Нравственная проблематика пьесы островского гроза. Нравственные проблемы в пьесах островского. Нравственные ценностей жителей города Калинова

Проблема отцов и детей

Проблема самореализации

Проблема власти

Проблема любви

Конфликт старого и нового

Тест по произведению

Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдёт о проблемах «Грозы» Островского. А. Н. Островский получил литературное призвание уже после первой опубликованной пьесы. «Бедность не порок», «Бесприданница», « Доходное место» - эти и многие другие произведения посвящены на социально-бытовым темам, однако вопрос о проблематике пьесы «Гроза» нужно рассмотреть отдельно.

Пьеса была неоднозначно воспринята критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев подметил намечающийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой и вовсе не принял пьесу. Фабула «Грозы», на первый взгляд, достаточно проста: всё основано на любовной коллизии. Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока её муж уехал в другой город по делам. Не сумев справиться с муками совести, девушка признаётся в измене, после чего бросается в Волгу. Однако за всем этим житейским, бытовым, кроется куда более масштабные вещи, которые грозятся разрастить до масштабов космоса. «Тёмным царством» Добролюбов называет ту обстановку, которая описана в тексте. Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие лишь усугубляет ситуацию. Страшно становится от осознания того, что это не место сделало людей таким, это люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И теперь уже «тёмное царство» начинает влиять на жителей. После детального ознакомления с текстом можно заметить насколько широко разработана проблематика произведения «Гроза». Проблемы в «Грозе» Островского разноплановые, но при этом не имеют иерархии. Каждая отдельно взятая проблема важна сама по себе.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю» - так отвечает Дикой Кулигину.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина - Тихон и Катерина - Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Конфликт старого и нового

Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв - обнять мужа - Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Тест по произведению

Александром Николаевичем была освещена важнейшая и особенно актуальная в то время проблема человеческого достоинства. В аргументы, позволяющие считать ее таковой, приводятся весьма убедительные. Автор доказывает, что его пьеса действительно важна хотя бы тем, что вопросы, затронутые в ней, продолжают волновать спустя много лет и нынешнее поколение. К драме обращаются, ее изучают и анализируют, а интерес к ней не ослабевает до сих пор.

В 50-60-е годы 19-го века особое внимание писателей и поэтов привлекали следующие три темы: появление разночинной интеллигенции, крепостное право и положение женщины в обществе и семье. Кроме того, была еще одна тема - тирания денег, самодурства и старозаветного авторитета в среде купечества, под гнетом которой находились все члены семей, а особенно женщины. А. Н. Островский в своей драме "Гроза" поставил задачу обличения духовной и экономической тирании в так называемом "темном царстве".

Кого можно считать носителем человеческого достоинства?

Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" - самая важная в этом произведении. Следует отметить, что в пьесе очень мало персонажей, о которых можно было бы говорить: "Это достойный человек". Большинство действующих лиц - либо безусловно отрицательные герои, либо невыразительные, нейтральные. Дикой и Кабаниха - истуканы, лишенные элементарных человеческих чувств; Борис и Тихон - бесхребетные, способные лишь подчиняться существа; Кудряш и Варвара - бесшабашные, тянущиеся к минутным удовольствиям люди, неспособные к серьезным переживаниям и размышлениям. Лишь Кулигин, чудаковатый изобретатель, и главная героиня Катерина выбиваются из данного ряда. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" кратко может быть описана как противостояние этих двух героев обществу.

Изобретатель Кулигин

Кулигин - довольно привлекательный человек, обладающий немалыми талантами, острым умом, поэтической душой, стремлением бескорыстно служить людям. Он честен и добр. Не случайно именно ему Островский доверяет оценку отсталого, ограниченного, самодовольного калиновского общества, не признающего остальной мир. Однако Кулигин хотя и вызывает симпатию, все же неспособен постоять за себя, поэтому спокойно сносит грубость, бесконечные насмешки и оскорбления. Это образованный, просвещенный человек, но эти лучшие качества в Калинове считаются лишь блажью. Изобретателя пренебрежительно именуют алхимиком. Он жаждет всеобщего блага, хочет установить громоотвод, часы в городе, но косное общество не желает принимать никаких новшеств. Кабаниха, являющаяся воплощением патриархального мира, не сядет на поезд, даже если весь мир уже давно пользуется железной дорогой. Дикой никогда не поймет, что молния на самом деле - электричество. Он даже такого слова не знает. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза", эпиграфом к которой может служить реплика Кулигина "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!", благодаря введению этого персонажа получает более глубокое освещение.

Кулигин, видя все пороки общества, молчит. Протестует лишь Катерина. Несмотря на свою слабость, это все-таки сильная натура. Сюжетную основу пьесы составляет трагический конфликт между укладом жизни и настоящим чувством главной героини. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" раскрывается на контрасте "темного царства" и "луча" - Катерины.

"Темное царство" и его жертвы

Обитатели Калинова разделены на две группы. Одну из них составляют представители "темного царства", олицетворяющие власть. Это Кабаниха и Дикой. К другой принадлежат Кулигин, Катерина, Кудряш, Тихон, Борис и Варвара. Они являются жертвами "темного царства", ощущающими его жестокую силу, но выражающие протест против нее по-разному. Через их действия или бездействие раскрывается проблема человеческого достоинства в драме "Гроза". План Островского был показать с разных сторон влияние "темного царства" с его удушающей атмосферой.

Характер Катерины

Интересами и сильно выделяется на фоне среды, в которой она невольно оказалась. Причина жизненной драмы заключается именно в ее особом, исключительном характере.

Эта девушка - натура мечтательная и поэтическая. Она воспитана матерью, которая ее баловала, любила. Ежедневные занятия героини в детстве составляли уход за цветами, посещение церкви, вышивание, прогулки, рассказы богомолок и странниц. Под влиянием этого образа жизни и сложился девушки. Иногда она погружалась в сны наяву, сказочные грезы. Речь Катерины эмоциональная, образная. И вот эта поэтически настроенная и впечатлительная девушка после замужества попадает в дом Кабановой, в атмосферу назойливой опеки и ханжества. Атмосфера этого мира холодная и бездушная. Естественно, конфликт между светлым миром Катерины и обстановкой этого "темного царства" завершается трагически.

Взаимоотношения Катерины и Тихона

Положение осложняется еще и тем, что она вышла замуж за человека, которого не могла любить и не знала, хотя изо всех сил стремилась стать Тихону верной и любящей женой. Попытки героини сблизиться с мужем разбиваются о его недалекость, рабскую приниженность и грубость. Он с детства привык подчиняться во всем матери, боится сказать ей слово поперек. Тихон безропотно переносит самодурство Кабанихи, не смея ей возражать и протестовать. Его единственное желание - хотя бы ненадолго вырваться из-под опеки этой женщины, загулять, запить. Этот безвольный мужчина, являясь одной из многочисленных жертв "темного царства", не только не мог хоть как-то помочь Катерине, но и просто по-человечески понять ее, поскольку внутренний мир героини слишком высок, сложен и недоступен для него. Он не мог предугадать драму, назревавшую в сердце его жены.

Катерина и Борис

Племянник Дикого, Борис, - это тоже жертва ханжеской, темной среды. По своим внутренним качествам он находится значительно выше "благодетелей", окружающих его. Полученное им в столице образование в коммерческой академии развило его культурные потребности и взгляды, поэтому данному персонажу трудно выжить в среде Диких и Кабановых. Проблема человеческого достоинства в пьесе "Гроза" встает и перед этим героем. Однако у него недостает характера, чтобы вырваться из-под их тирании. Он единственный, кто сумел понять Катерину, но был не в силах ей помочь: у него не хватает решимости сражаться за любовь девушки, поэтому он советует ей смириться, покориться судьбе и покидает ее, предчувствуя гибель Катерины. Неспособность бороться за счастье обрекла Бориса и Тихона на то, чтобы не жить, а мучиться. Лишь Катерина сумела бросить вызов этой тирании. Проблема человеческого достоинства в пьесе таким образом, это и проблема характера. Только сильные люди могут бросить вызов "темному царству". К ним относилась только главная героиня.

Мнение Добролюбова

Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" была раскрыта в статье Добролюбова, который назвал Катерину "лучом света в темном царстве". Смерть одаренной молодой женщины, сильной, страстной натуры осветила на миг спящее "царство", как луч солнца на фоне мрачных темных туч. Самоубийство Катерины Добролюбов рассматривает как вызов не только Диким и Кабановым, но и всему укладу жизни в мрачной, деспотической феодально-крепостной стране.

Неизбежный финал

Это был неизбежный финал, несмотря на то что главная героиня так чтила Бога. Катерине Кабановой было проще уйти из этой жизни, чем терпеть упреки свекрови, сплетни и угрызения совести. Она признала себя виновной прилюдно, поскольку не умела лгать. Самоубийство и публичное покаяние следует расценивать как поступки, которые возвысили ее человеческое достоинство.

Катерину могли презирать, унижать, даже бить, но она никогда не унижалась, не совершала недостойных, низких поступков, они лишь шли вразрез с моралью этого общества. Хотя какая может быть мораль у столь ограниченных, тупых людей? Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" - это проблема трагического выбора между тем, чтобы смириться или бросить вызов обществу. Протест при этом грозит тяжелыми последствиями, вплоть до необходимости лишиться жизни.

А Н. Островский уже после появления своей первой крупной пьесы получил литературное признание. Драматургия Островского стала необходимым элементом культуры его времени, он сохранял положение лучшего драматурга эпохи, главы русской драматической школы, несмотря на то, что одновременно с ним в этом жанре творили А. В. Сухово-Кобылин. М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Ф. Писемский, А. К. Толстой и Л. Н. Толстой. Самые популярные критики рассматривали его произведения как верное и глубокое отображение современной действительности. Между тем Островский, идя своим самобытным творческим путем, нередко ставил в тупик и критиков, и читателей.

Так, пьеса "Гроза" стала неожиданностью для многих. Л. Н. Толстой не принял пьесу. Трагизм этого произведения заставил и критиков пересмотреть свои взгляды на драматургию Островского. А.П. Григорьев заметил, что в "Грозе" звучит протест против "существующего", который страшен его приверженцам. Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" утверждал, что от образа Катерины в "Грозе" "веет на нас новой жизнью".

Возможно, впервые с такой изобразительной силой были показаны сцены семейной, "частной" жизни, тот произвол и бесправие, что были доселе скрыты за толстыми дверьми особняков и усадеб. И в то же время это не была просто бытовая зарисовка. Автор показал незавидное положение русской женщины в купеческой семье. Огромную силу трагедии придавала особая правдивость, искусность автора, как это верно заметил Д. И. Писарев: "Гроза" - картина с натуры, оттого она и дышит правдой".

Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги "Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу - все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется", - восхищается Кулигин. Казалось бы. и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной. Однако быт и нравы богатого купечества создали "мир тюремного и гробового безмолвия". Савел Дикой и Марфа Кабанова - это олицетворение жестокости и самодурства. Порядки в купеческом доме основаны на изживших себя религиозных догмах Домостроя. Добролюбов говорит о Кабанихе, что жертву свою она "грызет, долго и неотступно". Свою невестку Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при его отъезде, ругает ее за то, что она "не воет" на людях, провожая супруга.

Кабаниха очень богата, об этом можно судить по тому, что интересы ее дел выходят далеко за пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездит в Москву Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни - деньги. Но купчиха понимает, что власть дает также покорность окружения. Она стремится убить в домашних любое проявление сопротивления ее власти. Кабаниха лицемерна, она лишь прикрывается добродетельностью и набожностью, в семье она - бесчеловечный деспот и тиран. Тихон не противоречит ей ни в чем Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться.

Главная героиня пьесы Катерина отмечена сильным характером, она не привыкла к унижению и оскорблениям и потому конфликтует с жестокой старой свекровью. В доме у матери Катерина жила свободно и легко. В Доме Кабановых она чувствует себя будто птица в клетке. Она быстро осознает, что здесь она долго жить не сможет.

Замуж за Тихона Катерина вышла без любви. В доме Кабанихи все трепещет при одном только властном окрике купчихи. Жизнь в этом доме тяжела дня молодых. И вот Катерина встречает совсем другого человека и влюбляется. Впервые в жизни она познает глубокое личное чувство. Както ночью она идет на свидание к Борису. На чьей стороне драматург? Он на стороне Катерины, потому что нельзя уничтожить естественных стремлений человека. Жизнь же в семье Кабановых неестественна. И Катерина не принимает наклонностей тех людей, к которым она попала. Услышав предложение Варвары солгать и притвориться. Катерина отвечает: "Обманывать-то я не умею, скрытьто ничего не могу".

Прямота и искренность Катерины вызывает уважение и у автора, и у читателя, и у зрителя Она решает, что не может больше быть жертвой бездушной свекрови, не может томиться взаперти. Она свободна! Но выход она увидела только в своей смерти. И с этим можно было бы поспорить. Критики также разошлись во мнении, стоило ли платить Катерине за свободу ценой жизни. Так, Писарев в отличие от Добролюбова считает поступок Катерины бессмысленным. Он считает, что после самоубийства Катерины все возвратится на круги своя, жизнь пойдет своим чередом, и не стоит "темное царство" такой жертвы. Конечно, до гибели Катерину довела Кабаниха. В результате ее дочь Варвара убегает из дома, а сын Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой.

Так. уже в первом действии над городом Калиновым разразилась гроза Разразилась, как предвестие трагедии. Уже прозвучало у Катерины: "Я скоро умру", она призналась Варваре в греховной любви. Уже соединилось в ее представлении предсказание сумасшедшей барыни о том, что гроза даром не проходит, и ощущение собственного греха с реальным ударом грома. Катерина устремляется домой: "Все-таки лучше, все спокойнее, дома-то я - к образам да богу молиться!".

Но четвертое, кульминационное действие, начинается словами: "Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?" И после этого мотив грозы уже не смолкает.

Несомненно, в пьесе образ грозы приобретает особое значение: это освежающее, революционное начало Однако разум осужден в темном царстве, он встретился с непробиваемым невежеством, подкрепленным скупостью. Но все-таки молнии, прорезавшие небо над Волгой, задели долго молчавшего Тихона, сверкнули над судьбами Варвары и Кудряша. Гроза основательно всех перетряхнула. Бесчеловечным нравам рано или поздно придет конец. Борьба нового со старым началась и продолжается. В этом и заключен смысл произведения великого русского драматурга.

Сочинения по литературе: Проблематика пьесы островского "Гроза"

"Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий... В "Грозе" есть даже что-то освежающее и ободряющее. Н. А. Добролюбов

А. Н.Островский уже после появления своей первой крупной пьесы получил литературное признание. Драматургия Островского стала необходимым элементом культуры его времени, он сохранял положение лучшего драматурга эпохи, главы русской драматической школы, несмотря на то, что одновременно с ним в этом жанре творили А. В.Сухово-Кобылин, М. Е.Салтыков-Щедрин, А. Ф.Писемский, А. К Толстой и Л. Н. Толстой. Самые популярные критики рассматривали его произведения как верное и глубокое отображение современной действительности. Межуд тем Островский, идя сво-им самобытным творческим путем, нередко ставил в тупик и критиков, и читателей.

Так, пьеса "Гроза" стала неожиданностью для многих. Л. Н.Толстой не принял пьесу. Трагизм этого произведения заставил и критиков пересмотреть свои взгляды на драматургию Островского. Ап. Григорьев заметил, что в "Грозе" звучит протест против "существующего", который страшен его приверженцам. Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" утверждал. что от образа Катерины в "Грозе" "веет на нас новой жизнью".

Возможно, впервые с такой изобразительной силой были показаны сцены семейной, "частной" жизни, тот произвол и бесправие, что были доселе скрыты за толстыми дверьми особняков и усадеб. И в то же время это не была просто бытовая зарисовка. Автор показал незавидное положение русской женщины в купеческой семье. Огромную силу трагедии придавала осо бая правдивость, искусность автора, как это верно заметил Д. И.Писарев: "Гроза" - картина с натуры, оттого она и дышит правдой".

Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. "Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется", - восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной. Однако быт и нравы богатого купечества создали "мир тюремного и гробового безмолвия". Савел Дикой и Марфа Кабанова - это олицетворение жестокости и самодурства. Порядки в купеческом доме основаны на изживших себя религиозных догмах Домостроя. Добролюбов говорит о Кабанихе, что жертву свою она "грызет... долго и неотступно". Свою невестку Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при его отъезде, ругает ее за то, что она "не воет" на людях, провожая супруга.

Кабаниха очень богата, об этом можно судить по тому, что интересы ее дел выходят далеко за пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездит в Москву. Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни - деньги. Но купчиха понимает, что власть дает также покорность окружения. Она стремится убить в домашних любое проявление, сопротивления ее власти. Кабаниха лицемерна, она лишь прикрывается добродетельностью и набожностью, в семье она - бесчеловечный деспот и тиран. Тихон не противоречит ей ни в чем. Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться.

Главная героиня пьесы отмечена сильным характером, она не привыкла к унижению и оскорблениям и потому конфликтует с жестокой старой свекровью. В доме у матери Катерина жила свободно и легко. В Доме Кабановых она чувствует себя будто птица в клетке. Она быстро осознает, что здесь она долго жить не сможет.

Замуж за Тихона Катерина вышла без любви. В доме Кабанихи все трепещет при одном только властном окрике купчихи. Жизнь в этом доме тяжела для молодых. И вот Катерина встречает совсем другого человека и влюбляется. Впервые в жизни она познает глубокое личное чувство. Как-то ночью она идет на свидание к Борису. На чьей стороне драматург? Он на стороне Катерины, потому что нельзя уничтожить естественных стремлений человека. Жизнь же в семье Кабановых неестественна. И Катерина не принимает наклонностей тех людей, к которым она попала. Услышав предложение Варвары солгать и притвориться, Катерина отвечает: "Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу."

^рямота и искренность Катерины вызывает уважение и у автора, и у читателя, и у зрителя. Она решает, что не может больше быть жертвой бездушной свекрови, не может томиться взаперти. Она свободна! Но выход она увидела только в своей смерти. И с этим можно было бы поспорить. Критики также разошлись во мнении, стоило ли платить Катерине за свободу ценой жизни. Так, Писарев в отличие от Добролюбова считает поступок Катерины бессмысленным. Он считает, что после самоубийства Катерины все возвратится на круги своя, жизнь пойдет своим чередом, и не стоит "темное царство" такой жертвы. Конечно, до гибели Катерину довела Кабаниха. В результате ее дочь Варвара убегает из дома, а сын Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой.

Интересно, что одним из главных, активных образов этой пьесы является образ самой грозы. Выражая символически идею произведения, это образ непосредственно участвует в действии драмы как реальное явление природы, вступает в действие в его решающие моменты, во многом определяет поступки героини. Этот образ очень многозначен, он освещает почти все стороны драмы.

Так, уже в первом действии над городом Калиновым разразилась гроза. Разразилась, как предвестие трагедии. Уже прозвучало у Катерины: "Я скоро умру", она призналась Варваре в греховной любви. Уже соединилось в ее представлении предсказание сумасшедшей барыни о том, что гроза даром не проходит, и ощущение собственного греха с реальным ударом грома. Катерина устремляется домой: "Все-таки лучше, все спокойнее, дома-то я - к образам да богу молиться!".

После этого гроза умолкает ненадолго. Лишь в ворчании Кабанихи слышатся ее отголоски. Не случилось грозы и в ту ночь, когда Катерина впервые после замужества почувствовала себя свободной и счастливой.

Но четвертое, кульминационное действие, начинается словами: "Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?". И после этого мотив грозы уже не смолкает.

Интересен диалог Кулигина и Дикого. Кулигин говорит о громоотводах ("у нас грозы частые") и вызывает гнев Дикого: "Какое еще там электричество? Ну как же ты не разбойник? Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожками какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?". А на цитату из Державина, которую в свою защиту приводит Кулигин: "Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю", - купец и вовсе не находит что сказать, кроме: "А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!".

Несомненно, в пьесе образ грозы приобретает особое значение: это освежающее, революционное начало. Однако разум осужден в темном царстве, он встретился с непробиваемым невежеством, подкрепленным скупостью. Но все-таки молнии, прорезавшие небо над Волгой, задели долго молчавшего Тихона, сверкнули над судьбами Варвары и Кудряша. Гроза основательно всех перетряхнула. Бесчеловечным нравам рано. или поздно придет конец. Борьба нового со старым началась и продолжается. В этом и заключен смысл произведения великого русского драматурга.

«Гроза»

«Гроза» была написана во второй половине 50-х годов XIX в., когда страна стояла на пороге общественно-политических и социальных перемен. Естественно, что Александр Николаевич Островский не мог не отреагировать на эти сдвиги. В этот сложный период, кроме «Грозы», драматург написал пьесы «Бесприданница», «Доходное место» и другие, в которых отразил свой взгляд на происходящее.

В «Грозе» А. Н. Островский поднимает не столько социальные, сколько нравственные проблемы. Драматург показывает нам, как в личности вдруг просыпаются еще не известные до этого чувства и как меняется ее отношение к окружающей действительности.

Конфликт между Катериной и «темным царством», показанный драматургом, - это противостояние законов Домостроя и стремления к свободе и счастью. Гроза в пьесе не просто природное явление, а символ душевного состояния героини. Катерина выросла и сформировалась как личность в страшных условиях Домостроя, но это не помешало ей противостоять калиновскому обществу. Для Островского было важно показать, что там, где губят любое проявление свободы, возможно появление сильного характера, стремящегося к своему счастью. Катерина всем сердцем стремится на волю. Особенно ярко это видно благодаря ее рассказу Варваре о своем детстве, когда она жила в атмосфере любви и понимания. Но Катерина еще не до конца понимает того нового отношения к миру, которое и приведет ее к трагическому концу: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю». Полюбив Бориса, она считает свои чувства греховными. Катерина видит в этом нравственное преступление и говорит, что душу «уже погубила». Но где-то внутри она понимает, что нет ничего безнравственного в стремлении к счастью и любви.

на этот поступок?

С детства Катерина была независимой, свободолюбивой натурой. В доме матери жила она словно птичка на воле. Но вот она попадает в дом мужа, где царит совсем иная атмосфера. Она говорит: «Да Здесь все как будто из-под неволи». На словах свекровь стремится к соблюдению моральных устоев, а на самом деле «домашних заела совсем». Кабаниха не признает ничего нового, не дает Тихону жить своим умом, притесняет невестку. Ей не важно, что на душе у Катерины, были бы соблюдены обычаи. «Она странная, сумасбродная, с точки зрения окружающих, но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей», - писал о Катерине Добролюбов в своей статье «Лучик света в темном царстве». Тихон тоже не понимает душу Катерины. Это безвольный человек, который находится в полном подчинении у своей матери. Единственная его радость - вырваться из дома и погулять несколько дней. Дочь Кабановой Варвара не спорит с матерью, но обманывает ее, убегая по ночам гулять с Кудряшом.

«Жестокие нравы в нашем городе», - говорит Кулигин.

отчаяния Катерины, когда она, полюбив Бориса, бросается к нему, к Тихону, просит взять ее с собой. Тихон отталкивает жену, мечтая погулять на свободе, и Катерина остается одна. В ней в происходит мучительная нравственная борьба. Воспитанная в религиозной семье, она считает великим грехом изменять мужу. Но желание жить полной жизнью, стремление самой решать свою судьбу, быть счастливой берут верх над моральными принципами. Однако с приездом Тихона начинаются нравственные страдания Катерины. Нет, она не раскаивается в том, что полюбила, она страдает, что вынуждена лгать. Ложь противна ее честной, искренней натуре. Еще раньше она признается Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Именно поэтому признается она Кабанихе и Тихону в своей любви к Борису.

Но нравственная проблема не решена. Катерина остается в доме мужа, но для нее это равносильно смерти: «Что домой, что в могилу- все равно... В могиле лучше». Борис, оказавшийся слабым человеком, подчиненным своему дяде Дикому, отказывается взять ее с собой в Сибирь. Жизнь ее становится невыносимой.

«мужняя жена», по законам общества она не имеет права сама решать свою судьбу. Выхода для нее нет. И она решается на страшный шаг. «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь», - ранее говорит Катерина Варваре. Так произошло, она не выдержала того гнета и притеснений в доме Кабанихи. По христианским законам самоубийство - страшный грех. Но, по мнению Катерины, еще больший грех-жить во лжи и притворстве. Кулигин, потрясенный гибелью Катерины, бросает в лицо ее угнетателям: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» В этих словах - оправдание ее самоубийства. Бог будет милосерднее к несчастной женщине, потому что во всем происшедшем виновата не она, а несправедливое, безнравственное устройство общества.

Душа Катерины чиста и безгрешна. Перед смертью она думает лишь о своей любви - единственной радости в ее горькой жизни. И поэтому, несмотря на трагический финал, в «Грозе», по словам Добролюбова, «есть что-то освежающее и ободряющее», и самый характер Катерины «веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели», недаром критик назвал ее «лучиком света в темном царстве».

Александром Николаевичем была освещена важнейшая и особенно актуальная в то время проблема человеческого достоинства. В аргументы, позволяющие считать ее таковой, приводятся весьма убедительные. Автор доказывает, что его пьеса действительно важна хотя бы тем, что вопросы, затронутые в ней, продолжают волновать спустя много лет и нынешнее поколение. К драме обращаются, ее изучают и анализируют, а интерес к ней не ослабевает до сих пор.

В 50-60-е годы 19-го века особое внимание писателей и поэтов привлекали следующие три темы: появление разночинной интеллигенции, крепостное право и положение женщины в обществе и семье. Кроме того, была еще одна тема - тирания денег, самодурства и старозаветного авторитета в среде купечества, под гнетом которой находились все члены семей, а особенно женщины. А. Н. Островский в своей драме "Гроза" поставил задачу обличения духовной и экономической тирании в так называемом "темном царстве".

Кого можно считать носителем человеческого достоинства?

Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" - самая важная в этом произведении. Следует отметить, что в пьесе очень мало персонажей, о которых можно было бы говорить: "Это Большинство действующих лиц - либо безусловно отрицательные герои, либо невыразительные, нейтральные. Дикой и Кабаниха - истуканы, лишенные элементарных человеческих чувств; Борис и Тихон - бесхребетные, способные лишь подчиняться существа; Кудряш и Варвара - бесшабашные, тянущиеся к минутным удовольствиям люди, неспособные к серьезным переживаниям и размышлениям. Лишь Кулигин, чудаковатый изобретатель, и главная героиня Катерина выбиваются из данного ряда. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" кратко может быть описана как противостояние этих двух героев обществу.

Изобретатель Кулигин

Кулигин - довольно привлекательный человек, обладающий немалыми талантами, острым умом, поэтической душой, стремлением бескорыстно служить людям. Он честен и добр. Не случайно именно ему Островский доверяет оценку отсталого, ограниченного, самодовольного калиновского общества, не признающего остальной мир. Однако Кулигин хотя и вызывает симпатию, все же неспособен постоять за себя, поэтому спокойно сносит грубость, бесконечные насмешки и оскорбления. Это образованный, просвещенный человек, но эти лучшие качества в Калинове считаются лишь блажью. Изобретателя пренебрежительно именуют алхимиком. Он жаждет всеобщего блага, хочет установить громоотвод, часы в городе, но косное общество не желает принимать никаких новшеств. Кабаниха, являющаяся воплощением патриархального мира, не сядет на поезд, даже если весь мир уже давно пользуется железной дорогой. Дикой никогда не поймет, что молния на самом деле - электричество. Он даже такого слова не знает. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза", эпиграфом к которой может служить реплика Кулигина "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!", благодаря введению этого персонажа получает более глубокое освещение.

Кулигин, видя все пороки общества, молчит. Протестует лишь Катерина. Несмотря на свою слабость, это все-таки сильная натура. Сюжетную основу пьесы составляет трагический конфликт между укладом жизни и настоящим чувством главной героини. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" раскрывается на контрасте "темного царства" и "луча" - Катерины.

"Темное царство" и его жертвы

Обитатели Калинова разделены на две группы. Одну из них составляют представители "темного царства", олицетворяющие власть. Это Кабаниха и Дикой. К другой принадлежат Кулигин, Катерина, Кудряш, Тихон, Борис и Варвара. Они являются жертвами "темного царства", ощущающими его жестокую силу, но выражающие протест против нее по-разному. Через их действия или бездействие раскрывается проблема человеческого достоинства в драме "Гроза". План Островского был показать с разных сторон влияние "темного царства" с его удушающей атмосферой.

Характер Катерины

Интересами и сильно выделяется на фоне среды, в которой она невольно оказалась. Причина жизненной драмы заключается именно в ее особом, исключительном характере.

Эта девушка - натура мечтательная и поэтическая. Она воспитана матерью, которая ее баловала, любила. Ежедневные занятия героини в детстве составляли уход за цветами, посещение церкви, вышивание, прогулки, рассказы богомолок и странниц. Под влиянием этого образа жизни и сложился девушки. Иногда она погружалась в сны наяву, сказочные грезы. Речь Катерины эмоциональная, образная. И вот эта поэтически настроенная и впечатлительная девушка после замужества попадает в дом Кабановой, в атмосферу назойливой опеки и ханжества. Атмосфера этого мира холодная и бездушная. Естественно, конфликт между светлым миром Катерины и обстановкой этого "темного царства" завершается трагически.

Взаимоотношения Катерины и Тихона

Положение осложняется еще и тем, что она вышла замуж за человека, которого не могла любить и не знала, хотя изо всех сил стремилась стать Тихону верной и любящей женой. Попытки героини сблизиться с мужем разбиваются о его недалекость, рабскую приниженность и грубость. Он с детства привык подчиняться во всем матери, боится сказать ей слово поперек. Тихон безропотно переносит самодурство Кабанихи, не смея ей возражать и протестовать. Его единственное желание - хотя бы ненадолго вырваться из-под опеки этой женщины, загулять, запить. Этот безвольный мужчина, являясь одной из многочисленных жертв "темного царства", не только не мог хоть как-то помочь Катерине, но и просто по-человечески понять ее, поскольку внутренний мир героини слишком высок, сложен и недоступен для него. Он не мог предугадать драму, назревавшую в сердце его жены.

Катерина и Борис

Племянник Дикого, Борис, - это тоже жертва ханжеской, темной среды. По своим внутренним качествам он находится значительно выше "благодетелей", окружающих его. Полученное им в столице образование в коммерческой академии развило его культурные потребности и взгляды, поэтому данному персонажу трудно выжить в среде Диких и Кабановых. Проблема человеческого достоинства в пьесе "Гроза" встает и перед этим героем. Однако у него недостает характера, чтобы вырваться из-под их тирании. Он единственный, кто сумел понять Катерину, но был не в силах ей помочь: у него не хватает решимости сражаться за любовь девушки, поэтому он советует ей смириться, покориться судьбе и покидает ее, предчувствуя гибель Катерины. Неспособность бороться за счастье обрекла Бориса и Тихона на то, чтобы не жить, а мучиться. Лишь Катерина сумела бросить вызов этой тирании. Проблема человеческого достоинства в пьесе таким образом, это и проблема характера. Только сильные люди могут бросить вызов "темному царству". К ним относилась только главная героиня.

Мнение Добролюбова

Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" была раскрыта в статье Добролюбова, который назвал Катерину "лучом света в темном царстве". Смерть одаренной молодой женщины, сильной, страстной натуры осветила на миг спящее "царство", как луч солнца на фоне мрачных темных туч. Самоубийство Катерины Добролюбов рассматривает как вызов не только Диким и Кабановым, но и всему укладу жизни в мрачной, деспотической феодально-крепостной стране.

Неизбежный финал

Это был неизбежный финал, несмотря на то что главная героиня так чтила Бога. Катерине Кабановой было проще уйти из этой жизни, чем терпеть упреки свекрови, сплетни и угрызения совести. Она признала себя виновной прилюдно, поскольку не умела лгать. Самоубийство и публичное покаяние следует расценивать как поступки, которые возвысили ее человеческое достоинство.

Катерину могли презирать, унижать, даже бить, но она никогда не унижалась, не совершала недостойных, низких поступков, они лишь шли вразрез с моралью этого общества. Хотя какая может быть мораль у столь ограниченных, тупых людей? Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" - это проблема трагического выбора между тем, чтобы смириться или бросить вызов обществу. Протест при этом грозит тяжелыми последствиями, вплоть до необходимости лишиться жизни.

Методическая разработка открытого занятия

Тема:

Преподаватель: Иутинская Галина Ивановна

Тема учебного занятия Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Дидактическая цель : формирование навыка анализа художественного текста, работы с драматическими образами; расширение представлений об актуальности классических произведений.

Развивающая цель : совершенствование умения сопоставлять факты, логически рассуждать и выражать свои мысли, делать выводы; расширение словарного запаса; развитие языкового чутья и культуры речи; развитие творческих способностей.

Воспитательная цель : совершенствовать представления студентов о нравственных ценностях; формировать уважительное отношение студентов к чужому мнению.

: «Продвинутая лекция» (Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Методическая цель : показать комплекс подходов, приемов и средств, возможных при работе с художественным материалом

: раздаточный материал (макет «продвинутой лекции»; текст пьесы А.Н. Остросского «Гроза»); мультимедиапроектор + презентация.

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи


Ход урока

Этап

занятия

Методы и принципы обучения

Деятельность преподавателя

I. Организационный этап занятия

Подготовка студентов к работе на занятии

Предъявление единых педагогических требований:

Приветствие;

Выявление отсутствующих на уроке;

Проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.

Психологическая установка на восприятие материала занятия

Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

Готовятся к восприятию темы занятия.

II. Этапы продвижения в проблеме.

Подготовка к основному этапу занятия.

Вызывать интерес к теме, актуализировать имеющиеся знания студентов и структурировать процесс дальнейшего изучения проблемы

Развитие критического мышления через чтение и письмо:

Прием «песочные часы»; аналитическая беседа

(предполагает индивидуальную работу студентов с материалом).

1) Аналитическая беседа .

– Посмотрите на тему нашего урока: «Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского „Гроза”». Какие вопросы она у вас вызывает? Что вы хотели бы узнать по обозначенной проблеме? Ответы на эти вопросы запишите в верхней части «песочных часов».

– Какой литературный персонаж задавался вопросом «быть или не быть?» В чем сомневался он? Какой выбор герой делал? Можно ли считать этот вопрос началом нравственного конфликта Гамлета?

– Посмотрите на эпиграф к уроку: «. Как вы понимаете этот эпиграф? Согласны ли вы с приведенным высказыванием? Докажите свою точку зрения.

– Посмотрим, как понимали «нравственность» в разные времена. В «модели лекции» приведены определения нравственности. Подчеркните в них те слова, которые кажутся вам наиболее значимыми. Опираясь на приведенный материал и собственный опыт, дайте свое определение понятию «нравственность».

Работа с темой урока и «песочными часами» (макет «Продвинутой лекции»)

Работа с литературным контекстом, выявление круга актуальных для классической литературы и современного мира проблем.

Работа в макете лекции с определениями понятия «нравственность». Творческое осмысление данного понятия и поиск собственных смыслов.

2 Осмысление.

Обеспечение самоосмысления через постановку цели.

Развитие критического мышления через чтение и письмо: анализ художественного текста, заполнение сравнительной таблицы « Нравственные ценностей жителей города Калинова»

Работа с координатной плоскостью ценностей

Обсуждение полученных данных

1. Поиск новых знаний.

– Попробуем определить круг ценностей, которыми руководствуются в совей жизни представители города Калинова. При заполнении таблицы необходимо вспомнить, какое социальное сословие является подавляющим в пьесе, какой свод законов и правил регламентирует их жизнь. Обратите внимание на то, как персонажи относятся к церкви, как часто они говорят о Боге, о грехе; помогают ли они бедным, думают ли о семье. Ответьте на вопрос, о чем мечтает большинство героев пьесы.

– Можно ли сказать, что названные ценности являются общепринятыми, вечными, незыблемыми?

– Одинаково ли значимы перечисленные ценности для всех героев пьесы? Одинаково ли они воспринимают эти ценности?

– Конкретизируйте, как понимает нравственные ценности каждый герой.

1 группа: Катерина и Кабаниха;

2 группа: Дикой, Борис и Тихон;

3 группа: Варвара и Кудряш.

– Совместимы ли ценности во внутреннем мире каждого героя? Какие из этих ценностей вступают в конфликт? К чему ведет этот конфликт?

3) Аналитическая беседа.

– Расположите героев произведения в координатных плоскостях в кругу ценностей в «идеале» персонажей (в мире их представлений и желаний). Как меняется «положение» героев в кругу ценностей в финале пьесы (в художественной действительности).

– Почему вы расположили героев именно так? Докажите свое мнение. Какие нравственные нормы нарушает каждый из персонажей?

Обучающиеся осмысливают проблему. Анализируют текст (в малых группах).

Анализируют текст, доказывают свою точку зрения.

Рефлексия.

Формировать собственное отношение студентов к поставленной проблеме, художественному тексту, современной действительности

Развитие критического мышления через чтение и письмо: организация самостоятельной творческой работы (ответы на проблемные вопросы, синквейн)

– Поразмышляйте над такими вопросами:

· Нравственный конфликт – это конфликт внешний или внутренний?

· Какие нравственные проблемы затрагивает А.Н. Островский в пьесе «Гроза»?

· Можно ли сказать, что драматург в «Грозе» изображает «падение нравов»? Почему, по-вашему мнению, он делает это? Обоснуйте свой ответ.

Запишите свои мысли.

2) Синквейн.

(1 строка – 3 существительных-синонима к понятию «нравственность; 2 строка – 3 прилагательных, характеризующих рассматриваемое понятие, 3 строка – 3 глагола; 4 строка – синоним смысла понятия в одной фразе; 5 строка – синоним смысла в одной фразе).

Каждый студент приходит к индивидуальному осмыслению данной философской категории. Например:

Нравственность

Закон, доброта, душа

Откровенный, отзывчивый, искренний

Жить, чувствовать, быть лучше

Залог счастья Человека

Нравственность

Чистота, духовность, ограничение

Духовный, открытый людям, требовательный к себе

Жить, делать добро, думать

Жить в гармонии с собой

Гармоничная Личность

Нравственность

Честность, испытание, твердость

Сердечный, моральный, добродетельный

Наставляет, помогает, жертвует

Внутренний мир человека

3) Аналитическая беседа.

– Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как он соотносится с содержанием занятия?

– Проблемы нравственности поднимал в своих произведениях английский писатель У. Шекспир в XIV веке, французский писатель Л Вовенарг в XVIII веке, А.Н. Островский в XIX веке. Актуальны ли эти вопросы сейчас. В чем актуальность пьесы в наши дни? Запишите свои мысли, аргументируйте их.

– Вернемся к «песочным часам». Заполните нижний треугольник: напишите, какие результаты вы получили, что узнали.

Индивидуальные письменные ответы на проблемные вопросы

Обсуждение результатов Синквейна

Индивидуальные письменные ответы на поставленную проблему об актуальности нравственных ценностей в нашей жизни

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Посмотреть видеозапись спектакля «Гроза» (Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина). Сравнить замысел А.Н. Островского и авторское решение режиссера-постановщика спектакля.

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.


Ф.И.О. студента

Быть или не быть? Делать или не делать?

Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»


Люк Вовенарг

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. («).

Нравственность Википедия ).

Нравственность «Психология» В. Старковского ).

Нравственность – это вечная попытка примирения наших личных потребностей. (И. Гёте) .

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольбах).

Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и идеалом, в котором вы ее воплощаете. (Ф.М. Достоевский).

В конечном счете, основой всех человеческих ценностей служит нравственность . (А. Эйнштейн) .

Пользуясь словарными статьями, высказываниями известных людей, эпиграфом к уроку, опираясь на собственный опыт, дайте определение понятию «нравственность».

Нравственность

________________________________________________________________________

Нравственные ценностей жителей города Калинова

Катерина

Кабаниха

Дикой

Борис

Тихон

Варя, Кудряш

Общий круг ценностей горожан

Круг ценностей персонажа


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Актуальность пьесы А.Н. Островского «Гроза» в современном мире заключается в том, что_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Дидактическая цель : формирование навыка анализа художественного текста, работы с драматическими образами; расширение представлений об актуальности классических произведений.

Развивающая цель : совершенствование умения сопоставлять факты, логически рассуждать и выражать свои мысли, делать выводы; расширение словарного запаса; развитие языкового чутья и культуры речи; развитие творческих способностей.

Воспитательная цель : совершенствовать представления студентов о нравственных ценностях; формировать уважительное отношение студентов к чужому мнению.

Организационная форма проведения занятия : «Продвинутая лекция» (Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Методическая цель : показать комплекс подходов, приемов и средств, возможных при работе с художественным материалом

Методическое обеспечение урока : раздаточный материал (макет «продвинутой лекции»; текст пьесы А.Н. Остросского «Гроза»); мультимедиапроектор + презентация.

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

Ход урока

Этап

занятия

Дидактические задачи этапа занятия

Методы и принципы обучения

Деятельность преподавателя

Рефлексивная деятельность студентов

I. Организационный этап занятия

Подготовка студентов к работе на занятии

Предъявление единых педагогических требований:

Приветствие;

Выявление отсутствующих на уроке;

Проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.

Психологическая установка на восприятие материала занятия

Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

Готовятся к восприятию темы занятия.

II . Этапы продвижения в проблеме.

Подготовка к основному этапу занятия.

  1. Вызов

Вызывать интерес к теме, актуализировать имеющиеся знания студентов и структурировать процесс дальнейшего изучения проблемы

Развитие критического мышления через чтение и письмо:

Прием «песочные часы»; аналитическая беседа

1. Выдвижение цели лектором и слушателями (предполагает индивидуальную работу студентов с материалом) .

1) Аналитическая беседа .

– Посмотрите на тему нашего урока: «Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского „Гроза”». Какие вопросы она у вас вызывает? Что вы хотели бы узнать по обозначенной проблеме? Ответы на эти вопросы запишите в верхней части «песочных часов».

2) Определение контекста понимания проблемы, темы, понятия.

Репродуктивная беседа (актуализация опорных знаний + создание ситуации успеха).

– Какой литературный персонаж задавался вопросом «быть или не быть?» В чем сомневался он? Какой выбор герой делал? Можно ли считать этот вопрос началом нравственного конфликта Гамлета?

– Посмотрите на эпиграф к уроку: « Правила нравственности, как и люди, меняются с каждым поколением: они подсказаны то добродетелью, то пороком» (Люк Вовенарг, французский писатель 1715 – 1747 гг.) . Как вы понимаете этот эпиграф? Согласны ли вы с приведенным высказыванием? Докажите свою точку зрения.

3) Построение гипотезы своего понимания.

– Посмотрим, как понимали «нравственность» в разные времена. В «модели лекции» приведены определения нравственности. Подчеркните в них те слова, которые кажутся вам наиболее значимыми. Опираясь на приведенный материал и собственный опыт, дайте свое определение понятию «нравственность».

Работа с темой урока и «песочными часами» (макет «Продвинутой лекции»)

Работа с литературным контекстом, выявление круга актуальных для классической литературы и современного мира проблем.

Работа в макете лекции с определениями понятия «нравственность». Творческое осмысление данного понятия и поиск собственных смыслов.

2 Осмысление.

Обеспечение самоосмысления через постановку цели.

Развитие критического мышления через чтение и письмо: анализ художественного текста, заполнение сравнительной таблицы « Нравственные ценностей жителей города Калинова»

Работа с координатной плоскостью ценностей

Обсуждение полученных данных

1. Поиск новых знаний.

1) Аналитическая беседа с заполнением первой строки таблицы «Нравственные ценности жителей города Калинова».

– Попробуем определить круг ценностей, которыми руководствуются в совей жизни представители города Калинова. При заполнении таблицы необходимо вспомнить, какое социальное сословие является подавляющим в пьесе, какой свод законов и правил регламентирует их жизнь. Обратите внимание на то, как персонажи относятся к церкви, как часто они говорят о Боге, о грехе; помогают ли они бедным, думают ли о семье. Ответьте на вопрос, о чем мечтает большинство героев пьесы.

– Можно ли сказать, что названные ценности являются общепринятыми, вечными, незыблемыми?

– Одинаково ли значимы перечисленные ценности для всех героев пьесы? Одинаково ли они воспринимают эти ценности?

2) Самостоятельная работа студентов в группах (заполнение второй строки таблицы).

– Конкретизируйте, как понимает нравственные ценности каждый герой.

1 группа: Катерина и Кабаниха;

2 группа: Дикой, Борис и Тихон;

3 группа: Варвара и Кудряш.

– Совместимы ли ценности во внутреннем мире каждого героя? Какие из этих ценностей вступают в конфликт? К чему ведет этот конфликт?

3) Аналитическая беседа.

– Расположите героев произведения в координатных плоскостях в кругу ценностей в «идеале» персонажей (в мире их представлений и желаний). Как меняется «положение» героев в кругу ценностей в финале пьесы (в художественной действительности).

– Почему вы расположили героев именно так? Докажите свое мнение. Какие нравственные нормы нарушает каждый из персонажей?

2. Обогащение представлений о качественных характеристиках понятия, проблемы.

Обучающиеся осмысливают проблему. Анализируют текст (в малых группах).

Анализируют текст, доказывают свою точку зрения.

Рефлексия.

Формировать собственное отношение студентов к поставленной проблеме, художественному тексту, современной действительности

Развитие критического мышления через чтение и письмо: организация самостоятельной творческой работы (ответы на проблемные вопросы, синквейн)

1) Индивидуальное письменное осмысление проблемы, поднимаемой А.Н. Островским. Проблемная беседа

– Поразмышляйте над такими вопросами:

  • Нравственный конфликт – это конфликт внешний или внутренний?
  • Какие нравственные проблемы затрагивает А.Н. Островский в пьесе «Гроза»?
  • Можно ли сказать, что драматург в «Грозе» изображает «падение нравов»? Почему, по-вашему мнению, он делает это? Обоснуйте свой ответ.

Запишите свои мысли.

2) Синквейн.

Студентам предлагается написать пятистрочие к понятию «нравственность» (1 строка – 3 существительных-синонима к понятию «нравственность; 2 строка – 3 прилагательных, характеризующих рассматриваемое понятие, 3 строка – 3 глагола; 4 строка – синоним смысла понятия в одной фразе; 5 строка – синоним смысла в одной фразе).

Каждый студент приходит к индивидуальному осмыслению данной философской категории. Например:

Нравственность

Закон, доброта, душа

Откровенный, отзывчивый, искренний

Жить, чувствовать, быть лучше

Залог счастья Человека

Счастье

Нравственность

Чистота, духовность, ограничение

Духовный, открытый людям, требовательный к себе

Жить, делать добро, думать

Жить в гармонии с собой

Гармоничная Личность

Нравственность

Честность, испытание, твердость

Сердечный, моральный, добродетельный

Наставляет, помогает, жертвует

Внутренний мир человека

Жизнь

3) Аналитическая беседа.

– Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как он соотносится с содержанием занятия?

Письменное осмысление проблемы.

– Проблемы нравственности поднимал в своих произведениях английский писатель У. Шекспир в XIV веке, французский писатель Л Вовенарг в XVIII веке, А.Н. Островский в XIX веке. Актуальны ли эти вопросы сейчас. В чем актуальность пьесы в наши дни? Запишите свои мысли, аргументируйте их.

– Вернемся к «песочным часам». Заполните нижний треугольник: напишите, какие результаты вы получили, что узнали.

(В финале урока «модели лекций» собираются преподавателем и анализируются. Каждый студент получает оценку).

Индивидуальные письменные ответы на проблемные вопросы

Обсуждение результатов Синквейна

Индивидуальные письменные ответы на поставленную проблему об актуальности нравственных ценностей в нашей жизни

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Посмотреть видеозапись спектакля «Гроза» (Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина). Сравнить замысел А.Н. Островского и авторское решение режиссера-постановщика спектакля.

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.

Ф.И.О. студента

Быть или не быть? Делать или не делать?

Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Правила нравственности, как и люди, меняются с каждым поколением: они подсказаны то добродетелью, то пороком

Люк Вовенарг

Прочитайте предложенные определения понятия «нравственность», подчеркните в них ключевые слова.

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (« Толковый словарь» С. И. Ожегова ).

Нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле (Википедия ).

Нравственность – самый тонкий, сугубо личный поведенческий кодекс, определяемый мерой самокритичности и совестливости человека, основанный на нравственной ответственности перед самим собой («Психология» В. Старковского ).

Нравственность – это вечная попытка примирения наших личных потребностей. (И. Гёте) .

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольбах).

Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и идеалом, в котором вы ее воплощаете. (Ф.М. Достоевский).

В конечном счете, основой всех человеческих ценностей служит нравственность . (А. Эйнштейн) .

Пользуясь словарными статьями, высказываниями известных людей, эпиграфом к уроку, опираясь на собственный опыт, дайте определение понятию «нравственность».

Нравственность – это _____________________________________________________________________

+ + + +

- - - -

Нравственный конфликт – это конфликт внешний или внутренний? Какие нравственные проблемы затрагивает А.Н. Островский в своей пьесе? Можно ли сказать, что он изображает «падение нравов», исчезновение нравственности? Как вы думаете, с какой целью драматург это делает?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Актуальность пьесы А.Н. Островского «Гроза» в современном мире заключается в том, что_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Островского в свое время назвали «Колумбом Замоскворечья», подчеркивая художественное открытие мира купечества в пьесах драматурга, однако его пьесы интересны не только конкретно-исторической проблематикой, но и нравственной, общечеловеческой. Так,именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя. Действие драмы Островского происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. "Пятьдесят лет я всякий день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу. Вид необыкновенный. Душа радуется", – восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной. Особенно учитывая то, что о высокой нравственности постоянно твердит Кабаниха- женщина, которая олицетворяет собой все «темное царство» Но почему же не стала жизнь в городе царством света и радости, а превратилась в "мир тюремного и гробового безмолвия"?

Существуют нравственные законы, нигде не прописанные,но выполняя которые, человек способен постичь душевное счастье, обрести свет и радость на земле. Как же выполняются эти законы в провинциальном волжском городке?

1. Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти и денег . Большие деньги Дикого развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю», - говорит он Кулигину Мы видим, что основа всего в городе –деньги. Им поклоняются. Основа взаимоотношений людей – материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала . Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинства калиновцев. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Даже передовой по своим взглядам механик-самоучка Кулигин, осознавая власть денег, мечтает о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами.

2.Основа нравственности – уважение к старшим, к родителям, к отцу и матери. Но этот закон в Калинове извращается, потому что заменяется запретом на свободу, на уважение. От самодурства Кабанихи больше всех страдает Катерина. Свободолюбивая натура, она не может жить в семье, где младший беспрекословно подчиняется старшему, жена - мужу, где подавляется любое стремление к воле и проявление собственного достоинства. «Воля» для Кабанихи - слово ругательное. «Дождетесь! Поживете на воле!» - угрожает она молодым. Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление. Е е возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, да и не умеет приказать, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. «Так-то вы старших уважаете…» -то и дело говорит Кабанова, уважение же в ее понимании -страх. Бояться надо, считает она.

3. Великий закон нравственности- жить в гармонии со своим сердцем, по совести. Но в Калинове любое проявление искреннего чувства расценивается как грех. Любовь- это грех. А тайком бегать на свидания – можно. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!» Любовь и замужество здесь несовместимы. Кабаниха вспоминает о любви лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают».. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличий. Кабаниху возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь

4.В городе нет места искреннему чувству . Кабаниха лицемерна, она лишь прикрывается добродетельностью и набожностью, в семье она – бесчеловечный деспот и тиран.. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, при этом изводит придирками и упреками и своих детей, и невестку. Меткую характеристику дает ей Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей.».

Вот в таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова.

5. Лишь одному человеку дано выделяться на фоне унижающих и унижаемых – Катерине . Уже первое появление Катерины открывает в ней не робкую невестку строгой свекрови, а человека, имеющего достоинство и ощущающего себя личностью: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно», - говорит Катерины в ответ на несправедливые слова Кабанихи. Катерина – одухотворенная, светлая, мечтательная натура, она, как никто в пьесе, умеет чувствовать прекрасное. Даже ее религиозность – это также проявление духовности. Церковная служба наполнена для нее особой прелестью: в лучах солнечного света она видела ангелов, ощущала сопричастность к чему-то высшему, неземному. Мотив света становится одним из центральных в характеристике Катерины. «А от лица-то как будто светится», - достаточно было Борису произнести это, как Кудряш тут же понял, что речь – о Катерине. Ее речь напевна, образна, напоминает русские народные песни: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску». Отличает Катерину внутренняя свобода, страстность натуры, не случайно в пьесе появляется мотив птицы, полета. Неволя кабановского дома гнетет ее, душит. «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем», - говорит Катерина, объясняя Варваре, отчего она не чувствует счастья в доме Кабановых.

6.С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье . Порыв Катерины к Борису – это порыв к радости, без которой не может жить человек, порыв к счастью, которого она была лишена в доме Кабанихи. Как ни пыталась Катерина бороться со своей любовью, эта борьба изначально была обречена. В любви Катерины, как в грозе, было что-то стихийное, сильное, свободное, но и трагически обреченное, не случайно свой рассказ о любви она начинает словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом разговоре с Варварой появляется образ пропасти, обрыва: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

7.Наиболее драматичное звучание приобретает название пьесы, когда мы чувствуем, как назревает «гроза» в душе Катерины. Центральной нравственной проблемной пьесы можно назвать проблему нравственного выбора. Столкновение долга и чувства, подобно грозе, разрушило ту гармонию в душе Катерины, с которой она жила; уж не снятся ей, как прежде, «храмы золотые или сады необыкновенные», уже невозможно облегчить душу молитвой: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Без согласия с собой Катерина не может жить, она никогда не смогла бы, подобно Варваре, довольствоваться воровской, потаённой любовью. Сознание своей греховности тяготит Катерину, мучит больше, чем все попреки Кабанихи. Героиня Островского не может жить в мире разлада – этим объясняется ее гибель. Она сама сделала выбор – и сама за него платит, не обвиняя никого: «Никто не виноват – сама на то пошла».

Можно сделать вывод, что именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя.

2. «Поэт в России больше, чем поэт» (по лирике Н. А. Некрасова). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Именно эта тема - одна из основных в лирике Некрасова.

Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. Некрасов считает, что роль поэта в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения..

1.Некрасов неоднократно заявляет о своем взгляде на назначение своего творчества . Так, в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом...» он говорит о том, что муза его становится сестрой всех униженных и оскорбленных:

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую….

…И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Эта же мысль звучит и в более позднем стихотворении, «Муза» (1852 г.) Поэт с самого начала видит свое призвание в том, чтобы воспевать простой народ, сочувствовать его страданиям, выражать его думы и чаяния, обрушиваться с порицанием и беспощадной сатирой на его угнетателей . Муза Некрасова, с одной стороны,- крестьянка. Но с другой стороны,- судьба самого пол эта, гонимого и преследуемого сильными мира сего. Муза Некрасова –страдающая, воспевающая народ и зовущая к борьбе.

2..В стихотворении «Поэт и гражданин»(1856г.) Некрасов полемизирует с представителями направления «чистого искусства», которые, по его мнению, уводят читателя от острых социальных проблем. Стихотворение построено как диалог. Диалог этот у Некрасова -внутренний спор, борьба в его душе Поэта и Гражданина. Сам автор трагически переживал этот внутренний разрыв, часто предъявлял к себе те же претензии, что и Гражданин к Поэту. Гражданин в стихотворении стыдит Поэта за бездействие, в его понимании безмерная возвышенность гражданского служения затмевает прежние идеалы свободы творчества, новая высокая цель - погибнуть за Отчизну: «...иди и гибни безупречно».

Истинно любящий своюродину поэт должен иметь четкую гражданскую позицию , без колебаний разоблачать и порицать пороки общества, как это делал и Гоголь, в день смерти которого написано стихотворение. Некрасов подчеркивает, что жизнь поэта, избравшего такой путь, неизмеримо более трудна, чем жизнь того, кто в своем творчестве избегает общественных проблем. Но в том и состоит подвиг истинного поэта, что он терпеливо переносит все невзгоды ради своей высокой цели. По мнению Некрасова, такой поэт будет по заслугам оценен лишь будущими поколениями, посмертно:

Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он - ненавидя!

По убеждению Некрасова, без гражданственных идеалов, без активной общественной позиции поэт не будет поэтом истинным . С этим соглашается и Поэт - действующее лицо стихотворения «Поэт и Гражданин». Спор заканчивается не победой Поэта или Гражданина, а общим выводом: роль поэта настолько значительна, что требует гражданских убеждений и борьбы за эти убеждения .

3.. В 1874 году Некрасов создает стихотворение «Пророк». Это произведение, безусловно, продолжило ряд, в котором уже стояли творения Пушкина и Лермонтова. В нем вновь говорится о трудности избранного пути, о божественном начале творчества :

Его еще покамест не распяли,

Но час придет - он будет на кресте,

4. Но высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу . Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям - суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении “Элегия”,(1874г.) одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Поэт создает стихотворения не ради славы, а ради совести.. Потому что жить можно только в служении народу, а не себе.

«Поэт в России больше,чем поэт,»- эти слова не принадлежат Некрасову, но с полным основанием могут быть отнесены к его творчеству. Поэт в России, это прежде всего, человек с активной жизненной позицией . И все творчество Некрасова утверждало мысль: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...