Почему рассказ о народной песне становится. «Исторические песни как жанр устного народного творчества (2). Русские философы и писатели о народной песне

В конкурсной исследовательской работе «Народная песня» Полянская Виктория и Дагиянова Аида рассказывают о фольклоре родного края. Авторы записали народные свадебные песни у своих односельчан.

Во Всероссийском конкурсе литературных работ «Искусство слова» в номинации «Хранители памяти» исследовательская работа «Народная песня», созданная учениками МКОУ «Леженская основная общеобразовательная школа» Тимского района Курской области Полянской Викторией (12 лет) и Дагияновой Аидой (14 лет) стала победителем (руководитель Пожидаева Валентина Ивановна , учитель русского языка и литературы).

Народная песня

Как затянет, как зальётся

Песней русскою народ,

И откуда что берётся,

Прямо к сердцу так и льнёт.

«Что за песни»

Наша Россия-матушка поистине богата талантами. В её неисчерпаемой сокровищнице – устном народном поэтическом творчестве – пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, былины и потешки, частушки и народные песни…

А Курская земля – та малая частичка России, её глубинка, где бережно хранится первозданная прелесть народного творчества. В её недрах, как лампадка перед иконой, теплится любимый жанр русского фольклора – народная песня.

Бесконечен и разнообразен мир народной песни, бытующей в нашем соловьином крае. Глубокие, даже глубинные корни имеет она. Появившись с незапамятных времен, песня не устаревают и в наши дни. Проникая в самые отдаленные уголки человеческой души, становится она нетленной вечной ценностью. Слушаешь хороводные и бытовые, обрядовые и плясовые народные песни и понимаешь, сколько в них светлого и сильного чувства, тепла и нежности, бережной ласки, преклонения – всего того, что так трудно, да и невозможно передать даже самыми лучшими словами.

Чистота и красота народной песни, глубоко самобытный тип одноголосого и многоголосого пения, отчетливость и строгость ритма, свободная и текучая бытовая речевая интонация, простота и ясность напева – все это делает народную песню задушевной, близкой и понятной сердцу каждого русского человека. В нее вложен такой «жизненный» материал, что слышим мы или подсознательно улавливаем то радостный возглас, то печальный вздох, то безграничную любовь, то невидимые слезы, искрометный юмор, крик боли, заразительный смех, рыданье… Каждая песня дарит нам что-то сокровенное, непередаваемое никакими другими средствами. Именно в песне мы слышим интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца, нашей души.

Русская народная песня шла с человеком сквозь годы, помогала справиться с трудностями и печалями. В лучшие минуты звучала в нем песня счастья, распахивая перед человеком и свет ласкового солнышка, и ширь мая, и синь родного небосвода. В минуты печали протяжные (тягальные) мелодии словно вытягивали из человека боль утраты или тоску о несбывшемся и делили ее на всех поющих, облегчая сердце, очищая душу. Песенные мелодии давали возможность ощутить красоту первозданной природы, чистоту и теплоту взаимоотношений, поэтому песня – один из наиболее распространенных поэтических жанров русского фольклора, разнообразный по содержанию.

С разных сторон рисуют песни жизнь народа в прошлом. В них мы находим яркое отражение социальных противоречий крепостной деревни: описание тяжести царской солдатчины, рассказ о трудной доле русской женщины, о горе вдовы-солдатки или сироты. Они знакомят нас со взглядами и бытом старинной крестьянской семьи, с исключительно тяжелым трудом крестьян.

Несмотря на различие в содержании, народные песни тесно связаны друг с другом: в них отражена та «подлинная история народа», которую, по словам Горького, «нельзя знать, не зная устного народного творчества». А песни наших далеких предков – это своеобразная летопись, хранимая народной памятью, живое свидетельство исторических событий разных эпох.

К сожалению, нам не удалось записать ни одной песни о седой древности, о великих победах наших пращуров, о величии и героизме народа. Видимо, безвозвратно ушли они. Но и те произведения, которые нам удалось услышать из первых уст, помогают нам ощутить неразрывную связь прошлого с настоящим.

Как неисчерпаемо разнообразие народной песни, так и неисчерпаемы пути ее познания. А изучаем мы народную песню на краеведческом материале, собранном в течение 30 лет экспедиционным отрядом «Сказитель», работающим при МКОУ «Леженская основная школа», опираясь на исследования известных фольклористов, на высказывания наших песенниц, на слова знатоков и любителей творчества народа.

Песни, собранные нашим экспедиционным отрядом, разнообразны по своему содержанию. Одни пелись на работе, другие на отдыхе, одни помогали справить свадебные обряды, другие проводить на войну. Это лирические и свадебные песни, семейно-бытовые и хороводные песни. Они рисуют жизнь с разных сторон, продолжая курскую фольклорную традицию.

А как же сложилась курская песенная традиция? Долго искали мы ответ на этот вопрос, пока не прочитали в книге «Культура Курского края» под общей редакцией Ю.В. Белянского статью «Современное бытование песенного фольклора в Курской области», где нашли ответ на возникший вопрос. Оказывается, складывалась наша песенная традиция на протяжении многих веков, благодаря мастерству и творческому вдохновению талантливейших песенников. К 17–началу 18 века её формирование в общих чертах, по утверждению Щурова В.М., заканчивается. Первыми её носителями были жители порубежных городов 17 столетия – выходцы из разных мест. В их среде сплавлялись песенные традиции различных областей России. Из богатейшего множества музыкально-поэтических образов и настроений, выразительных средств и исполнительских приемов отбирались наиболее ценные и жизнеспособные, связанные, вероятно, с моделью музыкально-художественного стереотипа коллективного творчества.

Но основное влияние на формирование местного песенного стиля «оказали, по всей вероятности, потомки бывших древних славян, переместившихся в свое время под натиском татар в центр России». Вернувшись на свою родину, они составили большинство в среде местных колонистов, а их искусство легло в основу народной культуры современной Курской области.

Какие же народные песни бытуют в нашем крае? Какие музыкальные композиции дошли до нас?

Больше всего нам удалось собрать песен, относящихся к свадебному обряду. Видимо, они занимали значительное место в жизни молодых людей русской деревни. В каждой местности существовал свой набор свадебных ритуальных действий, причитаний, приговоров и песен.

Но при всем бесконечном разнообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Сватовство, сговор, прощание невесты с родительским домом, свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха – вот те последовательные этапы, по которым развивалось свадебное действо.

Разные исполнители и исполнительницы рассказывали нам об отдельных эпизодах свадьбы и приводили примеры песен, которые их сопровождали. Многие песни, уцелевшие в их памяти, звучали до венчания, хотя, по мнению фольклористов, исследующих курские обрядовые песни, в нашей местности сохранилось больше песен, сопровождавших второй раздел свадьбы (после венца).

Вот один из примеров песни, относящейся к первому (до венца) разделу свадебного обряда:

Свадебная песня

(Исполнялась при обряде благословения невесты родителями.)

Села кукушка, села рябая

В саду на калине.

Села свет-Ольгушка

У отца под святыми.

То не кукушка ветку шатая,

То родный батюшка

Дочь благословляя.

То родна матушка

Голову склоняет,

Чадушко родимое

К венцу провожает.

Песня записана от Соповой Ольги Дмитриевны, 1919 года рождения членами экспедиционного отряда «Сказитель» в с. Леженьки Тимского района Курской области в 2000 году.

Песни «У утушки, у серенькой», «Из-под зорьки зари» записаны нами в селе Леженьки Тимского района от Шашковой Пелагеи Дмитриевны, 1926 года рождения, уроженки с. Становое. Исполнительница относила их к свадебным, вторую еще именовала «лелёшной».

У утушки у серенькой…

У утушки да у серенькой

Да короткие ножки.

У Иванушки да у Сергеевича

Да любимые гости.

Ой, вы, гости, ой, вы, гости,

Да не пили, не ели,

Да ничего не видали.

Ой, вы, гости, ой, вы, гости,

Да ничего не видали,

Ни пряничков, ни орешиков,

Ни разных закусок.

На двор едут, на двор едут,

С песней состречают.

Ой, вы, гости, ой, вы, гости,

С хлебом состречают.

С двора едут, с двора едут,

С песней провожают.

Из-под зорьки зари

Из-под зорьки зари,

С подвечерней утрени,

Ой, лё, ой лё-лё,

С подвечерней утрени,

С подвечерней утрени

Шел Ванюша из гостей.

Ой, лё, ой лё-лё,

Шел Ванюша из гостей,

Шел Ванюша из гостей

От радостных радостей,

Ой, лё, ой лё-лё,

От радостных радостей,

От радостных радостей,

От милой дорогой,

Ой, лё, ой лё-лё,

От милой дорогой,

От милой дорогой,

Красной девки - души

Ой, лё, ой лё-лё,

Красной девки - души,

Красной девки - души.

Он идет не спешит

Ой, лё, ой лё-лё,

Он идет не спешит,

Он идет не спешит,

За ним Дунюшка бежит

Ой, лё, ой лё-лё,

За ним Дунюшка бежит,

За ним Дунюшка бежит,

Кричит «Ванюшка, постой!»

Ой, лё, ой лё-лё,

Кричит «Ванюшка, постой!»,

Кричит «Ванюшка, постой,

Неженатый, холостой»,

Ой, лё, ой лё-лё,

Неженатый, холостой!

В припеве этой песни много повторов, в том числе и «ой, ле, ой, лё-лё». Они помогают развиваться во времени звучащей ткани песни, образуя изменчивую и в то же время такую стройную музыкальную форму.

Многие свадебные ритуалы по ходу свадьбы «пересказывались», «комментировались», «опевались в песнях, причитаниях и приговорах». Так рождался фантастический сказочный мир. В этом волшебном мире невеста – всегда лебедь белая, княгиня первображная, жених – сокол ясный, князь молодой, свекровь – змея лютая, дом жениха – чужая сторона, «слезами политая».

Свадебная песня

Чтой-то за дивище:

У ворот разливище

Широко разливается,

Глубоко становится.

А как по том по разливищу

Плавал лебедь со лебедкою,

Плавал белый с молодою…

(не до конца)

К свадебному обряду относим мы и песни «Полно тебе, калинушка, при лужочку стояти» и «Бел заюшка», записанные в Горшеченском, а ныне Мантуровском районе Курской области от замечательного исполнителя из села Репец, Горожанкина Василия Григорьевича, 1903 года рождения, без которого ни одна свадьба на деревне не проходила.

Свадебная песня «Полно тебе, калинушка…»

Полно тебе, калинушка,

У лужочку стояти,

Полно тебе, зеленая,

Во лугах, во болотах.

Ай, тебе калинушке,

Соловьи шикотали (щебетали),

А тебе зеленая,

Все дробные птахи

Да пели тебе, калинушка

Ах, пташки, кукушечки,

Да и (Тай) воробки, чечетки.

По морю да по синему

Плавала утенушка.

Как за нею селезенюшка

Уплынь уплывает

У утушки, у серенькой

Реченушки пытает:

Ах, утушка, ах, серая,

А ужой моя будешь?

Селезенюшка, ай, касатушка,

А еще не твоя я.

А еще, еще не твоя я,

А я синего моря,

Широкого раздолья.

Широкого раздолья,

Крутого бережочка.

А я крутого бережочка,

Желтого песочка.

А во городе Белгороде,

Молодой купец ходить.

А он ходить, гуляет,

Шелку закупает

Купил шелку, навил пленку,

Поймал перепелку.

А он думал: перепелочка,

А это ж Мариюшка.

Ах, Васильюшка, да Григорьевич,

А еще не твоя я,

А я родного батюшки,

А я родного батюшки

Да и родимой матушки.

Песня «Бел заюшка» исполнялась после сговора, когда молодые катались по селу:

Бел заюшка

Ой, да бел заюшка, горностаюшка,

Ой, да куда бежишь, не оглянешься назад,

И не оглянешься, да не воротишься,

Али уж тебе где привадушка есть,

Тай привадушка, камыш-травушка,

Там зеленый луг полон девушек-подруг

Поют песенки во слух, чтоб услышал милый друг

Милый друг,Иванушка,

Разудалая головушка.

Свадебная песня

(поют на второй день после бракосочетания)

Ах, ель моя, ель

Ель зеленая

При пути,

При дорожньке

Ель стояла

И много-много горя

Она повидала.

А ехали молодцы,

Ель они спилили.

А меня молоду

Они загубили

Еще одна песня, записанная нами в Суджанском районе, относится как к свадебным, так и к сиротским.

Сиротская свадебная песня

Неширокий двор,

Невеликий сбор,

Да не вся родня

Да родинушка.

Нету да родимого,

Родимого батюшки.

Пошлю соловейку

Во сыру земельку

По родима ботюшку.

А соловей летит,

Да не долетает.

А родимый батюшка

Да про все знает.

Рад бы я, доченька,

К вам прилететь

И на сиротскую свадьбу

Да поглядеть.

Тяжела земля

Дверь закрыла,

Гробова доска

Грудь сдавила.

(Не до конца.)

Песни записаны от Кузнецовой Марии Васильевны, 1928 года рождения, образование 7 классов в с. Пушкарное Суджанского района Курской области Пожидаевой В.И.

Очень обрадовала нас находка – лирическая песня «Ой, по морю, морю синему…». В ней поется о тяжелом, зависимом положении женщины в крепостной России, со взглядами и бытом в старинной крестьянской семье.

Лирическая песня

Ой, по морю, ой, по морю,

Ой, по морю, морю синему,

По синему, по синему,

Плывет лебедь, плывет лебедь,

Плывет лебедь-лебедушка белая,

Плывет она, плывет она,

Плывет она - не тряхнется,

Плывет она – не ворохнется.

А под ей вода, а под ей вода,

Под ею вода не колыхнется;

Где ни взялся, где ни взялся

Где-то взялся млад – ясен сокол,

Ушиб –убил, ушиб-убил,

Ушиб – подбил лебедушку белую.

Расшиб перья, расшиб перья,

Расшиб перья по чисту полю.

Он пух пустил, он пух пустил,

Он весь пустил по поднебесью,

Он кровь пустил, ох, да пустил,

Он кровь пустил у сырую землю!

Брала перья, брала перья,

Брала перья те красна девушка,

Себе брала, себе брала,

Себе брала на подушку-то

Милу другу, милу другу

Милу другу на перинушку-то.

Мимо ехал, мимо ехал,

Ехал мимо молодец удал.

Бог на помощь,Бог на помощь

Бог на помощь, красна девица,

А она ему, а она ему,

А она ему и не клонится.

Осерчал молодец, осерчал молодец,

Рассерчал, пригрозил замуж взять.

Тут-то девка, тут-то девка,

Тут-то девка догадалася,

На коленочки становилася,

На коленочки становилася,

Становилася, извинялася

Запись произведена учащимся 8 класса от Пожидаевой Екатерины Стефановны, 1926 года рождения, образование 5 классов, уроженки и жительницы с. Леженьки.

От нее мы записали и сиротскую песню, в которой рассказывается о тяжелой доле сироты. Она похожа на причитание. Цель этой песни – нарисовать внутренний мир человека, вызвать сочувствие, жалость, заставить слушателя сопереживать.

Как в саду при долине…

Как в саду при долине

Громко пел соловей,

А я, мальчик на чужбине,

Позабыл всех друзей.

Позабыл, позабросил

С молодых юных лет.

Сам остался сиротою-

Счатья-доли мне нет.

И куда я ни поеду,

И куда я ни пойду,

Все родного уголочка

Я себе не найду.

А нашел уголочек

Да и этот не мой:

Здесь все люди чужие,

Да и я им не свой.

У кого есть родные,

Приласкают порой,

А меня все призирают,

И для всех я чужой.

Мне часто приходилось

Под крышей-небом спать,

И мне лишь приходилось

Хлеб с водой едать.

Вот и холод, и голод

Он меня доконал.

А я вырос сиротою,

Жизнь хорошую не знал.

И умру я, умру,

Похоронят меня.

И никто не узнает,

Где могилка моя.

На могилку мою,

Жаль, никто не придет,

Только ранней весной

Соловей пропоет,

Пропоет и просвищет,

И опять улетит,

Моя бедная могилка

Одинокая стоит.

Со скорбью и печалью поет народ о тяжелой женской доле, о взаимоотношениях невестки и свекрови. Слушаешь такую песню-исповедь, и неизъяснимая, щемящая тоска охватывает душу, и в то же время, словно в противовес ему, появляется и крепнет в тебе удивительное чувство мира. Вот тогда-то и понимаешь, насколько велика таинственная сила и обаяние народного творчества.

Моя мать, ох, как зря,

Рано замуж отдала.

Отдала меня туда,

Где великая семья.

А великая семья

Вся вечеряет, сидит,

А меня молоду

Посылают по воду.

Я по водушку-то шла,

А я с водушкою шла

Зарыдалася,

Шитым белым рукавом

Утиралася.

Возле сеничных дверей

Прислухалася.

Что ж великая семья?

Не ругалася?

А великая семья

Все молчит и молчит,

Только старая карга

Все ворчит да ворчит:

Ой, сын, ты мой сын,

Ты детина моя,

Что водку не пьешь?

Чего женку не бьешь?

А за что же ее бить?

Она все может робить:

Испечь, и сварить,

И со мной поговорить.

И брал я ее не в наймочки,

А брал я ее в хозяюшки.

Песня записана от Ткачевой Александры Федоровны, 84 года, образование 5 классов, в с. Банищи Льговского района Курской области.

Бесконечно богата и многогранна песенная культура нашей малой родины. Есть в ней место и для более поздних протяжных, очень длинных песен с трагическим концом, которые наши исполнительницы не случайно именуют жестокими романсами.

Жестокий романс про Зоичку

Ой, товарищи, не расходитеся,

Да я сейчас спою - вы удивитеся.

Ой, товарищи, да я сейчас спою,

Как одна Зоичка сгубила жизнь свою.

Жила Зоичка с отцом, с матерью,

Убирала стол белой скатертью.

В избе чисто она убиралася,

Но скоро Зоичка с мамой рассталася.

Похворала мать лишь неделечку

И оставила сироткой девочку.

Над гробом матери горько рыдала дочь,

А отец родной ей же хотел помочь.

Он уговаривал дочку родную:

Я приведу тебе маму новую, благородную.

Через неделечку привел другую мать.

Привел другую мать, благородную,

Обижать стала она дочь неродную.

Она над Зоичкой издевалася

И прогнать ее собиралася.

Но скоро Зоичка о том догадалася,

Покинуть дом она решалася.

Не спалося ей в эту темную ночь,

Но отец родной не знал про родную дочь.

Подошла она к отцовской коичке –

Сердце замерло у бедной Зоички.

С сонным отцом своим поцеловалася,

И в этот трудный час с ним рассталася.

Соловей в саду пел канарейкою –

Пробиралась Зоя темной аллейкою.

Соловей в саду продолжал звучать,

Пробиралась Зоя, где зарыта мать.

Соловей в саду воздал молчание,

Тут раздались её рыдания.

Она просила мать, маму родную:

Ты прими меня, дочку родную.

Отцу в голову такая мысль вошла:

Он не знал, куда его дочь ушла.

Отцу страшное тут представилось

И на могилочку идти заставило.

Лежала Зоичка среди сырых могил,

А в груди у ней острый ножик был.

Лежала Зоичка, глаза закрытые,

А кругом трава кровью залитая.

Ой, товарищи, да я хочу сказать,

Что не нужна детям приводная мать.

Песня записана в селе Леженьки ученицей 8 класса Соповой Галиной от матери, Соповой Валентины Андреевны, 1932 года рождения.

Жестокий романс

Не вечер вечереет

Не вечер вечереет,

Колышется трава.

Не идет, не идет мой милый.

Пойду к нему сама.

Иду, а ветер веет,

Едва на свет гляжу,

А сердце во мне млеет,

Чем ближе подхожу.

Иду уж на крылечко,

И вот я у двери.

Забилося сердечко

В закрытой во груди.

Все ставеньки прикрыты,

Одна лишь отперта.

Все комнаты закрыты,

Одна не заперта.

Зашла я в эту комнату

И вижу пред собой:

Мой миленький дружочек

Ласкается с другой.

И взор мой помутился,

Склонилась голова.

Взглянув в глаза сопернице,

Промолвила едва:

Подружка, ты, подружка,

Соперница моя,

Зачем же ты отбила

Ты друга у меня?

Прощай теперь, дружочек,

Я больше не твоя.

Люби, моя подружка,

Люби его, как я.

Дружочек, ох, жестокий,

Схватился он за нож.

Марусенька упала,

Прошла по телу дрожь.

Свезли ее в больницу

И клали на кровать.

Все раны первезали,

Велели крепко спать.

Спасайте, не спасайте,

Мне жизнь недорога:

Любила я мальчонку,

А вышло – подлеца.

А через два часочка

Пришла родная мать.

Она в слезах, рыдая,

Упала на кровать:

Маруся, ты Маруся,

Открой свои глаза.

А если не откроешь,

Помру с тобою я.

Не плачь, не плачь, мамаша,

Меня ты не вернешь,

А если захвораешь,

Быстрей меня помрешь.

И вот уже Марусю

На кладбище несут,

А ее миленочка

На каторгу ведут.

Ох, рано тебя, доченька,

Засыпало песком.

На этой на могилке

Подружка зарыдала:

Вставай, вставай, Маруся,

Гармошка заиграла.

Но тихо все, безмолвно,

Лишь веет ветерок.

Да падают листочки

На свежий бугорок.

Весною на могилке

Все розы расцвели,

А Леню-каторжанца

До гроба довели.

Запись произведена от Пожидаевой Екатерины Стефановны, 1926 года рождения, образование 5 классов, учеником 9 класса Пожидаевым Дмитрием.

Ванька-ключник

Во лесочке, под кусточком,

Сладка ягодка росла,

А княгиня молодая

С князем в терему жила.

Ванька-ключник, ох, разлучник,

Разлучил князя с княжной.

Князь дознался, догадался

И пытать Ванюшку стал:

«Ты скажи, скажи, Ванюшка,

Сколько ты с княжной поспал?»

«Про то знает лишь подушка

Да перинка пухова.

Еще знает темна ночка

да княгиня молода.»

И повесил князь Ванюшку

У княгини под окном,

А княгиня во светлице

Заливается слезой.

Песня записана от дедушки Михаила из Щигровского района Курской области Пожидаевой В.И.

Ни в одной из этих песен мы не услышали суеты и мелочности, агрессивности или алчности. Она несет людям не уныние и тьму, а душевную силу и возвышенное чувство, раскрывая перед нами лучшие грани русского национального характера. Даже в самой ладовой основе кроется глубина, неколебимость, сдержанность. И как замечательно, что нам посчастливилось услышать истинное звучание народной песни.

Именно она, песня русская, была и остается неисчерпаемым светозарным источником, основой многих музыкальных жанров. Не случайно ее так ценили Римский-Корсаков и Шостакович, Глазунов и Свиридов. А композитор Ф.И. Глинка, основоположник русской музыкальной классики, с полной уверенностью сказал: «Музыку создает народ, а мы ее аранжируем».

Музыкальной основой многих народных песен являются духовные песнопения, знаменитые древние распевы. Это еще раз подчеркивает, что в основании великой русской культуры лежит христианство- православная вера наших предков. Эти распевы представляют собой одноголосное пение. Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, подголосочной полифонии, где один голос подхватывается другим, другой третьим, и в своем развитии каждый проходит свой путь, как бы проживает мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры, таящие в себе «неизреченное чудо» музыкальной и душевной красоты.

С молитвенным песнопением нас познакомила столетняя бабушка, Золотухина Екатерина Ивановна. Именно из ее уст мы услышали «Отче наш…» и «Верую».

Сочинение

С давних пор люди слагают песни о своей жизни, о важных событиях. Со временем эти события отходят в прошлое, умирают их участники. Давними становятся и сами песни, однако они не забываются - люди продолжают их петь.

Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими.

В старинных исторических песнях рассказывается о героической борьбе народа с иноземными завоевателями и поработителями. Они отличаются высоким духом патриотизма. В них поется о славных походах и блестящих победах, тяжелых дорогах ратной славы. В них также проявлялись людские мечты и надежды, в них же нашли свое отражение характер русского народа» его доброта, щедрость, душевность.

Наверное, нет такого места, которое так или иначе не было бы

запечатлено в устном народном творчестве. Так, в исторических песнях упоминаются и Волга-матушка, и Ростов-батюшка, и Новгород, и речка Кержинка, и «славный город Кострома»; рассказывают эти песни о народных героях: о добром молодце Емельяне-козаке (Пугачеве), Степане Разине, о Ермаке и их героической гибели.

Песни разинского цикла, в отличие от других исторических песен, не только эпические, но и лирические. Эти песни нельзя назвать простой летописью событий. Их значение шире. В них не только объективное повествование о происходящем, прежде всего они являются выражением народного сочувствия к восстанию и его вождю. Правдиво выражая отношение народа к разинскому движению, они идеализируют образ Разина, поэтизируют деятельность разинцев. Поэзией овеяны картины их подвигов, сборов, столкновений с царскими войсками, их драматическая участь. Так, например, обращаясь к своим «братцам» - удалым добрым молодцам, Разин говорит:

Ах, как бы нам добиться до тихих мест,

Что до той ли до проточинки Червоныя,

Как до славного до острова Кавалерского.

Ах, там ли нам, братцы, дуван делить,

Нам атласу и бархату по размеру всем,

Золотой парчи по достоинствам,

Жемчугу по молодечествам,

А золотой казны сколько надобно.

Основная идея таких песен - выражение стремление к свободе. Они отражают самые сокровенные мысли и чаяния крепостного крестьянства начиная с XVII века и до реформы 1861 года.

В XVIII - первой половине XIX вв. возникло большое количество так называемых солдатских песен, оригинальных по своему содержанию. В них отразились важнейшие военные события тех лет. Это песни о Семилетней войне (1756-1761), о походах Суворова (1799) и Отечественной войне 1812 года, о тяготах длительных военных переходов. В исторических песнях этого времени правдиво отражена повседневная жизнь солдат «на далекой чужбине», тяжелые учения, тоска по родине и родной семье. Солдатские песни той поры пополнили народный песенный репертуар произведениями новой тематики, новых образов, мыслей, чувств.

В исторических песнях получила отражение и русско-турецкая война 1877-1878 годов. Эта война в песнях рассматривается как война за национальную независимость славян.

Немало песен создано о Первой мировой войне. В них говорилось о выносливости, мужестве и патриотизме русских солдат. А основным жанром песен того времени был жанр песни-рассказа участника или очевидца тех или иных событий. Все эти песни печального содержания, с налетом трагичности.

Главное в народных песнях - выражение отношения народа к различным жизненным явлениям. А в исторических песнях отражено отношение простого народа к важнейшим событиям истории, начиная с давних времен и кончая нашими днями.

Гуренкова Алена. Ученица 6 класса.

Сочинение "Русская народная песня - отражение русской души"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Русская народная песня - отражение русской души

Нигде нет такой литературы, как у нас,
у русских. А народные песни?...
Такие песни могли родиться только в
народе великой души...
М. Горький

Слово, люди, добро, род, родня, Родина...Много веков живут на Земле эти слова. По ним в старину люди учились читать. Почти с каждой буквы алфавита начиналось главное в жизни каждого человека слово...и песня
"Песня - душа народа", прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Она раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский пел и поёт почти всегда - в горе и радости, в будни и праздники. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено русскими мыслителями "Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, - говорил И.А.Ильин, - скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын".
Народная песня - самая доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, как говорили древнегреческие мудрецы.

Песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если перестанет русский народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.

Русская народная песня - основной вид музыкального творчества русского народа - с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором ("одному не спеть, артелью - легче").Тесно связанная с жизнью и бытом, передаваемая устно от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исполнения. Народная песня богата различными жанрами: песни,трудовые,обрядовые,календарные,свадебные,хоровые,исторические песни и духовные стихи, романсы, частушки и другие. Старинной крестьянской песне свойственны многоголосный склад, ладовость, ритмическая свобода,пение без музыкального сопровождения. Свою специфику имеют и городские песни, разнообразные по содержанию и стилю.
Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжёлую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей. Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причём слова могли изменяться в зависимости от выполняемой работы(«Эх,ухнем», «Вы ребята,бери дружно», «Дубинушка».)

Полдневный зной его палил.
И пот с него ручьями лил.

И падал он, и вновь вставал,

Хрипя, «Дубинушку» стонал…
Обычно в таких песнях один запевал, придумывая слова, а артель подхватывала припев, одновременно выполняя какую-либо общую работу.
Старинные обряды сопровождались тоже песнями, которые дают нам возможность узнать о жизни нишах предков. Среди обрядовых различаются песни календарные и семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты. Особой пышностью выделялась свадьба. Самыми почётными гостями на свадьбе были певцы и музыканты. Недаром раньше говорили «играть свадьбу». В старину на свадьбах наряду с весёлыми песнями звучали и грустные, похожие на плачи.
Ведь часто девушку выдавали замуж против её воли. Нередко эти плачи исполнялись специально приглашенным «плакальщикам». («Виноград в саду цветёт», «Ты река ль, моя реченька».)
В старину у девушек был обычай гадать о своей судьбе. Гадали два раза в году – зимой и летом. Зимой гадали по вечерам. Летом собирались на лугу или в лесу, водили под песни хороводы, плели венки и бросали их в воду. Одна из песен этого обряда – «Как на речке, на лужочке».
Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения. («Лучинушка», «Ой, да ты, калинушка», «Уж вы, мои ветры», « Не одна во поле дороженька пролегла» и т.д.)
Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют об интересе русского народа к своему прошлому и настоящему. По характеру мелодии исторические песни разнообразны: протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые.
С конца XVIII века русская народная песня записывается и издаётся; она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Хоровая народная песня долгое время была любимым видом бытового музицирования.
Новую жизнь русская народная песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению.

Невозможно переоценить значение русской народной песни в формировании национального самосознания и характера, свойственным русскому народу. Ребёнок должен слышать русскую песню в колыбели. Пение несёт ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. «Русская песня, - писал И.А.Ильин, глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, она даёт детской душе исход из грозящего озлобления и каменения».

Русская классическая литература XIX века содержит многочисленные свидетельства о своеобразии, душевном строе и эмоциональной глубине русской народной песни. Удивительную силу народной песни запечатлел Н.В.Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудесного, прекрасного далека тебя вижу:.. Почему слышится и раздается в ушах твоя тоскливая, несущая во всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце?...»

У Л.Н.Толстого есть рассказ «Песни в деревне». Но наиболее сильное впечатление производит рассказ «Певцы» в «Записках охотника» И.С.Тургенева. В этом рассказе речь идёт о состязании двух певцов. Это состязание – своеобразный конкурс, в котором принимают участие два героя: рядчик и Яков – Турок. Рядчик первым исполнил весёлую плясовую песню с удалью, и все решили, что победил он. Но настала очередь Якову – Турку исполнять свою песню.И.Тургенев подробно описывает как певец «входит в образ», « Он глубоко вздохнул и запел…» «Не одна во поле дороженька пролегла» - пел он, и всем сладко становилось и жутко.» Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так хватала за сердце, хватала прямо за его русские струны! Песнь росла, разливалась…

И.Тургенев сумел необычайно выразительными художественными средствами показать своеобразие русского национального характера в песенном творчестве.

Русская народная песня всегда была и, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы: «Что затуманилась, зоренька ясная», «Липа вековая над рекой стоит», «Калинка».

Бытие русского народа, это – река и лес, спеть и поле; происходит слияние человека с природой. И в русской песне утверждается «широта русского характера: «Ах ты, степь широкая…», «Вниз по матушке, по «Волге», и т.д. Образ Родины запечатлён в песне «Родное» на стихотворение Ф.П.Савинова

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.
Это – русская сторонка,

Это – Родина моя!

В русской народной песне воспеты Алтай и Валдай, Урал и Сибирь, Байкал и Русский Север.

В русских народных песнях нашли отражение и обобщённые, и конкретные образы дорогих почитаемых священных для русского человека природных явлений – один из многообразных ликов Святой Руси. С ними русский человек общается, разговаривает, как с живыми, олицетворяет их. Широко известны песни, в которых поётся о природных явлениях – Волги, Доне, священном Байкале. Эти песни знает вся Россия. Одни из них радостные, другие горестные, но во всех песнях реки или озёра, словно живые, «их жизнь» и судьба русских людей – героев песни – слита воедино.

Передовые люди России, стремясь сохранить великие богатства устного народного творчества, для будущего, стали записывать песни. Первые сборники песен появились в XVIII веке. Позднее народные песни собирали и записывали композиторы М.Глинка, Балакирев, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов, писатели Тургенев, Л.Толстой, Пушкин, Гоголь.

Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для создания художественной достоверности вводились в литературные произведения- иногда с элементами обряда. Свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме А. Пушкина «Русалка» и в опере А. Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Детская игра «Гори-гори ясно» приводится П. Чайковским в I действии оперы «Пиковая дама», народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

Использование народных песен придаёт музыкальным произведениям особый колорит, так как в их словах и интонационном строе запечатлены образ времени глубокое своеобразие народной культуры. Народное песенное творчество – это целостный образ страны, её природы, уклада жизни.

Получили известность имена талантливых сказителей – певцов Ирины Федосовой, Марфы Крюковой, Рябининых. Русская народная песня становится ещё более известной и популярной, благодаря великим русским исполнителям, среди которых первые места занимали и занимают Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, Л. Русланова, Л. Зыкина, Д. Хворостовский и многие другие. Они выразили в своем творчестве лучшие свойства русского национального характера.

Песни – воплощение жизни народа, его культуры; является и всегда была выражением искренности, эмоциональности, и выразительности народной души. А как затянешь песню – и тяжелая работа не в тягость, и горе – не горе, и беда – не беда. Для русского человека пение подобно молитве: в песне и напляшешься, и раскаешься, и повинишься, и душу свою облегчишь, и тяжесть с души камнем отвалится.

Русская народная песня всегда была и будет выразительницей русского национального самосознания и русского характера. Русская песня – русская история.

Русские народные песни - важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины . Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные - свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические . Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки . Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Издревле песня сопровождала русского человека. В работе и во время отдыха, в суровые будни и в праздники, в горе и в радости – песня шла рука об руку с народом, дышала его заботами, думами, бытом. Песня слышалась русскому человеку в шуме ветра, в шелесте листвы дремучих лесов, в плеске широких рек, в птичьем переклике да в топоте копыт.

Так что же это такое — загадочная русская песня? Откуда она взялась?

Писатель Николай Гоголь, воспевший широту русской души в своих произведениях, писал о песне: «Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Всё сильное, юное бытие его выливается в народных песнях».

Первые народные песни родились вместе с обрядовыми напевами славян. Они были посвящены языческим богам или праздникам, которые всегда отмечались широко и весело. Это масленичные , полные озорства и радости; и песни-веснянки , напевами которых кликали приход весны; и подблюдные песни, которые юные девицы пели во время святочного гадания. Без песни не обходились ни рождение ребенка, ни разгульные свадьбы, ни похороны, песни для коих прозвали плачами.

Корнями в древность уходит и песенный эпос: исторические сказы да былины , которые повествуют о могучих богатырях, о славных битвах, о добрых молодцах да красных девицах. Исполняли их под перебор на гуслях, в широком кругу слушателей, и посредством музыкального повествования рассказывали детям о старинных легендах и ушедших эпохах – татаро-монгольском иге, Смутном времени, крещении Руси.

Однако песни исполнялись не только во время отдыха – они помогали легче переносить ношу ежедневного труда. Крестьяне пели во время пахоты, сева и жатвы, обращаясь к кормилице-земле, песенным ритмом помогая слаженному темпу тяжелой работы. Известны тягучие, разухабистые песни бурлаков , тянущих по колено в воде громадные баржи и корабли.

Еще в петровские времена родились солдатские песни, превозносящие доблесть, честь, смелость и отвагу. А в кавказских войнах 19 века приобрели популярность казачьи песни, в которых так и слышится свист шашки да галоп резвого скакуна. Кстати, именно в 19 веке интерес к народной песне настолько вырос, что многие композиторы, историки и филологи отправились в путешествие по русским деревням, собирая бесценные, уникальные мелодии и тексты, которые сливаются в бесконечно глубокую по смысловым и эмоциональным оттенкам русскую песню. Именно тогда репертуар народных певцов пополнился новыми мотивами. О русских песнях с восхищением высказывались знаменитые писатели и поэты: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Н. Гоголь, Л. Толстой, И. Тургенев и другие деятели золотого и серебряного веков литературы.

А в 1911 году впервые выступил крестьянский хор имени Пятницкого, слава о котором прокатилась по всей России. Хор Пятницкого утвердил народную музыку как высокое искусство , вывел её на большую сцену. «Главный певец страны» Федор Шаляпин любил исполнять народные песни не меньше, чем оперные арии, за которые он получил мировое признание.

Во время Великой Отечественной Войны обновился жанр солдатской и военно-патриотической песни, родились новые мелодии, трогательные и воодушевляющие стихи.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме