Подвиги Геракла — это подвиги Иисуса-героя. Историческое значение подвигов Геракла Что означает подвиг геракла

Мы с детства наслышаны о подвигах Геракла. Книги, мультфильмы и кинофильмы раз за разом рассказывают нам о его победах над Немейским львом, Лернейской гидрой или чисткой Авгиевых конюшен. Напомним – великий греческий полубог совершил всего 12 подвигов, не считая разной мелочевки вроде удушения змей голыми руками в младенчестве или активного участия в знаменитом походе аргонавтов за золотым руном.

Сегодняшние школьники знают биографию Геракла лучше, чем таблицу умножения, и могут без шпаргалки рассказать о его жизни, начиная с рождения и до вознесения на Олимп. Однако если спросить их, кто такой Геркулес, то подобный вопрос вызовет тяжкие раздумья. Причем не только у подрастающего поколения. Ну что же… Как говорят в популярной рекламе – давайте поговорим об этом. Освежим для начала свою память, вспомнив основные моменты яркой, но короткой земной жизни легендарного героя.

Геракл, греческий Илья Муромец

Геракл – это плод любви главы греческого Олимпа громовержца Зевса и Алкмены, дочери микенского царя Электриона. Причем, чтобы полностью удовлетворить свою страсть, лидер божественного пантеона не постеснялся сотворить маленький апокалипсис – остановил солнце и устроил себе ночь длиною в трое суток. Не удивительно, что в результате таких бурных событий родился не какой-нибудь рядовой богатырь, а могучий Герой, полубог царского рода.

Гера, жена Зевса, очень невзлюбила будущую легенду и с самого его рождения начала строить всевозможные козни против Геракла. То змей ему подошлет, то безумием накажет… Однако герой на то и герой, чтобы преодолевать все трудности. В конечном итоге своенравная богиня, покровительница брака и блюстительница семейного очага, помирилась с внебрачным сыном своего грозного мужа и даже женила его на своей дочери Гебе.

За свою короткую, но бурную земную жизнь Геракл отметился немалым количеством славных дел. Наиболее знамениты так называемые 12 подвигов Геракла, совершенные с подачи верховного царя Пелопоннеса – недалекого и ничтожного Эврисфея. Мы не будем здесь описывать деяния мифического грека – литературы и фильмов на эту тему огромное количество. Теперь, сделав краткий обзор жизни нашего героя, попробуем установить связь между Гераклом и Геркулесом. Однако давайте для начала выясним, кто такой Геркулес и откуда он взялся.

Геркулес, новый центурион

После бурного расцвета греческой цивилизации над миром взошло новое солнце – Римская империя. Ее знаменитые легионы за очень короткий срок (по историческим меркам) захватили практически весь более-менее обжитый на тот момент мир. И в отличие от предыдущих и будущих миропокорителей сделали это добротно, на века. Не обошли римляне своим вниманием и культурный центр тогдашней цивилизации – божественную Элладу. Оккупирована она была без лишней крови и жесткости, но прочно и надолго.

Влияние греков на Рим оказалось огромным. Религия, мифология, многие праздники и обряды были восприняты «варварами с Апеннин» как свое, родное. Можно смело сказать, что греческая культура дала мощный толчок развитию и становлению «римского мира».

Конечно, римляне не могли копировать у греков все с точностью до запятой. Это противоречило бы римскому духу и логике завоевателя. Поэтому все боги, герои и другие мифические персонажи из Эллады, перейдя во владение римлян, получили другие имена и со временем даже стали выдаваться за исконно римских деятелей.

Не обошло это веяние и нашего героя – Геракла. В римском мифическом официозе он получил новое имя – Геркулес. В дальнейшем это имя прижилось в западном мире, но страны византийской сферы влияния использовали исключительно греческий оригинал – Геракл. Таким образом, мы плавно перешли к вопросу, вынесенному в заголовок статьи, а именно – чем отличается Геракл от Геркулеса?

Сравнение

Мы думаем, что внимательный читатель уже сам все понял. Однако наша задача – четко сформулировать вывод, который следует из нашего небольшого путешествия в страну мифов Древней Греции и Рима.

Итак, резюме. Между Гераклом и Геркулесом нет никакой разницы. Это два абсолютно идентичных героя с разными именами. Имя Геракл – изначальное, греческое, не имеющее других вариантов. Римский Геркулес – тот же самый грек Геракл, переименованный в угоду имперским амбициям латинян. Как уже указывалось, оба этих имени получили широкое распространение и используются одновременно, но в разных кругах мировой культуры – западной и восточной.

Дмитрий Маркин

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОДВИГОВ ГЕРАКЛА
Введение

Миф – особая форма познания мира. Миф непременно помогает нам жить. Каждый миф, в какой-то мере, является правдой. Русский философ А. Ф. Лосев, отмечает: “Миф вообще не есть поэтическая фикция и даже не поэзия вообще, миф есть для мифически мыслящего субъекта нечто абсолютно реальное, а вовсе не вымышленное” . При этом Лосев неоднократно в разных трудах подчеркивает, что единственной реальностью для человека античности был “чувственно материальный” “скульптурно оформленный” космос, т.е. прежде всего звездное небо” .

“Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образам народной фантазией ” – как пишут К.Маркс и Ф.Энгельс .

Исследователь мифов Джордж Фрэзер рассматривал миф как неточное и наивное восприятие природных феноменов, или человеческих действий и связывал мифические истории с древними обычаями и ритуалами .

Согласно теории философа и антрополога Клода Леви Стросса отдельные детали мифа часто можно заменить другими деталями, сохраняя неизменной общую структуру. Теория Леви Стросса нам представляется основной, и мы склонны с ней согласиться.

Категории мифов бывают разных видов, например, солярные мифы – главный персонаж в них солнце, солярными называют также мифы. В которых у героя или героини обнаруживают солярные черты, т.е. черты с признаками солнца как мифологического героя.

Геракл подходит под определение “солнечного героя”. Языческий латинский философ и филолог Макробий, живший в IV-V в н.э. напрямую связывает его образ с солнцем. Роберт Браун в своей книге “Семитское влияние на мифологию эллинов” пишет, что Геракл есть солнечный бог, совершающий особый подвиг в каждом месяце и знаке зодиака”. Двенадцать подвигов Геракла напоминают нам о двенадцати знаках зодиака . Это Солярная теория о двенадцати подвигах Геракла в которой:

Овен соответствует Киренейской Лани; Телец – это Критский бык; коровы Гериона соответствуют Близнецам; Лернейская гидра Раку; Немейский Лев – это созвездие Льва; Деве соответствует пояс Ипполиты; Небо Атланта – знак Весов; Кербер – это Скорпион; Стимфалийские птицы соответствуют Стрельцу; Эриманфский вепрь – это Козерог; Авгиевы конюшни подходят к знаку Водолея; Кони Диомеда к Рыбам.

Стоит заметить, что Геракл носил шкуру Льва – животного, символизировавшего летнее солнце , а под конец лета, в августе, солнце находится в созвездии Льва.

Существуют и другие категории мифов. Например, Астральные мифы – мифы о звездах и планетах. Ряд мифов заканчивается перемещением героев на небо, превращение их в созвездие – так происходит и в мифе о Геракле – после своих подвигов Геракл превращается в созвездие.

Мифы героические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытание со стороны его старших родичей или враждебных демонов, поиски жены, брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. Таковы героические мифы. .

Метеорологическая теория мифа. Древний человек, по этой теории, возводил в миф небесные явления, связанные с движением солнца и луны, так, что боги превращались в солярные, лунарные и астральные символы в обобщение метеорологических явлений, т.е.: гроза, молния, дождь, радуга, заря, бури и ветры и др. – таковы некоторые категории мифов .

На наш взгляд, существующие теории мифов, указанные выше, можно дополнить еще одной. Условно назовем ее “этической” . Миф представляет нам отголоски некоторых этических установок бытовавших в древности и оказывавших большое влияние на нравы, образ жизни, мораль в исторические эпохи. А так же на философские течения. Пример – Геракл на распутье: Однажды Геракл удалился в Киферейские горы и в глубокой задумчивости размышлял, какой путь избрать ему в жизни. Идя по дороге он увидел, что дорога раздваивается. Одна дорога вела к легкой, спокойной, беспрепятственной жизни, где не надо трудиться, другая же, вела к сложной неспокойной и нелегкой, к благородной, но тяжелой жизни, жизни, где надо трудиться, а не блаженствовать. Не раздумывая долго, благородный Геракл пошел трудной дорогой навстречу своей судьбе.

Данная работа представляет собой плод некоторых предварительных рассуждений по этой теме. Миф таит в себе суть человеческой жизни. Разгадывая мифы, мы узнаем прошлое человека, каким представлял себе он мир. Мы рассмотрим это на примере мифов повествующих о подвигах Геракла.

Предшественник Геракла – шумерский герой Гильгамеш, не добившийся бессмертия. В легендах о Геракле и Гильгамеше присутствуют отголоски близнечных мифов. .

Гильгамеш совершает подвиги подобные геракловым. Мифы о Гильгамеше рассказывают о его победе над быком, исполинской птицей, Гильгамеш убивает Льва. Подобно Гераклу спускается в подземный мир.

Итак, Геракл – герой, совершающий великие подвиги во имя человечества. Подвиги Геракла показывают нам жизнь древних в проблемах и пути решения этих проблем.
^ I Немейский Лев.

По велению Аполлона Геракл отправился на родину предков в пелопонесский город Тиринф. Он должен был 12 лет прослужить царю Микен Эврисфею и совершать подвиги, за что получит бессмертие. По приказу этого трусливого царя Геракл отправляется в город Немею на северо-востоке Пелопоннеса, чтобы убить, опустошавшего его окрестности, ужасного Льва. Он обнаружил льва в пещере с двумя выходами, с двумя вратами – врата Людей и Богов. Зайдя во врата людей Геракл пустил в него три стрелы – они отскочили от его шкуры. Геракл задушил Льва и вышел из пещеры из врат богов.

Все проблемы вставшие на твоем пути разрешимы. Решай проблему сам – говорит миф. (Как Геракл голыми руками задушил Льва). И ты выйдешь победителем (Геракл зашел в пещеру во врата людей, а вышел из врат богов). Отсюда ты получишь знания, станешь мудрее (Геракл содрал шкуру Немейского Льва его же клыками, надел на себя) - это был знак мудрости.
^ II Лернейская гидра

Около города Лерны, в болотах, жило чудовище с телом змеи и 9 головами. Гидра убивала всех вокруг. Геракл со своим помощником Иолаем прибыл сразиться с гидрой. Он придавил ногой тело чудовища и начал палицей сбивать головы гидры. Своим хвостом гидра пыталась задушить Геракла. Но он продолжал биться. Тут герой заметил, что на месте отрубленной головы вырастают две новые. Тогда он призвал на помощь Иолая, который стал поджигать стволами деревьев шеи гидры после того, как Геракл срубал с них головы. В ногу Геракла также вцепился рак Каркинос, но он раздавил его. После этого чудовище было побеждено. Ядом гидры Геракл смазал свои стрелы, после чего раны от них стали смертельными.

Если у тебя что-то не получается, т.е. встала неразрешимая проблема, позови на помощь друга – он тебе поможет (этот друг Иолай). Дружба в античности была одной из высших добродетелей. Примером высшей дружбы является дружба героев Троянской войны Ахилла и Патрокла. Патрокл побуждал Ахила к сражению и погиб в его доспехах. В истории, священный Фиванский отряд, 12000 воинов которого были связаны узами нерушимой дружбы.

Итак, вместе с другом вы решите эту проблему (проблема - это Лернейская гидра). Но если появляется другая проблема более легкая (Рак Каркинос пытался затащить Геракла в болото) - реши ее сам, не заставляя друга все делать за тебя. Царь Эврисфей не засчитал этот подвиг из-за помощи Иолая (Все же ты должен решать проблему без помощи, но, с другой стороны, решить ее можно было только с другом – хотя подвиг и не был засчитан Эврисфеем – проблема была решена).
^ III Киренейская лань

Эта Лань послана в наказание людям Артемидой. Она не знала усталости и молниеносно носилась по полям, опустошая их. Эврисфей велел Гераклу поймать лань живой. Целый год Геракл бегал за животным, только после того как Геракл ранил Лань стрелой в ногу, ему удалось схватить ее.

Не ленись и трудись над поставленной задачей, преследуй свою цель (как Геракл преследовал Киренейскую Лань). Преследуй цель до тех пор, пока она не будет достигнута. Если задача очень сложна для тебя, то прибегни к “хитрости” (Геракл ранил Киренейскую Лань). Как ученик для решения сложной математической задачи применяет формулу - в этом или другом случае ты победил.
^ IV Эримафанский вепрь

Вепрь, живший на горе Эриманф, убивал людей своими огромными клыками. Геракл долго преследовал его, загнал в снег на вершине горы, связал и живьем отнес в Микены. Эврисфей, увидев кабана, от страха спрятался в кувшин.

Решай проблему до самого конца, так, чтобы “не она ставила тебя в тупик, а ты ее”. Для победы ты можешь прибегнуть к хитрости (Геракл загнал вепря в снег). До того, как Геракл поймал вепря, по пути к нему, у Геракла было то же сражение, Геракл перебил племя Кентавров - Лесных демонов, полулюдей, полуконей. На наш взгляд, перебить племя Кентавров было сложнее, чем поймать вепря, т.е. более сложные проблемы всегда вначале, а потом всегда лучше и легче. (Например, когда человек выучит один иностранный язык, следующий учится легче - так происходит обычно).
^ V Авгиевы Конюшни

Сын бога солнца Гелиоса царь Элиды Авгий имел громадное стадо коров. Весь его скотный двор много лет не чистился и был завален навозом. Эврисфей приказал Гераклу очистить этот скотный двор. Геракл предложил его очистить за 1 день, если Авгий отдаст ему десятую часть стада. Авгий согласился. Геракл перекрыл течение двух рек и направил воду на скотный двор. За день весь навоз был смыт, но Авгий нарушил свое слово и не дал Гераклу коров. Через несколько лет Геракл отомстил царю-обманщику. С большим войском он вторгся в Элиду, разгромил войско Авгия и убил его самого стрелой. После победы Геракл учредил Олимпийские игры, которые справлялись каждые четыре года с 776 г. до н.э. до 394 г.н.э.

Очищение скотного двора может показаться не сложным делом, а, скорее, неприятным, но если это так, то тут можно найти вполне нормальный способ решения задачи - говорит миф. Какая бы задача ни была тебе дана, потрудись и реши ее - это раз. Выбирай верный путь к решению задачи (в историческое время так поступал Сократ) - это два. За работу ты можешь попросить награды (за очищение двора Авгий обещал дать десятую часть скота). Но Геракла не наградили, точнее не дали обещанного. Миф говорит: лучше ничего не просить. С другой стороны, смысл мифа заключается в ином - вода может смыть все, даже самое грязное, также может очистить душу человека. (В древности люди очищались с помощью погружения в воду. Они делали это в близких реках, озерах, морях, водопадах - это был один из способов очищения души от грехов). Вывод: реши любую задачу, как бы трудна она ни была.
^ VI Стимфалийсике птицы

Птицы около города Стимфала уничтожили животных и людей своими медными когтями и клювами. Свои бронзовые перья они могли пускать подобно стрелам. Геракл взошел на холм, у подножия которого был лес, где жили птицы, и ударил в подаренные ему Афиной тимпаны - музыкальный инструмент в виде бронзового барабана. От оглушительного звона птицы в ужасе поднялись над лесом. Они начали пускать стрелы-перья, но Геракл стал разить птиц своими стрелами, и остатки птиц улетели в далекие края.

Для победы ты можешь “припугнуть” и “испугать”, т.е. думать о будущем, моделировать для себя всю жизнь (Геракл оглушил стимфалийских. птиц). Ты должен знать все на будущее. Не бойся если проблем много (Стимфалийские птицы это проблемы). Разрешай их так, чтобы у тебя их не было т.е. решай с первого раза (Геракл поражает птиц с первого раза, метко и точно разит их своими ядовитыми стрелами). Если часть проблем уйдет другим - будь хладнокровен этот другой должен решить их (Часть птиц улетела, но потом их добили аргонавты).Основное: будь смел и ничего не бойся.
^ VII Критский бык

Миносу, царю Крита, Посейдон послал громадного быка, чтобы он принес его в жертву. Но Минос пожалел быка и решил оставить у себя. Тогда Посейдон наслал на него бешенство, и бык опустошил весь остров. Геракл приплыл на Крит, поймал и укротил быка. Затем на его спине он переплыл море и вернулся в Пелопонесс. Эврисфей отпустил быка, а на Марафонском поле его убил Тесей.

Не обращай внимания на то, что происходит у других (Споры Посейдона и Миноса) - давай свою работу и быстро решай ее. (Геракл укрощает Критского быка). Ты можешь научиться пользоваться этой проблемой (Геракл переплыл море на полуживом быке). Сделал дело - гуляй смело, тебя не должно волновать, что будет в дальнейшем - ты сделал свою работу (Эврисфей отпускает быка на волю). Если задачу “обновят” ее решит кто-нибудь другой (На марафонском поле Критского быка убил Тесей).
^ VIII Кони Диомеда

У царя племени бистонов из Фракии Диомеда были волшебные кони. Они были прикованы железными цепями в стойлах, а кормили их человеческим мясом, мясом чужеземцев. Геракл освободил коней и поручил их охрану Абдеру, Абдера растерзали кони, Диамед пал в битве с Гераклом, Геракл похоронил Абдера и назвал в его честь город. Геракл пригнал коней Эврисфею, от приказал выпустить их и они убежали в горы, где их съели дикие звери.

Если ты видишь что-то прекрасное, и над этим прекрасным царит зло – освободи это прекрасное от зла (Прекрасные кони). Более того, сражайся со злом (Поручив охрану коней Абдеру, Геракл убивает Диомеда, Абдера убивают кони) – если с твоим другом (друг – это Абдер) что-то случилось по твоей вине постарайся эту вину, любым способом, как угодно, искупить. (Геракл назвал в честь погибшего Абдера город). Делай дело до конца несмотря ни на что, даже на самое страшное (т.е. смерть друга) (Геракл доставил Диамеда Эврисфею, и он отпустил их на волю, где и их растерзали дикие животные). Все же, Геракл сделал сове дело!
^ IX Пояс Ипполиты

На Северном берегу Черного моря страна Амазонок - женщин-воинов. У царицы амазонок Ипполиты был пояс - знак власти над всеми амазонками. Дочь Эврисфея хотела иметь этот пояс, и царь послал Геракла в страну амазонок. Геракл собрал лучших героев в числе их был Тесей, и поплыл в Черное море. Ипполита хотела отдать пояс героям, но коварная Гера, жена Зевса и враг Геракла - поссорила амазонок с греками. Началась битва, амазонки были побеждены, Ипполита попала в плен к Гераклу. Геракл отпустил ее, но забрал пояс.

Ради исполнения совей цели ты можешь уйти из своей страны в другую страну - т.е. совершить путешествие (Геракл отправляется в страну амазонок). Как бы ни был сложен твой путь - преодолей его - тогда ты доберешься до своей цели (Геракл приплыл в страну амазонок. Он попросил Ипполиту отдать пояс (т.е. не вступай в бой, а решай вес переговорами) - это будет правильнее, а если не захотят словом тогда - силой, т.е. если тебе не верят, а ты говоришь правду добейся правды и мира и заверши свое дело кто бы против тебя не стоял будь то женщина или мужчина.
^ X Коровы Гериона

Геракл направляется на Крайний Запад. Он должен был пригнать в Микены стадо пурпурных быков трехглавого Исполина Гериона. Сидя на берегу океана, Геракл не знал, как добраться до лежащего посреди океана острова, но тут же увидел, что спускается с небес бог Солнца Гелиос. Тяжело Гераклу смотреть на Солнце, в гневе направляет он свой лук на лучезарного Гелиоса, Гелиос спустил на землю свой челн, на этом челне Геракл добрался до Эритии и завладел стадом Гериона, пригнав быков в Микены он отдает их Эврисфею, а тот принес их в жертву Гере.

