Образ маленького человека в повести Гоголя «Шинель» (Школьные сочинения). Сочинение «Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя Шинель Тема сострадания в повести шинель

Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”.Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.“Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня...” Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве.

Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления “Шинели” стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Тема открыла дорогу изображению “последователей” Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многие из них постарались увидеть в “маленьком человеке” своего маленького героя, “своего брата” с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.Что же такое “маленький человек”?

В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного.

В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям.

Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. “Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.

Несмотря на “уникальность” созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича. В этом обобщении образа “маленького человека” сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к “маленькому человеку” и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... ОБРАЗ “МАЛЕНЬКОГОЧЕЛОВЕКА” В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “ШИНЕЛЬ”Это неправило, но в жизни нередко случается, чтожестокие и бессердечные люди, оскорбляющиеи унижающие достоинство других, выглядят вконечном...

  2. Загрузка... Мы все вышли из гоголевской “Шинели”.Ф. ДостоевскийРусская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении...

  3. Загрузка... Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. Она повествует читателю о судьбе так называемого «маленького человека». Эта тема раскрывается...

  4. Загрузка... Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека»,...

  5. Загрузка... В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их...

Тема “маленького человека” в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н.В. Гоголя. Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А.С. Пушкина. “Маленький человек” - это бедный, незнатный человек, оскорбляемый высшими по чину людьми и доведенный до отчаянья образом своей жизни. Это социально-психологический тип человека, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. А.С. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в цикле “петербургских повестей”: “Нос”, “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет” и “Шинель”.

Героем повести “Шинель” является Акакий Акакиевич Башмачкин. “Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться”,-- так говорит о Башмачкине сам автор. Гоголь не скрывает ироничной усмешки, описывая ограниченность и убожество своего героя. Он подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: “В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин -- робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев”. Акакий Акакиевич “ни одного слова не отвечал” и вел себя так, “как будто бы никого и не было перед ним”, когда сослуживцы “сыпали на голову ему бумажки”. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Акакий Акакиевич живет в своем маленьком мире, он «ни один раз в жизни не обратил внимания на то, что делается и происходит каждый день на улице», и лишь в «переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». В мире этого чиновника ничего не происходит, и не случись невероятной истории с шинелью, о нем нечего бы было рассказать. И вот таким человеком овладело жгучее желание обзавестись новой шинелью. При этом Башмачкин не стремится к невиданной роскоши. Ему просто холодно, да и по чину он должен являться в департамент в шинели. Мечта сшить шинель на вате становится для него подобием великой и почти невыполнимой задачи. В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как стремление какого-нибудь «великого человека» добиться мирового господства. Мысль о шинели наполняет смыслом существование Акакия Акакиевича. Даже внешность его меняется: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность... Огонь порою показывается в глазах его...» И вот, достигнувший, наконец, предела своих стремлений герой повести в очередной раз сталкивается с несправедливостью. Шинель крадут. Но даже не это становится главной причиной смерти несчастного Башмачкина: «значительное лицо», к которому чиновнику советуют обратиться за помощью, «распекает» Акакия Акакиевича за неуважение к начальству и выгоняет из своего дома. “Значительное лицо” -- обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию “маленького человека”. Из кабинета “значительного лица” Акакия Акакиевича “вынесли почти без движения”. Только в предсмертном бреду Башмачкин начинает “сквернохульничать, произнося самые страшные слова”; только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть.

Финал повести фантастичен, но именно такой финал позволяет писателю ввести в произведение тему правосудия. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели “со всех плеч, не разбирая чина и звания”. Оно успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у «значительного лица», сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника. Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со «значительным лицом» заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть "маленького человека" чиновничьему Петербургу. После смерти Башмачкин поднялся на недоступную ему ранее высоту, он преодолел убогие представления о чине. Бунт «маленького человека» становится главной темой повести, бунт Акакия Акакиевича сродни бунту Евгения из «Медного всадника», осмелившегося на мгновение стать на равных с Петром I.

В конце повести мы приходим к страшному выводу: предметом повествования становится отнюдь не история о том, как у героя крадут шинель, а о том, как у человека украли жизнь. Акакий Акакиевич, по сути, и. не жил. Он никогда не размышлял о высоких идеалах, не ставил перед собой никаких задач, ни о чем не мечтал. И незначительность происшествия, положенного в основу сюжета, характеризует у Гоголя сам мир. Писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Гоголь в повести «Шинель» обратился ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами: одиноких, неуверенных, лишенных надежной опоры, нуждающихся в сочувствии.

Лично я не могу ни беспощадно судить “маленького человека”, ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно таким, по моему, изображает его Гоголь.

Цель:

Раскрыть образ "маленького человека".

Задачи:

· Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".

· Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.

· Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.

Тип урока:

развивающий по технологии критического мышления

Технология:

технология критического мышления

Оборудование

: компьютер, экран, проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы по теме «Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"»

Кузнецова Галина Максимовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Усть-Цилемской средней школы»

Цель:

Раскрыть образ "маленького человека".

Задачи:

  • Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".
  • Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.
  • Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.

Тип урока:

развивающий по технологии критического мышления

Технология:

технология критического мышления

Оборудование

: компьютер, экран, проектор.

Ход урока

1. Мотивация урока.

О каком герое идёт речь в данном отрывке?

«... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться: как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

Напомнит историю жизни Самсона Вырина. (Ананина Настя)

бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимает тот, кто принадлежит к сильным мира сего.

  • 2. Актуализация знаний.

Как называется тип литературного героя, к которому мы относим этого персонажа?

Маленький человек-

Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «маленький человек»?

Обратимся к карточке.

Выберите слова, которые подходят к характеристике «маленького человека»

Бычкова Катя объяснит нам лексическое значение этого словосочетания.

("Маленький человек" в литературе -обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью. «Маленький человек»- это человек, задавленный бедностью и ощущающий свою ничтожность , не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.)

Все вы прочитали рассказ Н.В. Гоголя «Шинель»

Какие ощущения вы испытывали, читая эту повесть?

Какие вопросы возникали у вас во время чтения?

3.Работа по теме урока.

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Какова будет цель урока?

  • Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина;
  • выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме.
  • Кто же такой Башмачников Акакий Акакиевич? (Шишелов Сергей, ФилипповС. (Чиновник есть, но его лица нет, нет неповторимого человеческого лица, как нет и личности.)

(Иллюстрации) (по всему тексту)

Почему, давая характеристику герою, автор употребляет неопределённые местоимения и прилагательные с суффиксом оват ?

Они подчёркивают ощущение нечёткости, неясности, отсутствие чего-то выдающегося, запоминающего.

  • Почему герой назван Акакием? Согласны ли вы, что судьба определилась тогда, когда его нарекли Акакием Акакиевичем? (слово группе Булыгиной Тани..(Судьба была предрешена)
  • Как сослуживцы относились к Акакию Акакиевичу?
  • На этот вопрос готовила ответ группа(Дуркиной Клавы….Словно всё в его судьбе предрешено.Имя и фамилия подчёркивают незначительность героя. Башмачников-от слова «башмак»,что-то незначительное, непримечательное, совершенно лишённое поэзии.
  • Сочувствуете ли вы герою? Почему? (всем)
  • Он какой-то забитый, угнетённый, жалкий, какой-то безликий
  • нерешительного, бессловесного, «забитого» чиновника, Н. В. Гоголь хотел сказать: так жить нельзя, надо сопротивляться, отстаивать себя.
  • 4.Физминутка.
  • 5.Продолжение работы по теме урока.
  • Слушаем выразительное чтение отрывка, который подготовила Калганова Алеся..
  • Стр. 361-362.(124-
  • Какие черты характера героя можно назвать, слушая отрывок?(всем)
  • Он одинокий человек, его мир – это переписывание бумаг, буквы были его собеседники, друзья. Замкнутый, неразговорчивый, необщительный. Какой-то автомат, а не человек. Какой-то жалкий. . В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?» Страшно, что жизнь человека ограниченна переписыванием бумаг.
  • Внимательно слушаем следующий отрывок, его читает Булыгина Таня…
  • Стр 362
  • Как этот отрывок характеризует Башмачкина?
  • Как человека неряшливого, бедного, человека,
  • Капот – женская домашняя одежда свободного покроя.
  • Прослушаем фрагмент « За обедом» стр. 363
  • Каким вы увидели Акакия Акакиевича?

Ел наскоро, не замечая вкуса, с мухами и со …У него словно чувства атрофированы. Он не умеет радоваться. Испытывать удовольствие, хотя бы от еды.

Послушайте речь Акакия Акакиевича.

Стр.129. Как речь характеризует героя?

Он неуверенный в себе человек, какой-то жалкий.

Согласны ли вы, что Акакий Акакиевич –маленький человек?

Почему повесть о человеке названа «Шинель»? Вещь заменила человека.

Не человек важен в обществе, а шинель. - В Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали – за то, какая на нем шинель.

Стоило Башмачкину прийти в новой шинели и его все заметили. Мундир заменил личность, чин затмил человека.

Какие ассоциации у вас вызывает слово шинель?(чиновник, чин должность, военный, власть) .

Почему же герой решил сшить новую шинель? На какие жертвы он идёт ради этого? Над этими вопросами размышляла группа Поздеевой Маши….

  • Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.

Изменился ли герой, приобретя шинель? («Пообедал он весело и после обеда уже ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постеле». Признан чиновниками как равный среди равных и даже приглашён в лучшую часть города.)

Заполните таблицу, что положительного и что отрицательного принесла шинель герою. Работаем в паре. Итак, что у вас получилось?

Что стало причиной смерти героя? Ведь утрата шинели, как бы ни была страшна сама по себе, не должна была свести в могилу бедного Акакия Акакиевича. Ведь он даже не простудился в тот вечер, когда возвращался домой после нападения грабителей раздетый, без шинели.

Над этим вопросом размышляла группа (Калгановой Алеси.)

С одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия?

Вспомните, что изображено на табакерке Петровича?

Какой-то генерал с заклеенным бумажным лицом. Может, это совпадение? Но попробуйте отыскать портрет «значительного лица» - не найдете. У «значительного лица» нет лица. Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.

Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.

Раз в жизни Башмачкин ощутил свою значимость. Нет, не благодаря своим достоинством, а благодаря шинели. Для других стремление к такой «значительности» было естественным, для него – нет. И расплата не заставляет себя ждать. Жизнь все расставляет на места с катастрофической скоростью: вечер в той части города, которая считается «лучшей», приемная значительного лица, болезнь и смерть. И последнее одеяние Башмачкина соответствует его положению на государственной лестнице: врач советует хозяйке брать не дубовый, а сосновый гроб – дешевле. Холодный Петербург встретил и проводил Башмачкина по одежде.

И снова звучит текст. Текст читает Кислякова Таня

Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естество наблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп. Существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же хотя перед самым концом жизни мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которого так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…».

Но повесть Гоголь не заканчивает смертью Акакия Акакиевича . В реалистическую повесть он вводит фантастический элемент.

Каков смысл подобного финала и зачем автор использует гротеск- сочетание реального и фантастического?

Над этим вопросом работал весь класс.

  • Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.

Итак, герой Гоголя хоть и после смерти, но мстит за свою обиду. Мы видим, что происходит эволюция «образа «маленького человека»: происходит торжество справедливости. Гоголь встает на защиту бедного, униженного человека, призывает людей к великодушию. Фантастический финал произведения - утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» - лицо подобревшее и смягченное.

Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.

  • Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…

Над этим вопросом размышляли все группы.

Чтобы обвинить общество, которое нравственно калечит человека. В человеке развивается страх перед сильными мира сего, какой-то внутренний трепет. Гоголь хотел заставить читателя задуматься над судьбой «маленького человека». Отнестись к его бедам, невзгодам и страданиям с сочувствием.

  • К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные рыла, как в кошмарном сне героя комедии “Ревизор”. Страшно от мертвых душ.
  • Слова из рассказа Чехова “Крыжовник”:

“Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о “маленьких людях”.

Итак, чему же учит нас произведение Н.Гоголя? К чему призывает автор читателей? Бюрократическая система уничтожает в человеке все доброе, человеческое. Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель». Об этом и слова прекрасного писателя А.П.Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» И Гоголь взывает: нет ничего ценнее человека!

6. Рефлексия.

Что унесете вы сегодня с собой с урока?

Чему научились?

Над чем задумались?

Составить синквейн по теме урока.

Человек
маленький, несчастный

мучается, терпит, страдает

Человек не должен быть маленьким!

Личность

Домашнее задание написать сочинение-рассуждение на тему «Человек должен быть «маленьким»?»

Составление кластера.



(350 слов) Ф.М. Достоевский писал, что все русские писатели вышли из гоголевской «Шинели». Это произведение считается одним из лучших в творчестве Николая Васильевича и одним из первых в литературе раскрывает тему «маленького человека». Позиция автора – гуманистическая, ведь он именно сострадает своему герою, а не высмеивает его.

Гоголь с горечью описывает жизнь скромного чиновника в летах Башмачкина Акакия Акакиевича. Образ Петербурга, в котором герой живет, символичен с точки зрения застоя, холода и беспросветности. Суровый климат перекликается с жизнеописанием Акакия Акакиевича. У слабого человека в данных условиях не могло быть иной судьбы.

На службе Башмачкин постоянно сталкивался с насмешками, укорами и унижениями со стороны коллег. Никто из них не брал в расчет его почтенный возраст, и каждый позволял себе любую вольность в его отношении. Акакий Акакиевич все смиренно терпел и с головой уходил в работу. Гоголь сопереживает ему, это чувство передается читателю. Впервые мы замечаем сочувствие со стороны одного коллеги Башмачкина, когда последний, не выдержав очередной колкости, восклицает: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Эти искренние слова становятся первым тревожным звоночком, сигнализирующим о нехватке сострадания, которая приведет к трагическому финалу.

Когда Акакий Акакиевич заказывает у портного новую шинель, мы замечаем перемены в нем. Герой воодушевился в ожидании обновки. Подсознательно новая шинель послужила бы ему пропуском в чиновничий мир, где к нему прониклись бы уважением. Но что мы видим в дальнейшем? Коллеги выразили ему некое почтение, но эффект оказался скоротечным. Человека под сукном так никто и не заметил. И вот шинель сорвали с его плеч прямо на улице, в лютый мороз. И дальше герою приходится вновь испытывать на себе равнодушие со стороны тех, к кому он побежал за помощью. Вышестоящий чиновник лишь накричал на бедного Башмачкина. Однако неоднократно вспоминал он еще о том, как несправедливо отнесся к тому робкому просителю. Узнав о скоропостижной кончине Акакия Акакиевича, даже угрызения совести почувствовало значительное лицо. Но изменить уж ничего было нельзя.

В конце повести Гоголь иллюстрирует торжество справедливости через фантастические эпизоды с призраком, срывающим с горожан шинели. В итоге значительное лицо отдает ему свою шинель как откуп за равнодушие к униженному человеку. Посредством этих эпизодов автор напоминает нам о необходимости бережного отношения друг к другу и своевременного сострадании.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Мы все вышли из гоголевской “Шинели”.

Ф. Достоевский

Русская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении она стала именоваться темой “маленького человека”. У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский. В своих произведениях: “Бедная Лиза”, “Станционный смотритель”, “Шинель” и “Бедные люди” - они раскрывали читателям внутренний мир простого человека, его чувства и переживания.

Почему же Достоевский выделяет Гоголя, как первого, открывшего читателям мир “маленького человека”? Вероятно, потому, что в его повести “Шинель” Акакий Акакиевич Башмачкин является главным героем, все же остальные действующие лица создают фон.

Повесть “Шинель” - одна из лучших в творчестве Гоголя. В ней писатель предстает перед нами как мастер детали, сатирик и гуманист. Повествуя о жизни мелкого чиновника, Гоголь смог создать незабываемый яркий образ “маленького человека” со своими радостями и бедами, трудностями и заботами. Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает Другой жизни. А когда у него появляется мечта - новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Но надолго ли?

“Маленькому человеку” не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И лишь после смерти свершается справедливость. “Душа” Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.

Гоголь показал не только жизнь “маленького человека”, но и его протест против несправедливости жизни. Пусть этот “бунт” робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...