Парадная лестница эрмитажа. Иорданская лестница – роскошь и грациозность Зимнего Дворца. История Иорданской лестницы

Ее величия размах --
Сплошное головокруженье;
Ей достается первый: "Ах!"
И первый возглас восхищенья.

Каррарский мрамор, зеркала,
Барочных линий позолота,
Закат, сгорающий дотла --
Все дышит светом, словно кто-то

Там, на "Олимпе", где союз
Языческих богов и муз,
Зажег Огонь... И этим Он
Нарушил физики закон.

Здесь с Николаевских времен
Гостей дворца встречала свита
Попарно встроенных колонн
Из сердобольского гранита;

Крылатый сонм кариатид:
"Власть", "Милосердье", "Правосудье" --
Иной полет, нездешний вид,
Другой реальности орудье.

Здесь начинался Крестный ход,
Монарх с семьей, и весь народ
С митрополитом во главе
Шли к Иордани на Неве,

И все сословья всех мастей
К Святой воде несли молитву...
Здесь Русский Царь встречал гостей,
Отсюда -- провожал на битву;

Здесь все вершилось: карнавал,
И панихида, и присяга;
И каждый службу начинал
С незабываемого шага

По этой лестнице... Она
Самим Растрелли создана!
По ней послы иных держав
Шли, к сердцу грамоты прижав;
Фельдмаршалы и короли... И даже Пушкин с Натали!

Рецензии

Читатель скуп на теплые слова
Там, где они, воистину, уместны,
Но от стихов коллеги-поэтессы,
Я в изумление пришла сперва.
Все, постепенно, встало на места,-
Музейный мир - источник вдохновенья,
И пишем мы свои стихотворенья,
С Душой открытой, с чистого листа...

Марина, я рада нашему второму знакомству, мне все очень понравилось, обязательно буду знакомиться с новыми стихами. Не судите строго мою простую поэзию, я мало знаю, но остро чувствую))) До встречи, с теплом, Лена

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

является парадной лестницей Зимнего дворца. Именно по ней поднимались послы различных стран для того, чтобы пройти в залы для аудиенции с русскими правителями. Исходя из этого, лестница первоначально называлась Посольской. И только после революции, когда Зимний Дворец стал музеем, она получила название Иорданской. Связывали это с тем, что по лестнице сходила царская семья в Крещение для ритуала водосвятия к - особой проруби на Неве.

История Иорданской лестницы

Иорданская лестница была выстроена в стиле барокко российским архитектором, по происхождению итальянцем, Франческо Бартоломео Растрелли. Но в 1837 году случился страшный пожар, который уничтожил своим огнем почти все внутренне убранство зимнего Дворца, и, конечно, не пощадил лестницу.


Восстановление Главной лестницы было возложено на В. П. Стасова, который в течение полутора лет старался возобновить лестницу совершенно по-старому, как приказал император Николай I. Архитектор очень внимательно отнесся к восстановлению Иорданской лестницы, пытаясь сохранить ей всю красоту и роскошь, которую придал ей Растрелли.

Лестница в настоящее время

Сегодня перед посетителями лестница представлена практически в первозданном виде и вызывает восторг. Белый мрамор скульптур, серый мрамор колонн, позолота лепнины – все это восхищает и влюбляет в себя с первого взгляда.


Для оформления лестницы были применены лучшие материалы. Для изготовления балюстрады, пола и ступенек – белый каррарский мрамор. А для стен – искусственный мрамор, также белый. Колонны на втором уровне выполнены из сердобольского гранита.

Серый гранит разбавляет общую бело-золотую цветовую гамму, отмечая величие и монументальность интерьера. Плафон Фонтебассо, который сгорел при пожаре, был замещен Стасовым на найденный в хранилищах Эрмитажа плафон «Олимп». Он также был создан в 18 веке в Гаспаро Дициани.


Статуи для украшения лестницы были получены из Летнего сада и Таврического дворца. Их привезли из Италии еще в петровское время. Из Таврического замка была привезена статуя «Власть», которая украшает центральную нишу. Интересный и курьезный факт, что за статуей «Власть», установленной на Иорданской лестнице в Эрмитаже, вскоре закрепилось название «Владычица», указывая неким образом на время правления Елизаветы Петровны и Екатерины II.


Как найти Иорданскую лестницу в Эрмитаже

Пожалуй, искать ее не придется. Как правило, осмотр Дворца начинается с прохода по вестибюлю, который и ведет к Главной лестнице. Вестибюль как бы готовит посетителей к восприятию пышной, грациозной красоты Иорданской лестницы. Попадая сюда, сразу ощущаются ее размеры, простор, обилие света, который попадает не только из огромных окон, но еще и с помощью отражения в больших зеркалах.


Пышный облик Зимнего Дворца и, в частности, Посольской лестницы должны были продемонстрировать положение нового города на Неве. Интересно, что в 1844 году Николай I подписал указ, который гласил о том, что в запрещено возводить гражданские строения выше, чем Зимний Дворец.

Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 1.Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.


В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Здания и экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Cамое известное здание музейного комплекса - Зимний дворец. Все, кто приходит на Дворцовую площадь любуются этим зданием, созданным архитектором Б.Ф.Растрелли в 1754-1762 гг. Кроме него, в единый комплекс входят Малый Эрмитаж (архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж, (архитектор Ю.М.Фельтен), Эрмитажный театр (архитектор Дж.Кваренги) и Новый Эрмитаж (Л. фон Кленце).

В музее представлены экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры (к нему относят и дворцовые интерьеры, дворцы Меньшикова и Зимний),."Золотая кладовая", Отдел нумизматики.

Иорданская лестница в Эрмитаже Санкт-Петербурга

Из вестибюля на второй этаж ведет Иорданская лестница, которая почти не изменила свой первоначальный вид. Только после пожара 1834 года деревянные позолоченные скульптуры в нишах были заменены на мраморные. А колонны из искусственного мрамора заменили на гранитные. Свое название лестница получила по церемонии освящения воды в Неве.

Центральный плафон изображает богов на горе Олимп.

Фельдмаршальский зал

Зал был создан в 1833—1834 гг. Огюстом Монферраном. После завершения строительства, в 1834 г. на стенах Фельдмаршальского зала в шести из семи ниш разместили портреты российских фельдмаршалов. В марте 2012 года оформление зала было полностью восстановлено. На место были возвращены портреты Паскевича-Эриванского, Суворова-Рымникского, Голенищева-Кутузова-Смоленского, Потёмкина-Таврического, Румянцева-Задунайского, Дибича-Забалканского. Седьмая ниша, как и по сложившейся традиции в XIX веке, — пустует

Фельдмаршальский зал. Зимний дворец.Садовников Василий Семёнович

Эдуард Петрович Гау

Зарянко С.К.

Портрет Ивана Паскевича России, Франц Крюгер 1834 С-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Портрет А.В. Суворова 1833 г. Н.-С.Фросте

П. Басин. Князь М. Кутузов-Смоленский.

Петровский (Малый тронный) зал

Зал был создан в 1833г.О. Р. де Монферраном и восстановлен после пожара 1837г.В. П. Стасовым. Зал посвящен памяти Петра I -в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы "P"), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленнойкак триумфальная арка, находится картина"Петр I сМинервою". В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны(П. Скотти и Б. Медичи). Трон был выполнен в Петербурге в конце XVIII в. Зал украшают шитые серебром панно излионского бархата и изделия из серебра петербургской работы.

Эдуард Петрович Гау

Зарянко С.К. Петровский

Гербовый зал

Гербовый зал Зимнего дворца, предназначенный для торжественных приемов, был создан В. П. Стасовым в конце 1830-х гг.У входа в зал расположены скульптурные группы древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний. Кроме того, гербы губерний расположены на позолоченных бронзовых люстрах.Стройная колоннада, несущая балкон с балюстрадой, фриз с орнаментом из акантовых листьев, а также сочетание золота с белым цветом создают впечатление величия и торжественности. В центре зала - чаша из авантюрина работы екатеринбургских камнерезов XIXв.

«Большая» французская карета, 1720-е гг. Мануфактура Гобеленов, Париж

Эдуард Петрович Гау
Ладюрнер, Адольф Игнатьевич - Виды залов Зимнего дворца

Военная галерея 1812 года

Галерея посвящена победе русского оружия над Наполеоном. Она была сооружена по проекту Карла Ивановича Росси и торжественно открыта в годовщину изгнания Бонапарта из России, 25 декабря 1826 года, в присутствии императорского Двора, генералов, офицеров и солдат, награждённых за участие в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии 1813 — 14 гг. На её стенах помещены написанные Д.Доу портреты 332 генералов — участников войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 гг. Кроме того, в галереи помещены портреты императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III работы Ф. Крюгера, портрет императора Австрии Франца I работы П. Крафта. Прообразом галереи послужил один из залов Виндзорского дворца, посвящённый памяти битвы при Ватерлоо, в котором были сосредоточены портреты участников Битвы народов.

Портрет Александра I (1838). Художник Ф. Крюгер.

Австрийский император Франц I. Художник П. Крафт.

Прусский король Фридрих Вильгельм III. Художник Ф. Крюгер.

Фельдмаршал М.И. Кутузов.

Фельдмаршал Барклай де Толли.

Великий князь Константин Павлович.


(http://gallerix.ru)" border="0">

Военная галерея Зимнего дворца, Г.Г. Чернецов, 1827


(http://gallerix.ru)" border="0">

Эдуард Петрович Гау

Пушкин, восторгавшийся этой галереей, в своем стихотворении "Полководец" посвятил ей несколько строф. Они выбиты на мраморной доске, установленной здесь.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Зал Зимнего дворца был создан в начале1840-х гг. В. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника Дж. Кваренги. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом помещен барельеф "Георгий Победоносец,поражающий копьем дракона". Большой императорский трон был исполнен позаказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне (Н. Клаузен, 1731-1732). Великолепеннаборный паркет, созданный из 16 пород дерева. Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.

Ухтомский Константин Андреевич

Поляков - Тронная речь Николая II во время открытия I государственной думы в Зимнем дворце

Посольская лестница Эрмитажа - это главная парадная лестница Зимнего Дворца. По ней послы иностранных государств поднимались во дворец. Название "Иорданская" лестница получила из-за того, что царская семья в праздник Крещения Господня спускалась по ней к Иордани - специальной проруби в замершей Неве, где и проходил обряд.
Лестница выполнена Франческо Бартоломео Растрелли в стиле барокко. Парадная лестница была восстановлена после пожара 1837 г. В.П. Стасовым, сохранившим в общих чертах замысел Ф.Б. Растрелли.

2 Белый мрамор скульптур и балюстрады, серый мрамор колонн, роскошная позолота гипсовой лепнины - всё вызывает восхищение. Давайте пройдёмся по ней?

3 Беломраморная лестница разветвляется в разные стороны: вправо и влево, расходится двумя широкими торжественными маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки. Она занимает всю высоту здания (высота 22 метра). Широкая лестница с удобными невысокими ступеньками - по ним хорошо подниматься в шикарных бальных платьях

4 Во время восстановления лестницы после пожара Стасов заменил золоченые резные балясины тяжелой мраморной балюстрадой. Балясины изготовлены из каррарского мрамора скульпторами Ф. Трискорни и Э. Модерни

5

6 Стены украшает декоративная скульптура эпохи Древнего Рима. Атлант

7 Кариатида

8

9 Скульптуры "Правосудие" и "Милосердие"

10 На верхней площадке лестницы - монолитные колонны из серого (сердобольского) гранита - петербургского камня. Десять монолитных колонн коринфского ордера украшают и поддерживают своды лестницы

11

12

13 В центральной нише установлена статуя "Владычица", привезённая из Таврического дворца

14

15

16 Центральном плафон лестницы площадью около 200 квадратных метров. На нём изображена живописная композиция "Олимп" работы итальянского художника XVIII века Гаспаро Дициани, которая покоится на падугах, декорированных фигурно-орнаментальными росписями в манере "гризайль". Выбрав в кладовых Эрмитажа плафон 18 века с изображением Олимпа, Стасов включил его в композицию потолка, а так как новый плафон оказался несколько меньше старого, оставшееся пространство художник А.И. Соловьёв расписал по эскизам Стасова

17 В 1898-1901 годах для освещения лестницы были использованы электрические осветительные приборы в виде люстр и бра из цветного металла, позолоченные гальваническим способом

18 Они были изготовлены в необарочной стилистике под руководством архитектора Л.Н. Бенуа по рисунку художника В. Эмме на петербургском заводе А. Морана

Первое впечатление. Никто не будет отрицать значимость этого постулата. Потом можно подправить, откорректировать, изменить окончательное мнение, но первые впечатления остаются с нами навсегда. Иорданская лестница, или, как ее называли изначально, Посольская, призвана была создавать мнение о Великом Российском государстве. Могучем, богатом, масштабном.

Создание шедевра

Елизавета, как истинная дочь Петра, понимала важность внешних атрибутов империи, подчеркивающих ее мощь и статус. Поэтому повелела снести предыдущую резиденцию российских государей, которая после многочисленных перестроек имела малоторжественный, не парадный вид. Возвести дворец, отвечающий требованиям Великой Самодержицы, поручено в 1752 году Франческо). Вдохновленный задачей, легендарный строитель Санкт-Петербурга создал творение, каждое помещение и элемент которого - отдельный шедевр архитектуры и интерьерного дизайна. Иорданская лестница - не исключение. Помня об особых функциях, именной ей была отведена роль: произвести правильное первое впечатление. Результат получился истинно грандиозным.

решительно единственная в Европе по красоте расположения и обширности

Так описывал главную лестницу зимней резиденции А.П. Башуцкий.

Стилевое решение

К концу XVIII века волна барокко, накрыв собой континентальную Европу от Италии до Германии и Польши, докатилась до России. Основные компоненты стиля - помпезность и торжественность - создаются за счет особой пышности декора, игры света и тени, театральных приемов, причудливых пропорций и изогнутой динамики линий. Это делает стиль узнаваемым с первых мгновений. Вычурность барокко пришлась по вкусу жителям Северной столицы. Византийское прошлое внесло свои дополнения в европейское видение, что получило название "русское барокко". Иорданская лестница Зимнего Дворца - яркий представитель этого стиля. Интерьер парадной лестницы был разработан и полностью воплощен Б.Ф. Растрелли. К работе над оформлением других помещений привлекались Монферан, Кварнеги, Росси.

Великолепная и неповторимая

Великий итальянец с южным темпераментом воплотил барокко в окончательном образе Иорданской лестницы, использовав все возможности стиля. Центральный элемент, гармонично соединяющий все многообразие убранства - лестница, разделена на два марша, изогнутая геометрия которых, словно стекающие струи воды, определяет динамику остального пространства. Нижний из двух ярусов лестницы, как основа, держит всю композицию. Верхний ярус из-за обилия настоящих и ложных зеркальных окон "распахивает" перспективу, визуально раздвигая пространство. Все это венчается изящной колоннадой и плафоном, живописным продолжением неба. Характерное для барокко увлечение античными статуями нашло свое подтверждение и здесь. У входа в Невскую анфиладу, как верные стражи, застыли фигуры Марса и Аполлона. В центральной нише нижнего яруса расположилась "Власть", чаще называемая "Владычица". На северной стене - "Справедливость" и "Меркурий". На восточной - "Величие" (Афина), "Мудрость" и "Верность". На южной стене - "Правосудие" и Пышность интерьеров невозможна без соответствующих материалов. Позолота лепнины, мрамор и гранит подчеркивают государственный статус Иорданской лестницы.

Великий пожар

Человеческий фактор, незакрытый отдушник, едва не уничтожил творение гениальных мастеров. Запах дыма был замечен еще утром того злополучного декабрьского дня 1837 года, но до вечера так и не смогли установить источник огня. Высушенные за почти столетие деревянные конструкции Дворца горели более 2-х дней. Иорданская лестница в Эрмитаже, как и прочие интерьеры, была уничтожена.

Восстановление поручили В.П.Стасову. Трепетно и ответственно подойдя к работе, он восстановил Посольскую лестницу.

И снова пишет А.П. Башуцкий, свидетель оригинальной версии Растрелли, отмечая, что убранство:

не отступая в формах своих от стиля, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты рельефа и правильности рисунка

Изменившееся время потребовало современного взгляда на историю. Основной цвет первозданного интерьера - розовый - сменили на строгий серый и классический белый цвет. Золотая кованая решетка сменилась резной воздушной мраморной балюстрадой, добавилась военная оружейная тематика. Классицизм уверенно потеснил барокко.

Иорданская или Посольская?

Как в Эрмитаже найти Иорданскую лестницу? Нужно вспомнить историю названия. Строилась она как Главная, долгое время исполняла обязанности Посольской. Иорданской она становилась только раз в году, когда императорская семья спускалась по ней к иордани - вырубленной в Неве проруби. Последнее название закрепилось, как ни странно, в советское время. Попасть на нее можно, пройдя через Иорданский (Посольский) подъезд Зимнего Дворца, ближайший к Неве. Иногда этот подъезд называют Экскурсионным. Большинство гостей Эрмитажа проходят в Зимний дворец именно через него. Свою основную задачу - производить первое впечатление - главная лестница музея выполняет исправно и по сей день, привлекая туристов.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...