Основные типы и виды учреждений культуры. Особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры Материально-техническая база и необходимость решения вопросов кадровой политики, как острой проблемы в сфере культуры. Народное д

Рецензенты:

Кафедра социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств;

Красилышков Ю.Д., кандидат педагогических наук

Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. Учебное пособие - 3-е изд. исгтр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003. - 234 с.

В пособии рассмотрены вопросы сущности теории и практики работы учреждений культуры, закономерности их функционирования в условиях досуга. Цель изучаемого курса - овладение умениями и навыками менеджерской деятельности в учреждениях культуры.

© Московский государственный университет культуры и искусств, 2003

В В Е Д Е Н И Е

Цель курса "Деятельность учреждений культуры" - вооружить студентов знаниями, умениями и навыками для овладения менеджерской деятельностью в учреждениях культуры.

Главной задачей данного курса является раскрытие сущности теории и практики работы учреждений культуры, закономерности их функционирования в условиях досуга.

Рассмотрение содержания указанного курса следует начать, прежде всего, с анализа научных основ деятельности учреждений культуры. Такой подход предполагает в первую очередь всестороннюю характеристику состояния и тенденций развития деятельности учреждений культуры, их целей, функций и методов.

Специальный раздел посвящен развитию сети учреждений культуры, специфике их деятельности. В содержание курса входит изучение основных направлений деятельности учреждений культуры, анализ которых позволяет раскрыть масштабы возможного.

Процесс развития различных форм культурно-досуговой деятельности сложен и многогранен и зависит от влияния объективных и субъективных факторов. Поэтому специальный раздел учебного курса посвящен анализу средств, форм и методов деятельности учреждения культуры, которые рассматриваются как в теоретическом плане, так и с точки зрения их практического использования. Основная задача раздела - показать, каким образом, посредством каких каналов воздействия реализуются цели, стоящие перед учреждениями культуры.

И наконец, один из разделов учебного курса посвящен поиску путей совершенствования деятельности учреждений культуры, выяснению способов повышения действенности различных форм и методов. Значительное место в учебном

пособии отводится финансированию, учету и отчетности, оплате труда работников, хозяйственной деятельности учреждений культуры, делопроизводству и охране труда.

Для освоения содержания данного курса используются все виды занятий: лекции, семинары, мелкогрупповые и индивидуальные. Все виды занятий строятся как подготовка к практической деятельности студентов в учреждениях культуры

В целях более глубокого закрепления и расширения практических умений и навыков в области организации досуга, выявления и развития творческих интересов и способностей рекомендуется разработать систему последовательного выполнения студентами за весь период обучения цикла индивидуальных и групповых заданий в процессе занятий в аудитории, базовых учреждениях культуры, учебной и производственной практики.

Общее количество времени, отводимое на чтение лекций, может изменяться по мере разработки частных методик, выхода в свет учебного пособия и конкретных задач, решаемых на данном этапе учреждениями культуры России. Особое внимание при изучении данного курса следует уделять межпредметным связям с «Педагогикой», «Психологией», «Социальной психологией», «Управлением» и т.д.

Глава I. ДОСУГ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Досуг как результат рациональной организации жизни людей

Рациональная организация жизни людей предполагает четкое функционирование экономики страны, состоящей из материального и нематериального производства. В свою очередь, в каждом из этих блоков выделяются два сектора: производство материальных (нематериальных) благ и производство материальных (нематериальных) услуг. Блага - потребительные стоимости, услуги - полезные эффекты труда.

Нематериальные блага и услуги - продукты и эффекты труда, не имеющие вещного характера: спектакли, концерты и т.д.

Социально-культурная сфера - составная часть экономики. Она включает те виды деятельности, которые увеличивают совокупный фонд потребления и характеризуются невещественным характером результатов труда. В ее состав входят: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм, культура и искусство.

Отсюда иерархия построения хозяйственной структуры общества с учетом в ней культуры как его сферы выглядит следующим образом: материальное производство - нематериальное производство - социально-культурная сфера - культура.

Как сфера человеческой деятельности культура характеризуется уникальностью, неповторяемостью и невещественностью результатов труда, интегрирует самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов. Наряду с наукой культура оказывает и непосредственное влияние на формирование трудовых ресурсов общества. Материальноэкономическая база культуры, а также уровень и масштабы

потребляемых ресурсов значительно отличаются от таковых в других отраслях материального производства. Результаты культуры проявляются в обществе не сразу, не мгновенно. Только через 2-3 поколения общество ощущает результаты тех затрат, которые были вложены в культуру.

В России в 1989 г. в сфере культуры было занято свыше миллиона человек, в искусстве - 475 тыс. человек. По данным того же года, насчитывалось 115,2 тыс. массовых библиотек, 100,4 тыс. клубов, 2013 музеев, включая филиалы, 506 профессиональных театров. Анализ этих и других данных свидетельствует о том, что с 1985 г. наметилась тенденция общего сокращения количества библиотек, с 1987 г. сокращается число клубных учреждений. Количество же театров и музеев возрастает. Однако качественный анализ свидетельствует о том, что удельные показатели в расчете на определенное количество жителей с позиций оказания им культурных услуг все время сокращаются.

До начала реформ в России учреждения культуры располагали богатейшим набором средств и способов воздействия на духовный мир человека. Сфера культурного строительства располагала большим организационно сформированным общественным аппаратом, ориентированным на создание условий для рациональной организации досуга населения.

Сегодня досуг приобретает все более комфортный характер, обеспечивающийся развитием технического прогресса видеотехники, персональных компьютеров, кинофотоаппаратуры В итоге эта проблема приобретает новые грани, которые нельзя было не учитывать при рассмотрении роли и места учреждений культуры в организации досуга населения5 .

Бесплатное для населения пользование библиотеками, сравнительно низкий уровень цен на билеты в музеи, о"ри-

" Триодин В.К Клуб и свободное время. - М. . Профи-дат, 1982. - С. 9-12.

ентация клубных учреждений на развитие культурнопросветительной, пропагандистской, воспитательной и других форм работы на добровольных началах с широким привлечением общественности породили отрицательное отношение к деятельности учреждений культуры.

Хотя на самом деле бесплатная по форме (для каждого из нас) деятельность клубов или библиотек не являлась такой по существу. Поскольку и лекции, и деятельность кружков, коллективов художественной самодеятельности, содержание библиотек и музеев - все это требовало немалых затрат различных ресурсов, средства на эти цели общество направляло из той части национального дохода, которая создавалась в виде прибавочного продукта, но недополучаемая в виде заработной платы. Финансовые средства на содержание учреждений культуры и организацию их деятельности направлялись в виде ассигнований из государственного и профсоюзного бюджета. Количество этих средств можно считать адекватным масштабу работ, проводимых учреждениями культуры бесплатно для населения.

Поскольку в условиях бюджетного финансирования средства выделялись в виде аванса до начала деятельности по культурному обслуживанию населения и в основном были направлены на содержание учреждений культуры, они практически не увязаны с конечными результатами. А это означает, что фактическое количество населения, которое было вовлечено в сферу деятельности учреждения культуры, может быть много меньше, чем предусматривалось плановым финансированием.

Вся история деятельности учреждений культуры показывает, что качество и эффективность их деятельности во многом зависят от состояния кадров, их профессиональной подготовки, интеллектуального потенциала населения.

Однако велика была сменяемость работников культур- но-просветительных учреждений, которая колебалась от 30 до 40 процентов. Из 100 работающих в учреждениях куль-

туры 70% получали заработную плату менее 100 рублей, а средняя зарплата в отрасли в конце 1985 года была чуть более 100 рублей.

Для изменения сложившейся ситуации жизнь диктовала необходимость пойти по пути демонтажа ведомственной принадлежности культурно-просветительных учреждений1 , которая определялась, как правило, балансовой принадлежностью здания или сооружения того или иного учреждения.

Так, из 76 тыс. клубных учреждений более 56 тыс. относились к государственным, т.к. их здания находились на балансе местных органов управления, остальные считались учреждениями различных ведомств (в основном профсоюзными) и соответственно финансировались из разных источников. Источником бюджета государственных учреждений был бюджет местных органов, профсоюзных - профсоюзный бюджет.

Не последнее место в числе факторов размещения принадлежит расстоянию до центров культуры и плотности их размещения. При выборе места размещения крупных объектов культуры недоучет фактора географии и развитости транспорта приводил к большим социально-экономическим потерям. Построив Дом культуры в новом районе крупного города, вдали от магистральных транспортных коммуникаций, можно потерять посетителей. Практически предельным расстоянием является удаленность, равная 40-60 минутам пути. Это означает, что в условиях хороших дорог и развитого транспорта человеку необходимо преодолевать 30-40 км, чтобы побывать в учреждении культуры.

Практически до конца 80-х годов решающее влияние на размещение объектов культуры оказывали социальноэкономические факторы В результате до сих пор в РФ насчитываются тысячи населенных пунктов с численностью

" Базилевич Л.А. Система управления строительством и эксплуатацией культурного центра // Культура: организация, управление, экономика. - СПб., 1992. - С. 85-92.

жителей до 500 человек, которые не имели клубных учреждений, промышленные города с населением свыше 100 тыс человек, не имеющие парков культуры и отдыха.

Весьма объективным является другой экономический фактор - сумма затрат на развитие учреждений культуры. «Развернуть одни учреждения можно при сравнительно малых капитальных затратах либо вовсе без них, приспосабливая старые здания или их часть для этой цели»1 .

На полном государственном обеспечении можно было бы оставить в качестве базовых районные и городские дома культуры, библиотеки и музеи, с последующим преобразованием их в государственные или общественногосударственные региональные центры культуры.

Учитывая это, учреждения культуры должны функционировать в свободное время, ибо полная реализация свободного времени, однако, и невозможна, и нежелательна. Она противоречит тому идеалу досуга, который достаточно прочно сохраняется нашей культурой, - идеалу естественного, органичного, эмоционально-вовлеченного развертывания деятельности. Какие-то части досуга или какие-то аспекты его должны избежать рационализации. В противном случае досуг ничем не будет отличаться от работы. Наряду с тенденцией рационализировать время намечается и усиливается другая, в известной мере противоположная ей тенденция, которую можно назвать «романтизацией» досуга. Романтическая установка на досуг предполагает частичный отказ от его планирования, экономии, уплотнения, объективной оценки качества. Она выступает как установка на максимальную полноту сегодняшнего, сиюминутного существования, которое характерно, например, для жизни в отпуске, на курорте, для праздника, пребывания в театре или кино2 .

1 Галуцкий Г.М. Экономика культуры. - М., 1991. - С. 39.

2 Соколов Э.В. Рациональное использование времени и культура досуга // Социальные культуры. Методология и практика культурно-просветительной деятельности. - Л., 1982. - С. 23.

Сегодня людей остро волнуют пути экономической реформы, перспективы межнациональных отношений, состояние окружающей среды, рост преступности и т.д. И все же умонастроение, душевное состояние каждого человека, а значит, во многом и уровень социальной напряженности в обществе определяются не только этими крупномасштабными проблемами, но и тем, как максимально с пользой использовать досуг.

В сфере досуга все вышеуказанные проблемы приобретают особо острый характер, здесь возникают многие процессы, связанные с активной общественной и творческой деятельностью, потреблением ценностей духовной культуры, интеллектуальным и физическим формированием личности. Сегодня, с одной стороны, создаются объективные условия для выбора формы и рационального использования досуга; с другой - понижение платежеспособности населения и стремление обеспечить сносное существование значительно снижают количество культурных контактов в сфере досуга.

Развитие личности непосредственно связано с преодолением ряда отрицательных явлений в быту, в организации медицинского обслуживания, торговли и других форм бытовых услуг населению. Досуг может считаться общественным богатством только тогда, кода он используется в интересах всестороннего развития человека, его способностей и тем самым для умножения материального и духовного потенциала всего общества.

Одним из существенных критериев выступает духовный потенциал общества, совершенствование всех сторон деловой и творческой жизнедеятельности человека становится объективной социальной потребностью.

Реформы экономики предполагают, кроме профессионального отношения к делу, изменения отношения к собственности, творческое овладение современными орудиями и средствами производства, высокоэффективной технологией.

Безусловно, наше общество коренным образом изменилось в духовном, нравственном и психологическом плане. Из псевдоединогласного оно превратилось в думающее общество. Реформы в сфере досуга - это информационный взрыв, осуществляемый демократическими средствами. Появилось огромное число зарегистрированных и незарегистрированных газет, журналов, различных изданий, радиостанций, телевизионных трансляторов.

Согласно проведенным социологическим исследованиям, только за последние пять лет сокращение суточного фонда досугового времени за счет сокращения нерациональных затрат времени в сфере быта составило около 1,3 часа на одного человека. Теперь оно составляет в среднем на одного трудящегося в городе 1-2 часа в день, на селе 1,5 часа, или соответственно в неделю 15-25 и 10-15 часов. Это создает объективные трудности для деятельности учреждений культуры в современный период.

Новые общественные организации и деловые круги имеют реальные условия для того, чтобы значительно повысить свою активность в рациональной организации досуга человека, способствуя этим не только восстановлению его работоспособности, но и вхождению в рыночные отношения, новые нравственные принципы.

§ 2. Основные виды проведения досуга

Формирование структуры организации досуга происходит в направлениях, связанных с образованием и самообразованием, активной общественной деятельностью, укреплением здоровья, развитием творческих способностей личности. Все это открывает большие возможности для вовлечения людей в разнообразные виды деятельности.

Страница 1

Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.

Направления деятельности учреждений культуры:

1. Деятельность, связанная с гражданским воспитанием.

2. Деятельность, связанная с трудовым воспитанием.

3. Деятельность, связанная с дополнительным образованием.

4. Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием.

5. Деятельность, связанная с рекреационной функцией.

6. Деятельность, связанная с экологическим воспитанием.

7. Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни.

В досуговой деятельности человек реализует первичные, социальные и культурные потребности в той или иной доминантной постановке, поэтому содержание деятельности учреждений культуры должно включать в себя: непосредственные переживания, впечатления и состояния в конкретном досуговом занятии, осмысление субъектом и объектом воспринимаемой информации, художественных образов, оценку качества услуг.

Успешная деятельность определяется и реализацией человеком своих устремлений, воплощения жизненной позиции.

Одно из главных направлений деятельности учреждений культуры связанно с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры, знакомством с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры народов мира.

Досуговая деятельность учреждений культуры должна формироваться на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов.

Типы учреждений культуры.

1. Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа.

2. Парки культуры и отдыха – природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность основана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

3. Библиотеки – тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками.

4. Музеи – тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой.

5. Кинотеатры – тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. бывают стандартные и передвижные.

6. Центры досуга – тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.

7. Культурные комплексы – комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.

8. Культурно-спортивные комплексы – новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.

9. Молодежные центры досуга и кафе. Могут заниматься культурно-досуговой деятельностью для организации досуга и отдыха молодежи.

Форма собственности:

· учреждения федеральной собственности,

· учреждения субъектов РФ,

· учреждения муниципальной собственности,

· частные учреждения.

Вид учреждения культуры:

1. производящие товары и продукты культурного назначения,

2. оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрация, видео и фотосъемка), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые)

3. осуществляющие торговлю культурными товарами и предметами искусства.

Целевая направленность:

1. культурное просветительство,

2. художественное творчество,

3. развитие эстетических чувств,

5. развлечение.

Способ хозяйствования:

Рококо в архитектуре
Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя...

Церковно-литературные произведения
Культурные традиции Киевской Руси продолжались не только в летописании, но и в других видах письменности, в частности в ораторской, житийной и паломнической прозе. Выдающимся представителем ораторской прозы второй половины ХIII в. был арх...

Как зарождались первые скульптуры
По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их...

Прежде всего следует отметить, что и по месту житель­ства отсутствует систематическая разработка собственно форм организации культурно-досуговой деятельности раз­личных групп населения.

Ниже будет рассмотрен положительный опыт некоторых учреждений культуры, сумевших преодолеть эту негатив­ную тенденцию. Предварительно необходимо проанализи­ровать духовные потребности населения, имеющие непо­средственное отношение к деятельности учреждений куль­туры.

Как показывают социологические исследования, наибо­лее привлекательными для всех групп населения формами культурно-досуговых программ по месту жительства явля­ются: спектакли и концерты профессиональных артистов, концерты художественной самодеятельности, встречи с ве­теранами войны и труда, интересными людьми, развлече­ния, игры, конкурсы, аттракционы. Таким образом, пред­почтение отдается программам, имеющим художественно-эстетическую основу, предполагающим живое общение по­сетителей с гостями учреждений культуры.

Особый интерес для посетителей представляют про­граммы для семьи. Наибольший интерес у этой группы на­селения вызывают клубы «Молодая семья» и организуемые ими семейные вечера отдыха, конкурсы по типу «Папа, ма­ма, я - спортивная семья», школа домоводства, концерты профессиональных и самодеятельных артистов.

Молодежь тяготеет к участию в таких видах деятельно­сти, как занятия в эстрадных коллективах, кружках бально­го танца, любителей гитары, фольклорных коллективах. В области прикладного художественного творчества предпоч­тение отдается кружкам кройки и шитья, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, кинофотоискусства. Проявляется интерес к молодежным клубам, кружкам тех­нического творчества. В условиях села - к кружкам охотни­ков, рыболовов, садоводов, пчеловодов, автолюбителей. Этот интерес сохраняется и в дальнейшем, но преобладаю­щим становится стремление реализовать его в рамках се­мейных клубов. При этом посетители смотрят на учрежде­ния культуры не только как на место организации культур­но-досуговых программ и самодеятельных коллективов. Здесь могут быть самые различные социально-демографические группы: провести время с друзьями, раз­влечься, просто отдохнуть. Молодежную аудиторию, кото­рую можно рассматривать в качестве ближайшего резерва деятельности, как самую многочисленную, собирают "огоньки", танцы, концерты профессиональных артистов. В общем, молодежь составляет основной контингент кон-цертно-зрелищных и развлекательных программ

Многие посетители проявляют интерес к организацион­ной работе в рамках проводимых программ, предпочитают сами активно участвовать в них. В целом, пожелания насе­ления по отношению к учреждению культуры достаточно разнообразны. Причем доминирует ориентация на активные виды деятельности, предполагающие не только потребление духовных ценностей, но и участие в их создании.


Вместе с тем, если обратиться к результатам изучения реальных ориентации различных групп населения в сфере досуга, то можно увидеть значительное их совпадение с предпочтениями в учреждениях культуры.

Реальная структура досуговых занятий у многих жите­лей города и села является довольно бедной. Нам удалось

выявить наиболее популярные досуговые занятия у различ­ных возрастных групп. Ими оказались: посещение киноте­атра - 38%, просмотр концертных программ - 32%, чтение художественной литературы - 28%. Преобладают, таким образом, пассивные формы овладения духовными ценно­стями.

Среди факторов, препятствующих участию в культурно-досуговых программах, одним из самых распространенных является удаленность клубов от дома. Это обстоятельство в ряде случаев оказывается более значимым для опрашивае­мых, чем уровень работы учреждений культуры.

Границы между объектами и ситуативными факторами, влияющими на посещение учреждений культуры, подвиж­ны. Например, традиционной «неклубной» группой счита­ются семейные женщины. Но не следует считать бытовые нагрузки женщин неустранимым препятствием для клубной деятельности. Оказывается, что традиционное противопос­тавление быта и досуга приобретает более сложные формы. Некоторые бытовые занятия постепенно превращаются в деятельность с элементами культурно-творческими. Со­гласно полученным данным, общая тенденция состоит не в сокращении бытовых обязанностей, а в гуманизации и эсте­тизации их, в более гармоничном сочетании быта и досуга.

Поиски направлений и форм деятельности учреждений культуры в основе своей совпадают с приведенными выше пожеланиями самого населения. Предпочтение отдается на­правлениям и формам работы, развивающим культурную активность посетителей, с использованием художественно-эстетических и игровых средств.

Однако слабый учет специфики духовных потребностей и запросов различных социально-демографических групп населения приводит к тому, что во многих случаях учреж­дения культуры и клубная общность существуют независи­мо друг от друга. Набор досуговых предпочтений потенци­альной аудитории учреждений культуры часто является бо-

лее однообразным, чем предполагаемые культурно-досуговые программы. В современных условиях этот раз­рыв становится одной из основных причин падения прести­жа многих учреждений культуры, уменьшения их посещае­мости.

Все же в передовой практике учреждений культуры на­коплен определенный опыт по формированию и удовлетво­рению духовных потребностей населения. Основной акцент здесь делается на более полном использовании педагогиче­ского потенциала «естественно» сложившихся видов досуга различных социально-демографических групп посетителей (в первую очередь, через развитие разнообразных люби­тельских объединений, клубов по интересам), а также путем создания различных инициативных групп, советов из числа городских и сельских жителей, участвующих в организации культурно-досуговых программ.

Так, во Дворце культуры автомобилистов Москвы рабо­тают более десяти любительских объединений: клуб вете­ранов войны и труда, молодого рабочего, интернациональ­ной дружбы, клуб любителей театра, кинолюбителей и др. Совет клуба женщин «На огонек» координирует деятель­ность женсоветов производственных коллективов автоком­бината, организует работу по различным направлениям. Он принимает активное участие в проведении вечеров для во­дителей и их семей, родительских конференций «Наш ребе­нок в первый класс», вечеров для женщин «Союз красоты и здоровья», в программе которых - консультации врачей, выставки-продажи кулинарных и промтоварных изделий.

Как правило, в микрорайонах, куда входят наряду с жи­лыми домами воспитательные учреждения и организации: детские комнаты, избирательные участки и опорные пункты охраны общественного порядка, уголки и агитплощадки, общеобразовательные, специализированные, музыкальные и художественные школы, дома творчества, музеи, библио­теки, дома и дворцы культуры, связующими звеньями

управления ими являются общественные советы микрорай­онов. Они координируют деятельность домовых и уличных комитетов, советов общежитий, советов опорных пунктов, советов пенсионеров, женсоветов, штабов выходного дня и других общественных образований.

Опыт Дворца культуры московского завода им. Чкалова может служить для учреждений культуры примером умелой реализации дифференцированного подхода к различным группам населения, увязывая клубную работу с наиболее значительными событиями и датами в жизни населения микрорайона.

Массовые, зрелищные программы готовятся с учетом направлений деятельности любительских объединений и при их непосредственном участии. Например, тематический вечер, посвященный ветеранам войны, готовится при непо­средственном участии членов общественно-политического клуба с привлечением собранных ими материалов; вечер русской и зарубежной патриотической песни «Наш девиз -дружба» готовится молодежным вокально-

инструментальным ансамблем «Гренада». Участники люби­тельских объединений, клубов по интересам, кружков ху­дожественной самодеятельности помогают клубным учреж­дениям дополнять культурно-досуговые программы мате­риалами, накопленными в процессе работы по тому или иному виду клубной деятельности (документальными мате­риалами из истории района, музыкальными записями, кни­гами, иллюстрациями и др.).

Каждое из рассмотренных выше направлений работы учреждений культуры, конечно, имеет свою- специфику. Тем не менее можно выделить некоторые общие признаки, присущие клубной работе в целом, если она ориентирована на максимально полный учет интересов и запросов населе­ния. Среди этих признаков наиболее существенными явля­ется следующие.

Комплексность проводимых программ. Большинство планируемых форм предполагает разнообразие используе­мых документальных и художественных средств, некото­рую сбалансированность в своей структуре планируемых видов досуговой деятельности посетителей (познание, раз­влечение, общение и т.д.) и реальных досуговых интересов населения (ориентация на разнообразие занятий).

Формирование общественного мнения жителей микро­района по актуальным социальным, экономическим и куль­турным проблемам. Реализация этой установки осуществ­ляется преимущественно за счет привлечения событий, фактов общественной и культурной жизни как всей страны, так и конкретного района.

Приоритет наглядно-образной информации в культурно-досуговой деятельности также можно считать отличитель­ной особенностью современного этапа деятельности учреж­дений культуры, если иметь в виду перегруженность совре­менного человека отвлеченно-понятийной информацией, с одной стороны, и его стремление к воспитанию художест­венно-эстетической, зрелищной информации, с другой сто­роны. На практике это выражается в увеличении доли ху­дожественных средств, в более широком использовании приемов театрализации.

Ориентированность на общеинтересную информацию или информацию, имеющую предметно-практический смысл для той или иной сферы жизнедеятельности человека (производство, быт, досуг и т.д.), также можно считать пер­спективной тенденцией деятельности учреждений культу­ры.

Однако единая система планирования культурно-досуговой деятельности, ее форм и методов разработана еще недостаточно, и имеющиеся здесь достижения еще не получили повсеместного использования. Такое положение приводит к отсутствию единства в требованиях, предъяв­ляемых органами культуры подведомственным учреждени­ям, затрудняет контроль деятельности последних.

Особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры.2 Анализ культурно-досуговой деятельности сельского дома культуры на примере СДК агрогородка Новые Максимовичи Кличевского района. Саморазвитие личности овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей – всё это связывалось непосредственно со свободным временем }

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме