Образ «жестокого мира» в драматургии Островского (по одной из пьес «Гроза» или «Бесприданница»). Сочинение по литературе на тему: Образ “жестокого мира” в драматургии Островского

Уже в начале своего творческого пути А.Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого «жестокого мира» Островский создает в пьесе «Гроза», ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое в драме, происходит в уездном городе Калинове, явившемся собирательным образом волжских городов, в которых сохранился русский уклад жизни. Обитатели Калинова живут сонной и скучной жизнью, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.
Олицетворением гнетущей власти «темного царства» становятся одни из наиболее значительных и влиятельных лиц в городе – Дикой и Кабаниха. Кабаниха – женщина властная и жестокая, считающая себя вправе распоряжаться и командовать всеми в доме, поскольку она старшая. И все вокруг с готовностью повинуются ей. Она присваивает себе роль хранительницы и защитницы старых, веками устоявшихся порядков, а потому и сокрушается: «Так-то вот старина и выводится… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Любые перемены, по мнению Кабанихи, несут с собой только порчу и беспорядок. Она уверена, что правильный семейный порядок должен держаться на страхе младших перед старшими. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет?» - говорит она своему сыну Тихону о его отношениях с женой. Поэтому Кабаниха и требует от всех неукоснительного исполнения обряда и чина, при этом, вовсе не заботясь о сути человеческих отношений. Мы видим, что приверженность ее старине и религиозным заповедям весьма поверхностна. Кабаниха извлекает из Библии и Домостроя лишь те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм. При этом она и слышать не хочет о прощении и милосердии. Нельзя не вспомнить слова Кабанихи, когда она требует сноху «живую в землю закопать, чтоб она казнилась!»
Дикой, наряду с Кабанихой представляющий «хозяев жизни», во многом отличается от нее. Он настоящий самодур, чего не скажешь о Кабанихе. Ведь самодурство – это не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего устоявшийся порядок жизни. А потому сама Кабаниха осуждает Дикого и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних, видя в этом проявление слабости Дикого. Характеры «хозяев жизни» раскрываются не только в их речи и действиях, но и в отзывах о них других персонажей. О Кабанихе Кулигин скажет: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Говоря о Диком, Кудряш отмечает: «Как не ругать! Он без этого дышать не может». «Воином», которого некому унять, считают Дикого окружающие.
И все же нужно отметить, что к необузданному ругателю Дикому и окружающие, и сам автор относятся терпимее, чем к Кабанихе. Дикой на самом деле дикий, темный человек, но он по-своему мучается, рассказывая всем без утайки о своей дикости. В его брани чувствуется душевный непокой. Вспомним рассказ Дикого о том, как он обидел «мужичонка», а потом сам же ему в ноги кланялся. Ничего подобного не может случиться с Кабанихой. Ее сердце ни разу не дрогнуло сомнением или жалостью. Главное для нее, чтобы все было по правилам. Она никогда не будет жаловаться посторонним на непорядки в своей доме. И потому для нее публичное признание Катерины – страшный удар, к которому вскоре присоединится открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Тем не менее, все вышесказанное ни в коем случае не оправдывает своеволия Дикого, для которого люди не больше червяка. «Захочу – помилую, захочу - раздавлю», - заявляет он. Деньги в его руках дают ему право куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми.
Анализируя образы «хозяев жизни», критик Добролюбов показывает, что на первый взгляд в «Грозе» «все, кажется, по-прежнему, все хорошо; Дикой ругает, кого хочет… Кабаниха держит… в страхе своих детей, считает себя непогрешимой…» Но это только на первый взгляд. Ощущая обреченность, страшась неизвестного будущего, «хозяева жизни» заботятся лишь о том, чтобы продолжилась вера в их силу. Именно поэтому Дикой вечно недоволен и раздражителен, а Кабаниха постоянно подозрительна и придирчива.
«Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни…» - скажет Добролюбов. И с этим нельзя не согласиться поскольку, что можно сказать о жизни, где живые завидуют умершим. Такая жизнь не давала свободы всей подневольной России. Не случайно пьеса заканчивается репликой Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться». Тем не менее, шаткими стали опоры «жестокого мира», а потому, показывая предчувствие жителями Калинова грядущей катастрофы, Островский говорил об общем состоянии российской жизни того времени.

«Бесприданница» - лучшая психологическая драма А.Н.Островского. Центральная тема произведения – тема «горячего сердца, гибнущего среди людей, которые служат деньгам, а не красоте».
Происходящее в пьесе связано с современностью – семидесятыми годами XIX века. А.Н.Островский в ремарке указывает: «Действие происходит в настоящее время». Автору важно подчеркнуть актуальное значение конфликта между чувством и выгодой. Это период расцвета буржуазных отношений. Судохозяин Паратов так объясняет новые законы: «Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии…»
Образ «жестокого мира» в пьесе воплощен в метафоре «цыганский табор». В доме главной героини, бесприданницы, постоянно бывали разные люди, которые искали для себя развлечений, веселья. Красивая, талантливая девушка жила, как в чаду, и бесконечно страдала. Мать заставляла ее петь, танцевать, любезничать, занимать гостей. Все унижения Лариса терпела для того, чтобы выйти замуж за богатого поклонника. Мать приказывала Ларисе: «И притворяйся, и лги!….Уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески». Среди потенциальных женихов у Огудаловых появлялись нелепые фигуры: «старик какой-то с подагрой, да разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный», да кассир, оказавшийся мошенником.
Были среди обожателей и хищные дельцы: купцы Кнуров, Вожеватов, барин Паратов. Долгое время за Ларисой ухаживал мелкий чиновник Карандышев. Всю эту разномастную компанию объединяло одно: потребительское отношение к жизни и к людям. Законы «жестокого мира» основаны на деловом расчете, личной выгоде, равнодушии к ближнему. В этом обществе все продается, даже любовь, честь, красота.
Купцы новой формации говорят исключительно о деньгах, об их власти над людьми. Так, Паратов хочет выгодно жениться и взять в приданое «золотые прииски». Он продает свою свободу, готовится за такое приданое со стороны невесты забросить кутежи, надеть фрак и говорить по-французски. Сам он не знает, что такое жалость и сострадание. Паратов откровенно признается: «У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Паратов для развлечения повсюду возит с собой спившегося провинциального актера, которому дал прозвище Робинзон. Барин распоряжается им, как собственностью, предлагает его купцам для потехи: «Вот отводите свою душу, могу его вам дня на два, на три предоставить». Лариса небезразлична Паратову. Однажды он чуть не женился на ней. Во время второй встречи он снова по-настоящему увлекается красивой «вещью». Его вспышка чувств приводит к новому и страшному обману: он увозит Ларису, а потом безжалостно бросает ее. Как говорит Кнуров: «миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет».
У Паратова в одном ряду находятся пароход «Ласточка» (его потом можно продать), актер Робинзон (он пригодился для забавы. Лариса. В одном ряду оказывается то, чем можно попользоваться, насладиться, потешиться, а затем поменять на более ценное и выгодное. Паратов принял правила игры, основанные на трезвом расчете и беспредельном эгоизме, и не намерен проигрывать ни при каких условиях, так как собственные выгоды и удовольствия для него дороже всего.
По таким же законам действуют Кнуров и Вожеватов. Во взаимоотношениях с Ларисой раскрывается их нравственный облик. Трезво и по-деловому Вожеватов оценивает положение Ларисы, бесстрастно рассчитав, что надеяться ей не на что: «Теперь женихов-то в самый обрез… бесприданницам и не достает…» Общение с Ларисой является для него развлечением на фоне довольно однообразной жизни, удовольствием, за которое можно и должно платить деньги. Ситуацию, в которой оказывается Лариса из-за Паратова, Вожеватов называет «удобным случаем», словно речь идет о выгодной торговой сделке. Он предлагает кинуть жребий. Проиграв Ларису в орлянку, потерял к ней всякий интерес.
Крупный делец Кнуров оценивает красоту Ларисы как источник удовольствия, который можно купить: «Эта женщина создана для роскоши». Цинизм Кнурова прикрывается маской показного доброжелательства. Этот герой не сомневается, что Лариса примет его предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми. Он говорит ей: «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет…» Предугадывая сложное развитие отношений Ларисы и Паратова, Кнуров замечает: «Кажется, драма начинается». Он и Вожеватов с самого начала наблюдали за судьбой Ларисы, будто притаившиеся хищники, готовые в любой момент ухватить добычу. Даже и в сочувствии Ларисе они остаются хладнокровными дельцами, что наиболее точно сформулировал Вожеватов: «Что делать! Мы не виноваты, наше дело сторона».
Лариса согласилась на брак с Карандышевым, потому что хотела убежать из мира продажности. «Цыганский табор» она мечтала заменить на покой в деревне: «Но пусть там дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем». Ларису убивает неприкрытая истина, которая вдруг открылась ей в финале пьесы: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никто никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова». Эту правду понял и Робинзон, единственный из «зрителей» драмы, не лишенный сердечности: «О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!»
В холодном, безжалостном обществе судьба любящей, искренней натуры обречена на гибель. Лариса – жертва, потому что не захотела «применяться к обстоятельствам» жестокого мира.

    Перу русского драматурга А.Н.Островского принадлежит множество произведений, в том числе и драма в четырех действиях Бесприданница. Ее герои – Харита Огудалова – вдова, ее дочь Лариса, делец Кнуров, представитель торговой фирмы Вожеватов, небогатый чиновник...

  1. Новое!

    Все действие «Бесприданницы» скон­центрировано вокруг одного персо­нажа - Ларисы - и носит целена­правленный и напряженный характер. Можно даже сказать, что в целом «Гроза» более эпична, а «Бес­приданница» - более драматична. Это проявляется, в частности,...

  2. В русской литературе «маленький человек» традиционно изображался как жертва социальной несправедливости. Таков образ Башмачкина в повести Гоголя «Шинель» или Самсона Вырина в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина. Судьбы мелких чиновников вызывали сочувствие,...

    Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь. ...

Уже в начале своего творческого пути А.Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого «жестокого мира» Островский создает в пьесе «Гроза», ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое в драме, происходит в уездном городе Калинове, явившемся собирательным образом волжских городов, в которых сохранился русский уклад жизни. Обитатели Калинова живут сонной и скучной жизнью, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.
Олицетворением гнетущей власти «темного царства» становятся одни из наиболее значительных и влиятельных лиц в городе – Дикой и Кабаниха. Кабаниха – женщина властная и жестокая, считающая себя вправе распоряжаться и командовать всеми в доме, поскольку она старшая. И все вокруг с готовностью повинуются ей. Она присваивает себе роль хранительницы и защитницы старых, веками устоявшихся порядков, а потому и сокрушается: «Так-то вот старина и выводится… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Любые перемены, по мнению Кабанихи, несут с собой только порчу и беспорядок. Она уверена, что правильный семейный порядок должен держаться на страхе младших перед старшими. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет?» - говорит она своему сыну Тихону о его отношениях с женой. Поэтому Кабаниха и требует от всех неукоснительного исполнения обряда и чина, при этом, вовсе не заботясь о сути человеческих отношений. Мы видим, что приверженность ее старине и религиозным заповедям весьма поверхностна. Кабаниха извлекает из Библии и Домостроя лишь те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм. При этом она и слышать не хочет о прощении и милосердии. Нельзя не вспомнить слова Кабанихи, когда она требует сноху «живую в землю закопать, чтоб она казнилась!»
Дикой, наряду с Кабанихой представляющий «хозяев жизни», во многом отличается от нее. Он настоящий самодур, чего не скажешь о Кабанихе. Ведь самодурство – это не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего устоявшийся порядок жизни. А потому сама Кабаниха осуждает Дикого и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних, видя в этом проявление слабости Дикого. Характеры «хозяев жизни» раскрываются не только в их речи и действиях, но и в отзывах о них других персонажей. О Кабанихе Кулигин скажет: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Говоря о Диком, Кудряш отмечает: «Как не ругать! Он без этого дышать не может». «Воином», которого некому унять, считают Дикого окружающие.
И все же нужно отметить, что к необузданному ругателю Дикому и окружающие, и сам автор относятся терпимее, чем к Кабанихе. Дикой на самом деле дикий, темный человек, но он по-своему мучается, рассказывая всем без утайки о своей дикости. В его брани чувствуется душевный непокой. Вспомним рассказ Дикого о том, как он обидел «мужичонка», а потом сам же ему в ноги кланялся. Ничего подобного не может случиться с Кабанихой. Ее сердце ни разу не дрогнуло сомнением или жалостью. Главное для нее, чтобы все было по правилам. Она никогда не будет жаловаться посторонним на непорядки в своей доме. И потому для нее публичное признание Катерины – страшный удар, к которому вскоре присоединится открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Тем не менее, все вышесказанное ни в коем случае не оправдывает своеволия Дикого, для которого люди не больше червяка. «Захочу – помилую, захочу - раздавлю», - заявляет он. Деньги в его руках дают ему право куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми.
Анализируя образы «хозяев жизни», критик Добролюбов показывает, что на первый взгляд в «Грозе» «все, кажется, по-прежнему, все хорошо; Дикой ругает, кого хочет… Кабаниха держит… в страхе своих детей, считает себя непогрешимой…» Но это только на первый взгляд. Ощущая обреченность, страшась неизвестного будущего, «хозяева жизни» заботятся лишь о том, чтобы продолжилась вера в их силу. Именно поэтому Дикой вечно недоволен и раздражителен, а Кабаниха постоянно подозрительна и придирчива.
«Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни…» - скажет Добролюбов. И с этим нельзя не согласиться поскольку, что можно сказать о жизни, где живые завидуют умершим. Такая жизнь не давала свободы всей подневольной России. Не случайно пьеса заканчивается репликой Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться». Тем не менее, шаткими стали опоры «жестокого мира», а потому, показывая предчувствие жителями Калинова грядущей катастрофы, Островский говорил об общем состоянии российской жизни того времени.

Пьеса "бесприданница" была написана в 60-70-е г. Это был срок расцвета творческих сил Островского. Никогда прежде не раскрывались так многогранно возможности дарования драматурга.

В это час Островский преимущественно обращается к современности. Основной темой его пьес становится обличение буржуазии, которая сформировалась в ту эпоху, точнее, изображение моральной стороны представителей этого класса.

В ряду пьес подобной тематики "Бесприданница", несомненно, является одной из лучших, т. к. как раз в ней нравственная сторона жизни показана наиболее четко и выпукло.

Основная мысль "Бесприданницы" состоит в утверждении того, что в буржуазно-капиталистическом обществе властвует бессердечный чистоган, превращающий неимущего, зависимого от него человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не располагать вероятность проявить ее - таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют "идолы", подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гибнут, вступая в неравную борьбу, честные и кристально чистые натуры, подобные Ларисе Огудаловой.

Под внешним лоском европеизированных коммерческих дельцов скрывалось отвратительное хищничество. Для Кнуровых, Вожжеватовых и Паратовых не существует никаких сдерживающих моральных правил. Да и для чего они им, когда они могут купить и продать абсолютно все. И более того речи не идет о том, что такие понятия, как совесть, честь, достоинство не продаются. В этом жестоком мире и они имеют свою цену, надо лишь быть в курсе, сколько предложить. Такими принципами руководствуются эти люди. Для них эгоистический расчет, законы рынка стоят вечно на первом месте. Но что самое ужасное, они и не считают себя неправыми.

"Что такое жаль, это я, - говорит Паратов Кнурову, - не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно",

Слова Паратова могут послужить лейтмотивом ко всей пьесе. Действительно, для таких людей нет ничего заветного. Сам Паратов остается верным своему низменному кредо и продает себя богатой невесте. Он более того успевает дважды обмануть несчастную девушку.

Зараза буржуазного образа мышления распространилась и на молодое поколение. Вожеватов заявляет, что в себе не замечает того, "что любовью-то называют", и находит в этом полную поддержку Кнурова: "Хорошим купцом будете".

Жалкими на этом фоне выглядят попытки чиновника Карандышева вести себя подобно финансовым акулам. Он пыжится из всех сил, не понимая что ставит в глупое положение не только себя, но и свою невесту, не понимая, что эти люди просто издеваются над ним, смеются ему в лицо. Его разум затмевает охота во что бы то ни стало приблизиться к этому кругу, вступить в эту касту. Но пропуск в это общество - денежки, которых Карандышев не имеет. Все в этом мире измеряется деньгами. И будь ты более того отъявленным негодяем, непроходимым болваном, просто жалким человеком, общество Кнуровых и Вожеватовых спишет тебе любой недостаток.

В этом ужасном мире людям чистым, светлым, натурам возвышенным практически не остается выбора. Путь Ларисы - либо замужество и жизнь с нелюбимым человеком, прозябание в деревенской глуши, либо роскошное, но позонное существование в качестве содержанки. И Лариса, как нравственно чистая натура, выбирает первое, хотя и понимает, что и это для нее не выход. Жизнь с Карандышевым рано или поздно убила бы ее, если не физически, то, по крайней мере, морально, что не менее страшно. А жизнь содержанки ее не привлекает, т.к. она придерживается высоких моральных принципов. Возможно, она бы выбрала и такой путь, предложи ей это любимый ею Паратов. Но, увы, он не принял ее любви. Ложное понятие о благородстве заставляет признаться ей, что он помолвлен, и тем самым он подписывает ей смертный приговор. Ибо, как я уже отмечала, какой бы путь не избрала Лариса, исходом его была бы смерть.

Жестокость этого мира находит свое последнее выражение в циничных торгах, устроенных Кнуровым и Вожеватовым. Когда Лариса оказывается в безвыходном положении, зная, что ей некуда деваться, они просто разыгрывают ее в орлянку. Этот момент красноречиво показывает всю бессердечность, весь эгоизм людей-хищников, для которых денежки составляют главную часть этой жизни.

Поэтому смерть Ларисы становится спасением для нее, и она полностью искренно благодарит Карандышева. Она слишком любит жизнь, чтобы покончить с собой, а существовать дальше ей все же невыносимо. Но что же это за чудовищный мир, где для чистых, светлых людей смерть является спасением?

Островский показал драму возвышенной души, "горячего сердца" в жестоком мире дельцов-коммерсантов. И надо высказать, что показанная ситуация не менее актуальна и е наши дни. Не надо забрасывать об этом.

Островский А. Н.

Сочинение по произведению на тему: Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского (по одной из пьес «Гроза» или «Бесприданница»)

Уже в начале своего творческого пути А. Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого «жестокого мира» Островский создает в пьесе «Гроза», ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое в драме, происходит в уездном городе Калинове, явившемся собирательным образом волжских городов, в которых сохранился русский уклад жизни. Обитатели Калинова живут сонной и скучной жизнью, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.
Олицетворением гнетущей власти «темного царства» становятся одни из наиболее значительных и влиятельных лиц в городе – . Кабаниха – женщина властная и жестокая, считающая себя вправе распоряжаться и командовать всеми в доме, поскольку она старшая. И все вокруг с готовностью повинуются ей. Она присваивает себе роль хранительницы и защитницы старых, веками устоявшихся порядков, а потому и сокрушается: «Так-то вот старина и выводится… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Любые перемены, по мнению Кабанихи, несут с собой только порчу и беспорядок. Она уверена, что правильный семейный порядок должен держаться на страхе младших перед старшими. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет?» - говорит она своему сыну Тихону о его отношениях с женой. Поэтому Кабаниха и требует от всех неукоснительного исполнения обряда и чина, при этом, вовсе не заботясь о сути человеческих отношений. Мы видим, что приверженность ее старине и религиозным заповедям весьма поверхностна. Кабаниха извлекает из Библии и Домостроя лишь те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм. При этом она и слышать не хочет о прощении и милосердии. Нельзя не вспомнить слова Кабанихи, когда она требует сноху «живую в землю закопать, чтоб она казнилась!»
Дикой, наряду с Кабанихой представляющий «хозяев жизни», во многом отличается от нее. Он настоящий самодур, чего не скажешь о Кабанихе. Ведь самодурство – это не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего устоявшийся порядок жизни. А потому сама Кабаниха осуждает Дикого и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних, видя в этом проявление слабости Дикого. Характеры «хозяев жизни» раскрываются не только в их речи и действиях, но и в отзывах о них других персонажей. О Кабанихе Кулигин скажет: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Говоря о Диком, Кудряш отмечает: «Как не ругать! Он без этого дышать не может». «Воином», которого некому унять, считают Дикого окружающие.
И все же нужно отметить, что к необузданному ругателю Дикому и окружающие, и сам автор относятся терпимее, чем к Кабанихе. Дикой на самом деле дикий, темный человек, но он по-своему мучается, рассказывая всем без утайки о своей дикости. В его брани чувствуется душевный непокой. Вспомним рассказ Дикого о том, как он обидел «мужичонка», а потом сам же ему в ноги кланялся. Ничего подобного не может случиться с Кабанихой. Ее сердце ни разу не дрогнуло сомнением или жалостью. Главное для нее, чтобы все было по правилам. Она никогда не будет жаловаться посторонним на непорядки в своей доме. И потому для нее публичное признание Катерины – страшный удар, к которому вскоре присоединится открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Тем не менее, все вышесказанное ни в коем случае не оправдывает своеволия Дикого, для которого люди не больше червяка. «Захочу – помилую, захочу - раздавлю», - заявляет он. Деньги в его руках дают ему право куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми.
Анализируя образы «хозяев жизни», критик Добролюбов показывает, что на первый взгляд в «Грозе» «все, кажется, по-прежнему, все хорошо; Дикой ругает, кого хочет… Кабаниха держит… в страхе своих детей, считает себя непогрешимой…» Но это только на первый взгляд. Ощущая обреченность, страшась неизвестного будущего, «хозяева жизни» заботятся лишь о том, чтобы продолжилась вера в их силу. Именно поэтому Дикой вечно недоволен и раздражителен, а Кабаниха постоянно подозрительна и придирчива.
«Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни…» - скажет Добролюбов. И с этим нельзя не согласиться поскольку, что можно сказать о жизни, где живые завидуют умершим. Такая жизнь не давала свободы всей подневольной России. Не случайно пьеса заканчивается репликой Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться». Тем не менее, шаткими стали опоры «жестокого мира», а потому, показывая предчувствие жителями Калинова грядущей катастрофы, Островский говорил об общем состоянии российской жизни того времени.
http://vsekratko.ru/ostrovskiy/groza105

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...