Да, правда знали древние греки настолько хорошо человеческую жизнь все предусмотрели в своих мифах. В этом мифе Геракл создал Гибралтарский пролив. Как говорит миф, он сделал это в память о себе, чтобы его потомки да и не только они, а вообще все человечество помнило о нем и его подвигах. Что нам могут сказать коровы Гериона? Смело отправляйся в свой путь и ничего не бойся, но помни о трудностях на своем пути. (Геракл страдал в походе от палящих лучей солнца). Когда ты не можешь пройти свой путь ты можешь пойти на самый отважный шаг. (Геракл направил стрелу на Гелиоса и тот для путешествия дал ему челн) т.е. не бойся никого даже самого бога. Воспользуйся своей смелостью и приди к решению задачи. (Как это сделал Геракл). (В Италии разбойник Как похитил у него часть коров которых Геракл забрал у Гериона, Герион же был убит стрелами Геракла. Как загнал коров в пещеру, Геракл не мог их найти и погнал оставшихся коров дальше, в пещере замычала одна корова, Геракл нашел их, освободил и убил Кака). Здесь шифр такой: поздно или рано все раскрывается - будь хладнокровен и смел (После этого Геракл в Скифии встречается с Полудевой-полузмеей они вступают в брачную связь у них рождаются дети). Итак, все твои страдания будут непременно вознаграждены, но не забывай о деле (Геракл пригнал коней в Микены и отдал их Эфврисфею, а он приносит их в жертву Гере).
^ XI Небо Атланта

Этот подвиг был самым трудным. Геракл должен был найти титана Атланта, который держал на своих плечах небесный свод, и принести трех золотых яблока из сада дочерей Атланта Гесперид. Долго странствовал Геракл по всему миру. Наконец, Геракл нашел Атланта. Титан согласился дать ему три яблока, но, пока он ходит за ними, Геракл должен подержать за него небесный свод. Страшная тяжесть навалилась на героя. Держать небо помогала ему богиня Афина. Атлант хотел обмануть Геракла и навечно заставить держать небесный свод, ему это не удалось. С тремя золотыми яблоками Геракл вернулся к Эврисфею, Эврисфей дарует яблоки Гераклу, но Афина отдает их обратно Гесперидам.

Если тебе что-то надо сделать и ты не в силах это сделать попроси другого - того, кто может это сделать, но не просто так - “замени его” - “поменяйся ролью с ним”, т.е. если тебе делают добро отплати тем же добром пусть это будет очень сложно но ты обязан это сделать. Делай дело, одновременно и думай. Делай дело так. чтобы тебя не обманули. (Атлант хотел навечно заставить Геракла держать небо пока он не добудет яблоки Гесперид). А если дело совсем плохо и ты не знаешь, что тебя обманули - “схитри” сам, только “хитри”, в благих целях и, главное, мудро. (Когда Атлант принес яблоки Гераклу, собираясь уйти навечно, Геракл попросил его подержать за него небо пока он не подложит себе под голову подушку, и встанет опять. Атлант поверил, - и остался там стоять навечно). Заверши свое дело. (Эврисфей дарит яблоки Гераклу Афина возвращает их обратно).
^ XII Кербер

Эврисфей послал Геракла в подземное царство Аида, чтобы Геракл привел ему стража этого царства - трехглавого пса Кербера. Геракл спустился в царство Аида изловил Кербера, принес его в Микены. Там, где падала пена из пасти Кербера вырастали ядовитые травы. Увидев пса, Эврисфей пришел в ужас и на коленях умолил Геракла отнести его обратно в царство мертвых, он так и сделал.

Возможно, здесь хранится информация о том, что будет с человеком после его смерти.

Не бойся спуститься в Аид. Много чего придется преодолеть тебе, чтобы возвратиться в свой мир. Ты должен все преодолеть. Владыка Аид, возможно, даст тебе задание, после чего ты можешь уйти спокойно. Ты должен преодолеть что-то страшное (т.е. Кербер), и потом возвратиться в свой мир. (вар. I)

Будь смел и ничего не бойся, терпи все ради исполнения своей цели ты можешь пойти на самый опасный шаг (Геракл спускается в царство мертвых) сразись со своей страстью (возможно, что страсть представлена в виде Кербера) и выйди героем м победителем - это был последний из великих подвигов Геракла (вар. II).
Заключение

Подвиги Геракла имели очень важное педагогическое значение в древности, поскольку жизнь его представлялась исполненной великих трудов на благо человечества. Свидетельством тому может служить тот факт, что в Древней Греции существовали так называемые школьные землячества, носившие имя какого-либо героя. Известны землячества Геракла, Тесея и др. Это говорит о том, что не только Геракл, но и другие представители героической мифологии являлись образцами для подражания подрастающего поколения. Особенно большое значение подвигам Геракла уделялось в средние века, например, образ Геракла рассматривался как аллегория астронома ученика, а Атланта - астронома учителя, что было позднее отражено в гравюре на титульном листе знаменитого звездного атласа Иоганна Байера (1603 г.) .

На наш взгляд, этическое толкование подвигов Геракла и других персонажей героической мифологии может быть весьма полезным в современном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веташ В., Веташ С., Астрология и Мифология. М.,1998 г.

2. Крапп Э. Астрономия: Легенды и предания. М., 1999 г.

3. Лосев А.Ф., Мифология греков и римлян - М., 1996.

4.Лосев А.Ф. Античная философия и общественно - исторические формации // Античность как тип культуры - М., 1988.

5. Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. 2 изд., т.12. М., 1969.

6. БЭС “Мифология”. М., 1998.

7.Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999.

Историческое значение подвигов Геракла.

Сочинение на лит.конкурс «Фразеологические обороты» (полный вариант)

Эпиграфы

«Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться!»

К памятнику героя не зарастет народная тропа!

Вступление

Сейчас только и слышно - «Греция! Греция - то, Греция - сё!»

А что мы знаем про Грецию, кроме миниатюры А. Райкина «В Греческом зале», да классической фразы, что в ней всё есть?

Да. Есть всё! И с незапамятных времен!

Есть даже своя олимпийская база у горы Олимп. Правда, у них она не как у нас, в Сочи, в Красной поляне, где всё для народа.

Вот хвастаются греки, что придумали демократию, а у самих-то верхняя олимпийская деревня такой элитой занята, что туда только одному простому смертному и то виночерпием удалось устроиться.

Посмотришь, кстати, в том же Греческом зале, на эту компанию,(а многие из них состояли в тесных родственных отношениях!), ну, прямо боги и есть! А начнешь про них читать - ничто человеческое им не чуждо!

А их старшой, Зевс, вообще установил деспотизм — непотизм- волюнтаризм, и такие финты выкидывал, что диву даёшься! То из своей головы дочку Афину родил уже с копьем в руке, то в быка превратился и похитил красавицу Елену, то, ослепленный страстью к Алкмене, верной своему мужу Амфитриону, преобразивщись в него, вероломно соблазнил женщину.

Не дозрело тогда общество до профкомов и парткомов, вот и распустились некоторые, возомнившие о себе невесть что!

Основная часть .

Кстати, после этого мезальянса с Алкменой на свет должен был появиться ребенок. Вот чего не отнять у Зевса, так это то, что, несмотря на свой аморальный образ жизни, он не бросал своих внебрачных детей на произвол судьбы и не только сам за ними присматривал, но и другим наказывал радеть за родного человечка.

Так что в верхней олимпийской деревне все уже знали, что будет мальчик по имени Геракл, и что ему предназначено героическое будущее.

Ну как, скажите на милость, к этому могла отнестись законная жена Зевса, Гера? Да если бы она могла метать громы и молнии, то человечество ещё тогда прекратило бы своё существование

Слава Зевсу, что это был его рабочий инструмент, который он берег, как зеницу ока и прерогативу им пользованием никому не уступал!

Ясное дело, мачеха решила убить новорожденного. В духе того времени, наслала Гера на Геракла и его двойняшку-брата Ификла двух огромных ядовитых змей. Подкравшись к колыбелькам детей, змеи, очевидно, желая выслужиться перед богиней, устроили возню — кто укусит Геракла, чем и разбудили лихо на свои головы, потому что, не мудрствуя лукаво, он схватил их за шеи своими пухлыми ручонками и удавил обеих к чёртовой матери! И тем самым еще больше настроил злую Геру против себя.

Пройдут годы, Геракл вырос, завел счастливую семью, детей...

Вот тут-то злопамятная богиня и решила нанести ему удар из-за угла! Ведь, где тонко, там и рвется! Она наслала на него богиню глупцов рыжую Атэ, которая одурманила Геракла.

Обезумев, он принял своих детей за ужасных двуглавых чудовищ и убил их. Тут повязка безумия спала с него и, увидев дело рук своих, в ужасе бежал Геракл из дома.

Он присоединился к команде аргонавтов Язона, направившегося в Колхиду, чтобы похитить Золотое Руно, но боги предназначили Гераклу другую судьбу и послали на встречу с ним гонца.

И сказал быстроногий Гермес: «Брат мой, Геракл! Выслушай повеление отца нашего, всемогущего Зевса. Отправляйся в места не столь отдаленные к царю Эврисфею, служи ему верой и правдой, как раб на галерах, выполняй все его прихоти. Искупи подвигами свою вину. И да простят тебя Боги!»

Не откладывая дело в долгий ящик, пошел Геракл в другое царство-государство. И долго он брел, не отряхивая пыли с сандалий, палимый солнцем, в дождь и в бурю.

Но вот и конец - всему венец! Достиг он цели, наконец! Как вдруг - опаньки!

Испуганный Эврисфей, этот Иуда, по наущенью Геры (воистину – «Cherchez la femme!»), послал его за тридевять земель, чтобы победить немейского льва.

(Где ему, скудоумному Эврисфею, самому было додуматься до такого. Все же не каждая кухарка может управлять государством!) Молча выслушал Геракл повеление. На челе его высоком не отразилось ничего. Приняв как должное, отправился герой в путь, нашел льва, и так, в сердцах, врезал ему дубиной по каменному черепу, что камня на камне не оставил, потом ободрал его, как липку, содрав последнюю шкуру (такова была львиная доля!) и со щитом вернулся к Эврисфею.

Испуганный царь задрожал от страха, как осиновый лист, и, даже не накормив героя хлебом-солью, не моргнув глазом, тут же заявил, что, мол,нечего Гераклу лодыря гонять,баклуши бить и отправил его на борьбу с терроризмом в лице лернейской Гидры.

Промолчал Геракл в тряпочку.

Долго искал подколодную гадину, выманил ее из болота и срубил мечом ей все головы, кроме одной, а они, как Феникс, снова оживали и набрасывалась на него. И опять приходилось начинать всё с яиц Леды, и рубить волшебным мечом из последних сил направо и налево.

Уже мурашки забегали по спине героя, пока он не догадался прижечь отрубленные шеи. Правда, выше головы не прыгнешь. Даже он не мог справиться с последней, бессмертной головой. Но он завалил ее огромными камнями, а отрубленные головы преподнес Эврисфею на блюдечке с голубой каемочкой.

Но какой смысл метать бисер перед свиньями! Эта нищая духом марионетка, у которого на лбу было написано, что он олух царя небесного, опять решил убрать героя с глаз долой и наказал ему подстрелить эвриманфского вепря!

Ну что ж, взялся за гуж - не говори, что не дюж! Нашел Геракл зверя и такой шум поднял, стуча мечом в щит, так орал во всю Ивановскую, что загнал перепуганного вепря в глубокий снег на вершине горы и пленил его.

Но неистребимый страх царя перед героем и женская месть не знают границ.

И вновь, являясь рупором Геры, Эврисфей, этот пигмей, недостойный развязать ремень сандалии Геракла, посылает его в дальние дали ловить киренейскую лань, любимицу богини Дианы.

Это была действительно чуткая и быстрая, как стрела, лань. К ней на козе не подъедешь!

Но Геракл, после изнурительных предварительных тренировок, все же разыскал ее и, не разбирая дороги, долго гонял, как шведа под Полтавой. Правда, безуспешно.

Тут надо признаться, что, хотя он был и сам парень не промах, герою все же всегда в тяжелые моменты приходили на помощь не только спецвоинское снаряжение, изготовленное и подаренное богами, но и сами боги своими советами. Они являясь ему или во сне, или, при необходимости, наяву, напрямую, а не как в театре, из «механизма». Так и богиня Афина посоветовала Гераклу поймать лань сетью.

И вот уже Геракл с радостным воплем: «Ах, попалась птичка, стой! Не уйдешь из сети!», снова под фанфары возвращается к Эврисфею, и снова тот отсылает его черт знает куда – черт знает зачем.

Но Геракл не лез на рожон. Его мотто было: «ни гу-гу!»

Он свято выполнял взятые на себя обязательства и достойно нес свой тяжелый крест! Ни шагу назад!

И, даже будучи сыном Зевса, не гнушался никакого труда, боролся за чистоту не на словах, а на деле, не боясь ударить в грязь лицом, очистив за ночь Авгиевы конюшни.

Так гоняли коварная Гера с Эврисфеем Геракла в хвост и в гриву. Так и мотался Геракл между Сциллой и Харибдой, не имея где голову преклонить, наступая на горло собственной песне, с олимпийским спокойствием без страха и сомненья покрывая марафонские дистанции и совершая раз за разом свои подвиги.

Был он и на краю света, куда попутно помогал Макару телят гонять.

Не только знал где раки зимуют, но даже с одним из них, очень, кстати, музыкально одаренным, был приглашен в загороднюю дачу Кузькиной матери на Кудыкиной горе, где насвистывал, правда вторым голосом, ее любимую песню «Та женщина, которая поет»! «Я в шоке!» - закатывала мама глаза.

Но всему есть конец. Не выдержал и Эврисфей.

Когда он увидел что Геракл приволок к нему на цепи Цербера, злобного трехглавого пса, стража подземного царства, у него душа ушла в пятки. Царь в ужасе прокричал: «Довольно, Геракл! Я не смею держать у себя на службе того, кто победил саму смерть! Отведи чудовище обратно...и ступай куда хочешь! Ты совершил все двенадцать подвигов. Наказание кончилось. Боги простили тебя. Ты свободен!»

Что ж,мавр сделал свое дело на все сто, мавр может удалиться.

О, сладкое слово СВО-БО-ДА!

Запах родины, дым отечества донеслись до героя.

Призвав Небо и Землю в свидетели, Геракл не стал откладывать уход на завтра.

Не стал и высказывать царю всё, что накипело на душе, всё, что он о нем думает, а молча, по-английски, удалился в родные Фивы, где ждала его верная жена Мегара с надеждой построить ab ovo нормальную семейную жизнь.

И шел герой через горы и леса, через реки и поля, напевая откуда-то возникшую мелодию, на которую через много-много лет напишут слова: «Нам песня строить и жить помогает!»

P.S . Злые языки утверждают, многозначительно и скабрезно похихикивая, что Геракл совершил не двенадцать, а тринадцать подвигов. Но никаких подтверждений почему-то не приводят!

Заключение

Теперь насчет исторического значения.

Мне кажется, что древнегреческий национальный герой Геракл всей своей жизнью, начиная с колыбельного возраста, можно сказать, «с детских пеленок», доказал, что пусть одна ласточка весны не делает, но с божьей помощью и один в поле воин.

Придерживаясь единственно верной генеральной линии борьбы со злом во всех его проявлениях, несмотря на отдельные перегибы и перекосы, (что проявилось в действиях по принципу: «Лес рубят- щепки летят!», нарушая при этом все Законы о защите окружающей среды и Хельсинкские соглашения), Геракл внёс свою посильную лепту в дело построения Коммунизма - светлого будущего всего Человечества.


Геракл — античный герой, сын Зевса и Алкмены, верховного божества греческого пантеона и земной женщины. В латинской транскрипции имя героя звучит как Геркулес, но пусть вас это не смущает — Геркулес и Геракл являются одним и тем же персонажем. Будучи полубогом, Гекарл всю свою жизнь добивался расположения своего отца-громовержца и возможности попасть на Олимп, для чего ему пришлось осуществить 12 подвигов, которые и увековечили имя героя в веках. Данный миф не стоит воспринимать буквально. Все жизнеописание Геракла — это шифр, разгадав который человек сможет найти путь, ведущий к познанию его божественной природы.

В младенческом возрасте Геракл одолел двух змей, которые заползли в его колыбель. Этот символ можно понимать, как проявление силы чистого, детского сознания, обладающего контролем энергии кундалини или сексуальной энергией, изображаемой в виде двух змей. Следует также понимать, что самые судьбоносные победы случаются спонтанно, бессознательно, без страха и сомнений. Именно они являются определяющими в нашей судьбе, как победа над змеями стала определяющей в судьбе маленького Геракла — узрев силу своего пасынка, Амфитрион, муж Алкмены, принял решение дать малышу всестороннее образование, которое в будущем станет фундаментом для рационального и сознательного использования своих способностей.

В жизни Геракла ключевую роль играют Зевс и Гера, символизирующие, соответственно, мужское и женское начала. Мужское начало несет в себе гармонию, желание учиться, стремление к познанию, олицетворяет порядок. Женское — напротив, сеет разрушение и хаос, пробуждает животное в человеке и толкает его на глупые, опрометчивые поступки.

Геракл совершил множество героических деяний, в основном ратных, но их можно списать на слухи и легенды, коими оброс первоначальным миф о полубоге. Основными же являются 12 подвигов, совершенных Гераклом на службе у царя Эврисфея. Их можно окрестить «подвигами духа», потому что герой наверняка осознавал никчемность своего повелителя, и несмотря на это все равно смиренно принимал вызовы, бросаемые ему. Служение — один из краеугольных столпов всех религий, именно оно проявляется в упорстве Геракла на службе у Эврисфея, в отказе от собственной гордыни в пользу накопления внутренней силы и мудрости, искупления былых ошибок и духовного роста.

В юности Геракл был щедро одарен богами, что тоже несомненно является актом символизма. Каждый из этих подарков можно понимать исходя из черт, приписываемых божествам дарителям. Так, Гермес преподнес Гераклу острый меч — острое слово, красноречие; Аполлон преподнёс лук и стрелы — изящность, эстетизм, артистизм или просто солнечный, благотворный настрой; Гефест подарил панцирь — физическую искусность и силу; Афина соткала одежды, наделив героя мудростью, духовностью, решительностью, бесстрашием и здравомыслием, без которых остальные дары окажутся бесполезными.

В юном возрасте Гераклу довелось защитить родной город от врагов, после чего он женился и стал жить как обычный человек, в тепле и уюте, довольствуясь тем, что называют «обычное человеческое счастье». Но разве для этого были дарованы ему божественные способности? Не находя выхода, сила Геракла привела к его помешательству — в неконтролируемом приступе ярости герой убивает свою жену и детей, после чего, по совету богов, поступает на службу к Эврисфею, дабы искупить свои деяния и раскрыть свой потенциал, познав таинства своего высшего «Я».

Его первым подвигом стала победа над Немейским Львом. Победив льва, Геракл подчинил себе свои глубинные, подсознательные, животные силы и овладел солнечной энергией, которую символизировал лев. Шкура льва, которая в будущем служит Гераклу защитой, указывает на то, покоренные страсти служат верной защитой человеку, делая его невосприимчивым к внешним враждебным выпадам.

Вторым подвигом Геракла была победа над Лернейской Гидрой, которая, как и Немейский Льв, была порождением Ехидны, образа тьмы, кроющейся в человеческом бессознательном. Гидра олицетворяет сразу целый ряд человеческих пороков, «имя им Легион». Это иллюзорность, фобии и такие пороки, как зависть, самомнение, лень, гнев, чревоугодие — их невозможно поставить на собственную службу, а ушедшему неизменно приходит на смену другой, или даже несколько, что изображено в виде голов Гидры. Геракл и отступал, и вяз в трясине, и подвергался нападению рака, и даже прибегал к помощи своего племянника Иолая, что намекает на важность родственных уз и младшего поколения в попытках совладать с темными сторонами своей души.

Рак иллюстрирует генетические предрасположенности и наследственность, но Геракл просто раздавливает его — даже самые тяжелые, неминуемые проблемы рода не могут отвлечь истинного стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Победить Гидру Гераклу удается с помощью огня, символизирующего активное действие, добродетель, созидание. То есть путь к победе над своими слабостями лежит в смещении позиции с «не делать плохого» на позицию «делать хорошее». Но одна из голов Гидры бессмертна и ни отсечь, ни прижечь ее нельзя — Геракл придавливает эту голову осколком скалы — символом твердости, верности, постоянства. Избавиться от порока окончательно нельзя, но лишь неустанная бдительность способна уберечь от него.

Третьим подвигом Геракла стала ловля Керинейской лани, любимицы богини Артемиды. Охота здесь — это не убийство, а приобретение. Ее золотые рога и медные копыта — символ материального богатства, а неутомимость и игривость — страстей и эмоций. После длительной подготовки Геракл преследовал лань до самой Гипербореи. Это погоня за радостями жизни, как эмоциональными, так и материальными, столь заманчивыми и искушающими. Геракл в различных интерпретациях ловит лань по-разному, но в каждом из представленных способов, коих подразумевается множество, таятся терпение, усердие и самоконтроль.

Четвертый подвиг Геракла заключался в том, чтобы изловить Эриманфского вепря. Специфика подвига в том, что путь на гору Эриманф, где и обитало чудовище, лежал через дубовую рощу, где жили кентавры и миновать встречи с ними не было никакой возможности. Именно встреча с кентаврами играет тут основную роль, а не ловля кабанчика. И это урок о сути легкомыслия, которое приходит после победы над пороками, покорении страстей и обретении материальных благ. Геракл принимает приглашение Фола, самого милого из кентавров, погостить у него. Но дружеские посиделки превращаются в кровавое побоище, спровоцированное другими кентаврами, обиженными на то, что их не позвали. В пылу драки, разгоряченный вином Геракл смертельно ранит фола и Хирона, мудрейшего из кентавров, учителя Ахиллеса и своего друга.

Кентавры, спутники Дионисия, символизируют, помимо прочего, пьянство. А лес, роща — священное пространство души, в котором бродят искушения, и разряда тех, что причиняют вред не другим, но самому себе. Да и вепрь является символом неумеренности, нисхождения, плотских утех, вредящих духу. И Геракл поддается соблазну, что оборачивается гибелью Хирона, целителя — поддаваясь соблазнам то, что должно исцелять, оказывается уничтоженным. Самого вепря меч не брал, и Геракл ослепил его солнечным лучом, отраженным от щита, испугал криками и шумом и загнал на горную вершину, где тот увяз в снегу. Это является практической подсказкой — грубая сила не одолевает слабости, но возможность «ослепить» их, лишиться источника искушения и дать возможность выйти эмоциям, по-детски крича и валяя дурака может оказаться эффективным решением. Геракл принес живого кабанчика Эврисфею, но дальнейшая судьба его неизвестна, что можно понимать как намек на неистребимость внутренних слабостей и искушений. Тут, как и с Гидрой, поможет лишь несгибаемое намерение.

Поймав вепря Геракл получил задание перебить свирепых и кровожадных гигантских птиц, обитающих на болотистом озере близ Стимфала. Птицы эти символизируют низменные, похотливые человеческие помыслы. Сперва Геракл поражает птиц стрелами, подарком Аполлона, символизирующим ясные мысли. Но птиц много и такой метод оказывается недейственен. Их необходимо изгнать. Афина, символизирующая интеллект и практицизм, приходит на помощь Гераклу — дарует ему трещотки, изготовленные Гефестом, звук которых изгоняет птиц из долины. Негативные мысли способна изгнать продуктивная творческая деятельность, поскольку возможность творить является, сама по себе, даром богов.

Авгиевы конюшни — шестой подвиг Геракла. Тридцать лет копился навоз в конюшнях царя Авгия и убрать его поручили герою. Но это урок рационального мышления — Геракл вычистил конюшни, но сделал это, направив на скотный двор поток реки, который и смыл все нечистоты. В ментально-эмоциональном плане данный подвиг является символом очищения. Гераклу, кстати, за работу полагалась десятая доля стад Авгия, но тот пожадничал и воспользовавшись нестандартным подходом Геракла лишил его награды. Обман также является частью жизни и предвидеть его не дано, порою, даже героям. В последствии, правда, Геракл отобрал у Авгия все его богатства, но это было уже потом.

Седьмой подвиг — бык с острова Крит, которого необходимо было победить. Бык был даром самого Посейдона, но Минос, царь Крита, не принес быка в жертву, как следовало бы, в следствии чего Посейдон наслал на быка бешенство. Страсть, желание, вожделение, чувственный инстинкт, — все эти качества воплощены в символе быка, традиционном архетипе коллективного бессознательного. О также символизирует смесь женского и мужского начал, стихий огня и воды. Постичь единство этих разностей, а также укротить страсть и обрести господство над своими желаниями — истинный мотив подвига. Гераклу следовало не уничтожить, а укротить быка, для чего необходимо было познать и изучить его. Как Гераклу удалось укротить быка — остается загадкой, что можно понимать как намек на индивидуальный путь для каждого — конкретные рекомендации тут бессильны.

Восьмой подвиг — получения пояса Ипполиты. Тут затрагивается щекотливая тема отношений мужчины и женщины. Ипполита, предводительница амазонок, владеет поясом Ареса, бога войны. Тут кроются сложные взаимосвязи мужского и женского. Мужчина без женщины, как и женщина без мужчины — несколько неполноценны, негармоничны. В разных версиях мифа Геракл по-разному завладевает поясом: в одном он получает его в награду или заслуживает, в другом — отнимает силой. Но оба варианта иллюстрируют, что мужчина получает от женщины именно то, что дает ей. И только интриги Геры, а также мнительность, подозрения, страхи и эго Ипполиты приводят к тому, что битва все-таки случается, а Ипполита, поддавшись голосу темного начала, либо погибает, либо остается в проигрыше. Урок данного подвига ясен: мужчине не стоит идти на поводу у опасных бездумных порывов своей агрессии, а женщине следует сознательно работать со своими тайными страхами и неуверенностью.

Диомедовы кони — девятый подвиг Геракла. Диомед кормил своих коней плотью врагов и животные, олицетворяющие обычно светлые стороны, представлены тут в противоположном образе. Судя по всему, они олицетворяют время, пожирающее человеческую плоть, а также нематериальные страсти, такие как жажда власти. Геракл взнуздывает коней и побеждает самого Диомеда, но в процессе гибнет его друг, что символизирует неизбежность жертв на пути познания. Лошади, в результате, были успешно доставлены Гераклом в Микены. Их принесли в жертву богам или, по другой версии, выпустили в лесные чащи, где их растерзали другие хищные звери. Моральность и духовность в человеке способны укротить и подчинить себе жажду нематериальных благ, которые, впрочем, могут быть уничтожены иными желаниями и страстями в дебрях человеческой души. Рассматривая лошадей как символ времени можно прийти к выводу, что человек, умеющий распределять и управлять своим временем, либо жертвует его на благо собственного совершенствования и развития, либо направляет его в активную жизнь вовне, в результате чего время, что пожирает человека, само оказывается пожираемо деятельностью.

Десятым подвигом Геракла было задание выкрасть целое стадо красных коров у монстра-великана Гериона, жившего далеко на Западе, традиционно ассоциирующимся с царством смерти. Сей подвиг можно рассматривать как умерщвление стереотипного мышления и обретения свежего просветленного сознания. Стражи коров — слуги Гериона: великан Эвритиона и собакоголовый Ортр, порождение Ехидны. Вместе они олицетворяют бесформенную первобытную природу, дикость и двойственность, которая является источником темных глубин бессознательного, агрессивно отторгая наше сознание от спокойствия и гармонии единства. Герион же приходится братом Ехидне. Он очень уродлив — у него три сросшихся туловища, три головы, и по шесть рук и ног. Очевидна аллюзия на библейское зловещее число зверя — 666, которая подчеркивает могущество этого дьявольского порождения. Возможно, тело Гериона — метафора закоснелости ментального, чувственного и физического миров человека; его головы, отдельные, и все-таки соединены — метафора дифференцированного, не универсального сознания, а ноги и руки — противоречивые и несогласованные действия.

По пути к Гериону Геракл достигает края земли, где сооружает вход, точнее, границу между мирами, известную как Геркулесовы столпы. Эти ворота как бы отделяют бытовое сознание от медитативного, необходимого для особого рода познания. Это свидетельствует, что герою, перед выполнением самого задания, необходимо было дистанцироваться от мира и суетливой поспешности обыденной жизни и обрести знание, но не тот набор функциональных способностей, которыми подменено знание в современном мире, но истинное, сокрытое и доступное лишь истинно страждущим его постижения.

Что бы добраться до острова Гериона, Гераклу одалживает свою ладью сам Гелиос. Солнечное божество, явившееся Гераклу, источало столь яркий свет, что герой хотел было пустить в него стрелу, но такое немыслимое для античного сознания поведение приводит к совершенно неожиданному результату: бог одалживает ему свою же ладью. Это ли не символ, призывающий бросить вызов солнечному рациональному сознанию, и, вопреки ожидаемому поражению неожиданно получить средство свободного беспрепятственного прохождения по водам бессознательного? Самих монстров на острове Геракл побеждает достаточно легко, но во всем неизменно присутствует принцип тройственности. Победа над великанами символизировала победу над хаосом, но хрупкость приобретенного знания демонстрируется в обратном пути — Гераклу предстояло не только получить знание, но и уберечь его, минуя множество препятствий.

Одиннадцатый подвиг Геракла заключался в том, чтобы отыскать чудесный сад Гесперид, и добыть оттуда три золотых яблока, дарующих бессмертие. Но на самом деле — это урок Божественной любви, в поисках которой Геракл преодолел множество преград и даже чуть было не вступил в схватку с самим Аресом. Но в результате, добытые плоды оказались неподвластны простому человеку — Эврисфея попросту не сумел удержать их в руках. Тогда Геракл вернул яблоки в сад Гесперид, принеся тем самым жертву Афине, богине мудрости. В этом подвиге Гераклу не пришлось никого убивать, воровать или чистить — Геспериды сами даровали ему плоды, Атлант передал сей дивный дар герою и лишь для того, чтобы тот вернул их обратно. Божественная любовь всегда даруется и сведущее сознание возвращает эту любовь к источнику. Именно в этой плоскости сокрыты тайны бессмертия.

Последний, двенадцатый подвиг Геракла — победа над Цербером, его пленение. Цербер, сам по себе, не представлял собой отрицательного персонажа — он сторожил врата в царство мертвых, не позволяя душам выбраться из преисподней. Три его головы являлись символом тройственности времени — будущее, настоящее и прошлое. Прежде чем спуститься в царство Аида, Геракл прошел таинство Элевсинских мистерий, в ходе которого познал посмертные состояния, избавившись от страха смерти. Кроме того, герой входит в особое взаимодействие с материей времени. Спутником в путешествии в царство мертвых стал Гермес, того, который известен как Тот-Гермес-Трисмегист, основатель алхимии. Гермес помогает Гераклу успешно пройти аудиенцию у Аида, который дал свое разрешение на то, чтобы герой забрал Цербера, но с условием, что Геракл не будет применять оружия. Хотя он в оружии уже и не нуждается, побеждая Цербера голыми руками, как в самом первом своем подвиге его родного брата, Немейского льва. Круг замыкается.

В будущем Цербер был возвращен на свое место, поскольку герой познал главный закон мироздания — закон целесообразности. Пример Геракла, который спрашивал позволения и вернул, в будущем, Цербера на его пост, учит: даже в познании самой смерти и других миров надо уважать высший замысел, распределившие бытие. Говоря иначе, истинная цель пути, истинное предназначение человека — это познание, воссоединение со своим сознанием и архетипами подсознания, гармоничное взаимодействие с их образами. Включиться в круговорот жизни, обрести гармонию в сосуществовании с ритмами и закономерностями природы предполагает изменение собственного сознания, а не изменение действительности согласно ограниченным представлением своего ума.

Цикл подвигов Геракла — это практически универсальная программа совершенствования человека. Герой проходит внутреннюю самоидентификацию, определяет свою проекцию на внешнюю жизнь и социальную идентификацию, а после — познает сакральные тайны самого мироздания. Подвиги Геракла — практическое руководство по самосовершенствованию, внутреннему и внешнему развитию. Фактически — это дорожный указатель, разглядеть который способен тот, кто истинно жаждет двигаться вперед не только по карьерной лестнице, но и по ступеням развития собственного существа, сокрытого в мясном скафандре.

Геркулесовы подвиги

Геркулесовы подвиги
Легендарный древнеримский герой Геркулес (греч. - Геракл) в припадке безумия, которое наслала на него богиня Гера, убил своих детей. Раскаиваясь, Геракл обратился к Дельфийскому оракулу, прося назначить ему наказание, которое сможет искупить его проступок. Оракул повелел Геркулесу служить 12 лет утиринфского царя Эврисфея и исполнять все его приказы.
На службе у Эврисфея Геракл совершил свои 12 легендарных подвигов, для чего ему понадобилась вся его сила, а также смекалка и добрые советы богов. Подвиги, совершенные Геркулесом:
1. Убил Немейского льва.
2.Победил Лернейскую гидру.
3.Поймал Эвриманского вепря.
4.Поймал сетью неуловимую Киренейскую лань.
5.Истребил Стимфалийских птиц.
6.Очистил конюшни царя Авгия (см. Авгиевы конюшни).
7.Победил Критского морского быка и привел его к царю Эврисфею.
8.Убил фракийского царя Диомеда и привел стадо кровожадных коней к царю Эврисфею.
9.Выполнил приказание капризной дочери царя Эврисфея Адме-ты - побывал в стране амазонок и добыл волшебный пояс царицы Гипполиты.
10.Похитил стадо быков у великана Гериона и привел их к Эврисфею.
11.Отправился на край земли за золотыми яблоками Гесперид, победил Антея и померился силами с Атлантом, какое-то время выполняя его работу, удерживая небесный свод на своих плечах.
12.Спустился в подземной царство Тартар, пленил трехголового пса Цербера и привел его к Эврисфею, который, испугавшись пса, велел отправить его обратно.
Иносказательно: тяжелая работа, требующая приложения всех физических и интеллектуальных сил человека.
Встречается также в варианте Геркулесов труд.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Геркулесовы подвиги" в других словарях:

    Книжн. То же, что подвиги Геракла. БМС 1998, 454 …

    Разведчика. Жарг. шк. Шутл. 1. Подсказка на контрольной работе; подсказка на уроке в присутствии директора. ВМН 2003, 106. 2. Списывание. Максимов, 320. 3. Срыв урока кем л. из учеников. Максимов, 320. Совершить подвиг. Жарг. мол. Шутл. Сходить в … Большой словарь русских поговорок

    1. Прижизненные издания произведений М. А. Булгакова на русском языке 1) Отдельные издания Булгаков М.А. Дьяволиада. М.: Недра, 1925. Содержание: Дьяволиада Роковые яйца №13. Дом Эльпит… … Энциклопедия Булгакова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Геракл (значения). Геракл (Ἡρακλῆς) … Википедия

    Геракл (Ἡρακλῆς) Мифология: Древнегреческая В иных культурах: лат. Геркулес, Hercules Отец: Зевс Мать … Википедия

    С латинского: Ad Herculis columnas (ад хэркулис колюмнас) Из древнегреческой мифологии. Совершая свои подвиги, самый известный герой античных мифов Геракл (рим. Геркулес) прошел через всю Европу и Ливию. По преданиям, в память о своих странствиях … Словарь крылатых слов и выражений

    - (лат. Galfridus Monemutensis, англ. Джеффри, Geoffrey of Monmouth) (ок. 1100 1154/1155), средневековый английский писатель, автор сочинения «История бриттов» и небольшой поэмы «Жизнь Мерлина». Писал на латинском языке. Биография О жизни Гальфрида … Энциклопедический словарь

    Или Геркулес (Heracles, Hercules, Ήρακλής) национальный греческий герой. Древнейший источник, где воспеваются его подвиги, Гомер. У последнего, а также и у Гезиода, Г. является еще вполне греческим героем в вооружении героев доисторического… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме