Почему в XX веке в России создавались новые города. Почему в XX веке в России создавались новые города Института географии Российской академии наук

Одесса 2011

Тенденции в развитии застройки городов в первой половине XX века

Западноевропейские города в начале XX века

Градостроительство Соединенных Штатов Америки в первой половине XX века

Градостроительство России в первой половине XX века

Иллюстрации

Тенденции в развитии застройки городов в первой половине XX века. В конце XIX в. Берлинский строительный регулятив узаконил строительство многоэтажных жилых домов с очень небольшими внутренними световыми дворами. Это породило строительство «домов-казарм», которые превратили жилые кварталы городов Германии в каменные мешки, лишенные воздуха и света. Застроенная поверхность земли достигала 85 - 90%. Застройка подобного рода встречалась и в других городах Западной Европы и Америки. В Париже в 1920-30-е годы действовали старые нормы, согласно которым минимальная площадь внутренних дворов устанавливалась 30 м 2 , а если во двор выходили только подсобные помещения (включая и комнаты прислуги), допускалось снижение площади двора до 8 м 2 . В крупных городах США, в центрах которых также размещалась чрезвычайно плотная застройка, для районов, застроенных пятиэтажными домами, допускалась площадь внутренних дворов всего 26 м 2 .

Эти примеры показывают, что условия жизни в городах развитых капиталистических стран не всегда отвечали санитарно-гигиеническим требованиям. Стало очевидным, что при таком положении могут пошатнуться экономические основы частного домовладения. Эти обстоятельства были ясны не только представителям государственной и муниципальной власти, но и архитекторам. Однако архитектурная среда того времени была крайне неоднородной по своему составу. Архитекторы разделялись на два антагонистических лагеря: на консервативно настроенных представителей старого поколения и на архитекторов новой формации, пытавшихся найти выход из создавшегося положения. Основная масса архитекторов-практиков продолжала активно застраивать земельные участки в центрах городов.

Во Франции архитектор Соваж применил своеобразный тип многоэтажного ступенчатого жилого дома, который покрывал собой всю поверхность квартала, давая тем самым стопроцентную плотность застройки. Особенность этого дома-квартала заключалась в том, что фасадные стены каждого верхнего этажа отступали от нижнего в глубь квартала. Уступы позволяли строить многоэтажные дома на узких парижских улицах без нарушения правил инсоляции.

При помощи ступенчатых домов была сделана последняя попытка спасти плотно застроенные кварталы старого типа, в то время как знаменитые архитекторы XX века - Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье и Андрэ Люрса - уже открыто выступали с прямо противоположными градостроительными доктринами. В середине 1920-х годов проблема планировки и застройки жилого квартала приобрела особую актуальность. Однако для ее решения еще требовалась предварительная экспериментальная и теоретическая подготовка, поскольку в это время стало радикально изменяться само понимание жилого квартала. До первой мировой войны кварталом считалась территория, ограниченная проездами и состоявшая из отдельных строительных участков, обычно находившихся в частном владении. Вследствие этого во всех градостроительных регулятивах именно строительный участок (а не территория квартала в целом) фигурировал в качестве первичной планировочной единицы. Практика строительства показала, что нормальное солнечное облучение зданий, а также улиц и внутренних дворов зависит не только от выбора соотношения между высотой домов и дистанцией, на которой они находятся друг от друга, но и от географического местоположения города, а также от ориентации зданий по странам света с учетом теплотворной способности солнечных лучей (т. е. гелиотермии). Это привело их к чрезвычайно существенным выводам о том, что жилые дома нужно строить в виде обособленных блоков и располагать с учетом оптимальной инсоляции независимо от красных линий улиц.

Эти выводы обозначили новый прогрессивный подход – вместо прежнего монолитного городского квартала появляются группы свободно стоящих жилых домов, доступных воздуху и свету и расположенных среди зелени, в стороне от шумных улиц. Однако чтобы создать реальную базу для применения этих открытий на практике, необходимо было внести соответствующие изменения в градостроительное законодательство. В новых строительных регламентациях были положены новые принципы регулирования плотности застройки жилых кварталов. Если предшествовавшие строительные правила устанавливали только минимальные размеры внутренних дворов вне зависимости от общих размеров участка и высоты зданий, то теперь делалась попытка связать воедино все величины, определяющие интенсивность застройки, а именно абсолютную высоту и этажность зданий, а также допустимую площадь и глубину застройки.

Введение строгих строительных правил, предписывавших оставлять глубинную часть каждого участка незастроенной, давало возможность получить довольно просторную внутриквартальную территорию, которую можно было использовать в качестве общественного сада, а в дальнейшем и для размещения зданий культурно-бытового обслуживания. Появление красных линий со стороны двора уравновесило значимость лицевых и тыльных фасадов жилых домов. Именно равнозначность фасадов и привела к тому, что внутриквартальные пространства стали такими же правомерными, как улицы и площади города. В связи с этим появились совершенно новые задачи, связанные с архитектурно-пространственной и функциональной организацией жилого квартала.

Однако периметральный способ застройки кварталов, получивший право на «законное» существование после берлинских постановлений, обладал и рядом существенных недостатков. Экономически он оправдывал себя только при застройке небольших кварталов. Что же касается санитарно-гигиенических условий, то аэрация при сплошной застройке была недостаточной, кроме того, часть внутреннего пространства квартала постоянно находилась в тени.

В этом отношении значительно лучше была периметральная застройка с разрывами между зданиями. Более практичной оказалась так называемая строчная застройка.

Градостроители 1930-х гг. высоко оценили преимущества меридионального расположения корпусов, что создавало благоприятную инсоляцию и аэрацию зданий. Однако территория кварталов оставалась небольшой, что сдерживало маневренность в расположении зданий.

Американские архитекторы полагали, что одной из ключевых проблем планировки крупного города является правильная организация жизни и быта населения, проживающего внутри территорий, ограниченных городскими магистралями. Под общим руководством крупнейшего английского теоретика градостроительного дела Томаса Адамса американский планировщик Кларенс Перри разработал теорию жилого микрорайона применительно к условиям Нью-Йорка и его окрестностей.

В основу организации микрорайона были положены интересы семейного быта и в первую очередь желание избавить детей школьного возраста от необходимости ежедневно пересекать напряженные транспортные потоки на улицах. Поэтому все расчеты по определению численности населения и размеров территории жилого микрорайона ставились в зависимость от вместимости и размещения так называемых элементарных общественных школ. Исходя из стандартной вместимости школьных зданий, рассчитанных на 800,1000 и 1500 учащихся, было установлено оптимальное число жителей микрорайонов, которое могло колебаться в пределах от 4800 до 6000 человек. Постепенно сформировалась теория массового обслуживания территорий жилой застройки, а сама идея микрорайона заняла главенствующее место в градостроительных проектах 1950-х годов.

Русское градостроительство начало 20 века.

Планировочная структура городов делилась железнодорожными магистралями на отдельные районы. Новые городские районы стали образовываться по направлению железнодорожных магистралей, которые к концу XIX века стали также использоваться как внутригородской транспорт, для связи железнодорожной станции с отдельными производственными предприятиями, портовыми сооружениями и складским хозяйством (Николаев, Одесса, Мариуполь, Таганрог, Ростов-на-Дону, Царицын, Владивосток и др.).

Техническая революция внесла серьезную корректировку в генеральные планы российских городов во всех этнокультурных территориальных комплексах. Новая эпоха в градостроительстве начинает самостоятельно формировать новую пространственную и эстетическую оболочку российских городов, опираясь на складывающиеся закономерности социально-экономического развития общества в конце XIX века.

Рост городского населения более чем в два раза в рассматриваемый исторический период привел к естественному зонированию городских территорий. В городах происходила, с одной стороны, централизация структуры, а с другой стороны, ее дифференциация на селитебные, промышленные, транспортные, складские и рекреационные зоны.

Складывавшиеся в большинстве случаев стихийно, производственные зоны охватывали города, часто вклиниваясь в селитебные районы. Быстрые темпы роста городов к концу XIX века привели к тому, что промышленные предприятия, в том числе крупные, оказались окруженными жилой застройкой.

Городские кварталы развивавшихся российских промышленных центров «нарастали» на существующие структуры генеральных планов, разработанных в эпоху русского классицизма. Городские кварталы нового поколения успешно использовали уже сложившуюся ранее уличную сеть.

Основным направлением практического градостроительства в Российском государстве в конце XIX века была реконструкция крупных российских городов и приспособление их к новой роли промышленно-торговых общероссийских центров. Эту задачу можно было решить только при условии проектирования новых городских структур, сочетающихся с ранее сложившейся исторической застройкой городов.

Общей тенденцией в градостроительном проектировании конца XIX века была разработка городов-спутников для крупных промышленных центров, а также новых городских районов непосредственно в составе исторически сложившихся городских структур. Города-спутники и новые городские районы отвечали широко распространенной в это время в Европе идее «города-сада», ставшей отчасти идеалистической.

Наиболее яркими примерами таких реализованных проектов является поселок Прозоровка под Москвой, запроектированный по заказу Российского императорского министерства путей сообщения; Блица-Парк под Санкт-Петербургом, жилой район «Сад-город» в составе города Барнаула, а также жилые районы-сады под Харьковом, Одессой, Владивостоком.

Именно эти градостроительные идеи конца XIX века были приняты как «социалистическая концепция» в градостроительстве XX века.

Рассматриваемый период времени в истории отечественной архитектуры и градостроительства представляется наиболее динамичным и результативным.

Производственные предприятия являющиеся градообразующим фактором, стали играть приоритетную роль в развитии планировочной структуры городов. Если ранее город был средоточием ремесленничества, во второй половине XIX столетия города становятся центрами экономического развития страны.

Одновременно с развитием производственного строительства развивалось и гражданское городское строительство. Если в предыдущие периоды времени ансамблевая застройка города ограничивалась возведением административных, дворцовых и храмовых построек (формирование общегородских административных центров), то в XIX веке встал вопрос о расширении этого понятия. Принцип ансамблевой застройки городских территорий стал пониматься как современная комплексная застройка: производственные объекты, жилые поселки, больницы, предприятия обслуживания.

Архитекторам-градостроителям предстояло также решить вопросы создания в городах новых деловых центров, в состав которых должны были входить такие объекты, как банки, биржи, ярмарочные и выставочные комплексы, стационарные рынки и т. д.

К началу XX века в Российской империи сложилась уникальная экономическая, идеологическая и эстетическая база для стремительного развития отечественного архитектурного и градостроительного творчества в новом наступающем столетии. Основой этой базы стала рыночная экономика, опирающаяся на крупный промышленно-банковский капитал. Именно буржуазия и средний класс становятся новым активным заказчиком на рынке строительного производства.

Экономическая база Российского государства, поддержанная огромными природными ресурсами в виде минерального и биологического сырья, трудовыми и интеллектуальными ресурсами, была готова обеспечить новое развитие архитектуры и градостроительства.

Особенности рубежа XIX и XX веков заключались также в том, что в российском обществе, как и в любом другом западноевропейском, резко усилилось влияние на эстетическую сторону архитектуры модных течений и веяний, отражавшихся в мнениях заказчика. Еще одной особенностью этого времени было стремление архитекторов функционально связать между собой: формальную сторону архитектуры с функциональным назначением объекта; конструктивную особенность проектируемого здания или сооружения с функциональным содержанием будущего здания и эстетическими предпочтениями заказчика.

Творческие поиски архитекторов на рубеже двух столетий привели к рождению общеевропейской архитектурной стилистики, породившей, в свою очередь, ряд интернациональных архитектурных направлений, определивших лицо мировой архитектуры XX века.

Дальнейшее развитие отечественной архитектуры происходило в форме острого соперничества между этими творческими течениями на протяжении всей первой половины XX столетия.

А.Г. Лазарев выделяет следующие этапы периода градостроительства.

I этап (1900-1910): начало урбанизации в Российском государстве отмечено концом XIX - началом XX века. Для этого процесса характерным является переход от ансамблевой застройки российских городов к современным принципам проектирования крупными градостроительными комплексами и реструктуризации городской планировочной системы.

II этап (1900-1920): освоение архитектурной общественностью России интернациональных (европейской и мировой) стилистик, а также национальных архитектурных традиций и формирование национальных архитектурных черт в интернациональной стилистике модерна.

III этап (1920-1930): переход от архитектурной стилистики модерна к конструктивизму и функционализму.

IV этап (1920-1940): возвращение в архитектуру XX века классических архитектурных форм в виде неоклассицизма и идеологическая база этого творческого течения в России.

V этап (1930-1940): сосуществование конструктивизма, неоклассицизма и функционализма в отечественной архитектуре первой половины XX столетия и творческое соперничество между этими направлениями.

VI этап (1940-1950): переход от неоклассицизма к символизму, развитие этой архитектурной стилистики как на базе конструктивизма, так и на базе неоклассицизма.

В такой сложной творческой атмосфере происходило развитие отечественной архитектуры, осложнявшееся постоянно усиливающимся государственным контролем за деятельностью архитекторов и градостроителей.

Градостроительные тенденции в отечественной архитектуре все более и более приобретают черты урбанизации, то есть комплексного освоения пространства с задачей создания в конечном итоге новой искусственной среды обитания человека.

Стремительный рост численности городского населения в первые десятилетия XX века привел в движение весь процесс градостроительного творчества. Впервые в истории российского градостроительства главную роль в развитии городских структур стала играть его градообразующая база - крупные промышленные предприятия. В России важным фактором роста городов стали системы внешнего транспорта, и прежде всего железнодорожного. Железная дорога соединила отдаленные регионы страны, заставляла развиваться сырьевые базы и промышленные города. Эти причины привели к стремительному росту таких городов, как Одесса, Новороссийск, Мариуполь, Харьков, Краматорск, Ростов-на-Дону, Царицын, Владивосток, Челябинск, Владимир, Екатеринослав, Иваново-Вознесенск, Екатеринодар, Екатеринбург и многих других. К началу 1917 года по сравнению с минувшим XIX веком число городов в Российском империи увеличилось на 235 и составило 921.


Очевидно, что для огромной России 428 городов было явно недостаточно, и к XX в. страна подошла с большим дефицитом городов. Резко преобладали малые и очень малые города. При использовании современных критериев получается, что в конце XIX в. только 24 города на территории нынешней РФ не были малыми.

Из существовавших на момент переписи 2002 г. городов России 385, или 35,1%, получили городской статус до 1900 г. Таким образом, примерно 2/3 российских городов можно назвать новыми. Их численное преобладание побудило критиков недавнего прошлого поучать: «Вместо того чтобы создавать сотни новых городов, надо было развивать старые».

Для ответа на вопрос, нужны ли были новые города, необходим географический подход. Прежде всего требуется оценить процессы, происходившие в старых городах. Затем выявить развитие поселений, не имевших официального статуса города, но уже приобщившихся к выполнению городских функций. Часть их можно было считать истинными городами, как это и сделал В.П. Семенов-Тян-Шанский в своем труде «Город и деревня в Европейской России», часть – рассматривать в качестве «эмбрионов» будущих городов. Надо также выяснить, почему значительная часть старых городов в периоды экономических скачков XX в. в экономическом развитии практически не тронулась с места или двигалась крайне медленно. И наконец, рассмотреть причины возникновения новых городов.

Что происходило со старыми

городами России в XX столетии?

По данным Всероссийской переписи населения 1897 г., урбанистическая структура в пределах нынешней РФ выглядела следующим образом (табл. на с. 6).

Очевидно, что для огромной России 428 городов было явно недостаточно, и к XX в. страна подошла с большим дефицитом городов. Резко преобладали малые и очень малые города. При использовании современных критериев получается, что в конце XIX в. только 24 города на территории нынешней РФ не были малыми. Города, которые сейчас статистикой относятся к малым, составили 94,4% общего числа городов, причем 173 города насчитывали менее 5 тыс. жителей. Своей малолюдностью они отражали более чем ограниченные возможности перемен к лучшему и в дальнейшем оказались невостребованными.

А если руководствоваться классификацией городов, предложенной сто лет назад В.П. Семеновым-Тян-Шанским: до 5 тыс. жителей - городок; 5-10 тыс. - малый город; 10-40 тыс. - средний город; 40-100 тыс. - большой город; свыше 100 тыс. жителей - крупный город, то и в этом случае на городки и малые города (их 283) приходилось 66,1% общего числа российских городов того времени.

А.И. Воейков, основываясь на мировой статистической практике, предлагал считать городами поселения, имеющие не менее 20 тыс. жителей. При таком подходе только 71 официальный российский город в конце XIX в. можно было признать городом по существу.

Описания множества городов в многотомном «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (первые тома стали выходить на рубеже XIX и XX вв.) - поистине стенания по поводу их бедственного положения. Корректировка состава городов в первом десятилетии после революции отсекла часть худосочных городов, преобразовала их в села, и сделала городами поселения, заслужившие своей деятельностью и численностью населения городской статус. Еще летом 1917 г. распоряжением Временного правительства городами стали 41 поселение, среди которых были Орехово-Зуево, Нижний Тагил, Кимры, Котлас и др. Однако и после корректировки осталось немало городов с весьма ограниченными возможностями развития, что и зафиксировала Всесоюзная перепись населения 1926 г. Достаточно сказать, что 35% общего числа российских городов располагалось вне железных дорог, и это не могло не сдерживать их активизацию.

Сильное расслоение городов по предпосылкам социально-экономического роста предопределило и резкое расхождение их судеб в советское время. Те города, которые такие предпосылки имели, развивались, подчас совершив гигантский скачок (Челябинск, Красноярск, Тюмень, Курган, Череповец и многие другие).

Все бывшие губернские и областные города (за исключением Выборга, находившегося в 1918-1940 гг. в составе Финляндии, Тобольска и Буйнакска*) стали крупными, крупнейшими и миллионерами, укрепив и расширив свою градообразующую базу.

Средние города, не являвшиеся крупными административными центрами (их было всего 4), стали крупными (Иваново, Таганрог) и миллионерами (Волгоград, Екатеринбург). Из 27 так называемых полусредних (термин, введенный Л.Л. Трубе) 3 развились в крупнейшие (Барнаул, Липецк, Тюмень), 2 - в крупные (Белгород, Брянск), 8 - в большие; перешли в средние 10 городов.

Из собственно малых (до 20 тыс. жителей) старых городов (в 1926 г. их было 334) 17 стали - большими, 29 - средними, 71 - полусредним.

В целом вовлечение старых городов в индустриальное и на его основе в комплексное развитие было достаточно широким. Но города с ограниченными возможностями существенно не изменились. И сейчас, уже после значительных сдвигов в территориальной структуре, вызванных железнодорожным строительством, 85 старых российских городов отстоят от железной дороги на расстоянии 20 и более километров, 49 из них удалены более чем на 50 км, а 19 - на 100 км и более.

Это не значит, что подобные города не были вовсе затронуты переменами. Просто вследствие заурядности положения они остались в роли местных центров, используют скромные ресурсы близлежащей округи и обслуживают нужды своих районов. Тем не менее всего лишь 14 городов за столетие сократили число жителей.

Молодые города - старые центры

Это многочисленная и разнообразная по генезису и функциям группа нынешних городов. Только с известной натяжкой большинство из них можно назвать новыми, то есть возникшими на чистом месте. И совсем неправомерно называть новыми города, получившие городской статус до 1926 г. Ибо за небольшим исключением это были истинные города, по своему потенциалу и числу жителей превосходившие подчас не только уездные, но и некоторые губернские города. Нижний Тагил, ставший городом в 1917 г., насчитывал в 1897 г. 30 тыс. жителей, в то время как центр Олонецкой губернии Петрозаводск - 12 тыс. Центры, получившие городской статус в первой четверти XX в., уже сделались к этому времени городами де-факто, теперь они стали городами и де-юре. Но это была лишь часть центров, которые в массовом количестве стали возникать в России начиная с эпохи Петра I. Остальные «эмбрионы» продолжали свое доразвитие и по мере созревания пополняли ряды официальных городов.

Первоначально полусельско-полугородские поселения, они в результате качественных перемен превратились в города. Десятки городов развились из поселений, возникших при железнодорожных, чугунолитейных, медеплавильных заводах Урала, Сибири, Центра**.

В.Н. Татищев назвал поселения при них «горными городами». В официальных изданиях они именовались «заводами». По данным переписи 1897 г., среди поселений, насчитывавших свыше 2 тыс. жителей, числилось 105 «заводов», в том числе 85 - на Урале. В 20-х годах ХХ в. А.В. Луначарский предложил удачное название «город-завод», которое и закрепилось в исторической и географической литературе.

Начали свою жизнь «городами-заводами» 87 современных городов России. И только 8 из них получили городской статус до XX в. Естественно, что самая большая группа сложилась на Урале (54 города). Екатеринбург, Пермь и Алапаевск стали городами в XVIII в. В XIX в. к ним присоединился Златоуст, в 1917-1926 гг. - еще 10 городов, в том числе Нижний Тагил, Ижевск, Невьянск, Миасс и др. Использование «заводов» как резерва урбанизации не прерывалось и в годы Великой Отечественной войны. Последним по времени образования стал Горнозаводск в Пермской области (1965 г.).

Многочисленны также города, развившиеся из фабричных сел, особенно характерных для Центра, и прежде всего для Московской, Ивановской и Владимирской областей. В XVIII и XIX вв. часть таких фабричных сел стали городами (во время административной реформы 1775-1785 гг. - Вязники, Кинешма, Егорьевск, Судогда и др.). Иваново-Вознесенск (ныне Иваново) в 1871 г. получил ранг безуездного города. Самый старый из этой плеяды - Шуя. Он возник из села, принадлежавшего князьям Шуйским, и в исторических актах уже в 1539 г. упоминается как город.

Среди современных городов России - 70 бывших фабричных сел, в Московской области - 28. Некоторые из них глубоко трансформировали функциональную структуру и покинули ряды текстильных городов, какими были при рождении. В других отрасль-родоначальник, ранее ведущая, сохранилась, но оттеснена на второй план (Раменское, Щелково, Балашиха, Реутов и др.).

Одной из линий саморазвития расселения явилось совершенствование иерархической системы центров обслуживания территории. С этим связано преобразование в города сельских райцентров. Подобная практика преобразования в города сел, которым поручались центральные (то есть по существу городские) функции, началась задолго до советского времени. В 1775-1785 гг. таким образом были учреждены 165 городов - уездных центров. В советские времена облеченные административной властью сельские поселения расширяли экономическую базу, увеличивали людность, приобретали городские черты в своем облике и коммунальном хозяйстве. Как правило, сперва они получали статус поселка городского типа, а затем, как бы пройдя «кандидатский стаж», становились городами. Это было выразительным проявлением (можно сказать, в чистом виде) «урбанизации по-деревенски», как удачно выразился известный демограф А.Г. Вишневский.

Города-заводы, бывшие фабричные и кустарные села, сельские райцентры, пристанционные поселки (о них скажем ниже) - наиболее массовые категории «эмбрионов», которые, последовательно развиваясь, пополняли ряды российских городов в XX в. По суммарной численности населения, по экономическому и культурному потенциалу они, конечно, значительно уступали старым городам, но не по числу. Следует отметить, что доля малых городов была среди них выше, чем среди старых городов.

«Эмбрионы» использовались в качестве резерва урбанизации и для решения отраслевых задач, когда их выбирали точками роста тех или иных производств, важных для всей страны и для обустройства территории, нуждавшейся в оснащении центрами обслуживания населения и хозяйства.

Активизация «эмбрионов» означала содействие естественному процессу саморазвития расселения, которое выражалось в постепенном вызревании городских поселений из сельских. Вложение средств в их развитие, также подвергнутое критике («развивали всё и вся»), было обусловлено не только чисто экономическими, но и социальными задачами, которые в отношении и малых старых городов, и «эмбрионов» надо считать приоритетными.

Причины создания новых городов

и их роль в развитии России

Использованием старых городов и формированием молодых городов на основе доразвития «эмбрионов» нельзя было решить задачи модернизации страны, и создание новых городов стало необходимостью.

Наглядно это проявилось при создании собственной сырьевой базы для развивающейся промышленности. Опора на собственные ресурсы в тогдашних условиях явилась непреложным фактом и не имела альтернативы. Лишь в редких случаях месторождения полезных ископаемых открывались вблизи существующих городов. Намного чаще это случалось в малоосвоенных районах, лишенных городов вообще. Вовлечение в использование ресурсов породило большое число сырьевых городов-добытчиков, в том числе в районах с экстремальными природными условиями, что удорожало освоение и обрекало создаваемые у месторождений города на монофункциональность.

Сырьевые города, будучи необходимыми в условиях советской индустриализации, отнюдь не выражали сырьевую ориентацию нашей экономики. Они образовали первичный слой центров, снабжавших сырьем и топливом ведущие отрасли, определявшие экономическое лицо страны. Среди сырьевых городов преобладали небольшие, большей частью узкоспециализированные центры. Однако наряду с ними сложились и весьма крупные центры комплексного развития. Их многофункциональная структура развилась на базе ведущих добывающих отраслей и включала связанные с ними подготовку кадров, науку и проектирование. Такие города - Новокузнецк, Альметьевск, Норильск, Ухта, Сургут, Новомосковск - явились ядрами важных промышленных районов.

Сырьевые города ознаменовали собой движение на Север и Восток, где их доля была выше, чем в староосвоенной части страны (Железногорск в Курской области, Губкин в Белгородской, угольные города Мосбасса и нефтяные - Поволжья). Критики считают, что не надо было идти на Север. Но они совершенно пренебрегают тем фактом, что Россия в постсоветское время выживает именно благодаря осуществленному ранее походу за ресурсами на Север и Восток.

По приблизительным подсчетам, среди городов России около 160-170 сырьевых центров. В них добывающая отрасль - угольная, горнорудная, нефте- и газодобывающая - ведущая, а во многих случаях, особенно в городах Севера, единственная.

Без малого три четверти общего числа сырьевых городов составляют новостройки. По специализации сырьевые города распределяются так:

города-шахтеры - 56 (новостроек - 32), в том числе малые - 38, средние - 15,

большие - 8;

горнодобывающие (добыча руд и нерудных ископаемых) - 63 (38), малые - 48,

средние - 12, большие - 3;

нефтеграды - 47 (41), малые - 27, средние - 13, большие - 7.

С созданием сырьевых городов связаны значительные издержки урбанизации, ее теневые стороны. Свидетельство этого - сложная экологическая ситуация: отвалы пустой породы, провалы грунта, вызванные подземными выработками, загрязненность водотоков шахтными водами и т.д. Для угольных городов характерна конгломеративность: даже небольшой город-шахтер состоит обычно из нескольких поселков. Распространена монофункциональность. Неясно будущее после того, как будут исчерпаны запасы разрабатываемых месторождений.

Если прибавить к центрам добычи полезных ископаемых еще центры лесной и деревоперерабатывающей промышленности, центры гидроэнергетики, то общее число городов, занятых добычей и отчасти переработкой природных ресурсов на месте их добычи, достигнет примерно 250-260, то есть составит почти четверть всех российских городов. Видимо, если бы наша страна могла шире использовать сырьевые ресурсы мира, не было бы необходимости создавать столь большое число сырьевых городов. Но в условиях международной изоляции это нужно было сделать. Без сырьевых городов не было бы и высокотехнологичных производств, которые обеспечили выполнение таких важнейших программ, как космическая, атомная, создание современного вооружения и прочее.

Возникновение и развитие городов

в результате формирования

общегосударственных систем

инфраструктуры

Для нашей страны транспортный каркас имеет особое значение. Магистрализация дорог способствовала преодолению пространственного трения, столь значительного при огромных пространствах. Для России - страны континентальной - первостепенную роль в осуществлении взаимодействия районов играют железные дороги. Их строительство, развернувшееся быстрыми темпами начиная со второй половины XIX в., коренным образом сказалось на урбанистической и территориально-урбанистической ситуации, по-иному расставило акценты урбанизации, повлияло на расслоение городов по предпосылкам развития.

Транспортные магистрали выступили осями урбанизации, создали благоприятные условия для линейностремительных тенденций в расселении. На магистралях возникли пристанционные поселки, постепенно становившиеся фокусами местных социально-экономических связей. Они перехватывали функции центров у старых городов, оказавшихся вне железной дороги, использовали возможности транзитных связей. Развитие пристанционных поселков, постепенно превращавшихся в города, - отклик территории и расселения на появление магистрали - оси развития.

Общее число городов, выросших из пристанционных поселков, достигает 170. Характерно, что почти все города этой категории получили официальный городской статус в XX в. (немногие - Армавир, Боготол, Любань - до революции). Об участии пристанционных городов в формировании сети центральных мест, облеченных административными функциями, свидетельствует то, что 135 городов, или 80% общего числа городов этой группы, возглавляют административные районы.

Вырастая в сельской местности, большей частью за пределами агломераций, пристанционные города формировались по образу и подобию сельских поселений. Для них характерны преобладание малоэтажной усадебной застройки, сады и огороды, хозяйственные строения для содержания домашнего скота.

В самых удачливых городах транспортная функция сыграла роль фундамента, на котором развилось сложное сочетание функций. Таковы Армавир, Минеральные Воды, Котлас, Рузаевка, Канаш, Свободный. На другом полюсе - узкоспециализированные малые города с предприятиями, обслуживающими железнодорожный транспорт. Среди них - Ожерелье, Бабушкин (бывший Мысовск), Микунь, Агрыз, Дно, Новосокольники.

Самый знаменитый город, рожденный железнодорожной стройкой - Новосибирск. Стадию «эмбриона» он прошел стремительно. Десять лет ему понадобилось, чтобы в 1903 г. получить статус города, и еще три десятилетия, чтобы опередить все города за Уралом по числу жителей.

Противоречивая загадочность в том, что остались средними, а то и малыми городами, крупные железнодорожные узлы - Бологое, Сухиничи, Рузаевка, Поворино, Лиски, Грязи, Котлас, Тында, заслужившая обязывающее имя столицы БАМа. Слишком много подобных случаев, чтобы считать их случайностью. Какая-то странная закономерность!

Единая энергетическая система (ЕЭС) - одно из важнейших достижений в совершенствовании территориального устройства страны. ЕЭС повышает эффективное использование вырабатываемой электроэнергии, обеспечивает рациональное маневрирование ее потоками в течение суток, что имеет большое экономическое значение для нашей страны, раскинувшейся на 11 часовых поясов, гарантирует надежность энергоснабжения всех районов.

В рамках ЕЭС сложилась плеяда городов-энергетиков - еще одного нового типа городов XX в. Они разделяются на три основных группы: города при тепловых электростанциях, работающих на угле, газе, торфе; при гидростанциях; при АЭС. Более свободно размещаются тепловые электростанции. Значительная их часть осела в уже существовавших городах, прежде всего в крупных центрах - потребителях электроэнергии. Другая - в районах добычи топлива. ГЭС и АЭС породили, как правило, новые города.

Выбор места для сооружения плотины определялся гидрологическими и геологическими условиями, и лишь в отдельных случаях оно оказывалось в черте существующих городов (Пермь, Иркутск, Рыбинск, Углич, Зея). АЭС в силу технических и психологических факторов сооружались вне городов.

Начало формированию ЕЭС положил знаменитый план ГОЭЛРО, и в ходе его реализации возникли первые крупные электростанции. Поселки при них со временем становились городами. Волхов, Терновск (переименованный в Шатуру) - вехи в развитии отечественной электроэнергетики. В их числе и Электрогорск, который получил права города в 1946 г., через 34 года после пуска первой в России крупной электростанции на торфе «Электропередача».

Возникшие как специализированные отраслевые центры - «фабрики электричества», - они обладали различными предпосылками для комплексного развития. Широкие возможности были у центров гидроэнергетики, построенных на больших реках. Сооружение ГЭС большой мощности порождает комплекс условий, благоприятствующих концентрации производства и населения: водохранилище - мощный источник водоснабжения, основа для развития рекреации, рыбного хозяйства; транспортный переход по плотине; «наследство» стройки - крупная строительная организация, предприятия строительных материалов, ремонтно-механические заводы. Мощный источник дешевой электроэнергии притягивал энергоемкие производства - цветную металлургию, химическую промышленность, целлюлозно-бумажное производство. Сочетание различных отраслей служило фундаментом для формирования многофункциональных центров.

Их прообразом явился город более чем скромных размеров, возникший при Волховской ГЭС. Волховстрой (первоначальное наименование поселка) получил городской ранг в 1933 г. Он стал пионером не только гидроэнергетики, но и отечественной алюминиевой промышленности. Сами сооружения ГЭС признаны важной вехой в развитии промышленной архитектуры. Сохранило место в комплексе и производство строительных материалов, получила развитие химическая промышленность, также притягиваемая электроэнергетикой.

Особую группу городов-энергетиков образуют города при АЭС. Значение их очень велико для районов, лишенных топливных и гидроэнергетических ресурсов. Выбор точки для размещения АЭС определялся требованиями Единой энергетической системы. АЭС - скрепляющие узлы энергетического каркаса - размещаются там, где возможности для сооружения электростанций иного типа стеснены или отсутствуют.

Среди городов-энергетиков нередки спутники крупных центров-лидеров: Электрогорск, Шатура, Кашира (Кашира-2***) и Конаково в Подмосковье, Комсомольск вблизи Иваново, Курчатов под Курском, Нововоронеж под Воронежем, Заречный и Среднеуральск у Екатеринбурга, Кировск и Сосновый Бор под Санкт-Петербургом и т.д.

Сооружение гидростанций, требовавшее вследствие огромного объема строительных работ создания мощных строительных организаций и промышленности строительных материалов на месте, открывало путь для организации поблизости нового крупного строительства. «Наследие» прежней, уже завершенной стройки становилось фактором размещения промышленности и развития расселения. Так возникли известные промышленные центры Тольятти, Ангарск, Шелехов, Волгодонск, Нижнекамск и им подобные города, которые можно назвать побочными детьми гидроэнергостроительства.

Возникновение малых городов на волне

центростремительных процессов в расселении.

Эпоха городов-спутников

Очень сильно в XX в. проявился в расселении агломерационный фактор. Невиданные ранее масштабы территориальной концентрации вызвали гигантский рост крупных центров - отраслевых и региональных лидеров - и необходимость эффективного использования их выдающегося потенциала. Это предопределило переход расселения к агломерационной стадии развития, который был неизбежным для всех развитых стран мира и имел повышенное значение для России вследствие особенностей ее географических условий. В течение нескольких десятилетий наша страна покрылась агломерациями - ключевыми формами современного расселения.

Переход от точечной формы территориальной концентрации к ареальной (агломерационной) усилил контрастность расселения. Он был особенно разительным, так как в прошлом ведущие города России не окружали себя спутниками. Вообще, городам как бы вменялось в обязанность соблюдать между собой дистанцию и не приближаться к городу-лидеру, чтобы иметь собственную зону влияния. Относительно равномерное распределение городов по территории было обусловлено самой логикой административно-территориального деления и ведущей в прошлом для городов административной функцией. Исключение представлял лишь Санкт-Петербург, который создавался одновременно с окружающими его спутниками разного назначения - резиденциями, крепостями, промышленными центрами.

Создание спутников вполне отвечало логике эволюции расселения. Эта новая, в массовом количестве рожденная XX веком категория городов заняла особое место в расселении. Спутники явились средством использования потенциала центров-лидеров и решения их усложнившихся социально-экономических и градостроительных проблем. Спутники - разнообразное и необходимое дополнение большого города, своего рода его «брызги». Вместе с породившим их городом спутники выполняют роль двигателей прогресса.

Народнохозяйственный профиль спутников самый разный. Общее у них - спутничество, обусловленное близостью к городу-центру. Спутничество - своего рода печать на жизнедеятельности города-спутника и его населения. Ориентация на город-центр выражается в интенсивных и разнообразных связях, трудовой и учебной маятниковой миграции, в систематических культурно-бытовых поездках жителей.

Создание городов-спутников - это ответ расселения на вызов урбанизации в XX в. В геоурбанистике под спутниками понимаются все города, существующие в зоне непосредственного влияния города-центра, а не только те, которые градостроители возводили по специально разработанным именно для города-спутника проектам. Это, так сказать, градостроительно-официальные спутники, «законные» с точки зрения архитекторов. Под Москвой такой спутник один - Зеленоград, одновременно являющийся административным районом столицы. А в реальности в когорту подмосковных городов-спутников входят города не только Московской области, но и расположенных у ее границ районов сопредельных областей: Обнинск, Балабаново, Жуков, Таруса, Боровск Калужской области; Конаково Тверской; Александров с г. Струнино и г. Карабаново, а также Петушки с г. Костерево и Покровом Владимирской.

Для определения масштабов спутничества необходимо скрупулезное исследование внутриагломерационных взаимосвязей. Пока такая работа вследствие ее трудоемкости и сложности получения исходной информации не выполнена. Приблизительные подсчеты позволят получить представление о масштабах явления. В зонах непосредственного влияния больших городов всех рангов, которых в 2002 г. насчитывалось 168****, сосредоточено около 350 городов. Старые города в этих зонах сравнительно немногочисленны, преобладают молодые. А среди них весьма значительная доля городов-новостроек, хотя численно они уступают городам, развившимся из полугородских-полусельских поселений путем постепенного наращивания городских функций и городских черт в облике, составе населения, функциональной структуре.

Таким образом, около 1/3 всех российских городов располагается в зонах влияния крупных центров. Это очень внушительное явление, выражающее сильный агломерационный акцент в расселении. Сравнительно немногие большие города не прибегают к услугам спутников, как бы не доверяя им выполнение части своих обязанностей. Среди них такие значительные центры, как Омск, Хабаровск, Тюмень, Курган, Улан-Удэ, Сыктывкар, Йошкар-Ола.

Городов-новостроек среди спутников примерно 100. Возникновение и целенаправленное создание городов в окружении крупных центров продиктовано эволюцией расселения, соответствует ее закономерному ходу.

Велика роль наукоградов, развивающихся на волне научно-технической революции. Наукограды стали результатом НТР и фактором ее дальнейшего развития. В их основе триада функций: «наука - наукоемкое производство - образование», тесно и органически взаимосвязанных. Наукограды - новый тип городов, выделяющихся уникальным интеллектуальным потенциалом. Подавляющее большинство их предпочитает быть спутниками. Вблизи города-лидера, который их породил в буквальном смысле слова, они имеют наиболее благоприятные условия для своей деятельности.

Существующий в РФ Союз наукоградов объединяет около 70 центров. Из них 46 официальных городов, 6 «номерных» (статус неизвестен), 4 Академгородка сибирских центров, 7 поселков городского типа, два городских района (в Балашихе и Балахне). Старые города - Бийск, Мичуринск, Истра, Переславль-Залесский, Меленки. Молодые города, но старые центры - Реутов, Климовск, Красноармейск, Приморск, уральские города-заводы Миасс, Нижняя Салда, Усть-Катав. Новостройки преобладают. Самое крупное семейство наукоградов - подмосковное. Столица стимулировала развитие в своем окружении едва ли не половины наукоградов России. Это знаменитости - Обнинск, Дубна, Королев, Фрязино, Черноголовка, Протвино, Пущино, Жуковский и др.

Выводы

Россия на всех этапах своей истории постоянно создавала и учреждала новые города, но также постоянно испытывала недостаток в городах. Создание новых городов в значительной степени определялось постоянным расширением государственной территории, ее закреплением, хозяйственным освоением, оснащением центрами обслуживания.

Россия в XX в. продолжала формировать сеть городов, в некоторых районах делая это «с нуля», в то время как западноевропейские страны этот процесс завершили столетия назад. В XX в., не пропуская ни одного десятилетия, Россия активно создавала новые города, в том числе города нового типа.

Акцент на развитие старых городов вполне очевиден. Все старые города, обладавшие предпосылками развития, использовались как точки роста. Они радикально трансформировали свою функциональную структуру, многократно увеличили число жителей, стремительно перемещались по ступеням иерархической лестницы. Города со скромными возможностями развития остались местными центрами. Росту значительной группы старых городов препятствовало невыгодное транспортно-географическое положение (удаленность от железных дорог).

Широко использовались для наращивания состава и сети городов «эмбрионы» - города-заводы, фабричные и кустарные села, сельские райцентры и др.

Создание городов-новостроек стало необходимым, так как старых центров оказалось недостаточно для модернизации страны. Новые города возникали там, где не было возможности опереться на старые города или их попросту не было.

Основными факторами строительства новых городов явились потребность индустриализирующейся страны в сырье и топливе, формирование единых транспортной и энергетической систем, переход к агломерационной стадии расселения, обустройство территории иерархически построенной сетью центральных мест.

Создание новых городов соответствовало ведущим тенденциям в эволюции расселения - центростремительным (развитие спутников в агломерационных ареалах) и линейностремительным (возникновение городов на осях урбанизации - транспортных магистралях). «Вызревание» городов из многочисленных и типологически разнообразных «эмбрионов», так же как и возникновение городов на основе центро- и линейностремительных процессов, выразило саморазвитие расселения.

Оценку целесообразности создания того или иного нового города необходимо основывать на географическом анализе, отвечая на вопрос, поставленный Н.Н. Баранским: «Почему город возник и возник именно в данном месте?». Отрицание политики и практики строительства городов, лишенное доказательств, полученных географическим анализом, голословно.

Урбанизация протекает в постоянно и объективно меняющихся условиях. Глубинные географические причины возникновения новых городов заключены в постоянной трансформации территориальной структуры хозяйства. Возникают новые центры и линии. Их использование в качестве точек роста и осей развития отвечает экономическим, социальным и военно-политическим интересам страны.

* До 1922 г. Темир-Хан-Шура.

** По данным известного исследователя горнозаводских поселений России Р.М. Лотаревой, на Урале было построено более 260 заводов, в Сибири - около 40.

*** Бывший Новокаширск.

**** Принимался радиус зоны непосредственного влияния: 50 км для городов от 100 тыс. жителей до 1 млн жителей, 70 км для городов-миллионеров, 100 км для Москвы и Санкт-Петербурга.

Г.М. Лаппо

доктор геогр. наук

главный научный сотрудник

Института географии Российской академии наук

Источник в интернете:

Требования к оформлению предоставленных материалов:

Документ Microsoft Word 97/2000/XP/2003 (расширение.doc);

Объем до 5 страниц (5-9 классы); до 7 страниц (10-11 классы) формата А4;

Первая строка – «фамилии, имена и отчества авторов полностью» (курсив, выравнивание – по правому краю);

Вторая строка – фамилия, имя и отчество учителя (курсив, выравнивание – по правому краю);

Третья строка – «город, название организации» (курсив, выравнивание – по правому краю);

Четвертая строка – «название материала» (прописными буквами, полужирный, выравнивание – по центру);

- текст работы: выравнивание по ширине, межстрочный интервал – 1,5, шрифт – Times New Roman, кегль 14;

- поля: верхнее, нижнее – 2 см, левое, правое – 2 см;

Абзацный отступ – 1,25 см;

Сноски оформляются сплошной нумерацией по тексту в квадратных скобках – , и т.д.

В конце работы должен располагаться список литературы.

Контакты для связи с оргкомитетом конкурса: [email protected],

тел.: +79111946080, +79523961916

Запрещается использование газет, бумаги для изготовления куклы Масленицы.

Каждый участник конкурса готовит визитную карточку своей куклы и участвует в масленичном шествии (парад Маслениц). Визитная карточка может быть представлена в стихотворной или прозаической форме, носить юмористический характер.

по телефону 3-19-54, 3-04-45

e-mail: [email protected]

Заявки подаются в произвольной форме и должны содержать контактную информацию об изготовителях куклы.

3 . Готовую куклу необходимо в срок до 24 февраля 2012 года представить в МУ «Молодежный центр» (Народная пл. д.8).

4. Все куклы 26 февраля 2012 года участвуют в масленичном шествии, в сопровождении представителей организаций, учреждений, предприятий - участников конкурса.

5. По итогам работы жюри будет определена кукла победительница в следующих номинациях:

Кукла «Домашняя масленица» (симпатичная кукла-оберег, одетая в яркие наряды, олицетворяющее здоровье, достаток и благополучие),

Кукла «Чучело Масленицы» (символ зимы, смешное или страшное чучело, как правило из соломы или цветного тряпья).

Победители в гоминациях будут награждатся ценными призами на главной сцене. Также будут определены победители в дополнительных номинациях.

6 . По согласованию с участниками конкурса в программе праздника предусмотрено сожжение кукол, представленных на конкурс.

История города начало 20-го века

История Н.Челнов тесно связана с историей Мензелинского уезда.

Село Наб. Челны входило в состав МУ в 1781-1921 гг. Уезд занимал площадь 11 640,6 кв. верст, т.е. включал территорию современных районов РТ – Тукаевского, Мензелинского, Нижнекамского, Заинского, Муслюмовского, Сармановского, Актанышского.

В МУ насчитывалось 4 пристани, наиболее значительной из которых была Челнинская пристань.

Одна из старейших и наиболее крупных пристаней Нижней Камы. Известна с середины 18 в. В 19-нач. 20 вв. пристань уступала по грузообороту и ценности грузов только Чистопольской – более чем в два раза. Однако уже в 1913 она превзошла своего конкурента.

Среди отправляемых грузов преобладали: зерно, мука, крупа, семя льняное, яйца, спирт, поташ. Среди принимаемых: дрова, лесные материалы, соль, сахар, рыба. В начале 20 в. всё большее место стали занимать нефть, нефтепродукты, металлы, сельхозинвентарь. Отправлялись грузы на пароходах и баржах во многие города России – Рыбинск, Н. Новгород, Казань, Астрахань, Городец, Кинешму, Кострому, Ярославль, Пермь, Муром, Санкт-Петербург и др. Из этих же городов товары доставлялись в Н.Челны. В начале 20 в. водный транспорт оставался едва ли не единственным для поездки в Казань, Чистополь, Уфу, Пермь.

19 февраля 1867 г. император Александр 11 подписал Манифест об отмене крепостного права в России и ряд «Положений», разъяснявших условия освобождения крестьян. Крестьяне получили личную свободу, право на имущество. Условия наделения землей и взаимоотношения с помещиком непосредственно на местах регулировались т.н. уставными грамотами. (муляж такой грамоты в витрине № 1.

Промышленность МУ в конце 19 в. была представлена 1040 небольшими заведениями, на которых было занято 1728 рабочих (1,66 на 1 заведение). Наиболее многочисленными были предприятия по переработке с-х продукции: водяные, ветряные, паровые мельницы, крупянка, обдирки, маслобойки, зерносушилки, винокуренный и пивоваренный заводы. Имелись еще две механических мастерских, спичечная фабрика, паточный и крахмальный заводы, поташные и кирпичные з-ды, кузницы, красильни, шерстобойки, овчинные и кожевенные заведения, воскобойня, каменоломня. В начале 20 в. основывается неск-ко крупных предприятий – 4 винокуренных, лесопильный з-ды, Челнинский элеватор Гос.Банка.

Следует отметить. что село Бережные Челны было торговым центром для всего МУ.

Доказательством этого могут служить:

- торговый дом Бр.Хальфины продажа, покупка продуктов; паровая мельница в Н.Челнах;

- Галей Зайнетдинович Зайнетдинов: продажа мануфактуры, чая, сахар, хлебных продуктов; покупка зерновых; паровая мельница на пристани Н.Челны;

- Хлебная торговля Ш.Ш.Мухитова;

- мукомольный, лесопильный, строгальный и стружечный заводы Стахеевых.

3. В витрине можно увидеть клад, найденный рабочими в фундаменте одного из домов во время строительства Нижнекамского водохранилища.

Деньги: 5 руб. – 183 шт (1909 г.)

10 руб. – 36 шт (1909 г.)

25 руб. – 2 шт (1909 г.),

а также золотые и серебряные украшения и монеты. Ценности были сданы государству, а ассигнации и кубышка – в музей.

По первой Всероссийской переписи населения (1897) в МУ проживало 379 981 чел. Наиболее многочисленным было крестьянское население (375 797 чел.).

Грамотность жителей составляла 18,9%, чему способствовало открытие большого числа земских школ и училищ.

Если в 1875 году в уезде насчитывалось всего 26 сельских начальных школ (в т.ч. мужское и женское училища в Мысовых Челнах), то в 1913 в ведении земства находилось уже 138 школ, в них насчитывалось 10 627 учеников. Был введен 4-годичный срок обучения, успешно осуществлялся переход к всеобщему начальному образованию. В ряде училищ было налажено обучение детей ремеслу. Главными недостатками земского образования была слабая материальная база, дефицит квалифицированных учителей, большой отсев учеников (до 20% за уч. год), тем не менее качество обучения в земских школах было заметно выше, чем в церковно-приходских школах или в школах грамоты.

В ночь с 24 на 25 октября 1917 года свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Военно-Революционный Комитет при Петроградском Совете Рабочих и Солдатских депутатов выступил с Обращением к гражданам России 25.10.1917 г. «Временное правительство низложено, власть в руках Петроградского Совета Рабочих и Солдатских депутатов». В это же время Советская власть победила и в Казани. Однако в уездных городах и деревнях Советская власть устанавливалась вплоть до марта 1918 года.

О ВОСр в Мензелинском уезде узнали с большим опозданием. Только 14.11.1917 созданный в Мензелинске Военно-революционный комитет организовал манифестацию крестьян, солдат и граждан под лозунгом «Вся власть советам!» и провозгласил власть ревкома. В середине декабря органы бывшего Врем. Прав-ва были распущены и Мензелинский ВРК передал свои полномочия Уездному Совету рабочих, солд-их и крест. депутатов. В Челнах также вначале был создан ревком, а затем Межволостной Совет под председательством С.А.Столярова /военком С.П.Карманов/ и сельсовет с. Бережные Челны из 9 чел-к.

Одной из трагических страниц нашей истории является гражданская война.

Гражданская война на Нижней Каме началась весной 1918, когда вспыхнул мятеж Чехословацкого корпуса, находившегося на территории России. Наступление белочехов получило поддержку эссеров, организовавших в Самаре Комитет из депутатов Учредительного собрания (части Народной Армии Комуча). Для участия в подавлении контрреволюционного выступления в Мензелинске была организована боевая дружина в составе 120 штыков. Четвёртый уездный крестьянский съезд (04.07.1918) принял решение о мобилизации и открытии военных действий против белочехов.

Тем временем белочехи и нар. Армия Комуча заняли Уфу, Бугульму, Казань. 25 июля 1918 вступили на территорию МУ и 17 августа захватили Мензелинск. Бои велись с переменным успехом. 7 сентября отряды Комуча на трех вооруженных пароходах неожиданно прорвались к Елабуге и заняли город. В Н.Челнах готовились отражать нападение и производили эвакуацию учреждений. Благодаря энергии и находчивости активистов Советской власти – комиссара С.П.Карманова и П.М.Никитина – было эвакуировано Челнинское казначейство, вывезено около 1 млн. руб. денег, в т.ч. 50 тыс. руб. серебром.

9 сентября 1918 части Красной Армии оставили с. Н. Челны. Вся территория МУ была занята белогвардейцами. Происходила жестокая расправа со сторонниками Сов. власти.

В середине сентября 1918 начал свои операции на Каме отряд боевых судов Волжской военной флотилии.

Помощник командира - Маркин Николай Григорьевич. Родился в крестьянской семье, член РКП(б) с 1916. Участник Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде.

Выполняла обязанности флаг-секретаря командующего и возглавляла разведывательный отдел штаба 5-ой армии Рейснер Лариса Михайловна. Она послужила прообразом женщины-комиссара в пьесе Всеволода Витальевича Вишневского «Оптимистическая трагедия».

«Ваня - коммунист» был награжден Революционным Красным знаменем Реввоенсовета России (авг. 1918).

Весной 1919 положение на Восточном фронте вновь обострилось. В марте войска адмирала А.В.Колчака начали наступление от Урала к Волге. Из Москвы было получено указание – во что бы то ни стало эвакуировать из Н. Челнов находившиеся там ценности: хлеб, сено, мясо и др. продукты. В Челнинском затоне зимовало 17 пароходов, 6 дебаркадеров, 38 барж, 6 нефтянок. За пределами затона находилось ещё 10 судов.

Эвакуацию хлеба обеспечивали 40-й полк 28-й дивизии В.А.Азина под командованием В.И.Чуйкова (будущего маршала), отряды Мензелинского коммунистического батальона под командованием Ф.М.Гурьянова, отряд Елабужской ЧК во главе с П.Д.Конькиным, челнинский отряд Фомы Ислаева. Всё, что не удалось эвакуировать, было передано частям 2-й армии или роздано крестьянам.

В начале апреля 1919 части армии А.В.Колчака заняли Н.Челны. Находилась колчаковская армия в МУ недолго. 25-я Чапаевская дивизия успешно провела операции под Бугульмой и 13 мая взяла город. Опасаясь окружения, отряды А.В.Колчака 14 мая оставили Н.Челны, 17 мая – Мензелинск. К 20 мая 1919 территория МУ была полностью занята Красной Армией.

За годы Гр. войны МУ понес большие материальные и людские потери. За 1918-1919 было разрушено 1047 домов, 9 заводов, 150 мостов, уведено 20 200 голов скота, увезено 200 тыс. пудов фуража, 30 тыс. пудов соли, 1 млн. пудов хлеба; белогвардейцы расстреляли 255 человек.

После окончания гражданской войны необходимо было восстанавливать страну. Главной проблемой было отсутствие продовольствия. Как следствие этого в январе 1919 года была введена продразверстка.

Крестьяне были недовольны большими размерами продразверстки и бесчинствами продовольственных отрядов. Мятеж начался в деревне Новая Елань МУ, куда 03.02.1920 года прибыл продотряд во главе с уполномоченным М. уездного продовольственного комитета А.Д.Пудовым численностью 35 чел. Добиваясь от крестьян стопроцентного выполнения разверстки, он объявил деревню на военном положении и арестовал 18 мужчин и 2 женщин и посадил их в неотапливаемую кладовую при 30-ти градусном морозе. После отказа Пудова освободить арестованных 6 февраля крестьяне, вооружившись вилами, топорами, лопатами, кольями и др. орудиями, зверски расправились с четырьмя продотрядниками, более 10 человек из них задержали, раздели, избили до потери сознания и бросили в холодный амбар, а остальных, всего в отряде насчитывалось 35 человек, рассеяли. Оружием продотрядовцев завладели восставшие. В это время кулаки разослали по соседним деревням своих представителей с призывом к восстанию.

Прибывший на подавление крестьянского выступления отряд во главе с председателем Мензелинской ЧК Михаилом Степановичем Головиным был разгромлен.

К боевым действиям против повстанцев были также привлечены войска Туркестанского фронта. К середине марта восстание было повсеместно подавлено. Потери повстанцев составили около 3 тыс. человек, советских работников, красноармейцев и членов их семей – 800 человек.

Ещё одна трагическая страница истории голод 1921-1922 гг.

Вследствие неурожая 1921 и отсутствия у населения продовольственных запасов зимой 1921-22 разразился страшный голод.

Охватил он и территорию Челнинского кантона. По отчету его администрации, только за февраль 1922 умерло от голода 10 155 человек, от тифа – 1344 чел., всего 11 499 чел. Заболело от голода 44 507 чел. Люди питались суррогатами – корой, лебедой. В пищу употреблялись собаки, кошки, падаль скота, диких животных и птиц. Наблюдались случаи людоедства. Нередко трупы умерших подолгу оставались непогребенными. На почве голода широкий размах приняли кражи, грабежи, убийства.

Для организации борьбы с голодом в Н.Челнах были созданы: кантпомгол, комиссия по организации общественных работ, для противодействия эпидемиям – Чрезкомэпид, комиссия по очистке города.

Помощь голодающим носила в то время общенародный, интернациональный характер. В ней приняли участие представители всех народов страны, а также различные международные организации: Международный рабочий комитет помощи (Межрабпом), АРА (Американская администрация помощи).

Государство, иностранные и общественные организации выделили крестьянам семена на озимый и яровой сев, а также продовольствие (27,5 тыс. пудов кукурузы).

Всенародным праздником стало 25 июня 1920 года – день провозглашения, день рождения Советской Татарии.

В сентябре 1920 в Казан собрался Учредительный съезд Советов Татарии. Приехало более 300 делегатов.

Съезд избрал органы власти новой республики: Татарский Центральный Исполнительный Комитет (ТатЦИК) и Совет Народных комиссаров ТАССР (СНК ТАССР).

Первым председателем правительства Татарии стал Сахибгарей Саид-Галеев. В 1930 был выделен отдельно Челнинский район. Н.Челны стали городом с числом жителей 9 300 человек.

Одним из промышленных предприятий города являлся лесозавод «Республиканец».

Лесопильный завод был построен и оборудован купцом, инженером-механиком из Елабуги Федором Васильевичем Стахеевым в 1912. Был предназначен на обеспечение нужд строительства Челнинского элеватора. Лесопильное производство запущено в ноябре 1913. Основная продукция завода пиломатериалы – доски, брусья, косяки и т.п.

После Великой Октябрьской революции на базе лесопильного завода создан и действовал лесозавод «Республиканец».

Учреждения Госбанка в Н.Челнах начали действовать в начале 20 в. Предположительно в 1911 создано Набережночелнинское казначейство, приписанное к Чистопольскому отделению Госбанка. В 1914-17 Госбанк осуществлял финансирование и общее руководство строительством Челнинского элеватора.

Челнинское отделение Госбанка создано в 1930. В 1936-67 построено здание отделения Госбанка на ул. Центральная.

Для охраны общественного порядка, собственности, прав и законных интересов граждан, партий, организаций, учреждений от преступных посягательств и антиобщественных действий была создана милиция.

Н.Челны имели свою газету. Городская газета, издается с декабря 1930. Название менялось. В 1930-39 «Трактор», в 1939-90 – «Знамя коммунизма», с сентября 1990 – «Челнинские известия» под этим названием она выходит и сегодня. Периодичность выпуска – 250 номеров в год.

Первым редактором газеты был Баянов Нур Галимович (поэт Нур Баян) (на фото слева направо - первый)

Нельзя не сказать о Набережночелнинском элеваторе, предприятии для приема, хранения, переработки зерна и хлебопродуктов. Численность работающих – св. 300 чел. (2006)

Расположен на левом берегу р. Кама. Памятник архитектуры в стиле промышленного модерна начала 20 в. Построен в 1914-17 бельгийско-немецкими фирмами по заказу Госбанка Российской империи ёмкостью хранения на 2 млн. пудов.

Элеватор состоит из рабочей башни – 10-этажное каркасное здание с транспортером, зерноочистительным оборудованием, лифтом; 3-этажного здания для мешкотары, помещение используется для хранения зерна россыпью; силосного корпуса – пространственного сооружения для хранения зерна в деревянных силосах высотой 18,6 м с общим количеством 486 шт ёмкостью 30,5 тыс. т. Отгрузка зерна производилась по воде через плавучий дебаркадер. Из баржи мешки выгружали на берег вручную, доставляли на территорию элеватора гужевым транспортом. В конном дворе содержалось до 40 голов лошадей. Около корпуса элеватора была построена котельная для подачи пара на сушилки «Говес». Основное топливо – уголь, который доставляли баржами к причалу элеватора. Механизмы работали от трансмиссионной передачи.

В СССР в конце 1920-х – начале 1930-х гг. началась коллективизация с/хоз-ва, процесс создания коллективных хозяйств, осуществляемый путём ликвидации единоличных крестьянских хозяйств. Весной 1930 года в контон прибыла группа 25-тысячников. Все они были направлены председателями колхозов.

Колхозы в первые годы коллективизации обычно объединяли жителей одного села или деревни: «Красные челны» с. Красные Челны, «Прикамье» г.Н.Челны, им. Коминтерна - с.Орловка, им.Братьев Наумовых – с.Боровецкое, «Вперед» д.Сидоровка, «Красная Шильна» с.Большая Шильна, «Кзыл-Куч» д.Старые Гардали. Коллективизация сопровождалась обобществлением рабочего и продуктивного скота, орудий труда.

Фото на стенде рассказывают о трудовых буднях к/хозов.

По состоянию на 1940 в Челнинском районе имелось 64 к/хоза, 3 с/хоза, и 1 МТС. В коллективных хозяйствах было сосредоточено 99,9% всех с-х угодий р-на, что означало фактическое завершение коллективизации.

До 1917 на территории МУ функционировали церковно-приходские школы и земские школы и училища. Дети-татары до революции с 6-летнего возраста учились в школах (медресе, мектеп) при мечетях, где их обучали грамоте по арабскому алфавиту. Они изучали Коран. После окончания учебы при мечети дети-татары по желанию родителей могли поступить в земскую школу, где обучение велось на русском языке. В 1920-е гг. началось создание системы светского татарского национального общего образования европейского типа.

Курс «История русской культуры» носит интегративный характер, предназначен для учащихся 7-9 классов средней школы и соответствует образовательным стандартам.

Русский город начала XX века.
Что нового появилось в облике и благоустройстве русского города в XVIII-XIX вв.? Как это было связано с изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны того периода?

Новое в облике города. Облик русских городов в начале XX в. стал быстро меняться. Крупные города начали расти ввысь. Пяти, шести и даже семиэтажные здания перестали быть редкостью. В 1912 г. в центре Москвы построили первый 10-этажный жилой дом (ил. 1).

Городская земля в эпоху капитализма быстро дорожает. Стоимость квадратного метра земли в центре Петербурга в начале XX в. достигала 100 рублей (для сравнения: средняя зарплата рабочего составляла около двухсот рублей в год), поэтому строить стали теснее. В интересах экономии жилые дома возводили в виде каре (замкнутого прямоугольника), внутри которого оставляли дворы-колодцы, необходимым для освещения квартир. Эта довольно непривлекательная картина была особенно характерна для Петербурга того времени. На центральные улицы выходили нарядные фасады больших домов, за которыми скрывались тесные мрачные дворы.

Окраины промышленных городов были застроены корпусами фабрик и заводов. Высокие дымящие трубы стали неотъемлемой частью городского пейзажа рабочей окраины.

И старое. Указанные перемены коснулись прежде всего крупных городов. Маленькие, а их в России было подавляющее большинство, оставались такими же, как сто и больше лет назад. В центре - торговая площадь, на которой стоял собор и дом градоначальника. Поблизости - здание присутственных мест (городское управление), гимназия, пожарная каланча и т.д.

Содержание
К ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЯМ 5
ЧАСТЬ 1 РУССКАЯ КУЛЬТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА 7
Глава 1. РУССКИЙ ГОРОД И КУЛЬТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА

1. Русский город начала XX века 8
2. Жизнь и быт горожан 16
3. Городские праздники 25
4. Стиль модерн 34
5. Художественные объединения начала XX века 41
6. Русский авангард 53
7. Театр, кино и музыка 63
События и даты 72
ЧАСТЬ 2 КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ 75
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 1917-1920-е годы

8. Первые культурные преобразования 76
9. Художественные объединения 20-х годов 82
10. Советская архитектура 20-х годов 91
11. Театр и кино 98
События и даты 106
Глава 3. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА 30-х - НАЧАЛА 50-х годов
12. Культурная политика 30-х годов 110
13. Трагедия культуры 117
14. Культурные достижения 30-х годов 125
15. Война и культура 137
16. Культура первого послевоенного десятилетия 146
События и даты 155
Глава 4. ЖИЗНЬ И БЫТ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ
17. Быт советского человека 158
18. Воспитание советского человека 166
19. Советские праздники 174
События и даты 183
Глава 5. КУЛЬТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
20. Возникновение русского зарубежья 185
21. Культура русского зарубежья 192
События и даты 199
Глава 6. КУЛЬТУРА ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ»
22. Перемены в культурной политике 201
23. Искусство периода «оттепели» 207
События и даты 215
Глава 7. КУЛЬТУРА ПЕРИОДА «ЗАСТОЯ»
24. Культурная политика периода «застоя» 218
25. Официальное искусство 224
26. Неофициальное искусство 232
27. Авторская песня 241
28. Культура нового русского зарубежья 247
События и даты 254
ЧАСТЬ 3 КУЛЬТУРА ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX ВЕКА 257
Глава 8. КУЛЬТУРА ПЕРИОДА РЕФОРМ

29. Культура периода «перестройки» и распада СССР 258
События и даты 264
30. Особенности отечественной культуры XX века 265
Главные события культурной жизни XX века 268
Итоговые задания и вопросы 272
ПРИЛОЖЕНИЯ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И СОКРАЩЕНИЙ 273
СЛОВАРЬ ИМЕН 279
СЛОВАРЬ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ 293
СЛОВАРЬ УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ 298
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 303.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История русской культуры, ХХ век, 9 класс, Рябцев Ю.С., Козленко С.И., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Новые города XX века

Одной из отличительных особенностей векового процесса урбанизации в России является характер обновления состава и сети городов. Он был кардинальным и чрезвычайно быстрым.
Количественный рост явно опережал качественное развитие. Примерно 2/3 ныне существующих городов России образованы в течение XX века. Около 400 городов имеют городской стаж менее 40 лет. Для города это не возраст. Вследствие непродолжительности существования в качестве городов они еще не успели стать истинными городами ни по своей экономической базе, ни по качеству городской среды, ни по образу и качеству жизни населения.

На протяжении всей своей истории Россия неустанно и непрерывно создавала новые города, что в значительной степени было связано с расширением территории государства, ее закреплением и освоением. И в XX веке Россия убедительно подтвердила свое право называться страной новых городов . Нередко задают вопрос: нужно ли было в течение сравнительно непродолжительного времени создавать их так много? Критики усматривали в этом нерациональное "размазывание" ограниченных средств по территории. Не было ли более целесообразным развивать существующие города, как это и происходило в большинстве стран?

Однако существующих городов было мало. Все бывшие губернские и областные центры действительно за век расширили и укрепили свою экономическую базу, нарастили культурный потенциал, увеличили число жителей. Так же в десятки раз выросли и уездные города с благоприятным экономико-географическим положением (ЭГП), однако значительная их часть не обладала достаточными предпосылками для развития. Поэтому была веская необходимость в создании новых городов - как для вовлечения в оборот новых природных ресурсов, так и для обустройства и территориальной организации страны.

За столетие возникли и совершенно новые типы городов - столицы автономных (национальных) республик, центры фундаментальной и прикладной науки и др.

Принципиально новый тип города, появившийся в XX веке, - это наукограды. Будучи тесно связаны с городами-лидерами, они образуют авангард научно-технического прогресса и обладают уникальным потенциалом, что сильно выделяет их из числа всех российских городов. В подавляющем большинстве наукограды связаны с ВПК и имеют успешный опыт разработки высоких технологий .

Секретность деятельности, которой занимались наукограды, делала большинство из них "городами в шапке-невидимке": о них не сообщалось в печати, их не показывали на картах. Административная закрытость части из них помогла сохранить высокое качество населения.

В 1994 году часть закрытых городов (19) получила имена, вошла в справочники и появилась на картах. В 1990-х годах была образована некоммерческая организация Союз наукоградов, объединяющая, на начало 2002 года, 70 центров. Среди них - 46 официальных городов, 6 "номерных", 7 Академгородков, 7 пгт, 2 города частично (Балашиха-1 и Правдинск в составе г. Балахны) и 4 поселения, не имеющие городского статуса (Борок, Звездный, Орево, Реммаш). В СССР первые наукограды возникли еще до Великой Отечественной войны (например, г. Жуковский, развившийся на основе авиастроительного комплекса), но среди них преобладают новые города с принципиально новой градообразующей базой. Однако есть и старые поселения, радикально изменившие свою народнохозяйственную основу. Так, бывший торгово-промышленный посад Мелекес стал городом Димитровградом - центром исследований в области атомной энергетики. Изменили специализацию старые фабричные поселки Фрязино и Реутов. Развитие оборонно-промышленных составляющих сделало наукоградом Бийск. "Укрылись" под сень монастырей Саров, обосновавшийся на месте знаменитой Саровской обители, Дзержинский (Николо-Угрешский монастырь), Истра (Новый Иерусалим). Стал наукоградом и древний Переславль-Залесский, более известный Плещеевым озером, музеями и монастырями. Среди наукоградов - старинные города-заводы Усть-Катав, Миасс, Нижняя Салда. В больших городах, отличающихся расчлененностью территориальной структуры, собственно наукоградом является только какая-то его часть ?

Но большинство наукоградов строились на ровном месте, как новые города специального назначения. Обнинск, Зеленоград, Королев (Калининград), Протвино, Пущино, Радужный, Новоуральск, Северск - все это новые и хорошо построенные, добротные города.

Большинство наукоградов - центры прикладной науки. Однако в некоторых из них первенцем или основой послужила фундаментальная наука - Дубна, Протвино, Пущино, Троицк, Черноголовка. В большинстве случаев наукограды - муниципальные образования (кроме Зеленограда, считающегося районом Москвы, и сельских поселений). Как правило, это средние или малые города, но семь из них входят в число больших. Для наукоградов характерно размещение вблизи крупнейших городов - Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, а также Томска, Пензы. Они предпочитают быть городами-спутниками, даже находясь вдали от города-лидера. Так, Саров, среди многочисленных названий которого были "Москва-2" и Кремлев, указывавшие на особые отношения его со столицей, удален от нее на 400 км, но имеет аэропорт, связанный с Москвой регулярными авиарейсами.

В литературе выделяется семь основных специализаций наукоградов России: авиаракетостроение и космические исследования; электроника и радиотехника; автоматизация, машино- и приборостроение; химия, химическая физика и создание новых материалов; ядерный комплекс; энергетика; биология и биотехнология.

Как ни парадоксально, но наукограды с их величайшими возможностями и заслугами оказались в 1990-х годах невостребованными. Снизился государственный заказ на выпускаемую ими продукцию, что вызвало свертывание деятельности и безработицу, идет "утечка мозгов". Борясь за выживание, наукограды развивают побочные производства и виды деятельности, осваивают выпуск непрофильной продукции, чему благоприятствуют предоставленные им льготы. Снимается завеса былой секретности, устанавливаются связи с зарубежными фирмами. Надо надеяться, что "заминка" в деятельности наукоградов носит временный характер и будет преодолена.

Урбанизация в России развивалась на волне индустриализации. Именно промышленность породила большую часть новых городов, в том числе значительное число монофункциональных центров. Промышленность заставляла молодые города расти стремительно, в результате чего получались города-акселераты, у которых рост опережал развитие; территория страны усеялась городами-"полуфабрикатами".

Внедряясь в старые города, промышленность, естественно, расширяла их экономическую базу, обеспечивала многофункциональность, но в то же время наделяла своего рода "промышленным флюсом". Получая значение приоритетной отрасли, промышленность подчас лишала ресурсов другие виды деятельности. С ней же было связано и ухудшение экологической ситуации.

В ряде случаев возникшие на базе промышленности центры постепенно превращались из узкоспециализированных городов в многофункциональные. И в этом положительную роль играли именно предприятия промышленности, которые обрастали научными учреждениями, проектно-конструкторскими бюро, учебными заведениями. С их помощью создавались дома культуры, театры, музеи, библиотеки, поскольку развитие социальной сферы промышленного города финансировалось, как и жилищно-коммунальное строительство, через промышленные предприятия. Такой путь совершили Иваново - "русский Манчестер", Липецк, Тольятти и др. Некоторые из этих городов были выдвинуты промышленностью на роль областных центров, которые по определению развивались как многофункциональные.

Тем не менее усилий одной промышленности все же оказалось недостаточно для преодоления дефицита городов. Широко практиковалось преобразование в города сельских поселений, обычно начинавших выполнять некоторые городские функции, чаще всего являясь административными центрами районов. Подобные процессы имели в России давнюю историю. В ходе административной реформы 1775-1785 годов в правление Екатерины II на территории нынешней РФ путем преобразования из сел было учреждено 165 новых городов. Преобразование сел в города на протяжении XX в. шло постоянно, и в некоторых районах страны такие "сельские" города, сохранившие во многом сельские черты, составляют значительную часть городов.

2 - Примечательно, что самый старый русский город получил название нового - Новгород. А за ним последовали Нижний Новгород, Новая Ладога, Новочеркасск и др. Казань на первых порах своего существования называлась Новым Булгаром, а Архангельск - Новыми Холмогорами. Многие города, в имена которых вошли или входили слова и буквенные сочетания "новый", "ново" и т.п., возникли в XX веке (Новониколаевск, или Новосибирск, Нововоронеж и др.)
3 - Аналогом наукоградов за рубежом являются технополисы, развитие которых в широких масштабах развернулось в ведущих странах во второй половине XX века. Во Франции первым технополисом, вошедшим в строй в 1969 году, явился Антиполис на юге страны вблизи знаменитого Лазурного берега.
4 - Так, наукоградом считается не весь город Балашиха, а Балашиха-1; г. Правдинск - наукоград, включенный в состав г. Балахна.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме