Огэ по литературе варианты экзаменационных работ. Демонстрационные варианты ОГЭ по литературе (9 класс). Демонстрационные варианты ОГЭ

На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ по литературе (9 класс) за 2009 - 2020 годы .

Демонстрационные варианты ОГЭ по литературе состоят из двух частей. В первой части работы требуется выбрать один из двух предложенных вариантов анализа произведения и выполнить 3 задания, на которые нужно дать развернутый ответ ограниченного объема (3 -5 предложений).

Во второй части работы требуется написать сочинение объемом не менее 200 слов по одной из 5 предложенных тем.

Кроме предлагаемых заданий в демонстрационных вариантах ОГЭ по литературе приведены также критерии проверки и оценки выполненных заданий.

В изменения:

    Введена

    Были .

    Были введены , что привело к .

Демонстрационные варианты ОГЭ по литературе

Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по литературе представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2009 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2010 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2011 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2012 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2013 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2014 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2015 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2016 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2017 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2018 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2019 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2020 год

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2020 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2019 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах по литературе

Во второй части экзаменационной работы демонстрационных вариантов ОГЭ по литературе за 2009 - 2011 годы сначала необходимо было выбрать одно из пяти предложенных заданий, а затем дать развернутый ответ в жанре сочинения.

В 2012 - 2016 годах во второй части работы требуется написать сочинение объемом не менее 200 слов по одной из 4 предложенных тем.

В демострационных вариантах ОГЭ 2016 - 2017 годов по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года изменений не было.

В демострационный вариант ОГЭ 2018 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2017 года были внесены следующие изменения:

    Усовершенствованы инструкции к работе и отдельным заданиям (они более полно, последовательно и чётко отражают требования критериев, дают ясное представление о том, какие действия и в какой логике должен выполнять экзаменуемый).

    Переработаны и приведены в соответствие с ЕГЭ критерии оценивания развёрнутых ответов .

    Максимальный балл за выполнение всей работы увеличен с 23 до 29.

В демострационный вариант ОГЭ 2020 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2019 года внесены следующие изменения:

    Введена дополнительная тема сочинения в части 2. Все темы 2.1–2.5 формулированы по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1.

    Были уточнены формулировки критериев оценивания заданий 1.1.1 и 1.1.2, 1.2.1 и 1.2.2; 1.1.3 и 1.2.3 .

    Были введены критерии оценки практической грамотности (максимально 6 баллов) , что привело к увеличению максимального первичного балла с 33 до 39 баллов .

В 2018 году первая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают один из двух вариантов и пишут развернутые ответы на задания по тексту. Объем – 5–8 предложений.

Ниже перед вами два варианта развернутого ответа для трех заданий части один как пример ответов на первые три задания ОГЭ по литературе. Темы касаются «Мертвых душ» Гоголя и стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите задания и текст к нему.

Разбираем вариант 1

Задание 1.1.1

Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

Ответ на задание 1.1.1

Внутренний монолог – одно из средств, к которому прибегает Гоголь для характеристики своего персонажа. В данном фрагменте перед читателем раскрываются такие черты Чичикова, как расчетливость, внимательность и холодность: "Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера". Ему чужды эмоциональные порывы и бесшабашность в поведении. Чичиков – типичный циник, подчиняющий свои порывы разуму, что заставляет его сначала думать – потом действовать. Те же черты героя можно найти в главе 4, где натура героя раскрывается через разговор с Ноздревым.

Задание 1.1.2

Ответ на задание 1.1.2

Упоминание о двадцатилетнем юноше приводится для обозначения контраста между поведением юного человека и поведением, которое продемонстрировал Чичиков. В двадцать лет юноши еще немного наивны, впечатлительны и готовы на необдуманные поступки, «позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире». Их поведением руководят сильные душевные порывы, а разум всегда уступает сердцу. Такое поведение полностью противоречит расчетливости «средних лет» Чичикова.

Задание 1.1.3.

Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чем Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?

Отрывок текста из задания 1.1.3

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар...
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)

Ответ на задание 1.1.3

У Чичикова и Скотинина можно найти ряд общих черт, таких как расчетливость, эгоизм, отсутствие романтического порыва. Чичиков – типичный «приобретатель», в котором Гоголь увидел новое зло России: тихое, усердное, но предприимчивое. Его заботит только собственная выгода, а молодую девушку сделать «лакомым кусочком» в его глазах могут только «тысячонок двести приданого». У помещика Скотинина главная характеристика уже содержится в его фамилии. Его также волнует собственная выгода, но выражение она находит даже не в деньгах. Ведь главная страсть этого героя – свиньи. Он желает жениться на Софьюшке, но только потому, что в ее деревне водятся его любимцы. И холодная рассудительность Чичикова и себялюбивое невежество Скотинина сходны в отсутствии интереса ко всему, что напрямую не ведет к удовлетворению их корысти.

Разбираем вариант 2

Задание 1.2.1

Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.1

Стихотворение Тютчева создает настроение умиротворения и торжественности. Для этого поэт использует выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «чистая и теплая лазурь» и др. Ощущение недосказанности и томности стихотворению придают часто встречающиеся многоточия, которые символизируют, что пора бурных эмоций закончилась вместе с летом. Осень – это время неспешных раздумий и отдыха.

Задание 1.2.2.

Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.2.

Эпитеты особенно важны при описании природы. Ведь они позволяют не просто описать предметы, а передать отношение автора к тому, о чем он пишет. Даже самые обычные слова, использованные как эпитеты, могут создать яркие образы. «Бодрый серп», «паутины тонкий волос», «короткая пора», «на праздной борозде», «день хрустальный» – все эти сочетания создают настроение стихотворения, передавая ощущения Тютчева, вызванные ранней осенью.

Задание 1.2.3

Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» и Н.А. Некрасова «Перед дождем»?

Отрывок стихотворения для задания 1.2.3

ПЕРЕД ДОЖДЁМ

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...

(Н.А. Некрасов. 1846)

Ответ на задание 1.2.3.

В стихотворении Тютчева описана ранняя осень, которую сам автор называет «дивной порой». Произведение пронизано умиротворением и восхищением красотой природы. Это момент, когда и земля, и люди отдыхают: «Где бодрый серп гулял и падал колос// Теперь уж пусто всё – простор везде...». Осень представлена прекрасной, торжественной порой, когда до холодов еще далеко и можно предаться раздумьям и нежной грусти. У Некрасова представлена совсем другая осень: она недружелюбна и немилостива к путнику. «Чистая и теплая лазурь» уступает место «заунывному ветру», а «лучезарные вечера» – «ложащемуся на все полумраку». Описанная Некрасовым осень навевает настроение тревоги и печали. Два стихотворения – олицетворяют две противоположные картины осени, знакомые каждому.

Основной государственный экзамен (ОГЭ) по литературе 2018 года принесет с собой некоторые изменения в итоговую аттестацию от Федерального Института Педагогических Измерений (ФИПИ) при поддержке Рособрнадзора и Минобразования. Выпускающиеся из школы девятиклассники, желающие связать свою жизнь с миром художественных произведений, должны быть готовы к новым критериям оценивания, усовершенствованию инструкций и качественной доработке уже существующих заданий.

В 2018 году ученикам 9 классов, скорее всего, понадобится сдать в общей сложности 5 предметов вместо 4: 2 обязательных (математика и русский язык) и 3 выборочных, к которым относится и ОГЭ по литературе. В 2020 году экзаменов может стать уже 6, ведь сегодня об этом всерьез задумываются представители Министерства образования, заинтересованные в мотивировании школьников и побуждении их к добросовестному изучению курсов средней школы.

Впредь результаты работ, написанных по выбору, будут учитываться при формировании аттестата, – с таким нововведением образовательная система познакомилась уже в этом году. Ребятам понадобится успешно пройти все экзаменационные испытания (оценка «удовлетворительно», или «3», и выше). Тем, у кого не получится сдать ОГЭ с первого раза, Министерство образования предоставит дополнительную попытку, однако это положение будет актуально только для 2 аттестаций. Ученикам, которые не сумеют воспользоваться данной возможностью и не справятся хотя бы с одной из повторных работ, не вручат заветный документ о завершении курса средней школы. Они будут оставлены в стенах учебного заведения еще на один год.

Подготовка к ОГЭ по литературе 2018 может начинаться в разное время в зависимости от того, желает ли учащийся написать тест в досрочном или же общем формате, главное отличие которых заключается в датах проведения экзаменов. Так, «досрочники» обычно проходят аттестацию, начиная со второй декады апреля. Старт тестирований для основного потока школьников наступает в мае/июне, а период пересдач – в сентябре. В 2018 году преждевременная сдача литературы приурочена к 27 апреля (пятница). Превалирующая часть выпускников отправится на написание работы только 7 июня (четверг).

Общие сведения об экзаменационной аттестации по предмету выглядят следующим образом:

  • время проведения – 235 минут (3 часа 55 минут);
  • минимальный первичный балл, соответствующий «тройке», – 7;
  • количество заданий – 4.

Подробнее о пересдаче

Согласно приказу Минобрнауки России № 1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», на повторный допуск к сдаче ОГЭ в текущем учебном году смогут надеяться лишь определенные категории обучающихся. Речь идет о подростках, которые:

  1. Получили неудовлетворительные оценки не более чем по 2 предметам.
  2. Подали апелляцию в связи с нарушением правил проведения мероприятия и были признаны правыми.
  3. Не пришли на экзамен или не завершили написание теста по уважительной и документально подтвержденной причине (болезнь и т.п.).
  4. Сдали аннулированную впоследствии работу в случае, если в этом оказались повинны третьи лица, нарушившие порядок проведения аттестации. Это могут быть руководители пунктов проведения экзаменов (ППЭ), представители госкомиссий, технические специалисты, служители правопорядка, медработники, ассистенты, помогающие детям с ограниченными возможностями здоровья, и другие персоны.

Образовательная организация извещается об итогах написания работы не более чем через 10 суток после проведения контрольной проверки. Изменение результата или полное аннулирование теста проводится в 12-дневный срок. Подростку, допущенному к повторной сдаче ОГЭ, будет необходимо вновь явиться в ППЭ (возможно, новый) с документом, подтверждающим личность.

Структура КИМов

Контрольно-измерительные материалы представляют собой билеты, которые предполагают письменный или устный ответ на поставленный вопрос. В настоящий момент такая система проверки знаний считается налаженной и отработанной, поэтому вносить существенные корректировки в бланки работники ФИПИ не собираются. И все же о некоторых новых положениях педагогам, ученикам и их родителям стоит знать и помнить:

  1. Со следующего года инструкции, выдаваемые экзаменуемым вместе с заданиями, будут более детальными, обстоятельными, последовательными и четкими. Так выпускники смогут яснее понимать то, что от них требуется, а потому лишних организационных вопросов на экзамене удастся избежать.
  2. Критерии оценивания развернутых ответов впредь будут приводиться с опорой на стандарты ЕГЭ.
  3. Наивысший балл, который можно будет получить за написание работы, повысится с 23 до 29.

Важно! Составить представление об ОГЭ по литературе 2018 года ребята смогут благодаря открытому банку заданий, а также демоверсиям, спецификациям и кодификаторам, представленным на официальном сайте ФИПИ. Найти их можно в соответствующих разделах на странице fipi.ru/oge-i-gve-9 (меню слева).

КИМ состоит из 2 частей. Первая включает в себя фрагменты произведений (прозаического и стихотворного), из которых ученик должен выбрать один для последующего разбора. Суть работы заключается в написании развернутых аргументированных ответов на 3 поставленных вопроса. В первых заданиях понадобится грамотно, стройно и цельно изложить свои мысли в 3-5 предложениях, а в последнем – еще и привести сравнительный анализ двух разных отрывков в 5-8 предложениях.

Вторая часть потребует от учащегося написания сочинения объемом не менее 200 слов на одну из 4 поставленных тем. При этом здесь организаторы ОГЭ-2018 разрешают подросткам использовать полные тексты произведений (в т.ч. и лирических) из имеющегося в официальных источниках списка литературы для аргументации своей позиции и цитирования. Книги будут располагаться на отдельном столе экзаменатора и находиться в свободном доступе.

В критериях оценивания учитываются:

  • содержательное соответствие ответа заданию (понимание приведенных фрагментов без искажения авторской точки зрения);
  • степень анализа образов, деталей, микротем, мотивов и т.д.;
  • фактологическая, логическая и речевая точность;
  • умение сопоставлять произведения и работать с текстами;
  • соответствие сочинения теме и ее раскрытие;
  • владение теоретико-литературными терминами;
  • композиционная цельность и логичность;
  • соблюдение речевых норм (максимально возможное количество ошибок, не влекущее за собой потерю баллов по этому пункту, – не более 2).

За каждое из заданий можно получить:

  • №1 и №2 – по 5 баллов;
  • №3 – 6 баллов;
  • №4 (сочинение) – 13 баллов.

Итоговые результаты соотносятся с оценкой, которая затем проставляется в аттестат:

  • 0-9 баллов соответствуют оценке «двойка»;
  • 10-17 – «тройка»;
  • 18-24 – «четверка»;
  • 25-29 – «пятерка».

Как подготовиться

Для того чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе 2018 года, нужно оттачивать собственную грамотность и заниматься неустанным анализом и интерпретированием произведений, входящих в официальный список ФИПИ, обязательный к прочтению выпускникам 9-ых классов.

Видео-советы «бывалых «: какие книги читать в первую очередь:

Основное общее образование

Литература

Демоверсия ОГЭ-2019 по литературе с разбором заданий

Демовариант, кодификатор и спецификация ОГЭ 2019 по литературе с официального сайта ФИПИ.

Скачать демоверсию ОГЭ 2019 года вместе с кодификатором и спецификацией по ссылке ниже:

Следите за информацией о наших вебинарах и трансляциях на YouTube-канале, совсем скоро мы будем обсуждать подготовку к ОГЭ по русскому языку и литературе.

Справочник предназначен для подготовки учащихся к ОГЭ по литературе. Пособие содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым экзаменом, а также тренировочные задания в форме ОГЭ. В конце справочника приводятся ответы. Издание будет полезно учителям литературы, так как даёт возможность эффективно организовать учебный процесс и подготовку к экзамену.

Разбор демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по литературе

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. Часть 1 включает в себя два альтернативных варианта, содержащих текст художественного произведения и вопросы к нему. Необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов. Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения; второй – на анализ лирического стихотворения (или басни). После выбора для работы одного из вариантов необходимо выполнить к нему три задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объёма. Выполняя первые два задания (1.1.1, 1.1.2 или 1.2.1, 1.2.2), дайте ответ в примерном объёме 3–5 предложений с опорой на текст. Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа – 5–8 предложений). Выполняя задания части 1, необходимо сформулировать прямые связные ответы, избегая пространных вступлений и характеристик и соблюдая нормы речи.

Часть 1

Вариант 1

Чичиков глядел очень внимательно на молоденькую незнакомку. Он пытался несколько раз с нею заговорить, но как-то не пришлось так. А между тем дамы уехали, хорошенькая головка с тоненькими чертами лица и тоненьким станом скрылась, как что-то похожее на виденье, и опять осталась дорога, бричка, тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь и пустота окрестных полей. Везде, где бы ни было в жизни, среди ли чёрствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов её или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на всё то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нём чувство, непохожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь. Везде, поперёк каким бы ни было печалям, из которых плетётся жизнь наша, весело промчится блистающая радость, как иногда блестящий экипаж с золотой упряжью, картинными конями и сверкающим блеском стёкол вдруг неожиданно пронесётся мимо какой-нибудь заглохнувшей бедной деревушки, не видавшей ничего, кроме сельской телеги, и долго мужики стоят, зевая, с открытыми ртами, не надевая шапок, хотя давно уже унёсся и пропал из виду дивный экипаж. Так и блондинка тоже вдруг совершенно неожиданным образом показалась в нашей повести и так же скрылась. Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он, или просто только что начавший жизненное поприще, – и Боже! чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нём! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи вдаль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире. Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера. Он тоже задумался и думал, но положительнее, не так безотчётны и даже отчасти очень основательны были его мысли. «Славная бабёшка! – сказал он, открывши табакерку и понюхавши табаку. – Но ведь что, главное, в ней хорошо? Хорошо то, что она сейчас только, как видно, выпущена из какого-нибудь пансиона или института, что в ней, как говорится, нет ещё ничего бабьего, то есть именно того, что у них есть самого неприятного. Она теперь как дитя, всё в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеётся, где захочет засмеяться. Из неё всё можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выйдет дрянь! Вот пусть-ка только за неё примутся теперь маменьки и тётушки. В один год так её наполнят всяким бабьём, что сам родной отец не узнает. Откуда возьмётся и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть, всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать больше, чем нужно, запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выйдет просто чёрт знает что!» Здесь он несколько времени помолчал и потом прибавил: «А любопытно бы знать, чьих она? что, как её отец? богатый ли помещик почтенного нрава или просто благомыслящий человек с капиталом, приобретённым на службе? Ведь если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из неё бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек. Это бы могло составить, так сказать, счастье порядочного человека». Двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове его, что он внутренно начал досадовать на самого себя, зачем в продолжение хлопотни около экипажей не разведал от форейтора или кучера, кто такие были проезжающие. Скоро, однако ж, показавшаяся деревня Собакевича рассеяла его мысли и заставила их обратиться к своему постоянному предмету.

(Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»)

Задание 1.1.1

Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

Разбор задания

Чтобы при ответе на вопрос не отклониться от темы, необходимо уточнить понятия, которые составляют содержание вопроса.

Натура – в данном значении: характер человека, темперамент.

Внутренний монолог – художественный прием психологизма: воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух. Широко используется в художественных произведениях для того, чтобы раскрыть внутренние переживания героя, воссоздать его внутренний мир.

При внимательном прочтении фрагмента мы находим прямую оценку характера Чичикова, которую даёт ему Гоголь: «Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера». Это значит, что случайная встреча с очаровательной блондинкой на дороге не тронула ни одной струны его души. Он ни восхитился, ни обрадовался. Ничто «не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нём». Он начал думать. И вот, что составляло предмет его размышлений: сейчас эта девушка – очаровательное дитя, для которого все в жизни просто и ясно. Но в один год её могут так наполнить всяким бабьём, что сам родной отец не узнает. Однако скоро в душе Чичикова шевельнулось чувство досады. Он был собой недоволен, так как не узнал ничего об этой девушке. А вдруг она богатая невеста: «Ведь если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из неё бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек».

Данный внутренний монолог даёт представление о расчётливости Чичикова. Даже в делах сердечных, он пытает извлечь для себя выгоду. Для Чичикова в этом мире всё является предметом купли- продажи. Тема денег, а вернее мечта об обогащении возникает в сознании Чичикова, даже когда он думает о прекрасной незнакомке.

Критерии оценивания задания 1.1.1, требующего написания связного ответа объёмом 3–5 предложений

Максимальная оценка – 6 баллов.

Задание 1.1.2

Разбор задания

Упоминание Гоголем двадцатилетнего юноши в данном фрагменте не случайно. Этот приём заставляет читателя сравнить Чичикова с ним. По мнению автора, молодой человек не остался бы равнодушным к прекрасному видению, так внезапно возникшему на пустынной дороге: «Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи вдаль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире». Показательно, что именно предстоящие дела, по которым Чичиков едет к Собакевичу, наоборот, выводят его из состояния задумчивости.

Таким образом, сопоставление с молодым человеком как бы оттеняет характер Чичикова, делает его более рельефным. В целом же это помогает читателю составить целостное представление о данном герое, образ которого оказывается малопривлекательным.

Система оценивания экзаменационной работы по литературе
Критерии оценивания задания 1.1.2, требующего написания связного ответа объёмом 3–5 предложений

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

  • Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена (2 балла).
  • Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (2 балла).
  • Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).

Максимальная оценка – 6 баллов.

Задание 1.1.3

Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос: «В чём Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке?»

Разбор здания

При сопоставлении литературного материала можно выявлять как сходства, так и различия. Однако вопрос на данное задание сформулирован так, что в сочинении надо акцентировать внимание только на сходных признаках в сравниваемом литературном материале.

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?

Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.

Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар...

Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.

Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.

Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.

Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.

Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.

Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.

Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!

Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.

Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?

Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.

Простаков. Так по соседству её деревеньки?

Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.

Г-жа Простакова. До чего же, братец?

Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою. (Д.И. Фонвизин, «Недоросль»)

При сопоставлении двух литературных героев – Скотинина из комедии Фонвизина «Недоросль» и Чичикова из поэмы Гоголя «Мёртвые души» – можно увидеть, как сильно Скотинин похож на Чичикова.

Скотинин, герой с говорящей фамилией, желает жениться на Софье, родственнице своей сестры Простаковой. Самое главное в представленном диалоге – признание помещика, почему он выбрал Софью в жёны. «Неужели тебе эта девчонка так понравилась», – спрашивает Простакова. «Так по соседству её деревеньки?» – предполагает Простаков. Оказывается ни то, ни другое. Причина сватовства Скотинина совсем в ином: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». Именно по этой причине, выражаясь словами Чичикова, Софья для Скотинина является «лакомым кусочком». О любви даже речи не идёт, всё подчинено грубому расчёту.

Таким образом, и для Чичикова, и для Скотинина брак – это сделка, которую надо провести, как можно выгоднее для себя.

Критерии оценивания сопоставительных задания 1.1.3, требующего написания связного ответа объёмом 5–8 предложений.

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

  1. Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена (2 балла).
  2. Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (4 балла).
  3. Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).

Максимальная оценка – 8 баллов.

Вариант 2

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

(Ф.И. Тютчев, 1857)

Задание 1.2.1

Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной...»?

Разбор задания

Произведения стихотворного жанра относится к лирике. Лирика – один из родов литературы, особенностью которого является средоточие внимание на внутреннем мире лирического героя, его переживаниях, мыслях, откровениях.

Чтобы ответить не вопрос: «Каким настроением проникнуто стихотворение?» – необходимо понять чувства лирического героя.

В данном анализе лучше идти от общего к конкретному. Под общим понимается эмоциональный фон стихотворения в целом. Он может минорным и мажорным, ярко выраженным и не очень.

Определив общий эмоциональный фон, читатель может конкретизировать чувства: грусть, горе, радость, восторг и т.п.

В творчестве различных поэтов мы встречаем стихотворения, которые звучат очень спокойно, нейтрально, без бурных эмоций. Авторов таких произведений принято называть поэтами мысли, а не чувства, к ним принадлежит и Федор Тютчев.

В литературном наследии Тютчева много пейзажной лирики. Природа для поэта – великая загадка, разгадать которую невозможно.

Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Образ лирического героя в стихотворениях Тютчева о природе – это образ созерцателя, который смотрит на природу, как на картину, оставаясь по эту стороны рамки. Интересно, но в пейзажной лирике Тютчев практически никогда не употребляет личные местоимения. Не стало исключением и стихотворение «Есть в осени первоначальной…»

В нём чувствуется спокойное, умиротворенное внутреннее состояние лирического героя. Показан тот редкий случай, когда гармония природы передаётся и человеку. Однако эта гармония кратковременна:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора…

С каждой строчкой усиливается впечатление, что автор хотел показать тишину, покой, безмятежность, которая наступило в природе ранней осенью: «теперь уж пусто всё – простор везде», «праздной борозде», «птиц не слышно было», «отдыхающее поле». Эмоциональный тон сдержанный. Нет выражения радости, восхищения, восторга. Автор не использует восклицательные по интонации предложения. Употребление многоточий показывают погруженность лирического героя в задумчивое состояние.

Таким образом, стихотворение Тютчева проникнуто настроением умиротворенности, безмятежности и задумчивости. Погружаясь в тишину осеннего дня, лирической герой постигает гармонию окружающего мира.

Система оценивания экзаменационной работы по литературе
Критерии оценивания заданий 1.2.1, требующего написания связного ответа объёмом 3–5 предложений

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

  1. Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена (2 балла).
  2. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (2 балла).
  3. Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).

Максимальная оценка – 6 баллов.

Задание 1.2.2

Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной...»?

Разбор задания

Анализ художественного текста всегда сопровождается характеристикой средств выразительности, которые автор использует в различных целях.

Актуализация знаний по теме «Средства выразительности речи»

Аллегория

Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ

Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция)
(А. Пушкин)

Аллитерация

Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков

С вищ ет ветер, с еребряный ветер
В ш ёлковом ш елесте с неж ного ш ума...
(С.Есенин)

Анафора

Одинаковое начало нескольких соседних предложений

Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
(О.Высотская)

Антитеза

Cопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления

"Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского.

Ассонанс

Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков

Ме ло, ме ло по все й зе мле
Во все пре де лы.
Све ча горе ла на столе ,
Све ча горе ла...
(Б.Пастернак)

Гипербола

Художественное преувеличение

шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Градация

Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости

Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.
(Н.Заболоцкий)

Именительный темы

Особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях

Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?!

Инверсия

Нарушение прямого порядка слов

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле...
(А.Пушкин)

Ирония

Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому

Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов...
(А.Пушкин)

Композиционный стык

Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его

На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты... (Н.Сладков)

Лексический повтор

Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

Литота

Художественное преуменьшение

"мальчик с пальчик"

Метафора

Переносное значение слова, основанное на сходстве

Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)

Метонимия

Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий

Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

Многосоюзие

Намеренное использование повторяющегося союза

Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград.
(В.Инбер)

Окказионализмы

В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины . (Г.Смирнов)

Оксюморон

Сочетание противоположных по значению слов

Туристы в родном городе. (Тэффи)

Олицетворение

Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы

Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость...
(А.С.Пушкин)

Парцелляция

Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки

Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.

Перифраз

Замена слова (словосочетания) описательным оборотом

"люди в белых халатах" (врачи), "рыжая плутовка" (лиса)

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Выражение утверждения в вопросительной форме;
привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов)

Ряды, парное соединение однородных членов

Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста

Удивительное сочетание простоты и сложности , прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе . (С.Маршак)

Сарказм

Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры

Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.

Синекдоха

Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного

Швед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин)

Синтаксический параллелизм

Сходное, параллельное построение фраз, строк

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Сравнение

Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак

Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский)

Умолчание

Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять

Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить... (И.А.Крылов)

Эллипсис

Сокращение, "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи.

Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)

Эпитет

Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление

Но люблю я, весна золотая ,
Твой сплошной, чудно смешанный шум...
(Н.Некрасов)

Эпифора

Одинаковая концовка нескольких предложений

Весну заклинати, зиму провожати .
Рано, рано зиму провожати.

Эпитет является лексическим средством выразительности, которое реализуется через опредление в переносном значении.

В художественной речи эпитеты выполняют следующие функции;

  • усиливают выразительность, образность языка произведения;
  • придают художественную, поэтическую яркость речи;
  • обогащают содержание высказывания;
  • выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
  • создают живое представление о предмете;
  • оценивают предмет или явление;
  • вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  • помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

В стихотворении Ф.И. Тютчева использованы следующие эпитеты: дивная пора, день хрустальный , вечера лучезарны , бодрый серп, праздной борозде, чистая и теплая лазурь, отдыхающее поле.

Данные эпитеты создают удивительно притягательный, неповторимый образ золотой осени. Свежесть воздуха передана словом «хрустальный», обилие света – словом «лучезарны». Небесная лазурь представляется автору «чистой и теплой». Данные эпитеты имеют высокое звучание и отличаются от эпитетов, связанных землей, трудом человека на ней. В целом эпитеты в данном произведении придают речи художественную, поэтическую яркость, делая стихотворение непревзойдённым образцом русской лирики.

Система оценивания экзаменационной работы по литературе
Критерии оценивания заданий 1.2.2, требующих написания связного ответа объёмом 3–5 предложений

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

  • Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена (2 балла).
  • Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (2 балла).
  • Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).

Максимальная оценка – 6 баллов.

Задание 1.2.3

Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» и стихотворение Н.А. Некрасова «Перед дождём» в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос: «Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» и стихотворение Н.А. Некрасова «Перед дождём»?»

Аргументируйте свои суждения, опираясь на оба текста (можно обращаться и к другим эпизодам этих же произведений), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Разбор задания

ПЕРЕД ДОЖДЁМ

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...

(Н.А. Некрасов, 1846)

Стихотворение Н.А. Некрасова «Перед дождём» в отличие от стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» наполнено звуками: «ель стонет», «лес шепчет», «с криком в воздухе кружится стая галок и ворон». Природа показана неприветливой; вечереет, тускнеют краски дня. Хочется поскорее уехать, скрыться от непогоды. Поэтому не случайно в конце стихотворения появляются герои: ямщик, погоняющий лошадей.

Можно сказать, что в стихотворении Тютчева статичное изображение, а в стихотворении Некрасова – динамичное.

Ещё одно отличие: в стихотворении Тютчева изображён теплый светлый, летний день, а от стихотворения Некрасова веет холодом:

И струёй сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

В лирике Некрасова есть много замечательных пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой и нежной любви поэта к родной земле. Но природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку. Пейзажная лирика у Тютчева пронизана сложными философскими мотивами, и человек находится в очень сложных отношениях с природой.

Часть 2

Задание 2.1–2.4

Содержит четыре темы сочинения, требующие развёрнутого письменного рассуждения. Выберите ОДНУ из предложенных Вам тем и напишите сочинение объёмом не менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Во время экзамена разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики. На выполнение работы даётся 235 минут.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (2.1–2.4) и укажите её номер в бланке ответов № 2. Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов). Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно анализировать не меньше двух стихотворений. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Задание 2.1

Сатирическое обличение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Разбор задания

Раскрытие данной темы предполагает понимание учащимися особенностей сатирического изображения действительности в художественном произведении.

Сатира – специфическая форма художественного отображения действительности, посредством которой обличаются и высмеиваются отрицательные явления.

Сатирически изобразить – значит представить кого-то или что-то в смешном, нелепом виде, показав ничтожность и несостоятельность изображаемого.

Сатира была ведущим художественным методом в творчестве Гоголя.

В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству писателя:

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира – это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый, иногда "сквозь невидимые миру слезы", потому что (а так считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни, может служить к его исправлению. Но в то же время смех Гоголя не грубый, не громкий. Это скорее тонкая ирония, с помощью которой достигается невероятный силы сатирический эффект, особенно когда писатель изображает людей, наделенных властью, сильных мира сего.

Это мы можем наблюдать в поэме «Мертвые души», читая описания помещиков и чиновников.

Интересно познакомиться с критическими отзывами на поэму, когда она только вышла в свет.

А. И. Герцен, писатель, философ и педагог: "..«Мертвые души» Гоголя, – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный. Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там он увидит удалую, полную силы национальность. Портреты его удивительно хороши, жизнь сохранена во всей полноте; не типы отвлеченные, а добрые люди, которых каждый из нас видел сто раз. Грустно в мире Чичикова, так, как грустно нам в самом деле; и там, и тут одно утешение в вере и уповании на будущее..." (дневник А. И. Герцена, 11 июня 1842 г.)

"..«Мертвые души» – поэма, глубоко выстраданная. "Мертвые души" – это заглавие само носит в себе что-то, наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и tutti quanti – вот мертвые души, и мы их встречает на каждом шагу..." (дневник А. И. Герцена, 29 июля 1842 г.)

"..«Мертвые души» потрясли всю Россию. Предъявить современной России подобное обвинение было необходимо. Это история болезни, написанная рукою мастера. Поэзия Гоголя – это крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда он вдруг увидит в зеркале свое оскотинившееся лицо..."

С. П. Шевырев, критик, знакомый Гоголя: "...В другой раз Гоголь выводит нам такой фантастический русский город: он уж сделал это в "Ревизоре"; здесь также мы почти не видим отдельно ни городничего, ни почтмейстера, ни попечителя богоугодных заведений, ни Бобчинского, ни Добчинского; здесь также целый город слит в одно лицо, которого все эти господа только разные члены: одна и та же уездная бессмыслица, вызванная комическою фантазиею, одушевляет всех, носится над ними и внушает им поступки и слова, одно смешнее другого. Такая же бессмыслица, возведенная только на степень губернской, олицетворяется и действует в городе N. Нельзя не удивиться разнообразию в таланте Гоголя, который в другой раз вывел ту же идею, но не повторился в формах и ни одною чертою не напомнил о городе своего "Ревизора"! При этом способе изображать комически официальную жизнь внутренней России надобно заметить художественный инстинкт поэта: все злоупотребления, все странные обычаи, все предрассудки облекает он одною сетью легкой смешливой иронии. Так и должно быть – поэзия не донос, не грозное обвинение. У нее возможны одни только краски на это: краски смешного..."

Гоголь пишет: «Чиновники были более или менее людьми просвещенными: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто и совсем ничего не читал». И эта фраза сразу дает представление об уровне образованности и просвещенности административной городской власти.

И сразу вспоминаются те выразительные характеристики, которые со свойственной ему определенностью дает Собакевич представителям городской власти.

Председатель – «дурак, какого свет не производил», губернатор – «первый разбойник в мире, да и лицо разбойничье, дайте ему только нож да выпустите на большую дорогу», полицеймейстер – «мошенник, продаст, обманет да еще пообедает с вами». И Собакевич подводит итог: «Мошенник на мошеннике сидит, мошенником погоняет». Надо сказать, что в данном случае Гоголь вполне солидарен с Собакевичем. Всех деятелей губернской власти Гоголь определяет по их отношению к служебному долгу. Государственная должность для всех чиновников – лишь средство беспечной и праздной жизни.

Когда Чичикову понадобились свидетели для оформления сделки, Собакевич с полным знанием дела говорит: «Пошлите теперь же к прокурору, он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий Золотуха – первый хапуга в мире». Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты».

Характер персонажей подчеркивается двумя-тремя штрихами. Вот, например, знаменитый эпизод с мелким чиновником, которого зовут Иван Антонович кувшинное рыло. Чичиков пытается добиться его внимания для оформления своих бумаг. Когда Чичиков открыто положил перед ним деньги, Иван Антонович как будто их вовсе не заметил и тотчас накрыл книгой. Но когда Чичиков хотел указать ему на них, Иван Антонович дал понять, что этого делать не нужно.

Очень лаконичный эпизод, а перед вами не просто взяточник, а многоопытный артист в своем деле Гоголю понадобилось всего две-три фразы, чтобы рассказать о нем.

Задания 1.1.3, 1.2.3 и критерии их проверки и

оценивания

Последнее задание части 1 (1.1.3 или 1.2.3) является заданием повышенного уровня сложности и требует написания на основе текстов, приведенных в работе, развернутого связного ответа объемом 5–8 предложений (указание на объём условно).

Задание предполагает сравнение двух текстов (фрагментов текстов) в указанном направлении, самостоятельное извлечение информации из предложенного для сопоставления материала, нахождение оснований для построения сопоставительного анализа в рамках определенного в задании ракурса.

Перед выполнением этого задания необходимо внимательно прочесть предложенный для сопоставления текст, уяснить его связь с основным текстом. Задание 1.1.3 (1.2.3) нацеливает экзаменуемого на преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в текстах информации.

Выполнение задания 1.1.3 (1.2.3) оценивается по следующим универсальным обобщённым критериям, не зависящим от содержания конкретных текстов.

Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих написания связного ответа объемом5–8 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

Критерии

Баллы

1. Умение сопоставлять художественные произведения

а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, умеет строить сравнительную характеристику

б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики

в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании

направлению анализа;

и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику

2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую

позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),

при необходимости формулирует свою точку зрения,

аргументирует свои тезисы,

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый понимает суть вопроса,

но

не даёт на него прямого ответа;

и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;

и (или) не все тезисы аргументирует;

и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос;

и (или) подменяет анализ пересказом текста;и (или) допускает более 2-х фактических ошибок

3. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

б) допущено более 2-х речевых ошибок

Максимальный балл

Таким образом, выпускник должен уметь:

1. Сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа.

2. Строить сравнительную характеристику.

3. Знать содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта).

4. Понимать проблематику предложенного для сопоставления текста.

5. Давать содержательное обоснование для сопоставления.

6. Приводить убедительные аргументы.

8. Формулировать собственную обоснованную позицию (если этоготребует специфика конкретного задания).

9. Не подменять рассуждение пересказом текста.

10. Владеть теоретико-литературными понятиями.

11. Оформлять ответ в соответствии с речевыми нормами.

Примеры формулировок задания 1.2.3.

  1. Сопоставьте стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Море и утёс». Чем различается изображение моря в этих произведениях?
  2. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К морю» со стихотворением А.Н. Апухтина «Прощание с деревней», приведённым ниже. В обоих произведениях звучит тема прощания. В чём различие этих прощаний?
  3. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» с приведённым ниже стихотворением А.К. Толстого «С ружьём за плечами, один, при луне…». Какие мотивы и образы сближаю т эти стихотворения?
  4. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». В чём Вам видятся различия в настроении лирических героев этих произведений?
  5. Сопоставьте басню И.А. Крылова «Осёл и Соловей» с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Какая проблематика объединяет оба произведения?
  6. Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» со стихотворением Ф.И. Тютчева «Silentium». Какие идеи сближают эти стихотворения?
  7. Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» и Ф.И. Тютчева «29-е января 1837 года», посвящённые гибели А.С. Пушкина. Чем различается осмысление двумя поэтами сути случившейся трагедии?

Основные теоретико-литературные понятия:

тема, проблема, идея, осмысление, представление автора; мотив, образ; лирический герой, душевное состояние лирического героя, настроение лирического героя.

Алгоритм работы

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Выделите в формулировке главные слова.
  3. Вспомните литературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания.
  4. Найдите в текстах основания для сравнения.
  5. Постройте сравнительную характеристику.

Пример.

Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Поэзия». Чем различаются представления авторов о назначении поэта и поэзии?


 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме