музыке. На тексты поэта он создал более 80 произв. - песни, романсы, ансамбли, хоры, хор. поэмы, кантаты. В их числе - поэма "Иван Гус", кантаты "Бьют пороги", "Радуйся, нива неполитая", "На вечную память Котляревскому". Л. писал также вок. соч. на сл. И. Я. Франко, Л. Украинки, М. П. Старинного, А. Олеся, Г. Гейне, А. Мицкевича и др. Созданный под непосредств. воздействием событий 1905 в обществ.-политич. жизни России гимн "Вечный революционер" (сл. Франко) стал на Украине нар. революц. песней.

Л. - основоположник ряда инстр. жанров укр. музыки, автор симфонии, квартета и струн. трио. Обширно фп. наследие композитора (более 50 произв.). К лучшим соч., отмеченным самобытными чертами нац. инстр. стиля, относятся 2 рапсодии, "Украинская сюита" (в форме старинных танцев), 2 конц. полонеза, соната, "Героическое скерцо". Наследие Л. отличается демократизмом, народностью, яркой нац. определённостью. Некоторые его песни и хоры глубоко вошли в быт и стали народными. Подлинное признание творчество Л. получило после Oкт. революции 1917.

Заметный след в истории укр. муз. культуры оставила деятельность Л. как хор. дирижёра. Он осуществлял поездки с хором (1893, 1897, 1899, 1902) по городам Украины, способствуя развитию любительского хор. пения. В 1904 по инициативе Л. была открыта в Киеве муз.-драм. школа (с 1918 Муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко). Среди воспитанников школы композиторы Л. Н. Ревуцкий, А. А. Кошиц, К. Г. Стеценко, композитор и фольклорист В. Н. Верховинец, певец М. В. Микиша, драматические артисты А. М. Ватуля, Б. В. Романицкий, скрипач М. Б. Полякин, музыковед А. К. Буцкой и др.

Сочинения: оперы - Чорноморцi (Черноморцы, 1872, пост. 1883, Харьков), Рiздв"яна нiчь (Рождественская ночь, 1873, пост. 1874, Киев; 2-я ред., 1883, Харьков), Утоплена (Утопленница, 1883, пост. 1885, Харьков), Коза-дереза (1888), Наталка Полтавка (1889, Одесса), Тарас Бульба (1890, пост. 1924, Харьков), Пан Коцкий (1891, пост. 1957, Киев), Зима й Весна (1892, пост. 1957, Киев), Енепда (Энеида, 1910, пост. 1911, Киев), Ноктюрн (1912, пост. 1914, Киев); для солистов, хора и орк. (или фп., все на сл. Шевченко) - Заповiт (Завещание, 1868), Б"ють пороги (1878), Iван Гус (1881), Радуйся, ниво неполитая (Радуйся, нива неполитая, 1883), На вiчну пам"ять Котляревському (1895), До 50-рiччя смертi Шевченка (К 50-летию смерти Шевченко, cл. В. И. Самойленко, 1911); для орк. - симфония (1-я часть, 1869), увертюра (1869, утеряна). Украпнський козак-шумка (фантазия, 1873); камерно-инстр. ансамбли - квартет (1869), трио для 2 скр. и альта (1869), фантазия на 2 укр. нар. темы (для скр. или флейты и фп., 1873); для скр. и фп. - Элегическое каприччио (1894), Украинская рапсодия (1897); для фп. - соната (1876), Украинская сюита (в форме старинных танцев, 1869), 2 конц. полонеза (1875), 2 рапсодии на укр. темы (1876, 1877), Героическое скерцо (1880) и др.; вок. соч. - 7 серий Музыки к "Кобзарю" Т. Г. Шевченко - песни, романсы, ансамбли, хоры (всего 83, 1868-1901), романсы, ансамбли и хоры на сл. Франко, Леси Украинки, Старицкого, Олеся, Самойленко, Надсона, Гейне, Мицкевича и др. (всего 72); обр. нар. песен - 7 выпусков (по 40 песен для гол. с фп., 1868-1911), 12 десятков для хора (1886-1903), Молодощи (нар. игры и веснянки, 1874), Веснянки, колядки и щедривки, купальские песни (1897).

Литературные сочинения: Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем, в кн.: Кобзарь Остап Вересай, К., 1874 (переизд. на укр. яз., Кипв, 1955); Дума о Хмельницком и Барабаше, "Киевская старина", 1888, июль; О торбане и музыке песен Видорта, там же, 1892, март; Народнi музичнi струменти на Украпнi "Зоря", 1894, No 1, 4, 5-10 (переизд., Киев, 1955); Листи, Кипв, 1964 (письма).

Литература: Архiмович Л., Гордiйчук M., M. В. Лисенко, Кипв, 1952, 1963; Гозенпуд A., H. В. Лысенко и русская музыкальная культура, М., 1954; Лисенко О., Микола Лисенко, М., 1960; Микола Лисенко - борець за народнпсть п реалiзм у мистецтвi, Кипв, 1965; Булат Т. П., Геропко-патрiотична тема в творчостi М. В. Лисенка, Кипв, 1965; М. В. Лисенко у спогадах сучасникiв, Кипв, 1968; Василенко З. I., Фольклористична дiяльнiсть М. В. Лисенка, Кипв, 1972; Ямпольский И., Кухач и Лысенко, "СМ", 1974, No 11.

H. M. Гордейчук

(1912-11-06 ) (70 лет) Место смерти Профессии Жанры

Никола́й Вита́льевич Лы́сенко (укр. Мико́ла Віта́лійович Ли́сенко ) (10 (22) марта , село Гриньки Кременчугского уезда Полтавской губернии (ныне Глобинского района Полтавской области) - 24 октября (6 ноября) , Киев) - украинский композитор , пианист , дирижёр , педагог , собиратель песенного фольклора и общественный деятель.

Биография

Николай Лысенко был родом из старинного казацкого старшинского рода Лысенко . Отец Николая, Виталий Романович, был полковником Орденского кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происходила из полтавского помещичьего рода Луценко. Домашним обучением Николая занимались мать и известный поэт А. А. Фет . Мать учила сына французскому языку, изысканным манерам и танцам, Афанасий Фет - русскому языку. В пять лет, заметив музыкальное дарование мальчика, для него пригласили учительницу музыки. С раннего детства Николай увлекался поэзией Тараса Шевченко и украинскими народными песнями, любовь к которым ему привили двоюродные дед и бабушка - Николай и Мария Булюбаши. По окончании домашнего воспитания, для подготовки к гимназии Николай переехал в Киев, где учился сначала в пансионе Вейля, затем - в пансионе Гедуэна.

Творчество

Портрет Н. В. Лысенко

Во время обучения в Киевском университете, стремясь приобрести как можно больше музыкальных знаний, Николай Лысенко изучал оперы А. Даргомыжского , Глинки , А. Н. Серова , знакомился с музыкой Вагнера и Шумана . Именно с этого времени он начинает сбор и гармонизацию украинских народных песен, так, например, он записал свадебный обряд (с текстом и музыкой) в Переяславском уезде. Кроме того, Н. Лысенко являлся организатором и руководителем студенческих хоров , с которыми выступал публично.

Во время обучения в Лейпцигской консерватории в октябре 1868 года Н. В. Лысенко издал «Сборник украинских песен для голоса с фортепиано» - первый выпуск своих обработок из сорока украинских народных песен, которые помимо практического назначения, имеют большую научно-этнографическую ценность. В том же 1868 году он написал своё первое значительное произведение - «Завет» на слова Т. Шевченко, к годовщине со дня смерти поэта. Это произведение открыло цикл «Музыка к Кобзарю», который включал более 80-ти вокально-инструментальных произведений разных жанров, изданных семью сериями, последняя из которых вышла в 1901 году .

Н. В. Лысенко находился в центре музыкальной и национально-культурной жизни Киева. Входя в -1873 годах в состав дирекции Русского музыкального общества, принимал активное участие в его концертах, проводимых по всей Украине; руководил хором из 50-ти певцов, организованным в 1872 году при «Филармоническом обществе любителей музыки и пения»; принимал участие в «Кружке любителей музыки и пения», «Кружке любителей музыки» Я. Спиглазова. В 1872 году кружок, руководимый Н. Лысенко и М. Старицким , добился разрешения на публичные постановки пьес на украинском языке. В том же году Лысенко написал оперетты «Черноморцы» и «Рождественская ночь» (позднее переработанная в оперу), прочно вошедшие в театральный репертуар, став основой украинского национального оперного искусства. В 1873 году была издана первая музыковедческая работа Н. Лысенко об украинском музыкальном фольклоре «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем». В этот же период Николай Витальевич пишет много фортепианных произведений, а также симфоническую фантазию на украинские народные темы «Казак-Шумка».

В петербургский период Н. Лысенко принимал участие в концертах Русского географического общества, руководил хоровыми курсами. Совместно с В. Н. Пасхаловым Николай Витальевич устраивал концерты хоровой музыки в «Соляном городке», в программу которых входили украинские, русские, польские, сербские песни и произведения самого Лысенко. У него завязываются дружеские отношения с композиторами «Могучей кучки» . В Петербурге им была написана первая рапсодия на украинские темы, первый и второй концертные полонезы , соната для фортепиано. Там же Лысенко начал работу над оперой «Маруся Богуславка» (неокончена) и сделал вторую редакцию оперы «Рождественская ночь». В Петербурге вышел его сборник девичьих и детских песен и танцев «Молодощи» («Молодые годы»).

Памятник Лысенко возле киевского оперного театра

Возвратясь в 1876 году в Киев, Николай Лысенко развернул активную исполнительскую деятельность. Он устраивал ежегодные «Славянские концерты», выступал как пианист в концертах Киевского отделения Российского музыкального общества, на вечерах Литературно-артистичного общества, членом правления которого он был, в ежемесячных народных концертах в зале Народной аудитории. Организовывал ежегодные шевченковские концерты. Из семинаристов и студентов, знакомых с нотной грамотой, Николай Витальевич заново организует хоры, в которых получили начала художественного образования К. Стеценко , П. Д. Демуцкий , Л. Ревуцкий , О. Н. Лысенко и другие. Денежный сбор от концертов шёл на общественные нужды, например, в пользу 183 студентов Киевского университета, отданных в солдаты за участие в антиправительственной демонстрации 1901 года. В это время им были написаны почти все его произведения для фортепиано крупной формы, в том числе вторая рапсодия, третий полонез, ноктюрн до-диез минор. В 1880 году Н. Лысенко начинает работу над самым значительным своим произведением - оперой «Тарас Бульба» по одноимённой повести Н. Гоголя на либретто М. Старицкого, которую завершит лишь спустя десять лет. В 1880-е годы Лысенко пишет такие произведения как «Утопленница» - лирико-фантастическая опера по «Майской ночи» Н. Гоголя на либретто М. Старицкого; «Радуйся, ниво неполитая» - кантата на стихи Т. Шевченко; третью редакцию «Рождественской ночи» (1883). В 1889 году Николай Витальевич совершенствует и оркеструет музыку к оперетте «Наталка Полтавка» по произведению И. Котляревского , в 1894 году он пишет музыку к феерии «Волшебный сон» на текст М. Старицкого, а в 1896 году оперу «Сапфо».

Среди авторских достижений Н. Лысенко необходимо также отметить создание нового жанра - детской оперы. С 1888 по 1893 годы он пишет три детские оперы по мотивам народных сказок на либретто Днепровой-Чайки: «Коза-Дереза», «Пан Коцький (Котский)», «Зима и Весна, или Снежная Королева». «Коза-Дереза» стала своеобразным подарком Николая Лысенко своим детям.

С по 1902 годы Николай Лысенко четыре раза устраивал гастрольные концерты по Украине, так называемые «хоровые путешествия», в которых исполнялись преимущественно его собственные хоровые произведения на тексты Шевченко и обработки украинских песен. В 1892 году выходит искусствоведческое изыскание Лысенко «О торбане и музыке песен Видорта», а в 1894 - «Народные музыкальные инструменты на Украине».

В 1905 году Н. Лысенко совместно с А. Кошицем организовал хоровое общество «Боян», с которым устраивал хоровые концерты украинской, славянской и западноевропейской музыки. Дирижёрами концертов были он сам и А. Кошиц. Однако из-за неблагоприятных политических условий и отсутствия материальной базы, общество распалось, просуществовав немногим более года. В начале XX века Лысенко пишет музыку к драматическим спектаклям «Последняя ночь» (1903) и «Гетман Дорошенко». В 1905 году им было написано произведение «Эй, за наш родной край». В 1908 году был написан хор «Тишайший вечер» на слова В. Самойленко, в 1912 году - опера «Ноктюрн», создаются лирические романсы на тексты Леси Украинки , Днипровой Чайки , А. Олеся . В последние годы жизни Николай Витальевич пишет ряд произведений из области духовной музыки, продолживших, основанный им ещё в конце XIX века «Херувимской» цикл: «Пречистая Дева, мать русского края» (1909), «Камо пойду от лица Твоего, Господи» (1909), «Дева днесь Пресущественного раждает», «Крестным древом»; в 1910 году на текст Т. Шевченко был написан «Давидов псалом».

Память

Основные произведения

Оперы

  • «Рождественская ночь» (1872, 2-я редакция 1874, 3-я редакция 1883)
  • «Утопленница» (1885)
  • «Наталка Полтавка» (1889)
  • «Тарас Бульба» (1890)
  • «Сапфо» (1896)
  • «Энеида» (1911)
  • «Ноктюрн» (1912)

Детские оперы

  • «Коза-Дереза» (1888)
  • «Пан Коцкий» (1891)
  • «Зима и Весна, или Снежная Королева» (1892)

Оперетты

  • «Черноморцы» (1872)

Произведения на слова Т. Шевченко

  • цикл «Музыка к Кобзарю» (1868-1901), включающий более 80-ти разнообразных вокальных жанров от песен до развёрнутых музыкально-драматических сцен.

Музыковедческие работы

  • «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем» (1873)
  • «О торбане и музыке песен Видорта» (1892)
  • «Народные музыкальные инструменты на Украине» (1894)

Свою разностороннюю деятельность (композитор, ученый-фольклорист, исполнитель, дирижер, общественный деятель) Н. Лысенко посвятил служению национальной культуре, он явился основоположником украинской композиторской школы. Жизнь украинского народа, его самобытное искусство были почвой, взрастившей талант Лысенко. Его детство прошло на Полтавщине. Игра бродячих ансамблей, полковой оркестр, домашние музыкальные вечера, а больше всего - народные песни, танцы, обрядовые игры, в которых мальчик с великим восторгом участвовал, - «весь тот богатый материал не пропал даром», - пишет Лысенко в автобиографии, - «будто капля по капле целебной и живой воды западала в молодую душу. Пришло свое время для работы, уже осталось перевести тот материал в ноты, а он уже был не чужой, сызмальства душою воспринятый, сердцем освоенный».

В 1859 г. Лысенко поступил на факультет естественных наук Харьковского, затем Киевского университета, где сблизился с радикально настроенным студенчеством, с головой окунулся в музыкально-просветительскую работу. Его сатирическая опера-памфлет «Андриашиада» вызвала в Киеве общественный резонанс. В 1867-69 гг. Лысенко учился в Лейпцигской консерватории, и подобно тому, как молодой Глинка, будучи в Италии, осознал себя в полной мере русским композитором, Лысенко в Лейпциге окончательно укрепился в намерении посвятить свою жизнь служению украинской музыке. Он завершает и издает 2 сборника украинских народных песен и приступает к работе над грандиозным (83 вокальных сочинения) циклом «Музыка к „Кобзарю“» Т. Г. Шевченко. Вообще украинская литература, дружба с М. Коцюбинским, Л. Украинкой, И. Франко явились сильным художественным импульсом для Лысенко. Именно через украинскую поэзию входит в его творчество тема социального протеста, определившая идейное содержание многих его произведений, начиная с хора «Заповiт» (на ст. Шевченко) и кончая песней-гимном «Вечный революционер» (на ст. Франко), впервые прозвучавшей в 1905 г., а также оперой «Энеида» (по И. Котляревскому - 1910) - злейшей сатирой на самодержавие.

В 1874-76 гг. Лысенко занимался в Петербурге у Н. Римского-Корсакова, встречался с членами «Могучей кучки», В. Стасовым, много времени и сил отдавал работе в Музыкальном отделе Соляного городка (место промышленных выставок, там устраивались концерты), где бесплатно руководил любительским хором. Опыт русских композиторов, усвоенный Лысенко, оказался весьма плодотворным. Он позволил на новом, более высоком профессиональном уровне осуществлять органичное слияние национальных и общеевропейских стилевых закономерностей. «Учиться музыке на великих образцах русского искусства никогда не откажусь», - писал Лысенко И. Франко в 1885 г. Композитор вел огромную работу по собиранию, изучению и пропаганде украинского фольклора, видя в нем неисчерпаемый источник вдохновения и мастерства. Он создал многочисленные обработки народных мелодий (свыше 600), написал несколько научных работ, среди которых наиболее значителен реферат «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем» (1873). Однако Лысенко всегда выступал против узкого этнографизма и «малороссийщины». Его в равной мере интересовал фольклор других народов. Он записывал, обрабатывал, исполнял не только украинские, но и польские, сербские, моравские, чешские, русские песни, а руководимый им хор имел в своем репертуаре профессиональную музыку европейских и русских композиторов от Палестрины до М. Мусоргского и К. Сен-Санса. Лысенко явился первым интерпретатором в украинской музыке поэзии Г. Гейне, А. Мицкевича.

В творчестве Лысенко преобладают вокальные жанры: опера, хоровые сочинения, песни, романсы, хотя он является также автором симфонии, ряда камерных и фортепианных произведений. Но именно в вокальной музыке национальная самобытность и авторская индивидуальность раскрылись наиболее ярко, а оперы Лысенко (всего их 10, не считая юношеских) ознаменовали собой рождение украинского классического музыкального театра. Вершинами оперного творчества стали лирико-бытовая комическая опера «Наталка-Полтавка» (по одноим. пьесе И. Котляревского - 1889) и народная музыкальная драма «Тарас Бульба» (по повести Н. Гоголя - 1890). Несмотря на активную поддержку русских музыкантов, особенно П. Чайковского, эта опера при жизни композитора поставлена не была, и слушатели познакомились с нею только в 1924 г. Многогранна общественная деятельность Лысенко. Он первым организовал на Украине любительские хоровые коллективы, ездил с концертами по городам и селам. При активном участии Лысенко в 1904 г. в Киеве была открыта музыкально-драматическая школа (с 1918 г. музыкально-драматический институт его имени), в которой получил образование старейший украинский композитор Л. Ревуцкий. В 1905 г. Лысенко организовал общество «Баян», спустя 2 года - Украинский клуб с музыкальными вечерами.

Отстаивать право украинского профессионального искусства на национальную самобытность приходилось в сложных условиях, вопреки шовинистической политике царского правительства, направленной на дискриминацию национальных культур. «Никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может», - гласил циркуляр 1863 г. Имя Лысенко подвергалось травле в реакционной прессе, но чем активнее становились нападки, тем большую поддержку встречали начинания композитора со стороны русской музыкальной общественности. Неутомимая подвижническая деятельность Лысенко получила высокую оценку и у его соотечественников. 25- и 35-летний юбилеи творческой и общественной деятельности Лысенко превратились в большой праздник национальной культуры. «Народ понял величие его работы» (М. Горький).

О. Аверьянова

Родился 10 марта 1842 года в деревне Грильках Кременчугского уезда, в семье помещика. Детство и раннюю юность провел в родной деревне. Здесь он приобщился к украинской народной песне и на всю жизнь полюбил ее.

После окончания в 1864 году физико-математического факультета Киевского университета Лысенко решает посвятить себя музыкальной деятельности и уезжает за границу. В Лейпциге он продолжает музыкальное образование, начатое еще в Харькове, во время обучения в гимназии.

Одно из первых произведений - «Заповит», на слова Т. Шевченко - принесло автору широкую популярность. Эта песня стала народной.

На протяжении всей жизни композитор собирал, изучал и разрабатывал в своих произведениях подлинные мелодии украинской народной музыки. Наследие его в этой области (до 500 собранных, записанных и обработанных народных песен, опубликованных во многих сборниках) представляет большую ценность. Многие из народнопесенных обработок Лысенко и в настоящее время продолжают украшать репертуар концертной эстрады.

В 1874-1876 годах Лысенко жил в Петербурге и учился у Н. А. Римского-Корсакова.

В 1890 году Лысенко заканчивает героико-патриотическую оперу «Тарас Бульба».

Наиболее ярко выдающееся дарование композитора проявилось в оперном творчестве. Кроме названной оперы «Тарас Бульба», им на сюжет произведений Н. В. Гоголя созданы оперы «Ночь перед рождеством» и «Утоплена» (по «Майской ночи»). Громадной популярностью пользуется опера Лысенко «Наталка-Полтавка ». На протяжении многих десятилетий она не сходит со сцены и завоевала горячую любовь массового слушателя.

Лысенко - автор многочисленных произведений самых различных жанров. Его перу принадлежат оперы, романсы, баллады, кантаты, думы, фортепианные рапсодии, сюиты, пьесы для скрипки, виолончели, флейты и других инструментов.

Во всех произведениях композитора преобладает украинская народная музыкальная тематика, с ее характерными чертами - обаятельной напевностью, простотой, выразительностью.

Умер Николай Витальевич Лысенко в 1912 году в Киеве.

Истинная народность, ярко выраженный национальный колорит, высокое мастерство присущи лучшим операм Лысенко - «Тарасу Бульбе» и «Наталке-Полтавке». В первой слушателя захватывают монументальные музыкальные картины, ярко очерченные художественные образы, эпическая широта. В «Наталке-Полтавке» пленяют глубокая сердечная теплота, мягкая лирическая задушевность мелодий. Недаром арии из этой оперы стали подлинно всенародным достоянием.

Лучшие русские и украинские музыканты при жизни Лысенко высоко ценили его замечательный талант и выдающиеся заслуги в развитии украинской музыкальной культуры. Широчайшее признание творчество классика украинской музыки получило после Великой Октябрьской социалистической революции. В советское время замечательные оперные произведения Лысенко обрели достойное сценическое воплощение. Они не сходят со сцен оперных театров.

Украинский композитор, пианист, дирижёр, педагог, собиратель песенного фольклора и общественный деятель.


Николай Лысенко был родом из старинного казацкого старшинского рода Лысенко. Отец Николая, Виталий Романович, был полковником Орденского кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происходила из полтавского помещичьего рода Луценко. Домашним обучением Николая занимались мать и известный поэт А. А. Фет. Мать учила сына французскому языку, изысканным манерам и танцам, Афанасий Фет - русскому языку. В пять лет, заметив музыкальное дарование мальчика, для него пригласили учительницу музыки. С раннего детства Николай увлекался поэзией Тараса Шевченко и украинскими народными песнями, любовь к которым ему привили двоюродные дед и бабушка - Николай и Мария Булюбаши. По окончании домашнего воспитания, для подготовки к гимназии Николай переехал в Киев, где учился сначала в пансионе Вейля, затем - в пансионе Гедуэна.

В 1855 году Николая отдали во вторую Харьковскую гимназию, которую он закончил с серебряной медалью весной 1859 года. Во время обучения в гимназии Лысенко частным образом занимался музыкой (педагог - Н.Д. Дмитриев), став постепенно известным в Харькове пианистом. Его приглашали на вечера и балы, где Николай исполнял пьесы Бетховена, Моцарта, Шопена, играл танцы и импровизировал на темы украинских народных мелодий. По окончании гимназии Николай Витальевич поступил на естественнонаучный факультет Харьковского университета. Однако через год его родители переехали в Киев, и Николай Витальевич перевёлся на кафедру естественных наук физико-математического факультета Киевского университета. Закончив университет 1 июня 1864 года, Николай Витальевич уже в мае 1865 года получил степень кандидата естественных наук.

По окончании Киевского университета и непродолжительной службы Н. В. Лысенко решает получить высшее музыкальное образование. В сентябре 1867 года он поступил в Лейпцигскую консерваторию, считавшуюся одной из лучших в Европе. Преподавателями по фортепиано у него были К. Рейнеке, И. Мошелес и Э. Венцель, по композиции - Э. Ф. Рихтер, по теории - Паперитц. Именно там Николай Витальевич понял, что важнее собирать, развивать и создавать украинскую музыку, чем копировать западных классиков.

Летом 1868 года Н. Лысенко женился на Ольге Александровне О’Коннор, которая приходилась ему троюродной племянницей и была на 8 лет младше. Однако после 12 лет совместной жизни Николай и Ольга, официально не оформляя развод, расстались по причине отсутствия детей.

Закончив с большим успехом в 1869 году обучение в Лейпцигской консерватории, Николай Витальевич вернулся в Киев, где прожил, с небольшим перерывом (с 1874 по 1876 годы Лысенко совершенствовал мастерство в области симфонической инструментовки в Петербургской консерватории в классе Н. А. Римского-Корсакова), чуть более сорока лет, занимаясь творческой, преподавательской и общественной деятельностью. Он принимал участие в организации воскресной школы для крестьянских детей, позднее - в подготовке «Словаря украинского языка», в переписи населения Киева, в работе Юго-западного отделения Русского географического общества.

В 1878 году Николай Лысенко занимает должность преподавателя по фортепиано в институте благородных девиц. В том же году он вступает в гражданский брак с Ольгой Антоновной Липской, которая была пианисткой и его ученицей. С ней композитор познакомился во время концертов в Чернигове. От этого брака Н. Лысенко имел пятеро детей. Ольга Липская умерла в 1900 году после рождения ребёнка.

В 1890-е годы, кроме преподавания в институте и частных уроков, Н. Лысенко работал в музыкальных школах С. Блуменфельда и Н. Тутковского.

Осенью 1904 года в Киеве начала работать Музыкально-драматическая школа (с 1913 года - имени Н. В. Лысенко), организованная Николаем Витальевичем. Это было первое украинское учебное заведение, предоставлявшее высшее музыкальное образование по программе консерватории. На организацию школы Н. Лысенко использовал средства, собранные его друзьями во время празднования 35-летия деятельности композитора в 1903 году для издания его произведений и покупки для него и детей дачи. В школе Николай Витальевич преподавал фортепиано. И школа, и Н. Лысенко как её директор находились под постоянным надзором полиции. В феврале 1907 года Николая Витальевича арестовали, но уже на следующее утро отпустили.

С 1908 по 1912 годы Н. Лысенко был председателем правления общества «Украинский Клуб». Это общество проводило большую общественно-просветительскую деятельность: организовывало литературные и музыкальные вечера, устраивало курсы для народных учителей. В 1911 году Лысенко возглавил комитеты по содействию сооружению памятника Т. Шевченко к 50-й годовщине со дня смерти поэта, созданные этим обществом.

Николай Лысенко умер 6 ноября 1912 года, внезапно от сердечного приступа. Проститься с композитором пришли тысячи людей, прибывшие со всех регионов Украины. Отпевали Лысенко во Владимирском соборе. Хор, шедший впереди траурной процессии, составлял 1200 человек, пение его было слышно даже в центре Киева. Н. В. Лысенко похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Творчество

Во время обучения в Киевском университете, стремясь приобрести как можно больше музыкальных знаний, Николай Лысенко изучал оперы А. Даргомыжского, Глинки, А. Серова, знакомился с музыкой Вагнера и Шумана. Именно с этого времени он начинает сбор и гармонизацию украинских народных песен, так, например, он записал свадебный обряд (с текстом и музыкой) в Переяславском уезде. Кроме того, Н. Лысенко являлся организатором и руководителем студенческих хоров, с которыми выступал публично.

Во время обучения в Лейпциг

ской консерватории в октябре 1868 года Н. В. Лысенко издал «Сборник украинских песен для голоса с фортепиано» - первый выпуск своих обработок из сорока украинских народных песен, которые помимо практического назначения, имеют большую научно-этнографическую ценность. В том же 1868 году он написал своё первое значительное произведение - «Заповит» («Завещание») на слова Т. Шевченко, к годовщине со дня смерти поэта. Это произведение открыло цикл «Музыка к Кобзарю», который включал более 80-ти вокально-инструментальных произведений разных жанров, изданных семью сериями, последняя из которых вышла в 1901 году.

Н. В. Лысенко находился в центре музыкальной и национально-культурной жизни Киева. Входя в 1872-1873 годах в состав дирекции Русского музыкального общества, принимал активное участие в его концертах, проводимых по всей Украине; руководил хором из 50-ти певцов, организованным в 1872 году при «Филармоническом обществе любителей музыки и пения»; принимал участие в «Кружке любителей музыки и пения», «Кружке любителей музыки» Я. Спиглазова. В 1872 году кружок, руководимый Н. Лысенко и М. Старицким, добился разрешения на публичные постановки пьес на украинском языке. В том же году Лысенко написал оперетты «Черноморцы» и «Рождественская ночь» (позднее переработанная в оперу), прочно вошедшие в театральный репертуар, став основой украинского национального оперного искусства. В 1873 году была издана первая музыковедческая работа Н. Лысенко об украинском музыкальном фольклоре «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем». В этот же период Николай Витальевич пишет много фортепианных произведений, а также симфоническую фантазию на украинские народные темы «Казак-Шумка».

В петербургский период Н. Лысенко принимал участие в концертах Русского географического общества, руководил хоровыми курсами. Совместно с В. Н. Пасхаловым Николай Витальевич устраивал концерты хоровой музыки в «Соляном городке», в программу которых входили украинские, русские, польские, сербские песни и произведения самого Лысенко. У него завязываются дружеские отношения с композиторами «Могучей кучки». В Петербурге им была написана первая рапсодия на украинские темы, первый и второй концертные полонезы, соната для фортепиано. Там же Лысенко начал работу над оперой «Маруся Богуславка» (неокончена) и сделал вторую редакцию оперы «Рождественская ночь». В Петербурге вышел его сборник девичьих и детских песен и танцев «Молодощи» («Молодые годы»).

Возвратясь в 1876 году в Киев, Николай Лысенко развернул активную исполнительскую деятельность. Он устраивал ежегодные «Славянские концерты», выступал как пианист в концертах Киевского отделения Российского музыкального общества, на вечерах Литературно-артистичного общества, членом правления которого он был, в ежемесячных народных концертах в зале Народной аудитории. Организовывал ежегодные шевченковские концерты. Из семинаристов и студентов, знакомых с нотной грамотой, Николай Витальевич заново организует хоры, в которых получили начала художественного образования К. Стеценко, П. Демуцкий, Л. Ревуцкий, О. Лысенко и другие. Денежный сбор от концертов шёл на общественные нужды, например, в пользу 183 студентов Киевского университета, отданных в солдаты за участие в антиправительственной демонстрации 1901 года. В это время им были написаны почти все его произведения для фортепиано крупной формы, в том числе вторая рапсодия, третий полонез, ноктюрн до-диез минор. В 1880 году Н. Лысенко начинает работу над самым значительным своим произведением - оперой «Тарас Бульба» по одноимённой повести Н. Гоголя на либретто М. Старицкого, которую завершит лишь спустя десять лет. В 1880-е годы Лысенко пишет такие произведения как «Утопленница» - лирико-фантастическая опера по «Майской ночи» Н. Гоголя на либретто М. Старицкого; «Радуйся, ниво неполитая» - кантата на стихи Т. Шевченко; третью редакцию «Рождественской ночи» (1883). В 1889 году Николай Витальевич совершенствует и оркеструет музыку к оперетте «Наталка Полтавка» по произведению И. Котляревского, в 1894 году он пишет музыку к феерии «Волшебный сон» на текст М. Старицкого, а в 1896 году оперу «Сапфо».

Среди авторских достижений Н. Лысенко необходимо также отметить создание нового жанра - детской оперы. С 1888 по 1893 годы он пишет три детские оперы по мотивам народных сказок на либретто Днепровой-Чайки: «Коза-Дереза», «Пан Коцький (Котский)», «Зима и Весна, или Снежная Королева». «Коза-Дереза» стала своеобразным подарком Николая Лысенко своим детям.

С 1892 по 1902 годы Николай Лысенко четыре раза устраивал гастрольные концерты по Украине, так называемые «хоровые путешествия», в которых исполнялись преимущественно его собственные хоровые произведения на тексты Шевченко и обработки украинских песен. В 1892 году выходит искусствоведческое изыскание Лысенко «О торбане и музыке песен Видорта», а в 1894 - «Народные музыкальные инструменты на Украине».

В 1905 году Н. Лысенко совместно с А. Кошицем организовал хоровое общество «Боян», с которым устраивал хоровые концерты украинской, славянской и западноевропейской музыки. Дирижёрами концертов были он сам и А. Кошиц. Однако из-за неблагоприятных политических условий и отсутствия материальной базы, общество распалось, просуществовав немногим более года. В начале XX века Лысенко пишет музыку к драматическим спектаклям «Последняя ночь» (1903) и «Гетман Дорошенко». В 1905 году им было написано произведение «Эй, за наш родной край». В 1908 году был написан хор «Тишайший вечер» на слова В. Самойленко, в 1912 году - опера «Ноктюрн», создаются лирические романсы на тексты Леси Украинки, Днипровой Чайки, А. Олеся. В последние годы жизни Николай Витальевич пишет ряд произведений из области духовной музыки, продолживших, основанный им ещё в конце XIX века «Херувимской» цикл: «Пречистая Дева, мать русского края» (1909), «Камо пойду от лица Твоего, Господи» (1909), «Дева днесь Пресущественного раждает», «Крестным древом»; в 1910 году на текст Т. Шевченко был написан «Давидов псалом».

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...