Общая характеристика творчества шуберта. Общая характеристика творчества шуберта Художественное направление к которому принадлежит творчество шуберта

Первый композитор-романтик, Шуберт - одна из трагичнейших фигур в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь его, недолгая и небогатая событиями, оборвалась, когда он был в расцвете сил и таланта. Он не услышал большей части своих сочинений. Во многом трагически складывалась и судьба его музыки. Бесценные рукописи, частью хранившиеся у друзей, частью кому-то подаренные, а порою просто потерянные в бесконечных переездах, долгое время не могли быть собраны воедино. Известно, что «Неоконченная» симфония ждала своего ис-полнения более 40 лет, а До-мажорная - 11 лет. Пути, открытые в них Шубертом, долгое время оставались неведомыми.

Шуберт был младшим современником Бетховена. Оба они жили в Вене, их творчест-во совпадает по времени: «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» - ровесники 7 и 8 симфоний Бетховена, а его же 9-я симфония появилась одновременно с шубертовской «Неоконченной». Только полтора года отделяют кончину Шуберта от дня смерти Бетховена. Тем не ме-нее, Шуберт - представитель совершенно нового поколения художников. Если бетховенское творчество сформировалось под влиянием идей Великой французской революции и воплоти-ло ее героику, то искусство Шуберта родилось в атмосфере разочарования и усталости, в обстановке самой жесткой политической реакции. Начало ей положил «Венский конгресс» 1814-15 гг. Представители государств, победивших в войне с Наполеоном, объединились тогда в т.н. «Священный союз», главной целью которого было подавление революционных и национально-освободительных движений. Руководящая роль в «Священном союзе» принадлежала Австрии, точнее главе австрийского правительства канцлеру Меттерниху. Именно он, а не пассивный, безвольный император Франц, фактически управлял страной. Именно Меттерних был подлинным творцом австрийской самодержавной системы, суть которой сводилась к тому, чтобы пресекать в зачатке любые проявления свободомыслия.

То обстоятельство, что всю пору творческой зрелости Шуберт провел в меттерниховской Вене, в огромной мере определило характер его искусства. В его творчестве нет произведений, связанных с борьбой за счастливое будущее человечества. Его музыке мало свойственны героические настроения. Во времена Шуберта уже не было речи об общечеловеческих проблемах, о переустройстве мира. Борьба за все это казалась бессмысленной. Самым важным представлялось сохранить честность, ду-шевную чистоту, ценности своего душевного мира. Так родилось художественное течение, получившее название « романтизм» . Это искусство, в котором впервые центральное место заняла отдельная личность с ее непов-торимостью, с ее исканиями, сомнениями, страданиями. Творчество Шуберта - рассвет музыкального романтизма. Его герой - это герой нового времени: не общественный деятель, не ора-тор, не активный преобразователь действительности. Это несчастный, одинокий человек, надеждам которого на счастье не дано сбыться.

Коренное отличие Шуберта от Бетховена заключалось в содержании его музыки, как вокальной, так и инструментальной. Идейный стержень большинства шубертовских произведений образует столкновение идеального и реального. Всякий раз столкновение мечты и реальности получает индивидуальное толкование, но, как правило, конфликт не находит окончательного разрешения. Не борьба во имя утверждения положительного идеала находится в центре внимания композитора, а более или менее отчетливое обнажение противоречий. В этом - главное свидетельство принадлежности Шуберта к романтизму. Основной его темой стала тема обездоленности, трагической безысходности . Тема эта не выдумана, она взята из жизни, отразив судьбу целого поколения, в т.ч. и судьбу самого композитора. Как уже было сказано, свой короткий творческий путь Шуберт прошел в трагической безвестности. Ему не сопутствовал успех, естественный для музыканта такого масштаба.

Между тем творческое наследие Шуберта огромно. По интенсивности творчества и художественному значению музыки, этого композитора можно сравнить с Моцартом. Среди его сочинений - оперы (10) и симфонии, камерно-иструментальная музыка и кантатно-ораториальные произведения. Но каким бы выдающимся не был вклад Шуберта в развитие различных музыкальных жанров, в истории музыки имя его связано прежде всего с жанром песни - романса (нем. Lied ). Песня была стихией Шуберта, в ней он достиг небывалого. Как заметил Асафьев, «то, что совершил Бетховен в области симфонии, то Шуберт совершил в области песни-романса...» В полном собрании сочинений Шуберта песенная серия представлена гро-мадной цифрой - более 600 произведений. Но дело не только в количестве: в творчестве Шуберта совершился качественный скачок, позволивший песне занять совершенно новое место в ряду музыкальных жанров. Жанр, игравший в искусстве венских классиков явно второстепенную роль, стал равным по значению опере, симфонии, сонате.

Инструментальное творчество Шуберта

Инструментальное творчество Шуберта насчитывает 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 15 фортепианных сонат, множество пьес для фортепиано в 2 и 4 руки. Выросший в атмосфере живого воздействия музыки Гайдна, Моцарта, Бетховена, которая была для него не прошлым, а настоящим, Шуберт удивительно быстро - уже к 17-18 годам - в совершенстве освоил традиции венской классической школы. В его первых симфонических, квартетных и сонатных опытах особенно ощутимы отголоски Моцарта, в частности, 40-й симфонии (любимейшего сочинения молодого Шуберта). С Моцартом Шуберта тесно сближает ясно выраженный лирический склад мышления. В то же время во многом он выступил наследником гайдновских традиций, о чем говорит близость к австро-немецкой народной музыке. Он перенял у классиков композицию цикла, его частей, основные принципы организации материала. Однако опыт венских классиков Шуберт подчинил новым задачам.

Романтические и классические традиции образуют в его искусстве единый сплав. Шубертовская драматургия - следствие особого замысла, в котором господствует лирическая направленность и песенность, как главный принцип развития. Шубертовские сонатно-симфонические темы родственны песням - и по своему интонационному строю, и по приемам изложения и раз-вития. Венские классики, особенно Гайдн, нередко также создавали темы на основе песенной мелодики. Однако воздействие песенности на инструментальную драматургию в целом было ограниченным - разработочное развитие носит у классиков чисто инструментальный характер. Шуберт же всячески подчеркивает песенную природу тем :

  • часто излагает их в репризной замкнутой форме, уподобляя законченной песне (ГП I части сонаты A-dur);
  • развивает при помощи варьированных повторов, вариантных пребразований, в отличие от традиционного для венских классиков симфонического развития (мотивного вычленения, секвенцирования, растворения в общих формах движения);
  • иным становится и соотношение частей сонатно-симфонического цикла - первые части нередко излагаются в неторопливых темпах, в результате чего значительно сглаживается традиционный классический контраст между быстрой и энергичной первой частью и медленной лирической второй.

Соединение того, что казалось несовместимым - миниатюрного с масш-табным, песенного с симфоническим - дало совершенно новый тип сонатно-симфонического цикла - лирико-романтический.

Романтизм явился своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума. Его возникновение было обусловлено разными причинами. Важнейшая из них – разочарование в итогах Великой французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства идостойна только отрицания. Мечта – это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства – никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, Н. Паганини; последующий этап (1830-50-е гг.) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении – в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана).

Внимание к чувствам приводит к смене жанров – господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви .

С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы . Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений – «большая» симфония C-dur Шуберта).

Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики . Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству . Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

«Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды», - эта эпитафия поэта Грильпарцера высечена на скромном памятнике Францу Шуберту на венском кладбище.

Действительно, до обидного малый срок жизни был отпущен судьбой уникальному в своей гениальной одаренности музыканту - всего тридцать один год. Но интенсивность его творчества была поистине поразительной. «Я сочиняю каждое утро; когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую», - признавался композитор. Он словно торопится, предчувствуя, как мало времени в его распоряжении, он даже ночью не расстается с очками, чтобы, проснувшись от очередной озарившей его музыкальной идеи, тут же записать ее. Свою первую симфонию Шуберт пишет в 16 лет, а затем две - в 18, две - в 19 лет... Гениальная си-минорная симфония, получившая название «Неоконченной», написана им в 25 лет! Для кого-то еще молодость, начало пути, а для него - вершина творческой зрелости. Песни - жанр, в котором композитору в наибольшей степени удалось сказать свое, новое слово, слово композитора-романтика, - рождались порой до десятка в день, а всего их у Шуберта свыше 600!

Именно песня, с ее чисто шубертовской чистотой, проникновенной задушевностью, возвышенной простотой, определила своеобразие его творчества в целом, проникла и напитала мир его фортепианных пьес, камерных ансамблей, симфоний и произведений других жанров.

Родился Ф. Шуберт в 1797 г. в предместье Вены - Лихтенталь. Его отец, школьный учитель, был родом из крестьянской семьи, в которой очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. В них принимал участие и маленький Франц, исполняя партию альта в струнных квартетах. Природа одарила Франца прекрасным голосом, поэтому, когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, его поместили в конвикт - школу подготовки церковных певчих.

Учась в конвикте, играя в ученическом оркестре, а иногда и исполняя обязанности дирижера, Шуберт много и с большим увлечением сочинял и сам. Его выдающиеся способности обращают на себя внимание знаменитого придворного композитора Сальери, с которым Шуберт занимался в течение года.

Желание отца Шуберта сделать из сына своего преемника потерпело неудачу. Прослужив три года помощником учителя начальных классов, молодой музыкант бросил это поприще, скромный, но надежный заработок и всецело посвятил себя творчеству. Полная материальная неустроенность, нужда и лишения - ничто не могло остановить его.

Вокруг Шуберта формируется кружок одаренных молодых людей, художников, поэтов, музыкантов, горячо интересующихся искусством, политикой. Иногда эти встречи полностью посвящались музыке Шуберта и потому получили название «шубертиад».

Однако широкого общественного резонанса музыка Шуберта при его жизни не получала, в то время как блестящая и развлекательная музыка И. Штрауса, Ланнера имела огромный успех, ни одна опера Шуберта не была принята к постановке, ни одна из его симфоний не была исполнена оркестром.

И все же в Вене узнали и полюбили музыку Шуберта. Большую роль в этом сыграл выдающийся певец Иоганн Михаэль Фогль, который прекрасно исполнял песни Шуберта под аккомпанемент самого композитора. Трижды совершили они концертные поездки по городам Австрии, и их выступлениям неизменно сопутствовал большой интерес слушателей.

В 1828 г. незадолго до смерти Шуберта состоялся единственный при его жизни концерт, в программу которого вошли произведения различных жанров. Концерт был организован стараниями друзей Шуберта и имел огромный успех, который окрылил композитора, наполнил его радужными надеждами. Но этим прекрасным надеждам не суждено было сбыться.

Произведения Ф.Шуберта:

Песни, симфонии;

«Ave Maria»;

«Серенада»;

«Бурный поток»;

Песни на стихи Гейне из «Книги песен»;

«Двойник»;

Симфония си минор («Неоконченная»).

Вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»

Пожалуй, нет другого композитора, заслуженно получившего титул великого, гениального и создавшего при этом произведения почти исключительно для одного инструмента - для фортепиано. Соединив в лице Фредерика Шопена дар композитора и пианиста-исполнителя, судьба словно предназначила ему раскрыть душу этого инструмента, его неисчерпаемые выразительные возможности, вызвать к жизни новые, неведомые прежде, истинно романтические жанры фортепианной музыки: баллады, ноктюрны, скерцо, экспромты.

Питая свое творчество из истоков народной польской музыки, Шопен возвышает простые незатейливые народные танцы (мазурки, полонезы) до масштаба романтических поэм, насыщает их драматизмом, высокой трагедийностью.

Творчество Шопена - это гениальное, совершенное воплощение в музыке драматической судьбы его родины - Польши, ее трагической борьбы за свою независимость, и трагедии собственной, личной жизни, прожитой в разлуке с родиной, с родными и близкими.

Фридерик Шопен родился в 1810 г. недалеко от Варшавы, в местечке Желязова Воля, где отец его служил домашним учителем в имении графа Скарбека. Мальчик рос в окружении музыки: отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и играла на фортепиано.

Музыкальные способности Фридерика проявились очень рано. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. В это же время было издано одно из первых его сочинений - полонез для фортепиано соль минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам.

Окончив лицей, Шопен поступил в Высшую школу музыки. Его занятиями руководил известный педагог и композитор Иосиф Эльснер. Сохранилась его краткая характеристика, данная юному музыканты: «Изумительные способности. Музыкальный гений».

В 1830 г. двадцатилетний музыкант отправляется в зарубежную концертную поездку. Однако временное расставание с родиной обернулось разлукой на всю жизнь. Разгром польского восстания и последовавшие за этим преследования и репрессии отрезали Шопену путь к возвращению. Свое горе, гнев, возмущение он излил в музыке. Так родилось одно из величайших его творений - этюд до минор, получивший название «Революционного».

С 1831 г. и до конца своей жизни Шопен прожил в Париже. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен оставался поляком.

Умирая, Шопен завещал родине свое сердце. Это завещание было выполнено его близкими. Но замурованное в костеле с. Креста в Варшаве сердце Шопена, вечно живое, трепетное и гордое, бьется в его музыке, в его Прелюдиях, Этюдах, Вальсах, Концертах.

Произведения Ф. Шопена:

Мазурки, полонезы;

Сочинения № 24, № 2, № 53;

Ноктюрны, фантазии, экспромты;

Этюд № 12 «Революционный»;

Цель: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере произведений Ф.Шуберта.

1. Образовательные:

  • познакомить с творчеством композитора-романтика Ф. Шуберта;
  • углубить знания учащихся о музыкальных стилях;
  • выявить отличительные признаки романтизма.

2. Развивающие:

  • дальнейшее освоение художественного наследия выдающихся представителей музыкально-исторического стиля.

3. Воспитательные: воспитывать чувство вкуса, способность определять на слух принадлежность музыкальных произведений к музыкальному стилю.

Демонстрационный материал: компьютер, мультимедийный проектор, практический курс "Учимся понимать музыку" из серии "Кирилл и Мефодий".

Ход урока

I. Введение

  1. Организационное начало
  2. Повторение

Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с основными стилями в музыкальном искусстве.

Слайд № 1.

Стиль - это своеобразие, присущее музыке определённого исторического периода, национальной композиторской школы, творчеству отдельных композиторов, исполнителей.

Назовите основные направления музыкально-исторического стиля, с которыми мы познакомились на прошлых уроках (барокко, рококо, классицизм).

Перечислите основные признаки искусства барокко, рококо, классицизм (Ответы детей)

II. Основная часть

1. Вступительное слово учителя о романтизме.

В начале XIX века в Европе зарождается романтизм - новое направление в искусстве, воспевшее правду чувств, идеальный мир, созданный воображением. Очень ярко романтизм воплотился в музыке.

Запишите в тетради понятие "романтизм".

Слайд № 2

Романтизм - художественное течение в культуре европейских стран, возникшее на рубеже 18-19 вв.

После революции во Франции во всей Европе установились реакционные режимы, преследовалось всё передовое, революционное, любые общественные движения. Человеку оставалось одно - уйти в себя, углубиться в мир личных переживаний.

Слайд № 3

Отличительные признаки музыкального стиля композиторов-романтиков: картинность, красочность, изобразительность, лиризм, внимание к внутреннему духовному миру человека. Героический революционный дух эпохи просвещения сменился духовностью XIX века.

2. Слушание - "Музыкальный момент" Ф. Шуберта.

Какая это мелодия по настроению? (Ответы детей).

Мы слушали пьесу "Музыкальный момент" австрийского композитора, крупнейшего представителя раннего романтизма Франца Шуберта

Слайд № 4 - портрет Ф. Шуберта (1797 - 1828)

- "Музыкальный момент" так именуются некоторые короткие пьесы. Уже название говорит об особом характере создания музыки - в порыве вдохновения, в захватившем композиторе настроении ("моменте"). Его "Музыкальный момент фа минор" подкупает своим изяществом, лёгкой "танцевальностью", задушевностью.

Слайд № 5

Франц Шуберт - один из самых тонких музыкальных лириков в мировой культуре, обладавший гениальным песенным даром. В 18 лет создал шедевры вокальной лирики: "Маргарита за прялкой", "Форель", баллада "Лесной царь". Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы "Прекрасная мельничиха" (20 песен на слова В. Мюллера), "Зимний путь" (24 песни на слова В. Мюллера). 600 песен проникновенно раскрывают чувство человека - мечтательного, страдающего, протестующего. Он написал более тысячи фортепианных и оркестровых произведений. Главное место среди них занимают изящные миниатюры, наполненные простым и искренним чувством. Шуберт не узнал прижизненной славы. Знаменитая "Неоконченная симфония" зазвучала через 40 лет после его смерти.

3. Слушание - Ф. Шуберт "Неоконченная симфония" № 8.

Франц Шуберт писал циклы песен так же, как Гойя писал серии картин. Получились будто бы роман в песнях, рассказы о человеческой судьбе музыкальными средствами. Он был горячим поклонникам поэзии Гёте, Шиллера, Гейне. Свои первые песни композиторов написал на стихи Гете. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.

Сегодня мы обратимся к балладе "Лесной царь".

Слайд № 6

4. Прослушивание баллады Ф. Шуберта "Лесной царь" и беседа о ней.

Вам знаком жанр баллады? (Ответы детей).

Слайд № 7

- Вокальная баллада - это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остродраматический. В нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.

Опережающее задание - Произведение звучит на немецком языке, определите количество действующих лиц.

Слушание - "Лесной царь" Ф. Шуберта

Сколько действующих лиц? (4)

Послушайте русский перевод текста В. Жуковского.

Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина. Эта песня - целая драма. Музыка баллады наполнена отчаянием, тоской и безысходностью. Она настолько гибко следует за текстом, что перед нашими глазами проносится стремительно скачущий всадник с прижатым к груди ребёнком и догоняющий их Лесной царь. Мы слышим и взволнованную речь рассказчика, и страдания, просьбы, и ужас в возгласах умирающего мальчика, и коварно соблазнительные речи Лесного царя. Фоном, "скрепляющим" музыкальные характеристики, является фортепианное сопровождение, изображающее стремительный бег коня.

5. Прослушивание "Аве Мария" Ф. Шуберта.

Что чувствует человек при звучании этой пьесы? (Ответы детей)

Слайд № 8

Слушание - "Аве Мария" Ф. Шуберта с текстом.

Это самое известное произведение Шуберта написано на стихи известного английского поэта и писателя Вальтера Скотта.

Слайд № 9

Всего Шуберт написал семь песен на стихи Вальтера Скотта.

Мелодия песни так проникновенна, так задушевна, что стала использоваться в качестве молитвы.

Слушание - "Аве Мария" (инструментальное исполнение) со зрительным рядом.

Слайды № 10 -17

  • Сурбаран. Мадонна с младенцем. 17 век
  • Эль Греко. Святое семейство
  • Рембрандт. Святое семейство 1645
  • К.С. Петров - Водкин. Мать. 1913
  • Андрей Рублев. Богоматерь Владимирская
  • Рафаэль. Сикстинская Мадонна
  • Герард Давид. Мария, обнимающая тело Христа
  • В. Перов. Богоматерь и Христос у житейского моря
  • Ламберт Ломбард. Милосердие

III. Заключение

1. Итог урока

Музыке Ф.Шуберта свойственна удивительная душевная открытость и искренность, и всегда находит путь к сердцам слушателей. Он при всех своих жизненных невзгодах, писал светлую музыку, способную облагораживать человеческую душу.

2. Повторное слушание - "Музыкальный момент" Ф. Шуберта

3. Исполнение ранее выученной песни.

4. Домашнее задание: если бы вы были художниками, каким бы вы показали человека-романтика? "Нарисуйте" словесный портрет.

Романтизм как новое художественное направление, пришедшее на смену классицизму, формируется в литературе на рубеже 18-19 вв., а в музыке и в живописи – в начале 19 в. Для воплощения романтического мироощущения музыка оказалась наиболее органичным, «подходящим» видом искусства, в чем ее можно сравнить только с лирической поэзией. Поэтому в музыке романтизм развивается на протяжении всего 19 столетия, он представлен наибольшим (по сравнению с другими стилями) количеством гениальных композиторских имен и выдающихся музыкальных произведений, до сих пор заполняющих концертные афиши.

Романтическое видение мира рождается в результате разочарования в идеалах Просвещения (с его верой в человеческий Разум, с помощью которого можно познать себя и мир и изменить жизнь к лучшему). Кризису просветительских идей способствовали кровавые события Великой французской революции (1789-93 гг.) и наполеоновских войн и наступивший затем период политической реакции. Однако разочарование не подразумевает пассивности, ибо утрата одних идеалов влечет за собой поиски других. Поэтому романтическая эпоха является периодом интенсивных духовных поисков, которые, в частности, отражаются в искусстве.

В условиях реакции (запрет публичных выступлений, цензура в печати) жизнь людей нередко оказывалась ограниченной тесным кругом дружеского общения. Но именно в таких кружках, объединявших молодых людей, увлеченных поэзией и музыкой, рождались первые шедевры романтического искусства.

Просветительскому культу Разума романтизм противопоставил культ Чувства. Служение общественным идеалам сменилось вниманием к внутренней жизни личности . Внутренний мир человека, мир субъективных переживаний во всем их богатстве и изменчивости, «таинственно-глубокие процессы нашей душевной жизни» (выражение П. И. Чайковского) – главное открытие эпохи романтизма. Творчество романтиков не просто субъективно, часто оно автобиографично . Соответственно, ведущая сфера содержания произведений романтического искусства – лирика.



Концентрация на лирической образности повлекла за собой изменение в системе музыкальных жанров и форм . Композиторы-романтики использовали все жанры классической эпохи (оперы, симфонии, сонаты), но ведущими жанрами их творчества становятся песня и фортепианная пьеса , т. е. на смену крупным циклическим (многочастным) формам приходят миниатюры. Именно миниатюры могли фиксировать изменчивые настроения, ускользающие душевные движения сразу, мгновенно, непосредственно в момент их возникновения. (Для того, чтобы написать симфонию, нужно много времени – настроение много раз изменится). Песни и фортепианные пьесы романтики нередко объединяли в циклы, где отдельные образы и чувства представали в их развитии и взаимосвязи. Соответственно, как по самостоятельным вокальным или фортепианным миниатюрам, так и по циклам миниатюр мы можем судить об особенностях мироощущения композиторов-романтиков. Каковы же они?

Конечно, в силу субъективного, даже исповедального характера творчества, каждый из композиторов выражал в музыке свою индивидуальность. Однако не менее ярко воплощены в их произведениях общие настроения, поскольку каждый из них был не только индивидуальностью, но и «сыном своего века» (выражение фр. писателя Альфреда де Мюссе).

Родоначальником романтизма в музыке является Франц Шуберт (1787-1828). Показательно, что историю нового стиля отсчитывают с момента создания двух его песен «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» (обе на стихи Гете). Они были написаны, соответственно, в 1814 и 1815 гг. в возрасте 17 и 18 лет. Хотя это всего лишь песни, их значение в истории музыки не меньше, чем значение, например, симфоний Бетховена. Всего у Шуберта более 600 песен – почему же именно с этих двух начинается история романтизма? Благодаря поэзии Гете, Шуберт здесь впервые фиксирует музыкальными средствами одно из важнейших душевных состояний романтической личности – sehnsucht (зейнзут) – романтическое томление. Романтическое томление подразумевает неудовлетворенность настоящим и тоску, томление, страстное стремление к чему-то «иному» - прекрасному, но, как правило, недостижимому (тоска в разлуке с любимым в «Маргарите за прялкой»), Романтическое томление - чувство острое, мучительное: для романтика лучше увидеть «иное» и умереть, чем жить и не знать о нем вовсе (смерть ребенка, которому пригрезились прекрасные владения Лесного царя).

Также в творчестве Шуберта, в его вокальных циклах «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» на стихи Вильгельма Мюллера (1823 и 1827 гг.) была впервые в музыке сформулирована и выражена музыкальными средствами основная идея романтического искусства. Это так называемая романтическая антитеза – противопоставление Идеального и Реального, крушение Мечты при столкновении с Действительностью. Простыми, но сильными средствами запечатлена эта идея в центральной песне цикла «Зимний путь» - «Весенний сон». Прекрасная светлая мелодия (герою снится весна, цветочный луг, возлюбленная) прерывается резкими диссонирующими аккордами (крик петуха разрушает сон, реальность – это зима, вьюга за окном, одиночество).

Юный герой вокального цикла «Прекрасная мельничиха» вступает на жизненный путь, полный радостных надежд. Его ожидают любовь, счастье – и горькое разочарование, крушение надежд, смерть. Соответственно, песни первой половины цикла – мажорные, бодрые, в народном духе. Песни второй половины – минорные, запечатляющие нюансы скорбного чувства то в стилистике строгих баховских звучаниях, то языком лирического романса. Герой вокального цикла «Зимний путь» пережил трагедию разлуки с любимой и остался жить, но все прекрасное у него – только в воспоминаниях о прошлом. Его настоящее - скитания, в которые его гонит желание уйти от душевной боли. Его будущее – одиночество и мечта о смерти как об избавлении. (Шуберт сам называл эти песни «ужасными»).

И состояние романтического томления, и романтическая антитеза идеального и реального после Шуберта найдут музыкальное воплощение едва ли не у каждого композитора периода зрелого романтизма (30-40-е гг. 19 в.)

Мироощущение, основанное на признании неосуществимости Мечты, в целом трагично. Однако романтики создали множество светлых образов, потому что идеал, недостижимый в реальной жизни, они стремились воплотить в своей музыке. Сфера идеального включала в себя три основные составляющие – Любовь, созерцание Природы и занятия Искусством. Именно они отрывали человека от повседневности, возвышали его над реальностью.

Каждый из композиторов-романтиков наполнил характерные романтические образы своим пониманием, сообразуясь с опытом своих субъективных переживаний. Это обусловило оригинальность их творчества, неповторимость каждого произведения, что так ценилось в эпоху культа Индивидуальности.

Так, в творчестве Роберта Шумана (1810-1856) нашли выражение два автобиографических мотива: 1) Любовь к пианистке Кларе Вик, 2) борьба с ограниченностью обывательских музыкальных вкусов за Искусство свободных форм и искренних чувств. Обладавший литературной одаренностью, Шуман писал Кларе любовные письма и, параллельно, их музыкальный аналог - фортепианные пьесы «Новелетты». Свои взгляды на искусство Шуман выражал в созданной им «Новой музыкальной газете», описывая собрания наполовину вымышленного кружка музыкантов-единомышленников – «Давидсбюнд» («Братство Давида» - библейского царя, бывшего также поэтом и музыкантом). Члены этого кружка (давидсбюндлеры) стали также героями его музыкальных произведений. Их портреты, сценки с их участием (например, борьба против музыкальных обывателей - филистеров) становятся сюжетами оригинальных циклов фортепианных пьес. Шуман давал им необычные названия («Танцы давидсбюндлеров», «Карнавал», «Фантастические пьесы»), чтобы пробудить фантазию слушателей, способствовать развитию их творческого воображения.

Свои необычные образы Шуман воплощал по-новому – тонкими, точными штрихами. Прихотливые ритмы, внезапные смены гармоний, порывистые мелодии, свободные формы соответствовали образу нового романтического героя – остро чувствующего и открыто выражающего свои чувства.

В творчестве Фредерика Шопена (1810-1849) Мечты об Идеале оказались тесно связаны с трагедией его родины – Польши. После подавления Польского восстания Шопен в возрасте 20 лет оказался в эмиграции в Париже, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Шопен был утонченным лириком, что проявилось в его фортепианных ноктюрнах (ноктюрн – ночная песнь), отличающихся выразительностью и красотой мелодий. Но наряду с богатой гаммой лирических чувств он воплотил образы героического прошлого своей Родины, ее драматическое настоящее и мечты о ее прекрасном будущем в фортепианных пьесах, основанных на народных польских танцах – полонезе и мазурке.

Новаторство Шопена заключалось в привнесение в музыку национальной характерности, с соответствующим обогащением музыкального языка. Подобно тому, как романтики оценили индивидуальность Личности, они смогли оценить и своеобразие национальных культуры. Эта идея была подхвачена Листом (Венгрия), Григом (Норвегия), Сметаной и Дворжаком (Чехия). Русская музыка во всем ее своеобразии также выходит на европейскую арену в 19 веке.

Лирика – ведущая, но не единственная характерная сфера содержания романтического искусства. Еще одно открытие романтиков – фантастика. Увлечение фантастической образностью было одним из проявлений кризиса Просветительского мировоззрения. Если романтическая лирика погружала во внутренний мир, то фантастика объясняла мир внешний. В отличие от просветителей, которым казалось, что мир познаваем, и все в нем можно понять и объяснить, романтикам мир кажется непознаваемым, полным неразрешимых тайн, управляемым мистическими роковыми силами, которые в любой момент могут вторгнуться в жизнь человека.

Музыка уже в 20-е гг. открывает для себя мир и светлой, и мрачной, демонической фантастики. Соответственно, были найдены выразительные средства для их воплощения. Родоначальником светлой фантастики является Феликс Мендельсон (1809-1847). В 1826 г. он написал симфоническую увертюру «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру. Она открывается легкой, «эльфовой» темой с кружащимся, легким движением разделенных на 4 партии скрипок.

В 1821 г. Карл Мария Вебер (1786-1826) написал оперу «Волшебный стрелок», быстро и надолго ставшую популярной по всей Европе. В ней соединились Лирика (любовь главных героев Макса и Агаты), национальная характерность (действие происходит в немецкой охотничьей деревне, где звучат народные песни и танцы) и мрачная Фантастика. Центральный эпизод оперы – Сцена в Волчьей долине, куда в полночь отправляется Макс, чтобы получить поддержку дьявола (в облике Черного охотника) в борьбе за свою возлюбленную. В этой сцене сосредоточены все самые главные музыкальные находки, которые до сих пор используются (например, в киномузыке) для создания демонических образов. Это тремоло струнных в низком регистре, тихие удары литавр, звучание низких деревянных духовых («зловещий» тембр низкого кларнета), диссонирующие, напряженные аккорды.

Сказал: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!».

Эта цитата из бессмертного произведения «Мастер и Маргарита» характеризует жизнь австрийского композитора Франца Шуберта, знакомого большинству по песне «Аве Мария» («Третья песня Эллен»).

При жизни он не стремился к славе. Хоть произведения австрийца и раздавались из всех салонов Вены, Шуберт жил крайне скудно. Как-то раз сочинитель вывесил свой сюртук на балконе с вывернутыми наизнанку карманами. Этот жест был адресован кредиторам и означал, что взять с Шуберта больше нечего. Познав сладость славы лишь мимолетно, Франц умер в 31-летнем возрасте. Но спустя столетия этот музыкальный гений стал признанным не только у себя на родине, но и во всем мире: творческое наследие Шуберта необъятно, он сочинил около тысячи произведений: песен, вальсов, сонат, серенад и прочих композиций.

Детство и юношество

Франц Петер Шуберт родился в Австрии, неподалеку от живописного города Вены. Одаренный мальчик рос в обычной небогатой семье: его отец – школьный учитель Франц Теодор – происходил из крестьянского рода, а мать – повариха Элизабет (урожденная Фиц) – была дочерью ремонтника из Силезии. Помимо Франца супруги воспитывали еще четверых ребятишек (из 14 родившихся детей 9 умерли в младенческом возрасте).


Неудивительно, что будущий маэстро рано проявил любовь к нотам, ведь в его доме постоянно «лилась» музыка: Шуберт-старший обожал по-любительски играть на скрипке и виолончели, а брат Франца увлекался фортепиано и клавиром. Франц-младший был окружен восхитительным миром мелодий, так как радушное семейство Шубертов часто принимало гостей, устраивая музыкальные вечера.


Заметив талант своего сына, который в семилетнем возрасте музицировал на клавишах без изучения нот, родители определили Франца в церковно-приходскую школу Лихтенталя, где мальчик пытался освоить игру на органе, а М. Хольцер обучал юного Шуберта вокальному искусству, которое он освоил на славу.

Когда будущему композитору исполнилось 11 лет, он был принят хористом в придворную капеллу, находившуюся в Вене, а также зачислен в школу с пансионом Конвикт, где и обзавелся лучшими друзьями. В учебном заведении Шуберт ревностно постигал музыкальные азы, однако математика и латинский язык давались мальчику худо.


Стоит сказать, что в таланте юного австрийца не сомневался никто. Венцель Ружичка, преподававший Францу басовый голос многоголосного музыкального сочинения, как-то заявил:

«Его учить мне нечему! Он все уже знает от Господа Бога».

А в 1808 году на радость родителям Шуберт был принят в императорский хор. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он самостоятельно написал свое первое серьезное музыкальное сочинение, а уже через 2 года с юношей стал заниматься признанный композитор Антонио Сальери, который даже не брал с молодого Франца денежного вознаграждения.

Музыка

Когда звонкий мальчишеский голос Шуберта стал ломаться, молодой композитор по понятной причине был вынужден покинуть Конвикт. Отец Франца мечтал, чтобы тот поступил в учительскую семинарию и пошел по его стопам. Шуберт не смог противостоять воле своего родителя, поэтому после окончания учебы стал работать в школе, где преподавал азбуку младшим классам.


Однако человеку, чья жизнь заключалась в страсти к музыке, благородный учительский труд был не по душе. Поэтому между уроками, которые вызывали у Франца одно лишь презрение, он садился за стол и сочинял произведения, а также изучал труды , и Глюка.

В 1814 году он написал оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор. А уже к 20 годам Шуберт стал автором по крайней мере пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен. Музыка не оставляла мысли Шуберта ни на минуту: талантливый сочинитель просыпался даже посреди ночи, чтобы успеть записать мелодию, звучавшую во сне.


В свободное от работы время австриец устраивал музыкальные вечера: в доме Шуберта, который не отходил от фортепиано и часто импровизировал, появлялись знакомые и близкие друзья.

Весной 1816 года Франц пробовал устроиться на должность руководителя хоровой капеллы, однако его планам не суждено было исполниться. Вскоре Шуберт благодаря приятелям познакомился со знаменитым австрийским баритоном Иоганном Фогалем.

Именно этот исполнитель романсов помог Шуберту утвердиться в жизни: он исполнял песни под аккомпанемент Франца в музыкальных салонах Вены.

Но нельзя сказать, что австриец владел клавишным инструментом так же виртуозно, как, например, Бетховен. Он не всегда производил на слушающую публику должное впечатление, поэтому на выступлениях внимание зрителей доставалось Фогалю.


Франц Шуберт сочиняет музыку на природе

В 1817 году Франц становится автором музыки к песне «Форель» на слова своего однофамильца Кристиана Шуберта. Также композитор прославился благодаря музыке к известной балладе немецкого писателя «Лесной царь», а зимой 1818 года произведение Франца «Erlafsee» было опубликовано издательством, хотя до известности Шуберта редакции постоянно находили предлог для отказа молодому исполнителю.

Стоит отметить, что в годы пика популярности Франц обзавелся выгодными знакомствами. Так, его товарищи (писатель Бауэрнфельд, композитор Хюттенбреннер, художник Швинд и другие приятели) помогали музыканту деньгами.

Когда Шуберт окончательно убедился в своем призвании, в 1818 году он оставил работу в школе. Но его отцу не понравилось спонтанное решение сына, поэтому он лишил свое уже взрослое чадо материальной помощи. Из-за этого Францу приходилось просить ночлега у друзей.

Фортуна в жизни композитора была весьма переменчива. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на сочинение Шобера, которую Франц считал своей удачей, была отклонена. В связи с этим материальное положение Шуберта ухудшилось. Также в 1822 году композитор заразился болезнью, которая подорвала его здоровье. В середине лета Франц переехал в Желиз, где поселился в имении графа Иоганна Эстерхази. Там Шуберт преподавал уроки музыки его детям.

В 1823-м Шуберт становится почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. В том же году музыкант сочиняет песенный цикл «Прекрасная мельничиха» на слова поэта-романтика Вильгельма Мюллера. В этих песнях рассказывается о юноше, который отправился на поиски счастья.

Но счастье молодого человека заключалось в любви: когда он увидел дочь мельника, в его сердце устремилась стрела Купидона. Но возлюбленная обратила внимание на его соперника, молодого охотника, поэтому радостное и возвышенное чувство путешественника вскоре переросло в отчаянное горе.

После грандиозного успеха «Прекрасной мельничихи» зимой и осенью 1827 года Шуберт работает над другим циклом под названием «Зимний путь». Музыка, написанная на слова Мюллера, отличается пессимизмом. Сам Франц называл свое детище «венком жутких песен». Примечательно, что столь мрачные композиции о неразделенной любви Шуберт написал незадолго до собственной смерти.


Биография Франца указывает на то, что порой ему приходилось жить на ветхих чердаках, где он со светом горящей лучины сочинял великие произведения на клочках засаленной бумаги. Композитор был крайне беден, но существовать на денежную помощь друзей он не хотел.

«Что будет со мной... – писал Шуберт, – мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб».

Но Франц не мог и предположить, что старости у него не будет. Когда музыкант был на грани отчаяния, богиня судьбы вновь улыбнулась ему: в 1828 году Шуберта избрали членом Венского общества друзей музыки, и 26 марта композитор впервые дал авторский концерт. Выступление было триумфальным, а зал разрывался от громких аплодисментов. В этот день Франц в первый и последний раз в своей жизни узнал, что такое настоящий успех.

Личная жизнь

В жизни великий композитор был весьма робок и застенчив. Поэтому многие из окружения сочинителя наживались на его доверчивости. Материальное положение Франца стало камнем преткновения на пути к счастью, потому что его возлюбленная выбрала богатого жениха.

Любовь Шуберта звали Терезой Горб. С этой особой Франц познакомился, находясь в церковном хоре. Стоит отметить, что русоволосая девушка не слыла красавицей, а, наоборот, имела обыкновенную внешность: ее бледное лицо «украшали» следы от оспы, а на веках «красовались» редкие и белые ресницы.


Но не внешность привлекала Шуберта в выборе дамы сердца. Он был польщен тем, что Тереза с трепетом и вдохновением слушала музыку, и в эти моменты ее лицо приобретало румяный вид, а в глазах светилось счастье.

Но, поскольку девушка воспитывалась без отца, ее мать настояла, чтобы та между любовью и деньгами выбрала последнее. Поэтому Горб вышла замуж за состоятельного кондитера.


Остальные сведения о личной жизни Шуберта весьма скудны. По слухам, композитор в 1822 году был заражен сифилисом – в то время неизлечимой болезнью. Исходя из этого, можно предположить, что Франц не брезговал посещать публичные дома.

Смерть

Осенью 1828 года Франца Шуберта мучила двухнедельная лихорадка, вызванная инфекционным заболеванием кишечника – брюшным тифом. 19 ноября в возрасте 32-х неполных лет великий композитор скончался.


Австрийца (согласно последнему желанию) похоронили на Верингском кладбище рядом с могилой его кумира – Бетховена.

  • На средства, вырученные с триумфального концерта, который состоялся в 1828 году, Франц Шуберт приобрел рояль.
  • Осенью 1822 года композитор написал «Симфонию № 8», которая вошла в историю как «Неоконченная симфония». Дело в том, что сначала Франц создавал это произведение в виде наброска, а потом в партитуре. Но по непонятной причине Шуберт так и не закончил работу над детищем. По слухам, остальные части рукописи были утеряны и хранились у друзей австрийца.
  • Некоторые ошибочно приписывают Шуберту авторство названия пьесы-экспромта. Но словосочетание «Музыкальный момент» придумал издатель Лейдесдорф.
  • Шуберт обожал Гете. Музыкант мечтал познакомиться поближе с этим знаменитым писателем, однако его мечте не суждено было исполниться.
  • Большую до-мажорную симфонию Шуберта нашли через 10 лет после его смерти.
  • В честь пьесы Франца «Розамунда» был назван астероид, который открыли в 1904 году.
  • После кончины композитора осталась масса неизданных рукописей. Долгое время люди не знали того, что было сочинено Шубертом.

Дискография

Песни (всего более 600)

  • Цикл «Прекрасная мельничиха» (1823)
  • Цикл «Зимний путь» (1827)
  • Сборник «Лебединая песнь» (1827-1828, посмертный)
  • Около 70 песен на тексты Гёте
  • Около 50 песен на тексты Шиллера

Симфонии

  • Первая D-dur (1813)
  • Вторая B-dur (1815)
  • Третья D-dur (1815)
  • Четвертая c-moll «Трагическая» (1816)
  • Пятая B-dur (1816)
  • Шестая C-dur (1818)

Квартеты (всего 22)

  • Квартет B-dur op. 168 (1814)
  • Квартет g-moll (1815)
  • Квартет a-moll op. 29 (1824)
  • Квартет d-moll (1824-1826)
  • Квартет G-dur op. 161 (1826)
 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме