Основы композиции в пейзаже презентация урока. Презентация по изо на тему "композиция в пейзаже". Пейзаж во французском искусстве

Пейзаж – жанр изобразительного искусства Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой – либо сцены.

  • Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой – либо сцены.
  • И только в 17 веке появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. Обычно пейзажи они писали на небольших полотнах, и позднее их стали называть «маленькие голландцы».
  • Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника.
  • Жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называется пейзажем (фр. paysage).
  • Чем отличаются пейзажи?
Разновидности пейзажа
  • Марина
  • (ит. marina, от лат. marinus - морской) - один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море.
  • Маринист
  • Маринизм
  • И.К.Айвазовский. Ночь. Голубая волна.
  • Рыбаки на берегу моря.
  • Городской пейзаж
  • Городской, сельский, парковый, архитектурный пейзаж -картина, на которой художник изобразил вид местности (улицы, переулки, площади, маленькие дворики города.)
  • Константин Коровин Улица в Виши Бульвар Капуцинок
Парковый и сельский пейзаж
  • Ольшанка. Пруд в парке. Василий Поленов
  • К.Я Крыжицкий
Архитектурный пейзаж - разновидность пейзажа,близко соприкасается с городским пейзажем. Разница между ними заключается в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение самих памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
  • Романов Роман
Промышленный (индустриальный) пейзаж-изображение предприятий
  • промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса.
Исторический пейзаж -это изображение того, что давно ушло в прошлое Стаффаж-это картина с второстепенными мелко масштабными изображениями людей и животных в пейзажной композиции Стаффаж-это картина с второстепенными мелко масштабными изображениями людей и животных в пейзажной композиции Лирический пейзаж (пейзаж – настроение) –картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом.
  • Суханов Р.Б.
Пейзаж – настроения –стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям, передать пейзажу лирическую окраску, чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости. Декоративный пейзаж-пейзаж-картина, предназначенный для украшения интерьера, с условным цветовым строем и композицией, отвечающей целям украшения.

Учимся у мастеров.

Композиция в пейзаже.


ВСПОМИНАЕМ…

Композиция- это составление, соединение частей в единое целое.

Композиция в изобразительном искусстве - это построение художественного произведения.

Формат композиции может быть квадратным, прямоугольным по вертикали или горизонтали, овальным, круглым.


А Венецианов

«На жатве. Лето.»

Художник изобразил сцену отдыха матери,

которая присела после тяжелой жатвы

покормить ребенка.

Для композиции художник выбрал

вертикальный формат.

Линия горизонта находится

примерно посередине полотна.

Женщина изображена крупно,

расположена на переднем плане.

Картина передает состояние покоя.


А. Венецианов «На пашне. Весна.» Художник изобразил линию горизонта чуть ниже середины полотна,

благодаря этому женщина в русском сарафане выглядит величественно.


М. Клод «На пашне.» Чтобы показать бескрайние просторы полей, художник выбрал для своей картины низкую линию горизонта и горизонтальный формат. Фигуры женщины и лошади расположены почти в центре композиции, они небольшого размера и органично вписаны в природу.


А. Венецианов «На пашне. Весна.»

А Венецианов «На жатве. Лето.»

Рассмотри картины. Что общее? Чем

отличаются?

Все они выполнены на одну тему, но композиция у них разная.

Расскажи по плану.

  • Формат полотна ( горизонтальный или вертикальный ).

2. Расположение линии горизонта.

3. Размер и расположение главных героев

М. Клод «На пашне.»


Самостоятельная

Трухина Галина Сахбутдиновна
Должность: педагог дополнительного образования художественного отделения
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ п. г. т. Шерловая Гора"
Населённый пункт: Забайкальский край, Борзинский район, п. г. т. Шерловая Гора
Наименование материала: Открытое занятие по композиции станковой
Тема: План-конспект открытого занятия в 3 классе 1 полугодие Тема 1.1. "ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ"
Дата публикации: 29.03.2019
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств п. г. т. Шерловая Гора»

План-конспект открытого занятия

в 3 классе 1 полугодие

Тема 1.1.

ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ

Выполнил:

преподаватель художественного отделения

Трухина Галина Сахбутдиновна

Шерловая Гора 2018 г.

Композиция станковая 3 класс 1 полугодие

Раздел 1. Сюжетная композиция

Тема занятия 1.1: Пейзаж как жанр станковой композиции (16 час)

Цель

занятий : создать

ознакомления

живописи

пейзажем, выполнить творческую работу «Пейзаж» со стаффажем (по замыслу

Задачи занятий:

обучающие

Познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;

Показать роль искусства в понимании красоты природы;

Учить определять средства выразительности для передачи настроения и

чувств в искусстве;

Особенности построения композиции пейзажа;

развивающие

Развивать воображение, творческую фантазию;

воспитывающие:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: компьютер, презентации на тему «Жанры и виды

пейзажа» и презентация на тему «Стаффаж в изобразительном

искусстве»;

картины художников о природе.

Литературный ряд: стихи о природе

Музыкальный ряд: Струве «Моя Россия», П.И.Чайковский

Художественные материалы и инструменты для работы : краски, кисточки,

палитра, альбомные листы, баночки с водой.

Аудиторное задание : Пейзаж со стаффажем.

ХОД ЗАНЯТИЙ (1-8)

Организационный момент.

Начнем мы наш урок с творчества. Творчество – это источник доброты,

истины и красоты. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она

получится прекрасной, как этот осенний день!

Актуализация знаний

Посмотрите внимательно на доску. На ней представлены различные

репродукции картин. 1- портреты; 2- натюрморты; 3- виды природы.

Вопрос: Скажите, можно ли разделить их на группы?

Вопрос: Правильно, а как такие картины мы называем? (Пейзажи)

Вопрос: Как вы думаете, что мы будем сегодня делать. (Познакомимся с жанром

Вопрос: А кто мне скажет, что такое пейзаж?

Словарь

С.Ожегова:

Пейзаж-рисунок,

картина,

изображающая

виды

природы, а также описание природы в литературном произведении

Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денек.

Нарисованным быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем!

Работа по теме. Занятие 1. Урок 1-2.

Так как вы будете работать не просто над пейзажем, а над пейзажем со

стаффажем, давайте сначала разберёмся, что такое стаффаж.

«Стаффаж в изобразительном искусстве»

СЛАЙД 1. «Стаффаж в изобразительном искусстве»

СЛАЙД 2.

Стаффаж (нем. Staffage

от staff – «устанавливать» и staffieren – «украшать

пейзаж фигурами») – второстепенные элементы композиции – фигуры людей,

животных, транспортных средств и других дополняющих элементов предметной

среды. Они создают фон, окружение, среду в картине и подчеркивают ее смысл,

обогащают сюжет дополнительными нюансами, сценами, эпизодами.

Появление

искусством

живописи

получило

распространение главным образом в XVII веке, когда пейзажисты стали включать

в свои произведения мелкоформатные религиозные и мифологические сцены.

значение

стаффажа

продолжает

особенно

проявляться

пейзажном

изображении интерьеров. Включение живых существ: людей и животных, -

оживляют, одушевляют их.

СЛАЙД 3.

Шишкин.

Дождь

дубовой

роще.

1240х2030.

Москва.

Третьяковская галерея

СЛАЙД 4.

Вместе с тем, стаффаж используется и на заднем плане многофигурных

композиций или портретов.

Сомов Константин «Дама в голубом»

СЛАЙД 5.

Появление

стаффажа

обусловлено

художественным

замыслом и может работать на взаимосвязь изображения с жизнью, одушевить

изображение,

подчеркнуть

аксессуарами,

подчеркивая

определенное состояние природы, историческую эпоху, действие или спокойствие

в картине.

появлением

развитием

проектной

архитектурно

дизайнерских

специальностей

гармонично

переходит

изоискусства. Наиболее похожие на сегодняшние проекты чертежи появляются с

середины XVIII века

Кадоль Огюст. «Церковь Успения на Покровке». Литография. 1820

СЛАЙД 6.

Умение рисовать стаффаж является одним из необходимых элементов

графической подготовки архитекторов и дизайнеров.

Во-первых,

дополнение

архитектурно-дизайнерскому

осуществить

взаимосвязь

проектируемого

природным

предметным окружением.

Во-вторых,

проектной

позволяет

масштабах

проектируемых объектов. Видя вблизи проектируемых объектов стаффаж, сразу

приблизительно можно определить их масштаб в сравнении с фигурой. Стаффаж

на фоне интерьера, архитектуры, ландшафта или садово-парковой скульптуры

помогает

определять

функциональную

целесообразность

пространств.

В-третьих, стаффаж может усиливать художественно-образное и содержательное

стаффажа

различные

состояния

подбирая

аксессуары. Может отразить характер исторической эпохи, стиль и моду или

особый колорит той или иной страны. От сложившегося стиля в искусстве может

зависеть не только одежда и транспортные средства, но и техника исполнения

усиливать

образность

проектируемых

объектов,

например, монументальность, воздушность, динамичность, статичность и пр.

СЛАЙД 7.

Эскизы, зарисовки с применением стаффажа.

СЛАЙД 8.

Стаффаж в обоих видах искусств может использоваться также в качестве

средства

достижения

композиционной

цельности

выразительности.

позволяет уравновесить основные массы, связать отдельные элементы воедино,

создать определенное ритмическое построение, усилить выразительность.

Роль стаффажа дополняющая.

Основное

требование

изображению

условность

лаконичность.

Также необходимо учитывать степень удаленности стаффажа. На дальних планах

людей, как правило, изображаются предельно просто в виде силуэта. Средний

подробного

рисования.

изображения

дополняются

крупными

деталями,

особенностями

тоновыми

цветовыми

характеристиками. На ближнем плане более тщательно моделируется фигура,

черты лица, а также можно изобразить аксессуары одежды. Для архитектурной

обобщенная

художественная

проекция.

изображении

используют

рисования,

отличные

станковой графики или живописной композиции. Выбор характера изображения

стаффажа зависит от уровня сложности рисунка. Различают «иконические» и

«символические» изображения стаффажа.

СЛАЙД 9.

Стаффаж является условными изображениями какого-либо реального объекта

либо окружающей среды. Различают иконические и символические изображения

стаффажа.

Иконические изображения – это копии, изображения реальной окружающей

среды, тождественные естественной среде.

«Иконические» изображения

изображения

реальной

окружающей

тождественные

естественной

Практически

реалистическая живопись – это собрание иконических изображений.

«Символические» изображения

наглядно-образная

человека в этой среде. В отличие от иконических, символические изображения

выходят за рамки внешнего сходства с действительным объектом.

СЛАЙД 10.

Примеры изображения фигуры человека.

СЛАЙД 11.

Чтобы гармонично включить стаффаж в изображение необходимо:

характерные

особенности

практически

знака и избегая ненужных деталей. Улучшает эстетические качества чертежа

включение в композицию не только отдельных фигур, но и групп людей,

различных по возрасту и полу.

интересные

движения, которые

подчеркнут

функциональное

назначение

пространства

наиболее

выразительные ракурсы.

Воссоздать

достоверные

пропорциональные

анатомические

закономерности фигуры. Размеры животных также должны быть достоверны

Подчинить

художественному

проектной

графики (стилизовать под общее графическое решение, стиль определенной

исторической эпохи или под особый колорит страны).

СЛАЙД 12-13.

Эскины, зарисовки и наброски фигуры людей автомобилей.

СЛАЙД 14.

И.И, Левитан «Осенний день. Сокольники»

СЛАЙД 15-17.

Примеры пейзажа со стаффажем.

Практическое

задание: выполнить

зарисовки

наброски

человека красками и карандашом. (Пример на слайдах 10,12,13)

IV. Работа по теме. Занятие 1. Урок 3.

Что такое стаффаж вам понятно? (Ответы детей).

А теперь поговорим о видах и жанрах пейзажа.

Демонстрация презентации на тему

«Пейзаж. Жанры и виды пейзажа»

СЛАЙД 1.

«Пейзаж. Жанры и виды пейзажа»

СЛАЙД 2.

Итак,

ПЕЙЗАЖ

жанр

изобразительного

искусства,

котором

изображаются различные уголки природы.

ПЕЙЗАЖ изображение природы

«пейзаж» с франц. «вид страны, местности».

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвящённый воспроизведению

естественной или преображённой человеком природы. (Окружающей среды)

1. Жанр - пейзажа

Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу

пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в.

пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. Прекрасные

пейзажи были созданы в 19 веке.

Вопрос: Как называют художников, пишущих пейзажи? (Художник-пейзажист)

СЛАЙД 3.

2. Пейзажи русских художников

Вопрос: Ребята, а можете мне назвать художников - пейзажистов?

(Левитан, Шишкин, Саврасов, Куинджи)

Верно. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту,

свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и

тревожное.

художников

вдохновляет

творчеству?

Приведите свои примеры.

(Музыканты, поэты, писатели, скульпторы...)

Вопрос: А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?

Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и

поучимся у них в изображении природы, с первозданной ее красотой.

Рассматривание картин художников.

СЛАЙД 4.

Саврасов А.К. "Грачи прилетели" - это ранняя весна. Березы еще голые, на

их ветках много грачиных гнезд. Птицы уже вернулись и хлопочут около

своих домов. На полях вдалеке еще виден снег. Но цвет неба и нежно -

голубые облака передают свежесть и прозрачность весеннего воздуха.

Левитан И. "Март" - природа на картине как будто еще не проснулась от

зимнего сна. Веточки берез в голубом небе переливаются разными цветами.

Скворечник на березе ждет прилета птиц. Еще лежат сугробы, но все

вокруг наполнено солнечным светом. (искать-ист. изоискусства 5 кл тема

Вопрос: Можно сказать, что художники увидели весну одинаково?

У каждого свое видение весны. Казалось бы, одно время года, а художники

увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и

печаль, а другой – улыбку и радость.

Вопрос: Ответьте мне еще на такой вопрос,

есть пейзаж со стаффажем?

(Левитан Исаак Ильич "Март",1895).

СЛАЙД 5.

3. Виды пейзажей.

Вопрос: Посмотрите на картины, чем они похожи и чем отличаются?

(Это пейзажи. Изображены разные места: село, город, море)

Верно. Пейзажи бывают разных видов:

Сельский (рисуются поля, леса, деревенские дома)

Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)

(рисуются

называется

художники – маринисты.

Лирический.

Сказочно-мифический (фантастические образы природы)

Космический

СЛАЙД 6-30.

Репродукции разных видов пейзажа.

СЛАЙД 31.

Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила перспективы

при изображении природы, чтобы пейзаж получился правдоподобным. Сейчас мы

вспомним их.

4. Повторение порядка работы над пейзажем:

1. Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению.

2. Работа начинается с наброска карандашом

4. Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.

Вопрос: Какими важными законами перспективы будите пользоваться?

Линейная перспектива:

Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в

конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта

Воздушная перспектива:

Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали

предмета заметны меньше.

предметы

изображают

окрашенными,

удаленные

изображают бледными.

Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от

линии горизонта, тем они больше.

Вопрос: Какие цвета вы будете использовать при создании осеннего пейзажа?

СЛАЙД 32.

Определите, к какому виды относится каждый из этих пейзажей?

Практическая работа (Постановка художественной задачи)

Занятие 2-8,

Ну что ж, ребята, основные правила построения пейзажа вы усвоили и пора

приступить к созданию своего пейзажа. Не забывайте, что пейзаж со стаффажем.

Я хочу предложить вам попробовать свои силы в создании своей картины разных

видов пейзажа.

Виды: сельский, городской или морской пейзажи лирический.

Выполните

работать

увлекательней, а наши гости не скучали, пока вы заняты работой, я включу вам

музыку П.И. Чайковского "Времена года" (или Вивальди)

На выполнение эскизов вам дается 4 занятия.

Давайте

определимся,

наиболее

важно

создании

композиции «Пейзаж».

Соблюдения законов перспективы

Цветовая гамма картины

Целостность композиции.

Итог Занятий.

Выставка – просмотр наиболее удачных эскизов, этюдов пейзажа и картин

пейзажа. Творческое задание «Уголок природы, где я хотел бы оказаться"

(Приложение: презентация на тему «Жанры и виды пейзажа» и

презентация на тему «Стаффаж в изобразительном искусстве»)

Слайд 2

пейзаж

В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого - воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Кроме того, пейзаж - это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. “Героем” такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив. Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы.

Слайд 3

Наскальные рисунки в пещере на плато тассилин-аджер в сахаре

  • Слайд 4

    Фрагменты настенных рисунков гробницы древнеегипетских правителей недалеко от селения Бени – хасан в среднем Египте

    Слайд 5

    Фрагменты настенных рисунков Кносского дворца на острове крит

  • Слайд 6

    Фрагменты Росписи стен дома патрициев в древне римском городе Стабии разрушенном как и Помпеи при извержении Везувия

    Слайд 7

    Как самостоятельный жанр пейзаж впервые появился в Китае (ок. 7 в.). Китайские художники достигали в пейзаже исключительной одухотворённости и философской глубины. На длинных горизонтальных или вертикальных шёлковых свитках они писали не виды природы, а целостный образ мироздания, в котором растворён человек

    Слайд 8

    Пейзаж в Китайском искусстве

  • Слайд 9

    Слайд 10

    В период Средневековья, как правило на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей

    ИоахимПатинирПереправа в Преисподнюю. 1515-1524. Музей Прадо.Мадрид

    Слайд 11

    Ярко выраженный интерес к пейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения. И хотя художники еще очень неумело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека.

    СтефаноСассетты (ди Джованни) Встреча святых Антония и Павла1445, Галерея искусства, Вашингтон СтефаноСассетты (ди Джованни) Путешествие волхвов, 1435Музей Метрополитен, Нью-Йорк

    Слайд 12

    Значительный шаг вперед по пути развития пейзажной живописи сделал швейцарский художник XV века Конрад Виц, показавший в своей композиции на религиозный сюжет конкретную местность - берег Женевского озера

    Слайд 13

    Несмотря на столь явный прогресс, вплоть до XVI столетия художники включали в свои произведения пейзажные детали лишь в качестве фона для религиозной сцены, жанровой композиции или портрета. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы (ок. 1503, Лувр, Париж), написанный Леонардо да Винчи.

    Леонардо да ВинчиПортрет госпожи Лизы ДжокондоМона Лиза, 1503-1519RitrattodiMonna Lisa del GiocondoДоска (тополь), масло. 76,8×53 см Лувр, Париж

    Слайд 14

    В западноевропейском искусстве пейзажный жанр оформился в Голландии в первой пол. 17 в. Одним из его основоположников был И. Патинир – мастер панорамных видов с включёнными в них маленькими фигурками библейских или мифологических персонажей. Свой вклад в развитие пейзажа внесли Х. Аверкамп, Я. ванГойен, позднее Я. ванРёйсдал и др. художники. Большое место в голландском пейзаже занимали морские виды – марины. К документальному городскому пейзажу – ведуте – обратились итальянцы, в особенности венецианские мастера. Каналетто представил Венецию во время её процветания. Тонкие поэтичные фантазии на темы венецианской жизни создавал Ф. Гварди. Во французском искусстве 17 в. пейзаж развивался в русле стиля классицизм. Природа, исполненная могучих и героических сил, предстаёт в полотнах Н. Пуссена; идеальные пейзажи, воплощавшие мечту о золотом веке, писал К. Лоррен.

    Слайд 15

    Пейзаж в голландском искусстве

    ИоахимПатинирСкалистый пейзаж со св. Иеронимом. Ок. 1520.Королевский музей изящных искусств.Антверпен ИоахимПатинирПереправа в Преисподнюю. 1515-1524. Музей Прадо.Мадрид

    Слайд 16

    Хе́ндрик А́веркамп Сцена на льду у башни. 1610 Ян ванГойен Пейзаж с двумя дубами. 1641. Рейксмузей.Амстердам

    Слайд 17

    ЯкобИсааксванРёйсдал Мельница в Вейк-бей-Дюрстеде. 1670. Рейксмузей. Амстердам ЯкобИсааксванРёйсдалМорской пейзаж. 2-я треть XVII в. Музей Тиссена-Борнемисы.Мадрид

    Слайд 18

    Пейзаж во французском искусстве

    Пейзаж с Дианой и Орионом Никола Пуссен, 1660-64 гг. Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен Клод Лорре́н«Отплытие царицы Савской» (1648)

    Слайд 19

    Пейзаж во французком искусстве

    Пейзаж с Аполлоном, пасущим стада Адмета Клод Лоррен, 1645 г. Рим, галерея Дория-Памфили Пейзаж с Парисом и Эноной Клод Лоррен, 1648 г. Париж, Лувр

    Слайд 20

    Реформатором европейской пейзажной живописи выступил в нач. 19 в. английский художник Дж. Констебл. Одним из первых он стал писать этюды на открытом воздухе, взглянул на природу «непредвзятым взглядом». Его произведения произвели неизгладимое впечатление на французских живописцев и послужили импульсом к развитию реалистического пейзажа во Франции К. Коро.

    Слайд 21

    Жан Батист КамильКороМост в Манте, 1868/1870. Лувр

    Констебл Джон Вид на собор в Солсбери, 1823Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Слайд 22

    Пейзаж в европейской живописи 19 века

    Ещё более сложные живописные задачи ставили художники-импрессионисты (К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислей и др.).Игра солнечных бликов на листве, лицах, одеждах людей, смена впечатлений и освещения в течение одного дня, вибрация воздуха и влажный туман нашли воплощение в их полотнах. Часто художники создавали серии пейзажей с одним мотивом («Руанский собор» Моне в разное время суток, 1893–95). В «солнечных» картинах импрессионистов впервые радостно зазвучали чистые, не смешанные на палитре краски. Пейзажи писались полностью на пленэре, с натуры.

    Слайд 23

    Пьер Огюст Ренуар"Пшеничное поле". 1879 г.

    Альфред Сислей Лужайки весной. 1880-1881. Национальная галерея. Лондон.

    Слайд 24

    Оска́р Кло́д Моне́ «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 г., Музей Мармоттан-Моне, Париж

    Жако́б Абраа́м Ками́ль Писсарро́ «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно.» 1897

    Слайд 25

    Пейзаж русском искусстве конец 18 века

    В русском искусстве пейзаж как самостоятельный жанр появился в кон. 18 в. Его основоположниками были архитекторы, театральные декораторы, мастера перспективных видов. В Петербургской академии художеств пейзажистов воспитывали в соответствии с принципами классицизма. Они должны были создавать виды родной природы по образцам знаменитых картин прошлого, и прежде всего произведений итальянцев 17–18 вв. Пейзажи «сочинялись» в мастерской, поэтому, например, северная и сырая Гатчина (под Санкт-Петербургом) выглядела в полотнах Семёна Фёдоровича Щедрина похожей на солнечную Италию («Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля», 1799–1800). Героические пейзажи создавал Ф. М. Матвеев, обращаясь в основном к видам итальянской природы («Вид Рима. Колизей», 1816). Ф. Я. Алексеев с большой сердечностью и теплотой писал архитектурные виды столичных и провинциальных городов России.

    Слайд 26

    МАТВЕЕВ Федор Михайлович «Вид Рима. Колизей», 1816

    Щедрин Семен Федорович «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля»1799 - 1801Государственная Третьяковская галерея

    Слайд 27

    Эпоха романтизма приносит новые веяния. Пейзаж мыслится как воплощение души мироздания; природа, как и душа человека, предстаёт в динамике, в вечной изменчивости. СильвестрФеодосиевич Щедрин, племянник Семёна Фёдоровича Щедрина, работавший в Италии, первым стал писать пейзажи не в мастерской, а на открытом воздухе, добиваясь большей естественности и правдивости в передаче световоздушной среды. Благодатная земля Италии, напоённая светом и теплом, становится в его картинах воплощением мечты. Здесь словно никогда не заходит солнце и царит вечное лето, а люди свободны, прекрасны и живут в гармонии с природой («Берег в Сорренто с видом на остров Капри», 1826; «Терраса на берегу моря», 1928). Романтические мотивы с эффектами лунного освещения, мрачной поэзией тёмных ночей или сверканием молний привлекали М. Н. Воробьёва («Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами ночью», 1835; «Дуб, раздробленный молнией», 1842).

    Слайд 28

    Воробьев Максим Никифорович «Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами ночью», «Дуб, раздробленный молнией», 1842 1835

    Слайд 29

    Ива́н Константи́нович Айвазо́вский

    Девятый вал, 1850 Санкт-Петербург, Государственный Русский музей Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, 1892 Национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

    Слайд 30

    Пейзаж русском искусстве 19 век

    В живописи второй пол. 19 в. пейзаж занимал важное место в творчестве передвижников. Откровением для русской публики стали картины А. К. Саврасова («Грачи прилетели», 1871; «Просёлок», 1873), открывшего скромную красоту русской природы и сумевшего задушевно раскрыть в своих полотнах её сокровенную жизнь. Саврасов стал родоначальником лирического «пейзажа настроения» в русской живописи, линию которого продолжили Ф. А. Васильев («Оттепель», 1871; «Мокрый луг», 1872) и И. И. Левитан («Вечерний звон», 1892; «Золотая осень», 1895). И. И. Шишкин, в отличие от Саврасова, воспевал героическую силу, изобилие и эпическую мощь русской земли («Рожь», 1878; «Лесные дали», 1884). Его картины завораживают бесконечностью пространства, простором высокого неба, могучей красотой русских лесов и полей. Особенностью его живописной манеры была тщательная прорисовка деталей в сочетании с монументальностью композиции.

    Слайд 31

    Алексей Кондратьевич Саврасов

    Грачи прилетели1871г., холст, масло, 62х48смГосударственная Третьяковская галерея, Москва Печерский монастырь под Нижним Новгородом1871г., холст, масло, 101х131смНижегородский художественный музей

    Слайд 32

    Федор Александрович Васильев

    «Оттепель», 1871; «Мокрый луг», 1872

    Слайд 33

    Иван Иванович Шишкин

    «Рожь», 1878 «Лесные дали», 1884

    Слайд 34

    Исаак Ильич Левитан

    Весна - большая вода1896г., холст, масло, 64х57смГосударственная Третьяковская галере Золотая осень 1895г., холст, масло, 82х126смГосударственная Третьяковская галерея

    Слайд 35

    Пейзаж русском искусстве На рубеже 19–20 вв

    На рубеже 19–20 вв. К. А. Коровин («Парижское кафе», 1890-е гг.) и И. Э. Грабарь («Февральская лазурь», 1904) писали виды природы в духе импрессионизма. П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, К. Ф. Богаевский, М. С. Сарьян и др. создавали пейзажи, уносящие зрителя в мир мечты о далёких, нетронутых цивилизацией землях, об ушедших великих эпохах.

    Слайд 36

    Коровин Константин Алексеевич Парижское кафе. 1890 Игорь Эммануилович Грабарь Февральская лазурь. 1904.

    Слайд 37

    Кузнецов Павел Варфоломеевич "Дорога в Алупку" 1926 г. Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева, Саратов Кузьма́ Серге́евич Петро́в-Во́дкин Париж.Нотр-Дам. 1924

    Слайд 38

    Мастера советского искусства продолжили великие традиции предшественников. Появился новый жанр индустриального пейзажа, ярко отразивший жизнеутверждающий пафос эпохи Б. Н. Яковлев, Г. Г. Нисский,

    Слайд 39

    Яковлев Борис Николаевич "Транспорт налаживается«, 1923г. Гео́ргий Григо́рьевич Ни́сский "На путях. Май", 1933 г.

    Слайд 40

    Виды пейзажа

    Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра Сельский Городской Парковый Морской Архитектурный Индустриальный

    Слайд 41

    Сельский пейзаж

    К сельскому пейзажу прибегали многие художники Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающим миром и природой.

    Слайд 42

    Исаак Ильич Левитан Владимирка. 1892 Иван Иванович Шишкин. Полдень. В окрестностях Москвы. 1869

    Слайд 43

    Городской пейзаж

    Городской пейзаж включает в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные

    Слайд 44

    Алексеев, Федор Яковлевич. Красная площадь в Москве. 1801. 81,3 х 110,5 см. Холст, масло. Академизм. Россия. Москва. Государственная Третьяковская галерея Беркхейде, ГерритАдрианс. Большой рынок в Харлеме с церковью св. Бавона. 1696. 69,5 x 90,5 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия). Харлем. Музей Франса Халса

    Слайд 45

    Парковый пейзаж

    В парковом пейзаже изображают уголки природы, созданные для отдыха людей, гармонично сочетающие природные формы с декоративной скульптурой и архитектурой

    Слайд 46

    Станислав Юлианович Жуковский Брошенная терасса, 1911

    Слайд 47

    Морской пейзаж

    Морена или морской пейзаж рассказывает о своеобразной красоте то спокойного то бурного моря

    Слайд 48

    Айвазовский, Иван Константинович. Вид Одессы с моря. 1865. 45 х 58 см. Холст, масло. Романтизм, реализм. Россия. Ереван. Государственная картинная галерея Армении Беггеров, Александр Карлович. Набережная Невы. 1876. 53,5 х 93 см. Холст, масло. Реализм. Россия. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

    Слайд 49

    Архитектурный пейзаж

    Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой

    Слайд 50

    архитектурный пейзаж

    Альт, Рудольф Риттер фон. Вид на собор св. Стефана. 1832. 46 x 58 см. Холст. Реализм. Австрия. Вена. Галерея австрийского искусства в Бельведере Алексеев, Федор Яковлевич. Соборная площадь в Московском Кремле. 81,7 х 112 см. Холст, масло. Академизм. Россия. Москва. Государственная Третьяковская галерея

    Слайд 51

    Индустриальный пейзаж

    В этом пейзаже художник стремиться показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций

    Слайд 52

    Френц Гарри РудольфовичПорт 1960 ые годы. картон, масло. Пётр Тимофеевич Фомин Стройка (хантайка) 1971. картон, масло

    Слайд 53

    Особенности выбранного жанра

    Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей действительности. Каждый пейзаж художник трактует по – своему, вкладывая определённый смысл, поэтому можно сказать что существуют еще несколько видов пейзажа.

    Слайд 54

    Героический пейзаж

    Уильям Тернер. Переход Ганнибала через Альпы. 1812 237,5 x 146 см. Холст. Масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья.

    Слайд 55

    Пейзаж настроения

    ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ «Оттепель»(картина получила первую премию на конкурсной выставке Общества поощрения художников в 1871 году, была приобретена П. М. Третьяковым для его знаменитой галереи, а ее копия заказана императором Александром III для Русского музея) Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.

    Слайд 56

    Исторический пейзаж

    Аполлинарий Васнецов. Красная площадь во второй половине XVII века, 1925 В этом пейзажном жанре находят свое воплощение исторические события, о которых напоминаю изображаемые архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этим событием. Он оживляет в памяти давно минувшие события и время.

    Слайд 57

    Эпический пейзаж

    Шишкин Иван Иванович. «Рожь» 1878г.Холст, масло 187 х 107Государственная Третьяковская галереяМосква Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа.

    Слайд 58

    романтический пейзаж

    Николай Константинович Рерих. Небесный бой, 1912 Картон, темпера. 66 х 95 см. Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра –мотивы для романтического пейзажа.

    Слайд 59

    Слайд 60

    Последовательность работы над пейзажем

    Натурную постановку для пейзажа, в отличие от натюрморта, сделать невозможно. Поэтому работа над композицией пейзажа существенно отличается от работы над композицией натюрморта, ее можно разделить на следующие этапы: - выбор темы и поиск способа ее выражения; - сбор материала (выполнение зарисовок с натуры); - выполнение эскиза на основе натурных зарисовок; - выполнение пейзажа по сделанным эскизам и в соответствии с темой.

  • Все люди собраны в центре интереса, в правой части картины Лошадь расположена неверно. Было бы лучше расположить её неподалеку от скамейки.

  • Слайд 69

    Туман – отличное средство для создания глубины добавление плоскостей, которые усилят чувство расстояния, если передний план чуть темноват.

  • Слайд 70

    Ваша картина не будет выглядеть перегруженной, если включить в композицию некоторую «зону отдыха», желательно перед центром Если в картину включены горизонтальные, и вертикальные и диагональные линии. Эти линии не должны присутствовать в чистом виде, но следует придавать с их помощью направление движения. Диагональные предпочтительны потому, что они не идут параллельно рамке картины и дают глубину.

    Посмотреть все слайды
  • В пейзаже есть одно традиционное правило: небо и ландшафт по композиционной массе должны быть неравны. Если художник ставит своей целью показать простор, беспредельное пространство, он большую часть картины отдает небу и основное внимание уделяет ему же.

    Если для художника главной задачей является передача подробностей ландшафта, то граница ландшафта и неба в картине обычно располагается значительно выше оптического центра композиции.

    Если границу расположить посередине, то изображение распадается на две части, равно претендующие на главенство, - нарушится принцип подчиненности второстепенного главному. Это общее замечание хорошо иллюстрирует произведение П. Брейгеля.

    Композиция пейзажа сложна и в то же время очень естественна, на первый взгляд несколько замельчена в деталях, но при внимательном анализе крепко скроена.

    Парадоксальность Питера Брейгеля проявилась в смещении смыслового центра картины (Икар) на периферию, а второстепенного персонажа (пахаря) - в композиционный центр.

    Вроде бы случайным кажется ритм темных тонов: заросли слева, голова пахаря, деревья у кромки воды, корпус корабля. Однако именно этот ритм не позволяет глазу зрителя уйти из картины вдоль темной диагональной полосы по темной кромке высокой части берега.

    Еще один ритм строится теплыми тонами светлых участков полотна, а также четким делением пространства пейзажа на три плана: берег, море, небо.

    При множестве деталей композиция держится классическим приемом - цветовым акцентом, создаваемым красной рубахой пахаря. Не вдаваясь в подробное описание деталей картины, нельзя удержаться от восхищения гениальной простотой выражения глубинного смысла произведения: падение Икара мир не заметил.

    По колориту это одна из самых великолепных картин за всю историю живописи, но живописное совершенство не было бы достигнуто без прекрасно выстроенной композиции, отвечающей всем классическим канонам.

    Абсолютная уравновешенность при ассиметрии, эпическая величавость при динамическом ритме, точно найденное соотношение цветовых масс, колдовская теплохолодность воздуха и моря это работа великого мастера.

    Анализ показывает, что ритм в композиции строится как по вертикалям, так и по горизонталям и по диагоналям. Вертикальный ритм образуется башнями, колоннами, членением стен дворца в перекличке с мачтами лодок.

    Горизонтальный ритм определяется расположением лодок вдоль двух воображаемых горизонтальныx линий, подножием дворца, линиями крыш в местах соединения их со стенами. Очень интересен диагональный ритм верхушек башен, купола, статуй над портиком, перспсктивой правой cтeны, лодками с правой стороный картины.

    Для уравновешивания композиции введен альтернативный диагональный ритм от левой лодки к центральному куполу дворца, а также от ближней гондолы к вершинам мачт справа. Горячий цвет стен дворца и золото солнечных лучей на фасадах, обращенных к зрителю, гармонично и мощно выделяют здание на фоне общего богатого колорита моря и неба.

    Граница между морем и небом отсутствует - это придает воздушность всему пейзажу. Отражение дворца в спокойных водах залива обобщено и начисто лишено деталей, что позволяет не затеряться фигуркам гребцов и матросов.

    Нисский создавал, свои произведения как чистые композиции, он не писал их непосредственно с натуры, не делал, массу предварительных этюдов. Пейзажи он запоминал, впитывал в сознание наиболее характерные черты и детали, делал мыслительный отбор еще до началa работы у мольберта.

    Локальность цветовых масс, четкое разделение длинных холодных теней и розоватой белизны снега, строго выверенные силуэты елей на, мчащиёся на повороте товарняк, как по линейке проведенное бетонное шоссе - все это создает ощущение современности, за этим видится индустриальный век, хотя лиричность зимнего пейзажа с его чистым снегом, утренней тишиной, высоким небом не позволяют отнести картину к произведению на производственную тему.

    Особо следует отметить цветовые отношения на дальнем плане. Как правило, дали пишутся более холодным тоном, чем первый план, у Нисского же дальный лес выдержан в теплых тонах.

    Казалось бы, трудно отодвинуть таким цветом предмет в глубину картины, но если обратить внимание на розовато-оранжевый цвет неба, то художник должен был нарушить общее правило построения пространства, чтобы лес не выделялся резко на фоне неба, а был тонально слит с ним.

    Мастер поместил на ближнем плане фигуру лыжницы, одетой в красный свитер. Это яркое пятно при весьма малой площади активно держит композицию и придает ей пространственную глубину. Деление горизонтальных масс, сходящихся к левому срезу картины, сопоставление с вертикaлями елей придает работе композиционную драматичность.

     
    Статьи по теме:
    Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
    Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
    Значение птицы при гадании
    Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
    Рыба, тушенная в майонезе
    Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
    Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
    Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...